Именины и житие святой Ирины, икона и в чем помогает великомученица
В православии почитают нескольких святых мучениц с именем Ирина. Юность и приход к вере святой Ирины Македонской перекликаются с житием святой Варвары. Великомученица предстает женщиной, победившей смерть. Ее много раз пытали и убивали, но Ирина воскресала из мертвых по Воле Божьей и продолжала миссионерство. Легенды, описанные в древних рукописях, относят к апокрифам и не достоверны. О житии египетской мученицы известно мало.
Краткое жизнеописание
Ирина из Египта известна проповеднической работой в 3-м веке, во время правления императора Аврелиана. Вместе с ней ходила по земле египетской ее сестра во Христе София. За проповеди девушек пытали по приказу императора и обезглавили.
Ирина Македонская жила в 1-м веке после Рождества Христова. Ее также называют Египетской. О жизни мученицы известно больше, но житие напоминает художественный опус на библейскую тему.
Происхождение
Македонская святая в миру звалась Пенелопой. Ее родина — область Мигдония в Македонии. Она была дочерью правителя Ликиния. Иногда встречаются упоминания о том, что египетская святая происходила из славян. Девушка росла красавицей. Отец поселил ее в высокой башне, чтобы уберечь от соблазнов. Ее наставником был старец-христианин Апелиан. Жизнь принцессы Пенелопы проходила в богатстве, но не праздно. Девушка изучала науки и христианское учение.
Появление птиц и обращение в веру
Однажды Пенелопе было явление. На окно сели три птицы: голубь с оливковой ветвью, ворон со змеей и орел с венком из цветов. Девушка спросила у наставника, что это значит. Старец объяснил, что знаки предсказывают ее будущее: веру в Христа, мучения ради Него и венец святости.
Житие и служение Богу
По одной из легенд, к Пенелопе сошел ангел. Он рассказал ей о законах Божьих. Пенелопа приняла от него крещение с именем Ирина, что означает «мир». По другой версии, ее крестил апостол Тимофей, с которым был знаком Апелиан. Девушка пошла против отца-идолопоклонника, чем обрекла себя на страдания. Многие правители-язычники изощренно пытали девушку, заставляя отречься от Христа, но орудия пыток не причиняли вреда ее неуязвимому телу.
Жизнь ее была посвящена миссионерству. Крестьяне и воины крестились, увидев чудеса воскрешения и терпения Ирины. Известно, что она проповедовала в городах Магедон в Персии, Каллиник, он же Ракка, в Месопотамии, Ефесе. Стараниями святой в христианство обращались даже люди высоких чинов.
В Месемврию мученица вошла с оливковой ветвью в руке — символом воскрешения. Все население города и правитель обратились в христианство. В Ефесе она являла чудеса, сравнимые с чудесами апостолов. К проповеднице обратились родители, у которых умер сын. По ее молитве он очнулся. С ней ходили ученики, как с Иисусом.
Мучения мученицы
За отвержение идолов царь Ликиний приговорил дочь к казни. Ее должны были растоптать дикие кони. Но царь сам попал под копыта взбунтовавшегося животного и погиб. Ирина помолилась Богу и отец воскрес. Оживший царь принял христианство, отрекся от престола и посвятил остаток жизни покаянным молитвам в башне, в которой жила его дочь.
Наместник царя Седекия боролся с христианством. Многие подданные отвергли язычество. Виновницу религиозного раскола новый правитель не смог сломить и заставить отречься от христианского Бога. Новая казнь ждала Ирину — во рве со змеями. Но Бог защитил ее. 10 дней она прожила в яме, и змеи не трогали ее. После такого чуда в государстве появилось еще больше христиан. Авторитет Седекии был подорван. Народ взбунтовался против новых пыток Ирины и сверг наместника.
Сын Седекии – Сапор, жаждал мести за отца. Он собрал военный отряд и пошел в наступление, чтобы отвоевать трон. Но по пути воины и их предводитель ослепли. Тогда им явилась Ирина и исцелила всех молитвой.
Прозревший Сапор не воспылал благодарностью. Женщине, погубившей его отца, он придумал наказание: воткнул в ноги гвозди и заставил идти 5 километров с мешком песка на плечах. За истязание Ирины военный отряд настигла кара Божья: раздвинулась земля под ногами и многие воины сгинули в пропасти. Выжившие уверовали. Только Сапор остался верен идолам отца.
Новые козни врагов христианства настигли Ирину в Ракке. Царь Месопотамии приказал префекту города арестовать и пытать проповедницу, но градоначальник проникся заповедями Божьими и принял христианство. Через много лет царь Сапор вновь призвал к ответу Ирину. На этот раз ему удалось ее обезглавить. Но проповедническая миссия ее не завершилась, и ангел оживил мученицу.
Смерть и канонизация
Завершение жизни святой Ирины тоже перекликается с событиями в Иерусалиме. Ангел принес ей весть о скорой кончине. Ирина с учениками и наставником Апелианом отправилась к пещере в горах. Святая вошла туда одна, приказала закрыть вход камнем и открыть через 4 дня. Когда гробницу вскрыли, она была пуста.
В разных источниках исследователи находят разные даты смерти. О точном времени канонизации тоже не известно. Ее стали почитать, как святую мученицу, еще в древнем Константинополе.
Иконография
Сохранились древние византийские и греческие изображения св. Ирины. Живописцы изображали мученицу:
- в красной одежде;
- с крестом в руках;
- с короной или непокрытой головой.
Так как в истории христианства отметились несколько мучениц с именем Ирина, исследователям трудно распознать конкретную святую. Но отличительным признаком мц. Ирины Египетской и Македонской считают царское облачение. Икона Ирины Македонской отличается изображением голубя с оливковой ветвью. Также ее находят в общих иконах сонма великомучеников.
Значение в православии
Несмотря на апокрифическое описание жития древних святых и трудности в отличии их изображений, современная православная церковь чтит Ирину Македонскую и Египетскую, как пример твердой веры в Христа и силы духа. Женщины смиренно отрекались от замужества ради высшего Жениха. Они терпели лишения миссионерской жизни странниц и смиренно шли на казни. И за самоотверженное служение Господу тот наградил их — вечной славой и жизнью в Царствии Божьем.
Ирина Македонская обратила в христианство больше 10 тысяч жителей древней Персии и Месопотамии. Она исцеляла, изгоняла бесов и воскрешала. По легендам о ней можно провести параллели между эпизодами ее жизни и Богородицы, Иисуса Христа — извещение о служении Богу, козни правителей и вознесение. Для православного христианина Ирина Македонская подает пример праведной жизни и беззаветной веры. Она покровительствует проповедникам, миссионерам, людям, изучающим и готовящимся принять христианство.
О чем можно просить великомученицу
Святая Ирина помогает укрепить здоровье, пройти через жизненные испытания, сохранить семью. Она покровительствует женщинам, носящим ее имя. У святой просят удачи и помощи в преодолении сомнений.
Защите от бед и неприятностей
Молитва мученице поможет найти выход из сложной ситуации, связанной с непониманием окружающих. Как ангел помог святой подняться невредимой из земляной тюрьмы со змеями, так и Ирина поможет молящемуся выйти невредимым из бедственного положения. Важно лишь проявить терпение и положиться на помощь святой заступницы и Господа.
Ограждении от грехов
Как отец оберегал дочь Пенелопу от дурного влияния внешнего мира, так и святая Ирина оберегает молящегося ей от пороков и низменных страстей, разрушающих душу.
Семейном счастье
Юные девушки молятся мученице о счастливом замужестве, а женщины в браке просят сохранить в семье любовь, верность и уважение.
Здоровье
Молитва мученице облегчает душевную и физическую боль, укрепляет дух при лечении трудноизлечимых заболеваний.
Помогает в обретении уверенности
Святой молятся при ослабевающей вере, для укрепления силы воли в борьбе с искушениями, отстаивании своего мнения.
Карьерном росте
Молитвы к святой помогут избежать козней конкурентов и недоброжелателей, завоевать расположение вышестоящих руководителей и получить от них высшую оценку своей работы.
Защите от болезней
О тело неуязвимой Ирины ломались пилы, мельничные колеса, а буйные кони и лютые змеи становились смирными. В молитвах к святой просят о выносливости, крепком здоровье, его устойчивости к физическим травмам, ядам, вирусам и бактериям.
День памяти и православные именины
1 октября чтут память мученицы Ирины Египетской, казненной римским императором через отсечение головы. 18 мая почитают Ирину Македонскую, проповедницу и чудотворительницу, тело которой исчезло из погребальной пещеры.
Текст молитвы
Часто Египетскую и Македонскую мучениц считают одним лицом. Святой, почитаемой в мае и октябре, можно молиться одним текстом, а после обратиться собственными словами:
«О, многострадальная и преславная Ирино, невесто Христова всехвальная, угоднице Божия! Ты предстоиши у Престола Пресвятыя Троицы и наслаждаешися неизреченнаго блаженства. Призри убо милостивно на нас, приносящих ти хвалебное пение сие, испроси нам милость, отпущение грехов у Преблагаго Господа, вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елико восхощеши, испросити у Него можеши. Темже убо смиренно припадаем к тебе и просим: умилостиви Владыку Неба и земли, да подаст нам дух твоея ревности ко хранению святых Его заповедей, яко да возможем земное поприще в добродетельном житии проводити, райских селений унаследовати и тамо с тобою и всеми святыми прославляти Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».
Храмы
Храм святой Ирине Египетской — одна из главных достопримечательностей Стамбула. В Москве находится храм святой в Покровском. Недалеко от Петербурга, в селе Волгово реконструируют церковь святой Ирины.
Великомученица Ирина Македонская
Дни памяти
Житие
Краткое житие великомученицы Ирины Македонской
Святая Ирина, родом славянка, жила во второй половине I века и была дочерью Ликиния, правителя города Магеддона в Македонии. Еще в юности Ирина поняла суетность язычества и уверовала во Христа. Согласно преданию, ее крестил апостол Тимофей, ученик апостола Павла. Желая посвятить свою жизнь Богу, святая Ирина отказалась от замужества.
Познавая все глубже христианскую веру, святая Ирина стала убеждать и родителей стать христианами. Ликиний, отец Ирины, сначала благосклонно внимавший ее словам, потом вознегодовал на нее, и когда она отказалась поклониться идолам, бросил ее под ноги диким лошадям. Не коснувшись мученицы, лошади бросились на Ликиния и задавили его до смерти. Когда по молитве святой он возвращен был к жизни, то уверовал во Христа сам и все его семейство, а с ним уверовало 3 000 человек.
После этого святая Ирина стала смело проповедовать Христа среди жителей Македонии, за что много раз подвергалась унижениям и страданиям. По приказанию правителя Седекии святую Ирину то бросали в ров со змеями, то старались распилить пилой, то привязывали к мельничному колесу. Мучения Ирины сопровождались чудесными знамениями, привлекавшими многих к вере во Христа. Так, змеи не дотрагивались до мученицы, пилы не вредили ее телу, колесо мельничное не вертелось. Сам мучитель Ваводон уверовал во Христа и крестился. Всего же Ириной обращено было более 10 000 язычников. Когда Господь указал Ирине день ее кончины, она удалилась в одну горную пещеру около города Ефеса, вход которой по ее просьбе, был завален камнями. На четвертый день ее знакомые вернулись к пещере и, открыв ее, не нашли в ней тела святой Ирины. Все поняли, что она была взята Господом на Небо.
Память святой Ирины очень чтилась в древней Византии. В Царьграде в память святой Ирины было построено несколько великолепных храмов.
Полное житие великомученицы Ирины Македонской
Святая великомученица Ирина жила в I веке и до Крещения носила имя Пенелопа. Она была дочерью язычника Ликиния, правителя области Мигдония Македония. Ликиний построил для дочери отдельный роскошный дворец, где она жила со своей воспитательницей Карией, окруженная сверстницами и слугами. Ежедневно к Пенелопе приходил наставник по имени Апелиан, который обучал ее наукам. Апелиан был христианином; во время учения он говорил девице о Христе Спасителе и наставил ее христианскому учению и христианским добродетелям. Когда Пенелопа подросла, родители стали думать о ее замужестве. В этот период жизни Господь вразумил ее чудесным образом: к ней в окно прилетали одна за другой три птицы – голубь с масличной веткой, орел с венком и ворон со змеей. Учитель Пенелопы Апелиан объяснил ей значение этого знамения: голубь, означавший добродетели девицы – смирение, кротость и целомудрие, принес масличную ветвь – благодать Божию, получаемую в Крещении; орел – знамение высоты духа, достигаемой через богомыслие, – принес венок за победу над невидимым врагом как награду от Господа; ворон же принес змею в знак того, что диавол ополчится на нее и будет доставлять печали, скорби и гонения. В конце беседы Апелиан сказал, что Господь желает обручить ее Себе и что Пенелопа претерпит многие страдания за своего Небесного Жениха. После этого Пенелопа отказалась от замужества, приняла Крещение от руки апостола Тимофея, ученика святого апостола Павла, и была наречена Ириной. Она стала убеждать и своих родителей принять христианскую веру. Мать радовалась обращению дочери ко Христу; отец вначале не препятствовал дочери, но затем стал требовать от нее поклонения языческим божествам. Когда же святая Ирина твердо и решительно отказалась, разгневанный Ликиний велел связать свою дочь и бросить под копыта свирепых коней. Но кони остались неподвижными, лишь один из них оторвался от привязи, бросился на Ликиния, ухватил зубами его за правую руку, вырвал ее из плеча, а самого Ликиния сбил и начал топтать. Тогда святую деву развязали, и по ее молитве Ликиний в присутствии очевидцев встал невредимый, со здоровой рукой. Видя такое чудо, Ликиний с женой и множеством народа, числом около 3 000 человек, уверовал во Христа и отрекся от языческих богов.
Оставив управление областью, Ликиний поселился во дворце своей дочери, намереваясь посвятить себя служению Господу Иисусу Христу. Святая же Ирина начала проповедовать учение Христово среди язычников и обращала их на путь спасения. Она жила в доме своего учителя Апелиана. Узнав об этом, Седекия, новый правитель области, призвал Апелиана и спросил об образе жизни Ирины. Апелиан ответил, что Ирина, как и другие христиане, живет в строгом воздержании, в непрестанной молитве и чтении божественных книг. Седекия призвал к себе святую и начал убеждать ее прекратить проповедь о Христе и принести жертву богам. Святая Ирина бестрепетно исповедала свою веру перед правителем, не устрашившись его угроз и готовясь достойно претерпеть страдания за Христа. По приказанию Седекии она была брошена в ров, наполненный змеями и гадами. Десять дней пробыла во рву святая и осталась невредима, ибо Ангел Господень сохранил ее и приносил ей пищу. Седекия приписал это чудо волшебству и предал святую страшным пыткам: приказал перепилить ее железной пилой. Но пилы ломались одна за другой и не причиняли вреда телу святой девы. Наконец четвертая пила обагрила тело мученицы кровью. Седекия со смехом сказал мученице: «Где же Бог твой? Если у Него есть сила, пусть Он тебе поможет». Внезапно поднялся вихрь, блеснула ослепительная молния, поразившая многих мучителей, раздался гром и полился сильный дождь. Видя такое знамение с неба, многие уверовали во Христа Спасителя. Седекия не вразумился явным проявлением силы Божией и предал святую новым пыткам, но Господь сохранил ее невредимой. Наконец народ возмутился, глядя на страдания невинной девы, восстал против Седекии и изгнал его. Сменившие Седекию правители также подвергали святую Ирину разным жестоким мукам, во время которых силой Божией она продолжала оставаться невредимой, а народ под влиянием ее проповеди и совершавшихся чудес все в большем числе обращался ко Христу, оставляя поклонение идолам. Всего святой Ириной было обращено свыше 10 000 язычников. Из своего родного города Мигдонии святая перешла в город Каллиполь и там продолжала проповедовать о Христе. Правитель города по имени Вавадон подверг мученицу новым казням, но, увидев, что святая остается невредимой, вразумился и уверовал во Христа. Вместе с ним уверовало большое число язычников, которые все приняли Святое Крещение от апостола Тимофея.
После этого святая Ирина посетила и другие города – Константину, Месемврию – с проповедью о Христе, творя чудеса, исцеляя больных и претерпевая страдания за Христа. В городе Ефесе Господь открыл ей, что приблизилось время ее кончины. Тогда святая Ирина в сопровождении своего учителя старца Апелиана и других христиан удалилась за город к горной пещере и, осенив себя крестным знамением, вошла в нее, указав своим спутникам закрыть вход в пещеру большим камнем, что и было исполнено. Когда на четвертый день после этого христиане посетили пещеру, то тела святой в ней не обрели. Так преставилась святая великомученица Ирина.
Святая Ирина Великомученица: о чем ей молятся, иконы, молитвы
Мою сестру зовут Ира. Как и большинство современных девушек, когда она была маленькой, то ходила с мамой в церковь, а когда выросла, начала заниматься учебой и работой, да и забыла о делах душевных. А зря! Чтобы заинтересовать ее православием, я стала изучать биографию «персональной святой» своей сестры и пересказывать ее сестре. Житие Ирины Македонской действительно стоит отдельного разговора. Да и икона святой, которая много лет находится в нашем доме, не просто так считается сильной помощницей от многих бед.
Житие святой Ирины
Она из самых ранних христиан.
В 1 веке в семье богатого человека (управителя области в Македонии) родилась девочка, которую назвали Пенелопой. С детства ее окружали слуги, жила она во дворце, а когда подросла, для нее наняли учителя, чтобы она постигла разные науки. Но кроме чтения и письма, этот учитель (его звали Апелиан) привил девушке любовь к Богу.
Когда она выросла, родители решили найти ей мужа. Но случилось удивительное — в комнату Пенелопы влетело несколько птиц:
- ворона, несущая змею (этот образ расшифровывают как искушение нечистого);
- голубь с веткой маслины в клюве (знак благодати Господней);
- орел, в когтях которого был венок (что можно понять как величие из-за служения Создателю).
Пенелопа не знала, как понять эти знаки. Ее учитель объяснил, что Господь хочет, чтобы она посвятила себя Ему, но девушке из-за этого придется пройти через много лишений.
По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение “Православный календарь” для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)
Она отказалась от замужества и открыто приняла христианство. Крестил ее сам апостол Тимофей. От него она и получила свое новое христианское имя.
Чудеса веры
Став христианкой, Ирина стала обращать на путь истинный и своих родных.
Ее мать была рада пустить в сердце Господа, но отец девушки сначала отнесся к ее выбору скептически, а потом разозлился. Он запретил говорить ему о христианстве, а когда Ирина окончательно отказалась от язычества, приказал бросить ее в тюрьму, а если она не одумается, отдать слугам приказ о том, чтобы они бросили девушку под копыта лошадей.
Наутро Ирину вывели из темницы, но лошади отказались топтать ее. Напротив — одно животное бросилось на ее отца, Ликиния, и, нанеся несколько ударов копытами, откусило ему руку.
Мужчина был обречен умереть от потери крови. Но Ирина бросилась на колени возле отца и стала молить Господа о его здоровье. К удивлению всех присутствующих рука приросла!
Что и говорить — после этого случая отец не только не запрещал Ирине проповедовать, но и сам крестился. Как и все люди, видевшие это чудо.
Мученическая стезя
Конечно, Ликиний больше не смог занимать должность правителя, и на его место прислали нового человека — Седекия.
Ему очень не понравилось, что в Македонии проповедует прекрасная девушка, прославившаяся чудом. Он приказал привести ее к нему и стал заставлять ее оставить христианство. Когда Ирина отказалась, он приказал убить ее, и чтобы ее смерть была страшной.
- Сначала ее бросили в яму, наполненную змеями. Но когда через 10 дней пришли люди, чтобы вынуть тело девушки, они увидели, что Ирина невредима — Господь защитил ее.
- После этого Седекий приказал распилить ее тело на части. Но все пилы, которые приносили на место казни, ломались и не приносили вреда праведнице. Лишь одна слегка оцарапала ее кожу.
После этого все присутствующие склонились к христианству. Люди выгнали злого Седекия. И, хоть на его место прислали еще одного богоборца, который тоже пытался подвергать Ирину мучениям, он тоже не смог ей навредить.
Святая продолжила проповедовать, и за свою жизнь убедила креститься около 10 тысяч людей. У нее было много учеников. Также ее до самой смерти не покидал учитель — Апелиан.
Ирина посетила много городов, а свою земную жизнь закончила в Эфесе. Это получилось удивительно: Господь сказал ей с учителем и учениками войти в пещеру. Люди со входа закрыли пещеру камнем. Когда спустя 4 дня его откатили, оказалось, что пещера пуста.
Самая почитаемая икона в нашей стране
Ирина изображена на ней в том возрасте, в котором стала христианкой — в 19 лет. В одной руке она держит крест, показывая его нам, а вторую прижимает к груди, доказывая истинность своего жизненного выбора и то, что он сделан чистосердечно.
День памяти этой святой: 18 мая (или 5 мая по старому стилю).
Также большим почетом пользуется икона, на которой Святая изображена во всей красоте душевной, в величии веры:
О чем молятся Ирине Македонской?
- О спокойствии, любви, благополучии в семье.
- О здоровье (своем и родных). Особенно часто к ней обращаются люди, которые терпят сильную боль (например, после операции), ведь мученица в свое время тоже перенесла много испытаний, но не сломалась.
- О стойкости духа, уверенности в собственных силах или своем деле.
- Часто к ней обращаются за помощью священники, которые просят Ирину даровать им красноречие.
- Также Ирина — заступница людей, которые переезжают на новое место жительства (особенно в новый город) или меняют работу.
- Ну, а если вы сами носите это имя, вы можете молиться великомученице Ирине обо всем, что болит в душе.
Как правильно обращаться, есть ли особая молитва?
Да, вот ее текст:
А в этом видео вам расскажут о храме великомученицы Ирины, построенном в России в 1812 году, а также паломничестве к нему. Сюда приезжают не только миссионеры и катехизаторы (то есть люди, готовящиеся принять христианство), но и многие православные женщины, носящие имя Ирина. Вот как выглядит храм и вот какие чувства вызывает он у посетителей:
В целом же в мире существует много церквей, построенных в честь этой святой.
В России есть пять храмов великомученицы, а также другие церкви, в которых возведены престолы в ее честь.
Кстати, кроме Ирины Македонской христианская церковь чтит память еще одной мученицы, носившей такое же имя — Ирины Аквилейской, принявшей страшную смерть за выбранную веру. Ее, а также ее сестер во Христе Агапию и Хионию церковь чтит 29 апреля. Это видео расскажет о житие святых:
Святая великомученица Ирина – житие
Ирина была дочерью римского князя Ликиния, правившего Фракией (1-2 век). Однажды, когда ей было двенадцать лет, Ирина сидела у себя в комнате, и вдруг в открытое окно влетел голубь, держа в клюве масличную ветвь, положил ее на стол и улетел. Через час после него в комнату влетел орел с венком из разных цветов, а после него — ворон, принесший маленькую змею. Ирина рассказала о случившемся своему учителю Апелиану, тайному христианину, и он объяснил, что голубь означает ее смирение, кротость и целомудрие; масличная ветвь — символ благодати Господа Иисуса Христа, даруемой тем, кто с верой принимает святое крещение; орел предвозвестил, что Ирина сокрушит свои страсти и победит все козни демонов, а венок — это разнообразные дары Духа во временной жизни и нетленный венец победы в вечности. Ворон же означал врага-диавола, который будет сильно нападать на святую и пытаться погубить ее.
Услышав это, Ирина возгорелась любовью ко Христу и на следующий день выбросила из окна всех идолов, которыми ее отец заставил весь дом, и приняла крещение от святого апостола Тимофея, по Божию смотрению пришедшего к ней в этот день. Когда Ликиний узнал об этом, он разгневался и велел, связав свою дочь, бросить ее под копыта свирепых коней. Но не успели еще слуги исполнить безумное приказание князя, как один, самый свирепый конь набросился на него и затоптал до смерти. А затем этот конь проговорил человеческим голосом: «Блаженна ты, голубица Христова, поправшая сатану».
Лишь только святую Ирину развязали, она молитвой воскресила своего отца, и он, видя столь великое чудо, уверовал во Христа, а с ним обратились к Богу все домашние его и еще множество людей — всего около трех тысяч. Ликиний после этого удалился на безмолвие, а правителем Фракии сделался нечестивый язычник Седекия.
Он стал мучить святую Ирину. Бросил ее в глубокую яму, кишащую ядовитыми змеями, но Ирина осталась невредимой, а змеи издохли. Тогда Седекия велел перепилить святую пилой, однако пила затупилась, а потом сломалась, Ирина же оказалась совершенно целой и здоровой. Народ, видя, как пытаются умертвить неповинную и благочестивую девицу, возмутился, и стал бросать в Седекию камнями, и вообще изгнал его из города. Седекия вернулся на родину и там от огорчения и злобы умер, а правителем Фракии стал его сын Савах.
Он тоже был ревностным язычником и тоже захотел отвратить Ирину от Истинного Бога. Он велел вбить ей в пятки железные гвозди, положить на плечи мешок с песком и так заставлял ходить долгое время. Но когда мучители, исполняя жестокое повеление правителя, с ругательствами гнали перед собою святую, внезапно явился перед ними ангел Господень, ударил жезлом по земле, и земля, расколовшись, поглотила нечестивцев. А Ирина тотчас исцелилась от ран. Многие, видевшие это чудо, стали говорить: «Бог Живой со святой мученицей Ириной!»
Но были такие, кто бранил ее, тогда Бог поразил внезапной смертью около десяти тысяч неверных, а из оставшихся около тридцати тысяч уверовали во Христа и крестились. Савах же не уверовал, и был убит ангелом Божиим.
Ирина еще много проповедовала в родном городе и творила дивные чудеса: исцеляла больных, изгоняла из людей демонов, воскресила одного умершего юношу и обратила к Богу еще десять тысяч человек.
По прошествии трех лет она удалилась в Каллиополь, где правил Нумериан, родственник Седекии и Саваха. Желая отомстить за их гибель, Нумериан повелел раскалить трех медных волов и бросить в одного из них святую. Но мученица воззвала к Богу, и явился ей ангел Господень, и охранил от огня. Когда медь остыла, Ирину нашли внутри вола живой и здоровой.
Но Нумериан не уверовал во Христа, а приписал чудо какому-то волшебству. Святая была брошена в другого вола; когда же и из него она вышла, ее бросили в третьего. Но, по Божией воле, этот вол вдруг двинулся с места, как живой, пробежал большое расстояние и, вернувшись на свое место, распался на куски, а Ирина осталась невредимой. Около ста тысяч жителей Каллиополя уверовали в тот день во Христа, а Нумериан, закоснев в неверии, продолжал хулить Бога, за что был поражен ангелом Божиим, и вскоре умер.
Выйдя из Каллиополя, святая Ирина была схвачена воинами князя Савория, который, придя в ярость, ударил ее мечом и убил, и она была погребена вне города. Саворий очень возгордился таким своим «подвигом», но Бог, в посрамление ему, воскресил Ирину, и она с торжеством вошла в город. Тогда все жители и сам Саворий уверовали во Христа.
Научив их истинам веры, Ирина удалилась в свой родной город, а оттуда на облаке была перенесена в Ефес, где творила многие чудеса и исцеления, проповедуя имя Христово. Там она мирно преставилась от жизни временной к жизни вечной и с телом была восхищена в рай. Так что верные, придя на четвертый день по ее кончине и открыв гробницу, не нашли там той, которая, в теле представ Христу, умоляет Его за всю вселенную ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Краткое житие и священные труды Беды Достопочтенного
Краткая биография Беды Достопочтенного
Монах из Саксонии, который сумел стать не только богословом и экзегетом, но и историком, ученым–энциклопедистом. Имя Беда, с ударением на первый слог, имеет латинское происхождение. Родился Беда предположительно в 672/673 году в северо–восточной Англии, Нортумбрии. На землях монастыря в Монктоне до сих пор сохранился колодец, названный в честь святого.
Монах из Саксонии стал богословом, экзегетом и ученым–энциклопедистом
В семилетнем возрасте Беду отдали на воспитание в бенедиктинский монастырь Вермаунт. Занимался с мальчиком аббат Бенедикт Бископ. Буквально через несколько лет, после основания монастыря в Джарроу, Беда переехал в него и оставался там до конца жизни. В девятнадцатилетнем возрасте юноша был рукоположен в диаконы, а уже через год стал пресвитером. Достопочтенный очень редко покидал стены монастыря. Его даже просили стать настоятелем, но он отказался, побоявшись, что множество обязанностей отвлекут его от главного занятия – научного труда.
Умер Беда в 735 году, в светлый праздник Вознесения Господня. Много позже, уже в начале ХІ века его мощи были перенесены в кафедральный собор Дарема, где они хранятся и по сегодняшний день.
Достопочтенному принадлежат многочисленные труды не только по богословию и истории, но и точным наукам, грамматике, астрономии и даже музыке.
К месточтимым святым Беда был причислен уже в конце ХХ века митрополитом Антонием.
Видео «Из жития Беды Достопочтенного»
В этом видео представлена радиопостановка фрагмента из жизни святого.
Чудеса и помощь святого
Житие святого относится к раннехристианскому периоду, поэтому свидетельств о прижизненных чудесах не сохранилось. Возможно, где–то на Западе и сохранились утерянные сведенья, но до нас они пока не дошли. Однако существуют летописные свидетельства о чудесном исцелении благодаря мощам святого. Другим чудом называют снисхождение ангела в день смерти монаха, во время которого он одарил Беду титулом «достопочтенный».
Вся жизнь святого была посвящена наукам. Также он переводил Ветхий и Новый Завет, чтобы сделать его доступным для будущих поколений. Именно поэтому считается логичным обращение за помощью к Достопочтенному в поиске знаний, в науке и учебе.
Интересен тот факт, что западная религиозная традиция отличается от русской тем, что в ней отсутствует обращение в каком–либо деле к одному определенному святому.
Священные труды
Перу святого принадлежит около 40 книг по различным отраслям знаний. Его труды хранились во всех крупных европейских библиотеках. Наиболее знаменитыми его трудами считаются:
- «Церковная история англов»;
- «О правописании»;
- «О метрическом искусстве»;
- «Книга эпиграмм».
Многочисленные труды способствовали распространению славы Достопочтенного из Британии по всей Европе.
Именно Беда при переводе Священного писания озвучил имена волхвов, первыми посетивших младенца Иисуса. Интересно и то, что святой является одним из немногих, увековеченных в «Божественной комедии» Данте, наряду с Фомой Аквинским.
Роль святого в христианстве
Почитают Беду Достопочтенного 27 мая, в день смерти святого. Ведь по свидетельствам учеников монах отходил в мир иной с молитвой на устах, в счастье и умиротворении. В этот день в Ярроу служат торжественную литургию, рассказывают о жизни, служении и таланте монаха.
Трудно переоценить роль человека, который занимался переводом и толкованием Библии, стараясь сделать текст доступным и понятным для каждого. Также из-под пера монаха вышло множество научных трудов, которые облегчили дальнейшие исследования и дополнили некоторые пробелы в истории.
Бесспорно, Беда Достопочтенный является уникальным человеком, чьи энциклопедические познания способствовали прорыву во многих отраслях науки Средневековья. И это несмотря на то, что монах практически не покидал стен монастыря, успевая служить не только Богу, но и людям.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Краткое житие и священные труды Беды Достопочтенного
Краткая биография Беды Достопочтенного
Монах из Саксонии, который сумел стать не только богословом и экзегетом, но и историком, ученым–энциклопедистом. Имя Беда, с ударением на первый слог, имеет латинское происхождение. Родился Беда предположительно в 672/673 году в северо–восточной Англии, Нортумбрии. На землях монастыря в Монктоне до сих пор сохранился колодец, названный в честь святого.
Монах из Саксонии стал богословом, экзегетом и ученым–энциклопедистом
В семилетнем возрасте Беду отдали на воспитание в бенедиктинский монастырь Вермаунт. Занимался с мальчиком аббат Бенедикт Бископ. Буквально через несколько лет, после основания монастыря в Джарроу, Беда переехал в него и оставался там до конца жизни. В девятнадцатилетнем возрасте юноша был рукоположен в диаконы, а уже через год стал пресвитером. Достопочтенный очень редко покидал стены монастыря. Его даже просили стать настоятелем, но он отказался, побоявшись, что множество обязанностей отвлекут его от главного занятия – научного труда.
Умер Беда в 735 году, в светлый праздник Вознесения Господня. Много позже, уже в начале ХІ века его мощи были перенесены в кафедральный собор Дарема, где они хранятся и по сегодняшний день.
Достопочтенному принадлежат многочисленные труды не только по богословию и истории, но и точным наукам, грамматике, астрономии и даже музыке.
К месточтимым святым Беда был причислен уже в конце ХХ века митрополитом Антонием.
Чудеса и помощь святого
Житие святого относится к раннехристианскому периоду, поэтому свидетельств о прижизненных чудесах не сохранилось. Возможно, где–то на Западе и сохранились утерянные сведенья, но до нас они пока не дошли. Однако существуют летописные свидетельства о чудесном исцелении благодаря мощам святого. Другим чудом называют снисхождение ангела в день смерти монаха, во время которого он одарил Беду титулом «достопочтенный».
Вся жизнь святого была посвящена наукам. Также он переводил Ветхий и Новый Завет, чтобы сделать его доступным для будущих поколений. Именно поэтому считается логичным обращение за помощью к Достопочтенному в поиске знаний, в науке и учебе.
Интересен тот факт, что западная религиозная традиция отличается от русской тем, что в ней отсутствует обращение в каком–либо деле к одному определенному святому.
Надгробие святого в Даремском соборе
Священные труды
Перу святого принадлежит около 40 книг по различным отраслям знаний. Его труды хранились во всех крупных европейских библиотеках. Наиболее знаменитыми его трудами считаются:
- «Церковная история англов»;
- «О правописании»;
- «О метрическом искусстве»;
- «Книга эпиграмм».
Многочисленные труды способствовали распространению славы Достопочтенного из Британии по всей Европе.
Именно Беда при переводе Священного писания озвучил имена волхвов, первыми посетивших младенца Иисуса. Интересно и то, что святой является одним из немногих, увековеченных в «Божественной комедии» Данте, наряду с Фомой Аквинским.
Титульный лист базельского собрания сочинений (1563)
Миниатюра из рукописи Жития св. Кутберта, написанного Бедой
Миниатюра из рукописи XII века Жития св. Кутберта, написанного Бедой
Беда Достопочтенный — Церковная история народа англов
Historia Ecclesiastica Gentis Anglorum
Славнейшему королю Кеолвулфу[1] – Беда, служитель Христа и священник.
Согласно твоему желанию, король, я уже посылал тебе для прочтения и одобрения церковную историю народа англов, недавно мною завершенную[2]; теперь же с величайшей охотой снова посылаю ее для копирования и дальнейшего изучения[3]. Искренне радуюсь тщанию, с которым ты не только вникаешь прилежным ухом в слова Святого Писания, но и стремишься узнать о том, что было сотворено и сказано в прошлом, в особенности знаменитыми мужами нашего народа. Ведь если история повествует о добрых деяниях добрых людей, то вдумчивый ее слушатель побуждается подражать добру; если же она говорит о злых делах нечестивцев, то религиозный и набожный слушатель или читатель ее учится беречься от того, что есть зло и порок, и следовать тому, что признается добрым и угодным Богу. Сознавая это с присущей тебе проницательностью и заботясь о всеобщем духовном благе, ты пожелал, чтобы упомянутая история была лучше ведома и тебе, и народу, над которым поставило тебя Божественное Провидение. Теперь же, дабы развеять сомнения твои и тех, кто еще будет слушать или читать эту историю, я позабочусь о том, чтобы вкратце указать источники, из коих я черпал сведения[4].
Прежде прочих должен я назвать наставника и вдохновителя этого скромного труда, преподобнейшего аббата Альбина[5], ученейшего мужа, которого обучили в Кентской церкви блаженной памяти архиепископ Теодор и аббат Адриан, также почтеннейшие и ученейшие мужи[6]. Он заботливо собрал все, что сохранилось в записях или в древней традиции о деяниях учеников папы Григория в Кентской провинции[7] и в соседних землях. Все это, сохраненное его дивной памятью, он передал мне через священника Лондонской[8] церкви Нотельма[9] в письменных посланиях или в пересказе упомянутого Нотельма. После этого Нотельм отправился в Рим и получил дозволение нынешнего папы Григория[10] изучить архивы святой Римской церкви, где он нашел письма блаженного папы Григория и других понтификов, которые по совету преподобнейшего Альбина послал нам для включения в нашу историю[11].
О событиях, случившихся от начала этого сочинения до времени, когда народ англов стяжал веру Христову, я узнавал из всех достойных доверия источников, главным образом из книг предшествующих авторов[12]. О том же, что случилось с тех пор до настоящего времени – о деяниях в Кентской церкви учеников блаженного папы Григория и их наследников и о том, при каких королях это было, – я узнал от упомянутого аббата Альбина в передаче Нотельма. Также они дополнили мои знания о том, какие епископы принесли благо обетования к восточным и западным саксам, к восточным англам и нортумбрийцам[13], и в правление каких королей это случилось. Следует сказать, что только поощрение Альбина подвигло меня на создание сего труда[14]. Живущий и ныне преподобнейший епископ западных саксов Даниэль[15] в письменном послании сообщил мне некоторые сведения об истории церкви в своей провинции и в соседней провинции южных саксов[16], а также на острове Векта[17]. Еще я узнал от братии монастыря, называемого Лестингей[18], как стараниями его основателей, святых отцов Кедда и Хада[19], вера Христова пришла в провинцию Мерсийскую, где ее прежде не знали, и вернулась в провинцию восточных саксов, где ее забыли, а также и о том, как жили и умерли эти святые отцы. Далее я проследил историю церкви в провинции восточных англов, частью по древним писаниям и преданиям, частью по словам преподобнейшего аббата Эси[20]. О делах веры Христовой и о смене епископов в провинции Линдсей[21] я узнал из писем преподобнейшего предстоятеля Кинеберта[22] или из уст других надежных людей. В описании событий в разных частях Нортумбрийской провинции от времени стяжания ею веры Христовой до нынешних времен я не опирался ни на что, кроме достоверных свидетельств множества очевидцев, которые знали точно либо припоминали то, чего я не знал сам. В этой связи следует сказать, что все написанное мною о святейшем отце и предстоятеле Кутберте[23] в этом сочинении и в особом труде, посвященном его деяниям, я частью взял из жития его, написанного братией Линдисфарнской церкви[24], приняв на веру те истории, что там содержатся. Частью же я позаботился дополнить эти истории тем, что сам узнал от надежных свидетелей. Смиренно прошу читателей не ставить мне в вину погрешности против правды, которые могут встретиться в моем сочинении, ибо в соответствии с истинным законом истории[25] я просто записал те из собранных сведений, которые счел полезными для поучения потомства.
Еще я смиренно прошу всех, кто будет слушать или читать эту историю нашего народа, чтобы они не забывали молиться о высшей милости ко многим моим слабостям, душевным и телесным, и воздали бы мне должное во всех землях. И за то, что я усердно собирал сведения о тех событиях в разных провинциях и местах, что достойны памяти и внимания их жителей, да воздадут мне эти провинции урожаем своего благочестивого заступничества.
Конец предисловия. Начало перечня глав.
Вот содержание первой книги церковной истории народа англов:
I. О местоположении Британии и Ибернии и о первоначальных их обитателях.
II. Как Гай Юлий первым из римлян прибыл в Британию.
III. Как Клавдий, вторым из римлян прибыв в Британию, добавил к римским владениям Оркадские острова и как посланный им Веспасиан подчинил Риму также остров Векту.
IV. Как Луций, король Британии, написал папе Элевтерию, прося сделать его христианином.
V. Как Север отгородил валом одну часть Британии от другой.
VI. О правлении Диоклетиана и о том, как он преследовал христиан.
VII. Страсти святого Альбана и его соратников, которые пролили в то время кровь за Господа.
VIII. Как после прекращения гонений церковь в Британии жила в относительном мире до времен арианского безумия.
IX. Как в правление Грациана Максим стал императором в Британии и вернулся в Галлию с большим войском.
X. Как в правление Аркадия бритт по имени Пелагий дерзко восстал против милости Божией.
XI. Как в правление Гонория Грациан и Константин сделались тиранами в Британии и как в скором времени первый из них был убит в Британии, а второй в Галлии.
XII. Как бритты, страдая от набегов скоттов и пиктов, попросили помощи у римлян, которые, прибыв повторно, перегородили весь остров стеной, однако новый натиск упомянутых врагов повлек за собой еще худшие бедствия.
XIII. Как в правление Феодосия Младшего Палладий был послан к скоттам, верующим во Христа и как бритты тщетно просили помощи у консула Аэция.
XIV. Как бритты, придя в отчаяние от голода, изгнали варваров со своей земли и как вслед за обильным урожаем пришли к ним смуты, чума и окончательная погибель.
XV. Как англы были призваны в Британию и сперва изгнали врагов, но вскоре, заключив с ними мир, повернули оружие против своих союзников.
XVI. Как бритты впервые победили англов под началом римлянина по имени Амброзий.
XVII. Как епископ Герман отплыл в Британию с Лупом и как он властью Божией смирил вначале ярость моря, а после ярость пелагиан.
XVIII. Как он вернул зрение слепой дочери трибуна и затем посетил место казни святого Альбана, где отыскал его реликвии и поместил рядом с ними реликвии блаженных апостолов и иных мучеников.
XIX. Как он был поражен болезнью, молитвой погасил горящие здания и после исцелился от недуга благодаря видению.
XX. Как те епископы принесли бриттам небесную помощь в битве и затем возвратились домой.
XXI. Как после нового появления всходов пелагианской чумы Герман вернулся в Британию с Севером и сперва исцелил хромого юношу, а затем вернул народ Божий на путь веры, осудив либо обратив еретиков.
XXII. Как бритты, избавленные на время от внешних вторжений, вверглись в междоусобия и совершили множество постыдных деяний.
XXIII. Как святой папа Григорий, послав Августина с другими монахами учить народ англов, письменно увещевал их не ослаблять усилий.
Роль святого в христианстве
Почитают Беду Достопочтенного 27 мая, в день смерти святого. Ведь по свидетельствам учеников монах отходил в мир иной с молитвой на устах, в счастье и умиротворении. В этот день в Ярроу служат торжественную литургию, рассказывают о жизни, служении и таланте монаха.
Трудно переоценить роль человека, который занимался переводом и толкованием Библии, стараясь сделать текст доступным и понятным для каждого. Также из-под пера монаха вышло множество научных трудов, которые облегчили дальнейшие исследования и дополнили некоторые пробелы в истории.
Бесспорно, Беда Достопочтенный является уникальным человеком, чьи энциклопедические познания способствовали прорыву во многих отраслях науки Средневековья. И это несмотря на то, что монах практически не покидал стен монастыря, успевая служить не только Богу, но и людям.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Краткое житие и священные труды Беды Достопочтенного
Краткая биография Беды Достопочтенного
Монах из Саксонии, который сумел стать не только богословом и экзегетом, но и историком, ученым–энциклопедистом. Имя Беда, с ударением на первый слог, имеет латинское происхождение. Родился Беда предположительно в 672/673 году в северо–восточной Англии, Нортумбрии. На землях монастыря в Монктоне до сих пор сохранился колодец, названный в честь святого.
Монах из Саксонии стал богословом, экзегетом и ученым–энциклопедистом
В семилетнем возрасте Беду отдали на воспитание в бенедиктинский монастырь Вермаунт. Занимался с мальчиком аббат Бенедикт Бископ. Буквально через несколько лет, после основания монастыря в Джарроу, Беда переехал в него и оставался там до конца жизни. В девятнадцатилетнем возрасте юноша был рукоположен в диаконы, а уже через год стал пресвитером. Достопочтенный очень редко покидал стены монастыря. Его даже просили стать настоятелем, но он отказался, побоявшись, что множество обязанностей отвлекут его от главного занятия – научного труда.
Умер Беда в 735 году, в светлый праздник Вознесения Господня. Много позже, уже в начале ХІ века его мощи были перенесены в кафедральный собор Дарема, где они хранятся и по сегодняшний день.
Достопочтенному принадлежат многочисленные труды не только по богословию и истории, но и точным наукам, грамматике, астрономии и даже музыке.
К месточтимым святым Беда был причислен уже в конце ХХ века митрополитом Антонием.
Чудеса и помощь святого
Житие святого относится к раннехристианскому периоду, поэтому свидетельств о прижизненных чудесах не сохранилось. Возможно, где–то на Западе и сохранились утерянные сведенья, но до нас они пока не дошли. Однако существуют летописные свидетельства о чудесном исцелении благодаря мощам святого. Другим чудом называют снисхождение ангела в день смерти монаха, во время которого он одарил Беду титулом «достопочтенный».
Вся жизнь святого была посвящена наукам. Также он переводил Ветхий и Новый Завет, чтобы сделать его доступным для будущих поколений. Именно поэтому считается логичным обращение за помощью к Достопочтенному в поиске знаний, в науке и учебе.
Интересен тот факт, что западная религиозная традиция отличается от русской тем, что в ней отсутствует обращение в каком–либо деле к одному определенному святому.
Надгробие святого в Даремском соборе
Священные труды
Перу святого принадлежит около 40 книг по различным отраслям знаний. Его труды хранились во всех крупных европейских библиотеках. Наиболее знаменитыми его трудами считаются:
- «Церковная история англов»;
- «О правописании»;
- «О метрическом искусстве»;
- «Книга эпиграмм».
Многочисленные труды способствовали распространению славы Достопочтенного из Британии по всей Европе.
Именно Беда при переводе Священного писания озвучил имена волхвов, первыми посетивших младенца Иисуса. Интересно и то, что святой является одним из немногих, увековеченных в «Божественной комедии» Данте, наряду с Фомой Аквинским.
Титульный лист базельского собрания сочинений (1563)
Миниатюра из рукописи Жития св. Кутберта, написанного Бедой
Миниатюра из рукописи XII века Жития св. Кутберта, написанного Бедой
Православная Жизнь
Все эти изменения в общественном и индивидуальном сознании отражала литература. Героизм нового типа выражает себя в житийной литературе, но не только. «Церковная история Англов» Беды Достопочтенного – труд историософский. Тут осмысливается место англов среди других народов земли, выражается идея, что хотя англичане и юный народ, но они смогли уже принести Христу своё приношение – святых своего народа. Эти святые и осмысливаются как новые герои. Они не сражаются с врагами мечом, однако ведут постоянное сражение с самими собой и со злом вообще. И эти победы более важны, чем победы в битвах, потому что состояние души в конечном итоге более важно, чем земные дела, хотя они и приводят к исходному состоянию души. Многих святых и подвижников описывает в своём труде Достопочтенный Беда. Саксы этого периода (во многом наставляемые в вере кельтскими миссионерами) не знали ещё феодально-рыцарских отношений в том виде, в котором они придут в Англию после 1066 года, то есть после завоевания Вильгельма. Тут (в новом, христианском восприятии англичан) героем может стать каждый, кто только имеет жертвенное расположение и хочет потрудиться ради умножения Неба. Благородное происхождение совсем не обязательная черта героя.
Беда Достопочтенный хотел, чтобы люди могли услышать голос Бога, и для этого перевёл Библию на древнеанглийский (на нём говорили англичане – это английский до завоевания Англии норманнами).
Беда создал одну из первых историй Англии – «Церковную историю народа англов», за что его прозвали «отцом английской истории». В Реформацию, когда людей волновали иные богословские вопросы, значение святого как богослова отошло на второй план, но и католики, и протестанты читали его как историка, причём и те и другие старались авторитетом Беды прикрыть и оправдать свои взгляды и ниспровергнуть противника. Для достижения такого эффекта история этого средневекового инока и теми и другими перетолковывалась в угоду различным интересам.
О своих родителях Беда нигде и никому не упоминает, и нам остаётся только гадать, вызвано ли это его молчание скромностью или детскими психологическими травмами, подобно как у другого православного западноевропейского святого – Гонората Арелатского, над которым в детстве и юности много издевался родной отец, не умея вынести непохожесть необычного сына на других жителей окрестности.
Некоторые учёные считают, что Беда был знатного происхождения, но другие, столь же авторитетные исследователи, указывают на его низкое (простой инок) положение в монастырской иерархии обители Ярроу, а в те времена люди знатного (особенно королевского) происхождения быстро достигали сана аббата или епископа. Такое распределение церковных должностей было свойственно Средневековью, где простолюдину было почти невозможно занять высокое положение в церковной иерархии, ведь Средние века существуют в иерархии сословий и представитель одного сословия крайне редко переходил в другое, хотя и такое примеры были. Допустим, любой рыцарь имел право посвятить в рыцари любого человека, заслужившего эту честь. По аналогии с тем, как всякий крещёный христианин может крестить другого человека. Рыцарство воспринималось тогда чем-то вроде таинства, и через посвящение всякий простолюдин мог стать аристократом – перейти из третьего сословия во второе. Конечно, англосаксонская Нортумбрия времён Беды не знала рыцарства, пришедшего в Англию лишь с норманнским завоеванием 1066 года. Я привел этот случай как пример перехода из одного сословия в другое, и такие примеры, (как пишут такие видные историки специалисты рыцарской культуры, как Доменик Бартелеми или Франко Кардини) случались, хотя и не часто, до самого конца рыцарской эпохи.
Можно, наверное, допустить, что Беда, придя в обитель, скрыл своё знатное происхождение, как это делали и некоторые подвижники Востока, но это всего лишь предположения, а точных данных о его юности и происхождении историки не имеют.
И всё же Беда перед нами, в своих трудах и писаниях. Он из тех великих людей, для кого нет противопоставления светской учёности и учёности веры, для него, как для Григория Богослова, красота и глубина любой науки есть свет красоты Господней. Потому он пишет не только о богословии, но и о грамматике, риторике, создаёт труд по истории Англии.
Все науки для него лежат в Боге, и он, вслед за святыми отцами каппадокийцами, усматривает во всей мировой красоте и мудрости славу Божью.
Возможно, потому Беда и выбрал для поселения Ярроу, что в этой обители была весьма большая (по мерке раннего Средневековья) библиотека, где хранился даже полный текст Библии. В Ярроу существовал и скрипторий, где грамотные иноки делали копии с библейских книг и некоторых сочинений отцов.
Беда знал древнеанглийский, латинский и греческий языки и, очевидно, владел и ирландским. В то время ирландское монашество было сосредоточием европейской учёности, и когда император Карл Великий задумает возродить образование и книжное знание, он пригласит ко двору именно ирландцев, чьи усилия (Каролингское возрождение) повлияют вскоре на появление первых в Европе университетов.
Беда читал труды блаж. Иеронима Стридонского, Блаж. Августина, св. Григория Великого, св. Амвросия Медиоланского, св. Киприана Карфагенского, из восточных: св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Афанасия Великого. Известные Беде жития святых принадлежали перу св. Афанасия Великого, Павлина Ноланского, Сульпиция Севера, Поссидия. Упоминал он «Гомилии» Оригена и Григория Назианзина. Он читал исторические труды Иосифа Флавия, Григория Турского, Марцеллина Комита, Евтропия, Орозия, Евсевия Кесарийского.
Читал Беда и поэзию тогдашних христианских поэтов, а в молодости и Вергилия, которого вообще чтили христиане, так как Вергилий, будучи язычником, за несколько десятилетий до Рождества Христова написал своё знаменитое поэтическое пророчество-ощущение, что скоро старый век сменится новым и мир будет исправлен Богом.
Потому и в «Божественной комедии» Данте Вергилий является провожатым поэта по загробному миру.
Беда любил мир как творение Творца и не стремился выставить себя знатоком всего. К нему нередко обращались за советом, но он имел мудрость не решать те вопросы, в которых не был сведущ. А в своём комментарии к Книге Царств он писал о двух женах Саула: «Как может судить об этом тот, кто не был женат даже на одной?».
В конце жизни Беда заболел, но даже и тогда не оставил учёных трудов, диктуя перевод Евангелия от Иоанна на древнеанглийский язык.
Алкуин позднее рассказывал о Беде, что тот и в болезни не хотел пропускать храмовую службу и приходил петь на клирос. Его спросили, зачем он так мучает себя и теряет остатки здоровья, и он сказал: «Я знаю, что Ангелы посещают канонические часы и собрания братьев; что, если они среди братьев не найдут меня? Разве не станут они спрашивать, где же Беда? Почему же он не пришёл для положенного служения вместе со своими братьями?»
Беда болел 50 дней и умер 26 мая 735 года, в праздник Вознесения Господня. Кутберт пишет, что Беда перед смертью продиктовал свой последний стих – «предсмертную песнь Беды» на древнеанглийском языке.
Роль святого в христианстве
Почитают Беду Достопочтенного 27 мая, в день смерти святого. Ведь по свидетельствам учеников монах отходил в мир иной с молитвой на устах, в счастье и умиротворении. В этот день в Ярроу служат торжественную литургию, рассказывают о жизни, служении и таланте монаха.
Трудно переоценить роль человека, который занимался переводом и толкованием Библии, стараясь сделать текст доступным и понятным для каждого. Также из-под пера монаха вышло множество научных трудов, которые облегчили дальнейшие исследования и дополнили некоторые пробелы в истории.
Бесспорно, Беда Достопочтенный является уникальным человеком, чьи энциклопедические познания способствовали прорыву во многих отраслях науки Средневековья. И это несмотря на то, что монах практически не покидал стен монастыря, успевая служить не только Богу, но и людям.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ
Для спасения первого, падшего Адама пришел Второй Адам, «то есть Сам Господь и Создатель наш, родившийся от Девы, неискаженно и неизменно созданный (creatus est) по образу Божию (ср.: Еф 4. 24.- А. Ф.), непричастный никакому греху, исполненный всякой благодати и истины… Он истинно есть Новый Человек, созданный по образу Божию, поскольку Он так воспринял от Адама истинную сущность плоти, что в Нем не было ничего от скверны порока» (In principium Genesis. I. Col. 29). Б. Д. излагает учение о двух истинных природах и едином Лице Спасителя соответственно учению, принятому на Халкидонском Соборе (In Samuelem. III 2; In Euangelium S. Lucae. I 1). Сын Божий воспринял не только человеческую плоть, но и душу, не отягощенную никаким грузом греха (In Euangelium S. Lucae. I 1). Безгрешность человеческой природы Спасителя Б. Д. вслед за блж. Августином объясняет непорочностью Его девственного зачатия, ибо в Деве Марии «было зачатие, а не плотское влечение» и «не ражжение плотского вожделения», «только Тот поистине свят, Кто не был рожден от плотского, чтобы победить само состояние тленной природы» (Ibidem). В образе зачатия Спасителя Б. Д. различает действие Второго и Третьего Лиц Св. Троицы — исполнение Пресв. Девы Св. Духом, совершившее само зачатие, и осенение Силой Всевышнего, т. е. Сыном Божиим, когда «бестелесный Свет Божества воспринял в Ней [уже зачатое] человеческое тело» (Ibidem). Б. Д. считает, что Господь, восприняв разумную человеческую душу, «возрастал в премудрости и благодати», т. е. Его душа имела «естественное человеческое знание (naturalem intelligentiam), которое признается причиной разума у людей»; но не потому, что Бог нуждался в этом, а потому, что «Он выбрал это в качестве средства нашего спасения» (Ibid. I 2).
Встречается у Б. Д. учение о «двойном единосущии» Христа, Его вольном страдании по человечеству и прославлении Его плоти на небе: Сын Божий, «прежде веков равный и единосущный Отцу, в конце веков стал единосущен нам, поскольку родился от Девы без греха, жил в мире и перешел от мира [к Отцу], когда захотел, и той смертью, которой захотел, и Своим воскресением истинно разрушил настоящую смерть, которую претерпел, воскрес, и, взойдя на небеса, вознес туда Свою плоть и утвердил ее одесную Отчей славы» (Homiliarum libri. II 10; ср.: Ibid. I 15).
В результате Боговоплощения произошло восстановление падшей человеческой природы и, в частности, образа и подобия Божия в ней, ибо Господь пришел, «чтобы Своим примером и даром восстановить в нас Свой образ и подобие» (In principium Genesis. I. Col. 29), так что во Христе человек «вновь приобрел образ Божий, который мы потеряли в ветхом человеке» (Ibidem). Своим воскресением Господь «низложил гордыню диавола, и Своей смертью упразднил того, кто имел державу смерти» (In Euangelium S. Lucae. III 8; ср.: Евр 2. 14). Искупление человека Б. Д. понимает как «освобождение пленного человечества» (redemptio captivitatis humanae) из-под власти диавола, к-рое могло произойти только «Кровью Того, Кто отдал Самого Себя как искупление за всех» (Super Acta Apostolorum. IV; De temporum ratione. 71). Мало внимания Б. Д. уделяет жертвенному аспекту искупления. Следуя ап. Павлу, он учит, что «пришел истинный Агнец, Который Самого Себя принес в жертву Богу» (In Euangelium S. Lucae. VI Prooem.; ср.: Евр 9. 14); и «само простое и непорочное человеческое естество нашего Спасителя ради нас было принесено Богу Отцу» (Homiliarum libri. I 15). В результате произошло примирение человека c Богом: «Все домостроительство во плоти нашего Искупителя есть примирение мира; для того Он воплотился, для того пострадал, для того воскрес из мертвых, чтобы нас, которые грехом навлекли на себя гнев Божий, Он Сам примирением привел бы к миру с Богом» (Homiliarum libri. II 2). По вопросу личного спасения Б. Д. полностью разделяет т. зр. блж. Августина: человек не может усвоить плоды совершенного Христом всеобщего спасения, если Бог не дарует ему этого Своей благодатью, поскольку вслед. грехопадения природа человека настолько испортилась, что человек сам совершенно не способен к добру и исполнен одним только нечестием (In Cant. I. Col. 1070). Ссылаясь на ап. Павла (Рим 7. 18), Б. Д. отвергает правосл. по своей сути т. зр. оппонента блж. Августина Юлиана Экланского, согласно к-рой мы «благодаря свободному решению нашей воли можем делать добро, которое желаем, хотя с помощью Божией благодати можем легче его совершить» (Ibid. Col. 1066). Б. Д. также не согласен с Юлианом, к-рый приписывал душе великие блага (tanta bona) и считал, что благодать Св. Духа действует в нас «как дополнительная помощь», но «не как предваряющий вдохновитель и непосредственный творец наших благих устремлений и заслуг» (Ibid. Col. 1069). По Б. Д., без благодати Божией мы «не можем оправдаться ни с помощью естественных разумных способностей, ни с помощью закона Божиего» (Ibid. Col. 1070). Соответственно те, кто получают эту благодать, суть «избранные» (electi), или «предопределенные» (praedestinati), к тому, чтобы «быть освященными даром Св. Духа, очищенными от всех грехов и начать повиноваться Господу Иисусу Христу» (In primam epistulam Petri. I 1). Их Бог «предопределил к вечной жизни и царству» (Homiliarum libri. II 20), в то время как остальные, кому Бог не даровал Своей благодати, суть «негодные», «нечестивые» (reprobi) и обречены на вечные страдания (De temporum ratione. 8, 70; In Euangelium S. Lucae. I 3). И когда Б. Д. утверждает, что Господь «соработает» (cooperans) или «помогает» (auxilians) людям делать добро и достигать спасения, то он имеет в виду не всех людей, но только избранных и праведных (De temporum ratione. 71; In Euangelium S. Lucae. II 6; In Cant. I. Col. 1070, 1101). Эта августиновская т. зр., воспринятая Б. Д., получила в дальнейшем свое развитие в протестантизме.