Артемий Веркольский: житие и биография праведного, день памяти и мощи

Почему веркольские монахи перестали искать мощи отрока Артемия

На краю земли

Добраться до монастыря не так уж просто, поэтому здесь не очень много паломников (в отличие от Соловецкого монастыря, например), практически вовсе нет туристов, да и местных жителей, не имеющих отношения к монастырю, тоже, по сути, нет.

На поезде, и то с пересадкой в Архангельске, можно доехать только до города Карпогоры, а оттуда нужно будет ехать на маршрутке или такси. Чтобы переправиться через Пинегу, нужно заранее договориться с монастырем — оттуда пришлют перевозчика.

Переправа через Пинегу к Артемиев-Веркольскому монастырю

Поезд приходит в Карпогоры в начале одиннадцатого, до Пинеги вы доберетесь в начале двенадцатого, глотая по пути пыль, непроницаемым высоким шлейфом встающую на грунтовке за каждой машиной. (Трудно любить тех, кто тебя обгоняет и заставляет часто моргать и кашлять от набившейся в глаза и рот пыли, но можно их понять: до обгона они пробирались сквозь пыль от твоей машины). Зато добравшись…

Тонкое зудение полчищ комаров перекрывается восхищенными охами и ахами. Ешьте нас, пейте кровушку, но мы будем изо всех сил фотографировать, благословляя художника — Творца неба и земли.

Зимой по льду, а летом на лодке (иногда шальная волна может ее захлестнуть даже при самой тихой погоде, так что сумку с документами и гаджетами на дно лучше не класть) можно добраться до обители, а осенью и весной — то ледостав, то ледоход — связь с миром обрывается. Пока не было мобильной связи и интернета — было полное ощущение древнего отшельничества. Сейчас изоляция уже не полная, но тихое время без неожиданных (да и ожиданных) гостей братья любят больше всего.

— Мы не загружены паломниками и туристами. Рады всем, кто приезжает, и рады, когда никто не приезжает, ведь Христос — «тишины Начальник», а внешняя тишина помогает обрести и внутреннюю, — говорит духовник монастыря иеромонах Венедикт (Меньшиков).

Паломников ждет горячий монастырский конь Иртыш — можно положить вещи в повозку и идти к обители налегке

С флота на кухню

Геннадий живет в Веркольском монастыре с 2003 года: приехал на три дня посмотреть и остался — сначала на три недели на сенокос, потом и насовсем. То на лодку было некого поставить, а он на флоте раньше был; то на кухню отправили. Недели на три в году выезжает к семье и к врачу.

— У меня христианская семья, всё в порядке: сын повзрослел, они понимают, что главное — спасение души. И послушание интересное: я и сам не знал, что я повар, в шоке был. На флоте ходил-ходил, а тут только выяснилось, что мог поваром работать.

Поваром — между жаркими печами и разделочным столом — Геннадий стоит уже восемь лет. На столе у братии — супы и каши, рыба, домашний творог и молоко. В 1990-е годы были голодные времена, приходилось делить банку консервов на несколько человек. Сейчас отцы признаются: осталась «норма» по хлебу собственной выпечки (два кусочка на завтрак и три на обед), но первого и второго можно взять сколько угодно.

— За время, что отец Иосиф здесь игумен, в монастыре сложились свои неписаные традиции, и новые, кто приезжает, начинают следовать им. Основа всего — христианство и устав монастыря. Все проходят послушания, все пришли ради Христа. Убери послушание — любая мужская община развалится. Всем приходится делать не то, что хочется. Послушание мыть посуду, например, никого не радует, а все моют. Конечно, в чем-то все монастыри похожи: куда ни приедешь, там свой отец Венедикт, свой отец Лазарь. Но в чем-то и люди другие, и традиции: мы и Сийский монастырь — совсем разные. Здесь мы живем годами и не замечаем, как меняемся, а поедешь в город — и всё чужое.

Преображение человека

За время, что Геннадий живет в монастыре, приняли постриг уже несколько монахов. Сам он продолжает носить обручальное кольцо и о сане не помышляет:

— Монах — это серьезно. Со стороны нельзя это ни на себя примерить, ни рассуждать об этом, ни понять это. Я на двух постригах был, это именно преображение, без всякого пафоса говорю. Первые три года я что-то такое думал, а потом на себя посмотрел — не монах, — рассказывает Геннадий. — Один у нас семь лет послушником жил, не постригли — теперь жена, дети. Бывает, что человек сломался в миру и ищет покоя, приезжает сюда и думает, что он обрел покой. Потом уезжает в мир, там ничего не получается, он возвращается… В миру такой же крест, как в монастыре, не меньше.

Геннадий приехал в монастырь на три дня и остался

Искушения, в том числе бесовские, — в монастыре реальность, от которой не отмахнешься. После братского молебна (начинается в 5-30 утра) перед завтраком многие ложатся еще немного поспать («может, редкие избранники читают Святых отцов или молятся», — говорят в монастыре), и в это время, как говорит духовник монастыря отец Венедикт (Меньшиков), присниться может все что угодно. Бесы очень любят именно это время. Да и вообще за тихой внешностью монастырской жизни скрываются бури и брани, преодолев которые, человек приносит духовные плоды.

Святыня под спудом

Мощи праведного отрока Артемия были укрыты монахами в 1918 году, чтобы над ними не надругался направленный в монастырь специально для этого отряд ВЧК. В 1941-1942 годах особый отряд НКВД занимался поиском мощей в Веркольских окрестностях, но так их и не нашел.

Не нашли их и позднее.

— Думаю, рака праведного Артемия хранится у реки Кумбалы по левой стороне, там стоит береза с крестообразными ветками, как на Анзере на Соловках. Сколько жил — не видал такой бересты, чистая-чистая! Как знак Божий, — говорит местный художник Дмитрий Клопов, участвовавший в восстановлении монастыря в 1990-е годы. — Я в прошлом году ходил с топором за чагой, там когда-то была мельница, а теперь, если раку найдем, надо там поставить часовенку.

Читайте также:
Житие пророка Илии – полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Иеромонах Венедикт (Меньшиков), впрочем, говорит, что когда монахи по Кумбале ходили, ничего похожего на описание Дмитрия Клопова они не видели.

— Мы пытались искать мощи, даже ступеньки разбили в Казанском храме, зеркала туда пихали какие-то, искали замурованные комнаты… Приходили письма, что якобы кто-то видел, что мощи на территории монастыря. Наш архивариус Георгий тоже «бредил» этой затеей, у него своя теория, он искал и в Успенском храме. Кто-то искал подземные ходы из монастыря к Пинеге — якобы мощи там, — вспоминает иеромонах Венедикт, благочинный монастыря и духовник братии. — А потом всё это оставили. Когда Господь благоволит — явит мощи. Раньше мы каждое утро в конце молебна читали особую молитву об обретении мощей. Теперь перестали: надо просить о спасении души, об исправлении жизни, Царствия Небесного просить, а нам мощи хочется. Вот и успокоились мы.

Братский молебен начинается в 5-30 утра

Насельники монастыря вместе с наместником не уверены, что готовы к обретению мощей — вернее, к увеличению числа паломников, к которому поведет явление святыни. Хотя мощей в России сейчас много, они перестали быть «невидалью», а дорога к Верколе трудна, людей в монастыре станет больше.

— Как мы можем быть уверены, что понесем это? Преодолеем ли свои страсти, не соблазним ли людей? Надо самим быть святыми, чтобы жить у святыни. А в вопросе о том, где мощи, нет духовного смысла, — говорит отец Венедикт.

В монастыре ежедневно совершается литургия

Детский монастырь

Устав обители, как и в прежние времена, строг: «Друг к другу в келию без великой нужды не ходить, разговоров неполезных всемерно уклоняться: в коридорах для бесед не останавливаться; в трапезе отнюдь не разговаривать; громко в келиях не читать, быть и наедине всегда одетому, кроме ночных часов: почитать друг друга, особенно старших летами…» Но это не значит, что монахи ходят угрюмыми и чуждаются шутки.

Телят еще не берут на выгон вместе с коровами

— Однажды к нам приехал паломник — старцев искал. Еще и обижался на нас, не верил, что в северных лесах — и старцев нет! — вспоминают они юмористические случаи из жизни обители, оговорки из чтений за трапезой (вроде «архирасстриг» вместо Архистратиг Михаил). Дело не в том, что в братии — простецы: наоборот, как говорят в монастыре, человеку с двумя высшими образованиями бывает труднее и читать на клиросе, и даже запомнить последовательность действий в алтаре. Может, голова слишком плотно набита знаниями, и новые не помещаются?

Алексей — сын священника из Архангельска — летом приезжает помогать в монастыре

— Может, монахи и должны быть серьезнее, но я списываю на то, что у нас детский монастырь, нам можно, — шутит духовник братии отец Венедикт.

В конце концов, есть и Евангельская заповедь «быть как дети», чтобы войти в Царство Небесное.

Владимир дважды в день выгоняет коров пастись и, пригнав обратно, доит

Восстановление из руин

— То, как монастырь выглядит сейчас — грановитая палата по сравнению с тем, какие завалы и разруха были лет пятнадцать назад, — вспоминает отец Венедикт. — Два года назад только появился теплый туалет, а то были все прелести жизни, особенно в 56 градусов мороза.

Когда отец Венедикт приехал в монастырь, в Артемиевском храме еще светилась сквозь слой краски на полу баскетбольная разметка, оставшаяся в наследство от школы для умственно отсталых детей. Оргалитовые иконостасы, падающие со стен кирпичи. Зимой служили в варежках и пимах (высокие ненецкие сапоги из оленьих шкур).

От висячей галереи Успенского храма ничего не осталось

До пострига отец Венедикт прожил в монастыре год — в те годы традиции трехлетнего искуса еще не было. Ему был 21 год, он хотел пожить немножко и поступить в семинарию. Пожил — и в семинарию расхотелось, остался.

— Мы застали время, когда в Русской Церкви была «включена парикмахерская»: с помощью множества постригов хотели заполнить монастыри. Но восполнить невосполнимый пробел за один раз невозможно, нужна передача опыта, в том числе опыта покаяния и послушания, не только из книг. А то и бывает, что молодой человек прельстится одеяниями и внешней стороной жизни в монастыре, — говорит отец Венедикт.

Монастырский Рыжик. Еще есть черный Моня и черно-белые коты

Времена «парикмахерской» прошли, как и времена, когда не хватало элементарного. Но годы «голода» вспоминают как добрые:

— Легко не есть, когда нечего есть. Может быть, трудно при этом не роптать и не раздражаться, но не есть — легко. А ты попробуй воздерживаться, когда на столе и то, и другое, и третье, — а вот что по-настоящему ценно, — говорит иеромонах Венедикт.

Восстановление происходит плавно, комфорт стал прибавляться только в последние пару лет. Паломники приезжают одни и те же из года в год — из Петербурга, Москвы, Северодвинска, Кронштадта. Говорят, что редко кто, приехав раз, не возвращается.

Паломники трудятся в монастыре

При монастыре есть пасека — и каждая цветущая рябина в округе гудит так, что подойти страшно

Лесную тропу к святому источнику над Пинегой называют «архиерейской»

Сушат пинежскую рыбу

В Никольской часовне когда-то хранились мощи святого отрока Артемия, а Ильинский деревянный храм открывают для богослужения раз в год — на день Илии Пророка

Праведный Артемий Веркольский

Святой праведный Артемий, Веркольский чудотворец, родился в 1532 году в селе Верколе, в Двинском краю, по реке Пинеге, версты на две вверх по течению от Кевролы [2] . Родители его, – отец Косма, по прозвищу Малый, и мать Аполлинария – были крестьяне того села.

Читайте также:
Житие Анны Кашинской - описание и история жизни, чудеса, мощи и памятник, дни памяти княгини

Они воспитали сына своего в страхе Божием и благочестии христианском. С пяти лет уже он начал чуждаться свойственных детям привычек, не любил детских игр, был тих, кроток, богобоязлив, послушен к родителям, прилежно помогал своему отцу в его крестьянских работах, сколько мог по своему возрасту.

Однажды, будучи 12 лет, он работал с отцом своим в поле, боронил землю. Неожиданно надвинулась грозная туча, стало темно как ночью, поднялась буря с ливнем, над головой испуганного Артемия разразился страшный удар грома – и блаженный отрок пал мертвый [3] .

Так милосердный и премудрый Господь Бог благоволил восприять в Свои небесные обители душу праведного раба Своего.

Односельчане Артемия не поняли, по своему неразумию, сего посещения Божия и сочли, по суеверию, неожиданную кончину блаженного отрока праведным судом Божиим, наказующим Артемия за какие-либо тайные грехи его. Тело блаженного Артемия, как умершего от внезапной смерти, осталось не отпетым и не погребенным; его положили на пустом месте в сосновом лесу, поверх земли, прикрыли хворостом и берестою и огородили деревянной изгородью. Так пролежало оно 32 года, всеми забытое.

Однажды летом Агафоник, дьячок церкви св. Николая чудотворца в селе Верколе, ходил по тому лесу, собирая грибы, увидел свет над местом, где покоился блаженный отрок, подошел и обрел его нетленное тело. Он тотчас поведал о том веркольским крестьянам. Но те, по неразумию своему, взяли просто тело Артемия, безо всяких почестей привезли его к своей приходской церкви и положили на паперти, прикрыв гроб берестою, покрывавшей в лесу праведного отрока [4] .

Но Господь благоволил прославить угодника Своего в стране Кеврольской: от мощей его начали источаться неоскудные исцеления болящим. В том году, попущением Божиим, в Двинском краю распространилась злокачественная лихорадка. Многие умирали от этой тяжкой болезни, особенно женщины и дети. Заболел недугом этим и сын Веркольского селянина Каллиника. В сильной скорби Каллиник молился об исцелении сына, потом пошел в церковь, приложился ко гробу праведного Артемия и, взяв бересты, покрывавшей нетленные мощи его, с верою привесил ее к кресту на груди умиравшего сына. Больной выздоровел. Обрадованный Каллиник рассказал о том всем своим односельчанам, которые с радостью собрались в церкви святителя Николая и начали петь молебны и творить память по праведном отроке Артемии. И умилосердился Господь над рабами Своими: лихорадка в той стране скоро прекратилась.

С того времени чудеса святого Артемия стали умножаться. У некоего человека, по имени Павла, от тяжкого недуга, так скривило шею, что голова повернулась лицом назад и глаза закрылись. В такой беде Павел обратился с горячею молитвою к Богу и праведному Артемию, – и голова больного выпрямилась, глаза открылись. Исцеленный поспешил рассказать всем в своем селе о случившемся. После того при церкви св. Николая веркольцы устроили особый придел, куда перенесли из паперти мощи Артемия, положив их в новый гроб. Это было в 1584 году.

Когда принесли в придел мощи блаженного отрока, пришла туда женщина с расслабленным младенцем, попросила отслужить молебен, приложила своего отрока ко гробу Артемия, – и больная рука отрока исцелела. Около того же времени один крестьянин Андрей и крестьянка Ирина, страдавшие глазами, получили здравие и ясное зрение от прикосновения к священной раке новоявленного чудотворца. Одна женщина, по имени Мария, страдавшая сорок лет болезнью желудка, столь тяжкою, что она от чрезмерных страданий часто обмирала часа на два, или на три, услыхав о чудесах, истекавших от мощей Артемия, обратилась к нему с молитвой и получила скорое исцеление.

Видя умножающиеся от мощей исцеления, два священника, Иоанн и Фома, велели написать на досках старой гробницы несколько икон праведного Артемия. От досок тех остались стружки. Иерей Иоанн тщательно собрал эти стружки и положил на хранение при церкви. Благочестивые чтители праведного Артемия, с верою бравшие те стружки, получали исцеление от своих недугов.

Один человек с Пинеги, по имени Панкратий, бывший проездом в Верколе, в 1601 г. привез в Великий Устюг одну из таковых икон Артемия, и от того образа многие получили тогда исцеление.

В 1619-м году Новгородский митрополит Макарий свидетельствовал мощи праведника и благословил перенести их в самый храм в день памяти святителя и чудотворца Николая, 6-го декабря [5] . Несколько времени спустя, пришел в Верколу Иларион Артемиев, житель города Холмогор, и поведал, что он долго был болен глазами, ничего не видел и жестоко страдал, так что пытался в отчаянии удавиться, и только подоспевшие соседи помешали этому. Прослышав о чудесах, истекающих от мощей праведного Артемия, он обратился к нему с усердною молитвою о своем исцелении.

“В тот же час, – рассказывал исцеленный, – я прозрел, и увидел в видении святого Артемия в белых ризах с небольшим посошком в левой руке и со крестом – в правой. Он осенил меня крестом и сказал:

– Человече! что ты страдаешь? Восстань: Христос, чрез меня, раба Своего, исцеляет тебя. Иди в Верколу, приложись ко гробу моему и поведай о сем священнику и всем крестьянам.

При сих словах, праведный отрок, взяв меня за руку, как бы понуждал к этому и потом стал невидим. Я же, пробудившись, почувствовал себя совершенно здоровым, как будто никогда и не болел. И вот я пришел сюда поклониться святым мощам его”.

Особенно замечательно было чудо с одним крестьянином из села Кивокурья, Устюжского уезда, Патрикием Игнатьевым. Он с детства тяжко страдал от грыжи. Услыхав о чудесах праведного Артемия, он с верою помолился ему, положил обет приложиться к его гробу и выздоровел, но потом забыл о данном им обете.

Спустя несколько лет, он снова почувствовал приступы грыжи, которая стала его мучить еще сильнее прежнего. Патрикий обратился опять с молитвою к праведному Артемию и вспомнил о своем неисполненном обете. Молитва болящего была услышана, но Патрикий опять забыл о данном им обете. Тогда напала на него тоска и непроницаемая тьма покрыла его глаза. Несчастный опять вспомнил о своем неисполненном обете, горько раскаялся и обещал неотложно исполнить долг свой. Праведный Артемий снова избавил Патрикия от недуга, и исцеленный с радостью поспешил в Верколу ко гробу Артемия, заказал отслужить молебен ему, со слезами облобызал многоцелебный гроб его и исповедал пред всеми о происшедшем чуде и своем греховном забвении.

Читайте также:
Житие Вонифатия Тарсийского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

В 1636 году в марте месяце ехал в Кевролу и на Мезень назначенный туда воеводою Афанасий Пашков. По дороге он остановился в Верколе, но у раки мощей праведного Артемия не был и благодарственного молебна ему не служил. В Кевроле сын его, отрок Иеремия, тяжко заболел лихорадкою и готовился уже к смерти. Тогда отец вспомнил, что не отслужил молебна праведному Артемию, и дал обет отправиться на богомолье в Верколу. И вот внезапно лежавший в тяжелом забытьи сын Пашкова сам поднялся с постели и, держась за оконце, стал спрашивать своего отца, каким путем ехать им к праведному Артемию. Дивясь тому, отец привез сына в Верколу. Здесь отслужили по обету молебен, взяли бересты с гроба Чудотворца, чтобы больной носил ее на груди вместе с крестом, и отрок выздоровел. Благодарный отец создал в Верколе, на месте обретения мощей Артемия, храм в честь соименного праведному отроку мученика Артемия.

Спустя некоторое время, храм в Верколе сгорел, – обгорели и мощи праведного Артемия. Местный священник Лаврентий и прихожане Веркольского села для ограждения мощей Артемия от таких несчастных случаев, устроили над ними особую часовню, положили их в новую раку и покрыли новым покровом.

После того от гроба чудотворца стали истекать новые чудотворения. Так, некоего Симеона Казаринова праведный Артемий спас от потопления. После Ильина дня он плыл на судне вместе с своими товарищами по Северному Ледовитому океану из Мангазеи [6] в Архангельск. Вдруг наступила жестокая буря, и судну стало угрожать скорое крушение. Плывшие пришли в ужас и отчаяние. Не видя себе ни откуда никакой надежды на спасение, они стали готовиться к смерти и, в ожидании ее, прощаться друг с другом. Потом они опомнились и стали со слезами молиться Господу Богу и праведному Артемию о своем спасении, обещаясь отслужить благодарственный молебен угоднику Божию. И, по молитве их, море утихло, и утопавшие избегли неминуемой погибели.

Слава исцелений от мощей праведного Артемия распространилась далеко. Новгородский митрополит Киприан послал снова освидетельствовать его нетленные мощи, своей подписью подтвердил доставленную ему роспись исцелений и прислал в церковь села Верколы вновь составленную службу чудотворцу.

В 1648 году в Кевролу была прислана грамота царя Алексия Михайловича, на имя тамошнего воеводы Аничкова: повелено было положить мощи праведного Артемия в новую раку и дозволено построить монастырь на том месте, где были обретены его мощи, которые, согласно царской грамоте, и были на следующий год перенесены туда и положены в построенной еще воеводой Пашковым церкви святого мученика Артемия. При сем от святых мощей истекали многоразличные исцеления всем, с верою притекавшим к ним. Собравшийся во множестве народ вознес теплые моления Христу Богу и Его святому угоднику праведному Артемию, Веркольскому чудотворцу, прославляя благодать Божию, в нем явленную на утешение всем православным христианам. Впоследствии мощи праведного Артемия, по случаю пожаров, трижды выносили из храма обители, пока, наконец, не был построен в 1793-м году в монастыре каменный храм, освященный в честь праведного Артемия, в котором мощи его и были положены [7] .

Тропарь, глас 2:

Вышняго повелением тученосным облаком небо помрачившим, и молниям блистающим, грому же возшумевшу с прещением, испустил еси душу твою в руце Господеви, премудре Артемие, и ныне предстоиши Престолу Владыки всех, о иже верою и любовию приходящим к тебе, подая исцеление всем неотложно, и моляся Христу Богу, спастися душам нашим.

Величание:

Величаем тя, страстотерпче Христов, Артемие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Кондак, глас 8:

Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия: богоданная благодать яко реки изливает, от святоцелебныя раки мощей его, дивная исцеления, имиже от многоразличных недуг избавляемся, с верою приемлюще я, и взывающе: радуйся, Артемие богомудре.

Примечания:

[1] Составлено по разным спискам древнего жития.

[2] Пинега – река Вологодской и Архангельской губернии, Сольвычегодского и Пинежского уездов, правый (судоходный) приток Северной Двины. Кеврола или Кевроль – главное селение волости, получившей от нее свое имя, теперь – село Воскресенское, откуда впоследствии уездное управление было переведено в погост Волок-Пинежский, переименованный потом в город Пинегу.

[3] Кончина прав. Артемия последовала 23 июня 1545 года.

[4] Мощи праведного Артемия были обретены в 1577 году.

[5] Макарий был митрополитом Новгородским с 1619 по 1626-й год. По его же благословению и распоряжению, составлено было житие Артемия с сказанием о посмертных чудесах его, которые с 1605 г. записывались со слов самих исцеленных.

[6] Мангазея – урочище Енисейской губернии в Туруханском крае, на правом берегу р. Таза, где ныне стоит часовня св. мученика Василия Мангазейского. Мангазея – первый русский город в восточной Сибири, основан в 1601-м году, но через 60 лет совершенно запустел; теперь от него сохранились лишь одни следы.

[7] Память праведного Артемия, Веркольского чудотворца, совершается 23-го июня и 20-го октября. В Иконописном подлиннике под 20 октября значится: “иже со отцом своим Козьмою земледельцем изшед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы”. – В настоящее время мощи св. Артемия почивают под спудом в упраздненном Веркольском монастыре.

Читайте также:
Шмеман Александр - житие и труды, биография, деятельность и наследие, идеи

Житие в изложении святителя Димитрия Ростовского

Артемий Веркольский

Однажды летом по лесу ходил дьячок церкви Святого Николая Чудотворца. Вдруг он увидел странный свет над одним местом.

Когда он подошел туда, он увидел тело совсем юного мальчика, который был прикрыт берестою и ветками. Именно так и было обретено тело Артемия Веркольского.

Артемий Веркольский — русский православный святой. Был канонизирован в 1619 году, его память в православной церкви совершается 23 июня и 20 октября.

Икона Артемия Веркольского, от которой многие получают исцеления от своих болезней

Из жития Артемия Веркольского мы узнаем, что родился он в крестьянской семье, в 1532 году в селе Верколе

Житие Артемия Веркольского сообщает нам, что праведный отрок родился в 1532 году в селе Верколе, в Двинском краю. Отец мальчика — Косма, и мать — Аполлинария. Все они проживали как крестьяне в том селе.

Артемия они воспитали в страхе Божием и в благочестии христианском. Примерно с пяти лет он стал нуждаться в свойственным детям привычках.

Он не любил детских игр, был очень тихим и спокойным, а также был боязлив. Он всегда слушался родителей, помогал им во всем, даже в силу своего небольшого возраста.

В 12 лет с Артемием произошел очень странный случай. Он вместе с отцом работал в поле, боронил землю.

Вдруг откуда не возьмись, появилась черная грозовая туча, стало темно как ночью, поднялась буря с ливнем. Над головой мальчика разразился страшный удар грома и тут же Артемий пал мёртвым.

На самой ранней иконе изображен момент, когда отрока Артемия убивает гроза на поле, после чего Ангелы Божии забирают его в Царствие Господа Бога

Именно так Господь благоволил воспринять в Свои небесные обители душу праведного раба Артемия Веркольского.

Те, кто проживали с Артемием в одном селе, говорили, что мальчика наказал Бог за какие-то тайные грехи. Ведь смерть его наступила так быстро и неожиданно.

Тело мальчика осталось не отпетым и не погребенным по причине своей внезапной смерти. Тело положили на пустом месте в сосновом лесу, поверх него наложили хвороста и бересты.

После огородили это место деревянной изгородью. Так и пролежало тело Артемия Веркольского 32 года, всеми забытое.

Однажды дьячок нашел тело отрока, после чего оно было отнесено в храм Святителя Николая

Однажды летом, по тому лесу ходил, собирал грибы дьячок церкви Святого Николая Чудотворца. Вдруг дьячок увидел свет над тем местом, где покоился блаженный отрок. Он подошел к этому месту и обрел тело Артемия.

Он сразу же поведал об этом всем веркольским крестьянам. Но крестьяне, взяли тело Артемия и без всяких почестей принесли его к церкви и положили на паперти, прикрыв гроб берестою, которая и покрывала в лесу тело отрока.

Но Господь все так устроил, что от мощей Артемия стали источаться исцеления болящим. В то время в Двинском краю стала распространяться злокачественная лихорадка. Многие люди просто умирали из-за такой тяжелой болезни, в особенности это были женщины и дети.

Заболел лихорадкой и сын Веркольского селянина Калинник. В своей сильной скорби он молился, что сын его выздоровел, а затем пошел в храм, и приложился к гробу праведного Артемия Веркольского.

Он взял немного бересты, которая покрывало тело Артемия и привесил ее к кресту на груди умирающего сына.

На удивление, больной выздоровел. В тот же час, обрадованный Калинник бросился всем рассказывать об этом чуде.

Все собрались у церкви Святителя Николая, и начать петь молебны и творить память по Артемию Веркольскому. Вскоре лихорадка в том селе прекратилась.

Вскоре у одного человека по имени Павел, от недуга скривило шею, так, что голова была повернута лицом вниз и глаза его постоянно закрывались.

В такой беде он обратился с молитвой к Богу и праведному Артемию. После чего голова больного выпрямилась, а глаза его открылись. Исцеленный после недуга сразу же рассказам об этом всем односельчанам.

В 1584 году при храме Святителя Николая устроили особый придел, куда и перенесли из паперти мощи святого Артемия Веркольского, положив его в новый гроб.

Праведный Артемий помогал исцеляться от тяжелых болезней

Святой праведный Артемий Веркольский помогал многим исцеляться от множества болезней. Однажды к его новому месту в храме пришла женщина с расслабленным младенцем.

Она попросила отслужить молебен, а затем подошла ко гробу святого и приложила к нему своего ребенка.

Больная рука младенца тут же получила исцеление. Примерно в то же время, один крестьянин и крестьянка страдали болезнями глаз. После они получили здравие и исцеление от прикосновения к мощам святого.

К мощам святого преподобного Артемия приходят, и по сей день, получая исцеления от своих болезней

Одна женщина, очень долго страдала болезнью желудка, почти сорок лет. Болезнь была настолько тяжкой, что она часто обмирала на час или два.

Однажды она услышала об отроке, который исцеляет от всех болезней. Она обратилась к нему с молитвой и после получила исцеление.

Исцеления получили и два священника Иоанн и Фома. После они просили на досках старой гробницы написать несколько икон святому Артемию.

От досок остались одни стружки. Иоанн собрал их и положил на хранение при церкви.

Однажды, в 1601 году, один человек по имени Панкратий проезжал по тем местам.

Одну из таких икон Артемия он привез в Великий Устюг, от которой много людей получили исцеления.

В 1619 году митрополит Макарий засвидетельствовал мощи преподобного Артемия Веркольского

В 1619 году митрополит Новгородский Макарий засвидетельствовал мощи преподобного Артемия Веркольского. Также 6 декабря благословил их на перенесение в храм в день памяти Святителя Николая Чудотворца.

Митрополит Новгородский Макарий, засвидетельствовал мощи преподобного Артемия Веркольского и благословил их на перенесение в храм

Читайте также:
Житие преподобного Амвросия Оптинского – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Через некоторое время пришел житель города Холмогор, Илларион Артемиев, и рассказал, что он очень долго болен глазами, ничего не видел, и сильно страдал.

Однажды в полном отчаянии он пытался удавиться, но его спасли подоспевшие к нему соседи.

Вскоре он услышал о чудесах святого Артемия и обратился к нему с молитвой о своем исцелении. В тот же час он прозрел и увидел святого Артемия в белых ризах, который держал в левой руке небольшой посох, а в правой крест.

Он осенил Иллариона крестом и сказал, что Христос через него исцеляет людей. Также он сказал ему, чтобы Илларион пришел поклониться к его мощам и после поведал все это священнику и крестьянам.

После Артемий взял Иллариона за руку и понуждал к этому, и после стал невидимым. Затем Илларион очнулся совершенно здоровым. И после произошедшего пришел поклониться мощам преподобного Артемия.

На этом чудеса не закончились. Однажды у крестьянина из села Кивокурья, Устюжского уезда, с детства была грыжа, которой он сильно страдал.

Узнав о чудесах святого, он верою помолился и положил обет, что обязательно приложиться к мощам. После чего он получил исцеление от своей болезни. Но спустя время он забыл о своем обете.

Через несколько лет его снова начали мучать приступы боли от грыжи. Только стала она его мучать еще сильнее, чем раньше. Крестьян тогда вспомнил о своем забытом обете, обратился к праведному Артемию с молитвой.

Молитва его была услышана, но и после крестьянин не стал выполнять свой обет, забыв о нем.

Тогда на него напала ужасная тоска, и тьма покрыла его глаза. Несчастный снова вспомнил о том, что обещал, и снова не выполнил. Он снова обещал святому, что неотложно исполнить то, что обещал.

И как только крестьянин получил исцеление, сразу же поспешил ко гробу святого Артемия. Он заказа молебен ему и со слезами облобызал многоцелебный гроб. После он рассказал обо всем этом всем.

После того как храм сгорел, была построена часовня, в которую была положена новая рака с мощами Артемия

Через некоторое время храм сгорел, обгорели и мощи святого. Местный священник для ограждения мощей от несчастных случаев устроил над ними часовню, в которую положили новую раку с мощами.

После этого от чудотворца стали истекать новые чудеса. Некоего Симеона он спал от потопления. Однажды он плыл на судне со своими товарищами.

Плывшие пришли в ужас и полное отчаяние.

Они стали готовиться к смерти. Затем опомнились и стали со слезами просить у Господа и праведного Артемия помощи. После их молитвы море утихло, и плывшие на судне люди были спасены.

В 1648 году была прислана грамота царя Алексея Михайловича, чтобы положить мощи праведного Артемия в новую раку. А также дозволено было построить монастырь на том месте, где были найдены его останки.

На следующий год в новую построенную церковь святого мученика Артемия были перенесены его мощи.

Царь Алексей Михайлович, прислал грамоту, в которой указал, чтобы был построен монастырь и туда перенесены мощи святого Артемия Веркольского

После мощи праведного по случаю пожаров были трижды перенесены из храма в новый построенный каменный храм, который был освящен в честь праведного Артемия, в котором и были перенесены его святые мощи.

Написана и икона Артемия Веркольского, на которой он держит манускрипт и крест

Существует и икона Артемия Веркольского. На ней изображен образ праведника Артемия. На иконе он изображен по пояс, его тело покрывает обычная скромная рубашка.

В левой руке он держит манускрипт, в написанным на нем акафистом, а в правой руке у отрока крест (ее можно увидеть в самом начале). Но существуют и другие разновидности икон.

Одна из разновидностей икон святого Артемия Веркольского, где сам Господь благословляет отрока на помощь всем нуждающимся

В его иконе заключена неимоверная сила. Православные очень часто обращаются с молитвами к чудотворному образу об исцелении тяжких болезней.

Икона святого помогает выздороветь даже тяжело и смертельно больным. День памяти Артемия Веркольского 23 июня. Празднику написан кондак и тропарь, а также молитва, которую можно читать перед иконой.

Молитва:

Ты житель Небес Божиих, праведник и угодник Господа!

Услышь молитвы наши!

Помолись перед Отцом нашим за грешные наши деяния!

Ибо каемся мы и просим прощения и отпущения наших грехов!

Стань заступником нашим!

Убереги от зла и болезней разных!

Не дай пасть духом во времена трудные и придай сил двигаться по пути праведному!

Не забудем мы никогда имя Твое святое!

И всю жизнь восхвалять Тебя будем, о святейший Артемий!

Да будет на все воля Божия!

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Как молиться перед иконой Артемия Веркольского, чтобы исцелиться от тяжких болезней

Житие Артемия Веркольского

Христианская церковь чтить память и прославляет двух святых Артемиев. Великомученик Артемий Антиохийский был знатным римлянином и отважным воином. Образ святого помогает укрепить веру в Господа Бога и стать на путь праведный. Образ и мощи праведного отрока Артемия Веркольского, в свою очередь, исцеляют от болезней и защищают от бед. Несмотря на тот факт, что святые жили в разное время, их часто путают.

Артемий Веркольский – прославившийся чудотворными исцелениями святой угодник Божий

В 1532 году в простой деревенской семье, жившей в небольшом поселке на берегу реки Пинега Верколе, появился на свет мальчик. Ребенка назвали Артемием. С самого раннего детства родители привили сыну любовь к Богу. Воспитывавшийся в христианских традициях юноша отличался кротостью и послушанием. Мальчик много времени проводил с отцом, помогая ему во всех житейских и церковных делах. В свободное от работы время он читал молитвы.

Одним летним днем 12-летний юноша отправился со своим отцом в поле. Внезапно небо затянули темные тучи, началась гроза с ливнем. Раздался сильный раскат грома, сверкнула молния. Мальчик замертво упал на землю. Местные жители посчитали случившееся наказанием и гневом Божиим. Безжизненное тело мальчика перенесли в лес, слегка присыпали землей и прикрыли ветками. Усопшего не предали земле, как того требуют православные каноны.

Читайте также:
Павел Таганрогский - житие и биография святого, мощи и могила, чудеса и почитание, дни памяти, труды

На протяжении 32 лет тело Артемия пролежало в лесу. В 1577 году священнослужитель по имени Агафоник заметил исходящий из леса яркий свет. Приблизившись к месту свечения, церковный служитель обнаружил останки погибшего от молнии юноши. Найденные мощи праведного отрока были перенесены в храм Божий. С того самого момента в поселке начали происходить чудеса и необъяснимые исцеления. По всему миру пошла слава о чудодейственных деяниях обретенных мощей.

В 1619 году Артемия Веркольского причислили к лику святых. Спустя 30 лет в родном поселке Верколе возвели монастырь в честь праведного отрока.

Видео «Молитвы к святому Артемию Веркольскому»

В этом видео вы можете прослушать молитвенные речи, обращенные к праведному отроку.

Описание и значение иконы Артемия Веркольского

Первые иконы с изображением праведного пророка были написаны на берестяных досках, которые покрывали гроб с мощами святого. Артемий изображен по пояс. Юноша облачен в скромную повседневную рубаху белого цвета. В его правой руке находится символ православного христианства – крест. В левой руке отрок держит развернутый манускрипт, на котором написаны слова акафиста.

На иконе праведный отрок изображен по пояс

В православной иконописи существуют образы праведного отрока с разнообразными задними планами. Часто Артемия Веркольского изображают на фоне монастыря. На других задних планах представлены сцены из жизни святого или чудесные деяния, произошедшие возле его мощей.

Возносить почести пред иконой Артемия Веркольского следует в день его памяти, который припадает на 6 июля. По словам священнослужителей, именно в этот день юношу забрал в небесные обители Господь Бог. Читать молитвы и благодарственные песнопения святому угоднику Божиему можно 5 августа. На этот день приходится праздник обретения мощей праведного отрока. А вот день памяти великомученика Артемия, который считается покровителем святого отрока, выпадает на 2 ноября.

В чем помогает чудотворный образ

Лик святого и его мощи обладают удивительной силой. Пред образом праведного Артемия молятся о крепком здравии и излечении от разных недугов, в том числе и опасных для жизни и здоровья человека.

Святой образ помогает в нижеперечисленных случаях:

  • при физическом и душевном недомоганиях;
  • при нарушении функций опорно-двигательного аппарата;
  • при тяжелых и смертельно опасных патологиях;
  • при кожных заболеваниях;
  • при болезнях глаз, включая частичную или полную потерю зрения;
  • при сложности принятия решения;
  • при катаклизмах и безумствах природы, представляющих опасность для рода человеческого.

Мощи и образ святого угодника помогают исцелиться от разных недугов

Чудеса и исцеления святого лика

Мощам и образу Артемия Веркольского приписывают огромное количество чудотворных деяний и уникальных исцелений. Рассмотрим лишь некоторые из них:

  1. Первое чудо произошло еще в 1584 году. Убогий человек по имени Павел страдал от тяжкого недуга: его лицо было обращено назад. Усугублялась ситуация тем, что калека был незрячим. Однажды Павел обратился с речами к святому Артемию, вопрошая его об исцелении. Божий угодник внял мольбам просящего и даровал ему полное исцеление.
  2. Верующая в Господа Бога и святых угодников женщина по имени Мария более 14 лет страдала от сильных болей в животе. Порой боль была настолько сильной, что она теряла сознание. После молитвенных обращений к Иисусу Христу и отроку Артемию больная выздоровела.
  3. Праведный христианин по имени Сергей страдал от дивной болезни, называемой «зеленой». Мужчина не мог есть хлеб, а его кожные покровы всегда были зеленоватого оттенка. Прослышав о чудесных делах иконы Артемия, он обратился с просьбой к святому угоднику. По завершении молитвы мужчина полностью исцелился от недуга.
  4. Некий Герасим Игнатьев из поселка Перемское рассказывал о собственном исцелении. Святой лик помог ему обрести подвижность и силу руки, которую он повредил возле моря.
  5. К образу святого Артемия приложилось одновременно трое: Калинник Иван с острой болью в животе, сестра его Матрона и подруга ее Иулитта, страдающие от заболеваний глаз. Удивительно, но образ святого даровал исцеление сразу всем троим.

Со слов священнослужителей Веркольского монастыря, икона и мощи праведного отрока Артемия помогают не только при болезнях физических, но и душевных.

Где находятся икона и мощи Артемия Веркольского

В далеком 1648 году царь Алексей Михайлович издал указ, в котором распорядился построить монастырь на том самом месте, где были найдены останки праведного отрока. До 1918 года мощи и икона с ликом святого не покидали стены храма Божьего. Позже служители монастырской обители спрятали мощи и лик святого от большевиков. Монастырь был закрыт.

Спустя десятилетия возведенный в честь Артемия Веркольского монастырь возродили. В 1991 году на звонницу были подняты и восстановлены колокола. Долгие годы велись поиски святынь, но, к сожалению, закончились они безрезультатно. Сегодня в стенах Артемиево-Веркольского монастыря, который расположен в Архангельской области, находится святой лик праведного отрока и лишь небольшая часть его мощей.

Молитвы перед иконой Артемия Веркольского

Краткая молитва святому угоднику Божиему:

Молитвенная речь к чудотворцу Артемию об исцелении от недугов:

Молитвенное обращение к святому при кожных заболеваниях:

Молитва святому отроку Артемию от прыщей:

У праведного отрока Артемия Веркольского можно просить здравия и исцеления от болезней не только для себя, но также для родных и близких. Не забудьте по окончании молитвенной речи поблагодарить святого угодника Божиего.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Жизнь Иоанна Кронштадтского

Невероятно притягательная личность, человек, который стал всенародным пастырем русских людей. Его боготворили и критиковали, любили и высмеивали. Иоанн Кронштадтский жил в непростое для страны время и до последнего вздоха боролся за чистоту православной веры на родной земле.

Житие. Православное воспитание

Иоанн Кронштадтский родился на самом севере России, в деревне Сура 19 октября в 1829 году. Он происходил из бедной крестьянской семьи. Его отец служил дьячком в местной церкви. Мать также выросла в семье деревенского священника, была очень благочестивой и богобоязненной женщиной. Мальчик родился первым из шестерых детей, был очень слаб с рождения. В связи с этим родители приняли решение немедленно окрестить малыша, боясь, что он не переживет ночь.

Читайте также:
Житие старца Лаврентия Черниговского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Ещё о праведном Иоанне Кронштадском:

После обряда Крещения Иоанн стал быстро поправляться и крепнуть. Свое имя он получил в честь Иоанна Рыльского, в день почитания которого был крещен. Отец брал с собой сына на все церковные службы, поэтому мальчик с ранних лет впитал любовь к Богу и проникся христианской верой.

В шесть лет мальчика начали обучать грамоте, но учеба давалась ему сложно. Иоанн начал горячо молиться и просить Господа помочь, просветить ум. И в какой-то момент, по словам самого Кронштадтского, с глаз как будто спала пелена, ум открылся. С этого момента учеба больше не вызывала трудностей у юноши.

Интересно! Существует предание, что Иоанн в детстве видел ангела прямо у себя дома. Ангел якобы сказал ему, что является его хранителем и будет оберегать всю жизнь.

Начало служения

Когда пришло время, родители отправили его в духовное училище. Несмотря на сложное материальное положение семьи, отец и мать сумели накопить средства на обучение сына. Иоанн с успехом окончил училище, затем поступил в семинарию. В это время скончался отец парня. Мать осталась без опоры и средств к существованию с младшими братьями и сестрами.

Молодой семинарист, понимая всю сложность ситуации, уже готов был бросить учебу и устроиться в каком-то приходе псаломщиком. Но мать воспрепятствовала такому решению — ей очень хотелось, чтобы сын получил высшее духовное образование. Иоанн послушался и продолжил обучение, поступив в итоге в Петербургскую Духовную Академию за казенный счет.

Храмы в честь святого Иоанна Кронштадского:

Чтобы поддерживать свою семью, студент выхлопотал себе место писаря в канцелярии. Получая в месяц порядка десяти рублей, все заработки он отправлял матери, искренне радуясь тому, что смог ее хоть немного поддержать. Академия была окончена в 1855 году. Иоанн получил степень кандидата богословия. Он мечтал по окончании отправиться для проповедничества в дикие края Сибири и Северной Америки. Но жизнь по Божьему промыслу сложилась иначе.

Молодого человека пригласили в Кронштадт служить в Андреевском соборе и предложили взять в жены дочь протоиерея Несвицкого. Иоанн Сергиев согласился. В декабре его посвятили в диакона, а затем в священника. С женой они до конца дней хранили целомудрие.

Брак был фиктивным и больше служил прикрытием для аскетического подвига Иоанна. Как известно, он в первый же день своей жизни в браке сказал жене: «Счастливых семей и без нас много, Лиза. А мы с тобою давай посвятим себя на служение Богу». Они с супругой занимались воспитанием дочерей сестры Елизаветы Константиновны.

Интересно! Еще в студенческие годы Иоанну было видение храма, в котором он в облачении священника ведет богослужение. Каково же было удивление батюшки, когда он узнал в Андреевском соборе ту самую церковь из своего видения.

Служение в Кронштадте

Следует отметить, что задачи перед пастырем стояли сложные. На то время город Кронштадт являлся сосредоточением социально неблагополучных людей. Многие попадали сюда в ссылку за политическую неблагонадежность и другие проступки. Везде был разгул, грабеж, пьянство и нравственный упадок. С таким контингентом предстояло работать Иоанну Кронштадтскому.

Поначалу жители городка не воспринимали «странного» батюшку. Но со временем они оценили его доброту, терпение и заботу. Священник часто приходил в тесные полуразваленные лачуги, землянки. Оставался нянчить детей, пока матери занимались хозяйством, помогал материально, наставлял и поддерживал в духовном плане. Горожане поняли, что Господь послал им в лице пастыря чуткого защитника и наставника. Однако находились и те, кто по черствости своего сердца или по иным причинам клеветали на отца Иоанна, высмеивали его.

Некоторые не гнушались упрекать в юродстве. Даже сослуживцы на церковном поприще, видя как самоотверженно батюшка помогает нуждающимся, добились того, чтобы жалование за него получала супруга. Но Иоанн Кронштадтский имел небольшой доход от преподавания в местном Реальном училище и эти деньги он использовал по своему усмотрению.

Духовное наставничество

Шло время, и молва о пастыре-праведнике распространилась далеко за пределы Кронштадта. Святителю начали писать со всех уголков огромной империи и даже из-за границы. Почтамт города вынужден был организовать специальное отделение для доставки писем батюшке. Чтобы внимательно ознакомиться со всей корреспонденцией от верующих, отцу Иоанну пришлось прибегнуть к помощи секретарей.

За духовной помощью обращалось огромное количество людей. Также Иоанну Кронштадтскому присылали внушительные суммы, которые он тут же отдавал на благотворительность. Через его руки по приблизительным подсчетам проходило около миллиона рублей в год, что по нынешним меркам составило бы порядка миллиарда денежных знаков.

На пожертвованные средства святитель построил в городе «Дом трудолюбия», богадельню для женщин, детский приют и школу для бедняков. Кроме того, по его инициативе было построено два монастыря — в Петербурге и в его родном селе.

Распорядок дня священника был крайне насыщен. Он просыпался в 3 ночи и готовился к Божественной литургии. К 4 часам уже приходил в собор. На службах отца Иоанна всегда было многолюдно. Причащение и исповедь часто длились по несколько часов.

Интересно! Батюшка ввел общую исповедь, поскольку количество желающих исповедоваться именно у него достигало тысяч человек. Люди выкрикивали вслух свои грехи, не стесняясь рядом стоящих. Все это действо производило на присутствующих неизгладимое впечатление. Всех объединял мощный молитвенный порыв.

Святитель Иоанн часто бывал в Петербурге, встречаясь с больными. Современники отмечали целебную силу молитв батюшки. Известен случай, когда его вызвали к больному с просьбой помолиться за него. По словам отца Иоанна, он никогда не отказывал в подобных вещах и всегда с готовностью отправлялся туда, где ждали его помощи. И вот, приехав в дом к людям, он принялся молиться, прося у Господа помощи больному, если на то есть Его святая воля. Вдруг к нему подошла старушка благообразного вида и попросила молиться именно о выздоровлении. Батюшка даже испугался — имеет ли он право на такое дерзновение. Но пожилая женщина продолжала настаивать на своем.

Читайте также:
Житие Василия Блаженного - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

Исповедав перед Христом свою греховность и ничтожество, святой сделал так, как его просили. Он увидел в этом Божий промысел и с тех пор по его молитвам исцелялись много людей.

Выезжал пастырь и в отдаленные уголки российской империи. Везде его принимали с любовью и радостью. Обрушившаяся слава и народное почитание не затмили духовную чистоту отца Иоанна — он продолжал оставаться смиренным аскетом, критикующим себя и обличающим свою ничтожность перед Всевышним.

Батюшка пользовался авторитетом и в царской семье. Он присутствовал у смертного одра императора Александра III. Монарх до последнего просил не покидать его, говорил, что Иоанн — этой святой, праведник. После кончины царя святитель участвовал в коронации Николая II.

По своим политическим убеждениям Иоанн Кронштадтский был сторонником монархии, очень критично относился к революционным событиям, называя их причиной богохульство и недальновидность императора. Активно выступал за трезвенность в стране, много беседовал с людьми по этому поводу. Есть свидетельства некоторых его современников, которые утверждали, что после общения с батюшкой, перестали пить и вернулись к нормальной жизни.

Отец Иоанн выступал с критикой в отношении Льва Толстого. Он считал, что известный писатель отрекся от вероучения Христа и губительно влияет на молодые души русских девушек и юношей, поддающихся модным веяниям.

Окончание земного пути

На закате лет Иоанн Кронштадтский ежедневно продолжал служить Божественную литургию. Его мучил недуг, но он никогда не жаловался. В 1905 году над ним совершили Таинство Елеосвящения по его же просьбе. Еще три года он страдал от болезни мочевого пузыря. А в 1908 году 20 декабря мирно отошел ко Господу.

На обряде отпевания святого присутствовало много тысяч людей. Для всех верующих это была большая потеря. Но сам чин отпевания прошел как-то особенно светло. От гроба Иоанна Кронштадтского исходила божественная благодать. Казалось, сам дух святого витает над людьми. Похоронили святителя в церкви-усыпальнице в петербургском монастыре, который был построен под его руководством.

Дни памяти и почитание

Почитание святого осуществляется 20 декабря (2 января) в день его смерти. Еще при жизни отец Иоанн снискал большую любовь и уважение людей из разных сословий. Народ тянулся к своему пастырю, а он, в свою очередь, помогал всем, чем мог. Его считали молитвенником, прозорливцем и чудотворцем.

После смерти святого канонизировали не сразу, но еще при отпевании возле его гроба случилось немало чудес.

Книги и труды, послания

Иоанн Кронштадтский при всей своей занятости находил время для ведения личного дневника. На основании этих записей впоследствии была издана книга «Моя жизнь во Христе» в трех томах. Это сочинение помогает людям обрести истинную веру в Бога и стать христианами не на словах, а на деле.

Также в свет вышли три тома проповедей святого. Еще современники Кронштадтского отмечали простоту и глубокий смысл его слов. Эти книги стали настоящей находкой для русского общества, разрываемого противоречиями и революционными настроениями. Позже издавались и другие книги святого, посвященные отдельным темам духовной жизни и христианства.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Книга “Святой праведный Иоанн Кронштадтский” повествует о личности, чудесах, учении сего великого угодника Божия, его почитании в России и во всем мире. В ней приводятся также воспоминания современников об отце Иоанне и история его прославления, а также акафист ему.

Книга рассчитана на широкий круг православных читателей.

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 14-401-0067)

Часть I – Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского 1

Часть II – Посмертные чудеса святого праведного Иоанна Кронштадтского 10

Часть III – Воспоминания о святом праведном Иоанне Кронштадтском 16

Часть IV – Поучения святого праведного Иоанна Кронштадтского 28

Часть V – прославление святого праведного Иоанна Кронштадтского 50

Часть VI – Акафист святому праведному Иоанну Кронштадтскому 54

Часть VII – Приложение 56

Список использованной литературы 57

Причастники божественного света
Автор-составитель Маркова А. А

Предисловие

Сто лет прошло после кончины великого праведника земли Русской – святого отца Иоанна Кронштадтского. Но, несмотря на разделяющее нас столетие, пример жизни святого и его проповедь обращены к нам. Недаром он стал первым из святых прославленных в новой России – гораздо ранее новомучеников, многие из которых в своей жизни и подвиге руководствовались примером Кронштадтского пастыря.

Сейчас, когда большая часть нашего общества отошла от веры и погрязла в суете мира сего – в потреблении вещей, благ и развлечений, как никогда полезно вспомнить проповедь святого праведного Иоанна, призывавшего всех довольствоваться насущным, а остаток отдавать нуждающимся, созидая себе вечные блага. Сейчас, когда грех не считается за грех, пример духовной жизни святого, дает нам образ правильного отношения к греху и покаянию, пример внимательного отношения к своей жизни. Сейчас, когда даже среди церковных людей оскудела любовь и милосердие, важно увидеть путь жизни святого, всего себя посвятившего Богу и ближним, жившего деятельной любовью к людям, взявшего за правило никогда не отказывать обращающимся к нему за помощью и этим стяжавшего дар чудотворений и прозорливости. Но не только этим дорог нам святой Иоанн Кронштадтский – и ныне он, предстоя у престола Божия, никому не отказывает в просьбах о помощи. Об этом свидетельствуют многочисленные чудеса уже в наше время. Поэтому с каждым годом растет число благодарных почитателей Кронштадтского праведника.

Всероссийский молитвенник и чудотворец, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, был образцом православного священника не только в России, но и во всей вселенной. По его молитве изливалось море чудес и всех посещала Божия милость и благодать.

Читайте также:
Житие Беды Достопочтенного - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Слава о нем как о знаменитом пастыре, проповеднике и чудотворце (известно огромное число совершенных им исцелений, многие из которых подробно описаны в этой книге) быстро распространилась повсюду; в Кронштадт приходили десятки тысяч богомольцев. “Всероссийский батюшка” (как называли отца Иоанна) сам постоянно путешествовал по стране, посещая самые глухие ее уголки. Почти ежедневно отец Иоанн совершал Божественную литургию, призывая свою паству как можно чаще причащаться Святых Христовых Тайн. Его имя стало известным и уважаемым в православном мире также благодаря изданию им своих духовных сочинений.

Для каждого христианина личность и слово святого отца Иоанна служат во все времена лучшей проверкой для своей совести – верны ли мы Православию и ставим ли во главу угла исполнение заповедей Христовых и хранение чистоты и верности Истине, или идем по ложному пути.

В последние годы было издано много литературы посвященной жизни и деятельности святого Иоанна Кронштадтского, изданы его собственные произведения, молитвенные и богослужебные тексты. Подчас непросто разобраться в этом многообразии. Поэтому представляется целесообразным издать сборник, включающий в себя и жизнеописание святого Иоанна Кронштадтского, и отрывки из его произведений, воспоминания современников, а также отрывки из исследований новейшего времени и молитвенные тексты.

Часть I
Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского

Детство

Святой праведный Иоанн Кронштадтский – уроженец Северной земли. Он родился 19 октября 1829 года в селе Суре Пинежского уезда Архангельской губернии. Его родители – Илья Михайлович и Федора Власьевна Сергиевы принадлежали к духовному сословию. По словам самого святого Иоанна, их духовному роду было около трехсот лет – в роду были и священники, и церковнослужители. Отец его служил в местной церкви псаломщиком.

Родители будущего святого, как вспоминал он впоследствии, отличались большой религиозностью и в том же духе воспитывали своих троих детей – двух дочерей, Анну и Дарью, и сына Ивана. Иван Сергиев родился 19 октября – в день памяти святого Иоанна Рыльского, ставшего его небесным покровителем. Опасаясь за жизнь младенца, родившегося слабым и болезненным, супруги Сергиевы предпочли крестить сына на следующий же день после рождения.

Первые годы жизни святого отмечены одним знаменательным событием, о котором он сам впоследствии рассказывал. Однажды ночью, проснувшись, он увидел, что комнату осиял небесный свет. А посреди этого света – Ангел в небесной славе. Это видение смутило маленького Ваню, но Ангел успокоил его, сказав, что он – его Ангел-хранитель.

Сергиевы жили очень бедно, но, несмотря на это, хотели дать сыну хорошее духовное образование. По обычаям того времени, для поступления в Приходское училище нужно было сдавать экзамены по базовым дисциплинам – чтению, письму, арифметике и Закону Божию. Поэтому, как вспоминал впоследствии святой Иоанн Кронштадтский: “Дома, на шестом году отец купил для меня букварь, и мать стала преподавать мне азбуку; но грамота давалась мне туго, что было причиной немалой моей скорби. Никак мне не удавалось усвоить тождество между нашей речью и письмом; в мое время грамота преподавалась не так как теперь: нас всех учили “аз”, “буки”, “веди” и т. д.; как будто “а” само по себе, а “аз” – само по себе. Долго не давалась мне эта мудрость; но будучи приучен отцом и матерью к молитве, скорбя о неуспехах своего учения, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум, – и я помню, как вдруг спала точно пелена с моего ума и я стал хорошо понимать учение”.

Годы учебы

На десятом году своей жизни Иван Сергиев оставил родительский дом и поступил в Архангельское Приходское училище. И вновь проблемы с учением – поначалу он был последним среди сверстников по классу. Это очень огорчало будущего Кронштадтского пастыря, поскольку он чувствовал себя бесполезной обузой для скудного родительского дохода. Вот как говорит об этом он сам: “Отец получал, конечно, самое маленькое жалование, так что жить, должно быть, приходилось страшно трудно. Я уже понимал тягостное положение своих родителей, и поэтому моя непонятливость к учению была действительно несчастием. О значении учения для моего будущего я думал мало и печаловался особенно о том, что отец напрасно тратит на мое содержание свои последние средства”. Стесняясь просить помощи у наставников и сверстников, он вновь обратился к Богу. Много лет спустя, уже на закате земной жизни, святой Иоанн неоднократно вспоминал о том, какое значение имела эта молитва в жизни юного Вани Сергиева, как научила его упованию на Вседержителя: “Я упал на колени и стал горячо молиться. Не знаю, долго ли я пробыл в таком положении, но вдруг точно завеса спала с глаз; как будто раскрылся ум в голове, и мне ясно представился учитель того дня, его урок, и я вспомнил, о чем и что он говорил. И легко, радостно так стало на душе. Никогда я не спал так спокойно, как в ту ночь. Чуть светало, я вскочил с постели, схватил книги и, о счастье! – читаю гораздо легче, понимаю все… В классе мне сиделось уже не так, как раньше, все понимаю, все остается в памяти… В короткое время я продвинулся настолько, что перестал уже быть последним учеником. Чем дальше, тем лучше и лучше успевал”.

Но, несмотря на усердие и успех в учебе, большой проблемой была бедность. Несостоятельные ученики Приходского училища, в их числе и Иван Сергиев, ходили по разным учреждениям и канцеляриям и выпрашивали себе бумагу: “Вместе с другими, такими же бедняками, ходил и я, – рассказывал после святой Иоанн, – собирать бумаги по “присутственным” местам. Помню, каким богачом я чувствовал себя, когда экзекутор консистории дал мне, кажется, чуть ли не две дести”. Трудности пережитые в юности на всю жизнь оставили отпечаток в душе святого Иоанна, впоследствии он всегда старался благотворить бедным и неимущим, помогая им и пожертвованием, и молитвой.

Читайте также:
Иов Почаевский: житие и биография святого, дни памяти и почитание, в чем помогает, пещера

Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского

Русская Православная Церковь, Донская митрополия, Ростовская-на-Дону епархия, Северо-Западное благочиние

Житие Иоанна Кронштадтского

Фотография в цвете Иоанна Кронштадтского

Краткая биография святого праведного Иоанна Кронштадтского

Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского начинается 19 октября 1829 года в семье бедного причетника Илии Михайловича и Феодоры Власьевны Сергиевых в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. В роду его отца были священники на протяжении 350 лет. Мальчик был слаб здоровьем, часто болел. Мать подолгу молилась о сыне, и Ваня, видя молящуюся мать, сам учился проникновенной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и воспитал в нем особенную любовь к богослужению.

Школьные дела у Иоанна шли плохо. Он много молился о даровании ему разума к постижению учения, и Господь услышал его: однажды ночью, когда Иоанн молился особенно горячо, Божественная благодать осенила его, и, по его собственному выражению, «мгновенно как бы завеса спала с его глаз». С тех пор он стал делать большие успехи в учении. После приходского училища он окончил Архангельскую духовную семинарию первым по успеваемости и Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Женился на дочери протоиерея Константина Несвицкого, Елизавете. Супруги приняли на себя подвиг девства. По рукоположении молодой священник был назначен ключарем Андреевского собора города Кронштадта.

В то время правительство ссылало в Кронштадт убийц, воров и прочих уголовных преступников. На этих отвергнутых всеми людей и обратил внимание молодой кронштадтский священник. Ежедневно он приходил в их землянки и подвалы не на 5-10 минут, чтобы исполнить какую-либо требу и уйти; он шел к живой бесценной душе, к братьям и сестрам, оставался там часами, беседовал, увещевал, утешал, ухаживал за больными, плакал и радовался вместе с ними. Он сам отправлялся в лавочку за продуктами, в аптеку за лекарством, за доктором, отдавая беднякам все свои деньги, одежду и обувь. Уходил он оттуда радостный, надеясь что Господь пошлет средства для дальнейших благодеяний. Кронштадтские жители видели, как он возвращается домой босой и без рясы, и приносили матушке обувь, говоря: «Твой отдал свою кому-то, придет босым».

Раздавая бедным все свои средства, отец Иоанн скоро убедился, что такая благотворительность недостаточна, чтобы удовлетворить всех нуждающихся. Он призвал жителей Кронштадта помочь бесприютным беднякам. Люди деятельно откликнулись на просьбу пастыря. Стараниями отца Иоанна в Кронштадте был устроен Дом трудолюбия с мастерскими, школой, детским садом, приютом, столовой, библиотекой, бесплатной лечебницей, ночлежным и странноприимным домом. Благотворительная деятельность отца Иоанна исчислялась миллионами рублей в год. Он говорил: «У меня своих денег нет. Мне жертвуют, и я жертвую».

Истинной здравницей скорбящих душ отец Иоанн считал храм Христов, а самым действенным средством исцеления Божественную литургию. Отец Иоанн совершал Литургию каждый день. Он говорил: «Христос Спаситель установил таинство Причащения, чтобы очистить нас огнем Своего Божества, искоренить грех, сообщить нам Свою святость и правду, сделать нас достойными рая и радости неизреченной». Когда отец Иоанн молился, казалось, он видит перед собой Бога и дерзновенно говорит с Ним. Он умолял, упрашивал и даже настаивал, словно, схватившись за ризу Христову, был готов не выпустить ее из рук, пока не будет услышан.

По молитвам отца Иоанна стали происходить чудотворения; слухи о них распространялись в Кронштадте и Петербурге, их стали публиковать и обсуждать в печати. Люди тянулись к нему сначала десятками, затем сотнями и тысячами. На исповеди, длившиеся по 12 часов, проходило до 6 тысяч человек. Андреевский собор, вмещающий 7 тысяч, всегда был переполнен. Такого влияния на все слои русского народа, какое имел отец Иоанн, не было ни у кого.Святитель Феофан Затворник (†1894) писал: «Отец Иоанн Кронштадтский Божий человек. Молитва его доходит к Богу по великой вере его».

Сила слова отца Иоанна излилась в его замечательной книге духовном дневнике «Моя жизнь во Христе». Не только со всей России, но и из Европы, Индии, Америки присылали Кронштадтскому пастырю тысячи писем и телеграмм с просьбой о молитве. Отец Иоанн говорил: «Я не ищу и не искал славы, она сама идет ко мне. Воздаю славу Тому, Кто сказал: Я прославлю прославляющих меня». Вместе со всем русским народом чтил отца Иоанна и Император Александр III, который перед своей кончиной призвал батюшку к себе в Ливадию. Отец Иоанн позже говорил: «Я мертвых воскрешал, а батюшку-царя не мог у Господа вымолить. Да будет на все Его святая воля».

9 декабря 1908 года отец Иоанн совершил последнюю Литургию, а утром 20 декабря тихо предал свой дух Богу. Похоронен в нижнем храме основанного им в 1900 году Иоанновского женского монастыря на реке Карповке в Петербурге.

Прославлен Святой Праведный Иоанн Кронштадтский в 1990 году Поместным Собором Русской Православной Церкви. Память празднуется 20 декабря (2 января нов. ст.), в 3-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербуржских святых и 19 ноября (1 декабря нов. ст.) в Соборе святых Эстонской земли. Память Святого Праведного Иоанна Кронштадтского совершается также в день его рождения и тезоименитства 19 октября (1 ноября нов. ст.) и в день прославления в лике святых 1 июня (14 июня нов. ст.).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: