40 мучеников Севастийских: житие и история святых, день памяти, имена, страдания

Сорок мучеников Севастийских

Память Сорока мучеников Севастийских Церковь совершает 22 марта (9 марта по старому стилю). Сорок Севастийских мучеников — это воины-христиане, которые приняли мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, современная Турция) в 320 году при Лицинии. Сорок мучеников очень почитаются православными христианами.

Содержание

Сорок мучеников Севастийских. История праздника

Сорок мучеников были родом из Каппадокии. Они входили в состав римского войска, которое находилось в городе Севастии. Военачальник-язычник Агрикола потребовал от них принести жертвы языческим богам. Сначала он уговаривал их, обещая повышение по службе и денежные средства. Затем стал угрожать тюрьмой и убийством. Но воины отвергли все предложения и угрозы военачальника Агриколая, и тогда он заключил их в темницу. Спустя время в город приехал знатный сановник Лисий и повелел побить воинов-христиан камнями. Камни, брошенные в воинов, летели мимо, а камень, который бросил Лисий, угодил в лицо Агриколаю. Мучители смутились произошедшим и возвратили христиан в заточение. Ночью в темнице воины услышали утешающий глас Господа:

Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные.

Мучители отвели воинов на озеро, раздели и поставили их на лед. Рядом была установлена теплая баня, чтобы, если кто отречется от Христа, мог согреться в ней. Один из воинов спустя несколько часов мучений забежал в баню, однако тут же умер. Ночью стражники дремали, не спал только один из них, по имени Аглай. Он удивлялся, как воины-христиане, несмотря на жуткие мучения, не прекращают молиться. В третьем часу ночи он увидел, как над озером разлился яркий свет. Стало очень тепло, так что лед растаял. Аглай не понимал, что происходит. Он взглянул наверх и увидел над головами воинов светящиеся венцы. Венцов было тридцать девять — для каждого мученика. Тогда Аглай скинул с себя одежду, разбудил стражников и побежал к воинам-христианам: «И я христианин!» Он молился:

Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами.

Римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли. Кости мучеников были брошены в воду, чтобы христиане не могли их собрать. Согласно Житию, спустя три дня мученики явились во сне святителю Петру, епископу Севастийскому (IV в.), и повелели ему совершить погребение их останков. Епископ с несколькими клириками ночью собрал кости мучеников и с честью похоронил. Имена Севастийских мучеников: Кирион, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Кандид, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илия, Горгоний, Феофил, Доментиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирил, Сакердон, Никола, Уалерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

Тропарь, кондак и канон Сорока Севастийским мученикам

Тропарь, глас 1.

Страстьми святых яже по Тебе прияша, умолен буди Господи, и вся наша страсти и болезни исцели, Человеколюбче, молим Тя.

Тропарь, глас той же.

Страстоносцы всечестнии, воини Христови четыредесяте, твердии оружници, сквозе огнь и воду проидосте, и ангелом сограждане бысте, с ними же молитеся Христови, с верою о хвалящих вас. Слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Дающему вами всем исцеление.

Кондак, глас 6.

Все воинство мира оставльше, и на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпци Господни, четыредесяте, сквозе бо огнь и воду прошедше блаженнии, достойно приясте славу с Небес, и венец множество.

Библиотека Русской веры
Канон святым мученикам четыредесяти →

Народные традиции празднования памяти Сорока мучеников Севастийских

День памяти 40 Севастийских мучеников в народе называется «сороки», а иногда «кулики». Согласно народному поверью, в этот день из теплых стран прилетают сорок птиц, и первая из них — жаворонок. «Бывает, — уверяют опытные старики-крестьяне, — что прилетают жаворонки и раньше, да только те непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, тот настоящий, он не сдохнет». «Сороки» считались детским праздником, потому что накануне празднования женщины пекли из ржаной муки «жаворонков», а утром раздавали их детям. «Жаворонков» пекли с раскрытыми крыльями, как бы во время полета. Жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле — крестьяне объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Господом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Бога, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Господу Исусу Христу.

Также утром женщины делали в своем дворе сорок соломенных гнезд и в каждое клали кусочек теста в форме яйца (это делалось для того, чтобы куры неслись дома, а не заходили на чужой двор). Когда «жаворонки» из теста были готовы, дети бежали с ними в сарай заклинать жаворонков. Там они сажали своих птиц всех вместе, на высокое место, и несколько раз хором начинали кричать песню: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела». Текст этой детской песни менялся в зависимости от региона. Затем ребята разбирали своих жаворонков и с той же песней бежали по деревне. Так продолжалось до самого обеда. Вдоволь набегавшись, ребятишки собирались вместе и начинали есть своих ржаных «жаворонков». Съедали обычно всю птицу, оставляя голову, — ее дети берегли каждый для своей матери. В конце празднования ребята поздравляли друг друга с весенним праздником и разбегались по домам. Дома каждый ребенок отдавал голову «жаворонка» матери со словами: «На-ко, мама, тебе голову от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен такой головастый был». Также считалось, что по той погоде, какая была на Сороки, можно определить погоду весны и лета. Если на Сороки было морозное утро, то, значит, жди весной сорок «утренников».

Читайте также:
Владимир Богоявленский: биография священника, труды, мощи и почитание

Сорок мучеников Севастийских. Иконы

Иконографическая традиция начинает складываться с IV в. Одна из первых сохранившихся икон — в церкви Санта-Мария Антиква в Риме, датируемая VII–VIII вв. Изображения мучеников Севастийских встречаются в миниатюрах Псалтырей. Известны миниатюры Хлудовской Псалтыри IX в., Лондонской Псалтыри 1066 г., Псалтыри Барберини 1060 г., Киевской Псалтыри 1397 г.

К X веку складываются два основных типа иконографии сорока Севастийских мучеников: сцена мучений в ледяном озере (они стоят вместе нагие, поддерживая друг друга) и отдельные изображения святых в медальонах, где мученики изображены с крестами в руках, реже — как воинов с оружием в руках. Фрески, представляющие одиночные изображения воинов с оружием и в доспехах, встречаются в храмах Каппадокии. В соборе Святой Софии в Киеве мозаичные изображения Севастийских мучеников расположены на подпружных арках главного купола. Часть из сохранившихся мозаик представляет мучеников совсем юными, без бород; есть среди них также и старцы. Согласно краткой редакции: мученики со скрещенными руками стоят в воде, поддерживая друг друга, а над их головами сияют венцы. В полном варианте изображается куполообразная баня, куда скрывается не выдержавший испытания воин. Иногда изображают стражника Аглая, который вошел в прорубь вместо сбежавшего воина. Иконы, хранящиеся в музее в Реклингхаузене, представляют примеры полной редакции иконографии Сорока мучеников: это фрагмент Минеи годовой (первая половина XVI в.) и греческая икона 1600 г. Миниатюра середины XI в. из греческого Минология, которая хранится в Государственном историческом музее, является краткой редакцией.

Минея Март (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии Сорок мучеников Севастийских. Икона-таблетка. Новгород. Конец XV в. Из Софийского собора. Новгородский музей

Храмы в честь Сорока мучеников Севастийских

В Константинополе было около восьми храмов в честь 40 Севастийских мучеников, построенных царицей Пульхерией (399-453 гг.) и императором Анастасием. Также известно о существовании церкви Сорока мучеников у Золотых ворот.

В честь Сорока Севастийских мучеников освящена церковь в г. Велико-Тырново в Болгарии. Храм был построен в 1230 году по повелению Ивана Асеня II в честь победы при Клокотнице над эпирским деспотом Феодором Дукой 22 марта 1230 года. Свою победу царь посчитал заступничеством Сорока Севастийских мучеников, в честь которых и была освящена церковь. Она являлась соборной церковью Великой Лавры в Велико-Тырново, устроенной в крепости Царевец на левом берегу реки Янтра. В этой церкви первоначально был похоронен святой Сава, архиепископ Сербский (ок. 1169-1236 гг.). В мае 1237 года его мощи были перенесены в Сербию. В годы османского правления, до начала XVIII века, церковь оставалась христианской, но затем здание переделали в мечеть, в результате чего были уничтожены практически все фрески. Несколько изображений сохранились только на северо-западной стене притвора. В здании бывшей церкви 22 сентября 1908 года болгарским князем Фердинандом (1861-1948 гг.) была объявлена полная независимость Болгарии от Османской империи. Церковь продолжительное время использовалась как царская усыпальница. Здесь были погребены цари Калоян (1197-1207 гг.), Иван Асень II, Михаил Шишман (1280-1330 гг.), царицы Анна Мария и Ирина, а также многие члены царской семьи и представители болгарской аристократии.

Церковь Сорока Севастийских мучеников в Велико-Тырново (Болгария)

В честь Сорока мучеников Севастийских освящена церковь у Новоспасского монастыря в Москве. Вероятно, еще в XVI веке на этом месте стоял деревянный храм. Церковь неоднократно перестраивалась. В 1932 году храм был закрыт советской властью, колокольня была частично срублена. В 1993 году храм передан местной общине РПЦ и отреставрирован.

Церковь Сорока Мучеников Севастийских у Новоспасского монастыря. Москва

В честь Сорока Севастийских мучеников освящен храм в г. Переславль-Залесском. Церковь располагается в устье реки Трубеж в исторической Рыбной слободе на берегу Плещеева озера. Церковь существовала уже в начале XVII столетия. Она упоминается в патриарших окладных книгах под 1628 годом: «церковь святых Четыредесять мученик, на посаде, дани восемь алтын, четыре деньги, десятильничих гривна». В 1652 году при этой церкви была построена Покровская. В 1726-1727 годах обе церкви оказались ветхи и были устроены новые деревянные церкви. В 1755 году вместо двух деревянных был построен каменный храм, ныне существующий. В церкви два престола: в честь Сорока мучеников и в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Церковь Сорока Мучеников в Переславле-Залесском

Сорок мучеников Севастийских

Страдальцы являлись христианскими воинами, которые приняли смерть ради веры в Господа. Это событие произошло в 320 г. на территории Севастии (ныне Турция). Великомученики отказались от принесения жертвоприношений языческим богам, за что и были подвергнуты пыткам холодом, избиению и сожжению.

История святых воинов

В начале IV столетия император Константин Великий издал знаменательное постановление, согласно которому все христиане отныне имели возможность к беспрепятственному вероисповеданию, а также приравнивались в правах с язычниками. Однако во многих Римских провинциях идолопоклонство не желало подчиниться этому указу.

Самым яростным и ревнивым гонителем христиан оставался соправитель императора по имени Ликиний, высоко чтящий язычество и ненавидящий последователей Христа. Он решил пойти войной против последних и искоренить их со своих земель. Властолюбивый, суровый и раздражительный Ликиний готовился к решающей битве против Константина, решив очистить армию от всех воинов-христиан.

  • Тем временем в Севастии Каппадокийской (городе в Малой Армении), которая подчинялась как раз Ликинию, армией командовал Агриколай, ревностный язычник. Под его руководством находилась дружина из 40 храбрых и опытных каппадокийских воителей, победивших во многих битвах за Римскую империю. Так как они веровали во Христа, Агриколай с напутствия циничного Ликиния решил унизить и уничтожить их. Полководец приказал 40 Севастийским храбрецам принести жертву языческим идолам, но последние категорически отказались от этого деяния.
  • Агриколай отправил воинов-христиан в тюрьму, — здесь они не прекращали совершать усердную молитву и ночью услышали глас, который возвестил: «Спасение обретет претерпевший все страдания!» Спустя несколько дней 40 севастийцев вновь привели к полководцу, который пытался склонить волю христиан при помощи сладкой лести. Агриколай восхвалял невиданное мужество воителей, их силу, верность, а после вновь предложил совершить жертвоприношение перед своими идолами и тем самым снискать великое уважение среди язычников. Севастийские воины остались равнодушны к льстивым речам и вторично отказались от предложения своего полководца.
  • Агриколай приказал заковать христиан, но старший из них, которого звали Кирионом, ответствовал: «Император не разрешал налагать цепи на нас». Полководец чрезвычайно смутился и отменил своё решение, севастийцев отправили в темницу без оков.
  • Спустя неделю в Севастию явился знаменитый сановник по имени Лисий, которому было приказано совершить суд над 40 христианскими воинами. Последние твердо стояли на своем решении, они не боялись позора, мучений, смерти, их вера была непоколебима. Сановник приказал закидать христианских воинов камнями, но никто так и не смог попасть по святым. Севастийцы уверовали, что их оберегает божественная сила, в их душе еще сильней возгорелся огонь веры в Господа.
Читайте также:
Житие Афанасия Ковровского - описание и история жизни, биография, чудеса, мощи и дни памяти святого

После неудачных попыток язычники вновь отправили воинов-христиан в темницу. Здесь они услышал глас Бога, который утешал их и твердил о том, что умерший воскреснет, если будет свято верить в Него. Вскоре севастийцев во второй раз осудили, но они не изменили своего решения, держа в уме заступничество самого Христа.

О других святых мучениках:

Решающее испытание

Великих воинов продержали в темнице до начала зимы, Агриколай приказал раздеть пленников и привести к озеру. Христиан разместили на льду, стража охраняла это место всю ночь. Чтобы сломить дух мучеников, рядом с озером растопили горячую баню. Один из воителей не выдержал холода и устремился к спасительному теплу. Как только он переступил порог бани, в один миг скончался.

В середине ночи севастийские мученики были обрадованы неожиданным чудом: Господь послал с небес божественный луч света, который растопил озеро и сделал воду теплой.

  • Крепко спящие стражники не видели этого, бодрствовал только один из них, его звали Аглай. Присмотревшись к воинам-мученикам, он заметил над их головами 39 светящихся нимбов. Аглаю стало ясно, что севастиец, желавший найти спасение от холода в бане, потерял свой божественный венец. Он разбудил своих соратников, скинул с себя одежду и воскликнул, что является христианином, поэтому присоединяется к числу мучеников. Находясь в воде, он стал совершать молитву, он просил Всевышнего позволить ему вступить в ряды воинов-христиан.
  • Утром стража увидела бывшего язычника, стоящего вместе с мучениками и прославляющего Христа. В приступе негодования идолопоклонники вывели севастийцев из воды и стали дробить железными молотами их конечности. Кое-кто из мирных очевидцев подбадривал христиан, чтобы те не страшились мучений и претерпели все ради славы Господа. Вскоре все 40 севастийцев скончались от полученных тяжелейших травм.
  • Тела великомучеников положили на большую колесницу и повезли на место сожжения. Агриколай приказал бесследно уничтожить останки, дабы христианские паломники не сумели их найти и воздать хвалу великой стойкости и мужеству. Тела сожгли на большом костре, а кости распорядились утопить в реке. Через несколько дней 40 великомучеников явились в видении Севастийскому епископу Петру, святые велели ему вынуть останки из воды.
  • Преподобный призвал нескольких помощников, с которыми отправился на берег реки, куда бросили кости воинов-христиан. Останки священномучеников излучали великолепное сияние, словно звезды на ночном небе. Это помогло епископу Петру без труда достать мощи Севастийских воинов. Преподобный распорядился похоронить святые останки с великой честью.

Интересно! В начале весны 1230 г. болгарский правитель Иван II разбил армию эпирского царя Феодора Комнина, который открыто нарушил мирное соглашение о ненападении. Сражение проходило возле деревни под названием Клокотница, Иван II захватил в плен семью неприятеля и большую часть его войска. Болгарский царь отнес эту великую победу заступничеству 40 великомучеников Севастийских. Желая отблагодарить святых, царь Иван II воздвиг храм в их честь прямо на месте битвы. Он также распорядился оставить памятную надпись на одной из колонн церкви.

Значение подвига 40 севастийцев

После того как великомученики проявили безмерное терпение, на них снизошел божественный свет, растопивший лед и согревший их. Однако это не самое важное, необходимо понять: Святой Дух проник в их души, заставил засиять сердца воинов, именно Бог даровал им силы перенести суровые мирские испытания.

Подобная благодать позволят живым существам совершать то, что на первый взгляд, им не под силу. Она помогает верующим преодолевать любые скорби, которые приходят после свершения греховных поступков. Не каждому суждено испытать колоссальные мучения, которых удостоились севастийские воины, но миряне должны быть готовы к преодолению даже мелких соблазнов, ибо они не позволяют испытать Единство с Господом. Потакание страстям приравнивает человека к отступникам веры.

Читайте также:
Григорий Богослов – житие и биография святителя, учения, чудеса и дни памяти

Люди постоянно предают знание о Боге, но часто думают, что особенное испытание, подобное мучениям 40 воинов, позволило бы проявить твердость воли и вытерпеть колоссальные страдания ради Него. Однако именно в мелочах должна проявляться истинная вера, которая постепенно закалит разум и позволит выдержать любое насилие над телом.

Неужели Севастийские страстотерпцы нарушали заповеди Христа, недооценивали мелкие грехи и не пытались победить их? Господь послал им такое суровое испытание, зная, что они, преисполненные высшего смирения, готовы его выдержать. Простые миряне должны брать с них пример, но ориентироваться нужно не на их божественный подвиг стойкости, а на то, как они сумели подготовить свой дух к перенесению великих страданий ради Господа. Верующим совсем необязательно стремится к мученичеству, но следует встать на путь истинной добродетели.

Необходимо позаботиться о приобретении благодати через молитвы, покаяния, причащения, пост и других ритуалы Церкви. Когда человек пренебрегает спасительными средствами, в жизнь приходят демоны скорби, небрежности, лени и т.п. Следует предотвратить вторжение даже мелких страстей, которые вскоре могут перерасти в крупные и отдалить от блаженного единения с Творцом.

Важно! В торжественном тропаре 40 Севастийских святых называют всечестными страстотерпцами, великими воинами Господа и непоколебимыми его оруженосцами. Они прошли мучения огнем и водой и встали в один ряд с небесными ангелами. Церковь восхваляет их мужество, воспевает силу верования, которую воины приобрели в дар от Бога.

Почитание в православии

Православная Церковь вспоминает величайший страдальческий подвиг святых 22 марта. Торжество памятования 40 мучеников относится к числу наиболее почитаемых христианских праздников. В этот день Церковь смягчает строгость поста, а также проводит литургию с причащением Святыми Дарами.

Памятование 40 Севастийских священномучеников является непереходящим торжеством и намечен на 22 марта. Если празднование совпадает с Крестопоклонной средой, идущей на третьей неделе Великого поста, его переносят на другой день (подобное произошло в 2017 г.)

В древней Руси торжество представляло собой дату начала весенней поры. На стол подавали жаворонков, символизирующих бессмертную душу, которая вечно стремится к Господу и преклоняется перед Его могуществом. От этого осознания праздник 40 севастийцев-мучеников высокочтим в народе.

40 СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ (†320)

«Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтобы и тебе соделаться мучеником по произволению и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ними наград».

(Св. Василий Великий)

Святые севастийские мученики приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть.

В 313 году при Святом Константине Великом был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай.

Перед военными действиями и в языческие праздники совершались тогда ритуальные жертвоприношения. В войске Агриколая находились 40 воинов-христиан, родом из Каппадокии, цвет войска – храбрецы, побеждавшие во многих сражениях, покрытые ратной славой. Из них трое: Кирион, Кандид и Домн были знатоками Священного Писания. Этих-то 40 человек решил Агриколай принудить принести жертвы языческим идолам.

Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. В темнице воины стали громко петь 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго». В полночь им явился Господь, и услышали они слова: «Добр есть начаток изволения вашего, но претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10:22).

Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.

В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, — жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». «По примеру стоящих в строю, которые, как скоро падет кто в первом ряду, тотчас замещают его собою, чтоб убитым не разрывался у них ряд. Подобно этому поступил и сей. Видел он Небесные чудеса, познал истину, притек ко Владыке, стал сопричислен к мученикам!

Иуда пошел прочь, а на место его введен Матфей! Подражателем стал Павловым вчерашний гонитель, а ныне благовествующий. И он имел звание свыше ни от человек, ни человеком (Гал. 1:1). Уверовал во имя Господа нашего Иисуса Христа, крещен в Него не другим кем, но собственною верою, не в воде, но в крови своей» (Св. Василий Великий).

Читайте также:
Варсонофий Великий - житие и труды, почитание и дни памяти, мощи, творчество

Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да впридачу среди них один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога. Среди них был один совсем юный местный уроженец по имени Мелитон. Мать его, тоже христианка, испугалась, что он не выдержит пыток. Она встала при нем неотступно и уговаривала не страшиться.

Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Святого Мелитона, еще живого, подняла его мать и понесла следом. У нее на руках он и скончался. После сожжения на костре обугленные кости святых сорока мучеников Севастийских были сброшены в реку. Но Господь сохранил их. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и велели взять их останки со дна реки и предать погребению. Тот вместе с несколькими клириками пришел ночью к реке, и увидели они, что кости, даже малая их частица, светятся в темноте. Собрав все кости, их перенесли в подобающее место. Мученичество их о Господе началось 26 февраля, смерть же они приняли 9 марта. В этот день и празднуется их память.

Имена святых мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Экдит, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон, Аглаий – «Сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы» (Св. Василий Великий).

Быстро распространившееся почитание св. Сорока мучеников уже в V веке достигло христианского Запада. Частицы мощей их были положены в основание алтаря базилики в Брешии, при ее освящении; специальная капелла была освящена в честь 40 мучеников в римской Санта Мария Антиква.

9 марта 1230 года болгарский царь Иван II Асень разбил армию Феодора Комнина и пленил его с семьей и большей частью войска. Иван II Асень отнес свою победу заступничеству Сорока Севастийских мучеников. В качестве благодарности царь построил или обновил бывший на этом месте храм (остается не до конца выясненным) и освятил в честь Сорока мучеников, а также оставил знаменательную надпись на колонне этой церкви в память о славной победе.

Подвиг, подобный Севастийскому, в 1919 году совершили сорок два русских священника, замученных палачами в снегах под Пермью. Там же претерпел кончину за Господа святитель Феофан Соликамский. Мучители раздели святого старца донага и опускали его в прорубь, пока тело не покрылось коркой льда. И таким примерам кончины наших страстотерпцев несть числа.

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц.

Эти булочки (печенья) обыкновенно украшались всевозможными вычурами и даже позолотой и продавались при входах в церковь и на торгу. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.

Считается, что «На Сороки день с ночью меряются, прилетают сорок разных птиц, сорок пичуг на Русь пробирается».

Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. Св. Василий Великий, Григорий Нисский и Ефрем Сирин в этот день произносили свои поучения, а Иоанн Дамаскин и Феофан Никейский написали стихиры на праздник. В этот день облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.

Тропарь, глас 1
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.

Ин тропарь, глас 1
Страстотерпцы всечестнии, / воини Христовы четыредесяте, / твердии оружницы, / сквозе бо огнь и воду проидосте / и Ангелом сограждане бысте, / с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас / Слава Давшему вам крепость, / слава Венчавшему вас, / слава Подавающему вами всем исцеления.

Кондак, глас 6
Все воинство мира оставльше, / на Небесех Владыце прилепистеся, / страстотерпцы Господни четыредесять, / сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, / достойно восприясте славу с Небес / и венцев множество.

Молитва 40 мученикам Севастийским
О, святи́и, сла́внии страстоте́рпцы Христо́вы, четы́редесяте, во гра́де Севасти́и Христа́ ра́ди му́жественно пострада́вшии, чрез огнь бо и во́ду проидо́сте, и я́ко дру́зи Христо́вы в поко́й Небе́снаго Ца́рствия вше́дше, и́мате ве́лие дерзнове́ние ко Пресвяте́й Тро́ице хода́тайствовати о ро́де христиа́нском: наипа́че же о почита́ющих святу́ю па́мять ва́шу, и с ве́рою и любо́вию вас призыва́ющих. Испроси́те у всеще́драго Бо́га проще́ние согреше́ний на́ших и жития́ на́шего исправле́ние, да в покая́нии и нелицеме́рной любви́ друг ко дру́гу пожи́вше, со дерзнове́нием предста́нем Стра́шному Суди́щу Христо́ву, и ва́шим предста́тельством одесну́ю Пра́веднаго Судии́ предста́нем. Ей, уго́дницы Бо́жии, бу́дите нам защи́тницы от всех враг ви́димых и неви́димых, да под кро́вом святы́х ва́ших моли́тв изба́вимся от всех бед, зол и напа́стей до после́дняго дне жи́зни на́шея, и та́ко просла́вим вели́кое и достопокланя́емое и́мя Вседе́тельныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. А ми́нь.

Сорок Севастийских мучеников

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира
Читайте также:
Житие Космы Этолийского - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

22 марта — день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся

В 313 году Святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через 7 дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, войны же остались непреклонны.

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Для обольщения мучеников на берегу устроили баню. В первом часу ночи, когда холод достиг крайней лютости и тела святых обледенели, один из сорока не выдержал подвига и побежал в баню. Но только он вступил на ее порог и ощутил теплоту, как сразу же упал и умер. Видя это постыдное бегство святые мученики стали усиленно молиться, чтобы Господь укрепил их.

В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере потеплела. В это время сторожившие мучеников спали, бодрствовал только один темничный сторож Аглаий. Он размышлял над тем, что видел: отделившийся от мучеников тут же погиб, а остальные при лютом холоде оставались живы и невредимы. Поразившись светом, который осиял святых мучеников, он поднял голову вверх и увидел 39 пресветлых венцов, которые опускались на головы страдальцев. Удивившись, что их не 40, по числу подвергшихся страданиям, а 39, он понял, что не достает одного венца, потому что бежавший в баню отвержен от лика святых. Немедленно разбудил он спавших стражников, сбросил с себя одежду и на глазах всех побежал в озеро, восклицая: «И я христианин!» Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Утром пришли мучители и увидев, что святые живы и не пострадали от холода приписали все это волшебству. Они удивились, что среди них оказался темничный страж и впали в ярость. Святых мучеников приговорили вывести из озера и подвергнуть новому истязанию — перебить им голени молотами.

Читайте также:
Вениамин Федченков - житие и биография, творчество и труды, почитание

Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников.

Но когда костер сгорел до тла, кости святых мучеников остались целы. Но мучители не успокоились, боясь что христиане будут поклоняться святым мощам, они решили бросить их в реку. Господь сохранил в воде все кости мучеников в целости.

По прошествии трех дней святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас». Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки. Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и те места в реке, где лежали малейшие частицы их. Епископ собрал все до одной кости и частицы их и положил в достойном месте.

Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. По Уставу в состав службы им входит 2 канона. В день их памяти облегчается строгость поста — разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров.

Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах и житие преподобной

О книге

Книга «Мытарства блаженной Феодоры» написана на основе жития святого преподобного Василия Нового, жившего в Константинополе в X в. Его подробное житие составил в XVIII в. русский святой Дмитрий Ростовский. Оно входит в состав четырехтомного труда «Четьи-Минеи», источником которых были древнейшие житийные тексты.


Книга «Мытарства блаженной Феодоры»

Не исключено, что русский автор знакомился с текстом первого жития Василия Константинопольского, составленного его учеником Григорием. Современные книги, выходящие под этим названием, представляют собой сборники, которые состоят из следующих частей:

  • учение церкви о мытарствах;
  • мытарства блаженной Феодоры;
  • свидетельства современников, прошедших мытарства.

Прочтение этих небольших изданий помогает христианам узнать, что ждёт их после смерти, задуматься о неизбежном конце земного существования и подготовиться к исповеди.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Православия красото́, благочестия твердыне / и защитнице Церкве Христовы, / священных икон светлое устроение, / царице честная, / к Богу молитвами твоими / свободи от ересей славословящих тя, / свыше присно подающи грехов разрешение.

Кондак, глас 3

Благочестия цветы украсившися, святая, / и увенчанная диадимою от руки Божией, Феодо́ро, / поборница церкви всея показалася еси, / воздвигши поклонение Христове иконе несумненно и святых, / с нимиже сопричлася еси к небесному жребию.

История блаженной Феодоры

Святая Феодора жила в византийской столице в X в. Простые христиане часто путают её с другой святой женой, носящей это же имя. Она жила в конце IX в. Будучи правительницей Византии при малолетнем сыне, она восстановила иконопочитание, за что и была прославлена Христианской Церковью. Блаженная Феодора скромно прожила свою земную жизнь, но посмертный дар — бесценен для христиан.

Житие

Феодора родилась в Константинополе. Она вышла замуж, но брак был бездетным. После смерти мужа она приняла монашеский постриг и стала послушницей Василия Константинопольского. Женщина вела тихую благочестивую жизнь, наполненную помощью нуждающимся и больным людям. Она с теплом принимала путников, добрым словом напутствуя их. Старицей умерла она в своей келье в 940 г., проведя большую часть своей жизни рядом со своим духовным отцом Василием.

Посмертное чудо

Почитание блаженной Феодоры основано на посмертном чуде — её явлении ученику святого Василия. Григорий, знавший благочестивую старицу Феодору, захотел узнать, куда попала её душа, ушедшая из земного мира.


Икона преподобной Феодоры Константинопольской

Он попросил своего учителя в молитве Господу, попросить открыть ему посмертную участь монахини. Господь откликнулся на молитву, и через некоторое время во сне молодой человек увидел женщину, которая находилась в светлых покоях.

Что чувствует душа

Мысли о предстоящей смерти нормальны. Каждому человеку хочется знать, что находится за этой тайной завесой, что его ожидает. Существует наука танатология. Она занимается изучением осмысление смерти людьми. Доказывает, что наши предки к загробной жизни готовились заранее. Ее воспринимали как неотъемлемую часть жизни. И это было очень мудро с их стороны.

Люди занимающиеся парапсихологией утверждают, что когда душа покидает тело, она испытывает те же ощущения, что и ощущал человек на момент умирания. Поэтому важно придерживаться уверенности и спокойствия до последнего вздоха.

Важно знать и то, что с приходом смерти, душу ожидает то, что человек заслужил за свою жизнь, от того, какие поступки он совершал. Перед тем как отойти в мир иной важно покаяться, простить обидчиков, извинитесь перед теми, кого обидел и сохранить хорошие отношения с близкими. Именно эти люди помогут перенести то, что ждет душу с легкостью и достигнуть покоя и блаженства.

Рассказ Феодоры

Светлая душа поддалась на уговоры Георгия и рассказала свой путь в Царство Божие.

Читайте также:
Житие святого Иоанна Нового, Сочавского - полное жизнеописание, чудеса, мощи великомученика

Смертный час

Пребывая на смертном одре она увидела, что окружена бесами, похожими на людей с черной кожей, которые кричали и готовились забрать её. Женщина испугалась и старалась отвернуться от них. В этот момент появились два ангела, сияющих ярким светом.

Православие о смерти:

  • Как не бояться смерти
  • Что происходит с душой на 40 день после смерти
  • Слова соболезнования по поводу смерти

При виде их бесы отступили, но продолжали кричать о грехах Феодоры. Стороны света и тьмы сражались за душу христианки, предъявляя её плохие и добрые дела. Их спор прервала Смерть, пришедшая освободить душу из бренного тела. Старица вновь ощутила сильный страх, но уже через некоторое время смотрела на себя со стороны, как на одежду.

Интересно! Её поддерживали пришедшие за ней ангелы, а бесы продолжали требовать отдать им. В этот момент появился святой Василий и протянул ангелам мешочек, наполненный сокровищами, которые он заработал упорным духовным трудом. Увидев преподобного мужа, бесы скрылись.

А духовный отец омыл душу Феодоры миром и елеем, которые преобразили и очистили её. Он попросил ангелов после прохождения всех испытаний, уготованных душе, отнести её в обитель, уготованную ему Отцом Небесным. После этих слов преподобный Василий исчез.

Воздушные мытарства

Ангелы подхватили светлую душу и понесли её по поднебесному миру на восток. На этом пути их уже ждали воздушные духи, в руках которых были свитки с описанием грехов, совершённых Феодорой при жизни. Всего на этом пути стоит 20 мытарей, обвиняющих душу в следующих грехах:

  1. Празднословие. Бесы обвиняют души в произнесении проклятий и ругательств, льстивых и бесполезных речей. Воздушные духи радовались, что Феодора в юности совершала подобные грехи и забыла о них. Но ангелы противопоставили этим грехам добрые дела и часть сокровищ преподобного Василия, и бесам пришлось пропустить их.
  2. Ложь. Мытари рассказывали о случаях произнесения лживых слов и утайке своих грехов в таинстве исповеди. Небесные защитники говорили о добрых поступках, и снова прибегли к помощи сокровищ отца Василия.
  3. Осуждение и клевета. Святая Феодора не осуждала и не порицала людей. Но бесы винили её в одобрении осуждающих речей других людей. Ангелы откупились от обвинителей сокровищами и продолжили путь.
  4. Чревоугодие. Духи обвиняют в участии в пирах, в чрезмерном употреблении пищи и питья, в трапезах, которые не начинались в молитвы. Откупиться от мытарей помогло сокровище.
  5. Лень. Бесы вспоминают случаи проявления лени, желания делать работу руками других людей, пропуски богослужений и ежедневных молитв. Долго обвинители в лени перечисляли грехи Феодоры, но сокровище преподобного Василия помогло пройти и эту ступень.
  6. Воровство. В этом грехе духи не смогли обвинить светлую душу.
  7. Любовь к деньгам и жадность. Старица никогда не копила деньги и щедро раздавала милостыню.
  8. Лихоимство. Здесь бесы обвиняют души в богатствах, добытых незаконным путём.


Лихоимство — восьмое мытарство блаженной Феодоры

  • Неправда. Здесь задерживают нечестных судей, нанимателей и торговцев, которые обманывают людей и встают на сторону нечестивцев.
  • Зависть.
  • Гордость. Бесы показывают записи о тщеславии и самомнении, которые скрываются в людях. Также они говорят о случаях уважения и непочтения к старикам и родителям.
  • Гнев и ярость.
  • Память о злобе, о которой люди помнят, или отвечают ей на злобу окружающих.
  • Убийство. Духи вспоминают также о любой ране и ударах, нанесенных окружающим людям.
  • Колдовство.
  • Блуд. Духи воздуха на этой ступени имеют записи не только о явных случаях блуда, но и о мысли о нём, которые человек одобрил. Бесы рассказали о всех подобных грехах, которые женщина совершила в молодости. Множество добрых дел вспомнили ангелы и большое количество сокровищ оставили обвинителям.
  • Прелюбодеяние. Здесь души обвиняют не только в супружеских изменах, но и в отступлении от обета, обещающего посвятить свою жизнь Господу. Мытари нашли множество подобных грехов Феодоры и практически вырвали её из рук ангелов. Но защитники противопоставили грехам все добрые дела женщины и прибавили к ним сокровища её духовного отца.
  • Содомский грех, к которому относятся противоестественные интимные связи и кровосмешение.
  • Ересь.
  • Жестокосердие, которое свойственно людям, закрывшим своё сердце для чужих горестей и бед. В земной жизни Феодоры было мало подобных грехов. От этой малости ангелы откупились сокровищами отца Василия.
  • Интересно: на многих мытарствах свитки бесов очищались от записей. Ангелы объясняли это тем, что эти грехи Феодора пригнала на исповеди и покаялась в них.

    Путешествие в рай и ад

    Пройдя все испытания, ангелы принесли Феодору к воротам Царства Небесного. Здесь их встречали молодые ангелы, которые радовались удачному избавлению женщины от мытарств. Спутники проводили душу монахини к Престолу Господа, окруженного ангелами и небесными воинами. Услышав Глас Божий, она пала на колени. Господь повелел ангелам показать ей рай и ад, а после проводить в обитель, подготовленную для её духовного отца.


    Икона Мытарства блаженной Феодоры

    Путешествуя с ангелами по раю, святая жена видела прекрасные селения и обители, подготовленные для истинных христиан, стремящихся к единению с Господом. Жили в них радостные и счастливые души, искренне радующиеся избавлению Феодоры от испытаний.

    После этого спутники спустились с ней в ад, где показали ей грешников, испытывающих муки и страдания. После этого они препроводили её в обитель преподобного Василия, где рассказали ей, что в этот момент духовный отец творит память по ней.

    Утром, послушав рассказ старицы, Григорий пошёл к своему учителю и из его слов понял, что всё увиденное им было правдой.

    Читайте также:
    Амвросий Медиоланский - житие и труды, мощи и дни памяти, творения и письма

    Интересно: рассказ блаженной Феодоры — одно из оснований православного учения о загробной жизни и необходимости молитвенной помощи умершим со стороны их близких людей. Сокровища, лежащие в мешочке — это молитвы и добрые слова о Феодоре её духовного отца.

    Дни мытарства

    Итак уже на третий день начинаются испытания и длятся они ровно столько, сколько грехов человек совершил при своей жизни. Заканчиваются испытания на день 40 мытарств души. Только после этого вершится суд на котором и принимается решение, куда душа будет направлена.

    В Библии сказано, что несмотря на количество совершенных грехов, любая душа может быть спасена. Но для этого нужно покаяние и оно должно быть сделано искренне.

    Попав в рай душа не будет знать терзаний, смятений, у нее не будет никаких желаний, кроме радости от того, что она находится подле Господа. Что же касается попадания в ад, то здесь их мучения и страдания будут вечными. И даже после того, как произойдет всемирное воскрешение, когда они будут во плоти, страдания не прекратятся.

    Идея и суть

    Прочтение повествования о мытарствах Феодоры — повод задуматься о смертном часе, который рано или поздно ждёт любого человека. Оно призвано побудить человека не откладывать признания своих грехов и покаяния в них. Подробно описывая путь в Небесное Царство, автор напоминает, что после смерти христианин уже ничего не может исправить.

    Поэтому при жизни он должен позаботиться об облегчении своего загробного пути. Для этого необходимо совершать добрые поступки и признавать все свои грехи, даже те, которые были допущены в мыслях. Священники рекомендуют на основе мытарств строить свои исповедь, честно признавая все нечестивые дела и помыслы.

    Также в этом рассказе указывается на важность молитвенной помощи умершему человеку, которую должны оказывать оставшиеся на земле родственники, друзья и просто знакомые люди. Особыми датами считаются 3, 9, 20 и 40 день после кончины христианина. Именно в эти дни происходят важные события в загробном мире.

    Мытарства блаженной Феодоры

    Приходит время, когда все люди начинают задумываться о смерти, том, что ждёт их за последней чертой. Христиане знают, что конец земного пути — это только начало жизни вечной. Но и их страшит этот непознанный потусторонний мир, который одним обещает счастье и блаженства Царства Небесного, а другим — вечные адские муки. О том, что ждёт душу после смерти и как подготовиться к этому моменту рассказывается в книге «Мытарства блаженной Феодоры».

    О книге

    Книга «Мытарства блаженной Феодоры» написана на основе жития святого преподобного Василия Нового, жившего в Константинополе в X в. Его подробное житие составил в XVIII в. русский святой Дмитрий Ростовский. Оно входит в состав четырехтомного труда «Четьи-Минеи», источником которых были древнейшие житийные тексты.

    Не исключено, что русский автор знакомился с текстом первого жития Василия Константинопольского, составленного его учеником Григорием. Современные книги, выходящие под этим названием, представляют собой сборники, которые состоят из следующих частей:

    • учение церкви о мытарствах;
    • мытарства блаженной Феодоры;
    • свидетельства современников, прошедших мытарства.

    Прочтение этих небольших изданий помогает христианам узнать, что ждёт их после смерти, задуматься о неизбежном конце земного существования и подготовиться к исповеди.

    История блаженной Феодоры

    Святая Феодора жила в византийской столице в X в. Простые христиане часто путают её с другой святой женой, носящей это же имя. Она жила в конце IX в. Будучи правительницей Византии при малолетнем сыне, она восстановила иконопочитание, за что и была прославлена Христианской Церковью. Блаженная Феодора скромно прожила свою земную жизнь, но посмертный дар — бесценен для христиан.

    Житие

    Феодора родилась в Константинополе. Она вышла замуж, но брак был бездетным. После смерти мужа она приняла монашеский постриг и стала послушницей Василия Константинопольского. Женщина вела тихую благочестивую жизнь, наполненную помощью нуждающимся и больным людям. Она с теплом принимала путников, добрым словом напутствуя их. Старицей умерла она в своей келье в 940 г., проведя большую часть своей жизни рядом со своим духовным отцом Василием.

    Посмертное чудо

    Почитание блаженной Феодоры основано на посмертном чуде — её явлении ученику святого Василия. Григорий, знавший благочестивую старицу Феодору, захотел узнать, куда попала её душа, ушедшая из земного мира.

    Он попросил своего учителя в молитве Господу, попросить открыть ему посмертную участь монахини. Господь откликнулся на молитву, и через некоторое время во сне молодой человек увидел женщину, которая находилась в светлых покоях.

    Рассказ Феодоры

    Светлая душа поддалась на уговоры Георгия и рассказала свой путь в Царство Божие.

    Смертный час

    Пребывая на смертном одре она увидела, что окружена бесами, похожими на людей с черной кожей, которые кричали и готовились забрать её. Женщина испугалась и старалась отвернуться от них. В этот момент появились два ангела, сияющих ярким светом.

    Православие о смерти:

    При виде их бесы отступили, но продолжали кричать о грехах Феодоры. Стороны света и тьмы сражались за душу христианки, предъявляя её плохие и добрые дела. Их спор прервала Смерть, пришедшая освободить душу из бренного тела. Старица вновь ощутила сильный страх, но уже через некоторое время смотрела на себя со стороны, как на одежду.

    Интересно! Её поддерживали пришедшие за ней ангелы, а бесы продолжали требовать отдать им. В этот момент появился святой Василий и протянул ангелам мешочек, наполненный сокровищами, которые он заработал упорным духовным трудом. Увидев преподобного мужа, бесы скрылись.

    Читайте также:
    Паисий Величковский - житие и биография старца, труды, письма и послания, почитание и дни памяти

    А духовный отец омыл душу Феодоры миром и елеем, которые преобразили и очистили её. Он попросил ангелов после прохождения всех испытаний, уготованных душе, отнести её в обитель, уготованную ему Отцом Небесным. После этих слов преподобный Василий исчез.

    Воздушные мытарства

    Ангелы подхватили светлую душу и понесли её по поднебесному миру на восток. На этом пути их уже ждали воздушные духи, в руках которых были свитки с описанием грехов, совершённых Феодорой при жизни. Всего на этом пути стоит 20 мытарей, обвиняющих душу в следующих грехах:

    1. Празднословие. Бесы обвиняют души в произнесении проклятий и ругательств, льстивых и бесполезных речей. Воздушные духи радовались, что Феодора в юности совершала подобные грехи и забыла о них. Но ангелы противопоставили этим грехам добрые дела и часть сокровищ преподобного Василия, и бесам пришлось пропустить их.
    2. Ложь. Мытари рассказывали о случаях произнесения лживых слов и утайке своих грехов в таинстве исповеди. Небесные защитники говорили о добрых поступках, и снова прибегли к помощи сокровищ отца Василия.
    3. Осуждение и клевета. Святая Феодора не осуждала и не порицала людей. Но бесы винили её в одобрении осуждающих речей других людей. Ангелы откупились от обвинителей сокровищами и продолжили путь.
    4. Чревоугодие. Духи обвиняют в участии в пирах, в чрезмерном употреблении пищи и питья, в трапезах, которые не начинались в молитвы. Откупиться от мытарей помогло сокровище.
    5. Лень. Бесы вспоминают случаи проявления лени, желания делать работу руками других людей, пропуски богослужений и ежедневных молитв. Долго обвинители в лени перечисляли грехи Феодоры, но сокровище преподобного Василия помогло пройти и эту ступень.
    6. Воровство. В этом грехе духи не смогли обвинить светлую душу.
    7. Любовь к деньгам и жадность. Старица никогда не копила деньги и щедро раздавала милостыню.
    8. Лихоимство. Здесь бесы обвиняют души в богатствах, добытых незаконным путём.

    Путешествие в рай и ад

    Пройдя все испытания, ангелы принесли Феодору к воротам Царства Небесного. Здесь их встречали молодые ангелы, которые радовались удачному избавлению женщины от мытарств. Спутники проводили душу монахини к Престолу Господа, окруженного ангелами и небесными воинами. Услышав Глас Божий, она пала на колени. Господь повелел ангелам показать ей рай и ад, а после проводить в обитель, подготовленную для её духовного отца.

    Путешествуя с ангелами по раю, святая жена видела прекрасные селения и обители, подготовленные для истинных христиан, стремящихся к единению с Господом. Жили в них радостные и счастливые души, искренне радующиеся избавлению Феодоры от испытаний.

    После этого спутники спустились с ней в ад, где показали ей грешников, испытывающих муки и страдания. После этого они препроводили её в обитель преподобного Василия, где рассказали ей, что в этот момент духовный отец творит память по ней.

    Утром, послушав рассказ старицы, Григорий пошёл к своему учителю и из его слов понял, что всё увиденное им было правдой.

    Интересно: рассказ блаженной Феодоры — одно из оснований православного учения о загробной жизни и необходимости молитвенной помощи умершим со стороны их близких людей. Сокровища, лежащие в мешочке — это молитвы и добрые слова о Феодоре её духовного отца.

    Идея и суть

    Прочтение повествования о мытарствах Феодоры — повод задуматься о смертном часе, который рано или поздно ждёт любого человека. Оно призвано побудить человека не откладывать признания своих грехов и покаяния в них. Подробно описывая путь в Небесное Царство, автор напоминает, что после смерти христианин уже ничего не может исправить.

    Поэтому при жизни он должен позаботиться об облегчении своего загробного пути. Для этого необходимо совершать добрые поступки и признавать все свои грехи, даже те, которые были допущены в мыслях. Священники рекомендуют на основе мытарств строить свои исповедь, честно признавая все нечестивые дела и помыслы.

    Также в этом рассказе указывается на важность молитвенной помощи умершему человеку, которую должны оказывать оставшиеся на земле родственники, друзья и просто знакомые люди. Особыми датами считаются 3, 9, 20 и 40 день после кончины христианина. Именно в эти дни происходят важные события в загробном мире.

    Православное учение о мытарствах

    Отношение к «Мытарствам блаженной Феодоры» в Православной Церкви довольно неоднозначное. Некоторые священнослужители и специалисты в области православия говорят о том, что мытарства вводят людей в заблуждение. В этом повествовании не остаётся места для Божьего Суда.

    При этом отмечается, что они написаны под влиянием католического учения о чистилище, которое повествует о возможности человека самостоятельно изменить свою участь после смерти, откупившись от бесов.

    Другие православные священники говорят об ортодоксальности учения о мытарствах. В своих обоснованиях они ссылаются на следующих богословов:

    Сторонники учения о мытарствах говорят, что мытарства — неотъемлемая часть Божественного Суда. Во время мытарств не происходит откупа грехов. Мытарства обнажают страсти и грехи человеческие, помогая ему осознать себя при помощи духовных сил, которые накапливаются в процессе земной жизни и умножаются молитвами близких людей.

    Отцы Церкви говорят, что не все люди проходят путь мытарств. Иноверцы и некрещеные люди сразу после смерти оказываются в руках бесов. Чистые же души, при жизни достигшие единения с Господом, минуют ступени испытаний и возносятся к Престолу Господа.

    Современные люди часто забывают о том, что готовиться к входу в загробный мир необходимо задолго до смертного часа. «Мытарства блаженной Феодоры» призваны напомнить человеку о необходимости совершать добрые дела и благочестивые поступки. Совершив грех, христианин должен признать это деяние и раскаяться в нём. Это поможет избегать подобных действий в будущей жизни и вычеркнуть их из бесовских свитков мытарств.

    “Мытарства Феодоры” – псевдоправославный апокриф

    “Мытарства блаженной Феодоры”, входящие в состав “Жития Василия Нового” – текст сомнительного происхождения и содержания. Догматически он неверен потому, что не оставляет места для Божия Суда. Спаситель сказал, что “Отец весь суд передал Сыну”, но в этой книжке весь суд вершат бесы. Христу остается только вручить медали победителям. Подобно тому, как вручает медали победителям чемпионата глава спортивной федерации, сам, быть может, болевший за другую команду, но вынужденный так поступить по протоколу.

    Бесовский форпост “Лихоимство” из апокрифа “Мытарств блаженной Феодоры”

    Происхождение этого “Жития” не вполне церковно и нравственно чисто по той причине, что Григорий, автор “Жития” в нем издевается над святым – константинопольским патриархом Николаем V Мистиком, который был “причислен к лику святых в греческой и римской церкви. В обеих церквах память патриарха чтится 15 мая, в день его смерти” (см. Попов Н. Император Лев VI Мудрый и его царствование в церковно-историческом отношении. М., 1892,с. 190). В “Житии” же “имя этого патриарха Николая злонамеренно искажается в Агриколаос (“мужик”) и Эттилаос” (там же, с. 175).

    Есть полезная книга Ирины Грицевской “Индексы истинных книг”. Оказывается, житие Василия Нового с мытарствами Феодоры на Руси XVI-XVII веков относили к апокрифам: “А Василии же новый и Андрей Уродивы и Мефодий Патрьский и странник подобает о сих вещаго и ведущаго вопрошати, аще истинна есть”. Именно в “Житии Василия Нового” содержится описание видений, подробно повествующих о посмертных мытарствах.

    В XIX веке св. Филарет Московский также предупреждал, что “Видения, имеющие свою истину, не всегда удобно обращать в общие догматы. Вы догматствуете о мытарствах, а потом приводите изложение посмертных состояний из св. Макария, который ни слова не говорит о мытарствах. Отсюда родятся затруднительные вопросы” (Письма московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843-1867. М., 1883. с. 62).

    Сравните слова иеромонаха Серафима Роуза: “Даже младенцу ясно, что нельзя буквально воспринимать описания мытарств, хотя сами описания – отнюдь не “вымысел” и не “басни”, а честный рассказ очевидцев в наиболее доступной для них форме. Если кому-то мерещатся буквальные мытарства, то лишь по незнанию причин той повседневной незримой борьбы, которую мы претерпеваем в мире сем. Здесь нас тоже постоянно ожидают соблазны и обвинители, да только дремлет наше духовное око и мы видим лишь результат бесовских козней – грехи, которые совершаем, и страсти, которым поддаемся. После смерти же душа прозревает, видит духовную действительность (обычно впервые), и тех, кто беспрестанно докучал нам при жизни” (цит. по: иеромон. Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. М., 1995, с. 830)

    При этом преподобный Никодим Святогорец писал: “Те, кто пустословил, что души умерших праведников и грешников сорок дней обретаются на земле и посещают те места, где они жили”, сеют предрассудки и мифы. Ибо такие утверждения “невероятны и никто не должен принимать их за истину” (цит. по Василиадис Н. Таинство смерти. Троице-Сергиева Лавра, 1998, с. 397).

    В XIX же веке цензор профессор Московской Духовной Академии П. С. Казанский боролся с подобными текстами: “Чаще издаются повести, полные самых странных чудес, одним словом, духовные романы о мытарствах, жития Андрея Юродивого, Иоанна Новгородского и т.п. Все эти сочинения представляются большей частью безграмотными. Сколько приходилось исправлять или останавливать книжек, направленных к распространению суеверных понятий в народе. Сколько раз ко мне приносили житие Киприана и Иустины, домогаясь пропуска. Совесть не позволяла, хотя из Четьи-Минеи выбрали. Ругатели духовной цензуры знают ли эту неустанную службу цензуры духовному образованию народа?” (Переписка профессора МДА П.С. Казанского с А.Н. Бахметовой. Письмо от 8.2. 1868 // У Троицы в Академии. 1814-1915. – М., 1914, с. 525).

    В Житии юродивого Андрея Константинопольского, написанном в 10 веке, “любопытен ряд пророчеств о грядущей судьбе империи, окрашенных чисто народными упованиями на лучшее время, на своего рода “золотой век” перед последним концом” (Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. – СПб., 1997, с. 219).

    Бесовский форпост “Сребролюбия” из апокрифа “Мытарств блаженной Феодоры”

    Сегодня же именно эти “духовные романы” (дополненные уже прямыми “интервью” с бесами) заполонили церковные лотки.

    Источник романа о мытарствах – это апокрифы, испытавшие влияние языческого герметизма. Именно там это сюжет логичен. Душа у гностиков и герметистов вне-космична (христиане с этим согласны). Она создаётся где-то в мире богов, неподвижных звезд. Затем эта душа входит в тело, но, по пути она пересекает орбиты планет. А планеты это боги. И в зависимости от того, как близко эта планета, этот бог, будет к траектории движения этой души, настолько будет сильна эта его печать и его дар. Дар Венеры, Меркурия, Марса, Юпитера или Сатурна на эту душу. Эти космические печати воспринимается у гностиков и герметистов как зло, страсть, травма. И на обратном пути, когда человек умер, а душа возвращается в мир высших богов, она должна расплатиться с планетарными богами и стереть с себя их печать.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: