Андрей Рублев – биография и творчество иконописца, житие и труды

Андрей Рублёв

Хронология жизни и творчества Андрея Рублева
1340 – 29 января 1430

Между 1340 и 1365 – Андрей Рублев родился, вероятно, в средней полосе России. Некоторые исследователи считают, что Рублёв родился в период 1340 – 1350, другие в 1365 году. Наиболее авторитетные исследователи склоняются к 1360 г.
Конец 1390-х годов – Создание миниатюр для книги «Евангелие Хит-рово».
До 1405 – Принял монашество с именем Андрей в Троице-Сергиевом монастыре. По другим данным – в Андрониковом монастыре.
1405 – Работал совместно с Феофаном Греком и Прохором, «старцем с Городца», над украшением иконами и фресками Благовещенского собора Московского Кремля, домового храма московских князей. Работы: «Преображение».
1408 – Вместе с Даниилом Черным работал над росписью и иконостасом Успенского собора во Владимире. Работы: «Богоматерь», «Иоанн Богослов», «Апостол Андрей», «Спас в силах».
Между 1408-1422 – Создание Поясного Звенигородского чина. Работы: «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел».
Около 1411 (по другим данным 1427) – Икона «Троица».
Между 1422-1427 – Совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Написан храмовый образ Троицы.
1427-1430 – Создание росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Росписи не сохранились. Сейчас здесь находится музей древне-русского искусства, носящий имя Рублева.
29 января 1430 – Скончался и погребен в Спасо-Андрониковом монастыре.

Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, ро-дился он в Московском княжестве (по другим сведениям – в Новгороде), воспитывался в семье потомственных иконописцев. В то же время ряд исследователей считает, что, он мог происходить из ремесленной семьи, основываясь на его прозвище «Рублёв» (от слова «рубель» – инструмент для накатки кож).
Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском (по другой гипотезе, в Спасо-Андрониковом монастыре при игумене прп. Андронике († 1373)).
Андрей – монашеское имя; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.
Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом.
Самые ранние сведения о художнике восходят к московской «Троиц-кой летописи».
Среди событий 1405 года сообщается, что «тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое благовещенье на князя великого дворе, а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Упоминание имени мастера последним, согласно тогдашней традиции, означало, что он является младшим в артели. Но вместе с тем участие в почетном заказе по украшению домовой церкви Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского, наряду со знаменитым тогда на Руси Феофаном Греком характеризует Андрея Рублева как уже достаточно признанного, авторитетного мастера.
Следующее сообщение Троицкой летописи относится к 1408 году: 25 мая «начаша подписывати церковь каменную великую соборную святая Богородица иже во Владимире повелением князя Великого а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». Упоминаемый здесь Даниил – «содруг» Андрея, более известный под именем Даниила Черного, товарищ в последующих работах. Владимирский Успенский собор, упоминаемый в летописи, древнейший памятник домонгольской поры, возведенный во второй половине XII века при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо, был кафедральным собором митрополита. Разоренный и выжженный ордынскими завоевателями храм нуждался в восстановлении.
Прошло всего 3 года после его работы в Москве, а у Андрея уже по-явились помощники и ученики. Все тянулись к нему, потому что к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль.
От работ Андрея Рублева и Даниила Черного во владимирском Успенском соборе до наших дней дошли иконы иконостаса, составлявшие единый ансамбль с фресками, частично сохранившимися на стенах храма.
В 1768-1775 годах обветшавший иконостас 1408 года из-за несоответствия вкусам екатерининской эпохи был вынесен из собора и продан в село Васильевское близ Шуи (ныне Ивановской области). Сведения о судьбе иконостаса побудили Центральные государственные реставрационные мастерские организовать особую экспедицию, которая в 1919-1922 годах вывезла сохранившиеся памятники. После реставрации эти иконы вошли в собрания Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея.
В 1420 годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1421-23 он создал свой шедевр «Троицу». Созданная в расцвете творческих сил, икона является вершиной в искусстве художника.
Во времена Андрея Рублева тема Троицы, воплощавшая идею триединого божества (Отца, Сына и Святого Духа), воспринималась как символ отражения вселенского бытия, высшей истины, символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага. Сергий Радонежский основал недалеко от Москвы монастырь с главным храмом во имя Троицы, твердо веруя, что «взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего».
Преподобный Сергий Радонежский, под влиянием идей которого сформировалось мировоззрение Андрея Рублева, ратовал за преодоление междоусобиц, деятельно участвовал в политической жизни Москвы, способствовал ее возвышению, мирил враждовавших князей, содействовал объединению русских земель вокруг Москвы. Особой заслугой Сергия Радонежского было его участие в подготовке Куликовской битвы, когда он своими советами и духовным опытом помогал Дмитрию Донскому, укреплял в нем уверенность в правильности избранного пути и, наконец, благословил русское воинство перед Куликовской битвой. Личность Сергия Радонежского обладала особым авторитетом для современников, на его идеях было воспитано поколение людей эпохи Куликовской битвы, и Андрей Рублев как духовный наследник этих идей воплотил их в своем творчестве.
В двадцатых годах XV века артель мастеров, возглавляемая Андреем Рублевым и Даниилом Черным, украсила иконами и фресками Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия, возведенный над его гробом. В состав иконостаса вошла как высокочтимый храмовый образ икона «Троица», помещенная по традиции в нижнем (местном) ряду с правой стороны от Царских врат. Существует свидетельство одного из источников XVII века о том, как игумен монастыря Никон поручил Андрею Рублеву «образ написати пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию».
В основе сюжета «Троицы» лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму божества в виде трех прекрасных юношей-ангелов. Авраам с женою Сарой угощали пришельцев под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах.
Икона находилась в Троицком соборе Троицкого монастыря, ставшего впоследствии лаврой, до двадцатых годов нашего столетия. За это время икона претерпела ряд поновлений и прописей. В 1904-1905 годах по инициативе И.С.Остроухова, члена Московского археологического общества, известного художника, собирателя икон и попечителя Третьяковской галереи, была предпринята первая основательная расчистка «Троицы» от позднейших записей. Работами руководил известный иконописец и реставратор В.П. Гурьянов. Были сняты основные записи, но оставлены прописи на вставках нового левкаса, и в соответствии с методами тогдашней реставрации сделаны дописи в местах утрат, не искажающие авторскую живопись.
В 1918-1919 годах и в 1926 году лучшими мастерами Центральных государственных реставрационных мастерских была произведена оконча-тельная расчистка памятника. В 1929 году «Троица» как бесценный шедевр древнерусской живописи была перенесена в Третьяковскую галерею.
В 1425-27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублёва. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые ис-точники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (весной 1428 года; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работы Рублёва
Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Похоронен возле колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор).
В 1993 году археологическими раскопками был обнаружен древний престол Спасского собора и мощи, которые с определённой вероятностью могут быть приписаны Андрею Рублёву.

Читайте также:
Патриарх Гермоген: житие и биография святого, позиция и подвиг, смерть и память, грамоты и труды

Преподобный Андрей Рублев как художник русского православного возрождения XIV-XV в.в.

В культуре любого народа есть идеалы, которые на протяжении многих веков являются образцами для творчества. Одним из таких идеалов в русской культуре является творчество Андрея Рублёва. Его работы создавались во время великих перемен в жизни русского народа. В людях проснулось самосознание и понимание необходимости объединения ради достижения независимости. На этой волне пробуждается интерес к культуре Руси домонгольского периода и появляются великие живописные и литературные произведения.

Загадка Рублёва

Андрей Рублёв — одна из самых загадочных личностей в отечественной истории. О нём сохранились лишь краткие записи в работах современников и более поздних источниках. Довольно трудно определить и точное количество его работ. Это связано с традицией не подписывать иконописные работы, так как они являлись олицетворением Господа и святых предстоятелей и писались по установленным канонам, а не по воле иконописца.


Преподобный Андрей Рублев

Биография

Житие святого преподобного мужа не составлено. Но историки на основе отрывочных фактов восстановили его жизненный путь.

Молодые годы

Точная дата и место рождения великого иконописца не установлены. Принято считать, что он появился на свет в 60-70 гг. XIV столетия на землях московского или новгородского княжеств. Это выводы исследователи делают на основе анализа его работ, в которых прослеживается влияние русской иконописной школы. Её центрами были новгородская и владимиро-суздальская земля.

О его семье ничего не известно, но прозвище Рублёв может говорить о принадлежности к потомственным ремесленникам. О его детских годах сведения также не сохранились. Некоторые учёные считают, что преподобный иконописец какое-то время жил и учился мастерству в Болгарии и Византии.

Традиция посещать земли и страны, в которых зарождались христианские традиции, существовала у русских творческих людей и монахов многие столетия. Пребывание Рублёва на греческой земле объясняет сочетание в его работах признаков и русской, и византийской иконописи.

Зрелость

Дата принятия Андреем монашеского пострига точно не определена. Считается, что это события произошло до 1405 г., когда уже опытный иконописец участвовал в росписи Благовещенской церкви, расположенной в московском Кремле.

Место вступления мастера в монашескую жизнь также не указано в источниках. Его творческий путь связан с двумя обителями, расположенными в московских землях, Спасо-Андрониковым монастырём и Троице-Сергиевой лаврой. Исследователи считают, что монашеский путь иконописец начал в московской обители, где выполнял заказы московского митрополита и великого князя. А во время работы в монастыре, основанным преподобным Сергием, он обрёл духовного наставника в лице Никона Радонежского.


Житийная икона Андрея Рублева

В течение 20 лет иконописец совместно со своим товарищем в посте Даниилом Чёрным вёл праведную жизнь, состоящую в служении Господу. Оно выражалось в создании живописных работ, в которых отражалась идея душевной силы и красоты человека, созданного для единения со Всевышним Создателем.

Земной путь иконописца-подвижника закончился осенью 1428 г. в московском Андрониковом монастыре. По более поздним свидетельствам, местом его погребения является территория, примыкающая к колокольне соборного храма обители.

Интересно: по легенде, в час физической смерти Даниилу Черному было явлено откровение о небесном прославлении его собрата.

Почитание и канонизация

Благочестие и святость иконописца признавали и современники, и потомки. В XVI столетии, созданный им образ Пресвятой Троицы с благословения Стоглавого Собора становится каноничным изображением. В это же время появляется сочинение, описывающее идеального создателя икон, прообразом которого, по мнению исследователей, является святой Андрей. На книжных миниатюрах, написанных в XVI-XVII веках, иконописец изображался с сияющим кругом у головы.

Читайте также:
Анастасия Римляныня: житие и биография святой, день памяти и мощи

Официальная канонизация Андрея Рублёва произошла в 1988 г. Его возвели в лик преподобных святых. Дни его памяти отмечаются православными христианами три раза в год:

  • в день смерти святого преподобного Андрея 4 июля;
  • в составе Собора Радонежских святых 6 июля;
  • в праздник Собора Московских святых 26 августа.

Чернец Андрей Рублев

Об Андрее Рублеве мы не знаем почти ничего. Известные нам прижизненные его источники сообщают следующие сведения:

1405 — «тое же весны почаша подписывати церковь каменую Святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастера бяху Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю».

1408 — «мая 25 начаша подписывати церковь каменную великую соборную святые Богородицы, иже во Владимире… а мастеры Данило-иконник да Андрей Рублев».

Что же отсюда можно извлечь? Само по себе сочетание слов «чернец Андрей Рублев» весьма необычно. В списке 1405 г. он стоит последним из трех мастеров, что свидетельствует не о его молодости, а о его позднем приходе в артель.

Мы также узнаем один чрезвычайно любопытный факт: к 1405 г. Рублев только что принял монашество, поскольку в то время человека называли чернецом после недавнего пострига. Однако если человек принял постриг, он не мог именоваться с прозвищем. По правилам, он бы звался просто «чернец Андрей». Здесь же мы видим сочетание монашеского имени и прозвища – случай крайне редкий. Это может свидетельствовать об известности мастера до момента пострига – имеется в виду тот самый мастер, который до пострига прозывался Рублев, но носил мирское имя.

Памятник Андрею Рублеву в Москве

Творчество

В работах Андрея Рублёва сочетаются иконописные традиции, характерные для византийской и московской живописной школы XIV в. Его творения отличают следующие характерные черты:

  • плавные линии в изображении фигур и одежд;
  • тонкая прорисовка ликов и одеяний;
  • преобладание в цветовой гамме работ насыщенных светлых и нежных оттенков;
  • чёткие параболические линии в построении композиции.

Все эти черты просматриваются и в монументальных, и в иконописных работах, и в книжных миниатюрах.

Иконопись

Авторство средневековых икон определить практически невозможно, так как они не подписывались создателями.

Преподобный живописец написал множество святых образов, малая часть из которых сохранилась до современности. К ним относятся:

    «Святая Троица» — единственная икона преподобного Андрея, авторство которой не вызывает сомнений исследователей. В основе её сюжета лежит библейское сказание о явлении праведному Аврааму Господа в виде трёх ангелов. Они сидят вокруг стола, в центре которого стоит голова жертвенного тельца. На заднем плане изображены дом, в котором жил праведный муж, а также дуб, в тени которого он принимал гостей и гора, куда привёл для жертвы своего сына Исаака.


«Святая Троица» — знаменитая икона Андрея Рублева

Считается, что центральный ангел — символ Иисуса Христа, готового покорно выполнить волю Отца. Левая фигура представляет Бога-отца, который благословляет чашу, обозначающую предстоящие мучения Христа. Третий ангел, символизирующий Святого Духа, утешает Сына. Лица ангелов наполнены светлой грустью и покоем, который присутствует и в их позах. Икона была написана в 10-20 гг. XV в. для Троицкого храма Сергиевой лавры. В настоящее время она является одним из главных экспонатов Третьяковской галереи.

  • «Звенигородский чин» — три иконы, написанные для деисусного чина иконостаса. Они изображают Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла. Икона «Спас» — одно из наиболее известных произведений, приписываемых руке преподобного Андрея — сохранилась не полностью. Чётко видны лишь часть лика и небольшой участок одеяний. Иконописец, придерживаясь традиционных иконописных канонов в общем изображении, придал спокойному лицу Иисуса Христа выражение не только мудрости и милосердия, но и оттенок усталости.

Перед этим ликом верующий человек должен был не просто каяться в своих деяниях, а задуматься о своей жизни и постараться услышать слова Господа, идущие из души. Лики, написанные в конце XIV в., хранятся в зале Рублёва в Третьяковской галерее.

  • Образ Божией Матери Владимирской, созданный для храма Успения владимирского кремля, написан в начале XV в. Изображение представляет собой список распространённого иконографического сюжета «Умиление». Богородица прижимает к себе младенца Христа, который с любовью смотрит ей в глаза и обнимает за шею. Икона наполнена чувством покоя и умиротворенности, бесконечной любви Богородицы ко всему человечеству в лице Сына Господа. Она находится во владимирском музее-заповеднике.

Монументальная живопись

Все письменные упоминания об Андрее Рублёве связаны с его монументальными работами-росписями храмов, расположенных в различных городах центральных русских княжеств. К ним относятся:

  1. Росписи в московском Благовещенском соборе инок Андрей создавал в 1405 г. совместно с признанными мастерами Феофаном Греком и Прохором с Городца. До современности первая монументальная работа великого мастера не сохранилась, так как культовая постройка была полностью перестроена в конце XV в.
  2. Росписи владимирского Успенского храма иконописец создавал вместе с Даниилом Чёрным в 1408 г. До настоящего времени сохранились фрагменты изображений. Руке святого Андрея принадлежат фрески, расположенные в северной и южной части центрального объёма собора. Среди них выделяются изображения Страшного суда, ангела со свитком и апостолов-евангелистов.


Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе г. Владимира

  • В 1425-27 гг. те же иконописцы работали в Троице-Сергиевой лавре над росписями соборного храма, которые были заменены на новые вследствие ветхости в середине XVII в. Возможно, в это же время создавалась сохранившаяся икона «Святой Троицы».
  • Последней монументальной работой преподобного инока стали росписи Спасского собора московского Андроникова монастыря. Исследователи считают, что расположенные в откосах окон современного здания орнаменты, относятся к изображениям, созданным Андреем Рублёвым.
  • Читайте также:
    Евфимия Всехвальная: чудо и житие великомученицы, чем помогает

    Эталон церковного искусства

    Андрей Рублев был причастен к кругу преп. Сергия Радонежского, великого учителя монашества, который сыграл огромную роль в духовном пробуждении Руси. Сергий или его ученики смогли передать Андрею опыт глубокой молитвы и молчания, той созерцательной практики, которую принято называть исихазмом, а на Руси именовали «умным деланием». Отсюда и молитвенная глубина икон Рублева, их глубокий богословский смысл, их особая небесная красота и гармония. Второй раз имя Рублева упоминается в Летописи под 1408 г. в связи с росписью Успенского собора во Владимире. Эту работу он осуществлял вместе с иконником Даниилом Черным, который назван его «другом и сопостником». Даниил также был монахом, возможно, греком или сербом, о чем говорит прозвище — Черный. Летописец называет его первым, значит, Даниил был старшим: по возрасту или по чину. С этим человеком будет связана вся дальнейшая судьба Андрея Рублева, вплоть до его кончины. Успенский собор во Владимире считался кафедральным собором Русской Церкви, и его роспись была делом ответственным. Собор был построен в XII в., при Андрее Боголюбском, но его росписи погибли в 1238 году, во время татаро-монгольского нашествия. По заказу великого князя Василия Дмитриевича храм расписывают заново. Был также поставлен иконостас и создан список древней чудотворной Владимирской иконы Богоматери. Оба мастера — и Андрей, и Даниил — выступают здесь не только как иконописцы, но и как подлинные богословы: сохранившаяся композиция «Страшный Суд» говорит о глубоком мистическом опыте и удивительно светлом понимании эсхатологии, как устремленности Церкви навстречу грядущему Спасителю. В середине 1420-х гг. Андрей Рублев и Даниил Черный руководят работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Росписи храма до нас не дошли, но иконостас остался. Для этого же храма преп. Андрей пишет свою знаменитую икону «Троица», в которой тринитарный догмат находит свое самое высокое живописное воплощение. Согласно Летописи, образ Троицы заказал Никон Радонежский «в память и похвалу преподобного Сергия», мощи которого покоятся в Троицком храме. В этой иконе воплощена чистая молитва инока Андрея, которой научил его духовный учитель — Сергий, завещавший «воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». В образе трех ангелов предстает перед нами Триипостасный Бог: Отец, Сын и Дух Святой, и в их молчаливом собеседовании открывается тайна жертвы Христа, приносимой во спасение человечества. Поистине Андрей Рублев был боговидцем: так написать образ Троицы мог только человек, который неоднократно в молитве созерцал эту тайну Божественной Триединой Любви.

    АНДРЕЙ РУБЛЕВ

    Преп. Андрей Рублев, икона.

    Андрей Рублёв (+ ок. 1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный

    Память 4 июля, 13 июня (вместе с его сподвижниками прпп. Андроником, Саввой и Александром, игум. Московскими, и иконописцем Даниилом Чёрным), 29 января (в предполагаемый день преставления; Греч. [1]), в Соборах Московских и Радонежских святых

    В древнем житии преподобного Сергия Радонежского, составленном его учеником Епифанием, украшенном многочисленными миниатюрами (список XVI в.), Андрей Рублев изображен в трех видах: сидящим на подмостках и пишущим на стене храма образ Нерукотворенного Спаса; приходящим к новопостроенной в лавре каменной церкви и погребаемым лаврской братией.

    Скончался, согласно одному из предположений, 29 января 1430 года в Андрониковом монастыре.

    Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Деисис работы Феофана Грека и Андрея Рублева, равно как и вся златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве в 1547.

    Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества. На Стоглавом соборе (1551) иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания: прямо было ведено «писати живописцем иконы с древних образов, как греческий живописцы писали, и как писал Андрей Рублев и протчии пресловутый живописцы».

    Большая работа по реставрации его произведений и уточнению его художественной биографии, проделанная в XX веке, привела и к образованию романтической “рублевской легенды”, извлекающей героизированную фигуру художника из анонимно-аскетической, надындивидуальной среды средневекового творчества.

    Местночтимый святой с XVI века, был канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 году.

    Творчество

    Троица, А. Рублёв, 1425 – 1427. Государственная Третьяковская галерея

    Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Святой Руси. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина (“Спас”, “Апостол Павел” (находится в Русском музее), “Архангел Михаил”, все – рубеж XIV-XV веков), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи.

    В конце XIV – начале XV века Рублев создал свой шедевр – икону “Троица” (находится в Государственной Третьяковской галерее на сюжет “Гостеприимство Авраама”. Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным “голубцом” и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. “Троица” рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи “Троицы” – самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.

    В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублев расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и другими мастерами – Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.

    Из фресок Рублева во Владимирском Успенском соборе наиболее значительна композиция “Страшный суд”, где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества Божественной справедливости. Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют, что к тому времени он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

    В 1425 – 1427 годах Рублев совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. Колорит поздних икон более сумрачен; в части из них усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427) последней работой Рублева. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на “Городке” в Звенигороде (конец XIV – начало XV века), иконы – “Владимирская Богоматерь” (ок. 1409, Успенский собор, Владимир), “Спас в силах” (1408), часть икон праздничного чина (“Благовещение”, “Рождество Христово”, “Сретение”, “Крещение”, “Воскрешение Лазаря”, “Преображение”, “Вход в Иерусалим” – все ок. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр “Евангелия Хитрово”.

    С 1959 в Андрониковом монастыре действует Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи.

    Искусствовед М. В. Алпатов писал: “Искусство Рублева – это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания”; “Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию”.

    Андрей Рублёв. Первый русский художник и целая эпоха в русской истории

    .«Крещение Христа» (1405).
    Панель, темпера. 81 х 62 см. Византийский стиль.
    Благовещенский собор Московского Кремля, Россия

    Живописец Андрей Рублёв стал первым из русских художников, причисленных к лику православных святых. Он отступил от общепринятых в те времена византийских канонов и основал собственную школу иконописи.

    Рублёв писал иконы, расписывал храмы и занимался книжной иллюстрацией. Это важно, но не это главное. С творчества Андрея Рублёва в России началась новая эпоха.

    Она была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов. Это была эпоха возрождения интереса к собственной истории, к культуре времени независимости Руси, предшествовавшей монголо-татарскому нашествию. Эпоха Рублёва была временем расцвета литературы, эпоса, политического самосознания.

    = Академик Дмитрий Лихачёв =

    Биография иконописца Андрея Рублёва

    Историки предполагают, что знаменитый иконописец родился, примерно, в 1360 году (не ранее 1340 и не позднее 1370). Место рождения точно не известно. Случилось это событие или в Московском княжестве, или на землях Великого Новгорода. И звали новорождённого совсем не Андрей – это имя иконописец получил позднее, при совершении монашеского пострига.

    В каких краях и как проходило детство будущего иконописца, как прошло отрочество и где он учился, достоверных сведений нет. В 1405 году Андрей Рублёв постригся в монахи, в московской Спасо-Андрониковом монастыре. В том же году была сделана запись в «Троицкой летописи» о росписи домовой церкви московского князя Василия I (старшего сына князя Дмитрия Донского):

    А мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев.

    Из этой записи следует, что чернец Рублём был младшим членом артели иконописцев. Впрочем, примечателен сам факт – заказ почётный и сложный. И к такому заказу не мог быть допущен начинающий иконописец. В 1405 году Рублёв уже признанный мастер. В противном случае его работы были бы анонимными, как у большинства старорусских иконописцев, чьи труды дошли до нашего времени.

    Рублев принадлежит к тем счастливым избранникам, столь редким в эпоху Средневековья, особенно Средневековья русского, чье имя уже современники произносили с благоговением, а ближайшие потомки окружили легендой…

    = Михаил Алпатов, искусствовед =

    Три года спустя, в 1408 году, что следует из «Троицкой летописи», Даниил Чёрный и Андрей Рублёв начали роспись Владимирского Успенского собора, который был сооружён в двенадцатом веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Больше Гнездо. После ордынского набега в начале пятнадцатого века собор сильно пострадал и московский князь Василий I решил начать восстановительные работы в соборе.

    До наших дней от трудов Рублёва и Чёрного в Успенском соборе сохранились лишь часть иконостаса (самого большого в России) и небольшие фрагменты настенной росписи. Иконы деисусного ряда (с изображением Христа) достигают в высоту до 3,5 метра. При написании этих икон Рублёв совместил художественные традиции Византии и традиции московской школы иконописи Феофана Грека. При этом Рублёв уже допускает отступления от принятых канонов: живописец по-своему трактует образы Христа и Богоматери, и изображённых на иконах святых. Искусствоведы отмечают, что фрагмент Страшного Суда написан, как праздник справедливости и вечной жизни для праведников. До Рублёва Страшный Суд писали, как мрачную сцену наказания грешников.

    Помимо написания икон и создания фресок Андрей Рублёв много времени уделял иллюстрирования книг: в частности, было создано несколько рисунков к Евангелию Хитрово (Евангелие названо по имени его владельца боярина Богдана Хитрово).

    Особенности иконописи Андрея Рублёва

    «Спас Вседержитель» (1410 — 1420-е годы)
    Доска липовая, поволока, левкас, яичная темпера. 158 x 106см
    Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

    Ранние работы Андрея Рублёва в полной мере соответствуют принятым на начало пятнадцатого века правилам иконописи – в те времена на православных образах изображали святых с суровыми и аскетичными ликами, которым были присущи византийские черты: высокий лоб и большие глаза, тонкие губы и прямой греческий профиль. При этом иконописцы писали, в основном, сдержанными и тёмными цветами (коричневый, тёмно-красный, охристо-жёлтый).

    Работы раннего Рублёва, по заключению реставратора и иконописца начала ХХ века Василия Гурьянова:

    …лики написаны тонкослойно с соблюдением крайней последовательности в переходе от освещенных мест к неосвещенным, выглядят определенно зеленоватыми в тенях и моделированы коричневой («темной») охрой без отметок, т.е. без ударов на наиболее светлых местах для обозначения белою краскою бликов; в соответствии с ликами так же слабо моделированы и фигуры, а контур обозначен лишь тонкой описью.

    Впоследствии Рублёв постепенно отходит от принятых канонов иконописи. Всё чаще мастер пользуется светлыми и лёгкими красками: золотисто-жёлтой, розовой и светло-голубой. Изменяются и лики на рублёвских иконах: проступает всё больше славянских черт – округлый овал лица, русые волосы и светлые глаза, широкий лоб. Изменяется и выражение ликов: святые и ангелы становятся радостными и светлыми, с одухотворённым взглядом, а некоторые чуть заметно улыбаются.

    Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию.

    = Искусствовед Михаил Алпатов =

    В поздних работах Рублёв всё чаще использует приём лессировки (на основной слой краски наносится ещё одни, тонкий и полупрозрачный. И на этом слое Рублёв выписывает более тонкие детали изображения). В результате у иконописца получались плавные линии и плавные переходы цвета.

    Андрей Рублёв. Икона «Троица»

    Святая Троица (Около 1411). Дерево, темпера. 142×114 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

    Икона «Троица» на настоящий момент считается самой известной работой Андрея Рублёва. Точная дата написания работы неизвестна. «Троица» датируется 1411 или 1425 – 1427 годами.

    В основе сюжета иконы «Троица» (ещё одно название «Гостеприимство Авраама») лежит ветхозаветный сюжет о праотце Аврааме, которому явились, под видом странников, три ангела. Авраам и его супруга Сара приняли странников с большим почётом, омыли им ноги и приготовили богатый стол. Благодарные ангелы предсказали супружеской бездетной чете скорое долгожданного рождение сына и продолжение рода, который станет целым народом.

    При написании иконы Андрей Рублёв отказался от большого количества деталей, которые в те времена было принято изображать по канону (нет на иконе Сары, отсутствует сцена омовения ног ангелов и заклания тельца, а ангелы за столом не трапезничают, а мирно беседуют). Ангелы сидят не в один ряд, а образуют подобие круга и воспринимаются, как единый образ. Рублёву в этой иконе удалось воплотить христианское представление о триединстве Бога.

    Икона получилась яркая и чистая, с более насыщенными красками. На золотисто-жёлтом фоне расположились три ангела в розовой, зелёной и ярко-голубой одежде. Этот уникальный голубой оттенок впоследствии назовут «рублёвским голубцом».

    Последние годы жизни Андрея Рублёва

    В последние годы жизни Андрей Рублёв, совместно с Даниилом Чёрным, руководил работой иконописцев, которые расписывали Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. После окончания работ иконописец поселился в Спасо-Андрониковском монастыре где занимался росписью Спасского собора.

    В 1439 году Андрей Рублёв скончался от морового поветрия (чумы) и был похоронен на территории монастыря.

    В 1988 году Русская православная церковь канонизировала Андрея Рублёва в лике преподобных святых.

    Иконы, фрески и иллюстрации Андрея Рублёва

    «Сошествие во ад». 1408-1410 (Государственная Третьяковская галерея)

    «Богоматерь Владимирская» (Конец XIV — начало XV вв).
    Доска, темпера. 102.2 × 69.5 см.
    Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник,
    Владимир, Россия.

    «Рождество Христово» (Начало XV в. (1410-е гг.?)
    Фреска. 81 × 62 см
    Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

    «Рождество Христово» (Начало XV в.) Левый нижний фрагмент. Иосиф и старец.
    Доска, темпера. 81 × 62 см
    Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

    «Евангелист Матфей» (Начало XV в.) Евангелие Хитрово, книжная миниатюра Русская государственная библиотека, Москва, Россия

    «Воскрешение Лазаря» (1405)
    Доска липовая, ковчег, неглубокая лузга, паволока, левкас, темпера. 80,5 x 61 см
    Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

    Иконы из деисусного («васильевского») чина. 1408 или 1410. Из иконостаса Успенского собора во Владимире. Даниил Чёрный, Андрей Рублев.

    Святитель Иоанн Златоуст

    Апостол Павел из деисусного чина собора. 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

    Апостол Петр из деисусного чина собора. 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

    «Благовещение» (1408)
    Панель, темпера. 125 × 94 см
    Благовещенский собор Московского Кремля, Москва, Россия

    «Богоматерь в раю». 1408. Успенский собор, Владимир, Россия (Фреска восточной люнеты в южном нефе)

    «Богоматерь Умиление Владимирская (Из Благовещенского собора Московского Кремля». Конец XIV – начало XV века)

    «Вознесение из праздничного чина Успенского собора во Владимире». 1408. Государственая Третьяковская галерея

    «Вход в Иерусалим». 1405. Благовещенский собор в Московском Кремле, Россия

    «Григорий Богослов» (1408) Икона из иконостаса Успенского собора во Владимире
    Панель, темпера. 314 x 106 см
    Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

    «Григорий Богослов» (1408) Икона из иконостаса Успенского собора во Владимире
    Панель, темпера. 314 x 106 см
    Сретение Господне. 1408. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

    Фреска “Страшный суд”. 1408. Успенский собор, Владимир, Россия

    «Преображение Господне» (1410-е) Центральный фрагмент. Христос и пророки Илия и Моисей

    Царские врата. 1425-1427. Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавры, Сергиев Посад, Россия

    Спас в славе (Разворот). Андрониково Евангелие (Начало XV века). Государственный Исторический музей, Москва, Россия

    «Евангелист Иоанн» (Начало XV века)
    Евангелие Хитрово, книжная миниатюра
    Российская государственная библиотека, Москва, Россия

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    Железное стояние преподобного Иова Почаевского

    10 сентября (28 августа по ст.ст.) празднуется обретение мощей этого святого, стоявшего железной стеной за Русское Православие. Не забудем, что территория, где располагается нынешняя Западная Украина, в 1596 году приняла так называемую Брестскую унию, что означало «присоединение к Римско-католической церкви ряда епископов и епархий православной Киевской митрополии (в составе Константинопольского патриархата) во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рагозой, на территории Речи Посполитой».

    Но несокрушимо стоял в вере преподобный Иов Почаевский, настоятель Почаевского монастыря, и, оправдывая свою фамилию, с железной твердостью боролся с униатами, отошедшими от Православия под покровительство Римского папы. Крепок духом и верой был преподобный Иов, не случайно и сегодня к его святым мощам, упокоенным в раке возле пещерки, где он молился на Почаевской горе, притекает множество людей со всего Русского Мiра.

    А униатам (греко-католикам) – как тогда, четыреста с лишним лет назад, так и сейчас – палец в рот, меж тем, не клади. Мало того, что они, начиная с 1991 года захватывали храмы и приходы нашей канонической Церкви, которая после судьбоносного Харьковского архиерейского собора 1992-го года стала именоваться Украинской Православной Церковью Московского Патриархата, но и беспрецедентно, впервые в истории, в период правления президента Виктора Ющенко, выстроили свой кафедральный храм на левом берегу Днепра, в Дарнице. В нынешние дни они активно свершали свои «молитвенные действия» на «евромайдане», вплоть до призыва некоторых «священников»-униатов к убийству «москалей», «коммуняк» и иных. Похоже, греко-католики восприняли неонацистский, необандеровский переворот на Украине как свой собственный, родной, позволяющий резко усилить свою экспансию на восток Украины, на территорию канонического Православия, где они прежде бывали лишь в период немецко-фашистской оккупации.

    Благочестивых князей нет, благородных вельмож оскуде, все от Восточного Православия на Запад уклонишася, едва кто уже от худых и не славных при православной вере обретается

    Богу было угодно явить на Западной Руси сего угодника Своего в час великих и страшных испытаний, обрушившихся на православных в тех краях. Вот что писал в 1632 году митрополит Исаия Копинский Московскому Патриарху: «Благочестивых князей нет, благородных вельмож оскуде, все от Восточного Православия на Запад уклонишася, едва кто уже от худых и не славных при благочестии и православной вере обретается». Именно им – «худым и не славным» – крестьянам, ремесленникам, купцам, духовенству предстояло бороться с влиянием иезуитов, особо активизировавшихся в то время. Духовным стержнем, символом этой борьбы стал игумен Почаевской обители преподобный Иов.

    Преподобный жил в трудные для России годы, когда на западных ее окраинах православный народ Волыни и Галиции подвергся жестоким церковным и политическим притеснениям со стороны польско-литовских магнатов. Преподобный Иов был свидетелем Брестской унии и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возраставшего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преподобный использовал все свои возможности для укрепления Православия, для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание.

    Молитвенные подвиги и благочестивая жизнь подвижника не укрылись от людей. Известность о нем широко распространилась по всему краю.

    К преподобному стали тянуться вельможи, просившие духовного окормления. Он стал пользоваться особым доверием и покровительством известного защитника Православия князя Константина Острожского. Князь Константин обратился к игумену Угорницкого монастыря с просьбой отпустить преподобного Иова в его княжеский Дубенский Крестный монастырь. Игумен согласился, и через некоторое время Иов был поставлен во главе Дубенской братии. В сане игумена он пробыл более двадцати лет, именно к тому времени относится заключение Брестской унии и последовавшие притеснения православных. Князь Константин, под защитой которого находился преподобный Иов, имел огромное влияние на Волыни, пользовался уважением польского короля Сигизмунда III и папы Римского Климента VIII. Поэтому униаты и иезуиты не решались препятствовать действиям Дубенского игумена.

    По благословению святого в 1581-1582 годах в Остроге была издана первопечатная славянская Библия, известная как Острожская Библия

    Во время пребывания в Дубне святой приступил к распространению православных книг. С этой целью он подвигнул некоторых на переводческую деятельность и переписку книг. По свидетельству жития, преподобный и сам участвовал в том труде. По благословению святого в 1581-1582 годах князь Константин издал в Остроге первопечатную славянскую Библию, известную историкам и литературоведам всего мира как Острожская Библия.

    Заботы и волнения, связанные с издательскими трудами, а также неприязнь латинян отвлекали святого Иова от монашеского делания. С Дубенским монастырем преподобного вязали без малого 20 лет настоятельства, тем не менее, тяготясь игуменством, он оставил эту обитель и около 1604 года, стремясь к отшельническим подвигам, нашел пристанище в скромной обители неподалеку – на горе Почаевской, где издавна селились многочисленные рачители безмолвия.

    Преподобный Иов искал в Почаевской обители безвестности и свободы для молитвы, но иноки, вскоре почувствовавшие в пришельце духовную силу, единодушно и со слезами просили его стать их игуменом. Святой был вынужден уступить, и вскоре его трудами монастырь Почаевский упрочил свое положение и возвысился над прочими западнорусскими обителями. Он стал пользоваться материальной поддержкой местных дворян, избежавших отпадения в унию. Так, в 1649 году на средства помещиков Феодора и Евы Домашевских в обители был построен каменный храм во Имя Пресвятой Троицы, в который был передан запечатленный в камне отпечаток цельбоносной Стопы Божией Матери и Ее чудотворная Почаевская икона.

    Но вскоре последовали бедствия. В 1607 году на обитель напали татары и, ограбив, убили одного из иноков. В 1620 году внук Анны Гойской, протестант Андрей Фирлей, задумал прогнать иноков с Почаевской горы, для чего отобрал у них земельные угодья и, ворвавшись со слугами в монастырь, унес чудотворную икону. После этого дом Фирлея постигли бедствия и болезни, не прекращавшиеся до тех пор, пока икона не была возвращена в монастырь.

    В результате огромных усилий удалось вырыть на Почаевской горе колодец и тем самым дать обители воду (соседние источники были отобраны Фирлеем).

    Особенно важной для укрепления Православия на Волыни стала книгоиздательская и литературная деятельность святого. В начале XVII века в этом крае осталась всего одна славянская типография – Почаевская. Ее-то и использовал преподобный в целях борьбы с иноверием. Здесь печатались книги обличительного и догматического характера, православные молитвы, послания, особо важные в условиях католической экспансии в Западной Руси.

    Долгие годы (до 1932-го!) в Почаевском монастыре хранился труд самого преподобного «Книга блаженного Иова Почаевского, властною рукою его писанная», содержащая до 80-ти бесед, поучений, проповедей, а также выписки из святоотеческих, аскетических и полемических сочинений (издана в 1884 году в Киеве на русском языке под названием «Пчела Почаевская»).

    Главной для святого старца была борьба с католиками и протестантскими сектантами. Преподобный присутствовал на Киевском Соборе 1628 года, состоявшемся в связи с возвращением в Православие отпавшего в унию архиепископа Мелетия Смотрицкого. Именно преподобный Иов писал соборное определение, свидетельствующее о верности восточному Православию.

    Вместе с видимыми трудами проходила и незримая молитвенная жизнь святого. Одиночество, столь им искомое, преподобный Иов находил в дикой пещере на горе Почаевской. Эта пещерка была весьма узкой и крохотной, в ней им было пролито немало сердечных слез «о мире, во зле лежащем», как выразился преподобный Досифей в житии святого.

    Однажды, когда преподобный молился в пещере, «необычайный свет вдруг озарил его пещеру и в течение двух часов отражался из глубины ее…»

    В нее преподобный удалялся порой на целую неделю, где в строгом посте молился о мире. («В тесной пещере каменней богомыслия ради и молитвы многократно заключался еси», – речет тропарь 4-го гласа преподобному Иову). Что делалось в те часы в этой пещере, никому из смертных знать не дано, но однажды, когда преподобный молился в ней, «необычайный свет вдруг озарил его пещеру и в течение двух часов отражался из глубины ее на противоположной церкви».

    Кто сподобился побывать в храмовой пещерке Почаевской обители, где покоятся в раках мощи двух столпов Почаевских – преподобных Иова и Амфилохия, тот помнит благоговение, которое охватывает, когда «прислоняешься» сердцем и душой к этому месту, к честным мощам духоносных старцев, стоявших с разницей в три с лишним века на духовных рубежах православной Руси. Верно заметил известный русский церковный писатель и паломник А. Н. Муравьев (в эти дни отмечается 140-летие со дня его кончины), первоначальную историю горы Почаевской следует искать «не на высоте скалы», а в глубине ее пещер.

    Руки преподобного, нетленного и почившего много веков назад, и сегодня теплы и мягки, как у живого. И источают дивный аромат

    Мощи преподобного Иова покоятся с большим почетом и в великом бережении. Дивно изукрашенная рака с мощами преподобного Иова помещена в природной пещере, рядом с лазом в пещерку преподобного, где он столько часов и дней провел в молитвенном бдении. Мощные каменные своды из серого необработанного камня в пещере, тут же – небольшой богатый иконостас, лампады, свечи и мощи святого. Мощи сокрыты стеклом, но не полностью. Руки нетленных мощей открыты, и прикладываются к ним как к руке живого праведника. Руки преподобного, нетленного и почившего много веков назад, и сегодня теплы и мягки, как у живого. И источают дивный аромат.

    Желающие могут забраться и помолиться в пещерке преподобного. Изустная молва приписывает этому лазу чудесную особенность пропускать свободно людей, чистых сердцем, смиренных, покаявшихся, а вот нераскаявшихся «прихватывает» и не отпускает, покуда не покаются при всех.

    Ощущение в молитвенной пещерке преподобного Иова такое, будто ты упал в десницу Господа

    Кто нырял (именно нырял, головой вперед и вниз!) в совсем малюсенькую «печерку», в маленькое отверстие в скале, как кажется, размером чуть ли не с два кулака, никогда не забудет этого. Поначалу ты даже не понимаешь, как туда может проскользнуть взрослый человек. Но пробуешь, и протискиваешься в полный мрак. Дыхание перебивается, грудь сжимается при вползании во тьму, сердце колотится от неизвестности, словно хочет выпрыгнуть. Внутри тебя поддерживает невидимый служитель. Ты нащупал иконку, прикоснулся губами, с трудом собрался с собой и прочитал три молитвы. Ощущение в молитвенной пещерке преподобного Иова такое, будто ты упал в десницу Господа, она сжала тебя, как кусок сыра, выжала все лишнее, и вновь возвращает в реальный мир. Прямое, полное, ясное ощущение, что пребываешь пред Лицем Господним.

    Кроме молитвы и богомыслия, преподобный занимался и физическим трудом. Он работал в монастырском саду, при его участии были вырыты два пруда вблизи обители, сделаны плотины.

    В период военных действий Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой преподобный Иов давал многим людям убежище в своем монастыре. Известно также, что преподобного избирали своим духовником многие влиятельные люди того времени. Вплоть до 1649 года игуменствовал преподобный Иов, и назначил себе преемника лишь в 98-летнем возрасте, но и после того участвовал в важнейших делах обители.

    21 октября 1651 года святой получил откровение о своей близкой кончине. 28 октября он, совершив Божественную Литургию, мирно отошел ко Господу. Преподобный был погребен близ пещеры, где подвизался. Над его могилой часто видели чудесное сияние. Через семь лет после кончины святой Иов трижды явился во сне митрополиту Киевскому Дионисию (Балабану) и известил о том, что пришло время открыть его мощи.

    Семь лет и 9 месяцев пролежало в земле его тело после погребения. Обретение честных мощей происходило так: 28 августа 1659 года митрополит Дионисий возглавил торжественное обретение нетленных мощей («безо всякого истления, как бы того же часа погребенные, и исполненные недоразуменного благоухания») преподобного, на которых остались заметны даже язвы на ногах после отеков от длительного молитвенного стояния. Житие преподобного Иова почти ничего не сообщает об этих язвах. Но весьма вероятно, что усвоение за преподобным имени Иова в честь праведного Иова Многострадального, которое он носил, будучи в малой схиме, непосредственно связано именно с величайшим терпением преподобным многих болезней, при соблюдении им глубочайшего смирения и столпнического молитвенного стояния.

    Тогда же нетленные останки преподобного Иова были перенесены в храм Живоначальной Троицы.

    От них произошло много чудес, например, получил исцеление смертельно больной Досифей, описатель жития святого. В 1675 году по молитве преподобного Матерь Божия спасла Почаевскую обитель от осадивших ее татар и турок. Пресвятая Богородица явилась над Почаевской горой вместе со святым Иовом; стрелы, направляемые в Нее врагами, возвращались назад и поражали тех, кто их пускал. От ужаса перед чудом мусульмане бежали.

    В начале XVIII века Почаевская обитель отошла к униатам. Но чудеса и исцеления от мощей преподобного Иова не прекращались. И даже униаты уверовали в святость преподобного, составили ему службу с акафистом и стали просить папу Римского канонизировать Иова. В чем им было отказано по причине ревности святого о Православии.

    В 1831 году Почаевская обитель вновь вернулась в ведение Русской Церкви. Чудесные исцеления от мощей преподобного побудили Святейший Синод вторично открыть их, что и было совершено 28 августа 1833 года. Обратим внимание на совпадение дат первого и второго обретений-открытий.

    В 1858 году на месте пещерной церкви был устроен новый храм во имя преподобного Иова.

    Акафист преподобному Иову гласит: «О всеблаженне и богоносне отче наш Иове, иноческаго ангелоподобнаго жития богомудрый наставниче, веры православныя восточно-кафолическия против лжемудрований запада непреоборимый защитниче и поборниче, богопреданных уставов Церкве и преданий отеческих верный блюстителю и строгий взыскателю, святости и чистоты, целомудрия и нестяжания, трудолюбия и богомыслия, поста и бдения великий ревнителю, долготерпения и злострадания неутомимый и непобедимый ратоборче, образ кротости, зерцало смирения, пример незлобия, постников удобрение, девственников похвало, монахов и схимонахов радосте… Огради нас молитвами твоими от всякаго навета вражия и злаго обстояния, сохраняя и соблюдая всех и каждаго в мире и тишине, в вере нелицемерней и богоугодном жительстве».

    По сей день Почаевская обитель стоит оплотом русского Православия среди земель, непрестанно подвергающихся греко-католическому нашествию, и не сдается

    Статус лавры Почаевский Свято-Успенский Богородичный монастырь получил много позже священной борьбы преподобного Иова. И по сей день Почаевская обитель стоит оплотом русского Православия среди земель, непрестанно подвергающихся греко-католическому нашествию, и не сдается. Учиться бы нам всем стойкости и нерушимости, положенной в основу этого стояния Иоанном Железо.

    Житие преподобного Иова Почаевского и день памяти, в чем помогает икона и молитвы

    В XVI веке православная церковь в западных землях (Галиции, Волыни) не могла противостоять католическому натиску. Его влияние оказалось таким значительным, что часть православных священнослужителей признала верховенство Папы Римского. Просветительская деятельность преподобного Иова Почаевского сыграла большую роль в отказе священнослужителей и мирян от униатства и возврате к православной традиции.

    Когда дни памяти

    Преподобный Иов поминается во всех храмах РПЦ в течение года трижды (по новому стилю):

    • 10 ноября (день кончины);
    • 10 сентября (день обретения мощей);
    • 19 мая (день поминовения святого Иова).

    На Троицу празднуется Собор Галицких святых, установленный Львовской епархией УПЦ.

    Житие святого

    Тяга к служению Господу проявилась у Иоанна Железо с раннего детства. В 10 лет он стал послушником Угорницкого монастыря, в 12 лет принял постриг под именем Иова. По достижении 20 лет был рукоположен в иеромонахи (монаха в чине священника). В 30 лет Иов принял великую схиму (высшую степень монашества) под именем Иоанн.

    О духовном подвиге преп. Иова известно из рассказов иеромонаха Досифея. Он свидетельствовал, что преподобный стремился подражать в образе жизни раннехристианским подвижникам. Иов постоянно творил молитву, уединялся в пещере на всенощные бдения, был кроток с вором (подобно авве Макарию, не препятствовавшему вору украсть свое имущество).

    Богоугодная жизнь Иова Почаевского привлекла внимание правителя тамошних земель, князя Острожского и Дубенского, защитника и поборника православия. Он видел, что православная западная церковь находится в упадке из-за отсутствия духовного просвещения: школ, типографий, хороших проповедников.

    Католики и протестанты, сектанты имели более благоприятные условия для распространения своих вероучений. Стремясь поднять уровень духовности, князь Острожский обратил внимание на монастыри и решил возвысить их, чтобы они могли противостоять протестантским общинам и католическим монашеским орденам.

    Правитель уговорил игумена Угорницкого монастыря направить преп. Иова в Дубенский Крестный монастырь, чтобы он своим примером способствовал воспитанию монашеской братии и мирян. Вскоре прп. Иов был избран настоятелем Дубенского монастыря, которым руководил на протяжении 20 лет.

    За этот период времени была напечатана первая Библия на славянском языке (Острожская). Просветительская деятельность преп. Иова вызывала нападки униатов. В 1604 году он ушел из Дубенского монастыря и начал жизнь отшельника и аскета в окрестностях Почаевской обители. Монахи, видя его благочестие и усердие к Богу, избрали своим настоятелем.

    При нем монастырь расстроился: появилось 7 церквей, новые монастырские стены. Продолжая просветительскую деятельность, святой Иов организовал типографию и продолжал работу над рукописью «Пчела почаевская», посвященную защите православия. Умер просветитель в возрасте 100 лет, в 1651 году.

    Творения в библиотеке

    Преподобный Иов оставил после себя рукописные духовные записи. После изучения и систематизации они были опубликованы, как «Поучения» и «Пчела Почаевская. Беседы и поучения». В своих работах он переосмысливал православное вероучение, опираясь на раннехристианские произведения святых отцов, Священное Писание. В этот период Южная Православная Церковь не могла в полной мере идеологически противостоять католикам, протестантам и сектам, отколовшимся от православия.

    Обосновывая тот или иной тезис, он ссылался на высказывания учителей православия, особенно Иоанна Златоуста. Несмотря на заимствования и некоторое подражание, рукописные сборники преподобного Иова несут на себе отпечаток его личности, имеют свою стилистику.

    Проповедник и духовный писатель излагает собственные мысли и выводы простым, понятным для слушателей и читателей языком. Преподобный назвал свой рукописный сборник «Пчела почаевская» по аналогии с древневизантийскими работами.

    Богословы, святые отцы давали своим трудам название «Пчела», подразумевая, что в них сосредоточен духовный «мед» из разных источников. Опираясь на мудрость предшественников, они доказывали свою правоту. Таким же методом воспользовался святой Иов, чтобы в назидательных беседах с современниками просветить их относительно православного вероучения.

    Богослужения

    По решению Святейшего Синода в православных церквях служат литургию 10 сентября, 10 ноября, трижды в год поют тропарь. В Успенском соборе Почаевской лавры по окончании Божественной литургии, в день обретения мощей читают молитвы святому. Богослужение заканчивается обнесением мощей вокруг собора.

    Молитвы Иову Почаевскому

    Тропарь преподобного Иова игумена Почаевского, глас 4

    Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав, Крестителеву воздержанию уподобляяся, Божественныя же ревности обою приобщаяся, тех имена достойно прияти сподобился еси и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен; темже монахов множества ко Христу привел еси, и вся люди в Православии утвердил еси, Иове преподобне отче наш, моли спастися душам нашим.

    Тропарь на обретение мощей преподобного Иова Почаевского, глас 4

    Возложь на ся иго Христово от юности, преподобне отче Иове, многолетне свято подвизался еси на поприще благочестия во обители Угорницстей и на острове Дубенстем, и, пришед к горе Почаевстей, знаменанней цельбоносною стопою Пресвятыя Богородицы, в тесней пещере каменней богомыслия ради и молитвы многократно заключался еси, и, благодатию Божиею укреплялся, мужественно потрудился еси на пользу Церкве Христовы и обители твоей, купно же и противу врагов Православия и благочестия христианскаго, и, наставив сицевому ополчению иночествующих, победители тех представил еси Владыце и Богу. Того моли спастися душам нашим.

    Молитва Преподобному Иову Почаевскому

    О преподобне отче Иове, иноков трудолюбнаго жития богомудрый наставниче, кротости и воздержания, чистоты и целомудрия, братолюбия и нищелюбия, терпения и бдения от ранней юности до поздней старости неутомимый подвижниче, веры православныя великий ревнителю и непреоборимый поборниче, земли Волынския и Галицкия светило богосветлое и святыя Почаевския обители непобедимый защитниче! Призри оком благоутробия твоего на нас недостойных чад твоих, к тебе усердно по вся дни прибегающих и на боголюбивыя люди сия, пред твоими духоносными и многоцелебными мощами собравшияся и благоговейно к тем припадающия, и испроси предстательством твоим ко Всевышнему Владыце им и нам вся, яже к животу и благочестию, полезная и благопотребная: болящия исцели, малодушныя ободри, скорбящия утеши, обидимыя заступи, немощныя подкрепи и поверженныя долу возстави, всем вся, благодатию тебе от Бога данною, даруй по коегождо нужде и потребе, во спасение души и во здравие телу. Вознеси, угодниче Божий, всемощную молитву твою, да будет в стране нашей выну мир и тишина, благочестие и благоденствие, в судах правда и милость, в советех мудрость и благое преспеяние, да утверждается же во благих человецех верность, в злых же страх и боязнь, во еже престати им от зла и творити добрая, да тако в стране нашей Царство Христово растет и множится и да прославится в нем Бог, дивный во Святых Своих: Ему же единому подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    Иконы и мощи

    Через 8 лет после кончины просветитель трижды явился во сне Дионисию, митрополиту Киевскому, Галицкому и всея Руси, епископу Константинопольской церкви. Побуждаемый чудесными сновидениями, он с монашеской братией открыл гробницу и удостоверился в нетленности останков Иова. Обретение мощей произошло 8 августа 1659 года. Вскоре (28 августа) было совершено прославление прп. Иова.

    Раскол в православии привел к тому, что вскоре монастырь стал принадлежать униатам, закрывшим доступ к мощам преподобного. Повторное освидетельствование мощей произошло после возврата монастыря Православной Церкви в 1833 году. Для верующих снова был открыт доступ для поклонения чудотворным мощам.

    На иконах просветителя изображают чаще всего в полный рост в монашеском одеянии. В левой руке у седобородого старца посох. Правая ладонь или сложена в благословляющем жесте, или держит свиток с молитвами.

    В чем помогает?

    Верующие обращаются к святому образу с разными просьбами:

    • излечения от болезней;
    • укрепления в вере;
    • утешения в горе;
    • помощи в жизненных неурядицах.

    Иов Почаевский помогает монахам достичь духовного совершенства, выдержать искушения.

    Чудеса

    В Почаевском монастыре с 1719 по 1830 год было засвидетельствовано 500 случаев чудесного исцеления святыми мощами.

    Первое чудо случилось в год обретения мощей. Девица Анна стала свидетельницей явления в церкви святого Иова. Преподобный передал ей платок, смоченный в миро, для смертельно больного настоятеля Диосфена. Утершись платком, он стал здоров. Обращение к святому с верой в Господа поможет обрести благодатное чудо.

    Житие Иова Почаевского

    Еще при жизни этого святого называли «ангелом среди братьев», связано это не только с его кротостью и смирением. Будучи 10 лет отроду отправился совсем еще юный мальчишка в монастырь, где принялся исполнять любую, самую тяжелую работу, лишь бы находиться в этом месте. А достигнув 30 лет, юноша уже принял постриг в монахи, и вскоре был произведен в священники!

    Святой Иов Почаевский прожил более ста лет, день же своей смерти он предсказывал многим ранее, как и многие святые. За всю жизнь святой праведник Иов помог многим людям, поток которых не прекращался ни на день — так велика была о нем слава.

    Биография

    Биография святого содержит довольно мало сведений, от того, что вся жизнь Иова Почаевского (в миру Ивана Железо) прошла в трудах во имя Господа и освещена в житийной литературе.

    Житие и православное воспитание

    Святой праведник, именуемый в народе Иов Чудотворец, родился в 16 веке, в местечке Покутье, находящееся в Галиции. При рождении родители нарекли мальчика именем Иван, о них же самих известно довольно мало, только то, что считались они мелкими помещиками, в роду которых были и священники.

    По той причине, что родители преподобного сами были людьми глубоко верующими, с детства воспитывали они в сыне любовь к Господу и совершенно не препятствовали тогда, когда достигнув 10 лет, он отправился в Угорницкий монастырь. Так, поняв свое предназначение, Иван Железо ступил на тяжелый путь святого праведника.

    Послушничество

    В житийную литературу Иов Почаевский вошел как самый молодой послушник, ставший священником. Случилось это в 1580 году, когда он по просьбе князя Константина Острожского возглавил Крестовоздвиженский монастырь, которым управлял около 20 лет, не покидая обитель даже в самые сложные для православной веры годы.

    Дело в том, что в этот период усиливались гонения на православных верующих от католиков и униатов, будучи человеком мирным, настоятель Иов делал особый акцент на просветительской деятельности. Так под его руководством Иваном Федоровым была напечатана первая славянская Библия, известная как Острожская. Кроме того Иов участвовал в переводах трудов многих отцов православия.

    Разумеется, что такая активная просветительская деятельность не могла остаться незамеченной католиками. Они добились, чтобы преподобный Иов переселился жить на Почаевскую гору, давшую ему вторую часть имени. Святой поселился в пещере, каждодневно пребывая в строгом посте и молитве.

    Неподалеку от той пещеры находилась древняя Успенская обитель, славившаяся на всю округу своей чудотворной иконой Божией Матери. Монахи, всей душой полюбившие отшельника Иова, назначили его игуменом в своей обители. Преподобный много стараний приложил в благоустройстве обители — сажал деревья, помогал в строительстве.

    Защищая православную веру и русский народ, Иов принял участие в известном Киевском Соборе, происшедшем в 1628 году. Спустя менее, чем 20 лет Иов Почаевский принял схиму с именем Иоанн, однако жизнь его не изменилась — он по-прежнему много дней проводил в посте и молитве, запершись в пещере.

    Отход ко Господу

    Иов Почаевский управлял обителью более 50 лет, вложив всю свою жизнь в это место. Скончался святой праведник в 1651 году 28 октября (10 ноября по новому стилю), святые же его мощи были открыты для поклонения многих людей лишь в 1833 году, а с 1902 года Святейшим Синодом стало принято ежегодно 28 августа (10 сентября по новому стилю) обносить святые мощи Иова вокруг Успенского собора сразу после утреннего богослужения. Эта традиция исполняется до сих пор.

    Почитание

    Святого Иова Почаевского почитают, прежде всего на Украине — его родине, там в честь его построены несколько церквей: в Борисовичах Владимир-Волынской и Ковельской епархии, в Константиновке Донецкой и Мариупольской епархии, кафедральный собор в Дрогобыче Львовской епархии. Также с особым почтением относятся к этому святому в Успенском Липецком и Иверском монастырях.

    Интересно! В Москве существует несколько храмов Иова Почаевского, один из самых известных находится в Кадашевском переулке.

    Дни памяти

    Русская православная церковь отмечает дни памяти святого праведника Иова Почаевского три раза в год:

    • 19 мая — день памяти преподобного;
    • 10 сентября — день обретения мощей святого Иова;
    • 10 ноября — день смерти святого.

    Мощи святого Иова открыли митрополит Киевский Дионисий и архимандрит Феофан Креховецкий в 1659 году. Спустя несколько дней произвели прославление праведника Иова.

    На сегодняшний день мощи преподобного Иова содержатся в Почаевском монастыре, настоятелем которого он являлся при жизни.

    Еще о православных монастырях:

    В чем помогает

    К святому Иову Почаевскому, равно как и ко многим другим православным святым, принято обращаться с любыми молитвенными просьбами, главное, чтобы молитва была искренней и шла от сердца. Однако можно выделить некоторые проблемы, с которыми наиболее часто обращаются верующие к праведнику Иову:

    • излечение от тяжелых болезней;
    • благополучие в семье;
    • укрепление веры, стойкость духа.

    Важно! Для тех людей, которые, как и Иов, посвятили себя служению Господу и претерпевают тяжелый период сомнений в вере, испытаний своего духа, молитва святому помогает крепче привязаться к Господу и удержаться от мытарств в самые тяжелые периоды становления своего духа.

    Чудеса

    Многие чудеса сопровождали жизнь святого Иова, недаром прозвали его Чудотворцем, однако не прекращались они и по его смерти. Известны предания, как уже после смерти святого несколько раз видели молящимся в Троицкой церкви Почаевской обители.

    Об одном таком случае рассказала одна женщина — Ева Домашевская, приехавшая в обитель ночью. По приезду увидела она, что Троицкая церковь открыта и из нее идет свет и слышно пение. Войдя же в храм, увидела, как посредине его, в окружении двух ангелов, молится преподобный Иов.

    Однако, на этом чудеса не закончились. Иов обратился к женщине с просьбой, чтобы та пригласила его ученика — Досифея, который в ту пору был тяжело болен. Также святой передал женщине плат, смоченный в миро, и велел передать его больному, позже получившему исцеление от рук любимого учителя.

    Пещера Иова

    Как свидетельствует один из учеников преподобного Иова и составитель его жизнеописания — Досифея, однажды во время длительной молитвы Иова пещера наполнилась таким ослепительным светом, что его увидели многие братия.

    На заметку! Сегодня святому Иову посвящен пещерный храм, в котором при жизни он провел многие годы. Пещера открыта для экскурсий. Однако для того, чтобы проникнуть в нее существует некое препятствие — со времен жизни праведника Иова вход так и остался довольно узким. Согласно преданию это связано с тем, что в это сакральное место могут попасть только лишь люди с чистыми помыслами, грешникам же путь закрыт до их покаяния.

    Молитвенные подвиги

    Известно, что Иов Почаевский для молитвенных подвигов всегда надолго удалялся в пещеру, отказываясь на время молитв от пищи и даже воды, не взирая также на недуги.

    Составитель жития святого — Досифей, уверяет, что часто во время такого уединения святой не замечал даже множественные кровоточащие раны на своем теле, такова была его сила и глубина молитвы.

    Чаще же всего святой Иов молился Иисусовой молитвой, одаривающей его силой влияния на многих людей, пребывающих в грехах, но при встрече с ним покаявшимися.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: