Артемий Антиохийский – житие и биография святого, мощи, почитание и дни памяти, труды

АРТЕМИЙ

[греч. ̓Αρτέμιος] († 362), вмч. Антиохийский (пам. 20 окт.). Происходил из знатного рим. рода и принадлежал к сенаторскому сословию. Участвовал в сражении имп. Константина I Великого с имп. Максенцием у Мульвиева моста в 312 г., во время к-рого в небе появился Крест с надписью: «Сим побеждай». Это знамение обратило А. в христианство. Он много лет был приближенным Константина Великого и затем советником его сына, имп. Констанция II. По поручению Констанция перенес с великими почестями мощи апостолов Андрея Первозванного и Луки из г. Патры в К-поль. После этого А. получил должность военачальника – дукса и августалия Александрии. В Египте А. утверждал христ. веру и сокрушил множество идолов. Когда воцарившийся после смерти Констанция имп. Юлиан Отступник прибыл в Антиохию и стал готовиться к походу против персов, А., как и др. военачальники, был вызван в Антиохию. Там, присутствуя при мучениях христиан, А. обличил жестокость и языческие заблуждения Юлиана и предсказал ему скорую гибель. Император обвинил А. в соучастии в убийстве своего старшего брата цезаря Галла. После истязаний А. был чудесно исцелен в темнице от ран явившимся ему Христом. Долгое время святой провел в заключении без пищи, питаемый благодатью Св. Духа. После того как главный языческий храм Антиохии – святилище Аполлона в Дафни – был сожжен ниспавшим с неба огнем, Юлиан обвинил в поджоге христиан и подверг А. новым мучениям: святого придавили огромным камнем, затем отсекли голову мечом. Вскоре после этого сбылось предсказание А.: во время битвы с персами Юлиан был поражен невидимым оружием.

Тело мученика забрала антиохийская диакониса Ариста и послала в К-поль. Мощи положили в к-польском храме Иоанна Предтечи в Оксии, построенном имп. Анастасием I, позже этот храм иногда называли церковью А. От его мощей совершались многочисленные чудеса, они были собраны и изложены анонимным писателем 3-й четв. VII в. (BHG, N 173-174). В наст. время А. особо почитается в г. Патры, он считается одним из покровителей этого города и основателем мон-ря Богородицы Гирокомиу, в к-ром 20 окт. совершается торжественное празднование этого святого (Δίπτυχα. 1999. Σ. 710).

О мучении А. свидетельствуют историки Аммиан Марцеллин (История. XXII 11. 2-8) и Филосторгий ( Philostorgius . Hist. eccl. III 2a, 2). Пространное житие А. написано мон. Иоанном Родосским (сохранилось в неск. редакциях) и в кон. Х в. переработано Симеоном Метафрастом. Краткие жития входят в состав Минология Василия II (PG. 117. Col. 117-118) и Синаксаря К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 151-153). Память А. содержится во всех греч. и рус. календарях.

Наиболее ранним свидетельством почитания А. на Руси является его упоминание в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 232об.). Служба А. с каноном Иосифа Песнописца содержится в Минее РГАДА. Син. тип. 89, 1096 г. ( Ягич . Служебные Минеи. С. 140-147). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А. из Минология Василия II, включенный в нестишной Пролог (древнейший список – РНБ. Соф. 1324, кон. XII – нач. XIII в. ( Абрамович . Софийская б-ка. Вып. 2. С. 162)). В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены пространное житие, написанное Иоанном Родосским, и чудеса А. ( Иосиф, архим . Оглавление ВМЧ. Стб. 103-106 (1-я паг.)).

В 1073 г. часть мощей А. была перевезена из К-поля в Киево-Печерский мон-рь (Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 6). В кресте-мощевике царя Михаила Федоровича, к-рый являлся отцовским благословением Патриарха Филарета, содержались частицы мощей А. (Христианские реликвии. С. 66-67).

Гимнография. По Типикону Великой ц. IX-X вв. ( Mateos . Typicon. Т. 1. P. 72) служба А. совершалась в храме Иоанна Предтечи в Оксии. Редакции Студийского устава имеют различные указания о совершении службы А.: Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский . Описание. Т. 1. С. 297) предписывает совершение службы, аналогичной шестеричной (см. Знаки праздников месяцеслова), Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. ( Пентковский . Типикон. С. 290) и Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz . Typicon. P. 41) – службы без знака. Память А. содержится уже в ранних редакциях Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский . Описание. Т. 3. С. 31). Типикон, используемый ныне в РПЦ (Т. 1. С. 218), предписывает совершение в день памяти А. шестеричной службы.

Последование А., помещенное в печатных греч. Минеях, отличается от последования слав. Миней. Все гимнографические тексты обоих последований известны уже по рукописным Минеям как студийской (напр., ГИМ. Син. № 160. Л. 151-157об., XII в.), так и иерусалимской традиций (РНБ. Греч. 523, XIV в.). Общий для обоих последований канон 2-го гласа с акростихом «Τὴν σὴν νέμοις μοι πλουσίαν χάριν μάκαρ» (Богатую твою благодать подай мне, блаженне) атрибутируется песнописцу Иосифу, имя к-рого вписано в тропари 9-й песни. Известны 3 корпуса стихир на Господи воззвах 4-го гласа. Самый распространенный, вписанный в большинство рукописей (напр., РГБ. Сев. греч. 480. Л. 83об.- 85об., XII в.), вошел в рус. печатные Минеи, 2-й зафиксирован в греч. печатных Минеях (Μηναῖον. ̓Οκτώβριος. Σ. 197), 3-й встречается лишь в нек-рых студийских рукописных кодексах (напр., РНБ. Греч. 227-1. Л. 89об.- 91, XII в.). Кондак с икосом 2-го гласа А. совр. Миней появляется в книгах, расположенных по Студийскому уставу (напр., РНБ. Греч. 551. Л. 96, XII в.).

Читайте также:
Игумен Даниил - житие и хождение, история и факты о паломничестве, дни памяти и почитание

По греч. рукописям визант. периода известны еще 3 канона А., не вошедшие в печатные богослужебные книги,- 2 анонимных 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, а также канон Иосифа 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа; имя гимнографа вписано в тропари 9-й песни (Ταμεῖον. Ν 115-117. Σ. 61). Нек-рые тропари последнего канона совпадают с тропарями канона вмч. Георгия Победоносца (AHG. T. 8. P. 430).

Великомученик Артемий Антиохийский. Православный календарь на 2 ноября

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

2 ноября (20 октября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Димитриевская родительская суббота. 20-я седмица по Пятидесятнице (двадцатая неделя после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается поминовение убиенных на брани воинов и всех усопших православных христиан, а также память 15 известных поимённо угодников Божиих. Далее коротко расскажем о них.

Димитриевская родительская суббота. Димитриевская родительская суббота была установлена после битвы на Куликовом поле великим князем Дмитрием Донским. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

В этот день христиане традиционно посещают могилы почивших родных и устраивают поминальные трапезы. Во всех церквях в канун Димитриевской субботы служат заупокойные Всенощные – парастасы, а в сам этот день – панихиды и литии. Подробнее об этом дне – в нашем материале «Смерти нет», опубликованном на страницах Царьграда.

Великомученик Артемий Антиохийский. Святой, казнённый в период правления императора-язычника Юлиана Отступника, царствовавшего в Римской империи в 361-363 годах от Рождества Христова. Один из военачальников равноапостольного императора Константина Великого, святой Артемий отказался отречься от Истины в годы, когда Христианскую Империю пытались вновь сделать языческой.

Великомученик Артемий всенародно обличил императора-отступника Юлиана в нечестии, за что разгневанный отступник подверг святого жестоким пыткам. Сам Христос в окружении Ангелов явился страдальцу в темнице, сказав:

Мужайся, Артемий! Я с тобой и избавлю тебя от всякой боли, какую причинили тебе мучители, и уже готовлю тебе венец славы. Ибо как ты исповедал Меня пред людьми, на земле, так и Я исповедую тебя пред Отцем Моим Небесным.

После страшных, нечеловеческих пыток святой Артемий был обезглавлен в 362 году от Рождества Христова. Подробнее об этом великом святом, его подвиге, а также об одном из подмосковных храмов, посвящённых великомученику Артемию Антиохийскому, вы можете узнать из нашего материала «Воин царя Константина», опубликованного на страницах «Царьграда».

Святой праведный Артемий Веркольский. Русский святой XVI века, набожный и благочестивый отрок, погибший в 13-летнем возрасте от удара молнией в 1545 году. Сначала суеверные люди думали, что это знак проклятья, а потому не погребли по-христиански юного Артемия. Только 28 лет спустя местный священник увидел благодатный свет над местом гибели отрока. Его святые мощи перенесли в храм, после чего от них стали совершаться чудеса и исцеления.

Святой праведный Артемий Веркольский. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобный Гавриил Самтаврийский. Один из самых почитаемых святых Грузинской Православной Церкви, архимандрит Гавриил (Ургебадзе) отошёл ко Господу совсем недавно — в 1995 году от Рождества Христова. Блаженный старец, в годы богоборческих гонений принявший на себя образ мнимого безумия — юродства Христа ради. В последние годы о старце Гаврииле вышло несколько книг, включающих уникальные воспоминания об этом прозорливом чудотворце.

Священномученики Николай Любомудров, пресвитер (1918), Зосима Пепенин, Иоанн Родионов, Иоанн Ганчев, Иоанн Речкин, Николай Фигуров, Леонид Никольский, Иоанн Талызин и Александр Орлов, пресвитеры, Михаил Исаев и Петр Кравец, диаконы, и мученик Павел Бочаров (1937). Православные священнослужители в священническом и диаконском санах, а также мирянин, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений. Впоследствии все эти страдальцы были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Читайте также:
Святые Кирилл и Мефодий – житие и биография братьев, деятельность и учения, дни памяти

Поздравляем всех православных христиан с днём всех сегодняшних святынь и угодников Божиих! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Святой великомученик Артемий: житие

Хвала Господу за то, что он посылал нам таких ярких святых, которые примером своей благочестивой и праведной жизни показали людям великую и спасительную веру во Христа. И что нет более надежной и верной руки, которая всегда готова бедного и немощного человека поддержать и наставить на путь истины. Дальше речь пойдет о двух прославленных в лике святых мужах.

Один из них – Антиохийский Артемий – великомученик, Артемий Веркольский же считается святым праведным отроком, но не великомучеником. Это нужно знать, чтобы потом не путать и правильно обращаться к ним в своих молитвах. Житие их достаточно впечатляет, чтобы ощутить силу их веры и подвига ознакомимся с ним.

Житие великомученика Артемия

Будущий святой Артемий родился в знатном римском роде и принадлежал к сенаторскому сословию. Он был участником сражения императора Константина с императором Максенцием, проходившего у Мульвийского моста в 312 году. В это время на небе вдруг появился Крест надписанный: «Сим побеждай!». Это божественное знамение произвело на воина Артемия огромное впечатление и обратило его в христианство.

Великомученик Артемий был прославленным военачальником во времена правления римских императоров Константина I (306-337 гг.) и его сына Констанция (337-361 гг.). При них он был приближенным советником и доверенным лицом. За верную службу он был награден грамотами и поставлен начальником Египта, наделенным особыми полномочиями. По поручению правителя Констанция, с великими почестями он перевез из Патры в Константинополь мощи святых апостолов Андрея Первозванного и Луки.

Юлиан Отступник

Но после правления императора Констанция на престол взошел Юлиан Отступник (361-363 гг.) – язычник, который стал вести жестокую и непримиримую борьбу с христианством. Повсеместно начались казни, сотни христиан были обречены на мучительную смерть. В Антиохии он приказал подвергнуть пыткам двух епископов, которые не отреклись от веры во Христа. Именно в это время в город пришел Великомученик Артемий, повсеместные казни христиан не смогли его благородное сердце оставить равнодушным. И он в открытую стал обличать правителя Юлиана в бесчестии, жестокости и языческих заблуждениях. Тогда разозлившийся император обвинил его в соучастии в убийстве его старшего брата Галла. Его немедленно арестовали, потом долго жестокого издевались над ним, а после этого заточили в темницу.

Когда святой великомученик Артемий в очередной раз взмолился к своему Господу, к нему явился сам Иисус Христос с ангелами и сказал, что бы тот мужался, так как Он избавит его от всякой боли, которую причинили ему его мучители, и что ему приготовлен венец славы. Ибо как он проповедовал Христа перед народом, то и Он будет исповедовать его пред Отцом Небесным. И добавил Христос, чтобы тот был мужественным и радовался, так как скоро будет с Ним в Царстве Его. И исцелил его, ведь он, израненный пытками, долгое время был без еды и пищи, питаемый только благодатью Святого Духа.

Казнь

После этого обрадованный таким известием Великомученик Артемий стал горячо славить и благодарить Господа. На другой день его опять привели к Юлиану, чтобы заставить крепкого и славного воина поклониться и принести жертву языческим богам. Но, ничего не добившись, он опять подверг его страшным и мучительным пыткам. Но великий подвижник все страдания переносил без единого крика и стона.

Великомученик Артемий Антиохийский предсказал Юлиану, что того скоро настигнет справедливая кара Божия за то многочисленное зло, которое он причинил христианам. От этих слов император стал еще более лютым и опять приказал пытать верного христианина, но так и не смог сломить его волю.

В это время в Антиохии от ниспавшего с неба огня сгорел языческий храм – святилище Аполлона в Дафни. Юлиан, воспользовавшись случаем, тут же обвинил в этом христиан. А святому Артемию назначил казнь (362 г.). Сначала его придавили камнем, а затем отрубили мечом голову.

Возмездие

Вскоре после этого был поражен и римский правитель. Пророчества святого Артемия сбылись ровно через год. Юлиан с войском, выйдя из Антиохии, пошел воевать с персами. Подойдя к городу Ктесифону, они встретили старого перса, который попросился быть проводником у Юлиана, пообещавший за небольшое вознаграждение предать своих сограждан. Но как потом оказалось, он обманул их и завел воинов в дикую непроходимую Карманитскую пустыню, где не было ни воды, ни пищи. Греко-римские войска голодные и истомленные от жары вступили в вынужденный бой с хорошо подготовленными к встрече силами персов. В битве с персами кавалерийское копье рассекло ему руку, пронзило ребра и застряло в печени. В итоге Юлиан, сраженный невидимою рукою, тяжело застонал и произнес перед смертью слова: «Ты победил, Галилеянин!».

Читайте также:
Герман Соловецкий: биография преподобного, мощи и дни памяти

Обретение мощей

После смерти тирана мощи святого великомученика Артемия из Антиохии забрала вместе с христианами диакониса Ариста и отвезла их в Константинополь. В дальнейшем их погребли в храме Святого Иоанна Предтечи, который построил император Анастасий I, после получившем второе название в честь святого великомученика Артемия.

Сегодня имя святого на особом почете в городе Патры. День великомученика Артемия отмечают 20 октября (2 ноября). Его считают покровителем города и основателем обители Пресвятой Богородицы Гирокомиу. В этот день всегда совершается торжественное поминовение, читаются молитвы и акафист великомученику Артемию. От его святых мощей совершаются многочисленные чудеса.

Иконы и молитвы

На иконах Великомученик Артемий традиционно изображается с длинными волосами и раздвоенной короткой бородкой в воинских доспехах и гиматии. Но есть и другие интерпретации.

Молитва великомученику Артемию, начинается со слов: «Святый угодниче Божий, Артемие праведный!». Вторая – «Святой мучениче Артемие!».

Впервые житие святого великомученика и воина Артемия в конце X века описал Иоанн Родосский, затем оно было обработано и дополнено Симеоном Метафрастом. О святом Артемии Антиохийском сообщали и древние византийские историки Аммиан Марцеллин и Филосторгий.

В 1073 году частица его мощей была обретена Киево-Печерским монастырем. Известно также о нахождении святых мощей в кресте-мощевике русского императора Михаила Федоровича, который стал благословением Патриарха Филарета.

Святой Артемий Веркольский

В 1532 году в благочестивой семье поселян Космы (по прозвищу Малый) и Аполлинарии в селе Верколе, возле реки Пинеге Двинского округа появился на свет сын, которого назвали Артемием. Родители воспитывали его в добрых христианских традициях. Он был послушным, кротким и богобоязненным ребенком, который с пяти лет не любил всяких детских шалостей и забав. Он прилежно, насколько мог в своем юном возрасте, помогал своему отцу по хозяйству.

23 июня 1545 года двенадцатилетний Артемий работал с отцом в поле, когда неожиданно рядом сверкнула молния и ударил гром, в это время отрок упал на землю мертвым. Испуганные суеверные крестьяне посчитали это происшествие карой Небесной, и поэтому тело Артемия, прикрытое хворостом и берестой, оставили неотпетым и непогребенным в лесу, называемым Сосония.

Святые мощи

Спустя тридцать с небольшим лет после смерти Артемия в 1577 году диакон Агафоник, служивший в местной церкви святителя Николая Чудотворца, увидел в лесу необычное свечение именно над тем местом, где когда-то были оставлены останки Артемия. Так было обретено нетленное тело святого отрока Артемия, которое народ принес и положил на паперти церкви святого Николая в Верколе. Господь прославил его чудесами, вследствие чего в 1639 году митрополит Киприан послал наказ «тутошнему» духовенству составить очевидные свидетельства, которые в скором времени были доставлены митрополиту. И в следующий год он прислал «сотворенное празднество» – стихиры, литию, стиховну, славники, тропарь, икос, кондак, светилен, хвалины и розпев под знаменем.

Молитвы и чудеса

По молитвам святого Артемия многие больные исцелялись, и особенно те, кто страдал болезнями глаз. Однажды в храм пришел житель Холмогор Иларион, потерявший зрение и совсем отчаявшийся его вернуть. И вот в день святого Николая явился к страдальцу праведный Артемий с крестом в правой руке, в левой – с посохом, осенив крестом больного, сказал ему, что исцелил его Христос рукою раба Своего Артемия. И отправил горожанина идти в Верколу поклониться его гробу и рассказать о случившемся священнику и крестьянам.

Больной выздоровел тотчас. Почитатели святого отрока в 1584 году перенесли его святые мощи с паперти храма в устроенный предел.

Мезенский воевода Пашков Афанасий за исцеление своего больного сына в благодарность святому построил храм в честь святого великомученика Артемия – небесного покровителя святого и праведного отрока. В 1619 году мощи святого были освидетельствованы и 6 декабря перенесены в новый храм, который сгорел через 30 лет, но в 1649 году на месте обретенных мощей при царе Алексее Михайловиче был построен монастырь, куда доставили и мощи.

Читайте также:
Афанасий Сахаров - житие и труды, дни памяти и почитание, мощи, письма

Есть предание, что у святого отрока была сестра, праведная чудотворица Параскева Пириминская.

Теперь же память святому Артемию совершается 23 июня (день представления) и 20 октября (день памяти тезоиеменного великомученика Артемия).

Святой великомученик Артемий: житие. Молитва великомученику Артемию.

Хвала Господу за то, что он посылал нам таких ярких святых, которые примером своей благочестивой и праведной жизни показали людям великую и спасительную веру во Христа. И что нет более надежной и верной руки, которая всегда готова бедного и немощного человека поддержать и наставить на путь истины. Дальше речь пойдет о двух прославленных в лике святых мужах. Один из них – Антиохийский Артемий – великомученик, Артемий Веркольский же считается святым праведным отроком, но не великомучеником. Это нужно знать, чтобы потом не путать и правильно обращаться к ним в своих молитвах. Житие их достаточно впечатляет, чтобы ощутить силу их веры и подвига, ознакомимся с ним.

Житие великомученика Артемия

Будущий святой Артемий родился в знатном римском роде и принадлежал к сенаторскому сословию. Он был участником сражения императора Константина с императором Максенцием, проходившего у Мульвийского моста в 312 году. В это время на небе вдруг появился Крест надписанный: «Сим побеждай!». Это божественное знамение произвело на воина Артемия огромное впечатление и обратило его в христианство. Великомученик Артемий был прославленным военачальником во времена правления римских императоров Константина I (306-337 гг.) и его сына Констанция (337-361 гг.). При них он был приближенным советником и доверенным лицом. За верную службу он был награжден грамотами и поставлен начальником Египта, наделенным особыми полномочиями. По поручению правителя Констанция, с великими почестями он перевез из Патры в Константинополь мощи святых апостолов Андрея Первозванного и Луки.

Юлиан Отступник

Но после правления императора Констанция на престол взошел Юлиан Отступник (361-363 гг.) – язычник, который стал вести жестокую и непримиримую борьбу с христианством. Повсеместно начались казни, сотни христиан были обречены на мучительную смерть. В Антиохии он приказал подвергнуть пыткам двух епископов, которые не отреклись от веры во Христа. Именно в это время в город пришел Великомученик Артемий, повсеместные казни христиан не смогли его благородное сердце оставить равнодушным. И он в открытую стал обличать правителя Юлиана в бесчестии, жестокости и языческих заблуждениях. Тогда разозлившийся император обвинил его в соучастии в убийстве его старшего брата Галла. Его немедленно арестовали, потом долго жестокого издевались над ним, а после этого заточили в темницу. Когда святой великомученик Артемий в очередной раз взмолился к своему Господу, к нему явился сам Иисус Христос с ангелами и сказал, чтобы тот мужался, так как Он избавит его от всякой боли, которую причинили ему его мучители, и что ему приготовлен венец славы. Ибо как он проповедовал Христа перед народом, то и Он будет исповедовать его пред Отцом Небесным. И добавил Христос, чтобы тот был мужественным и радовался, так как скоро будет с Ним в Царстве Его. И исцелил его, ведь он, израненный пытками, долгое время был без еды и пищи, питаемый только благодатью Святого Духа.

Казнь

После этого обрадованный таким известием Великомученик Артемий стал горячо славить и благодарить Господа. На другой день его опять привели к Юлиану, чтобы заставить крепкого и славного воина поклониться и принести жертву языческим богам. Но, ничего не добившись, он опять подверг его страшным и мучительным пыткам. Но великий подвижник все страдания переносил без единого крика и стона.

Великомученик Артемий Антиохийский предсказал Юлиану, что того скоро настигнет справедливая кара Божия за то многочисленное зло, которое он причинил христианам. От этих слов император стал еще более лютым и опять приказал пытать верного христианина, но так и не смог сломить его волю. В это время в Антиохии от ниспавшего с неба огня сгорел языческий храм – святилище Аполлона в Дафни. Юлиан, воспользовавшись случаем, тут же обвинил в этом христиан. А святому Артемию назначил казнь (362 г.). Сначала его придавили камнем, а затем отрубили мечом голову.

Возмездие

Вскоре после этого был поражен и римский правитель. Пророчества святого Артемия сбылись ровно через год. Юлиан с войском, выйдя из Антиохии, пошел воевать с персами. Подойдя к городу Ктесифону, они встретили старого перса, который попросился быть проводником у Юлиана, пообещавший за небольшое вознаграждение предать своих сограждан. Но как потом оказалось, он обманул их и завел воинов в дикую непроходимую Карманитскую пустыню, где не было ни воды, ни пищи. Греко-римские войска голодные и истомленные от жары вступили в вынужденный бой с хорошо подготовленными к встрече силами персов. В битве с персами кавалерийское копье рассекло ему руку, пронзило ребра и застряло в печени. В итоге Юлиан, сраженный невидимою рукою, тяжело застонал и произнес перед смертью слова: «Ты победил, Галилеянин!».

Читайте также:
Исаак Сирин – житие и творения, труды и подвижнические слова, мощи

Обретение мощей

После смерти тирана мощи святого великомученика Артемия из Антиохии забрала вместе с христианами диакониса Ариста и отвезла их в Константинополь. В дальнейшем их погребли в храме Святого Иоанна Предтечи, который построил император Анастасий I, после получившем второе название в честь святого великомученика Артемия.

Сегодня имя святого на особом почете в городе Патры. День великомученика Артемия отмечают 20 октября (2 ноября). Его считают покровителем города и основателем обители Пресвятой Богородицы Гирокомиу. В этот день всегда совершается торжественное поминовение, читаются молитвы и акафист великомученику Артемию. От его святых мощей совершаются многочисленные чудеса.

Иконы и молитвы

На иконах Великомученик Артемий традиционно изображается с длинными волосами и раздвоенной короткой бородкой в воинских доспехах и гиматии. Но есть и другие интерпретации. Молитва великомученику Артемию, начинается со слов: «Святый угодниче Божий, Артемие праведный!». Вторая – «Святой мучениче Артемие!». Впервые житие святого великомученика и воина Артемия в конце X века описал Иоанн Родосский, затем оно было обработано и дополнено Симеоном Метафрастом. О святом Артемии Антиохийском сообщали и древние византийские историки Аммиан Марцеллин и Филосторгий. В 1073 году частица его мощей была обретена Киево-Печерским монастырем. Известно также о нахождении святых мощей в кресте-мощевике русского императора Михаила Федоровича, который стал благословением Патриарха Филарета.

Святой Артемий Веркольский

В 1532 году в благочестивой семье поселян Космы (по прозвищу Малый) и Аполлинарии в селе Верколе, возле реки Пинеге Двинского округа появился на свет сын, которого назвали Артемием. Родители воспитывали его в добрых христианских традициях. Он был послушным, кротким и богобоязненным ребенком, который с пяти лет не любил всяких детских шалостей и забав. Он прилежно, насколько мог в своем юном возрасте, помогал своему отцу по хозяйству. 23 июня 1545 года двенадцатилетний Артемий работал с отцом в поле, когда неожиданно рядом сверкнула молния и ударил гром, в это время отрок упал на землю мертвым. Испуганные суеверные крестьяне посчитали это происшествие карой Небесной, и поэтому тело Артемия, прикрытое хворостом и берестой, оставили неотпетым и непогребенным в лесу, называемым Сосония.

Святые мощи

Спустя тридцать с небольшим лет после смерти Артемия в 1577 году диакон Агафоник, служивший в местной церкви святителя Николая Чудотворца, увидел в лесу необычное свечение именно над тем местом, где когда-то были оставлены останки Артемия. Так было обретено нетленное тело святого отрока Артемия, которое народ принес и положил на паперти церкви святого Николая в Верколе. Господь прославил его чудесами, вследствие чего в 1639 году митрополит Киприан послал наказ «тутошнему» духовенству составить очевидные свидетельства, которые в скором времени были доставлены митрополиту. И в следующий год он прислал «сотворенное празднество» – стихиры, литию, стиховну, славники, тропарь, икос, кондак, светилен, хвалины и распев под знаменем.

Молитвы и чудеса

По молитвам святого Артемия многие больные исцелялись, и особенно те, кто страдал болезнями глаз. Однажды в храм пришел житель Холмогор Иларион, потерявший зрение и совсем отчаявшийся его вернуть. И вот в день святого Николая явился к страдальцу праведный Артемий с крестом в правой руке, в левой – с посохом, осенив крестом больного, сказал ему, что исцелил его Христос рукою раба Своего Артемия. И отправил горожанина идти в Верколу поклониться его гробу и рассказать о случившемся священнику и крестьянам. Больной выздоровел тотчас. Почитатели святого отрока в 1584 году перенесли его святые мощи с паперти храма в устроенный предел. Мезенский воевода Пашков Афанасий за исцеление своего больного сына в благодарность святому построил храм в честь святого великомученика Артемия – небесного покровителя святого и праведного отрока. В 1619 году мощи святого были освидетельствованы и 6 декабря перенесены в новый храм, который сгорел через 30 лет, но в 1649 году на месте обретенных мощей при царе Алексее Михайловиче был построен монастырь, куда доставили и мощи. Есть предание, что у святого отрока была сестра, праведная чудотворица Параскева Пириминская. Теперь же память святому Артемию совершается 23 июня (день Преставления) и 20 октября (день памяти тезоименного Великомученика Артемия).

Читайте также:
Праведные Иоаким и Анна - житие, описание и история жизни, чудеса и дни памяти святых

Тропарь великомученика Артемия

Истинною бо Христовою верою/ утверждься, страстотерпче,/ мучителя злочестива царя/ победил еси со идольским того возношением./ Тем от Царя Великаго, вечно царствующаго,/ пресветлым венцем победным одарен бысть,/ вся исцеляяй болящия и призывающий тя, Артемие великий,/ моли Христа Бога/ спасти души наша.

Кондак великомученика Артемия

Благочестиваго и венценоснаго мученика,/ на враги победы вземшаго одоление,/ сошедшеся, достойно песньми восхвалим Артемия,/ превеликаго в мученицех,/ чудес же дателя пребогатаго,// молится бо Господу о всех нас.

Молитва святому великомученику Артемию

О, всехвальный великомучениче Артемие, Господень воинственниче и всем нам крепкий поборниче! Скор буди предстательством твоим у Человеколюбца Христа, да даст правоверным людем, почитающим тя и на поклонение мощем твоим приходящим, милость и благих прошений скорое исполнение. Предстояй Престолу Божию в лице мученик, поминай всех нас, бедами, напастьми и скорбьми обстоимых, и в житии сем много страждущих: да твоею помощию и крепким поборством престанут приходящая на нас злая. Мы же, твоими злостраданиями назидаеми, силою благодати Христовы чрез тебе исполняеми, в терпении крестоношения жити начнем, во еже Господу покаянием благоугодити и неизреченная благая наследовати, яже уготована любящим Бога и прославляющим святое имя Его, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Тропарь праведного отрока Артемия Веркольского

Вышняго повелением,/ тученосным облаком, небо помрачившим/ и молниям блистающим,/ грому же возшумевшу с прещением,/ испустил еси душу твою в руце Господеви,/ премудре Артемие,/ и ныне предстоиши Престолу Владыки всех,/ иже верою и любовию приходящим к тебе,/ подай исцеление всем неотложно/ и моляся Христу Богу,/ спастися душам нашим.

Кондак праведного отрока Артемия Веркольского

Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия;/ Богоданная благодать, яко реки, изливает от целебных мощей его дивная исцеления,/ имиже от многоразличных недуг избавляемся,/ с верою приемлюще я и взывающе:/ радуйся, Артемие Богомудре.

Молитва святому праведному Артемию Веркольскому

Святый угодниче Божий, праведный Артемие, присный хранителю святыя веры Православныя и близкий защитниче всего севернаго края Российския страны! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных, и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит в здравии и непременяемем благополучии верных людей Своих, да подаст стране нашей мир и тишину, а нам нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианстей кончине, Небесное Царствие, идеже вси праведнии вместе с тобою вечно славят Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь.

ИОАНН МИЛОСТИВЫЙ

Свт. Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский

Иоанн Милостивый (+ 619/620), патриарх Александрийский, святитель

Родился в городе Амафунте на острове Кипре в семье знатного вельможи – префекта Епифания и Евкосмии. С юности был воспитан в благочестии и страхе Божием. Пришедши в возраст, он, по воле родителей своих, вступил в брак и имел детей, но вскоре дети и супруга его скончались. Освободившись от уз брачной жизни, святой возблагодарил Бога и стал жить по-иночески, хотя и не был монахом. Он отдал часть своего имения на благотворительность и усердно служил Господу, упражняясь в частой молитве и богоугодных делах, особенно проявляя себя милосердным и милостивым ко всем, терпящим бедствия от нищеты. Добродетели прославили его среди людей, и сам император почитал его.

В 609 году, по кончине патриарха Феодора, Александрийская Церковь осталась без предстоятеля. Тогда император Ираклий почтил Иоанна саном патриарха, который тот принял вопреки своему желанию, но по просьбам императора, духовенства и народа.

Свт. Иоанн Милостивый. Ближневосточная икона

Вступив на патриарший престол, святитель Иоанн прежде всего позаботился очистить свою паству от монофизитской ереси, возмущавшей стадо Христово.

Свт. Иоанн Милостивый, патр. Александрийский. Фреска

Искоренив её, Иоанн всецело посвятил себя ревностному исполнению заповедей Божиих и делам благотворения. В начале своего патриаршего служения он приказал учесть нищих и убогих в Александрии, которых он называл своими господами, так как они, как он говорил, “могут. ввести меня в вечные обители”. Их оказалось семь с половиной тысяч человек. Всем этим несчастным святитель давал ежедневное бесплатное пропитание. Дважды в неделю, в среду и пятницу, он выходил к дверям патриаршего собора и, сидя на паперти, принимал всех нуждающихся: разбирал распри, помогал обиженным, раздавал милостыню. Два или три раза в неделю он посещал больницы, оказывая помощь страдальцам, сам прислуживал и напутствовал умирающих своими молитвами, помогая им при их кончине. Кроме того, он часто совершал заупокойную Божественную литургию и говорил, что литургия, совершаемая за умерших, приносит им великую пользу.

Святитель никогда не отказывал просящим. Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему шесть сребреников. Нищий, переменив одежду, обогнал патриарха и снова стал просить милостыню. Иоанн дал ему другие шесть сребреников. Когда же нищий в третий раз попросил подаяния и слуги стали гнать назойливого просителя, патриарх приказал дать ему 12 сребреников, сказав: “Не Христос ли искушает меня?”

Дважды святитель давал деньги взаймы купцу, но оба раза тот терпел кораблекрушение. Как святитель указал, первое произошло оттого, что купец смешал церковное золото с неправедно приобретенным, а второе – потому что сам его корабль был неправедной наживой. В третий раз святитель дал ему принадлежавший Патриархии корабль, наполненный пшеницей, на котором купец совершил благополучное путешествие, нежданно обогатился и возвратил долг.

Тяжелая война императора Ираклия с персами под водительством Хозроя II принесла империи много бед. Персы разграбили и сожгли Иерусалим, захватив множество пленных, но святой патриарх Иоанн выделил бо́льшую часть церковной казны для их выкупа. Затем, во время нашествия персов в 618 году в Александрию собралось множество народа, следствием чего был сильный голод. Святой Иоанн, милосердствуя о голодающих, истратил всё церковное имущество и даже остался должен тысячу литр золота. Один второбрачный клирик обещал щедро пожертвовать на нужды Церкви, если патриарх поставит его во диакона, но святой укорил его, говоря, что Бог силен и без неправедной наживы прокормить людей во время голода. Как раз когда он говорил это, явился вестник с сообщением, что из Сицилии прибыли два корабля с большим количеством пшеницы.

Святой Иоанн Милостивый был известен своим кротким отношением к людям. Однажды он вынужден был за какую-то провинность отлучить от Церкви одного клирика. Провинившийся озлобился на патриарха. Святитель хотел призвать его для беседы и забыл об этом. Во время совершения Божественной литургии святой вспомнил слова Евангелия: когда приносишь свой дар на алтарь и вспомнишь, что брат твой имеет что-либо против тебя, – оставь дар свой и прежде помирись с братом твоим (Мф. 5, 23-24). Святитель вышел из алтаря, призвал к себе провинившегося клирика и, пав перед ним на колени, всенародно просил прощения. Потрясённый клирик раскаялся в содеянном и впоследствии стал благочестивым священником.

Один горожанин оскорбил Георгия, племянника патриарха. Георгий просил святого отомстить обидчику. Святитель обещал так воздать оскорбителю, что удивится вся Александрия. Это успокоило Георгия, и святой Иоанн стал поучать его, говоря о необходимости кротости и смирения, а затем, призвав оскорбителя, объявил, что освобождает его от уплаты церковной дани за землю. Александрия действительно была удивлена такой “местью”, а Георгий понял урок своего дяди.

Рака с мощами свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского, в католическом храме San Giovanni in Bragora (Венеция)

Святой Иоанн, строгий аскет и молитвенник, всегда имел в душе память смертную. Он заказал для себя гроб, но не велел мастерам доделывать его до конца, попросив каждый праздничный день в присутствии всех приходить к нему и громко спрашивать, не пора ли завершить работу.

Многие другие чудесные и знаменательные события сопровождали земную жизнь святого. Незадолго до кончины святитель Иоанн вынужден был из-за персидского вторжения оставить свою кафедру и отправился в Константинополь. Во время пути на корабле больному святителю было знамение: в сонном видении ему явился светозарный муж и сказал: “Царь царей зовет тебя к Себе”. Это видение предвозвестило скорую кончину патриарха. Прибыв на Кипр, он не мог продолжать путь, но отправился в родной город Амафунт и там с миром отошёл ко Господу. Это произошло 11 ноября 619 или 620 года. Память его перенесена на 12 ноября потому, что 11-го в Египте торжественно праздновалась память великомученика Мины, а в Константинополе преподобного Феодору Студиту.

Почитание

Рака с мощами свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского, в католическом соборе Св. Мартина (Братислава)

Святителя похоронили в местной церкви святого Тихона, Амафунтского чудотворца рядом с двумя почивающими там епископами. При этом произошло чудесное знамение: когда хотели с ними положить святого Иоанна, тела епископов раздвинувшись, будто живые, отделились друг от друга и посредине между собою дали место Иоаннову телу.

Впоследствии его честны́е мощи были перенесены в Константинополь, где их в 1200 году видел русский паломник – архиепископ Новгородский Антоний. Оттуда бо́льшая часть их в 1249 году была перевезена в Венецию, где почивает доныне в римо-католическом Иоанновском храме в Брагоре. Другая часть мощей в 1489 году была подарена султаном Баязидом II королю Венгерскому Матвею Корвину и помещена в королевской часовне в честь святого, устроенной в Будском замке. В 1632 году эта часть была перенесена в католический собор святого Мартина города Пожонь (ныне Братислава), где они покоятся и поныне в специально отстроенном приделе святителя Иоанна Милостивого.

В настоящее время в Греции хранятся честная глава святителя Иоанна Милостивого (в Большом Метеорском монастыре), за исключением нескольких фрагментов, которые находятся в Прусском Богородицком и Афонском Пантократорском монастырях; десница святого – в Афонском Дионисиевском монастыре; другие частицы мощей – в монастырях: Великая Лавра, Ксенофонт, Мега-Спилеон, в Лимасольском митрополичьем соборе и других храмах. Кроме того, частицы мощей святого находятся в храме Гроба Господня в Иерусалиме, в Киккском монастыре на Кипре, в Будапеште и в Кракове [1].

Житие святителя было написано его современником епископом Леонтием Неапольским. Преподобный Симеон Метафраст собрал множество свидетельств о посмертных чудесах Иоанна Милостивого. В течение веков не ослабевала любовь к святителю и на Руси, где написано много икон милостивого патриарха.

Молитвословия

Глава свт. Иоанна Милостивого

Тропарь, глас 8

В терпе́нии твое́м стяжа́л еси́ мзду́ твою́, о́тче преподо́бне, / в моли́твах непреста́нно терпе́вый, / ни́щыя возлюби́вый, и сия́ удовли́вый: / но моли́ся Христу́ Бо́гу, / Иоа́нне ми́лостиве, блаже́нне, // спасти́ся душа́м на́шым.

Кондак, глас 2

Бога́тство твое́ расточи́л еси́ убо́гим, / и небе́сное бога́тство ны́не восприя́л еси́, / Иоа́нне всему́дре: / сего́ ра́ди вси́ тя́ почита́ем, соверша́юще па́мять твою́, // ми́лостыни о тезоимени́те!

Иоанн Милостивый

Иоанн Милостивый — Александрийский патриарх, достигнув вершины христианского служителя, остался человеком, наполненным милосердием и сочувствием к страждущим и нищим до конца своей жизни. Он является примером любви и огромного терпения к ближнему.

Житие святителя

Префект Епифаний и его жена Евкосмия были знатными вельможами и слыли среди горожан Аматуса, что на острове Кипр, благочестивыми христианами, и своего новорожденного сына Иоанна воспитывали в страхе перед Всевышним. Точной даты рождения потомка знатных вельмож история не сохранила, известно, что это было в конце XV столетия.

Княжьему сыну, когда он только входил в юношеский возраст, было явление. Во сне ему явилась благолепная дева с венком из масличных листьев на голове, как символ милосердия Божьего.

По настоянию родителей, мечтавших о наследниках, Иоанн вступает брак, от которого были рождены дети, но так случилось, что его жена и сыновья умерли. Свободный от семейных обязанностей поклонник Бога предпочитает жизнь инока, но не принимает монашеский постриг.

После смерти родителей он продает имение, полученные средства использует для помощи терпящим бедственное положение. Его милосердие к нищим, добродетель и терпение достигли дворца императора.

Патриарх Федор скончался в 609 году, и в Александрийской Церкви начались поиски достойного предстоятеля. Император Ираклий, почитающий смиренного и покорного священнослужителя, уговорил Иоанна при помощи духовенства и народа принять сан Патриарха вопреки его желанию.

Служение в сане патриарха

Верный Богу Патриарх первым делом устранил от власти монофизитов, он стал ревностным исполнителем Заповедей Божьих. Нищих и убогих назвал господами, через которых можно войти в Царство Божье.

Сделав перепись нуждающихся, а их оказалось 7,5 тысяч, Иоанн обеспечил им ежедневную пищу, а по средам и пятницам каждый житель города мог подойти к священнику, сидящему на паперти собора, со своей просьбой:

  • решение спора;
  • примирение;
  • наказание обидчика;
  • получение милостыни.

Патриарх часто лично присутствовал при соборовании умирающего, совершал последнюю молитву перед уходом человека в мир иной. По словам святителя Милостивого Литургия об умерших — великая польза для живых и усопших.

Однажды к священнику подошли две богатые дамы и спросили, могут ли они давать милостыню, на что услышали, что дают не свое, а Христово. Живя очень скромно, патриарх Александрийский часто продавал даримые дорогие вещи, которые могли бы обеспечить ему комфорт, чтобы потом раздать деньги нуждающимся.

Как-то, идя на службу, Патриарх был остановлен бедой вдовой, сопровождавшие Патриарха священнослужители посоветовали женщине прийти после богослужения, на что услышали ответ Иоанна Милостивого. Святитель сказал, что Бог может не услышать его, если сейчас не будет выслушана вдова.

Горделивые, богатые светские начальники порой свысока относились к кроткому, сострадательному и незлобливому священнику, могли и обидеть его, но патриарх, помня слова Иисуса, что с обижающими надо мириться, пока не зашло солнце (Еф. 4:26), первый предлагал перемирие.

Порой даже нищие пользовались его безмерной добротой, прося милостыню, часто меняли одежду, чтобы получить и второй, а порой и третий раз. Иоанн Милостивый видел обман, но больше боялся быть проверяемым Иисусом.

Некий купец неоднократно брал у Патриаршии деньги в долг, чтобы заниматься морскими перевозками, но каждый раз терпел убытки, ибо допускал неправедности в ведении дел, то церковное золото смешает с награбленным, то ходил в море на корабле, неправедно приобретенном. Тогда Патриарх Милостивый дал ему свой корабль. Купец совершил удачное путешествие, отдал все долги и получил прибыль.

В начале XVII столетия полчища персов оккупировали Египет, пред этим захватив и разорив Иудею, спалив Иерусалим. Множество иудеев попало в плен, многие из них были выкуплены на средства церковной казны Александрийской Патриаршии. Египет стал местом прибежища еврейского народа, но в 618 году персидские войска нанесли такой вред стране, что начался голод.

Важно! По милосердию святителя Иоанна церковь выделила помощь, оставшись должна заимодателям тысячу золотых лир. Даже в это бедственное время Патриарх не шел на сделку с совестью, и на предложение некоего клирика поставить его диаконом в обмен на крупное пожертвование ответил отказом. Господь в тот же день послал нуждающимся людям в Египте 2 судна с зерном.

О том, что покаяние перед Богом наиболее ценилось святым, говорит такой случай. Отлучив от Церкви клирика за провинности, священник вспомнил о нем в момент приношения дара к алтарю, остановил богослужение и побежал мириться. Провинившийся клирик онемел от неожиданности, и в дальнейшем стал благочестивым служителем.

Чтобы постоянно помнить о скоротечности земной жизни Иоанн Милостивый заказал для себя гроб, но велел не заканчивать его полностью, и каждый день спрашивать, не пришла ли пора окончить работу.

В период войны с персами святитель заболел и во время возвращения в Константинополь во время сна видел светозарного мужа, говорящего, что его зовет Царь Царей. Патриарх переселился на родной Кипр, где в период 616-620 годов отошел к Богу.

Почитание

25 ноября православная церковь чтит память святителя Иоанна Милостивого. Церковь чудотворца Тихона Амафунтского стала местом покоя патриарха Александрийского Иоанна Милостивого.

Удивительное знамение произошло при захоронении. Священство предполагало установить гроб около епископов, ранее похороненных. Как только процессия приблизилась к месту покоя епископов, их тела неожиданно раздвинулись в разные стороны, уступая место святителю между ними.

В 1200 году по свидетельству архиепископа Новгородского Антония святые мощи Иоанна Милостивого хранились в Константинополе, в 1249 году частицы мощей были перевезены в Венецию, где поклониться им можно и ныне в римо-католическом храме святого Иоанна.

Часть святых останков в 1489 году султан Баязид Второй преподнес в подарок венгерскому королю Матвею Корвину, после хранения в замке Будска в 1632 году они переносятся в нынешнюю Братиславу, где хранятся в специально построенном для святого Иоанна Милостивого приделе и по сей день.

Греческий Большой Метеорский монастырь — хранитель главы святого, небольшие частицы мощей находятся по различным храмам при монастырях:

  • Прусском;
  • Афонском Панкратьевском;
  • Афонском Дионисольском;
  • Великая лавра;
  • Киккском и других.

О чем просят святого Иоанна

Святитель при жизни показал пример терпения, смирения и оказания помощи нуждающимся. В молитвах перед иконами святого просят:

  • об избавлении от нищеты и даровании достатка в доме;
  • об исцелении злобного сердца, не умеющего прощать:
  • о ведении в строительстве правильных отношений в семье.

Святителю Божий Иоанне, милостивый защитник сирых и сущих в напастех! К тебе прибегаем и тебе молимся, яко скорому покровителю всех ищущих от Бога утешения в бедах и скорбях.

Не преставай молитьсяся ко Господу о всех с верою притекающих к тебе! Ты, преисполнен Христовой любви и благости, явился еси яко чудный чертог добродетели милосердия и стяжал себе имя «милостивый». Ты был еси яко река, непрестанно текущая щедрыми милостями и всех жаждущих обильно напояющая. Веруем, яко, по преселении от земли на небо, усугубился в тебе дар благодати сея и яко соделался неисчерпаемым сосудом всякой благостыни.

Сотвори убо своим ходатайством и заступлением пред Богом «всякия утехи», да вей, прибегающий к тебе, обретают мир и безмятежие: даруй им утешение в печалех временных и пособие в нуждах житейских, всели в них надежду вечнаго успокоения в Царствии Небесном. В житии своем на земли ты был пристанище всем сущим во всякой беде и нужде, обидимым и недугующим; ни един от притекавших к тебе и просивших у тебе милости лишен бысть твоея благостыни.

Тожде и ныне, царствуя со Христом на небеси, яви всем покланяющимся пред честною твоею иконою и молящимся о помощи и заступлении. Не точию сам ты творил милость безпомощным, но и сердца других воздвигал к утешению немощных и к призрению убогих.

Подвигни убо и ныне сердца верных к заступлению сирых, утешению скорбящих и успокоению неимущих. Да не оскудевают в них дары милости, паче же да веселится в них и в дому сем, призревающем страждущих, мир и радость о Духе Свято, — во славу Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, во веки веков. Аминь.

Святитель Иоа ́ нн Милостивый, Александрийский, патриарх

Дни памяти

Житие

Свя­ти­тель Иоанн Ми­ло­сти­вый, пат­ри­арх Алек­сан­дрий­ский, ро­дил­ся на Ки­п­ре в VI ве­ке в се­мье знат­но­го вель­мо­жи Епи­фа­ния. По во­ле ро­ди­те­лей всту­пил в брак и имел де­тей. Ко­гда же­на и де­ти свя­то­го умер­ли, он стал ино­ком: стро­гим пост­ни­ком, мо­лит­вен­ни­ком и бра­то­люб­цем.

Его ду­хов­ные по­дви­ги стя­жа­ли ему из­вест­ность, и, ко­гда ов­до­ве­ла пат­ри­ар­шая ка­фед­ра в Алек­сан­дрии, им­пе­ра­тор Ирак­лий и все ду­хо­вен­ство упро­си­ли свя­то­го Иоан­на за­нять пат­ри­ар­ший пре­стол.

Свя­ти­тель до­стой­но нес ар­хи­пас­тыр­ское слу­же­ние, за­бо­тясь о нрав­ствен­ном и дог­ма­ти­че­ском вос­пи­та­нии па­со­мых. Во вре­мя сво­е­го пат­ри­ар­ше­ства он об­ли­чил и из­гнал из Алек­сан­дрии ересь мо­но­фе­ли­та-ан­тио­хий­ца Фул­ло­на.

Но глав­ным сво­им де­лом свя­ти­тель счи­тал ми­ло­сты­ню и бла­го­де­я­ния всем нуж­да­ю­щим­ся. В на­ча­ле сво­е­го пат­ри­ар­ше­го слу­же­ния он при­ка­зал учесть ни­щих и убо­гих в Алек­сан­дрии, ко­то­рых ока­за­лось свы­ше се­ми ты­сяч че­ло­век. Всем этим несчаст­ным свя­ти­тель да­вал еже­днев­ное бес­плат­ное про­пи­та­ние. Два ра­за в неде­лю, в сре­ду и пят­ни­цу, он вы­хо­дил к две­рям пат­ри­ар­ше­го со­бо­ра и, си­дя на па­пер­ти, при­ни­мал всех нуж­да­ю­щих­ся: раз­би­рал рас­при, по­мо­гал оби­жен­ным, раз­да­вал ми­ло­сты­ню. Три ра­за в неде­лю он по­се­щал боль­ни­цы, ока­зы­вая по­мощь стра­даль­цам. В это вре­мя им­пе­ра­тор Ирак­лий вел тя­же­лую вой­ну с пер­сид­ским ца­рем Хоз­ро­ем II. Пер­сы раз­гра­би­ли и со­жгли Иеру­са­лим, за­хва­тив мно­же­ство плен­ных. Свя­той пат­ри­арх Иоанн вы­де­лил боль­шую часть цер­ков­ной каз­ны для их вы­ку­па.

Свя­ти­тель ни­ко­гда не от­ка­зы­вал про­ся­щим. Од­на­жды по до­ро­ге в боль­ни­цу он встре­тил ни­ще­го и ве­лел дать ему 6 среб­ре­ни­ков. Ни­щий, пе­ре­ме­нив одеж­ду, обо­гнал пат­ри­ар­ха и сно­ва стал про­сить ми­ло­сты­ню. Иоанн сно­ва дал ему 6 среб­ре­ни­ков. Ко­гда же ни­щий в тре­тий раз по­про­сил по­да­я­ния и слу­ги ста­ли гнать на­зой­ли­во­го про­си­те­ля, пат­ри­арх при­ка­зал дать ему 12 среб­ре­ни­ков, ска­зав: “Не Хри­стос ли ис­ку­ша­ет ме­ня?” Два ра­за свя­ти­тель да­вал день­ги куп­цу, тер­пев­ше­му ко­раб­ле­кру­ше­ния, а на тре­тий раз дал ему при­над­ле­жав­ший пат­ри­ар­хии ко­рабль, на­пол­нен­ный пше­ни­цей, на ко­то­ром ку­пец со­вер­шил бла­го­по­луч­ное пу­те­ше­ствие и воз­вра­тил долг.

Свя­той Иоанн Ми­ло­сти­вый был из­ве­стен сво­им крот­ким от­но­ше­ни­ем к лю­дям. Од­на­жды свя­ти­тель вы­нуж­ден был за ка­кую-то про­вин­ность от­лу­чить от Церк­ви од­но­го кли­ри­ка. Про­ви­нив­ший­ся озло­бил­ся на пат­ри­ар­ха. Свя­ти­тель хо­тел при­звать его для бе­се­ды и за­был об этом. Во вре­мя со­вер­ше­ния Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии свя­той вспом­нил сло­ва Еван­ге­лия: ко­гда при­но­сишь свой дар на ал­тарь и вспом­нишь, что брат твой име­ет что-ли­бо про­тив те­бя, – оставь дар свой и преж­де по­ми­рись с бра­том тво­им (Мф.5,23-24). Свя­ти­тель вы­шел из ал­та­ря, при­звал к се­бе про­ви­нив­ше­го­ся кли­ри­ка и, пав пе­ред ним на ко­ле­ни, все­на­род­но про­сил про­ще­ния. По­тря­сен­ный кли­рик рас­ка­ял­ся в со­де­ян­ном и впо­след­ствии стал бла­го­че­сти­вым свя­щен­ни­ком.

Один го­ро­жа­нин оскор­бил Ге­ор­гия, пле­мян­ни­ка пат­ри­ар­ха. Ге­ор­гий про­сил свя­то­го ото­мстить обид­чи­ку. Свя­ти­тель обе­щал так воз­дать оскор­би­те­лю, что уди­вит­ся вся Алек­сан­дрия. Это успо­ко­и­ло Ге­ор­гия, и свя­той Иоанн стал по­учать его, го­во­ря о необ­хо­ди­мо­сти кро­то­сти и сми­ре­ния, а за­тем, при­звав оскор­би­те­ля, объ­явил, что осво­бож­да­ет его от упла­ты цер­ков­ной да­ни за зем­лю. Алек­сан­дрия дей­стви­тель­но бы­ла удив­ле­на та­кой “ме­стью”, а Ге­ор­гий по­нял урок сво­е­го дя­ди.

Свя­той Иоанн, стро­гий ас­кет и мо­лит­вен­ник, все­гда имел в ду­ше па­мять смерт­ную. Он за­ка­зал для се­бя гроб, но не ве­лел ма­сте­рам до­де­лы­вать его до кон­ца, ука­зав каж­дый празд­нич­ный день при­хо­дить к нему и спра­ши­вать, не по­ра ли за­вер­шить ра­бо­ту.

Неза­дол­го до кон­чи­ны свя­той Иоанн вы­нуж­ден был по бо­лез­ни оста­вить свою ка­фед­ру и уда­лить­ся на о. Кипр. Во вре­мя пу­ти на ко­раб­ле боль­но­му свя­ти­те­лю бы­ло зна­ме­ние: в сон­ном ви­де­нии ему явил­ся све­то­зар­ный муж и ска­зал: “Царь ца­рей зо­вет те­бя к Се­бе”. Это ви­де­ние пред­воз­ве­сти­ло ско­рую кон­чи­ну пат­ри­ар­ха. При­быв на Кипр, в род­ной го­род Ама­фунт, свя­ти­тель с ми­ром ото­шел ко Гос­по­ду (616–620).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: