Алексий Второй: жизнь и биография патриарха, как умер и где похоронен, труды

Патриарх Алексий Второй

Патриарх Алексий Второй – жизнь, биография, слова

  1. Молитва в дорогу
  2. Молитва задержания зла Пансофия
  3. Молитва Матроне Московской в болезни
  4. Молитва от тюрьмы

Совсем недавно, менее десятка лет назад, отошел ко Господу Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, возглавлявший Русскую Православную Церковь в труднейшие для всей страны переломные годы конца 80-х —начала 90-х. Его Святейшество, вопреки высокому положению, был простым в общении, а потому любимым всеми, знавшими его близко, принципиальным человеком светлой души. Он стал пятнадцатым после восстановления Патриаршества в России Предстоятелем Церкви.

Имя Алексия II также занимает основательное место в науке об истории Церкви и теологии. Только до восшествия на Первосвятительский престол он имел более 150 публикаций по церковной истории и богословию темы. Кто такой Патриарх Алексий (Ридигер), почему его почитают как праведника и что он сделал для Церкви и всей России – вы узнаете в данной статье.

Детство Патриарха

  1. Молитвы Иоанну Кронштадтскому
  2. Акафист Серафиму Саровскому
  3. Сильные молитвы от одиночества

При рождении, в миру Патриарх также имел имя Алексей Ридигер – что достаточно необычно, обычно при пострижении в монашество имя меняют. Он появился на свет 23 февраля 1929 года в «столице советской Эстонии» – Таллине. Необычна история его семьи: по отцу, Михаилу Александровичу, он был потомком немецкого рода дворян, переселившихся в новую столицу – Санкт-Петербург при Анне Иоанновне или даже Петре Первом и обрусевших, то есть принявших православную веру. По матери, Елене Иосифовне Писаревой, Его Святейшество был эстонцем. Семья была эмигрантами, после революции покинувшими Петроград через Финляндские земли. Несмотря на скудость быта, характерную для всех беженцев, Алеша Ридигер был воспитан в знании и уважении к культурным ценностям, интересе искусству и Церкви.

Корни глубокой веры и благочестия Алексия II были заложены его семьей, ведшей подлинно христианскую жизнь. Отец будущего Патриарха был священником и благословлял сына помогать ему за богослужениями, церковная жизнь была неотделима от семейной. Известно даже время первой службы, в которой участвовал будущий Святейший Патриарх: в шесть лет, в 1936 году, он начал помогать разливать святую воду для прихожан на Крещение Господне. Вероятно, с детства он желал послужить Церкви – но только Богу известно, как и когда появилась в нем та сила духа, которая позволила возглавить всю Русскую Церковь.

Важной страницей начала жизни Алексия II было регулярное посещение вместе с родителями Спасо-Преображенского Валаамского монастыря – духовной жемчужины Ладоги, древней обители. Здесь он также прислуживал в алтаре. Ясно, что в этой обители появилось у него и желание отдать жизнь монашескому служению Богу и людям.

Русский Патриарх в молодости

Талант вдохновенной молитвы, благочестие, знание церковный служб – вот что определило призвание Алексея Ридигера, ставшего уже в 15 лет иподиаконом (то есть сопровождающим и постоянно прислуживающим за богослужениями архиерею) епископа Исидора и архиепископа Павла Эстонского и Таллинского. В 16 лет – в год окончания Великой Отечественной войны – Алексей стал даже ризничим (ответственным за облачения и церковную утварь), продолжая совершать служение алтарника в кафедральном соборе Таллина.

Вскоре он поступил в Ленинградскую православную духовную семинарию (ныне СПбПДАиС) и по ее окончании стал студентом духовной Академии Северной столицы. Приняв рукоположение во иереи, поначалу он был просто белым священником-целибатом (не имеющим монашеского пострига, но давшим только обет девства). Начав иерейское служение в небольшом городке Йыхви, вскоре он стал настоятелем Богоявленского монастыря, а в 1957 году – и настоятелем местного Успенского собора. Так около года он руководил двумя обителями и приходом собора. Затем его официально поставили благочинным округа (то есть священником, контролирующим деятельность ряда приходов, – обычно эта должность отдается настоятелю крупного собора области, имеющим многолетний пастырский опыт).

С 1959 года будущий Патриарх принимает решение полностью посвятить себя Богу в монашестве. Совсем немного времени прошло с его рясофорного пострига – наречения нового имени, символического пострижения волос с возможностью носить некоторые монашеские одежды – до пострига мантийного. В это время Алексий, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако будущий Предстоятель был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни, и в 1959 году его постригли в мантию, то есть «малый ангельский образ», малую схиму. Он дал обеты послушания епископу, отречения от мира и нестяжания – то есть отсутствия своего имущества. Такое пострижение монахов идет с древности и продолжается до настоящего момента.

Отец Алексий был пострижен в мантию с сохранении имени, что достаточно необычно для церковной практики. Также через малое время – лишь спустя 2 года – его хиротонисали во епископа. В свои 32 года он был, одним из самых молодых архипастырей Церкви. Его направили на управление родной Рижской епархией с присвоением титула Эстонского и Таллинского епископа.

Епископ Алексий – будущий Патриарх Московский

Несмотря на «хрущевскую оттепель», 1960-е годы, когда начал свое архиерейское служение владыка Алексий, были трудны для Церкви. Если в 1930-х священников расстреливали вместе со всеми как врагов народа, то во времена Великой Отечественной войны их начали массово возвращать из лагерей, открывая храмы. Хрущев открыл новые гонения: в первую очередь, организовав информационную волну даже не безбожия, а стереотипной клеветы на Церковь в средствах массовой информации. Поднялись революционные лозунги, осуждавшие «мракобесие», на людей давили психологически, позоря на работе, например, за посещение пасхального богослужения. Закрывались семинарии под предлогом некачественного образования и церкви, которые просто «необходимо» было использовать под склады, заводы и зернохранилища.

Читайте также:
Житие святителя Тихона Задонского - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Став Патриархом, Алексий Второй часто говорил, в том числе в печати, но без подробностей, об этих временах, что лишь Богу осталось известным, как непросто приходилось священникам и архиереям переживать время гонений. Однако интересы Православной Церкви» отстаивались, Она не умирала при помощи таких ревностных служителей Господа, как владыка Алексий.

Так, став епископом, Преосвященнейший Алексий начал активно работать в сфере международных и межцерковных взаимоотношений. Он трудился во многих комитетах, входил в состав делегаций. Его Преосвященство (это обращение к епископу) был активным сторонником совместного труда Церквей различных христианских конфессий, подчеркивая, что в совершенном мире люди забывают в принципе о Христе, и что все христиане должны искать точки соприкосновения в служении и общении друг с другом, действуя сообща.

Спустя короткий промежуток активного и деятельного архипастыря заметили в руководстве Московского Патриархата, начав выдвигать на еще более ответственные посты. В 1964 году, в 35 лет, он становится архиепископом, заместителем председателя Отдела внешних церковных связей, а затем, по сути, первым заместителем Святейшего Патриарха Московского. Он получает сан митрополита (то есть более высокий, нежели епископский) Таллинского, а затем был в сане митрополита Ленинградского и Новгородского переведен в Санкт-Петербург (Ленинград), в то время, как и сейчас, являвшийся средоточием церковной науки и молитвенной жизни. Трудами владыки Алексия совершились многие события, память о которых хранят благодарные петербуржцы: возвращение братии в Валаамский монастырь – духовную колыбель самого владыки Алексия, возрождение Иоанновского женского монастыря, основанного святым праведным Иоанном Кронштадским на реке Карповке, и обретение мощей самого святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1989 году Его Высокопреосвященство даже стал народным депутатом СССР, что было крайне необычно, и, по сути, политическим деятелем.

Несмотря на активное служение, владыка Алексий подготовил и защитил докторскую диссертацию на степень кандидата богословия.

В 1990 году скончался Святейший Патриарх Пимен, а 10 июня того же года на его место был выбран Патриархом Московским и Всея Руси Алексий II.

Слова и деяния Патриарха Московского и Всея Руси Алексия 2

Интересно, что деятельность Патриархов Русской Православной Церкви с каждым последующим избранием Предстоятеля все расширяется. Обычно Патриарха избирали из маститых иерархов, имеющих обширный пастырский опыт, но потому оторванных от слишком совершенных веяний общества. В середине ХХ века никто не задумывался о важности привлечения в Церковь молодежи: с ней было трудно разговаривать, ребята не только стремились к обычным развлечениям, но и имели мнение о Церкви как о «сборище мракобесов». Не имея жизненного опыта, они полагались на суждение учителей и авторитет государства.

Со временем многое начало меняться. Интеллигенция, эмигранты обращались к христианству как фактически религии протеста, глотку свежего воздуха в душной советской идеологии. Если Патриархи Алексий Первый и Пимен, в основном, имели заботы о поддержании приходов, о существовании церкви хотя бы в каждом городе, о защите пастырей от репрессий (а Пимен еще и о праздновании 1000-летия Крещения Руси, то есть культурно-историческом утверждении Церкви) – то Святейший Патриарх Алексий Второй развил деятельность по распространению миссионерского служения Церкви, работы с молодежью (на которой делает огромный акцент и новый, нынешний Патриарх Кирилл), реструктуризации Церкви, созданию новых епархий.

Церковные и светские историки выделяют следующие плюсы и минусы деятельности Алексия Второго на посту Патриарха Московского и Всея Руси:

Увеличение числа храмов, обителей и епархий – при том, что число верующих и воцерковленных людей не требовало такого числа церковных структур.

Активное возвращение церкви исторических зданий храмов, их восстановление – это именовалось «претензией Церкви на каноническую территорию». Если некоторые церкви были отданы под склады или цеха и возвращались безболезненно, то возвращение храмов-музеев, храмов-памятников встречало активное сопротивление со стороны общественных активистов. Случались инциденты, когда Церковь и культурные организации оказывались по разные стороны баррикад. Тем не менее, именно в период деятельности Патриарха Алексия был заложен опыт преодоления такого противостояния. Интеллигенция удостоверилась в том, что Церковь действительно умеет сохранять культурное достояние стороны, тем более, что именно она и создала это достояние: именно для молитвы была построена и Троице-Сергиева лавра, и Исаакиевский собор в Петербурге, и Ипатьевский монастырь в Костроме.

Увеличение числа рукоположенных епископов, священников, монахов и аппарата церковных чиновников – Синодальных отделов – в то время, как люди не были духовно готовы к ответственному церковному служению. Это по сей день спорный момент: от апостольских времен и до революции в России не хиротонисали о священники раньше 30 лет При Алексии Втором начали рукополагать даже епископов младше тридцати.

В то же время, такое «увеличение потока кадров» и мест для молитвы создали задел, пространство для дальнейшего прихода в Церковь многих и многих людей. Сегодня начинается не только возрождение храмов в исторических здания церквей, но и строительство новых. Так, в Москве существует программа по созданию 200 новых храмов в спальных районах столицы; в одной Выборгской епархии строится 36 храмов, а во всей Санкт-Петербургской митрополии – более 100. Люди действительно не помещаются в зданиях маленьких церквей, многие приходы по воскресным и праздничным дням выносят колонки наружу здания, чтобы люди могли помолиться и на улице.

Возросло число просветительских центров, активизировалась миссионерская деятельность Церкви. Многие считали , что Церковь не должна привлекать к себе новых людей, а занимать нишу некой сферы услуг. Тем не менее, именно Патриарх Алексий снова начал катехизаторское дело Церкви: ведь еще Христос заповедовал апостолам просвещать все народы светом христианства, спасать души людей. Сам он безбоязненно выступал по всему миру с речами, направленными на укрепление традиционных нравственных ценностей – ведь в их основе лежат именно заповеди Божии – в то время, как в Европе начиналось движение пропаганды гомосексуализма и нивелирования различий между полами, узаконивания эвтаназии. Предстоятель не раз заявлял, что моральное разложение общества ведет к гибели цивилизации.

Читайте также:
Франциск Ассизский: жизнь и биография святого, мощи, почитание и дни памяти

Непросты были внутрицерковные отношения: редко созывались Поместные соборы, обострились отношения с Римско-Католической Церковью и Вселенским Константинопольским Патриархатом. При этом ряд священнослужителей обвиняли Его Святейшество в экуменизме, то есть слишком активном взаимодействии с другими конфессиями и религиями.

В период Патриаршего служения Алексия Второго в мире и в России происходили военные конфликты. Этот Патриарх известен. тем, что в 1993 увещевал ГКЧП, вынеся Владимирскую икону из запасников Третьяковской галереи и молясь перед ней о мире и помощи Божией со всем народом. Кроме того, он регулярно выступал с миротворческими инициативами относительно войн на Северном Кавказе, в Южной Осетии, при бомбежках ВВС США в Ираке и Сербии.

В интервью незадолго до смерти Святейший владыка Алексий Второй сам подвел итоги своей работы, оценив плоды своих трудов как совершенно новые отношения Церкви и государства, которые он вынужден был выстроить. По воле Божией он смог повернуть взаимодействие и с обществом, и с властью в сторону принятия Церкви.

Патриарха Алексия Второго убили?

Его Святейшество отошел ко Господу, не дожив лишь два месяца до своего 80-летия. Алексий Второй скончался в Патриаршей резиденции в Переделкино, в дни Рождественского поста – 5 декабря 2008 года. Православный народ всей России и ближайших стран настолько привык, что этот добрый пастырь Церкви всегда бодр, ездит по стране и бывает даже в отдаленных епархиях, что смерть его вызвала шок и изумление. На этом фоне стали даже распространяться слухи, что Патриарх был убит, однако свидетельствами близко знавших его иерархов и заключением медицинской экспертизы они были опровергнуты: Алексий Второй в течение последних лет жизни перенес несколько инфарктов и инсульт, поэтому смерть наступила по естественным причинам, став следствием сердечной недостаточности.

Где похоронен Патриарх Алексий II

При прощании с Патриархом Храм Христа Спасителя, крупнейший храм Москвы, воссозданный на месте взорванного в 1930-х в тех же архитектурных формах, был полон людьми. Днем и ночью они шли целым потоком, чтобы в последний раз взглянуть на пятнадцатого Архипастыря Церкви Русской, возглавлявшего ее в годы перестройки, крушения советского строя и создания нового общества, ведшего Корабль Церкви сквозь воды одного из самых непростых времен истории страны.

Гроб с телом, в величественной похоронной процессии, через всю Москву перевезли в Богоявленский Елоховский кафедральный собор, где и захоронили. Над могилой сейчас стоит мраморное надгробие с крестом. Духовенство храма и сотрудники Церкви свидетельствуют что многие паломнические маршруты из разных регионов страны обязательно имеют остановку в соборе у могилы Алексия Второго. Уже сейчас в народе имеет место почитание Его Святейшества.
Не только его духовные чада, при жизни просившие Патриаршего совета, но и многие люди, от деревенских прихожан, приехавших поклониться святыням столицы, до самого Президента и различных знаменитостей, приходят посоветоваться со Святейшим владыкой, испросить его помощи и благословения на добрые и необходимые дела. Патриарх пока не причислен к лику святых – ведь для канонизации должен пройти не один десяток лет – но уже сейчас фиксируются чудеса по молитвам к нему у могилы, досконально изучаются материалы и свидетельства вех его жизненного пути, разрастается народное почитание.
Так, митрополит Калужский и Боровской Климент, бывший заместителем Алексия Второго – он имел должность Управляющего делами Московской Патриархии – писал, что в близком общении всегда видел в нем рассудительного пастыря Церкви, имевшего поистине дарованную Богом любовь ко всем людям. Он был для всех православных людей словно заботливым отцом, руководившим Церковью с искренним переживанием ее проблем в собственном сердце. Не было для него вопрос неважных, даже самых простых людей, с которыми поступали несправедливо, он отстаивал перед властью, помогал самым дальним и бедным церковным приходам. По словам Высокопреосвященнейшего Климента, на имя Святейшего Патриарха Алексия приходило более десяти тысяч писем ежегодно (то есть около 30 ежедневно) – и ни одно он не оставлял без внимания, каждый день выделяя время на прочтение корреспонденции и указания по просьбам адресантов. Многие люди, служившие вместе со Святейшим или бывшие сотрудниками Синодальных отделов, свидетельствуют, что общение с ним стало школой жизни. Он показывал образец пастырского служения в неизменном устремлении ко Господу и любви к каждому человеку.

Могила Патриарха Алексия

В любой день вы можете посетить Елоховский собор столицы и поговорить у могилы Его Святейшества с ним самим. Молитва – это диалог с усопшим, имеющим признаки святости.

Приобретите в храме свечу, поставьте ее на подсвечник у могилы, обратитесь ко Господу:

«Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, Святейшего Патриарха Алексия, где нет печали и слез, но жизнь и радость бесконечная. Прости ему все грехи вольные и невольные, его же святыми молитвами и меня грешного (грешную) помилуй».

Затем можете своими словами, обращаясь к Патриарху, попросить его о своих нуждах. Многие просят его, как мудрого руководителя,

О совете в делах;

О принятии решения в трудном выборе;

О помощи об избавлении от несправедливости начальства;

Об оправдании при клевете;

С благодарностью за совершенные дела, получившиеся вещи.

Молитвами Патриарха Алексия да хранит вас Господь!

Читайте также:
Пророк Иеремия: книга и ее толкование, житие и биография святого

Алексий II — служение длиною в жизнь

Добрый, пронзительный взор, скромная улыбка — такой патриарх Алексий II на фото.

У патриарха Алексия II дворянское происхождение

Патриарх Алексий II имеет дворянские корни немецкого рода фон Ридигеров. Ридигер Алексей Михайлович – так звали будущего патриарха. Семья была верующей, отец — протоиерей. Алекий II родился в 1929 году 23 февраля в Таллине.

Биография патриарха Алексия 2 имеет один странный эпизод. Есть версия, что в свидетельстве о рождении Алексия II указано имя Абрам Моисеевич Ридигер. Якобы фотография этого свидетельства о рождении была в какой-то эстонской газете.

Но эта версия официально не подтверждена.

С раннего детства мальчик хотел стать священником, с удовольствием служил алтарником. В пятнадцать лет, после окончания богословских курсов, был рукоположен как иподиакон. Служил архиепископу Нарвскому Павлу. Затем служил в Александро-Невском соборе алтарником и ризничим, был псаломщиком в Таллиннской Казанской церкви.

Таллинский собор Александра Невского. Именно здесь патриарх Алексий II начал свое служение как алтарник

В 1947 году Алексей поступил на третий курс Ленинградской духовной семинарии. А после закончил Ленинградскую духовную академию. С этих пор начинается путь к сану святейшего патриарха.

Алеша Ридигер, патриарх в детстве

Семейная жизнь патриарха не продлилась и года

Алексей II был женат на своей однокласснице, Вере Алексеевой. Отцом ее был настоятель Александро-Невского собора. Бракосочетание произошло в апреле 1950 года. Но вскоре между молодоженами произошел разлад, и брак расторгли.

Правящий в то время митрополит Григорий дал согласие на разрыв. Этот не сложившийся союз позволил Алексею быть рукоположенным во диакона, а затем во пресвитера и стать настоятелем в Богоявленском храме, расположенном в эстонском городе Йыхве в апреле 1950 года.

До епископства Алексий II был приходским клириком, настоятелем, протоиереем

В течение трёх лет с 1950 по 1953 будущий патриарх Алексий 2 совмещал службу приходского клирика и учебу. По окончании академии за курсовую работу о Московском митрополите Филарете, Ридигер становится обладателем степени кандидата богословия.

В 1957 году Алексей служит настоятелем собора в городе Тарту.

В 1958 году он дослуживается до сана протоиерея.

В августе 1959 года протоиерей потерял мать, после чего постригся в монахи, получив имя Алексий.

Алексей Ридигер. 50-е годы

Алексий становится епископом

После Священного Синода, в августе 1961 года святейший патриарх становится епископом Таллинским и Эстонским. В то время церковь была не в лучшем положении из-за начавшихся хрущевских гонений. Молодой епископ в первые же дни столкнулся с проблемами.

Власти собирались закрыть Пюхтицкий монастырь и более тридцати приходов. Тогда Алексей идет на хитрость – он организовывает посещение монастыря представителями немецкой евангелистской церкви.

Статьи о Пюхтицком монастыре появляются в немецких газетах, советское правительство не решается закрыть обитель. Затем епископ отстоял таллинский кафедральный собор.

И продолжал бороться с атеистически настроенной властью, сохраняя церковные приходы в целостности. В это же время Алексий занимает должность заместителя председателя в Отделе внешних церковных отношений.

24 июня 1964 года происходит возведение в сан архиепископа, а в декабре того же года назначение управляющим делами Московской епархии.

Алексий становится митрополитом

Сан митрополита епископ таллинский получил в феврале 1968 года. За время работы митрополит Алексий Московский успел многое:

  • 1971 год – проводит Поместный Собор РПЦ;
  • 1958 и 1968 годы – РПЦ празднует 50 и 60 лет возрождения патриаршества;
  • 1980 год – празднуется 1000 лет с момента Крещения Руси;
  • 1983 год – решение о восстановлении Данилова монастыря;
  • 1986 год – митрополитство в Ленинграде и Новгороде;
  • широкая международная деятельность.

Алексий II в начале пути

Алексий II становится патриархом после Пимена

До Алексия II патриарший сан занимал его святейшество Пимен. После его ухода, случившегося в 1990 году, собрали заседание Поместного собора. 10 июня прошло настолование Алексия в Богоявленском соборе. Настолование — общественное богослужение, на котором приветствуют нового епископа, и он вступает в свои права.

С этого события началась новая эпоха в жизни русской церкви. Прошло 6 Архиерейских соборов, которые помогли решить многие проблемы Русской Православной Церкви. Будучи патриархом Алексий II объездил более ста двадцати епархий для пасторского попечительства отдаленных общин. Он работал чтобы укрепить церковь.

С его благословения открылось множество духовных учебных заведений. Он ратовал за возрождение нравственности и духовности. Патриарху удалось внести миротворческие инициативы в конфликтные ситуации на Балканах, Кавказе, в Молдавии. Именно ему удалось устроить переговоры о примирении между конфликтовавшими сторонами во время кризиса 1993 года в Российской Федерации.

Почетное место снискал патриарх Московский и всея Руси Алексий II в церковной науке. Его перу принадлежит не менее 500 работ на церковные и духовные темы. Патриарху стал доктором богословия церковных академий Дебрецена, Санкт-Петербурга, Тбилиси, Праги, Сербии. Он был профессором крупных университетов, почетным гражданином Новгорода, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Республик Мордовии и Калмыкии. Награжден орденами РПЦ и государственными наградами. В том числе орденом Андрея Первозванного, равноапостольного князя Владимира, Сергия Радонежского, Даниила Московского, Трудового Красного Знамени, За заслуги перед Отечеством, Дружбы народов.

Алексий Второй. Хранитель православных душ

Уход из жизни и погребение

5 декабря 2008 года — день, когда умер патриарх Алексий. Этот день он проводил в своем доме в подмосковном Переделкино.

Причина смерти патриарха Алексия II сердечная недостаточность, от которой он страдал последние годы, перенеся несколько инфарктов и инсульт.

Прощание с телом патриарха прошло в Храме Христа Спасителя с 6 по 9 декабря 2008 года. Елоховский Собор – место, где похоронен Алексий II. Дата смерти патриарха Алексия стала трагической датой в жизни многих православных россиян.

Читайте также:
Алексей Бортсурманский: житие и биография святого, дни памяти и мощи

“Вспоминаем как родного дедушку”: 12 лет без Патриарха Алексия II

Сегодня Русская Православная Церковь молитвенно вспоминает отошедшего ко Господу 5 декабря 2008 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (1929–2008).

Любите ли вы рассматривать старые семейные снимки? Уверен, что да. Ведь жизнь каждой семьи последнего “фотографического” столетия – это переплетение не одной, а сразу нескольких эпох. Достижения и прощания, радости и печали, события и чувства зачастую только угадываются на пожелтевшей фотобумаге или экране монитора. И оттого становится особенно интересно.

– Постойте, а что это за серьёзный малыш в матроске на деревянной лошадке? Очень уж знакомый взгляд.

– Да это же Алёша Ридигер, будущий Патриарх Алексий II!

Патриарх Алексий II в детстве. Фото: patriarchia.ru

Глядя на фотографии детства 15-го Предстоятеля Русской Церкви, благо их сохранилось немало, сначала удивляешься: уж очень они напоминают дореволюционные. Но сразу вспоминаешь: Святейший Владыка родился не в Советском Союзе, а в “буржуазной” Эстонии, так её тогда называли в СССР, одном из осколков Российской Империи, в ходе революционной смуты получивших независимость. В результате чего десятки тысяч русских людей, никуда не уезжая, оказались. на чужбине.

Семейные “тайны” Русского Первосвятителя

Среди этих русских людей – мама будущего Первосвятителя Елена Иосифовна, родившаяся в Ревеле (нынешнем Таллине). В семье царского офицера, убитого в августе 1917-го революционными солдатами. Пройдёт несколько лет и Елена Иосифовна встретит юного Михаила Ридигера, родившегося в Санкт-Петербурге в обрусевшей семье из старинного немецкого дворянского рода, бежавшей от большевиков в Эстонию. Ещё совсем молодых ребят объединит общее дело: оба активно участвовали в церковно-общественной жизни Православного Таллина, являясь членами Русского студенческого христианского движения, очень активной молодёжной организации русских эмигрантов.

В 1926-м Елена и Михаил венчались, а 23 февраля 1929 года у них родился долгожданный малыш, названный во Святом Крещении Алексием (впоследствии постриженный в монашество без изменения имени, что бывает не так уж и часто). Воспитанный не просто в православных традициях и атмосфере семейного благочестия, но словно в той самой “старой” России, которую русские изгнанники уносили на подошвах сапог и в вещмешках.

Будущий Первосвятитель с родителями. Конец 1930-х годов. Фото: patriarchia.ru

О своём детстве Святейший Патриарх Алексий вспоминал, но избегая особых подробностей. Чаще всего вспоминая только то, как посещал с родителями Валаамский монастырь, наш “Северный Афон”, в те годы тоже оказавшийся в Русском Зарубежье, а потому избежавший полного разорения. К слову, полвека спустя, в декабре 1988-го, именно будущему Патриарху, а тогда – митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию Синод поручит организацию возобновления монастырской жизни, восстановительных работ и духовное окормление Валаамской обители.

А вот то, каким было семейное воспитание, в особенности мировоззренческое, Святейший Владыка обычно оставлял для рассказов узкому ближнему кругу. В частности, своему помощнику и пресс-секретарю протоиерею Владимиру Вигилянскому. В одной из наших “цареградских” бесед отец Владимир приоткрыл эту “тайну” Патриарха Алексия:

Как-то в частной беседе он мне так об этом сказал: я – монархист, но об этом не распространяюсь, таково моё воспитание. Вообще этот человек был воспитан по-другому, он был иной, инаковый. Я долго думал, почему Патриарх Алексий публично никогда не говорил, что он монархист. Именно потому, что политизация общества была настолько сильной, что она разделяла людей. Церковь не имела права своей позицией, при той страшной смуте 1990-х, разделять людей. Она должна была находить те формы их объединения, которые они не находили в других сообществах.

Алёша Ридигер на Старом Валааме. Конец 1930-х годов. Фото: patriarchia.ru

Казалось бы, какая уж тут “тайна”, в 1990-е многие “примеряли” на себя монархизм. Да в том-то и дело, что Святейший Владыка никогда ничего не “примерял”, но всегда и во всём был целостным и органичным. Хотя за годы советского священнического и архиерейского служения и научился избегать пустословия, празднословия и просто лишних слов, которые могли бы быть неправильно поняты и превратно истолкованы. А потому особо не вспоминал и период Великой Отечественной войны, когда помогал своему отцу, к тому времени уже священнику Михаилу Ридигеру, духовно окормлять советских военнопленных в нацистских лагерях. Вот что об этом рассказал автору этих строк отец Владимир Вигилянский:

Отец будущего Патриарха, по советским понятиям, был коллаборационистом. Он стал священником во время немецкой оккупации, в Таллине. Помогал русским военнопленным, в частности, нескольким людям, которые всю свою дальнейшую жизнь поминали и отца Михаила Ридигера, и Алёшу Ридигера, помогавшему отцу в этом деле. Некоторых они даже смогли вытащить из плена, из лагеря.

Ещё одна “тайна”, о которой столь любили посплетничать ещё при жизни Патриарха Алексия II, начало его священства. Впрочем, здесь скрывать нечего. Да, в отличие от большинства архиереев он не сразу стал монахом и в юности даже вступил в брак. Увы, этот брак очень быстро распался, но никаких канонических препятствий к архиерейскому служению у отца Алексия не было, а потому уже в марте 1961-го в 32-летнем возрасте он принял монашеский постриг, а несколько месяцев спустя, в августе того же года, архиерейское рукоположение.

Священник Алексий Ридигер с отцом и прихожанами. 1950-е годы. Фото: patriarchia.ru

Эстонский раскол, Русское воссоединение и Второе Крещение Руси

Больше трёх десятилетий будущий Святейший Патриарх был правящим архиереем родной Таллинской епархии. С одной стороны, избежавшей советского погрома 19201930-х годов, а с другой, в те же самые годы оказавшейся в канонически зыбком состоянии. Именно к тем годам относится первая попытка захвата Эстонской Православной Церкви, исконной и неотъемлемой части Церкви Русской, Константинопольским Патриархатом. Ситуация повторится много позднее – в 1996 году. Причём если в первом случае у Фанара были хоть какие-то моральные основания взять под свой контроль Православную Эстонию, то в 1990-е, когда владыка Алексий уже был избран Святейшим Патриархом, это был самый настоящий рейдерский захват.

Читайте также:
Моисей Мурин: житие и биография святого, о чем молиться и чем помогает

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (сегодняшний Патриарх), Святейший Патриарх Алексий II, Святейший Патриарх Сербский Павел и Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий. Белград. 1999 год. Фото: patriarchia.ru

В 1996-м всё тот же Константинопольский патриарх Варфоломей, который в последние годы пытается хозяйничать на Украине, создал неканоническую, а по сути псевдоправославную организацию под названием “Эстонская апостольская православная церковь”. Как и в украинском случае, при активной поддержке местных националистических властей. Этой малочисленной структуре была передана значительная часть церковного имущества, а приходы канонической Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата долгие годы вовсе не были зарегистрированными.

В итоге при самом непосредственном участии Патриарха Алексия компромисс был достигнут: канонические приходы зарегистрировали и в их пользование передали ряд православных храмов. Но до сих пор ЭАПЦ с её семитысячной (!) паствой принадлежит около 60 православных храмов, а канонической Эстонской Церкви, духовно окормляющей несколько сотен тысяч верующих – в два раза меньше. Что показательно, возглавляет эстонскую лжецерковь не представитель местных кадров, а прямой ставленник Фанара – митрополит-грек Стефан (Хараламбидис).

Практически все 1990-е и вплоть до 2003 года Святейший Владыка не мог посетить родную Эстонию именно из-за этих церковно-политических нестроений. И только после того, как эстонские власти смирились с существованием канонической Церкви, после уже упомянутого достигнутого компромисса Патриарх Алексий смог посетить малую родину и навестить могилы своих родителей.

Святейший Патриарх Алексий II на могиле своих родителей. Таллин. 2003 год. Фото: mospat.ru

Но если в Эстонии православные христиане оказались расколотыми (если, конечно, возможно называть раскольников из ЭАПЦ “православными христианами”), то в отношениях с белоэмигрантской Русской Зарубежной Церковью (также известной как РПЦЗ) именно при Патриархе Алексии произошло долгожданное воссоединение. Так, 17 мая 2007 года тысячи русских людей в московском Храме Христа Спасителя стали свидетелями подлинного чуда: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали “Акт о каноническом общении”. И тут же вместе совершили Божественную Литургию.

Автор этих строк находился в тот день в главном храме нашей страны и прекрасно помнит чувства, переполнявшие собравшихся там людей, в числе которых были и дети представителей первой волны русской эмиграции. Слёзы радости и воздыхание “едиными усты и единым сердцем”: “Слава Богу за всё! Гражданская война закончилась”. Историкам ещё предстоит в полной мере оценить значимость и последствия этого события. Но если в исторической памяти ныне живущих поколений ещё сохраняется кровавое послевкусие тех событий, то на возможность православным христианам России и Русского Зарубежья причащаться от одной Чаши оно уже никак не влияет.

Подписание “Акта о каноническом общении” с Русской Зарубежной Церковью. 17 мая 2007 года. Фото: patriarchia.ru

Но главным деянием приснопамятного Святейшего Владыки стало то, что некоторые публицисты именуют “Вторым Крещением Руси”. Факт остаётся фактом: именно Патриарха Алексия II Господь благословил восстанавливать попранную и едва не разорённую в советские десятилетия Русскую Православную Церковь. Думаю, не ошибусь, если скажу, что большинство ныне живущих православных христиан приняли Святое Крещение в его Патриаршество.

Кто-то скажет: но ведь в годы Патриаршества Святейшего Алексия II практически не было тяжёлых церковных потрясений. Кроме уже упомянутого эстонского и украинского расколов. И будет прав. Да, той чудовищной антицерковной истерии леволиберальных деятелей, той самой настоящей информационной войны против Московского Патриархата, которая длится уже около десятилетия, в те годы не было. И это тоже нам ещё предстоит осмыслить. Что же касается осмысления самого Жития приснопамятного Святейшего Владыки, то и это тоже дело будущего. Скорее всего, обозримого.

Уроки приснопамятного Предстоятеля

А завершая текст памяти этого великого человека и архипастыря, о котором, как об ушедшем родном отце или дедушке, сегодня вспоминают миллионы русских православных людей в разных уголках нашей планеты, хочется привести ещё один фрагмент из нашей беседы с отцом Владимиром Вигилянским о приснопамятном Святейшем Патриархе:

“О нём никто не забывает, огромное количество людей его до сих пор очень любят, молятся за него (и я тоже молюсь за него ежедневно). И я думаю, многое будет открываться из того, что и как он делал, постепенно. Иногда я думаю: ой, как порадовался бы Патриарх Алексий, если бы он узнал о том-то, что сейчас у нас в Церкви сотворилось. А с другой стороны: как хорошо, что он не дожил до плясок на амвоне Храма Христа Спасителя, он бы этого не пережил.

И это – крайне важный момент! Его трепетное отношение к святости. Попрание святости – для Святейшего Патриарха Алексия было просто чудовищной вещью. И ещё. Знаете, почему он практически не ездил на Украину, хотя для этого тогда не было препятствий? Мне удалось узнать ответ на этот вопрос. Потому что государственные власти новой Украины, какой бы президент там ни был, всегда в той или иной степени поддерживали раскольников. И Патриарх Алексий как-то сказал: пока власть раскалывает православный народ, способствуя развитию раскола, моя нога не вступит в это государство”.

Последнее богослужение Святейшего Патриарха Алексия II. Московский Донской монастырь. 4 декабря 2008 года. Фото: patriarchia.ru

Читайте также:
Вениамин Пушкарь - жизнь и биография, творчество и беседы, труды

Двенадцать лет назад, 4 декабря 2008 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, за считаные часы до того, как отойти в мир иной, Святейший Владыка сначала совершил Божественную Литургию в Успенском соборе в Кремле, а затем – молебен у мощей Святителя Тихона, Патриарха Московского, в Донском монастыре. И в очередной раз повторю слова, которые произносил уже неоднократно: у меня нет никаких сомнений, что два этих русских Первосвятителя сегодня пребывают вместе перед Престолом Божиим.

Упокой, Господи, душу раба Твоего приснопоминаемого Святейшего Патриарха Алексия, и святыми его молитвами помилуй всех нас. Вечная память!

10 лет без патриарха. Каким был Алексий II?

Ровно десять лет назад – 5 декабря 2008 года – в патриаршей резиденции в Переделкине скончался патриарх Московский и всея Руси Алексий II . До сих пор его личность и обстоятельства кончины вызывают споры.

Каким был патриарх Алексий и за что его уважали? Почему его смерть овеяна слухами?

Эстонский немец

Будущий Патриарх Алексий (Алексей Михайлович Ридигер) родился в 1929 в Эстонии. Его отец был священником, потомком принявших православие немцев.

После войны Алексей поехал учиться в Духовную академию в Ленинград. В 1950 году он стал диаконом, затем его карьера в церкви развивалась стремительно. Уже в 1968 году он возведен в сан митрополита.

Кто обвинял Алексия в сотрудничестве с КГБ?

Церковная жизнь, восстановленная в СССР Сталиным во время войны, находилась под строгим надзором государства в лице КГБ. После распада СССР стали один за другим выходить расследования о сотрудничестве Алексия с чекистами.

Сотрудничеством с чекистами карьерный взлет Алексия объясняет и скандальный генерал-майор КГБ Олег Калугин, бежавший в США. По его словам, в начале 1990-х патриарх пригласил его в свою резиденцию и сказал: “ Я помог спасти православие, сотрудничая с вашими органами, ради высших целей”.

Официально и российская разведка, и РПЦ отрицают, что патриарх сотрудничал с КГБ в советские годы.

Общественная позиция

В перестройку митрополит Алексий был избран народным депутатом СССР. Он голосовал за отмену монополии КПСС, за обнародование секретных протоколов Пакта Молотова–Риббентропа, призывал дать независимость странам Прибалтики.

Он не поддержал ГКЧП и призывал убрать мавзолей Ленина с Красной площади. При этом Алексий не был поклонником Запада и его ценностей. Это особено проявится во время его патриаршества.

Патриарх новой России

В 1990 году скончался патриарх Пимен. На его место претендовал не только Алексий, но и митрополит Киевский Филарет. Проиграв на голосовании Поместного собора, тот вернулся на Украину и создал там раскольническую церковь, которую в 2018 году признал Константинополь.

Алексий II был главой русской церкви в сложные 1990-е годы. За свою скромность он пользовался уважением и любовью россиян. При нем в Москве восстановили главный храм русской церкви – Храм Христа Спасителя. Именно патриарх одобрил установку на его территории памятника царю-освободителю Александру II .

Незадолго до смерти, в августе 2008 года, патриарх отказался поддерживать войну с Грузией и не стал включать в юрисдикцию РПЦ Абхазию и Южную Осетию. Эти земли остались под церковной властью грузинского патриарха Илии II .

В 2007 году при Алексии произошло объединение РПЦ и РПЦЗ – зарубежной русской церкви, отколовшейся от Москвы после революции 1917 года.

Критика

Некоторые либеральные деятели критиковали патриарха за его поддержку властей страны и защиту традиционных ценностей. Выступая в ПАСЕ в Страсбурге в 2007 году, Алексий назвал гомосексуализм болезнью и предупредил, что права человека в западном понимании угрожают моральным упадком.

Таинственная кончина

Около полудня 5 декабря в пресс-службе РПЦ сообщили, что утром 79-летний патриарх почил в своей резиденции. Официальная причина смерти – инфаркт. В тот же день поползли слухи о том, что Алексий умер не своей смертью. В РПЦ их опровергли. Как сообщил глава пресс-службы патриархии Владимир Вигилянский, ночью патриарх никого к себе не допускал, у него “не было тревожной кнопки”.

По словам бывшего референта патриарха дьякона Андрея Кураева, Алексий умер, упав в туалете и ударившись затылком о плитку. Нежелание РПЦ говорить об этом и порождает слухи об убийстве, уверен дьякон. “Побоявшись сказать неблаговидную правду об обстоятельствах смерти Святейшего, Патриархия получила мерзкий слух”, – считает Кураев.

Что сказал Кирилл после ухода патриарха Алексия

Масла в огонь слухов подлили и слова митрополита Кирилла. Сразу после смерти Алексия его будущий преемник сказал в телеэфире на всю страну: “Бывает так, что иногда Господь некоторое время даёт Церкви некое испытание, когда во главе её стоит человек престарелый и практически уже неспособный к управлению. Это очень трудное время для Церкви. Святейший Патриарх ушёл, оградив нашу Церковь от этого трудного времени”.

9 декабря 2008 года проститься с патриархом в Храм Христа Спасителя пришли более 100 тыс. человек. Государственный траур не объявляли. На отпевании митрополиту Кириллу стало плохо у гроба Алексия – его под руки отвели в алтарь.

Священномученик Владимир Богоявленский

С момента принятия на Руси христианства в 998 году у русского народа появилась новая духовная жизнь. Православие стало своеобразным стержнем, тем, что сближало разных людей внутри одной страны. Этот стержень крепчал с каждым днем вплоть до конца первой четверти XX века.

Вместе с падением царского режима и с приходом к власти большевиков был введен запрет на исповедание людьми своей веры. В те года пострадали все служители церкви, а многие из них пали мученической смертью.

Читайте также:
Житие Преподобного Серафима Саровского - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Так миру стал известен епископ Православной российской церкви, митрополит Московский, Санкт-Петербургский и Ладожский, Киевский и Галицкий — священномученик Владимир Богоявленский. Кто этот человек? Каков его духовный путь по жизни? Как он умер и за что пострадал?

Житие

Будущий мученик родился 1 января 1848 года в селе Маломаршевке, что находилась в Моршанском уезде тамбовской губернии. Семья, где родился мальчик, была самой обычной по тому времени. Отец — священник Никифор Богоявленский. О матери ничего не известно.

При рождении мальчику дали имя Василий. Мало что известно о его детских годах. Очевидным остается тот факт, что мальчику с детства прививали любовь к Богу и истинную веру в него. Василий окончил Тамбовскую духовную семинарию, а в 1874 году Киевскую духовную академию.

Тогда молодой человек получил ученую степень кандидата богословия. Темой его кандидатского сочинения стало «О праве церковного отлучения». В том же году Василий стал преподавателем. Он преподавал такие предметы как гомилетика, литургика, а также пастырское богословие.

Через год стал обучать в той же Тамбовской духовной семинарии толкованию Священного Писания. Одновременно с этим являлся учителем немецкого языка, географии, а также учителем в женском училище, а потом гимназии.

В 1882 году Василий женился. Тогда же его рукоположили в сан иерей. Он был назначен служителем в Покровском соборе в Козлове. Василий проявил себя как талантливый проповедник. Тогда-то он и был назначен благочинным церквей того же города. В этом же году иерей был избран от города Козлов на епархиальный съезд.

Страшное горе обрушилось на отца Василия в 1886 году. Тогда умерли его жена и единственный ребенок. Василий принял монашеский постриг 8 февраля и получил имя Владимир. Он был на следующий день возведен в сан архимандрита. Владимир стал настоятелем Троицкого монастыря в Козлове, а с 6 ноября новгородского Антониева монастыря.

Епископство

Будущая жизнь отца Владимира стремительно менялась так можно выделить следующие пункты:

  • 21 мая 1888 год — утверждение императором доклада о «бытии архимандриту Владимиру», назначение епископом Старорусским и викарием Новгородской епархии.
  • 19 января 1891 год — становление епископом Ставропольским и Самарским.

Когда Владимир занял эти посты, он еще более трепетно стал относиться к своей работе. Он продолжал свою практику проповедей, сам лично разговаривал с прихожанами в свободное время. Делал все возможное для улучшения благосостояния своих епархий.

При получении вторых чинов отец Владимир:

  1. Основал религиозно-просветительное братство.
  2. Стал основателем практики духовно-нравственного чтениям в зале Городской Думы.
  3. Открывал женские церковные школы.
  4. При эпидемии холеры в Поволжье совершал панихиды на кладбищах лично, служил молебны на площадях. Кроме того продолжал вселять веру в людей, которые были заражены страшной болезнью.

Вскоре об отце Владимире узнал Константин Победоносцев — видный государственный деятель. Тогда-то начался быстрый подъем по карьерной лестнице.

Экзарх Грузии

С 18 октября 1892 года Владимир считался экзархом Грузии.

За время своего служения отец Владимир совершил огромный вклад в просветление земель Грузии:

  • Было построено более 100 храмов;
  • Открылось более 300 церковных школ;
  • Учредили епархиальное миссионерское братство.

Это интересно! Титул экзарха появился еще в Древней Греции. Такие люди считались жрецами в храме того или иного бога. Если обратиться к Православной Церкви, то экзарх это самостоятельный глава восточного христианства, который не зависит от патриарха.

Интересен тот факт, что, несмотря на свое служение, местное духовенство было недовольно Владимиром. Его ближайшие сторонники говорили, что грузинские священники часто писали доносы в Санкт-Петербург. Имеются и показания о покушениях.

Митрополит Московский

21 января 1898 года был назначен Митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры. По прибытию в старую столицу Владимира пышно встретили на вокзале.

На новом посту усердно занимался миссионерством и просветительством. Выступал против революционных движений в России. Сам Владимир читал лекции, проводил семинары, беседовал с прихожанами.

Митрополит Санкт-Петербургский

23 ноября 1912 года Владимир стал еще и митрополитом столицы. Ему же был дан чин первенствующего члена Святейшего синода. До принятия новых обязанностей Владимир приехал в Москву где «попрощался с паствой».

В 1915 году будущий священномученик был удостоен степени доктора богословия. Владимир активно выступал против Григория Распутина, благодаря чему вскоре стал очень «популярен». Из-за этого в том же году священник был снят с поста митрополита столицы и был перемещен в Киев, где занял новый пост.

Митрополит Киевский и Галицкий

23 ноября 1915 года Владимир стал митрополитом «матери городов русских». Считается, что это произошло из-за того, что священнослужитель активно выступал против усиления власти Распутина. Когда в стране буйствовала революция, Владимир отступился от должности члена Синода и остался владеть Киевской кафедрой.

В 1917 году создал будущий мученик всеукраинский церковный собор. Тогда украинская Православная Церковь желала получить независимость.

Мученическая кончина

25 января 1918 года 5 солдат вывели Владимира во двор и посадили его в автомобиль. На тот момент у митрополита было уже много врагов. На поляне недалеко от лавры, в которой он служил, священник был расстрелян. Перед своей казнью он благословил своих убийц.

На следующий день тело Владимира нашли прихожане, останки были перенесены в церковь. На месте расстрела был поставлен крест.

Почитание и мощи

Священномученик Владимир Киевский был канонизирован Русской православной церковью в 1992 году. 20 июля того же года в дальних Пещерах были обретены его мощи. Днем почитания считается 25 января по юлианскому календарю.

Священномученик Владимир (Богоявленский)

Митрополита Владимира (Богоявленского) часто называли всероссийским архипастырем. Родившийся в Тамбовской губернии, он в разные годы возглавлял Самарскую, Московскую, Санкт-Петербургскую епархии, был экзархом Грузии — и на всяком месте служения оставлял о себе добрую память. Революция 1917 года застала семидесятилетнего святителя на Киевской кафедре.

Читайте также:
Валентина Минская: биография и житие святой, в чем помогает, могила

Октябрьский переворот вызвал нестроения в церковной жизни на Украине. Состоявшийся в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию так называемой «независимой» Украинской Церкви. Митрополит Владимир призывал паству и пастырей препятствовать расколу. В адрес святителя звучали оскорбления и угрозы, однако он непреклонно отстаивал единство Русской Церкви.

Зимой 1918 года в Киеве царили безвластие и хаос, обернувшиеся всплеском преступности. По городу прокатилась волна грабежей, сопровождаемая осквернением монастырей и храмов. Самостийники науськивали уголовников против митрополита Владимира, распространяя слухи о его богатствах. Положение святителя становилось до крайности опасным. Ожидая любых провокаций, он составил духовное завещание на случай внезапной кончины. Свою последнюю Литургию он отслужил в воскресение двадцать первого января, а все последующие дни молился у себя в келье в Киево-Печерской Лавре.

Вечером двадцать пятого января в покои владыки ворвались пять вооружённых солдат. Преступники бесцеремонно обыскивали келью, переворачивая всё вверх дном. Митрополита Владимира душили цепью от панагии, требуя выдать спрятанные капиталы. Однако, личных накоплений у святителя не было. Претерпев неудачу, грабители пришли в ярость. Они вывели владыку из лавры через Всехсвятские ворота за вал Старой Печерской крепости. Митрополит печально оглядел знакомые окрестности, предвидя скорую кончину, и кротко спросил у своих убийц.

— Значит, здесь вы меня хотите расстрелять?

Один из бандитов оскалился.

— А чем плохое место? Давно пора тебя расстрелять, хватит уже церемоний!

— Об одном вас прошу — позвольте мне перед смертью помолиться Богу.

— Валяй, но только быстро!

Митрополит благоговейно осенил себя крестным знамением.

— Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром.

Затем святитель обеими руками по-архиерейски благословил своих убийц.

— Господь прощает вас и благословляет.

Митрополит ещё не успел опустить рук, как раздались выстрелы. Владыка упал, но бандиты продолжали в него стрелять ещё, и ещё. Наутро прохожие нашли изрешечённое тело владыки, и увидели, что его пальцы застыли в благословляющем жесте.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, узнав о смерти Киевского митрополита, сказал: «Судя по-человечески, эта кончина кажется ужасной, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия. И мы глубоко верим, что муче­ническая кончина владыки Владимира была жертвой во очищение грехов матушки-России».

Митрополит Владимир (Богоявленский) был первым архипастырем, взошедшим на Голгофу, уготованную Русской церкви двадцатым веком. Вслед за ним этот путь прошли тысячи епископов, священников и мирян — святых новомучеников и исповедников.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

ВЛАДИМИР

(Богоявленский Василий Никифорович, 1.01.1848, с. М. Моршевка (М. Моршка) Моршанского у. Тамбовской губ.- 25.01/7.02.1918, Киев), сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих), митр. Киевский и Галицкий. Из семьи священника. Учился в Тамбовской ДС, в 1870-1874 гг.- в КДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. «О праве церковного отлучения». В академии специализировался на церковно-практическом отд-нии. После завершения академического курса назначен преподавателем гомилетики, литургики и каноники в Тамбовскую ДС, с 26 мая 1874 г. преподаватель Свящ. Писания. Одновременно преподавал в семинарии нем. язык, в епархиальном жен. уч-ще и в жен. гимназии географию. В 1882 г. Богоявленский женился и 31 янв. Тамбовским и Шацким еп. Палладием (Ганкевичем) был рукоположен во иерея в Покровском соборе г. Козлова (совр. Мичуринск). В том же году избран депутатом от духовенства Козлова на епархиальный съезд. В 1883 г. назначен благочинным церквей города и настоятелем Троицкой ц. Проявил себя как выдающийся проповедник.

Ранняя смерть супруги, а затем и единственного ребенка резко изменили ход жизни свящ. Василия. 8 февр. 1886 г. в тамбовском в честь Казанской иконы Божией Матери монастыре он был пострижен в монашество, на следующий день возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем козловского Троицкого мон-ря. 6 окт. 1886 г. В. был переведен на ту же должность в новгородский Антония Римлянина монастырь; был членом Новгородской консистории. Активно участвовал в деятельности новгородского епархиального братства Св. Софии (создано в 1886).

13 июня 1888 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры В. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, хиротонию возглавил Новгородский и С.-Петербургский митр. Исидор (Никольский). В. являлся деятельным помощником престарелого митр. Исидора в управлении Новгородской епархией. Епископ объезжал храмы епархии, составляя журналы с подробными сведениями о клире, церкви, приходских школах (напр.: Новгородские ЕВ. 1891. № 11-19), стремился оживить приходскую жизнь. Для повышения образовательного уровня клириков по распоряжению В. был подготовлен список книг, к-рые обязательно должны быть в церковных б-ках (опубл.: Новгородские ЕВ. 1890. № 5-6. С. 142-145). 19 авг. 1890 г. он присутствовал на открытии в Новгороде епархиальной публичной б-ки. Благодаря В. в епархии повсеместно были введены воскресные внебогослужебные беседы по вопросам веры и нравственности. Он сам осенью и зимой 1888/89 г. прочитал в Софийском соборе цикл из 18 бесед, посвященных религиозно-нравственному воспитанию детей. С февр. 1889 г. в беседах начало участвовать городское духовенство и преподаватели ДС. С 25 марта 1890 г. в Новгороде проходили религиозно-нравственные чтения с духовным пением, сначала в зале Благородного собрания, с окт. того же года – в здании семинарии. В. уделял много внимания церковноприходским школам, его заботами получила новую жизнь школа при Варлаамиевом Хутынском монастыре. Считал одной из важнейших задач борьбу с пьянством, читал проповеди на эту тему, убеждал духовенство заботиться об искоренении пьянства. Благодаря В. в епархии были учреждены 2 должности епархиальных миссионеров.

Читайте также:
Симеон Новый Богослов - житие и биография праведного, почитание и дни памяти, книги и труды

15 июля 1888 г. В. возглавил в Новгороде празднование 900-летия Крещения Руси. В сент. того же года состоялось перенесение Старорусской иконы Божией Матери из Тихвина в Ст. Руссу. 17 сент. В. совершил молебен перед иконой на площади в Ст. Руссе в присутствии 20 тыс. богомольцев, на следующий день служил литургию в соборе старорусского на Острову в честь Преображения Господня монастыря. 18 сент. стало одним из дней празднования Старорусской иконе Божией Матери. (В Георгиевской ц. Ст. Руссы, где ныне хранится чтимый список иконы кон. XVIII в., в 1997 было исполнено большое настенное изображение В.) В окт. 1890 г. архиерей возглавил торжества по случаю 150-летия Новгородской ДС.

19 янв. 1891 г. В. был назначен на Самарскую кафедру. Так же как и в Новгородской епархии, он уделял большое внимание духовному просвещению, развивал сеть церковноприходских и воскресных школ, добивался бесплатного или льготного снабжения их учебными пособиями, содействовал увеличению числа приходских б-к. Положил начало внебогослужебным религиозно-нравственным чтениям, поочередно проходившим в разных храмах Самары. В. совершал вечерню с чтением акафиста, затем вступительным словом открывал чтение, к-рое продолжал приходской священник, владыка присутствовал на беседе до конца. В февр. 1892 г. В. основал в Самаре религиозно-просветительское братство во имя свт. Алексия, митр. Московского. В здании городской думы открыл бесплатные вечерние чтения религ. содержания. 11 мая 1892 г. по инициативе В. в Самаре прошел общешкольный праздник в память равноапостольных Кирилла и Мефодия, в соборе на литургию собрались все учащие и учащиеся города.

В 1891 г. Самарскую губ. поразил неурожай, следствием к-рого стали голод и эпидемия холеры. В. учредил епархиальный и уездные комитеты для сбора средств и раздачи пожертвований, дал указание консистории об отчислении церковных средств в помощь голодающим. При мон-рях и богатых приходах открылись столовые и чайные для бедняков, всех учащихся кормили бесплатно. В. совершал на площадях Самары общенародные молебствия перед Смоленской иконой Божией Матери об избавлении от холеры. В проповедях призывал жителей города оказывать помощь больным, посещал лазареты, служил панихиды на кладбище. Прекращение эпидемии многие приписывали молитвам святителя.

18 окт. 1892 г. В. был назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. Много времени он проводил в поездках по кавказским приходам и мон-рям. Благодаря его деятельности в Экзархате было построено более 100 новых храмов, возобновлены службы в закрытых церквах, восстановлен Мцхетский собор, Самтаврский мцхетский во имя равноап. Нины мон-рь.

Особое внимание В., как и на др. местах своего служения, уделял духовно-просветительской работе. Трудами святителя в Кутаисе была устроена ДС; в Экзархате открылось более 300 церковноприходских школ, где учились дети не только из правосл. семей, но и из старообрядческих, арм., евр. и др. Архиерей часто посещал школы и наблюдал за уровнем преподавания. В. организовал во мн. тифлисских храмах внебогослужебные религиозно-нравственные чтения, регулярно посещал храмы города и слушал проповедников. В 1897 г. архиерей учредил епархиальное духовно-просветительское миссионерское братство, объединившее образованное духовенство Тифлиса и мн. мирян. Члены братства устраивали беседы с сектантами и старообрядцами, распространяли правосл. книги, проводили крестные ходы. Благодаря В. оживилась деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе, к-рое способствовало устройству при мн. храмах б-к из книг духовно-нравственного содержания на рус. и груз. языках.

В. прилагал много усилий, чтобы поднять религиозно-нравственный уровень народа. По благословению архиепископа в Колючей балке, одном из беднейших районов Тифлиса, был основан молитвенный дом во имя свт. Феодосия Черниговского. В помещении церковноприходской школы по воскресным и праздничным дням проводились занятия для детей этого района, не имеющих возможности посещать учебные заведения; кроме общеобразовательных предметов здесь обучали рукоделию. При тифлисском кафедральном соборе открылись читальня и бесплатная чайная. В районе с неправосл. населением стараниями владыки был построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери с залом для религиозно-нравственных бесед и б-кой; во иерея к храму был рукоположен Сергий Городцов (впосл. митр. Новосибирский Варфоломей).

Во время эпидемии холеры в Закавказье в 1893 г. В., получив из комитета народного здоровья известие о первых случаях заболеваний в Тифлисе, призвал население города к общей молитве. 15 авг., в праздник Успения Божией Матери, состоялся крестный ход по районам города, охваченным эпидемией.

Несмотря на самоотверженное служение В., националистически настроенная часть груз. общества и клира относилась к нему враждебно. Из Грузии в Синод поступали многочисленные жалобы на святителя, полные клеветы и наветов. (Современники свидетельствовали, что «нестяжательность, простота, всем известное трудолюбие, исправность во всем, даже, и по преимуществу, иноческое целомудрие,- все в экзархе подвергалось заподозриванию и всевозможным клеветническим доносам».- ПрибЦВед. 1918. № 9-10. С. 350). Среди студентов Тифлисской семинарии активно распространялись революционные и националистические идеи. В конфликтах ректора семинарии архим. Серафима (Мещерякова) со студентами архиерей неизменно поддерживал ректора, чем вызывал негодование груз. газет.

Читайте также:
Нил Синайский - житие и творения, наставления, дни памяти и мощи

21 февр. 1898 г. В., после возведения в сан митрополита, был назначен на Московскую кафедру. Его помощниками – викариями Московской епархии – стали выдающиеся церковные деятели: 28 февр. 1899 г. митрополит возглавил хиротонию архим. Арсения (Стадницкого) во епископа Волоколамского, 1 июля 1901 г. состоялась хиротония архим. Трифона (Туркестанова) во епископа Дмитровского, 29 июня 1906 г.- архим. Анастасия (Грибановского) во епископа Серпуховского.

В Москве святитель применил весь опыт архиерейского служения, накопленный за предыдущие годы. В. призывал духовенство епархии чаще совершать богослужения и поучать паству, открыл новые вакансии при приходах и пригласил туда талантливых проповедников. Каждую неделю В. произносил проповеди на Троицком подворье Троице-Сергиевой лавры, в к-рых затрагивал актуальные вопросы гос. и общественной жизни, вопросы личности и семьи, богатства и бедности, веры и неверия, темы морали, науки, обсуждал рабочий вопрос, проблемы церковной дисциплины. Его речи публиковались в периодической печати. В Москве получили широкое распространение религиозно-просветительские и назидательные чтения для народа, для детей, для учащихся низших и средних школ, специальные чтения для фабричных рабочих в народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции. 16 июня 1902 г. по инициативе В. в здании Исторического музея на Красной пл. начали работу пользовавшиеся популярностью общеобразовательные курсы для рабочих.

Благодаря усилиям В. в Москве в 1903 г. открылся епархиальный дом с храмом во имя равноап. кн. Владимира, ставший центром просветительской и миссионерской деятельности в епархии (впосл. назывался Владимирским). Московские священники поочередно совершали в нем богослужения, произносили проповеди. По воскресеньям в епархиальном доме служилась вечерня с акафистом при общенародном пении, затем проводились беседы религиозно-нравственного содержания, в к-рых часто принимал участие митрополит. В большом зале проходили богословские чтения, чтения для рабочих, лекции, беседы, духовные концерты. Ответственным за проповедническую деятельность являлся прот. сщмч. Иоанн Восторгов. В епархиальном доме разместились епархиальный училищный совет, благотворительные учреждения, редакции духовных журналов, Кирилло-Мефодиевское московское братство, Православное миссионерское общество, попечительство о бедных духовного звания, книжный магазин, б-ка с читальным залом и др. 29 дек. 1907 г. В. положил начало молодежному Златоустовскому религиозно-философскому кружку, также располагавшемуся в епархиальном доме. Кружок ставил своей целью содействовать распространению религиозно-философских идей в строго правосл. духе среди учащейся молодежи.

В. много внимания уделял духовным учебным заведениям, заботился об их материальном обеспечении. Учредил жен. богословские курсы, жен. епархиальное уч-ще при московском мон-ре в честь иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость», способствовал строительству здания для Перервинского ДУ, дома для преподавателей МДС, ремонту Заиконоспасского, Донского, жен. Филаретовского духовных уч-щ. В епархии действовали курсы для преподавателей церковноприходских школ, созывались съезды преподавателей Закона Божия.

Для лучшего развития миссионерско-просветительского дела В. открыл ежегодные миссионерские курсы для духовенства, ввел 4 должности епархиальных миссионеров. Учредил Московский епархиальный миссионерский совет, миссионерское братство во имя Воскресения Христова, братство свт. Алексия при Чудовом монастыре, расширил сферу деятельности Петра митрополита братства. Добился открытия в МДА в 1907 г. кафедры по истории и обличению сектантства, позднее такие кафедры были созданы в др. духовных академиях. Активно создавал народно-миссионерские курсы, на к-рых миссионерству учились рабочие, организовывал церковно-народные хоры.

Одной из наиболее важных миссионерских задач своего времени святитель считал борьбу с распространением социалистических и революционных идей, к-рые он критиковал с христ. и научной точек зрения. В. считал, что рабочее движение вызвано стремлением пролетариата к нравственному возвышению и улучшению жизни, что естественно и справедливо. Однако избранное средство – революционную борьбу – считал недопустимым.

Святитель резко выступил против революции 1905-1907 гг. В окт. 1905 г., во время всеобщей забастовки, В. и Серпуховской еп. Никон (Рождественский) распорядились разослать по московским храмам поучение для чтения во время литургии. Составленное в очень резкой форме, поучение называло организаторов забастовок «извергами рода человеческого» и призывало верующих «очнуться, проснуться» и быть готовыми «умереть за царя и за Русь» (ЦВ. 1905. № 43. С. 1350-1351). Сознавая опасность такой категоричности, часть московских священников читала «поучение» с сокращениями, многие вовсе не читали, 76 священников заявили о «полной несолидарности» с посланием. 22 окт. 1905 г. Святейший Синод выпустил определение, в к-ром указывал, что послание может стать «причиной междоусобного раздора среди населения» (Там же. № 44. С. 1993-1994, 1997). 30 окт. 1906 г. на специально созванном собрании московского духовенства В. произнес речь «Наша пастырская задача в борьбе с социал-демократической пропагандой». Он назвал РСДРП «зерном. революции», очень опасной политической силой, призвал духовенство активизировать «социальную проповедь», обращать внимание на нужды рабочих, чтобы вытеснить из их умов социалистическое учение (ПрибЦВед. 1907. № 14. С. 617-636). Митрополит поддерживал тесные связи с Союзом русского народа, 6 апр. 1906 г. присутствовал на его первом съезде, совершал молебен.

В. был сторонником созыва Поместного Собора, в 1906 г. участвовал в работе Предсоборного присутствия РПЦ. Поощрял дела милосердия, в частности содействовал вел. кнг. прмц. Елисавете Феодоровне в основании Марфо-Мариинской московской женской обители (1909). В последние годы пребывания на Московской кафедре много сил отдавал борьбе с народным пьянством. В 1911 г. под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд, в 1912 г.- Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: