Афанасий Сахаров – житие и труды, дни памяти и почитание, мощи, письма

АФАНАСИЙ

(Сахаров Сергей Григорьевич; 2.07.1887, с. Паревка Кирсановского у. Тамбовской губ.- 28.10.1962, Владимир), священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ковровский. Род. в семье надворного советника, делопроизводителя гимназии. Лишившись отца в раннем детстве, воспитывался матерью, желавшей, чтобы сын посвятил себя служению Церкви в монашеском чине. С отроческих лет полюбил богослужения, молитву, научился вышивать церковные облачения (в архиве Владимирской епархии сохранилась вышитая А. в детстве Плащаница Спасителя). В 1896-1902 гг. обучался в Шуйском ДУ, где написал свое первое литургическое произведение – тропарь Божией Матери ради Ее чтимой Смоленской Шуйской иконы, в 1902-1908 гг. учился во Владимирской ДС. В 1908 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1912 г. со степенью канд. богословия за соч. «Настроение верующей души по Триоди Постной». 12 окт. 1912 г. ректором академии еп. Феодором (Поздеевским) пострижен в монашество с именем в честь свт. Афанасия III Пателлария, Патриарха К-польского. 14 окт. рукоположен во иеродиакона, 17 окт.- во иеромонаха. В нояб. 1912 г. назначен преподавателем Полтавской ДС по кафедре гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей. В 1913-1918 гг. преподавал во Владимирской ДС по кафедре гомилетики, в 1913-1915 гг. состоял зав. религиозно-нравственными чтениями и народными собеседованиями при кафедральном владимирском Успенском соборе, с 1914 г. был членом совета правосл. братства св. кн. Александра Невского. На епархиальном съезде духовенства и мирян в 1917 г. избран членом Владимирского епархиального временного исполнительного комитета и делегатом на Всероссийский съезд духовенства и мирян. В том же году на 2-м Всероссийском монашеском съезде, проходившем в ТСЛ (см. Съезды монашествующих в России), избран первым в списке заместителей членов Поместного Собора Российской Православной Церкви от монашествующих. В янв. 1918 г. вошел в состав членов Собора вместо настоятеля Белогорского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря сщмч. Варлаама (Коноплёва), к-рый 20 дек. 1917 г. заявил о сложении с себя полномочий члена Собора.

На Соборе святитель работал в Отделе о богослужении, проповедничестве и храме, в Отделе о мон-рях и монашествующих и в Отделе о церковной дисциплине. Прочитал доклад «О внесении в церковный месяцеслов всех русских памятей», посвященный проблеме сбора и уточнения сведений о рус. святых, составлению месяцеслова святых, чтимых всей Русской Церковью и местно. Собор создал комиссию для издания правосл. месяцеслова, служб всем рус. святым и лицевых святцев, в к-рую вошли архим. Неофит (Осипов) (председатель), А., Б. А. Тураев, И. А. Карабинов, С. С. Глаголев. На пленарном заседании Собора 15 авг. 1918 г. обсуждался представленный А. и проф. Тураевым доклад «Общие положения о порядке прославления святых Русской Православной Церкви к местному почитанию». Вопрос этот был поставлен свт. Тихоном, Патриархом Московским и всея России, в связи с причислением к лику святых Иркутского еп. Софрония (Кристалевского). В докладе А. и Тураева впервые на христ. Востоке были предложены нормы канонизации, в частности было высказано пожелание, «чтобы. те угодники Божии, которые уже причтены к лику святых для местного почитания, были известны за святых и всей Православной Русской Церкви» (Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Обзор деяний. Третья сессия. М., 2000. С. 163). На этом же заседании был прочитан доклад Тураева «О восстановлении празднования в первое воскресенье Петровского поста всех святых новых чудотворцев Российских». Собор принял решение восстановить существовавшее в Русской Церкви празднование памяти рус. святых. Участие А. в заседаниях Собора 1917-1918 гг., работа в Отделе о богослужении, проповедничестве и храме определили основные направления его научной и церковно-творческой деятельности.

В 1918-1920 гг. А. являлся членом Владимирского епархиального совета. В февр. 1919 г. присутствовал на демонстрации в Успенском соборе Владимира кощунственно вскрытых большевистской комиссией мощей св. блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского, св. блгв. кн. Глеба, св. вел. кн. Георгия Всеволодовича (см. Вскрытие мощей). Во многом благодаря А. во время демонстрации мощей служились молебны владимирским угодникам и предполагаемое поругание святыни обратилось в торжественное богослужение. В 1920 г. А. был назначен наместником владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря с возведением 2 февр. 1920 г. в сан архимандрита. Был непосредственным свидетелем того, как в авг. 1920 г. помещения обители были заняты ГубЧК. В сент. 1920 г. был закрыт Владимирский епархиальный совет, 1 июля следующего года А. был назначен настоятелем Боголюбского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря.

10 июля 1921 г. состоялась хиротония А. во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии, к-рую по благословению Патриарха Тихона совершали митр. Владимирский Сергий (Страгородский), архиеп. Нижегородский Евдоким (Мещерский) и еп. Печерский, викарий Нижегородской епархии Варнава (Беляев). 30 марта 1922 г. А. был арестован, в срочном порядке препровожден в Реввоентрибунал, но 31 марта освобожден. Причиной ареста послужила проповедь святителя, произнесенная 23 марта в Казанском соборе г. Вязники; его обвинили в том, что он призывал верующих сопротивляться изъятию церковных ценностей. Весной 1922 г. во Владимире началось следствие, связанное с пропажей предметов из ризницы Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мон-ря. Все архиереи, имевшие к.-л. отношение к Спасо-Евфимиевой обители, были арестованы. А. обвинили «в агитации и будировании масс против сдачи церковных ценностей и по делу хищения драгоценностей из ризницы Спасо-Евфимиевского монастыря в г. Суздале». А. и митр. Сергий (Страгородский) были приговорены к заключению сроком на год. 9 июня 1922 г. во Владимире состоялся показательный суд по данному делу. 10 июня А. был освобожден по амнистии, однако лишь в апр. 1924 г. дело было прекращено по кассации.

16 июня 1922 г. митр. Сергий (Страгородский), архиеп. Евдоким (Мещерский) и архиеп. Серафим (Мещеряков) подписали «Меморандум трех», содержавший признание обновленческого ВЦУ. В рапорте на имя митр. Сергия (Молитва всех вас спасет. С. 166-167) А. писал о том, что он не считает ВЦУ законным органом высшей церковной власти. Святитель запретил в священнослужении уполномоченного обновленческого ВЦУ прот. М. Тихонравова, в проповедях объяснял пастве пагубность обновленчества. Вокруг А. сложилась группа духовенства, верного канонической Церкви, в эту группу входили благочинный церквей Владимира прот. Алексей Владычин, настоятель Троицкой ц., куда были переведены священнослужители и монахи из архиерейского дома, иером. Герман (Зацепин), игум. владимирского Княгинина мон-ря Олимпиада (Медведева).

23 сент. 1922 г. А. был арестован по обвинению «в возмущении народных масс на религиозной почве» и приговорен к 2 годам ссылки в Зырянский край. В нач. мая 1923 г. этапирован в Вятку, затем в Зырянскую обл. В Усть-Сысольске (совр. Сыктывкар) встретился с Казанским митр. сщмч. Кириллом (Смирновым) и до кончины митр. Кирилла пребывал с ним в единомыслии и духовной близости. Во время зырянской ссылки А. жил в Усть-Сысольске, селах Усть-Вымь, Усть-Кулом, Керчомъя. Сохранились его письма из ссылки к председателю Об-ва помощи политическим заключенным Е. П. Пешковой, в к-рых святитель описывал притеснения со стороны властей: запрет совершать богослужения, конфискацию богослужебных принадлежностей и др.

Читайте также:
Евдокия Московская: житие святой, дни памяти, мощи и почитание

Освободившись 2 февр. 1925 г., А. вернулся во Владимир, в мае 1925 г. Владимирское ОГПУ взяло с него подписку о том, что он не будет управлять епархией. В сент. 1925 г. А. присутствовал на епархиальном съезде, созванном обновленцами для подготовки к 3-му «Поместному собору», с единственной целью обличить отступников и призвать их к покаянию. 15 янв. следующего года А. был арестован по обвинению в антисоветской агитации и присвоении себе адм. прав. Непосредственным поводом для ареста были борьба А. против обновленцев и проповедь, произнесенная святителем в день праздника вмч. Георгия Победоносца в с. Лыково Владимирской губ., в к-рой он призывал не бояться преследований за веру. 15 марта 1926 г. дело было прекращено и А. освободили. В нояб. 1926 г. святитель был назначен управляющим Ивановской епархией. По свидетельству А., ему было предложено «добровольно уехать из епархии или прекратить управление церковными делами», но он отказался оставить вверенную паству.

15 янв. 1927 г. А. арестовали как «участника группы епископов, использовавших Церковь в антисоветских целях», и спецконвоем перевезли в Москву. Причиной ареста было участие А. в избрании митр. Кирилла на Патриарший Престол путем письменного опроса архиереев, проводившегося осенью 1926 г. Во внутренней тюрьме на Лубянке А. находился в камере с митр. Сергием. Святителя приговорили к 3 годам заключения в СЛОН. В мае 1927 г. он прибыл на Попов о-в, работал сторожем в командировке Разноволока, в июне-июле 1928 г.- в командировке Чупа-Пристань, сначала сторожем, затем счетоводом хозчасти, в авг.-сент. 1928 г. перемещен в г. Кемь. С окт. 1928 г. вновь находился на Поповом о-ве. 5 янв. 1930 г. без предъявления обвинения А. был арестован и менее чем на неделю отправлен с Попова о-ва на Соловецкие о-ва, затем под стражей возвращен на Попов о-в, где заболел сыпным тифом и был помещен в бараки для инфекционных больных.

