Анна Новгородская: биография и житие святой, почитание и дни памяти

Житие святой Анны Новгородской и икона преподобной княгини, тексты молитв

За благословением семьи и детей и с молитвами об укреплении веры православные христиане часто обращаются к святой Анне Новгородской, которая в миру носила имя Ирина и была женой Ярослава Мудрого. Эта благочестивая женщина вела богобоязненный образ жизни и сделала много для распространения и укрепления христианства на Руси. После смерти своего супруга она решила полностью посвятить себя служению Господу и приняла монашеский постриг в Новгородском храме.

Житие благородной Анны Новгородской

Преподобная Анна была старшей дочкой шведского короля Олофа Шетконунга, которого современники также называли «все-христианнейшим королем». Он правил Швецией с 994 по 1022 год. Вместе со своей супругой монарх принял христианскую веру и святое водное крещение в 1008 году, его примеру также последовала вся королевская дружина и члены семьи.

Старшая дочка Анна, которая до крещения носила имя Ингигерда, с раннего детства получала всестороннее образование, что было не характерно для женщин той эпохи. Кроме Святого Писания, она изучала историю, литературу и другие науки, которые раньше считались необходимыми исключительно для мужчин. Уже тогда было заметно, что девушка имеет огромное влияние на окружающих благодаря своему уму и смелости.

Поскольку девушка была потомком викингов, это сказалось на ее характере — с ранних лет она отличалась любовью к свободе, ей не запрещалось принимать участие в общественной жизни ее страны, а также совершать путешествия в сопровождении небольшой свиты. Она не только изучала грамоту и литературные произведения, но и мастерски владела оружием, прекрасно сидела в седле.

В 1017 году король Олоф принял решение выдать свою старшую дочь за русского князя Ярослава Мудрого, называя его тем, кто действительно достоин его дружбы. В приданое за дочерью монарх отдал шведский город Альдейгаборг, который позже переименовали в Старую Ладогу. Молодая княжна приняла православие перед бракосочетанием и получила имя Ирина.

В лице шведской принцессы Ярослав Мудрый получил не только заботливую жену, но и умную советчицу, которая все свои силы и ресурсы тратила на укрепление своей новой Родины. В те времена на службе у русского князя было много наемных солдат, и однажды норвежские солдаты стали выражать свое недовольство и бунтовать против Ярослава, попросив Ирину стать посредником в решении этого конфликта. Княгиня согласилась, но сразу же сказала, что целиком и полностью станет защищать интересы своего супруга.

Дошел до наших дней и еще один рассказ о геройстве Ирины. Брат Ярослава, Мстислав Тмутораканский, выступил против великого князя с огромной ратью, и тогда княгиня предложила ему сразиться с ней. На что Мстислав дал ответ, что не сражается с женщинами, и неохотно, но уступил брату.

Огромная заслуга великой княгини и в том, что во времена ее правления Русь приобрела большой авторитет у европейских соседей благодаря мудрой и дальновидной политике. Ирина приютила у себя сыновей короля Англии, а также норвежского принца Магнуса, и не отпускала его до тех пор, пока не убедилась, что на Родине ему окажут все полагающиеся его статусу почести и отдадут престол, который он должен был унаследовать после отца.

Времена правления Киевской Руси Ярославом и Ириной — это период необыкновенного подъема государства. Именно тогда, по инициативе князя и княгини, был создан первый на Руси сборник законодательных положений. Также Ярослав ввел обязанность для духовных лиц обучать грамоте детей, а в Великом Новгороде начало функционировать первое училище.

Кроме участия в общественной и политической жизни государства, Ирина много времени посвящала духовным делам. По ее инициативе в Киеве была основана обитель святой великомученицы Ирины, в деятельности которой она принимала активное участие.

За время жизни с Ярославом Мудрым княгиня родила ему десятерых детей, которых она самостоятельно обучала как русскому, так и шведскому языку. Особое внимание она уделяла духовному воспитанию своих сыновей и дочерей, с младенчества прививая им основы христианской морали.

Дети Ярослава и Ирины стали известными людьми, которые сделали много для дальнейшего развития и процветания Руси. Из них стоит отметить таких личностей, как Владимир Новгородский, Святослав Черниговский и Изяслав Киевский. Дочери княгини вышли замуж за европейских монархов. Так, Анна стала женой короля Франции, а Елизавета была отдана в жены норвежскому монарху.

Ярослав и Ирина стремились сделать Киевскую Русь органичной частью европейского христианства, при их правлении по всей территории государства возводились храмы и монастыри, много времени уделялось духовному просвещению подданных. Специально из Греции были приглашены певчие, чтобы научить российских служителей церкви пению христианских гимнов.

Поскольку великому князю приходилось часто уезжать из столицы по делам, все управление Киевом брала на себя княгиня, она пользовалась авторитетом и любовью, как у зажиточных горожан, так и у бедняков. Уже в те времена Ирина прославилась своей добродетелью и благочестивой жизнью, и даже митрополит Илларион приводил ее в пример другим княгиням как образец христианской жены и домоправительницы.

После смерти горячо любимого мужа Ирина отправилась к своему сыну в Новгород, где планировалась закладка собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. Там же она и объявила о своем решении принять монашеский постриг, взяв при этом имя Анна. В великокняжеском семействе это был первый случай, после которого у российских правителей появилась традиция уходить в монастырь после того, как они закончили исполнять долг правителей.

До самой смерти Анна Новгородская совершала духовный труд и скончалась в 1056 году. Великую княгиню похоронили в Софийском соборе. Рядом с ней вскоре похоронили и ее сына — князя Владимира Новгородского.

Иконография

Существует несколько видов икон, на которых изображена благочестивая Анна Новгородская. На одних великую княгиню изображают в полный рост и одеяниях, приличествующих ее княжескому положению. На других святая нарисована уже в монашеском облачении, в одной руке у нее находится свиток. Приобрести образ святой Анны Новгородской можно в любом церковном магазине или заказать через интернет.

Читайте также:
Житие преподобного Сергия Радонежского – полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Почитание преподобной княгини в православии

Значение великой княгини, канонизированной Русской Православной церковью, состоит в том, что она первой соединила две духовности — служение государству и иноческий подвиг. Церковь не запрещала после смерти одного из супругов повторно вступать в брак либо вести обычную светскую жизнь, однако жена Ярослава Мудрого предпочла посвятить оставшиеся дни жизни Господу и его учению. Последовав ее примеру, многие княгини после смерти своих мужей стали принимать монашеский постриг, таким образом, достойно завершая супружеское служение.

Русской Православной церковью установлен день памяти благоверной княгини Анны Новгородской, он отмечается 23 февраля.

Местоположение мощей

Мощи Анны Новгородской хранились в Софийском соборе, где и была погребена великая княгиня. С приходом советской власти все ценности из собора, в том числе и мощи благоверной Анны, были переданы на хранение в городской музей. В 1991 году Центральный Новгородский музей возвратил реликвии церкви, а также чудотворную икону Божией Матери «Знамение». Сегодня они хранятся в Храме святого апостола Филиппа, что в Великом Новгороде.

О чем молятся святой

К святой княгине Анне Новгородской обращаются в следующих случаях:

  • за благословением всех членов семьи и с просьбами о мире и взаимопонимании между супругами;
  • за помощью в воспитании деток в духе христианских ценностей;
  • за укреплением веры, когда подступают мирские искушения;
  • за советом в выборе жизненного пути или в сложной ситуации.

Тексты молитв

В молитвослове есть канонические тексты, утвержденные Русской Православной церковью, которые рекомендуется использовать, обращаясь к святой княгине Анне Новгородской. Однако не будет ничего страшного, если человек во время молитвы будет произносить слова, которые исходят из сердца.

Молитвы лучше совершать перед образом великой княгини, который предварительно освящают в храме. Также рекомендуется приобрести церковные свечи или лампадку и зажигать их во время проведения ритуала.

Тропарь

От за́пада возсия́вши, я́ко звезда́ небосве́тлая,/ прия́ти Правосла́вную ве́ру сподо́билася еси́,/ в не́йже плод благосла́вный Ру́сской земле́ прине́сши,/ свята́я благове́рная княги́не А́нно,/ Христа́ всем се́рдцем возлюби́ла еси́,/ Того́ оправда́ния и зако́ны храня́щи;/ те́мже днесь всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднующе,// грехо́в оставле́ние моли́твами твои́ми прие́млем.

Перевод: На западе воссияв, как звезда небесная, ты удостоилась принять Православную веру, в ней же плод благословенный Русской земле принесла, святая благоверная княгиня Анна, Христа всем сердцем возлюбила ты, Его заповеди и законы храня, потому сегодня пресвятую твою память празднуя, грехов прощение по твоим молитвам получаем.

Кондак

Днесь в све́тлой па́мяти твое́й/ Вели́кий Но́вград весели́тся,/ созыва́я всех ве́рных све́тло пра́здновати па́мять твою́,/ и мы ны́не, духо́вно ликовству́юще,/ ра́достно сла́вим тя и мо́лим:/ свята́я благове́рная княги́не А́нно,/ предстоя́ Святе́й Тро́ице/ моли́ изба́вити Вели́кий Но́вград и всю зе́млю Ру́сскую// от вся́ких бед и обстоя́ний и всем нам спасти́ся.

Перевод: В день светлой памяти твоей Великий Новгород радуется, созывая всех верующих светло праздновать память твою, и мы сейчас, духовно торжествуя, радостно славим тебя и молим: «Святая благоверная княгиня Анна, предстоя Святой Троице, моли об избавлении Великого Новгорода и всей земли Русской от всяких бед и невзгод, и о спасении всех нас».

Святая благоверная княгиня Анна Новгородская

Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих.

В 1017 г. Ингигерда по воле отца вышла замуж за того, «кто был достоин его дружбы» — великого князя Киевского Ярослава Мудрого (1019-1054). В качество приданого она принесла Русской земле город Альдейгаборг (Старая Ладога). Православие Ингигерда приняла с именем Ирина. Став великой княгиней, она все силы души и сердца, все благодатные дары свои отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах.

Однажды, когда возмутилась наемная норвежская стража и просила великую княгиню быть посредницей между ними и Ярославом, она согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа. Когда против великого князя выступил с ратью его брат Мстислав Тмутораканский, Ирина предложила решить спор военным поединком с ней, но Мстислав ответил, что с женщинами он бороться не привык — и уступил брату.

Большое влияние оказала Ирина на добрые отношения с северными странами Европы. Она приютила в Киеве изгнанных сыновей английского короля Эдмунда, Эдвина и Эдуарда, а также принца Магнуса Норвежского. Он не вернулся на родину до тех пор, пока великая княгиня не убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол и его права будут уважать. Русское государство в то время играло значительную роль в жизни Европы, его авторитет и влияние были как никогда высоки — и в этом немалая заслуга великой княгини.

Время княжения Ярослава Мудрого и Ирины — период высшего подъема Киевской Руси. Ярослав замыслил устроить стольный Киев как «град Божий» — земное отражение Небесного Иерусалима (Откр. 2.10). Центром Киева стал храм Софии — Премудрости Божией. Вход в град Премудрости Божией осуществлялся через Золотые Ворога, над которыми был воздвигнут храм Благовещения. Недавние язычники глубоко почитали Пресвятую Деву как Храм Премудрости Божией. Поэтому храмовым праздником в Киевском соборе святой Софии стал день Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1046 г. греческая царевна Анна, выходя замуж за сына Ярослава и Ирины Всеволода, принесла в Киев чудотворную икону Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы) — благословение Пресвятой Богородицы Русскому государству. Духовное значение этого образа для христианской Руси выражают слова акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Царствия нерушимая стено!» Эта икона получила впоследствии имя «Смоленской».

Читайте также:
Афанасий Афонский - житие и биография, труды, дни памяти и почитание

В 1051 г. пришел в Киев с Афона преподобный Антоний Печерский — основатель Киево-Печерского монастыря. Через него Божия Матерь благословила Киев как Свой Третий Вселенский Жребий.

Ярослав Мудрый стремился сделать Русь органичной частью вселенского христианства. Храмы строились по всей Русской земле. Греческие певцы научили русских православному церковному пению. При Ярославе был составлен первый на Руси свод законов «Русская Правда», появилась «Кормчая» — перевод византийского Номоканона. Ярослав собрал книги и рукописи, которые переводились с греческого на славянский. Для распространения грамотности он повелел духовенству обучать детей, а в Новгороде устроил училище.

В кратчайший срок киевские книжники освоили громадные литературные богатства Византии. Столь же стремительно происходило усвоение образцов византийского искусства — архитектуры, живописи.

Не менее важным для судьбы Руси стало вхождение в Кирилло — Мефодиевское наследство. «Летит бо ныне словеньско племя», — так пророчески указал святой Кирилл рост значения славянских народов. Из Болгарии, имевшей богатейшую христианскую литературу, Русь получила огромное количество книг, а главное — богослужебные книги на близком и понятном языке.

Великому князю часто приходилось бывать в далеких походах и поездках, во время которых Ирина оставалась в Киеве, управляя делами.

Уже при жизни Ирина прославилась своей добродетелью и благочестием. Святитель Иларион, митрополит Киевский (+ 1053 г., память 21 октября) в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» пишет, обращаясь к уже покойному святому Владимиру (1015г., память 15 июля) — крестителю Руси: «Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты им завещал, как они восхваляют Имя Христово!».

Ирина стала матерью семерых сыновей и трех дочерей. Особенно известны ее сыновья: святой благоверный князь Владимир Новгородский (1042 г., память 4 октября), великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха).

Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья воспитывались в атмосфере «книжности». Летописец сообщает, что Ярослав «насеях книжными словесы» сердца близких ему людей. Великая княгиня научила детей родному языку, и они прекрасно понимали скандинавские саги, которые распевали при дворе князя варяжские воины. Дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна — французской, Мария — венгерской, Елизавета — норвежской. Известно, что великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя своей покровительницы — святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им.

В 1045 году она направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10 (23) февраля 1051 года и была погребена в Софийском соборе. Вскоре рядом с ней упокоилось и тело ее сына — Новгородского князя Владимира.

Почитание святой Анны и сына ее святого Владимира было установлено после знамения, бывшего Новгородскому архиепископу святителю Евфимию (( 1458 г., память 11 (24) марта) в 1439 году. В связи с этим знамением была установлена соборная память Новгородских святителей, погребенных в соборе Святой Софии.

Святая равноапостольная Ольга и преподобная Анна Новгородская, стоящие в основании русской женской святости, раскрывают два пути служения: духовного и земного материнства. Оба эти пути находятся под благоприятным покровом Пресвятой Богородицы.

Первая жена — Ева (жизнь) — названа в Библии «матерью всех живущих» (Быт. 3.20.), но она названа так ужо после грехопадения. Святые Отцы говорят, что столь славное название — пророчество о второй Еве — Пресвятой Деве, которая рождает Саму Жизнь — Творца и Спасителя мира — и делается «Матерью всех живущих». В тайне Ее Материнства заключена полнота Божественной любви, в Ее лице женщина была возвеличена пред всем миром — видимым и невидимым.

Христианство высоко ценит женщину как мать. Материнство преображает человеческую любовь, приобщает человека к тайне рождения жизни, созданной для вечности, для радости и красот. Женщина — мать является хранительницей семьи и семейного очага. От ее мягкости, заботливости, терпения, способности жертвенно служить зависит внутренний мир и устойчивость семьи. На женщине лежит высочайшая задача — воспитание новых граждан Царства Небесного. Такой матерью была великая княгиня Ирина.

Знаменательно духовное преемство святых Ольги и Анны: святая равноапостольная Ольга строит храм Святой Софии в Киеве — главный храм Киевской Руси; святая Анна Новгородская участвует в закладке и строительство Храма Святой Софии в Новгороде. Преподобная Анна стала хранительницей храма Святой Софии в Новгороде,[1] здесь находились открытыми для поклонения ее святые мощи. Так святая Ольга и преподобная Анна утверждают духовную вертикаль Древней Руси, соединяя два ее главных духовных центра: Киев и Новгород.

Преподобная Анна Новгородская положила начало соединению двух путей святости — святых благоверных княгинь (цариц) и преподобных, т.е. деятельного служения миру и молитвенного созерцания, монашеского подвига.

Древнерусский семейный быт был основан на строгом благочестии, исполнении ежедневного молитвенного правила, чтении Священного Писания, Псалтири, Житий святых, хождении в храм. Семья — это прежде всего домашняя церковь. Духовным идеалом верующих русских людей был образ монаха-подвижника. И многие русские люди желали монашества, как увенчания жизненного пути.

Благоверные княгини Руси, овдовев, не выходили замуж во второй раз, хотя Церковь не запрещала второй брак. Монашеский постриг — обручение Небесному Жениху — стал путем, который наиболее соответствовал идеалу жизни вдовы. Поэтому постриг вдов в княжеской и боярской среде стал почти правилом. Церковь украшала монашеским чином завершенный подвиг супружеской жизни. Русскому народу княгини-инокини являли пример достойного завершения единобрачия.

Читайте также:
Житие Анны Кашинской - описание и история жизни, чудеса, мощи и памятник, дни памяти княгини

Особенность пути преподобной Анны раскрывается в ее происхождении. Дочь иного народа трудится над созиданием Святой Руси, встает вместе со святой Ольгой в основании лествицы русской женской святости. Преподобная Анна усвояет чужих как своих, не делая различия, созидая единство рода человеческого. «Святой царицей Ириной» называли ее в Северных странах — среди святых жен этих народов она возсияла первой и стала небесной покровительницей и молитвенницей за них. Так имя Ирина (мир), полученное Ингигердой в Православии, оказывается глубоким выражением ее Духовного делания.

В образе преподобной Анны Новгородской мы видим истоки многих основных направлений духовного труждения русских женщин. Подаваемая ею благодатная помощь особенно действенна сейчас. В преподобной ярко проявилось творческое начало человеческой личности, и потому она имеет возможность помочь в выборе пути. Вся ее жизнь была служением Божией Матери, одарившей святую благодатными дарами и счастливым материнством. Поэтому так много значит предстательство преподобной Анны перед Пречистой.

Другое имя, данное ей при постриге — Анна (благодать) — указывает на единственную силу, которая помогает человеку достичь святости — благодать Божию.

В 1991 г. городской музей возвратил Церкви мощи преподобной Анны Новгородской имеете с другой величайшей святыней Православия — чудотворной иконой Божией Матери «Знамение».

Во времена грозных опасностей для своего града новгородцы обращались к Божией Матери, взывая о Помощи, защите, прекращении междоусобий — и после общих молитв Матерь Господа ограждала свой возлюбленный град от беды. После долгих десятилетий мы имеем возможность молиться пред Пречистым образом «Необоримой Стены», «сопротивных ополчения низлагающей».

А вместе с ним возвратилась к чадам своим Небесная Покровительница Великого Новгорода — мощи преподобной Анны Новгородской открыто пребывают в Новгородском храме святого апостола Филиппа, даруя благодатную помощь и радость духовную в наши смутные времена.

Анна Новгородская: биография и житие святой, почитание и дни памяти

В 1836 году в Санкт-Петербурге вышел «Словарь святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых сподвижниках благочестия местно чтимых», в предисловие которого было сказано, что «церковь российская весьма осторожно оглашала святыми угодников своих, и только по явном открытии нетления мощей, прославленных чудесами, помещала их в месяцесловы. Россия к утверждению православия своего видела во многих местах явное знамение благодати над мощами тех, кои святостию жизни, примером благочестия или христианским самоотвержением явили себя достойными почитания».

Издание «Словаря о святых», став явлением в русской жизни необычным и неординарным, замечено было многими, хотя к тому времени Четьи-Минеи святого Димитрия Ростовского уже были популярной настольной книгой.

Особость нового словаря заключалась, прежде всего, в том, что здесь сообщалось о русских святых, имена которых не были широко известны.

Автор весьма хвалебной рецензии, опубликованной в «Современнике», писал: «В предлагаемом «Словаре» помещены: жития святых, прославленных в российской церкви; жития некоторых других подвижников благочестия, коих память благоговейно сохраняется там, где они жили или почили; наконец краткие известия о тех богоугодно поживших, которых имена выписаны из синодиков или древних монастырских записок».

Далее рецензент замечает: «Издатель «Словаря о святых» оказал важную

услугу истории. Между тем книга его имеет и общую занимательность: есть люди, не имеющие никакого понятия о житии того святого угодника, чье имя носят от купели до могилы и чью память празднуют ежегодно. Не дозволяя себе никакой укоризны, не можем, по крайней мере, не дивиться крайнему их нелюбопытству». Из контекста ясно, что сам рецензент себя к числу людей «крайне нелюбопытных» не относил и житие своего Святого покровителя знал хорошо.

Тем восторженным, внимательным рецензентом был Александр Сергеевич Пушкин, – и это была одна из самых последних прижизненных его публикаций.

В нашем случае вышеозначенный Словарь интересен не только тем, что тесно связан с именем русского гения, а прежде всего тем, что первой в ряду женских имен здесь названо имя святой Анны Новгородской.

«АННА, благоверная великая княгиня, супруга великого князя Ярослава I, дочь шведского короля Олава, получила от отца в вено город Альдейнабург или Старую Ладогу. – Обстоятельство, что Ярослав построил монастырь святого Георгия и святой Ирины, заставило думать Татищева, что сия великая княгиня, в язычестве Ингигерда, называлась христианским именем Ирины; однако ж на ея древних иконах, которые хранятся в Новгородском архиерейском доме, изображено имя Анны под 5 числом сентября и 4 октября. Согласим одно с другим, говорит Карамзин, положив, что Ярославова супруга именовалась в свете Ириною, и перед кончиною постриглась и была названа в монашестве Анною. – Она преставилась в 1050 г., а не 1051, как значится на надгробной ея надписи; последний год означен не согласно с летописями. Мощи благоверной княгини и поныне открыто почивают в Софийском Новгородском соборе, где и память ея празднуется февраля 10 и еще октября 4, вместе с памятию сына Ярославова, Владимира. Неизвестно, кто назначил первое празднество; второе учредил архиепископ Евфимий, в 1439 г., как сказано в софийской летописи под годом 6947. Анна первая показала пример великим князьям и княгиням постригаться. Сей обычай, заимствованный от греческих государей, начался в России с 11-го, и продолжался постоянно вплоть до 17 века».

Ингигерда была старшей дочерью шведского короля святого Олафа Шетконунга (994-1022 г.), прозванного «всехристианнейшим королем». Мать её – прибалтийская славянка Эстрид. В 1008 г. король, его семья и дружина приняли Святое Крещение. Ингигерда получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное писание, литературу, историю. Она с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают её ум, смелость, большой авторитет среди современников.

В 1017 г. Ингигерда, в крещении Ирина, по воле отца вышла замуж за того, «кто был достоин его дружбы» — великого князя Киевского Ярослава Мудрого. Став великой княгиней, она все силы души и сердца, все благодатные дары свои отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах.

Читайте также:
Онуфрий Великий: житие и биография святого, о чем молятся и в чем помогает

Время княжения Ярослава Мудрого и Ирины — период высшего подъема Киевской Руси, когда укреплялось повсеместно христианство, и строились по всей Русской земле храмы.

Стольный град Киев Ярослав замыслил устроить как «град Божий» — земное отражение Небесного Иерусалима (Откр., 2.10). Центром Киева стал храм Софии Премудрости Божией. Вход в град Премудрости Божией осуществлялся через Золотые Ворота, над которыми был воздвигнут храм Благовещения. Недавние язычники глубоко почитали Пресвятую Деву как Храм Премудрости Божией, поэтому нет ничего удивительного в том, что храмовым праздником в Киевском соборе святой Софии стал день Рождества Пресвятой Богородицы.

Из всех мозаик киевской Святой Софии особенно выделялась монументальной статикой и довольно сдержанной цветовой гаммой изображение Богоматери Оранты, или Взывающей, получившей позднее наименование «Нерушимой стены» и ставшей на Руси одним из любимых образов Богородицы: именно так, Несокрушимой Стеной, предстоит Пресвятая Заступница за весь русский православный народ. Особо следует отметить, что на одной из центральных стен Киевской Софии изображен групповой портрет семьи князя Ярослава Мудрого. Изображение великокняжеской семьи представляет собой вариант, так называемой ктиторской композиции. Ктитор – тот, кто является заказчиком-финансистом, строителем храма. В этой роли и выступает Ярослав Мудрый.

В центре композиции, на троне, изображён Сам Христос Пантократор, а рядом все представители дома Ярослава, обращенные в молельных позах к Нему. Вот князь Ярослав как дар подносит Господу Софийский храм в виде модели. Участвует в сцене дарения и княгиня Ирина. Рядом и все их дети: пять сыновей и пять дочерей. Все они также участвуют в сцене дарения. Все рядом. Все вместе еще, но скоро-скоро придёт час покинуть родительский дом… кому-то из них выпадет покинуть и Землю Русскую…

Преподобная мать Ангелина Сербская

Память 30 июля / 12 августа

В издательстве «Вольный Странник» вышла книга, которая рассказывает о святых подвижницах Сербской Церкви. «Святые сербские жены» — сборник, где представлены наиболее полные жития христианок из сербского рода, ставших примером искренней веры, благочестия, любви, молитвы и заботы о ближних. Именно они воспитывали будущих подвижников, христолюбивых правителей и мучеников за веру. Одной из самых почитаемых в русской церковной традиции сербских святых стала преподобная Ангелина. Именно ее имя носят все без исключения все наши христианки. Один из дней памяти святой — 30 июля / 12 августа.

Преподобную мать Ангелину, как ее ласково именуют сербы, по праву можно назвать одной из самых известных и любимых сербских святых. Для нас она особенно близка, потому что все Ангелины в нашей русской церковной традиции носят имя именно этой святой и почитают ее как свою покровительницу.

Преподобная Ангелина. Современная икона. Автор: Елена Хинич Святая Ангелина была дочерью албанского православного князя Георгия Арианита Комнина, правившего в Эльбасанском крае. Родственником ее был известный христианский правитель Георгий Скандербег. Она принадлежала к роду, из которого вышли выдающиеся вожди и защитники веры. Жители этого края были по большей части православными христианами, их отечество славилось благочестием и воинскими успехами.

Ангелина родилась около 1440 года. В литературе упоминается, что она была единственной дочерью своего отца в браке с Марией Мусаки, но при этом у нее были еще братья и сестры по отцу.

Ангелина росла и воспитывалась при дворе родителя. Ее мать, женщина богобоязненная, воспитала свою дочь в христианском благочестии. Ангелина получила в родительском доме и прекрасное образование. Выделяясь среди сверстников своими умом и талантами, она многих превосходила разумом и премудростью. Родители удивлялись ее способностям. С ранних лет она полюбила книги и поучалась в Божественном законе, который с любовью успешно постигала.

Когда Ангелина повзрослела, во владениях ее отца появился сербский деспот Стефан Бранкович, изгнанник, сын известного правителя деспота Георгия Бранковича[1].

В 1441 году турки взяли Стефана в качестве заложника вместе с его старшим братом и ослепили. По смерти Георгия Сербией два года правил их младший брат Лазарь, а затем деспотом стал сам Стефан. Произошло это незадолго до того, как под натиском турок пала сербская столица Смередево и прекратила существование Сербская деспотовина[2]. Одной из причин поражения была разобщенность сербов, а некие диаволом наученные люди оклеветали Стефана. В результате навета он был изгнан из своего отечества и терпел на чужбине многие беды и скорби. Сначала Стефан отправился к своей сестре графине Цельской Катарине, затем искал пристанища в городе Дубровник в Далмации, а уже оттуда перебрался в Албанию.

Князь Арианит с любовью принял Стефана. Пребывание в гостях затянулось настолько, что Стефан стал для всей семьи как родной, а Ангелина всем сердцем полюбила его и попросила у родителей благословения на брак. Родители благословили молодых, и Ангелина обвенчалась со Стефаном в 1461 году в Скадаре.

Святой Стефан Слепой, Бранкович. Современная фреска. Монастырь Гргетег. Фото: иером. Игнатий (Шестаков)

Стоит отметить, что родственные связи сербских и албанских династий уходят в глубь веков и прослеживаются со времен первых правителей династии Неманичей. Так, одна из дочерей Стефана Первовенчанного была выдана замуж за албанского господаря Димитрия. Существуют и другие примеры, так что между ветвями сербских правителей и албанских вождей немало кровных связей, в первую очередь благодаря православной вере.

В браке у супругов родились сыновья Георгий, Иоанн и дочь Мара, или Мария. Старший сын родился в Албании, но родители вскоре вынуждены были покинуть эти края: турки начали вторгаться в их земли, разоряя и опустошая все на своем пути. Поэтому Стефан и Ангелина перебрались в Италию, где поселились в старом замке в Фурландии на берегу реки Тальяменто. В большом, но уже запущенном замке был храм святителя Николая и несколько вспомогательных зданий. Семья жила здесь очень скромно, принимая помощь из Дубровника и Венеции.

Читайте также:
Житие Димитрия Солунского - описание и история жизни, биография и чудеса святого

Так они прожили, терпя материальный недостаток, но укрепляемые любовью и верой, 16 лет. 9 октября 1476 года Ангелину постигло тяжелое испытание: ее любимый супруг – праведный Стефан – отошел ко Господу.

Незадолго до кончины Стефан писал жителям Дубровника, прося их о помощи. Его письмо пронизано особой любовью к супруге и детям. Понимая, что не оставляет им никакого имущества, и предчувствуя кончину, он молит своих друзей о помощи, напоминая, что у него нет ничего, о чем пишут в завещании: ни золота, ни серебра, ни домашней утвари, которые бы он мог оставить Ангелине и детям для их утешения. Он призывает сербские дома к старой дружбе с этим городом и надеется, что дубровчане не оставят его близких в постигшие их трудные времена. Перед лицом смерти Стефан больше всего сокрушался о том, что не в состоянии отплатить Ангелине за ту безграничную любовь и заботу, которой она его одарила.

Вскоре после кончины Стефана Бог прославил Своего угодника особым образом: над его могилой стал появляться таинственный свет, а тело его оказалось нетленным.

Ангелина продолжала жить любовью к супругу и после его кончины. Куда бы она ни переезжала в последующие годы под давлением обстоятельств, она повсюду возила с собой мощи своего святого супруга Стефана и хранила традиции его рода. Таким особым образом проявлялась ее преданность семье и самопожертвование.

После кончины мужа Ангелина испытывала нужду в самом необходимом, и ей вместе с тремя детьми пришлось познать горечь сиротской жизни на чужбине. Она сначала отправилась с сыновьями в Вену к австрийскому императору Фридриху III Габсбургу. Вскоре ее единственная дочь Мара была выдана замуж за графа Бонифация Палеолога I. Спустя десять лет она скончалась еще совсем молодой.

Храм св.ап. Луки в Купиново

Движимая заботой о детях, Ангелина обратилась за помощью к венгерскому королю Матьяшу Корвину, который позвал ее с сыновьями в область Срем. В 1486 году им выделили во владение земли около Купиново на реке Саве[3]. Ангелина привезла с собой мощи своего супруга Стефана и, поселившись в Купиново, поместила их в церкви святого апостола Луки.

Венгерский король даровал старшему сыну Ангелины Георгию титул деспота и дал во владение некоторые Сремские земли[4]. Георгий вместе с братом Иоанном получил те же права, что и остальные венгерские феодалы. Для венгерского короля первостепенной была задача защиты южных границ его державы от нападений турок, что и поручалось сербам. Для сербского же народа деспоты Бранковичи были продолжателями дела прежних сербских правителей. Они и сами хранили надежду на то, что когда-нибудь смогут восстановить державу своих предков.

Святые Бранковичи: cвт Максим, прп. Англина, св. Иоанн и св. Стефан Слепой. Икона 1753 г. Никола Нешкович

Со временем деспот Георгий отказался от власти в пользу своего младшего брата Иоанна и принял монашеский постриг с именем Максим. Относительно спокойный период в жизни Ангелины был прерван в 1502 году смертью ее младшего сына деспота Иоанна. К этому моменту у нее из близких остался только старший сын. Вместе с монахом Максимом Ангелина была вынуждена отправиться в Валахию к воеводе Иоанну Радулу, куда они повезли с собой мощи святых Стефана и Иоанна.

В Валахии их ждал радушный прием. Максим трудился на благо Церкви и стал влиятельной личностью в духовной жизни страны, так что вскоре был избран митрополитом Влахозапланинским. Он сыграл ключевую роль в примирении воеводы Радула с молдавским воеводой Богданом. Когда дело чуть не дошло до кровопролития, святитель Максим убедил враждующих примириться. Вместе с матерью они сотворили в тех краях немало и других добрых дел.

Свт. Максим Бранкович. Современная фреска. Монастырь Гргетег. Фото: иером.Игнаий (Шестаков)

После смены правителя в Валахии владыка Максим был направлен в качестве посланника в Будапешт к королю Владиславу, и поскольку он уже не пользовался прежней благосклонностью валашских владык, то около 1509 года вернулся в Срем, за ним последовала и его мать Ангелина. К этому времени она тоже приняла монашеский постриг, сохранив прежнее имя. Об этом свидетельствует письмо, посланное в 1509 году в Москву, где она подписалась как смиренная монахиня.

Спустя некоторое время святитель Максим был избран митрополитом Белградским и Сремским. Вместе с матерью он построил монастырь Крушедол в честь Благовещения Пресвятой Богородицы[5]. Сюда владыка Максим перенес из Белграда свою кафедру, обновив, таким образом, Сремскую архиепископию. 18 января 1516 года он отошел ко Господу и был погребен в монастыре Крушедол.

Монахиня Ангелина следовала благочестивым традициям всех сербских правителей и много помогала святогорским монастырям. Еще до переезда в Срем, несмотря на непростое материальное положение, Бранковичи помогали монастырю Хиландар. 20 марта 1486 года датируется особая грамота, выданная ими по этому случаю монастырю. Интересно, что к тому моменту ее сыновья Георгий и Иоанн еще ни разу не видели землю своих предков, но были напитаны духом сербского благочестия. В документе они поминали и святых Неманичей, Симеона и Савву, традициям благочестивых поступков которых они следовали.

Преподобная мать Ангелина. Фреска в Покровском соборе монастыря Новая Грачаница, США. Фото: иером. Игнатий (Шестаков)

В 1496 году, когда Бранковичи правили Сремом, Ангелина вновь вместе с сыновьями благотворила монастырю Хиландар[6]. Согласно одной из хиландарских грамот, они жертвовали 1000 дукатов ежегодно. Годом раньше монастырь святого Павла получил от них грамоту, согласно которой монастырю ежегодно жертвовалось по 500 дукатов. Пожертвования от них получал и святогорский монастырь Эсфигмен. В 1499 году Ангелина и деспот Иоанн выдали по этому случаю документ.

Читайте также:
Фома Аквинский: житие и биография, учения и труды, взгляды

Некоторые исследователи считают, что Бранковичи были самыми крупными сербскими жертвователями после династии Неманичей в монастыри Святой Горы. При этом нельзя забывать, что Ангелина и ее сыновья практически никогда не жили в излишестве и редко жили в благоденствии. История Ангелины и ее семьи – это история постоянного изгнания. Попечение о святогорских обителях говорит об их особой приверженности к сербской традиции и духовному наследию святого Саввы.

Монахиня Ангелина поддерживала связи с Московским княжеством. В 1509 году она писала великому князю Василию III и просила о помощи в строительстве храма во имя святителя Иоанна Златоуста, в котором она хотела положить мощи мужа Стефана и сына Иоанна. В своем послании она называет их святыми. Ангелина писала, что посылает князю Василию «зброю» своего покойного сына. Судя по всему, речь шла о военных доспехах и обмундировании всадника.

Во втором письме к московскому князю «смиренная монахиня Ангелина, бывшая деспоторица» просила его взять под защиту русский Пантелеимонов монастырь на Святой Горе. Московский великий князь ответил Ангелине и послал помощь на строительство храма. Просьбы Ангелины принесли плод, и русские князья взяли под покровительство святогорский монастырь.

Ктиторская деятельность святой Ангелины неотделима от труда всех Бранковичей по созиданию и обновлению православных обителей и церквей, но ее по праву можно назвать одной из самых ревностных в этом деле представительниц рода. На знаменитой Фрушкой горе[7] практически нет ни одной святыни, так или иначе не связанной с именами Ангелины, владыки Максима или деспота Иоанна, и даже когда об этом нет точных письменных свидетельств, народное предание все равно связывает заботу о монастырях и храмах именно с ними. Немало таких святынь и в румынском Банате[8].

Считается, что Ангелина с сыновьями воздвигли и монастырь Фенек[9]. Она же построила небольшую церковь в честь Сретения Господня в селе Крушедол, при которой был основан женский монастырь. Это произошло после 1512 года уже по окончании строительства монастыря Крушедол.

Бранковичи помогали монастырям и в других сербских землях, например монастырю Крупа – одному из древнейших православных духовных центров в Далмации[10].

Прп. Ангелина Сербская. Икона в монастыре Гргетег. Фото: иером.Игнатий (Шестаков) Святая Ангелина, с детства полюбившая книги, особо заботилась о рукописном наследии рода Бранковичей. У нее была своя большая библиотека, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших дней книги, находящиеся сейчас в Музее Сербской Православной Церкви и Патриаршей библиотеке в Белграде. Из-за многочисленных войн, потрясений и переселений до нас дошла лишь малая часть библиотеки. На некоторых книгах сохранились записи о том, что они принадлежали Ангелине. Запись об этом есть, например, в книгах святителя Иоанна Златоуста «Толкование на Евангелие от Матфея», «Толкование на Деяния святых апостолов», «Шестоднев», а также в других книгах. На последних страницах «Лествицы», переписанной в 1434 году иноком Давидом, сохранилась надпись: «Сия книга деспоторицы Ангелины монахини».

Преподобная Ангелина, как и большинство благородных жен ее эпохи, занималась рукоделием, особенно золотым шитьем и украшением покровов и тканей для Церкви. Сохранилось упоминание об одном из ее даров – покрове, положенном на мощи святого Иоанна Милостивого в Братиславе. В городе Задаре был покров для мощей праведного Симеона Богоприимца, расшитый золотом, серебром и бисером, который также приписывается трудам рук святой Ангелины.

Ангелине суждено было пережить мужа и обоих сыновей, которых Господь прославил в лике святых. В воздвигнутом ею неподалеку от Крушедола монастыре Сретения Господня она предалась молитве, делам милосердия и попечению о храмах и обителях. Эту достойную подражания христианку, супругу, монахиню за ее труды и добрые дела прозвали в народе «матерью Ангелиной». Пожив богоугодно и свято, она мирно отошла ко Господу 30 июля 1520 года.

Преподобную похоронили рядом с той же женской обителью, где она подвизалась, а спустя несколько лет ее тело было обретено нетленным, перенесено в монастырь Крушедол и там положено в одну раку с мощами ее младшего сына деспота Иоанна. Позднее перед алтарем монастырского храма была устроена большая рака с мощами святых Бранковичей, в которой покоились останки святого Стефана Слепого, преподобной Ангелины и их сыновей – святителя Максима и благоверного деспота Иоанна.

Монастырь Крушедол

Будучи самым крупным и значимым монастырем в регионе, Крушедол со временем превратился в очаг духовной и культурной жизни местных сербов, а затем и в центр восстановленной Белградо-Сремской митрополии. Мощи святых Бранковичей были одной из величайших святынь и утешением для всех сербов, притекавших к ним в поиске заступничества. Чудотворные мощи почивали в монастыре до 1716 года, когда турки, мстя за свое поражение в битве при Петроварадине, сожгли их вместе с обителью. Сохранились только левая рука святой Ангелины и части мощей других святых Бранковичей.

Службу преподобной Ангелине вскоре после явления ее чудотворных мощей написал один из монахов Крушедола. Достаточно рано было написано и житие святой. Редакция жития, сохранившаяся в рукописной минее XVI века, была переведена на современный сербский язык епископом Митрофаном (Шевичем) (конец XIX – начало XX вв.). Она находится в Римницком и Московском Сербляке[11] и несколько отличается от проложного жития из Белградского Сербляка.

Почитание преподобной Ангелины распространилось довольно быстро, причиной чему послужила ее полная скорбей, любви и преданности жизнь. Три раза ей приходилось переносить мощи своего супруга и дважды – своего сына. В эти тяжелые моменты она была одна на чужбине, не имея рядом никого из близких.

Богослужебное и церковное прославление святой Ангелины неразрывно связано с общим почитанием всей ее семьи – святых Бранковичей. Это отражено в большом количестве их изображений на иконах и фресках. В конце XV – начале XVI веков стали появляться богослужебные тексты и жития этих святых. Общая служба святым Бранковичам, считающимся покровителями сербов в тяжелые времена, была написана в 1590-х годах. В минее за июль из монастыря Крушедол содержится «Служба святой матери Ангелине Бранкович». Этот рукописный текст находится ныне в Музее Сербской Православной Церкви в Белграде. В службе отражены христианские добродетели святой: чистота подвижнической жизни и вероисповедания, безграничное милосердие, терпение и мудрость, супружеская верность и материнская жертвенность. Говорится также об исцелениях и чудесах, происходящих у ее мощей.

Читайте также:
Антонин Капустин - биография и история жизни, пророчества и дневники, письма

В XIX веке наблюдается особое почитание преподобной Ангелины, что отразилось практически во всех сферах культурной и общественной жизни сербского народа. Такое почитание характерно и для наших дней. Где только жил и живет православный сербский народ, многие организации, хоры, сестричества, благотворительные и культурно-просветительские общества носили и носят имя преподобной Ангелины. Так святая Ангелина и сейчас печется о своем народе, не оставляя его своим материнским покровом.

Преподобная изображается на всех иконах святых Бранковичей, как правило, в черной монашеской схиме с крестом в правой руке. Иконы и фрески с изображением святой можно найти во многих сербских монастырях и храмах. А в новых церквях на их росписях и иконостасах лик святой Ангелины присутствует практически неизменно.

Ковчег в частицами мощей святых Бранковичей в монастыре Крушедол. Фото: иером.Игнатий (Шестаков)

Сохранившаяся часть мощей преподобной Ангелины почивает сейчас в монастыре Крушедол, куда можно приехать и поклониться этой великой святой.

12 августа, когда Сербская Православная Церковь празднует память святой, в Крушедоле бывает значительное торжество, на которое стекается верующий православный народ. Память святой Ангелины совершается также 10/23 декабря вместе с другими святыми Бранковичами.

Мать Ангелина

Многим кажется, что Ангелина – имя какое-то совсем не православное. Но одна святая Ангелина в Церкви есть. Она была сербской княгиней, вышла замуж за слепого и часть жизни прожила в изгнании. А ее муж и двое сыновей тоже прославлены в лике святых. Что же это была за семья?

Преподобная Ангелина Сербская. Икона из монастыря Гергетег, Сербия

Судьба Ангелины Бранкович, принадлежавшей к роду правителей Черногории, была тяжелой вдвойне: в личной жизни – она пережила своего мужа и обоих своих сыновей, и в общественной – на ее глазах ее родина оказалась под властью турок.

Ей суждено было жить в самый тяжелый для Сербии период — в начале 15 века. Немного времени прошло со знаменитой и печально известной Косовской битвы (28 июня 1389 года), в которой 25 тысяч сербов и их союзников были разбиты сорокатысячной турецкой армией. После битвы турки на несколько лет приостановили экспансию в Европу, но Сербия сначала частично, потом полностью потеряла свою свободу — на пять столетий.

Мужем Ангелины стал последний сербский деспот (этот титул, перенятый сербами от византийцев, означает «государь») — Стефан Слепой, они обвенчались в 1461 году. Один из епископов, знакомый со Стефаном, описывал его как человека могучего, большого роста, державшегося с достоинством, умного и серьезного, хорошо знавшего Библию. И слеп Стефан был вовсе не от рождения…

Судьба его и его семьи очень непроста. Когда его сестру Мару вынужденно отдали в гарем турецкого султана Мурада Второго, и Стефан поехал в Турцию вслед за ней, он был заподозрен в заговоре и в 1441 году ослеплен вместе со своим старшим братом.

Кстати, это та самая Мара, царица сербская, единственная из женщин, ступившая на землю Святой Горы Афон – греческой «монашеской республики». Она приехала на остров, чтобы передать святыни, захваченные турками в Константинополе. По преданию, царицу на остров не допустила сама Богородица, которую монахи почитают покровительницей Афона. Мара подчинилась, передала дары сопровождавшим ее вельможам и отплыла.

Но вернемся в Сербию. Стефан Слепой правил сербами совсем недолго. Вскоре его оклеветали, и князь вынужден был бежать от гнева соотечественников. Ангелина разделила с мужем его скитания. Скрываясь от расправы, семья бежала сначала в Албанию, а потом около 10 лет супруги жили в Италии. В изгнании родились их дети – сыновья Джурадж и Йован, дочь Мара.

Перед смертью в 1476 году Стефан не написал завещания, но пытался просить поддержки для своей семьи у жителей сицилийского города Рагузы, где они жили тогда: «Вижу, что близок конец мой. Не скорблю о смерти моей, но болею о моей Ангелине и детях моих. Завещание не о чем писать мне, не оставляю родным моим ни серебра, ни золота, ни населенных имений. Поручаю вам пред Богом, пред Пречистою Богородицей и святыми мою Ангелину и детей моих. Что вы для них сделаете, то и Бог для вас сотворит».

Ангелина осталась одна с тремя детьми на чужбине… В 1486 году благодаря поддержке венгерского правителя она смогла поселиться в селе Купиново в Венгрии. Туда она перенесла гроб мужа. Предание гласит, что когда гроб несли к храму, исцелился горбун, согбенный много лет. Мощи деспота Стефана Слепого оказались нетленными…

Необычна судьба сыновей Ангелины.

Старший, Джурадж, еще молодым ушел в монастырь. Сначала он правил венгерскими сербами, и даже успел жениться — на итальянке Изабелле, родственнице венгерской королевы Беатрисы. Но брак долго не продлился: распался из-за различий в вере.

В 1497 году Джурадж принял постриг с именем Максим. Политическая власть перешла к младшему его брату Йовану. Но и тот правил всего несколько лет и скончался в 1502 году. Впоследствии он был причислен к лику святых. Наследников Йован не оставил: у него и его супруги Елены Якшич, некровной родственницы русского князя Василия III, рождались одни дочери.

После смерти Йована Ангелина с сыном Максимом переехала в Валахию (ныне – область на юге Румынии), взяв с собой мощи Стефана и Йована. Максиму было суждено короткое время управлять Церковью Валахии. Когда было необходимо, он выполнял и дипломатические функции; ему удалось примирить князей Валахии и Молдавии; он основал первую в Валахии типографию.

Читайте также:
Житие преподобного Амвросия Оптинского – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Позже Максим станет митрополитом Белградско-Сремским и построит знаменитый монастырь Крушедол, где по смерти в 1516 году и будет захоронен.

Монашеский постриг приняла и Ангелина, раздав при этом все свое имущество нищим.Ее еще при жизни называли «мать Ангелина» — за кроткий и терпеливый нрав, строительство храмов и благотворительность.В этом же году она отправила своего духовника Евгения к московскому князю Василию III, прося позаботиться об обителях и церквах покоренной Сербии. Московский князь не отказывал в помощи.

В конце жизни Ангелина стала настоятельницей женского монастыря рядом с Крушедолом и мирно скончалась в 1520 году. Мощи свв. Йована и Стефана, святых Ангелины и Максима были положены вместе в Крушедольской обители. Однако можно сказать, что злоключения семьи на этом не закончились: в1716 году турки сожгли монастырь вместе с мощами святой Ангелины и членов ее семьи.

Сохранилась только левая рука преподобной — она хранится в восстановленной обители. Крушедол находится в современной Сербии, в области Фрушка-гора, называемой еще сербским Афоном за обилие старинных монастырей.

Мощи преподобной Ангелины Сербской. Монастырь Крушедол, Сербия

Сегодня любой паломник может побывать там, увидеть сохранившееся старинные фрески, помолиться и вспомнить мать Ангелину – человека исключительно тяжелой судьбы, но удивительной стойкости.

Тропарь преп. Ангелине Сербской, глас 8

В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу, приимши бо крест, последовала еси Христу и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Ангелино, дух твой.

Кондак, глас 8

Подобен: Взбранной Воеводе:
Вышняго живота желающи сподобитися, нижнюю пищу тщательно оставила еси, и богатство твое расточила еси нищим, и Небесное богатство прияла еси, и по смерти нас освящаеши, и чудеса твоя, всехвальная Ангелино, источаеши. Темже твое успение святое почитаем, взывающе: радуйся, мати прехвальная.

Святая Ангелина Сербская

В православном месяцеслове встречаются повторяющиеся имена (Сергий Радонежский, Сергей Мечев), но только одно встречается единожды — это имя Ангелина, которое вошло туда в честь святой Сербской Православной Церкви.

Святая крайне почитается в Сербии, и каждая девочка, рожденная и крещеная в православной церкви этим именем, считает мать Ангелину своей покровительницей. К сожалению, много чего в уникальной судьбе женщины, рожденной в царском роде и принявшей постриг, до сих пор неизвестно, это не мешает почитать ее за благие дела для Русского Афона.

Жизнеописание

Дни жизни будущей настоятельницы пришлись на самый трудный период в истории ее родины — 15 век обернулся для Сербии многочисленными потерями и страданиями от турецких набегов. Незадолго до рождения Ангелины произошла битва у Косово, в которой погибли 25 000 сербов, и страна потеряла свою независимость на 5 веков.

Биография святой Ангелины до сих пор неясна, многие факты о ней либо утеряны, либо искажены. Достоверно известно лишь то, что она происходила из рода Черноевичей и была дочерью Андрея Храброго (Арванита), а ее родным дядей был Иван-бей, который в 1465 году стал законным правителем Черногории.

Дата рождения женщины также доподлинно неизвестна — по предположениям это был 1440 год. Ничего не известно о ее матери или родне с той стороны, но по видимому, ее либо рано не стало, либо была незнатной, поскольку после смерти Андрея Храброго его дочь была передана на воспитание дяди.

О других православных святых:

В своей семье девочка получила необходимое на то время образование и, судя по ее дальнейшей жизни, оно было благочестивым. Будучи уже девицей на выданье, Ангелину сосватали за Стефана Слепого из рода Бранковичей. Его семья долгие годы правила Сербской деспотией.

Когда состоялась их свадьба, Стефана уже сместили с трона, и он остался без двора и власти. До этого также он попал в турецкий плен, где был ослеплен и стал незрячим. После того, как его племянник занял престол, Стефан был изгнан и вынужден скитаться по чужим странам. Поэтому он и попал в гости к правителю Черногории Иван-бею.

Состоялась свадьба, причины которой до сих пор точно неизвестны, по одной версии это был политический брак, по другой — девушка влюбилась в Стефана и страстно просила разрешения у дяди стать его женой. Как бы то ни было, в 1461 году в Скадаре состоялось венчании Стефана и его избранницы.

Замужество

Несмотря на увечье, Стефан был высоким и красивым молодым человеком, который был воспитан в православной вере и отлично знал Святое Писание. Несмотря на версию о политическом браке, описания семьи Стефана и его супруги заставляет задуматься о настоящей любви, которая была между ними — смиренность жены и покорность отлично сочеталась с заботой ее супруга и властным характером.

От этого союза родилось четверо детей — сыновья Иоанн и Георгий, и дочери Мара и Милица. По неподтвержденным данным у пары была еще одна дочь Ирина, которая умерла в младенчестве.

Поскольку Стефан был изгнан из Сербии, семья скиталась. Когда турки стали чаще совершать набеги на Черногорию, они были вынуждены переехать в соседнюю Италию — область называлась тогда Фурлания, а сегодня это регион Фриули-Венеция-Джулия. Стефан там, вместе со своей сестрой Катариной, купили замок Белград, где и обосновались.

Однако счастье замужества было недолгим — после 10 лет брака Стефан в 1476 год умирает. По сохранившимся данным, у могучего воина случился сердечный приступ, когда он ехал на лошади. Его вдова осталась жить на чужбине, среди незнакомцев с 4 детьми. Свою силу и крепость она черпала в Господе, в котором была уверена всегда и не имела разочарований.

Читайте также:
Матушка Алипия - житие и биография святой, могила, предсказания и пророчества, память и почитание

Интересно! Стефана причислили к сонму святых, по преданию его мощи исцеляли больных и поэтому долго хранились в храме святого Луки.

Вдовство

Ангелина вкусила всю горечь утраты супруга, она была сама, с маленькими детьми на руках далеко от родины и без друзей. Несмотря на некоторые сбережения семьи, она все еще нуждалась и поэтому обратилась с просьбой к венгерскому Матии Корвину. Он пошел навстречу семье, пожалел одинокую мать и дал ей в управление город на реке Саве.

В Срем безутешная вдова поехала вместе с останками своего супруга, она проехала Буду, Вену и прибыли в свой новый дом. Мощи супруга верная жена похоронила в церкви святого Луки в Купиново — небольшом селе, где поселилась семья в 1486 году.

Матий Корвин крайне благожелательно относился к Ангелине и ее семье, поэтому он подарил ее старшему сыну Георгию титул деспота вместе с возможностью управлять Сремскими землями — эта территория сегодня располагается между реками Сава и Дунай и частично принадлежит Сербии и Хорватии. Вдова Стефана же стала задумываться о постриге в монахине — некоторые источники утверждают, что она приняла постриг сразу после переезда в Купиново, некоторые — в 1509 году.

Венгерский король даровал старшему сыну Стефана Слепого Георгию титул деспота и некоторые земли в управлении. Вскоре тот даже женился — его избранница стала родственница королевы Венгрии Беатрисы, Изабелла итальянского происхождения.

Правда брак не длился долго — супруги категорически не хотели перенимать веру друг друга, поэтому развод произошел на почве религиозных разногласий. Георгий решает передать право власти своему младшему брату, а сам находит покой в мире монахов — он принимает постриг в 1495 году и становится иноком Максимом.

Младший сын Стефана Иоанн получает титул деспота в 1495 году и правит около 7 лет Сремскими землями. Он также был женат, его избранница Елена Якшич была далекой родственницей русского царя Василия III. Однако брак не принес Иоанну наследников, у них с супругой рождались только дочери.

Сам Иоанн скончался в 1502 году от болезни. Так Ангелина становится не только вдовой, но и матерью, которая похоронила сына. Она под тяжестью житейских невзгод принимает постриг в монахини тут же в Купиново и пишет письмо своему далекому родственнику русскому царю Василию III с просьбой позаботится о православных верующих Сербии, а также помочь ей со строительством специальной церкви для мощей ее близких.

Письмо она отправляет со своим духовником Евгением, а сама с сыном Максимом переезжает в Валахию, забрав с собой мощи Стефана и Иоанна.

Монашество

Святая Ангелина с сыном переселяются под управление влашского воеводы Радулу, где Максим рукополагается в сан митрополита Влахозапланинского. На этом посту он совершил немало благих дел, одно из самых великих — это примирение воеводу Радула с молдавским воеводой Богданом, которое принесло мир на эти земли.

Спустя некоторое время, безутешная вдова и ее сын возвращаются в Срем, где Максим становится митрополитом Белградским и Сремским. Поспевает помощь от русского царя, и монахиня начинает строительство монастыря Крушедол Благовещенья Пресвятой Богородицы. Благодаря Василию III вдова также строит келии для монашек и благоустраивает обитель для женщин-послушниц.

Митрополит Максим переносит из Белграда в Крушедол свою кафедру епископа и этим восстанавливает Сремскую архиепископию. Однако уже зимой 1516 года он мирно отходит к Господу, оставляя свою мать безутешной. Митрополит Максим совершил много добрых дел, за что и был занесен в сонм Сербских святых.

После смерти своего второго сына, Ангелина проводит все свое время в молитвах и посте в построенной ею обители. Она стала настоятельницей Крушедола и всецело посвятила себя его делам и заботам, она запомнилась монахиням как добрая и кроткая мать-настоятельница, для которой чужие нужды превыше всего. Она пережила своего старшего сына на 4 года и в июле 1520 года почила в мире с Господом.

Почитание

На сегодняшний день мать Ангелина является одной из самых почитаемых святых в Сербской Православной Церкви. День ее памяти — 1 и 30 июля, а также 10 декабря. В эти дни служиться памятная литургия и читается акафист ко святой.

Она запомнилась людям своей кротостью и миром, несмотря на многочисленные потери и потрясения в жизни (изгнание, скитания на чужбине, смерть мужа, смерть обоих сыновей) настоятельница всегда оставалась верной и преданной Господу и своей православной вере. Святая является истинным примером смиренного и одухотворенного человека.

Ее останки, как и останки ее членов семьи, хранились долгое время в Крушедольском монастыре, но в 1716 году во время турецкого набега обитель была сожжена дотла. До этого частица ее мощей была также сохранена в монастыре у села Холово, но она была вывезена русскими насельницами, которые мигрировали во Францию.

Сегодня сохранилась только кисть руки святой, а в день ее памяти также отмечается и память монастыря Крушедольского, который был полностью уничтожен.

На иконе, с изображением святой Ангелины, стоит женщина, которая одета в монашеское одеяние и держит в руках книгу и четки (в иных авторствах крест). Лик женщины можно увидеть и на иконе с изображением святой семьи Бранковичей и иконой всех 12 наиболее почитаемых святых Сербии.

В Косово, в соборном храме архангела Михаила есть также лик святой, как и на Афоне, в Печской патриархии и других храмах. А до 1930 года в селе Купиново стояла церковь имени святой Ангелины.

В России можно найти образ святой в храме Петра и Павла, и церкви Георгия Победоносца в Москве. На этой иконе женщина изображается с крестом в одной руке и храмом в другой, как свидетельство ее труду в строительстве монастыря и храма.

Читайте также:
Предсказания Лаврентия Черниговского: пророчества преподобного о последних временах и России

Читая акафист к преподобной матери настоятельнице и молитвы к ней, люди не только почитают ее память, но и просят кротости и мудрости для себя. Также, к ней обращаются с просьбами о крепком здоровье, о защите любовного союза и о силах для преодоления тяжелых жизненных испытаний.

Блаженная Ангелина Сербская (Бранкович), королева

Краткое житие блаженной Ангелины Сербской (Бранкович)

Дочь кня­зя Ге­ор­гия Ал­бан­ско­го и су­пру­га Сте­фа­на, ко­ро­ля Сер­бии, свя­тая Ан­ге­ли­на пре­тер­пе­ла из­гна­ние вме­сте со сво­им му­жем и раз­де­ли­ла все труд­но­сти жиз­ни в Ал­ба­нии и Ита­лии. Двух сы­но­вей сво­их, свя­тых Мак­си­ма и Иоан­на, вос­пи­та­ла в ду­хе ис­тин­но хри­сти­ан­ском. По смер­ти су­пру­га, при­няв мо­на­ше­ский по­стриг, свя­тая Ан­ге­ли­на по­свя­ти­ла се­бя мо­лит­ве, бла­го­тво­ри­тель­но­сти и хра­мо­стро­и­тель­ству. Вер­ная же­на, доб­рая мать и со­вер­шен­ная хри­сти­ан­ка, она во­ис­ти­ну за­слу­жи­ла имя «ма­те­ри Ан­ге­ли­ны», ко­то­рым ее на­гра­дил на­род. Ее чу­до­твор­ные мо­щи со­хра­ня­ют­ся вме­сте с мо­ща­ми ее пра­вед­но­го су­пру­га – свя­то­го Сте­фа­на и их бла­го­че­сти­вых де­тей Мак­си­ма и Иоан­на в мо­на­сты­ре Кру­ше­дол. Свя­тая Ан­ге­ли­на об­ре­ла по­кой и веч­ную жизнь в на­ча­ле шест­на­дца­то­го сто­ле­тия.

Полное житие блаженной Ангелины Сербской (Бранкович)

По неко­то­рым све­де­ни­ям, Ан­ге­ли­на при­над­ле­жа­ла к ро­ду Чер­но­е­ви­чей – бы­ла до­че­рью Ан­дрея по про­зва­нию Ар­ва­нит Храб­рый и пле­мян­ни­цей во­е­во­ды Ива­на-бея, пра­ви­те­ля Чер­но­го­рии в 1465–1496 го­дах. Ко­гда ее бра­та уже, по-ви­ди­мо­му, уже не бы­ло в жи­вых, Иван вы­дал ее за­муж за серб­ско­го дес­по­та Сте­фа­на Сле­по­го Бран­ко­ви­ча[1]. Как боль­шин­ство бра­ков пра­вя­щих особ, ве­ро­ят­но и этот был за­клю­чен по по­ли­ти­че­ским при­чи­нам, что де­ла­ет еще бо­лее при­ме­ча­тель­ной свя­тость, про­си­яв­шую во всей се­мье.

Жизнь серб­ско­го дес­по­та Сте­фа­на Бран­ко­ви­ча и его се­мьи бы­ла пол­на пре­врат­но­стей и бед. Сте­фан и Ан­ге­ли­на жи­ли в люб­ви и со­гла­сии и име­ли дво­их сы­но­вей, Ге­ор­гия и Иоан­на, и двух до­че­рей, Ма­ру и Ми­ли­цу. Око­ло де­ся­ти лет, скры­ва­ясь от ту­рец­кой рас­пра­вы, се­мья про­ве­ла в ита­льян­ской об­ла­сти Фур­ла­нии. Здесь свя­той Сте­фан вме­сте со сво­ей сест­рой Ка­та­ри­ной ку­пил за­мок Бел­град, где и пре­ста­вил­ся.

Ов­до­вев в 1476 го­ду, Ан­ге­ли­на жи­ла и вос­пи­ты­ва­ла сво­их де­тей в труд­ных усло­ви­ях. Вен­гер­ский ко­роль Мат­вей Кор­вин вы­де­лил им для управ­ле­ния зем­ли в Сре­ме, при­над­ле­жав­шие неко­гда де­ду Сте­фа­на Ву­ку Бран­ко­ви­чу, и в 1486 го­ду они по­се­ли­лись в се­ле Ку­пи­но­во, ку­да пе­ре­нес­ли и мо­щи дес­по­та Сте­фа­на. Здесь бы­ла ос­но­ва­на цер­ковь свя­то­го апо­сто­ла Лу­ки, где пер­во­на­чаль­но и хра­ни­лись эти мо­щи, яв­ляв­шие мно­го­чис­лен­ные чу­де­са. Пра­ви­те­лем Сре­ма стал вна­ча­ле стар­ший сын Ан­ге­ли­ны Ге­ор­гий, со­шед­ший с тро­на в 1497 го­ду, при­няв­ший по­стриг с име­нем Мак­си­ма и до­стиг­ший свя­то­сти в сане свя­ти­те­ля († 1516), а за­тем ее млад­ший сын – свя­той дес­пот Иоанн († 1502).

Свя­тая Ан­ге­ли­на по­стриг­лась в мо­на­хи­ни око­ло 1509 го­да, а мо­жет быть, и ра­нее, по при­бы­тии в Срем. В 1512–1516 го­дах, по­сле воз­вра­ще­ния из Ва­ла­хии, она ос­но­ва­ла жен­ский мо­на­стырь око­ло вы­стро­ен­ной ею церк­ви Сре­те­ния.

Еще в 1509 го­ду она от­пра­ви­ла сво­е­го ду­хов­ни­ка Ев­ге­ния к рус­ско­му ве­ли­ко­му кня­зю Ва­си­лию III с тро­га­тель­ной прось­бой о по­мо­щи: “На­ша дер­жа­ва ныне упа­да­ет, а твоя дер­жа­ва воз­вы­ша­ет­ся. Возь­ми же на се­бя на­шу за­бо­ту и по­пе­че­ние о свя­тых хра­мах и оби­те­лях, ко­то­рые твои и мои бла­го­че­сти­вые пред­ки со­зда­ли”. В сво­ем про­ше­нии она го­во­ри­ла о же­ла­нии вы­стро­ить цер­ковь, где на­ме­ре­ва­лась упо­ко­ить мо­щи сво­е­го су­пру­га Сте­фа­на и сы­на Иоан­на. Ме­сто для церк­ви к то­му вре­ме­ни бы­ло уже куп­ле­но за 100 ду­ка­тов. Рус­ский князь ото­звал­ся на ее прось­бу, кро­ме церк­ви, бы­ли по­стро­е­ны так­же келлии для мо­на­хинь, и по­явил­ся Кру­ше­доль­ский мо­на­стырь, в ко­то­ром св. Ан­ге­ли­на ста­ла на­сто­я­тель­ни­цей и где про­ве­ла свои по­след­ние дни в мо­лит­вах над мо­ща­ми су­пру­га и сы­но­вей.

Скон­ча­лась в 1520 го­ду.

В служ­бе пре­по­доб­ной Ан­ге­лине го­во­рит­ся о ее по­ис­ти­не муж­ской стой­ко­сти, без­гра­нич­ном ми­ло­сер­дии, тер­пе­нии и муд­ро­сти, су­пру­же­ской пре­дан­но­сти и ма­те­рин­ской жерт­вен­но­сти. Го­да­ми при­хо­ди­лось ей жить на чуж­бине, без близ­ких, на ее до­лю вы­па­ла тяж­кая участь пе­ре­жить не толь­ко му­жа, но и всех де­тей и несколь­ко раз бе­реж­но пе­ре­но­сить их свя­тые остан­ки.

Мо­щи и по­чи­та­ние

Мать Ан­ге­ли­на со вре­ме­нем ста­ла од­ной из наи­бо­лее по­чи­та­е­мых серб­ских свя­тых. Ее мо­щи, вме­сте с остан­ка­ми ее свя­то­го се­мей­ства, по­хо­ро­не­ны в Кру­ше­доль­ском мо­на­сты­ре и со­хра­ня­лись там вплоть до 1716 го­да, ко­гда мо­на­стырь был спа­лен тур­ка­ми при от­ступ­ле­нии от Ва­ра­ди­на. Сре­ди уцелев­ших до­ныне мо­щей со­хра­ни­лась кисть ру­ки ма­те­ри Ан­ге­ли­ны. Сла­ва мо­на­сты­ря Кру­ше­дол празд­ну­ет­ся в день па­мя­ти пре­по­доб­ной ма­те­ри Ан­ге­ли­ны.

Ча­сти­ца ее мо­щей так­же со­хра­ня­лась в мо­на­сты­ре се­ла Хо­по­во, где по­сле в пе­рой по­ло­вине XX ве­ка на­шли при­ют на­сель­ни­цы рус­ско­го Лес­нин­ско­го Свя­то-Бо­го­ро­диц­ко­го мо­на­сты­ря. По вы­ез­де из Юго­сла­вии во Фран­цию мо­на­хи­ни увез­ли эту ча­сти­цу с со­бой.

На иконе прп. Ан­ге­ли­на изо­бра­жа­ет­ся в мо­на­ше­ской ри­зе, дер­жа­щей в од­ной ру­ке кни­гу, а в дру­гой – чет­ки или крест. Ее лик пред­став­лен на всех ико­нах свя­той се­мьи Бран­ко­ви­чей, а так­же в чис­ле две­на­дца­ти наи­бо­лее по­чи­та­е­мых серб­ских на­цио­наль­ных свя­тых. Его мож­но уви­деть в со­бор­ной церк­ви ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла в Бел­гра­де, в Печ­ской пат­ри­ар­хии в Ко­со­ве, в серб­ском мо­на­сты­ре Хи­лан­дар на Афоне и в дру­гих хра­мах.

В Во­е­во­дине, в се­ле Ку­пи­но­во, ря­дом с цер­ко­вью свя­то­го Лу­ки вплоть до 1930 го­да сто­я­ла цер­ковь, по­свя­щен­ная пре­по­доб­ной Ан­ге­лине.

При­ме­ча­ния

[1] Све­де­ния о про­ис­хож­де­нии свя­той Ан­ге­ли­ны со­дер­жат­ся в ис­то­рии Чер­но­го­рии, на­пи­сан­ной чер­но­гор­ски­ми вла­ды­ка­ми из ди­на­стии Пет­ро­ви­чей-Него­шей, Ва­си­ли­ем и свя­ти­те­лем Пет­ром I.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: