Алипий Печерский – житие и биография святого, иконы и труды, мощи и чудеса, почитание и дни памяти

История о первом Святом икописце на Руси!

Дорогие братья и сестры, хочу в новь поделиться с вами Святой истиной, в этот раз о Преподобном Алипии Печерском который вошел в историю как, родоначальник русского Православного искусства.

В лице святого Алипия русское церковное искусство с самого начала своего существования направляется людьми, просвещенными непосредственным ведением Откровения, которых впоследствии так много имела русская иконопись.

В духовной жизни Руси в XI-XII веков многое совершалось впервые. Алипий Печерский — не просто первый известный русский иконописец, он — святой иконописец, претворивший свою жизнь в монашеское подвижничество.

Небольшой рассказ Патерика об Алипии — это четыре эпизода его жизни, и в центре каждого из них — чудо.

Начало пути

В Печерский монастырь под Киевом он пришел около 1084 года, чтобы обучиться искусству у константинопольских мастеров, украшавших мозаиками церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Молодому Алипию, проходившему курс художественных наук при отделке мозаиками только что построенной церкви, довелось стать зрителем «дивного и страшного чуда»: когда иконописцы украшали живописью алтарь, вместе с мастерами он «воочию видел Святого Духа, пребывающего в той святой и честной церкви Печерской». Из алтарной богородичной иконы вылетел голубь и, полетав долгое время по церкви, влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находившейся в верхней части церкви. И «свет, ярче солнечного, озарил всех, ослепляя глаза человеческие» – тот самый свет, которым просиял на горе Фавор в день Преображения Сын Божий.

Свидетель одновременного явления Духа Святого и нетварного Божественного света, Алипий уже не захотел жить мирской жизнью и принял иночество — в том же Печерском монастыре, под покровом Богоматери. Он был пострижен игуменом Никоном, позднее был посвящен в сан пресвитера.

Тридцать лет спустя его иконописное мастерство достигло таких высот, что даже ангел Господень, написавший в его келье икону, вынес ее на суд Алипия.

Первый реставратор

Алипий отличался неустанным трудолюбием, смирением, чистотой, терпением, постом и любовью к богомышлению. Иконы он писал даром. Если же случалось, что ему платили за труд, преподобный одну часть тратил на приобретение материалов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью оставлял себе. Преподобный Алипий никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы.

В своём деле святой Алипий был настолько искусен, что, по благодати Божией, воспроизводил на иконе духовный образ добродетелей; ибо обучался он искусству иконописному не ради стяжания богатства, но ради стяжания добродетелей. «Никогда же бо огорчился еси на оскорбляющих тя, ниже воздал еси злом за зло», — поется ему в церковном песнопении. (Тропарь 8 гласа. Канон святому.)

Об Алипии известно, что он не только писал иконы, но и был первым на Руси их реставратором: если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безвозмездно.

«Поновитель» образа Божия в человеке

В описании одного из чудотворений Алипий выступает как реставратор душ человеческих, поновитель изначального образа Божия, вложенного в человека, но затемненного и обветшавшего от грехов.

Некто из числа богатых граждан города Киева заболел проказой. Он искал помощи у многих врачей, волшебников и язычников, но не только не получил облегчения от своей болезни, а впал в еще худшее состояние: «Покрылся он весь гноем за неверие свое», за то, что игнорировал «Единого на потребу», искал врачевства у волхвов-идолобесников, у врачей-иноверцев — но только не у Отца небесного. Тогда один из друзей больного посоветовал ему идти в Печерский монастырь, дабы просить молитвы у святых отцов; он согласился, но с неудовольствием. Однако после омовения водой из из колодца преподобного Феодосия, он лишь еще больше покрылся язвами, все сторонились его, не будучи в состоянии выносить смрадного запаха, исходившего от тела больного. Тогда с плачем и негодованием больной возвратился домой и не выходил из дома много дней, ожидая своей смерти. Но придя в себя, горожанин осознал свою духовную нечистоту, пошел к Алипию (имевшему уже сан священника) и исповедался. Иконописец, «много поучив его о спасении души», взял краски, кисть и замазал гнойные язвы на лице прокаженного. По сути, Алипий заново написал ему лицо, придав «прежнее подобие и благообразие». Затем причастил его, дал умыться водой из алтаря — и болящий исцелился.

При помощи материальных красок Алипий наглядно показал невидимое и невещественное: то, что происходит в человеческой душе, когда она возвращается к вере, к Богу и к христианским таинствам.

Самоизобразившиеся иконы

После этого случая по Киеву быстро распространилась слава об Алипии. А может, он уже был знаменит как искусный мастер. Во всяком случае, теперь у Алипия появляются почитатели его талантов — иконописного и подвижнического, но также и враги-завистники. И следующий рассказ Патерика как раз об этом.

Один киевлян, построив церковь, поручил двум печерским инокам заказать для нее иконы. Иноки же, тоже занимавшиеся иконописанием, решили, выражаясь современным языком, «подставить» Алипия: они утаили деньги и ничего не сказали преподобному Алипию. Прождав долгое время выполнения заказа, киевлянин обратился к игумену с жалобой на преподобного, и тут только обнаружилось, что он и не слышал о заказе. Но точка в скандальном деле была поставлена свыше: когда принесли иконные доски, полученные ловкачами от заказчика, на них обнаружились написанные «с великим искусством» святые лики. Эти самоизобразившиеся иконы были поставлены в киевской церкви, а слава Алипия с этих пор стала еще громче, несмотря на то, что изгнанные из монастыря мошенники продолжали клеветать на чудотворца!

Читайте также:
Житие преподобного Сергия Радонежского – полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

«По моем отшествии всячески утешит тебя Бог»

Еще одно чудо, которое произошло уже в конце жизни преподобного Алипия, связано с образом Успения Богоматери.

Некий благочестивый человек попросил преподобного Алипия написать икону Пресвятой Богородицы ко дню праздника Успения для городской Успенской церкви. Но Алипий не смог довершить дело, разболевшись. Однако обещал, что икона будет готова в срок. Он уже знал, что скоро покинет этот мир — и возложил исполнение заказа на Бога.

—Чадо! Не беспокой меня, но возложи всю печаль свою на Господа, и Он сделает, как пожелает: икона будет на своем месте в праздник свой, — сказал он опечаленному заказчику.

И вот в келье явился «некий юноша светлый» — ангел — и стал писать образ. Алипий следил за его работой, а после, спрошенный ангелом — хорошо ли? нет ли ошибок и недостатков? — оценил результат: «Ты хорошо поработал».

Наутро праздника Успения икона стояла на своем месте в церкви, отнесенная туда ангелом. Боголюбец-заказчик, придя первым, узрел ее «сияющую светлее солнца». Вечером того же дня он поспешил в монастырь и рассказал игумену о явлении иконы. Вместе они пошли в келью Алипия. Иконописец поведал им про ангела и сообщил, что этот же ангел сейчас заберет его душу. «И, сказав это, испустил дух».

Преподобному Алипию, особенно чтившему праздник Успения, было дано как бы лично участвовать в этом священнодействии. Пусть это и другое успение, с маленькой буквы – но оно случилось через день после праздника Успения, а накануне его Алипий зрел само событие на иконе, которую писал ангел.

В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих.
Мощи преподобного Алипия Печерского в Ближних пещерах.

Кончина святого Алипия была в 1114 году, 17 августа (30 августа по новому стилю). Он был погребен в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря. У правой руки преподобного Алипия три первые перста сложены совершенно равно, а два последние пригнуты к ладони — в таком молитвенном осенении себя крестным знамением и скончался преподобный!

Вот такая по истине чудный и Святой человек!

Святой Преподобный Алипий Печерский, моли Бога о нас грешных!

Краткое житие Преподобного Алипия иконописца

Преподобный Алипий иконописец, Печерский (+ 1114)

Через 10 лет после создания Великой лаврской церкви, при игумене прп. Никоне (память его 23 марта), прпп. Антоний и Феодосий явились наяву в Константинополе греческим иконописцам, назвали себя, дали им золота и повелели идти в Киев для росписи Великой лаврской церкви. Что это было благодатное явление, иконописцы не поняли, но повиновались и отплыли в Киев. Увидев издали Великую церковь, они испугались ее величины и хотели вернуться. Но лодка их пошла против течения к Киеву, и усилия их были тщетны.

Ночью увидели они эту церковь и в ней икону Божией Матери, Которая сказала им: «Зачем вы, люди, напрасно противитесь воле Сына Моего и Моей? Если вы ослушаетесь и поплывете вниз, Я возьму вас и поставлю у церкви Моей, — и знайте, что вы не выйдете оттуда, но, постригшись там, в монастыре окончите жизнь вашу, и Я дам вам милость Мою в будущей жизни, по молитвам строителей Антония и Феодосия!» Когда иконописцы убедились в тщете своих усилий плыть вниз, они покорились воле Божией и оказались у самых стен монастыря. А когда они узнали там, что явившиеся им Антоний и Феодосий скончались за 10 лет до того, они пришли в благоговейный ужас и по окончании своей работы остались, по слову Божией Матери, в монастыре иноками и скончались там в мире.

Прп. Алипий был в детстве отдан родителями обучаться иконописи у этих мастеров. Он был свидетелем происходивших там чудес. Так, при нем самонаписалась икона Пресвятой Богородицы, и он видел, как голубь вышел из пречистых Ее уст и вошел в уста Богомладенца. Изучив иконопись, прп. Алипий постригся и ревностно стал подвизаться, посвящая ночи молитве, а дни любимому своему рукоделию. Он украшал святыми иконами родную свою обитель и бедные церкви. Иногда же горожане заказывали ему иконы и платили ему за труд. Тогда часть денег он отдавал в обитель, часть бедным и на оставшиеся у него деньги покупал краски. За свою высокую духовную жизнь он был возведен в сан иерея.

Раз случилось ему исцелить прокаженного, помазав его раны иконописными красками. Был такой случай: один мирянин заказал ему 7 икон через знакомых ему монахов. Но эти иноки оказались недостойными звания своего: они ничего не сказали прп. Алипию, а деньги присвоили. Не получая икон, заказчик принес жалобу игумену. Игумен позвал прп. Алипия. Но преподобный, ничего не подозревавший, не знал, что отвечать. Тогда, в обличение его, игумен велел позвать братий, через которых был сделан заказ, и принести доски для икон, которые все видели во дворе. Доски принесли, но все пришли в ужас, увидев, что на них невидимая рука чудесно изобразила дивные иконы. Так обнаружился обман, и недостойные иноки были изгнаны. А святые эти иконы чудесно были сохранены даже в огне, когда сгорели те церкви, в которых их поместили.

Алипий иконописец во время написания иконы

Незадолго до кончины прп. Алипия один мирянин заказал у него икону Божией Матери для своей приходской церкви, освященной в честь преславного Ее Успения. Какова же была его скорбь, когда он, придя за иконой накануне праздника, узнал, что она даже не начата, а иконописец умирает. Когда он ушел, в келью преподобного вошел светлый юноша и приступил к работе. Окончив икону, он спросил: «Отче, может быть, что-нибудь здесь недостает или я что-нибудь плохо исполнил?» Преподобный ответил: «Ты все прекрасно исполнил. Сам Господь вразумил тебя написать такую прекрасную икону. Он Сам написал ее твоими руками!» Тогда чудесный иконописец стал невидим. А святая эта икона оказалась утром в церкви, для которой она была написана. Увидев ее там, заказчик пошел к игумену и рассказал ему бывшее. Оба они вошли к прп. Алипию, и игумен спросил его: «Отче, как и кем была написана икона для этого человека?» Умирающий поведал ему бывшее и закончил так: «Ангел написал ее, и он предстоит здесь, желая взять душу мою!» — и с этими словами тихо предал дух свой Богу. Погребли его в Ближней Антониевой пещере.

Читайте также:
Герман Аляскинский: житие и биография святого, где служил

• Одна из известных икон, написанных прп. Алипием — икона Пресвятой Богородицы с Младенцем Спасителем и с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием Печерскими (икона Богоматери Свенской), — ныне хранится в Москве, в Третьяковской галерее.

Алипий иконописец Печерский, преподобный

Алипий иконописец Печерский, преподобный

Преподобный Алипий, один из первых и лучших русских иконописцев, с молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию он учился у греческих мастеров, с 1083 г. украшавших печерскую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Святой Алипий был очевидцем предивного чуда: когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем сама собою изобразилась икона Пресвятой Богородицы. При этом икона просветилась и блистала ярче солнца; потом из уст Пресвятой Богородицы вылетел голубь, который, полетав долгое время по церкви, влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находившейся в верхней части церкви. Когда упомянутые иконописцы окончили свое дело украшения иконами святой церкви, украшен был и Алипий преподобным игуменом Никоном (память 23 марта/5 апреля) чудным образом святого ангельского иноческого чина.

Преподобный Алипий писал иконы даром. Если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безмездно. Если же случалось, что ему платили за труд, преподобный одну часть тратил на приобретение материалов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью оставлял себе. Так делал он всегда, не давая себе покоя ни днем, ни ночью; ибо ночью пребывал во бдении, творя молитвы и поклоны; когда же наступал день, он со всяким смирением, нестяжанием, чистотою, терпением, постом, любовью, богомыслием принимался за рукоделие. Преподобный Алипий никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы. Когда игумен заметил столь великие добродетели и иконописное искусство у преподобного, так что он был достоин, нося ангельский образ иноческого чина, являть собою подражателя Сына Божия Иисуса Христа — Иерея по чину Мелхиседекову, то возвел его на степень иерейства. Тогда преподобный был поставлен как светильник на свещнице (Мф. 5, 15) или, лучше сказать, как образец для подражания на высоком месте, сияя сугубой красотой добродетелей иноческих и иерейских; и был святой образцом не простым, ибо творил чудеса.

Некто из числа богатых граждан города Киева страдал проказой. Он искал помощи у многих врачей, волшебников и язычников, но не только не получил облегчения от своей болезни, а впал в еще худшее состояние. Тогда один из друзей больного посоветовал ему идти в Печерский монастырь, дабы просить молитвы у святых отцов; он согласился, но с неудовольствием. Когда больной был приведен в монастырь, игумен приказал напоить его водою из колодца преподобного Феодосия (память 3/16 мая и 14/27 августа), а также велел умыть ему тою же водою и лицо. И тотчас на теле больного появилось так много гноя, в наказание за неверие, что все сторонились от него, не будучи в состоянии выносить смрадного запаха, исходившего от тела больного. Тогда с плачем и негодованием сей прокаженный возвратился к себе в дом и не выходил из дома многие дни по причине исходившего от него смрада и каждый день ожидал своей смерти. Однако, придя в себя, сей муж решил исповедать все грехи свои; посему пошел опять в монастырь Печерский к преподобному Алипию и исповедал ему свои согрешения. Преподобный же сказал ему: «Ты хорошо сделал, чадо, что пришел исповедать Богу грехи свои пред моим недостоинством, так свидетельствует о себе и пророк, взывая во Господу: Рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс. 31, 5)». Потом преподобный Алипий долгое время поучал его душеспасительными речами, затем, взяв иконописные краски, украсил лице его, помазав гнойные места; после этого святой повел больного в церковь, причастил его Божественных Таин и повелел ему умыться тою водою, которой обычно умывались священники после принятия Святых Таин. Вскоре же гнойные струпья сошли с больного и он стал здрав, как и раньше.

Много икон, писанных преподобным Алипием, прославились как чудотворные. Известны некоторые случаи, когда Ангелы Божии помогали ему в святом деле писания икон. Один киевлян, построив церковь, поручил двум печерским инокам заказать для нее иконы. Иноки утаили деньги и ничего не сказали преподобному Алипию. Прождав долгое время выполнения заказа, киевлянин обратился к игумену с жалобой на преподобного, и тут только обнаружилось, что он и не слышал о заказе. Когда принесли доски, данные заказчиком, оказалось, что на них уже написаны прекрасные лики. Все пришли в ужас и с трепетом пали ниц на землю и поклонились нерукотворенным тем образам — Господню, Пречистой Его Матери и святых Его.

Читайте также:
Вениамин Федченков - житие и биография, творчество и труды, почитание

Случилось однажды, по попущению Божию, сгореть всему Подолу в Киеве. Сгорела и церковь, в которой хранились те иконы. После пожара, однако, иконы были найдены целыми и невредимыми. Князь Владимир Мономах (1113–1125), узнав об этом, сам приходил смотреть таковое чудо и, видя оставшиеся неповрежденными иконы, слыша о них, что в одну ночь они были написаны мановением Божиим, избавляющим преподобного Алипия, прославил Бога, содеявшего толикое чудо ради преподобного Алипия. Князь, взяв одну из тех икон — икону Успения Пресвятой Богородицы, послал в город Ростов, в каменную церковь, которую построил сам. Но и это здание церкви рухнуло — икона же осталась без вреда. Тогда она была внесена в деревянную церковь, но и та вскоре сгорела. Икона же, впоследствии получившая наименование Владимирской-Ростовской (празднование 15/28 августа), опять осталась нетронутой, даже без малейших следов влияния огня. Все это удостоверяло добродетельную жизнь преподобного Алипия, ради которого же и изобразились нерукотворно те иконы.

При кончине преподобного Алипия, дабы видеть, как дивно сей человек перешел из жизни временной в жизнь вечную, совершилось еще чудо преславное. Один благочестивый человек дал преподобному Алипию написать наместную икону Успения Пресвятой Богородицы, умоляя его приготовить икону к празднику Успения. Прошло немного дней, как преподобный Алипий разболелся и, приближаясь к смертному своему успению, не мог исполнить поручения, и икона оставалась ненаписанной. Человек тот печалился и негодовал на святого, но Алипий сказал ему: «Чадо, не печалься, приходя ко мне; но возверзи на Господа печаль твою и Той сотворит, якоже хощет — икона в свой праздник станет на своем месте». Муж поверил словам преподобного, отошел в дом свой, радуясь. И придя снова, уже в навечерие праздника Пресвятой Богородицы, увидев икону ненаписанной, а преподобного Алипия еще более разболевшимся, стал досаждать ему, говоря: «Почему не возвестил ты мне о таковой своей немощи, и я бы другому поручил написать икону, дабы праздник был светел и честен, а теперь ты посрамил меня». Отвечал ему кротко преподобный: «Чадо, ужели по лености я это сделал? Помни, что возможно Богу икону Своей Матери словом единым написать, ибо я уже отхожу от мира сего, как явил мне Господь, тебя же не оставлю скорбным». Муж ушел в сильной печали. Тотчас после его ухода к преподобному Алипию вошел некий светлый юноша, который и начал писать икону. Прп. Алипий же, подумав, что разгневавшийся на него заказчик прислал другого писца, усумнился в его умении писать иконы. Но скорость и красота дела показали в пишущем Ангела, ибо, то золото полагая на икону, то краски различные растирая на камне и употребляя их для письма, пишущий в три часа написал дивную икону. А затем сказал преподобному: «Отче, чего еще не достает здесь, и в чем я погрешил?» Преподобный же отвечал: «Хорошо сделал ты, Бог тебе помог, столь благолепно написал. Он Сам Собою исполнил это». Когда же настал вечер, писец тот вместе с иконой стал невидим. Заказчик иконы всю ночь пребывал в печали, что икона не поспеет к празднику. Поутру он встал и отправился в церковь, чтобы плакать там о своем согрешении, вследствие которого храм не удостоился иметь икону к празднику Успения. Но едва лишь он открыл двери храма, как увидел икону, стоявшую на своем месте. Тотчас же он пал на землю от страха, думая, что это было привидение. Придя в себя и немного поднявшись от земли, он со вниманием посмотрел на икону и понял, что это была его икона. Вследствие сего он пришел в великий страх и ужас и вспомнил слова преподобного Алипия, который сказал ему, что икона будет готова к своему празднику. Он пошел и разбудил всех домашних своих. Домашние же его с веселием поспешили в храм со свечами и кадильницами; увидев здесь икону, сиявшую как солнце, все пали на землю, поклонились иконе и облобызали ее с радостной душой.

После сего тот благочестивый муж отправился к игумену и рассказал ему о чуде, случившемся с иконою. Вместе они отправились к преподобному Алипию и нашли его уже отходящим из мира сего. Несмотря на это, игумен спросил его: «Отче! Кем и как была написана икона мужу сему?» Алипий передал им все, что видел, и сказал: «Икону ту написал Ангел, и он же предстоит здесь, намереваясь взять душу мою». Сказав сие, блаженный предал дух свой в руки Господа, в 17-й день месяца августа в 1114 году. Братия, покрыв пеленами тело, отнесли его в церковь и, сотворив обычное погребальное пение, положили тело святого в пещере преподобного Антония. У правой руки преподобного Алипия три первые перста сложены совершенно равно, а два последних пригнуты к ладони — в таком молитвенном осенении себя крестным знамением скончался преподобный. Так сей святой чудотворный иконописец украсил небо и землю. Небо — тем, что взошел туда добродетельной душой, землю же — своим пречистым телом.

Одна из икон преподобного Алипия — Пресвятой Богородицы с Младенцем Спасителем и с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими — хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее (именуемая Свенской, празднование 3/16 мая и 17/30 августа). Память преподобного Алипия совершается 17/30 августа и 28 сентября/11 октября в Соборе святых преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих.

Блаженная Алипия Киевская, Христа ради юродивая

Почитаемая могила

Лесное кладбище возникло в 1960-х годах, и тогда же игуменья Вознесенского Флоровского монастыря Антония внесла в горисполком деньги за 8-й кладбищенский участок. Игуменья не предполагала, конечно, что место сие со временем привлечет паломников из разных уголков Украины, Белоруссии, России и даже из-за океана. Осенью 1988 года здесь была похоронена блаженная монахиня Алипия (Авдеева), известная в миру как Христа ради юродивая прозорливая старица. Ныне почитание ее киевлянами можно сравнить разве что с почитанием Матрены Московской, хотя блаженная Алипия еще не причислена к лику святых. Документы лишь собираются и изучаются, но, по мнению наместника Покровской Голосеевской пустыни архимандрита Исаакия (Андроника), возглавившего эту возрожденную в 1990-х годах обитель, канонизация блаженной совершится в скором времени. Попутно заметим, что блаженная Алипия подвизалась как раз на развалинах уничтоженной в 1926 году Голосеевской пустыни, молилась угодникам Божиим, которые в ХIХ и начале ХХ века подвизались тут, а некоторые были и погребены здесь: митрополиту Киевскому Филарету (Амфитеатрову; † 1857; его мощи почивают в пещерах Киево-Печерской лавры) и его духовнику иеросхимонаху Парфению († 1855), Христа ради юродивым старцам иеросхимонаху Феофилу († 1853) и монаху Паисию († 1893), старцу-духовнику иеромонаху Алексию (Шепелеву; † 1917). Блаженная Алипия как бы приняла эту духовную эстафету подвижников Голосеевских и многие годы молилась о возрождении Голосеевской пустыни. Прикровенно она говорила своим чадам, что будет пребывать здесь «всегда, но не сразу».

Читайте также:
Иван Корейша - житие и биография, где находится могила и как до нее добраться, труды и предсказания

Из житийных записок о блаженной Алипии

Как часто случается при сборе и составлении житийных материалов, в биографию угодников Божиих порой закрадываются разного рода факты, вызывающие сомнение, особенно когда это касается людей, несших подвиг юродства. Известно, что матушка была мордовка по национальности и по-русски говорила с ошибками, к тому же, как все блаженные, о себе рассказывала отрывисто и непоследовательно, часто прикровенно и без всяких комментариев. Тем не менее, ее ближайшим послушницам, или, как их называют, хожалкам, а также некоторым духовным чадам – филологам и журналистам – удалось изложить жизненный путь блаженной на страницах книг, журналов и электронных сайтов. Вот что можно прочесть о ее детстве на киевском сайте «Блаженная Алипия»:

«Родилась блаженная Алипия (Агапия Тихоновна Авдеева) предположительно в 1910 году в Пензенской области в благочестивой семье Тихона и Вассы Авдеевых. Блаженная старица рассказывала, что отец был строгий, а мама очень добрая, большая труженица и очень аккуратная. Бывало, положит в передничек всяких угощений и велит ей разнести бедным в их селе; особенно много гостинцев раздавала мама в праздники. Когда пришло время учиться, Агапию отдали в школу. Живая, быстрая, сообразительная, она не могла удержаться и всем подсказывала. Девочку перевели в другой класс, и среди детей старше ее на год Агапия отличалась умом и сообразительностью. В 1918 году родителей Агапии расстреляли. Всю ночь восьмилетняя девочка сама читала Псалтирь по умершим. Некоторое время Агапия жила у дяди; проучившись в школе только два года, отправилась “странствовать” по святым местам… В годы безверия десять лет провела в заключении; несмотря на тяжелые условия содержания, старалась соблюдать пост, непрестанно молилась».

Но наиболее полно описана жизнь блаженной в Киеве – с 1960-х по 1988 год, – ибо имеются и документальные подтверждения фактов, и многочисленные свидетельства ее духовных чад и всех, кто общался с ней. Матушка носила вериги в виде огромной связки ключей, а на груди, также под одеждой, – икону. Почти ежедневно привозила в храм сумки с хлебом, который приносили ей люди, покупала множество свечей и сама расставляла их перед иконами. Кстати, задолго до раскола обличила однажды бывшего митрополита Филарета (Денисенко) прямо во время службы, за что была изгнана из храма. Известно также, что накануне 1986 года, когда произошла Чернобыльская катастрофа, матушка очень волновалась, говорила о «страшных пожарах». Рассказывают, что в начале апреля 1986 года она на многие дни покинула свою хижину в Голосеевском лесу и обошла с посохом весь город, молясь о его спасении.

Много чего чудесного услышал и узнал я о жизни блаженной. Но тогда, на кладбище, все это воспринималось, как сказка.

И все же я поверил

К рассказам монахинь я тогда отнесся с известной долей недоверия «образованного советского журналиста», выросшего в атеистической среде, хотя и воцерковленного. Пока совершалась лития, я вглядывался в лик блаженной на овальной фотографии надгробного креста с надписью «Бойся Бога!» Как выяснил потом, какой-то одержимый приходил сюда неоднократно, выворачивал крест и отшвыривал его в сторону. Видимо, надпись эта была предназначена для его вразумления. Пронзительный взгляд юродивой проникал в самое сердце, и мирный покой снисходил в душу.

– Ты проси у матушки помощи, если есть какие-то жизненные проблемы, – посоветовали монахини. – Она всем помогает.

– Это же мой отец! А я – вон, рядышком, босиком!

После просмотра фильма я рассказал отцу Михаилу о своей молитве на могилке блаженной, о том, как сценарий долго не принимали, а потом вдруг приняли. И о том, что такая находка кадров кинохроники – тоже по молитвам блаженной. На что старец удивленно покачал головой и молвил после паузы:

– Дивен Бог во святых Своих.

Потом, навещая могилу родителей, я бывал и у матушки, познакомился с Верой Федоровной Удовиченко – составителем книг о блаженной Алипии, в которые вошли десятки воспоминаний духовенства, монашествующих и мирян – и знавших матушку при жизни, и тех, кто получил по ее молитвам помощь уже после ее кончины.

«И память ее в род и род…»

Многих из духовенства я знал лично и потом, после знакомства с книгой «Стяжавшая любовь», выпущенной по благословению митрополита Владимира в 2005 году, беседовал с ними, расспрашивал о монахине Алипии. Бывший настоятель Вознесенской Демеевской церкви отец Мефодий Финкевич (на склоне лет принявший монашество в Почаевской лавре) очень почитал матушку, рассказывал, как еще при жизни Алипии он проведывал ее домик в Голосеевском лесу. Тогда отец Мефодий, еще молодой священник, служил во Владимирском кафедральном соборе, и матушка все его спрашивала:

Читайте также:
Святой Андрей Критский - житие и труды, мощи и дни памяти, творчество

– А вот ты на Демеевке служишь?

– Да нет, матушка, я из собора к вам приехал…

– Она была воплощением кротости и незлобивости. Я ей молюсь даже в мелочах.

А в книге о матушке приведены рассказы, как помогла она людям в тяжелейших жизненных ситуациях – тем, кто был уже на краю могилы, пропадал от пьянства, пребывал в сетях сектантства, терял детей, мужей и жен, стоял перед сложным жизненным выбором, не зная как поступить…

В числе ее духовных чад – бывший епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит (Хилько), ныне пребывающий на покое. В своих воспоминаниях о старице владыка поведал, как она предрекла ему епископство, а еще о пожаре, случившемся, когда он учился в Московской духовной академии: пожар вспыхнул в 1986 году как раз под праздник Воздвижения Креста Господня – пять студентов тогда отдали Христу свои души.

– А моей сестре, еще ничего не знавшей, о пожаре сообщила матушка Алипия: «Пожар случился! А он не спа-а-л! Туда-сюда ходил!» По молитвам матушки все обошлось – я действительно не спал в ту ночь.

Епископ перечислил еще несколько удивительных случаев из своей жизни, как по молитвам блаженной ему удалось сохранить палец, который он чуть не потерял, работая с электропилой – ей было это открыто, как помогла ему в перелете в Иерусалим, где он нес послушание в Русской духовной миссии, и многое другое. Приведу эпизод их последней встречи. Это было перед самым отъездом в Иерусалим. Матушка очень любила цветы, и владыка принес букет.

– Матушка, примите цветы. Говорят, они символ жизни.

– Жизни, говоришь? Тогда сам и поставь.

Эта была их последняя встреча на земле.

Бог открыл блаженной время ее кончины. Матушка отошла ко Господу 30 октября 1988 года. Она спрашивала: «На какой день припадает 30 октября?» Говорила также, что на похоронах ее пойдет снег, что и случилось после.

Она живет в памяти народной. Ее имя звучит на поминании во всех храмах Киева и за его пределами. Уже давно написаны почитателями иконы блаженной и составлен акафист. Но, видимо, должна исполниться неведомая нам «полнота времен», прежде чем раздадутся под сводами храмов слова ее небесного прославления.

Ныне блаженная покоится в нижнем ярусе Покровского храма Голосеевского монастыря – сюда ее мощи были перенесены пять лет назад, в октябре 2006 года, и нескончаемым потоком идут к матушке люди. Особенно переполнен монастырь в день преставления матушки Алипии – 30 октября.

Святой Артемий Веркольский

Великий Господь посылает Своим детям чудеса исцелений и освобождений порой самым неожиданным образом. Порой чудный Бог не престает удивлять, посылая на землю избранных чудотворцев, которые умерли, будучи младенцами и отроками, и проявившими чудотворения после обретения их мощей.

Святой Артемий Веркольский — отрок, живший в начале 16 столетия, умерший совсем молодым, мощи которого после обретения обладают чудотворной силой.

Детство отрока

В 1532 году в крестьянской семье Косьмы и Аполлинарии, проживающей в селе Веркола Архангельской губернии, родился сын. В отличие от остальных детей, с самого рождения мальчик вел себя тихо. Родители и соседи отмечали его необычное послушание и скромность. Шумные веселые игры не привлекали малыша, он с наслаждением проводил время в храме и молитвах.

Смирение и терпение, главные благодетели, о которых молятся верующие годами, были дарованы мальчику с молоком матери. Избранник Божий отличался среди шумных сверстников:

  • незлобливостью;
  • кротостью;
  • умением прощать;
  • терпеливостью.

Современным родителям трудно представить, но этот ребенок много молился, он сознательно оберегал свою душу не только от дурных дел, но и греховных мыслей, никогда не огорчая отца и мать. Светлый душой юноша умел радоваться ласковому солнышку, стройным березкам, собирая в лесу во время короткого лета ягоды, помогая родителям.

Его завораживал запах скошенного сена, когда мужчины работали в поле, и пушистой земли после пахоты. Родители, видя послушание и рвение к работе сына, надеялись, что в старости у них будет надежный помощник, но Бог распорядился иначе.

Внезапная кончина

В это июльский день ничто не предвещало беду. Стоял погожий летний денек, отец с сыном пахали в поле. Артемий шел впереди, ведя лошадь, отец управлял боронами.

Юноша тихо читал молитвы, радуясь солнечному дню. В одно мгновение удивительная тишина накрыла землю, небо почернело от быстро набежавших темно-лиловых туч. Внезапно после яркого столба огня, молнии, сильный гром всколыхнул всю округу, ослепив и оглушив на какое-то мгновение работающих в поле людей.

Косьма только услышал слова сына: «Господи, помилуй», как тот замертво упал на только что вспаханную землю. В глубоком отчаянии отец принес юношу домой, трагическая весть быстро распространилась по округе. Жители понимали всю необычность происходящего, некоторые суеверные верующие утверждали, что умерший без покаяния отрок был тайным грешником, и ему не место на общем кладбище.

Трудно представить отчаяние родителей, только что потерявших любимого сына, которым священник сообщил отказ отпевать погибшего от молнии в церкви.

Косьма похоронил сына весьма необычным способом. Завернутое в бересту тело отрока отец на руках отнес в лес. Собрал хвою, соорудив последнее ложе для сына под огромной сосной, после прочтения молитвы положил тело, но не стал закапывать в землю, а плотно укрыл сосновыми ветками.

Читайте также:
Василий Кинешемский - житие и биография, творчество и беседы, дни памяти и мощи

Следует знать! По законам церкви того времени он не мог поставить крест или оставить поминальную надпись. Сосновый холмик и оградка стали памятником праведному Артемию.

Чудо явления мощей

Прошло 32 года. Диакон местной церкви Николая Угодника селения Веркола увлеченно собирал грибы в лесу, вдруг взгляд отца Агафоника остановился на ярком столпе света, исходящего из земли.

Крестясь и молясь, диакон пошел к светящемуся месту и застыл в удивлении — перед ним на ложе из бересты лежал юноша в белом одеянии. Пораженный увиденным, отец Агафоник пал на колени в благоговении. В нетленном теле священнослужитель узнал Артемия, с которым часто проводил в детстве свободное время.

В памяти диакона мгновенно всплыли памятные события, связанные со смертью и погребением отрока. Во время молитвы священнослужителя окутали приятные запахи.

Артемий Веркольский, житие которого было коротким, но праведным, через 32 года вновь напомнил о себе односельчанам. Крестьяне просто перенесли найденное тело на церковную паперть, укрыли берестой и забыли, окунувшись в водоворот летних забот.

Милостивый Бог не случайно явил чудо нетленности тела праведного Артемия. В те годы Архангельскую губернию накрыла волна сильнейшей лихорадки. От высокой температуры люди, особенно дети, «сгорали» на глазах, не минула беда и Каллиника, крестьянина, который участвовал в перенесении тела отрока.

Не в силах видеть угасающего в горячке сына, Каллиник встал на колени с горячей молитвой к Богу. Внезапно его разум озарился видением образа Артемия. Крестьянин схватил сынишку и побежал с ним в церковь, где в дальнем притворе стоял гроб. После молитвы Каллиник кусочек бересты, на которой лежало тело праведника, привязал к нательному кресту сына, и жар мгновенно спал.

Чудесное исцеление малыша стало известным в селе и по всей округе, батюшки отслужили панихиду около праведного Артемия, после чего эпидемия стремительно пошла на убыль, а посмертные чудеса происходили все чаще.

Свидетельства чудесных исцелений в прежние времена

Неизвестная болезнь поразила крестьянина села Веркола Павла и привела к искривлению шеи полному закрытию глаз. После обращения к Господу и праведному Артемию страдалец был полностью восстановлен в теле. О чудесном освобождении он рассказал односельчанам. Объятые благоговением веркольцы перенесли мощи в новый гроб, который отныне хранился в специальном притворе.

В 1584 году мгновенное исцеление было даровано малышу, принесенному на руках матери, после чего чудеса начали происходить в каждом случае горячей молитвы у гроба праведного Артемия Веркольского, чудотворца, о чем заговорили в церквях по всей стране.

В скором времени было восстановление зрения у крестьян Андрея и Ирины и полное оздоровление желудка у Марии, прежде теряющей сознание от постоянных болей.

После перенесения святых мощей в новую раку, на старых досках Иоанном и Фомой было принято решение написать иконы. От их работы остались стружки и опилки, которые были собраны и раздавались нуждающимся в помощи.

Одна из икон в 1601 году была привезена Панкратием из Пинеги в Великий Устюг, даруя и там чудеса. После освидетельствования нетленности мощей митрополитом Макарием Новгородским в 1619 году было принято решение о перенесении их в церковь.

Посещение мощей праведника вернуло желание жить некогда слепому Илариону Артемьеву. Живя в Холмогорах, слепой решил покончить жить самоубийством через повешение, настолько он устал от жизни вечной темноте. Из рассказов селян страдалец слышал о чудесных исцелениях чудотворца Артемия, стал молиться ему, и однажды во сне произошла его встреча со святым.

Юноша в светящихся одеждах стоял перед Илларионом, говоря о том, что его молитва услышана, и Творец через Артемия дарует исцеление. Наутро Артемьев проснулся зрячим, пошел в Верколу, приложился к гробу праведника, и прилюдно засвидетельствовал о своем освобождении от власти тьмы.

В 1636 году назначенный воеводой Кевровского уезда Пашков проезжал через Верколу по пути следования к месту службы, ответил отказом на предложение священника посетить местную церковь. По приезду домой воевода застал сына Иеремию умирающим, и глубоко раскаялся в том, что не отслужил панихиду у гроба праведника, пообещал отправиться в веркольский храм на богомолье.

Как только мысль о богомолье поселилась в его голове, сын открыл глаза, сел и спросил, какая дорога ведет к праведному Артемию. В исполнение обета воевода с сыном прибыли в Верколу, отслужили молебен, взяв берестяной кусочек, привязал его к нательному крестику мальчика. Вскоре от болезни не осталось и следа.

В знак благодарности святому на средства воеводы Афанасия Пашкова был построен храм праведного Артемия на месте обретения нетленного тела чудотворца. К великому огорчению верующих церковь сгорела, и часть мощей была задета огнем.

Важно! Священником Лаврентием при поддержке прихожане было принято решение о возведении отдельной часовни, куда перенесли святые мощи, которые и дальше даровали людям чудеса исцеления.

Почитание и иконография

Слава о чудесах долетела до митрополита Новгородского Киприяна, по его повелению священники освидетельствовали нетленное тело, составили список явленных чудес исцеления. После этого церковь святого Николая Чудотворца в Верколе получила написанную службу Артемию Веркольскому.

Царь Алексей Михайлович в 1648 году распорядился перенести святые останки в посланную ним раку, основав на месте их обретения обитель. В 1793 здесь вырос Свято-Артемиево-Веркольский монастырь с храмом, освященным в честь праведного Артемия, в котором хранились мощи святого.

В 1918 году специальный отряд чекистов был послан, чтобы уничтожить гроб святого, но монахи опередили большевиков, надежно спрятав святые мощи, которые не найдены и сей день.

Читайте также:
Ефросинья Полоцкая: житие и биография, факты из жизни, мощи и памятник, почитание и дни памяти, в чем помогает

Трижды в году на престольный праздник на монастырское подворье собираются прихожане, чтобы почтить память святого Артемия. 6 июля во время службы вспоминается смерть праведника, 5 августа — день обретения его нетленного тела в лесу на бересте, а 30 ноября чтится, как дата перенесения мощей и основания монастыря.

После возведения обители появились первые иконы святого, на них отрок был одет в короткий белоснежный хитон, поверх которого была наброшена накидка — гиматия. Иконы 17 века изображают святого Артемия Веркольского во весь рост, правой рукой благословляющий людей, приходящих к нему с молитвами.

Ныне в России построено 17 храмов в честь праведного отрока.

В чем помогает святой Артемий

Несмотря на то, что святые мощи так и не были найдены, молитва, обращенная к праведному отроку, часто дает результат. К иконам праведника приходят с прошениями об исцелении:

  • от неизлечимых болезней;
  • слепоты и плохого зрения;
  • восстановления опорно-двигательного аппарата.

Родители просят о детях, дети молят о даровании здоровья отцу и матери. И праведник отвечает на искренние молитвы.

О, святой чудотворец! Ты житель Небес Божиих, праведник и угодник Господа! Услышь молитвы наши! Помолись перед Отцом нашим за грешные наши деяния! Ибо каемся мы и просим прощения и отпущения наших грехов! Стань заступником нашим! Убереги от зла и болезней разных! Не дай пасть духом во времена трудные и придай сил двигаться по пути праведному! Не забудем мы никогда имя Твое святое! И всю жизнь восхвалять Тебя будем, о святейший Артемий! Да будет на все воля Божия! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Современные случаи чудесных исцелений

В 2019 году исполнилось 475 лет с того дня, когда молнией был поражен отрок. К этой дате был составлен сборник, в котором описаны случаи исцелений, а их только в новом тысячелетии зафиксировано более пятидесяти, одним из удивительных можно назвать рассказ Светланы Гончаровой из Подмосковья.

Женщина, много лет страдавшая головными болями, не была воцерковленной и никогда не слышала об отроке, умершем в 16 веке и являющем и поныне чудеса исцеления.

В один из приступов, измучившись от боли, Светлана уснула и увидела во сне прекрасного молодого парня в белоснежных одеждах, он предложил ей попить воды, которую сам и налил из родника. Женщина выпила, а после пробуждения почувствовала себя удивительно легко, головные боли ушли навсегда. Обратившись за помощью к интернету, Света нашла икону Артемия Веркольского и узнала в нем ночного пришельца.

После этого, в знак благодарности за избавление от многолетней головной боли, женщина поехала в святую обитель и поблагодарила святого Артемия у его иконы.

Праведный Арте ́ мий Веркольский, отрок

Дни памяти

3 июня – Собор Карельских святых

3 июля (переходящая) – Собор Новгородских святых

1 ноября – Собор святых Архангельской митрополии

Житие

Свя­той Ар­те­мий Вер­коль­ский ро­дил­ся в 1532 г. в се­ле Вер­ко­ле Двин­ско­го края, в бла­го­че­сти­вой кре­стьян­ской се­мье. Вос­пи­тан­ный в стра­хе Бо­жи­ем и хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии, св. Ар­те­мий еще и в дет­стве от­ли­чал­ся кро­то­стью, по­слу­ша­ни­ем и тру­до­лю­би­ем. В воз­расте 12 лет, ра­бо­тая в по­ле, он был убит мол­нией. Суе­вер­ные од­но­сель­чане оста­ви­ли те­ло бла­жен­но­го Ар­те­мия, как умер­ше­го от вне­зап­ной смер­ти, неот­пе­тым и по­ло­жи­ли его в ле­су, по­верх зем­ли, при­крыв хво­ро­стом и бе­ре­стой.

Так про­ле­жа­ло оно, все­ми за­бы­тое, 32 го­да. Но в 1577 г. мо­щи св. Ар­те­мия бы­ли чу­дес­но об­ре­те­ны нетлен­ны­ми и про­сла­ви­лись мно­ги­ми чу­де­са­ми и ис­це­ле­ни­я­ми бо­лез­ней. Так, во вре­мя рас­про­стра­нив­шей­ся в Двин­ском краю зло­ка­че­ствен­ной ли­хо­рад­ки вер­коль­ский се­ля­нин Кал­ли­ник, взяв с гро­ба св. Ар­те­мия бе­ре­сту, при­ве­сил ее к кре­сту на гру­ди уми­рав­ше­го сы­на, и тот по­лу­чил ис­це­ле­ние.

Впо­след­ствии бы­ли на­пи­са­ны ико­ны пра­вед­но­го Ар­те­мия. От до­сок, на ко­то­рых их пи­са­ли, оста­ва­лись струж­ки. От них боль­ные так­же по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния от сво­их неду­гов. На ме­сте об­ре­те­ния мо­щей св. от­ро­ка был ос­но­ван мо­на­стырь, где и по­ло­жи­ли его свя­тые мо­щи.

Богослужения

Молитвы

Тропарь праведному отроку Артемию Веркольскому , глас 2

Вы́шняго повеле́нием,/ тучено́сным облако́м не́бо помрачи́вшим,/ и мо́лниям блиста́ющим,/ гро́му же возшуме́вшу с преще́нием,/ испусти́л еси́ ду́шу твою́ в ру́це Го́сподеви,/ прему́дре Арте́мие,/ и ны́не предстои́ши Престо́лу Влады́ки всех,/ и́же ве́рою и любо́вию приходя́щим к тебе́,/ подая́ исцеле́ние все́м неотло́жно,/ и моля́ся Христу́ Бо́гу,// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: По воле Всевышнего, грозовым облаком небо помрачившего, в блистании молний и угрожающем шуме грома ты отпустил душу свою в руки Господа, премудрый Артемий, и сейчас предстоишь Престолу Владыки всех, с верою и любовью приходящим к тебе подавая исцеление без отлагательств и молясь Христу Богу о спасении наших душ.

Кондак праведному отроку Артемию Веркольскому , глас 8

Возсия́ днесь пресве́тлая па́мять прему́драго Арте́мия;/ Богода́нная благода́ть я́ко ре́ки излива́ет от целе́бных моще́й его́ ди́вная исцеле́ния,/ и́миже от многоразли́чных неду́г избавля́емся,/ с ве́рою прие́млюще я́, и взыва́юще:// ра́дуйся, Арте́мие Богому́дре.

Перевод: Воссияла сегодня пресветлая память премудрого Артемия. Богоданная благодать как реки изливает от врачующих мощей его удивительные исцеления, которыми мы избавляемся от многоразличных болезней, с верой принимая их и взывая: «Радуйся, Артемий Богомудрый».

Молитва праведному отроку Артемию Веркольскому

Святы́й уго́дниче Бо́жий, пра́ведный Арте́мие, при́сный храни́телю святы́я ве́ры Правосла́вныя и бли́зкий защи́тниче всего́ се́вернаго кра́я Росси́йския страны́! При́зри ми́лостивно на усе́рдную моли́тву нас гре́шных и твои́м благомо́щным предста́тельством испроси́ нам у Го́спода проще́ние согреше́ний на́ших, преспе́яние в ве́ре и благоче́стии и огражде́ние от ко́зней диа́вольских. Моли́ Го́спода, да храни́т во здра́вии и непременя́емем благополу́чии ве́рных люде́й Свои́х, да пода́ст стране́ на́шей мир и тишину́, а нам нелицеме́рное послуша́ние, да сподо́бит всех нас получи́ти, по христиа́нстей кончи́не, Небе́сное Ца́рствие, иде́же вси пра́веднии вме́сте с тобо́ю, ве́чно сла́вят Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Читайте также:
Житие Иоанна Богослова - описание и история жизни, чудеса и дни памяти святого

Молитва вторая праведному отроку Артемию Веркольскому

О, вели́кий уго́дниче Бо́жий, святы́й пра́ведный Арте́мие, покрови́телю святы́я оби́тели, твои́м и́менем красу́ющияся, си́льный хода́таю о нас ко Го́споду, вели́кий благоде́телю и живу́щих зде и́ноков твоея́ оби́тели и всех с ве́рою и любо́вию притека́ющих к ра́це чудотво́рных моще́й твои́х! При́зри ми́лостивно на убо́гую моли́тву нас, гре́шных и непотре́бных рабо́в, и твои́м всемо́щным предста́тельством испроси́ нам у Го́спода проще́ние грехо́в, преспе́яние в ве́ре и благоче́стии и огражде́ние от ко́зней супоста́та, и́щущаго нас погуби́ти. Да́руй бра́тству твоея́ оби́тели, от ста́рших до после́дних, смире́ние и кро́тость, любо́вь и послуша́ние вседу́шное, служе́ние и житие́ благогове́йное, свято́е и во всем ве́рное и благоду́шное исполне́ние и́ноческаго общежи́тия, да, рабо́тающе Го́сподеви непосты́дно и ду́хом горя́ще в непреста́нней моли́тве за благотвори́телей на́ших живы́х и усо́пших, яви́мся ве́рными раба́ми Го́спода, да Це́рковь Правосла́вная всея́ Росси́и, я́ко вертогра́д благонасажде́нный, цвете́т и плодотвори́т бога́то плода́ми ве́ры и благоче́стия! Моли́ Го́спода, да храни́т во здра́вии, душе́внем спасе́нии и благопоспеше́нии во всем правосла́вный наро́д наш. Моли́ Го́спода о ми́лости и благода́тных щедро́тах Святе́йшему Патриа́рху на́шему (имярек) и Святе́йшему Сино́ду на́шему. Моли́ Го́спода, да хода́тайством и заступле́нием преблагослове́нныя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы все мы и зде ми́рное и богоуго́дное житие́ поживе́м и по ми́рней христиа́нстей кончи́не сподо́бимся в пресла́внем Ца́рствии ми́лости Царя́ Не́ба и земли́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, сла́вяще Его́ ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья праведному отроку Артемию Веркольскому

О, великосла́вный уго́дниче Бо́жий, о, вели́кий чудотво́рче, святы́й и пра́ведный Арте́мие, херуви́ме земны́й, челове́че Небе́сный, А́нгелов собесе́дниче, Небе́сный жи́телю! При́зри с высоты́ Небе́сныя све́тлым о́ком твои́м, и ниспосли́ нам лучи́ Бо́жия благода́ти. Свети́льниче Боговозжже́нный, твои́ми святы́ми моли́твами разжени́ мрак грехо́в на́ших, упроси́ у Отца́ све́тов свет благода́ти душа́м на́шим, всех правове́рных ско́рый быв помо́щник и засту́пник. Всяк бо, с ве́рою под кров защище́ния твоего́ моли́твенно притека́яй и заступле́ния Твоего́ у Го́спода прося́й, а́бие посо́бствуем быва́ет, Бо́жию же ми́лость обрета́ет и жела́ния се́рдца своего́ не лиша́ется, но про́сит благода́ти и прие́млет дар на по́льзу проше́ния. Ты еси, пра́ведный Арте́мие, вертогра́д Бо́гом насажде́нный, в не́мже цвет здравотво́рный, процвете́, е́же исцели́тися мно́гим от зе́льнаго трясави́чнаго неду́га. О, коль мно́зи твое́ю чуде́сною по́мощию слепи́и прозре́ша, глуси́и слух прия́ша, хроми́и возскочи́ша и ходя́ша, немощни́и де́йство рук прия́ша, безу́мнии воуми́шася, разсла́блении в жи́лах укрепи́шася, сля́ченнии испра́вишася и иму́щии вре́ды исцеле́ша! Еще́ же и скве́рнии де́мони моли́твою твое́ю отгна́шася, и ини́и неисце́льнии неду́зи разреши́шася. Та́ко, святы́й и пра́ведный Арте́мие, всем всегда ми́лостив явля́ешися. У́бо и о нас неисповеди́мую Бо́жию бла́гость умоли́, да оста́вит нам Госпо́дь до́лги на́ша, и да храни́т госуда́рство Росси́йское в ми́ре и благоде́нствии, в кре́пости и оби́лии, и ве́ру правосла́вную да укрепи́т, церко́вныя же раско́лы да утоли́т, и вся правосла́вныя христиа́ны да спасе́т. Мы же твою па́мять святу́ю от ро́да в род че́стно пра́здновати бу́дем, сла́вяще просла́вльшаго тя Христа́ Го́спода, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Ду́хом, ны́не и при́сно, и в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.

Артемий Веркольский: житие и биография праведного, день памяти и мощи

Новости

  • Единорог
  • 06 Август 2019

Никогда мне такою не стать,
Для чего же мне грезится это?
Благодать неземного рассвета,
И молитва, полёту подстать,
И жестокой цены торжество,
И победы Креста вдохновенье,
И небесное Ангелов пенье.
Для чего? Для чего? Для чего?!
Мне до первой ступени идти –
Лет пятьсот (жизнь такой не бывает),
А душа вдруг в мечты улетает –
Это, право, довольно смешно.
Но, быть может, мне это дано,
Чтобы я на пути не дремала
Чтоб, себя же стыдясь, хоть помалу
Я страстей выводила клеймо.

Объявления

  • Авторские права
  • 18 Июль 2011

Если Вы хотите перепечатать что-то из моих произведений – пишите мне на электронный адрес alina_elena@bk.ru – думаю, мы найдем общий язык.

Житие святого праведного отрока Артемия Веркольского

Немало замечательных святых знает Православная Церковь. Одни прославили Бога мученическим подвигом, пролили свою кровь за веру во Христа; другие много лет провели в суровых подвигах, строго постились и непрестанно молились; третьи обратили к истинной вере целые народы. Но есть и такие угодники Божии, которые при жизни своей не прославились никакими великими деяниями; жившие рядом с ними люди даже не догадывались, что около них находятся святые. Ведь для Бога главное – не дела, а чистота души человека, к великим же внешним подвигам Господь призывает не всех.

Старинное село Веркола. Суровая северная природа, рубленные из круглых брёвен избы, небольшая чистая река Пинега. В шестнадцатом столетии здесь жил маленький мальчик по имени Артемий. Тихий, скромный, послушный отрок ничем не привлекал к себе внимания. С ранних лет помогал родителям дома и в поле, любил ходить в храм, молиться. И никто не знал, что мальчик этот – избранник Божий, в юном возрасте имевший добродетели, которые другие люди приобретают многолетним тяжким трудом. Артемий никогда не гневался, не сердился; гордость и тщеславие были чужды его кроткому сердцу, а о чём-либо нечистом, скверном он даже не помышлял. Таким воспитали Артемия его благочестивые родители Косьма и Аполлинария, таким был он по дару Божию… Но и сам отрок берёг свою чистую душу от зла: много молился, отгонял от себя подкрадывающиеся к сердцу дурные мысли, не позволял себе капризничать и огорчать родителей. Так жил он, тихо и незаметно, радуясь синему небу и нежным зелёным листочкам, распускающимся по весне на трепетных северных берёзках, возрастая с годами и принося тихий свет благодати Божией в родной дом… Казалось, жизнь отрока так и будет течь своим чередом, что мальчик превратится в юношу, затем в зрелого мужа… Но … грянул гром.

Был солнечный июньский день. Крестьянин Косьма с раннего утра вышел в поле – боронить свой надел. Взял с собой и сына. Тянутся за бороной ровные гряды рыхлой чёрной земли, налегает на рукояти отец, ведёт под уздцы пегую лошадку его двенадцатилетний сын. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного» – молится про себя отрок, мерно шагая по пашне. Звучат в юной душе святые слова, тянутся тонкой ниточкой к небесам, к Престолу Божию, заставляют забыть о земном…

– Что-то парит сегодня – тихо произнёс отец, вытирая вспотевший лоб широким рукавом домотканой рубахи, – наверное, гроза будет.

Мальчик не слышал слов родителя – душа его в этот момент была далеко от скромной сельской пашни. А в небе собирались тёмные тучи. «Да, дождя не миновать, – подумал Косьма, – успеть бы доборонить эту сторону…» Всё темнее становится вокруг, воздух делается густым и влажным… Не поют бойкие и радостные в начале лета птицы, не шевелятся листья деревьев – всё замерло в ожидании бури. Только юный молитвенник в поле не замечает ничего вокруг, взывает в своём сердце к Богу.

Вдруг яркая, изломанная в нескольких местах молния прорезала лиловые тучи, и в то же мгновение оглушительный удар грома раздался над самой пашней, прогремел с такой силой, что, кажется, и земля поколебалась.

– Господи, помилуй! – Испуганно встрепенулся Артемий, поднял синие глаза к грозовому небу и …вдруг, как подкошенный упал на рыхлую землю.

– Что с тобой, сынок?! – Бросился к мальчику отец, поднял его на руки… Отрок не дышал. Видно, от неожиданного испуга сердце ребёнка не выдержало и разорвалось, душа мгновенно покинула юное тело.

С горькими рыданиями, неся на руках умершего, вернулся в избу отец.

– Господь забрал к себе нашего милого мальчика, – обратился он к жене и дочери, – да будет на всё воля Божия…

Узнав о случившемся, заволновались, стали судить да рядить соседи.

– Неспроста всё это, ох, неспроста! – Говорил почитавшийся односельчанами сведущим в Законе Божием старик, – Видать, были у Артемия какие-то тайные грехи, вот Господь и наказал его внезапной кончиной!

– Точно, точно! – Закивали головами старушки.

– Да быть того не может! – Попыталась вступиться за почившего молодая женщина, соседка семьи Артемия, – этот мальчик был такой тихий, любил ходить в церковь…

– А ты помалкивай, когда старшие говорят! – Резко оборвал речь женщины старик и нравоучительно поднял палец – я знаю, что говорю! Раз Бог наказал его, значит, было за что…

– А может, это не наказание… – тихо произнесла женщина.

– Да не лезь ты, тебе говорят! – Набросились на неё старушки. – Захар Спиридоныч знает, о чём ведёт речь!

– Да, и таких страшных грешников, умерших без покаяния, нельзя даже отпевать в церкви и хоронить на христианском кладбище. Их вообще нельзя предавать земле. – Тоном, не терпящим возражений закончил свою речь старик. – О чём и надо сказать Косьме, чтобы не смел нести в храм Божий тело наказанного гневом Господним…

Можно только догадываться, что чувствовали отец, мать и все близкие святого отрока, когда односельчане сообщили им о своём жестоком решении. Но, пришлось покориться. Отец сам прочёл молитвы, которые знал на память и отнёс тело сына в лес. Завернул почившего в бересту и положил на усыпанную хвоей землю близ высокой сосны. Сверху накрыл ветвями, а вокруг места, где лежало тело мальчика, выстроил деревянную ограду. Вот и вся могилка – ни креста, ни поминальной надписи… Скорбно молчали мать и сестра, глядя на погребение Артемия. Безжалостно и самоуверенно пересуживали внезапную кончину мальчика оставшиеся в селе веркольцы. А светлый отрок невидимо взирал с небес на любящих и ненавидящих его и с жалостью молился о тех и других…

Прошло тридцать два года. Тихая золотая осень неспешно обрывала листы веркольских деревьев. Ранним прохладным утром старенький дьячок сельской церкви собрался в лес за грибами. Оделся потеплее, взял берестяной туесок и вышел из дома. Несмелая сентябрьская заря робко рассеивала остатки ночной мглы. «Пасмурный день будет сегодня» – подумал, взглянув на небо, дьячок и плотнее укутался в широкий тулуп. Вот и лесная опушка. Грибник огляделся вокруг себя и …вдруг застыл в недоумении. Закрыл глаза, затем широко раскрыл их. …Нет, не померещилось. Недалеко от края леса среди деревьев виднелся яркий столп света, поднимавшийся от земли до неба. Сияние, ярче солнечного, разливалось среди древних сосен, рассеивало сумерки пасмурного утра, светлым столбом поднималось к закрытому облаками небу. Дьячок осенил себя крестным знамением и несмело пошёл к озарённому светом месту. «Да что же это такое… Господи, помилуй!» – тихо шептал он. Всё ближе сияние, всё ярче… Старик робко взглянул на могучую сосну, от корней которой исходил свет, затем опустил глаза к земле… Маленький мальчик в белой рубахе лежал на больших кусках берёзовой коры, покрывавших землю. Глаза отрока были закрыты, тень от густых ресниц падала на бледные щёки… Ребёнок казался спящим.

– Господи, помилуй! – Упал на колени поражённый благоговейным ужасом дьячок – Да это же Артемий! Мы дружили с ним в детстве… Он был немного младше меня. Он внезапно скончался во время грозы… Как плакала, как убивалась его мать, когда односельчане не дали отпеть отрока в церкви… Здесь, в лесу, его и похоронили… Но почему же он лежит поверх земли, нетленный, как святые мощи?! Или…

Повеял лёгкий ветерок и дьячок почувствовал тонкий аромат, как бы запах ладана, исходящий от лежащего на земле тела. Старик ещё раз перекрестился и быстро пошёл в село.

В тот же час Верколу облетела новость: в лесу нашли нетленное тело отрока, оставленного без погребения много лет назад.

– И звери дикие его не тронули! – Удивлялись крестьяне.

– Наверное, Артемий всё-таки не был грешником, иначе Бог не сберёг бы его мощей…

Посудили селяне, потолковали, да и разошлись по своим делам: время было рабочее – осенняя страда, пора убирать урожай, некогда от трудов полевых отрываться. Лишь несколько веркольцев пошли в лес вместе со стареньким дьячком Агафоником, взяли гроб с телом мальчика, отнесли в сельский храм. Положили на паперти и снова накрыли берестой, лежавшей на святых мощах и в лесу.

И снова об Артемии все забыли. Но Бог, прославляющий святых своих, не позволил окончательно стереться из памяти людской имени праведного отрока. В том же году, когда селяне обрели в лесу святые мощи, в Архангельской губернии, где находилась и Веркола, разразилась страшная эпидемия злокачественной лихорадки. Десятки и сотни людей, особенно женщины и дети, страдали от жара и боли во всём теле, слабели и даже умирали. Слёг в постель и сын Каллиника – одного из крестьян, переносивших в храм тело святого отрока. «Господи! – Горячо молился отец, глядя, как мечется в бреду его маленький мальчик, – исцели сына моего, Василия! Не дай ему умереть – ведь он ещё такой юный!» Напряжённо вглядывается исстрадавшийся отец в раскрасневшееся от жара лицо ребёнка, тревожно слушает его тяжёлое дыхание. И вдруг мысленному взору Каллиника представилось лицо другого мальчика – бледное, тихое, мертвенно-спокойное и, в то же время, светлое – как лики угодников Божиих на древних образах. «Артемий! – Радостной надеждой забилось в сердце крестьянина, – если он святой, то услышит мою молитву, умолит Бога, чтобы к Васятке вернулось здоровье!» Каллиник осторожно, чтобы скрипом не испугать больного, открыл дверь и быстро вышел на улицу. Подошёл к храму, поднялся по деревянным ступенькам, вошёл в полутёмный притвор. Вот и гроб с телом мальчика. Каллиник опустился на колени. «Господи! – Воззвал он, – молитвами отрока Артемия, исцели младенца Василия!» Благоговейно приложился ко гробу, затем осторожно отломил кусочек покрывавшей мощи бересты и, ещё раз поклонившись телу праведника, пошёл домой. Васятка по-прежнему метался в бреду. Отец осторожно прикрепил принесённый из церкви кусочек бересты на шнурок, на котором висел нательный крестик мальчика. Осенил ребёнка крестным знамением. Прошла минута, две… Малыш стал дышать ровнее. Вскоре сын Каллиника пришёл в себя и попросил есть, а через два дня здоровый ребёнок уже весело бегал по улицам Верколы.

– Чем вы лечили своего Васеньку? – Спрашивали соседи счастливых родителей исцелённого, – все умирают, а ваш сынок выздоровел так быстро…

– Святой отрок Артемий вымолил у Бога здоровье нашему малышу! – Радостно отвечали Каллиник и его жена, и рассказывали односельчанам о произошедшем чуде.

Тут-то и поняли веркольцы, какой великий святой почивает нетленными мощами в притворе их деревянной церкви. Стали усердно молиться, служить панихиды о праведном отроке. И лихорадка отступила. Все больные жители села исцелились, дети, ещё вчера лежавшие в жару, на другой день уже радостно молились в храме, благодарили за своё исцеление Господа и его святого угодника.

– Ах, как жаль, что Косьма и Аполлинария не дожили до этих дней… – тихо переговаривались между собой пожилые женщины в притворе храма. – И сестра его не здесь, уже много лет, как в монастырь ушла…

– Да… Святым оказался Артемий, Господь забрал к себе его чистую душу, как Ангела принял отрока, а люди и не поняли, осудили…

Светлая, благоговейная радость лёгкими крыльями накрыла северное село, тихой благодатью почила на душах его жителей. Много и других чудес сотворил праведный Артемий. Постепенно слава о святом отроке покинула Верколу, разошлась по всей Руси-матушке. И поныне дважды в год совершается в русских храмах память о светлом отроке, о вечно юном святом, который, кротко взирая на нас с древней иконы, словно говорит нам: не судите, и не судимы будете… Иной суд Божий, а иной – человеческий. И ещё: Царствие Божие внутри вас есть…

Святой праведный отроче Артемие, моли Бога о нас!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: