Андрей Кесарийский – труды и творчество, история жизни, Толкование на Апокалипсис

Андрей Кесарийский

Андрей Кесарийский (греч. Ανδρέας Καισαρείας Καππαδοκίας ; VI-VII) — архиепископ Кесарии Каппадокийской. Почитается в Православной церкви как святой в лике святителей.

О жизни Андрея Кесарийского не сохранилось каких-либо сведений, спорным является даже период его жизни. Известность ему принесло толкование на книгу Откровения Иоанна Богослова, включённое в 106 том Patrologia Graeca и пользующиеся популярностью среди православных, особенно у русских старообрядцев.

Толкование Андрея Кесарийского (написано между 563 и 614 годами) является одним из первых святоотеческих комментариев Апокалипсиса и оказало огромное влияние на последующих богословов. При его написании Андрей доказывает подлинность данной новозаветной книги ссылками на раннехристианских авторов: Папия Иерапольского, Иринея Лионского, Мефодия Патарского и Ипполита Римского.

Хотя Андрей Кесарийский при толковании указывает на то, что Конец света является скорым событием, он в предисловии отмечает:

мы приступаем к изъяснению виденного блаженным Богословом не как постигшие глубину сокрытого в нем духа, ибо не осмеливаемся и не имеем в виду даже изъяснить всего сказанного в буквальном смысле… совершенное же познание сего предоставляем Божественной премудрости, знающей и те времена, в которые исполнится предсказанное, испытание нами коего запрещено Апостолами. [1]

Толкование Андрея Кесарийского было переведено с греческого языка на грузинский в X веке, армянский в XI веке, на славянский язык (вероятно в Болгарии) вместе с текстом книги Откровения не позднее X века. [2] До середины XV века у славян Апокалипсис в основном существовал только в толковании Андрея Кесарийского, а не в оригинальном тексте. Сочинение Андрея Кесарийского украшалось миниатюрами при создании которых авторы следовали древнерусской традиции лицевых изображений в рукописях. [3]

Примечания

  1. Андрей Кесарийский. «Толкование на Апокалипсис» (Предисловие)
  2. Андрей Кесарийский (статья в «Православной энциклопедии»)
  3. Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Уральский толковый Апокалипсис

Ссылки

  • Андрей (архиепископ Кесарии Каппадокийской) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Андрей Кесарийский (из «Библиологического словаря» священника Александра Меня)
  • Андрей Кесарийский. «Толкование на Апокалипсис»

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Андрей Иванович (князь серпуховской)
  • Андрей Курганский

Полезное

Смотреть что такое “Андрей Кесарийский” в других словарях:

АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ — архиеп. Кесарии Каппадокийской, автор первого сохранившегося толкования на Откровение Иоанна Богослова (между 563 и 614). Работа А. К. имеет большое значение для изучения истории текста Апокалипсиса и ранней истории его толкования, т. к. содержит … Православная энциклопедия

АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ — свт., архиеп. (6–7 вв.). О жизни А. ничего не известно, кроме того, что он был архиеп. Кесарии Каппадокийской. Спорными остаются даже даты его жизни. Единственное сохранившееся его произведение толкование на Апокалипсис. Это был один из первых… … Библиологический словарь

Андрей — (др. греч. Ἀνδρέας) греческое Род: муж. Этимологическое значение: «мужественный, храбрый» Отчество: Андреевич, Андреич Андреевна, Андревна Производ. формы … Википедия

Андрей Первозванный — У этого термина существуют и другие значения, см. Андрей Первозванный (значения). Запрос «святой Андрей» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «святой Андрей» перенаправляется сюда. В Википедии есть статьи о кораблях «Святой… … Википедия

Святой Андрей — Мученичество апостола Андрея Апостол Андрей (греч. Ανδρέας , лат. Andreas), больше известный как Андрей Первозванный один из апостолов (учеников) Иисуса Христа, брат Симона Петра, персонаж Нового Завета. Содержание … Википедия

Прокопий Кесарийский (великомученик) — Прокопий Кесарийский греч. Προκόπιος ο Καισαρεύς … Википедия

Жена, облачённая в солнце — Жена, облечённая в солнце (миниатюра Геррады Ландсбергской, конец XII века) Слева от Жены изображена битва со зверем из моря, справа красный дракон извергает на неё водный поток, в небе над ней её младенец, восхищаемый к престолу Бога Жена,… … Википедия

Жена, облечённая в солнце — (миниатюра Геррады Ландсбергской … Википедия

Patrologia Graeca — (Греческая патрология) отредактированное собрание трудов Отцов Церкви и различных светских авторов, написанных на греческом койне и византийском языке. Состоит из 161 го тома, напечатанных в 1857 1866 годах в Католической типографии Миня.… … Википедия

Греческая патрология — Patrologia Graeca (Греческая патрология) отредактированное собрание трудов Отцов Церкви и различных светских авторов, написанных на греческом койне и византийском языке. Состоит из 161 го тома, напечатанных в 1857 1866 годах в Католической… … Википедия

RARUS’S GALLERY

Fine Books,Prints,Photographs & Icons

Забавная библиография

  • Главная
  • Контакты
  • Ссылки
  • Rusbibliodatabase
  • Топ русских книжных продаж
  • Топ мировых книжных продаж
  • Топ 50 русского библиофила
  • The great books forever
  • Exotica, Curious and Ephemera
  • Вопросы реставрации и экспертизы
  • Искусство переплёта
  • Страсти по переплёту
  • Антикварные книжные ярмарки
  • e-biblio

Сейчас на сайте

Ваше мнение

Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова) с толкованиями архиепископа Андрея Кесарийского.

The Revelation of St. John the Divine. An impressive church slavonic Old Believer illuminated manuscript. Containing the Apocalypse with commentary by the bishop Andrew of Caesarea, 237 sheets + 3 blank sheets. Half Uncial Manuscript dated by the early 1812, distinct watermarks on paper are dated by 1810. Thick paper. Watermarks from A. Gantscharov’s papermill. Format: 33,5×21,0 cm. The manuscript contains 72 fantastic(!) full page miniatures, 74 headpieces, 74 initials , 19 endings. 24 lines to the page, written in black and red ink. Text and all miniatures framed in a yellow ordinary border with ornamented angles on. Contemporary blindstamped goatskin-covered (!) wooden boards, brass closures, rich gold embossing. In a very good condition. A copy from the A.A. Sivers’s private library. More .

Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова) с толкованиями архиепископа Андрея Кесарийского, 237 л.л. + 3 л.л. пустых. Рукопись, полуустав, датирована началом 1812-го года, отчетливые филиграни на бумаге определяются 1810-м. Бумага плотная. Формат: 33.5х21.0 см. В рукописи 72 (!) миниатюры, 74 заставки, 74 инициала, 19 концовок и одинарная рамка с орнаментированными углами на всех миниатюрах. Переплет: доски обтянутые сафьяном(!), латунные застёжки, богатое золотое тиснение. Состояние очень хорошее. Экземпляр из библиотеки А.А. Сиверса.

Откровение Иоанна Богослова — название последней книги Нового Завета. Часто также упоминается как Апокалипсис (реже Апокалипс, с прописной буквы, от греч. ἀποκάλυψις — раскрытие, откровение). В книге описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на Землю, которые будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами (огонь с неба, воскрешение мёртвых, явление ангелов), поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба. От этого слова образовались термины апокалиптика и постапокалиптика, обозначающие жанры научной фантастики, в которых действия развиваются в мире во время или после какой-либо глобальной катастрофы, соответственно. Книга описывает, как второе пришествие Иисуса Христа, так и события после него. Христианская традиция приписывает авторство этой книги апостолу Иоанну Богослову. Однако, это мнение подвергается сомнению некоторыми исследователями, поскольку проблематика и стиль изложения Апокалипсиса значительно отличается от Евангелия от Иоанна и Иоанновых посланий. При этом следует иметь в виду, что в апостольской среде было несколько Иоаннов, которые позднейшей традицией были объединены в одну фигуру. Так, при перечислении своих учителей раннехристианский автор Папий различает «Иоанна ученика Господня» и другого ученика, «пресвитера Иоанна», которого он знал лично и многие рассказы которого передавал. По этому поводу Евсевий Кесарийский отмечает: «Если не считать автором Откровения, известного под именем Иоаннова, первого Иоанна, то, значит, все эти видения были второму». Язык Апокалипсиса отличается от написанного Иоанном Богословом Евангелия в силу того, что по слову патролога и богослова митрополита Илариона (Алфеева), Апокалипсис говорит языком ветхозаветных символов о новозаветных реалиях. В то же время анализ языковых образов, словаря и синтаксиса, выполненный Вильгельмом Буссе (англ. Wilhelm Bousset), позволяет Лопухину говорить в пользу Иоанна Богослова как автора Откровения. Архиепископ Аверкий (Таушев) в своей работе «Апокалипсис или откровения святого Иоанна Богослова. История написания, правила для толкования и разбора текста» приводит следующие доводы:

Читайте также:
Феодосий Кавказский - житие и биография святого, мощи и могила, чудеса и почитание, дни памяти, труды

1. Писатель Апокалипсиса называет себя «Иоанном» в самом начале, говоря, что ему было дано «Откровение Иисуса Христа». Приветствуя далее семь малоазийских церквей, он вновь называет себя «Иоанном». Далее он говорит о себе, опять называя себя «Иоанном», что он был «на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа». Из Апостольской истории известно, что именно св. Иоанн Богослов подвергся заточению на о. Патмосе. И, наконец, заканчивая Апокалипсис, писатель снова называет себя «Иоанном». Во 2 стихе 1-й главы он называет себя самовидцем Иисуса Христа. Совершенно несостоятельно мнение, будто Апокалипсис написан каким-то «пресвитером Иоанном». Самая личность этого «пресвитера Иоанна» как личность, отдельная от Апостола Иоанна, довольно сомнительна. Единственное свидетельство, которое дает повод говорить о «пресвитере Иоанне», это место из сочинения Папия, сохранившееся у историка Евсевия. Оно чрезвычайно неопределенно и дает место только догадкам и предположениям, противоречащим одно другому. Ни на чем не основано мнение, приписывавшее написание Апокалипсиса Иоанну-Марку, то есть Евангелисту Марку. Еще более нелепо мнение римского пресвитера Кая (III в.), будто Апокалипсис написан еретиком Керинфом.

2. Вторым доказательством принадлежности Апокалипсиса Апостолу Иоанну Богослову служит сходство его с Евангелием и посланиями Иоанновыми, не только по духу, но и по слогу, а особенно по некоторым характерным выражениям. Так, например, проповедь апостольская называется здесь «свидетельством». Господь Иисус Христос называется «Словом» и «Агнцем». Пророческие слова Захарии: «И воззрят нань Егоже прободоша» и в Евангелии и в Апокалипсисе приводятся одинаково по переводу 70-ти. Некоторые находили, будто язык Апокалипсиса отличается от языка других писаний св. Апостола Иоанна. Эта разница легко объясняется как разностью содержания, так и обстоятельствами происхождения писаний св. Апостола. Св. Иоанн, хотя и владел греческим языком, но, находясь в заточении, вдали от живого разговорного греческого языка, естественно положил на Апокалипсис печать сильного влияния языка еврейского, как природный иудей. Для непредубежденного читателя Апокалипсиса нет сомнения, что на всем содержании его лежит печать великого духа Апостола любви и созерцания.

3. Все древние и более поздние святоотеческие свидетельства признают автором Апокалипсиса св. Иоанна Богослова. Ученик его св. Папий Иерапольский писателем Апокалипсиса называет «старца Иоанна», каковым именем называет себя сам св. Апостол в своих посланиях. Важно свидетельство св. Иустина Мученика, ещё до своего обращения в христианство долго жившего в Ефесе, городе, где долго жил и почил великий Апостол. Многие св. отцы приводят места из Апокалипсиса как из богодухновенной книги, принадлежащей св. Иоанну Богослову. Таковы: св. Ириней Лионский, ученик св. Поликарпа Смирнского, ученика св. Иоанна Богослова, св. Ипполит, папа Римский, ученик Иринея, написавший даже апологию на Апокалипсис. Климент Александрийский, Тертуллиан и Ориген также признают св. Апостола Иоанна писателем Апокалипсиса. Равным образом убеждены в этом и преподобный Ефрем Сирин, Епифаний, Василий Великий, Иларий, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Дидим, Амвросий, Августин, Иероним. 33-е правило Карфагенскаго собора, приписывая Апокалипсис св. Иоанну Богослову, ставит его в ряду других канонических книг. Отсутствие Апокалипсиса в переводе Пешито объясняется исключительно тем, что этот перевод был сделан для богослужебного чтения, а Апокалипсис при Богослужении не читался. В 60 правиле Лаодикийскаго собора Апокалипсис не упомянут, так как таинственное содержание книги не дозволяло рекомендовать всем книгу, которая могла дать повод к ложным толкованиям.

По содержанию и своему стилю «Апокалипсис» резко отличается от других текстов Нового Завета, там излагается полученное Иоанном от Бога откровение. Посредством видений Иоанну открылось предстоящее рождение антихриста на Земле, второе пришествие Иисуса Христа, конец света, Страшный суд. В книге присутствуют образы, ставшие темой для многочисленных богословских толкований: апокалиптические всадники, вавилонская блудница, Жена, облечённая в солнце и др. В «Апокалипсисе» упомянуто Число зверя — 666, в ходе истории многократно предлагались различные расшифровки значения этого числа. Книга Откровения заканчивается пророчеством о том, что победа Бога над Дьяволом увенчает тяжёлую борьбу. В обновлённом творении («новое небо и новая земля») Бог будет пребывать среди людей в вечном Небесном Иерусалиме. Заканчивается книга Откровения словами «Ей, гряди, Господи Иисусе!», навсегда ставшими для учеников Христа выражением горячего желания приблизить эту грядущую победу. Откровение подводит итог всему тому, что было сказано об этом в библейской традиции. Иоанн прибегает в нём к образам, заимствованным из ветхозаветных пророчеств, подчёркивая тем самым преемственность ветхозаветного и новозаветного откровения.

Последовательность видений:

Сын Человеческий, облечённый в потир, находящийся посреди семи светильников и держащий в руке семь звёзд

Вознесение Иоанна к небесному престолу, видение Сидящего на нём. Престол окружают двадцать четыре старца в белых одеждах и четверо животных, непрестанно поклоняющиеся Богу

Снятие Агнцем закланным семи печатей с запечатанной книги:

Первая печать — конь белый со всадником-победителем, имеющим в руках лук

Вторая печать — конь рыжий со всадником, взявшим с земли мир

Третья печать — конь вороной со всадником, несущим на землю голод

Четвёртая печать — конь бледный со всадником по имени «смерть»

Пятая печать — убиенные за Слово Божие облачаются в белые одежды

Шестая печать — день гнева: великое землетрясение, падение звёзд с неба, небо становится как свиток, луна как кровь, солнце как власяница

Седьмая печать — сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса

И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить

Первый Ангел — град и огонь, смешанные с кровью; и третья часть деревьев сгорела, и вся трава зеленая сгорела

Читайте также:
Свенцицкий Валентин - жизнь и биография, диалоги и книги, тайное поучение

Второй Ангел — большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла

Третий Ангел — упала с неба большая звезда («Полынь»); и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки

Четвертый Ангел — затмилась третья часть солнца, луны, звезд, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи

Пятый Ангел — звезда, падшая с неба на землю, отворила кладязь бездны; и вышла саранча; и дано ей мучить пять месяцев только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих

Шестой Ангел — и освобождены были четыре Ангела, связанные при великой реке Евфрат, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. Явление всадников на конях с львиными головами. Автору даётся книга, сладкая в устах, но горькая в чреве.

Два человека Божьих 1260 дней свидетельствуют, после чего выходит зверь и убивает их. Через 3,5 дня они воскресают.

Седьмой Ангел — голоса сообщают, что царство мира сделалось царством Господа и Христа Его. Открытие Храма Божьего с ковчегом на небе.

Явление жены, облечённой в солнце, которую преследует красный дракон. Война на небесах между Михаилом и драконом.

Из моря выходит зверь с семью главами и десятью рогами, которому дана власть на 42 месяца. Появление другого зверья с агнчьими рогами. Принятие людьми начертания зверя в виде числа 666

Явление Агнца на горе Сион с 144 000 искупленных.

Явление Ангела, благовествовавшего вечное Евангелие

Явление Ангела, сообщающего о падении Вавилона

Явление Третьего Ангела, сообщающего о том, что те, кто приняли начертание змея, будут мучимы в огне и сере.

Явление Ангела, который срезает гроздья винограда и бросает их в точило гнева Божия.

Исследования показывают, что Апокалипсис был написан между 70-95 г.г. н.э. и, возможно, не одним человеком. Главное патристическое толкование на Апокалипсис принадлежит Андрею, архиепископу Кесарии Каппадокийской (VI век). Оно было хорошо известно в славянской письменности, из русских списков наиболее ранний – новгородский, XII-го века. Иллюстрированные списки “Толкового Апокалипсиса” широко распространяются с XVI-го века, а в XVII-XIX веках – это одно из наиболее популярных, многократно переписываемых и иллюстрируемых произведений, бытующих в среде старообрядческих книжников с их постоянным интересом к эсхатологической тематике. Правда, экземпляры, имеющие высокохудожественный и музейный уровень исполнения попадаются исключительно редко… Временные затраты писца на такое качество работы составляли до 3-х лет! Превосходный образец рукописи начала 19-го века! Редкость!

Толкование на Апокалипсис святого Иоанна Богослова

Статья 1. Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.

Статья 2. Видение, в котором видел Одеянного в подир посреди семи златых светильников.

Статья 3. Открытое ангелу Ефесской церкви.

Статья 4. Открытое ангелу Смирнской церкви.

Статья 5. Открытое ангелу Пергамской церкви.

Статья 6. Открытое ангелу Фиатирской церкви.

Статья 7. Открытое ангелу Сардинской церкви.

Статья 8. Открытое ангелу Филаделфийской церкви.

Статья 9. Открытое ангелу Лаодикийской церкви.

Статья 10. О виденных на небе дверях и 24 старцах, и о прочем.

Статья 11. О запечатанной семью печатями книге, которую разрешить не может никто из созданных тварей.

Статья 12.О видении того, что посреди престола и четырех животных. О разрешении книги Агнцем, имеющим семь рогов.

Статья 13. Снятие первой печати, означающее апостольское учение.

Статья 14. Снятие второй печати, означающее брань неверных против верующих.

Статья 15. Снятие третьей печати, означающее отпадение от Христа не имеющих твердой веры в Него.

Статья 16. Снятие четвертой печати, показывающее язвы, наводимые на нечестивых.

Статья 17. Снятие пятой печати, показывающее вопль святых душ ко Господу о кончине.

Статья 18. Снятие шестой печати, означающее язвы, наводимые при кончине.

Статья 19. О ста сорока четырех тысячах людей, не претерпевших вреда от язвы четырех ангелов.

Статья 20. О бесчисленном народе из языков, носящих светлые одежды.

Статья 21. Снятие седьмой печати, показывающее, что ангельские силы приносят Богу, как фимиам, молитвы святых.

Статья 22. О семи ангелах и о том, что, когда вострубил из них первый, на землю пали град, огонь и кровь.

Статья 23. О втором ангеле и о погибели живущих в море.

Статья 24. О третьем ангеле и о горечи речных вод.

Статья 25. О четвертом ангеле и затмении светил.

Статья 26. О пятом ангеле, мысленных акридах и о различном виде их.

Статья 27. О шестом ангеле и об ангелах, разрешенных при Евфрате.

Статья 28. Об облеченном в облако и радугу ангеле, предвозвещающем о кончине.

Статья 29. О том, как евангелист получил от ангела книжку.

Статья 30. Об Енохе и Илии.

Статья 31. О воскресении умерщвленных антихристом двух пророков Божиих.

Статья 32. О седьмой трубе и о святых, прославляющих Бога за будущий Суд.

Статья 33. О гонениях Церкви прежде и при антихристе.

Статья 34. О брани ангелов и демонов и о ниспадении сатаны.

Статья 35. О том, что змий не перестает гнать Церковь.

Статья 36. О семиглавом и десятирогом звере.

Статья 38. О скверном имени антихриста.

Статья 39. Об Агнце и ста сорока четырех тысячах, стоящих с Ним на Сионской горе.

Статья 40. Об ангеле, предсказывающем близость будущего Суда.

Статья 41. Об ангеле, возвещающем падение Вавилона.

Статья 42. Об ангеле ином, предупреждающем верных не принимать антихриста.

Статья 43. О том, что Сидящий на облаке пожнет серпом произрастания земли.

Статья 44. Об ангеле, обрезывающем лозу горечи.

Статья 45. О семи ангелах, наводящих на людей язвы пред кончиною, и о стеклянном море, которое видел в Откровении.

Статья 46. О том, что по излиянии первого фиала на отступниках сделались гнойные раны.

Статья 47. Об излиянии второго фиала на находящихся в море.

Статья 48. О том, что от третьей язвы реки превращаются в кровь.

Статья 49. О том, что от четвертой язвы люди опаляются зноем.

Статья 50. О том, что пятою язвою омрачится звериное царство.

Статья 51. О том, что шестым фиалом открывается путь чрез Евфрат царям от восхода солнечного.

Статья 52. О том, что чрез седьмую язву будет на людей град и землетрясение.

Статья 53. Об одном из семи святых ангелов, показавшем блаженному Иоанну разрушение города блудницы, и о семи главах и десяти рогах.

Читайте также:
Никита Столпник: в чем помогает, житие и мощи святого, святой источник

Статья 54. О том, как истолковал ему ангел виденную тайну.

Слово 55. Об ином ангеле, возвещающем о падении Вавилона, и о небесном голосе, повелевающем бежать из города и отложить приятное, что имели прежде.

Слово 56. О песнопении святых и троякой “аллилуия”, которую они поют при разорении Вавилона.

Слово 57. О таинственном браке и о вечери Агнца.

Слово 58. О том, что евангелист видел Христа на белом коне вместе со святыми ангелами.

Слово 59. Об антихристе и о вверженных вместе с ним в геенну.

Слово 60. О связании сатаны от распятия Христова до кончины, и о тысяче лет.

Слово 61. О престолах для сохранивших неизменным Христово исповедание.

Слово 62. О первом воскресении и второй смерти.

Слово 63. О Гоге и Магоге.

Слово 64. О Сидящем на престоле, всеобщем воскресении и Суде.

Слово 65. О новом небе, новой земле и о вышнем Иерусалиме.

Слово 66. О том, что сказал Сидящий на престоле.

Слово 67. Об ангеле, показавшем город святых и измерившем стену его с вратами.

Слово 68. О чистой реке, казавшейся исходящей от престола.

Слово 69. О том, что Христос есть Бог пророков и Владыка ангелов.

Слово 70. О достоверности виденного ангелом.

Слово 71. О том, что Откровение повелено не запечатлевать, а проповедовать.

Слово 72. О том, что Церковь и Дух, обитающий в ней, ожидают славного пришествия Христова, и о проклятии, которому подвергнутся повреждающие сию книгу.

Купить творения свт. Андрея Кесарийского можно в интернет-магазинах Лабиринт и Ozon.ru.

Интернет-магазины православной книги.

О неработающей ссылке сообщите нам на контактный e-mail

Оставить свой отзыв о книге, вы можете на нашем форуме «Душеполезное чтение»

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter **

Андрей Кесарийский – труды и творчество, история жизни, Толкование на Апокалипсис

ОТДЕЛ I

Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.

Апокалипсис есть такое откровение сокрытых тайн, которое бывает во время озарений ума или в видениях во время сна, или в бодрственном состоянии при помощи Божественного осияния. Если апостол говорит, что это Откровение дано Христу от Бога, то употребляет выражение применительно к природе человеческой, ибо в своем Евангелии он более всех других евангелистов изображает Его в чертах возвышенных и выражениях Божественных. Также и здесь чрез служащего ангела и именем учащихся рабов указывает нам на величие Божества Христова, ибо Ему работна всяческая (Пс. 118,91).

Выражение быти вскоре обозначает, что некоторое из предсказанного в Откровении находится, так сказать, под руками, да и относящееся к концу не замедлит исполниться, ибо у Господа тысяча лет яко день вчерашний, иже мимо иде (Пс. 89, 5; 2 Пет. 3, 8).

И Он показал, послав оное чрез ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел.

Христос, как Владыка, явил мне это чрез ангела, мне, Своему рабу, свидетельствовавшему в него исповедание, чтобы чрез виденное я засвидетельствовал и проповедал для обращения слушающих как о том, что хотя и существует, но сокрыто от людей, так и о том, что имеет быть. Ибо тайновидец пророчески яже суть и имже подобает быти, указываюна настоящее и будущее время.

Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего, и соблюдающие написанное в нем: ибо время близко.

Прославляет тех, которые читают и слушают, чтобы исполнять, потому что назначенное людям время для делания и получения блаженства кратко. «Делайте, дондеже день есть, приидет нощь, егда никтоже может делати», — говорит Господь (Ин. 9,4). Иначе: по сравнению этой кратковременной жизни с будущею, вечною, близко время воздаяния коемуждо по делам его (Мф. 17,27).

Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть, и был, и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его, и от Иисуса Христа.

Хотя много было местных церквей, но он послал только седмим церквам. Это сделал ради седмеричного числа, означающего таинственно все церкви, а также и по соответствию этого числа настоящей жизни, в которой принят седмеричный круг дней. По той же причине он упоминает только о семи ангелах и семи церквах, которым шлет свое приветствие: «благодать вам и мир от Триипостасного Божества». Словом Сый означается Отец, сказавший Моисею: Аз есмъ Сый (Исх. 3, 14); выражением иже 6е — Слово, которое в начале 6е к Богу (Ин. l, l); словом грядый — Утешитель, всегда во святом крещении нисходящий на верующих чад Церкви и имеющий излиться на них во всей полноте в будущем веке (Деян. 2). Под семью духами можно разуметь семь ангелов (получивших управление церквами), не поставляемых вместе с Богоначальною и Царственною Троицею, но воспоминаемых с Нею, как рабов ее, как и божественный апостол говорит подобным же образом: засвидетельствую пред Богам и Господам Иисусам Христом, и избранными Его ангелы (1 Тим. 5, 21). Но можно понимать это и в другом смысле: под выражением Сыа, в иже 6е, и иже есть грядый — разуметь Отца, Который содержит в Себе Самом начало, средину и конец бытия всего существующего; под семью духами — дары Животворящего Духа; под имеющим следовать затем — Иисуса Христа, Бога, нас ради соделавшегося Человеком. Ибо и у апостола Божественные Ипостаси поставляются прежде и после без всякого различия, поэтому и здесь говорит и от Иисуса Христа и т. д.

Который есть свидетель верный, Первенец из мертвых и Владыка царей земных.

Ибо Он, свидетельствовавший пред Понтием Пилатом, верен во всех словесех своих (Пс. 144, 13), как жизнь и воскресение; Он перворожден из мертвых (Кол. 1,18; l Кор. 15, 20), и над кем начальствует Он, те не увидят смерти, подобно прежде умиравшим и воскресавшим, но будут жить вечно. Он — Владыка царей, как Царь царствующих и Господь господствующих (Пс. 2,6; Кол. 2,10; 1 Тим. 5,16), равномощный Отцу и Единосущный Ему (Ин. 10, 30; 14,20). Иначе: Он Царь царей земных, царей над земными страстями. И если блаженный Григорий Богослов относит ко Христу выражение Сыа, и иже 6е, и грядый, Вседержитель, ТО нисколько не будет неуместным отнести к Нему и нижеприведенные изречения. К этим словам и добавлено Вседержитель и не упоминается о другом лице. Этот смысл вышеизложенного подтверждают и дальнейшие слова: а от Иисуса Христа, потому что, если б говорилось только об одном Боге Слове и Сыновней Ипостаси, то было бы совершенно лишним словами в от Иисуса Христа отделять Его от иного другого. Боголепные слова приличествуют одинаково как каждой в отдельности Ипостаси, так и всем вместе, за исключением разве, по словам Григория Богослова, отличий и свойств особенных и личных, и относящихся к воплощению Бога Слова. Это подтверждается еще и тем, что Трисвятую песнь серафимов мы поучаемся в Евангелии относить к Сыну, в Деяниях, в проповеди апостола Павла — к Духу Святому, а в приношении Святых Тайн — к Отцу, к Которому мы обращаем молитву эту, как говорит о сем блаженный Епифаний в слове о Святом Духе. Все это мы приводим как доказательство того, что наше изъяснение не противоречит мнению отцов церкви, а теперь с Божьей помощью перейдем к следующему.

Читайте также:
Иулиания Ольшанская: биография и житие святой, мощи и почитание, дни памяти

Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

Подобает, говорит, слава Ему, разрешившему нас по любви Своей от уз смертных и омывшему нас излиянием Своей Животворящей Крови и воды от скверн греховных и соделавшему нас царским священством, приносящим Отцу живую жертву — словесную службу вместо жертв бессловесных животных.

Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают над Ним все племена земные. Ей, аминь.

Здесь Он, закланный как агнец, приидет во славе Отчей как Судия, на облаках, или силах бесплотных, или подобных тому облаку, которое на горе Фавор осенило Его с апостолами. Грядущаго со славою Его увидит всякое око; распинатели же Его и неверующие в Него племена земные восплачутся (Мф. 24,29–30). Ей, аминь значит: совершенно, так. Этими словами обозначается одно и то же как на греческом, так и на еврейском языке. Аминь — да будет.

Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель.

Словами Алфа и Омега означается Христос, как Бог, все содержащий, безначальный и бесконечный: Сый, и прежде сый, и конца не имый, соприсносущный Отцу, и потому имеющий воздать каждому по делам его.

Я Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в Царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.

Я же, как брат ваш и соучастник в скорбях Христа ради, вполне заслужил ваше доверие, ибо, осужденный за исповедание Христа на остров Патмос, возвещаю о тайнах, которые я на нем видел.

Статья вторая

Видение, в котором видел Одеяиного в подир посреди семи златых светильников

Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Алфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес и Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филаделфию, и в Лаодикию.

Объятый Святым Духом и получив духовный слух, я услышал в чтимый более других воскресный день голос Господа, подобный трубе по своей звучности, ибо во всю землю изыде вещание их (Пс. 18,5). Указав словами Алфа и Омега на Божию безначальность и бесконечность, Он мне повелел поведать о виденном семи церквам, обозначая числом семь, оканчивающимся в субботу, субботствование, то есть покой века будущего. Потому же, пишет великий Ириней, созданы Богом семь небес и семь ангелов, которые начальствуют над другими.

Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел семь золотых светильников, и посреди семи светильников подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом.

Голос, слышанный апостолом, не был чувственный; на это он указывает словом обратихся, то есть оборотился не за тем, чтобы слышать, но видети его, потому что слышание духовное и видение означают одно и то же. А обратившись, говорит он затем, увидел семь златых светильников (ниже они называются у него церквами) и среди них Христа, подобна Сыну Человечу (не простой человек, но вместе и Бог!) и облеченного в подир, как вышнего Архиерея, по чину Мелхиседекову (Пс. 109,4). Препоясан Он был поясом золотым не по бедру, как препоясываются люди для укрощения похотей (от них свободна Божественная плоть), но при сосцу — по груди, чтобы показать этим, что и крайние меры гнева Божественного удерживаются человеколюбием и что заветы, эти сосцы Владычнии, которыми питаются верные, препоясует истина. Златым пояс назван для обозначения высшего превосходства, чистоты и нескверности.

Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его как пламень огненный.

Хотя для нас Он и новый, но Он же и древний, или вернее — предвечный; об этом свидетельствуют Его власи белы. Очи Его, как пламень огненный, просвещают святых и опаляют нечестивых.

И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи.

Григорий Назианзин разумеет под ногами домостроительство Божие, ибо ноги Его плоть суть, которою явившееся на землю Божество соделало наше спасение. Но под ногами можно разуметь и апостолов, как утверждение Церкви. Халколиваном врачи считают особый благовонный фимиам, который они называют сильным и мужеским. Иначе: халк (халкос — медь) означает человеческое естество, ливан (ливанос — ладан) — Божеское, а соединенные вместе в одно слово халколиван — благоухание веры и неслиянное единство естеств. Еще халк означает благоухание Христова учения, а ливан — обращение язычников к Нему, поэтому и повелевается прийти Невесте (Песн. 4,8). Ноги Христа — апостолы, в пещи искушений разжженные для подражания Христу.

И голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч, и лицо Его, как солнце, сияющее в силе своей.

Совершенно правильно говорит, что голос Его как глас вод многих, ибо он один и тот же у Него и у Духа, чрез Которого из чрева верующих истекают реки воды живы (Ин. 7,38) и проповедуют вслух всей земли. Семь звезд ниже называются ангелами церквей. Обоюду острым мечем указывает или на отлучение нечестивых, острейше всякого меча обоюду остра (Евр. 4,12), или на меч духовный, поражающий внутреннего человека. Лицо Его сияет, якоясе солнце, светом духовным, а не чувственным: как Солнце правды, собственною силою и вяастию сияет Он, а не как чувственное солнце, сотворенное и светящее лишь по Божию велению и Богодарованною силою.

Читайте также:
Феодор Тирон - житие и биография, почитание и чудо, дни памяти, труды

И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся, Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь. И имею ключи ада и смерти.

А когда апостол подох к ногами Его, яко мертв, по свойственной человеческому естеству немощи, подобно Иисусу Навину (Нав. 5,14) и Даниилу (Дан. 10, 9–10), Христос укрепил его словами: «Не бойся, потому что Я, безначальный и бесконечный, пришел не умертвить тебя, но Сам был мертв ради вас и имею ключи ада и смерти», то есть смерти телесной и душевной.

Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть ангелы семи церквей, а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

Истинный свет есть Христос (Ин. 1,9), и обогатившиеся Его просвещением подобны светильнику, просвещающему тьму настоящей жизни. Но собственно светильниками здесь называются церкви, ибо они обладают светилами, содержащими слово животно, по апостолу (Флп. 2, 15–16). Название светильников и Свешников золотыми указывает на честность и непорочность их веры. У каждой из церквей, говорит Господь, предстоит ангел хранитель. По Григорию Богослову, в данной главе церкви названы звездами образно, за их чистоту и светлость.

Статья третья

Открытое ангелу Ефесской церкви

Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников.

Говорит с церковью чрез ангела подобно тому, как если бы кто беседовал с учениками чрез учителя. Потому что учитель, чтобы уподобить себе ученика, принимает на себя все, касающееся ученика, — ошибки и успехи его. Под семью звездами, или ангелами, которые упоминаются блаженными Иринеем и Епифанием под именем семи небес, здесь нужно разуметь управление ангельскими чинами, держимое, как и все концы земли, в деснице Христовой, ибо по обетованию Он ходит посреди церквей и чрез святых ангелов управляет миром.

Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы. Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела.

Хваля церковь в двух или трех отношениях, порицает и зазирает (упрекает— Ред. ) ее в одном, о чем и упоминает в средине, а о похвалах — в начале и конце речи. Непоколебимость в вере, трудолюбие и оставление пороков хвалит; одобряет и то, что, не веря всякому духу, они испытывали выдававших себя за апостолов и, признав их лживыми, не принимали; хвалит и за то, что они возненавидели гнусные дела николаитов. Порицает же и стыдит за охлаждение любви к ближнему, уменьшение благотворительности, к чему и призывает словами: покайся и первая дела сотвори.

А если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, которые и Я ненавижу.

Движение светильника, или церкви, означает лишение Божественной благодати, когда она подвергается волнениям и колебаниям от духов злобы и злых людей, их пособников. Под этим же движением некоторые разумеют перенесение первосвятительского престола из Ефеса в Царьград. А отчего Богу дела николаитов так ненавистны, известно всякому, кто испытал или знает по чтению эту презренную ересь.

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

Имеющий ухо, да слышит. Все люди имеют телесное ухо, а духовное приобретает только человек духовный; такое имел, например, пророк Исаия (8,5). Человеку, победившему бесовские искушения, обещает дать вкушать от древа жизни, то есть соделать причастником блаженства будущей жизни. Под древом жизни иносказательно разумеется вечная жизнь, а она есть Христос, как говорит об этом Соломон и этот же апостол в другом месте. Соломон, рассуждая о Премудрости, говорит, что Она есть древо живота (Притч, 3, 18), а апостол говорит о Христе, что Той есть истинный Бог и живот вечный (1 Ин. 5,20). Если мы хотим его достигнуть, то умоляю вас исправить жизнь и победить страсти. Потому что, во всяком случае за труды последует награда по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому вместе с Отцем и Святым Духом слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобный Герман Аляскинский

Родился преподобный Герман в Серпухове в благочестивой купеческой семье около 1758 года. С самых юных лет возымел отрок Герман великую ревность к благочестию и шестнадцати лет от рождения пошел в монахи. Сначала поступил он в Троицко-Сергиеву пустынь в окрестностях Петербурга. Прожив в Сергиевой пустыни пять или шесть лет, он перешел в Валаамский монастырь.

Всей душой полюбил он величественную Валаамскую обитель; полюбил незабвенного настоятеля ее, великого старца Назария, и всю братию. На Валааме отец Герман проходил разные послушания. Испытав его ревность в трудах общежития, мудрый старец отец Назарий отпустил его потом на жительство в пустыню. Пустыня эта находилась в глухом лесу, в полутора верстах от обители. Подвиги преподобного на Валааме продолжались пятнадцать лет.

Это было время расширения пределов России на север: деятельностью русских промышленников были открыты Алеутские острова, С открытием островов обнаружилась необходимость просветить светом Евангельским их обитателей. Для этого святого дела по благословению Святейшего Синода высокопреосвященного митрополит Гавриил поручил старцу Назарию избрать способных людей из братии Валаамской. Избрано было десять человек, в числе их и отец Герман.

В 1793 году Духовная миссия, образованная для проповеди христианства и крещения язычников – жителей Аляски и прилегающих к ней островов, отправилась из Петербурга на остров Кадьяк и прибыла на место назначения в 1794 году. Святой ревностью проповедников быстро разливался свет проповеди Евангельской между новыми сынами России: несколько тысяч язычников приняли христианство; была заведена школа для образования новокрещенных детей, выстроена церковь в месте жительства миссионеров.

Монаху Герману Господь благословил потрудиться в Новом Свете дольше других. Под руководством начальника архимандрита Иоасафа (Болотова) Миссия достигла больших успехов. В 1794 году был освящен первый православный храм Воскресения Христова на острове Кадьяк. В 1799 году архимандрит Иоасаф в Иркутске был хиротонисан во епископа Кадьякского. Возвращаясь из Иркутска, преосвященный Иоасаф со спутниками погиб во время шторма в океане. Старец Герман фактически стал исполнять обязанности начальника «Кадьякской Миссии», Его хотели посвятить во иеромонаха и удостоить сана архимандрита с последующим назначением в Пекин, но инок отказался от повышения и пребывал до конца дней своих простым монахом, исполняя великий подвиг старчества. Преподобный Герман поистине был пастырем добрым и защищал жителей Кадьяка от произвола колонистов и предпринимателей. Православные миссионеры пришли к жителям Аляски и ее островов с проповедью любви и мира и обращались с приходившими к ним жителями, как с братьями.

Читайте также:
Житие Александра Свирского - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

Отец Герман жил сначала возле храма Миссии на Кадьяке, впоследствии переселился на близлежащий остров Еловый, который он называл «Новым Валаамом». Его современники были постоянными свидетелями подвижнических трудов отца Германа, его забот о больных во время губительных эпидемий, его бесстрашного заступничества за подвергавшихся насилию. Подвиги и келейные молитвы старца оставались почти неведомыми миру но не мог укрыться от окружающих свет его благодатной жизни, исполненной самоотречения и нестяжательства. Беседа старца производила на слушавших его неизгладимое впечатление. Особенно поражали собеседников ясность его мысли, четкость и глубина суждений.

Как смотрел отец Герман на туземных жителей Америки, как понимал свое отношение к ним и как сочувствовал их нуждам, выражает он сам в одном из писем к правителю колонии: “Любезному нашему отечеству – писал он, – Творец как будто новорожденного младенца дать изволил; край сей, который еще не имеет ни сил к каким-нибудь познаниям, ни смысла, требует не только покровительства, но по бессилию своему и слабого ради младенческого возраста – самого поддерживания; но и о том самом не имеет он еще способностей кому-либо сделать свою просьбу. А как зависимость сего народного блага небесным Провидением, неизвестно до какого-то времени, отдана в руки находящемуся здесь русскому начальству, которое теперь вручилось вашей власти, сего ради я, нижайший слуга здешних народов и нянька, от лица тех пред вами ставши, кровавыми слезами пишу вам мою просьбу. Будьте нам отец и покровитель. Мы всеконечно красноречия не знаем; но с немотою, младенческим языком говорим: «Отрите слезы беззащитных сирот, прохладите жаром печали тающие сердца, дайте разуметь, что значит отрада!»

Как старец чувствовал, так и поступал. Помогал нуждающимся чем только мог, – и алеуты и их дети часто посещали его. Кто просил совета, кто жаловался на притеснение, кто искал защиты, кто желал помощи – каждый получал от старца возможное удовлетворение. Любовь отца Германа к алеутам доходила до самоотвержения.

Однажды на корабле из Соединенных Штатов занесена была на остров Ситха, а оттуда на остров Кадьяк повальная заразная болезнь. Смертность была так велика, что три дня некому было копать могилы и тела валялись незарытыми. Во все время этой грозной болезни, продолжавшейся, с постепенным ослаблением, целый месяц, преподобный, не щадя себя, неутомимо посещал больных, увещевал их терпеть, молиться, приносить покаяние или приготовлял их к смерти.

Особенно старался старец о нравственном преуспеянии алеутов, С этою целью для детей сирот устроено было им училище; он сам их учил Закону Божию и церковному пению. С этою же целью в часовне близ его келий в воскресные и праздничные дни собирал он алеутов для молитвы. Здесь разные молитвы читал для них его ученик, а сам старец читал Апостол, Евангелие и устно поучал их. Так приятно было его слушать, что беседующие с ним алеуты увлекались его словом и нередко только на закате дня нехотя оставляли его.

Преподобный Герман был сподоблен многих сверхъестественных даров от Бога. Однажды отец Герман обратил одного морского капитана из лютеранской веры в Православие. Человек этот был весьма образован; кроме многих наук, он знал языки, но не мог устоять против убеждений и доказательств отца Германа и присоединился к Православной Церкви. Когда он отъезжал из Америки, старец при прощании сказал ему: «Смотрите, если Господь возьмет вашу супругу у вас, то вы никак не женитесь на немке; если женитесь на немке, то она непременно повредит ваше православие». Капитан дал слово, но не исполнил его. Предостережение старца оказалось пророческим. Через несколько лет, действительно, умерла жена у капитана и он женился на немке; вероятно, он оставил или ослабил веру и умер скоропостижно без покаяния.

С кроткой любовью, не смотря на лица, обличал он многих в нетрезвой жизни, недостойном поведении и притеснении алеутов. Обличаемая злоба вооружалась против него, делала ему всевозможные неприятности и клеветала на него, обвиняя преподобного старца в возмущении алеутов против начальства,

Для проверок и расследований присылались «полномочные». Однажды служители обыскивали келию отца Германа, предполагая найти у него большое имущество. Когда не нашли ничего ценного, один из них стал топором выворачивать половые доски. «Друг мой, – сказал ему тогда отец Герман, – напрасно ты взял топор; это орудие лишит тебя жизни!» Через некоторое время потребовались люди в отдаленный форт, и туда из Кадьяка послали русских служителей, в их числе и этого человека; а там местные жители ему сонному топором отсекли голову

Однажды на Еловом острове случилось наводнение. Жители в испуге прибежали к старцу; тогда он вынес икону Божией Матери на отмель и стал молиться. По окончании молитвы, обратясь к присутствующим, сказал: «Не бойтесь, далее этого места, где стоит святая икона, не пойдет вода». Слово старца исполнилось. Старец обещал такую же помощь и на будущее время.

Барон Ф. П. Врангель по просьбе старца писал под его диктовку письмо одному митрополиту. Когда окончено и прочитано было письмо, старец поздравил барона с чином адмирала. Изумился барон; это была для него новость, которая действительно подтвердилась только через долгое время при выезде его в Петербург.

«Жаль мне тебя, любезный кум, – говорил отец Герман правителю колонии, – смена тебе будет неприятная!» Года через два правитель при смене с должности связанным был отправлен на остров Ситха.

Однажды загорелся на Еловом острове лес. Находясь с учеником своим Игнатием в чаще леса, старец провел на земле полосу и сказал: «Будьте спокойны, огонь не перейдет этой черты!» На другой день огонь с сильным напором достиг черты, но, пробежав вдоль нее, остановился, не коснувшись густого леса, находившегося за чертой,

Читайте также:
Иоанн Тобольский: житие святителя, книги и труды, мощи и дни памяти

Часто говорил старец, что в Америке будет свой архиерей, тогда как об этом никто и не думал, да и надежды не было, чтобы в Америке был свой архипастырь, но пророчество его сбылось в свое время.

Незадолго до кончины старец Герман потерял зрение, но хранил полную ясность ума и удивительную память.

Он предсказал духовным чадам время своей кончины и обстоятельства погребения, Повелев возжечь свечи пред иконами, старец блаженно почил при чтении Деяний святых апостолов, Кончина его последовала на 81-м году жизни, 13 декабря 1837 года. Над могилой преподобного Германа был поставлен простой деревянный крест, а впоследствии сооружен и деревянный храм, освященный во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев.

В 60-х годах прошлого века в России уже было известно о местном почитании преподобного Германа на Кадьяке. В 1867 году один из аляскинских епископов составил записку о его жизни и чудотворениях. Исцеления по молитве старца Германа записывались в течение долгого периода (со времени его жизни и до 1970 года). Впервые сведения о житии преподобного Германа были напечатаны в Валаамском монастыре в 1894 году В 1927 году русский архимандрит Герасим (Шмальц) прибыл на остров Еловый и оставался там до последних дней своей жизни. В 1952 году были составлены житие и акафист святому Герману. В 1969 году архимандрит Герасим открыл святые мощи преподобного Германа и положил их в специально построенной небольшой часовне.

9 августа 1970 года, в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, на острове Кадьяк было совершено прославление старца Германа, жизнь и труды которого принадлежат к славным страницам истории Русской православной миссии в Северной Америке.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 1 декабря 1970 года имя преподобного Германа Аляскинского было включено в месяцеслов. Память его празднуется 27 июля.

Герман Аляскинский

Распространение православной веры по миру произошло благодаря самоотверженным миссионерам-священникам, которые ехали в неизвестные земли, чтобы принести Благую Весть о Иисусе Христе язычникам. Одним из почитаемых миссионеров Русской Православной Церкви является Герман Аляскинский — священник, который долгие годы провел на севере Америки, проповедуя Христа местным языческим народам.

Житие

Долгое время точных данных о рождении и происхождении преподобного не было, однако благодаря найденным в 2003 году документам стало ясно, что многие факты биографии были ошибочны. Так теперь точно известно, что родился Герман Аляскинский в 1751 году в Шацком районе Кадомской провинции Воронежской губернии и его родители были не купцами, а простыми крестьянами.

Имя преподобного в миру было Егор Попов и он предпринял первую попытку стать монахом еще в юности — мальчиком он пребывал в Саровской пустыни, неся послушничество. Но в 17 лет его призывают в армию, где он служил рекрутом в военной канцелярии в течение 11 лет.

После завершения воинской службы Егор вернулся в родные края, однако вскоре принял решение принять монастырский постриг. Обет вечного служения Господу был дан Егором Поповым в Саровской пустыни, где он служил вместе со знаменитым Серафимом Саровским и получил свое новое имя — Герман.

Позже инок отправляется в Троице-Сергиевой пустыню под Санкт-Петербургом, в это время в его жизни происходит великое чудо — у монаха на шее образовалась и стала быстро расти опухоль, которая повлияла на его голос и обезобразила его. Монах долго молился перед образами, закрывшись в келии и получил полное исцеление.

Интересно! Неся послушание в обители монах вскоре понял, что ему необходимо полное уединение и он через 5 лет после начала монашеского пути отправился в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь в Карелии.

Расположение обители на островах делало ее недоступным для людей в течение 8 месяцев в году. На Валааме преподобный жил почти отшельнической жизнью — игумен Назарий благословил его на уединенное жительство в лесной глуши, и монах приходил в обитель только на праздники, поскольку нес служение клирика и исполнял торжественные молебны.

В уединении Герман провел на Карельских островах около 15 лет.

Проведя долгие года в уединении, преподобный множество раз отказывался от предложения стать иеромонахом, а после и архимандритом — титулам он предпочитал свою укромную келью вдалеке от монастырских стен. Его скромность в итоге была вознаграждена — инока отправили в составе Первой Духовной Миссии на Аляску, проповедовать Слово Божие алеутам.

Аляскинская миссия: остров Кадьяк

Осенью 1793 года к Павловской гавани острова Кадьяк пристал корабль, на котором прибыла Духовная Миссия под предводительством архимандрита Иосафа (Болотова). В составе помимо Германа были еще четверо монахов, все они первое время жили в холодных неотапливаемых бараках и несли посильное служение, инок Герман служил пекарем.

За 3 года, несмотря на тяжелые климатические условия был возведен храм Воскресения Христова, окрестились более 700 человек и около 2000 пар были обвенчаны архимандритом Иоасафом. Аборигены Аляски в те времена были почти бесправны, так что искали утешения и защиты среди русских миссионеров. Главным их защитником и другом был Герман.

В 1799 году архимандрит Иосаф погибает в бушующем море, его ненадолго заменяет присланный иеромонах Гедеон, который построил и основал школу для маленьких алеутов. Однако он покинул миссию уже через несколько лет.

Важно! Руководство принял на себя Герман — это единственный случай за всю историю Русской православной церкви, когда простой монах получает должность главы духовной миссии.

Любовь местного населения и ответственность за своих подопечных сделало из инока настоящего пастыря — он заботился о каждом в поселении, принимал всех, кто желал увидеть его и пообщаться. Но он так и не принял предлагавшийся ему титул иеромонаха и архимандрита, а уже через несколько лет, когда старцу исполнилось 60 лет, он принял решение провести последние годы в жизни в одиночестве и в период 1811-1817 гг. (доподлинно неизвестно) покинул Кадьяк.

Остров Еловый — новый Валаам

Отец Герман перебрался на постоянное место жительство на остров Еловый, который он лично назвал Новый Валаам — все же его потребность в отшельничестве и уединении возобладала и он, оставив своих подопечных, сложил с себя полномочия руководителя Духовной Миссии.

Еловый находился в 2 верстах от Кадьяка, так что многие православные посещали старца, ища ответы и нуждаясь в молитвах. Там же на Еловом старец познакомился и проводил долгие вечера в беседах с представителями управляющей Аляскинскими острова Компанией, с капитанами кораблей, что приходили и с прочими паломниками и местными жителями.

Многие из них позже свидетельствовали, что именно горячая и проникновенная речь простого монаха обратила их к Истинному Богу.

На острове отец жил скромно и аскетично — он занимал бревенчатую келью, построенную ему Компанией, спал на маленькой скамье, укрывался ветошью. Он имел один наряд — меховая парка на голое тело, подрясник, ряса и сапоги.

Читайте также:
Антонин Капустин - биография и история жизни, пророчества и дневники, письма

При этом он постоянно носил на себе 15-фунтовые вериги, усмиряя свою плоть таким образом. Кушал только рыбу и овощи, при этом занимался рыболовством и огородом сам, также делая запасы на зиму. Все время, после обеспечения себя, инок Герман проводил в молитвах и размышлениях о Слове Божием.

Важно! Возле его кельи со временем построили дом для посетителей — множество людей желало пообщаться со старцем, а добираться до острова было тяжело. Рядом вскоре выросла школа для сирот, где монах обучал детей пению и Закону Божьему.

Он помог местному населению пережить эпидемию оспы, посещая больных и ухаживая за ними. После того, как множество людей скончалось от болезни, он взял на воспитание мальчика-креола, который остался сиротой.

13 декабря 1836 года отец Герман скончался, заранее зная время своей кончины, он попросил зажечь свечи перед образами и читать Деяния Апостолов. Во время чтения старец Герман перешел к вечной жизни.

Почитание

В 1970 году при участии митрополита Америки и Канады Иринея было совершено торжественное прославления Германа Аляскинского в лике равноапостольных святых. Тогда же произошло и торжественное обретение мощей преподобного, а чуть позже в этом году имя святого включили в православный месяцеслов. Миссионер стал первым русским православным святым на территории Америки.

На Аляске, в месте захоронения святого, стоит небольшая часовня, которая является местом паломничества многих людей. Люди, молящиеся здесь за исцеление, его получают — существует множество зафиксированных случаев чудес выздоровления.

В 1867 году братия Валаамского монастыря составила подробное описание жизни святого под названием «Жизнь валаамского монаха Германа, американского миссионера», которое было издано спустя несколько лет. Благодаря этому труду современные христиане могут узнать о трудах святителя и почтить его память в Соборе Сибирских и Санкт-Петербургских святых:

  • 27 июля;
  • 13 декабря.

В эти дни в храмах читаются памятные молитвы, а в церкви Воскресения Христова в городе Кадьяк, где хранятся мощи святого, духовенство служит памятный молебен.

Герман Аляскинский

Преподобный Герман Аляскинский, валаамский подвижник в Америке.

Одним из самых ярких миссионеров, проповедовавших на Аляске, был преподобный отец Герман, чьи мирские имя и фамилия доподлинно не известны. Некоторые факты, дошедшие до нашего времени, говорят о том, что родом преподобный Герман был из подмосковного городка Серпухова. Корни его, согласно некоторым источникам, уходят в купеческое сословие. В самом начале своего служения Всевышнему преподобный Герман Аляскинский был послушником монастыря в Троице-Сергиевой пустоши.
.

Позднее преподобный Герман удалился в обитель острова Валаам, в желании найти уединение. Позднее он был благословлен на жительство в лесу. По некоторым источникам, преподобный Герман Аляскинский явился в Валаамский монастырь в 1778 году. По прошествии более десятка лет он отправился проповедовать христианскую веру на Аляску. Он входил в число избранных, составлявших первую божественную миссию в этом холодном краю. Во время служения на Аляске, преподобным Германом были окрещены несколько сот американцев и повенчаны более двух тысяч браков. Помимо этого, на преподобного Германа Аляскинского были возложены обязанности по хозяйственному обеспечению миссионеров. В частности, он был занят на хлебопекарных работах.

Результатом миссионерства преподобного Германа на Аляске явилось строительство нескольких православных церквей, а также школы для алеутских детей, прошедших обряд православного крещения. Причем Герман отказался от всех предложений санов архимандрита и иеромонаха, предпочтя пребывание в звании простого инока вплоть до кончины. На протяжении всей своей жизни сей пастырь был поистине добрым ангелом для своих прихожан, стараясь защитить их во всех сферах жизни. Во многом достижению этого служила его нерушимая вера. Аскетизм его, проявлявшийся в первую очередь во внешнем облачении, был одним из основополагающих факторов, вызывающих благоговение местного населения, ибо он очень сильно напоминал ожившего персонажа из библейских сказаний об отшельниках.
.

Описываемый случай произошел, когда он переселился на ближайший к миссии остров Еловый.

Однажды после Пасхи 1820 г. к подвижнику пришла молодая женщина алеутка, хорошо говорившая по-русски. Она была гражданской женой русского промышленника, который уехал и не возвращался, и захотела узнать, есть ли вести о нем. Звали ее Софья Власова.

Преподобный Герман ни одного встречного без наставления. Будь то простой алеут русский торговец, да хоть сам правитель Русско-американской компании, с каждым он заводил беседу о Боге и об исправлении его жизни. Говорил святой ярко, интересно и весьма доброжелательно. Так, когда правитель компании Семен Иванович Яновский тяжело заболел, он стал за ним ухаживать. Капитан второго ранга был по моде того времени вальтерьянец, о Православии не знал ничего и считал его набором суеверий. Когда же «ловец человеков» стал рассказывать ему о вере, он заслушался и сам попал в сеть. Яновский стал горячо верующим, близким другом святого, а под старость, вернувшись в Россию, принял монашество. Так вот и с Софьей Власовой преподобный Герман стал говорить о том, что есть Бог и что она неправильно живет. А была она женщиной распутного нрава. Вот что писал о ней позднее правитель Русской Америки барон Фердинанд Врангель: «Возвратившись домой, прежняя ее жизнь показалась ей несносною, она вскоре опять пошла к Герману и объявила решительное намерение остаться при нем и спасаться. Герман был уже стар (60 лет). Преодолев первый испуг от сего нечаянного события и помирясь с мыслью под старости жить с сей женщиной, он принял ее, устроив для нее впоследствии особый домик на морском берегу.

София научилась читать и писать по-русски в один год. И говорила она хорошо по-русски. К сей-то женщине, Софии, пристали вскоре несколько сирот — девушек из алеуток и креолок; она под руководством Германа соделалась их наставницей, расширяя огородство и приучая их к трудолюбию. В 1831 г. я нашел огородство в цветущем состоянии, и девушки-сиротки по здоровому виду и открытыми веселыми чертами показывали, что они довольны своим состоянием…».

Всего их было немногим более десятка. Жили сироты в доме на морском берегу недалеко от кельи отца Гермна. Позже к подвижнику прибился сирота из креолов Герасим Иванович Зырянов, затем кадьякский алеут Игнатий Алиг-яга. Появились и другие ученики.

Прп. Герман был простым монахом, поэтому он не служил литургию. В воскресные и праздничные дни к нему собирались алеуты, и он читал им часы, Апостол и Евангелие, пел тропари святым. Затем он начинал беседу с пришедшими, мирил поссорившихся, детям давал хлебцы, которые сам пек.

Читайте также:
Иннокентий Московский: житие святителя, день памяти и мощи, почитание

Однажды Софья со своими девушками хотела поехать на другой остров за морской капустой. Старец сказал им: «Не уезжайте вы сегодня, а завтра». Целую неделю до того море волновалось, они опасались, что снова погода испортится, и поехали без благословения. Когда они довольно далеко отъехали от берега, их байдарка наскочила на подводный камень, кожаная обшивка прорвалась, и одна из девушек утонула.

После возвращения, старец их призвал к себе и сказал: «Вот, что значит преслушание и прекословие!» Они упали на колени и просили прощения, старец их простил и сказал «Когда я утром выходил на берег морской, то на том самом месте видел человека, сидящего на камне и плещущего руками воду, и много безобразен был он собой» .
.

Как-то на Еловом острове произошло наводнение. Жители в испуге прибежали к келье отца Германа. Он взял из дома своих учеников икону Божией Матери, вынес, поставил ее на морском берегу и стал молиться. После молитвы он сказал присутствующим: «Не бойтесь, далее этого места, где стоит святая икона, не пойдет вода». И наводнение тотчас прекратилось. Икона хранилась потом у Софьи: во время наводнений она ставила образ на берегу.
Ничего не искав для себя в жизни, давно уже, при самом прибытии в Америку, по смирению отказавшись от сана иеромонаха и архиманд-рита и оставшись навсегда простым монахом, отец Герман без малейшего страха пред сильными ревновал всем усердием по Боге. С кроткою любовью обличал он многих в нетрезвой жизни, недостойном поведении и притеснении алеутов, и все это — не взирая на чины и звания.

Обличаемая злоба вооружилась против него, делала ему всевозмож-ные неприятности и клеветала на него. Клеветы были так сильны, что часто даже люди благонамеренные не могли заметить той лжи, которая в доносах на отца Германа скрывалась под покровом наружной правды, и поэтому должно сказать, что только один Господь сохранял старца.

Посвятив себя совершенно на служение Господу, ревнуя единственно о прославлении Его Всесвятого Имени, вдали от родины, среди многообразных скорбей и лишений, десятки лет проведя в высоких подвигах самоотвержения, отец Герман был сподоблен от Господа многих благодатных даров.

Среди Елового острова по горе сбегает ручей, устье которого всегда покрыто бурунами. Весной, когда появлялась речная рыба, старец отгребал песок из устья, чтобы можно было пройти рыбе, и рвущаяся на нерест рыба устремлялась в реку. Сушеною рыбою кормил отец Герман птиц, и они во множестве обитали около его келий. Под келией у него жили горностаи. Этот маленький зверек, когда ощенится, недоступен, а отец Герман кормил его из рук. «Не чудо ли это мы видели?» — говорил его ученик Игнатий. Видели также, что отец Герман кормил медведей. Со смертью старца и птицы, и звери удалились, даже род его не давал никакого урожая, если кто самовольно держал его, утверждал Игнатий.
Барон Ф. П. Врангель по просьбе старца писал под его диктовку письмо одному из митрополитов (имя его осталось неизвестно). Когда письмо было окончено и прочитано, старец поздравил барона с чином адмирала. Изумился барон: это для него была новость, которая действительно подтвердилась только через долгое время, при выезде его в Петербург.

«Хотя и много времени пройдет после моей смерти, — говорил отец Герман, — но меня не забудут, и место жительство моего не будет пусто. Подобный мне монах, убегающий славы человеческой, придет и будет жить на Еловом, и Еловый не будет без людей».

«Миленький, — спрашивал отец Герман креола Константина, когда тому было не более двенадцати лет от роду, — как ты думаешь, часовня, которую теперь строят, останется ли втуне?» «Не знаю, апа», — отвечал малютка. «Я, действительно, — говорил Константин, — не понял тогда вопроса, хотя весь разговор со старцем живо запечатлелся в моей памяти». Старец же, несколько помолчав, сказал: «Дитя мое, помни, что на этом месте со временем будет монастырь».

«Пройдет тридцать лет после моей смерти, все живущии теперь на Еловом острове перемрут, ты останешься жив и будешь стар и беден, и тогда вспомнят меня», — говорил отец Герман ученику своему, алеуту Игнатию Алиг-яге.

Действительно, кажется через полгода по его кончине, было оспенное поветрие, смертность от которого в Америке была порази-тельная: в некоторых селениях оставалось в живых только по несколько человек. Это побудило колониальное начальство объединить алеутов. Тогда из двадцати алеутских селений образовалось семь.

«Когда я умру, — говорил старец своим ученикам, — вы похороните меня рядом с отцом Иоасафом. Моего быка убейте; мне довольно послужил. Похороните же меня одни и не сказывайте о моей смерти в гавань: гаваньские не увидят моего лица. За священником не посылайте и не дожидайтесь его: не дождетесь. Тела моего не обмывайте, положите его на доску, сложите на груди руки, закутайте в мантию, ее воскрылиями и клобуком покройте мое лицо и голову. Если кто пожелает проститься со мной, пусть целует крест, лица моего никому не показывайте. Опустив на землю, покройте меня бывшим моим одеялом».

Приближалось время отшествия старца. В один из дней приказал он ученику своему Герасиму зажечь свечи пред иконами и читать Деяния Апостольские. Через некоторое время лицо его просияло и он громко произнес: «Слава Тебе, Господи!» Потом, приказав прекратить чтение, объявил, что Господу было угодно еще на неделю продлить его жизнь.

Через неделю опять по его приказанию были зажжены свечи и читали Деяния святых Апостолов. Тихо преклонил старец свою голову на грудь Герасима, келия наполнилась благоухания, лицо его просияло, и в то же мгновение отца Германа не стало. Так блаженно почил он сном праведника на восемьдесят первом году своей многотрудной жизни, 13 декабря 1837 года.

В 1842 году, через шесть лет по преставлении старца, плывя морем на Кадьяк и находясь в крайней опасности, высокопреосвященный Иннокентий, архиепископ Камчатский и Алеутский, воззрев на остров Еловый, сказал в уме своем: «Если ты, отец Герман, угодил Господу, то пусть переменится ветер!» И точно, не прошло кажется и четверти часа, рассказывал впоследствии высокопреосвященный, как ветер сделался попутным, и они благополучно пристали к берегу. В благодарность за избавление архиепископ Иннокентий сам отслужил на могиле блаженного панихиду.
Барон Ф. П. Врангель по просьбе старца писал под его диктовку письмо одному из митрополитов (имя его осталось неизвестно). Когда письмо было окончено и прочитано, старец поздравил барона с чином адмирала. Изумился барон: это для него была новость, которая действительно подтвердилась только через долгое время, при выезде его в Петербург.
.

Читайте также:
Апостол Петр: житие и биография, мощи и чудеса, послания и проповеди, почитание и дни памяти

Жаль мне тебя, любезный кум, — говорил отец Герман правителю Кашеварову, у которого он принимал от купели сына, — жаль, смена тебе будет неприятная!» Года через два Кашеваров был связан во время смены и отправлен на остров Ситху.

За год до получения в Кадьяке известий о смерти высокопреос-вященного митрополита (имя его неизвестно), отец Герман говорил алеутам, что их большой духовный начальник скончался.

«Часто говорил старец, что в Америке будет свой архиерей, тогда как об этом никто и не думал, — рассказывал преосвященный Петр, — но пророчество это в свое время сбылось».

«После смерти моей, — говорил отец Герман, — будет повальная болезнь, и умрет от нее много людей, и русские объединят алеутов».

Действительно, кажется через полгода по его кончине, было оспенное поветрие, смертность от которого в Америке была порази-тельная: в некоторых селениях оставалось в живых только по несколько человек. Это побудило колониальное начальство объединить алеутов. Тогда из двадцати алеутских селений образовалось семь.

«Хотя и много времени пройдет после моей смерти, — говорил отец Герман, — но меня не забудут, и место жительство моего не будет пусто. Подобный мне монах, убегающий славы человеческой, придет и будет жить на Еловом, и Еловый не будет без людей».

«Миленький, — спрашивал отец Герман креола Константина, когда тому было не более двенадцати лет от роду, — как ты думаешь, часовня, которую теперь строят, останется ли втуне?» «Не знаю, апа», — отвечал малютка. «Я, действительно, — говорил Константин, — не понял тогда вопроса, хотя весь разговор со старцем живо запечатлелся в моей памяти». Старец же, несколько помолчав, сказал: «Дитя мое, помни, что на этом месте со временем будет монастырь».

«Пройдет тридцать лет после моей смерти, все живущии теперь на Еловом острове перемрут, ты останешься жив и будешь стар и беден, и тогда вспомнят меня», — говорил отец Герман ученику своему, алеуту Игнатию Алиг-яге.

«Когда я умру, — говорил старец своим ученикам, — вы похороните меня рядом с отцом Иоасафом. Моего быка убейте; мне довольно послужил. Похороните же меня одни и не сказывайте о моей смерти в гавань: гаваньские не увидят моего лица. За священником не посылайте и не дожидайтесь его: не дождетесь. Тела моего не обмывайте, положите его на доску, сложите на груди руки, закутайте в мантию, ее воскрылиями и клобуком покройте мое лицо и голову. Если кто пожелает проститься со мной, пусть целует крест, лица моего никому не показывайте. Опустив на землю, покройте меня бывшим моим одеялом».

Несмотря на предсмертную волю отца Германа, ученики его не решились хоронить старца, не дав о том знать в гавань; неизвестно почему не убили они и быка. Посланный с печальной вестью возвратился из гавани, сообщив, что правитель колонии Кашеваров запретил хоронить старца до его приезда. Там же, в гавани, был заказан для усопшего лучший гроб, который должен был доставить на Еловый священник. Но все эти распоряжения были противны воле почившего. И вот подул страшный ветер, полил дождь, сделалась ужасная буря. Невелик был переезд из гавани на Еловый, всего часа два пути, но никто не решался пуститься в море в такую погоду. Так было целый месяц, и все это время тело отца Германа лежало в теплом доме его воспитанников, лицо его не изменилось и от тела не было ни малейшего запаха.

Наконец с опытным стариком Козьмою Училищевым был доставлен; из гаваньских никто не приехал, и жители острова одни предали земле бренные останки своего старца. Та исполнилось последнее желание отца Германа. Бык отца Германа на другой день по его смерти ударился головой о дерево и свалился на землю мертвый.

Видев славную подвигами жизнь отца Германа, видев его чудеса, видев исполнение его пророчеств и, наконец, его блаженное успение, «все местные жители, — свидетельствует преосвященный Петр, — вполне уверены в его богоугождении».

В 1842 году, через шесть лет по преставлении старца, плывя морем на Кадьяк и находясь в крайней опасности, высокопреосвященный Иннокентий, архиепископ Камчатский и Алеутский, воззрев на остров Еловый, сказал в уме своем: «Если ты, отец Герман, угодил Господу, то пусть переменится ветер!» И точно, не прошло кажется и четверти часа, рассказывал впоследствии высокопреосвященный, как ветер сделался попутным, и они благополучно пристали к берегу. В благодарность за избавление архиепископ Иннокентий сам отслужил на могиле блаженного панихиду.

В 1867 году один из аляскинских епископов составил записку о житии преподобного Германа и о случаях чудотворения по его молитвам, которые еще долго после его блаженной кончины записывались доброхотами. Впервые житие преподобного Германа было опубликовано на Валааме в 1894 году. В 1927 году русский архимандрит Герасим (Шмальц) прибыл на остров Еловый и остался там до конца своих дней. В 1952 году им были составлены житие и акафист преподобному, а через семь лет им же мощи преподобного Германа были открыты и перенесены в специально построенную небольшую часовню.

9 августа 1970 года, на день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, на острове Кадьяке было совершено прославление преподобного Германа. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 1 декабря 1970 года имя преподобного Германа Аляскинского было включено в месяцеслов. В 1984 году преподобный Герман прославлен вместе со всеми Сибирскими святыми. Его изображение есть на общей иконе Сибирских святых.
В 1867 году один из аляскинских епископов составил записку о житии преподобного Германа и о случаях чудотворения по его молитвам, которые еще долго после его блаженной кончины записывались доброхотами. Впервые житие преподобного Германа было опубликовано на Валааме в 1894 году. В 1927 году русский архимандрит Герасим (Шмальц) прибыл на остров Еловый и остался там до конца своих дней. В 1952 году им были составлены житие и акафист преподобному, а через семь лет им же мощи преподобного Германа были открыты и перенесены в специально построенную небольшую часовню.

Литература: С. Корсун “Преподобный Герман Аляскинский. Жизнеописание”
“Преподобный Герман Аляскинский, валаамский подвижник в Америке”

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: