Арсений Великий – житие и биография, труды, дни памяти и почитание, мощи

Преподобный Арсе ́ ний Великий

Дни памяти

Житие

Житие преподобного Арсения Великого

Ро­дил­ся в 354 г. в Ри­ме, в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье, дав­шей ему хо­ро­шее вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние. Изу­чил со­чи­не­ния всех ри­то­ров и фило­со­фов и хо­ро­шо знал как гре­че­ский, так и ла­тин­ский язы­ки, од­на­ко оста­вил су­ет­ную жизнь мир­скую и пре­не­брег ел­лин­ским лю­бо­муд­ри­ем, по­свя­щая се­бя на слу­же­ние Бо­гу. Ко­гда он всту­пил в чис­ло кли­ри­ков од­ной из рим­ских церк­вей, то был воз­ве­ден в сан диа­ко­на.

Им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий (379–395 гг.), пра­вив­ший в то вре­мя Во­сточ­ной по­ло­ви­ной Рим­ской им­пе­рии, ис­кал для сво­их сы­но­вей Ар­ка­дия и Го­но­рия учи­те­ля, ко­то­рый на­учил бы их и фило­со­фии, и бо­же­ствен­ной муд­ро­сти не толь­ко сло­вом, но и при­ме­ром сво­ей доб­ро­де­тель­ной жиз­ни. Услы­шав об об­ра­зо­ван­но­сти и бла­го­че­стии диа­ко­на Ар­се­ния, он по­ру­чил ему вос­пи­та­ние сво­их сы­но­вей. Про­тив во­ли, но с усер­ди­ем за­нял­ся пре­по­доб­ный об­ра­зо­ва­ни­ем юно­шей. Од­на­ко вы­со­кий по­чет, ко­то­рым он был окру­жен, тя­го­тил его дух, стре­мив­ший­ся к слу­же­нию Бо­гу в без­мол­вии ино­че­ской жиз­ни. Пре­по­доб­ный Ар­се­ний стал со сле­за­ми мо­лить­ся Бо­гу, чтобы Он на­пра­вил его на путь спа­си­тель­ный. И од­на­жды услы­шал свы­ше го­лос, го­во­рив­ший: «Ар­се­ний! Бе­ги от лю­дей, и ты спа­сешь­ся». То­гда, сняв с се­бя рос­кош­ные одеж­ды и на­дев стран­ни­че­скую, он тай­но ушел из двор­ца, сел на ко­рабль и от­плыл в Алек­сан­дрию, от­ку­да немед­лен­но по­спе­шил в скит­скую пу­сты­ню.

Про­хо­дя по­слу­ша­ние под ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го ав­вы Иоан­на Ко­ло­ва (па­мять 9/22 но­яб­ря), пре­по­доб­ный Ар­се­ний вско­ре пре­взо­шел в по­движ­ни­че­стве мно­гих от­цов-пу­стын­ни­ков. Ко­гда он опять мо­лил­ся, чтобы Гос­подь на­учил его спа­стись, то в от­вет на это был го­лос с неба, го­во­рив­ший: «Ар­се­ний! Скры­вай­ся от лю­дей и пре­бы­вай в мол­ча­нии, это ко­рень доб­ро­де­те­ли». С тех пор пре­по­доб­ный Ар­се­ний по­се­лил­ся вне ски­та, в уеди­нен­ной кел­лии, при­няв по­двиг без­мол­вия, при­хо­дя в цер­ковь толь­ко в празд­нич­ные и вос­крес­ные дни, ни с кем не бе­се­до­вал, со­блю­дая пол­ное мол­ча­ние. Ко­гда ино­ки, под­ви­зав­ши­е­ся в скит­ской пу­стыне, спра­ши­ва­ли его, по­че­му он скры­ва­ет­ся да­же от них, свя­той от­ве­чал «Зна­ет Бог, как я люб­лю вас, но я не мо­гу пре­бы­вать од­новре­мен­но и с Бо­гом, и с людь­ми, по­то­му что на небе, хо­тя и очень мно­го выш­них сил – ты­ся­чи ты­сяч или де­сят­ков ты­сяч, но все они име­ют од­ну во­лю и по­то­му еди­но­душ­но сла­вят Бо­га, но на зем­ле мно­го воль че­ло­ве­че­ских, и у каж­до­го че­ло­ве­ка свои мыс­ли; каж­дый из нас име­ет раз­лич­ные на­ме­ре­ния и мыс­ли, и по­то­му я не мо­гу, оста­вив Бо­га, жить с людь­ми». Пре­по­доб­ный Ар­се­ний го­во­рил о се­бе, что он ни в чем не нуж­да­ет­ся, по­то­му что он умер для ми­ра; пусть ни­кто не счи­та­ет его бо­лее жи­вым (то есть жи­ву­щим для ми­ра).

Один стран­ству­ю­щий инок, по­се­тив пре­по­доб­но­го, не услы­шал от него ни од­но­го сло­ва, а ко­гда при­шел к пре­по­доб­но­му Мо­и­сею (па­мять 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря), то тот при­нял его с ра­до­стью, пред­ло­жил от­дох­нуть и под­кре­пить­ся пи­щею, и инок при­знал луч­шим пре­по­доб­но­го Мо­и­сея, ока­зав­шим ему боль­шую лю­бовь. Дру­гой инок, узнав об этом, стал мо­лить­ся к Бо­гу, го­во­ря так: «Гос­по­ди! Ска­жи мне, кто из них бо­лее со­вер­шен и за­слу­жи­ва­ет боль­шей бла­го­да­ти Тво­ей: тот ли, кто скры­ва­ет­ся от лю­дей ра­ди Те­бя, или тот, кто при­ни­ма­ет всех так­же ра­ди Те­бя?» И в от­вет на мо­лит­ву свою этот лю­бо­муд­рый инок имел сле­ду­ю­щее ви­де­ние. Ему пред­ста­ви­лись два ко­раб­ля, плыв­шие по ка­кой-то очень боль­шой ре­ке, в од­ном ко­раб­ле на­хо­дил­ся пре­по­доб­ный Ар­се­ний, и Дух Бо­жий управ­лял ко­раб­лем его, со­блю­дая его в ве­ли­кой ти­шине, в дру­гом был пре­по­доб­ный Мо­и­сей, ко­раб­лем же его управ­ля­ли Ан­ге­лы Бо­жии, вла­гав­шие мед в уста Мо­и­сея. Об этом ви­де­нии инок тот рас­ска­зал дру­гим, бо­лее опыт­ным по­движ­ни­кам, и все на­шли, что бо­лее со­вер­шен пре­по­доб­ный Ар­се­ний, пре­бы­ва­ю­щий в мол­ча­нии, неже­ли пре­по­доб­ный Мо­и­сей, при­ни­ма­ю­щий стран­ни­ков, по­то­му что с пер­вым пре­бы­вал Сам Бог, а со вто­рым же бы­ли толь­ко свя­тые Ан­ге­лы.

Пре­по­доб­ный Ар­се­ний про­дол­жал пре­бы­вать в без­мол­вии, все бо­лее и бо­лее углуб­ля­ясь в бо­го­мыс­лии. Он пы­лал столь силь­ной лю­бо­вью к Бо­гу, что по­сто­ян­но был как бы в огне по при­чине сво­их пла­мен­ных мо­литв. Пре­по­доб­ный не все­гда под­ви­зал­ся на од­ном и том же ме­сте, но ино­гда пе­ре­се­лял­ся из скит­ской пу­сты­ни в бо­лее уеди­нен­ные и без­молв­ные ме­ста, уда­ля­ясь от при­хо­дя­щих для бе­се­ды лю­дей, так как они на­ру­ша­ли по­кой его ду­шев­ный.

Читайте также:
Иоанн Милостивый: в чем помогает и как молиться, житие и мощи святого

Пре­по­доб­ный Ар­се­ний учил: «Есть мно­го та­ких лю­дей, ко­то­рые вся­че­ски ста­ра­ют­ся со­блю­дать чи­сто­ту те­лес­ную и для это­го умерщ­вля­ют те­ло свое по­стом, бде­ни­ем и мно­ги­ми тру­да­ми; но ма­ло та­ких, ко­то­рые рев­ни­во обе­ре­га­ют ду­шу свою от гре­ха тще­сла­вия, гор­до­сти, среб­ро­лю­бия, за­ви­сти, бра­то­не­на­ви­де­ния, гне­ва, па­мя­то­зло­бия, осуж­де­ния. Та­ко­вые сна­ру­жи чи­сты те­лом, но ду­ша их гряз­на, они по­доб­ны гро­бам, сна­ру­жи разу­кра­шен­ным, внут­ри же пол­ным ко­стей смер­дя­щих. Бла­жен тот, кто ста­ра­ет­ся со­хра­нить от сквер­ны как те­ло, так и ду­шу свою, ис­тин­но бла­жен­ны чи­стые серд­цем (а не толь­ко те­лом), по­то­му что они Бо­га узрят».

О се­бе ве­ли­кий ав­ва ча­сто го­во­рил та­кие сло­ва: «Ар­се­ний! Для че­го ты сю­да при­шел? Ты при­шел сю­да не для от­ды­ха а для тру­дов, не для ле­но­сти, а для по­дви­га. Под­ви­зай­ся же, тру­дись и не ле­нись». Ча­сто го­во­рил так­же пре­по­доб­ный и та­кие сло­ва: «Мно­го раз я со­жа­лел о сло­вах, ко­то­рые про­из­но­си­ли уста мои, но о мол­ча­нии я не жа­лел ни­ко­гда». Стя­жал бла­жен­ный Ар­се­ний и дар бла­го­дат­ных слез.

Ве­ли­кий по­движ­ник и без­молв­ник про­вел 50 лет в ино­че­ских тру­дах и по­дви­гах, по­стом и мо­лит­вой бла­го­уго­ждая Бо­гу. В ски­те про­был со­рок лет, де­сять лет жил на ме­сте, на­зы­вав­шем­ся Тро­гин, око­ло Ва­ви­ло­на, на­про­тив го­ро­да Мем­фи­са; за­тем пре­по­доб­ный про­был три го­да в Ка­но­пе, близ Алек­сан­дрии и в неко­то­рых дру­гих пу­стын­ных ме­стах, так что ни­кто не знал его об­ра­за жиз­ни, по­том сно­ва воз­вра­тил­ся в Тро­гин, про­жил там два го­да и там же по­чил о Гос­по­де в воз­расте 95 лет в 449 г. или в на­ча­ле 450 г., за­слу­жив от совре­мен­ни­ков на­зва­ние Ве­ли­ко­го.

Преподобный Арсений Великий

Аудио

Память 8 / 21 мая

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Преподобный Арсений Великий

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Зосима (Мельник)

Святой Арсений родился в благородной римской семье в начале IV века. Одаренный живым умом, он получил всестороннее светское образование. Но став диаконом [1] , решил посвятить себя исключительно священным трудам. Святой так прославился в столице, что, когда император Восточной Римской империи Феодосий Великий попросил правителя западной ее части императора Грациана найти учителя для его сыновей, Грациан послал к нему Арсения.

Несмотря на почет при дворе и уважение, оказываемое ему Феодосием, который взирал на него как на духовного отца, сорокалетний Арсений не позволял себе быть обманутым ложными прелестями мира и горячо желал посвятить жизнь свою только Богу. Как-то ночью он молился Господу, прося указать путь ко спасению, и услышал голос с небес: «Арсений, бегай от людей – и спасешься!» Он немедленно покинул дворец, дошел до пристани, сел на корабль и приплыл в Александрию. Его тотчас постригли в монахи в одном из многочисленных монастырей, что располагались вокруг столицы Египта. И если при дворе он носил богатое и дорогое платье, то здесь стал носить только самую простую одежду, в которой его невозможно было узнать. Он отказался от суетной мирской науки и стал учеником суровых египетских подвижников, к которым без колебаний обращался по поводу любого своего помысла.

Через некоторое время Арсений вновь спросил в молитве у Бога, как возможно спастись. Тот же голос сказал ему: «Арсений, скрывайся от людей, пребывай в молчании, сохраняй трезвение ума. Это корни совершенства». Тогда он отправился в известный монастырь Скит, чтобы пустынничать. Там он построил себе келью в 47 километрах от церкви. Он выходил из кельи очень редко, 40 лет пребывал наедине с Богом, мужественно отвергая бесовские соблазны, напоминавшие ему о прежней жизни. Каждый день он спрашивал себя: «Арсений, для чего ты ушел из мира?» – и смиренно просил Бога: «Даруй мне, по милости Твоей, положить начало».

Читайте также:
Иов Почаевский: житие и биография святого, дни памяти и почитание, в чем помогает, пещера

Так же, как и другие отшельники, Арсений проводил дни, плетя из пальмовых ветвей корзины и читая псалмы. Он никогда не менял воду, в которой замачивались ветви, и смиренно переносил зловоние, заменявшее ему теперь, как он сам говорил, духи и благовония, которыми он некогда пользовался в миру. В его келье не было никаких удобств, даже светильника. Из еды он довольствовался одной корзиной хлеба в год. Тем не менее, святой Арсений никогда не отвращался от сотворенного Богом и в урожайное время просил приносить ему фрукты, которые пробовал, впрочем, только один раз. Он целые ночи молился, отказываясь от сна, а утром, повинуясь природе, говорил сну: «Иди сюда, злой раб!» – и ненадолго предавался отдыху. Подвижник считал, что монаху, если он настоящий воин, достаточно одного часа сна. В субботу вечером этот небесный человек начинал молиться спиной к заходящему солнцу и стоял с протянутыми к небу руками, пока солнце не начинало светить ему на лицо.

Когда посетители, даже самые высокопоставленные, приходили к его келье за наставлениями, святой Арсений отказывался их принимать. Архиепископу Александрийскому Феофилу, желавшему его посетить, он ответил: «Если ты придешь, я тебе открою, но если я открою тебе, я открою всем – а тогда я здесь не останусь». Его спросили, почему он избегает людей, и он ответил: «Бог знает, что я вас люблю, но я не могу жить и с Богом, и с вами. Мириады небесных сил имеют лишь одну волю, а у людей их много. Я не могу оставить Бога и идти к людям».

От продолжительного уединения, молчания, бдения, хранения помыслов слезы постоянно увлажняли его глаза. Когда Арсений занимался ручным трудом, он все время клал кусок ткани себе на грудь, чтобы собирать слезы, которые текли легко и так обильно, что у него выпали ресницы. Поток слез не только омыл его душу от всех нечистых страстей, но также преобразил его тело, сделав святого похожим на ангела: подвижник имел облик всецело светлый. Раз один из братии подошел к келье и тихо посмотрел внутрь, прежде чем постучаться. Он увидел, как старец стоит как бы охваченный пламенем, преображенный светом благодати.

Иногда святой Арсений приходил в церковь Скита к Евхаристии. Он стоял за столбом, чтобы никто не видел его лица, и с неохотой отвечал на вопросы братий. Подвижник имел совершенно белые волосы и длинную бороду до пояса.

Святой Арсений жил в Скитской пустыне примерно 40 лет. Когда варвары напали на монахов, святой прошел мимо них, но они его не увидели. Однако после второго нашествия на знаменитый монастырь (434) [2] ему пришлось бежать на гору Троган, где он жил десять лет. Затем, после трехлетнего пребывания в Канопе, святой Арсений вернулся в Троган, где преставился в возрасте 95 лет (449).

Перед самой смертью святой приказал ученикам бросить его тело на горе; еще он сказал: «Я часто раскаивался в произнесенных словах, но никогда – в молчании». Братия, увидев, что он смущен и плачет, спросили, неужели он боится, несмотря на то что достиг такого бесстрастия? Подвижник ответил: «Истинно, страх, который я испытываю сейчас, сопровождает меня с тех пор, как я стал монахом». Затем он отошел ко Господу.

Из памятных слов святого Арсения своим ученикам напомним и следующее: «Сколько можете, старайтесь, чтобы ваше внутреннее занятие было согласно Богу – и вы победите внешние страсти».

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Житие преподобного Арсения Великого

Арсений Великий удостоился своего имени за подвиги во имя Господа, совершаемые святым в течение всей своей жизни. Добровольно уйдя в затвор, преподобный стяжал после смерти венец вечной славы в лике святых, и почитается сегодня во всем христианском мире.

Читайте также:
Чудеса и исцеления преподобной Матроны Московской: истории современных и известных чудес, свидетельства

Жизнеописание

Арсений родился в 354 году в Риме, в христианской семье, получил хорошее образование, изучил латинский и греческий языки. Будучи юношей стал клириком одной из римских церквей, был рукоположен в диаконы. Согласно житию, слава об образованности Арсения достигла Константинополя и император Феодосий поручил ему воспитание своих сыновей Аркадия и Гонория. Арсений, не желавший покидать Рим, по настоянию папы Диамасия в 29 лет оставил церковное служение и уехал в Константинополь.

В Константинополе Арсений тяготился императорским двором и, мечтая о монашестве, в 394 году тайно сел на корабль, следовавший в Александрию. Там он удалился в Скитскую пустыню, где в одном из монастырей стал учеником преподобного Иоанна Колова. Перед тем как принять Арсения в число братии Иоанн решил испытать его смирение:

Братия села за стол, но Арсений стоял, потому что никто не приглашал его садиться. Братия начали вкушать пишу, но Арсений не ел ничего и все время стоял, опустив голову вниз… Старец же Иоанн взял один из сухарей, предложенных для трапезы, и бросил Арсению, сказав: «Ешь, если хочешь».

Между тем Арсений думал про себя так: «Этот старец — ангел Божий и прозорливец, потому что он знает, что я хуже пса; поэтому и сухарь бросил он мне как псу; по той же причине я должен и съесть его, как пёс». И наклонившись до земли, он пошёл на четвереньках, как четвероногое животное, к сухарю, взял его прямо ртом, затем отошёл с ним в угол и там съел его лёжа на земле.

Блаженный Иоанн, видя такое смирение святого Арсения, сказал пресвитерам: «Он будет великим подвижником».

Арсения постригли в монашество и вскоре он ушёл в затвор, где предался аскетическим подвигам, выходя к монастырской братии только для участия в богослужении. Получил известность среди египетского монашества за свою добродетельную жизнь и наставления о монашестве, которые были записаны его учениками. Также Арсению принадлежит толкование на Евангелие от Луки.

Арсений скончался в возрасте 95 лет. Согласно житию, «по внешнему виду преподобный был благообразен, как ангел; был сед, красив телом, худ от великого воздержания, бороду имел до пояса; имел очи впалые от постоянного плача; был высок ростом, но сгорблен от старости».

Дни памяти и почитание в христианстве

Святой почитается православной церковью 8 мая. Католики чтят память преподобного 19 июля. Арсений Великий во все времена считался примером духовного авторитета, о чем свидетельствуют упоминания его имени в трудах более поздних подвижников. Повсеместное почитание началось примерно с XI века, на что указывают византийские календари.

В это же время святого упоминают в рукописях древней Руси. Богоугодностью своей жизни он сподобился прославления в сонме святых.

Тропарь преподобного Арсения

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Арсение отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Мощи

Сам Арсений Великий завещал не предавать свое тело после смерти земле и не устраивать каких-либо почестей по этому поводу. Доподлинно неизвестно, где первое время хранились его мощи. В 1034 году императором Романом III Аргиром была возведена в Константинополе церковь Пресвятой Богородицы Триантафиллос. Там, впоследствии, и хранились мощи старца.

Ныне останки святого пребывают в Египте, в коптском монастыре Эль-Барамос. Также частица мощей хранится в Спасской Костомаровской женской обители.

Кондак преподобного Арсения

От Рима возсиял еси, якоже солнце великое,/ и к Царскому граду достигл еси, преблаженне,/ словесы твоими просвещая сего и делы,/ всяку неразумия мглу отгоня./ Сего ради тя почитаем,// отцев славо, Арсение преподобне.

Интересные факты об Арсении Великом

Известно, что Арсений Великий очень не любил, когда его покой нарушали другие люди. Однажды знатная римлянка, услышав об аскетическом образе жизни старца, задалась целью, во что бы то ни было увидеть его. Несмотря на предупреждения о том, что преподобный не очень будет рад ее появлению, женщина все же отправилась к святому.

Читайте также:
Анастасия Римляныня: житие и биография святой, день памяти и мощи

Икона святого Арсения Великого

Она застала отшельника погруженным в глубокие размышления и упала к нему в ноги с просьбой помянуть ее в своих молитвах. На это Арсений гневно ответил ей, что ее желание увидеть его лицо — не более, чем тщеславная прихоть, и он будет молить Бога изгладить ее образ из своей памяти.

Расстроенная женщина вернулась домой и рассказала о случившемся архиепископу. Святитель успокоил женщину и заверил, что старец Арсений будет непременно молиться обо всех людях и о ней тоже. Но для того чтобы жить в большой любви к Творцу, он бережет ум свой от всякого рода увеселений и искушений.

Интересно! Одной из самых известных цитат безмолвствующего инока была следующая:

  • «Много раз раскаивался я о своих словах, а о молчании — никогда»;
  • «Сколько можете, старайтесь, чтобы ваше внутреннее занятие было согласно Богу — и вы победите внешние страсти».

Молитва преподобному Арсению Великому

О, священная главо, земный ангеле, небесный человече, безмолвия рачителю, молчания любителю, преподобне и богоносне отче наш Арсение. Припадаем ти и молимся: помолися ко Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, да дарует нам, грешным и недостойным рабом Своим, вся ко спасению душевному благопотребныя дары Своя: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, любомудрие христопоследовательное и вся добродетели, во святем Евангелии Им заповеданныя, да будем подражатели твоего благоугоднаго жития и вкупе с тобою сподобимся спасение вечное получите и Царствие Небесное унаследити. Ей, угодниче Божий! Не презри нас, но помози нам, небесным предстательством твоим, благочестно житие временное скончати, кончину благую, мирную и непостыдную стяжати и блаженства райскаго удостоитися, да прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго и покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

Труды

Авторству Арсения принадлежит одно из толкований Евангелия от Луки. Также его учениками были записаны его поучения относительно монашества. Кроме того, сочинения святого включены в 66 том Patrologia Graeca.

Арсений Великий — это пример удивительного смирения перед лицом Бога, который достоин уважения во все времена.

АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ, ЮРОДИВЫЙ

Арсений Новгородский (+ 1570), преподобный, Христа ради юродивый

Память 8 мая (на перенесение мощей и день тезоименитства), 12 июля (в день кончины) и в Соборах Новгородских и Тверских святых

В миру Амвросий, родился в городе Ржев-Владимиров в Тверской земле. С возрастом он получил хорошее христианское воспитание в доме благочестивых родителей, где был обучен кожевенному ремеслу, которым занимался его отец. Амвросий для поддер­жания родителей прилежно занимался этим ремеслом, не забывал он и нищих, которых наделял милостыней. Воспитанный во всяком благочестии, он ежедневно посещал храмы Божии для молитвы.

После смерти его отца Григория мать Пелагея (впоследствии инокиня Аполлина­рия) настояла на том, чтобы Амвросий вступил в брак с девицей Марией. Однако склонный к монашеству Амвросий через пять месяцев супружеской жизни «оста­вил мирской мятеж», как об этом повествуется в тексте службы, и ушел в Новгород. Через 5 лет он известил о себе. В своих письмах к матери и жене он просил прощение за свой поступок и утешал их евангельским обещанием вечной блажен­ной жизни тем, кто оставит ради Господа мать, жену, детей, имущество (Мф. 19, 29), утешал их надеждой на будущую небесную награду за терпение.

В Новгороде преподобный исполнял коже­венные работы, тайно совершая спасительный подвиг поста и молитвы. Узнав о подвижнической жизни святого Амвросия, благочестивый строитель храмов и монастырей Феодор Димитриевич Сырков предложил ему средства для постройки храма и обители. Святой Амвросий принял монашеский постриг с именем Арсений и в 1562 году основал обитель и храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Ярославском дворице (торговая сторона Новгорода, на правом берегу реки Волхов), по соседству с храмом во имя святых жен-мироносиц.

Читайте также:
Житие святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским – жизнеописание, чудеса, мощи святых

Преподобный Арсений вел жизнь строгую, довольствовался малым. На теле он носил вериги, которые были прикрыты такой бедной и ветхой одеждой, что никакой бедняк не позарился бы на нее. Случалось даже, что за убогое одеяние над ним смеялись малые дети, когда преподобный ходил по улицам города. Многие считали его юродивым. Угодник Божий наряду со строгим постом и утруждением плоти занимался внутренним деланием: его ум был постоянно занят молитвой, сопровождав­шейся благодатным даром слез. Из его очей постоянно текли слезы покаяния. Святой Арсений плакал также о своей земной отчизне, провидя грозные беды, готовые обрушиться на гордых новгородцев за их беззакония. В последние годы земной жизни преподобный жил в затворе в своем монастыре.

В 1570 году царь Иоанн Грозный предал жестокой казни тысячи новгородцев. Узнав о преподобном, царь пришел к нему с щедрыми подарками. Но святой не принял даров, упрекнув царя за жестокость, строго говоря: «Много невинных послал ты в Царство Небесное». Царь же смолчал.

Через некоторое время Иоанну Грозному вторично довелось посетить святого Ар­сения перед отправлением в Псков. Он пришел к затворнику, чтобы взять благословение на предстоявший путь. «Завтра, государь, готов и я в путь свой», — таков был ответ святого. Царь, думая, что затворник решил идти с ним в Псков, весьма обрадовался. Однако этими словами преподобный Арсений предсказал собствен­ную кончину. На следующее утро преподобный приобщился Святых Христовых Таин и мирно отошел ко Господу. Блаженная кончина святого последовала 12 июля 1570 года.

Почитание

Погребли святого Арсения в том же затворе, где он совершал спасительный подвиг. После обретения нетленных мощей преподобного над ними была построена часо­вня, а затем деревянная церковь в честь Рождества Христова.

Сохранились записи 1634 года: «На торговой стороне, в монастыре Арсеньеве мощи преподобного Арсения лежат под спудом; от мощей его приходящим с верою исцеления бывают. Тропарь и кондак ему составлен. ».

Не ранее 1701 года было написано житие святого Арсения и составлена ему служба. В древнем житии преподобный Арсений назван юродивым Христа ради. 21 января 1787 или 1785 года нетленные мощи подвижника были перенесены в Кириллов монастырь близ Новгорода и положены на южной стороне соборной церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Там же был устроен и освящен в сентябре 1793 года придел во имя преподобного Арсения, а в 1812 году устроена новая позолоченная гробница. В честь преподобного Арсения был освя­щен также придел в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в городе Ржеве.

Память преподобного Арсения праздновалась в обители в первое воскресенье после 18 января, то есть после храмового праздника монастыря. Ныне Русская Православная Церковь отмечает день преставления преподобного, а 8 мая установлено празднование в память обретения его мощей и дня тезоименитства угодника Божия.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Отечество свое и род оставил еси, Христу прилепися, и Великаго Новаграда достигл еси, и в нем во юродстве трудолюбное твое тело изнурил еси многим постом и воздержанием, и пророчествия дар прияти сподобися, и многошвенныя ризы изволил еси на себе носити, и тело в нем предложив, обитель себе в премирнем Царствии у Христа всех Бога сотворил еси. Егоже моли, святе Арсение преподобне, Церкви и стране нашей в мире пребывати и от всех навет вражиих ущедрити нас, почитающих твое торжество, и спасти души наша.

Ин тропарь, глас 1

Божественною любовию возгоревся, вся мирская пристрастия отринул еси, крест же Христов на рамо взем, во след Его изволил еси ходити, отечество твое оставив, Великаго Новаграда достигл еси и, работая Богови невозвратным помыслом, дарования чудотворений сподобился еси. Темже, чтуще тя, преподобне Арсение, вопием: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 4

Тяжелоносныя волны тимения отгна, и вся плотская двизания и похоти палящия ни во чтоже вменив, взем крест и пойде вслед Христа, Имже наставляем, лукавыя сети до конца раздра и под ногами предложи, молимтися, преподобне отче Арсение, избави нас от належащих на ны соблазн, ты бо еси Великому Новуграду похвала и утверждение и сущим в печалех радость.

Читайте также:
Житие преподобного Силуана Афонского - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

О преподобне отче наш Арсение, услыши мя, раба твоего, молящагося тебе и призывающаго в молитвах святое твое имя, и милостив буди и скор за многогрешныя рабы твоя принести молитвы и моления ко Вседержителю Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Его Матери и Приснодеве Марии, да твоими святыми молитвами избавимся всякаго наития злаго, и помилуй нас, на тя уповающих, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Преподобный Парфений Киевский

Преподобный Парфений Киевский

Святой Парфений (в миру Петр Иванович Краснопевцев) [1] родился 24 августа 1792 года в селе Симонове Алексинского уезда Тульской губернии в семье бедного причетника. Он с детства привык терпеливо переносить тяготы бедности, прибегая к Богу в молитве. Отроком Петр поступил в Тульское духовное училище, а по окончании курса в 1805 году был переведен в семинарию.

Сердце его горело любовью к Богу, и однажды он сподобился видения небесного голубя, парившего прямо над ним. После этого, как сам он впоследствии рассказывал, «в сердце его запала какая-то сладость и желание чего-то нездешнего», так что ничто земное его более не прельщало. В другой раз перед ним явился благообразный старец-монах, который сказал ему: «Монах тот, кто иной и умерший для мира», – и удалился в чащу, так что Петр уже не смог отыскать старца. С тех пор мысль о монашеской жизни не оставляла юношу, особенно после паломничества в Киево-Печерскую лавру (1814). Тогда он остался в лавре на послушании, но в 1815 году был вынужден вернуться в семинарию по требованию начальства. Однако в том же году подал прошение об увольнении, которое и было удовлетворено.

Впоследствии святой из-за того, что не получил полного образования, нередко именовал себя невеждой и неученым. Однако родители и после увольнения не отпустили сына в монастырь. Они убедили его поступить на должность причетника в родное село и намеревались его женить, уже найдя невесту. Петр не стал перечить родителям и согласился на помолвку, но, не дождавшись дня свадьбы, ушел в Киев. Два месяца спустя он был вынужден вернуться в село, но за время его странствия невеста была выдана замуж. И хотя родители не оставляли попыток женить Петра, всякий раз дело расстраивалось. Наконец, по воле местного архиерея, с которым согласились и родители, Петр в 1819 году навсегда ушел в Киев.

В лавре он получил послушание просфорника, проходил его с усердием и, несмотря на усталость, ежедневно прочитывал всю Псалтирь. В 1824 году он был пострижен в малый монашеский образ с именем Пафнутий и вскоре рукоположен в иеродиакона.

Единственным украшением его кельи были распятие и икона Пресвятой Богородицы. Пафнутий все более и более посвящал себя молитве и переписыванию святоотеческих творений, в особенности преподобного Исаака Сирина. В 1830 году он был рукоположен в иеромонаха, а спустя некоторое время назначен духовником лавры. Помимо иноков, ему приходилось принимать также множество мирян. Со скорбью взирая на грехи приходивших к нему людей, он ополчался прежде всего на сам грех и, с болью душевной молясь о кающихся, не приписывал никакого грехопадения злобе человеческой и обдуманному намерению согрешить, а только исконному врагу нашего спасения.

В 1838 году он принял великий ангельский образ – схиму с именем Парфений, в честь святого Парфения Лампсакийского (память 7 февраля), явившегося ему незадолго до пострига. Приняв схиму, преподобный Парфений всецело предался молитве, которая стала с той поры непрестанной. Он повторял слова, услышанные им от Самой Богородицы во время молитвы перед Ее иконой: «Схимничество есть посвящение себя молитве за весь мир». Он испытывал чрезвычайное благоговение перед Пресвятой Богородицей, Которая не раз являлась ему, и, пылая любовью к Ней, часто повторял: «Иисусе и Марие, Вы бо радосте моя!» Воодушевленный таким благоговением, он составил многочисленные молитвы Христу и Матери Божией, которые впоследствии получили широкое распространение в России. Он именовал Пресвятую Богородицу Пещеро-Лаврскою Игуменьей и видел в Ней совершенный образец монашеского жития.

Читайте также:
Житие преподобного Амвросия Оптинского – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Преподобный жил в тесной келейке, напоминавшей пещеру. Единственное окно в ней было закрыто иконой Матери Божией, перед которой горела неугасимая лампада. Он обычно говорил: «На что мне свет чувственный? Она, Пречистая, – свет очей и души моей». Он часто удалялся в лес при Голосеевской пустыни для уединенной молитвы, а возле своей кельи поставил собственный гроб, подобно преподобному Серафиму Саровскому. Однажды зимой разбойник снял с него шубу из овчины. Когда грабитель был пойман, преподобный сказал, что тот не сделал ему никакого зла, и даже послал этому человеку денег на пропитание.

Последние 17 лет жизни святой Парфений ежедневно служил Божественную литургию. Присутствующих на ней охватывало глубокое умиление. Изможденная и истонченная постами и бдениями плоть святого старца стала как будто прозрачной, и казалось, будто это ангел мира, воспевающий хвалу Богу. Ему часто являлись святитель Иоанн Златоуст, архангел Михаил и святой Иоанн Предтеча, и Сам Христос укреплял его в благочестивой ревности о святой Евхаристии. Когда святой Парфений по болезни уже не мог служить сам, он весь последний год жизни каждый день приходил в церковь и причащался святых Христовых таин. Преподобный почил в мире в 1855 году, в Великую пятницу, совпавшую в тот год с праздником Благовещения.

В молитве, которую преподобный Парфений повторял ежедневно и которая стала сокровищем православного благочестия, есть такие слова: «Господи! Отыми от меня праздность духа, погубляющую время; суетность мыслей, мешающую Твоему присутствию и развлекающую внимание мое в молитве; если же, молясь, я уклоняюсь от Тебя моими помыслами, то помоги мне, дабы сие развлечение было непроизвольно, и, отвращая ум, да не отвращу от Тебя сердце…»

[1] Прославлен в 1994 г. Украинской Православной Церковью в качестве местночтимого святого.

Житие Парфения Киевского

Его глаза проникали в самые глубины человеческой души, его плоть казалась прозрачной оболочкой чистой и светлой, как день, души. Ласковая, тихая речь мягко ложилась на душу, открывая внутреннему взору каждого человека простые истины. Именно так характеризовали святого старца люди, имевшие возможность встретиться с ним в назидательных беседах.

Житие и православное воспитание

Будущий святой родился в Тульской губернии, в селе Симоново Алексинского уезда в 1792 году. Его отец был пономарем. Все детство мальчика проходило в бедности, поэтому с ранних лет он понял — ни к чему материальному в этом мире не стоит слишком прикипать душой.

Несмотря на скудный достаток семьи, Петр Краснопевцев, а именно так звали в миру Парфения Киевского, в 1805 году благополучно окончил духовное училище и был переведен в семинарию.

Начало духовного пути

Как-то на каникулах он остановился на ночлег по пути домой. Взглянув в ночное небо, парень ощутил необъяснимую радость в душе. В это время над ним появился белый голубь, который парил в воздухе то вверх, то вниз, но не улетал. К утру птица не улетела, но стала невидима глазу. Как впоследствии признавался Парфений, с этого момента ему захотелось чего-то неземного, в сердце запала какая-то сладость. Ничто мирское больше не прельщало его.

Другой интересный случай произошел с юношей, когда он задремал под деревом. Открыв глаза, Петр увидел старца, который промолвил следующие слова: «Странен монах и земен мертвец». После сказанного старец развернулся и скрылся в лесу. Парень побежал за ним, но не нашел. Однако высказывание незнакомца глубоко запало в душу Петра.

Служение в Киево-Печерской Лавре

В 1814 году во время очередных каникул студент посетил Киево-Печерскую лавру, в которой ему захотелось остаться навсегда. Спустя год Петр покинул семинарию с той целью, чтобы уехать в лавру. Но родители настаивали на том, чтобы он стал пономарем в родном селе. Ему даже начали подыскивать супругу. Однако, поняв, что стремления сына совершенно иные, мать и отец приняли его выбор. В 1819 году Петр поступает в Киево-Печерскую лавру.

Читайте также:
Феодор Тирон - житие и биография, почитание и чудо, дни памяти, труды

Первое время он несет послушание в винограднике и саду. После этого его перевели на просфорню. Любое дело Петр выполнял с большим прилежанием. При этом отличался большой скромностью в быту. Будущий подвижник старался жить так, чтобы ничто не отвлекало его ум и сердце от неустанной молитвы Господу.

Однажды произошел показательный случай, продемонстрировавший высокий духовный уровень и сострадательность молодого послушника. Малоимущий странник зимой украл у Петра тулуп, но братия сумела поймать вора. Увидев виновника, Петр попросил, чтобы его отпустили вместе с тулупом. Свое решение он аргументировал достаточно просто — он с братией живет в тепле, а этот бедняк в стужу без крова над головой дрожит от холода. В итоге тулуп остался у странника, а Петр ему еще и денег дал, с условием, что тот больше не будет воровать никогда.

Молитвенное правило

Оценив усердие, с которым нес послушание Петр, его назначили начальником просфорни. Как-то раз в часы напавшего на подвижника уныния, ему явился Никодим Просфорник с Псалтирью в руках. С той поры эта книга стала главной в молитвенном правиле Петра. Он ежедневно вычитывал Псалтирь полностью и вскоре выучил все псалмы наизусть.

Не довелось за всю жизнь испытать Петру брань с помыслами плотскими. Единственный раз он задумался о том, как могут грешить люди, какое в этом удовольствие, а на следующий день был вызван наместником. Оказалось, что Антонию, будущему Воронежскому архиепископу, было послано откровение свыше и он решил предостеречь своего подопечного о недопустимости таких помыслов.

После этого, по словам самого преподобного, он еще отчетливее стал понимать, насколько важно беречь себя от приближения к греху не только телесному, но и умственному.

Монашество

Монашеский постриг Петр Краснопевцев принял в 1824 году. Его нарекли Пафнутием. После посвящения в монахи Пафнутий был рукоположен в иеродиакона. Вскоре монах заболел — его начали мучать сильные головные боли. Тем не менее он находил в себе силы не роптать на судьбу и без тени нареканий на Бога с большой любовью продолжал служить ему.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, не попусти, чтобы суетность, самолюбие, чувственность, нерадение, гнев господствовали надо мною и похищали меня у любви Твоей. О Господи, Создатель мой, все Упование мое! Не остави меня без удела во блаженной вечности; соделай, да и я последую святому примеру Твоему. Даруй мне сию чистоту духа, сию простоту сердца, которые делают нас достойными любви Твоей. К Тебе, о Боже мой, возношу душу и сердце мое, не попусти погибнуть созданию Твоему, но избавь меня от величайшего и единственного настоящего зла — греха. Соделай, Господи, да переношу с таким же терпением беспокойства и скорби душевные, с какой радостью приемлю удовольствия сердечные. Если Ты хочешь, Господи, — можешь очистить и освятить меня. Вот я предаю себя Твоей благости, прося истребить из меня все противное Тебе и присоединить к сонму избранных Твоих. Господи! Отними от меня праздность духа, погубляющую время; суетность мыслей, мешающих Твоему присутствию и развлекающих внимание мое в молитве; если же, молясь, я уклоняюсь от Тебя моими помыслами, то помоги мне, дабы отвращая ум, не отвращал сердца от Тебя. Исповедаю Тебе, Господу Богу моему, все грехи моего беззакония, ныне и прежде содеянные пред Тобою: отпусти мне их ради имени Твоего святого и спаси душу мою, которую Ты искупил драгоценною Кровию Твоею. Вручаю себя милосердию Твоему, предаюсь в волю Твою, твори со мной по благости Твоей, а не по злобе и беззаконию моему. Научи меня, Господи, располагать дела свои так, чтобы они содействовали прославлению имени Твоего святого. Умилосердись, Господи, о всех христианах, услыши желания всех вопиющих к Тебе, избави от всякого зла и спаси рабов Твоих (имена): пошли им отраду, утешение в скорбях и милость Твою святую. Господи! Молю Тебя особенно о тех, которые меня чем-либо обидели и опечалили, или какое-либо зло сделали: не наказывай их меня ради грешного, но пролей на них благость Твою. Господи! Молю Тебя о всех, которых я, грешный, опечалил, обидел или соблазнил словом, делом, помышлением, ведением или неведением. Господи Боже! Отпусти нам грехи наши и взаимные оскорбления; удали, Господи, из сердец наших всякое негодование, подозрение, гнев, злопамятность, ссоры и все, что может препятствовать любви и уменьшать братолюбие. Помилуй, Господи, тех, которые поручили мне, грешному и недостойному, молиться о них! Помилуй, Господи, всякого просящего Твоей помощи. Господи! Сотвори сей день днем милосердия Твоего, подай каждому по прошению его; буди пастырем заблудших, вождем и светом неведущих, наставником немудрых, отцом сирых, помощником угнетенных, врачом больных, утешителем умирающих, и приведи нас всех к желанной цели — к Тебе, Пристанищу нашему и блаженному упокоению. Аминь.

Читайте также:
Марина Антиохийская: житие святой, дни памяти и мощи, почитание, о чем молиться

Единственная мера, к которой прибегал Пафнутий в периоды сильного обострения недуга, это освобождение от некоторых послушаний. Его переводили на служение в Дальние пещеры.

В 1826 году он смог вернуться к своим обязанностям начальника просфорни. Но через два года вновь попросил перевода и был направлен в Китаевскую пустынь. Когда Пафнутий оправился от очередного обострения, то смог вернутся и продолжить служение в храмах Дальних пещер.

В 1829 году Пафнутия посвящают в иеромонахи. Как раз накануне ему было видение, в котором он предстал в алтаре перед Архиереем и его Женой. Архиерей назидал его взять Евангелие и священнодействовать. А Жена сказала, что поручается за него. Тогда монах узнал в женщине Пречистую Деву Марию.

Вскоре Пафнутий становится духовником братии, а затем его переводят в Успенский собор. В 1833 году иеромонах нес послушание книгопродавца в типографии лавры.

Схимничество

Через пять лет подвижник принял схиму. У него было большое и разнообразное келейное правило, включающее молитвы к Иисусу Христу, Богородице, Псалтирь и Евангелие. Он часто задавался вопросом, правильно ли он следует к цели схимнического подвига. Вопрошая к святым, отец Парфений сподоблялся благодатных посещений, во время которых укреплялся словами богоугодников в своем стремлении.

В теплое время года Парфений часто подолгу бывал в Голосеево, любил уходить в лес для уединенной молитвы. К нему не иссякал поток посетителей, желающих поговорить с подвижником. Стремясь к уединению, старец думал прекратить это общение, но во сне увидел, как его духовные чада отгоняют от него палками свирепого зверя, и оставил этот замысел.

Многие из тех, кто встречались с отцом Парфением, отмечали его необыкновенно чистый и проникновенный взгляд, простоту и прозорливость.

В преклонном возрасте преподобный жил в блюстительских кельях Ближних пещер. С каждым годом ему становилось все сложнее спускаться в церковь прп. Антония для совершения Литургии, поэтому ему организовали церковь в самих блюстительских кельях. Поскольку подвижник готовился к отходу из земного мира, храм назвали Сретенским.

Жизнь святого оборвалась 25 марта 1855 года. Он тихо предал свою душу Господу и был погребен в храме иконы Богородицы «Живоносный Источник» в Голосеево.

Почитание преподобного

В народе память старца почиталась сразу же после его кончины. В Украинской Православной Церкви его прославили в лике святых в 1993 году 27 июля. Общецерковное почитание началось с 2007 года после проведенного Архиерейского Собора РПЦ, давшего свое благословение на это.

На заметку! Парфения Киевского вспоминают 25 марта по старому стилю или 7 апреля по новому стилю.

Мощи

В советскую эпоху церковь Голосеевского монастыря была разрушена. Сейчас мощи прп. Парфения, который был там похоронен, находятся под спудом возродившегося храма иконы Богоматери «Живоносный источник».

Великому подвижнику не раз являлись сам Господь, святые и архангелы. Весь жизненный путь он прошел с непоколебимой любовью и верой в Бога. А сегодня занимает достойное место в сонме святых, отвечая на молитвы верующих.

ПАРФЕНИЙ (КРАСНОПЕВЦЕВ)

Прп. Парфений (Краснопевцев), старец Киево-Печерской Лавры

Парфений (Краснопевцев), Киевский (1790 – 1855), иеросхимонах, духовник Киево-Печерской лавры, преподобный

В миру Краснопевцев Пётр Иванович, родился 24 августа 1790 года в селе Симонове Алексинского уезда Тульской губернии в семье церковного причетника.

Образование получил в Тульском духовном училище, а затем в семинарии, откуда уволился в 1815 году до окончания курса.

По увольнении из семинарии поступил в Киево-Печерскую лавру, где подвизался в труде, молитве, полном послушании и неосуждении. С 1819 года стал послушником. 20 сентября 1824 года там же был пострижен в монахи с именем Пафнутий.

В 1830 году был рукоположен в сан иеромонаха и вскоре стал духовником Лавры. Главным в духовном становлении святого были совершенное незлобие, кротость и непрестанная Иисусова молитва. Святой читал молитву “Богородице Дево” ежедневно 300 раз [1].

В 1838 году был пострижен в великую схиму с именем Парфений. С этого времени Иисусова молитва творилась в сердце святого даже во сне. В трудные или переломные моменты жизни старцу являлись святые покровители и Богородица, от которой он получил объяснение великой схимы: “Схимничество есть – посвятить себя на молитву за весь мир.”.

Духовная жизнь святого строилась на размышлении о тайне Воплощения и на созерцании единства Иисуса Христа и Богородицы в домостроительстве спасения и в искупительных страданиях. Преподобный сложил несколько широко известных молитв ко Христу и Богородице.

Был духовником Киевского митрополита святителя Филарета (Амфитеатрова), последние шестнадцать лет жизни ежедневно служил Литургию в его домовой церкви. Своим духовным детям заповедал борьбу со страстями, непрестанную молитву ради стяжания Святого Духа, ежедневное чтение Евангелия и Псалтири.

Широкое народное почитание старца Парфения началось сразу после его смерти. Прославление его было совершено в Украинской Православной Церкви 27 июля 1993 года [2].

30 ноября 2017 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви благословил общецерковное почитание преподобного Парфения Киевского [3].

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Небе́сное оте́чество возлюби́в,/ су́етнаго ми́ра отве́рглся еси́,/ те́мже кро́тость, простоту́ и незло́бие стяжа́в,/ поревнова́л еси́ по́двигом отце́в на́ших Пече́рских./ Соимени́тый чистоте́ и де́вству,/ преподо́бне Парфе́ние, ки́евская похвало́,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.

Кондак, глас 3

Кто́ не удиви́тся чистоте́ твое́й,/ де́вственниче и моли́твенниче при́сный,/ сосу́д бо Ду́ха Свята́го яви́лся еси́/ и моли́твою о ми́ре все́м возсия́л еси́./ И ны́не помяни́ на́с у Престо́ла Бо́жия// во Ца́рствии Небе́снем.

Наставления

Крайне опасно последовать своим мыслям и рассуждению в деле спасения. Наш ум – ограниченное око плоти, которое может только видеть и распределять дела внешние и вещественные; а пути высшие должны мы предавать Самому Богу через Отца нашего и Наставника и во всем следовать его рассуждению.

Наша человеческая воля есть только пожелать доброго и изыскивать на то средства, а совершитель и делатель всякого доброго есть Бог, а злое – от нас.

Берегись осуждать ближнего, а чтобы не впасть в сие искушение языка, не присматривайся к чужим поступкам.

Человек всеми своими усилиями, без содействия Божия, не может располагать ни внешнею жизнию своею, ни состоянием души своей. Без Бога – ни до порога.

Нищелюбие и нестяжание великие сокровища уготовляют душе.

Неизреченная польза проистекает от уединения, но с ним неразлучна должна быть молитва.

Гнев, тщеславие или высокоумие и осуждение ближнего отгоняют благодать Святаго Духа.

Чистоту телесную и мысленную можно стяжать только молитвою и устремлением ума к Богу; пришествие Святаго Духа попаляет и истребляет все страсти.

Хранение чистоты телесной должно сопровождаться хранением чистоты мысленной.

Литература

  • Поселянин, Иеросхимонах Парфений, его жизнь, изречения и ежедневная молитва.
  • Хрулёва, И. М., Благословенная Душа, Изд-во “Синтагма,” 2008.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: