Агапит Печерский – житие и биография святого, чудеса и помощь, мощи, почитание и дни памяти

Икона с частицей честных мощей преподобного Агапита Печерского

Житие преподобного Агапита

Преподобный Агапит, безмездный врач Печерский, в монастырь пришел одним из первых. Сам был родом из Киева, родился и умер в 11 веке. О жизни до прихода в монастырь ничего не известно. Постриг принял еще при преподобном Антонии Печерском. Врачом преподобного Агапита прозвали люди. Святой с состраданием ухаживал за болящими, с любовью о них молился, а Господь по его молитве людей исцелял. И когда преподобный это увидел, понял, что люди могут его прославить.


Преподобный Агапит Печерский

Чтоб избавиться от суетной человеческой славы, то есть тщеславия, стал скрывать свой дар целительства тем, что больных просто угощал своей пищей. Люди ели обычное вареное зелье, и когда исцелялись, думали, что оздоровились от снадобья, которое преподобный специально готовил. Поэтому Агапита Печерского и прозвали врачом.

В то время в Киеве жил лекарь, армянин, который занимался целительской практикой. Но если человеку не мог помочь, безошибочно называл день его смерти, никогда не ошибаясь, — владел редким даром определять по пульсу. Когда заболел Владимир Мономах, не смог его вылечить, но предсказал, что осталось жить тому три дня. Тогда больной обратился к Агапиту, и святой вымолил у Бога еще пожить великому князю.

Армянин, восприняв происшедшее как личное оскорбление себе, решил отравить Агапита. Подослал людей к святому, которые дали ему выпить яд. Тот принял смертоносную чашу из рук. Убийцы ждали, а преподобный все не умирал. Сбылись слова Господа: «Верующий в меня, если и выпьет смертное, ему не повредит».

Лишь в старости Агапит заболел, монахи решили помочь и позвали врача. Божьим промыслом врачом оказался тот же армянин. Зашел в келью, посмотрел и говорит Агапиту Печерскому: «Лицо у тебя исказилось, ты уже не жилец». Взял за руку его и сказал, что три дня проживет только. Агапит ответил: «Да я знаю день своей смерти, проживу еще три месяца». Тот рассмеялся и сказал: «Если ты проживешь больше трех дней, я постригусь здесь, в лавре, в монахи».

Прошло три месяца, Агапит умер, и армянин пришел к игумену проситься в монастырь. Говорит: «Я не собирался выполнять свое необдуманное обещание, но Агапит мне явился и предупредил, что если клятву нарушу, то умру». И принимает здесь православие, постригается в монашество, богоугодно подвизается и со временем оканчивает в лавре дни своей земной жизни. Так Агапит явился своему врагу, чтобы спасти его. Господь не хочет смерти грешника, а чтоб он обратился и был жив.

Православная Жизнь

Скрывая дарованный Богом дар – исцелять других молитвой, Агапит подавал больным зелье, которое варил себе в пищу, как будто оно было лекарственное.

Преподобный Агапит Пе­чер­ский, врач («ле­чец») без­мезд­ный, был ро­дом из Ки­е­ва, жил в XI ве­ке. Узнав, какие чудеса и исцеления совершает преподобный Антоний, основатель святой Печерской обители, Агапит пришел к нему, ища душевного исцеления через пострижение в святой иноческий чин, и получил его. Кроме того, Господь даровал ему дар своей молитвой исцелять других. Но, скрывая дар, данный его молитве, он подавал больным братьям монастыря и всем приходящим к нему за исцелением зелье, которое варил себе в пищу, как будто оно было лекарственное.

В то время жил в Киеве один врач, родом и верой армянин, подобного которому в городе еще не было. Осмотрев больного, близкого к смерти, он узнавал и говорил ему день и час смерти, никогда не ошибаясь, но при этом и не пытаясь такого человека лечить. Один из таких больных был принесен в Печерский монастырь; армянин привел его в отчаяние, предсказав ему через восемь дней смерть. Но преподобный Агапит дал ему зелье, и тот исцелился. Армянин начал завидовать преподобному и прислал к нему осужденного на смерть, которому повелел дать яд, чтобы он выпил его перед Агапитом и умер. Блаженный же, видя его умирающим, дал ему такого зелья, которое он сам ел, творя о нем молитву, и так избавил от смерти осужденного на смерть. С тех пор иноверный армянин еще больше того разозлился на преподобного. И научил единоверцев своих подать ему самому выпить смертного зелья. Блаженный же выпил и остался невредим.

После этого заболел в Чернигове князь Владимир Всеволодович Мономах, которого усердно, но безуспешно, лечил армянин. Князь, уже находясь при смерти, послал к Печерскому игумену, прося прислать к нему в Чернигов блаженного Агапита. Призвав его, игумен передал ему просьбу князя. Преподобный, который никогда не покидал стены обители, передал для князя зелье, после чего тот совершенно выздоровел.

Тогда князь Владимир Мономах пришел сам в Печерский монастырь, чтоб видеть, кто тот, через кого Господь даровал ему здоровье: он никогда не видал блаженного и хотел почтить его подарком. Но Агапит, не желая быть прославляемым на земле, скрылся и принесенное для него золото князь отдал игумену. Князь еще раз послал своего боярина к Агапиту с подарками, но тот не хотел брать, а когда по смирению взял принесенное золото, как бы для того, чтоб спрятать, вынес его из келии, бросил, а сам побежал и скрылся. Боярин же, вышедший вскоре, увидел все дары брошенными пред вратами. Он подобрал их и отдал игумену Иоанну. Вернувшись к князю, он рассказал ему о блаженном все, что видел и слышал, и все поняли, что он истинный раб Божий, ожидающий награды только от Него одного, а не от людей. И князь, не осмеливаясь ослушаться святого, стал щедро раздавать имение свое нищим.

После многих трудов и богоугодных подвигов заболел сам безмездный врач. Узнав это, врач-армянин пришел посетить его и завел с ним разговор о врачебном искусстве, спрашивая его, каким зельем лечится такой недуг. Отвечал блаженный: «Тем, которым Сам Господь, как Врач души и тела, подаст здравие». Армянин понял, что он не понимает во врачевании и сказал: «Ничего не умеет этот человек в нашем искусстве». Потом, взяв его за руку, сказал: «Истину говорю я: на третий день он умрет. Если же переменится мое слово, тогда я переменю свою жизнь и стану сам таким же монахом». Блаженный же с гневом сказал: «Таков ли способ твоего лечения, что больше говоришь ты о смерти, чем о помощи. Если ты искусен — дай мне жизнь. Если же это не в твоей власти, что досаждаешь мне, приговаривая меня к смерти через три дня. Бог оповестил меня, что я отойду к Нему по истечении трех месяцев». Армянин снова сказал: «Ты уже весь изменился; такие, как ты, не живут никогда дольше третьего дня». Старец так изнемог, что уже сам собой не мог двигаться.

Читайте также:
Ириней Лионский: житие и биография святителя, творения и книги

В это время к преподобному Агапиту принесли еще одного больного для исцеления, и он чудом встал, как будто бы не болел, и, взяв свое обычное зелье, которое употреблял в пищу, показал армянину со словами: «Вот зелье, которое служит мне лекарством. Смотри и разумей». И больной исцелил. Преподобный и армянину предложил отведать зелья, так как больше в келии у него не было ничего съестного. Но армянин отказался, и выяснилось, что он иной веры. Храня предание основателей монастыря держаться Православной веры, преподобный Агапит праведным гневом выгнал его со своей келии и, как сам и предсказывал, прожил еще три месяца и, немного поболев, отошел к Господу. Армянин после его смерти пришел к игумену и, отрекшись от армянской ереси, принял постриг в святой обители.

Тропарь преподобному Агапиту Печерскому, врачу безмездному, глас 5

Богоно́снаго Анто́ния ревну́я смиренному́дрию,/ а́ки не́киим врачество́м зе́лием сне́дным/ исцеля́л еси́ боля́щия, преподо́бне Агапи́те,/ тем и врача́ неве́рна уве́рив,/ наста́вил еси́ на путь спасе́ния./ Уврачу́й и на́ша боле́зни// и моли́ся Го́сподеви о воспева́ющих тя.

Перевод: Подражая смиренномудрию Богоносного Антония, как неким лекарством съедобной травой исцелял болеющих, преподобный Агапит, этим и неверующего врача, заставив уверовать, направил ты на путь спасения. Исцели и наши болезни и молись Господу о прославляющих тебя.

Кондак преподобному Агапиту Печерскому, врачу безмездному, глас 6

Врач сый изря́ден, чу́дне,/ явля́я несумне́нную твою́ ве́ру,/ облича́я же армени́ново неве́рие/ и приводя́ его́ к благоче́стию,/ себе́, близ сме́рти бы́вшу,/ испроси́л еси́ от Бо́га продолже́ние живота́/ и, сим чу́дом того́ уве́рив,/ приве́л еси́ Христо́ви,/ Ему́же в весе́лии предстоя́,// моли́ся о нас, преподо́бне.

Перевод: Ты был особенным врачом, удивительный, являя искреннюю твою веру, обличая же неверие армянина и приводя его к благочестию, будучи на грани смерти, ты испросил себе от Бога продолжение жизни и, этим чудом заставив его (армянина) уверовать, привел его ко Христу. Ему же в радости предстоя, молись о нас, преподобный.

Молитва преподобному Агапиту Печерскому, врачу безмездному

О, всеблаже́нне Агапи́те, земны́й А́нгеле и Небе́сный челове́че! Припа́даем к тебе́ с ве́рою и любо́вию и мо́лим ти ся приле́жно: яви́ нам смире́нным и гре́шным свято́е свое́ заступле́ние; се бо грех ра́ди на́ших не и́мамы свобо́дны чад Бо́жиих проси́ти о потре́бах на́ших Го́спода и Влады́ку на́шего, но тебе́, моли́твенника благоприя́тнаго, к Нему́ предлага́ем и про́сим тя со усе́рдием мно́гим: испроси́ нам от бла́гости Его́ благопотре́бная дары́ душа́м и телесе́м на́шим, ве́ру пра́ву, любо́вь ко всем нелицеме́рну, в злострада́ниих терпе́ние, тя́жкими боле́знями одержи́мым — от неду́гов исцеле́ние, под бре́менем скорбе́й и напа́стей неудобоноси́мых падаю́щих и жития́ своего́ отча́явшихся твои́ми моли́твами получи́ти ско́рое облегче́ние и избавле́ние. Не забу́ди, блаже́нне о́тче, и оби́тель сию́ святу́ю, при́сно тя чту́щую, но соблюди́ ю́ и всех живу́щих и подвиза́ющихся в ней и на поклоне́ние в ню приходя́щих невреди́мыми от искуше́ний диа́вольских и вся́каго зла. Егда́ же приспе́ет на́ше от вре́меннаго сего́ жития́ отше́ствие, и к ве́чности преселе́ние, не лиши́ нас по́мощи твоея́ Небе́сныя, но моли́твами твои́ми всех нас приведи́ в приста́нище спасе́ния и насле́дники яви́ нас бы́ти всесве́тлаго Ца́рствия Христо́ва, да пое́м и сла́вим неизрече́нныя щедро́ты Человеколю́бца Бо́га Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ вку́пе с преподо́бными Анто́нием и Феодо́сием оте́ческое зaступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Личность святого

Агапит был любвеобилен, но при этом строг и не взирал на лица. Лечил и бедных, и богатых одинаково, не покидая стен монастыря. Никогда не выходил за стены лавры с тех пор, как постригся в монашество. Даже когда князь Владимир Мономах заболел и попросил его прийти к себе, святой отказался нарушать монашеские правила. Агапит сказал, что негоже монаху ходить по людям и заниматься лечением.


Икона святого Агапита Печерского

Взял от трапезы своей зелень, укроп или петрушку, то, что ели все монахи. И немного этой благословенной пищи отослал великому князю, чтобы тот исцелился. Так и произошло. Благодарный князь затем сам пришел в лавру отблагодарить преподобного, но тот по свойственному ему смирению скрылся, чтобы избежать почестей.

Агапит не брал мзды за врачевание. Был бессребреником, как и Господь, который сказал апостолам: «Даром получили, даром давайте», — то есть делайте людям благо, но денег за это не берите. Кстати говоря, назначение цены за исцеление, за ожидаемое чудодействие, которое часто обещают различные целители, есть принцип антихристианства, признак лжеапостольства.

Истинный раб Божий, получивший дар свыше, цены за свои услуги и благодеяния не назначает. Люди могут благодарить его по своему усердию, а он хочет возьмет или нет. Это его воля, но цену устанавливать на то или иное святое дело, — дело лжехристианское, несмиренное.

Интересно! В советские времена изучались мощи преподобного Агапита. На его пальцах, даже до сегодняшнего дня сохранилась пыльца лекарственных растений, которые он собирал на Киевских холмах возле Днепра. На иконах святой изображается с пучком травы, отваром которой, и конечно же, молитвой, он исцелял людей.

Чудеса и помощь святого

По сей день люди приходят к святому, молятся и получают помощь. А в день памяти преподобного нескончаемый поток людей приходит благодарить за исцеление от неизлечимых болезней.

Исцелений по молитвам Агапиту Печерскому происходит великое множество. Учет таких случаев не ведется, никто их не записывает. Но бывает даже при обычной встрече с человеком в Киево-Печерской лавре можно узнать об очередном чуде.

Читайте также:
Святая Людмила - житие и биография мученицы, мощи, дни памяти и почитание


Житийная икона преподобного врача Агапита

Однажды один пожилой человек рассказал монахам, что произошло. Ему грозила ампутация руки, с которой он очень не хотел расставаться. Мужчина пришел в лавру и умолял преподобного о спасении. Когда же через несколько дней его осмотрел врач, то с большим удивлением обнаружил, что рука исцелена. Начал расспрашивать бывшего больного, какими же средствами тому удалось это сделать. Когда же пожилой мужчина рассказал, что чудо исцеления случилось по молитвам преподобному Агапиту, врач поверил и пошел в пещеру, чтобы самому поклониться святому.

К преподобному Агапиту можно обращаться не только с просьбами об исцелении. Он помогает и в других житейских нуждах. Но чаще всего исполняет все же прошения об исцелении недугов.

Как правильно попросить о помощи у святого? Прикладываясь к раке с мощами или иконе, нужно произнести: «Моли Бога о нас, преподобный отче Агапите Печерский», — или сделать это своими словами, которые идут из глубины души.

Важно! Преподобный Агапит почитается наравне с другими целителями, такими известными как, например, св. Пантелеймон.

О святом лекаре из Киево-Печерской лавры знают во всем мире, даже на Аляске. В наши дни не прекращаются чудеса по молитвам святого, их трудно перечесть, о многих мы не знаем. В пещеры Киево-Печерской лавры к св. Агапиту и другим преподобным приходят миллионы людей.

В свое время здесь несколько раз побывал и Билл Клинтон, который подолгу молился у мощей преподобного Агапита и других. Поведал, что в первое же посещение получил исцеление и с тех пор старается посетить лавру вновь и вновь. Побывали здесь и другие известные личности: В. Путин, Д. Медведев, многие главы европейских государств.

Как просить святого об исцелении

Все молятся о здоровье, замужестве, даровании детей, о получение работы или улучшении материального положения. Это объединяет многих верующих разных религий. Мусульмане и христиане, иудеи обращаются к Богу почти с одинаковыми словами и мольбой о помощи в бренной жизни.

Однако духовная жизнь устроена так, что дает нам возможность осознать свои ошибки, покаяться в них, а затем, после того как меняется сам человек, происходят изменения и в материальном мире.

Ведь причиной многих неудач становимся мы сами через свои неправильные поступки или взгляды на жизнь.

Поэтому нужно проверить свою жизнь по заповедям: не обижал ли кого, не присваивал ли чужого, не завидовал, не отказывал ли в помощи без причины. Иногда болезни даются для исправления. Можно помолиться и получить ответ от Бога, почему случилась та или иная неприятность.

Придумала, как использовать оставшееся картофельное пюре: испекла нежный хлеб

Из нежной красавицы в дерзкую татуированную даму. Фото 51-летней Эрики Элениак

Флагманские смарт-часы Apple и Samsung будут оснащены глюкометром

Осознание ошибок и покаяние — путь к самосовершенствованию и оздоровлению тела и жизни.

Святые — это наши небесные помощники. Они в совершенстве владели даром молитвы, и мы просим их помолиться за нас, так как не всегда умеем сами или имеем силы.

Когда вы будете читать молитвы и Акафист Агапиту Печерскому, он в это время будет молиться за вас на небесах.

Дни памяти

14 июня, в день представления преп. Агапита Печерского, церковь чтит память святого. Вечером, накануне праздника, в лавре совершается крестный ход с участием духовенства и верующих. По сложившейся традиции мощи святого переносятся из Ближних пещер в Трапезный храм, где совершается Всенощное бдение. На следующий день, в праздник, проходит Божественная литургия, пение акафиста при огромном стечении народа.

Многие в этот день могут приложиться к мощам святого. Те, кто хоть раз в жизни уподобился этого, вспоминают, что от тела святого исходило тепло, как от живого человека.

Дни памяти святого Агапита Печерского:

  • 14 июня;
  • март, 2-я неделя Великого поста — Собор Киево-Печерских святых;
  • 11 октября — Собор Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах.