8 марта 1930 г. святитель был этапирован в Туруханский край, жил в Красноярске, Енисейске, Туруханске, в станках Мельничном, Селиванихе, Пупкове. После получения известия о кончине горячо любимой матери в 1930 г. начал писать труд «О поминовении усопших по Уставу православной Церкви», высоко оцененный митр. Кириллом (Смирновым), с к-рым с февр. по июнь 1932 г. А. жил в станке Селиваниха. Архипастыри неоднократно обсуждали ситуацию, сложившуюся в Церкви после издания митр. Сергием (Страгородским) в 1927 г. «Декларации». А. прекратил церковное общение с митр. Сергием после публикации в ЖМП статьи последнего «О полномочиях Заместителя Патриаршего Местоблюстителя» (1931. № 1), посчитав, что митр. Сергий выступил «захватчиком прав Первоиерарха» и превысил данные ему Местоблюстителем сщмч. митр. Петром (Полянским) полномочия. Причины своего отделения от митр. Сергия А. в 50-х гг. XX в. подробно изложил в письмах к мон. Варваре (Адамсон), прот. Павлу Дашкееву (Молитва всех вас спасет. С. 414-419, 384-385).

19 авг. 1933 г., более чем через полгода после окончания срока ссылки, А. был освобожден. В 1933-1936 гг. А. жил во Владимирской обл., иногда нелегально приезжал в Москву. В дек. 1933 г. святитель направил митр. Сергию письмо (Молитва всех вас спасет. С. 417), в к-ром изложил свою позицию; отказавшись от к.-л. участия в церковной работе под руководством митр. Сергия, А. не считал грехом посещение храмов, в к-рых поминали митр. Сергия. Установилась связь между А. и московскими общинами «непоминающих», в первую очередь прихожанами храма свт. Николая в Клённиках, а также духовными чадами архим. Серафима (Батюкова), протоиереев Владимира Богданова, Александра Гомановского, иереев Владимира Криволуцкого, Михаила Шика и др. Московские общины «непоминающих» считали А. своим епископом. А. тайно рукоположил во священников Сергия Никитина (впосл. еп. Стефан), Феодора Семененко и др. В 1933 г. по указаниям А. прот. Владимир Пылаев (расстрелянный в 1937) написал первый вариант иконы «Собор русских святых», к-рую прот. Владимир показал А. и затем послал митр. Сергию. Немного позднее была освящена икона «Все святые, в земле Российской просиявшие», созданная прихожанкой храма свт. Николая М. Н. Соколовой (в постриге мон. Иулиания).

Святитель Афанасий (Сахаров)

Детство и годы обучения

Сергей Сахаров – таким было мирское имя епископа Афанасия. Он родился 2 июля 1887 года в селе Царёвка Тамбовской губернии. Родители его жили во Владимире: отец, Григорий Сахаров, был надворным советником в отставке; мать, Матрона Сахарова, происходила из простых крестьян. Имя мальчику родители позволили выбрать самому, разложив перед ним несколько листиков с написанными на них именами чтимых святых. Младенец потянулся к тому из них, где значилось имя преподобного Сергия Радонежского.

Отец Сергея умер, когда мальчику не исполнилось и двух лет, воспитанием занималась мать. В возрасте девяти лет он поступил в Шуйское училище. Поначалу учеба Сереже давалась тяжело, однажды он даже был оставлен на второй год, однако закончил училище юноша уже в числе способнейших учеников. Особое место среди его главных увлечений в это время заняла литература, поэзия, любимым автором был А.К. Толстой. Сам юноша пытался писать стихи.

Ещё в самом раннем возрасте Сергей полюбил церковное богослужение. Дома он часто играл «в церковь», со временем научился даже вышивать церковное облачение. На вопросы, кем он хочет стать, мальчик без колебания отвечал: «Архиереем». Однако играми всё не ограничилось. В возрасте двенадцати лет Сергей написал свой первый тропарь Шуйско-Смоленской иконе Божий Матери. Главную роль в таком глубоком нравственном воспитании ребенка, безусловно, сыграла мать будущего святителя. Будучи весьма благочестивой женщиной, она всегда имела желание, чтобы ее сын принял монашество.

Монашеский постриг

После училища последовало обучение во Владимирской семинарии, а затем Сергей поступает в Московскую духовную академию. Он окончил ее в 1912-м году, получив степень кандидата богословия. 12 октября того же года Сергей принимает монашеский постриг, получив имя в честь святого Патриарха Цареградского Афанасия. Спустя два дня последовала диаконская хиротония, а 17 октября он принял уже священнический сан. В это же время он начал преподавать в Полтавской духовной семинарии.

Читайте также:
Петр Могила: житие и биография, книги и труды, правило

В 1913-м году иеромонах Афанасий вернулся в родной Владимир, где продолжил преподавать литургику и искусство проповеди уже во Владимирской семинарии, выпускником которой некогда был сам. В 1918-м году он принимал участие в работе Поместного Собора Русской Церкви, а в период с 1918 по 1920 годы был членом Владимирского епархиального управления. 20 января 1920 года Афанасия возводят в сан архимандрита с назначением наместником Владимирского Богородице-Рождественского монастыря.

Епископ Ковровский

Рукоположение архимандрита Афанасия во епископа Ковровского состоялось 17 июня 1921 года, одновременно с назначением викарием Владимирским и настоятелем Свято-Боголюбского монастыря. Время, в которое святитель занял епископскую кафедру, мало назвать трудным для Русской Церкви – оно предполагало прямое исповедничество, если человек хотел сохранить свою веру чистой. Это был период жестокого преследования православных советскими властями, глумления над мощами святых, ограбления храмов. Известно, что когда в Успенском соборе Владимира планировалось устроить массовое вскрытие мощей угодников Божиих, при входе комиссии духовенство во главе с епископом Афанасием, вопреки этому, начало служить молебен, который сразу же поддержал народ – таким образом, планы безбожников были разрушены.

Кроме того, в это самое время большие обороты набирало обновленческое движение, храмы отбирали так называемые «живоцерковцы», поддерживаемые советским руководством. Против этого церковного раскола также активно выступал епископ Афанасий, призывая свою паству не отлучаться от истинной Церкви и не переходить к обновленцам.

Однажды – это было уже после ссылки – несколько знакомых священников пригласили святителя принять участие в съезде обновленцев, проходившем во Владимире, и епископ… не отказался. Однако когда он пришел на собрание и увидел там знакомого епископа, то стал взывать к его совести, а затем обратился с обличительным словом ко всем собравшимся. Затем он сам пошел к митрополиту с покаянием, что присутствовал на подобном собрании без его благословения.

Годы ссылок и лагерей

Первый арест епископа Афанасия произошел в марте 1922 года по делу, связанному с изъятием церковных ценностей. Он был приговорен к одному году заключения, но по амнистии был освобожден раньше. Однако в том же году владыка вновь был арестован за борьбу с обновленческим движением и сослан в Усть-Сысольск.

В январе 1925 года епископ Афанасий вернулся во Владимир, однако уже в следующем, 1926-м, году ему поставили ультиматум: оставить управление епархией или покинуть город. Поскольку ни одного из этих требований он не выполнил, то был вновь арестован и отправлен в Москву. Здесь он отбывал срок на Лубянке, а также в Бутырской тюрьме. В 1927-м году по обвинению в принадлежности к некой группе архиереев, которую возглавлял митрополит Сергий (Страгородский), владыка был приговорен к трем годам Соловецких лагерей. Не без иронии владыка вспоминал, что сам митрополит Сергий заключения тогда избежал. На Соловках епископ Афанасий чудом выжил, перенеся заражение тифом. Затем он был отправлен в Туруханский край, также на три года.

18 апреля 1936 года по нелепому обвинению «в связи с Ватиканом» владыка был приговорен к пяти годам в Беломорско-Балтийских лагерях. В 1937-м году владыку без объяснений поместили на три месяца в штрафной изолятор, где каждую ночь расстреливали людей. Епископ всякий раз готовился к своей очереди, но смерть его обошла. Затем целым списком последовали другие тюрьмы и лагеря: Онежские, Каргопольские, Сибирские, Мариинские, Темниковские, Дубравлаг. Всего в них владыка провел 33 года своей жизни. Приходилось ему работать и на лесоповале, и на строительстве дорог, и плести лапти, и убирать навоз.

Фактически срок лагерного заключения епископа Афанасия закончился 9 ноября 1951 года. Однако после этого его насильно поместили в дом инвалидов в Мордовии. Условия там были не лучше, чем в тюрьме.

Удивительно, что за всё время, которое владыка провёл в заключении, он ни разу не возроптал, не озлобился и не пришёл в уныние. Каждый раз, возвращаясь с допросов после долгих избиений, первым делом он принимался благодарить Господа. Потерпеть какую-то скорбь ради Него он считал для себя честью. На свои условия епископ Афанасий никогда не жаловался, ему даже стыдно было за своё «сравнительно спокойное житие». Он считал, что людям, которые остались на свободе, в условиях борьбы с обновленцами, было гораздо тяжелее. «А тюрьмы нам нечего бояться. Здесь лучше, чем на свободе, это я не преувеличивая говорю. Здесь истинная Православная Церковь. Мы здесь как бы взяты в изолятор во время эпидемии», – писал он.

Напротив, скорбь ближних, которые переживали за него и, отрывая от себя последнее, присылали владыке какую-то провизию, заставляла его несколько жалеть о своем положении: «Мысль о страданиях за меня моих близких угнетала меня более, чем мои личные злострадания». Помощь от знакомых действительно была огромная. Своим духовным чадам святитель привил особое почитание пророка Илии, которому он молился каждый день в тюрьме, читая им самим составленный тропарь святому. Владыкам считал, что именно по молитвам пророка Илии ему удалось избежать тогда голодной смерти.

В таких условиях епископу Афанасию удалось не только не возроптать, но и сохранить своё природное чувство юмора. Когда он отбывал заключение в Уст-Сысольске, то вместе с другими архиереями ему пришлось жить в маленькой избе. Места было мало, а поскольку владыка Афанасий был самым младшим из них, то койку ему пришлось устраивать себе за печкой. Тогда он сам в шутку стал называть себя епископом Запечским.

В тюрьме владыка научился искусно делать иконы и кресты для священников. Ещё более удивительно, что в таких нереальных условиях ему удавалось совершать службу и во всём следовать Уставу. Суточный круг богослужения он проходил ежедневно по памяти. Никогда не давал себе поблажек относительно положенного поста. И при этом епископ Афанасий смог также продолжить свой труд по исправлению службы Всем Российским святым.

Даже спустя время, находясь уже на покое, он никогда не отзывался о проведенных в заключении годах со скорбью или негодованием. А в письмах он писал: «Даже и в моих нелегких условиях мне приходится только Бога благодарить за все те милости, которые Он не перестает изливать на меня грешного. Даже и здесь, при совершенно беспричинной злобе одних, я часто вижу чрезвычайно трогающее меня и много утешающее доброе отношение других. Даже и начальство, по милости Божией, в большинстве относится ко мне благожелательно. Слава Богу за все. Аминь…».

Группа «непоминающих» архиереев

Известно, что важный раскол в Русской Церкви произошел в 1927-м году, когда возглавивший ее митрополит Сергий (Страгородский) обнародовал Декларацию, согласно которой Церковь шла на сближение с советской властью. Часть архиереев в связи с этим сразу же отошла от митрополита Сергия, перестав ему подчиняться. Отдельно стояла группа архиереев, которые, не отрицая власти митрополита, тем не менее не стали поминать его имя за богослужением, считая, что он превысил свои полномочия. К числу таких «непоминающих» принадлежал и владыка Афанасий. Однако при этом он продолжал служить и призывал своих духовных чад не отходить от Церкви. Владыка писал: «Отказавшись от какого-либо участия в церковной работе под руководством митрополита Сергия, я не уклонялся от посещения храмов, где богослужение совершалось священнослужителями, признававшими митрополита Сергия».

Читайте также:
Арсений Великий - житие и биография, труды, дни памяти и почитание, мощи

Но когда в 1946-м году Церковь возглавил Патриарх Алексий I, епископ Афанасий сразу же признал его канонические права и призвал всех оставить «непоминание», признав нового главу. Его слово было веско и авторитетно еще и потому, что владыка был другом почившего к тому времени митрополита Казанского Кирилла, который негласно считался главой «непоминающих». Таким образом, в значительной степени благодаря усилиям владыки Афанасия в Русской Церкви удалось избежать ещё одного раскола.

Владыка на покое

Святитель Афанасий наконец был освобожден из дома инвалидов в марте 1955 года и смог вернуться домой. Вскоре он был назначен председателем комиссии по Церковному уставу, однако его взгляды на Устав расходились со взглядами других членов комиссии, поэтому владыке пришлось вернуться в Петушки. Ему было позволено служить в местном храме, но только при закрытых дверях и без архиерейского облачения – он от этого отказался.

Последние годы жизни епископ Афанасий проводил в домашней молитве, в беседе с людьми, которые приезжали к нему; также он спешил закончить некоторые свои церковные труды. Незадолго до смерти владыку наградили саном архиепископа, однако принимать его он не поехал.

Литургические труды святителя

Трудно будет найти, наверно, в нашей Церкви человека, который бы с такой же любовью и трепетом относился к церковному богослужению, как святитель Афанасий (Сахаров). «Я не созерцатель, я уставщик и буквоед», – говорил он сам о себе. В письмах епископ Афанасий признавался, что самым большим его желанием было упорядочить, дополнить и исправить церковные службы, чтобы облегчить их понимание современными богомольцами.

Безусловно, более всего мы знаем епископа Афанасия как одного из авторов службы «Всем святым, в земле Российской просиявшим». Работу над ней он начал еще в 1918-м году, когда вышел первый ее вариант. Он был назначен помощником профессора Б.А.Тураева в исправлении и доработке службы. Однако вскоре Тураев умер, и весь этот громадный труд лег на плечи святителя Афанасия. Работу над редакцией службы он не оставлял даже в лагерях. Часто вновь прибывшим заключенным представлялась необычная картина: в камере они встречали епископа, сидящего на нарах и со всех сторон обложенного книгами. К русским святым владыка имел особое благоговение, известно, что даже икона Собора всех святых, в земле Российской просиявших, была написана с благословения и по эскизу самого святителя Афанасия.

Кроме того, владыка составил службу Максимовской иконе Божией Матери, написал ряд величаний и песнопений, используемых в современном богослужении. В тюрьмах он также составил несколько молебных пений: «Об Отечестве», «О прекращении войн и мире всего мира», «О сущих в скорбях» и другие. Также перу епископа Афанасия принадлежит огромный труд « О поминовении усопших по уставу Православной Церкви », который он посвятил памяти своей матери.

Блаженная кончина и канонизация

Близость своей смерти владыка предчувствовал. За несколько дней до этого он неожиданно спросил у своей келейницы: «День? Час?» И после ее ответа произнес: «Воскресенье, восемь часов». Так и произошло. Епископ Афанасий тихо отошел ко Господу 28 октября 1962 года в восемь часов утра. Это было воскресенье. Известно, что последними словами, которые он произнес, были: «Молитва вас всех спасет!»

Отпевание проходило в Успенском соборе Владимира при огромном стечении народа. Похоронили владыку на кладбище возле Князь-Владимирского храма, где была похоронена и мать святителя, рядом с ней.

Канонизация Русской Православной Церковью исповедника и песнописца Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, состоялась в августе 2000 года. Он был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских. Мощи святителя было обретены и перенесены 29 октября того же года во Владимирский Богородице-Рождественский монастырь, в котором он некогда был настоятелем.

Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский

Преподобный, песнопевец (автор богослужебных песнопений и канонов). Активно выступал против обновленческого движения (сторонников сотрудничества церкви с большевиками и модернизации православия). Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.

Сергей Григорьевич Сахаров родился 28 июля 1887 года во Владимире. Рано остался без отца. В детстве и юношестве активно посещал церковь, отличался прилежанием в учебе, хотел стать монахом, увлекался рукоделием (что пригодилось ему впоследствии в советских лагерях).

В 1902 году окончил Шуйское духовное училище, где написал свой первый литургический гимн — тропарь Шуйско-Смоленской иконе Божией Матери, в 1908 году –

Владимирскую духовную семинарию. В 1912 году защитил в Московской духовной академии кандидатскую диссертацию “Настроение верующей души по Триоди Постной”.

В этом же году стал монахом и посвящён в сан иеродиакона, позже – в сан иеромонаха.

С октября 1912 по август 1913 года работал преподавателем пастырских предметов в Полтавской духовной семинарии, а затем – смотрителем Клеванского Духовного училища Волынской епархии.

С 3 сентября 1913 года — преподаватель пастырских предметов во Владимирской духовной семинарии.

В 1917 году был избран кандидатом в члены Всероссийского Поместного собора, в январе 1918 года стал одним из его членов.

Работал в отделах Собора о богослужении (доклады: «О подготовке нового издания богослужебных книг со внесением в них всех существующих как печатных, так и рукописных служб русским святым», «Об усилении и узаконении чествования по епархиям местных святых») о монашестве и о церковной дисциплине (доклад “О присвоении богослужебных отличий определенным церковным служителям и должностям и воспрещении раздавать их в качестве наград”).

На пленарном заседании Собора выступил по вопросу о правилах канонизации святых в Русской Церкви. После восстановления Собором праздника Всех Святых в Русской земле просиявших принял активное участие вместе с профессором Петроградского университета Б. А. Тураевым в составлении службы на этот праздник.

В 1918-1920 годах был членом Владимирского епархиального совета.

20 января 1920 года возведён в сан архимандрита. В этом же году назначен наместником Рождественского монастыря во Владимире.

Читайте также:
Житие преподобной Елены Дивеевской - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святой

С июня 1921 года – епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии и, одновременно, настоятель Боголюбова монастыря.

В марте 1922 года арестован, через год освобожден по амнистии. В 1922 году был арестован дважды, после второго ареста содержался в Таганской тюрьме в Москве.

Был приговорен к двум годам северной ссылки. В 1925 году после освобождения из ссылки вернулся во Владимир. В этом же году призвал покаяться участников обновленческого епархиального съезда. Вновь арестован в начале 1926 года, освобожден через 3 месяца.

С ноября 1926 года — управляющий Ивановской епархией. Отказался от предложения властей добровольно уехать в другую местность или прекратить управление вверенной епархией.

2 января 1927 года вновь арестован и приговорён к 3 годам лишения свободы. Отбывал срок в Соловецком лагере, перенес сыпной тиф.

В 1930 году был приговорен к высылке в Сибирь на 3 года. После возвращения в 1933 году во Владимирскую область отказался от подчинения митрополиту Сергию (Страгородскому), на тот момент заместителю Патриаршего местоблюстителя, посчитав, что митрополит превышает свои полномочия.

18 апреля 1936 года арестован по обвинению в “связи с Ватиканом” и “с белогвардейцами на Украине”. Приговорён к 5 годам лишения свободы в Беломорско-Балтийских лагерях, где работал инкассатором. После похищения у него денег уголовниками, получил дополнительно 1 год лишения свободы. Работал на лесоповале и строительстве дорог.

В начале Великой Отечественнной войны этапирован в Онежские лагеря, куда прошёл пешком около 400 километров.

В июне 1942 года освобождён и выслан в Омскую область, город Ишим, где работал ночным сторожем.

7 ноября 1943 года арестован и перевезён в Москву. В 1944 году приговорён к 8 годам лишения свободы. Содержался в Сибирских и Темниковских лагерях, Дубравлаге.

Не признал в качестве Патриарха митрополита Сергия (Страгородского) избранного на патриарший престол в 1943 году, однако признал Патриархом избранного в 1945 году Алексия I.

С 1947 года — на инвалидности по возрасту, в связи с чем, после освобождения из лагеря в 1954 году провел год в Зубово-полянском доме инвалидов в Мордовии.

В марте 1955 отцу Афанасию было разрешено выехать в город Тутаев, откуда в октябре того же года он переехал в город Петушки Владимирской области, где был назначен председателем Богослужебно-Календарной Комиссии при издательстве Московской Патриархии. На этом посту внёс большое количество исправлений в церковный календарь святых. Составил несколько молебных последований, среди которых: “О хотящих по воздуху шествовати”, “О сущих в различных обстояниях”, “Благодарение о получении милостыни”, “О мире всего мира и о прекращении войн”.

Так же среди трудов отца Афанасия последних лет его жизни – исследования православного богослужения, житий русских святых, работа “О поминовении усопших по уставу Православной Церкви”. Священник до самых последних дней перед смертью вел активную переписку с бывшими заключенными, получая по нескольку сот писем в год, на церковные праздники активно рассылал подарки.

В 1957 году владыке Афанасию было отказано в реабилитации по делу 1936 года..

Канонизирован Архиерейским собором Русской православной церкви в августе 2000 года в лике новомучеников и исповедников Российских.

Осенью этого же года мощи преподобного Афанасия были перенесены с Введенского кладбища Владимира в Рождественский монастырь

В 2012 году утверждён и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы священноисповеднику Афанасию (Сахарову), епископу Ковровскому.

Житие Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского

Владыка Афанасий прожил непростую жизнь, в которой были и светлые, и мрачные периоды. Но он всегда оставался верным себе и Господу, за что удостоился вечной славы в сонме святых угодников.

Житие святителя Афанасия

2 июля 1887 года в благочестивой православной семье надворного советника и крестьянки, в большой церковный праздник родился мальчик. Местом его появления на свет была Влахерна. Григорий и Матрона назвали своего сына Сергеем, в честь Сергия Радонежского. Жили они во Владимире.

Семья была верующая, праведная, что и заложило в будущем епископе беззаветную любовь к Богу.

Обучение

Еще в раннем детстве Сережа лишился отца. Мать отдавала все свои силы, чтобы воспитать из единственного сына глубоко порядочного человека и настоящего христианина. Она отдала его в приходскую церковь, в которую он ходил с удовольствием. Службы в церкви, какие бы продолжительные они ни были, воспринимались мальчиком легко и с радостью. Он уверенно говорил своим погодкам, что, когда вырастет, будет архиереем.

В учебе Сережа был очень прилежен, научился вышиванию, украшал вышивкой даже церковные одежды, в будущем ему это мастерство очень пригодилось. Жизнь ему приготовит много испытаний ссылками и лагерями. Там будущий епископ вышил себе походный антиминс, с помощью которого помогал заключенным совершать Таинство Причастия.

Начальное учение Сереже давалось нелегко, но с Божьей помощью и благодаря своей настойчивости, он преуспел и в этом. В дальнейшем его ждала Владимирская духовная семинария, после которой он поступил в духовную академию, что в Москве. Закончил учебу он с очень хорошими результатами, совершенно не возгордившись этим.

Жизнеописания других святых епископов:

Большое значение будущий святитель придавал вопросам литургии и исследованиям, посвященным богословским и историко-церковным аспектам святости.

На заметку! К богослужениям относился особенно трепетно и серьезно, на полях священных книг, по которым он проводил службы, карандашом делал пометки и разъяснения трудных слов.

Постриг в монахи

Бог посылал Сергею в наставники высокодуховных людей. Во Владимирской семинарии его учителем был архиепископ Николай (Налимов), а в Москве — ректор и епископ Федор (Поздеевский), который и постриг его в монахи с именем Афанасий. Произошло это в храме Покрова Божией Матери. Афанасия посвящают сначала в иеродиаконы, а позже в иеромонахи.

Церковь поручила ему преподавание в Полтавской духовной семинарии, а в дальнейшем он уехал в свой родной город в качестве ученого-богослова во Владимирскую семинарию, где высоко оценили его, как учителя и благовестника слова Божия. Войдя в Епархиальный совет, Афанасий принимает на себя ответственность за контроль качества проповеди на приходах. В круг его обязанностей также вошло заведование духовными беседами и чтениями, проводимыми при Успенском кафедральном соборе.

Советский период

Когда в России произошла революция, Афанасию исполнилось тридцать лет. Иеромонах по воле судьбы стал участником многочисленных епархиальных съездов, на которых приходилось сталкиваться с враждебно настроенными по отношению к православным устоям представителями и как-то давать им отпор. В 1917 году в Троице-Сергиевой лавре молодого иеромонаха избирают членом исторического Поместного собора Русской Православной церкви все участники съезда из многих монастырей России. Он занимается богослужебными вопросами вплоть до 1918 года.

На этот период приходится его работа над стихами службы Всем святым, в земле Российской просиявшим, которая стала великим литургическим памятником любви Афанасия к родной Церкви. Идея заключалась в том, чтобы каждому святому избрать стихиру из Общей Минеи и расположить святых в каноне по областям. К окончанию каждой отдельной песни в каноне предполагалось добавить молитву иконе Богородице, наиболее почитаемой в конкретно взятой области. Митрополит Сергий (Старогородский) вел рассмотрение службы в рамках Синодального собрания, добавив в нее тропарь, написанную им самим «Яко плод красный…».

Читайте также:
Современные чудеса Николая Угодника: свидетельства и истории чудес святого в наши дни

Так был составлен первый вариант службы, который прошел проверку Святейшим патриархом Тихоном.

Революционный переворот разрушительной волной прокатился по всей России. Богоборцы вели активную деятельность по истреблению всего, что было связано с религиозной жизнью народа. В крайней степени болезненно воспринималось верующими глумление над мощами святых угодников Божьих. Раки вскрывались и мощи без одежды выставлялись на всеобщее обозрение. В городе Владимире в 1919 году иеромонах Афанасий, являющийся по-прежнему членом Епархиального совета, организовал работу дежурных бригад в Успенском соборе, для предотвращения надругательств.

Жития других святителей:

Однажды, во время его дежурства, под дверями храма начал собираться народ. Когда толпа вошла в помещение Афанасий провозгласил «Благословен Бог наш…» и в ответ ему прозвучало «Аминь». Вместо акции глумления, прошел молебен Владимирским святым при свечах и с большим благоговением.

Посвящение в епископы

Ревностное отношение пастыря к вере не осталось без внимания, результатом чего стало назначение наместником в двух обителях — Боголюбской и Владимирской Рождества Пресвятой Богородицы. Афанасий уже пребывал в сане архимандрита.

Посвящение в епископы прошло в 1921 году 10 июля. Обряд хиротонии в Нижнем Новгороде проводил митрополит Сергий (Старогородский).

С этого времени владыка Афанасий начинает бороться не столько с атеистической властью большевиков, сколько с раскольническим течением внутри церкви — обновленцами. Он всячески обличает их и ведет разъяснительную работу среди паствы. Епископ заново освящает церкви, где совершали Таинства отступники от веры православной, и призывает их покаяться. В то же время Афанасий наставляет прихожан не питать чувство озлобленности и ненависти к обновленцам за то, что они завладели святынями. По его словам, святые остаются духом с православными.

Тюремное заключение

Арест Преосвященного не заставил себя долго ждать — он произошел 30 марта 1922 года. Так начался тернистый путь владыки Афанасия, преисполненный тяжелых тюремных и лагерных испытаний. Но он сам считал, что пребывание в заключении для него менее тягостно, чем нахождение на воле среди обновленцев. Тюремная камера по его мнению — это своеобразный изолятор от эпидемии обновленчества.

Епископ прошел несколько тюрем — владимирскую, Таганскую в Москве, Зырянскую, туруханскую. Многолетние ссылки проходили в Соловецком, Беломоро-Балтийском, Онежском, Мариинском, Темниковском лагерях.

В ноябре 1951 года закончился срок отбывания в лагере, но Афанасия определили в дом инвалидов в Мордовии без какого-либо согласия с его стороны. Ему уже к тому моменту исполнилось 64 года, а здоровье сильно подкосилось. Представители советской власти без объяснений могли задержать архипастыря и отправить на допрос. Так произошло, например, при объезде им Юрьев-Польского уезда. Только с 1937 по 1938 год его не единожды собирались расстрелять. В Онежские лагеря владыка попал в период Великой Отечественной войны. Узники добирались до места назначения пешком, неся на себе личные вещи. Отец Афанасий тогда настолько был изможден, что готовился умереть. Но Господь дал силы жить дальше.

После Онежского лагеря последовал перевод в Омскую область, где он охранял огороды. Затем было переселение в г. Ишим. Чтобы как-то существовать, епископ вынужден был принимать финансовую помощь от своих товарищей и духовных чад.

В 1942 году его этапировали в Москву. Подвергаясь многочасовым допросам, Афанасий не назвал ни одного имени и не согласился признавать под давлением вменяемую ему вину. К слову, допросы длились по 4-9 часов. Всего следственные мероприятия продолжались шесть месяцев. В результате — приговор на 8 лет лагерных работ в Мариинских лагерях Кемеровской области, о суровости которых ходило много слухов. В 1946 году летом владыку вновь отправили этапом в Москву по делу доноса, от которого впоследствии сам же доносчик отказался. Афанасия отправили отбывать срок до конца в Темниковские лагеря. Здоровья хватало разве что на плетение лаптей. Спустя два года его переселили в Дубравлаг (Мордовия), где он из-за физической немощности уже не мог работать.

Интересные статьи о православии:

Как бы тяжело ни складывалась жизнь, владыка Афанасий ни разу не роптал на Бога. Он восхвалял имя Христа даже после тяжелейших пыток.

А сокамерников подбадривал, говоря, что за страдания нужно благодарить Всевышнего, ведь это великая благодать — пострадать за своего Отца небесного, который пострадал за все человечество.

Важно! Святитель в любых условиях старался соблюдать молитвенное правило, постился и утешал всех, кто в этом нуждался.

Окончание земного пути

В 1955 году 7 марта Афанасия освободили из Потьминского инвалидного дома, режим которого окончательно подорвал и без того плохое здоровье епископа. Какое-то время он жил в Ярославской области, но в конце концов выбрал поселок Петушки Владимирской области. В 1957 году власти принялись рассматривать дело 1936 года, провели допрос Афанасия прямо у него дома, но не сочли приведенные доводы убедительными, поэтому реабилитации не произошло. Церковные службы владыке позволялось вести при закрытых дверях храма без использования архиерейских регалий.

Он часто посещал богослужения в Сергиевой лавре, где состоялся его постриг в монахи. Продолжал писать свои религиозные труды, в частности, им был составлен свод правил «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви». Никто никогда не слышал от святителя нареканий и дурного слова. Он получал по 800 писем в году и всегда старался всем ответить. Духовные дети искренне удивлялись способности отца Афанасия видеть в жизни только прекрасное.

Свою кончину владыка предчувствовал заранее. Перед смертью к нему приезжали из лавры наместник Пимен, архимандрит Феодорит и духовник игумен Кирилл. Преосвященный очень обрадовался их визиту. В последние дни он был особенно благодушен и всех благословлял. Афанасия не стало 1962 года 28 октября.

День памяти святого Афанасия

Память святого Афанасия Ковровского почитается 28 октября. Его канонизация состоялась в августе 2000 года в лике новомучеников и исповедников Российских.

Через два года в Петушках освятили храм в его честь.

Чудеса по молитвам

К раке с мощами святого приходят многие верующие и просят о помощи в разных сложных жизненных ситуациях, находя утешение в молитве. При жизни святитель всячески помогал людям в их скорбях.

Читайте также:
Андрей Рублев – биография и творчество иконописца, житие и труды

Однажды в храме прихожане заметили, что владыка выходит из алтаря над полом — его как будто вынесла оттуда невидимая волна. Некоторые утверждали, что он обладал даром прозорливости, но использовал его только в случае крайней необходимости, чтобы помочь человеку.

Жизнь Афанасия Ковровского — это пример высокой духовности и большой веры в Бога. Несмотря на тяжелейшие испытания, святой не впадал в отчаяние и все принимал с благодарностью, считая, что трудности — это возможность проявить силу своей веры и послужить во имя Господа.

Фома Аквинский

Фома Аквинский (Фома Аквинат) был одним из выдающихся европейских мыслителей, философом и богословом. Он получил известность благодаря тому, что сформулировал основные принципы томизма и систематизировал средневековую схоластику.

Детство и юность

Родился философ в 1225 году в семье обеспеченного феодала. Его отцом был граф Ландольф Аквинский, который приходился троюродным братом императору. Фома был седьмым ребенком в семье, и его участь была предопределена с рождения — ему предстояло получить сан священника, в то время как старшие братья философа строили военную карьеру.

Фоме пророчили успешное будущее и должность аббата бенедиктинской обители — такой сан уже занимал дядя мальчика в одном из монастырей. Так как молодой человек происходил из знатного рода, он мог в будущем даже стать Папой. С детства Фома воспитывался у дяди, при монастыре ордена бенедиктинцев.

В детстве Фома отличался высоким ростом, был грузным и неповоротливым мальчиком. Он был кротким и сдержанным, поэтому ему часто доставалось от сверстников. В юные годы другие студенты называли парня «сицилийским быком». Учитель Фомы, чтобы остудить пыл смеющихся студентов, сказал, что однажды этот бык взревет так громко, что его голос оглушит мир, и был прав.

Важно! Учения Фомы получили широкое распространение по всему миру. Впоследствии его стали называть всеобщим наставником и князем философов.

Образование

Аквинат обладал необычайно хорошей памятью, слова учителей он запоминал дословно. Позже он только совершенствовал свои навыки. К примеру, Фома составил сборник изречений отцов церкви о Евангелии. Когда молодой человек работал над этой темой, он пересмотрел множество источников.

При этом Фома не делал записей, а просто запоминал нужную информацию. Его память была настолько цепкой, что философ запоминал все, что ему довелось прочесть.

Интересно! Сам философ объяснял этот феномен тем, что он упорно работал над собой. По его словам, память подвластна разуму, поэтому следует располагать нужную информацию по частям в правильной последовательности. Тогда, вспомнив один фрагмент, разум сам подсказывает следующий.

Второй способ развить хорошую память — интересоваться тем, что ты делаешь. И конечно, стоит чаще обдумывать и повторять полученные знания. Фома прошел обучение сначала в Парижском, а затем в Кельнском университете.

В Париже он был одним из лучших учеников Альберта Великого. После Фома стал преподавателем теологии и написал свои первые философские труды. Античные труды манили его ум, хоть и противоречили общепринятым католическим истинам. Так Фома согласился на добровольное искушение знанием.

Вступление в орден доминиканцев

Во время обучения юноша пристрастился к науке. Несмотря на то, что доминиканцы были немногочисленным орденом, большинство монахов были очень образованными людьми. В средние века быть образованным человеком было даже опасно, таких людей обвиняли в ереси и называли слугами сатаны.

Бенедиктинский орден, куда хотели устроить Фому родители, поражал внешним величием, но не ставил своей целью познание истины и донесение ее до простых людей. Фома же считал такую жизнь бесполезной, поэтому он бежал из дома и присоединился к ордену доминиканцев.

Старшие братья похитили Фому по приказу родителей и привезли его в родовое поместье, где молодой человек просидел взаперти 2 года, прежде чем ему удалось сбежать. Во время заточения к нему даже подсылали блудниц, чтобы они совратили монаха, но он был непоколебим. Родители хотели, чтобы молодой человек одумался и отказался от служения науке, но не смогли добиться желаемого.

Преподавательская деятельность

По окончании обучения Фому призвали в Рим, где известный богослов стал советником при Папе Римском. Здесь же он читал лекции учащимся студиума. Аквинат занимался активной преподавательской деятельностью, вел лекции сразу по нескольким предметам, посвященным разным направлениям философии.

После 10 лет, прожитых в Риме, Фома вернулся во Францию, где взялся за популяризацию трудов Аристотеля, продолжая преподавать, но теперь уже во французском университете.

После того, как доминиканский орден основал университет в Неаполе, Фома вернулся туда в качестве магистра. Вести лекции там Аквинат смог недолго — из-за проблем со здоровьем ему пришлось оставить преподавательскую деятельность.

Еще о выдающихся церковных деятелях:

Последние дни жизни философа

Папа Григорий Х попросил мыслителя поучаствовать в переговорах между католической и православной церковью. Мудрый богослов мог бы поспособствовать примирению церквей после раскола 1054 года. С этой целью Фома отправился в Лион, но не смог туда добраться. В дороге Фома Аквинский почувствовал себя плохо и остановился для отдыха в одном из римских монастырей. Там Аквинат и окончил свой земной путь.

Томизм

Учение Аквината впоследствии было названо томизмом. Решением Папы Римского томизм был объявлен официальной идеологией католиков.

Философ проводил дефиницию между философским и теологическим учением. Философия изучает вопросы, связанные с бытием человека и объясняет проблемы, доступные пониманию и человеческому сознанию.

Важно! В этом заключается ограниченность философского учения, познать Бога человек может только с помощью теологии.

Схоластика — раздел теологии, религиозное философское направление, направленное на научное обоснование веры. Схоласты доносили до слушателя смысл многих церковных догматов и христианских утверждений, не доступных широкому кругу верующих.

До Фомы Аквинского попытки рационально обосновать сакральные истины считались большим грехом. Божественные откровения нужно было принимать безусловно, не задумываясь о смысле. Аквинат считал, что одной веры, без рассуждений, не достаточно.

Томизм был призван доходчиво объяснить христианское вероучение, не опровергая его истинность. Таким образом возникла богословская мудрость, которая отражала свет истинного знания так, как сотворенная Вселенная отражает величие и мудрость Всевышнего.

Основные принципы томизма

Исходя из античного учения и христианских догматов, Фома выделил пять доказательств существования Бога:

  1. Перводвигатель. По мнению Аквината, все происходящее в мире происходит после толчка извне, все что движется, приходит в движение по воле Бога.
  2. Первопричина. Не существует такого события, которое было бы причиной самого себя, следовательно, за этим стоят высшие силы.
  3. Необходимость. Все, что мы считаем сущим, было создано с какой-то целью, с какой-то необходимостью. Эта необходимость лежит в нематериальной сфере.
  4. Степени бытия. Человечество стремится с каждым шагом к лучшей, новой степени бытия, отличной от предыдущей. Все сущее находится в стадии совершенствования, а высшее совершенство — это Творец.
  5. Целевая причина подразумевает существование того, кто полагает эту цель. Философ утверждал, что все в мире имеет цель и движется к ней.
Читайте также:
Иеросхимонах Александр Стрыгин - житие и труды, идеи и позиция, сочинения

В своем учении Фома Аквинский определял и принципы, которым подчиняется все сущее. Основные принципы бытия, согласно Аквинату:

  • Все существующее на земле состоит из материи и идеи;
  • Сущее есть не что иное, как единство материи и идеи;
  • Идея — это основа, а материя — лишь форма;
  • Идея существует в Божественном замысле, в собственной форме и в восприятии человека.

Важно! Многие церковные истины, такие как воскресение Христа, не поддаются рациональному объяснению, так как свидетельствуют о сверхъестественных качествах Бога.

Самые известные труды

Аквинат написал 12 церковных книг и книгу о притчах. Самыми популярными трудами стали «Сумма теологии» и «Сумма философии».

Труд «Сумма теологии» приобрел большую известность в кругах философов и богословов. Сейчас он считается классическим произведением богословия Средневековой Европы. Именно в нем философ обосновал пять доказательств бытия Бога. Кроме того, книга отвечает на многие религиозные вопросы того времени.

«Сумму философии» так же называют «Суммой против язычников». Эта книга была адресована христианским миссионерам, которые пытались убедить язычников в необходимости принять христианство. Основной идеей книги является убеждение о необходимости борьбы за душу каждого язычника. Книга состоит из четырех разделов.

Первый раздел содержит рассуждения о монотеизме, второй — о божественном провидении. В третьем разделе рассматривается сотворение мира, в четвертом — излагаются основные догматы христианства.

Трактат «О правлении государей» был основан на переосмысленной философии Аристотеля, в ней раскрывается суть человека, как члена общества. Малоизвестное произведение «О Единстве разума против аверроистов» также посвящено осмыслению философии античного мыслителя.

Размышления о человеке и обществе

Немало внимания мыслитель уделил и рассуждениям о человеческой душе.

Так же, как схоластика зависит от высших откровений, тело подчиняется бессмертной душе. Душа формирует личность, налагает на человека ответственность за поступки, а единение души и тела составляет человеческую природу.

Важно! Главная особенность человеческой души, делающая ее подобной Творцу — свобода выбора между светом и тьмой, добром и злом. Человек — не безвольное существо, не поле битвы, на котором Бог и дьявол борются за его душу.

Сама душа по своей природе христианка, поэтому она слышит голос Бога и отвечает на Его зов. Дьявол не может силой заставить человека отступить от Всевышнего, но может совратить, обманом столкнуть с пути. По мнению мыслителя, главный выбор в своей жизни человек делает сам.

Аквинат немало говорил и об общественном устройстве. По его мнению, нравственная суть человека — единственный источник права. Законы философ разделял на человеческие и божественные. Человеческие законы регулируют жизнь общества, а божественные — ведут к достижению блаженства после смерти.

Идеальное государственное устройство Аквинат видел в симбиозе церковной и светской власти, при условии главенства первой.

Популяризация трудов Аристотеля

Несмотря на то, что Аристотель был язычником, Церковь воспринимала его учения не враждебно, ведь в своих трудах он собрал лучшие мысли того времени. Кроме того, на Аристотеля ссылались оппоненты католиков — иудеи и мусульмане, а значит, католикам нужны были доводы для аргументированного спора.

Ранее во Франции пользовались трудами античного мыслителя, переведенными с арабского. Фома доказал, что этот перевод содержит много неточностей и искажает суть мысли философа, ему удалось добиться запрета издания трудов Аристотеля в этом переводе.

Труды Аристотеля во многом стали основой философской мысли Аквината. Он не только досконально изучил мысли античного философа, но и смог адаптировать их относительно христианского мировоззрения.

Аристотель считал, что есть 4 ступени познания истины — искусство, знание, опыт и мудрость. Фома ставил мудрость наивысшей ступенью, так как считал ее единственным способом Божественного познания.

Мудрость, в свою очередь, Фома разбивал на три этапа: мудрость благодати, мудрость богословская и метафизическая. Метафизическая мудрость относится к философии и помогает познать сущность бытия, а богословская мудрость помогает поверить в Бога.

Аристотель утверждал, что факт бытия подтверждает жизнь любого человека или другого живого существа. Фома же говорил, что возможность жить предоставляет только Бог.

Важно! Таким образом, бытие может быть самостоятельным и зависимым. Самостоятельное и истинное бытие присуще только Богу, все остальное зависит от Его воли и подчиняется Ему.

Достижения философской мысли Фомы Аквинского

Итогами деятельности Фомы Аквинского стали:

  • Доказательства существования Бога;
  • Систематизация схоластики;
  • Разделение понятия эссенции и экзистенции;
  • Доказательство господства идеи над материей, следовательно, божественного над сущим;
  • Разделение философии и теологии;
  • Доказательство истинности ряда утверждений теологии и схоластики;
  • Создание нового философского учения — томизма.

Важно! Под эссенцией подразумевается чистая идея, то есть замысел Господень, а под экзистенцией — сам факт бытия.

Благодаря трудам Фомы Аквинского, философия перестала быть служанкой богословия. Рациональное объяснение религиозных истин изменило привычную картину мироздания и обусловило научный подход к христианскому вероучению. Философские знания сделали христианство более понятным для простого человека, и тем самым укрепили его в вере.

Святой Фома Аквинский и его 5 доказательств существования Бога

Святой Фома Аквинский и его 5 доказательств существования Бога

28 января Католическая церковь отмечает день памяти святого Фомы Аквинского (иначе Фомы Аквината, Томаса Аквината). Он признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, соединившим христианское вероучение с идеями Аристотеля.

Основной принцип философии Фомы Аквинского — гармония веры и разума. Он попытался рационально доказать существование Бога и отклонить возражения против истин веры.

Учение Фомы Аквинского было признано «единственно истинной философией католицизма». Оно оказало значительное влияние на духовную жизнь современного западного общества.

Фома Аквинский — покровитель римско-католических школ, колледжей, университет ов, академий, апологетов, философов, богословов и продавцов книг.

Католики молятся святому Фоме о сохранении целомудрия, достижении успеха в учёбе, а также с просьбой сохранить во время шторма и молнии.

Советник Людовика IX

Святой Фома Аквинский родился 25 января 1225 года. Начальное образование получил в монастырской школе, по окончании которой поступил в Неапольский университет. В 19 лет Фома вступил в орден доминиканцев. Затем его послали в Рим, чтобы отправить дальше учиться в Кёльн и Париж.

В 1252 святой Фома впервые стал преподавать в доминиканском монастыре Сент-Жак. Вернувшись в Париж в 1269 году, философ стал советником самого короля Людовика IX.

Фома Аквинский должен был принять участие во Всеобщем лионском Соборе, созванном для объединения греческой и римской церквей, но заболел по пути в Лион. Он умер в Цистерсианском аббатстве, недалеко от Рима. Мощи святого находятся в доминиканском монастыре в Тулузе.

Читайте также:
Нил Мироточивый: житие и биография преподобного, посмертные вещания, труды и пророчества

Идеи и взгляды Фомы Аквинского

Святой Фома Аквинский известен своими философскими трудами, которые вошли в основу католического учения.

Одними из основных его произведений являются два обширных трактата в жанре суммы, охватывающих широкий спектр тем, — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

Он строил все свои сочинения в виде вопросов и ответов, которые всегда представляют мнения возражающих, и старался показать то, что верно в каждом подходе.

Фоме Аквинскому удалось соединить идеи Блаженного Августина и философию Аристотеля.

Не прибегая к учению Церкви, философ на основании доводов разума и логики вывел доказательства бытия Бога.

Пояс Фомы Аквинского

Существует легенда, что однажды во время трапезы в монастыре Фома Аквинский услышал голос, сказавший ему: «Здесь, в монастыре, все насыщены, но в Италии паства Моя голодает». Фома решил, что ему пора уехать из монастыря.

Семья Фомы противилась его решению быть доминиканцем. Его братья даже пошли на подлость, чтобы лишить Фому целомудрия. Святой стал молиться, и ему было видение. Ангел препоясал его поясом как символом вечного целомудрия, которое Бог ему даровал. Пояс и по сей день хранится в женском монастыре Шьери в Пьемонте.

Согласно легенде, Господь спросил святого Фому в конце его жизни, какую награду он хотел бы получить за свои труды. Фома ответил: «Только Тебя, Господи!».

5 доказательств существования Бога Фомы Аквинского

1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.

2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.

3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.

4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.

5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это существо мы именуем Богом.

Как говорил Фома Аквинский

Любить кого-либо — то же самое, что желать этому человеку добра.

Мы должны искренне любить других ради их собственного блага, а не ради нашего.

Знание — настолько ценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

То, что ты не хочешь иметь завтра, отбрось сегодня, а то, что хочешь иметь завтра, — приобретай сегодня.

Наш долг — ненавидеть в грешнике его грех, но любить самого грешника за то, что он — человек, способный на благо.

Человеку не следует считать свои богатства своей собственностью, но он должен относиться к ним, как к общему имуществу, чтобы без колебаний распределять их между теми, кто нуждается в помощи.

Счастливому человеку нужны друзья и не для того, чтобы извлекать из них пользу, ибо он и сам преуспевает, и не для того, чтобы восторгаться ими, ибо он владеет совершенными восторгами добродетельной жизни, но, собственно для того, чтобы творить добрые дела для этих друзей.

Православные католики ✧ Единая Церковь

Содержание

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Духовная жизнь
    • Протестантизм
    • Православие и католичество
    • Иудаизм и христианство
    • Другие религии
    • Католикам
    • История Церкви
    • Монашество
    • Храм
    • Церковные традиции
    • Христианин и мир
    • Семья
    • Аборты
    • Разное
  • Документы
    • Кодекс канонов
    • Литургия
    • История
    • Евангелизация
    • Догматика
    • Социальное учение
    • Моральное богословие
    • Экуменизм
    • Восток – Запад
    • Разное
  • Основы веры
  • Библия
  • О проекте
  • Крест паломников
  • Медитация
  • Редколонка

Досье

  • † Епифаний Думенко
  • † Святослав Шевчук
  • † Владимир Сабодан
  • † Любомир Гузар
  • † Мирослав Иван Любачивский
  • † Иосиф Слипый
  • † Андрей Шептицкий
  • † Пётр Могила
  • † Исидор Киевский
  • † Мелетий Смотрицкий

Святые

  • Святые Кирилл и Мефодий
  • Св. Иосафат Кунцевич
  • Св. Николай Чарнецкий
  • Бл. Климентий Шептицкий
  • Бл. Леонид Федоров
  • Бл. Емельян Ковч
  • Святая Бернадетта
  • Святой Альфонс Лигуори
  • Биографии и жития

Статьи по теме

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Биографии и жития
  • Фома Аквинский

Фома Аквинский

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • Электронная почта

Фома Аквинский (Аквинат) — святой, философ, богослов, носящий почетный титул Ангельского Доктора, авторитетнейший учитель Католической Церкви, покровитель католических университетов, колледжей и школ, родился в Неаполитанском королевстве в 1225 г. (по некоторым данным — в 1227 г.), умер 7 марта 1274 г.

Его отец, Ландульф, был графом Аквино, мать Теодора — графиней Теано. Семья Фомы состояла в родстве с императорами Генрихом VI и Фридрихом II, а также с королями Арагона, Кастилии и Франции. Биографы рассказывают, что некий святой отшельник перед рождением Фомы предсказал его матери Теодоре: «Он вступит в орден братьев-проповедников, и столь велики будут его учение и святость, что в его время нельзя будет найти равного ему».

В очень раннем возрасте Фома поражал своих родителей и учителей постоянным вопросом: «Что такое Бог?» В возрасте шестнадцати-восемнадцати лет он стал послушником Доминиканского ордена, что вызвало сильное противодействие со стороны родственников. По настоянию Теодоры братья Фомы, состоявшие на военной службе у императора Фридриха, заключили молодого послушника в крепость, где продержали около двух лет, всячески уговаривая его отказаться от монашеского призвания. Однажды братья даже подослали к нему женщину, подвергая испытанию его добродетель, но Фома выгнал искусительницу горящей головней, выхваченной из камина. После этого Фома стал молить Бога о даре целомудрия. Во сне ему явились два ангела, сказавшие, что молитва его услышана, и опоясали его белым поясом.

Время заключения не прошло бесплодно. Фома изучил «Метафизику» Аристотеля, «Сентенции» Петра Ломбардского и едва ли не наизусть выучил Священное Писание. Отпущенный родственниками, убедившимися в бесплодности своих попыток, Фома сразу принял монашество и был удостоен личной встречи с папой Иннокентием IV, благословившим Фому на исполнение его призвания и запретившим кому-либо препятствовать ему на этом пути.

Фома отправился в Кельн, где продолжил обучение под руководством знаменитого Альберта Великого, члена Доминиканского ордена. Молчаливость Фомы многими была воспринята как отсутствие интереса к учению, но после блестящей защиты одного трудного тезиса Альберт воскликнул: «Мы называем этого человека немым быком, однако, когда он промычит свое учение, то эти звуки услышит весь мир!»

Читайте также:
Нил Синайский - житие и творения, наставления, дни памяти и мощи

В течение 1245—1252 гг. закончив свое обучение у Альберта Великого, Фома принял священство и приступил к самостоятельной деятельности в качестве преподавателя, проповедника и составителя комментариев к трудам Петра Ломбардского. Эти комментарии послужили основой главного труда Фомы — «Суммы теологии».

Защита докторской степени в Парижском университете была задержана из-за эпизода, характерного для тех времен. Между университетом и городскими властями возник конфликт из-за убийства студента городской стражей. Профессора, требуя права автономии для университета, закрыли свои школы и издали декрет, что никто не получит степень доктора до тех пор, пока не даст клятву таким же образом бороться за университетские права. Однако доминиканцы и францисканцы не подчинились декрету и продолжали учить в своих школах, из-за чего возник острый конфликт между светскими и монашествующими преподавателями университета.

Когда Фома и Бонавентура были одновременно представлены для получения степеней, Гильом де Сент-Амур написал книгу «Опасности последних времен», в которой ожесточенно нападал на монахов, в частности, отрицал их право занимать университетские кафедры. В ответ св. Фома написал апологию монашеских орденов. Спор был решен папой Александром IV в 1256 г., осудившим книгу Гильома и повелевшим присвоить монахам докторскую степень.

Университетские власти не сразу повиновались, тем более, что Фома вступил в это время в борьбу с книгой Иоахима Флорского «Вечное Евангелие», которую поддерживал университет. Понадобилось одиннадцать папских бреве и вмешательство короля Людовика IX, прежде чем в университете был водворен порядок и Фома с Бо- навентурой получили докторские степени.

После этого научная деятельность Фомы развивалась беспрепятственно, и его известность вскоре превзошла известность Альберта Великого.

Фома был великим молитвенником, и его не раз посещали духовные озарения. Однажды в 1273 г. в Неаполе, после того как он закончил свой трактат о Евхаристии, трое из его братьев по ордену видели, как его охватил экстаз во время молитвы, и слышали голос, идущий от распятия на алтаре: «Ты хорошо писал обо Мне, Фома. Какую награду хочешь за это?» Фома ответил: «Ничего мне не надо, кроме Тебя Самого, Господи».

Вскоре после этого он испытал продолжительный экстаз во время мессы, после чего не пожелал ничего больше писать. На уговоры он ответил: «Я больше не могу это делать. Для меня открылись такие тайны, что все, что я писал прежде, кажется мне имеющим немного цены».

Папа Григорий X, собирая 1 мая 1274 г. Собор в Лионе, пригласил туда Фому и Бонавентуру, причем приказал Фоме принести свой трактат «Против ошибок греков». Фома отправился в дорогу пешком, но силы оставили его, и он умер в цистерцианском монастыре Фосса Нуова. Многочисленные чудеса засвидетельствовали его святость, и он был канонизирован папой Иоанном XXII в 1323 г.

Несмотря на свою сравнительно короткую жизнь Фома написал более шестидесяти больших и малых работ.

Сочинения Фомы Аквинского составляют в римском издании 1570 г. семнадцать томов. Первые пять томов занимают комментарии к Аристотелю. В 1269 г. Фома принял участие в разгоревшемся в Парижском университете диспуте об Аристотеле, где ему пришлось вести борьбу на две стороны: против «аверроистов», развивавших на основании трудов Аристотеля нехристианские идеи, и против теологов и философов «августинианцев», возражавших против включения Аристотеля в богословский курс. В связи с этой полемикой Фома написал два трактата: «О вечности мира» и «О единстве интеллекта» с критикой философских концепций аверроистов.

В период 1256—1259 гг. им написан трактат «Об истине», содержащий двести пятьдесят три схоластических диспута. Трактат «Дискутируемые проблемы» содержал вопросы, обычно обсуждавшиеся вне лекционных курсов, с относительно большой свободой выражения мнений.

Главные из его сочинений — «Трактат против неверующих» и «Сумма теологии». Последняя работа, оставшаяся незаконченной, обессмертила его имя.

Учение Фомы Аквинского выдержало ряд ожесточенных нападок. Наиболее известными противниками томизма были три францисканца, ученики Бонавентуры: Иоанн Пеккам, англичанин, архиепископ Кентерберийский (1240—1292 гг.), который официально высказался против учения; Вильям из Ла-Маре, также англичанин, оксфордский профессор (ум. 1298 г.), подвергший острой критике сто семнадцать положений Фомы; Ричард из Мидлтауна, выступивший против понимания материи как принципа индивидуации. В XIII в. центром оппозиции томизму был Оксфорд.

Противники Аквината в основном принадлежали к направлению «августинианцев», выражая мистические течения в Церкви, тяготевшие к христианскому платонизму св. Августина. Вскоре после смерти Фомы против его учения выступил парижский епископ Стефан Тампье, а член Доминиканского ордена архиепископ Кентерберийский Роберт Килуордли в 1227 г. официально осудил некоторые взгляды Аквината.

Однако росло и число сторонников томизма, появился ряд сочинений с апологией его учения. В начале это были главным образом доминиканцы, но вскоре томизм стал захватывать другие ордена, а также профессоров и епархиальное духовенство. Через профессора Парижского университета Эгидия Римского (1247—1316 гг.) томизм проник в орден августинцев, через Жерара из Болоньи (ум. 1317 г.) — в орден кармелитов. В XIV в. главным центром томизма стал Париж, однако со временем этот центр переместился в Германию, в Кельнский университет, воспитавший многих последователей и защитников томизма.

Осуждение, имевшее место со стороны архиепископа Кентерберийского в 1227 г., было полностью отменено уже в 1325 г. С этого времени томизм все более приобретает характер общепризнанного церковного учения.

По мнению католических исследователей, ни один человек после Аристотеля не оказывал такого влияния на интеллектуальную жизнь, как Фома Аквинский. Слава его, столь большая уже при жизни, после его смерти неуклонно возрастала. Особая слава св. Фомы, которой не удостаивался ни один из учителей Католической Церкви, состоит в том, что отцы Тридентского Собора сделали частью распорядка конклава возложение на алтарь вместе со Священным Писанием и папскими декретами «Суммы теологии» Фомы Аквинского, где можно найти «совет, разумное решение и вдохновение».

В 1567 г. папа Пий V провозгласил Фому учителем Католической Церкви. В энциклике «Aeterni Patris» от 4 августа 1879 г. папа Лев XIII объявил его учителем всех докторов-схоластов. Тот же папа объявил Фому покровителем всех католических университетов, академий, колледжей и школ во всем мире.

Фоме отдавали должное и его противники. Лев ХIII, цитируя похвальбу Бюсера: «Уберите прочь Фому, и я разрушу Церковь», тут же заметил: «Надежда была тщетной, но это свидетельство имеет свою ценность». Лев XIII призывал к «практической реформе философии путем восстановления знаменитого учения св. Фомы Аквинского», увещевал «восстановить золотую мудрость Фомы и распространить ее вдаль и вширь для защиты и укрепления католической веры, для блага общества и для выгоды всех наук».

Читайте также:
Анастасия Римляныня: житие и биография святой, день памяти и мощи

Вслед за Львом XIII папа Пий X в своей энциклике «Paciscendi» против модернизма поставил на первое место необходимость изучения и развития «схоластической философии, как ей обучал Фома Аквинский».

Первостепенное значение Фомы для католического богословия вновь подтвердил папа Пий XII в энциклике 1950 г. «Humani generis» — «О некоторых ложных учениях, угрожающих сокрушением основ католического вероучения». «Церковь требует, — гласит эта энциклика, — чтобы ее будущие служители изучали философские науки по методу, учению и принципам Ангельского Доктора. Опыт многих веков прекрасно показал, что метод Аквинского лучше всех прочих формирует молодые умы и способствует усвоению самых сокровенных истин, а учение его в полном согласии с Откровением и исключительно действенно для возведения прочих основ веры и для того, чтобы с верностью и пользой пожинать плоды истинного прогресса».

Призывы Римских первосвященников не остались без отклика. Возрожденный томизм стал основой современного образования в католических духовных школах и определил отношение Католической Церкви к новейшим философским и научным системам.

Жак Маритен, философ XX в., умерший в 1973 г., называя св. Фому «апостолом нового времени», считал учение Фомы пригодным для всех наук и времен, для всех форм культуры, отвечающим самой сущности человеческой природы.

«Я просил бы должным образом, — писал Маритен, — т. е. абсолютно и радикально, различать рационалистическое мировоззрение, великим наставником которого был Декарт, и мировоззрение католическое, признающее своим первейшим наставником св. Фому Аквинского: это мировоззрение не есть принадлежность романских народов или европейского мира и равно пригодно для народов Запада и Востока» (Мечта Декарта // Оссерваторе Романо, 6. V. 1973).

ТЕКСТЫ

  1. Слова, произнесенные св. Фомой во время последнего причащения перед смертью.

Если в этом мире какое-то познание этого таинства было бы сильнее, чем познание веры, то я желаю теперь использовать его, утверждая, что я твердо верю и столь же точно знаю, что Иисус Христос истинный Бог и истинный Человек, Сын Божий и Сын Марии Девы, находится в этом Таинстве. Принимаю Тебя, цену моего искупления, за любовь Которого я бодрствовал, учился и трудился. Тебя я проповедовал, о Тебе учил. Никогда я ничего не говорил против Тебя: если что-нибудь было сказано нехорошо, то это следует приписать моему незнанию. Я также не хочу упорствовать в своих намерениях, но если я написал что-нибудь ошибочно об этом таинстве или о других вещах, то я все отдаю на суд и исправление святой Римской Церкви, в послушании которой я теперь ухожу из этой жизни.

(Биографический очерк «Фома Аквинский». Пер. с английского, ст. Д. Дж. Кеннеди. Цит. по: Прюммер. Источники жизни св. Фомы Аквинского. Тулуза, 1911)

  1. Папа Лев XIII об учении св. Фомы.

твердая доктрина отцов и схоластов, которые так сильно и ясно демонстрируют твердые основы веры, ее божественное происхождение, ее верную истину, аргументы, питающие ее, блага, доставленные ею человеческому роду, и ее полную гармонию с разумом для полного удовлетворения умов, открытых убеждению, какими бы ни были они нежелательными и противящимися. Учения Фомы об истинном значении свободы, которая в наше время превращается в распущенность, о божественном происхождении всякой власти, о законах и их силе, об отеческом и справедливом управлении государей, о послушании высшим властям, о взаимной любви друг к другу — обо всех этих и подобных вопросах имеют большую непобедимую силу, чтобы перевернуть те принципы нового строя, о которых хорошо известно, что они опасны мировому строю вещей и общественной безопасности.

(Из энциклики «Ае1егш РаШв», цит. по: Д. Дж. Кеннеди)

  1. Лев XIII о значении схоластики для современной науки.

человеческий ум постигает познание вещей бестелесных и нематериальных посредством предметов, воспринимаемых чувствами, они хорошо понимали, что ничто не может принести большей пользы философу, чем прилежное исследование тайн природы и серьезное, постоянное изучение физических предметов. Когда установлены факты, необходимо приподняться над ними и приняться за изучение природы телесных вещей, постигнуть законы, управляющие ими, и принципы, из которых возникает их порядок, разнообразное единство и взаимное притяжение в многообразии. Если что-нибудь берется схоластами-докторами слишком скрупулезно или что-нибудь определено ими слишком небрежно, если есть что-то такое, что плохо согласуется с данными исследований позднейшего времени, одним словом, если что-то является несоответствующим, невероятным, то нам в голову не приходит подражать им в этом в наше время.

  1. Из речи президента Италии Леоне на открытии Томистского конгресса в Неаполе.

Св. Фома представляет в истории не только христианской, но и общечеловеческой мысли неизменно значимую и актуальную точку отсчета. Даже неверующие могут называть его «универсальным учителем». В его монументальных трудах содержатся все зародыши современной мысли, подход ко всем проблемам, которые на протяжении семи прошедших с его времени веков развивала философия и которые отвечают также тревогам и заботам нашей эпохи.

Он продолжатель великой традиции мысли и одновременно мыслитель, превознесший наиболее высокое выражение человеческого рационализма (недаром он предпочитал Аристотеля Платону и другим философам). Превознесение человеческого разума — центральный момент в его творчестве. Св. Фома проницательным взором в безмятежном созерцании указывает пути будущего. Из его философской и богословской установки вытекает центральный пункт: единство духа и тела, то единство, которое в философских терминах происходит от единства формы. Человек становится в главенствующее положение, на пьедестал, где осознается и высокая ответственность, и в то же время все достоинство человеческой личности, а значит, тот вклад, который каждый должен внести в прогресс общества, культуры.

В св. Фоме нашли свое выражение некоторые наиболее возвышенные черты итальянского гения: глубина культуры, способность понять и усвоить античную мысль, способность анализа и синтеза, спокойствие, торжественность стиля. глубокая интуиция, великое смирение. Известно, что ему воздавалась честь и признательность, но он принял лишь то, что понимал не просто как почесть, а как почесть и обязанность — университетскую кафедру.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: