Бронзов Александр – житие и труды, идеи и позиция, сочинения

Жизнь Бронзова Александра Александровича

Александр Александрович Бронзов — духовный писатель 19 века, известный по многим трудам, касающимся как истории православной веры, так и многочисленных работ по богословию. К большому сожалению, сегодня большая часть писательского наследия для широкого круга читателей забыта.

Биография

О биографии Александра Александровича Бронзова известно очень мало. Вероятно потому, что вся существующая об этом духовном деятеле информация касается только лишь его научных и публицистических трудов, а также непосредственно преподавания в Санкт-Петербургской духовной семинарии.

Православное воспитание

Александр Бронзов появился на свет в городе Белозерске, в 1858 году. Достигнув юношеского возраста, поступил в Белозерское духовное училище при Новгородской семинарии, по окончании которого поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

Относительно того, какое воспитание было получено Бронзовым, в силу несохранившейся информации о его детских годах, можно сделать лишь предположение. Вероятно, родители Александра были набожны либо кто-то в семье имел отношение к распространению православной веры, служа в церкви.

В то время, как правило, обучение в духовных училищах и семинариях была прерогатива, во-первых, людей образованных (коими чаще и были дети священников), а во-вторых — людей, в чьих семьях православие было по-настоящему ценно и важно.

Преподавательская деятельность

Живя и обучаясь в Санкт-Петербурге, Александр написал и защитил магистерскую работу на тему: «Аристотель и Фома Аквинский в отношении к их учению о нравственности». Следует сказать, что тема нравственности не была для Александра случайной, вопросы духовного и нравственного развития интересовали его еще со времен обучения в духовном училище, но лишь обучаясь в семинарии, Борзов открыл в себе талант писателя, к тому не просто писателя — а духовного.

После блистательной защиты в 1884 году Александра Александровича приглашают на работу в Курскую духовную семинарию, преподавателем Священного Писания. В Курске Бронзов прожил и проработал 2 года, а после, в 1886 году, улучшив момент, перешел на работу в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, где начал свою преподавательскую деятельность на кафедре греческого языка.

Интересно! Удивительно, но всего лишь спустя год, в 1887 году, в семинарии ему было присвоено звание «экстраординарный профессор», причем эта награда была получена Бронзовым от кафедры нравственного богословия.

Спустя 2 года преподавания, Александр Александрович защитил докторскую диссертацию — «Преподобный Макарий Египетский. Его жизнь и нравственное мировоззрение».

Однако, помимо этой работы, Бронзов занимался также переводами на русский таких трудов, как:

  • «Письма к диакониссе Олимпиаде» Иоанна Златоуста;
  • «Точное изложение православной веры» Иоанна Златоуста;
  • «Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения» Иоанна Дамаскина.

Александра Бронзова, помимо истории христианства и его основ интересовала также и античная культура, поэтому им был разработан уникальный курс лекций по истории греческой литературы.

Идеи, позиция, труды

Одним из заглавных трудов Бронзова, безусловно, является «Нравственное богословие в России в течение 19 столетия», изданное в Санкт-Петербурге, в 1901 году. За 30 лет своего преподавания в семинарии он написал и опубликовал около тысячи книг и статей.

Наибольшую популярность среди них приобрели 13 монографий:

  • «Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учениям о нравственности пред лицем Евангелия»;
  • «Лекции по нравственному богословию»;
  • «Конспект лекций по истории греческой литературы»;
  • «Краткая этимология Геродотовского наречия»;
  • «Краткая этимология Геродотова диалекта»;
  • «Лекции по истории учения о нравственности»;
  • «Преподобный Макарий Египетский»;
  • «Протопресвитер И. Л. Янышев как профессор нравственного богословия в СПб»;
  • «Синтаксис греческого языка»;
  • «Нравственное богословие в России в течение XIX столетия»;
  • «Белозерское духовное училище за 100 лет его существования»;
  • «Свято-Владимирская женская церковная учительская школа в Петрограде за 25 лет её существования (1889-1914)»;
  • «Икона Божией Матери «В скорбех и печалех утешение».

Духовно-нравственная позиция Александра Бронзова близка и понятна многим людям 19 века. Он, как человек редкого ума и аналитических способностей, пытался не только вписать историю православия в мировую культуру, знакомя семинаристов с историей духовности и нравственности, но и желал всем сердцем сохранить, уже как краевед, информацию о тех духовных учреждениях, с которыми хоть немного при жизни был связан.

Неоспоримым является тот факт, что Александр Бронзов, занимаясь множественными переводами раннехристианской литературы, так сказать, истоков религии, способствовал тому, что возрастал уровень обучения в учебных учреждениях духовного направления.

Александр Радищев

краткая биография

Роль и место в литературе

Творчество Александра Николаевича Радищева может служить примером того, что в русской литературе середины и конца 18 века наблюдалось одновременное развитие как романтического, так и реалистического направления. Радищев явился зачинателем критического реализма за счет изображения им действительности в сатирическом ключе.

Читайте также:
Житие Закхея Праведного - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Если ранние работы Радищева несли в себе ярко выраженные признаки сентиментализма, то в дальнейшем его произведения становятся все более социально окрашенными. Но не только в этом заключалась самобытность его творчества. Высшим его проявлением многие исследователи считали утверждение просветительского реализма, который отличала связь с устным народным творчеством, тонкий психологизм и мягкий лиризм.

Дом Радищевых в Верхнем Аблязове. Худ. Э. Бернштейн

Все чаще в своих произведениях автор выражает недовольство самодержавием, все чаще звучит уверенность в том, что народ вправе судить своего правителя, как преступника. Чтобы наглядно показать, как это может работать, Радищев написал оду «Вольность», в которой неприкрыто прославлялась народная революция. Толчком к написанию оды послужило восстание Пугачева и борьба простых американцев за независимость.

Радищева очень волновала проблема появления нового сознания у человека, которое бы соответствовало позиции патриота, гражданина, в целом, борца с поработителями. Но без наставников с высокими нравственными идеалами такая борьба была бы невозможна. Свое видение этого процесса он выразил в «Житии Ф.В. Ушакова».

Крепостной Мамонтов обучает Александра грамоте

Именно эти идеи и привели, в конечном счете, к появлению «Путешествия из Петербурга в Москву», в котором автор ярко и беспощадно отобразил положение российского народа. Главная идея «Путешествия» — освобождение путем революции, которая непременно должна произойти.

Происхождение и ранние годы

Родина Александра Радищева – Саратовское наместничество, село Верхнее Аблязово. Дата рождения – 31 августа 1749 года. Он появился на свет в многодетной семье, в которой, кроме него было одиннадцать детей. Имел дворянское происхождение, его дед по отцу, Афанасий Прокофьевич, был денщиком у самого Петра Первого.

Отец Александра, Николай Афанасьевич, был владельцем крупного поместья, отличался набожностью, и, вместе с тем, высокой образованностью, владел четырьмя иностранными языками. Предками матери, Феклы Саввичны, были дворяне Аргамаковы.

Образование

Радищев получил домашнее начальное образование. Читать и писать его научил крепостной П. Мамонтов, приложила руку к обучению юного воспитанника и его няня. Нанимали мальчику и француза-гувернера, который в итоге оказался не учителем, а сбежавшим дезертиром.

Жена Анна Радищева

Когда Александру исполнилось семь лет, его отправили в Москву. Там жил родственник Радищевых, дядей которого был сам директор Московского университета. В течение пяти лет Александр проживал у него, постигая курс университетской гимназии. Помимо этого, он участвовал в студенческих диспутах.

В 1762 году Александр заступил на службу пажом к императрице Екатерине, которую он в числе прочих сопровождал в поездке. Прожив два года в Петербурге, он, вместе с другими молодыми дворянами, отправился для обучения в университет Лейпцига. За пять лет обучения Радищев постиг литературу, языки, право, естественные науки, было в программе и музыкальное образование. Учился он блестяще и считался одним из лучших студентов. В 1771 году университет был окончен, и юноша вернулся в Россию.

Творчество

По возвращении Александр получил чин титулярного советника и приступил к службе в Сенате протоколистом. Свободное время он посвящал переводам. Так, им был переведен Г.Б. де Мабли «Размышления о греческой истории» и еще ряд произведений. В 1773 году Радищев пишет повесть на основе собственной биографии под названием «Дневник одной недели», которую опубликовали лишь в 1811 году. Это была первая сентиментальная исповедь в российской литературе. В те же годы была написана «История Российского сената», которая через некоторое время была уничтожена.

Радищев на допросе. Худ. Н. Баранов

В1773 году Александр Николаевич приступает к работе в Финляндской дивизии в качестве полкового судьи. Именно в это время он узнает о пугачевском бунте. Это событие оказало на него столь сильное впечатление, что с этого времени он стал ярым противником крепостничества.

В 1775 году Радищев ушел в отставку и приступил к очередной службе только через несколько лет. Прослужив до 1780 года юрист-консулом, он заступил на службу в Петербургскую таможню и стал ее управляющим.

В конце 1780-х годов наступило время активного творчества. В 1780 году было написано «Слово о Ломоносове», в 1783 году была закончена ода «Вольность». В 1782 году Радищев написал своему другу С.Н. Янову «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске», в котором содержались рассуждения о роли Петра Первого в истории России. Еще одно автобиографическое произведение было написано в 1788 году и рассказывало о Лейпцигском периоде жизни писателя.

Путь в ссылку. Худ. С Боим

Читайте также:
Андрей Рублев – биография и творчество иконописца, житие и труды

В1780 году, на заседании Общества друзей словесных наук, членом которого он являлся, им была представлена и зачитана «Беседа о том, что есть сын Отечества», главным посылом которой была мысль о том, что человек – «существо свободное».

Кроме литературных произведений, из-под пера Радищева выходили и научные работы. Им созданы: «Проект нового генерального таможенного тарифа», «Описание Петербургской губернии», «Описание Тобольского наместничества» и другие труды.

Главные произведения

В 1790 году было написано главное произведение – «Путешествие из Петербурга в Москву», прочитав которое, Екатерина II назвала писателя «бунтовщиком хуже Пугачева».

Издатели очень боялись уголовного преследования за публикацию «Путешествия», потому что оно было насквозь пропитано антикрепостническим и антисамодержавным духом. Поэтому все отказались от его печати. Радищеву ничего не оставалось, как приобрести оборудование и устроить типографию у себя дома.

Им было напечатано 650 экземпляров, которые были розданы друзьям и знакомым.

Радищева заключили в крепость и через некоторое время вынесли приговор, утвержденный Сенатом и Советом. После представления его императрице, писатель был признан виновным в издании этого произведения. В именном Указе подчеркивалось, что тяжесть его вины соответствует смертной казни. Но, благодаря заключению мира со Швецией, казнь заменили десятилетней ссылкой в Сибирь.

Во время ареста на Радищеве была легкая летняя одежда, в которой его и увезли из крепости в ссылку. Скорее всего, Екатерина, видя, как тяжело переносит заточение Радищев, надеялась, что он не доберется до пункта своего назначения. Но граф Воронцов распорядился, чтобы писателя обеспечили надлежащей одеждой, соответствующей такому долгому пути.

Музей Радищева в Саратове

В ссылке Радищева определили в Илимский острог. Здесь он провел долгие пять лет заключения. Постепенно быт его наладился, он стал помогать местным жителям тем, что лечил их и делал прививки от оспы их детям. Также он занялся обжигом посуды, оборудовав компактную гончарную печь. И, конечно же, он ни на минуту не оставлял свою литературную деятельность.

Последние годы

Когда к власти пришел Павел I, Радищева освободили, но с условием жить только в пределах своих деревень. Он перебрался в Немцово, где за ним был установлен постоянный полицейский надзор. Переписка его также строго контролировалась. Но Александр Николаевич не опускал руки, в этот период он написал поэму «Бова», «Описание моего владения» и другие произведения.

Музей Радищева на его родине

Полностью Радищева амнистировали уже при правлении Александра I. Ему был возвращен дворянский титул и разрешение на проживание в Петербурге. Новый император, разглядев в Радищеве то, что не увидели другие, включил его в комиссию по составлению законов.

Александр Николаевич Радищев умер 24 сентября 1802 года. Вокруг его смерти до сих пор ходит несколько версий: по одной из них (самой вероятной), он отравил себя ядом, другая версия гласит о смерти от чахотки и по третьей – причиной смерти стал несчастный случай.

Похоронен писатель на Волковом кладбище Санкт-Петербурга. Могила его находится на Литераторских мостках.

Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) Событие
1749 Год рождения А.Н. Радищева
1756 Отъезд в Москву на обучение
1762 Радищев отправляется для обучения с Пажеский корпус
1766 Отъезд в Лейпцигский университет
1771 Возвращение в Петербург. Служба в Сенате
1773 Перевод книги Мабли «Размышления о греческой истории»
1773-1775 Служба прокурором в штабе финляндской дивизии
1775 Женитьба Радищева
1777 Поступление на службу в Коммерц-коллегию
1780 – 1790 Работа в таможне. Начало работы над «Путешествием»
1784 Вступление в «Общество друзей словесных наук
1789 Приобретение домашней типографии
1790 Радищев возглавил Петербургскую таможню
май 1790 Выход «Путешествия из Петербурга в Москву»
1790 Приговор к десятилетней ссылке в Сибирь
1796 Возврат Радищева из ссылки Павлом I
1802 Не стало Александра Николаевича Радищева
Интересные факты
  • начальной грамоте Радищева обучали крепостные;
  • экземпляр «Путешествия», который читала императрица, сохранился до настоящего времени, он испещрен пометками циничного содержания;
  • А.С. Пушкин весьма скептически относился как к «Путешествию», так и к его автору;
  • А.Н. Радищев был дважды женат. От обоих браков у него было семеро детей;
  • вторая жена Радищева отдала все свои драгоценности тюремным надзирателям, чтобы те не подвергали ее мужа пыткам;
  • уже в 20 веке многие революционеры говорили, что их взгляды сформировались во многом благодаря А.Н. Радищеву.
Память о писателе

Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева.

Могила на Волковом кладбище

Музей А. Н. Радищева открыт в 1945 году в селе Верхнее Аблязово (сейчас село Радищево) Кузнецкого района Пензенской области.

Читайте также:
Иулиания Лазаревская: житие святой, о чем молиться и в чем помогает

В честь Радищева был назван астероид под номером 2833.

В Москве, на Верхней Радищевской улице установлен памятник писателю.

Улицы Радищева существуют в Минске, Алма-Ате, Керчи, Симферополе и других городах СНГ.

Жизнь иеросхимонаха Александра Стрыгина

Биография Александра Стрыгина не пестрит обилием событий, вся его жизнь поделена на два этапа — жизнь в миру и монашество. О жизни этого старца не было бы известно так много, если бы келейник Александра Гефсиманского не собрал имеющиеся беседы со старцем, его воспоминания и не была бы в 1904 году издана целая книга «О жизни и подвигах Старца-затворника Гефсиманского скита, что близ Троице-Сергиевой Лавры, иеросхимонаха Александра», донесшая до наших дней наследие Гефсиманского старца.

Детство и юность

Будущий иеросхимонах Александр Стрыгин появился на свет в 1810 году небольшом городке Козельск, расположенном в Калужской губернии в казачьей семье. Следует заметить, что родители маленького Саши жили в соответствии с божьими заповедями и мечтали, чтобы их мальчик вырос и принял монашество. С малых лет Александру пришлось пойти работать, да не где-нибудь, а в питейном заведении, принадлежащем его дяде, мальчику пришлось довольно долгое время находиться в далекой от благочестия атмосфере кабака, ведь его родители не были богатыми, и семья отчаянно нуждалась в деньгах.

Достигнув зрелого возраста, Стрыгин женился и поступил на службу поверенным. Вскоре у него родился сын, но счастье молодой семьи не было долгим — по прошествии четырех лет умирает его жена, а сам Александр, спустя 2 года после ее смерти, решает принять монашество.

Монашество

Нужно уточнить, что изначально Александр Стрыгин имел намерение принять юродство, следуя тем самым старой русской традиции самоотречения, но старец Лев Наголкин уговорил его одуматься и выбрать монашество как дальнейший жизненный путь. И вот в 1838 году Александр оказался принятым в братию Оптинской пустыни, где на протяжении 3 лет занимался кухней, а затем стал пономарем.

1843 год был ознаменован для Александра переходом в Черноостровский монастырь святого Николая в городе Малоярославце, в этом месте он принял постриг и обрел новое имя Агапит. Спустя 5 лет, почувствовав трудности в общении с братией Черноостровского монастыря, Стрыгин, подав прошение о возможности перехода в харьковский архиерейский дом, покидает стены монастыря и в новом месте довольно скоро становится иеродиаконом, а после иеромонахом, совмещая это звание с должностью эконома.

Интересно! Отправившись спустя 2 года в отпуск в Гефсиманский скит, Агапит даже не смел помышлять о том, что вскоре это место станет его постоянным и даже последним пристанищем. Оказавшись в скиту вновь, по благословению митрополита Московского святейшего Филарета, Агапит на собственные средства построил келью и принял обет безмолвия.

Затворничество

В 1858 году, вдохновленный несколькими духовными старцами, Александр переселяется подальше в лес, где они все вместе возводят часовню и кельи. А спустя недолгое время московский купец Королев, решив выступить в роли благотворителя, решает выделить средства на постройку в этих отдаленных местах небольшой церкви, посвященной Святому Духу Параклиту. Также один из приделов церкви был освящен во имя святого Иоанна Крестителя.

В отсутствии уединения, Александр Гефсиманский просит у архимандрита Антония благословение на затворническую жизнь в пещере у скита, и в ноябре 1862 года, пройдя трехмесячное испытание в келье, Александр получает разрешение на затворничество. Однако, ухудшающееся состояние здоровья не позволило Агапиту долго прожить в пещерах и уже спустя 3 года по воле митрополита Филарета, Александр возвратился в скит.

В скиту, в окружении множества насельников и братии, сохранять обет безмолвия Александру было все труднее и труднее, потому он в который раз обратился к Архимандриту Антонию с прошением об уединении, и вновь его просьба была удовлетворена.

В начале августа 1871 года Александр Гефсиманский удалился в свою келью у церкви Воскресения Христова, неподалеку от кладбища и там жил до самой смерти.

Важно! Еще при жизни Александр сам сделал себе гроб, который держал в келье, как напоминание о том, что каждого из нас ждет другая жизнь, более важная. Однако, Александр Стрыгин никогда не был угрюмым или излишне закрытым, наоборот — отличался приветливостью и всегда старался быть преисполненным духовной радостью.

9 февраля (22 февраля по новому стилю) 1878 года Александр умер и был погребен на кладбище Гефсиманского скита.

Читайте также

Местоположение скита

Местоположение скита Зримой особенностью всех скитов является их местоположение. Если киновии, более раскрытые миру по своему характеру, как правило, стоят на открытых возвышенностях с плодородной почвой, в окружении озер и рек, то скиты и лавры, как и кельи отшельников,

Читайте также:
Аврелий Августин - житие и творения, почитание и дни памяти, мощи

Планировка скита

Планировка скита Принципы планировки Нило–Сорского скита, так же как и его местонахождения, повторяли древние скиты, где кельи стояли на некотором удалении друг от друга и от храма. Этот принцип скитской жизни строго соблюдался, чтобы не нарушать «безмолвие» и

Библиотека скита

Библиотека скита Традиция изучения Божественных писаний, утвержденная в Сорском скиту старцем Нилом, никогда не прерывалась.Заповеди преподобного о скитской жизни, его главы «О мысленном делании» в Ниловой пустыни не забывали. Каждый год накануне Великого поста, в

Организация хозяйственной жизни скита

Организация хозяйственной жизни скита Хозяйственная жизнь Нило–Сорского скита была организована так, чтобы не нарушать «безмолвия» и созерцания иноков. Она имела ряд особенностей, характерных для всех монастырей скитского типа.Заботу о том, чтобы монахи скита не имели

Послание к игумену скита Цыбукан Феодосию[1]

Послание к игумену скита Цыбукан Феодосию[1] Всечестнейшему из отцов Феодосию, скита Цыбукан игумену, с возлюбленными чадами — о Господе радоваться!Благодарю Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, хранящего здоровье святыни вашей для пользы и назидания братьев

Отец Александр, Александр Владимирович, Саша. (В. Файнберг)

Отец Александр, Александр Владимирович, Саша. (В. Файнберг) Дорогой отец Александр,Александр Владимирович,Саша!Того, что случилось 9 сентября 1990 года, не вмещает моя душа. Никакие доводы рассудка, даже могила в углу церковного дворика — ничто не может заставить привыкнуть

Код Гефсиманского сада

Код Гефсиманского сада Вот и состоялся прощальный ужин с учениками. Арест Иисуса неуклонно приближался: «предатель» Иуда уже отправился к первосвященникам, чтобы выдать Иисуса властям. А Иисус и оставшиеся ученики отправились в Гефсиманский сад. Через несколько часов

Монаху из скита Сёбо (по его убедительной просьбе)

Монаху из скита Сёбо (по его убедительной просьбе) В детстве меня озадачивал такой вопрос: помимо этого физического тела, что отвечает: «Я — такой–то и такой–то», когда его спрашивают: «Кто ты?» Эта дилемма, однажды возникнув, становилась все глубже с каждым годом,

Видение скита

Видение скита Удаляясь от мира, мы должны избирать для жительства места, лишенные случаев к утешению и тщеславию, но смиренные.Св. Иоанн Лествичник.ПОСЛЕ КОНЧИНЫ архиеп. Иоанна епархию временно возглавил еп. Нектарий и сразу же взялся за дело: попросил Братство

ИЕРОСХИМОНАХ ИОАНН, ЗАТВОРНИК СВЯТОГОРСКИЙ

ИЕРОСХИМОНАХ ИОАНН, ЗАТВОРНИК СВЯТОГОРСКИЙ Иеросхимонах Иоанн, подъявший великий подвиг затворничества, происходил из небогатых мещан города Курска, назывался в мире Иван Крюков и родился 20 сентября 1795 года. С детства запало в него желание монашества, которое возбудили

ИЕРОСХИМОНАХ ФЕОФИЛ

ИЕРОСХИМОНАХ ФЕОФИЛ Иеросхимонах Феофил был сыном священника Андрея Горенковского, служившего при церкви Рождества Богородицы, в городе Махновке, Киевской губернии.Он родился в октябре 1788 г., и был одним из двух близнецов. Назвали его при крещении Фомою.Мать начала

ВЗЫСКАТЕЛЬ СПАСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ Иеросхимонах Иоанн (Малиновский) (неопубликованные страницы из Летописи Иоанно-Предтеченского Скита Оптиной Пустыни)

ВЗЫСКАТЕЛЬ СПАСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ Иеросхимонах Иоанн (Малиновский) (неопубликованные страницы из Летописи Иоанно-Предтеченского Скита Оптиной Пустыни) Сентябрь 1849 г.Воскресенье, 4. – Пополудни в 4 часа скончался в Скиту преподобнейший старец иеросхимонах Иоанн, на 86 году

Святитель Филарет (Амфитеатров) и основание скита

Святитель Филарет (Амфитеатров) и основание скита Своим духовным возвышением Оптина пустынь особенно обязана святителю Филарету, митрополиту Киевскому и Галицкому (Амфитеатрову; †21 декабря 1857 /3 января 1858). В бытность свою Калужским епископом (1819–1825), в 1821 году, в

Иеросхимонах Иеремий

Иеросхимонах Иеремий (†1949) Оптинский иеросхимонах Иеремий (в миру Степан) был послушником преподобного Амвросия. После революции, как и все оптинцы, он был изгнан из монастыря. Жил в деревне Ливенки Тульской области. Поскольку храмы были уже закрыты, исповедовал и

Иеросхимонах Макарий

Иеросхимонах Макарий (†1972) Послушник Евгений (монах Ермоген) принял монашеский постриг незадолго до закрытия Оптиной пустыни. Жил в Белёве, первое время требы совершал на дому, а поскольку это было запрещено, жил полулегально. «Спросить, Боже упаси, нельзя было: он жил

Урок литературы “Повесть о житии и храбрости благородного великого князя Александра Невского”. 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8

1) углубить представление о древнерусском жанре литературы – житии;

2) сравнить облик героя как исторического деятеля и как святого;

3) развивать умение анализировать факты из истории страны; способствовать формированию навыков работы с текстом;

Читайте также:
Эмилиан Вафидис - житие и творения, слова и наставления, дни памяти, мощи

4) способствовать формированию патриотических чувств учащихся на примере жизни Александра Невского;

5) способствовать формированию чувства гордости и уважения к историческому прошлому России.

Словарная работа (по ходу урока делаются записи в рабочих тетрадях).

    Духовная литература
  • Анонимный
  • Канон
  • Житие
  • Агиограф
  • Воинская повесть
  • Триптих

I. Вступительное слово учителя

Духовная литература – особый пласт русской культуры. Само определение – “духовная” – указывает на ее назначение: воспитывать нравственно, побуждать к действиям, показывать идеал.

Возникла духовная литература в X веке в связи с принятием христианства. Благодаря тому, что появилась азбука, литература стала “книжной”. Поначалу она была рукописной, произведения в основном были анонимные (без указания автора), повествование строилось по строгим канонам (правилам) и было тесно связано с религией.

В предыдущих классах мы знакомились с произведениями древнерусской литературы. Вспомните, какие произведения мы читали?

– “Поучение Владимира Мономаха”.

– О чем оно? (Владимир Мономах дает наставление о том, как надо жить; вести хозяйство, управлять домом, как вести себя в гостях, в военном походе и т.п.)

– “Повесть о Петре и Февронии Муромских”.

– О чем повесть? (Феврония излечила князя от болезни. В благодарность он женился на ней. Они полюбили друг друга. Феврония помогала князю управлять государством. Они жили, помогая людям, и умерли в один день, похоронили их в одном гробу)

– “Житие протопопа Аввакума”.

– О чем повествуется в житии? (Аввакум принял муки за старую веру. Его сослали в Сибирь.)

– Вспомните, что такое житие?

Житие – описание жизни святого, совершившего подвиги во имя христианской православной веры.

Людей, которые занимаются написанием жития, называют агиограф (от греч. анос – святой, графо – пишу).

Агиограф – автор жития.

II. Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы познакомимся с житием Александра Невского. Русский князь Александр Ярославич (сын князя Ярослава Мудрого) жил в 13 веке. Годы его жизни 1220–1263. Он княжил сначала в Новгороде, затем во Владимире.

Это было трудное время для Руси. К концу 12 века русская земля распалась на мелкие княжеские уделы. Началась усобица. Единства не было ни в чем. Пользуясь распрями князей, полчища монголо – татар вторглись на русские земли. Были разграблены и сожжены Рязань, Коломна, Суздаль, Ярославль, Москва, Галич, Городец и многие другие города.

Когда в 1240 г. монголо – татары сожгли столицу русского государства – Киев, страх охватил всю Европу.

Русские князья должны были ездить в Орду к хану на поклон и, подвергаясь разным унизительным обрядам, платить огромную дань.

В то время как татары разгромили русскую землю на востоке, с севера напасть готовились шведы и литовцы, а с запада – немцы.

Страх и злоба поселились в душах русичей. Их угнетали, обложили данью, угоняли в плен …

И только благодаря уму, мужеству и расчетливости удалось Александру Ярославичу сначала разбить шведов в 1240 году и через два года – немцев (в 1242 году – на Чудском озере).

Победа русских воинов привлекла к себе восхищенное внимание современников, а князь Александр Ярославич, одержавший победу, после смерти был провозглашен святым.

III. Работа с учебником

Чтение материала из учебника об истории написания “Жития”.

IV. Слово учителя

В рукописях житие Александра Невского не имеет устойчивого заголовка и называется “Повесть о житии и храбрости…”, “Слово о великом князе…”, “Житие блаженного великого князя …”.

Строго говоря, “Повесть о житии Александра Невского” лишь отдаленно напоминает традиционное житие святого потому, что на первый план выступает не христианская добродетель князя, как это принято в традиционных житиях, а его воинские подвиги. Хотя перед читателями предстает он как благочестивый христианин, обращающийся к Богу с молитвами. На помощь ему в трудную минуту приходят небесные силы.

Некоторые литературоведы определяют это произведение как воинскую повесть.

Воинская повесть – произведение древнерусской литературы о военных походах, сражениях, нашествиях, осаде городов, подвигах воинов.

V. Работа с текстом

– Прочитайте первый абзац.

– Как называет себя рассказчик?

– Что он этим хочет подчеркнуть?

(Повествование начинается традиционно для жития: автор уничижительно говорит о себе, потому что человек в те времена считал себя песчинкой у ног Господа и во всем видел только проявление Божьей воли, поэтому авторы книг, икон считали себя лишь орудием в руках Всевышнего. И, конечно, не могли сравнивать себя, свою жизнь с жизнью с подвигами святых, о которых пишут.)

Читайте также:
Преподобный Антоний Великий – житие и труды, наставления, дни памяти и мощи

– Далее автор рассказывает нам о внешнем облике князя, перечисляет его достоинства (прочитать).

Демонстрация портрета Александра Невского.

Таким изобразил Александра Невского художник Корин, автор триптиха “Александр Невский”

Триптих – картина, состоящая из трех частей.

– Каким изобразил художник Александра Невского?

– Найдите, как убеждает нас автор жития в том, что он был современником Александра? (“был самовидец деяний…”, “слышал от господина своего…”)

– Если вы внимательно читали текст, то обратили внимание, что его можно условно разделить на три части.

Познакомив нас в начале повести с главным героем, автор рассказывает о его битве.

– С кем? Где? Когда? (Со шведами на р. Неве в 1240 году)

– Как поступает Александр Невский, узнав об опасности? (Идет в церковь, получает благословение)

– Зачем? (Укрепить свой дух)

– Укрепив свой дух, помогает укрепиться духом своей дружине. Какие слова помогают князю и его дружине? (Не в силе Бог, а в правде)

VI. Пересказ первой части

– Как звали шестерых воинов Александра, которые, как говорит автор, “крепко сражались”?

– С чем сравнивает автор их сердца? (Сердца львов)

Прочитать последнюю часть.

После этой победы стали звать Александра – Александром Невским, потому что битва была на берегу Невы.

– А вот что было после победы? Прочитайте.

– Как известно, лучшие качества характера человека проявляются в годину испытаний. Как видим, Александр забыл прежние обиды и вернулся в Новгород, чтобы защитить русскую землю от немецких рыцарей.

VII. Пересказ второй части

– Когда произошла битва на Чудском озере? (5 апреля 1242 года). Известна эта битва как Ледовое побоище.

– Почему Александр называет рыцарей “народом высокомерным”? (Они похвалялись: “посрамили народ славянский…”, “возьмем Александра руками…”)

“Такого поражения не знали до того времени Тевтонский орден. С тех пор со страхом смотрели рыцари на Восток. Запомнилось им Чудское озеро. И слова Александра Невского тоже запомнились. А сказал он:

– Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет! И много раз так было! И всегда так будет!”

– Каков последний подвиг Александра Невского? Зачем он пошел к царю Восточному? И о ком идет речь? (О хане Батые)

Русские должны были платить дань Орде. Но Александр Невский берег свой народ. Дань они платили, а в войнах монголо – татар в качестве союзников не воевали.

– Прочитайте, как об этом пишет автор? (Князь же великий Александр пошел к царю, дабы отмолить людей от беды той.)

– Удалось ему это? (Да)

Из заключительной части жития мы узнаем, что, вернувшись из Орды, князь разболелся и вскоре умер.

Источники утверждают, что он был отравлен в Орде, выпил питье с ядом. Так в расцвете лет закончилась жизнь славного князя.

– Прочитаем, какими словами автор описывает боль от утраты.

– Как называет автор Александра? (Солнце земли Суздальской)

В заключение послушайте стих Аполлона Майкова, который называется “Кончина Александра Невского”.

Оба произведения, и житие и стихотворение, передают то горе, которое охватило всех русичей. В этой скорби выражена огромная народная любовь к князю. А за подвиги свои и службу русскому народу он причислен к лику святых и почитается всеми православными.

XI. Домашнее задание

Подготовить по плану письменную характеристику князя Александра Невского, используя текст “Жития”.

Преподобная Софи ́ я (в миру Соломо ́ ния) Суздальская

Дни памяти

6 июля – Собор Владимирских святых

Житие

Краткое житие преподобной Софии (в миру Соломонии) Суздальской

Пре­по­доб­ная Со­фия, в ми­ру Со­ло­мо­ния, ве­ли­кая кня­ги­ня, бы­ла до­че­рью бо­яри­на Юрия Кон­стан­ти­но­ви­ча Са­бу­ро­ва. В 1505 го­ду на нее пал вы­бор на­след­ни­ка пре­сто­ла, бу­ду­ще­го ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча. Брак их не был счаст­ли­вым, так как Со­ло­мо­ния ока­за­лась бес­плод­ной. Чтобы иметь на­след­ни­ка, ве­ли­кий князь Ва­си­лий Иоан­но­вич ре­шил же­нить­ся вто­рич­но (на Елене Глин­ской) и 25 но­яб­ря 1525 г. ве­лел по­стричь Со­ло­мо­нию в мо­на­хи­ни. На­силь­но по­стри­жен­ная с име­нем Со­фия, Со­ло­мо­ния бы­ла со­сла­на под стра­жу в Суз­даль­ский По­кров­ский мо­на­стырь, где по­дви­га­ми из­гна­ла из серд­ца мир­ские по­мыс­лы и все­це­ло по­свя­ти­ла се­бя Бо­гу.

Князь Курб­ский на­зы­ва­ет бла­жен­ную кня­ги­ню “пре­по­доб­ною му­че­ни­цею”. В ру­ко­пис­ных свят­цах она име­ну­ет­ся как “Свя­тая пра­вед­ная кня­ги­ня Со­фия ино­ки­ния, яже бысть в По­кров­ском мо­на­сты­ре де­ви­че, чу­до­твор­ни­ца”. При ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че ее чти­ли как свя­тую. Ца­ри­ца Ири­на Фе­о­до­ров­на по­сы­ла­ла в Суз­даль “на ве­ли­кую кня­ги­ню Со­ло­мо­ни­ду, а во ино­цех Со­фию, бар­хат­ный по­кров с изо­бра­же­ни­ем Спа­си­те­ля и свя­тых”. Пат­ри­арх Иосиф пи­сал к Суз­даль­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Се­ра­пи­о­ну о пе­нии над Со­фи­ей па­ни­хид и мо­леб­нов. Пре­по­доб­ная Со­фия пре­ста­ви­лась к Бо­гу в 1542 го­ду. В опи­са­нии Суз­да­ля клю­чарь Ана­ния при­во­дит несколь­ко слу­ча­ев чу­дес­ных ис­це­ле­ний при гроб­ни­це пре­по­доб­ной Со­фии.

Читайте также:
Иоанн Кронштадтский - житие и биография праведного, почитание и дни памяти, книги и труды, чудеса

Полное житие преподобной Софии (в миру Соломонии) Суздальской

Пре­по­доб­ная Со­фия, в ми­ру ве­ли­кая кня­ги­ня Со­ло­мо­ния Са­бу­ро­ва, бы­ла пер­вой же­ной ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча (1505–1533). Он вы­брал ее в су­пру­ги из пя­ти­сот са­мых кра­си­вых де­виц. Но брак ока­зал­ся без­дет­ным, о чем ве­ли­ко­кня­же­ская че­та силь­но скор­бе­ла. По­сле 20 лет су­пру­же­ства, несмот­ря на уве­ща­ния ду­хо­вен­ства, ве­ли­кий князь ре­шил всту­пить во вто­рой брак с ли­тов­ской княж­ной Еле­ной Глин­ской. Мит­ро­по­лит Вар­ла­ам, об­ли­чив­ший неза­кон­ность рас­тор­же­ния бра­ка, был све­ден с мит­ро­по­ли­чье­го пре­сто­ла – впер­вые в рус­ской ис­то­рии – и за­то­чен в мо­на­стырь, а пре­по­доб­ный Мак­сим Грек, за­сту­пив­ший­ся за кня­ги­ню Со­ло­мо­нию, за­пре­щен и так­же за­клю­чен в тем­ни­цу. Все Все­лен­ские пат­ри­ар­хи осу­ди­ли по­сту­пок ве­ли­ко­го кня­зя, а пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский Марк пред­ска­зал рож­де­ние от вто­ро­го бра­ка мла­ден­ца, ко­то­рый по­ра­зит мир сво­ей же­сто­ко­стью (Иоан­на Гроз­но­го).

25 но­яб­ря 1525 го­да ве­ли­кая кня­ги­ня Со­ло­мо­ния на­силь­но бы­ла по­стри­же­на в мо­на­ше­ство с име­нем Со­фия в Мос­ков­ском Рож­де­ствен­ском мо­на­сты­ре. По­сле по­стри­га ее от­пра­ви­ли под стра­жей в Суз­даль­ский По­кров­ский мо­на­стырь, ко­то­рый впо­след­ствии стал мес­том за­то­че­ния неволь­ных цар­ствен­ных по­стри­же­ниц. Не сра­зу при­ми­ри­лась ве­ли­кая кня­ги­ня со сво­им но­вым по­ло­же­ни­ем, дол­го скор­бе­ла. Но, по­ко­рясь во­ле Бо­жи­ей, Со­фия на­шла уте­ше­ние и уми­ро­тво­ре­ние в усерд­ной мо­лит­ве.

Ино­ки­ня Со­фия, по­знав тще­ту ско­ро­пре­хо­дя­щих зем­ных благ, всей ду­шой воз­же­ла­ла Цар­ствия Бо­жия и прав­ды его (Мф.6:33). В то вре­мя, как в ми­ру умно­жа­лись без­за­ко­ния, она в сво­ем уеди­не­нии укра­ша­лась доб­ро­де­те­ля­ми и по­сте­пен­но вос­хо­ди­ла к ду­хов­но­му со­вер­шен­ству. Князь Курб­ский в по­сла­нии к Иоан­ну Гроз­но­му (1533–1584) на­звал кня­ги­ню-ино­ки­ню «пре­по­доб­но­му­че­ни­цей».

Пре­по­доб­ная Со­фия скон­ча­лась в 1542 го­ду и бы­ла по­хо­ро­не­на в Суз­даль­ском По­кров­ском мо­на­сты­ре. Сте­пен­ная кни­га гла­сит об этом: «По­жив бла­го­дар­но и бо­го­угод­но к Бо­гу отъ­и­де». Уже бли­жай­шие по­том­ки мо­лит­вен­но по­чи­та­ли пре­по­доб­ную Со­фию. В ру­ко­пис­ных свят­цах она име­ну­ет­ся как «свя­тая пра­вед­ная кня­ги­ня Со­фия ино­ки­ня, яже бысть в По­кров­ском мо­на­сты­ре де­ви­че, чу­до­тво­ри­ца». При ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че (1584–1598), сыне Гроз­но­го, ее уже чти­ли как свя­тую. Ца­ри­ца Ири­на Фе­о­до­ров­на от­пра­ви­ла в дар на ее гроб­ни­цу «бар­хат­ный по­кров с изо­бра­же­ни­ем Спа­си­те­ля и свя­тых».

Пат­ри­арх Иосиф (1642–1652) пи­сал Суз­даль­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Се­ра­пи­о­ну о со­вер­ше­нии мо­леб­нов и па­ни­хид над гро­бом пре­по­доб­ной Со­фии. Поз­же, в XIX ве­ке, ар­хи­епи­ско­пом Суз­даль­ским и Та­рус­ским Се­ра­пи­о­ном бы­ла со­став­ле­на служ­ба пре­по­доб­ной Со­фии.

В опи­са­нии го­ро­да Суз­да­ля клю­чарь Ана­ния со­об­щил о чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях при гроб­ни­це пре­по­доб­ной Со­фии. Так, в 1598 го­ду у ее гроб­ни­цы про­зре­ла княж­на Ан­на Нечте­ва, шесть лет стра­дав­шая сле­по­тою. В 1609 го­ду, во вре­мя на­ше­ствия по­ля­ков на Рос­сию, пре­по­доб­ная Со­фия спас­ла Суз­даль от ра­зо­ре­ния. Она яви­лась в гроз­ном ви­де пред­во­ди­те­лю во­ен­но­го от­ря­да по­ля­ков Ли­сов­ско­му. От стра­ха у него па­ра­ли­зо­ва­ло ру­ку, и он дал клят­ву оста­вить в по­кое го­род и мо­на­стырь. Мно­го и дру­гих чу­дес со­вер­ши­лось по мо­лит­вам пре­по­доб­ной Со­фии.

София Суздальская

Многие княжеские жены впоследствии принимали постриг и становились монахинями, некоторые были принуждены к этому, а многие добровольно отдавали свою жизнь на служении Господу. К сожалению, Преподобная София (Соломония), супруга великого князя Василия Иоанновича была сослана в монастырь насильно, но это не помешало ей изгнать из своего сердца все нечистые и горделивые помыслы и посвятить свою жизнь искреннему и честному служению Творцу.

Житие преподобной

Соломония была дочерью Юрия Сабурова — боярина, из древнего рода, который, по преданию, происходит от Захарии Чета. Девушка в раннем возрасте лишилась родителей и была отдана на воспитание своей набожной тетке, которая постаралась дать племяннице необходимое на то время воспитание.

Будущий князь Василий III выбрал девушку себе в жены из 500 претенденток, говорят, что его поразила красота и кротость девушки, а также ее острый ум. Он взял ее себе в жены несмотря на то, что род Сабуровых в то время уже пришел в упадок и не был знатным и богатым. В 1505 году состоялось венчание Василия Иоанновича и Соломонии.

Еще читайте о святых княжнах:

Супруги счастливо прожили вместе 20 лет, но крайне переживали и сожалели о том, что у них не было детей. Для князя наследник был необходим, иначе княжество погрязло бы в междоусобицах и войнах. Именно поэтому он принимает решение развестись с супругой и отправить ее в монастырь.

Читайте также:
Валентин Асмус - жизнь и биография, чудеса и труды, научные интересы

На заметку! Стоит отметить, что в княжеских дворах того времени все было подчинено Божьему закону — совершались ежеутренние и ежевечерние молитвы, соблюдались посты и во всем приветствовалась скромность и целомудрие. Именно поэтому решение князя о разводе было встречено с ужасом и спровоцировало большой скандал.

Митрополит Варлаам категорически отказался признавать развод и повторный брак, тем более венчать его. Тогда Варлаам был по решению князя лишен сана (это случилось впервые на Руси) и сослан в монастырь, а преподобный Максим Грек, посмевший поддержать митрополита заключен в темницу.

Василий III учредил нового митрополита Даниила, который поддержал его и благословил на развод. Впоследствии он же обвенчал князя с новой женой — литовской княгиней Еленой Глинской.

Этот брак принес Василию Иоанновичу долгожданного первенца — Иоанна Грозного, ставшего одним из самых жестоких правителей Руси.

Постриг и легенды о Соломонии

В ноябре 1525 года Василий велел постричь бывшую жену в монашество. Существует две теории:

  • первая гласит, что Соломония со смирением приняла решения князя и приняла постриг беспрекословно;
  • вторая же говорит, что великая княжна долго сопротивлялась и не могла поверить, что супруг после 20 лет брака так поступил с ней.

Согласно этой версии она даже сорвала с себя монашеское облачение и начала топтать его в ярости ногами во время церемонии, за что один из бояр, которые присутствовали при этом, не постыдился ударить ее свои кнутом. Теорию с насильственным постригом подтверждает и князь Андрей Курбский. Тем не менее, 25 ноября 1525 года Соломония приняла постриг от настоятеля Никольской обители с именем София.

Инокиня София была увезена в Покровский монастырь, который находится в Суздале, покровительницей которого была с 1518 года. Именно эта обитель впоследствии приняла не одну такую царственную невольницу.

О пребывании в монастыре Софии ходит множество легенд, согласно одной из них именно там София родила своего первенца царевича Георгия. Эту версию подтверждает рассказ Герберштейна, однако младенца никто не видел — дьяки и бояре, которых прислал князь Василий не были допущены до келии Софии.

Спустя некоторое время инокиня заявила о смерти малыша, но до сих существуют теории, что она сымитировала его смерть для сохранения жизни. В пользу этой версии говорит показанная боярам гробница ребенка, в которой впоследствии была обнаружена кукла.

Интересно! Существует легенда, которая говорит, что сын Софии впоследствии стал знаменитым разбойником Кудеяром, которым в свое время интересовался царь Иоанн Грозный.

Свидетельства современников, говорят, что София смирилась со своей судьбой и искренне стала служить Господу, будучи монахиней. Однако трудности на ее пути не закончились — в 1533 году умирает Василий III и власть переходит к его вдове Елене, которая ссылает преподобную Софию в Каргополь. Там монахиня пребывала в тюрьме вплоть до 1538 года, а затем вернулась на службу в Суздаль.

Умерла святая София 18 декабря 1542 года в покои и мире, и была похоронена в подвале главного собора на территории монастыря, который стал ей домом.

Почитание

Судьба Софии и ее смиренность воле своего мужа покорила ее современников, так ее называли святой еще при жизни. Так называет ее и князь Андрей Курбский в письмах к Ивану Грозному. Легенда говорит, что сам царь положил на гроб преподобной пелену, которую сделала его жена Анастасия.

Впоследствии к гробнице Софии придут его сыновья с женами, первый царь династии Романовых Михаил и другие представители царских семей.

Ключарь Анания, описывая Суздаль, пишет о многочисленных исцелениях у гробницы преподобной Софии. Считается, что именно у ее гроба была исцелена княжна Анна Нечтева, а после спасения города от нашествия поляков преподобная становится покровительницей Суздали.

Важно! В 1650 году патриарх Иосиф признает София святой и разрешает почитать ее соответственно. Официально канонизируют ее в 1916 году, когда ее имя было внесено в Православный церковный календарь.

Мощи были обретены 14 августа 1995 года, когда были извлечены из монастырского подклета и перенесены в Покровский собор. Хранятся они там и сегодня, в закрытой раке и не демонстрируются прихожанам.

Существует чудотворная икона преподобной Софии, датируемая XVII столетием. На ней изображена монахиня с открытым, красивым лицом в зеленом монашеском одеянии, коричневой рясой и с багровой мантией.

Читайте также:
Ириней Лионский: житие и биография святителя, творения и книги

Официально день памяти святой отмечается 1 (14) августа и 16 (29) декабря. В Эти дни совершается памятный молебен, читается акафист и люди молятся преподобной об исцелении от болезней (в частности, от глухоты и слепоты), о спасении души и об исцелении душевных расстройств.

СОФИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ

Святая София (Соломония) Суздальская

София Суздальская (ок. 1490-1542), великая княгиня, преподобная

В миру Сверчкова-Сабурова Соломония Юрьевна, дочь боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова, из старинного, но “захудалого” московского боярского рода [1]. Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца). Отличалась добротой и набожностью.

В 1505 году на нее пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия III Иоанновича. Ее выбрали из 1500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны по образцу смотрин невест для византийских императоров. Свадьба состоялась 4 сентября того же года, после обручения молодых митрополитом Симоном в Успенском соборе Московского Кремля.

Жили они, согласно летописям, в полном согласии. Но двадцатилетнее супружество не было счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь решил развестись с ней. Против встали митрополит Варлаам, князь-инок Вассиан (Патрикеев), преподобный Максим Грек, которые были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана. Следующий митрополит, Даниил, одобрил развод, и к нему присоединились бояре. Но оставались и противящиеся, как князь С. Курбский. Все восточные патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский по преданию предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью – царя Иоанна Грозного [2].

Постриг

В ноябре 1525 года развод был объявлен и 25 ноября Василий велел постричь Соломонию в монашество. Она была пострижена под именем Софии в Рождественский женский монастырь. В некоторых летописях рассказывается, что развод и пострижение состоялись по желанию самой Соломонии, но немецкий посол С. Герберштейн, наоборот, пишет что Соломония сорвала с себя монашеский куколь и топтала его ногами, за что боярин Шигоня-Поджогин ударил ее бичом. Многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: “Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!” О насильственном постриге впоследствии писал и князь Андрей Курбский. Еще одна версия гласит, что постриг совершил игумен Никольского монастыря Давид. Поскольку Соломония изо всех сил сопротивлялась, присутствовавший боярин ударил ее, вскричав: «Смеешь ли ты противиться воле государя?» [3]

Менее чем через два месяца Василий Иоаннович женился на Елене Глинской. Инокиню Софью тем временем отвезли в Суздальский Покровский монастырь, которому она покровительствовала еще с 1518 года. Впоследствии монастырь стал мес­том заточения невольных царственных постри­жениц.

Слухи о сыне

Согласно некоторым сведениям, включая рассказ Герберштейна, спустя несколько месяцев пошли слухи, что обвинение в неплодии было несправедливым, что Соломония в монастыре родила сына – царевича Георгия. Распространительницы слухов были наказаны, в Суздаль спешно послали дьяков для выяснения дела, но Соломония отказалась показать им ребенка, заявив, что они “недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери”. Тогда были посланы бояре и церковники, но об итогах этого следствия документов не сохранилось. Известно лишь, что Соломония заявила о смерти сына, а великокняжеским послам показали гробницу.

Археолог и историк граф С. Д. Шереметьев считал, что Соломония спрятала сына у надежных людей. Эту версию подтверждает находка исследователя Суздаля А. Д. Варгановым в 1934 году небольшой безымянной гробницы в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря, находившейся между гробницами некоей “старицы Александры” (+ 1525), и преподобной, “старицы Софии”. В гробнице нашлась лишь тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней – крышка от той гробницы. Имя Георгия в народе связывалось с легендарным разбойником Кудеяром, по одному из преданий разбойничавшем в лесах между Суздалем и Шуей. Историей о Георгии также очень интересовался царь Иоанн Грозный [4].

Иноческий подвиг

Преподобная София Суздальская. Икона XVII века. Покровский монастырь

Обитая в Суздальской обители, не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением, долго скорбела. Но покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиро­творение в усердной молитве. Своими подвигами она изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. После смерти Василия III в 1533 году власть перешла к его вдове, Елене Глинской, для которой София могла стать опаснейшей соперницей. Поэтому преподобная была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Глинской в 1538 году. Затем вернулась в Суздаль, где преставилась к Богу 18 декабря 1542 года. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и богоугодно к Богу отъиде». Преподобная София была похоронена по своему завещанию, в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря.

Почитание

Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси и преподобную признавали святой уже ее современники. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет блаженную княгиню “преподобною мученицею”. Сам же Иоанн Грозный якобы, возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией [5]. Приходили к мощам святой Софии и оба его сына с женами, и Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, и многие другие. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль “на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых”.

В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии. Так, в 1598 году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В 1609 году, во время нашествия поляков, преподобная София спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь. Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии.

Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов и в 1650 году разрешил почитать ее как святую. В рукописных святцах она именуется как “Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница”. На иконах преподобная стала писаться:

В середине XVIII века встал вопрос о ее канонизации. Позже, в XIX веке, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом [6] была состав­лена служба преподобной. Наконец, по благословению Святейшего Синода ее имя было внесено в Православный церковный календарь 1916 года. С 1984 года специальным указом патриарха Пимена Русская Православная Церковь стала почитать преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли.

Могила святой была очень почитаема, но ее мощи не тревожили до 1990-х годов, когда, 14 августа 1995 года, мощи святой были торжественно обретены. Их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленнными, но после вскрытия сразу истлели, т.е. осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке и не демонстрируются.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Литература

  • Богуславский, В. В., Бурминов В. В., Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь.

Использованные материалы

  • Житие на сайте Православие.RU
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life3133.htm
  • Страница исторического портала “Хронос”:
    • http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/solomonia.html
  • “Тайна Соломонии Сабуровой”, раздел Очерки о Суздале, сайт информационно-туристического агенства “Отдых в Суздале”:
    • http://www.suzdalhotels.ru/soburova.htm
  • Житие с портала Русские святые:
    • http://saints.ru/s/29_Prp.SofiyaSuzdalskaya
  • http://icon-art.info/phpBB2/download.php?id=1106 (икона)

[1] “Сабуровы вышли из орды и были потомки Мурзы Четы. В 1330 году их предок крестился, и вначале они носили фамилию Зерновых. У одного из Зерновых было два сына: один, по имени Иван, прозывался Годуном, и от него произошел род Годуновых, а другой Федор, по прозвищу Сабур, сделался родоначальником бояр Сабуровых. Соломония была дочерью Юрия Константиновича Сабурова, внука Федора Сабура.” – “Благоверная великая княгиня Соломония(Сабурова) во иночестве София”. Издание Настоятельницы первоклассного Покровского женского монастыря в г. Суздале, Игумении Мелитины. Киев. Типографии Киево-Печерской Успенской Лавры, 1905 год.

[3] По данным Википедии со ссылкой на неработающую страницу Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря.

[4] Информация раздела “Служи о сыне” приведена по данным статьи “Тайна Соломонии Сабуровой”, раздел Очерки о Суздале, сайт информационно-туристического агенства “Отдых в Суздале”, http://www.suzdalhotels.ru/soburova.htm

[5] “Тайна Соломонии Сабуровой”, раздел Очерки о Суздале, сайт информационно-туристического агенства “Отдых в Суздале”, http://www.suzdalhotels.ru/soburova.htm

[6] Вероятна ошибка: в XIX веке Суздальская епархия уже не существовала, она с 1786 была объединена с Владимирской, в XIX веке архиерея с именем Серапион в ней не было.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: