Великомученик Гео ́ ргий Победоносец
Дни памяти
16 ноября – Обновление храма в Лидде
9 декабря – Освящение церкви в Киеве
Житие
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности – Белит) у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклитиана. Диоклитиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклитиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности – называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.
На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь – удав, крокодил или большая ящерица – неизвестно.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Св. Георгий – покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом – «древним змием» (Откр.12:3, 20:2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.
10/23 ноября – Колесование святого великомученика Георгия
Грузия, просвещенная христианской верой святой равноапостольной Ниной († 335), родственницей святого великомученика Георгия Победоносца († 303, память 23 апреля), особо чтит святого Георгия, как своего покровителя. Одно из наименований Грузии – в честь Георгия (это название сохраняется и сейчас во многих языках мира). В честь великомученика святая Нина установила праздник. Он совершается и поныне в Грузии 10 ноября – в воспоминание колесования святого Георгия. В 1891 году на Кавказе, вблизи села Кахи Закатальского округа, построен на месте древнего новый храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца к которому стекается множество богомольцев разных вероисповеданий.
3/16 ноября – Освящение храма святого великомученика Георгия в Лидде
Город Лидда (Лод) – родина великомученика Георгия Победоносца. Здесь был дом его матери, здесь прошло его детство. Святой великомученик Георгий был римским воином, пострадал он при императоре Диоклитиане в Никомидии в начале IV века. Мощи его христиане перенесли на родину, в Лидду, и здесь он был погребен.
Гробница, в которой были положены мощи великомученика, сейчас расположена в крипте православного храма, посвященного великомученику Георгию. В самом храме имеется частица мощей святого Георгия, а также цепь, которой был скован великомученик.
Первую церковь здесь возвели в VI веке. Храм несколько раз разрушался и в своем нынешнем виде был восстановлен лишь в 1872 году благодаря пожертвованиям из России. Освящение обновленного храма состоялось 3/16 ноября 1872 года , в годовщину того дня, в который он был освящен впервые. Воспоминание о сем знаменательном событии Русская церковь совершает в этот день и до настоящего времени; этот праздник внесен в месяцеслов, в честь сего торжества на Руси строились храмы.
Также в Лидде апостол Петр исцелил Энея, восемь лет лежавшего в расслаблении (Деян. 9:32-35).
26 ноября/9 декабря – Воспоминание освящения храма великомученика Георгия в Киеве
У русских князей, начиная с равноапостольного князя Владимира, существовал благочестивый обычай основывать храмы в честь своих Ангелов Хранителей. Так, равноапостольный Владимир, в Святом Крещении Василий, построил в Киеве и Вышгороде храмы во имя святителя Василия Великого, князь Изяслав I (1054–1068), в Крещении Димитрий, построил в Киеве храм и монастырь во имя святого великомученика Димитрия (память 26 октября), князь Ярослав Мудрый (1019–1054), во Святом Крещении Георгий, положил начало храму и мужской обители в честь своего Ангела Хранителя – великомученика Георгия (память 23 апреля), а также построил храм во имя великомученицы Ирины (память 5 мая), Ангела Хранителя своей супруги. Храм в честь великомученика Георгия находился перед вратами Святой Софии, на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. 26 ноября храм был освящен святителем Иларионом, митрополитом Киевским (память 21 октября), и установлено ежегодное празднование в честь этого события.
Святой великомученик ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ (†303)
6 мая (23 апреля) верующие православной Церкви отмечают день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в день его преставления.
Святой великомученик Георгий жил в 284-305 гг. во времена правления римского императора Диоклетиана. Он был сыном богатых и благородных родителей, исповедовавших христианскую веру. Когда Георгий был еще ребенком, его отца замучили за исповедание Христа. Получивший блестящее образование и отличавшийся крепким телосложением, красотой и мужеством юноша уже в 20 лет стал одним из самых близких к императору людей.
Святой Георгий родился в городе Бейруте (в древности – Белит), в Каппадокии, не позднее 276 г. в семье богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере.
Георгий получил блестящее образование и, отличаясь физической силой, красотой и мужеством, в юном возрасте поступил на воинскую службу.
За отличное знание военного дела Георгий уже в 20 лет был назначен начальником прославленной когорты инвиктиоров (непобедимых). Во время войны римлян с персами (296-297 гг.), Георгий выказал удивительную отвагу, за что был императором назначен комитом (спутником) – приближенным императора, сопровождающим его во время путешествий и получавшим содержание.
Император Диоклетиан правил с 284 по 305 год и был ярым приверженцем древней римской религии, расходуя огромные суммы денег на строительство языческих храмов. Он обвинял христианских священников в колдовстве, которым, по его мнению, они срывали все его начинания. 23 февраля 303 г. император издал первый эдикт против христиан: «разрушать церкви до основания, сжигать священные книги и лишать христиан почетных должностей».
Вскоре после этого императорский дворец в Никомидии дважды охватывал пожар. Это совпадение послужило поводом для бездоказательного обвинения христиан в поджогах. Началось величайшее из гонений в истории христианства. Диоклетиан обнажил свой меч на праведных людей Божьих. Вместо преступников темницы наполнялись исповедниками истинного Бога. Первыми жертвами стали христиане, служившие в императорской армии.
Находясь однажды в судилище и слыша беззаконный и страшный суд об истреблении христиан, Георгий воспылал святой ревностью за веру. Он раздал нищим все, что имел: золото, серебро, драгоценные одежды, освободил рабов в своих имениях и решил насмерть стоять за Христа, вступил на путь борьбы с императором Диоклетианом, поняв, что наступило время, которое послужит для спасения его души.
На последнем совещании императора с единомышленниками Георгий смело выступил: «Долго ли тебе, царь, и вам, князья и советники, совершать злые дела? Вы заблуждаетесь, поклоняясь идолам. Истинный Бог есть Иисус Христос, гонимый вами. Я раб Христа, Бога моего и пришел сюда свидетельствовать об истине». Разъяренный царь приказал своим оруженосцам заключить Георгия в темницу, забить ноги в колоды, а на грудь положить тяжелый камень. Потом Диоклетиан приказал принести новоизобретенное орудие пытки – колесо с вбитыми в него железными остриями. Когда после колесования все признали праведника мертвым, вдруг раздался удар грома и услышаны были слова: «Не бойся Георгий! Я с тобою!» Георгий, исцеленный Ангелом, сам сошел с колеса, прославляя Бога. Увидев чудесное спасение Георгия, царские сановники Антоний, Протолеон и царица Александра захотели принять христианство. За исповедование Христа царь приказал схватить сановников, вывести за город и отсечь головы. Царицу Александру было приказано запереть во дворце, а святого Георгия засыпать негашеной известью на три дня. Через три дня император велел выкопать кости мученика, но слуги нашли святого Георгия невредимым и привели к царю.
«Скажи Георгий, – спросил Диоклетиан, – откуда в тебе такая сила и каким волшебством ты пользуешься?» «Царь, – ответил Георгий, ты хулишь Бога. Прельщенный дьяволом, ты погряз в заблуждениях язычества и называешь чарами чудеса Бога моего, совершенные на твоих глазах». Диоклетиан приказал надеть на ноги Георгия сапоги с гвоздями внутри и гнать до самой темницы с побоями и руганью.
Вельможа Магненций предложил Диоклетиану обратится к известному волхву Афанасию. Когда волхв явился во дворец, император сказал ему: «Или победи и уничтожь волхвование Георгия и сделай его покорным нам, или лиши его жизни».
Утром в суде Афанасий показал два сосуда и велел привести осужденного. «Если безумец выпьет из первого сосуда, – сказал колдун, – будет покорным царской воле; от второго же питья он умрет». Выпив из обоих сосудов, Георгий остался невредимым, а Афанасий сам уверовал и перед всеми исповедовал Христа как всесильного Бога. За это он был казнен императором.
Святого Георгия вновь заключили в темницу. Народ, уверовавший в чудеса и обратившийся к христианству, подкупает стражников, чтобы увидеть святого и получить наставление и помощь.
Царские советники просили осудить Георгия за то, что множество людей отвращается от их языческих богов. Ночью перед новым испытанием Георгий усердно молился, а когда задремал, увидел в сонном видении Господа. Христос обнял его, возложил на голову мученика венец и произнес: «Не бойся, но дерзай. Ты скоро придешь ко Мне в Небесное Царство».
Диоклетиан приказал привести Георгия в храм Аполлона и стал убеждать принести жертвоприношение идолам. Святой Георгий обратился к изваянию Аполлона: «Ты ли хочешь принять от меня жертву, как бог?» Злой демон, обитавший в идоле, возвестил всю правду о себе: «Я не бог. Истинный Бог – Христос, которого ты исповедуешь». «Как вы смеете оставаться здесь, когда пришел служитель истинного Бога?!» – произнес Георгий. После того, когда святой Георгий сотворил крестное знамение, храм наполнился стонами, демоны покинули идолов и статуи рухнули.
Ревностные язычники и жрецы бросились бить святого и требовали от императора убить Георгия. Царица Александра, услышав шум и крики, поспешила в храм и бросилась в ноги Георгия со словами: «Бог Георгиев, помоги мне! Ты один всесилен». Диоклетиан. увидев царицу Александру у ног осужденного, с изумлением спросил: «Что с тобой, Александра? Почему ты присоединяешься к волхву и чародею и бесстыдно отрекаешься от наших богов?» Святая Александра отвернулась и ничего не ответила императору. Разгневанный Диоклетиан тотчас же вынес смертный приговор обеим.
Воины повели мучеников за город к месту казни. Благороднейшая царица с радостью последовала за святым Георгием. Она усердно молилась, призывая имя Господа, устремляя глаза к небу. В пути царица изнемогла, присела на дороге у стены и предала свой дух Богу.
Когда святого Георгия привели к месту казни, он попросил освободить от оков и стал вслух молиться. Затем святой Георгий преклонил голову и был усечен мечом. Кончина святого великомученика Георгия произошла 23 апреля 303 года , в пятницу, в семь часов вечера.
Гробница и мощи святого великомученика в Лидде
Страстотерпец Георгий исповедовал Христа, когда тьма безумного идолопоклонства разлилась по всей Вселенной и мужественно претерпел самые тяжелые пытки, которым когда-либо подвергалась человеческая плоть, и вышел из этой брани победителем над врагом рода человеческого, за что и наречен святой Церковью Победоносцем.
Милосердному и человеколюбивому Богу для нашей пользы, назидания и спасения было угодно возвеличить имя Георгия Победоносца необычными чудесами и знамениями, совершаемыми святым после своей блаженной кончины. Из множества чудес, совершенных святым великомученикам Георгием, самым знаменитым является его победа над порождением дьявола – громадным змеем.
На родине святого, у города Бейрута, находилось озеро, в котором жил огромный и страшный змей, по облику напоминавший дракона. Выходя из озера, он пожирал людей, овец, опустошал окрестности, наполнял воздух ядовитым смрадом, от которого люди отравлялись и умирали. Чтобы умилостивить чудовище, жители по совету жрецов-язычников стали бросать жребий, отдавать своих детей в жертву змию. Дошла, наконец, очередь и до единственной дочери царя. Девушку, отличавшуюся невиданной красотой, привели к озеру и оставили на обычном месте.
В то время, когда народ издали смотрел на царевну и ожидал ее смерти, вдруг появился святой Георгий на белом коне с копьем в руке и сказал царице: «Не бойся девица, я именем моего Бога, Иисуса Христа спасу тебя и твой народ от змея».
Увидев змея, он осенил себя крестным знамением и со словами «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!» устремился на чудовище, потрясая копьем. Всадник прижал копьем гортань змея к земле, а конь стал топтать чудовище, словно смирного пса. Жители же обратились в бегство. Но святой Георгий остановил их: «Не бойтесь и уповайте на Всемогущего Бога. Веруйте во Христа. Он послал меня избавить вас от змея». После этих слов святой Георгий вынул меч и убил змея, а жители сожгли чудовище. Видя великое чудо, царь и горожане уверовали во Христа, приняв святое крещение.
Святой великомученик Георгий является покровителем воинства. С именем Георгия Победоносца связаны многие победы русского воинства, он особо любим и почитаем народом.
Святой Георгий широко почитается не только в России, но и в Грузии, Арабских странах и Англии.
Он считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым. Во многих языках Грузия называется “Георгией”, и одно время широко распространилась версия что имя это было дано в честь святого Победоносца.
Почитание в арабских землях связано с преданиями о многих его чудесах, начиная с чуда о змие. Еще одно примечательное чудо, получившее отражение в характерной местной иконографии святого, это чудо в Рамеле. Некий сарацин выстрелил в икону святого Георгия из лука, после чего у него опухла и стала нестерпимо болеть рука, так, что он умирал от боли. Христианский священник посоветовал сарацину на ночь возжечь перед иконой святого Георгия лампаду, а утром помазать руку маслом из той лампады. Сарацин послушался, а когда рука чудесно исцелилась, уверовал во Христа. Другие сарацины за это предали его мученической смерти. Этот уверовавший сарацин, даже имени которого не дошло до нас, изображается в местном варианте иконы чуда о змие как маленькая фигура с лампадой в руках сидящая на крупе коня позади святого Георгия. Такой образ святого Георгия распространен не только среди местных православных, но также и среди коптов. Он также перекочевал в Грецию и на Балканы.
Святой Георгий является также покровителем Англии со времен короля Эдмунда III. Английский флаг представляет собой Георгиевский крест. Английская литература неоднократно обращалась к образу святого Георгия как воплощения “старой доброй Англии”.
Тропарь, глас 4:
Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врачь, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашым.
Ин тропарь, глас тойже:
Подвигом добрым подвизался еси страстотерпче Христов верою, и мучителей обличил еси нечестие, жертва же благоприятна Богу принеслся еси: темже и венец приял еси победы, и молитвами святе твоими, всем подаеши прегрешений прощение.
Кондак, глас 4:
Возделан от Бога показался еси благочестия делатель честнейший, добродетелей рукояти собрав себе: сеяв бо в слезах, веселием жнеши. Страдальчествовав же кровию, Христа приял еси, и молитвами святе твоими всем подеши прегрешений прощение.
Молитва 1-я великомученику Георгию:
Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. А минь.
Молитва 2-я великомученику Георгию:
О, всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим даруемая нам тобою от Всещедраго Бога, но во славу святаго Имени Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему боголюбивому воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам по исходе нашем из жития сего от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его и неосужденным предстати Престолу Господа славы. Услыши нас, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением обрящем милость со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную Правосуднаго Судии стати и Того выну славити со Отцем и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков. А минь.
Святой великомученик Георгий Победоносец
Георгий Победоносец – святой, которого почитают все христиане мира, и даже мусульмане. Но, несмотря на широкую известность, сведений об этом великомученике очень мало, и носят они характер легенд.
Жизнеописание
Родился святой в конце III в. (275-281 гг.) в Каппадокии. Его отец, римский офицер Геронтий, дослужился до должности командующего армией (по другим источникам, он был сенатором). Мать владела богатыми имениями, и семья была зажиточной. Оба родителя почитаются в лике мучеников.
Сын рос умным, физически крепким, мужественным парнем, поэтому на военной службе проявил себя храбрым, находчивым служивым и был в почете у военачальников. Дальнейшее жизнеописание в разных источниках отличается.
Греческие сказания
Похоронив мужа, мать с сыном переехала в Лидду, где юноша поступил на военную службу. Он мог сделать блестящую карьеру, потому что о его подвигах знал сам правитель Диоклетиан.
Но когда Георгий узнал о его эдиктах, в которых предписывалось убивать христиан, не желавших отступиться от веры, он сам явился к вельможам и призвал их перестать поклоняться идолам.
Диоклетиан, ценивший заслуги своего воина, предложил ему одуматься, но мужественный юноша твердо стоял на своем. За это его 7 дней жестоко пытали, после чего казнили. Это случилось 6 мая (23 апреля) 303 г.
Сказания так описывают пытки, примененные к святому:
- Били копьями, но одно сломалось, как спичка. Узника связали и придавили к земле каменной глыбой.
- Колесовали, и мученик уже не подавал признаков жизни. Но вдруг явился ангел, и Георгий из последних сил его поприветствовал. После пытки на теле не было ни единой раны.
- Поместили в емкость с негашеной известью, но кожа осталась неповрежденной.
- Переломали руки и ноги, но к утру кости срослись.
- Заставили бежать в раскаленных добела сапогах, но опять помогла усердная молитва Господу.
- Избивали плетьми так, что слезла кожа, но все зажило на глазах.
- Напоили отравленным снадобьем, но оно не подействовало.
Перед казнью Диоклетиан еще раз предложил отречься от Христа, но великомученик только попросил, чтобы его отвели в языческий храм. Там он
встал перед статуей Аполлона, перекрестил ее и себя, после чего все идолы, находившиеся внутри помещения, распались на куски. После этого Победоносец помолился и спокойно принял смерть.
Латинские тексты
Первоначально латинские тексты были переводами греческих сказаний, но позже стали излагать другие факты. Так, Георгий жил в Каппадокии во времена правления Дадиана, у некоей вдовы, и был родом из Мелитены. Даже о пытках летописцы рассказывают по-разному.
По одной из легенд, мученику сдавливали грудь тяжелой плитой, не давали есть, избивали, колесовали, четвертовали, бросали в водоем, помещали в медного быка, загоняли под ногти железо. Мужчина исцелялся после каждого истязания. Глядя на стойкость мученика, более 40 тыс. людей уверовали в Христа, включая жену правителя, Александру. После казни вдруг появился огненный вихрь, который испепелил Дациана.
Согласно другому источнику, у Георгия вырывали железными крючьями мясо, обливали раны соленой водой, давали пить яд, бросали в расплавленный свинец. Мученик мужественно переносил издевательства и только усердно молился. Наконец, ударила молния, испепелившая идолов. Земля разверзлась, и жрецы вместе с Дацианом провалились в бездну.
Апокрифические тексты
В апокрифических житиях Победоносца много противоречивого и запутанного. Некоторые источники рассказывают, что Георгий терпел мучения 7 лет, а не дней, трижды умирал и воскрешал. Геласий вообще отвергает факт пыток. Великомученика путают с образами других святых.
Существуют апокрифы на многих языках, разного качества и содержания. Лучший же текст находится в славянских сборниках церковных служб.
На Востоке
В исламе святого называют Гиргис, Джирджис, Эль-Худи. Его житие не сильно отличается от греческой легенды.
Святой был современником Мухаммеда. За призыв к правителю Мосула раскаяться в грехах и стать правоверным, Джирджис был казнен, но Аллах его воскресил. Еще 2 раза святой предпринимал попытку вразумить вельможу, и каждый раз его казнили, а Аллах его воскрешал. После этого и сам правитель был убит.
В VIII в. появилось жизнеописание на арабском языке. В нем Георгия называют учеником апостола пророка Исы. У некоторых исламских народов даже есть легенда, похожая на чудо со змеем, описанное греками.
Реальность существования
Был ли на самом деле такой человек? Этот вопрос пока не имеет ответа, хотя существуют разные гипотезы.
Один из первых церковных историков Евсевий Кесарийский описывает случай, произошедший в Никомидии. Некто, с высоким социальным статусом, публично разорвал в клочья указ Диоклетиана о гонениях христиан, за что понес суровое наказание. Он выдержал его с честью, не теряя мужества до последнего вздоха. Евсевий не называет имя мученика, но событие напоминает случившееся с Георгием.
В пользу реального существования говорит и тот факт, что вскоре после смерти Георгия стали появляться первые жизнеописания и церкви в его честь – в то время, когда еще были живы современники тех событий или их дети.
Чудеса Георгия Победоносца
Еще при жизни, на 7-й день пыток, Георгий оживил животное и воскресил умершего человека. Но главное чудо было сотворено после смерти – убийство змея, поселившегося в пещере возле города, где жили язычники. Дракон совершал налеты на поселение, похищал и убивал его жителей. Тогда было решено приносить ему в жертву детей.
Наконец, пришла очередь дочери царя. И тут на коне явился всадник в образе Георгия Победоносца. Силой молитвы он сломил дух аспида, и тот пал к ногам победителя. Царевна отвела поверженного змея в город, и там, на площади, воин отрубил василиску голову. Благодаря этому подвигу жители города уверовали в Иисуса Христа.
Согласно другим преданиям и изображениям на иконах, Георгий пронзил змея копьем. Кроме того, этот сюжет иносказательный: девушка символизирует христианскую церковь, аспид – язычество. В Библии этот факт рассматривают, как победу над дьяволом.
День святого Георгия
Память святого великомученика отмечается в такие даты:
- 6 мая – главный День памяти (кончина святого);
- 16 ноября;
- 23 ноября;
- 9 декабря.
Покровительство
Святого великомученика считают своим покровителем Россия, Грузия, Греция, Англия, Барселона, Генуя, испанский регион Арагон.
Георгий Победоносец не мог не стать покровителем воинства. Он также помогает охотникам, пастухам, землепашцам – ведь «георгиос» означает «земледелец». А цыгане в Румынии и на Балканах уверены, что святой оберегает путешественников.
В некоторых местностях считали, что святой покровительствует диким животным, особенно волкам и змеям.
Святой Георгий – «личный» ходатай и заступник мужчин по имени Георгий, Юрий, Егор.
Молитвы Победоносцу
Люди просят у святого исцеления от немощи и болезней, дарования здорового потомства, помощи в работе, защиты от врагов, диких зверей и змей.
В Грузии молятся о щедром урожае и размножении скота. На Балканах просят послать дождь.
В Западной Европе верят, что святой Джордж защитит от заразных болезней и укусов змей.
Богослужения
В дни памяти проводятся вечерние и утренние богослужения с чтением тропаря, канона и Акафиста. Предполагается, что гимн был составлен в конце 18 в., его автор не известен.
В Георгиевских храмах службы на престольные праздники проводятся особенно торжественно, с участием священнослужителей высших рангов.
Почитание Георгия Победоносца
Поминать святого начали уже в IV в. возведением церквей его имени. В наши дни Победоносца почитают на Западе и Востоке, но более всего на Кавказе.
В Грузии (европейское название – Georgia) чуть ли не ежедневно устраиваются в его честь праздники. Там даже считают, что он является родственником равноапостольной Нины. Безграничное поклонение святому перешло в Осетию и соседние страны: Иран, Азербайджан и Турцию.
В российской империи орден Георгия Победоносца вместе с причисленным к нему Георгиевским крестом был высшей воинской наградой. Святой незримо присутствовал на поле боя, и английские солдаты бежали в атаку, призывая его на помощь.
Образ святого великомученика нашел воплощение в искусстве, литературе, геральдике и нумизматике. Георгий Победоносец изображен на монетах, гербах и государственных штандартах. Георгиевский крест красуется на флагах Грузии, Великобритании, Англии, Белоруссии.
В честь св. Георгия назывались не только церкви и монастыри, но и города, Юрьевец например.
Храмы
Соборы и храмы в честь Святого Георгия возведены по всему миру. Особенно много их в Грузии.
Главный храм его имени построен в г. Лод (Лидде) в IV в. Там хранится ковчег с частицами мощей и часть главы (под алтарем).
Изображения
Георгий Победоносец изображен на русских и армянских монетах, британских соверенах, на гербе Грузии, Москвы и Московской области, многих городов Украины, Белоруссии, Кавказа, Испании, Италии.
Скульптуры «Георгий Победоносец» установлены в Северной Осетии, Москве, Ростове, Красногорске, Владикавказе и др. городах.
Иконы
На древнейшей иконе из Успенского собора Московского Кремля Георгий Победоносец изображен в образе молодого воина без усов и бороды. В руке у него копье. Одет в красный плащ, символизирующий мученический подвиг, на груди – кольчуга.
Есть также и ростовые образа, с клеймами по краям, на которых изображены картины пыток. В центре одной такой иконы Георгий стоит с копьем и мечом, на поясе колчан со стрелами.
Чаще всего Победоносец предстает в образе всадника. В Восточной Европе его изображали юношей среднего телосложения, сидящим на немного сказочном коне белой, вороной или гнедой масти. В руке держит легкое копье, которым убивает змея. На некоторых ликах виднеется очертание города, возле которого происходило событие.
В противовес восточной иконографии, с икон западноевропейской школы смотрит крепкий мужчина, в доспехах и шлеме, восседающий на реальном коне. Рыцарь с усилием пронзает дракона тяжелым копьем.
Картины
Художников вдохновляло на написание картин о Георгии Победоносце его сражение со змеем.
Несмотря на то, что сюжет достаточно каноничен, живописцы все же смогли выразить свое отношение к образу святого и данному событию, поэтому все полотна отличаются индивидуальностью и интересны зрителю.
Народные традиции
На Руси отмечали 2 Юрьевых дня – в последний месяц весны и в начале зимы. Шутили, что есть 2 Юрия – голодный и холодный.
В зимний праздник люди не работали. К этому дню старались рассчитаться с долгами. Те, кто собирался в дальнюю дорогу, заказывали в церкви молебен, чтобы в поездке сопутствовала удача. Слушали воду в колодце: если не шумит, то зима будет спокойной, тихой. Крестьяне проводили различные обряды, чтобы скот не болел.
Прошло 17 столетий со дня гибели Георгия Чудотворца, но легенды о нем не перестают волновать людей со всех уголков земли. Своей отвагой, мужеством, преданностью вере он является образцом для верующих всех конфессий.
Житие великомученика Георгия Победоносца – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого
- Главная
- Расписание
- О храме
- История храма
- Наши святыни
- Панорамы
- Жизнь прихода
- Приходские вести
- Архив событий
- Восстановление храма
- Наши прихожане
- Миссионерская деятельность
- Паломнические поездки
- Воскресная школа
- Школьные события
- Архив событий
- О школе
- Кружки и секции
- Молодежная группа
- Социальное служение
- Вы можете помочь!
- Новости и отчеты
- Архив событий
- О социальной работе
- Направления работы
- Духовенство
- Памяти д.Георгия
- У нас служили
- Фотографии
- Библиотека
- Жития святых храма
- Иконы святых
- Проповеди настоятеля
- Видеоматериалы
- Статьи
- Контакты
ЯНДЕКС-КОШЕЛЕК ДЛЯ ПОЖЕРТВОВАНИЙ:
Объявления:
Разделы сайта
- Главная
- Расписание
- О храме
- Жизнь прихода
- Духовенство
- Воскресная школа
- Социальное служение
- Библиотека
- Контакты
Разделы событий
- Воскресная школа
- Приходские вести
- Разное
- Социальное служение
Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был ещё в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии.
Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом (284 — 305) и принят в его стражу со званием комита — одного из старших военачальников.
Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь.
Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим своё наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» — повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», — отвечал святой.
Ошеломлённый дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжёлым камнем.
На другой день на допросе, обессиленный, но твёрдый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою». Тогда Диоклитиан повелел подвергнуть Георгия самым изощрённым пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнажённое тело святого. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву богам. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» — как святой Георгий восстал исцелённым. Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что пред ним другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Два знатных сановника, святые Анатолий и Протолеон, тайные христиане, тотчас открыто исповедали Христа. Их тут же, без суда, по приказу императора усекли мечом. Познала истину и царица Александра, супруга Диоклитиана, находившаяся в капище. Она тоже порывалась прославить Христа, но её удержал один из слуг императора и увёл во дворец.
Император ещё более ожесточился. Не теряя надежды сломить святого Георгия, он предавал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, святого мученика засыпали негашёной известью. Через три дня его откопали, но нашли его радостным и невредимым. Святого обули в железные сапоги с раскалёнными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Утром же, когда его привели на допрос, бодрого, со здоровыми ногами, он сказал императору, что ему понравились сапоги. Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землёй, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, оставался непреклонным.
Решив, что волшебство помогает святому, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы, или отравил его. Волхв преподнёс святому Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое — умертвить. Но и зелья не действовали — святой по-прежнему обличал языческие суеверия и славил Истинного Бога.
На вопрос императора, какая же сила помогает мученику, святой Георгий отвечал: «Не думай, что не вредят мне муки благодаря человеческому усилию, — я спасаюсь только призыванием Христа и Его силою. Верующий в Него ни во что вменяет мучения и способен сотворить дела, которые сотворил Христос» (Ин. 14, 12). Диоклитиан спросил, каковы же дела Христовы. — «Слепых просвещать, прокажённых очищать, подавать хромым хождение, глухим — слух, изгонять бесов, воскрешать умерших».
Зная, что ещё никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мёртвого, император, чтобы посрамить упование святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. На это святой сказал: «Ты искушаешь меня, но ради спасения народа, который увидит дело Христово, Бог мой сотворит это знамение». И когда святого Георгия подвели к гробнице, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа». И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из неё.
Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Волхв Афанасий, припав к ногам святого Георгия, исповедал Христа Всесильным Богом и просил прощения за грехи, совершённые в неведении. Однако закоснелый в нечестии император не вразумился: он в ярости приказал обезглавить уверовавшего Афанасия, а также воскрешённого человека, а святого Георгия опять заточил в темницу. Люди, обременённые недугами, разными способами стали проникать в темницу и там получали от святого исцеление и помощь. Обратился к нему в скорби и некий земледелец Гликерий, у которого пал вол. Святой с улыбкой утешил его и заверил, что Бог возвратит вола к жизни. Увидев дома ожившего вола, земледелец по всему городу стал прославлять Бога христианского. По приказу императора святой Гликерий был схвачен и обезглавлен.
Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Диоклитиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы идолам. Начали готовить судилище при капище Аполлона. В последнюю ночь святой мученик усердно молился, а когда задремал, увидел Самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и поцеловал. Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною».
Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание — он предлагал ему стать своим соправителем. Святой мученик с притворной готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклитиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесёт жертву богам. Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему, как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками, и, одержимые завистью, прельщаем людей». «Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришёл я, служитель Истинного Бога?» — спросил святой. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились.
Поднялось всеобщее смятение. На святого мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни.
На шум и крики поспешила святая царица Александра. Пробираясь через толпу, она кричала: «Бог Георгиев, помоги мне, так как Ты Един Всесилен». У ног великомученика святая царица славила Христа, уничижая идолов и поклонявшихся им.
Диоклитиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию и святой царице Александре, которая без сопротивления последовала за святым Георгием на казнь. По дороге она изнемогла и без чувств прислонилась к стене. Все решили, что царица скончалась. Святой Георгий возблагодарил Бога и молился, чтобы и его путь окончился достойно. На месте казни святой в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привёл их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч. Это было 23 апреля 303 года.
В растерянности взирали на своего Победителя палачи и судьи. В кровавой агонии и бессмысленных метаниях кончалась эра язычества. Прошло всего десять лет — и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклитиана на римском престоле, прикажет начертать на знамёнах Крест и завет, запечатлённый кровью Великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: «Сим победиши».
Из многих чудес, совершённых святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух.
По научению бесов, живших в идолах, царь принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей и когда очередь дойдёт до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Прошло время, и царь, нарядив её в лучшие одежды, отправил к озеру. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьём в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьём и попрал его конём. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город. Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия.
Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошёл в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси.
Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий (+ 1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День освящения Киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года Святителем Иларионом, митрополитом Киевским и всея Руси, навсегда вошёл в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий».
Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий (+ 1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович ( 1238; память 4 февраля), сложивший голову в битве на Сити. Память о нём, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович (+ 1325) — сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец — всадник, поражающий змия — стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это ещё глубже укрепило связи христианских народов и особенно с единоверной Иверией (Грузией — страной Георгия).
Эпоха Константина: Почему Церковь не отказалась дружить с государством?
Житие и воспитание
Будущий римский император родился на территории современной Сербии, а в то время — провинции Верхняя Мёзия. Точная дата рождения учеными-историками не установлена. Предположительно, это был 272 год 27 февраля. Его отцом был август Констанций I Хлор, а матерью — Елена, дочь трактирщика.
По историческим сведениям, Констанций Хлор отличался мягким нравом и снисходительным отношениям к христианам, которые подвергались гонениям в других областях огромной Римской империи. Христианкой была и его жена, возможно это и послужило причиной такой политики правителя.
Император Константин Великий
- Известно, что с первой супругой император Констанций не был официально женат. Поэтому впоследствии он женился второй раз на падчерице августа Максимиана Геркулия, что символизировало их политический союз. Жена Феодора родила Констанцию троих сыновей и троих дочерей. Но и Елена продолжала занимать особое место при царском дворе сначала при правлении мужа, а затем и сына.
- Константин в юности жил в Никомедии, при дворе императора Диоклетиана. Такой шаг был предпринят императором восточной части империи с целью предотвращения узурпаторских поползновений со стороны отца юноши, которого Диоклетиан в качестве цезаря отправил на запад государства. Но не смотря на статус заложника, Константин пользовался всеми почестями, отвечающими его статусу и часто принимал участие в военных походах или занимался административными вопросами при дворе императора. Здесь он получил хорошее образование и обучался полководческому искусству.
- В 285 году Диоклетианом была утверждена новая система управления государством. Так, по закону, в империи было сразу четыре правителя — два августа и два цезаря. По задумке императора, августы по истечении двадцатилетнего срока должны были отречься от власти и передать ее своим преемникам — цезарям. А цезари, в свою очередь, должны были выбрать себе новых преемников после перехода в статус августов. Соправителем Диоклетиана стал Максимиан. В качестве цезарей были избраны отец Константина и Галерий.
Когда августы подали в отставку, Констанций I Хлор и Галерий стали полноправными императорами западной и восточной части Римской империи.
Однако Констанций к тому времени уже был в почтенном возрасте и испытывал проблемы со здоровьем. Он рассчитывал на встречу со своим сыном, который по-прежнему пребывал в Никомедии. Галерий же опасался, что после смерти отца, Константина объявят августом подчиненные воинские легионы. А это никак не входило в его планы, и он запретил Константину ехать к отцу.
Но юноша сбежал и отправился к Констанцию в Британию — император как раз находился в военном походе. В 306 году, когда умер август, армия провозгласила своим правителем Константина. Это произошло под Эбораком, именующимся в настоящее время Йорком.
Галерий смирился с произошедшим, тем не менее не спешил признавать Константина августом, ссылаясь на его неопытность и молодой возраст. Он направил в западную часть Флавия Севера, а Константина признал цезарем. То есть формально он находился на второй роли после Севера. Но на деле сын умершего императора пользовался огромной поддержкой галлийцев и воинских частей, как преемник последовательного и лояльного правителя Констанция Хлора. Флавий не имел таких привилегий.
Начиная с 306 года в Риме началась ожесточенная борьба за власть. В результате придворных интриг в империи появилось 5 полноправных правителей, которые не собирались подчиняться друг другу. В течение нескольких десятков лет Константин провел ряд победоносных сражений со своими оппонентами и 18 сентября 324 года был объявлен единственным правителем всей империи.
Константин Великий
В своей политике он придерживался курса, намеченного, в свое время, Диоклетианом. При нем развернулось масштабное строительство, была проведена монетная реформа, а также изменено административное устройство государства.
Невеста
В конце XVIII века Германия, разделенная на множество мелких владений, была своеобразной «ярмаркой невест» — бедных, непритязательных, но с богатой родословной. Предпочтение немкам отдавалось еще и потому, что они не возражали против перехода в православие, охотно принимая это обязательное для русского двора условие.
Императрица Екатерина, вознамерившись женить 16-летнего внука Константина, не церемонилась с приглашенными в Петербург «кандидатками»: к осени 1795 года императорский двор просмотрел и «отсеял» одиннадцать принцесс. Последними в списке значились три дочери наследного принца Саксен-Заальфельд-Кобургского. Среди них — 14-летняя принцесса Юлианна, принадлежавшая древней и знаменитой германской династии.
Вечером 6 октября 1795 года, проделав трехнедельный утомительный путь по осеннему бездорожью, германские принцессы прибыли в Петербург. Когда измученные дорогой гостьи подъехали к Зимнему дворцу, императрица и ее свита прильнули к окнам. Старшая из принцесс быстро выскочила у дворцового подъезда из экипажа на лестницу. Вторая хотела сделать то же, но, оступившись, упала. Самая младшая вышла из экипажа неторопливо, взошла на лестницу спокойно и с достоинством.
Екатерина, которой это чрезвычайно понравилось, сказала окружающим: «Она, последняя!»1
На другой день немецкие гостьи были официально представлены императрице на концерте в Эрмитаже. «Любопытство было столь велико, что придворные задолго до прихода гостей столпились у дверей, в которые должны были войти принцессы. Наконец те прибыли, и замешательство, которое испытала бедная герцогиня, очутившись при самом большом и блестящем из европейских дворов, сделало еще менее благородным ее и без того мало изящный вид».2
Впоследствии, будучи уже в разводе с Константином, Юлианна не раз вспоминала этот первый выход в петербургский свет. Наряды принцесс и их матери оказались настолько бедны по сравнению с костюмами русских модниц, что придворная знать не скрывала своего насмешливого высокомерия. Сама императрица была в русском светло-зеленом шелковом платье с длинными рукавами, в корсаже из золотой парчи, с коротким шлейфом. Сильно нарумянена, волосы низко причесаны и слегка посыпаны пудрой; головной убор унизан бриллиантами…
Немецких гостей представили Екатерине, те были заметно смущены и растеряны. Быстрее всех овладела собой младшая из сестер — Юлианна, миловидная невысокая брюнетка, которая своими непринужденными манерами понравилась Екатерине. Поприветствовав и отпустив гостей к «публике», она оставила Юлианну возле себя, завела с ней беседу и «по крайней мере раз двадцать поцеловала».
Всем стало ясно: невеста выбрана и имя ее — Юлианна-Генриетта Саксен-Кобургская.
На следующий день императрица вручила матери Юлианны и ее сестрам бриллиантовые звезды ордена Святой Великомученицы Екатерины в знак того, что «смотрины» закончились успешно. В тот же день она сама привела к ним великого князя Константина.
Император и христианство
Христианство при Константине стало обретать статус государственной религии. Ученые ведут дискуссии о том, почему император обратился в христианство, до сих пор. Одни утверждают, что еще в юности его впечатлила честность и сила духа гонимых христиан. Другие утверждают, что правитель хотел объединить одной религией разрозненное население огромной империи. Какая версия является более правдоподобной — сложно сказать.
Еще о равноапостольных святых:
- Икона равноапостольной Елены
- Мощи равноапостольной княгини Ольги
- Житие равноапостольного Космы Этолийского
Опираясь на факты, можно сделать вывод о том, что христианское вероисповедание получило наконец-то свободу. В 313 году был издан эдикт, освобождающий клириков от податей и повинностей. В последующие годы за церквями было закреплено право на приобретение имущества.
По всей империи возводились христианские церкви и соборы. Часто с этой целью разрушались языческие храмы. В результате появления всякого рода ересей, Константин активно принимал участие в церковных делах, добиваясь единства церквей. По его инициативе был созван Никейский собор, на котором обличили ариан. Епископов арианского толка сослали, а само учение признали ересью. Однако позже император все же принял сторону ариан.
Интересно! Всю жизнь Константин Великий уклонялся от обряда крещения и лишь перед смертью принял это таинство от епископа Евсевия Никомедийского.
На смертном одре он признался, что мечтал сделать это в водах реки Иордан, но, видимо, на то не было воли Божьей.
«Он остался полным невежею…»
В памяти всех не может не быть запечатленным образ цесаревича Константина Павловича; одаренный замечательною физическою силою, будучи среднего роста, довольно строен, несколько сутуловат, он имел физиономию, поражавшую всех своею оригинальностью и отсутствием приятного выражения. Пусть всякий представит себе лицо с носом весьма малым и вздернутым кверху, у которого густая растительность лишь в двух точках над глазами заменяла брови; нос ниже переносицы был украшен несколькими светлыми волосиками, кои, едва заметные при спокойном состоянии его духа, приподнимались вместе с бровями в минуты гнева.
Неглупый от природы, не лишенный доброты, в особенности относительно близких к себе, он остался до конца дней своих полным невежею. Не любя опасностей по причине явного недостатка в мужестве, будучи одарен душою мелкою, неспособной ощущать высоких порывов, цесаревич, в коем нередко проявлялось расстройство рассудка, имел много сходственного с отцом своим, с тем однако различием, что умственное повреждение императора Павла, которому нельзя было отказать в замечательных способностях и рыцарском благородстве, было последствием тех ужасных обстоятельств, среди которых протекла его молодость, и полного недостатка в воспитании, а у цесаревича, коего образованием также весьма мало занимались, оно, по-видимому, было наследственным.
Денис Давыдов. Воспоминания о цесаревиче Константине Павловиче.
1. Новооткрытыя письма императрицы Екатерины Второй к барону Гриму// Русский Архив. СПб,1878, N 10, с.229. 2. Графиня В.Н. Головина, «Мемуары. История жизни благородной женщины», М.,1996, с. 149. 3. Карнович Е.П. Цесаревич Константин Павлович// Русская старина. СПб, 1877, т. 19, с. 249. 4. Графиня В.Н. Головина, «Мемуары. История жизни благородной женщины», М.,1996, с. 150. 5. Е.П. Карнович, Цесаревич Константин Павлович (1779-1831)// Русская старина. СПб, 1877, т. 20, с. 367. 6. Сборник Императорского Русского исторического общества, т. 5, с. 62 7. Константин Павлович, Великий князь// Русский биографический словарь, СПб 1900, т. 5, с. 160. 8. Госпожа Виже-Лебрен в России (1795-1801)// Древняя и новая Россия. СПб,1876, т. 3, с. 299-304. 9. Посмертные записки А.А. Одинцова, генерала от инфантерии// Русская старина. СПб, 1890, т. 65, с. 22.
Почитание и мощи
Святой равноапостольный царь Константин Великий почитается в православной и католической церквях 21 мая или 3 июня, в зависимости от принятого летоисчисления — по юлианскому или новоюлианскому календарю.
Икона святого равноапостольного Константина
Тело Константина было похоронено в Константинополе в храме Святых Апостолов. Частица его мощей хранится в аббатстве св. Виктора в Марселе.
Важно! Император Константин был канонизирован за свой вклад в развитие и распространение христианства. Именно при нем язычество постепенно стало отходить на второй план, уступая место истинной религии.
Наместник Царства Польского
В августе 1826 года в возрасте 73 лет скончался наместник Царства Польского Иосиф Зайончек. После этого Константин Павлович, сохранив пост главнокомандующего польской армией, стал наместником Царства Польского. Назначение на должность русского наместника Константина Павловича встревожило поляков, опасавшихся ужесточения режима.
По установлении русского владычества в Варшаве цесаревич, сначала довольно милостивый к полякам, дал вскоре полную волю своему дикому, необузданному нраву. Посещая полки во время ученьев, он нередко в припадках бешеного гнева, врезываясь в самые ряды войск, осыпал всех самыми неприличными бранными словами. Он говаривал начальникам при всех:
«Vous n’etes que des cochons et des miserables, c’est une vraie calamite que de vous avoir sous mon commandement (Вы — отъявленные свиньи и негодяи. Истинное несчастие- командовать вами.- Ред.); я вам задам конституцию».
Вообще, хотя в эпоху правления Польшею цесаревича заботливостью нашего правительства благосостояние этой страны было увеличено, но это было вполне тяжкое для поляков время. Никакие заслуги, никакие добродетели не спасли тех, кои имели несчастие заслужить неблаговоление цесаревича, действовавшего лишь по своему капризному произволу. Хотя он долгое время видел лишь зрелище любви и подобострастия к себе в поляках, но сердца их не могли быть преисполнены большою к нему нежностью. Отсутствие личного права, несправедливые действия цесаревича и безумное злоупотребление силы не могли не возбудить всеобщего негодования; К довершению всего он, в припадках ярости, часто лично наказывал тех, кои возбуждали его подозрение. Этот порядок вещей не мог долго продолжаться; мы видели, что ничтожное покушение нескольких подпрапорщиков послужило сигналом к явному против нас восстанию.
Император Константин Великий
Живший в непростое время междоусобных войн, Константин Великий сумел объединить империю под своим началом и вывести христианство на иной уровень, прекратив жестокие гонения со стороны предшественников. Церковь удостоила его звания равноапостольного, возведя в лик святых, что говорит о большой значимости вклада, совершенного им при жизни.
Житие и воспитание
Будущий римский император родился на территории современной Сербии, а в то время — провинции Верхняя Мёзия. Точная дата рождения учеными-историками не установлена. Предположительно, это был 272 год 27 февраля. Его отцом был август Констанций I Хлор, а матерью — Елена, дочь трактирщика.
По историческим сведениям, Констанций Хлор отличался мягким нравом и снисходительным отношениям к христианам, которые подвергались гонениям в других областях огромной Римской империи. Христианкой была и его жена, возможно это и послужило причиной такой политики правителя.
- Известно, что с первой супругой император Констанций не был официально женат. Поэтому впоследствии он женился второй раз на падчерице августа Максимиана Геркулия, что символизировало их политический союз. Жена Феодора родила Констанцию троих сыновей и троих дочерей. Но и Елена продолжала занимать особое место при царском дворе сначала при правлении мужа, а затем и сына.
- Константин в юности жил в Никомедии, при дворе императора Диоклетиана. Такой шаг был предпринят императором восточной части империи с целью предотвращения узурпаторских поползновений со стороны отца юноши, которого Диоклетиан в качестве цезаря отправил на запад государства. Но не смотря на статус заложника, Константин пользовался всеми почестями, отвечающими его статусу и часто принимал участие в военных походах или занимался административными вопросами при дворе императора. Здесь он получил хорошее образование и обучался полководческому искусству.
- В 285 году Диоклетианом была утверждена новая система управления государством. Так, по закону, в империи было сразу четыре правителя — два августа и два цезаря. По задумке императора, августы по истечении двадцатилетнего срока должны были отречься от власти и передать ее своим преемникам — цезарям. А цезари, в свою очередь, должны были выбрать себе новых преемников после перехода в статус августов. Соправителем Диоклетиана стал Максимиан. В качестве цезарей были избраны отец Константина и Галерий.
Когда августы подали в отставку, Констанций I Хлор и Галерий стали полноправными императорами западной и восточной части Римской империи.
Однако Констанций к тому времени уже был в почтенном возрасте и испытывал проблемы со здоровьем. Он рассчитывал на встречу со своим сыном, который по-прежнему пребывал в Никомедии. Галерий же опасался, что после смерти отца, Константина объявят августом подчиненные воинские легионы. А это никак не входило в его планы, и он запретил Константину ехать к отцу.
Но юноша сбежал и отправился к Констанцию в Британию — император как раз находился в военном походе. В 306 году, когда умер август, армия провозгласила своим правителем Константина. Это произошло под Эбораком, именующимся в настоящее время Йорком.
Галерий смирился с произошедшим, тем не менее не спешил признавать Константина августом, ссылаясь на его неопытность и молодой возраст. Он направил в западную часть Флавия Севера, а Константина признал цезарем. То есть формально он находился на второй роли после Севера. Но на деле сын умершего императора пользовался огромной поддержкой галлийцев и воинских частей, как преемник последовательного и лояльного правителя Констанция Хлора. Флавий не имел таких привилегий.
Начиная с 306 года в Риме началась ожесточенная борьба за власть. В результате придворных интриг в империи появилось 5 полноправных правителей, которые не собирались подчиняться друг другу. В течение нескольких десятков лет Константин провел ряд победоносных сражений со своими оппонентами и 18 сентября 324 года был объявлен единственным правителем всей империи.
В своей политике он придерживался курса, намеченного, в свое время, Диоклетианом. При нем развернулось масштабное строительство, была проведена монетная реформа, а также изменено административное устройство государства.
Император и христианство
Христианство при Константине стало обретать статус государственной религии. Ученые ведут дискуссии о том, почему император обратился в христианство, до сих пор. Одни утверждают, что еще в юности его впечатлила честность и сила духа гонимых христиан. Другие утверждают, что правитель хотел объединить одной религией разрозненное население огромной империи. Какая версия является более правдоподобной — сложно сказать.
Еще о равноапостольных святых:
Опираясь на факты, можно сделать вывод о том, что христианское вероисповедание получило наконец-то свободу. В 313 году был издан эдикт, освобождающий клириков от податей и повинностей. В последующие годы за церквями было закреплено право на приобретение имущества.
По всей империи возводились христианские церкви и соборы. Часто с этой целью разрушались языческие храмы. В результате появления всякого рода ересей, Константин активно принимал участие в церковных делах, добиваясь единства церквей. По его инициативе был созван Никейский собор, на котором обличили ариан. Епископов арианского толка сослали, а само учение признали ересью. Однако позже император все же принял сторону ариан.
Интересно! Всю жизнь Константин Великий уклонялся от обряда крещения и лишь перед смертью принял это таинство от епископа Евсевия Никомедийского.
На смертном одре он признался, что мечтал сделать это в водах реки Иордан, но, видимо, на то не было воли Божьей.
Почитание и мощи
Святой равноапостольный царь Константин Великий почитается в православной и католической церквях 21 мая или 3 июня, в зависимости от принятого летоисчисления — по юлианскому или новоюлианскому календарю.
Тело Константина было похоронено в Константинополе в храме Святых Апостолов. Частица его мощей хранится в аббатстве св. Виктора в Марселе.
Важно! Император Константин был канонизирован за свой вклад в развитие и распространение христианства. Именно при нем язычество постепенно стало отходить на второй план, уступая место истинной религии.
Личная трагедия императора Константина
Бесспорно, как правитель, Константин заслуживает своего имени «Великий». Но есть в его биографии и неоднозначные факты, которые заставляют взглянуть на его личность с другой стороны.
Как известно, от первого брака император имел сына Криспа, который был казнен по его же приказу. Причиной тому послужила клевета второй жены Фаусты, которая обвинила наследника своего мужа в домогательствах. Мотивом для такого поступка со стороны жены императора могло послужить банальное желание расчистить своим сыновьям путь к престолу. На суде юноша в ответ на все обвинения просто промолчал, уверенно и с достоинством глядя на своего отца. Даже, когда его уводили на казнь, Крисп не промолвил ни слова.
Сложно представить, какие чувства одолевали в этот момент Константина, отправляющего собственное дитя на смерть. Но в те времена царили жестокие нравы, которые современному человеку трудно понять. Участь Фаусты также оказалась незавидной. Некоторые источники прямо утверждают, что ее убили по велению императора, как только обман был разоблачен. Другие отмечают, что женщина умерла при загадочных обстоятельствах.
Эти события тяжелым бременем легли на душу правителя, и остаток жизни он пребывал все больше в размышлениях о Боге, удалившись в Никомедию. Он верил, что только у Бога жив его любимый сын Крисп, о чем однажды разговаривал с Афанасием Великим, ища в этой мысли утешение своему горю.
Несмотря на огромный вклад императора в процветание государства, после его смерти империя пришла в упадок. И вновь были гонения на христиан. Но церковь навсегда увековечила память о великом царе, подарившем людям свободу вероисповедания, благодаря чему истинно верующие получили возможность открыто почитать Христа и не бояться быть за это казненными.
Равноапостольный Константин Великий, император
Дни памяти
Житие
Жития равноапостольных императора Константина и царицы Елены
Святой император Константин (306–337), получивший от Церкви именование “равноапостольный”, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305–306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи – Константин – был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284–305), его соправителя Максимиана Галерия (305–311) – на Востоке и императора Максимиана Геркула (284–305) – на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн с помощью Божией разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью “Сим побеждай”. Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.
Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется равноапостольной.
Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых – святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин “Единосущный Отцу”, навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.
Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение “Единосущный”, слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.
После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял Святое Крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви Святых апостолов в заранее приготовленной им гробнице.