Опыт преподобного Агапита Печерского, или Что важнее физического здоровья?

14 июня – день памяти преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, т. е. такого, который не берет платы за свою медицину. Это дает нам возможность поговорить с Божьей помощью о здоровье вообще…

Часто человек видит в здоровье непреложную и неизменную ценность или даже, можно сказать, самоценность – самодостаточную величину, кроме которой часто ничего более не нужно.

«Просим у Бога здоровья и благополучия, а более ничего не нужно. Этого достаточно», – так мыслит плотяной человек. И действительно наши храмы наводнены просящими здоровья себе и своим близким.

Мало того, на этом могучем желании людей иметь здоровье паразитируют множество экстрасенсов да колдунов. Можно видеть, как много их приходит именно к мощам святых лекарей-целителей (в частности, к мощам преподобного Агапита Печерского, которые почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры). Они приходят для того, чтобы «подзарядиться» от мощей, как от «батарейки», некоей целительной силой, чтобы дальше могли творить свое пагубное для человека колдовское дело.

Это, конечно, очень узкий и антихристианский подход. Но не будем голословными. Вчитаемся в жития и высказывания различных святых…

Святой первоверховный апостол Павел: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Флп. 1:21, 23, 24).

Житие святого апостола Андрея Первозванного в изложении святителя Димитрия Ростовского: «Когда слуги хотели отвязать его (святого апостола Андрея. – Прим. авт.) от креста, то не могли прикоснуться к нему; множество и других людей, одни за другими, старались отвязать его, однако не могли, потому что руки их приходили в омертвение. После сего святой Андрей воскликнул громким голосом:

– Господи Иисусе Христе! Не попусти мне быть снятым со креста, на котором я повешен за имя Твое, но приими меня, Учитель мой, Которого я возлюбил, Которого познал, Которого исповедую, Которого желаю видеть, чрез Которого я стал тем, что есмь! Господи Иисусе Христе, приими дух мой с миром, ибо время уже мне придти к Тебе и зреть Тебя, так сильно желаемого мною! Приими меня, Учитель Благий, и не ранее повели мне быть сняту со креста, как примешь дух мой!

Читайте также:
Пимен Великий: житие и биография преподобного, служение, дни памяти

Когда он говорил это, его осиял свет с неба, как молния, на виду у всех, и блистал вокруг его, – так что для тленного человеческого ока невозможно было смотреть на него. Этот небесный свет сиял вокруг него с полчаса, и когда свет отступил, святой Апостол испустил дух и отошел в блистаниях света, чтобы предстать Господу».

Очень назидательным и предельно ясным является случай из жития святого мученика Уара: «Клеопатра же, припав к мощам святого Уара, молилась такими словами:

– Молюсь тебе, страстотерпче Христов, испроси для меня у Бога то, что будет угодно Ему и полезно мне, а также и единственному сыну моему; я не имею просить более того, что хочет Сам Господь; Он Сам знает, что нам полезно, и пусть совершается над нами Его благая и совершенная воля!

Неожиданно ребенок заболел и умер. Безутешная мать тотчас принесла его тело на могилу святого Уара и обратилась к нему с мольбой, напоминая о том, как она ему служила ранее. Изможденная, она заснула и увидела во сне святого, который держал ребенка на руках, – оба были в сияющих одеждах. Святой упрекнул Клеопатру в маловерии и сказал, что сын ее теперь находится под его покровительством. Ребенок же заверил мать, что ничто не заставит его оставить жизнь вечную и благостную, чтобы вернуться в мир страдания. Клеопатра захотела присоединиться к ним, но святой Уар поручил ей еще некоторое время потрудиться во спасение, и они исчезли, благословив ее.

Пробудившись, благочестивая женщина переодела тело сына в праздничные одежды и приступила, полная радости, к погребению. Она раздала все имущество бедным и посвятила жизнь служению при храме. Она так угодила Богу постом, ночным бдением, милостыней и молитвами, что удостоилась созерцать сына каждое воскресенье в его сияющей обители. Через семь лет она предала Богу душу и присоединилась к Уару и сыну в славе избранных».

И вот случай из жития, поминаемого нами ныне, преподобного Агапита Печерского. Отрывок взят из Патерика Печерского: «По смерти святого (Агапита. – Прим. авт.) армянин пришел в Печерский монастырь и сказал игумену: “С этих пор я оставляю армянскую ересь и истинно верую в Господа Иисуса Христа, Которому желаю работать в иноческом святом чине. Ибо мне явился блаженный Агапит, говоря: «Ты обещался принять иноческий образ, если солжешь, то с жизнью погубишь и душу». И я верую, что явившийся ко мне – свят; потому что, если б хотел он долго жить здесь, Бог даровал бы это ему… И я думаю теперь, что он сам хотел уйти от нас, как святой, желая Царствия святых…”».

Святитель Феофан Затворник: «Полюби прискорбность ради великой ее спасительности и возбуди в себе жаждание ее, как пития хотя горького, но целительного».

Обратимся к этимологии слова «целительный», т. е. такой, который сотворяет человека целостным. Вспомним евангельское зачало, читаемое в Неделю 4-ю по Пасхе о расслабленном. Окончание зачала на церковнославянском языке звучит так: «Яко Иисус есть, иже мя сотвори цела» (Ин. 5:15) – т. е. не сотворил здоровым, а сотворил целым, восстановив не только физическое здоровье, но и духовное. Ведь Спаситель, как Бог, мне кажется, зная грехи людей, принимал их молчаливое покаяние перед исцелениями. Т. е. совершалось Таинство Исповеди. И сам Он говорил, что болезнь часто напрямую есть следствием греха.

Мы видим, что слово «целостность» и евангельское сотворение целым предполагают нечто большее, чем выздоровление. Это восстановление той первозданной обожествленной целостности всего духовно-телесного человеческого естества, которая была у первых людей в раю до грехопадения. Поэтому восстановление целостности, на мой взгляд, есть синонимом словосочетания восстановления богообщения – связи между Богом и человеком.

Я не призываю в этой статье вас, дорогие братья и сестры, не просить здоровья у Бога. Можно и нужно это делать. Но мы также должны в полной мере осознавать, что физическое здоровье – это не самоцель. Оно только средство, талант, благодатный ресурс, который человек должен тратить с двумя целями – приближения к Богу и творения добрых дел ближнему своему. Если перед нами не стоят эти две великие цели, обозначенные Самим Господом нашим Иисусом Христом в евангельских заповедях, то тогда здоровье превращается в яд, в инструмент греха, который не созидает, но разрушает человека.

АГАПИТ ПЕЧЕРСКИЙ

Преподобный Агапит Печерский, врач безмездный

Агапит Печерский (+ кон. XI – нач. XII в.), врач (“лечец”) безмездный, преподобный

Родом из Киева, постриженик и ученик преподобного Антония Печерского, подвизался в Киево-Печерской лавре. Если кто из монастырской братии заболевал, преподобный Агапит приходил к нему и самоотверженно ухаживал за больным, кормил вареной травой, которую готовил сам, и больной выздоравливал по молитве преподобного. К монастырскому врачу, обладавшему даром исцеления, обращались за помощью и многие миряне.

В то же время в Киеве был опытный врач-армянин, который по одному виду больного мог определить степень болезни и даже точно определить день его кончины. Когда один из таких обреченных обратился к святому Агапиту, благодатный целитель с молитвой дал ему отведать пищи с монастырской трапезы, и больной выздоровел. Разжигаемый завистью врач хотел отравить Агапита, но Господь сохранил преподобного, и яд не подействовал.

Наиболее известно заочное (прп. Агапит, отказался покинуть стены монастыря) исцеление черниговского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха, совершенное преподобным в игуменство прп. Иоанна (1-я половина 1090-х гг.). Преподобный послал князю вареное былие. Благодарный князь сам пришел в монастырь и хотел видеть своего целителя, но смиренный подвижник скрылся и не принял даров.

Когда сам святой целитель заболел, к нему пришел тот самый врач-армянин и, осмотрев, сказал, что кончина последует через три дня. При этом он дал обет стать православным монахом, если его предсказание не исполнится. Преподобный ответил, что Господь открыл ему, что призовет его только через три месяца, что и случилось. По кончине святого армянин пришел к игумену Печерского монастыря, покаялся и принял постриг. “Верно, что Агапит – угодник Божий, – сказал он. – Я хорошо знал, что нельзя ему было при болезни его пережить трех дней, а Господь дал ему три месяца”. Так преподобный излечил душевный недуг и направил на путь спасения.

Преподобный Агапит скончался в конце XI – начале XII в. Даты «ок. 1095 г.», или «не позднее 1095 г.», встречающиеся в литературе, основаны на словах из патерика, что смертельный недуг охватил прп. Агапита, после исцеления им кн. Владимира. Придавать значение точного хронологического указания неопределенному выражению «по сих» (после этого) в тексте, написанном более чем через столетие после события, едва ли правомерно.

Местная канонизация преподобного, совершилась, вероятно, ко времени составления Киево-Печерского патерика (1-я треть XIII в.). В 1643 г. свт. Петр (Могила), митр. Киевский, установил соборное празднование преподобных отцов Ближних пещер, тем самым подтвердив древнее местное прославление прп. Агапита. В святцах XVII в., в т. ч. и в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 1650-х гг., его память отмечена под 31 мая [1]. Указами Святейшего Синода 1762, 1775, 1784 гг. относительно Киевских святых прп. Агапиту было установлено общецерковное празднование, но в совр. Типиконе его память не отмечена. Служба прп. Агапита шестеричная [2], составлен акафист преподобному [3].

Тропарь, глас 5

Богоноснаго Антония ревнуя смиренномудрию, / аки некиим врачеством зелием снедным / исцелял еси болящия, преподобие Агапите, / тем и врача неверна уверив, / наставил еси на путь спасения. / Уврачуй и наша болезни / и молися Господеви о воспевающих тя.

Кондак, глас 6

Врач сый изряден, чудне,/ являя несумненную твою веру,/ обличая же армениново неверие/ и приводя его к благочестию,/ себе, близ смерти бывшу,/ испросил еси от Бога продолжение живота/ и, сим чудом того уверив,/ привел еси Христови,/ Емуже в веселии предстоя,/ молися о нас, преподобне.

Видео

Житие преподобного Агапита Печерского из цикла “Жития преподобных Печерских”. Производство: телестудия Киево-Печерской Лавры. 2012 год

Литература

  • Патерик Киевского Печерского монастыря / Изд. имп. Археогр. комис. [Д. И. Абрамович]. СПб., 1911.
  • Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1863. Июнь. С. 5-11;
  • Барсуков. Источники русской агиографии. Стб. 11 (по указат.).

Использованные материалы

  • А. В. Назаренко, игум. Андроник (Трубачев). Агапит, врач безмездный. Православная энциклопедия, т. 1, с. 229-230
    • http://www.pravenc.ru/text/63152.html
  • Житие на сайте “Православный календарь”
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life1211.htm
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life5056.htm

[1] РГБ. МДА. № 201. Л. 319об.

[2] Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 31-40

[3] Редкие акафисты Киево-Печерской лавры. К., 1996. С. 215-226

Народная популярность святого Агапита Печерского.

Но если бы люди знали, что имеют возможность не только просить об излечении тел, но и, что гораздо важнее, просить о спасении души своей, особенно в дни пребывания Духа Святого в мощах Агапита, кои каждый год начинаются с 25 февраля и длятся целую неделю, для их душ было бы несравненно больше пользы.

«Пока ты жив, человек, у тебя есть шанс вымолить вечность в любви Божьей для души своей. И пока у тебя есть этот ШАНС, иди к Агапиту в святую неделю и моли перед Духом Святым только о душе своей. Ибо тело твоё бренно, оно есть прах. И все заботы земные — пусты. Но помни, человек, что обещаешь перед Богом в прошении своём, — исполняй! Ибо Он, как всякий родитель, не терпит лжи, прощает, но не доверяет потом.»»

«Негоже волновать Господа о чём бы то ни было, кроме как о спасении души своей. Не о теле просите, не о здравии, не о животе своём заботьтесь, — всё сие есть тлен пустой, в желаниях ненасытный. Ибо нет прошения более достойного, чем прошение о спасении души своей».

АГАПИТ ПЕЧЕРСКИЙ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ.

Агапит Печерский, врач безмездный. Интерес к данной исторической личности с годами лишь только растет и постепенно обрастает тайнами и чудесами, весть о котрых разлетается по всему земному шару. Кто он? Лекарь? Таких не мало, как в наши времена, так и во времена жизни преподобного Агапита. Святой? И святынь по всему земному шару хватает. Монах? Такие испокон веков не редкость в наших землях. А к раке с мощами преподобного Агапита Печерского паломническая тропа ширится год от года, и счет идет на миллионы. Не заметить этого трудно. Поэтому закономерно желание «докопаться до сути».

Согласно официальной церковной версии, преподобный Агапит, игумен Печерский, известный лекарь времен Киевской Руси, один из первых пришел в монастырь и принял постриг еще при Антонии Печерском, основателе Киево-Печерской лавры. Один из первых! Наверное, это говорит о том, что он был знаком с Антонием и был одним из тех, с кого все начиналось и тем, кто все начинал.

Из «Жития преподобного отца нашего Агапита, врача безмездного»:

«Когда преподобный отец наш Антоний Печерский был прославлен даром исцелений, пришел к нему из Киева в пещеру блаженный Агапит, ища душевного исцеления через пострижение в святой иноческий чин, и получил его. И последовал он всей душой равноангельной жизни преподобного Антония, подвигов которого он был свидетелем; как тот великий муж, он сам служил больным и исцелял их своей молитвой, но, скрывая дар, данный его молитве, он подавал им зелие от своего кушанья, как будто оно было лекарственное. Блаженный Агапит видел это и трудился много лет, соревнуя в подвигах святому старцу.» (источник)

Этот отрывок порождает массу вопросов, как и все «Житие», в принципе. Где был Агапит и чем жил до того, как пришел к Антонию? Зачем пришел? «ища душевного исцеления через пострижение в святой иноческий чин». Странно… Пришел за тем, чем сам обладал? А вот здесь: «Блаженный Агапит видел это и трудился много лет, соревнуя в подвигах святому старцу.» Возможно ли соревнования в таких «подвигах»? Да и само представление того, что Агапит пришел к Антонию и научился у него исцелять людей, чем и занимается практически по ныне, вне конкурса с остальными святыми, после смерти – нелепо. А вот еще: «подражая подвигам преподобного Антония, блаженный Агапит сподобился быть причастником той же благодати». Как в это можно поверить логически? Возможно, ли такому научиться, да еще и «подражая подвигам преподобного Антония»? И, все таки, для меня вопрос остается открытым: где был Агапит и чем занимался до прихода в пещеры, кто, кого, чему учил и учил ли вообще?

Далее интереснее. Среди пациентов Агапита Печерского не мало известных исторических личностей, таких как: князь Мономах, например. Это как же «подражать» надо «научиться», чтоб о тебе вся Киевская Русь знала? И тут же еще вопрос возникает. Зачем ему все это надо было: пещеры, монахи, служение? Если учесть опять же, что он один из первых пришел? Вся эта официально принятая история жизни простого лекаря, слава народная о котором не меркнет с веками, порождает больше вопросов, чем ответов. Она довольно обрывиста и много чего не договаривает, а возможно и скрывает. Почему? Для кого?

Откуда святость, откуда нетленные мощи и не зарастающая паломническая тропа к простому монаху-лекарю, который «искал душевного исцеления» и научился исцелять, «подражая» и «соревнуясь» с другим святым?
Вопросы становятся еще актуальнее, если мы переносимся в наше время. Ни для кого не секрет, что огромные очереди в ближние пещеры на территории Киево-Печерской лавры, направлены, в первую очередь, к Введенской церкви. И этот факт иногда вызывал необъяснимые приступы «нетерпения» у служащих ближних пещер. Что, для меня лично, не совсем понятно. Ну, по логике вещей: давайте радоваться вместе, что люди верят и идут в храм, а не в ларек за бутылкой.

Опять же, официально утверждается, что мощи Агапита Печерского такие же как и остальных Преподобных отцов, и несут одинаковую силу, равно как и мощи других целителей. Хотя, сам наместник Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел в интервью “УНИАН-Религии” рассказал «о тайне великой духовной силы Агапита Печерского и о чудесах, которые происходят в наши дни по молитвам к святому врачу и ко всем отцам Печерским. Преподобного Агапита мы почитаем наравне с великомучеником и целителем Пантелеимоном и рядом других целителей, к молитвенной и благодатной помощи которых мы прибегаем. О преподобном Агапите Печерском сегодня знают во всем мире. Настоятели многих храмов просят частички его мощей, но заявок всегда было настолько много, что в свое время было принято постановление Духовного Собора Киево-Печерской лавры, уже их не раздавать.»

Далее, с его слов: «Сегодня о чудесах по молитвам к преподобному Агапиту и отцам Печерским знают даже на Аляске. В наши дни происходит множество чудес, их не перечесть. Об этом свидетельствует и братия, и я: все мы болеем, приходим к преподобному, молимся, просим об исцелении. К пустому колодцу люди не ходят. В пещеры Киево-Печерской лавры к преподобным приходят миллионы людей.» (источник)

Из всего сказанного, совершенно очевидно, что со смертью тела Агапита Печерского сила исцелять не пропала, а наоборот… А как же: «подражая подвигам преподобного Антония, блаженный Агапит сподобился быть причастником той же благодати»? Что тогда сейчас происходит возле раки с мощами Агапита Печерского? Кто или что творит чудеса исцеления? Почему место возле раки с мощами преподобного Агапита Печерского никогда не пустует? Почему миллионам в мире известен именно Агапит Печерский, и чудеса исцеления возле его мощей, настолько многочисленны, что потеряли счет и перестали быть чудесами. Почему рака с мощами заставлена букетами цветов благодарных и исцелившихся?
Приведем еще слова митрополита: «Сегодня о чудесах по молитвам к преподобному Агапиту и отцам Печерским знают даже на Аляске.» Опять же, не выделяя Агапита Печерского, а подчеркивая: «преподобному Агапиту и отцам Печерским». Но, далее: «…свидетельствует и братия, и я: все мы болеем, приходим к преподобному, молимся, просим об исцелении. К пустому колодцу люди не ходят.»

Есть еще очень интересный момент. Если верить словам, что популярность Агапита Печерского не отличается от популярности других отцов Печерских, то странным становится следующий факт. Из того же интервью:
«В свое время к Агапиту Печерскому приходил Мономах, которого преподобный исцелил от смертельного недуга. Кто из известных людей нашего времени молился у раки святого? Говорят, к молитвенной помощи преподобного Агапита и отцов Печерских прибегал Билл Клинтон – спускался в пещеры Киево-Печерской лавры и подолгу молился там. Это правда?
Журналист, подчеркивает в вопросе: «Говорят, к молитвенной помощи преподобного Агапита и отцов Печерских прибегал Билл Клинтон».

Митрополит Павел ответил на этот вопрос так:
«Преподобный Агапит Печерский исцелял всех приходящих к нему, независимо от звания и должности, рода и знатности.
Билл Клинтон был в лавре три раза, приходил к раке преподобного Агапита. Подолгу стоял, опаздывал на важные встречи, но не хотел уходить. Он рассказал, что получил исцеление, когда приехал впервые.
Были у нас и другие известные личности. Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Ильхам Алиев. Главы европейских государств. Всех не вспомнить. Многие приезжали.»

Всем ли святым мощам кланяются известные мира сего? Билл Клинтон – православный, ли? Возможно, и им известно больше, чем имеем право, знать мы, простые прихожане. В чем секрет? Остается только гадать или… Внимательно наблюдать и делать выводы. Пробороздив просторы интернета, не сложно найти фотографии известных личностей возле раки преподобного Агапита Печерского.

То, что они сделаны именно возле раки Агапита Печерского, уже, само по себе, удивляет. Процитируем то же интервью митрополита Павла, приуроченного к Дню памяти Агапита Печерского: «Те, кто приложились к преподобному в открытой раке, рассказывали о том, что почувствовали от мощей тепло, по ощущениям подобное прикосновению к живому человеку.»

В дни памяти святого раку с мощами Агапита Печерского размещают в Трапезном храме.

Рассмотрев фотографии со знаменитостями, понимаем, что все они сделаны в Введенской церкви, а следовательно не в день памяти святого, обозначенного православной церковью. Этот факт заставляет задуматься не меньше, чем все вышеперечисленное.
Изучая феномен Агапита Печерского не первый год, понял одно. Официальная информация православной церкви об Агапите Печерском, враче безмездном – это история, которая скорее стерла больше фактов, чем оставила истины. Она что-то явно умалчивает… Ведь факты – вещь упрямая, и они говорят сами за себя.

Народная популярность Агапита Печерского настолько высока, что не заметить ее просто невозможно. Почему люди идут именно к Агапиту? Почему об этом молчит церковь? Кто же все-таки скрывается за стеклом раки Введенской церкви ближних пещер?

Как сказал митрополит Павел: «К пустому колодцу люди не ходят».

Мощи Агапита Печерского находятся на территории Киево-Печерской лавры, в ближних пещерах, в Введенской церкви.

Подготовил Олег Веритас (Латвия).

Матрона Анемнясевская Касимовская

Поистине, дар Божий — желание человека помогать другим людям. Редко встретишь целителя, пережившего насилие, искалеченного болезнью и собственными родителями до потери зрения и возможности передвигаться, но при этом обладающего терпением, смирением и огромной любовью к обездоленным и больным, недаром в миру их называют юродивыми или блаженными.

Матрона Анемнясевская Касимовская — святая, блаженная, пережившая издевательства матери, в результате этого ослепшая и неходячая, обладала уникальным даром видеть болезнь, исцелять и предупреждать о надвигающихся опасностях, до конца жизни сохранившая смирение и покорность.

Рождение и издевательства в семье

Появление в бедной семье Беляковых, в которой уже было трое детей, еще одной девочки 18 ноября 1864 года не вызвало радости. Вся деревня Анемнясево в Рязанской губернии знала, что отец семейства — беспробудный пьяница, а мать «славилась» жестокостью, порой впадая в буйство.

Маленькая Матреша росла в издевательствах собственных родителей, а оспа, поразившая девчушку в семилетнем возрасте, лишила ее зрения, но не смогла забрать жизнерадостности наперекор всем невзгодам.

После Матреши на свет появилось еще пятеро малышей, и задачей слепой девочки был уход за ними. Ей было 10 лет, но на вид девочка выглядела семилетней. Однажды, неся младшую сестру, Матреша споткнулась и уронила малышку, на крик которой прибежала разъяренная мать. Прости, Господи, но сложно этим святым именем назвать буйную женщину, которая принялась за расправу над девочкой.

Трудно представить, какой бес сидел в буйствующей женщине, которая не переставила наносить сильнейшие удары даже после того, как малышка трижды теряла сознание.

Интересно! Находясь в бессознательном состоянии, Матронушка увидела Богородицу, утешающая девчушку, а в третий раз, когда девочка потеряла сознание, Божья Матерь передала ей записку. Ее содержание будущая блаженная унесла с собой в могилу, ни одного раза не раскрыв содержания Божьего послания.

После побоев оказалось, что у Матреши отнялись ноги, и она постоянно лежала на печи, проводя время в молитвах. Искалеченная девушка едва двигала руками, с трудом переворачиваясь на печи, но ее инвалидность не стала поводом для раскаяния матери, родные обозлились еще больше, ведь Матронушка стала обузой.

Еще читайте о блаженных:

Дар исцеления

По мере усиливающейся немощи росло духовное состояние девушки, которая в 17 лет славилась в округе своей набожностью. Соблюдая все посты, Матрона каждый месяц просила привести к ней священника для исповеди и Причастия.

О своем даре исцеления больная девушка узнала совершенно случайно. Их соседа скрутил радикулит, да так, что тот не мог распрямиться. Зная о святости и великой вере Матреши, к которой в селении относились с сочувствием, мужчина пришел к немощной и попросил помолиться. Девушка положила на него руку и попросила Бога об исцелении, которое мгновенно наступило.

Вскоре все окружные села знали о чудесном даре, к дому Беляковых потянулись страждущие, каждый нес какое-то подношение, которое забирали родственники.

После смерти родителей больную, слепую Матронушку переселяют к племяннику Матвею, который отличался добротой и богобоязненностью. Соседи, слышавшие о даре слепой калеки, не боясь Бога, в пылу антирелигиозного движения начали издеваться над детьми Матвея, унижать и оскорблять их, что очень ранило в первую очередь святую блаженную целительницу.

Матрона после побоев матери перестала расти, рост женщины был не более метра. Осень и зиму ее кроватка стояла в крестьянской избе, отгороженная пологом, а весной и летом — в сенях. Никому, кроме доброго Матвея, не было дела до состояния слепой. Только после того, как маленькое тельце после капающего с крыши дождя полностью покрывалось льдом, блаженную переносили в дом, боясь потерять доход. Никто никогда не слышал нареканий со стороны больной.

Терпением, смирением и безропотностью заслужила святая Матронушка дар от Бога:

  • дерзновенную молитву;
  • прозорливость;
  • чудотворение.

К открытой и непосредственной целительнице толпами шел народ. Некоторые часами могли выговариваться перед смиренно слушающей девушкой, облегчая свою душу. Получив напутствие после искреннего покаяния, люди совершенно другими возвращались в мир. Помогала Матреша и больным, от которых отказалась официальная медицина.

Великий пост 1933 года заметно переменил Матронушку. Ранее всех жалеющая и помогающая каждому, святая перестала вникать в каждое горе и вести беседы, выслушивая жалобы, после Воскресения Господнего земная жизнь перестала ее интересовать.

О духовных же вопросах блаженная Анемнясевская вела многочасовые беседы, при этом от нее как бы исходил Божественный свет.

Интересно! По легенде именно в это время состоялось тайное пострижение Матроны в монахини саровскими монахами с именем Мардария, но исторических записей, кроме слов самой блаженной, нет.

Отец Николай Правдолюбов и матушка Пелагея Ивановна постоянно посещали лежачую провидицу, вели с ней беседы о тяжести жизни и необходимости со смирением и терпением все переносить. Матрона очень любила чтение Святого Писания, знала многие тексты наизусть, но уклонялась от рассказов о личной жизни, несмотря на того, что отец Николай взялся описать ее жизнь.

Уголовное дело и арест

Братья Правдолюбовы, священники, взялись за составление жизнеописания святой Матроны, записывая случаи исцелений, видений.

Чем не угодила блаженная Матронушка одному из горожан Касимова, история не сохранила, но по его доносу в 1935 году «больной выродок Матрона Белякова и попы Правдолюбовы» были арестованы, им инкриминировали антисоветскую и антиколхозную деятельность. Вина «вредного элемента» Беляковой состояла в том, что ее святость плохо влияла на темные массы, препятствовала процессу коллективизации.

Слепую провидицу, о силе которой составлялись легенды, большевики не решились тронуть, но был приказ доставить больную через Рязань в Москву. Для этого из столицы была отправлена специальная машина.

Вынести блаженную взялся председатель местного сельского совета, при этом удивившегося легкости женщины, на что та сказала, что скоро и его дети станут легкими. Удивительно, но после ареста юродивой, председательские дети перестали расти, а сам он заболел, долго мучился сильнейшими болями, покаялся и умер.

Год, проведенный в Бутырской тюрьме, подарил многим заключенным знакомство с истинной верой, акафистами и молитвами, полученными при знакомстве с блаженной Матреной Беляковой. Закрыть ей рот надзиратели не могли, убить побоялись, поэтому отправили в психбольницу, признав психически больной.

Смерть и канонизация

16 июля 1936 года сердце святой, кроткой, смиренной Матроны Анемнясевской перестало биться.

Она была похоронена на кладбище во Владыкино. В 1970 году строительство автострады по плану должно было пройти через кладбище, поэтому мощи блаженной перезахоронили на Долгопрудненском некрополе, но место захоронения оставалось неизвестным. Точно установить место святой помогла простая случайность.

Священника Бориса Кондратьева, отпевавшего инокиню в 1936 году, дедушку одной москвички перезахоронили одновременно с исповедницей. Их могилы оказались рядом, о чем женщина и сообщила администрации Долгопрудненского кладбища в 2000 году. Над могилой провидицы соорудили часовню.

Важно! В 2000 году Лик всероссийских святых пополнился новомучениками исповедниками — блаженной Матроной и братьями Правдолюбовыми, Николаем и Владимиром, составителями жизнеописания блаженной.

О чем просят Матрону Анемнясевскую

Святой образ Матроны Анемнясевской является святыней храма Живоначальной Троицы. К ней часто в качестве подарка благодарные прихожане приносят фигурки бабочек, ибо в детстве святая очень любила ими играть, пока не ослепла.

Любила Матронушка принимать в дар камни со святых мест, насобирала их целый мешок и перебирала своими слабыми ручонками, порой кладя на грудь.

Слабая, слепая и неподвижно лежащая женщина никогда не жаловалась на жизнь, смиренно принимала все испытания и поругания, оставаясь примером духовного подвига для будущих поколений, для нас, сильных и здоровых, всегда чем-то недовольных.

Кротостью и смирением, которым можно поучиться у Матроны Анемнясевской, можно самый тяжелый жизненный камень превратить в легкое бремя Христа. Житие Матроны Анемнясевской было наполнено болезнями, пренебрежением родных, издевательством властей и любовью тех, кому святая помогла преодолеть боль, выйти из сложной ситуации.

Тропарь блаженной Матроне Анемнясевской Касимовской читают:

  • женщины, мечтающие о ребенке;
  • беременные женщины;
  • матери, дети которых попали в сложные жизненные ситуации.

Яко зарница небеснаго огня возсия в рязанстей стране блаженная старица святая Матрона, еяже память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнех, бедах и скорбех терпение, и душам нашим велию милость.

Помогает блаженная Матронушка и неизлечимо больным, часто перечеркивая все вердикты знаменитых врачей.

Важно! Православные верующие воздают дань памяти святой Матронушки Анемнясевской 9 февраля, в день Собора новомучеников и исповедников Церкви русской и 23 июня — В Соборе Рязанских святых.

Посмертные помощь и чудеса

Протоиерей Сергей Правдолюбов, ставший настоятелем храма Святой Троицы в Троицком-Голенищеве, утверждает, что от материнской молитвы пространство вокруг расширяется, и чувствуются особые волны. Людская молва распространяется быстрее всех сообщений СМИ, так и до рабы Божьей Евгении дошли свидетельства о помощи блаженной Матронушки Касимовской.

Читайте о чудесах:

Дело в том, что сын Евгении занялся воровским делом, попал под суд. Мать есть мать, она пошла в храм и долго молилась, прося матушку Матрону помочь и наставить сына на путь истинный. Сын получил срок, кстати, вдвое меньший, чем просил прокурор, отсидел, вышел на свободу и, несмотря на угрозы подельников, встал на путь нормальной жизни.

Интересно! В записках братьев Правдолюбовых имеется множество свидетельств, как прижизненных, так и после смертных случаев исцелений и чудес, происходящих с людьми после молитв блаженной.

Некая женщина страдала радикулитом, да так, что не могла встать с постели. Наполненная желанием пойти в храм на богослужение, больная стала искренне молиться Матроне Анемнясевской, в один момент почувствовала жар во всем теле и огромное облегчение. Она легко встала с постели и пошла в церковь.

Священнослужители церкви Живоначальной Троицы восемь лет были женаты, но детей не имели. После молитвы у иконы блаженной у Анатолия и Иванны родилась прекрасная дочурка.

Житие Матроны Анемнясевской, чудеса исцеления, акафисты

Одна из самых почитаемых святых – Блаженная Матрона Анемнясевская – известна не только в Москве, где покоятся ее мощи, но и далеко за пределами России.

Тяжелый крест, который несла всю свою жизнь великомученица, не ожесточил юное сердце, не поколебал глубокую веру в Господа. Прикованная к постели, лишенная возможности видеть, она исцеляла болезни любой степени тяжести, помогала сбившимся с пути людям найти в себе силы начать новую жизнь, давала мудрые советы всем, кто в них нуждался.

  1. Биография Матроны
  2. Семья
  3. Заболевание и слепота
  4. Видение Царицы Небесной
  5. Инвалидность и беспомощность
  6. Обретение дара исцеления
  7. Переезды
  8. Возбуждение уголовного дела
  9. Помощь людям и исцеление недугов
  10. Последние годы жизни
  11. История мощей святой
  12. Текущее местоположение
  13. Чудодейственная сила
  14. Чудеса Матроны Анемнясевской
  15. Молитвы и тропари святой
  16. Акафисты святой
  17. Видео

Биография Матроны

Родилась Матреша 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Рязанской губернии в многочисленном семействе – шесть девочек, три из которых умерли в детстве, и два мальчика.

Семья

Родители являлись людьми крайне бедными и в какой-то степени недоразвитыми: глава семьи находил утешение в водке, жена же славилась жестоким и буйным характером.

Путь мученицы для Матронушки начался в глубоком детстве, когда еще совсем несмышленого ребенка отчаянно били и оскорбляли собственные родители, невзлюбившие дочь с момента ее рождения.

Заболевание и слепота

Невзирая на полную лишений жизнь и неприязненное отношение родственников, девочка росла активной и любознательной, с большой охотой принимала участие в детских забавах. Однако в семилетнем возрасте она заболела оспой, после чего, не получив должного лечения, ослепла.

Видение Царицы Небесной

Как старшую (она была четвертым по счету ребенком) Матрону обязали смотреть за сестрами и братьями, нянчить их и кормить. Для слепой малышки такая задача была не по силам: десятилетняя Матреша не удержала в руках младшую сестренку и уронила ее на землю. Свидетелем несчастья стала мать, не упустившая возможности отыграться на нелюбимой дочери. В ходе расправы перед ребенком предстала Царица Небесная, о чем девочка поведала матери. Тем не менее удары посыпались еще сильнее. Подобное возобновлялось три раза. Во время последнего видения Пресвятая Богородица передала страдалице утешительную записочку. Матрона никогда не делилась тем, что содержало в себе послание.

Инвалидность и беспомощность

После инцидента искалеченное дитя уже не смогло встать с печи, оставшись инвалидом на всю жизнь. Так пролежала Матреша в родительском доме до 17 лет. Она была не в состоянии ходить, с трудом двигала руками, сил хватало только для того, чтобы перевернуться с боку на бок. Инвалидность не изменила отношения родных к девушке — унижения продолжались.

Единственным утешением для нее стала молитва. С беспомощностью физического тела и душевными страданиями вера во Всевышнего у Матроны только росла. До конца своих дней она оставалась набожным человеком строгих моральных правил, соблюдала все Посты (во время которых практически не употребляла пищу), каждый месяц причащалась Святых Христовых Тайн, пела священные песнопения.

Обретение дара исцеления

О непростой ситуации в семье Беляковых знали односельчане, относясь к новоявленной мученице с трепетом и уважением. Однажды в гости зашел местный крестьянин и посетовал на ноющую боль в спине. Решив, что только угодная Богу душа может со смирением выносить такие тяготы, он обратился к лежачей с просьбой облегчить свое состояние. Желая помочь, Матреша приложила руку к спине больного, после чего все симптомы исчезли, и мужчина смог продолжить работу пильщика.

С этого момента весть о даре исцеления разошлась по соседским селам. С каждым днем увеличивался поток людей, желающих узреть святую. Наряду с признательностью, паломники несли подвижнице подношения, которые в основном отнимал отец на алкоголь и табак. То немногое, что оставалось, шло на благое дело.

Переезды

После кончины родителей испытания блаженной не закончились: брат и сестра, которые стремились обогатиться за счет провидицы, вынудили ее переехать к племяннику Матвею Сергеевичу, человеку доброму и богобоязненному. Небольшое строение, сооруженное для Матреши благодарными жителями, сестра впоследствии отсудила.

К сожалению, в новом доме тяготы праведницы не закончились: у Матвея Ивановича подрастали дети, которых сильно задевали насмешки окружающих, глумящихся над слепой калекой. Издевки общества, охваченного антирелигиозным советским движением, носили жестокий характер. Но болезненнее всех реагировала сама Матреша, которую волновала не людская злоба, а терзания ни в чем не повинных ребят, живущих с ней под одной крышей.

До лета старица, как правило, лежала в одной из комнат крестьянской избы в детской кроватке, занавешенной пологом. Платье, подаренное одной из посетительниц, почти полностью укрывало хворое и маленькое тело. С десятилетнего возраста блаженная не росла (ее рост составлял примерно 90 сантиметров). Летом, когда в помещении становилось нечем дышать, кровать переносили в сени, где она и стояла до зимы. Никто из семьи, исключая самого племянника, не обращал внимания на Матрону, которая со смирением переносила и пронизывающий ветер, и капающую с крыши воду. В одну из дождливых ночей насквозь промокшее облачение подвижницы к утру совсем оледенело. Лишь после этого сестра согласилась вернуть озябшую женщину в теплую комнату.

Возбуждение уголовного дела

Летом 1935 года Бельковским районным отделением НКВД было заведено уголовное дело «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой» о подстрекательстве к антисоветской и антиколхозной деятельности. Причиной расследования стал донос одного из жителей города Касимова, рассказавшего правоохранителям о братьях Правдолюбовых, составивших житие великомученицы Матроны Рязанской. В ходе разбирательств были арестованы и сосланы в лагеря 10 человек. Гражданку Белякову также признали виновной в оказании влияния своей святостью на темную массу, что существенно задерживало ход коллективизации. Прикованную к постели старицу, объявленную «вредным элементом», должны были доставить сначала в Рязань, затем в Москву. За ней из столицы выслали специальный транспорт.

Слепую женщину, об удивительных способностях которой ходили легенды, при задержании трогать побоялись. Пока чинили неисправную машину, в избу вошел председатель местного сельсовета, который и привел приказ в исполнение. Уже в дверях, держа на руках хрупкую Матрену, он отметил ее легкость, на что святая ответила: «И твои детки такими легкими будут». Эти слова оказались пророческими: дети председателя с момента ареста страдалицы перестали расти. Сам же мужчина умирал долго и мучительно: на всю округу были слышны его крики. Перед смертью он покаялся в своих грехах и горячо молился, после чего отошел с миром, благословленный Церковью.

Помощь людям и исцеление недугов

За свою жизнь Матронушка помогла тысячам людей, исцеляя болезни тела и облегчая душевные терзания. Открытая и непосредственная, как ребенок, инокиня внимательно выслушивала каждую просьбу, глубоко вникая в суть волновавшей посетителя проблемы. Не каждый был готов услышать о своих грехах и пороках, но те, кто возвращался с покаянием, получал напутствие и совет блаженной. Также известны факты выздоровления людей, в лечении которых официальная медицина оказалась бессильна.

Последние годы жизни

О пребывании Матроны в столице и последних годах ее жизни известно чрезвычайно мало.

Предположительно, около года она находилась в Бутырской тюрьме, что послужило росту религиозного подъема среди заключенных, которые свято чтили блаженную, исполняя акафисты и молясь. Проблемную заключенную убить или сослать не рискнули, поэтому ее признали психически нездоровой и отправили на принудительное лечение.

По другим сведениям, Матреша даровала исцеление безнадежно больной матери следователя, после чего он смог поместить заключенную в одну из лечебниц в качестве умирающей.

Согласно официальным данным, Матрона Белякова умерла от сердечной недостаточности 16 июля 1936 года в возрасте 71 года.

История мощей святой

Матрону Анемнясевскую похоронили на Владыкинском кладбище, которое находится в Северо-Восточном административном округе Москвы. В 70-е годы, в связи со строительством автострады, захоронения вблизи Храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине было решено перенести. Прах провидицы перезахоронили на Центральном кладбище в Долгопрудном, где позднее была возведена часовня в ее честь.

Текущее местоположение

Однако долгое время никто не знал точного места погребения великомученицы. Лишь в начале 2000-х годов к заведующему Долгопрудненского кладбища обратилась женщина – внучка священника Бориса Кондратьева, который отпевал инокиню в 1936 году в вышеупомянутом храме. Со слов женщины, утверждавшей, что могила ее дедушки располагается рядом с останками святой, было выявлено, где находятся мощи старицы в Москве.

Чудодейственная сила

Как и 70 лет назад исповедница продолжает помогать терпящим, даруя целительную силу в ответ на обращенные к ней молитвы. Так, работники храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве Анатолий и Иоанна в течение 8 лет брака не могли зачать ребенка. Они искренне и с усердием просили Матронушку одарить их чадом, и в скором времени в семье родилась дочь. Здесь же, в храме Троицы в Москве, на данный момент располагается чудотворная икона мученицы.

Прихожанку храма Троицы Галину сильно беспокоили боли в ногах, что сделало невозможным посещение церковной службы. Пожилая женщина молилась двум блаженным Матронам – Рязанской и Московской. Ответом на мольбу стало мироточение бумажных икон святых, боль же в ногах совсем утихла. Данный факт, признанный чудом, сделал квартиру Галины объектом всеобщего внимания: многие верующие приходили, чтобы поклониться образам, источающим благовонную влагу.

Чудеса Матроны Анемнясевской

Обнародованы бесчисленные свидетельства помощи праведницы в самых разных жизненных ситуациях.

Одна из почитательниц блаженной Евгения вспоминает, как в 90-е Матрона Касимовская помогла ей и ее сыну пережить судебный процесс. Мужчина находился под следствием, суд был назначен на определенный день. Материнское чутье подсказало женщине обратиться к мученице за помощью и посетить храм вместо суда. Сначала сам процесс по неизвестным причинам несколько раз откладывался, позже сына все-таки приговорили, однако срок заключения оказался в два раза меньше ожидаемого. После отбывания наказания чудеса продолжились: освободившийся мужчина не просто отказался от участия в незаконных делах, но и вернулся к нормальной жизни.

Со слов настоятеля храма Троицы Сергия Правдолюбова многие люди, исцеленные силой чудотворной иконы, несут в знак благодарности украшения из драгоценных металлов, бисера, а также вышитые вручную фигурки. Кроме того, священнослужитель вспоминает историю своего спасения, случившуюся на Бережковской набережной. В результате возникшей аварийной ситуации машина должна была слететь с обочины в Москву-реку, но после мысленного обращения Сергия к Матреше катастрофы не произошло.

Молитвы и тропари святой

Молитвы и тропарь (краткое церковное песнопение) могут исполнять не только настоятели церкви, но и прихожане, нуждающиеся в помощи и поддержке Матронушки.

Молитва, которая помогает людям в преодолении болезней и способствует укреплению веры в сложных житейских ситуациях.

Молитва о даровании детей при бесплодии и сложной беременности.

Тропарь святой блаженной Матроне Анемнясевской, глас 8-й, в котором молящиеся обращаются к мученице с просьбой о поддержке.

Акафисты святой

Торжественный гимн, посвященный великомученице Матроне Анемнясевской, проходит воскресными вечерами в храме Троицы в Троицком-Голенищеве и включает в себя 13 кондаков (жанр гимнографии в форме стихотворной проповеди) и 12 икосов (чествование святой песнями).

Видео

В этом видео вы подробнее ознакомитесь с жизнеописанием блаженной Матроны Рязанской.

Молитвы Матроне Анемнясевской

Святая Матрона Ане­мня­севская родилась в конце 19 века и жила в России, а затем в Советском Союзе. Ее жизнь была полна тягот и лишений, но праведница никогда не жаловалась, а во всем полагалась на Божью волю. Господь одарил ее способностью исцелять людей. После того, как этот дар обнаружился, Матрона постоянно принимала тех, кому нужна была духовная помощь. Молитвы Матроне Анемнясевской помогают тем, кто с чистым сердцем обращается к ее помощи

  • 23 июня – Собор Рязанских святых
  • 29 июля
  • 6 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
  1. Житие святой Матроны Анемнясевской
  2. В чем помогают молитвы святой?
  3. Тексты молитв Матроне Анемнясевской
  4. Тропарь, глас 8
  5. Кондак, глас 8
  6. Молитва первая
  7. Молитва вторая, о даровании чад

Житие святой Матроны Анемнясевской

6 но­яб­ря 1864 го­да в де­ревне Ане­мня­се­во Ря­зан­ской гу­бер­нии в семье бедняков родился четвертый ребенок — дочь. Никто не радовался ее рождению, потому что каждый лишний ребенок был родителям в тягость. И с младенчества Матрона не видела ничего, кроме обид, побоев и унижений. В 7 лет она заболела оспой и после болезни ослепла. Ей в качестве работы по дому вменили уход за младшими братьями и сестрами, которых было четверо. Но слепая девочка с трудом справлялась со своими обязанностями и однажды на глазах матери уронила сестру. За эту провинность мать ее жестоко избила. На другой день Матроша не смогла подняться, и с тех пор навсегда осталась прикованной к постели.

До 17 лет девочка лежала, находя отраду и утешение только в искренней молитве, не видела никакой любви и заботы. Односельчане с сочувствием относились к ней, видя, какое смирение и терпение скорбей проявляет Матрона.

И вот, однажды, местный плотник, который мучился болями в спине, пришел к ней и сказал, что раз Матронушка так долго мучается, постоянно молится, это делает ее угодной Богу. Может быть, она сможет ему помочь, если потрогает его спину, и он снова сможет работать? Девушка отозвалась на его просьбу, и боли в спине прекратились, мужчина смог вернуться к работе и содержать свою семью. После этого один за другим пошли к ней односельчане, а затем и совершенно незнакомые люди, до которых дошел слух о блаженной целительнице.

Она принимала людей на протяжении 50 лет, лежа в детской кроватке. Ведь ее рост прекратился после паралича, Матрона выглядела как 10-летний ребенок. Несмотря на славу и поток людей, ее родственники все же относились к ней плохо. Только ее племянник, у которого она стала жить уже в преклонном возрасте, относился к ней с должным почтением и считал ее святой.

Матрена знала множество молитв, песнопений, акафистов. Читала и пела их чистым, ангельским голосом. Когда ее спрашивали, как она, слепая, смогла выучить столько текста, Матрона отвечала, что запомнила это после того, как добрые люди читали ей эти молитвы. Во всем святая полагалась на Божью помощь.

Она помогала всем людям, но к одним относилась ласково и приветливо, а других обличала в их грехах, прогоняя от себя и посылая на покаяние и молитву. Эти люди порой возвращались к святой, и тогда она принимала их всем сердцем. Исцеляя даже безнадежных больных, Матрона прославилась на всю страну, как целительница и заступница.

Ее дни были окончены после ареста по обвинению в препятствовании коллективизации в 1936 году в Москве, в доме хроников имени Радищева. Похоронена блаженная на Владыкинском кладбище, но могила ее утеряна.

Канонизирована в 2000 году в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

В чем помогают молитвы святой?

Молитвы блаженной Матроне Анемнясевской помогают больным и немощным. Она помогает бездетным в рождении ребенка, одиноким – в обретении семьи. Особенно полезно обращаться к Матроне девушкам, сохранившим невинность и чистоту, она обязательно поможет им найти себе достойного спутника жизни.

Тексты молитв Матроне Анемнясевской

Тропарь, глас 8

Я́ко зарни́ца небе́снаго огня́ возсия́ в рязанстей стране́ блаже́нная ста́рица свята́я Матро́на, ея́же па́мять дне́сь творя́ще, воспои́м Христа́ Бо́га, моля́ще Его́ дарова́ти на́м тоя́ предста́тельством в боле́знех, беда́х и ско́рбех терпе́ние, и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Как вспышка небесного огня воссияла в рязанском крае блаженная старица святая Матрона, ее же память сегодня совершая, воспоем Христа Бога, моля Его даровать нам по ее покровительству терпение в болезнях, бедах и скорбях, и душам нашим великую милость.

Кондак, глас 8

В не́мощех си́лу, в слепоте́ о́чи нетле́нныя обрела́ еси́, пребыва́ющи на одре́ боле́зни, всю́ду я́ко пти́ца ду́хом носилася еси́, младе́нствующи те́лом, была́ еси́ ма́ти скорбя́щим и обурева́емым. Те́мже чту́щих твою́ па́мять не оста́ви в моли́твах, и помоги́ на́м изба́витися от грехо́в покая́нием, и улучи́ти с тобо́ю Ца́рство Небе́сное.

Перевод: В немощах — силу, в слепоте — нетленное зрение обрела ты, пребывая на одре болезни, ты всюду летала духом, как птица, телом быв беспомощной. Ты была матерью скорбящих и попавших в бурю. Потому почитающих память твою не забудь в молитвах и помоги нам избавиться от грехов покаянием, и достигнуть с тобой Царствия Небесного.

Молитва первая

О преславная и достоблаженная мати Матроно, житие твое скорби исполнено бе, но взирающе на смирение твое молим тя, угоднице Божия, умоли всещедраго Бога, да низпослет нам, недостойным, милость Свою, паче же утвердит и укрепит ны в несении креста нашего, да отвержемся себе и пойдем по пути спасения за Христом, смиривше выя своя под крепкую руку Божию, принимающе вся, яже от руки Его: вемы, яко Господь един может и падших возставити, и заблуждших возвратити, и соблазнившихся исправити, и грешников праведники соделати. Огради нас, мати Матроно, молитвами твоими от сети лукаваго, да не прельщеннии им возвратимся вспять. Еще молим тя, яко имущую велие дерзновение ко Господу, пролей теплую молитву за ны, недужныя и унылыя, и испроси у Господа коемуждо благопотребная, да подаст Господь и нам, якоже тебе, терпение и благодушие в бедах и скорбных обстояниих, да поживем по воли Его во вся дни живота нашего, зане воистинну вемы, яко весть Отец наш Небесный, ихже требуем, прежде прошения нашего. О, блаженная мати Матроно, многоименитому сонму новомучеников российских причтенная, с ними моли Господа нашего и Спаса Иисуса Христа, да сохранит Церковь Православную от соблазнов, ересей и расколов, да оградит Господь страну нашу от всех наветов видимых и невидимых враг и изимет ю из пучины безбожия: вемы, яко живем ныне токмо ради крове мучеников излиянныя, дарует же и нам Господь ничесоже боятися, верным же быти Ему даже до смерти, и яко мучениколюбцем со мученики возрадоватися во Царствии Небеснем. Ей, мати Матроно, испроси нам у Человеколюбца Господа время покаяния, да не исторгнет ны аки плевелы прежде жатвы, да не во зле погибнем, но да очистит ны от всякия скверны плоти и духа, во еже явитися нам в день судный нескверным и непорочным пред лицем Его, да чистым сердцем, яко истинная чада Божия, радостне воззовем к Нему: не отрини ны Господи, и приими во Царствие Твое, идеже Ты царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Молитва вторая, о даровании чад

О блаженная мати Матроно, к твоему предстательству прибегаем и тебе слезно молим, яко имущую велие дерзновение ко Господу, пролей теплую молитву о рабех твоих, в скорби душевней пребывающих и помощи от тебе просящих. Истинно бо слово Господне: просите и дастся вам, и паки: яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, иже на Небесех. Услыши убо воздыхания наша и донеси я ко Престолу Владычню, идеже ты предстоиши, вемы, яко много может пред Богом молитва праведника. Да не до конца забудет нас Господь, но призрит с высоты Небесныя на скорбь рабов Своих и плод чрева на полезное дарует. Воистинну, Бог идеже хощет побеждается естества чин, творит бо елика хощет: яко сотвори Господь Аврааму и Сарре, Захарии и Елисавете, Иоакиму и Анне, с нимиже моли, тако да сотворит Господь Бог и нам по милости Своей и неизреченному человеколюбию. Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века. Аминь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: