Дмитрий Донской: житие и биография князя, деятельность и княжество, дни памяти

Дмитрий Донской, великий князь владимирский и московский

Великий князь владимирский и московский Дмитрий Иванович Донской родился 12 октября 1350 года в Москве. Он был внуком князя Ивана I Даниловича Калиты. Являлся старшим сыном великого князя Ивана II Ивановича от второй супруги Александры.

По смерти великого князя Ивана II в 1359 году в московской княжеской семье остались малолетние Дмитрий, его брат Иван и двоюродный брат Владимир Андреевич, между которыми было разделено княжество.

В 1362 году, в 12-летнем возрасте, Дмитрий стал великим князем московским. В 1364 году Иван умер, и его надел перешел к Дмитрию.

В первые годы правления при малолетнем Дмитрии правительство возглавлял митрополит Алексий, впоследствии причисленный Русской православной церковью к лику святых.

Митрополит Алексий, опираясь на свой авторитет, на возросшую мощь Московского княжества, поддержку служилых бояр и горожан, сумел преодолеть соперников в борьбе за великое княжение — суздальско-нижегородского, рязанского и тверского князей. В 1363 году ярлык на великое княжение окончательно перешел к московским князьям. 17 января 1366 года в Коломне соглашение русских князей было скреплено женитьбой Дмитрия Ивановича на суздальской княжне Евдокии Дмитриевне.

Правительство князя Дмитрия осуществляло ряд мероприятий, направленных на централизацию государственного управления и военного дела.

При князе в 1367 году в Москве был построен первый в Северо-Восточной Руси каменный Кремль.

В 1368 и 1370 годах его войска отразили нападения на Москву литовского князя Ольгерда. Во время войны с Тверью (1368-1375) Дмитрий Донской организовал поход подвластных ему русских князей на Тверь, принудил тверского князя Михаила к признанию своего старшинства и союзу в борьбе с Золотой Ордой. В 1371 году его рать разбила под Скорнищевым рязанского князя Олега, в 1376 году Московское княжество утвердило свое влияние в Булгарии Волжско-Камской.

Дмитрий Донской первым из русских князей возглавил вооруженную борьбу против татаро-монгольского нашествия. В 1378 году на реке Воже было разгромлено войско мурзы Бегича.

В 1380 году Дмитрий Донской во главе объединенных русских сил выступил навстречу полчищам темника Золотой Орды Мамая, двигавшимся на Русь.

Приняв благословение от святого Сергия Радонежского, который отпустил на брань двух иноков Андрея Ослябю и Александра Пересвета, князь встретил Мамая на Куликовом поле, между рекой Непрядвой и Доном (ныне в Куркинском районе Тульской области).

Желая воодушевить русских воинов перед смертельной схваткой, московский князь встал в первые ряды своего войска, обменявшись доспехами с боярином Михаилом Бренком, который встал под великокняжеское знамя в тылу большого полка и впоследствии погиб. Поначалу войска Мамая добились успеха на правом фланге, но получили удар во фланг от русского засадного полка и бежали. Князя Дмитрия Ивановича нашли на поле битвы оглушенным. Он проявил незаурядный полководческий талант, за победу на Куликовом поле его стали называть Донским.

На могилах павших воинов князем был создан храм Рождества Пресвятой Богородицы, он устроил Успенский монастырь на реке Дубенке.

В 1382 году, после нападения нового хана Золотой Орды Тохтамыша на Москву, Дмитрий Донской организовал работы по восстановлению сожженного города. Он не успел собрать войска для отпора и вынужден был оставить город. Московскому князю пришлось вновь признать свою зависимость от Золотой Орды, возобновить выплату дани. Тем не менее Москва сохранила свое руководящее положение в русских землях.

19 мая 1389 года князь Дмитрий Донской скончался в Москве. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

В духовном завещании князь Дмитрий Донской впервые передал великое княжение старшему сыну Василию без санкции Золотой Орды как “свою отчину”.

Несмотря на то, что и после смерти Донского Золотая Орда продолжала совершать набеги на Русь, именно его стратегия правления и его воинские победы стали переломными в многовековой истории взаимоотношений с Ордой.

После кончины князя было написано “Житие” и “Похвальное слово”, текст которого вошел в состав русских летописей. Сохранились и иконографические изображения великого князя — на фреске Архангельского собора и в Грановитой палате в Московском Кремле. Память о великом князе Дмитрии особенно усиливалась в годы войн и опасностей. Так, в Великую Отечественную войну в патриотических посланиях патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия имя благоверного князя Димитрия стояло рядом с именем святого князя Александра Невского: оба князя-воина призывались в помощники страждущему Отечеству. Тогда же именем Дмитрия Донского была названа танковая колонна, созданная на средства верующих.

В 1988 году Дмитрий Донской был причислен к лику святых на Поместном соборе Русской православной церкви. День его памяти отмечается 1 июня (19 мая по старому стилю).

У князя Дмитрия Донского и княгини Евдокии родились 12 детей — восемь сыновей и четыре дочери. Восприемником (крестным отцом) у двух сыновей Дмитрия был преподобный Сергий Радонежский, у остальных наследников — другой русский святой — Димитрий Прилуцкий.

Супруга Дмитрия Донского княгиня Евдокия незадолго до кончины приняла монашеский постриг с именем Ефросиния. В Москве в Кремле она основала Вознесенский женский монастырь, разрушенный в 1929 году. Она была одной из первых великих княгинь похоронена в Вознесенском храме — усыпальнице цариц Российского государства. Великая княгиня Евдокия была причислена Русской православной церковью к лику святых с именем преподобная Ефросиния Московская.

Жизнь святых Димитрия и Евдокии была примером супружеской верности и согласия.

В июле 2015 года Священный Синод Русской православной церкви установил празднование общей памяти святых благоверных князя Димитрия Донского и княгини Евдокии 1 июня (19 мая).

Читайте также:
Авва Дорофей: душеполезные поучения, книги и послания святого, житие

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Дмитрий Иванович Донской

Князь Московский, великий князь Владимирский и князь Новгородский

Дмитрий Донской — биография

Д митрий Иванович Донской — один из наиболее ярких и значимых политических деятелей 14-го века, князь Московский с 1359 г., Владимирский и Новгородский с 1363 г. Его традиционно считают защитником и собирателем русских земель, борцом за независимость складывающегося централизованного государства.

Больше прочего князь Дмитрий Иванович известен победой в Куликовской битве 8 сентября 1380 г. Именно за успех в борьбе против золотоордынцев в том сражении он получил прозвище «Донской». С другой стороны, несмотря на всю важность, эта битва была далеко не единственной заслугой князя.

Во второй половине 14-го века складывающемуся централизованному государству приходилось иметь дело не только с Ордой, но и с многочисленными притязаниями литовских правителей, которые были не прочь отторгнуть часть русских земель.

Приходилось вести войну на два фронта, что требовало колоссальных сил. По понятным причинам, обойтись без жертв было невозможно.

Из-за разрухи, которую принесла война, некоторые историки (например, Н.И. Костомаров) считают Донского проблемной фигурой российской истории. В вину ему ставят и внутренние усобицы, которыми знаменито правление князя Дмитрия Ивановича.

Однако в целом историки сходятся во мнении, что его действия были более чем оправданы. Особенно если учесть специфику исторической ситуации и сложного положения.

Детство

Князь Димитрий Донской родился 12-го октября 1350 года в Москве. Его отцом был Иван II Красный. Мать — княгиня Александра Ивановна. Предком выдающегося исторического деятеля был Иван Калита.

В 1359-м году отец скончался. С этого момента началось правление Дмитрия Донского. Княжение перешло в руки молодого правителя и его брата. Очень скоро второй сын также покинул этот мир, и власть над Москвой перешла в руки Дмитрия. Однако только номинально. На тот момент правитель был совсем юным, ему едва исполнилось 9 лет.

Дмитрий Донской

Бразды правления в свои руки взял опекун молодого князя, митрополит Алексий. Он был честным человеком с сильным характером, а также пользовался большим авторитетом.

Детство князя было сложным. Едва ли не с ранних лет будущему борцу с Золотой Ордой и объединителю русских земель пришлось участвовать в политических войнах и интригах .

Всего через год ярлык на правление во Владимирских землях получил Дмитрий Константинович, князь Суздальский. Такое положение вещей москвичей категорически не устраивало.

К счастью для русских правителей, вторая половина 14-го века пришлась на «великую замятню», тяжелейший политический кризис в Золотой Орде.

Начались бесконечные междоусобицы, которые закономерно сопровождались ханской чехардой. Князья пользовались тяжелой политической ситуацией ордынцев. При участии митрополита Алексия в 1362-м году ярлык на княжение во Владимире получил Донской.

Дмитрий Иванович Донской

Князь Дмитрий Константинович предпринимал еще одну попытку взять под контроль земли, которыми не так давно управлял. Не прошло и года, как новый хан вновь передал ему ярлык. Но второй период правления князя закончился через 2 недели.

В 1364-м году сын Дмитрий Константиновича Василий получил для отца право княжить во Владимире, но тот отказался в пользу Донского. Отношения двух правителей были закреплены через брак молодого князя и дочери некогда серьезного политического соперника, Евдокии.

В течение всего периода княжения Дмитрий Донского (с 1363 по 1389 г.) на подвластных территориях, продолжалось возвышение Москвы и присоединение все новых земель. Процесс централизации и складывания государства шел медленно, но уверенно. Однако это стоило титанических усилий.

Политический курс

Действия Дмитрия Ивановича Донского во внутренних делах и на международной арене можно подвести под два направления:

  • Первое — это дальнейшее объединение русских земель под эгидой борьбы с Золотой Ордой. В этой стратегии Москва должна была играть ключевую роль.
  • Второе , оно же западное требовало борьбы с агрессивной Литвой, которая вмешивалась во внутренние дела развивающегося русского государства. А также стремилось решить свои территориальные и политические вопросы за счет ослабленного соседа.

Д.И. Донской

Перед Дмитрием Ивановичем стояли трудные задачи, решать которую князю пришлось всю жизнь. А некоторых целей Донской за отведенное ему время добиться так и не сумел. Они легли на плечи потомков.

Литовщина

Так согласно документальным архивам 15-го века (Рогожский летописец) называлась масштабная военная кампания князя Ольгерда против Московского княжества.

Интересно, что на начальном этапе противостояния литовские и русские князья действовали чужими руками . К середине 60-х годов в Тверских землях разгорелся территориальный спор между князьями Михаилом Александровичем и Василием Кашинским.

На сторону второго встали московские правители. Формально его поддержал сам Дмитрий Донской, который на тот момент, однако, не был самостоятельной фигурой.

За Михаила Александровича встал литовский князь Ольгерд. Ситуация опасно накалилась. Очень скоро Кашинский с верными ему людьми осадил Тверь, встал под стенами города, но взять его не смог.

Князь Д. Донской

Михаил Александрович заручился поддержкой литовцев и отбил Тверь. Однако дальше не пошел.

В 68-м московские правители позвали тверского князя в свои земли. Но стоило тому принять приглашение, как его схватили. Только благодаря приезду Ордынских чиновников Михаилу Александровичу удалось выбраться из рук московских правителей. Он спешно уехал в Литву.

Ответом литовцев на попытку устранить их ставленника стал первый поход. Его возглавлял Ольгерд. Атака была неожиданной как по времени, так и с точки зрения направления.

По пути в Московские земли литовцы взяли несколько городов, одержали ряд убедительных побед. Серьезного сопротивления Ольгерд не получил.

Читайте также:
Житие Феодосия Печерского - описание и история жизни, биография, чудеса и дни памяти святого

Очень скоро литовцы встали под стенами Москвы. Трехдневная осада результатов не принесла. Не известно, чем бы закончился первый поход Ольгерда, если бы он не получил известия о нападении на страну Тевтонского ордена. Иноземцы ушли восвояси, однако прихватили немало ценностей, скота и угнали множество пленников.

Дмитрий Донской с войском

Отступление литовских войск больше походило на облаву: они разоряли все, что попадалось на пути. В ответ князья, верные Москве совершили несколько набегов на занятые врагом земли: Смоленскую и т.д. Но удержать их было невозможно. Подобные вылазки заканчивались ничем.

Дмитрий Донской понял, что открыто противостоять Твери и литовцам сейчас возможности нет. Он отказался вмешиваться в дела непокорного княжества . Править этими землями стал Михаил Александрович.

Второй поход литовцев на Москву состоялся в 1370 году. Предпосылкой для этого стало нападение Дмитрий Донского на Тверь. До князя дошла информация о том, что литовцы потерпели поражение от Тевтонского Ордена и были серьезно ослаблены.

Рассчитав момент, московский правитель решил взять непокорное княжество под свой контроль. Однако очень скоро Ольгерд со своим братом Кейстутом и несколькими русскими князьями отправились ответным походом на Москву.

В декабре 1370-го года началась осада города. Далее же версии, как все закончилось, разнятся.

Князь Дмитрий Иванович Донской

По одной информации сражение результатов не принесло, и Ольгерд сам предложил прекратить боевые действия. Однако Дмитрий Донского такое решение не устраивало, и правители договорились о временном перемирии.

По другим сведениям, которые предоставляет «Хроника Быховца», князь Дмитрий понял, что на победу рассчитывать не приходится. Начал сам договариваться с Ольгердом. Предлагал ему щедрые дары. Какая версия верная — точно не известно.

Всего через 2 года началась новая распря. Ольгерд отправил на Москву войско своего брата Кейстута. В состав боевых сил входили и русские под руководством тверских князей. Следом к военным действиям присоединился и сам Ольгерд.

Однако на сей раз литовцев ждало поражение. Результатом третьего похода на Москву стал временный мир, по которому Ольгерд и его люди отказывались помогать Твери, если Михаил Александрович начнет новую войну.

Несмотря на мирный договор, распри не прекратились. Литовцы продолжили агрессивные действия. Но на сей раз политического характера. Они интриговали против Донского.

Портрет Д. Донского

Однако и сам Дмитрий Иванович не сидел сложа руки. Князь собирал земли. А когда выдался случай, и сил было достаточно — вновь атаковал тверские территории. На сей раз Ольгерд помочь не сумел.

Михаил Александрович признал свое поражение и подчиненное положение.

Литовщина была проверкой московского правителя, Дмитрия Донского, на прочность. Благодаря удачным действиям он сумел устранить опасность захвата русских земель литовскими князьями и полно потери ряда территорий.

До подчинения Твери было еще далеко. Однако первые шаги в этом направлении были сделаны.

Силами Московского князя Дмитрий Донского удалось оградить русские земли от необходимости воевать на два фронта. Также медленно, но верно создавалась эффективная коалиция против золотоордынского владычества.

Борьба с Ордой и Куликовская битва

Одно из ключевых направлений политики Дмитрий Донского — это противостояние ордынцам. Борьба с монголо-татарскими захватчиками продолжалась долго и проходила в несколько этапов.

В 1371-м году князь Дмитрий Иванович предпринимал попытки взять под свой контроль Рязань. Консолидация русских земель противоречила интересам Орды. Донскому противостоял хан Мамай, который несколько раз разорял Рязанские территории: в 1372-м, а затем в 75, 77 и 79-м.

В 1380-м году местный князь Олег вступил в сговор с ордынцами и литовским правителем Ягайло против Дмитрия Донского. Это событие рассматривается как измена русским интересам. Однако некоторые историки трактуют такой поступок как элемент выверенной политической игры.

Д. Донской перед битвой на Куликовском поле

В 1381-м году рязанский князь Олег также признал свое подчиненное положение, согласился помочь Дмитрию Ивановичу Донскому.

По мере накопления сил князь действовал все смелее.

В 1374-м году он собрал правителей разных земель. На съезде было принято решение не выплачивать Орде дань в прежних объемах. Попытки надавить на русских князей успехом не увенчались. Посольство от Ордынцев в количестве 1000 человек было нещадно истреблено.

Уже через 2 года, в 1376-м князья напали на Волжскую Булгарию, которая была союзником Орды. Военный поход был успешным. Местный хан выплатил огромную контрибуцию. Страна была обложена данью и фактически потеряла свою независимость.

В 1378-м году состоялось первое серьезное сражение между ордой и русскими войсками. Оно произошло на реке Воже и было прелюдией к Куликовской битве.

Мамай решился на открытое столкновение с Дмитрием Донским, но потерпел сокрушительное поражение. За счет тактического гения и умелого руководства, русские князья разбили монголо-татарских воинов. Эта победа имела огромное психологическое значение. Между тем, Мамай начал терять политический вес.

В 1380-м году состоялось главное сражение. Потерпев поражение, ордынский хан принял решение идти на Москву всеми имеющимися силами. Кроме того, он планировал получить поддержку от Олега Рязанского и рассчитывал на помощь литовского князя Ягайло, который преследовал свои политические цели.

Формальным поводом для нападения стал отказ Дмитрий Донского платить дань в том объеме, который был определен ранее.

Решающее сражение состоялось 8 сентября 1380-го года, утром . Битва началась с полулегендарного столкновения Пересвета и монгольского воина Челубея. Однако было ли оно на самом деле, источники умалчивают. Вполне может быть, что это всего лишь миф.

Бой был тяжелым и начинался не в пользу сил Дмитрия Донского. Однако благодаря грамотному планированию ход сражения удалось внезапно переломить. Монголо-татарские войска бежали под ударом засадного полка, которым командовали воевода Дмитрий Боброк-Волынский и князь Владимир Серпуховский.

Читайте также:
Матрона Анемнясевская: житие и мощи, день памяти, в чем помогает святая

Количество убитых было и остается спорным историческим вопросом. Предположения максимально широкие: от нескольких десятков до сотен тысяч с каждой стороны.

Князь Ягайло в сражение так и не вступил. О поражении войска Мамая он услышал, когда направлялся на место битвы. А затем развернулся назад. Отчасти это связано с многочисленными нападениями жителей на обозы литовцев.

Сам же Мамай после поражения бежал в Крым, где собрал новые войска для нападения на Дмитрия Донского и его воинство. Однако ему пришлось спешно сменить планы и направить своих людей против Тохтамыша. Несмотря на серьезные проблемы на подвластных территориях, междоусобицы в стане ордынцев активно продолжались.

Победа в Куликовской битве сыграла огромную роль в дальнейших политических процессах:

  • С одной стороны, она наглядно показала, что монголо-татарское воинство — отнюдь не непобедимо и с ним можно справиться. Это возымело большое психологическое значение, подняло боевой дух.
  • С другой — убедительно продемонстрировало главенствующую роль Москвы как основного центра, вокруг которого стоит объединяться и далее.
  • Русские земли перестали платить дань. Это продолжалось целых 2 года, пока не напал Тохтамыш. Однако прежними отношения Орды и Руси все равно уже не были.

В любом случае, власть монголо-татар была подорвана. Куликовская битва стала первым шагом на пути к свержению владычества Орды. Хоть этот процесс и растянулся еще почти на век.

Личная жизнь

За всю биографию князь был в браке всего один раз. Женой Дмитрия донского стала Евдокия Московская. Дочка того самого правителя, который боролся за возможность управлять Владимирскими землями и в итоге отказался от притязаний.

Дмитрий Донской и Евдокия Московская

В браке у супругов родилось 12 детей: 8 сыновей и 4 дочери.

Смерть князя

История гибели Дмитрия Ивановича также покрыта тайной. Точно известно, что правитель умер 19-го мая 1389 г. в возрасте 38 лет. Далее же начинаются домыслы и споры.

  • Согласно одной из версий, на состоянии здоровья князя сказались раны, полученные им в сражениях. Однако источники о подобном умалчивают. Потому однозначно говорить, правда это или нет, невозможно.
  • Вторая версия гласит, что князя убили и его смерть — результат сложной политической игры.
  • Наконец, некоторые историки и публицисты, как Ю. Лощиц или Н. Борисов ссылаются на описание внешности князя. По их мнению, Дмитрий Донской отличался избыточной полнотой, тучностью. Это стало причиной сердечного приступа, который и поставил точку в жизни правителя.

От чего наступала смерть Дмитрия Донского не понятно. Достоверно известна только дата. Похоронен князь в Архангельском соборе Москвы.

Могила Дмитрия Донского в Архангельском соборе

Итоги правления

Результаты периода властвования князя были неоднозначными. Среди положительных моментов можно выделить:

  • Активную политику против Орды, которая увенчалась успехом.
  • Плавную централизацию власти. За годы правления Дмитрия Донского (1363 — 1389) под контроль Москвы перешло множество земель: от Владимирского княжества до Галича, Углича и пр.
  • Постепенно происходило усиление централизованной власти, изменение порядка управления территориями.

С другой же стороны, были и негативные моменты:

  • Некоторые земли в середине 80-х были потеряны. В том числе Смоленск и Тверь.
  • Поход Тохтамыша отменил часть успехов в борьбе против Орды.
  • Многие территории были разорены бесконечными усобицами и войнами.

Единого мнения о княжении Дмитрия Донского нет даже сейчас.

Интересные факты

  • Начал постигать военную науку в 3 года.
  • За ярлыком на княжение Дмитрий Донской отправился в возрасте 9 лет.
  • За годы жизни у него родилось 12 детей.
  • В конце 1980-х князь был причислен к лику святых.

Биография Дмитрия Донского полна спорных и дискуссионных моментов. Как, впрочем, и у многих личностей периода ранней Руси.

Биография Дмитрия Донского Дмитрий I Иванович Донской (1350 — 1389) – великий князь Московский и Владимирский. 666 лет со дня рождения!

Дмитрий I Иванович Донской (1350 — 1389) – великий князь Московский и Владимирский. Свое прозвище (Донской) получил после победы в Куликовской битве.

Родился Дмитрий 12 октября 1350 года в Москве. В 1359 году, когда умер его отец, в биографии Дмитрия Донского появился опекун и наставник – митрополит Алексий. С ним Дмитрий советовался в политических делах. Кроме того, хорошие отношения у Донского сложились с Сергием Радонежским – настоятелем монастыря. Именно к нему князь пришел перед Куликовской битвой за благословением.

С 9 лет князь Дмитрий был вынужден бороться за свое княжение во Владимире с другими князьями. После вражды с литовским князем Ольгердом был заключен мир с Литвой. Постепенно Донской наладил отношения с Новгородом, Тверью. Могущество князя Донского со временем все больше нарастало.

В 1363 году Дмитрий Донской стал княжить во Владимире. После большого пожара в Москве князь в 1367 году построил новый белокаменный Кремль.

Будучи человеком верующим, князь поддерживал православные храмы, делал пожертвования, а также основал монастыри в Московском княжестве во время своего правления.

Орда начала конфликт с Дмитрием, разгромив Нижний Новгород. Но после нападения на Москву в 1378 году войско Мамая было разбито (Битва на реке Воже). А 8 сентября 1380 года состоялась знаменитая Куликовская битва, в ходе которой Мамай потерпел поражение, а татаро-монгольские войска были уничтожены. После этого, собрав оставшуюся часть своих войск в Крыму, Мамай снова проиграл в битве со своим противником, ханом Золотой Орды — Тохтамышем.

Читайте также:
Апостол Петр: житие и биография, мощи и чудеса, послания и проповеди, почитание и дни памяти

Выплата дани Золотой Орде временно прекратилась. Произошло слияние Владимирского и Московского княжеств, а Москва стала центром объединения русских земель.

Если рассматривать краткую биографию Донского, то нужно отметить, что на протяжении всего его правления Москва тонула в междоусобных войнах.

Когда же, после нашествия Тохтамыша в 1382 году, столица вновь ослабла, междоусобицы вспыхнули с новой силой. После этого Донской пообещал платить Орде дань, хоть и в меньшей степени, чем раньше.

Смерть и наследие

Умер Дмитрий Иванович Донской 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет. Похоронен был в Москве в Архангельском соборе. После смерти Донского управление княжествами перешло по наследству к его сыну Василию I.

Дмитрий Донской был причислен русской Православной церковью к лику святых. День памяти отмечают в день его смерти – 19 мая (по н. с. — 1 июня)

Именем великого князя названы улицы и площади в городах России, в его честь установлены памятники в Москве и Коломне.

Где вклады, Лебовски?

Нам 180 лет, но вклады и сбережения у Вас были в другом банке.

Нейтральное освещение событий

Дискриминация

Месть кассирши

Попытка дать люлей не удалась

В Люберцах 3 кавказца наехали на русского, пытались замесить толпой, но на помощь прибежали неравнодушные

UPD видео не менее 8 лет

В сеть утекла предварительная обложка журнала Time

В связи с арестом, пост более актуальный. Рыцари свежего, это повтор)

Мечты сбываются

Убогий шариат

Недобросовестный работодатель (NAFASADE, MAXXIKA, EGG-GROUP)

Проработал в организации месяц, на должности личного помощника, собственно Антея Романова, основателя группы компаний “MAXXIKA”, “EGG-GROUP”, “NAFASADE” ЗП урезали на 9т.р. Отношение начальника; Антея Романова – хамское, грубое, манипулятивное. По окончании месяца было сказано, ну ты же не доработал, потому выплатим меньше. По-истечению 45 календарных дней заплатили ещё на такую – же сумму, итого, минус 18к, ежедневно кормя завтраками. Трубку не берут. Отношение к клиентам – как к дойным коровам, в глаза улыбка, за спиной – помои, к работникам, думаю, не лучше. Обычные продажники, которые на сайт выкладывают чужие работы и занимаются ресейлом услуг, по сути. Каждому делать вывод самому, а я в суд :)

Кстати, Антей Романов – Погорелов Антон Вячеславович, выяснил уже. Мошенник.

(Sos) Когда нет сил молчать

Помогите, не может придать огласке. Суть в том, что у нас новый начальник части, ну как новый, пару лет уже, за его пару лет уволилось и ушло 9 человек, которые работали по 10 – 20 лет. (При предыдущем начальнике для сравнения, лет за 5 – пару человек ушло.) И он просто уничтожил коллектив, и в целом пожарную часть. Местные группы не публикуют, не дают даже шансов.. вся надежда на вас.
Доказательства – книга службы, документы по списанию гсм. Если компетентные службы проверят, это все выйдет наружу.

Я обращаюсь к вам от имени пожарных 24 пожарной части города Георгиевска 2-го пожарно спасательного отряда федеральной противопожарной службы МЧС России по Ставропольскому краю с просьбой отстранить от должности начальника 24 пожарной части Арабачана Геворка Сергеевича

Этот царёк создал невыносимые условия работы, разрушил и уничтожил 24 пожарную часть города Георгиевска.

Мы считаем, что Арабачан наносит прямой ущерб работодателю, дискредитирует и порочит МЧС

Вместо того чтобы заниматься своей профессиональной подготовкой мы работники 24 пожарной части

Возим воду и продаем ее за деньги на всевозможные стройки города.

Ездим в ковычках, стоя на месте в пожарной части, на несуществующие пожары и возгорания, проводим бумажные занятия и учения на всевозможных объектах города и района, главное чтобы объект подальше находился и подальше нужно было ехать до него, цель всего – списание топлива, которое пожарка продает уже тоннами и потом происходит его обналичка в карман начальника.

А пожары которые действительно происходят укрываются от пожарной инспекции, за откаты, денежные вознаграждения со стороны владельцев предприятий, объектов.

Процветают денежные поборы с личного состава пожарной части, за деньги простых работников

Приобретаются лакокрасочные и другие стойматериалы для ремонта части, с одной только целью, пустить пыль в глаза проверяющим сверху, показать мнимое благополучие

Труд пожарных использовуется в ремонтных, строительных, отделочных и других видах работах не смотря на то что деньги на эти нужды выделяются Ставропольским управлением МЧС на проплату строительных фирм подрядчиков по благоустройству и ремонту пожарных частей. Что это, если не махинации с деньгами?

Мы пожарные проходим периодическое медицинское обследование за свои деньги врач нарколог, психолог, хотя деньги на это выделяются управлением

Приобретаем за свои деньги необходимого снаряжения «тревожные чемоданы» и их комплектование.

Скрываются случаи травм на пожаре с последующим подлогом документов. Получившие травму пожарные запугиваются угрозами увольнения за якобы нарушения ими правил охраны труда,.

Начальник части заставляет пожарных писать заявления на увольнении по собственному желанию без указания числа. Подобным образом пресекаются всяческие попытки протеста со стороны личного состава существующим порядкам.

Автомобиль группы быстрого реагирования ,служебная Нива используется хозяином для покатушек на природу, охоту, рыбалку, шашлычки, пьянки гулянки. Ремонт и заправка горючим за счет заведения.

Все попытки пожаловаться игнорируются вышестоящим руководством, жалобы спускаются для разбора на месте. Нам говорят что жаловаться бесполезно. Как говорит наш начальник «Я отрядное начальство с руки кормлю, поляны им накрываю, в сауны, в бильярдные вожу. Они ко мне на перегонки бегают докладывать, чтобы я недовольных жалобщиков заткнул», со слов Арабачана «Только один Агикишиев не захотел чтобы я за него платил , гордый наверное ,должным быть не хочет»

Читайте также:
Житие святого Иуды – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Вот такая политика процветает у нас в части, без чести , без совести, подлость и скотство.

Благодаря подобной политике дискриминации и превышения должностных полномочий за время правления частью начальником Арабачаном Г.С. пожарную часть покинули или были уволены:.

Пожарный Иванов Д.Е 20 лет стажа, принудительно переведен

Старшина 24ПСЧ Пустовалов 15 лет стажа, уволен.

Пожарный Шевченко В.В 17лет стажа принудительно переведен

Старший водитель ПСЧ-24 Воронкин В.В. 14 лет стажа переведен

Командир отделения Усов 10 лет стажа, уволен.

Пожарный Черницов И.А. 7 лет стажа переведен

Водитель Ермаков А.А.20 лет стажа уволен

Пожарный Рябоконь С.17 лет стажа. уволен

Пожарный Вишнев О Ю 12 лет стажа,уволен

Далее на очереди, со слов самого Арабачана Г.С. командиры отделения и пожарные не угодившие хозяину Воробъев А.А., Топтун В.В. , Швайко И.А. и список будет продолжаться…

Петр Могила

Петр Могила — боярин, митрополит Киевский, Галицкий, воин Христов, сохранил в 17 веке независимость православия на Руси. Его теологические труды даровали новую жизнь православию в киевских церквях, отвоевав независимость от униатов, подписанную самим польским королем Владиславом Четвертым.

Отец Петр является основателем крупнейшего в Украине центра просвещения — Киево-Могилянской академии.

Происхождение и семья

В семье молдавских бояр Мовиле 21 декабря 1596 года родился сын Петру, имя ему дали в честь московского митрополита Петра.

  • 1596 год — год принятия Брестской унии, по которой западно-украинская часть православия отходила под владычество римо-католиков.
  • 1596 год — время вступления на молдавский престол Симеона Мовиле или Могилы.
  • Боярин Симеон, отец будущего митрополита Киевского в начале 17 столетия семь лет правил Валахией, а затем в 1607 году стал господарем Молдовы.
  • В 1612 году Кантемир Мурза завоевал Молдову, бояре Мовиле бежали к родственникам в Речь Посполитую, под опеку Михаила Вишневецкого, правителя левобережной Украины.

Петр окончил Львовскую братскую школу, в которой преподавали основы православия, для продолжения образования уехал заграницу, посещая различные университеты, изучил латинский язык, в результате выбрал военную карьеру.

Был участником Хотинской битвы между поляками и османами. Для красавца, богача, воина и интеллектуала 1624 год стал переломным. Он отказывается от мира и становится насельником Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, где вместе с монахами переживает все гонения от польских властей.

Принятие духовного сана

Личное общение с киевским митрополитом Иовом Борецким повлияло на дальнейшую судьбу Петра Могилы, решившего посвятить свою жизнь православной церкви, приняв духовный сан.

Будучи архимандритом Киево-Печерской лавры с 1627 года, он подчиняется Патриарху Константинопольскому и носит титул великого архимандрита. После смерти владыки Иова является душеприказчиком всего духовного наследства владыки, в том числе богатейшей библиотеки.

Новый архиепископ решил основать в Киеве новый просветительский православный центр, чем вызвал противостояние Исайи Копинского, оберегающего первенство Киевского братского училища. В 1632 году умирает польский король Сигизмунд ІІІ, архиепископа Могилу приглашают в составе делегации от Киева на собрание Сейма для избрания нового короля, им стал Владислав Четвертый.

Отец Петр оправдал доверенную ему миссию, он сумел убедить нового короля признать легитимными православные епархии и митрополии, прекратить все запреты и притеснения против православных верующих, получив диплом, согласно которого разрешалось:

  • свободно исповедовать православную веру;
  • совершать Таинства;
  • проводить реставрацию храмов и возводить новые церкви;
  • создавать братства;
  • открывать школы и училища;
  • устраивать богадельни.

Православный народ и духовенство получили право избирать митрополита, в ведение которого были переданы все монастыри и храмы.

Важно! 1 ноября 1632 года благодаря княжьему воспитанию и тонкому дипломатическому дару Петра Могилы вышел официальный указ, утверждающий независимость православия в Украине.

В 1633 году священник рукополагается в митрополиты, собирая вокруг себя всех неравнодушных к судьбе православия в Украине.

В 1635 году по благословению отца Могилы было начато восстановление Десятинной церкви, реорганизация школы Киево-Печерской лавры, строительство учебного заведения в Виннице.

В 1634 году было основана московская школа, в которой преподавали монахи киевской лавры. Благодаря стараниям митрополита Петра Иулиания, княжна Ольшанская была прославлена в лике праведников, он прилагал огромные усилия, чтобы увековечить имена Печерских святых в созданном Патерике Печерском.

Читайте о православных святых:

Смерть и почитание

1 января 1647 года в полном расцвете сил святитель Могила внезапно отошел к Господу, был похоронен в Киево-Печерской лавре, 22 марта было решено перенести останки святителя в Софийской обители. За три месяца мощи митрополита остались нетленными, местом его захоронения стала Великая Печерская соборная церковь, место, указанное в завещании святителя.

В ноябре 1941 года Киев был захвачен немцами, которые взорвали Великую лаврскую церковь, а вместе с ней была взорвана и могила святого.

В 1982 году при раскопках были найдены пластины из серебра, но которых изображен родовой герб семейства Мовиле и эпитафия.

Святые Отцы, святители, своим жизненным примером являются проводниками оставшихся на земле православных христиан в Небеса. Размышляя над событиями сегодняшнего времени, понимаешь, что история развивается витками, на каждом из них сердца людей являются полем битвы дьявола с Творцом.

8 декабря 2005 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил 13 января, как день почитания памяти святителя Петра Могилы, вставшего на защиту православия в 17 столетии, когда православную Украину зажали мусульманская Порта и католическая Речь Посполитая.

Духовное наследие

Современные традиции и Божественные службы, совершаемые торжественно с благолепием во время Великого Поста, когда читается Евангелие и Акафист о Страстях Господних, были основаны великим верным сыном Божьим, Петром Могилой.

Читайте также:
Федор Кузьмич: биография и могила старца, труды и посмертные записки

В 1643 году Киевский владыка благословляет составление Канона Преподобным Печерским, написанного константинопольским монахом греком Мелетием Сиригой.

Лаврское издание Следованной Псалтири пополнилось этим уникальным Каноном в 1644 году, после чего святителем был заказан Месяцеслов преподобного Симеона Метафраста, в котором даны описания Жития Святых.

Мечтой светильника православной веры было сделать перевод греческого издания «Синакрия» на церковно-славянский язык, но внезапная смерть не дала осуществиться задуманному при жизни архиепископа, мечта осуществлена в результате титанического труда выпускником Киево-Могилянской академии Димитрием Ростовским.

Интересно! Киевская академия получила второе Могилянская в честь памяти Петра Могилы, как ее основателя.

Среди питомцев Академии десятки святых, которые несли свет Божий в мир. При жизни митрополита были изданы:

  • Евангелие Учительское, сборник поучений на праздничные и воскресные дни, составленный константинопольским патриархом Каллистой;
  • Анфологион — собрание избранных служб на все 12 месяцев года;
  • Евхологион альбо, молитвенник или Требник Петра Могилы, увидевший свет в 1646 году.

Он подготовил к печати Катехизис «Православное исповедание», которое было одобрено Собором, но вышедшее в печатном виде в 1662 году в Амстердаме почти через 20 лет после смерти святителя.

Афанасий Кальнофойский подготовил к изданию книгу «Τερατουργήμα», в которую вошли чудеса и Печерских святых, представленные святителем.

В 1652 году царь Алексей Михайлович приказал списать книгу «Камень», в составлении ее активное участие принимал киевский митрополит Могила, в которой подчеркивалась истинность богослужений, Таинств, постов, устройство храмов и обителей согласно православному Уставу.

Святитель всячески подчеркивал безблагодатность церкви униатов, описывая случай, когда во время причастия вино в руках митрополита Ипатия Поцея превратилось в воду. На основании полемических книг, написанных в защиту отеческой веры и Православной церкви, был основан небольшой скит, будущая Голосеевская пустынь.

В записках московского митрополита Макария Булгакова сказано, Петр Могила является украшением истории православной церкви, превосходя иерархов того времени просвещением и любовью к просвещению.

На метрополитанском соборе 1646 года по совету митрополита киевского были введены метрические книги, реестры актов гражданского состояния, рождение, крещение, брак, смерть.

На сегодняшний день послания Петра Могилы не утратили своей актуальности, святитель в свое время выиграл битву за будущие поколения, но и сегодня борьба за души молодежи стоит на первом месте, дьявол рыкает со всей уголков.

Имея пример истинной веры и твердой воли в лице святителя Могилы, современные христиане должны быть светом всему миру личным примером православной жизни.

Важно! По решению Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского патриархата 6 декабря 1996 года киевский митрополит Петр Могила был причислен к лику Местночтимых святых.

Через девять лет, 8 декабря 2005 года имя святителя внесли в Месяцеслов РПЦ, согласно которому 13 января во всех православных храмах московского Патриархата чтится память митрополита киевского. В его память учредили орден святого Петра Могилы.

Его сочинения «Крест Христа Спасителя», «Сказания Петра Могилы», Завещание и поныне у многих монахов и священников являются настольными книгами.

святитель Петр (Могила), митрополит Киевский

Биография

Будущий святитель Петр (Могила) родился 21 декабря 1596 года в Сучаве, третьим сыном в благочестивом семействе высокородных молдавских бояр Могила (в современной румынской транскрипции – Мовилэ), которые в то время занимали господарские престолы Дунайских княжеств. В крещении был наречен в честь святителя Петра Московского, так-как родился в день его памяти. Его отец Симеон Могила был в 1600–1602 годах господарем Валахии, а с 1606 года до своей кончины в 1607 году – господарем Молдавии. В 1612 году Могилам, после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники.

Образование получил во Львовском братском училище в строго православном духе, враждебном унии. Продолжил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах – в частности выслушал курс словесных наук и богословия в Парижском университете.

Служил в польских войсках и отличился в битве под Хотином. Однако, вероятно, под влиянием Киевского митрополита Иова (Борецкого), решил оставить военную службу и принять духовный сан. Около 1624 года он поступил в Киево-Печерскую Лавру чтобы разделить судьбу гонимых польской властью православных иноков. В то время здесь собралось немало высокообразованных и деятельных монахов, шел перевод святоотеческих книг, составление и публикация трудов в защиту Православия. В такой среде он довершил свое образование.

С благословения митрополита Иова и архимандрита Лавры Захарии (Копыстенского), на свои средства отправил за границу несколько способных молодых людей для усовершенствования в науках.

В 1627 году, по кончине архимандрита Захарии, по настоянию ученых монахов был избран архимандритом Лавры. Его попечением была обновлена церковь Успения Божией Матери, украшены святые пещеры, возвращен под управление Лавры древний Пустынно-Николаевский монастырь, основана Голосеевская пустынь, на его счет устроена богадельня.

Под его руководством состоялось в 1628 году осуждение «Апологии» Мелетия (Смотрицкого).

Будучи номинально подчинён напрямую Константинопольскому патриарху как ставропигиальный «великий архимандрит,» был неподвластен Киевскому митрополиту. Петр был близок с митрополитом Иовом (Борецким) – последний, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Но с его преемником, митрополитом Исаией (Копинским), у Петра сложились менее доверительные отношения – по мнению некоторых историков, враждебные. Этим протвостоянием, возможно, было обусловлено то, что Петр взялся за основание нового православного просветительского центра в Киеве невзирая на уже существующую Киевское братское училище.

Читайте также:
Валентин Амфитеатров - жизнь и биография, чудеса и труды, могила на ваганьковском кладбище

Архимандрит Петр положил много сил и на основание нового высшего духовного училища при Лавре – первого в своем роде в восточнославянских землях. По возвращении посланных за границу юношей он поставил их учителями, а также взял ученых из Львовского братства. Организовал в Лавре первое общежитие для бедных учеников, дав для содержания училища несколько деревень из своего имения и лаврских волостей. Новое училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» открылось в 1631 году. Вскоре, когда киевские братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти Константинопольского патриарха, Петр соединил свою лаврскую школу с братской. Это дело благословили патриарх Константинопольский Кирилл (Лукарь), митрополит Киевский Исаия (Копинский-Борисович), письменно одобрили православные епископы и знатнейшее духовенство и лаврское братство.

К тому времени польский престолонаследник королевич Владислав показал себя готовым дать православным право легального существования, выработав соответственный законопроект в комиссии сейма. Архимандрит Петр, находившийся тогда в Варшаве, писал оттуда ко всем русским, чтоб они не соглашались на принятие изложенных в проекте условий, и убеждал их воспользоваться выборным сеймом для достижения полного удовлетворения требований. Когда пришёл сейм, на котором Владислав был 8 ноября 1632 года избран королём, были приняты новые условия узаконения Православия, по которым в первый раз после заключения Брестской унии в Речи Посполитой было на государственном уровне торжественно признано существование православной Киевской митрополии и четырех епархий. Одним из условий легализации Православной Церкви было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Тогда же на сейме митрополит Исаия был объявлен лишенным сана и православные делегаты избрали новым митрополитом Петра (Могилу), с сохранением за ним лаврского архимандритства. Это было сделано в условиях новой войны с Московским государством, в которой Владислав нуждался в поддержке православного русского населения Речи Посполитой, а прежняя православная иерархия, перенесшая тяготы гонений против Православия в Речи Посполитой, склонялась на сторону Русской Православной Церкви и Москвы. Кроме того архимандрит Петр поставил на вид православным делегатам сейма то что борьба с униатами теперь только разгорается, а дряхлый митрополит Исаия не сможет вести ее достаточно энергично.

Тут же на сейме, уже как избранный митрополит, Петр начал ходатайствовать о преобразовании устроенной им Братско-Богоявленской школы в академию. Римо-католическое и униатское духовенство, а также некоторые из знатнейших членов сейма решительно воспротивились этому. Но король не решился восстанавливать против себя православных и, по неотступному ходатайству Петра дал ему привилегию, где вместо академии училище было названо коллегий с пространным курсом богословия и философии.

Смещение митрополита Исаии было узаконено церковно тем, что Константинопольский патриарх Кирилл (Лукарь) прислал избранному владыке Петру архипастырское благословение на митрополию. Однако, среди православных оставались и сторонники удалённого митрополита Исаии, которые винили Петра в личном честолюбии. Поэтому Петр устроил свою хиротонию не в Киеве, а во Львове. Здесь на Фоминой неделе 28 апреля 1633 года он был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского и Галицкого, а прежний митрополит Исаия был «деградован.» Рукоположение возглавил Львовский епископ, пользуясь полномочиями экзарха Константинопольского патриарха. Затем новопоставленный митрополит отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя известными панегириками – от лаврской братии и братской школы. По въезде в Киев, ему пришлось запрещать и низлагать священников, стоявших за Исаию, а самого бывшего митрополита насильно перевезти в Лавру.

По вступлении на митрополичий престол приступил к устроению Киевской коллегии, которая неизменно пользовалась его особым вниманием и получила в его честь название Могилянской. Она была вполне устроена и обеспечена, хотя и претерпевала притеснения киевского воеводы. Киево-Могилянская коллегия стала первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. Чтобы противостать современной римо-католической учености на том же уровне, митрополит Петр позаимствовал весь строй новой школы с латино-польских образцов, которые таким образом привил в южно-русской православной среде. Впоследствии митрополит завел еще и низшее училище в Виннице.

Вернул и восстановил ряд древних киевских святынь. Он возвратил захваченные ранее униатами Софийский собор и Выдубицкий монастырь. Восстановил и устроил храм Спаса на Берестове и храм трех Святителей – последний отдал Братскому мастырю. В 1635 году были отрыты и очищены от развалин остатки Десятинной церкви , под развалинами которой обрели мощи равноапостольного князя Владимира. Близ руин митрополит Петр в том же году посадил липу. Средства для восстановления церквей и монастырей поступали из лавры, из личного имущества митрополита, из пожертвований благочестивых людей, из пожалований Московского царя.

Большое внимание обращал на издание церковных книг, причем требовал, чтобы никакие книги не печатались без сличения их с греческими подлинниками. Были значительно пересмотрены, пополнены и изданы Служебник, Цветная Триодь и Требник с важными наставлениями для священнослужителей. Божественные службы при митрополите стали совершаться особо торжественно и благолепно. Митрополит Петр деятельно вводил и восстанавливал в славянской среде греческие молитвы и чинопоследования. В его Требнике, например, введена молитва святителя Софрония Иерусалимского на Великое водоосвящение, в его Постной Триоди впервые в славянском мире появился полный Синодик в Неделю Православия – один из самых значительных вероучительных документов Православной Церкви. Однако, в то же время были введены под римо-католическим влиянием ряд новых для Православной Церкви чинопоследований, наиболее примечательные из которых – великопостные пассии в воспоминание о Страстях Христовых и отчитка, введенная в Требник. При этом

Читайте также:
Житие пророка Исайи - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

При владыке Петре была прославлена праведная Иулиания, княжна Ольшанская. Прилагал усилия к общецерковному прославлению Печерских святых, при нём был составлен Патерик Печерский.

Среди многочисленных богословских трудов митрополита Петра особое место заняла защита православных от обвинений в протестантизме и выражение верного учения в катехизической форме. Появление в 1629 году кальвинистского «Исповедания веры» под именем Константинопольского патриарха Кирилла (Лукаря) вызвало смущение в православной среде, обострило полемику римо-католиков против Православия, и побудило митрополита Петра к ответу. Особым поводом стало обличение сочинения отступника от Православия Кассиана Саковича, который обвинял Православие в усвоении реформаторских мнений. В ответ на этот навет митрополит Петр принял деятельное участие в составлении обличительного сборника « Λίθος , или Камень», а также в подготовке вероисповедного трактата – т.н. «Исповедания Петра Могилы» (см. подробнее).

В 1640 году митрополит Петр собрал в Поместный Собор в Киеве на котором было опровергнуто сочинение Саковича и принято, после некоторых правок, подготовленное православное исповедание веры. На Ясском Соборе в 1642 году это исповедание было далее скорректировано и направлено на перевод и проверку к восточным патриархам. В 1645 году митрополит опубликовал одну из редакций «Исповедания» в Киеве, после чего ряд новых изданий появились на разных языках и получили широкое хождение как важный вероучительный документ Православной Церкви.

Митрополит Петр вполне владел латинским и греческим. Жизнь вёл строго аскетическую. Благоговел перед Киево-Печерской Лаврой и считал ее местом особенного присутствия Божьего.

Перед смертью завещал Киевской коллегии свою библиотеку, приобретенную для нее недвижимую собственность и значительную сумму денег, а наставников ее обязал, чтобы они жили по его правилам и каждый четверг совершали о нем поминовение. Много завещал он Лавре и другим монастырям и церквам, воздвигнутым им из развалин. Скончался 31 декабря 1646 года, в ночь на 1647 год. Согласно завещанию, был погребен в склепе Успенской великой церкви Киево-Печерской Лавры, под левым клиросом в средней части храма.

Тело митрополита Петра почивало на месте погребения вплоть до Второй мировой войны. В ноябре 1941 года Великую лаврскую церковь взорвали, причем взрывчатку заложили именно возле места погребения святителя. Гроб с останками оказался полностью уничтожен, сохранились лишь серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией, которые в 1982 году были найдены при раскопках археологической экспедицией под руководством В. Харламова.

Тропарь , глас 4

Яко вертоградарь трудолюбивый был еси Святителю отче Петре богомудре, ученьми своими всю землю нашу удобрил еси, молитвами угодников Печерских присно укрепляем. Темже купно с ними Престолу Царя Славы предстоя, молися во еже паству свою от зловерия суемудрых оградити, град сей и страну нашу от всяких бед избавити, людям же подати мир и велию милость.

Кондак, глас 2

Благочестия и догматов отеческих ревнителю, светильниче митрополии Киевския, святителю отче Петре, сподвижник преподобного Иова во ограждении Церкви Православныя воистину явился еси. И противу козней диавольских безбоязненно вооружился еси. Тем же и ныне непремолчи о нас молитися ко Господу, во еже спастися душам нашим.

ПЁТР МОГИЛА

ПЁТР МОГИЛА – церковный деятель Речи Посполитой, митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси.

Из древ­не­го молдавского бо­яр­ско­го ро­да, сын Си­ме­о­на Мо­ги­лы, гос­по­да­ря Ва­ла­хии (1600-1601, 1601-1602 годы) и Мол­до­вы (1606-1607 годы). Пе­ре­ехав по­сле смер­ти от­ца (1607 год) в Речь По­спо­ли­ту, Пётр Могила учил­ся во Львов­ской пра­во­слав­ной брат­ской шко­ле и, воз­мож­но, так­же в За­мой­ской ака­де­мии (в городе За­мосць) или в од­ной из кол­ле­гий ие­зуи­тов. По­сту­пив на во­енную служ­бу (около 1617 года), слу­жил при дво­ре сво­его опе­ку­на, гет­ма­на С. Жол­кев­ско­го, уча­ст­во­вал в бит­вах с ос­ма­на­ми под Це­цо­рой (1620 год), под Хо­ти­ном (1621 год).

Ду­хов­ный сан мог при­нять под влия­ни­ем митрополита Ки­ев­ско­го Ио­ва (Бо­рец­ко­го), на­зна­чив­ше­го Петра Могилу сво­им ду­ше­при­каз­чи­ком. Из­бран ар­хи­ман­д­ри­том (16 сентября 1627 года) Кие­во-Пе­чер­ско­го монастыря (бу­ду­щая Кие­во-Пе­чер­ская лав­ра), по не­ко­то­рым дан­ным, ещё до при­ня­тия мо­на­ше­ско­го по­стри­га (1625 или 1627 годы). На вар­шав­ском кон­во­ка­ци­он­ном Сей­ме (1632 год), со­зван­ном по­сле смер­ти польского ко­ро­ля Си­гиз­мун­да III, пра­во­слав­ны­ми шлях­ти­ча­ми Пётр Могила был из­бран ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским (3 ноября 1632 года); по­лу­чил при­ви­лей на ми­тро­по­лию (март 1633 год) от но­вого ко­ро­ля Вла­ди­сла­ва IV, а так­же бла­го­сло­ве­ние и ти­тул «эк­зар­ха свя­то­го апо­столь­ско­го Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пре­сто­ла» (начало апреля 1633 года) от пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Ки­рил­ла Лу­ка­ри­са. Ру­ко­по­ло­жен во Льво­ве (28 апреля 1633 года) ещё при жиз­ни пра­вя­ще­го митрополита Ки­ев­ско­го Ко­пин­ско­го Иса­ии, ко­то­ро­го Пётр Могила вре­мен­но за­клю­чил в Кие­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре.

В цер­ков­ной по­ли­ти­ке Пётр Могила опи­рал­ся на под­держ­ку пра­во­слав­ной шлях­ты Ре­чи По­спо­ли­той, одоб­ряя в то же вре­мя дей­ст­вия шлях­ти­чей про­тив вол­не­ний ка­за­че­ст­ва на Ук­раи­не. Ис­поль­зуя опыт Рим­ско-ка­то­личской церк­ви, Пётр Могила осу­ще­ст­вил мас­штаб­ные ре­фор­мы, на­прав­лен­ные на цен­тра­ли­за­цию управ­ле­ния ми­тро­по­ли­ей. Был соз­дан выс­ший цер­ков­ный суд – «кон­си­сто­рия», ре­ше­ния ко­то­ро­го долж­ны бы­ли ут­вер­ждать­ся ми­тро­по­ли­том; Петру Могиле под­чи­не­ны ра­нее срав­ни­тель­но са­мо­сто­ятельные пра­во­слав­ные брат­ст­ва; при­ня­ты ме­ры для под­го­тов­ки и вос­пи­та­ния при­ход­ско­го ду­хо­вен­ст­ва, пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го еже­год­но съез­жа­лись на цер­ков­ные со­бо­ры для ре­ше­ния различных во­про­сов и от­чё­та пе­ред Петром Могилой; кни­ги на тер­ри­то­рии ми­тро­по­лии пе­ча­та­лись толь­ко по­сле их одоб­ре­ния ми­тро­по­ли­том.

В 1631 году Пётр Могила соз­дал при Кие­во-Пе­чер­ском монастырское учи­ли­ще по об­раз­цу кол­ле­гий ие­зуи­тов. В сентбре 1632 года оно бы­ло объ­еди­не­но с дей­ст­во­вав­шей в Кие­ве с 1615 года брат­ской шко­лой гре­ко-славянского про­фи­ля. С 1633 года объ­е­ди­нён­ное учи­ли­ще ста­ло име­но­вать­ся Кие­во-Мо­ги­лян­ской кол­ле­ги­ей (смотри Кие­во-Мо­ги­лян­ская ака­де­мия); Пётр Могила от­крыл её фи­лиа­лы в Вин­ни­це (1638 год) и Яс­сах (1640 год). Пётр Могила ос­но­вал шко­лу при пра­во­слав­ном брат­ст­ве в Кре­мен­це (1636 год), оп­ла­тил обу­че­ние за гра­ни­цей ря­да ду­хов­ных лиц – бу­ду­щих пре­по­да­ва­те­лей кол­ле­гии. В 1640 году про­сил ца­ря Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча от­крыть в Мо­ск­ве мо­на­стырь для ки­ев­ских мо­на­хов, ко­то­рые пре­по­да­ва­ли бы там славянскую и греческую гра­мо­ту. В 1646 году Пётр Могила за­ве­щал кол­ле­гии свою библиотеку и ряд зе­мель­ных вла­де­ний.

Читайте также:
Андрей Кесарийский - труды и творчество, история жизни, Толкование на Апокалипсис

Пётр Могила уни­фи­ци­ро­вал ли­тур­гию и об­ряд­ность, из­дав Треб­ник (1646 год, так называемый Треб­ник Пет­ра Мо­ги­лы), со­став­лен­ный на ос­но­ве славянского, греческого и латинского ис­точ­ни­ков. Для учеб­ных це­лей со­ста­вил на латинском языке «Пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние ве­ры ка­фо­ли­че­ской и апо­столь­ской Церк­ви Вос­точ­ной» (об­су­ж­да­лось в 1640 году на со­бо­ре в Кие­ве, ут­вер­жде­но с ис­прав­ле­ния­ми в 1642 году на со­бо­ре в Яс­сах), дол­гое вре­мя счи­тав­шее­ся наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ным из­ло­же­ни­ем ос­нов пра­во­слав­но­го ве­ро­уче­ния. Его крат­кая вер­сия – «Ка­те­хи­зис» – без ис­прав­ле­ний, сде­лан­ных в Яс­сах, из­да­на в 1645 году в Кие­ве сна­ча­ла на польском языке, за­тем на ста­ро­ук­ра­ин­ском языке, в 1646 году во Льво­ве, в 1649 году с ис­прав­ле­ния­ми в Мо­ск­ве на цер­ков­но­славянском язы­ке. Пред­став­лен­ные в «Ка­те­хи­зи­се» не­ко­то­рые взгля­ды Петра Могилы, под­вер­жен­ные влия­нию ка­то­ли­циз­ма (например, на вре­мя пре­су­ще­ст­в­ле­ние Свя­тых Да­ров на ли­тур­гии, о чис­ти­ли­ще), бы­ли осу­ж­де­ны со­бо­ром в Мо­ск­ве в 1690 году. Пётр Могила был авто­ром ря­да пре­ди­сло­вий и по­свя­ще­ний; от­ре­дак­ти­ро­вал (или сам пе­ре­вёл с греческого языка) «По­уче­ние» диа­ко­на Ага­пита императору Юс­ти­ниа­ну I. Для уче­ни­ков кол­ле­гии Пётр Могила со­ста­вил мо­раль­но-ди­дак­тическое по­уче­ние «Антологiа». Ему при­пи­сы­ва­ют сочинение «Lithos» на польском языке в за­щи­ту пра­во­слав­но­го ве­ро­уче­ния, ли­тур­гии и об­ряд­но­сти и ре­дак­цию мо­раль­но-ас­ке­тического сочинения «Кни­га ду­ши, на­ри­цае­мая зо­ло­то». Нереа­ли­зо­ван­ны­ми ока­за­лись про­ек­ты Петра Могилы по ис­прав­ле­нию тек­ста славянской Биб­лии и но­вый пе­ревод жи­тия святого Си­ме­о­на Ме­таф­ра­ста. Пётр Могила опе­кал ти­по­гра­фию Кие­во-Пе­чер­ско­го монастыря, ос­но­вал ти­по­гра­фии в Ва­ла­хии (Ким­по­лунг, 1635 год; Яс­сы, 1641 год).

В 1643 году Пётр Могила со­вер­шил ка­но­ни­за­цию всех пе­чер­ских под­виж­ни­ков, по­коя­щих­ся в Ближ­них и Даль­них пе­ще­рах Кие­во-Пе­чер­ско­го монастыря, и из­дал текст мо­леб­на с их по­ми­на­ния­ми.

При Петре Могиле бы­ли от­рес­тав­ри­ро­ва­ны в Кие­ве ряд свя­тынь кня­же­ско­го пе­рио­да: Со­фий­ский со­бор, церк­ви Спа­са Пре­об­ра­же­ния на Бе­ре­сто­ве, Трёх свя­ти­те­лей, Ми­хай­лов­ская церкви Вы­ду­бец­ко­го монастыря; рас­чи­ще­ны руи­ны Де­ся­тин­ной церк­ви (при этом об­ре­те­ны ос­тан­ки, ото­жде­ст­в­лён­ные Петру Могиле с мо­ща­ми святого рав­но­апостольного князя Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча). Об­нов­лён Ус­пен­ский со­бор Кие­во-Пе­чер­ской монастыря, ряд мо­на­сты­рей в Кие­ве.

Пётр Могила не ли­шён был вла­сто­лю­би­вых ам­би­ций; вы­сту­пал за про­ект при­ми­ре­ния пра­во­слав­ной и уни­ат­ской (смотри Бре­ст­ская уния 1596 год) церк­вей (за так называемую но­вую унию) пу­тём соз­да­ния Ки­ев­ско­го пат­ри­ар­ха­та с опо­сре­до­ван­ной за­ви­си­мо­стью от Ри­ма. Та­кая по­зи­ция вы­зы­ва­ла не­од­но­знач­ную оцен­ку сре­ди пра­во­слав­ных ие­рар­хов, часть из ко­то­рых ви­де­ла в этом же­ла­ние Петра Могилы дей­ст­во­вать в уго­ду польским вла­стям.

Пётр Могила был по­хо­ро­нен в Ус­пен­ском со­бо­ре Кие­во-Пе­чер­ско­го монастыря, его мо­ги­ла унич­то­же­на при взры­ве со­бо­ра во вре­мя Великой Отечественной вой­ны. Фи­гу­ра Петра Могилы по­ме­ще­на в скульп­тур­ной ком­по­зи­ции па­мят­ни­ка «Ты­ся­че­ле­тие Рос­сии» (1862 год, ав­тор про­ек­та М.О. Ми­ке­шин). Пётр Могила ка­но­ни­зи­ро­ван в 1996 году Украинской пра­во­слав­ной цер­ко­вью Московского пат­ри­ар­ха­та как ме­ст­ноч­ти­мый свя­той; 8 декабря 2005 года – Русской пра­во­слав­ной цер­ко­вью как об­ще­рус­ский свя­той. День па­мя­ти по ка­лен­да­рю РПЦ – 31 декабря (13 ян­ва­ря).

Сочинения:

Крест Хри­ста Спа­си­те­ля. К., 1632;

Пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние ве­ры. М., 1696;

Ска­за­ния Пет­ра Мо­ги­лы // Ар­хив Юго-За­пад­ной Рос­сии. К., 1887. Т. 7. Ч. 1;

За­ве­ща­ние // Па­мят­ни­ки, из­дан­ные Ки­ев­ской ко­мис­си­ей для раз­бо­ра древ­них ак­тов. 2-е изд. К., 1897. Т. 2. Отд. 1.

Петр Могила

Митрополи́т Пётр (в миру Пётр Симеонович Моги́ла; 31 декабря 1596 (10 января 1597), Сучава, Молдавское княжество — 1 (11) января 1647, Киев) — представитель боярского рода Могила, покровитель православной учёности и книгопечатания, епископ Константинопольской православной церкви, Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, экзарх Константинопольского трона (28 апреля 1632—1647).

Благодаря трудам Могилы возобновилась православная жизнь в древних киевских храмах, включая Софийский собор. «В 1632 добился у польского короля Владислава IV признания независимого от униатов существования православной церкви» (БСЭ). При его участии был основан крупнейший в Малороссии центр просвещения — Могилянская академия.

Содержание

Биография

Отец его Симеон Могила был сперва господарём Валахии (1601—1607), потом Молдавии (1607—1609). В 1612 году Могилам после поражения их Кантемиром Мурзой, занявшим господарство, пришлось бежать в Речь Посполитую, где у них были сильные и богатые родственники: племянница Симеона, Раина Могилянка, была матерью Иеремии Вишневецкого, которому принадлежала почти вся левобережная Украина.

Во Львовской братской школе Пётр получил образование в строго православном духе. Завершил своё образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах. В совершенстве овладел латинским языком. Сначала был военным, участвовал в Хотинской битве, но, вероятно, под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого, решил принять духовный сан.

В 1627 был избран киево-печерским архимандритом, который прямо подчинялся константинопольскому патриарху, но не киевскому митрополиту, и носил титул «великого архимандрита». Митрополит Иов, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Во время архимандритства Петра определилась вражда между ним и преемником Иова Борецкого на митрополичьей кафедре — Исайей Копинским.

Пётр, не желая ни в чём повиноваться митрополиту, устроил отдельно от киево-братской школы при Киевской лавре высшее училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» (1631), но когда братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили её исключительно власти константинопольского патриарха, Пётр объединил свою лаврскую школу с братской.

Читайте также:
Иннокентий Московский: житие святителя, день памяти и мощи, почитание

В 1632 году был представителем киевлян на сейме в Варшаве при избрании королём польским Владислава IV. Король признал легальное существование православной митрополии в Киеве и четырёх епархий, которые до того времени существовали явочным порядком. Был назначен королём на киевскую кафедру, которую продолжал занимать митрополит Исайя.

Исайя Копинский был признан лишённым сана, а на его место был выбран Могила, с сохранением лаврского архимандритства. «Деградование» Копинского и посвящение Могилы состоялось во Львове в 1633 году и было совершено львовским епископом, экзархом Константинопольского патриарха.

По прибытии в Киев его встретили двумя известными панегириками — от лаврской братии и братской школы. После этого Могила насильно выгнал законного и каноничного митрополита Исайю, с кафедры, посадив его в заключение. “Но более серьезную неприятность пришлось испытать Могиле от прежнего митрополита Исайи Копинского.Последний отрицал законность избрания печерского архимандрита на непраздную митрополичью кафедру и не хотел уступать ему своих прав.Предвиделось немалое смущение в церкви.Могила ррешился и против прежнего митрополита употребить самые крутые меры.По его распоряжению престарелого и больного старика ночью схватили в Киево-Мхаийловском монастыре,где он настоятельствовал в одной власянице,перебросивши через коня ,как какой-нибудь мешок,перевезли в Киево-Печерскую обитель.Лаврское заключение, из которого удалось освободиться Исайи Копинского, разумеется,не могло улучшить его отношение к Петру Могиле:действительно вражда и борьба между обоими митрополитами-как увидим продолжалась впоследствии,до самой кончины одного из противников.”(Голубев “Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники.” 1 том, страница 552-553,издание 1883 год) [1] Могила приступил к отобранию от униатов монастырей и церквей, в том числе Софийского собора и Выдубецкого монастыря [2] [3] [4] . Старинную церковь св. Владимира Спаса на Берестове он восстановил и устроил, а также церковь трёх Святителей, которую отдал братскому монастырю.

В 1635 году были раскопаны и очищены от развалин остатки Десятинной церкви. Средства для упорядочения церквей и монастырей Пётр Могила брал отовсюду: от лавры, из своего личного имущества, из пожертвований благочестивых людей, наконец, обращался за помощью и к московскому царю.

Особенное внимание обратил Могила на киево-братскую школу, ныне называемую Могилянской. Хлопоты о переименовании её в академию были неудачны, но она была вполне устроена и обеспечена.

Богословия и сочинения

В бытность свою митрополитом Могила издал следующие книги: Евангелие Учительное, поучения на праздничные и воскресные дни константинопольского патриарха Каллиста (1637; в 1616 году это Евангелие в первый раз было издано на зап.-русском литературном языке); Анфологион, сиречь молитвы и поучения душеполезные в душевную пользу сцудеев (1636); Евхологион альбо молитвослов (или требник; 1646).

Приготовил на латинском языке катехизис под названием «Православное исповедание», подвергшийся обсуждению на Киевском соборе 1640 и одобренный с поправками на соборе в Яссах в 1643 году. «Исповедание» в греческом переводе было разослано для проверки и одобрения восточным патриархам; напечатано только в 1662 в Амстердаме, на греческом языке. Ради крайней нужды в подобной книге Могилой было издано «Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан» (1645).

Для изданной Могилой книги Афанасия Кальнофойского «Τερατουργήμα» (1638) сам Могила доставил рассказы о чудесах печерских.

Принимал большое участие в составлении резко-полемического сочинения «Λίθος» (см. Лифос).

Из проповедей Могилы известны две: «Поучение о Кресте Господа нашего и каждого христианина» и «Слово на брак Януша Радзивила». Записки П. Могилы отчасти напечатаны в «Киев. епарх. вед.» 1861—62 г.

Им были задуманы две колоссальные работы: «Жития святых» (эта работа исполнена была уже только Димитрием Ростовским) и исправление и установление славянского текста Библии, выполненное не раньше половины XVIII ст.

Мнения о нём. Канонизация

Поэт, академик Санкт-Петербургской Академии наук А. Х. Востоков (1781—1864): «Иноземец по рождению, но воспитанный народом и Церковью, которым он отдал всю свою жизнь, Могила более русский, чем всякий русский».

Прот. Георгий Флоровский: «Есть что-то загадочное и двусмысленное в образе Петра Могилы. Трудно понять, был ли он искренним ревнителем православия или скорее искусным соглашателем… Между тем, его историческое влияние было решающим. И обоснованно его именем обозначают целую эпоху в истории Западно-русской церкви и культуры. И в патриархи латино-униатская партия всегда выдвигала именно Могилу, вряд ли без его ведома. Рутский считал, что он вполне „расположен“ к Унии. Действительно, догматических возражений против Рима у Могилы не было. Он лично был уже как бы в догматическом единомыслии с Римом. Потому так легко и свободно он и обращался с латинскими книгами. Именно то, что он находил в них, он и принимал за православие, как древнее предание. Для него стоял только вопрос юрисдикции.» [5]

В 1996 году Священный Синод Украинской Православной Церкви канонизировал для местного почитания (в пределах Украины) святителя Петра, митрополита Киевского [6] , несмотря на то, что предложение о его прославлении было отклонено комиссией Московского патриархата. 8 декабря 2005 года свт. Пётр был канонизирован на всей территории РПЦ. Известны также свидетельства о его народном почитании в Румынии и Польше.

Память

Мемориальная плита в память о Петре Могиле во Львове

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: