Антоний Смирницкий – житие и творения, дни памяти и почитание, наставления

Житие святителя Антония Смирницкого

Воронежская епархия была образована в 1682 году для того, чтобы распространять христианство в южной части Российского государства. Кафедру Воронежских епископов занимали много замечательных личностей, некоторые из них прославлены в лике святых. Особенным почитанием пользуются святители Митрофан Воронежский и Тихон Задонский. Прославлен также и архипастырь Воронежский Антоний (Смирницкий).

Православное воспитание

Святитель Антоний Смирницкий родился 29 октября 1773 года в небольшом селе Повстино, располагавшемся в Полтавской губернии. Его отец был священником в этом селе, пользовался большим уважением местного населения за свою сердечность и доброту.

При крещении будущий святитель получил имя Авраамий. Он был старшим в многодетном семействе и получил традиционное православное воспитание, начиная свое обучение по Часослову и Псалтыри и впитывая с молоком матери благочестивые традиции собственной семьи.

Икона святителя Антония Смирницкого

Самым лучшим примером для Авраамия был его собственный отец, которого он очень любил и благоговел перед ним. С детства отличаясь кротостью, незлобием, Авраамий полюбил молитву и богослужение, в котором, в качестве алтарника, принимал участие с раннего возраста.

Интересный факт! Свою фамилию Авраамий получил, по обычаю того времени, поступив в духовное училище, где преподаватели давали фамилии ученикам, исходя из их нравственных и умственных качеств или географического происхождения.

Житие

Взрослая жизнь отрока началась очень рано — с момента, когда он поступил в 1783 году в Киевское духовное училище. Теперь он мог видеть родителей только на Рождественских каникулах, на Светлую Седмицу и летом, а вся его жизнь подчинялась строгим правилам училища. Чтобы хорошо учиться, надо было постоянно заучивать учебный материал и проявлять большое усердие к наукам. Учеба давалась Авраамию легко и после окончания училища его судьба выстраивалась только в служении Церкви.

  1. Окончив Киевскую духовную академию в 1796 году, он поступил в Киево-Печерскую Лавру, хотя у его родителей были планы женить его, чтобы потом Авраамий пошел по пути священника. Но тогдашний митрополит Киевский Самуил (Миславский) не благословил его на это, сказав, что у него совершенно иной путь.
  2. В 1797 году Авраамий пострижен в монашество с именем Антоний в честь прп. Антония Печерского, в этом же году он посвящен в сан иеродиакона, а спустя два года, в 1799 году — иеромонаха.
  3. Отец Антоний заведовал лаврской библиотекой, а также читал проповеди собственного сочинения.
  4. В дальнейшем Смирницкий заведовал типографией, был начальником Ближних пещер. Наконец, в 1815 году назначен наместником Лавры с возведением в сан архимандрита в 1817 году.

Святитель Антоний Воронежский и Задонский

Проходя должность наместника Лавры, отец Антоний принимал в ней в 1816 году императора Александра I и будущего императора Николая I. В последующее время Смирницкий будет пользоваться неизменным расположением к себе членов царской семьи и со многими её представителями будет находиться в переписке. 31 января 1826 года он был посвящен во епископы Воронежского и Черкасского (с 1829 года Задонского).

Труды святителя Антония на Воронежской кафедре

Для Воронежской епархии правление епископа Антония (Смирницкого) стало целой эпохой и по продолжительности (20 лет на этой кафедре пребывал святитель) и по совершенным делам. Одно из главных — это прославление святителя Митрофана Воронежского. Учитывая, что в Синодальную эпоху крайне неохотно Церковь прославляла святых, этот случай входит в число незаурядных.

Прославлению соответствовал целых ряд этапов подготовки, которыми руководил свт. Антоний (Смирницкий):

  • в 1830 году владыка обращается в Святейший Синод с мнением о необходимости прославления святителя, предоставив и необходимое количество чудес,
  • после повторного обращения в Синод в 1831 году и освидетельствовании св. мощей они были признаны нетленными, а все чудеса действительно произошедшими,
  • 6-7 августа 1832 года свершились торжества по прославлению святителя Митрофана Воронежского в лике святых, на них присутствовало 60000 человек, а через 40 дней в Воронеж прибыл император Николай I, чтобы поклониться св. мощам святителя.

Рака с мощами святителя Митрофана Воронежского

В последующее время составлены житие, служба, акафист святителю Митрофану Воронежскому. В 1833 году мощи перенесены в Благовещенский кафедральный собор, где для них старанием воронежских купцов была устроена сребропозлащенная рака. За труды, понесенные при канонизации святителя Митрофана Воронежского, епископ Антоний (Смирницкий) был возведен в сан архиепископа в том же 1832 году.

Огромен вклад архиепископа Воронежского Антония (Смирницкого) и в прославление другого светильника Воронежской земли — Тихона Задонского.

  1. В 1846 году, когда сносили старый храм в Задонском монастыре, в котором был погребен святитель Тихон, и были обнаружены совершенно нетленные его мощи.
  2. Об этом архиепископ Антоний незамедлительно сообщил в Святейший Синод, хотя и оставалось ему совсем немного жить, но святитель старался довести дело до конца и писал даже императору Николаю I.

Архиепископу Антонию не суждено было увидеть результат своих усилий по прославлению святителя Тихона Задонского, он умер 20 декабря 1846 года. Спустя 15 лет святитель Тихон был торжественно прославлен и в этом во многом была заслуга и архиепископа Антония (Смирницкого). Но не только заботой о прославлении своих великих предшественников на Воронежской кафедре было попечение владыки Антония. Он сделал немало и иных дел за двадцать лет своего архиерейства.

  1. При его участии было в 1829 году осуществлено полное издание на русском языке творений преподобного Ефрема сирина. Он также стал инициатором издания большими тиражами простых иконок, поучений и акафистов.
  2. Владыка пристальное внимание уделил обновлению архиерейского дома, который являлся центром духовной жизни епархии, было перестроено здание духовной консистории, значительно отремонтирована колокольня кафедрального собора.
  3. Все городские храмы Воронежа были обновлены и отремонтированы. И это была заслуга святителя, так как он непрестанно обращался к прихожанам и богатым жителям города, чтобы они жертвовали средства на свои приходские храмы.
  4. В епархии в годы его архипасторства было построено 63 храма в епархии, в 20 из них приделы или главные престолы освящены в честь свт. Митрофана Воронежского.
  5. При нем восстановлен Дивногорский Успенский мужской монастырь, при Благовещенском кафедральном соборе открыт монастырь в честь свт. Митрофана.

Фото Воронежского Митрофанова мужского монастыря, начало ХХ века

Владыка не очень любил методы преподавания в семинарии, но уделял большое внимание развитию этого учебного заведения в Воронеже. В период его правления в семинарии были отменены телесные наказания, количество учеников возросло почти вдвое. Архиепископ Антоний лично посещал экзамены, часто приглашая на них губернатора или представителей высшей губернской администрации.

Читайте также:
Иннокентий Московский: житие святителя, день памяти и мощи, почитание

Святитель отличался и своими благотворительными акциями. Ежегодно им жертвовались немалые суммы на столовую для бедняков, для голодающих. В 1834 году по его инициативе был устроен комитет по строительству жилья для погорельцев. деятельность этого учреждения помогла 100 семьям обрести свое новое жилье.

Интересный факт! В 1830-31 годах многие центральные области России охватила эпидемия холеры. Владыка Антоний организовал в городе и епархии специальные молебны и крестные ходы против холеры, и она не достигла пределов города.

Почитание и дни памяти

Святитель умер 20 декабря 1846 года как настоящий православный христианин: соборовавшись, причастившись, прочитав отходную о самом себе и раздав перед смертью обильную милостыню нищим и убогим людям. Этот день и стал днем памяти святого 20 декабря по старому стилю и 2 января по новому, совпадая с днем памяти св. праведного Иоанна Кронштадтского.

Процесс прославления святителя начался еще в 1914 году. Были обнаружены его нетленные мощи, но начавшаяся война и революция помешали довести дело до конца. Святитель был похоронен в Благовещенском соборе г. Воронеж, который во время Великой Отечественной войны был практически разрушен.

Могила святителя не сохранилась, по некоторым данным останки его были перенесены на Коминтерновское кладбище г. Воронеж, но где именно они находятся неизвестно. В 2003 году святитель Антоний (Смирницкий) был прославлен как местночтимый святой Воронежской и Борисоглебской епархии.

sobor_voronezh

О Соборе Воронежских святых

Еще во время обучения в Академии будущий Воронежский святитель прежде учебных занятий ежедневно молился за ранней литургией в Киево-Печерской Лавре, избегал студенческих увеселений.
21 февраля 1797 года был пострижен в монашество митрополитом Киевским и Галицким Иерофеем (Малицким) с наречением имени в честь преподобного Антония Печерского, 12 апреля 1797 года рукоположен во иеродиакона тем же архиереем. Иеродиакон Антоний был заведующим лаврской библиотекой, в качестве особого послушания читал собственные проповеди, впоследствии был известен далеко за пределами лавры как блестящий проповедник.
20 ноября 1799 года будущий Воронежский святитель был рукоположен митрополитом Киевским и Галицким Гавриилом (Бодони-Банулеско) в иеромонаха. 25 января 1808 года митрополит Киевским и Галицким Серапионом (Александровским) назначил иеромонаха Антония заведующим лаврской типографией.
Иеромонах Антоний (Смирницкий) был строгим постником, благодетелем для бедных, молитвенником, аскетом, по некоторым данным носил власяницу, часто ночи проводил в молитвенном бдении. Отличался нестяжательностью, раздавал нищим большую часть своего жалования.
20 сентября 1814 года иеромонаху Антонию было определено быть начальником Ближних пещер. После чего довольно скоро им было подано прошение о принятии великой схиму, которое было отклонено.
2 января 1815 года игумен Антоний (Смирницкий) был назначен наместником Киево-Печерской лавры, через два года митрополит Киевский Серапионом возвел его в сан архимандрита. Будучи наместником Лавры, соблюдал строгое молитвенное правило, установил ежедневное совершение братией акафиста Успению Божией Матери в благодарность Пресвятой Деве за спасение Киева и Лавры от нашествия французов в 1812 году.
Еще в 1816 году игумен Антоний (Смирницкий) принимал в Киево-Печерской лавре императора Александра I и великого князя Николая Павловича (будущего – императора Николая I). После этого визита в течение всей жизни игумен Антоний имел как благоволение императоров, так и милость всего царского двора, что в дальнейшем особенно проявилась на Воронежской кафедре.
В начале 1826 года по рекомендации митрополита Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова) наместник Киево-Печерской лавры архимандрит Антоний (Смирницкий) был избран епископом на вдовствующую Воронежскую кафедру. 31 января 1826 года в Киево-Печерской Лавре состоялось рукоположение лаврского наместника во епископа Воронежского и Черкасского, которое возглавил Киевский Митрополит. Вскоре после рукоположения епископ Антоний сказал: «Вот, при всем своем недостоинстве, я — архиерей. Господу угодно было показать Свое милосердие и всемогущество надо мною. Скоро должен я ехать на Воронежскую епархию. Не надеюсь на себя, но там есть два святителя Христовых — Митрофан и Тихон. Их молитвы, как благонадежный якорь душе моей, меня подкрепят и мне помогут».
Воронежская епархия была в ту пору весьма обширной: она включала в себя всю область земли Донской, простираясь до Азова. Прежде чем познакомиться со всей вверенной ему епархией, преосвященному Антонию решить массу церковных проблем в самом Воронеже, из-за многочисленности которых, святитель в течении трех лет не имел возможности покинуть кафедральный город. В начале своего пребывания на Воронежской кафедре Антоний обновил архиерейский дом, расширив Крестовую домовую церковь, перестроил здание консистории и соборную колокольню.
Начав обозрение епархии, Владыка старался глубоко вникать в приходскую жизнь, стремился посетить каждую церковь, встречавшуюся ему на пути. После обычной архиерейской встречи он всегда обращался с живым словом назидания к собравшемуся народу. В тех местах, где назначался ночлег, он, если ему позволяло время, служил всенощное бдение; если же приезжал поздно, то сразу уединялся для молитвы, иногда проводя в молитвенном делании всю ночь, и только под утро немного отдыхал, сидя на стуле, после чего утром служил Литургию.
Ввиду обширности епархии, приделы которой достигали Азовского моря, при всей неутомимости епископ Антоний был не силах посетить самые дальние пределы вверенного его попечению края. Именно поэтому Святейший Синод 5 апреля 1829 года выделил из состава Воронежской Новочеркасскую епархию, в которую вошла область Войска Донского наиболее удаленная часть Воронежской епархии. Это решение святителем Антонием, со скорбью переживавшим невозможность посетить отдаленные приходы своей епархии, было воспринято с радостью. Тогда же Воронежский архипастырь получил титул епископа Воронежского и Задонского. Епархией в новых пределах было значительно легче управлять, что во многом позволило Воронежскому святителю Антонию посетить большую часть храмов епархии.
Особой заботой преосвященного Антония было устроение в епархии монашеской жизни. Его трудами в 1828 году была восстановлена древнейшая обитель Воронежского края – Свято-Успенский Дивногорский монастырь. По ходатайству епископа Антония был переведен на прежнее более достойное место Свято-Успенский Предтеченский монастырь, были созданы иноческие общины, будущих Задонского Богородице-Тихонового Тюнинского и Белогорского Воскресенского монастырей.
Будучи подробно осведомлен в состоянии приходов Воронежской епархии, Воронежский святитель, проявлял особую заботу о устроении новых и поддержании старых храмов. Так известно, что на средства благотворителей, а так же на собственное сбережения архипастыря были возобновлены и отремонтированы практически все приходские храмы. За годы архипастырского святителя Антония на Воронежской земле было построено 63 новых храма. Так в 1841 году святитель Антоний освятил Покровский храм в Воронеже, который с 1948 по 2009 года являлся кафедральным собором епархии. В 1845 году с благословения Воронежского святителя Антония было начато строительство собора во имя Владимирской иконы Божией Матери (архитектор К.Тон) в Богородицком Задонском мужском монастыре, а так же возобновлен Михайло-Архангельский собор в Благовещенском Митрофановском монастыре.
Вместе с заботой о рукотворных храмах святитель Антоний не оставлял попечения о храмах душ человеческих, посредствам приобщения верующих к святоотеческому наследию. Так он был одним из инициаторов перевода на русский язык творений святых отцов, в особенности преподобного Ефрема Сирина, первое собрание творений которого было издано в 1829 году. Помимо этого епископ Антоний способствовал развитию церковного издательского дела, большими тиражами издавая душеполезные назидания, иконы, акафисты, что существенно послужило делу духовного просвещения всех слоем населения губернии.
Особое попечение о своей пастве святитель Антоний проявил во время эпидемий холеры 1830 и 1831 годах. В 1830 году во дни наибольшего распространения эпидемии епископ Антоний объявил в Воронеже трехдневный пост, совершал молебны, участвовал в многочисленных крестных ходах по городу и его окрестностям. По милости Божией, молитвами святителя Антония в те дни эпидемия не коснулась Воронежа. В 1831 году епископ Антоний издал указ по епархии о непременно безвозмездных отпеваниях в местах подверженных эпидемии. Архипастырь благословил причащать Святых Христовых Тайн больных в холерных больницах, а так же повсеместно служить молебны об избавлении от мора. После того как по молитвам пред Дивногорской (Сицилийской) иконой Пресвятой Богородицы прекратилась эпидемия на юге Воронежского края святитель Воронежский Антоний возобновил в епархии повсеместное почитание этого иконы Божией Матери.

Читайте также:
Димитрий Прилуцкий: житие и биография преподобного, мощи, почитание

Одной из главнейших забот епископа Воронежского и Задонского Антония стала подготовка к прославлению святителя Митрофана, первого епископа Воронежского.
С самой кончины первого Воронежского архипастыря Митрофана, последовавшей в 1703 году, жители города и окрестностей, очень его почитавшие, нередко приходили к гробнице святителя и служили панихиды. До 1718 года тело святителя Митрофана два раза переносили, и оба раза оно было явлено нетленным. Это не могло быть сокрыто от народа, и число приходящих на поклонение честным его останкам неуклонно возрастало. В дни памяти святителя Митрофана число богомольцев из Воронежа и соседних губерний доходило до нескольких тысяч. Многие заявляли, что они испрашивали себе с верой помощи у святителя и получали исцеление от различных тяжких недугов.
В 1830 году святитель Антоний начал подготовку материалов к прославлению Святителя Митрофана и впервые обратился в Святейший Синод с особым донесением. 25 июня 1831 года, после повторного донесения в Синод, мощи были признаны нетленными, а чудеса над гробом и от мантии святого – истинными. Святитель Антоний, вспоминая эти события, рассказывал: «Еще ничего не было известно, как приносят мне из Сарова записку от отца Серафима, в которой он меня поздравляет с явлением нового угодника Божия». Преподобный Серафим Саровский чудотворец имел к архиепископу Антонию, «жителю из села Божией Матери, лавры ее Печерской постриженику», особое благоговейное отношение, часто направлял к нему богомольцев за духовным советом. Называл преподобный Серафим, по свидетельству современников, Преосвященного Антония не иначе как «великим архиереем Божиим» и своим «старшим братом», хотя они ни разу не встречались.
6-7 августа 1832 года Антоний, в сослужении члена Святейшего Синода архиепископа Тверского и Кашинского Григория (Постникова), возглавил торжества по обретению мощей первого Воронежского архипастыря, на которых присутствовало более 60 тысяч верующих со всех концов России. Через 40 дней после этого торжества на поклонение прибыл император Николай I. 23 ноября 1832 года епископ Антоний торжественно переложил мощи в новую серебряную раку, подаренную воронежским купечеством.
6 декабря 1832 года высочайшим повелением святитель Антоний за ревностные труды по управлению вверенной ему епархии был возведен в сан архиепископа.
25 июня 1833 года святые мощи святителя Митрофна были перенесены из Михайло-Архангельского в возобновленный стараниями архиепископа Воронежского Антония Благовещенский кафедральный собор. Попечением святителя Антония было написано несколько полных житий святителю Митрофану, акафист, служба, которые получили одобрение Святейшего Синода.
1 сентября 1836 года трудами архиепископа Антония, по благословению Синода, был открыт первоклассный Благовещенский Митрофановский монастырь при Воронежском кафедральном Благовещенском соборе, где покоились мощи Святителя Митрофана. Обитель, настоятелем которой был назначен архиепископ Воронежский Антоний, стала одним из важнейших религиозных центров России, привлекающим ежегодно десятки тысяч паломников.
Почитание первого Воронежского святителя было настолько широко распространено в Воронежской губернии, что в 1833-1845 годах в епархии по благословению святителя Антония было освящено более 20 храмов и приделов, устроенных в честь Святителя Митрофана.
Особое внимание архиепископ Воронежский Антоний уделял развитию духовного образования в Воронежском крае. В 1837-1838 годах были открыты духовные училища в Задонске и Павловске. Количество воспитанников Воронежской семинарии при святителе Антонии возросло с 485 в 1827 году до 665 в 1845 году. Воронежский архипастырь регулярно посещал экзамены в семинарии и училищах, приглашал на них губернатора, предводителя дворянства и купечество, которые охотно материально поддерживали духовные школы. Сам святитель Антоний с отеческой любовью относился к семинаристам, из личных средств поддерживая, бедных воспитанников семинарии и училищ.
Объезжая благочиния Воронежской епархии, после богослужения по благословению архиепископа Антония часто устраивались народные обеды. Архипастырь сам посещал тюрьмы, утешая страждущих заключенных, оказывал помощь нуждающимся как из личных средств, так и из сумм опекаемого им «попечительства о бедных духовного звания» и «Воронежского попечительного о бедных комитета». В 1830 году святитель Антоний открыл особый Воронежский тюремный комитет, в 1833 году устроил подписку в пользу голодающих, пожертвовал значительные суммы в Приказ общественного призрения на устройство благотворительных обедов. В 1834 году губернатор и дворянство Воронежа организовали беспрецедентный по тем временам Комитет для строительства жилья на месте сгоревших городских домов, в работе которого архиепископ Антоний принял активное участие, в результате было выстроено более 100 домов в Ямской слободе Воронежа.
Святитель Антоний посылал пожертвования в монастыри Иерусалима, Вифлеема, на Синайскую гору и на Афон. По благословению архиепископа Воронежского Антония в русском Пантелеимонавом монастыре на Афоне был построен первый за пределами России храм во имя святителя Митрофана первого епископа Воронежского. До сегодняшнего дня в этой афонской обители благоговейно сохраняется почитание святителя Митрофана, которого братия монастыря считает одним из своих особых покровителей, а так же с особой благодарностью сохраняется память о святителей Антонии архиепископе Воронежском, как о щедром благодетели и заступнике.
Дважды, в конце 30-х и начале 40-х годов XIX века, архиепископ Антоний подавал императору и обер-прокурору прошения об увольнении на покой в Киево-Печерскую лавру по состоянию здоровья, но оба раз получил отказы. После чего «однажды, – как вспоминал святитель Антоний, – в видении услышал голос святителя Митрофана: «Епископство есть сораспятие Христу на кресте, а с креста не сходят, но им возносятся или снимаются». Более святитель об увольнении на покой не просил. 28 октября 1841 года в помощь архиепископу Антонию в Воронежской епархии было учреждено Острогожское викариатство. Первым епископом Острогожским стал Иринарх (Попов).
Еще, будучи архимандритом лавры, святитель Антоний ежегодно 13 августа служил заупокойную литургию и панихиду по второму светильнику Воронежской земли – епископу Тихону (Соколову) Задонскому чудотворцу. Причиной трепетного почитания архиепископом Антонием святителя Тихона, была благоговейная любовь к обширному письменному наследию Задонского чудотворца, которую сохранял святитель Антоний со студенческих лет. Народное почитание епископа Тихона (Соколова), в годы архипастырского служения в Воронежской епархии архиепископа Антония, существенно преумножилось, в том числе попечением самого Воронежского архиерея. Особым знамением Божией милости к почитателям святителя Тихона Задонского чудотворца стало обретение 20 мая 1846 года его честных мощей нетленными, о чем свидетельствовал Святейшему Синоду в своем донесении архиепископ Антоний. В октябре 1846 года святитель Антоний вновь сообщал Синоду о широком всенародном почитании епископа Тихона и после повторного освидетельствования мощей ходатайствовал о его прославлении. За несколько часов до кончины архиепископ Антоний писал императору Николаю I о всеобщем почитании святителя и просил высочайшего разрешения на прославление второго Воронежского святителя.
В последний год своей жизни, несмотря на существенную немощь, архиепископ Антоний сам возглавлял освящение нескольких храмов в отдаленных частях епархии. Вплоть до своей блаженной кончины святитель продолжал регулярно посещать богослужения, когда из-за недугов сам не мог служить, непременно молился в алтаре, занимался епархиальными делами.
20 декабря 1846 года в полдень, благословив присутствующих, получив последнее напутствие по окончании чтения отходной святитель Антоний архиепископ Воронежский и задонский тихо отошел ко Господу.
Святитель Антоний был погребен 27 декабря 1846 года у Благовещенского собора Митрофанова монастыря, в склепе, близ усыпальницы святителя Митрофана, над местом погребения была положена чугунная плита.
В 1914 г. трудами последнего наместника Благовещенского Митрофанова монастыря архимандрита Александра (Кременецкого) и А. А. Полянского на пожертвования почитателей А. над могилой была устроена часовня-усыпальница и мраморное надгробие. В связи с массовым народным почитанием было учреждено «целодневное служение панихид». В 1914 году в Воронеже была создана особая комиссия, которая осматривала честные останки святителя Антония, которые оказались нетленными, сохранилось даже его облачение. Святые мощи были переложены в новый гроб, а вход в могилу замурован. К Поместному Собору Русской Православной Церкви 1917-1918 годов были подготовлены материалы для канонизации святителя Воронежского Антония, которые из-за преждевременного окончания Освященного собора, так и не были рассмотрены.
24 сентября 1953 года архиепископ Воронежский Иосиф (Орехов) в рапорте на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I указывал на широкое почитание святителя Антония среди верующих епархии. К данному сообщению было приложено ходатайство «о перенесении честных останков архиепископа Антония» в ограду Покровского кафедрального собора, в связи с началом строительных работ на месте снесенного Митрофанова монастыря. На что от властей так и не удалось получить разрешения. В августе 1956 года состоялось перенесение останков святителя Антония на городское кладбище, где они и были захоронены, после чего место нахождения могилы святителя было утеряно.
В начале 90-х годов XX века на территории Свято-Алексеева Акатова женского монастыря был устроен некрополь с захоронениями Воронежских архиереев, останки которых были перенесены с разрушенных городских кладбищ. Имя архиепископа Антония упоминается на одном из надгробий, однако неизвестно, находится ли здесь его честные останки или нет.
26 мая 2003 года святитель Антоний архиепископ Воронежский и Задонский чудотворец был прославлен в лику местночтимых святых Воронежской епархии, а в 2008 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви святитель Антоний был причислен к лике общецерковных святых.
Память святителя Антония (Смирницкого) архиепископа Воронежского и Задонского совершается в день его блаженной кончины 20 декабря (2 января), в день прославления 10 (23) мая, а также в день соборной памяти Воронежских святых – 4 (17) сентября.

Читайте также:
Иоанн Тобольский: житие святителя, книги и труды, мощи и дни памяти

Антоний Смирницкий – житие и творения, дни памяти и почитание, наставления

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ АНТОНИЯ (СМИРНИЦКОГО)

31 янв. 1826 г. по рекомендации митр. Киевского Евгения (Болховитинова) А. был хиротонисан во епископа Воронежского и Черкасского (с 5 апр. 1829 Воронежский и Задонский), 6 дек. 1832 г. возведен в сан архиепископа. Трудами и молитвами А. было совершено прославление свт. Митрофана, еп. Воронежского. «Еще ничего не было известно,- рассказывал А.,- как приносят мне из Сарова записку от о. Серафима, в которой он меня поздравляет с явлением нового угодника Божия». В 1830 г. А. начал готовить материалы к прославлению свт. Митрофана и впервые обратился в Святейший Синод; 25 июня 1831 г., после 2-го донесения, мощи святого были признаны Синодом нетленными. 6-7 авг. 1832 г. в сослужении члена Синода архиеп. Тверского Григория (Постникова) и 12 священников А. возглавил торжества по открытию и обретению мощей, на к-рых присутствовало более 60 тыс. верующих со всей России. Спустя 40 дней на поклонение свт. Митрофану прибыл имп. Николай I. В 1832 г. А. издал указ «вспоминать имя свт. Митрофана при всех служениях на отпустах пред именем дневного святого». В том же году А. благословил префекту ДС архим. Иннокентию составить житие свт. Митрофана (издано в 1886 в «Воронежских ЕВ»). 25 июня 1833 г. мощи святителя были перенесены из Архангельского в возобновленный Благовещенский собор Митрофаниева мон-ря, после чего день перенесения мощей стал по указу А. общеепархиальным праздником. В 1834 г. по просьбе А. находившийся в Воронеже иером. Аникита (Ширинский-Шихматов) составил житие свт. Митрофана с изложением чудес и сообщением об открытии мощей. В 1839 г. по совету А. петербургским купцом С. Ф. Масленниковым был написан акафист свт. Митрофану. В 1842 г. Синодом был одобрен текст службы святителю, для 1-го издания проф. имп. Академии художеств Н. И. Уткиным была сделана гравюра свт. Митрофана, а в 1830 г. воронежским губернским секретарем И. В. Шевцовым было исполнено первое живописное изображение свт. Митрофана. К сер. 40-х гг. А. разместил в архиерейских покоях галерею собираемых им портретов Воронежских архиереев. А. был одним из инициаторов перевода на рус. язык творений святых отцов, особенно прп. Ефрема Сирина, что и было осуществлено в 1829 г. Способствовал развитию церковного издательского дела: большими тиражами издавались иконы, акафисты, душеполезные назидания. А. благословил Н. А. Мотовилова ехать в Курск и собирать сведения о родителях прп. Серафима Саровского.

Читайте также:
Нил Синайский - житие и творения, наставления, дни памяти и мощи

Еще будучи архимандритом лавры, А. ежегодно 13 авг. служил заупокойную литургию и панихиду по др. Воронежскому святителю – Тихону (Соколову). Будучи Воронежским архиереем, 20 мая 1846 г. А. сообщил Святейшему Синоду об обретении нетленных мощей свт. Тихона. В окт. 1846 г. А. вновь свидетельствовал перед Синодом о всенародном почитании свт. Тихона и после повторного освидетельствования мощей ходатайствовал о его прославлении. За неск. часов до кончины А. писал имп. Николаю I о всеобщем почитании святителя.

Заботами А. на Воронежской кафедре был обновлен архиерейский дом, расширена крестовая ц., перестроено здание консистории и соборная колокольня. На средства благотворителей, а также на собственные средства А. были открыты новые и отремонтированы старые приходские церкви в Воронеже, в 1834-1846 гг. построено 63 новых храма. В 1828 г. восстановлен древнейший Дивногорский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, переведен на прежнее место воронежский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, организованы иноческие общины, ставшие позже Белогорским в честь Воскресения Господня и Тюниным мон-рями. 1 сент. 1836 г. открыт учрежденный по прошению А. первоклассный Митрофанов в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь при воронежском кафедральном Благовещенском соборе (возобновленном А. в 1833), где покоились мощи свт. Митрофана; священноархимандритом обители стал А. В 1839 г. в мон-ре был сооружен и освящен храм во имя свт. Митрофана с кельями и трапезной, в 1833-1845 гг. в епархии было освящено более 20 храмов и приделов во имя святителя. В 1841 г. А. освятил Покровский храм, являющийся в наст. время кафедральным собором Воронежской епархии. В 1845 г. начато строительство собора во имя Владимирской иконы Божией Матери в задонском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре, возобновлен Михаило-Архангельский собор в Митрофановском Благовещенском мон-ре.

Особое внимание А. уделял развитию духовных школ и просвещению. В 1837-1838 гг. были открыты духовные уч-ща в Задонске и Павловске. Количество воспитанников Воронежской ДС при А. возросло с 485 в 1827 до 665 в 1845 г. А. регулярно посещал экзамены в семинарии и уч-щах, приглашал на них губернатора, предводителя дворянства и купечество. В кон. 20-х – нач. 40-х гг. XIX в., когда через Воронеж проходили многочисленные отряды на Кавказ, А. распорядился напутствовать воинов у мощей свт. Митрофана. Многие из офицеров и солдат при возвращении с войны благодарили А. за его молитвы. Объезжая благочиния Воронежской епархии, после богослужений А. устраивал народные обеды, посещал тюрьмы. Оказывал помощь нуждающимся как из личных средств, так и из сумм опекаемого им попечительства о бедных духовного звания и «Воронежского попечительного о бедных комитета». В 1830 г. А. открыл Воронежский тюремный комитет, в 1833 г. устроил подписку в пользу голодающих, пожертвовал значительные суммы в Приказ общественного призрения на устройство благотворительных обедов. В 1834 г. губернатор и дворянство Воронежа организовали беспрецедентный по тем временам Комитет для строительства жилья на месте сгоревших городских домов, в работе к-рого А. принял активное участие, в результате было выстроено более 100 домов в Ямской слободе Воронежа. А. посылал пожертвования в Иерусалим, в Вифлеем, на Синайскую гору и на Афон. По благословению А. в Пантелеимона вмч. рус. мон-ре на Афоне был основан первый за пределами России храм во имя свт. Митрофана.

Особую заботу о своей пастве А. проявил во время эпидемий холеры 1830 и 1831 гг. В 1830 г. А. наложил на себя, священство и паству трехдневный пост, совершал молебны и крестные ходы, и эпидемия не коснулась Воронежа. В 1831 г. А. издал указ о безвозмездных отпеваниях, причащении в холерных больницах, служении молебнов об избавлении от мора. Возобновил повсеместное почитание Дивногорской (Сицилийской) иконы Божией Матери, после того как по молитвам пред иконой прекратилась эпидемия на юге Воронежского края.

Дважды, в кон. 30-х и нач. 40-х гг. XIX в., А. подавал императору и обер-прокурору прошения об увольнении на покой в Киево-Печерскую лавру, но получал отказы; А. в видении услышал голос свт. Митрофана: «Епископство есть сораспятие Христу на кресте, а с креста не сходят, но им возносятся или снимаются». 28 окт. 1841 г. в помощь А. было учреждено Острогожское вик-ство в Воронежской епархии, епископом Острогожским назначен Иринарх (Попов).

В последний год своей жизни, будучи больным, А. освятил 2 храма, находившиеся в 200 км от Воронежа: в Дивногорском мон-ре – во имя Рождества Иоанна Предтечи и Преображенский в хуторе Гнилом Острогожского у., действующие в наст. время. Накануне кончины А. продолжал посещать богослужения, молился в алтаре, занимался епархиальными делами. 17 дек. 1846 г. вечером исповедовался, 18 дек. приобщился Святых Таин, но прийти в храм уже не смог. 19 дек. все дела по управлению епархией А. передал своему викарию, еп. Острогожскому Елпидифору (Бенедиктову). Ночь на 20 дек. провел в молитве, утром соборовался, распорядился раздать щедрую милостыню нищим и отослать почтой денежные пособия нуждающимся. Подписал последнее письмо на имя императора, а также продиктовал «Духовное завещание своей пастве», к-рое, оставшись без его подписи, не получило офиц. статуса. 20 дек. в полдень, благословив присутствующих, по окончании чтения отходной А. тихо скончался.

Первую панихиду по А. совершил еп. Елпидифор (Бенедиктов) в сослужении с духовенством Воронежской епархии. В С.-Петербурге заупокойное богослужение возглавил митр. Новгородский и С.-Петербургский Антоний (Рафальский), в Москве – свт. Филарет (Дроздов), панихиды по А. служились по всей России. А. был погребен 27 дек. 1846 г. в Благовещенском соборе Митрофанова мон-ря, в склепе, близ усыпальницы свт. Митрофана, над местом погребения была положена чугунная плита. А. завещал похоронить себя в схимническом облачении при самом входе в церковь (вне ее) с зап. стороны, не ставя никакого памятника, «да вся приходящая попирают меня ногами». В 1914 г. трудами архим. Александра (Кременецкого) и А. А. Полянского на пожертвования почитателей А. над могилой была устроена часовня-усыпальница и мраморное надгробие, учреждено целодневное служение панихид.

Читайте также:
Житие равноапостольного князя Владимира – полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

По отзывам современников, А. являл собой «полный, отрадный, идеальный образ архиерея». Нередко за богослужением видели его «полузакрытые очи, полные слез». Говорил с незначительным малороссийским акцентом, имел хороший слух и голос. Никогда не смеялся, хотя часто его лицо умилялось радостью или улыбкой. Прп. Серафим Саровский питал к А., «жителю из села Божией Матери, лавры ее Печерской постриженику», особое благоговейное отношение, часто направлял к нему богомольцев за духовным советом и называл А. не иначе как «великим архиереем Божиим» и своим «старшим братом», хотя они ни разу не встречались. Известно глубокое почитание А. свт. Филаретом (Дроздовым), дивеевской блж. Пелагией Серебрянниковой. А. состоял в духовном родстве с киевскими подвижниками иеросхим. Парфением (Краснопевцевым) и иеросхим. Вассианом (Балашевичем). Среди современников, пользовавшихся советами и покровительством святителя, юродивые и старцы задонские: Антоний Алексеевич Монкин, Евфимия Григорьевна Попова (мон. Евгения), Матрона Наумовна Попова (мон. Мария), иеросхим. Нафанаил (Остапов) и затворник Георгий Машурин (мон. Стратоник), а также сезеновский затворник Иоанн и белогорская блж. Мария Шерстюкова. Память А. чтила вел. кн. прмц. Елисавета Феодоровна. А. награжден орденами св. Владимира и Александра Невского.

Первое жизнеописание А. было составлено по его благословению Н. М. Савостьяновым. Создание пространного жизнеописания было поручено еп. Воронежским Вениамином (Смирновым) известному воронежскому проповеднику прот. Михаилу (впосл. еп. Тульский и Белёвский Лаврентий (Некрасов)). Основу пространного жития составил труд Савостьянова, дополненный воспоминаниями об А., сведениями о чудесах, высказываниями об А. свт. Филарета (Дроздова) и архиеп. Игнатия (Семёнова), сведениями из архива Воронежской консистории. В нач. XX в. было создано еще неск. жизнеописаний А., в «Воронежских ЕВ» в 1913-1916 гг. регулярно публиковались сообщения о чудесах, происходивших по молитвам святителя.

В 1914 г. в Воронеже была создана комиссия, к-рая осматривала останки А., оказавшиеся нетленными, сохранилось также его облачение. Останки были переложены в новый гроб, а вход в могилу замурован. К Поместному Собору РПЦ 1917-1918 гг. были подготовлены материалы для канонизации А. 24 сент. 1953 г. архиеп. Воронежский Иосиф (Орехов) в рапорте на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I указывал на широкое почитание А. и ходатайствовал о перенесении его останков в ограду Покровского кафедрального собора в связи с началом строительных работ на месте снесенного Митрофанова мон-ря, в авг. 1956 г. состоялось перенесение останков А. на городское кладбище.

В нач. 90-х гг. XX в. на территории Акатова во имя свт. Алексия женского мон-ря был устроен некрополь с захоронениями Воронежских архиереев, останки к-рых были перенесены с разрушенных городских кладбищ. Имя А. упоминается на одном из надгробий, однако неизвестно, находится ли здесь его могила. К 2001 г. завершалась подготовка материалов об А. для предоставления в синодальную Комиссию по канонизации: составлены житие, проект службы, написана икона; продолжается запись чудес по молитвам А., уточняется место его погребения.

26 мая 2003 г. А. был причислен к лику местночтимых святых, а в 2008 г. на Архиерейском Соборе прославлен в лике общецерк. святых.

Ист.: Письмо обер-прокурора Св. Синода гр. Протасова от 5.02.1840 за № 636 архиеп. Воронежскому и Задонскому Антонию (Смирницкому) об отказе его ухода на покой в Киево-Печерскую Лавру // ОР ГБЛ. Ф. 214. К. 55. Л. 60-61 об.; Светозаров Е., свящ. Надгробная речь, сказанная при отпевании архиеп. Антония (Смирницкого) 26.12.1846 // ОР ГБЛ. Ф. 214. К. 214. Л. 44; Письмо [о видении трех святителей: Митрофана, Тихона и Антония Воронежских] // РГИА. Ф. 797. Оп. 3. Ед. хр. 10253; Письмо [министра Двора гр. Адлерберга обер-гофмаршалу гр. Шувалову] от 24.01.1855 // РГИА. Ф. 466. Оп. 1. Ед. хр. 395. Л. 28-29 об.; Письма [архиеп. Антония (Смирницкого) к архиеп. Нижегородскому Иакову (Вечеркову). Июль] // ОР ГБЛ. Ф. 505. К. 1. Ед. хр. 1. Л. 122-122 об., 137-137 об.; Рапорт архиеп. Воронежского и Острогожского Иосифа (Орехова) Святейшему Патриарху Алексию о перенесении останков свт. Антония (Смирницкого) в ограду Покровского кафедрального собора г. Воронежа. № 760 от 24.10.1953. Ркп. // Арх. канцелярии Воронежского епарх. управления.

Соч.: Письмо к отцу о пребывании Имп. Александра I в Киеве // ЧОИДР. 1862. Кн. 1. С. 188-190; Духовное завещание [пастве] / Сообщ. прот. М. И. Некрасов // ДЧ. 1893. Ч. 2. № 6. С. 275-281; Проповеди // Полтавские ЕВ. 1883. № 19; Слово на освящение новосооруженного храма во имя свт. Митрофана // Воронежский епарх. вестн. Воронеж, 1999. № 1 (58). С. 6-12.

Лит.: Савостьянов Н. М. Жизнь преосв. Антония, архиеп. Воронежского и Задонского. СПб., 1852. Воронеж, 19143; Ковалевский А. Из восп. паломника о встрече и беседах с преосв. Антонием, архиеп. Воронежским // ДЧ. 1868. Ч. 3. Разд. 2. С. 117-124; Гурьев В., прот. Память о прошлом: Антоний, архиеп. Воронежский // Странник. 1879. № 11. С. 255-261; Лаврентий (Некрасов), еп. Преосв. Антоний, архиеп. Воронежский и Задонский (1773-1846) // Воронежские ЕВ. 1890 (отд. отт.: Воронеж, 1890); Поликарпов Н. И. Памяти преосв. Антония II, архиеп. Воронежского и Задонского. Воронеж, 1896; Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря / Сост. архим. Серафим (Чичагов). СПб., 19032. С. 512-513; Голубинский. Канонизация святых. С. 176-178; Высокопреосв. Антоний II (Смирницкий), архиеп. Воронежский и Задонский: (Крат. биогр. очерк). М., 1903; ЖПодв. Дек. Ч. 1. С. 488-564; Никольский П. Антоний II, архиеп. Воронежский (1826-1846), и открытие мощей свт. Тихона // Воронежская старина. Воронеж, 1911. Вып. 10. С. 22, 26-29, 38-50; Александр (Кременецкий), архим. Высокопреосв. Антоний (Смирницкий), архиеп. Воронежский. Воронеж, 1916; Нилус С. Служка Божией Матери и Серафимов // Серафимово послушание: Жизнь и труды Н. А. Мотовилова / Сост. А. Н. Стрижев. М., 1996. С. 171-173, 175-190, 195-196; Светозаров Е., прот. Он называл себя «послушником всех»: Восп. о преосв. Антонии / Подгот. к публ. М. Прасолов // Воронежский епарх. вестн. Воронеж, 1998. № 1 (55). С. 33-36; Стаднюк А., прот. Архиепископ Воронежский и Задонский Антоний (Смирницкий) (1733-1846). М., 1999. Ркп. Изд. отд. Воронежского епарх. управления.

Живописный портрет А. находился в собрании КДА. Д. А. Ровинский указывает на существование 3 гравированных портретов святителя, первый создан при жизни А., очевидно после награждения орденом св. Владимира 2-й степени (1837). На нем А. представлен в архиерейской мантии и клобуке, с благословляющей десницей и жезлом в левой руке, панагией, крестом и орденским знаком на груди (раскрашенные оттиски в ГИМ, ЦАК МДА). На гравюре 1852 г. подобной иконографии, помещенной в издании Н. М. Савостьянова («Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского». СПб., 1852), А. изображен с орденскими знаками св. Александра Невского и св. Владимира, на клобуке алмазный крест, в левой руке жезл, по преданию принадлежавший свт. Митрофану Воронежскому, под портретом факсимиле автографа.

Читайте также:
Паисий Величковский - житие и биография старца, труды, письма и послания, почитание и дни памяти

Лит.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 335. № 3; Духовные светочи России. С. 112-113. Кат. 95, 96.

Антоний Смирницкий – житие и творения, дни памяти и почитание, наставления

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Архиепископ Антоний ( в миру Авраамий Гаврилович Смирницкий) /29 октября 1773-20 декабря 1846 /

20 декабря (2 января),день памяти святителя Антония (Смирницкого) — архиепископа Воронежского, одного из трех великих святых Воронежского края (вместе с Митрофаном Воронежским и Тихоном Задонским).

Ангелоподобная кротость и твердая вера, жертвенная любовь к Богу и ближним, смиренномудрие и самоуничижение, подвижническое воздержание, пустынное жительство среди общества, мир душевный среди смятений мира — вот истинно христианские добродетели, которые украшали благостного архипастыря. «Он был светильник Церкви, который не словом только, а паче добрыми делами любви и милосердия озарял и указывал путь, ведущий к Царствию Божию», — так говорили о святителе Антонии (Смирницком), архиепископе Воронежском и Задонском, его современники.

Будущий святитель Антоний родился в селе Повстино Пырятинского уезда Полтавской губернии в многодетной семье протоиерея Гавриила 29 октября 1773 года, в день памяти преподобного Авраамия Ростовского, и в крещении получил его святое имя.
В детстве Авраамий учился грамоте по Часослову и Псалтири, читал и пел на клиросе, помогал отцу как псаломщик. Тогда же проявилось его усердие к молитве и богослужению.
В 1783 году Авраамий был отдан в духовную школу, где по семинарской традиции за смиренный и тихий характер получил фамилию Смирницкий. Окончив школу с отличием, он не только стал одним из лучших студентов богословского курса Киевской духовной академии, но и явился для всех учащих и учащихся примером истинного благочестия.
В августе 1796 года Авраамий поступил послушником в Киево-Печерскую лавру, «желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах».
21 февраля 1797 года Авраамий был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Антония Печерского. 12 апреля 1797 года владыка Иерофей рукоположил монаха Антония во иеродиакона.
С ревностью, свойственной юности, предался он иноческим подвигам. Одним из основных его послушаний стало произнесение проповедей. Впоследствии святитель Антоний прославился как блестящий проповедник. Любимым же его послушанием стало заведование библиотекой.
20 ноября 1799 года иеродиакон Антоний был рукоположен во иеромонаха.
Будущий святитель с самого начала своего монашеского пути отличался милосердием и нестяжательностью. Довольствуясь только самым необходимым, он раздавал нуждающимся все получаемое за работу в типографии, благодетельствовал больным, бедным и богомольцам. Иеромонах Антоний был строгий постник, молитвенник и аскет: он тайно носил власяницу, питался очень скудно, почти не отдыхал, а ночи проводил в молитве.
20 сентября 1814 года иеромонах Антоний был определен начальником Ближних пещер, называемых по имени основателя русского монашества Антониевыми. Это послушание было ему особенно дорого. Здесь, служа у мощей великих угодников Божиих, «он жил в благоухании святыни» и напитывался ее благодатью. 2 января 1815 года иеромонах Антоний был назначен наместником Киево-Печерской лавры и в 1817 году возведен в сан архимандрита.
31 января 1826 года в Киево-Печерской лавре архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Воронежского и Черкасского (5 апреля 1829 года он получил титул епископа Воронежского и Задонского).
Воронежская епархия была в ту пору весьма обширной. В служении владыка был неутомим: в одно из своих путешествий он за 24 дня совершил 22 Литургии.
Двадцатилетнее служение на одной кафедре выдающегося иерарха XIX века архиепископа Антония составило целую эпоху в истории Воронежской епархии.
Господь избрал именно этого Своего служителя для прославления святителя Митрофана Воронежского и подготовки к канонизации святителя Тихона Задонского. Промыслом Божиим также явлено было тогда сокровенное молитвенное общение и духовное соработничество владыки Антония с современными ему подвижниками и духоносными старцами. Преподобный Серафим Саровский называл владыку Антония своим старшим братом. «Еще ничего не было известно, — говорил преосвященный Антоний, — как приносят мне из Сарова записку от отца Серафима, в которой он меня поздравляет с явлением нового угодника Божия».
Владыка Антоний начал готовить материалы к прославлению святителя Митрофана почти сразу по прибытии на Воронежскую кафедру. «Воронежская паства более других обязана благоговеть к памяти первосвятителя своего, великого ходатая и молитвенника у Престола Божия», — писал епископ Антоний в Воронежскую духовную консисторию.
В 1830 году преосвященный Антоний впервые обратился в Святейший Синод с ходатайством о прославлении угодника Божия.
25 июня 1831 года, после очередного донесения в Синод, Господь услышал молитвы епископа Антония и не оставил без ответа его упование. Мощи первого Воронежского архипастыря были обретены. Их признали нетленными, а чудеса над гробом и от мантии святого — истинными. 6–7 августа 1832 года святитель Антоний в сослужении члена Святейшего Синода архиепископа Тверского и Кашинского Григория (Постникова) и двенадцати священников возглавил торжества по открытию и обретению мощей. На этих торжествах присутствовало более 60 тысяч верующих со всех концов России.
За свои усердные архипастырские труды владыка Антоний 6 декабря 1832 года был возведен в сан архиепископа.
Глубоко почитал преосвященный Антоний и другого своего предшественника по кафедре — великого угодника Божия и чудотворца святителя Тихона Задонского. Еще в Киево-Печерской лавре он ежегодно 13 августа служил по нему заупокойную Литургию и панихиду. По прибытии в Воронеж владыка Антоний постоянно ездил в Задонск молитвенно чтить память этого великого подвижника-иерарха. И хотя прославление Задонского чудотворца произошло лишь через 15 лет после кончины самого святителя Антония — 13 августа 1861 года, при архиепископе Воронежском и Задонском Иосифе (Богоявленском), — именно владыка Антоний сподобился обрести мощи святителя Тихона, и был зачинателем его скорейшего прославления в лике святых.
Чтобы лично обрести мощи святителя Тихона, архиепископ Антоний отправился в Задонский монастырь уже незадолго до своей блаженной кончины: «Святитель Тихон явился мне во сне и сказал: “Ты не умрешь, пока не вынешь меня из грязи”. Мы едем в Задонск, чтобы исполнить его приказание», — сказал святитель Антоний своим спутникам.
В мае 1846 года при сносе старого храма тело святителя Тихона Задонского было найдено нетленным, а архиерейское облачение, несмотря на 63-летнее пребывание в сыром месте, оказалось совершенно целым. Об этом владыка Антоний сообщил Святейшему Синоду.
Так Господу угодно было, чтобы преосвященный Антоний в начале своего епископства открыл мощи Воронежского святителя Митрофана, а в самом конце — святителя Тихона.
Архиепископ Антоний известен также как усердный храмоздатель и устроитель иноческих обителей.
При нем, как на средства благотворителей, так и на его собственные, были возобновлены и отремонтированы все приходские храмы. При нем восстановлен древнейший монастырь Подонья — Дивногорский Успенский, переведен на прежнее место Успенский Предтеченский монастырь, организованы иноческие общины — Задонская Богородице-Тихонова Тюнинская и Белогорская Воскресенская, ставшие позже известными монастырями.
В 1836 году был открыт учрежденный по прошению святителя Антония Благовещенский Митрофановский монастырь при кафедральном Благовещенском соборе, где покоились мощи святителя Митрофана. Эта обитель стала одним из важнейших духовных центров России — ежегодно здесь бывали десятки тысяч паломников.
В 1841 году владыка освятил Покровский храм в Воронеже — ныне это кафедральный собор Воронежской епархии.
В 1845 году было начато строительство собора в честь Владимирской иконы Божией Матери в Богородицком Задонском мужском монастыре, в котором почивают мощи святителя Тихона Задонского.
Особую заботу о своей пастве владыка Антоний проявил во время эпидемии холеры в 1830 году. Эпидемия не коснулась Воронежа, хотя в 1831 году холера свирепствовала уже по всей России.
Тогда же владыка Антоний возобновил повсеместное почитание Сицилийского Дивногорского образа Божией Матери, ибо по молитвам пред этой чудотворной иконой прекратилась холера в южной части Воронежского края.
Святитель, сам будучи щедрым благотворителем, побуждал и свою паству к делам милосердия, вменяя клирикам епархии сообщать ему о нуждающихся, которым он оказывал помощь как из личных средств, так и из сумм опекаемых им Попечительства о бедных духовного звания и Воронежского попечительного о бедных комитета.
В 1830 году владыка создал Воронежский тюремный комитет, а в 1833-м, когда во многих местах России был неурожай, он организовал подписку в пользу голодающих, жертвуя значительные суммы в Приказ общественного призрения на устройство благотворительных обедов для десяти и более тысяч человек. Многие пожертвования архиепископ Антоний направлял тайно — от имени святителя Митрофана.
Владыка Антоний посылал пожертвования в Иерусалим, Вифлеем, на Синайскую гору и на Святой Афон. По благословению и при его содействии в Афонском Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре был основан первый за пределами России храм во имя святителя Митрофана.
Архипастырь поощрял паломничества к местным и всероссийским святыням, принимал многочисленных посетителей города Воронежа как личных гостей святителя Митрофана. «Я, — говорил он, — только последний его служка». Владыка Антоний никого не отпускал без подарков. Всех он внимательно выслушивал, каждому давал духовные советы и наставления.
Архиепископ Антоний уделял особое внимание развитию духовных школ и просвещению духовенства, но не ценил такого образования, которое не опиралось на истинное православное благочестие. Основой всякого воспитания он считал Священное Писание и творения святых отцов. Им были открыты уездные духовные училища в Задонске и Павловске, тогда же значительно возросло число воспитанников Воронежской духовной семинарии.
Воронежская духовная семинария при личном отеческом окормлении архиепископа Антония воспитала много известных ученых, общественных деятелей и архиереев.
Без архипастырского попечения святителя Антония, великого молитвенника, не оставалась и современная ему богослужебная практика. Он продолжил лучшие традиции Киево-Печерской лавры и на Воронежской земле.
Смирение святителя Антония было безграничным.
Он был удивительно незлобив. Когда ему говорили худо о его подчиненном, он обыкновенно не верил: «Нужно верить не словам, а делам», — и проверял слышанное.
Слово его было всегда тихое. Никогда он не возвышал голоса даже перед прислугой. И все благоговейно уважали его кротость: при нем никто не смел унизить другого даже насмешкой. Келейник, прослуживший у владыки двадцать лет, не слышал от него ни одного обидного слова.
Святитель Антоний уже при жизни прославился многочисленными чудесами. Так, по его молитвам был исцелен тяжко болящий Н.А. Мотовилов, «служка Серафима», посланный им в Воронеж к «великому архиерею».
Иногда еще здравствующий архиепископ Антоний являлся страждущим в сонном видении, да не один, а вместе со святителями Митрофаном и Тихоном.
В последний год своей жизни, будучи уже больным, святитель Антоний освятил два храма, находящиеся в двухстах километрах от Воронежа: в Дивногорском монастыре — во имя Рождества Иоанна Предтечи и в хуторе Гнилом Острогожского уезда — в честь Преображения Господня (оба и поныне действующие).
12 декабря 1846 года святитель тяжело заболел.
Вечером 17 декабря святитель исповедался, попросил отслужить в своем кабинете молебен с водосвятием, на следующий день приобщился Святых Таин, но прийти в храм уже не смог. Днем позже все дела по управлению епархией святитель передал своему викарию — епископу Острогожскому Елпидифору (Бенедиктову). Ночь под 20 декабря провел в молитве, утром соборовался, велел раздать щедрую милостыню нищим и отослать почтой денежные пособия бедным, живущим вне Воронежа.
«Благодарение Богу, — говорил святитель, — я не чувствую никакого страха смерти. В три часа пополудни подписал письмо на имя государя Николая Павловича с новым ходатайством об открытии мощей святителя Тихона. Окончив столь важное дело, он, знаменуя себя крестным знамением, с глубоким чувством сказал: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко”».
Святитель продиктовал духовное завещание. Оно известно как «Духовное завещание святителя Антония II, архиепископа Воронежского, своей пастве». По благодатной силе своего воздействия оно напоминало и во многом воспроизводило завещание святителя Митрофана: «. Украшающаяся именем Христовым паства моя, не страшись взять на себя Крест Христов; в Кресте бо спасение, в Кресте жизнь, в Кресте убежище от врагов, в Кресте излияние небесной сладости; в Кресте крепость души; в Кресте радость духа; в Кресте полнота добродетели; в Кресте совершенство святости. Нет спасения душе, нет надежды жизни вечной, как только в Кресте. О возлюбленная моя паства, подражай Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу! Ничто для тебя да не будет ни велико, ни высоко, ни приятно, ни любезно, кроме Господа нашего Иисуса Христа».
20 декабря 1846 года владыка Антоний тихо и мирно отошел ко Господу.

Читайте также:
Эмилиан Вафидис - житие и творения, слова и наставления, дни памяти, мощи

23 мая 2003 года состоялось прославление в лике местночтимых святых святителя Антония (Смирницкого).

Житие святого мученика Иоанна Воина

Этот преподобный человек чрезвычайно почитался в древней Руси, а в нынешнее время его имя вспоминают 30 июля (ст. ст.). Житие святого Иоанна Воина сокрыто большой тайной, и летописям известно очень немногое. На службе у императора ему приходилось притворяться яростным гонителем христианства, но в действительности он оказывал помощь несчастным верующим и освобождал от страшного плена.

Милосердие преподобного Воина ощущалось не только религиозными людьми: Иоанн с чистым сердцем стремился помощь всем нуждающимся, имеющим проблемы со здоровьем или впавшим в скорбь.

Житие праведника Иоанна Воина

Этот справедливый праведник родился в IV столетии. В годы правления Юлиана, которого звали Отступником (361 — 363 гг.), служил военачальником при императорском дворе. Правитель Византии давал приказы своему главнокомандующему по физическому устранению христианских общин.

Однако святой Иоанн имел противоположные взгляды и, являясь глубоко верующим человеком, помогал тем, кого должен был убить. Он стремился известить несчастных о близкой угрозе, чтобы дать возможность укрыться от преследования. Многих преподобный Воин освобождал после насильственного захвата.

Читайте о святом:

  • Акафист святому мученику Иоанну Воину
  • Молитвы святому Иоанну Воину
  • Икона святого мученика Иоанна Воина

На заметку! Византийского императора Юлиана прозвали Отступником потому, что этот правитель предал истинную веру во Всеединого и Всемогущего Господа, желая распространить на территории государства языческий культ. Юлиан являлся прямой противоположностью своего предшественника, Константина Великого, мудрое правление которого дало христианам 40 лет мирного процветания.

Когда Юлиан Отступник получил информацию о том, что святой Иоанн Воин отказывается подчиняться прямым приказам государственного правителя, он в срочном порядке призвал военачальника к себе. На пути в столицу Византии угодник испытывал на себе жестокое обращение: его считали политическим преступником, не давали пищи и воды, а также наносили увечья. Когда мученик был доставлен в Константинополь, император Юлиан совершал поход против персидского царя, поэтому угодника посадили в темницу.

Житие святого Иоанна Воина подтверждает, что в условиях холода, голода и темноты Божий угодник испытал страх перед мученической смертью и претерпел множество лишений. Несколько месяцев его держали закованным в железных цепях. В его уме возникали сомнения, нужно ли менять относительно спокойную жизнь при дворе на лютые страдания.

Читайте также:
Житие Бориса и Глеба - описание и история жизни, чудеса и дни памяти святых, описание смерти

В суровой борьбе с искушениями Иоанну Воину помогала искренняя молитва. Всевышний Господь укреплял веру преподобного и давал силы.

Святого освободили из заточения после смерти Отступника. Помня об испытанных мучениях, очищенный страданиями Иоанн Воин посвятил дальнейшую жизнь исключительно служению Господу и всем людям. Собственное имущество он раздал страждущим нищим, которые видели в его лице защитника и утешителя.

На заметку! Имя Иоанн имеет древнееврейские корни, оно означает: «дар или благодать Божья». Русская модификация Иван появилась в XIV столетии.

Почитание мощей

Мученик Иоанн Воин достиг почтенной старости в чистоте и богобоязненном смирении. Его смерть была спокойной и умиротворенной. Угодник хотел, чтобы его похоронили там, где находили последний приют странники, нищие и страждущие. Когда этот святой человек покинул мир, на процессию прощания явились все константинопольские бедняки.

Иоанна Воина свято чтили и помнили после кончины, к его мощам стекалось огромное количество народа, чтобы смиренно просить о помощи. Однако вскоре люди забыли, где находится место его захоронения.

Мощи святого обрели спустя несколько веков. Иоанн лично пришел во сне одной богобоязненной женщине, раскрыв место своего захоронения. Нетленные останки выставили в Константинопольской церкви для всеобщего поклонения, поместив их в драгоценной раке.

Читайте о мощах других праведников:

Святые останки Иоанна совершали множество чудес, потому что преподобный был другом Всевышнего при жизни и стремился услужить Его Воле. Религиозное величие мученика заслужено праведностью и смирением, несмотря на критичное падение нравственности вокруг. Иоанн Воин выстоял перед многочисленными искушениями и не поддался коварным соблазнам.

На заметку! Всевышний распорядился таким образом, что биография этого святого покрыта туманом, о нем практически ничего неизвестно. Есть предположение, что сам мученик желал, чтобы в день памяти его имени (30 июля) все люди проявили милосердие и сострадание к окружению. Подвижничество побеждает пустоту и разочарование этого мира.

Чудеса перед иконою и останками

В православной традиции этот святой и великий мученик чрезвычайно почитаем. Его называют помощником в эмоциональных скорбях и трудных обстоятельствах.

  • Иоанну Воину молятся, чтобы обрести утраченное или сворованное имущество. В настоящее время произошел эпизод чудесного возвращения драгоценного предмета хозяйке. Последняя потеряла кольцо, освещенное в Иерусалиме. Её чистосердечные молитвы дошли до Иоанна, который помог в обнаружении реликвии.
  • Прошения одной женщины перед останками святого были услышаны. Несчастная жаловалась на обман работодателей, которые выгнали её с места работы и не заплатили положенную компенсацию. Святой заступник оказал чудодейственное влияние и помог восстановить справедливость.
  • У одной семьи украли персидский ковер, которому насчитывается более 150 лет. Несправедливо обделенные люди стали читать священный акафист самому Иоанну Воину. Вскоре к ним явился тот, кто незаконно присвоил себе драгоценный предмет, отдал ковер и попросил, чтобы мужчина в военной форме не приходил более к нему во сне.
  • Чтение акафиста Иоанну помогло одной женщине восстановить справедливость и вернуть себе честно заработанные деньги. Начальник самолично ей позвонил, пришел на встречу, вручил конверт с необходимой суммой денег и попросил ничего не расспрашивать. Другим людям этот жадный и хитрый человек платить отказывался.
  • Летописи утверждают: при нашествии татар на Серпуховский женский монастырь некий варвар стал пилить святое изображение Иоанна. Из доски показалась кровь, но преступник не останавливался и пытался сделать еще несколько надрезов. На глазах присутствующих икона чудесным образом восстановилась, а татарин обрел веру во Христа. Запекшаяся кровь и места распилов были видны и после.
  • В христианских сказаниях для этого угодника предназначалась специальная молитва, помогающая обрести украденные вещи и вернуть бежавших слуг.

Иконография

Его церковные изображения практически неизвестны в византийском искусстве, несмотря на константинопольское рождение. На Руси XI столетия лики Иоанна Воина также встречаются очень редко.

Русская иконография угодника получила распространение только в XVII веке и отличалась типологическим различием.

  • Мученика часто изображали в одеждах правящего класса (патриция) или в доспехах. Первая версия более ранняя, она показывала святого в плаще, который одевался поверх хитона. Во второй — Иоанн представал как юноша.
  • На иконах Иоанн изображался с волнистыми и короткими волосами русого оттенка.
  • Лоб его — высокий, а борода — короткая и раздваивающаяся на конце.
  • Атрибутика главного персонажа иконы отражает мученический и воинственный направления почитания: крест находится в правой деснице, а левой Воин опирается на щит.
  • В некоторых местах святого Иоанна представляли вместе с преподобным Мартирием, который делает благословляющее движение в сторону мученика.
  • Крест угодника символизирует веру, пронесшую многочисленные земные испытания, копье — это сила, обретенная через Господа ради победы над греховностью и атеизмом. Щит ассоциируется с божественным покровительством от всевозможных несчастий.
  • Нередко его изображение путали с ликом Иоанна Нового — купца, представленного в доспехах. Поэтому существует большая сложность в определении настоящих икон святого мученика.
Читайте также:
Житие Кукши Одесского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Помощь святынь и правильное прошение

Угодник, посвятивший собственную жизнь бескорыстному служению Господу и всем его творениям, особенно почитается в православной традиции.

  • Во времена крепостного права простой народ искренне верил, что обращение к образу святого позволяет отыскать грабителя, вернуть украденное и скрывшегося слугу. В летописях находят большое количество доказательств этим чудесам.
  • Молебен, обращенный к Воину-мученику, разрешает различные неприятности в финансовом деле.
  • Многие воры из-за страха перед чудесами сами признавались в содеянном.
  • Матери, провожающие сыновей на войну, произносили молебны и просили защиты от гибели и ранений.
  • К изображениям Иоанна Воина обращаются люди, находящиеся в заточении.
  • Воин-мученик способен снизить влияние наступивших скорбей и устранить апатию.

Обращаясь к святому заступнику, следует выбрать определенный молебен, подходящий для конкретного случая. Однако сперва необходимо обрести душевное равновесие и сконцентрироваться на благополучном исходе дела. Часто к Воину обращаются через акафист (благодарственное пение), состоящий из больших и малых строф.

Храмы мученика находятся в Москве, Новокузнецке, Ленинградской области, Ставрополе, Брянске, Краснодаре и т.д.

На заметку! В северных и северо-восточных областях Руси святого считали великим покровителем военных и помощником в борьбе за Отечество. К иконе обращался Иван Грозный, построивший в его честь деревянную церковь в Москве. Петр Великий возил с собою икону Воина-мученика на протяжении Северной войны с врагами из Швеции.

Святой мученик Иоанн Воин запомнился как христианин, стремящийся облегчить страдания и предупредить несчастных бедняков и нищих о грозящих бедствиях. Испытав множество потрясений в темнице, он только укрепился в бескорыстном желании служения Господу.

Люди, обращающиеся к его образу и мощам, могут обрести утерянное богатство и попросить защиты от напастей.

Святой мученик ИОАНН ВОИН (IVв)

Святой мученик Иоанн Воин (память 30 июля/12 августа) жил в IV веке. Сказание об этом святом содержится в Синаксаре Константинопольской церкви конца X века.

Во времена гонений на христиан святой Иоанн служил в войске римского императора Юлиана Отступника (361 — 363), в полку таифалов (по византийским историческим записям таифалы – скифы) и был вынужден участвовать в гонениях. Иоанн был тайным христианином и, пользуясь своим положением, делая вид, что он ревностный преследователь христиан, всегда старался помочь им избежать смерти, предупреждал об опасности, иногда освобождал из-под стражи арестованных. Кроме того, он поддерживал больных и немощных независимо от их вероисповедания, посещал темницы и утешал страждущих.

Когда император узнал о такой деятельности святого Иоанна, то потребовал его к себе. По дороге в Константинополь воины обращались с ним как с государственным преступником, морили его голодом и жаждой и били его. Когда святого привели в столицу, император Юлиан был в походе против персов, и святой Иоанн был заключен в темницу . Здесь-то и напало на мученика Христова малодушие; он боялся ожидаемой лютой казни. В течение нескольких месяцев он был закован в тяжелые цепи и претерпел немало лишений. Иногда мученик изнемогал душой, и его одолевали сомнения: стоит ли менять спокойную жизнь на такие страдания. Но в искушении, в борьбе плоти и духа святой Иоанн находил поддержку в молитве. Господь укреплял святого мученика, и он радостно прославлял милосердие Творца.

В 363 году император был убит в войне с персами. После смерти Юлиана Отступника святой мученик Иоанн Воин был освобожден по приказу нового императора-христианина Иовиана (363–364). Испытанный скорбями и очищенный ими, как золото в горниле, он посвятил остальную жизнь служению Богу и людям . Все свое имение он употребил на пользу бедным, больным и страждущим, которые находили в святом Иоанне истинного утешителя и помощника. В чистоте и святости мученик Иоанн дожил до глубокой старости и мирно отошел ко Господу. Точная дата смерти святого неизвестна . Он завещал совершить погребение своего тела на том месте, где погребали странников и нищих, которые всегда были близки его душе.

Со временем место погребения святого мученика Иоанна Воина было забыто. Однажды он явился в сонном видении благочестивой женщине и указал, где его могила. Святые мощи мученика были обретены нетленными . Господь прославил их чудотворениями. Если человек был другом Господу при жизни, то все просьбы его к Господу исполняются. Тем более, Господь исполняет просьбы тех, кто был праведен при жизни и почил. По молитвам к святому Иоанну были явлены многочисленные чудеса.

В народе считается, что святость Иоанна Воина заслужена еще и тем, что святой жил праведно и богоугодно, несмотря на всеобщее падение нравов вокруг него. Когда кругом царит грех и нарушение заповедей — дело обычное, очень трудно устоять и не поддаться соблазну. Позднее честные мощи мученика Иоанна Воина были положены в Константинопольском храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова .

На Руси святой мученик Иоанн Воин стал весьма почитаемым святым. Ему посвящен храм в Москве на ул. Б. Якиманка .

Храм Иоанна Воина на Якиманке

Первое упоминание об этой церкви относится к 1625 году. Тогда она располагалась на берегу Москвы-реки, ближе к современному Крымскому мосту. Иоанн Воин был покровителем стрельцов, живших там с 50-х гг. XVI века по повелению царя Иоанна Грозного. После подавления стрелецкого восстания храм пришел в запустение, в 1708 году был затоплен во время наводнения. Согласно легенде, восстановить храм повелел Петр I в честь победы в Полтавской битве, считая Иоанна Воина покровителем русского воинства. Освящение храма 12 июня 1717 года совершил патриарший местоблюститель митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). В 1812 г. храм был осквернен французами, затем вновь освящен. В советское время храм не закрывался. В 1922 году был убит настоятель храма о. Христофор (Надеждин), в 2000 году причисленный к лику святых новомучеников и исповедников российских.

Читайте также:
Житие преподобного Амвросия Оптинского – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Богу было угодно, чтобы о жизни Иоанна Воина не сохранилось подробностей. И скорее всего, сам Иоанн Воин, хотел бы, чтобы в день его памяти люди проявляли милосердие друг к другу, к тем, кто слабее, беднее, незащищеннее. Помощь ближнему освещает жизнь, делает ее осмысленной и цельной. Разочарование, уныние, пустота — уходят из жизни, когда человек начинает помогать тому, кто действительно нуждается в помощи.

В русской православной традиции имя Иоанна воина известно с давних пор, как великого помощника в скорбях и обстояниях. Люди, утерявшие важные и необходимые вещи, тоже обращаются к святому с молитвой. Святой является покровителем военнослужащих. Также святому Иоанну воину молятся за тех, кто находится в темнице и заточении.

Молитва святому Иоанну Воину
О мучениче Христов, Иоанне воине! Храбрый еси во бранех, и врагом прогонитель, и обидимым заступник, всем православным христианом. О великий заступниче и угодниче Христов, Иоанне воинственниче! Помилуй нас, грешных и недостоиных, и заступи в бедах и в скорбех, и в печалех и во всякой злой напасти, и от всякаго злаго и обидящаго человека, тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога, еже молитися за ны, грешныя, в бедах и напастех зле страждущия. Избави убо нас от обидящих и ненавидящих, буди нам поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша. О великий поборниче, Иоанне воине! Не забуди нас, всегда молящихся тебе, просящих помощи и неоскудныя милости твоея, и сподоби нас, грешных и недостойных, получити от Бога неизреченная благая, яже уготова любящим Его. Яко подобает Ему всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. А минь.

Тропарь мученика Иоанна Воина, глас 4
Всеблагаго Бога и Царя/ благоверный раб и воин явился еси, Иоанне чудодетелю,/ пострадав бо ради веры мужески,/ блаженно же скончав течение,/ зриши Всетворца Господа в Небесех светлейше./ От Негоже прием дарование чудес,/ страждущим человеком во всяких напастех помогаеши,/ укрепляеши воины в ратех,/ от врагов пленения, ран же и внезапных смертей и от бед лютых изымаеши./ Темже моли Владыку Христа, приснопамятне,/ да во всяком обстоянии сотворит нам милость/ и не введет нас во искушения,// но спасет души наша, яко Человеколюбец.

Кондак мученика Иоанна Воина, глас 6
Благочестиваго воина Христова,/ победившаго враги душевныя и телесныя богомудренно,/ Иоанна мученика достодолжно песньми восхвалим,/ чудодействуя бо, подает обильная исцеления страждущим людем/ и молится Господу Богу// от всяких бед спасти правоверныя.

мученик иоанн воин житие

Мученик Иоанн Воин

Во времена правления римского императора Юлиана Отступника, в четвертом веке, снова начались гонения на христиан. Убежденный язычник, отрекшийся от веры Христовой, Юлиан посылал во все концы своей необъятной империи воинов, чтобы они беспощадно расправлялись с христианами, если те не принесут жертвы языческим богам. Одним из отрядов поручили командовать Иоанну. Бравый воин на людях старался выглядеть свирепым гонителем христиан. На самом же деле, Иоанн тайно предупреждал их о передвижении своего отряда и они успевали скрыться. Если его воинам все же кого-то удавалось схватить, то он просто отпускал узников под разными предлогами. Такое положение дел не могло продолжаться долго. Об Иоанне донесли императору. Разгневанный Юлиан Отступник приказал доставить в столицу мятежного военачальника, чтобы пытать и казнить его! Иоанна схватили, избили, заковали в кандалы и привели в тюрьму Константинополя . Не понаслышке знал военачальник, как искусны и беспощадны в своем страшном ремесле императорские палачи. Иоанн был бесстрашен на поле брани, но тут вдруг испугался, что не выдержит пыток и отречется от Христа. Тогда он стал молился к Спасителю:

“Господи! Ты видишь, как я немощен и слаб! Поддержи и укрепи меня! Мой ум колеблется сомнением. Если Ты не придешь ко мне на помощь, боюсь не выдержать пыток и отречься от Тебя Господи!”

Во время одной из таких молитв раздался скрежет замка, отпирающего тюремную дверь.

“Повезло тебе, счастливчик! Не казнь! Освобождение тебе вышло! Да еще имение вернут! Император наш Юлиан погиб в бою. А новому императору убивать вас, христиан ни к чему, он и сам – христианин.”

“Благодарю тебя Господи, за милость Твою ко мне грешному!”

Всю оставшуюся жизнь провел святой Иоанн, помогая больным и обездоленным. Похоронить себя он завещал на кладбище для нищих и странников. Когда Иоанн умер, все бедняки Константинополя провожали его в последний путь. Но со временем могила его затерялась среди прочих безымянных могил. Спустя десятилетия, бедная вдова, которая жила рядом с кладбищем, заметила над одной из могил неземной свет. Она не знала, что и подумать. А ночью, во сне увидела воина, который рассказал ей о себе и назвал имя. Вдова поведала обо всем священникам и указала место, где видела свет. Тогда, с великими почестями перенесли мощи святого, от которых происходило множество чудес и исцелений, в церковь апостола Иоанна Богослова в Константинополе.

А вскоре, в дом бедной вдовы пробрались воры. Но ценных вещей у нее не было, и тогда они решили унести все, что есть. Вдруг, у себя за спиной, они увидели воина в старинных доспехах. Он велел положить награбленное на место. Воры в ужасе побросали вещи и убежали. Таинственный защитник так их напугал, что на следующий день они пришли к вдове просить прощения. И вдруг на иконе, висящей на стене в ее доме, увидели и узнали святого Иоанна Воина, который их остановил.

С тех пор пошла традиция – молиться святому мученику Иоанну Воину об обретении украденных вещей. И конечно же, ему молятся за тех людей, которые находятся в темницах и заточении, о людях, которых несправедливо осуждают и обижают.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: