Жировичский монастырь: где находится и как доехать, история и описание

Жировичи – монастырь Свято-Успенский: как доехать, фото и история

Как узнать суть православной жизни любой страны? Ответ прост – необходимо познакомиться с главными святынями и символами, которые в этой стране есть! Такой же значимой святыней как для России – Троице-Сергиева Лавра, для Украины – Киево-Печерская Лавра, для Беларуси считается Успенский монастырь. Располагается эта обитель в Гродненской области, в п. Жировичи, который находится на расстоянии около десяти километров от административного центра города Слонима. В поселке Жировичи, в монастыре бережно хранится особо почитаемая икона Жировицкой Божией Матери.

История

Свое начало Жировичский Успенский монастырь берет в XV веке. Согласно преданию, в лесу, который принадлежал казначею Литовского и Русского княжества Александру Солтану, 20 мая в кроне старой груши пастухи увидели чудное сияние, а затем и небольшую иконку. Сняв ее с дерева, пастухи принесли икону своему хозяину. Вечером Александр Солтан захотел показать святыню гостям, но ее на месте не оказалось. Утром пастухи нашли иконку на прежнем месте, опять отнесли ее хозяину, он, увидев в этом чудо Божие, дает обет перед Богом построить на этом месте храм Пресвятой Богородицы.

Вскоре здесь был воздвигнут деревянный храм, при нем же – выстроена школа, чтобы обучать детей крестьян грамоте. В 1520 году во время сильного пожара храм полностью сгорел, уцелела только церковная школа. Икону после пожара найти не смогли. Однако спустя какое-то время дети увидели образ Девы в неземных одеждах, сидевшей на камне. Они поспешили позвать на это место родителей и священника, которые, придя сюда, увидели горевшую свечу и Жировицкую икону, почти не опаленную огнем. На этом же месте был построен новый храм, куда и была водворена икона.

В это же время внук Александра Солтана – Иван – приступил к постройке каменной церкви. В XVIII веке возведение церкви было закончено, церковь была освещена и названа в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в настоящее время этот храм носит имя Явленского. Много еще разных событий выпало на долю монастыря в Жировичах. Несмотря на тяжелые периоды в годы Гражданской войны и двух мировых, православные сумели защитить свою обитель и главную ее святыню – икону Божией Матери.

Монастырь в Жировичах: фото, описание

В наши дни Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь является центром православия Беларуси. Ставропигия – это особенный статус, присваиваемый за особые заслуги соборам, монастырям, братствам и духовным школам. Те объединения, которые владеют этим статусом, имеют возможность не повиноваться местной епархиальной власти. Быть в подчинении они могут только у патриарха или синода. «Ставропигия» в переводе означает “водружение креста”, это действительно значит, что в таких монастырях крест ставили именно патриархи. Вот и Свято-Успенский монастырь подчиняется лишь Патриаршему Экзарху всея Беларуси.

На его территории пять функционирующих храмов и принадлежащих им построек. Также на территории имеется огород, сад, свой пруд. Адрес монастыря в Жировичах: улица Соборная, 57, Слонимский р-н, Жировичи, Республика Беларусь.

Свято-Явленская церковь

Эта церковь считается самым старым зданием монастыря, была выстроена во второй половине XVII века. Примечательно, что церковь до сих пор не оснащена электричеством. Тот камень, где дети увидели Богородицу, был освящен и служит в церкви Святым престолом. Под пологом храма расположена гробница архиепископа Михаила Голубовича. Ежегодно 20 мая в церковь приезжает много верующих людей на празднование Явления Жировичской иконы Божией Матери. В храме проходит благодарственная служба этой особенно чтимой святыне.

Свято-Крестовоздвиженский храм

В начале XVIII века одна из прихожанок Жировичского монастыря – некая Элеонора Головищина – принесла в дар 8 тысяч золотых для возведения храма Страстей Христовых для того, чтобы потом в нем проводились по ней панихиды. Возведение завершилось в 1769 году.

Это храм-кальвария, который посвящен обряду паломничества в Иерусалим. Лестница в храме занимает половину помещения. Она является полной копией той, по которой вели на неправедный суд Иисуса Христа.

Свято-Успенский Собор

Он был построен в 1613 году и считается основным храмом монастыря в Жировичах. Средства на его строительство были выделены Иваном Мелешко, который в то время являлся хозяином Жировичей. Внутренняя отделка проводилась на деньги Льва Сапеги, он занимал должность канцлера Княжества Литовского. Высота собора составляет 40, а длина – 55 метров. Ранее под зданием располагалась братская усыпальница и захоронения знатных особ. В XVIIII веке усыпальница была замурована. В центре иконостаса находится икона «Спас Вседержитель» в окладе из серебра. Стены сохранили росписи всех времен. В выходные дни в этом соборе проводятся: в субботний день с 06:00 часов утра – ранняя Божественная литургия, с 18:00 вечернее Богослужение. А в воскресенье и по праздничным дням служатся две литургии – 06:30 и 09:30.

Николаевский храм с Чудотворной иконой

Зимний каменный храм имеет общий вход с Успенским собором. Он небольших размеров, с очень красивыми расписанными стенами, мозаикой на полу. Здесь размещены иконы «Спас», «Святой Николай», «Богоматерь», на алтаре выделяется образ святой Троицы.

В этом храме располагается в золоченом киоте Жировицкая икона Божией Матери.

Водосвятная часовня

В самом центре строений монастыря расположилась Водосвятная часовня. В этом месте можно испить святой воды или набрать ее с собой.

Читайте также:
Благовещенский собор Московского Кремля: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Территория

Территория, принадлежащая монастырю, не очень большая, но уютная. Здесь можно найти зеленый, спокойный уголок для отдыха и послушать перезвон колоколов. Во время посещения монастыря в Жировичах для паломников и гостей всегда открыты монастырская трапезная и хлебопекарня. Здесь есть возможность вкусно покушать и купить монастырской еды домой. Основная часть все же закрыта для посещений. Так, например, храмы Крестовоздвиженский и Явленский можно посетить только с экскурсией, или когда проходит богослужение.

Жизнь в святости

В настоящее время в монастыре проживает около сорока человек монашеской братии. На его территории в Минской духовной семинарии обучаются студенты, которые хотят посвятить себя служению Богу. Она была открыта в 1945 году. Желающие могут остаться в Жировичах в монастыре на время – для работы в качестве трудников обители, совершать молитвы, работать в саду или огороде, в трапезных, столярной мастерской. На территории находится и реабилитационный центр «Анастасис», что в переводе означает “Воскресение”. В нем люди надеются избавиться от разного рода зависимостей и вернуться к нормальной жизни.

Монастырь в Жировичах: как доехать?

Свято-Успенская обитель в поселке Жировичи находится между двумя городами в Беларуси: Барановичами и Слонимом. Добраться до монастыря не составит большого труда. Он расположен в 30 км от трассы М1 “Минск – Брест”. Именно с нее следует свернуть на г. Слоним, чуть не доезжая до него, увидите указатель на поселок Жировичи. Проживание и экскурсии в Свято-Успенском монастыре проводятся за пожертвование.

Свято-Успенский монастырь в деревне Жировичи, Беларусь: история, описание, фото

  • Описание
  • Карта местоположения
  • Экскурсии
  • Туры

д. Жировичи, ул. Советская, 57

Церкви, костелы, соборы, монастыри

В Гродненской области, в десяти километрах от города Слоним, находится небольшая деревня Жировичи. Именно там располагается величественный православный Свято-Успенский монастырь, представляющий собой уникальный архитектурный ансамбль, известный не только в Беларуси, но и во многих зарубежных странах.

Монастырь в деревне Жировичи: историческая справка

Монастырь имеет самый высокий статус, который присваивается православным святыням – ставропигиальный, что означает независимость монастыря от епархиальной власти. На территории Жировичского монастыря находятся три церкви, один храм, один собор, звонница, учебные здания и обитель для жизни монахов.

Главным храмом считается Свято-Успенский собор, архитектура которого сочетает стиль барокко и классицизма. Внутреннее убранство собора украшено старинными росписями. Например, под куполом, вы увидите изображение четырех евангелистов XVIII века.

Достопримечательность Успенского монастыря – Богоявленская церковь

Самый старинный объект Жировичского ансамбля – Богоявленская церковь. С местом расположения церкви связана необычная легенда. По преданию, в 1470 году (в некоторых источниках указаны другие даты: 1473, 1480, 1494) на этом самом месте была найдена икона Божией Матери. Чудотворная икона висела на дикой груше и излучала ослепительный свет. А нашли ее местные пастухи, которые, удивившись своей находке, прияли решение отдать ее местному вельможе Александру Солтану. Солтан не придал особого значения найденной иконе и убрал ее в личный ларец. Спустя время, вельможа решил показать икону Божией Матери своим гостям, но, открыв ларец, обнаружил, что она исчезла.

Как вы думаете, где вновь пастухи нашли святыню? На том же самом дереве, в лесной чаще. Задумался Солтан об этом явлении и построил Богоявленскую церквушку на месте, где пастухи обнаружили святой образ Божией Матери. Однако не знал и не думал вельможа, что чудеса будут продолжаться.

Прошло чуть меньше ста лет с тех пор, как пастухи обнаружили образ Святой Божией Матери. За это время Свято-Успенский монастырь стал знаменитым местом паломничества. Со всего мира верующие приезжали в Жировичи в надежде получить исцеление. Однако в 1520 году монастырь сгорел и чудотворная икона исчезла. Долго искали ее местные жители, но она явилась тогда, когда надежды почти не осталось. Икону обнаружили в целости и сохранности, лежащей на камне, недалеко от месторасположения бывшего монастыря. Счастью и радости людей не было предела!

В дальнейшем камень стал престолом храма в честь Явления Божией Матери, а в конце XVI века при храме появился мужской монастырь. Размер чудотворной иконы на удивление мал – она с легкостью поместится на ладони ребенка. Несмотря на свой внешний облик, икона входит в сотню самых уникальных и значимых икон мира!

Экскурсионные и паломнические туры в Жировичи

На возвышенности, рядом со Свято-Успенским монастырем, вы увидите небольшой храм святого Георгия Победоносца, возведенный в XVIII веке. Место расположения храма называют «Юрьева Горка». Также на территории Свято-Успенского монастыря можно посетить величественную церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и Свято-Николаевскую святыню.

Свято-Успенский монастырь является одним из самых посещаемых в Беларуси. Сюда ведет множество экскурсионных туров по Беларуси. Обратите внимание на туристический маршрут «CN Замковое ожерелье Беларуси». Забронировав его у нас на сайте, Вы увидите знаменитый Жировичский монастырь и другие достопримечательности Беларуси:

Московская епархия

История

История столичной епархии непосредственно связана с развитием собственных владений митрополитов Всероссийских. Москва стала местом постоянного пребывания главы Русской церкви в 1325 г. Его владения включали Москву, Владимир, Нижний Новгород и ещё более 10 городов, расположенных в центре русской равнины.

Читайте также:
Антониев Сийский монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники, храмы

Постепенно владения разрастались, и для управления ими появилась необходимость передачи части архиерейских обязанностей помощнику. Некоторое время эту обязанность исполняли епископы Коломенские.

После перенесения в Подмосковье кафедры Сарайской епархии и размещения её в Крутицах статус наместника московского архиерея получил епископ Крутицкий. После учреждения в конце XVI в. русской патриархии наместник патриарха получил титул митрополита Крутицкого.


Храм Христа Спасителя является кафедральным собором Москвы

В начале XVIII столетия обширные владения церковных владык перешли под управление Синода. В течение 40 лет епархия не имела официального архиерея и возглавлялась епископом Крутицким. Отдельная Московская епархия была учреждена в 1742 г. по велению императрицы Елизаветы Петровны. Она включала в себя обширные территории, относящиеся к Московской, Тамбовской, Белгородской, Воронежской, Казанской, Новгородской и Архангельской губерниям.

На протяжении второй половины XVIII в. Патриаршая кафедра претерпевала множество территориальных и административных изменений. Одним из самых деятельных глав епархии являлся митрополит Платон Левшин. При нём под московскую юрисдикцию попали Славяно-греко-латинская академия и около десятка монастырей.

Интересно! Архиерей наладил регулярную работу епархиального управления, большое внимание уделял устройству духовных школ. Также митрополит Платон являлся автором множества проповедей, акафистов и богословских трудов.

В 1917 г. с возрождением русской Патриархии был восстановлен и статус патриаршей области. Указом патриарха Тихона её управляющим был назначен Иосаф, получивший титул архиепископа Коломенского и Крутицкого. Гонения на церковь, начавшиеся с приходом к власти в стране большевиков, осложнили положение церковнослужителей.

В 20-40-х гг. одновременно с канонической епархией существовала обновленческая кафедра. В связи с репрессиями до начала 40-х гг. часто менялись руководители патриарших владений.

С 1945 г. за митрополитами Крутицкими официально закрепились функции управляющих Московской епархией. Во второй половине XX в. наместниками патриарха являлись следующие священнослужители:

  • Николай Ярушевич;
  • Питирим Свиродов;
  • Серафим Никитин;
  • Ювеналий Поярков.

Митрополит Ювеналий является митрополитом Крутицким до настоящего времени. Владыка принял малочисленную епархию, в которой отсутствовала монашеская жизнь и функционировали 132 прихода. В настоящее время в состав епархии входит 493 прихода, 33 монашеских общины с общим числом насельников около 2000 человек. В столице и области ведётся активное храмовое строительство.


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл — глава Московской епархии

В настоящее время Московская епархия состоит из двух фактически независимых частей, которые обладают самостоятельной структурой управления. Её главой является патриарх Московский и Всея Руси, а помогает ему в управлении обширными владениями митрополит Крутицкий и Коломенский.

Храм «Умиление»

Церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» – православная церковь в микрорайоне Молитовка Ленинского района Нижнего Новгорода. Входит в состав Молитовского благочиния Нижегородской Митрополии.

На территории современного микрорайона Молитовка церковь действовала до 1917 года. В документах архивного фонда Нижегородской духовной консистории, в клировой ведомости церкви Преподобного Сергия при Молитовской льнопрядильной фабрике в сельце Молитовке Балахнинского уезда значится: церковь построена в 1905 году на средства Товарищества Нижегородской льнопрядильной мануфактуры, находилась в каменном здании общежития рабочих фабрики, колокольня деревянная. Престол в ней один, в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского Чудотворца. По штату положены два священника, диакон, два псаломщика. Усадебной земли, церковных домов не имеет. В церкви служили священники Никольский Иоанн Николаевич, Любимский Иоанн Иоаннович, Потоцкий Прокопий Иванович, диакон Архангельский Александр Николаевич.

В 1921 году Сергиевская церковь при рабочих казармах Молитовской фабрики была закрыта.

Строительство современной церкви началось в конце 1990-х годов на пересечении улиц Адмирала Макарова и Даргомыжского. Под молитвенный дом был привезён и переоборудован пассажирский вагон. Над вагоном был сооружён купол и установлен крест.

При молитвенном доме была организована воскресная школа. Затем началось строительство фундамента для каменного храма, а со стороны улицы Даргомыжского был установлен поклонный крест. Строительство церкви велось с большими перерывами. Всё это время молитвенный дом был одним из двух действующих православных храмов в Ленинском районе города. На переднем плане фундамент для каменного храма:

В 2009 году активные работы возобновились. В мае в поселке Сокольском мастерами ООО «Тайга» велось строительство деревянного сруба, а на постоянном месте – строительство нового фундамента. 25 ноября Владыка совершил молебен и закладку капсулы с архиерейской грамотой. К этому времени было завершено строительство фундамента и были уложены первые венцы.

27 марта 2010 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения куполов и крестов. В тот же день был установлен центральный купол. 3 апреля в Великую субботу протоиерей Александр Малафеев совершил Малый чин освящения храма.

1 декабря 2010 года в храм прибыл ковчег с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеймона. С XIX века эта святыня хранится в церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки Чкаловского района Нижегородской области и в Нижний Новгород ковчег прибыл впервые.

8 октября 2011 года состоялось освящение цокольного этажа, на котором позднее были размещены канцелярия Молитовского благочиния, библиотека, учебный класс и трапезная.

  • до 10 июля 2008 года обязанности настоятеля исполнял архимандрит Кирилл (Покровский).
  • затем настоятелем прихода был иерей Александр Малафеев.
  • с 2015 по ноябрь 2021 год настоятелем и благочинным Молитовского округа Нижегородской епархии был иерей Андрей Наговицин.
  • с ноября 2021 года настоятелем и благочинным Молитовского округа Нижегородской епархии был назначен протоиерей Михаил Минюхин.
Читайте также:
Владимирская церковь в Быково: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Сегодня храм выглядит так:

Московская городская епархия

Географически российской столице соответствует Московская городская епархия. Она находится под непосредственным управлением главы Русской Православной Церкви, которым с 2009 г. является Кирилл Гундяев.

Структура управления

Епархиальная администрация имеет чёткую структуру. Патриарх управляет своими владениями при помощи 10 викариев, ответственных за следующие столичные округа:

  • архиепископ Истринский Арсений (Центральный и Южный);
  • епископ Бронницкий Игнатий (Западный и Восточный);
  • архиепископ Егорьевский Марк (Северо-западных и Северный);
  • епископ Подольский Тихон (Северо-Восточный);
  • епископ Воскресенский Савва (Юго-Восточный и новые городские территории);
  • епископ Красногорский Иринарх (Юго-Западный).

Основным органом управления является Епархиальной совет, который по уставу Русской Православной Церкви должен состоять минимум из 4 человек. Этот административный церковный орган решает основные административные, хозяйственные и дисциплинарные вопросы.


Пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя в Москве

Для оптимизации работы епархии были организованы многочисленные отделы, занимающиеся курированием конкретных вопросов духовной, общественной и социальной жизни епархии. Большинство епархиальных отделов имеют официальные интернет-ресурсы, которые подробно освещают их деятельность.

Благочиния

Викариатства объединяют несколько благочиний. Всего на территории московского городского округа располагаются 28 благочиний. В их число входят благочиние передаваемых территорий, а также объектов, находящихся под непосредственным контролем патриарха.

Монастыри и храмы

На территории столичного городского округа находится около 1200 храмов и 33 ставропигиальных обители. Кафедральным собором Московской городской епархии является Храм Христа Спасителя, который был заново отстроен в 2000 г. на ул. Волхонка. В главном российском храме хранится множество святынь, в том числе особо ценные реликвии:

  • часть Ризы Господа;
  • Гвоздь Креста Господня;
  • часть Ризы Богородицы;
  • часть мощей Андрея Первозванного;
  • частица мощей равноапостольного князя Владимира Крестителя.

В храмах епархии служат более 1700 клириков, а монашеское служение несут около 2000 насельников и насельниц. Все существующие в настоящее время монашеские общины, имеют долгую историю и прошли в своём развитии периоды расцвета и упадка. Обители являются не просто местом монашеского служения, но и духовными центрами российской столицы и всей страны.

Московская областная епархия

Вся территория Московской области находится под управлением Московской областной епархии. Официально её главой является патриарх Московский и Всея Руси, но фактически эту функцию выполняет его наместник митрополит Крутицкий и Коломенский. Этот титул с 1977 г. носит Ювеналий Поярков.


Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

Структура управления

Епархиальное управление в Московской области имеет такую же структуру, что и в столичной церковной администрации. Управлять большой патриаршей областью помогают следующие викарии:

  • епископ Видновский Тихон;
  • епископ Серпуховской Роман;
  • епископ Зарайский Константин;
  • епископ Луховицкий Пётр.

Территория епархии разделена на 51 благочинный округ, в том числе монастырские и архиерейские благочиния. Каждое благочиние включает в себя несколько приходов, общее число которых достигает 1220. На приходах несут духовное служение 1600 клириков.

Монастыри и храмы

Под контролем митрополита Крутицкого находится 24 женских и мужских обители. Полный актуальный список монашеских общин, располагающихся на территории Московской областной епархии можно увидеть на её официальном сайте.

На начало 2021 г. в Московской области действовали более 2300 храмов, в том числе около 300 часовен. На стадии строительства находится ещё около 150 культовых построек. При этом более 250 старинных церквей нуждаются в реставрации.


Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь

Резиденция митрополита Крутицкого располагается в Новодевичьем монастыре. Кафедральным храмом епархии является Успенский собор обители.

О нас

Благочиние (благочиннический округ, церковный округ) — часть епархии, объединяющая группу приходов по территориальному признаку. Благочиние является ближайшей к приходам административной единицей. Епархия разделяется на благочиннические округа, возглавляемые благочинными, которых назначает правящий архиерей. Границы и названия округов определяются архиереем.

20 сентября 2006 года, в связи с увеличением числа приходов в Раменском благочинии, Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский распорядился создать Бронницкое благочиние Московской епархии. Благочинным был назначен настоятель собора Архангела Михаила, города Бронницы протоиерей Георгий Пищулин.

Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия №4702 от 29 сентября 2021 года благочинным церквей Бронницкого округа назначен священник Сергий Себелев

Земли, на которых расположен Раменский район, до 1929 г. входили в состав самого большого уезда Московской губернии — Бронницкого. Москва-река делит земли района на две почти равные части, сильно отличающиеся друг от друга. Северо-восточная — начало Мещёрской низменности, леса и болота, богатые торфом. К этой части относились самые промышленно-развитые волости уезда — Раменская, и известная с XIV в. Гжель, где процветали кустарные промыслы. Правый, высокий берег Москвы-реки в пределах Бронницкого уезда носит название Польщина — это край издревле возделываемой земли. Само название главного города района — Раменское — происходит от слова «Раменье», что означает участок леса в соседстве с полями.

Люди здесь селились издревле, но первое упоминание о сёлах, входящих ныне в Раменский район, относится к 1328 г. (в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты). Если северная часть раменских земель покрыта лесами, но в южной — издавна возделываемые поля разделяются перелесками. Заливные луга по течению Москвы-реки способствовали размещению в с. Бронничи царских конюшен, а позднее казенного конюшенного завода. Бронницкий уезд, в северной своей части, был промышленным, значительный процент населения этих мест состоял из староверов, южная часть — была краем старинной дворянской культуры. До революции 1917 г. она была усыпана усадьбами, принадлежавшими наиболее родовитой части русского дворянства. Большую роль в истории уезда играли потомки А.С.Пушкина. Его сын Александр Александрович в 1860-х гг. временно ушел с военной службы в отставку и был мировым посредником, по должности он проводил раздел земли между помещиками и крестьянскими общинами после отмены крепостного права в 1861 г. Он был награжден почётными знаками «За успешное введение в действие положения 1861 г. о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и «За поземельное устройство бывших государственных крестьян». Внук А.С.Пушкина, тоже Александр Александрович, оставил о себе память построенными им школами, библиотеками, санаторием и больницами.

Читайте также:
Благовещенская церковь в Петровском парке: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Церковная история района уходит в глубь веков. Первые упоминания о храмах Раменской дворцовой волости относятся к XIV в. Деревянные храмы сменялись каменными, из которых самый древний, дошедший до нашего времени, храм Благовещения (сохранились части здания XVI в.) в с. Степановском. 70-летняя война с Церковью привела ко многим невосполнимым потерям. Разрушены храмы: Предтеченский села Новорождествена, Богоявленский села Амерева (после окончания Духовного училища, с 1887 по 1919 г. в храме с. Амерево служил псаломщиком Михаил Фёдорович Марков в будущем священноисповедник, здесь он познакомился со своей будущей женой Александрой Васильевной Всехсвятской, у них было 10 детей. С 1919 г. Михаил Фёдорович служил в храме Преподобного Сергия Радонежского с. Гора (ныне в Озерском районе Московской области), здесь он был рукоположен в сан диакона, и в 1923 г. — в сан священника. Отец Михаил и его жена отличались большим милосердием, в их доме всегда ночевал кто-нибудь из нищих и обездоленных).

Также были разрушены: Вознесенский села Рыболово, Покровский села Слободино, Михаила Архангела в селе Константинове, Спасский села Ульянино, Знаменский в селе Давыдове, Георгиевский, погоста Сильвачева (23 апреля 1882 г. в Сильвачево, в семье священника Василия Фрязинова родился сын Иван. Окончив 1-й класс Вифанской Духовной семинарии он стал работать в учителем, в 1913 г. — рукоположен во диакона, в 1919 — переведен в церковь Георгиевского погоста, в 1924 г. рукоположен во священника к этому храму, 26 января 1938 г. о. Иоанн был арестован, и 22 февраля того же года расстрелян. После расстрела священника храм был разорен, превращен в коровник, который вскоре сгорел.), Спасский села Косяково, Покровский села Велино, Георгиевский села Ганусово, Космодамианский села Толмачово, Ильинский села Большое Ивановское, Покровский села Никулино, погоста Ивань (Живоносный источник), Петропавловский пос. Ильинское, Никольской погоста Борщевка (Романь). В 1960-х гг. уничтожен храм XVI в. в Спас-Михневе, без упоминания о котором не обходился ни один труд по истории русской архитектуры. Разрушены храм Илии Пророка в селе Ильинском (около Денежниково), в котором молился А.В.Суворов, когда приезжал к своему боевому другу генералу Талызину, и храм в селе Воскресенском, где венчался друг А.С.Пушкина — П.В.Нащокин. К 1984 году остались только десять действующих храмов.

В настоящее время Бронницкое благочиние насчитывает более 20 храмов и часовен, включая Соборный комплекс Архангела Михаила — архитектурный памятник всероссийского значения.

Центральный храм Бронницкого церковного округа — Соборный комплекс Архангела Михаила. Главными святынями собора являются икона Божией Матери Иерусалимская; икона Чернобыльский Спас и образ Собора


, память которых совершается в первую субботу октября.

Главным событием благочиния является Воспоминание о чудесном избавлении от эпидемии в XVIII веке, благодаря заступничеству Царицы Небесной и образу Её Иерусалимскому. В этот же день совершается Крестный ход. Праздник отмечается ежегодно, каждое 10-е воскресенье после Пасхи. Использованы материалы книги протоиерея Олега Пэнэжко «Бронницкий уезд», Владимир, 2008 г.

Московская епархия

Одна из самых многочисленных административных единиц Русской Православной Церкви — Московская епархия, которую возглавляет патриарх Московский и Всея Руси. Фактически она состоит из двух самостоятельных единиц, включающих столичный городской округ и Московскую область.

История

История столичной епархии непосредственно связана с развитием собственных владений митрополитов Всероссийских. Москва стала местом постоянного пребывания главы Русской церкви в 1325 г. Его владения включали Москву, Владимир, Нижний Новгород и ещё более 10 городов, расположенных в центре русской равнины.

Постепенно владения разрастались, и для управления ими появилась необходимость передачи части архиерейских обязанностей помощнику. Некоторое время эту обязанность исполняли епископы Коломенские.

После перенесения в Подмосковье кафедры Сарайской епархии и размещения её в Крутицах статус наместника московского архиерея получил епископ Крутицкий. После учреждения в конце XVI в. русской патриархии наместник патриарха получил титул митрополита Крутицкого.

В начале XVIII столетия обширные владения церковных владык перешли под управление Синода. В течение 40 лет епархия не имела официального архиерея и возглавлялась епископом Крутицким. Отдельная Московская епархия была учреждена в 1742 г. по велению императрицы Елизаветы Петровны. Она включала в себя обширные территории, относящиеся к Московской, Тамбовской, Белгородской, Воронежской, Казанской, Новгородской и Архангельской губерниям.

На протяжении второй половины XVIII в. Патриаршая кафедра претерпевала множество территориальных и административных изменений. Одним из самых деятельных глав епархии являлся митрополит Платон Левшин. При нём под московскую юрисдикцию попали Славяно-греко-латинская академия и около десятка монастырей.

Читайте также:
Спасо-Преображенский монастырь в Рязани: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

Интересно! Архиерей наладил регулярную работу епархиального управления, большое внимание уделял устройству духовных школ. Также митрополит Платон являлся автором множества проповедей, акафистов и богословских трудов.

В 1917 г. с возрождением русской Патриархии был восстановлен и статус патриаршей области. Указом патриарха Тихона её управляющим был назначен Иосаф, получивший титул архиепископа Коломенского и Крутицкого. Гонения на церковь, начавшиеся с приходом к власти в стране большевиков, осложнили положение церковнослужителей.

В 20-40-х гг. одновременно с канонической епархией существовала обновленческая кафедра. В связи с репрессиями до начала 40-х гг. часто менялись руководители патриарших владений.

С 1945 г. за митрополитами Крутицкими официально закрепились функции управляющих Московской епархией. Во второй половине XX в. наместниками патриарха являлись следующие священнослужители:

  • Николай Ярушевич;
  • Питирим Свиродов;
  • Серафим Никитин;
  • Ювеналий Поярков.

Митрополит Ювеналий является митрополитом Крутицким до настоящего времени. Владыка принял малочисленную епархию, в которой отсутствовала монашеская жизнь и функционировали 132 прихода. В настоящее время в состав епархии входит 493 прихода, 33 монашеских общины с общим числом насельников около 2000 человек. В столице и области ведётся активное храмовое строительство.

В настоящее время Московская епархия состоит из двух фактически независимых частей, которые обладают самостоятельной структурой управления. Её главой является патриарх Московский и Всея Руси, а помогает ему в управлении обширными владениями митрополит Крутицкий и Коломенский.

Московская городская епархия

Географически российской столице соответствует Московская городская епархия. Она находится под непосредственным управлением главы Русской Православной Церкви, которым с 2009 г. является Кирилл Гундяев.

Структура управления

Епархиальная администрация имеет чёткую структуру. Патриарх управляет своими владениями при помощи 10 викариев, ответственных за следующие столичные округа:

  • архиепископ Истринский Арсений (Центральный и Южный);
  • епископ Бронницкий Игнатий (Западный и Восточный);
  • архиепископ Егорьевский Марк (Северо-западных и Северный);
  • епископ Подольский Тихон (Северо-Восточный);
  • епископ Воскресенский Савва (Юго-Восточный и новые городские территории);
  • епископ Красногорский Иринарх (Юго-Западный).

Основным органом управления является Епархиальной совет, который по уставу Русской Православной Церкви должен состоять минимум из 4 человек. Этот административный церковный орган решает основные административные, хозяйственные и дисциплинарные вопросы.

Для оптимизации работы епархии были организованы многочисленные отделы, занимающиеся курированием конкретных вопросов духовной, общественной и социальной жизни епархии. Большинство епархиальных отделов имеют официальные интернет-ресурсы, которые подробно освещают их деятельность.

Благочиния

Викариатства объединяют несколько благочиний. Всего на территории московского городского округа располагаются 28 благочиний. В их число входят благочиние передаваемых территорий, а также объектов, находящихся под непосредственным контролем патриарха.

Монастыри и храмы

На территории столичного городского округа находится около 1200 храмов и 33 ставропигиальных обители. Кафедральным собором Московской городской епархии является Храм Христа Спасителя, который был заново отстроен в 2000 г. на ул. Волхонка. В главном российском храме хранится множество святынь, в том числе особо ценные реликвии:

  • часть Ризы Господа;
  • Гвоздь Креста Господня;
  • часть Ризы Богородицы;
  • часть мощей Андрея Первозванного;
  • частица мощей равноапостольного князя Владимира Крестителя.

В храмах епархии служат более 1700 клириков, а монашеское служение несут около 2000 насельников и насельниц. Все существующие в настоящее время монашеские общины, имеют долгую историю и прошли в своём развитии периоды расцвета и упадка. Обители являются не просто местом монашеского служения, но и духовными центрами российской столицы и всей страны.

Московская областная епархия

Вся территория Московской области находится под управлением Московской областной епархии. Официально её главой является патриарх Московский и Всея Руси, но фактически эту функцию выполняет его наместник митрополит Крутицкий и Коломенский. Этот титул с 1977 г. носит Ювеналий Поярков.

Структура управления

Епархиальное управление в Московской области имеет такую же структуру, что и в столичной церковной администрации. Управлять большой патриаршей областью помогают следующие викарии:

  • епископ Видновский Тихон;
  • епископ Серпуховской Роман;
  • епископ Зарайский Константин;
  • епископ Луховицкий Пётр.

Территория епархии разделена на 51 благочинный округ, в том числе монастырские и архиерейские благочиния. Каждое благочиние включает в себя несколько приходов, общее число которых достигает 1220. На приходах несут духовное служение 1600 клириков.

Монастыри и храмы

Под контролем митрополита Крутицкого находится 24 женских и мужских обители. Полный актуальный список монашеских общин, располагающихся на территории Московской областной епархии можно увидеть на её официальном сайте.

На начало 2019 г. в Московской области действовали более 2300 храмов, в том числе около 300 часовен. На стадии строительства находится ещё около 150 культовых построек. При этом более 250 старинных церквей нуждаются в реставрации.

Резиденция митрополита Крутицкого располагается в Новодевичьем монастыре. Кафедральным храмом епархии является Успенский собор обители.

Учебные заведения

В городе Коломна располагается духовная семинария, являющаяся учебным заведением епархии. Ежегодно в ней обучается около 350 человек. Преподавание осуществляется специалистами, имеющими высшее духовное и светское образование. Семинария обладает обширной библиотекой, фонд которой содержит 40000 печатных изданий.

Московская епархия — одна из самых благоустроенных церковных административных единиц Русской Православной Церкви. Её уникальность определяется высоким положением правящего архиерея.

МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Храм Христа Спасителя

Московская епархия Русской Православной Церкви

Москва впервые сделалась архиерейской кафедрой с 1325 года, когда здесь обосновался митрополит Киевский и всея Руси святитель Петр. Митрополиты восприняли титул “Московских” с 1461 года, в связи с обособлением Русской Православной Церкви от Константинопольской. Как предстоятельская кафедра, Москва сделалась центром обширной предстоятельской области – известной как “Митрополичья,” с учреждением на Руси патриаршества в 1589 году как “Патриаршая,” а с подавлением патриаршества в 1721 году как “Синодальная.”

В первые десятилетия Синодального периода Москва не имела своего архиерея, и лишь 1 сентября 1742 года Синодальная область была упразднена, а вместо неё в Средней России учреждена Московская епархия как митрополия. При этом кафедре московского епархиального архиерея положено быть в Архангельском соборе, тогда как Большой Успенский собор Московского кремля остался “первопрестольным, верховным собором Московским и Всероссийским” [1]. 16 июля 1744 года из состава Московской были выделены Владимирская и Костромская епархии.

В 1883 году кафедра Московской епархии была перенесена из Архангельского собора в собор Христа Спасителя.

Московский Богоявленский собор в Елохове

В 1917 году в связи с восстановлением канонического патриаршего строя, Москва вновь становится патриаршим стольным градом, а епархия Московская – патриаршей областью, управление которой по уполономочию Всероссийских патриархов совершается патриаршими наместниками, в звании Коломенских (с 1918 года), затем Крутицких (с 1919 года).

С 1977 года управляющим Московской епархией, её правящим архиереем (в границах Московской области, за исключением города Москвы) является митрополит Крутицкий и Коломенский, резиденция которого находится в Новодевичьем монастыре города Москвы.

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1988 года принял новый «Устав об управлении Русской Православной Церковью», согласно которому: «Патриарх состоит епархиальным архиереем Московской епархии. Для облегчения Патриарха в его попечениях об общецерковных делах Московской епархией управляет по указанию Патриарха, на правах епархиального архиерея Патриарший Наместник с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского» и является постоянным членом Священного Синода по кафедре.

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года принял новый «Устав Русской Православной Церкви», согласно которому: «Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области. Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского». Территориальные границы управления, осуществляемого патриаршим наместником, митрополитом Крутицким, на правах епархиального архиерея, определяются патриархом Московским и всея Руси и ныне включают Московскую область исключая Москву.

Ввиду расширения и оживления церковной жизни в Московской епархии, для помощи патриарху в управлении Московской епархией в конце 2010 года были назначены викарные епископы с передачей им некоторых полномочий правящего архиерея. 27 декабря 2011 года было решено разделить город Москву на 11 поместных викариатсв: Центральное (Центральный административный округ Москвы); Южное (Южный АО); Юго-западное (Юго-западный АО); Западное (Западный АО); Северо-западное (Северо-западный и Зеленоградский АО); Северное (Северный АО); Северо-восточное (Северо-восточный АО); Восточное (Восточный АО); Юго-восточное (Юго-восточный АО); Викариатство для земель планируемых к включению в состав Москвы.

В связи с включением в состав Москвы новых территорий, выделенных из Московской области, по патриаршей резолюции от 8 февраля 2012 года эти территории поступили в прямое подчинение патриарха Московского и всея Руси.

13 апреля 2021 года из состава Московской областной епархии были выделены – Балашихинская, Коломенская, Одинцовская, Подольская и Сергиево-Посадская епархии с образованием на территории Московской области Московской митрополии, вследствие чего Московской епархия ограничилась территорией г. Москвы [2].

Исторические названия

  • Киевская и всея Руссии (Руси, России) (1325 – 3 мая 1461)
  • Московская и всея Руссии (Руси, России) (3 мая 1461 – 1 сентября 1742)
  • Московская и Владимирская (1 сентября 1742 – 10 марта 1748)
  • Московская и Севская (10 марта 1748 – 13 января 1764)
  • Московская и Калужская (13 января 1764 – 16 октября 1799)
  • Московская и Коломенская (16 октября 1799 – 21 ноября 1917)
  • Московская (21 ноября 1917 – ?)
  • Московская и Коломенская (упом. 1941 – 8 сентября 1943)
  • Московская (с 8 сентября 1943)

Статистика

  • 1 января 1958[3] – 212 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
  • 2006 – в Московской епархии находилось 724 храма и часовни, в том числе: 2 кафедральных собора, 5 мужских и 4 женских монастыря, 296 приходов и 69 монастырских храмов, 117 патриарших и 69 монастырских подворий, 7 крестильных храмов и 69 часовен. Богослужения совершаются в 585 храмах и часовнях, 122 из которых являются домовыми. В 16 храмах богослужение не возобновлено, не освобождаются прежними арендаторами 34 храма. Москва разделена на 14 благочиний – церковных территориально-административных округов [4].
  • 20 марта 2006 – 40 благочиннических округов, 1032 прихода; помимо этого 3 единоверческих прихода в прямом подчинении митрополиту; 1143 священнослужителей (1048 священников, 95 диаконов); 21 монастырь и 12 монастырских подворий (9 мужских с 6 подворьями, 12 женских с 6 подворьями); учебным духовным заведением епархии является Коломенская духовная семинария
  • 28 декабря 2012 (по городу Москве) – 894 храмов и часовен (из них 6 кремлевских соборов, 2 кафедральных собора, 18 храмов и часовен при синодальных учреждениях, 8 храмов при представительствах Православных Церквей, 22 крестильных храмов, 79 часовен, 82 храма патриарших подворий, 84 монастырских храма, 2 монастырских часовни, 475 приходских храмов, 90 храмов в стадии строительства, 26 временных храма на территориях строительства храмов по “Программе-200”. 383 храмов и молитвенных помещений, где богослужения совершаются регулярно и существуют приходские общины. 23 храма еще не освобождены прежними арендаторами); число священнослужителей за минувший год увеличилось на 146 человек (прибыло: 64 из Московской областной епархии, 21 из других епархий, 43 приняты в клир, 18 выпускников духовных школ; убыло: 4 перешли в другие епархии, 3 запрещены в священном сане, 2 лишены сана, 12 скончались) [5]
  • 20 декабря 2013 (по городу Москве) – общее количество храмов и часовен – 958, из них: Кремлевских соборов – 6, кафедральных соборов – 2, храмов и часовен при синодальных учреждениях – 18, храмов при представительствах Православных Церквей – 12, крестильных храмов – 20, приходских часовен – 48, храмов Патриарших подворий – 95, монастырских храмов – 44, монастырских часовен – 4, приходских храмов – 278, храмов в стадии строительства – 142, часовен в стадии строительства – 4, надвратные храмы – 5, храмов при светских учреждениях – 164, часовен при светских учреждениях – 29, монастырских подворий – 10, временных храмов – 43, временных часовен – 10, 24 храма еще не освобождены прежними арендаторами. В 2013 году прибыло 166 священнослужителей (из них 32 – выпускники духовных школ, 53 – рукоположены из церковнослужителей, 39 -приняты из других епархий, 42 – направлены на временное служение в храмы г. Москвы и в ставропигиальные монастыри); убыло: 36 (14 перешли в другие епархии, 6 – почислены за штат, 7 – запрещены в священном сане, 1 – лишен сана, 8 человек скончалось) [6].

Архипастыри

Московская епархия

  • Иосиф (Волчанский) (1 сентября 1742 – 10 июня 1745)
    • Платон I (Малиновский) (10 июня 1745 – 14 апреля 1748) в/у, еп. Крутицкий
  • Платон I (Малиновский) (14 апреля 1748 – 14 июня 1754)
    • свт. Иларион (Григорович) (14 июня 1754 – 25 января 1758) в/у, еп. Крутицкий
  • Тимофей (Щербацкий) (22 октября 1757 – 18 апреля 1767)
    • Амвросий (Зертис-Каменский) (18 апреля 1767 – 18 января 1768) в/у, еп. Крутицкий
  • Амвросий (Зертис-Каменский) (18 января 1768 – 16 сентября 1771)
    • Геннадий (Драницын) (16 сентября 1771 – ?) в/у, еп. Суздальский
    • Самуил (Миславский) (? – 20 января 1775) в/у, еп. Крутицкий
  • Платон II (Левшин) (20 января 1775 – 13 июня 1811)
    • Августин (Виноградский) (13 июня 1811 – 19 февраля 1818) в/у, Дмитровский
  • Августин (Виноградский) (19 февраля 1818 – 3 марта 1819)
    • Лаврентий (Бакшевский) (3 марта – 15 марта 1819) в/у, еп. Дмитровский
  • Серафим (Глаголевский) (15 марта 1819 – 29 июня 1821) [7]
  • свт. Филарет (Дроздов) (3 июля 1821 – 19 ноября 1867)
  • свт. Иннокентий (Вениаминов) (5 января 1868 – 31 марта 1879)
    • Амвросий (Ключарев) (31 марта – 8 апреля 1879, 9 – 27 июня 1882) в/у, еп. Дмитровский
  • Макарий (Булгаков) (8 апреля 1879 – 9 июня 1882)
    • Амвросий (Ключарев) (9 – 27 июня 1882) в/у, еп. Дмитровский
  • свт. Иоанникий (Руднев) (27 июня 1882 – 17 ноября 1891)
  • Леонтий (Лебединский) (17 ноября 1891 – 1 августа 1893)
    • Александр (Светлаков) (1 – 9 августа 1893) в/у, еп. Дмитровский
  • Сергий (Ляпидевский) (9 августа 1893 – 11 февраля 1898)
  • сщмч. Владимир (Богоявленский) (21 февраля 1898 – 23 ноября 1912)
    • Трифон (кн. Туркестанов) (26 апреля – 26 июня 1910) в/у, еп. Дмитровский
    • Василий (Преображенский) (ноябрь 1912 – 23 декабря 1912) в/у, еп. Можайский
    • Трифон (кн. Туркестанов) (1 июня – 1 сентября 1914) в/у, еп. Дмитровский
  • свт. Макарий (Невский) (25 ноября 1912 – 20 марта 1917)
    • Иоасаф (Калистов) (20 марта – 21 июня 1917) в/у, еп. Дмитровский
  • свт. Тихон (Белавин) (23 июня 1917 – 21 ноября 1917) [8]

Предстоятельская кафедра

    • См. предстоятелей Русской Православной Церкви
    • Алексий (Готовцев) (февраль – май 1926) в/у, еп. Серпуховский
    • Серафим (Силичев) (28 августа 1926 – июль 1927) в/у, еп. Подольский

Управляющие епархией за исключением города Москвы

    • С 11 июня 1977 – см. преосвященных Крутицкой епархии

Викарные епархии

  • Балашихинская (ныне самостоятельная)
  • Богородская (недейств.)
  • Бронницкая
  • Верейская
  • Видновская
  • Владимирская (ныне самостоятельная)
  • Волоколамская
  • Воскресенская
  • Вышегородская (недейств.)
  • Дмитровская (недейств.)
  • Домодедовская
  • Дубнинская
  • Егорьевская
  • Зарайская
  • Звенигородская
  • Зеленоградская
  • Истринская
  • Каширская
  • Клинская
  • Коломенская (ныне самостоятельная)
  • Красногорская (недейств.)
  • Крутицкая
  • Луховицкая
  • Люберецкая (недейств.)
  • Можайская
  • Мытищинская
  • Наро-Фоминская
  • Ногинская (см. Богородская) (недейств.)
  • Одинцовская (ныне самостоятельная)
  • Озерская
  • Орехово-Зуевская (недейств.)
  • Павлово-Посадская (недейств.)
  • Подольская (ныне самостоятельная)
  • Раменская
  • Рузская
  • Севская (ныне Орловская (ныне самостоятельная)
  • Сергиево-Посадская (ныне самостоятельная)
  • Сергиевская (недейств.)
  • Серпуховская
  • Солнечногорская
  • Троицкая
  • Шатурская (недейств.)

Монастыри

В пределах епархии расположены следующие ставропигиальные монастыри:

  • Московский Богоявленский (закрыт в 1918)
  • Московский Знаменский (закрыт в 1929)
  • Московский Крестовоздвиженский (упразд. в 1814)
  • Московский Симонов (закрыт в 1920-х)
  • Московский Страстной (закрыт в 1919, снесен в 1937)
  • Московский Чудов (закрыт в 1919, снесен в 1930)

Учебные заведения

Использованные материалы

[1] Дурново. Иерархия. т. II, с. 215.

[2] Журнал №4 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 13 апреля 2021 года // официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/5797265.html

[3] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

[4] По данным справочника “Православная Москва” на 2006 год

Священный Синод принял решение об образовании в Московской области пяти епархий и объединении их в Московскую митрополию

Москва, 13 апреля 2021 г.

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда рассказал об основных решениях, принятых на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось сегодня в Тронном зале Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, передает Патриархия.ru.

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ сообщил, что во время заседания Священного Синода было заслушано предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об образовании в Московской области пяти епархий и объединении их в Московскую митрополию.

Как отметил В.Р. Легойда, по итогам обсуждения члены Синода постановили образовать в Московской области Коломенскую, Балашихинскую, Одинцовскую, Подольскую и Сергиево-Посадскую епархии. Все они, согласно решению Священного Синода, составят Московскую митрополию.

Представитель Церкви рассказал, что Священный Синод выразил благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за его готовность продолжить попечение о приходах и монастырях Московской области, возглавив Московскую митрополию.

В.Р. Легойда также сообщил, что «епархиальным архиереем Коломенской епархии поручено быть Преосвященному Ювеналию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому, Патриаршему Наместнику, Постоянному члену Священного Синода. Синод также постановил усвоить митрополиту Крутицкому и Коломенскому права по управлению Московской митрополией с полномочиями, определяемыми Уставом Русской Православной Церкви».

«В свою очередь Преосвященным Балашихинским и Орехово-Зуевским постановлено быть Преосвященному епископу Балашихинскому Николаю с сохранением за ним должности главного редактора Издательства Московской Патриархии». При этом, «Синод постановил Преосвященному Пантелеимону, епископу Орехово-Зуевскому именоваться епископом Верейским», — добавил он.

По словам председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Синод постановил Преосвященным Одинцовским и Красногорским быть Преосвященному Фоме, епископу Павлово-Посадскому, с сохранением за ним должности руководителя Административного секретариата Московской Патриархии, Преосвященному Иринарху, епископу Красногорскому — именоваться епископом Раменским, а Преосвященному Порфирию, епископу Одинцовскому — именоваться епископом Озерским.

«Преосвященным Сергиево-Посадским и Дмитровским поручено быть Преосвященному Фоме, епископу Сергиево-Посадскому с сохранением за ним должности Наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Преосвященному Феофилакту, епископу Дмитровскому, Синод постановил именоваться епископом Мытищинским», — сообщил В.Р. Легойда.

Священный Синод постановил быть Преосвященным Подольским и Люберецким Преосвященному Аксию, епископу Южно-Сахалинскому и Курильскому, а Преосвященному Тихону, архиепископу Подольскому, именоваться архиепископом Рузским.

«Преосвященному Тихону, епископу Видновскому постановлено быть викарием Патриарха Московского и всея Руси. Также быть викарием Патриарха Московского и всея Руси поручено Преосвященному Роману, епископу Серпуховскому», — рассказал В.Р. Легойда.

«Преосвященному Константину, епископу Зарайскому, постановлено быть викарием митрополита Крутицкого и Коломенского, также как и Преосвященному Петру, епископу Луховицкому», — заключил представитель Церкви.

13 апреля 2021 года на заседании Священного Синода было заслушано предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об образовании в Московской области пяти епархий и объединении их в Московскую митрополию (журнал № 4).

Члены Священного Синода постановили образовать в пределах Московской области следующие епархии:

  • Коломенскую — на территории городских округов Коломна, Раменский, Бронницы, Жуковский, Зарайск, Кашира, Серебряные Пруды, Луховицы, Воскресенск, Егорьевск;
  • Балашихинскую — на территории городских округов Балашиха, Реутов, Орехово-Зуевский, Щелково, Лосино-Петровский, Богородский, Черноголовка, Шатура, Павловский Посад, Электрогорск, Фрязино, Электросталь, ЗАТО Звездный городок;
  • Одинцовскую — на территории городских округов Одинцовский, включая г. Звенигород, Красногорск, Наро-Фоминский, Истра, Волоколамский, Лотошино, Можайский, Рузский, Шаховская, ЗАТО Власиха, ЗАТО Краснознаменск, ЗАТО Молодежный, ЗАТО Восход;
  • Подольскую — на территории городских округов Подольск, Люберцы, Дзержинский, Котельники, Лыткарино, Серпухов, Протвино, Пущино, Домодедово, Чехов, Ступино, Ленинский с административным центром в г. Видное;
  • Сергиево-Посадскую — на территории городских округов Сергиево-Посадский, Пушкинский, Мытищи, Королев, Лобня, Дмитровский, Талдомский, Дубна, Химки, Клин, Долгопрудный, Солнечногорск.

Участники заседания постановили образовать на территории Московской области Московскую митрополию, включив в нее вышеупомянутые пять епархий.

Члены Священного Синода поблагодарили Святейшего Патриарха Кирилла за готовность продолжить попечение о приходах и монастырях Московской области, возглавив Московскую митрополию.

Священным Синодом также были приняты следующие решения:

  • епархиальным архиереем Коломенской епархии быть Преосвященному Ювеналию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому, Патриаршему наместнику, постоянному члену Священного Синода; усвоить митрополиту Крутицкому и Коломенскому права по управлению Московской митрополией с полномочиями, определяемыми Уставом Русской Православной Церкви;
  • Преосвященным Балашихинским и Орехово-Зуевским быть епископу Балашихинскому Николаю с сохранением за ним должности главного редактора Издательства Московской Патриархии;
  • Преосвященному Пантелеимону, епископу Орехово-Зуевскому, именоваться епископом Верейским.
  • Преосвященным Одинцовским и Красногорским быть епископу Павлово-Посадскому Фоме, с сохранением за ним должности руководителя Административного секретариата Московской Патриархии;
  • Преосвященному Иринарху, епископу Красногорскому, именоваться епископом Раменским;
  • Преосвященному Порфирию, епископу Одинцовскому, именоваться епископом Озерским;
  • Преосвященным Сергиево-Посадским и Дмитровским быть епископу Сергиево-Посадскому Фоме, с сохранением за ним должности наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • Преосвященному Феофилакту, епископу Дмитровскому, именоваться епископом Мытищинским;
  • Преосвященным Подольским и Люберецким быть Преосвященному Аксию, епископу Южно-Сахалинскому и Курильскому;
  • Преосвященному Тихону, архиепископу Подольскому, именоваться архиепископом Рузским;
  • Преосвященным Южно-Сахалинским и Курильским быть епископу Минусинскому и Курагинскому Никанору; временное управление Минусинской и Курагинской епархией возложить на митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона.

Епископ Видновский Тихон и епископ Серпуховский Роман назначены викариями Патриарха Московского и всея Руси.

Епископ Зарайский Константин и епископ Луховицкий Петр назначены викариями митрополита Крутицкого и Коломенского.

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Протоиерей (Лебедев) Лев

Книга “Москва патриаршая”

Оглавление

МОСКВА XVII ВЕКА ГЛАЗАМИ ПАВЛА АЛЕППСКОГО

ГЛАВА V ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ПОЛОЖЕНИЕ ДУХОВЕНСТВА, ЦЕРКВЕЙ И МОНАСТЫРЕЙ

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

  • «
  • 1
  • 2
  • .
  • 79
  • 80
  • 81
  • 82
  • 83
  • 84
  • 85
  • .
  • 111
  • 112
  • »
  • Перейти
ГЛАВА V ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ПОЛОЖЕНИЕ ДУХОВЕНСТВА, ЦЕРКВЕЙ И МОНАСТЫРЕЙ

Русская Православная Церковь в XVI веке была практически неотделима от общества. Поэтому, с одной стороны, религиозные и нравственные установления, нормы и предписания Церкви были обязательны для всех, начиная от царя и до простого крестьянина (и мы видели в предыдущих главах, что русское общество жило как единая духовная община и руководствовалось строгим уставом). С другой стороны, мирская, царская власть по праву своей веры, своей принадлежности к Церкви считала своим долгом принимать самое живое и деятельное участие во всех церковных делах. А церковная власть, в свою очередь, по праву пастырского попечения о православном обществе как пастве своей считала себя обязанной участвовать в делах мирских, гражданских. Так, не разделяясь, хотя и не сливаясь, существовали и действовали в русском обществе два начала духовное и светское, мирское. В этом причина того своеобразного двоевластия царя и патриарха в русском обществе, которое возникло в начале XVII века и продолжалось едва ли не столетие.

Смешение функций духовной и светской власти было при таком положении вещей неизбежно и совершенно естественно. Примеров тому в истории великое множество. Об этом свидетельствуют все церковные историки, изучавшие XVII век. Документальные подтверждения этого смешения в изобилии находим у митрополита Макария534. Но как у него, так и у других историков содержатся и многочисленные свидетельства о постоянных попытках отрегулировать и определить функции церковной и гражданской власти. Смешение функций и связанные с этим замешательство и нечеткость в делах были естественным следствием взаимодействия и взаимопроникновения церковной и гражданской власти, что вызывалось общим мировосприятием православных людей, при котором все мирское, внешнее имело и большой духовный смысл, а духовное должно было непременно отражаться на мирском, определяя его и главенствуя над ним.

Как известно, церковное управление в XVII веке представляло собой иерархическую лестницу, на первых ступенях которой находились пасомые-миряне, духовно окормляемые приходскими священниками. Епархии возглавлялись правящими епископами, имевшими большую самостоятельность в духовном управлении своей областью со всеми ее приходами и монастырями. А во главе всего церковного общества находился патриарх Московский и Всея Руси, ведавший важнейшими церковными делами, созывавший Собор архиереев и представителей клира для решения особо важных вопросов, представлявший всю Русскую церковь перед царской властью. Патриарх имел, как и все епископы, свою епархию, очень большую, состоявшую из Москвы и прилегавших к ней центральных областей Руси.

Согласно Кормчей книге и «Соборному уложению» Стоглавого собора 1551 года, ведомству духовного управления и церковному суду в епархиях подлежало, во-первых, все духовенство, и не только по духовным делам, но и по всем гражданским, кроме тяжких уголовных преступлений (разбой, убийство, воровство535 и др.), а во-вторых, миряне – по всем духовным делам и некоторым гражданским. С мирян, как и с духовенства, взимались некоторые сборы в пользу архиереев536.

И хотя Стоглав объявил «противными священным правилам» так называемые «несудимые» (тарханные537) грамоты, они были широко распространены. Эти грамоты выдавались русским царям по их воле или по просьбам с мест, поступавшим от отдельных монастырей и соборов, как особая царская милость и привилегия, согласно которой духовенство этих обителей и соборов со всеми их вотчинами и крестьянами освобождалось от суда своих епархиальных епископов по всем делам гражданским, а часто и от взносов в пользу архиерея. При Михаиле Феодоровиче такие «несудимые» грамоты жаловались не только в архиепископии, но и в митрополии и даже в епархию патриарха. В таких случаях духовенство монастырей, соборов и их люди судились у местных царских чиновников или в Приказе большого дворца, где существовало ведомство из мирских лиц, ведавшее исками духовенства и монастырей и исками на них по всем гражданским делам. За архиереем оставалось тогда только право суда в связи с церковными делами. Мало-помалу все духовенство стало стремиться к освобождению от власти своих архиереев по гражданским делам. Исключение было сделано для епархии патриарха в 1625 году, когда царским указом были отменены в ней все прежние «несудимые» грамоты, и все духовенство (в том числе и монашествующие), все монастыри и храмы с их слугами и крестьянами во всех делах духовных и гражданских, кроме «разбойных, татных и кровавых», и во всех исках на них должны были подлежать суду патриарха и платить ему различные пошлины. Только кафедральный собор Москвы – Успенский собор в Кремле был освобожден от подчинения патриарху по гражданской линии и от пошлин ему, ибо сам царь вызвался судить все иски этого собора (и предъявляемые этому собору) беспошлинно. Патриаршая епархия стала выделяться среди других епархий, в которых церковные причты и особенно монастыри все более переходили в подчинение Приказа большого дворца по всем мирским делам. Для управления своей епархией патриарх имел свои особые учреждения – приказы, в которых велись все духовные, гражданские и финансовые дела, причем заседали в них светские лица. То же было и в канцеляриях епархиальных архиереев: судом над духовенством, всеми делами епархий ведали архиерейские бояре, то есть мирские люди, а сугубо духовные дела обычно судили сами архипастыри. Что же касается духовенства, имевшего тарханные грамоты, то дело доходило до курьезов. Так, в монастыри Вологодской епархии однажды отказались принимать монахов, отправленных туда на епитимию архиепископом Вологодским. Архиепископ пожаловался царю. Тогда царь через вологодского воеводу приказал монастырям принимать таких монахов538!

Через Приказ большого дворца царь простирал свою власть на всю экономическую и административную жизнь русских монастырей, сам назначал и смещал настоятелей, делая исключения лишь для самых знаменитых епархий, распоряжался исправлением нравов и внутренних порядков в обителях.

Наконец, «Соборное уложение» Алексея Михайловича 1649 года, каковым были отменены тарханные грамоты, подчинило все русское духовенство, кроме патриарха, по всем гражданским делам особому государственному Монастырскому приказу, в котором светские лица ведали судом но всем искам, предъявляемым духовенству со стороны других ведомств и лиц, и по всем искам духовенства друг другу, что было совсем неканонично. Впрочем, нужно иметь в виду, что цари в то время настолько не отделяли себя в своем сознании от Церкви, что подобные действия и узаконения рассматривались не как вмешательство в церковные дела, а как обязанность царя, имущего власть христианина, блюсти должный порядок в церковных делах. И тем не менее не только низшее духовенство, но и все епископы вплоть до митрополитов включительно отдавались на суд гражданских чиновников Монастырского приказа (даже не на суд царя). Только патриарх в своих «домовых вотчинах» по-прежнему всеми делами ведал сам, но епархия его по мирским делам была подчинена государственному Монастырскому приказу. Неясность положения об этом приказе давала возможность для больших злоупотреблений со стороны приказных бояр, дьяков и прочих чиновных людей.

Церковная власть и высшее духовенство основательно обеспокоились новыми порядками при Алексее Михайловиче. Тут же начались отступления от них. Так, своему любимцу митрополиту Новгородскому Никону Алексей Михайлович в 1651 году дает «несудимую» грамоту на всю митрополию, согласно которой все духовенство, все люди монастырских вотчин по всем делам, кроме «разбойных, татных и убивственных», отдавались на суд митрополита.

«Уложение» 1649 года, кроме того, запрещало патриарху, всем архиереям, монастырям и церквам покупать новые вотчины, брать вотчины в заклад и принимать таковые в «вечный поминок» по душам. А вотчинникам запрещалось продавать или жертвовать свои вотчины Церкви. Характерно, что стольники, стряпчие, дворяне московские и все выборные люди Русской земли на Соборе 1648 года били челом государю, чтобы у духовенства и церквей были отобраны вотчины, которые были приобретены ими с 1580 года, когда им было запрещено приобретать или принимать в дар земельные вотчины. Ибо, несмотря на этот запрет, вотчины все-таки приобретались и принимались в дар, обычно на поминовение души. Челобитье не было принято, хотя царь и приказал составить списки вотчин, приобретенных Церковью с 1580 года. Также было запрещено дарить вотчины при пострижении их владельцев в монашенство, и постригшиеся не имели больше права владеть и управлять своими вотчинами. Разрешались только вклады и жертвы деньгами и другими Ценностями.

Следует обратить особое внимание на то, что все архиереи, монастыри и церкви, особенно более богатые, обязаны были платить очень большие взносы в государственную казну на содержание войска, почтовые нужды, на выкуп пленных, а также давать деньги и хлеб для содержания войска в военное время и в определенном числе ратников с полным вооружением и снаряжением. Кроме того, церковные и монастырские вотчины облагались податями более высокими, чем все прочие земли539. Наконец, в военное время и в других чрезвычайных случаях архиереи, духовенство, монастыри и церкви должны были вносить по государеву указу деньги, хлеб, оружие, посылать людей, а также добровольно вносить, по своему усердию, и свои личные, «келейные» деньги.

Об этом у архидиакона Павла Алеппского есть яркое свидетельство: «Архиереи и настоятели монастырей, – пишет он о военных событиях 1654-1657 годов, – пользуются только титулом, а что касается богатств, то все они находятся в распоряжении царя. Столько тысяч войска и миллионов расхода потребовалось, и царь лично участвует в походе, который длится уже два года, а еще не открывали ни одного из (государственных) казнохранилищ, но все получают от архиереев, монастырей и других»540.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: