Апостол Фома: биография и житие, дни памяти, дело, почитание

Биография и житие апостола Фомы, в чем помогает икона святого и тексты молитв

Иисус Христос передал своим 12-ти ученикам благодать Святого Духа, чтобы они после его вознесения к Отцу проповедовали заветы. Об апостоле Фоме в Священном Писании повествуется, что он поверил в воскресение Спасителя только тогда, когда удостоверился в его ранах, а потому получил прозвище «неверующий». В действительности его вера была искренна и глубока. Благодаря святому в Индии была основана христианская община.

Биография святого апостола

Апостол Фома – один из 12 ближайших учеников-последователей Иисуса Христа. До встречи со Спасителем его называли Иудой.

Происхождение

Родился и вырос Иуда в Галилее, в маленьком городке Пансада, на берегу озера. Средства на пропитание ему давала рыбная ловля.

Как Фома стал апостолом

О житии святого рассказано в Евангелии. Однажды он стал свидетелем проповеди Христа на берегу озера. Речи Иисуса произвели на рыбака столь глубокое впечатление, что он бросил свое занятие и последовал за проповедником вместе с другими апостолами. Иисус, видя такое рвение, принял Иуду в свои ученики и дал ему имя Фома. Фома в переводе с еврейского означает «близнец».

Существует несколько гипотез, почему апостол получил такое имя:

  • из-за сросшихся двух пальцев на правой руке;
  • большого внешнего сходства с Иисусом;
  • имел брата-близнеца.

В Священном Писании святого именуют Фомой или Близнецом.

Почему Фома стал «неверующим»

Святой был человеком эмоциональным, что сказывалось на его речах и поведении. Например, когда Иисус решил отправиться в Иудею, где его могли схватить, один Фома решительно поддержал Спасителя и готов был сопровождать его. Другие апостолы, наоборот, отговаривали Иисуса от риска.

Близнец отсутствовал на другой день после распятия Христа, когда Спаситель явился своим ученикам и передал им Духа Святого со словами, что теперь они получили право отпускать грехи. Фома усомнился в словах собратьев по вере, за что получил прозвище «неверующий». Он заявил, что только тогда поверит в Божественную сущность Учителя, когда своими глазами увидит его раны и руками ощутить плоть (раны на руках и теле).

На 8-й день Спаситель снова явился своим ученикам, среди которых присутствовал «неверующий». Иисус обратился к нему, чтобы он удостоверился в его сущности и погрузил пальцы в раны. Но потрясенный ученик отказался это делать и с этого времени более других апостолов уверовал в учение Христа.

Служение Богу

После вознесения Христа ученики бросили жребий, куда каждому из них отправиться проповедовать заповеди Божьи. Святому выпало идти проповедовать в Индию. В «Деяниях Фомы», длительное время считавшихся неподтвержденной историей древних сирийских авторов, описана жеребьевка и последующая деятельность Иуды-Фомы в Индии.

Святой отказался идти проповедовать в Индию, сославшись на здоровье и возраст. Апостолы вынуждены были обратиться с молитвой к Иисусу Христу. Спаситель явился апостолу во сне, но и это не помогло побороть упрямую решимость Близнеца.

В этот период времени в Иерусалиме находился Хаббан, посланник индийского царя Гундофара, искавший европейского плотника для строительства дворца. Иисус Христос явился к Хаббану под видом купца и предложил непокорного ученика под видом своего раба-архитектора.

Иуда-Фома узнал, что Господь продал его в рабство, и подчинился Божьей воле. В Индии царь выдал ему значительную сумму денег на строительство дворца. Но святой, вместо строительства, стал раздавать деньги и проповедовать учение Христа. Когда царю донесли, что чужеземец, вместо строительства, исцеляет больных, помогает бедным и вовлекает индусов в новую веру, то Гундофара разгневался и призвал к себе апостола.

На вопрос, когда можно будет посмотреть дворец, святой ответил, что после смерти царя. Фому бросили в темницу, но вскоре освободили. Гундофаре явился во сне умерший брат и сообщил, что в царстве мертвых для него построен прекрасный дворец. Царь принял крещение от апостола и отпустил его.

Казнь и кончина

Апостол был оклеветан брахманами перед одним местным царем, за обращение в христианство его жены и сына. За это он был предан мучительной смерти: 19 декабря 72 года после пыток его пронзили копьем в нескольких местах; через 3 дня Фома скончался от ран.

Иконография

Сюжет иконы «Уверение Фомы» основан на библейском тексте, где повествуется о явлении Христа апостолам на 8-й день после воскрешения. В центре фигура Христа и Близнец, рассматривающий раны Спасителя. С двух сторон их окружают апостолы на фоне храма.

Читайте также:
Житие Вонифатия Тарсийского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Значение в православии

Святой Фома является основоположником христианской церкви в Индии. За 20 лет апостольского служения апостол основал 7 храмов, создав самую крупную христианскую церковь за пределами Римской империи.

Почитание

День памяти святого в православии – 19 октября (по новому стилю) и 13 июля (почитание 12-ти апостолов). Восьмой день Пасхи, совпадающий с воскресеньем, называют Фоминой неделей.

Местоположение мощей

До IV века мощи апостола находились в Индии.

Затем большую часть мощей вывезли в Европу, где в настоящее время они покоятся:

  • в базилике Святого Фомы (Ортону, Италия);
  • Сионском соборе (Тбилиси, Грузия);
  • монастыре апостола Иоанна Богослова (Греция);
  • Афоне;
  • Венгрии.

В Индии святым останкам молятся в соборе Святого Фомы (город Ченнаи).

О чем просят апостола Фому

К святому обращаются, чтобы укрепиться в вере, получить прощение грехов от Всевышнего, излечить болезни.

Православные тексты

Тропарь, глас 2-й

Мученик Христов быв, Божественнаго собора апостольскаго сопричастник, неверствием бо Христово Воскресение известив и Того пречистую страсть осязанием уверив, Фомо всехвальне, и ныне нам проси мира и велия милости.

Кондак, глас 4-й

Премудрости благодати исполнен, Христов апостол и служитель истинный, в покаянии вопияше Тебе: Ты мой еси Бог же и Господь.

Молитва первая

О, святый апостоле Фомо! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время неверия, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святый угодниче Божий, апостоле Фомо! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

19 октября — память апостола Фомы

Святой апостол Фома, называемый близнец, родился в Галилейском городе Панеаде. Когда Господь наш Иисус Христос, во время Своего пребывания на земле с людьми, проходил по городам и селениям, уча народ и исцеляя всякие болезни, Фома, услышав Его проповедь и увидев Его чудеса, прилепился к Нему всею душою. Насыщаясь сладкими словами Иисуса Христа и созерцанием Его пресвятого Лица, Фома ходил за Ним и был удостоен Господом причисления к лику двенадцати апостолов, с коими и следовал за Христом до самых Его спасительных страданий.

Читайте также:
Роман Сладкопевец - житие и биография преподобного, мощи, дни памяти и почитание, труды и творения

По воскресении же Господа святой Фома своим недоверием к словам других апостолов о сем еще более усилил веру Церкви Христовой. Ибо в то время как прочие ученики Христовы говорили: «видехом Господа» он не хотел им поверить, доколе сам не увидит Христа и не прикоснется к Его язвам. На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул святой.

После вознесения Иисуса Христа на небо и сошествия Святого Духа апостолы бросили между собою жребий, куда каждому из них идти для проповедания Слова Божия. Фоме выпал жребий идти в Индию, чтобы просветить помраченные язычеством страны и научить истинной вере различные обитавшие там народы — парфян и мидян, персов и гиркан, бактрийцев и брахманов и всех самых дальних обитателей Индии.

Фома очень скорбел о том, что он посылается к таким диким народам; но ему явился в видении Господь, укрепляя его и повелевая быть мужественным и не страшиться, и обещал Сам пребывать с ним. Он скоро указал ему и возможность проникнуть в сии страны.

И апостол стал проповедовать о Христе воскресшем в Палестине, Месопотамии, Эфиопии, а затем и Индии. Однажды апостола представили индийскому царю как весьма искусного зодчего, и царь повелел Фоме построить для него великолепный дворец. Фома сказал, что он построит такой дворец, и он будет даже лучше, чем царь может себе представить. Для постройки апостол получил очень много золота, которое раздал бедным и неимущим. Прошло два года и царь вновь пригласил к себе апостола и спросил, что удалось сделать за этот период. А апостол Фома ответил, что дворец уже почти готов, осталось лишь только закончить крышу. Обрадованный царь вновь дал Фоме золото, чтобы крыша соответствовала великолепию и красоте дворца. Апостол снова раздал все эти деньги больным, неимущим и бедным людям.

Тогда доложили царю, что на том месте, где должен стоять дворец, еще ничего не построено. Разгневанный царь пригласил Фому и спросил, построил ли он что-нибудь или нет, а Фома ответил, что дворец готов, но построил он его на небесах. «Когда ты перейдешь из этой временной жизни, — сказал Фома, — то там, на небе, ты обнаружишь прекрасный дворец, в котором ты будешь пребывать вечно». Царь в этом ответе заподозрил обман и решил, что апостол открыто насмехается над ним, и поэтому приказал тяжко его мучить.

В это время умер брат царя, которого царь очень любил. В этом горе он множество дней безутешно оплакивал смерть своего брата. А душа этого брата-язычника также была вознесена на небо и ей, как и всякой другой душе, были показаны и райские обители, и ад. И когда она осматривала рай, то в одном месте увидела великолепнейшее строение, такое прекрасное, что ей захотелось пребывать в нем вечно. И тогда душа спросила Ангела, который водил ее по раю, кому принадлежит это место. И Ангел ответил, что это — дворец ее брата, для него построены эти великолепные палаты. И тогда душа стала просить Ангела о том, чтобы он разрешил ей вернуться на землю для того, чтобы испросить у своего брата разрешение войти в уготованные ему палаты. И Ангел разрешил ей вернуться в бездыханное тело.

И произошло чудо: умерший брат царя воскрес. Какое было ликование, какая была радость, когда царь услышал, что его брат ожил. Когда состоялась их первая беседа, брат стал ему рассказывать, что произошло с его душой после смерти. И он сказал: «Помнишь, ты когда-то обещал отдать мне полцарства, — не нужно мне этого дара, но дай разрешение, чтобы тот дворец, который уготован тебе в Царстве Небесном, был и моим дворцом». И понял царь, что Фома не обманывал его, что для него Господь уже уготовал место в Царстве Небесном. Тогда раскаявшийся царь не только выпустил Фому из заключения, попросив у него прощения, но и принял Крещение.

В то время, когда Фома просвещал проповедью Евангелия индийские страны, наступило время честного преставления Божией Матери, и все апостолы из разных стран восхищены были на облаках небесных и перенесены в Гефсиманию, к одру Преблагословенной Девы. Тогда и святой апостол Фома был восхищен из Индии, но не поспел прибыть к самому дню погребения Богопрославленного тела Пречистой Богородицы. Это устроено было Божиим изволением для того, чтобы удостоверить верующих, что Матерь Божия с телом была взята на небо. Ибо как относительно воскресения Христова мы более утвердились в вере чрез неверие Фомы, так относительно взятия на небеса с плотью Пречистой Девы Марии Богородицы узнали вследствие замедления Фомы.

Читайте также:
Нестор Летописец: жизнь и биография монаха, память и мощи, книги

Апостол прибыл только на третий день после погребения и скорбел о том, что не мог быть в Гефсимании в самый день погребения, чтобы проводить с прочими апостолами тело Матери Господа своего на место погребения. Тогда, по общему соглашению святых апостолов, для святого Фомы открыли гробницу Пресвятой Богородицы, чтобы он, увидев пречистое тело, поклонился ему и утешился в своей печали. Но когда открыли гробницу, то не нашли тела, а только одну лежавшую там плащаницу. И отсюда все твердо уверились в том, что Матерь Божия, подобно Сыну Своему, воскресла в третий день и с телом была взята на небеса.

После сего Фома снова появился в Индийских странах и проповедовал там Христа, обращая многих к вере знамениями и чудесами. Затем апостол пошел еще дальше, в Каламидскую страну, и, проповедуя здесь Христа, обратил к вере двух женщин, одна из которых была женой тамошнего царя Мудзия. Обе женщины настолько уверовали, что отказались от плотского сожительства со своими нечестивыми мужьями.

Это очень разгневало царя и его приближенных и святой апостол был заключен в темницу. Он претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. На том же месте, где было погребено тело апостола, совершались по молитвам его многие чудеса во славу Христа Бога нашего.

Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.

ФОМА, АПОСТОЛ

Апостол Фома. Новгород, 60-е годы XIV в.

Фома Близнец (греч. Θωμᾶς ὁ Δίδνμος; I в.), апостол от двенадцати

Память в Неделю о Фоме – воспоминание уверения ап. Фомы, 20 июня – перенесение мощей [1] (Греч. [2]), 6 октября и в Соборе двенадцати апостолов

По церковному преданию, апостол Фома был родом из галилейского города Пансады, занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, все оставил и последовал за Ним. Спаситель избрал Фому в число двенадцати Своих учеников.

В Евангелии от Иоанна рассказывается, что святой Фома был очень предан Господу, и когда Христос собирался уже отправиться в последнее Свое путешествие в Иерусалим, то он призвал несколько оробевших апостолов следовать за Учителем до конца и если понадобиться, то и умереть вместе с Ним.

По свидетельству Писания, апостол Фома не поверил Воскресению Христа. “Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры” (Ин. 20, 25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. «Господь мой и Бог мой!» – воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».

По церковному преданию, апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью: за обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелипура (Каламина) был заключен в темницу, претерпел пытки и, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.

Мощи и почитание

Честная глава святого апостола Фомы от 12-ти. Монастырь ап. Иоанна Богослова. Греция. Остров Патмос.

Часть мощей святого апостола Фомы покоится в индийском городе Ченнай, в храме его имени, у самого берега Индийского океана, где святой апостол Фома своими руками построил храм. В этом городе прошли последние четыре года его апостольского служения с 68 по 72 год [3].

На начало XXI века часть честной главы апостола сохранялась в монастыре Иоанна Богослова на Патмосе, Греция, где считалась даром императора Алексея I [4].

Часть мощей находится в Италии в городе Ортона, в принадлежащей латинянам базилике святого Фомы. Мощи святого апостола Божия там хранятся в двух раках – в крипте, где на раке устроен престол, и в приделе – в раке-бюсте, которую выносят на крестный ход.

Части мощей святого апостола Фомы есть в Венгрии и на Афоне.

Молитвословия

Тропарь, глас 2 из службы 6 октября:

Учени́к Христо́в быв,/ Боже́ственнаго собо́ра апо́стольскаго соприча́стник,/ неве́рствием бо Христо́во Воскресе́ние извести́в/ и Того́ пречи́стую страсть осяза́нием уве́рив,/ Фомо́ всехва́льне,// и ны́не нам проси́ ми́ра и ве́лия ми́лости.

Кондак, глас 4 (Подобен: Явился еси днесь:) из службы 6 октября:

Прему́дрости благода́ти испо́лнен,/ Христо́в апо́стол и служи́тель и́стинный/ в покая́нии вопия́ше Тебе́:/ Ты мой еси́ Бог же и Госпо́дь.

Кондак, глас 8 из Цветной Триоди:

Любопы́тною десни́цею жизнопода́тельная Твоя́ ре́бра Фома́ испыта́, Христе́ Бо́же:/ созаключе́нным бо две́рем я́ко вшел еси́,/ с про́чими апо́столы вопия́ше Тебе́:// Госпо́дь еси́ и Бог мой.

Использованные материалы

  • “Не буди неверен, но верен!” (комментарий в свете веры) // Седмица.Ru
    • http://www.sedmitza.ru/text/407462.html
  • Житие на сайте Православие.Ru
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life1681.htm
  • Наталья Гусева. “Святой апостол Фома” // Сайт Троицкого храма на Пхукете
    • http://phuket.ortox.ru/2014/10/18/svyatoj-apostol-foma/
  • Источник фотографии: https://www.solun.gr/news/2015-10-06/prazdnik-apostola-fomi-na-patmose
  • Минея. Октябрь, изд. Московской Патриархии, с. 168, 172-173 (молитвословия):
    • http://files2.regentjob.ru/minea/oct/oct168.html
    • http://files2.regentjob.ru/minea/oct/oct172.html
    • http://files2.regentjob.ru/minea/oct/oct173.html
  • Триодь Цветная, изд. Московской Патриархии, 1992 (репринтное изд.), л. 39 (кондак).

[1] Переложение мощей и одежд апп. Луки, Андрея, Фомы и Иоанна Богослова, прор. Елисея и мч. Лазаря в церковь Святых Апостолов в Константинополе при императоре Константине Багрянородном ок. 956-970. Вторая часть заголовка (от слов “в церковь”) – по: Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. – Т. V. – С. 705.

Святой апостол Фома 2021: какого числа по церковному календарю

Святой апостол Фома был одним из двенадцати апостолов Иисуса, почитаемых православной церковью. Он стал единственным, кто усомнился в Воскресении Иисуса. О житие святого и в чем помогает молитва перед иконой апостола Фомы, а также где находятся мощи, вы узнаете ниже. А также, какого числа день памяти апостола Фомы в 2021 году по православному календарю, стоит знать всем без исключения!

Когда день памяти святого апостола Фомы в 2021 году?

День памяти апостола Фомы в 2021 году празднуется дважды.

  • 19 октября – день кончины апостола Фомы.
  • 13 июля – Собор двенадцати апостолов.

По старому стилю день памяти апостола Фомы отмечался церковным календарем 6 октября. Собор 12 апостолов по старому стилю отмечается церковным календарем 30 июня. Даты не являются переходящими, отмечаются православной церковью в один и тот же день каждый год.

Житие апостола Фомы

Апостол Фома был рожден в городе Панеаде. Фома впервые увидел Иисуса Христа, когда тот проходил по городам и селеньям исцеляя народ и проповедуя.Став свидетелем чудес, Фома уверовал в Господа и последовал за Иисусом. Позже Иисус избрал его в числе своих двенадцати апостолов. Фома следовал за Сыном Божиим до последних его дней.

Когда Иисус воскрес, Фома своими сомнениями еще более усилил христианскую веру, т.к. он хотел сам увидеть Христа и прикоснуться к нему. На восьмой день после Воскресения к Фоме явился Иисус и показал ему свои язвы.

После вознесения Иисуса и сошествия Духа Святого апостолы бросили жребий, куда они пойдут проповедовать. Фома должен был отправится в Индию, чтобы научить народы этой страны истинной вере. Фома был очень расстроен, что ему предстоит ехать к таким диким народам, но Господь явился к нему и сказал набраться мужества и не бояться.

Апостол долгое время проповедовал в Месопотамии, Палестине, Эфиопии и Индии. Когда индийский царь пригласил Фому в качестве зодчего и повелел построить ему дворец. Фома согласился и сказал, что он будет лучше, чем царь себе может представить. Получив на строительство много золота, он раздал его бедным.

Через два года царь снова позвал апостола к себе и уточнил, готов ли дворец. Фома ответил, что осталось доделать крышу. Царь велел дать еще золота, чтобы скорее закончить строительство, но апостол снова все раздал.

Когда царю доложили, что дворец так и не был построен, разгневанный правитель спросил у Фомы, где дворец, но тот ответил, что построил его он на небесах. Правитель подумал, что Фома обманул его и приказал его наказать.

В то же время у правителя умер брат, которого он очень оплакивал. Душа умершего вознеслась на небо и в то время, когда она осматривал рай, она увидела роскошный дворец. Душа спросила Ангела, чей он, и Ангел ответил, что это дворец ее брата. Тогда душа тала просить Ангела вернуться на землю и рассказать брату, какой роскошный дворец ждет его в раю. Ангел согласился, и умерший брат воскрес. Он рассказал царю, что в раю его ждет великолепный дворец. Раскаявшись, правитель не только помиловал Фому, но и захотел принять Крещение.

Во время его проповедования в Индии, произошло преставление Божией Матери, и все апостолы были на облаках перенесены к одру усопшей. Апостол Фома не успел к моменту погребения Пречистой Богородицы. Это было устроено Господом для того, чтобы верующие уверовали, что Богородица вознеслась на небо вместе с телом.

Фома прибыл только на третий день после похорон и скорбел о том, что не смог вместе с другими апостолами проводить Матерь Господа к месту погребения. Тогда апостолы согласились открыть гробницу специально для Фомы, но там оказалась одна лишь плащаница.

После этого Фома снова отправился в Индию и проповедовал там, сопровождая свои проповеди различными чудесами. Затем апостол проповедовал в Каламидской стране, где обратил к вере двух женщин. Уверовав, эти женщины отказались от плотской жизни с мужьями. Одна из них оказалась женой местного правителя. Разгневанный царь повелел схватить апостола и заключить его в темницу, где его пытали. Когда его пронзили пятью копьями, он умер.

Где находятся мощи святого

Тело святого апостола Фомы было погребено на том же месте, где его пытали. Разные части святых мощей апостола Фомы покоятся на Афоне, в Венгрии и Индии. Часть мощей святого находится в храме его имени в индийском городе Ченнай. В этом месте, на берегу Индийского океана, святой апостол Фома своими руками построил храм, тут же прошли 4 года его апостольского служения.

Часть честной главы апостола сохранялась в монастыре Иоанна Богослова на Патмосе, Греция, где считалась даром императора Алексея I. Часть мощей апостола Фомы также находится в Италии в городе Ортона, в базилике святого Фомы. Мощи святого апостола Фомы там хранятся в двух раках – в крипте, где на раке устроен престол, и в приделе – в раке-бюсте, которую выносят на крестный ход.

Отдельные части мощей святого апостола Фомы есть в Венгрии и на Афоне.

О чем молятся апостолу Фоме

Святому апостолу Фоме специально молятся, когда беспокоят сомнение в вере и неверие, так как он сам сумел преодолеть эти душевные состояния. Его просят сохранить молящихся от искушений диавольских, соблазнов и грехопадений, испросить для них свыше помощь во время неверия и способность жить по заповедям Господним, а также другие духовные блага.

Молитва апостолу Фоме о защите от искушений

«О святый апостоле Христов Фомо! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время неверия, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.»

Жизнь и биография Стефана Пермского

Житие Стефана Пермского — яркий пример служения Богу, несения Слова Господнего жителям Пермского края, ценой жизни и любви к людям.

О жизни святителя Стефана оставил самые достоверные и полные сведения Епифаний Премудрый, а еще сцены жизни святого изображены на его посохе, оставленного в дар потомкам.

Детство и юность Стефана Пермского

О благодати Божьей на приход в этот мир помазанника Господнего, подвязавшегося в подвиге апостольского служения, впервые было сказано устами юродивого более шести веков назад. Праведный Прокопий Устюжский, стоя на паперти храма, поклонился маленькой Марии, которой исполнилось только 3 года, и сказал, что она будет матерью архиепископа и учителя веры.

Статьи о других святых:

В начале XIV века город Устюг был торговым центром, здесь проживал Симеон, славившийся своим благочестием, и его жена Мария, та самая девочка, которой было пророчество о рождении святителя. Любящие родители воспитали прекрасного сына, который с малых лет тяготел к науке, познанию христианских канонов, с юношества служил чтецом при храме, в нем нес службу и Симеон.

Сын Симеона прекрасно знал Священное Писание и отличался от сверстников жизнью в добродетели.

С детства ему были привиты такие понятия, как:

  • чистота;
  • целомудрие;
  • трудолюбие.

Юноша никогда не был замечен в пустых забавах и играх, все свободное время он посвящал изучению Библии. Монастырская библиотека стала настоящим подарком для жаждущего знаний инока.

Его подвиги смирения, терпения, послушания, постоянное пребывание в постах и молитвах не остались незамеченными. Вскоре Стефан был рукоположен епископом Арсением в дьяконы, а через несколько лет епископ Герасим благословил его пресвитера того же монастыря.

Любовь к зырянам и изобретение азбуки

Новопоставленному иеромонаху не давала покоя мысль о том, что в Московском государстве, стране христианской, есть целые поселения, где главенствует идолопоклонство. Приезжавшие по делам зыряне из Пермского края часто беседовали со Стефаном, который интересовался их жизнью, обычаями и старался выучить язык пермяков.

Вскоре священник не только стал понимать язык зырян, но и мог изъясняться с ними. Так как коми в ту пору не имели своей письменности, монах решил помочь им. Изучив русский, пермский и греческий языки, по благодати, дарованной Богом, святитель стал служить зырянам.

Важно! Посланник Божий изобрел для них азбуку, в нее входило 24 буквы, как в греческом алфавите, благодаря которой стало возможным сделать перевод нескольких богословских книг для чтения народом коми.

По благословению Коломенского епископа Герасима иеромонах осенью 1379 года отправляется по реке Северная Двина, получив охранные грамоты, чтобы начать там проповедовать, останавливаясь в самых глухих селениях зырян.

Борьба с идолопоклонством

Жители окрестных местностей приходили к огромной березе и проводили ритуальное служение ей, принося в дар лучшие шкуры убитых животных. Трудно было стерпеть поклоннику Бога Живого такого святотатства, однажды он взял топор и стал рубить дерево, из которого вместо сока потекла смрадная жидкость, и послышались жалобные голоса, просящие не изгонять из веками насиженного места.

Не смог иеромонах за один день срубить березу, пошел почивать и молиться вечером в свою келью. Каково же было удивление святителя, когда береза стояла, как ни в чем не бывало, на своем месте, и второй день провел в уничтожении идола Стефан, всю ночь рубил, только на третьи сутки сумел повалить березу.

Ещё интересные статьи о православии:

Вскоре к поваленной березе собралось около тысячи разъяренных зырян, со стрелами и топорами, готовых отомстить за своего идола-бога. В окружении варваров Божий посланник взмолился к Господу, прося о защите и милости к не ведающему, что творит, народу. Господь не замедлил с ответом, в тот же миг все нападающие ослепли. Испуганные зыряне просили Стефана о снисхождении, обещая богатые дары и послушание.

Святитель приказал им вырубить рощу вокруг его кельи, что и было сделано слепыми идолопоклонниками на ощупь. Прозревшие местные жители сразу забыли о своих обещаниях, снова стали угрожать иеромонаху и снова ослепли. На этот раз несущий Слово Божье служитель приказал окопать гору вокруг его жилища, сделав насыпь и ров.

На заметку! Так, руками варваров было приготовлено место для строительства первой христианской обители на Пермской земле, посвященной Благовещенью Пречистой Богородицы.

Святой Стефан открывал местным жителям тайны Царства Небесного, ежедневно умножая число христиан. Пермяне часто приходили к нововозведенной церкви просто полюбоваться ее красотой, ибо ранее не видели ничего подобного. Жители края разделились на два лагеря, поклонников Христа и идолов.

Местный волхв Пама не мог стерпеть такого унижения своих богов, он вызвал святого служителя на состязание, предложив пройти испытание водой и огнем, и сам же испугался, когда Стефан предложил пройти из проруби в прорубь по дну реки 100 метров, а затем зайти в горящую избу. Отказавшегося от состязаний волхва изгнали из края, а с ним ушли и злые духи.

Видя любовь и терпение иеромонаха, его смиренную жизнь в стесненных условиях, доверчивые зыряне приняли его и доверились. Идолы уничтожались в лесах и селах, капища разрушались, церкви стали расти, как грибы.

Житие Стефана, епископа Пермского

Святитель отправился в Москву с прошением прислать епископа в этот край. Не нашли священники лучшей кандидатуры, чем сам Стефан, которого зыряне встретили по возвращении из Москвы с умилением, как отца родного.

При храме Архангела Михаила был основан первый монастырь на пермской земле, добрые и открытые зыряне, принявшие христианство, страдали от волхвов, которые продолжали убивать поклонников Христа, и жгли их поместья.

По велению епископа Пермского зыряне принесли ко рву монастыря все свое имущество, затем все глубоко молились и совершили крестный ход вокруг своих владений, после чего набеги прекратились.

В 1390 году митрополит Киприан призвал Пермского святителя в Москву. Во время путешествия епископ не успел посетить Троицкий монастырь, в котором жил его друг Сергий Радонежский. Остановившись на дороге, он прочитал молитву и мысленного благословил духовного брата. Преподобный Сергий в тот момент сидел в трапезной, встал и пожелал мира в пути епископу, который был в этот момент по дороге в Москву.

Уезжая очередной раз в престольную, епископ Пермский, святитель Стефан знал, что больше не вернется сюда, мысленно попрощался с кафедральным собором и архангельским монастырем благословил служителей и насельников. Остающихся на земле Коми.

Скончался епископ Пермский в Москве 9 мая 1396 года и был похоронен в Кремлевской церкви Спаса на Бору. В 1933 году храм Спаса на Бору был снесен, а мощи святителя оказались утраченными.

Прошло шесть столетий, но Пермский край не забывает подвиг святого, который сродни подвига апостола Андрея Первозванного и Владимира Великого и сегодня православные взывают: «Отче, Стефан, моли Бога о нас!».

На заметку! 9 мая православный мир воздает почести преподобному Пермскому святителю Стефану, который всю свою жизнь положил на дело благовествования Слова Божьего.

Краткое житие, почитание и наследие святого Стефана Пермского

Краткое жизнеописание Стефана Пермского

Чтобы подробнее узнать об этом святом, кратко ознакомимся с его житием и сделаем небольшой анализ деятельности преподобного.

Святой Стефан Пермский

Родился будущий святой в Великом Устюге Вологодской области на 1345 год после рождения Христа. На севере страны тогда было мало русских поселений, а у реки Камы и вовсе о них почти ничего не знали. Здесь начиналась Великая Пермь.

Мальчик был родом из семьи церковного певчего. Отец самостоятельно занимался обучением сына и радовался, когда видел, что тому нравится познавать грамоту. Маленький Стефан много читал, уделяя особое внимание Священному Писанию. Так сформировалась его цель стать монахом и служить Господу.

Повзрослев, юноша пошел на служение в Ростовский монастырь Св. Григория Богослова, где со временем принял постриг. Настоятель Парфений, проникшись к юному иноку, принялся обучать его греческому и пермяцкому языку.

Осознав, что только он может понести Слово Божье местным язычникам, Стефан усердно изучал монастырскую библиотеку, перечитывая православные труды и работы греческих философов. Житие инока говорит, что он зачитывался Платоном, Софоклом, Аристотилем, Эсхилом.

Видео «Житие Стефана Пермского»

Из этого видео вы узнаете о житие святителя Стефана Пермского.

Миссия святителя в православии

В биографии святого указывается, что он был близким другом Сергия Радонежского. Именно с ним он делился своими мыслями и сокровенными мечтами. Одной из них было несение учения Христова народу коми.

Чтобы донести до язычников Слово Божье, святитель отрывок за отрывком перевел Евангелие на зырянский язык. Однако ему необходимо было благословение, которое поначалу не хотел давать ни один иерарх. Все они аргументировали свой отказ близким концом света, который предсказывали на 1492 год. Единственным, кто согласился благословить миссию Стефана, был епископ Коломенский.

Общаясь с уже обращенными местными жителями, святитель заметил, что на их беседы приходят другие язычники. Многие из них заинтересованно слушали, размышляли, а позже также принимали христианскую веру. Однако были и противники его учения. На Стефана несколько раз совершали нападения, а однажды даже пытались предать огню.

Бесстрашный монах, уверенный в Божьем заступничестве, продолжал уничтожать капища и разрушать символы идолопоклонничества. Как бы ни были разгневаны язычники, по традиции они не имели права нападать первыми, а потому вскоре вынуждены были отступить. Со временем Стефан построил в Усть-Выме церковь Благовещения.

Житие святителя приводит много примеров того, как вера преподобного сметала все преграды на его пути. Так, однажды к нему пришел местный волхв Пама, чтобы переубедить, что много богов лучше, чем один. Видя беспристрастность на лице собеседника, он потребовал пройти испытание водой и пламенем. Однако после согласия святого, испугавшись проверки верой, ушел со своей земли.

Скончался Стефан Пермский 26 апреля 1396 года в Москве, куда годом ранее вернулся по церковным делам. Погребен святой там же, за стенами Кремлевского монастыря.

Почитание и наследие святого

Святитель сыграл огромную роль в становлении православного христианства на пермской земле. Он даровал народу коми азбуку, которой те пользовались еще два века, чтобы делать надписи и пометки.

Автором первого жития Стефана был его друг Епифаний Премудрый. Позже, в XV веке, иеромонах Пахомий Серб написал акафист во имя святого. Далее биография преподобного постоянно пополнялась новыми фактами из его жизни.

Почитают святителя несколько раз:

  • 9 мая;
  • 5 июня;
  • 7 и 19 июля;
  • 1 сентября;
  • 16 февраля.

Молитвы Стефану Пермскому

Молитву преподобному можно читать на церковнославянском или русском языке. Для удобства мы приведем современный перевод.

Стефан Пермский пользуется непререкаемым авторитетом в русском православии. Почтить его память приходит множество верующих, вознося молитву ему во славу и прося его поддержки.

Молитва святителю Стефану, епископу Великопермскому

О богоосвященный и равноапостольный Стефане, новый боговедения проповедниче и просветителю крещением святым великопермских, во идолопоклонстве живущих, людий, ко истинному евангельскому свету путеводителю, пастырю добрый и учителю премудрый, Духа Святаго сосуде избранный, Христоподражательный в Небесный Сион наставниче и руководителю, образ благонравия всем, благочестно жити желающим, благоискусный мысленнаго корабля, чрез море мира сего к Небесному пристанищу плавающаго, правителю, дивный во иерарсех, увенчанный Божественною благодатию, всероссийский светильниче, великий чудотворче и молитвенниче теплый! К тебе во умилении сердца моего, аз окаянный и грешный, благонадежно притекаю и вопию, прося, смиренный, помощи твоея и теплаго ко Преблагому Богу ходатайства, да твоими благоприятными молитвами испросиши ми от Него человеколюбную милость, оставление многих моих согрешений, души и телеси здравие со спасением, и яко Благ и Человеколюбец, да благоволит безбедно в мире сем ходити ми до скончания живота моего, во время же разлучения моего от жизни сея, дух мой в покаянии и мире Ангелом Своим святым милостивно прияти, да даст ми мимо мрачных и злоковарных и лютых духов демонских на воздусе проити невозбранно, и к Нему непостыдно предстати поклонитися, и безсмертныя и блаженныя жизни сподобитися со всеми святыми во веки. Аминь.

Тропарь святителя Стефана, епископа Великопермского

Божественным желанием,/ от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся,/ ярем Христов взял еси/ и людей оляденевшая древле неверием сердца,/ Божественное семя в них сеяв,/ евангельски духовне породил еси./ Темже преславную твою память почитающе, молим тя:/ моли, Егоже проповедал еси,/ да спасет души наша.

Кондак святителя Стефана, епископа Великопермского

Самозванен не ищущим тебе, святителю, обрелся еси,/ люди, от идольския лести свободив, ко Христове вере привел еси/ и волхва пансотника посрамил еси,/ темже и первый епископ и учитель Перми был еси./ Сего ради духовная твоя чада,/ яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием:/ радуйся, Стефане, учителю премудрый.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТЕФАН ПЕРМСКИЙ

Свт. Стефан Пермский

Стефан Пермский (ок. 1340 – 1396), епископ Великопермский, святитель, просветитель Перми, апостол зырян

Родился около 1340 года в городе Устюг в семье причетника Симеона. Когда будущей матери святого, Марии, было еще три года, устюжанин святой Прокопий юродивый предсказал ей рождение святого сына [1]. Под влиянием своей благочестивой матери, обладая большими способностями, Стефан с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви: в один год выучился читать и помогал отцу в церкви при богослужении, исполняя должность канонарха и чтеца.

В молодости святой принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу.

Для просвещения зырян будущий святитель составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. Для составления зырянской азбуки он воспользовался денежными значками зырян, которые они вырезывали на тонких четырехугольных палочках (пасы). Ростовский епископ Арсений (1374-1380) посвятил его в сан иеродиакона. Приготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан явился в Москву в 1379 году к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: “Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую – Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову”. Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Он снабдил его антиминсами, святым миром и богослужебными книгами, а великий князь Димитрий Иоаннович дал ему охранные грамоты.

Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Его встретили крайне враждебно: наметали костер дров, его самого окутали соломой, чтобы сжечь; но никто не посмел подойти к нему с зажженной лучиной. Его кроткий вид и бесстрашие обезоружили зырян, и они сами стали просить его проповедовать им. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, “огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью”.

Особо благоговели зыряне перед так называемой “прокудливой березой”. Громадная по толщине и вышине береза [2] росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его. Святой обратился к ним с проповедью:

На месте “прокудливой березы” святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы.

Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему раньше поклонялись: рубили священные деревья, сокрушали идолов; богатые дары, предназначенные для языческих жертвенников, они приносили святому Стефану. Он велел служившему при нем зырянину Матфею все предавать огню и лишь дозволял употреблять полотно на обвертывание ног.

Но окончательный перелом в зырянах произошел после того, как святой Стефан посрамил их главного жреца Пама [3], который восстал против распространения святой веры. Жрец вступил в спор со святым Стефаном. “У вас, христиан, – говорил Пам, – один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде, подающих нам счастливую ловлю в лесах и ее избытками снабжающих Москву, орду и дальние страны; они сообщают нам в волхвовании тайны, недоступные вам”. Святой Стефан отвечал, что Истинный Бог – один; Всемогущество – одно, а бессилие богов-идолов очевидно по опыту. После долгих споров жрец Пам в оправдание своей веры вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовал от святого Стефана. “Я не повелеваю стихиями, – смиренно отвечал святой Стефан, – но Христианский Бог велик: иду с тобой”. Пам затрепетал и молил избавить его от верной смерти. “Вы свидетели, – сказал святой Стефан собравшемуся народу, – сам он потребовал решить спор о вере огнем и водой и однако не хочет креститься. За кого считать теперь Пама? Что с ним делать?” “Обманщика предать смерти, – ответил народ, – если отпустить Пама, он наделает тебе пакостей”. “Нет, – ответил святой, – Христос меня послал не предавать кого-либо смерти, а учить. Пам не хочет принять спасительной веры, пусть его упорство накажет его, но не я”. Пам был выгнан. В благодарность Господу за победу над главой язычников, святой Стефан построил на Вишере храм в честь святителя Николая. После этого проповедь святого о Христе стала идти все успешнее.

В 1383 году святой Стефан был поставлен митрополитом Пименом во епископа Пермского. Как любвеобильный отец он неустанно заботился о своей пастве. Для утверждения в вере новообращенных святитель Стефан при храмах открывал училища, где священные книги изучались на пермском языке. Святитель присматривался к учащимся, учитывал их способности с тем, чтобы из них ставить священников и диаконов. Некоторых учеников святитель Стефан научил писать по-пермски. Святитель строил церкви, в которых ставил священников из зырян, ввел богослужение на зырянском языке. Святитель Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псалтирь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Стихирарь, Октоих, несколько праздничных служб и Божественную литургию.

Во время неурожая Святитель снабжал зырян хлебом, много раз избавлял их от насилия и взяток тиунов, облегчал им подати, защищал от нападений других племен, ходатайствуя за них в Москве. Плодом его подвигов и добродетелей стало обращение всей обширной Пермской земли к Христианству – сам он крестил население Малой Перми (позже – Коми край, т.е. бассейн реки Вычегда) [4], а далее Веру распространили его ученики и последователи. Это великое дело было совершено силой веры и христианской любви. Жизнь святителя – это победа веры над неверием, любви и кротости – над злобой и нечестием.

Умилительно “заочное свидание” святителя Стефана Пермского с преподобным Сергием Радонежским, бывшее в 1390 году во время путешествия святителя в Москву по церковным делам. Святитель Стефан горячо любил Радонежского подвижника и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не мог исполнить этого из-за недостатка времени. Находясь в 10 верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан, помолившись, обратился в сторону обители и с поклоном произнес: “Мир тебе, духовный брате!”. Преподобный Сергий, который сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: “Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!”. О глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и Преподобного Сергия Радонежского свидетельствует и ныне особая повседневная молитва к ним на братской трапезе.

Кроме устройства церквей, святитель Стефан основал для зырян и несколько монастырей: Спасскую Ульяновскую пустынь в 165 верстах от Усть-Сысольска, Стефановскую – в 60 верстах от Усть-Сысольска, Усть-Вымскую Архангельскую, Яренскую Арханхельскую.

Святителю Стефану приписывают также написание нескольких икон. Самая известная из них – “Зырянская Троица” с обширной надписью стефановской азбукой на коми языке [5].

В 1395 году святитель Стефан снова отправился в Москву по делам паствы и здесь скончался 26 апреля 1396 года.

Почитание и наследие

Тело святителя Стефана было положено в монастыре “Спаса за стеною” (в храме на Бору в честь Спасителя) в Московском Кремле. Горько оплакивали зыряне кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали Московского князя и митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва не хотела расстаться с останками великого святителя.

Благодаря трудам святителя Православие твердо укрепилсь в пермяцком краю, а стефановской азбукой образованные писцы пользовались в XV-XVI веках, для написания отдельных надписей и пометок на полях книг.

Прославление святителя Стефана началось еще в начале XV века. Первое его житие было написано в конце XIV-начале XV века Епифанием Премудрым, учеником преподобного Сергия Радонежского жившим ранее в одном монастыре со святителем и любившим с ним беседовать. Акафист святому Стефану на основе жития Епифания составил иеромонах Пахомий Серб пришедший на Русь в первой половине XV века [6]. Впоследствии жизнеописание святителя обогатилось деталями из других преданий о нем – так, в первом житии Епифания не говорится об охранной грамоте князя Дмития, о чудесах святителя и о случае с “прокудливой березой”.

Молитвы

Божественным желанием, / от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся, / ярем Христов взял еси / и людей оляденевшая древле неверием сердца, / Божественное семя в них сеяв, / евангельски духовне породил еси. / Темже преславную твою память почитающе, молим тя: / моли, Егоже проповедал еси, / да спасет души наша.

Использованные материалы

[1] Так в Житии св. Прокопия, согласно сообщению исследователя жития святого Стефана Александра Котылева. В статье http://www.jmp.ru/svyat/apr26.htm указано что святой Прокопий предсказал в раннем детстве Стефану, что тот станет просветителем перми.

[3] В Житии он именуется “Пам-Сотник”.

[4] по Житию – 700 человек

[5] Ныне хранится в Вологодском заповеднике

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: