Довмонт Псковский: житие и биография святого, дни памяти и почитание

Благоверный князь Довмо ́ нт (в Крещении Тимофе ́ й) Псковский

Дни памяти

3 июля (переходящая) – Собор Псковских святых

Житие

Краткое житие благоверного князя Довмонта (во Святом Крещении Тимофея) Псковского

Св. бла­го­вер­ный князь До­в­монт, в свя­том Кре­ще­нии (1265) Ти­мо­фей, при­над­ле­жал к ли­тов­ско­му кня­же­ско­му ро­ду. Ко­гда в Лит­ве про­изо­шел го­судар­ствен­ный пе­ре­во­рот, он дол­жен был со сво­и­ми род­ствен­ни­ка­ми оста­вить ро­ди­ну. Он на­шел убе­жи­ще в воль­ном го­ро­де Пско­ве, и пско­ви­чи из­бра­ли его сво­им кня­зем.

Он окру­жил го­род вы­со­кой сте­ной, на­зы­ва­е­мой До­в­мон­то­вой, и счаст­ли­во во­е­вал с вра­га­ми сво­е­го го­ро­да — нем­ца­ми и ли­тов­ца­ми. Пе­ред бо­ем он при­хо­дил в цер­ковь, клал свой меч на пре­стол, мо­лил­ся со сле­за­ми, при­ни­мал бла­го­сло­ве­ние ду­хов­но­го от­ца сво­е­го и его ру­кой на­де­вал свой меч. По утвер­жде­нию уро­жен­цев го­ро­да Пско­ва, это был тот са­мый меч с над­пи­сью: «Honorum meum nebus davo», то есть «Че­сти мо­ей ни­ко­му не от­дам», ко­то­рый впо­след­ствии ле­жал на гроб­ни­це кня­зя До­в­мон­та и сво­ей ве­ли­чи­ной и тя­же­стью сви­де­тель­ство­вал о ро­сте и си­ле св. кня­зя. Пско­ви­чам князь До­в­монт го­во­рил: «Доб­рые му­жи псков­ские! Кто из вас стар — тот мне отец, кто мо­лод — тот брат!» Он был же­нат на княжне Ма­рии Ди­мит­ри­евне (в св. схи­ме Мар­фа, па­мять ее 8 но­яб.), внуч­ке св. вел. кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го (па­мять его 30 авг.), и за­бо­тил­ся об от­це ее кня­зе Ди­мит­рии Алек­сан­дро­ви­че, из­гнан­ном бра­том сво­им вел. кня­зем Ан­дре­ем, до его смер­ти, а по­сле, как удель­ный князь, был ве­рен Ан­дрею. За все эти доб­ро­де­те­ли лю­би­ли его пско­ви­чи.

В са­мый по­след­ний год жиз­ни князь До­в­монт от­бил Псков от нем­цев, неожи­дан­но за­хва­тив­ших его (см. жи­тие прмч. Иоаса­фа и Ва­си­лия — 4 мар­та). Ко­гда же он умер, бы­ла во Пско­ве «ту­ча ве­ли­кая» — пи­шет ле­то­пи­сец. Св. князь До­в­монт по­гре­бен в Тро­иц­ком со­бо­ре, и в XIV в. ему уже бы­ла по­свя­ще­на цер­ковь, а в XVI в. по­сле его яв­ле­ния с дру­ги­ми угод­ни­ка­ми и во вре­мя оса­ды Пско­ва Сте­фа­ном Ба­то­ри­ем (1581) ему бы­ла на­пи­са­на служ­ба.

Полное житие благоверного князя Довмонта (во Святом Крещении Тимофея) Псковского

Свя­той бла­го­вер­ный князь До­в­монт (До­мант) Псков­ский, князь Наль­ши­най­ский (Наль­шан­ский), был ро­дом из Лит­вы, сна­ча­ла рев­ност­но ис­по­ве­до­вал язы­че­ство. В 1265 го­ду, спа­са­ясь от меж­до­усо­биц ли­тов­ских кня­зей, был вы­нуж­ден бе­жать из Лит­вы и с 300 ли­тов­ски­ми се­мья­ми при­шел во Псков. Псков­ская зем­ля ста­ла его вто­рой ро­ди­ной. Здесь, по вы­ра­же­нию ле­то­пис­ца, “дох­ну­ла на него бла­го­дать Бо­жия”, ко­гда со всей сво­ей сви­той он при­нял Свя­тое Кре­ще­ние с име­нем Ти­мо­фей и спо­до­бил­ся ве­ли­ких да­ров от Гос­по­да. Уже через год за доб­лесть и ис­тин­но хри­сти­ан­ские доб­ро­де­те­ли пско­ви­чи из­бра­ли его сво­им кня­зем. В те­че­ние 33 лет он управ­лял го­ро­дом и был един­ствен­ным кня­зем за всю ис­то­рию Пско­ва, ко­то­рый су­мел так дол­го про­жить в ми­ре и со­гла­сии с псков­ским ве­чем. Он был спра­вед­лив и стро­го сле­дил за пра­во­су­ди­ем дру­гих, щед­ро тво­рил ми­ло­сты­ню, при­ни­мая ни­щих и стран­ни­ков, бла­го­го­вей­но чтил цер­ков­ные празд­ни­ки, по­кро­ви­тель­ство­вал хра­мам и мо­на­сты­рям и сам ос­но­вал оби­тель в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Через брак с до­че­рью ве­ли­ко­го кня­зя Ди­мит­рия, внуч­кой свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го (па­мять 23 но­яб­ря и 30 ав­гу­ста), он по­род­нил­ся с рус­ским ве­ли­ко­кня­же­ским ро­дом. Князь До­в­монт, как и свя­той Алек­сандр Нев­ский, был слав­ным за­щит­ни­ком Рус­ской зем­ли. Ос­нов­ная за­слу­га бла­го­вер­но­го кня­зя До­в­мон­та как пол­ко­вод­ца и го­судар­ствен­но­го де­я­те­ля со­сто­ит в том, что в те­че­ние мно­гих лет он на­деж­но за­щи­щал се­ве­ро-за­пад­ную гра­ни­цу Рус­ско­го го­су­дар­ства от непри­я­тель­ских на­па­де­ний.

В 1268 го­ду князь До­в­монт был од­ним из ге­ро­ев ис­то­ри­че­ской бит­вы при Ра­ко­во­ре, где рус­ская рать одер­жа­ла по­бе­ду над дат­ски­ми и немец­ки­ми вой­ска­ми. Пе­ред каж­дой бит­вой свя­той До­в­монт при­хо­дил в храм, по­ла­гал свой меч к под­но­жию свя­то­го пре­сто­ла и при­ни­мал бла­го­сло­ве­ние ду­хов­ни­ка, ко­то­рый пре­по­я­сы­вал ему меч.

Свя­той До­в­монт сде­лал псков­скую кре­пость непри­ступ­ной. В па­мять о слав­ном за­щит­ни­ке го­ро­да ка­мен­ная обо­ро­ни­тель­ная сте­на, воз­ве­ден­ная свя­тым кня­зем ря­дом с Кро­мом в кон­це XIII ве­ка, бы­ла на­зва­на До­в­мон­то­вой, а тер­ри­то­рия, ограж­ден­ная сте­ной, до сих пор на­зы­ва­ет­ся До­в­мон­то­вым го­ро­дом. У свя­то­го за­щит­ни­ка “До­ма Свя­той Тро­и­цы” был еще один бла­го­че­сти­вый обы­чай: в бла­го­дар­ность Гос­по­ду, Име­нем Ко­то­ро­го он одер­жи­вал по­бе­ды, не зная по­ра­же­ний, бла­го­вер­ный князь До­в­монт ря­дом с Крем­лем воз­во­дил хра­мы в честь то­го свя­то­го, в день па­мя­ти ко­то­ро­го одер­жи­вал по­бе­ду. Ста­ви­ли там хра­мы по осо­бым обе­там и дру­гие жи­те­ли Пско­ва. Неболь­шая тер­ри­то­рия ны­неш­не­го До­в­мон­то­ва го­ро­да бы­ла сплошь по­кры­та хра­ма­ми. (Пер­вый храм в честь свя­то­го До­в­мон­та-Ти­мо­фея был по­стро­ен в До­в­мон­то­вом го­ро­де в 1574 го­ду.)

Свою по­след­нюю по­бе­ду доб­лест­ный князь-во­ин одер­жал 5 мар­та 1299 го­да на бе­ре­гу ре­ки Ве­ли­кой, где он с ма­лой дру­жи­ной раз­бил боль­шое немец­кое вой­ско. Ли­вон­ские ры­ца­ри неожи­дан­но на­па­ли на по­сад у Пско­ва, за­хва­ти­ли при­го­род­ные Снет­но­гор­ский и Ми­рож­ский мо­на­сты­ри и со­жгли их, же­сто­ко рас­пра­вив­шись с на­сель­ни­ка­ми. Они уби­ли ос­но­ва­те­ля Снет­но­гор­ско­го мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­го Иоаса­фа с 17 ино­ка­ми и пре­по­доб­но­го Ва­си­лия, игу­ме­на Ми­рож­ско­го (па­мять 4 мар­та). Свя­той князь До­в­монт, не до­жи­да­ясь, по­ка со­бе­рет­ся боль­шое псков­ское вой­ско, вы­шел на­встре­чу вра­гу с дру­жи­ной и из­гнал свя­то­тат­цев за пре­де­лы Рус­ской зем­ли.

Читайте также:
Моисей Мурин: житие и биография святого, о чем молиться и чем помогает

Через несколь­ко ме­ся­цев свя­той бла­го­вер­ный князь До­в­монт-Ти­мо­фей скон­чал­ся и был по­гре­бен в Тро­иц­ком со­бо­ре Пско­ва. Ле­то­пись сви­де­тель­ству­ет, что “бысть же то­гда жа­лость ве­ли­ка в Плес­ко­ве му­жам и же­нам, и ма­лым де­тям по доб­ром гос­по­дине бла­го­вер­ном кня­зе Ти­мо­фее”. Пско­ви­чи вспо­ми­на­ли, как свя­той князь за­бо­тил­ся о них в мир­ные дни и осо­бен­но, ко­гда го­ро­ду угро­жа­ла опас­ность, как вел их в бой со сло­ва­ми: “Доб­рые му­жи пско­ви­чи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто мо­лод, тот брат. По­сто­им за Свя­тую Тро­и­цу!”

Вско­ре по­сле кон­чи­ны кня­зя на­ча­лось по­чи­та­ние его как свя­то­го за­ступ­ни­ка пред Бо­гом, мо­лит­вен­но охра­ня­ю­ще­го на­шу зем­лю от вра­гов и бед­ствий. Не раз и по смер­ти за­щи­щал Псков свя­той князь. Так, в 1480 го­ду, ко­гда бо­лее ста ты­сяч нем­цев оса­ди­ли го­род, он явил­ся во сне од­но­му го­ро­жа­ни­ну и ска­зал: “Возь­ми­те оде­я­ние (по­кров) гро­ба мо­е­го, об­не­си­те его три ра­за во­круг го­ро­да с кре­ста­ми и не бой­тесь”. Пско­ви­чи ис­пол­ни­ли его ука­за­ние, и нем­цы от­сту­пи­ли от го­ро­да. По­сле это­го чу­дес­но­го из­бав­ле­ния от вра­гов свя­то­му кня­зю бы­ла со­став­ле­на служ­ба. Ря­дом с мо­ща­ми бла­го­вер­но­го кня­зя в Тро­иц­ком со­бо­ре ви­сел его бо­е­вой меч (в на­сто­я­щее вре­мя меч хра­нит­ся в Псков­ском ис­то­ри­ко-ху­до­же­ствен­ном и ар­хи­тек­тур­ном му­зее-за­по­вед­ни­ке), ко­то­рый вру­чал­ся в хра­ме Свя­той Тро­и­цы псков­ским кня­зьям при воз­ве­де­нии на пре­стол.

Свя­той бла­го­вер­ный князь До­в­монт-Ти­мо­фей и его су­пру­га, в схи­ме пре­по­доб­ная Мар­фа († 1300; па­мять 8 но­яб­ря) удо­сто­и­лись осо­бой по­че­сти быть изо­бра­жен­ны­ми на чу­до­твор­ной Ми­рож­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри (празд­но­ва­ние 24 сен­тяб­ря): “Бла­го­из­во­ли­ся пре­чи­сто­му об­ра­зу чу­до­твор­ныя ико­ны Тво­ея, Бо­го­ро­ди­це, на­пи­са­ти­ся зра­ка по­до­бию на­ше­го в бра­нех твер­да­го за­ступ­ни­ка кня­зя До­ман­та со бла­го­че­сти­вою су­пруж­ни­цею” (се­да­лен служ­бы свя­то­му бла­го­вер­но­му кня­зю До­в­мон­ту-Ти­мо­фею). При яв­ле­нии Бо­жи­ей Ма­те­ри стар­цу До­ро­фею во вре­мя оса­ды Пско­ва по­ля­ка­ми 27 ав­гу­ста 1581 го­да свя­той бла­го­вер­ный князь До­в­монт-Ти­мо­фей был сре­ди из­бран­ни­ков Бо­жи­их, со­про­вож­дав­ших Небес­ную За­ступ­ни­цу Пско­ва (све­де­ния о Пско­во-По­кров­ской иконе по­ме­ще­ны 1 ок­тяб­ря).

Мо­щи свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя До­в­мон­та-Ти­мо­фея по­ко­ят­ся в Псков­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы.

Князь Довмонт-Тимофей Псковский

?-20.05.1299. День памяти святого благоверного князя Довмонта-Тимофея отмечается 2 июня (по новому стилю).

Довмонт (по-литовски Домантас) был одним из литовских удельных князей. Великий князь Литовский Миндовг и Довмонт были женаты на сестрах. После смерти своей жены, Миндовг силой забрал жену Довмонта, сделав ее своей наложницей. Довмонт жестоко воздал на оскобление: он напал на дворец Великого князя и убил его и двух его сыновей. Единственный оставшийся в живых сын Миндовга Войшелк, в свою очередь, заполучив престол, решил мстить за смерть отца и братьев.

Обстоятельства жестокой междоусобицы сложились таким образом, что Довмонт с дружиной и их семьями вынужден был покинуть Литву. Он нашел прибежище в Пскове, где в 1265 году и поселился со своим домом (около 300 литовских семей). Здесь Довмонт, тогда еще язычник, узнал православную веру и, оставив идольское нечестие, крестился. С ним крестился и весь его дом и дружина. В крещении он принял имя Тимофей, что по-гречески означает «благочестивый». Став христианином, Довмонт показал исключительные личные добродетели и приобрел уважение и любовь жителей города. Через год жители Пскова избрали его, иноплеменника, князем, отвергнув при этом другого князя, природного Рюриковича.

Довмонт-Тимофей княжил в Пскове 33 года до самой своей смерти в 1299 году. Княжение Довмонта пришлось на время непрестанных войн. Он предпринял несколько успешных походов с небольшой псковской дружиной в Литву, откуда литовский князь Гердень неоднократно совершал разбойничьи рейды в глубь русских земель. Боролся он и против датчан и ливонских рыцарей, делавших набеги на северные земли Пскова и Новогорода, участвовал и в знаменитой битве при Раковере у реки Кегалы (Эстония) в составе союзных русских войск. Псковская дружина проявила тогда замечательную храбрость: сами немцы признали Довмонта героем Раковера.

Довмонт перед сражением всегда молился и призывал своих воинов не пощадить себя ради христианской веры: “Се же, братие, предлежит нам живот и смерть. Братия мужи, потягнете за Святую Троицу и за святые церкви и за свое отечество!”. Особенно ярко видна твердость его веры в одном из боевых эпизодов военной истории Пскова: тогда магистр Ливонского Ордена Отто фон Реденштейн подошел к его стенам со стенобитными орудиями и с восемьнадцатью тысяч войска, что составляло в то время огромную силу. “Слышав же то князь Домант Псковский вниде в церковь Святые Троицы, и снем с себя меч, и положи пред святым алтарем, и паде и начя молитися со слезами”. Более позднее житие влагает в уста князя в тот момент такую молитву: “Господи Боже наш! Мы люди Твои и овцы пажити Твоей, имя Твое призываем: призри на кроткие и вознеси смиренныя, и низложи высокие мысли гордых, да не оскудеет пажить овец Твоих!”. Игумен Исидор, как повествует летописный свод, “взем меч и препоасаша его и благословивше отпустиша его”. После этого Довмонт, не дожидаясь помощи Новгорода, предпринял дерзкую вылазку и нанес немцам ощутимый урон, причем ранил в лицо самого магистра. После этого подоспела новгородская дружина во главе с князем Юрием. Немцы предпочли заключить выгодный для русских мир и вернуться восвояси.

Читайте также:
Житие Епифания Премудрого - описание и история жизни, творчество и дни памяти святого


Фрагмент памятника тысячелетию России в Великом Новгороде
Князья (слева направо): Довмонт Псковский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Кейстут Литовский

В дни мира Довмонт занимался строительством. Он построил свой первый храм на земле городского посада, которую впоследствии назовут Довмонтовым городом. Церковь была освящена в честь небесного покровителя Довмонта – св. Тимофея Газского. Позднее он построил также храмы во имя святых мучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата. При нем строилась и новая линия крепостных сооружений Довмонтова города.

В марте 1299 года немцы из Ливонии подошли к Пскову. Не взяв города, они сожгли Снетогорский и Мирожский монастыри, жестоко расправившись с братией. Во время набега были убиты св. Иоасаф Снетогорский и св. Василий, игумен Мирожского монастыря. Довмонт, который к тому времени был уже в летах, обрушил на врага свой праведный гнев: с небольшой дружиной он вышел за стены города и перебил немцев.

В том же году, 20 Мая, Довмонт-Тимофей умер, заразившись во время мора, вспыхнувшего во Пскове. Похоронили его в княжеской усыпальнице Троицкого собора.

Меч Довмонта после его смерти как драгоценная реликвия хранился в ризнице Троицкого собора. Его вручали как благословение и знак особой власти тем, кто заступал на княжеский престол в Пскове.

Прижизненное изображение князя сохранилось на иконе Богородицы Мирожской Оранты, где слева от Пречистой – князь Довмонт, а справа – его жена Мария (в иночестве – Марфа), которая умерла через несколько лет после смерти мужа (вероятно в 1313 году?).

Житие благоверного князя Псковского Довмонта – Тимофея

Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский, князь Нальшинайский (Нальшанский), был родом из Литвы. Сначала он ревностно исповедал язычество, но в 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков. Здесь не было тогда недостатка в способных учителях веры для пришельцев Литвы, и псковские свя­щенники и князья встретили его радушно. По выражению летописца, «дохнула на него благодать Божия». Душа Довмонта потрясена была превратностями жизни и, прозрев, стала видеть значение прежней языческой жизни; и стремился он теперь насладиться светом Истины после горькой и многолетней тьмы. Довмонт со всей своей свитой принял святое крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Великая была радость всему Пскову о просвещении духовном столь именитого князя.

Уже через год, в 1266 году, за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. И Довмонт своими доблестями отблагодарил новое отечество и своею ревностью по святой вере напомнил Пскову лучших его князей. В течение 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные празд­ники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через брак с дочерью великого князя Димитрия, внучкой святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября/6 декабря и 30 авгу­ста/12 сентября) он породнился с русским великокняжеским родом. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений.

В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками. Перед битвой святой Довмонт, осмотрев силы неприятеля, собрал вой­ско, пришел в Троицкий собор, положил меч свой перед алтарем, пал на лицо и молился со слезами: «Господи Бо­же, призри на кротких и смиренных рабов Твоих и смири высокие мысли гордых». Игумен Исидор препоясал князя мечом и благословил на битву за святую веру.

Святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступ­ной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возве­денная святым князем рядом с Кремлем в конце XIII века, была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым горо­дом. У святого защитника «дома Святой Троицы» был еще один благочестивый обычай: в благодарность Господу, именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победы. Ставили там храмы по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта храмами. (Первый храм в честь святого Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574 году).

Свою последнюю победу доблестный князь-воин одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско. Ливонские рыцари неожиданно напали на посад у Пскова, захватили пригородные Снетогорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками. Они убили основателя Снетогорского монастыря преподобного Иоасафа с 17 иноками и преподобного Василия, игумена Мирожского (память 4/17 марта). Святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и изгнал святотатца за пределы Русской земли.

Читайте также:
Агапит Печерский - житие и биография святого, чудеса и помощь, мощи, почитание и дни памяти

Через несколько месяцев после тяжелой недолгой болезни святой благоверный князь Довмонт-Тимофей скончался и был погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что «бысть же тогда жалость велика в Пскове мужам и женам и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее». Пскови­чи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно когда городу угрожала опасность, как вел их в бой со словами: «Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат; постоим за Святую Троицу!» Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника перед Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: «Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь». Псковичи исполнили его указание, и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба. Рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе висел его боевой меч, который хранился в Псковском историко-художественном и архитектур­ном музее-заповеднике. Этот меч, долго служивший защитой Пскову, являлся предметом особого уважения и вручался псковским князьям в храме Святой Трои­цы при возведении на престол.

Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей и его супруга, в схиме преподобная Марфа († 1300; память 8/21 ноября) удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери (празднование 24 сентября/7 октября): «Благоизволися Пречистому образу чудотворной иконы Твоея, Богородице, написатися зрака подобию нашего в бранех твердаго заступника князя Довмонта со благочестивою супружницею» (седален службы святому благоверному князю Довмонту-Тимофею). При явлении Божией Матери старцу Дорофею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года святой благоверный князь Довмонт-Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова.

Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском ка­федральном соборе Живоначальной Троицы.

Святые князья псковские Всеволод и Довмонт не раз помогали русским воинам в защите западных пределов Отечества. Как посланные Взбранной Воеводой небесного воинства, встали они на защиту и наших восточных рубежей.

В 1640 году великое народное движение на Восток — «встречь солнца» — завер­шилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Ма­тери (празднуется 9/22 мая) и героической «албазинской обороной» (1685—1686).

Летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу на Зее, объезжали окрестные селения, приводили в русское подданство тунгусское население, основывали зимовья и остроги. Однажды каза­чий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. Это были святой Всеволод и святой Довмонт. Вступив в разговор с казаками, пребывшими из Албазина, святые князья-во­ины предрекли последовавшее вскоре вторжение китайских войск на Амур, труд­ную оборону и конечное торжество русского оружия. «И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут».

Несколько раз в 1684—1686 гг. китайские полчища подступали к Албазину, но града не взяли. Чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта вражеский натиск бессильно разбился о дальневосточную православную твердыню.

«Повесть о чудесах святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта» была записана Гаврилой Фроловым в Якутске 23 октября 1689 года. Велика слава святых. Приходят новые поколения, меняется лицо земли, но неизменно на священный дозор у границ Отечества встают российские воины-защитники — святые Всеволод и Довмонт.

Тропарь, глас 4:

Иже отчее нечестие возненавидев, преблаженне княже Довмонте, и нощи страстныя избег, еже к идолам тщание, прииде мыслию к Солнцу славы — Христу, озарився благодатию Божественнаго кре­щения, и ныне во свете Пресвятыя Троицы предстоя, моли Христа Бога сохранити и спасти православныя люди и град твой от безбожных агарян, и латин нашествия, и междоусобныя брани и спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас 4:

Духом Божиим наставляем, отчее нечестие отвергл еси, святый благоверный княже Тимофее, потщался еси прийти в богоспасаемый град Псков, в нем же душу твою благодатию святаго крещения просветив, верою и любовию обитель в себе сотворил еси Пресвятей Троице, Ейже непрестанно молися даровати душам нашим мир и велию милость.

Кондак, глас 8:

Любовию Христовою уязвися, преблаженне княже Довмонте, ум вперив зарею Духа, идольскую прелесть отеческаго нечестия возненавидев, порождением святыя купели Тимофей наречен еси, слезами и милостынею ко Христу присвоився, и жизни сей течение добре скончав, веру непорочну соблюд, и ныне молим тя: моли Пресвятую Троицу и Пречистую Богородицу за град Псков и за всех, притекающих к раце мощей твоих, избавитися нам от всяких зол, да тебе вси, яко тепла заступника, непрестанно почитаем.

Читайте также:
Иов Почаевский: житие и биография святого, дни памяти и почитание, в чем помогает, пещера

Тимофей Довмонт: литовский язычник, русский святой, защитник и покровитель Пскова

Любители компьютерных игр прекрасно знают такую игру как «Русич. XIII век». Им также известен такой её персонаж как Тимофей Довмонт. Однако, далеко не все могут сказать, кто это такой, а ведь это не только великий воин, чья слава сравнима со славой Александра Невского.

Довмонт это ещё и великий православный святой, ранее бывший литовским язычником. Отправляясь на битву он приносил свой меч в храм и просил благословить его. Именно поэтому князь не проиграл ни одной битвы, надёжно защищая землю от нашествия тевтонцев и ливонцев.

Довмонт: талантливый полководец, язычник, православный святой

Довмонт или Домант, в крещении Тимофей. Это псковский князь, происходивший из князей Великого княжества Литовского. Он правил во Пскове с 1266 по 1299 год. Прославился многочисленными победами, в том числе и в таком знаменитом сражении Средневековья, как Раковорская битва.

Изображение святого благоверного князя Тимофея-Довмонта в Троицком соборе Пскова. Князь Довмонт прославился как псковский князь, борец с нашествием крестоносцев, а так же как святой. Фото: upload.wikimedia.org

Сведения о жизни Довмонта содержаться в летописях и жизнеописаниях различного происхождения. Самый подробный рассказ о нём содержит Ипатьевская летопись, рассказывающая об убийстве Довмонтом короля Миндовга.

Исторические хроники, а также художественная литература рисует образ князя как «мужа доблести и чести безупречной, на немец лютого до смерти». При нём Псковская земля фактически избавилась от зависимости от Новгорода. Тимофей Довмонт был литовским язычником, но принял крещение и за свои деяния причислен православной церковью к лику святых.

Святой Довмонт происходит из литовских князей

Происходит Довмонт Псковский из рода литовских князей. Он владел в Литве Нальщанским уделом и был язычником. Некоторые источники утверждают, что он сын князя литовского Миндовга и братом Войшелка.

Другие источники утверждают, что Довмонт — это старший брат Тройдена из исторической Сели. Летописи утверждают, что он женился на сестре жены Миндовга и его жену князь литовский у него отнял.

Убийство великого князя Литовского Миндовга. Довмонт участвовал в этом убийстве и поэтому ему пришлось бежать из Литвы во Псков. Фото: pp.userapi.com

Когда произошло убийства Миндовга, Довмонт подвергся преследованиям со стороны его сына Войшелка. Он считался в то время самым могущественным князем Великого князя Литовского. В конце 1264 года Войшелк завоевал Нельщан.

После этого Довмонту пришлось бежать вместе 300 литовскими семьями во Псков. Здесь он принял крещение под именем Тимофей. Вскоре жители Пскова избрали своим князем. Новый князь намеревался воевать с Войшелком и его вассалами в Полоцке и в этом же году разбил литовцев на берегу Двины и опустошил область князя Герденя забрав в плен его жену и сыновей.

Избрание Домнота вызвало недовольство Великого князя Ярослава Ярославича, который собирался изгнать его из Пскова. Новгородцы отказали ему в помощи, и князь вынужденно распустил свои войска.

В следующем году новгородцы стали союзниками Довмонта и вместе с псковичами ходили победным походом в Литву. В 1268 году новгородцы призвали нового псковского князя на помощь против ливонских рыцарей. Вместе с дружинами князей Дмирия Александровича и великого князя Ярослава Ярославича он принял участие в сражении при Раковаре (современной истории Раквере).

«Великий Князь Ярослав Ярославич. 1263—1272 г.» В. П. Верещагин. 1896 г. Великий князь Тверской Ярослав Ярославович невзлюбил князя Довмонта и поставил вместо него княжить Псковом некоего Айгуста. Псковчане не согласились с этим и призвали Довмонта княжить снова. Фото: upload.wikimedia.org

После одержанной победы псковский князь предпринял самостоятельный поход в глубь владений Ливонского ордена, «на Вируяны», вплоть до Балтийского моря. В 1296 году князь Довмонт выдержал вместе со псковчанами осаду великого магистра Тевтонского ордена.

На помощь Пскову пришли новгородцы. В битве Довмонт ранил великого магистра, в результате чего он был вынужден заключить мир. Великий князь Ярослав Ярославович так и не полюбил воина и посадил на его место в Пскове некоего Айгуста. Псковичане изгнали его и снова возвели в князья Довмонта.

Последнюю свою победу святой Довмонт одержал у Пскова

В 1282 году князь Довмонт женился на Марии, дочери великого князя Димитрия Александровича. Он помогал своему тетю вернуть захваченный его братом Андреем великокняжеский стол.

Для этого воитель с небольшой группой дружинников вторгся в Ладогу, вывез оттуда казну Димитрия и вернулся к нему в Копорье. В ответ новгородцы осадили копорскую крепость, и князю пришлось её покинуть. После этого летописи целых 17 лет не упоминают о Довмонте.

Эпизод Раковорской битвы. Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в. Святой благоверный князь Тимофей-Довмонт участвовал во многих битвах, но последней для него стала битва по Псковом. Фото: encyclopedia.mil.ru

Известно, что великий князь литовский Тимофей, так называют Довмонта некоторые летописи потому, что он после убийства Миндовга какое-то время был его приемником, свою последнюю битву одержал 5 марта 1299 года. Это произошло на берегу реки Великой. Здесь он с малой дружиной разбил большое ливонское войско.

Читайте также:
Житие преподобного Паисия Святогорца – жизнеописание и чудеса святого старца

Ранее ливонцы совершили неожиданное нападение на посад у Пскова, захватив пригородные Снетогорский и Мирожский монастыри. Они сожги их и жестоко расправились с насельниками, укрывавшимися там женами и детьми. Кроме того, они также убили 17 иноков и основателя Снетогорского монастыря преподобного Иосафа, а также преподобного Василия, игумена Мирожского. Святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и изгнал святотатцев за пределы Русской земли.

Когда святой князь Довмонт умер, в Пскове стоял великий траур

Благоверный князь Довмонт через несколько месяцев после победы у Пскова скончался. По официальной летописной версии это произошло 20 мая 1299 года, и смерть наступила от ран. Другие же источники говорят о том, что благоверный князь умер от косившего тогда во Пскове людей мор.

Доспех, найденный при археологических раскопках в Довмонтовой башне и приписываемый князю Довмонту-Тимофею. Найденные пластины и вариант реконструкции. Летописи утверждают, что князь Тимофей-Довмонт умер от полученных в бою ран. Когда это случилось, во Пскове несколько дней стоял траур. Псковичи оплакивали своего любимого князя. Фото: pravoslavie.ru

Летопись говорит о том, что псковичи горько оплакивали своего князя. В историческом тексте об этом говориться так: «бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям о добром господине благоверном князе Тимофее».

Кроме того, жители Пскова также добрым словом вспоминали, как относился к ним Довмонт в мирные дни, что судил он честно и слабых не обжал. В бой же он их вёл со словами: «Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу!»

Мощи святого Довмонта помещены в Псковский кафедральный собор Живоначальной Троицы

Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы (Троицком соборе). До начала XX века здесь хранились его легендарный меч меч и одежда. В настоящее время меч хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике.

По преданию он вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол. Также легенда гласит, что перед каждой битвой святой снимал меч и нес его в Свято-Троицкий собор Пскова для благословения. После епископ опоясывал его на бой.

Меч князя Довмонта, хранившийся как реликвия псковичами и сохранившийся до наших дней. Перед битвой святой князь Довмон Псковский относил меч в Троицкий собор Пскова, где священник освящал его. Фото: pravoslavie.ru

По преданию, князь Довмонт основал поселок Свирь на месте языческого капища Перуна. Вскоре после смерти благоверного князя началось как святого заступника пред Богом, который молитвенно охраняет русскую землю от врагов и бедствий.

Русская православная церковь причислила его к лику святых в XVI веке после Макарьевских соборов и осады Пскова армией Речи Посполитой по случаю некоего чудного явления. Местная память Довмонта празднуется 25 мая.

В память о псковском чуде святой благоверный князь Домвот-Тимофей, а также его супруга, принявшая в схиме мя преподобной Марфы, удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери.

Тогда во время осады поляками Пскова старцу Доротею 27 августа 1581 года было явление Божией Матери. Благоверный князь Довмонт находился среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова.

Историки высоко оценивают деятельность святого Довмонта как воина и строителя

Историки высоко оценивают роль князя Довмонта в истории Пскова. Так имеются сведения, что он основал богатый посёлок Свирь на месте языческого капища Перуну. Кроме того, князь сделал Псков неприступной крепостью.

В результате город стал фактически независимым от Новгорода, который считал его своей вотчиной. В память об этом каменная оборонительная стена, возведенная святым князем рядом с Кромом, в конце XII века названа Довмонтовой. Также имя благоверного князя — Довмонтов город, носит территория, огороженная этой стеной.

Довмонтов город и храмы, построенные князем Довмонтом-Тимофеем. Святой князь строил после каждой выигранной им битвы храм в честь того святого, чей день праздновался в это время. Фото: pravoslavie.ru

Довмонт-Тимофей много строил. Связанно это с тем, что он придерживался благочестивого обычая возводить рядом с Кремлём храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Рядом с ними по особым обетам ставили храмы и другие псковичи. В результате территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта храмами.

Польский историк Матей Стрыйковский упоминет, что князья Свирские желали указывать в качестве своего родоначальника князя Довмонта. От Довмонта выводят свою родословную дворянский род Домонтовичей. В 2018 году, при разработке флага и герба Псковской области, использовалась фраза «Потягнём за Отечество» из сказания о благоверном князе Довмонте.

Святой Довмонт защитил русскую крепость Албазин во время осады её китайскими войсками

С именем святого благоверного Князя Довмонта связанно одно чудесное событие, произошедшее в Китае. Дело в том, что в 1640 году русские землепроходцы вышли к устью Амура и Тихому океану. Так завершилось великое народное движение на Восток — «встреч солнца».

Читайте также:
Житие святой Марии Магдалины - полное жизнеописание и история, чудеса и мощи, дни памяти и потомки

При этом в тех краях православная Русь столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери и героической «албазинской обороной» (1685-1686 года).

Явление благоверных князей Довмонта-Тимофея и Всеволода-Гавриила Псковских во время Албазинской осады. Явившись казакам, находившимся в дозоре, святой Довмонт вместе со святым Всеволодом-Гавриилом Псковским предсказали им нашествие китайцев на Албазин и победу русского оружия над ними. Фото: pravoslavie.ru

Летом 1679 года отряд казаков в Петров пост отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Командовал отрядом Гаврила Фролов. Казаки несли три года дозорную службу на реке Зее, объезжая окрестности, основывая зимовья и остроги, приводя в русское подданство тунгусское население.

Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. В них казаки узнали святого Всеволода и святого Довмонта. Святые рассказали им о том, что вскоре последует китайское вторжение на Амур, его трудная оборона и конечное торжество русского оружия.

В 1684 — 1686 годах китайские воска подступили к Албазину, но крепость взять не смогли. С чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских защитники города отразили нападение.

Это чудесное явление святого албазинским казакам записано Гаврилой Фроловым 23 октября 1689 года в сочинении «Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта».

Святого Довмонта Псковского обычно изображают на иконах пожилым человеком

Иконография святого благоверного князя Довмонта имеет псковское происхождение и отражает местный характер его почитания. Широкого распространения за пределами псковской земли оно не получило.

Отдельные иконы Довмонта Псковского встречаются крайне редко. Основная же часть изображений святого входят в состав сложных композиций. Они включают в себя образы Псковских святых. Кроме того, его также часто изображают вместе с благоверным князем Всеволодом или с супругой благоверной княгиней. Марией.

Фреска «Святой Благоверный Князь Довмонт-Тимофей Псковский» в храме Николы Мокрого (XVII век) в Ярославле. На иконах святой князь Довмонт Псковский обычно изображается в виде пожилого человека с бородой и мечом. Фото: pravoslavie.ru

Так как Довмонт скончался пожилым человеком, его обычно представляют в образе старца с длинной бородой, сужающееся к концу. Волосы на голове разделены на несколько прядей. Лоб высок и спереди лысоват. Довмонт Псковский представлен без шапки в княжеских одеждах. Часто он держит в руках меч как символ защиты христианской веры.

Благоверному Довмонту Псковскому молятся о помощи в ратном деле и управленческих делах

При жизни святой благоверный князь Довмонт Псковский прославился как великий воин, благочестивый христианин, покровитель храмов и монастырей. Именно поэтому ему молятся об обретении мудрости, о помощи в ратном деле, а также в управленческих делах. Кроме того, святой — покровитель Пскова, государевых людей и православного воинства.

Видеоролик: Святой благоверный князь Довмонт Псковский. На 40 секунде автор начинает рассказывать о святом благоверном князе Тимофее-Довмонте, небесном покровителе Пскова.

Текст молитвы благоверному князю Довмноту (Тимофею) Псковскому следующий:

«О, дивный во святых угодниче Божий, Святый благоверный княже Довмонте! Услыши нас, к тебе прибегающих и помощи твоея просящих. Вемы бо, яко сильна есть молитва твоя пред Богом, и велика есть твоя любовь к людем твоим.

Сею молитвою во дни жития твоего дивныя творил еси чудеса храбрости, сею любовию твоею к людем вдохновлял еси шествовати за тобою, тебе во всем подражати, тебе, яко отца своего слушати и волю Господню всегда творити.

Тако и ныне по смерти твоей не остави нас сирыми, без твоего отеческаго заступления, не отыми от нас любви твоея за наше нерадение к тебе, яко ко отцу нашему, Богом нам дарованному. Буди печальным — утешитель благий, беззащитным — щит и ограждение, беспомощным — помощь и заступление.

Егда же врази наши видимые и невидимые начнут с нами брань свою, твоими молитвами, якоже древле покровом своим град Псков, душу нашу огради, и наложи на них страх, да отпадут они от мыслей своих деяти нам злая.

Препояши и нас, якоже мечем своим на отражение сих врагов, молитвою, постом и добрыми делами. Да преуспевающе в делании духовнем возблагодарим Господа Бога, давшего нам тя, молитвенника и заступника за нас, таковаго учителя нашего, и поклонимся Ему, живущему во вся веки. Аминь.»

Святой мученик Христофор Песьеглавец: Иконография и почитание

Святые Христофор и Георгий. Керамическая икона. V–VII вв. Македония

22 мая (9 мая по ст. ст.) Православная Церковь празднует день памяти святого мученика воина Христофора, пострадавшего за христианскую веру при императоре Деции около 250 года. Житие святого сообщает нам, что Христофор был выходцем из земли хананеев и до крещения имел имя Репрев (греч. – отверженный, осужденный). Сила его веры была так велика, что, видя ее, воины и блудницы, нанятые императором, стали христианами.

Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки. По одному сказанию, Христофор имел песью голову от рождения, так как происходил из страны кинокефалов – людей с собачьими головами. С кинокефалами иногда отождествляли хананеев, поскольку созвучное слово «канинеи» происходит от латинского canis – собака. Когда же будущий святой был крещен, он приобрел человеческий облик. По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

Читайте также:
Нил Синайский - житие и творения, наставления, дни памяти и мощи

В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого и его происхождение из страны кинокефалов и антропофагов (людоедов) следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником[1]. В Синаксарии преподобного Никодима Святогорца ничего не говорится о звероподобном виде Христофора, сообщается лишь, что тот имел уродливый лик.

Дирк Баутс. Святой Христофор. Левая створка триптиха. 1467–1468 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен

В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос.

Традиция изображения Христофора как высокого мужчины с Младенцем в западной средневековой скульптуре, книжной миниатюре, а также живописи более позднего времени устойчива. Именно так святого изображали Иероним Босх, К. Витц, Альбрехт Дюрер и другие художники.

В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (как во фресках Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе; Каппадокия, 913–920 гг.), первого слоя церкви Агиос Стефанос (Х в.), церкви святых врачей в Кастории (конец XII в.) и в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.)[2].

Святой Христофор. Икона. Первая половина XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Наиболее необычна и интересна иконография святого Христофора, изображаемого в зооморфном облике, с головой собаки. Древнейший известный образ Песьеглавца представлен на керамической иконке VI–VII веков из Македонии[3]. Святой Христофор вместе со святым Георгием поражают змей. Оба мученика изображены с копьями, между ними – круглый щит и крест. Другое изображение святого с песьей головой, но уже не в воинских одеждах, находится в Византийском музее в Афинах.

Несмотря на то, что в Иконописном подлиннике XVI века новгородской редакции о святом Христофоре говорится, что он изображается «аки Дмитрий, риза бакан, испод празелен»[4], то есть в образе юноши-воина, в русском искусстве второй половины XVI века и в XVII веке получили распространение иконы святого Христофора с головой собаки. Более ранних примеров до нас не дошло, хотя они, по всей видимости, существовали: первые упоминания о днях памяти святого встречаются в месяцесловах XI–XII веков[5]. Возможно, святого почитали как защитника от заразных болезней и эпидемий. Так, в Великом Новгороде в 1533 году была построена церковь во имя святого Христофора именно во время мора. В Москве одна из эпидемий, прекратившаяся в 1572 году, сопровождалась также построением в Кремле церкви во имя этого святого[6]. К сожалению, никаких конкретных сведений ни о самом храме, ни о его внутреннем убранстве не сохранилось.

Типы русских икон, на которых изображается святой Песьеглавец, различны. В Государственном Историческом музее хранится Минея 1597 года на май месяц, где святой Христофор с открытой пастью и высунутым языком представлен в нижнем ряду святых, рядом со святителем Николаем. В Государственной Третьяковской галерее находится северная дверь иконостаса второй половины XVI века из церкви Троицы в селе Кривом, (Архангельская область), в Череповецком художественном музее – дверь в жертвенник второй половины XVII века. Эти монументальные изображения в рост отличаются по характеру от более камерных, небольших по размеру моленных икон святого, писавшихся, по всей видимости, для частного заказчика. Одна из таких икон – середины XVII века из бывшего собрания П.И. Щукина (ныне в Государственном Историческом музее) – имеет в нижней части ожоги от ставившейся перед ней свечи. Святой в воинских одеждах и развевающемся алом плаще предстоит в молении Спасу Еммануилу, изображенному в левом верхнем углу в сегменте неба. Среди других икон мученика этот образ выделяется не только своей иконографией, но и особым настроением. Христофор представлен не как устрашающий и безобразный песьеглавец, но прежде всего как предстатель пред Господом, усердно молящийся за человеческий род.

Второй половиной XVII века датируется одна из икон небольшого деисусного чина, созданного для домашнего иконостаса (ныне – в Государственном Историческом музее). Это изображение святого Христофора отличается от всех указанных выше: мученик показан прекрасным юношей, держащим песью голову на блюде в правой руке[7]. В левой руке святой держит крест.

Читайте также:
Житие священноисповедника Луки Крымского – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого
Святой Христофор. Фреска на юго-западном столпе Спасо-Преображенского собора в Ярославле. 1563–1564 гг.

Изображение святого на иконе первой половины XVII века из Ростовского музея примечательно тем, что сопровождается поясняющим иконографию текстом. В надписи на фоне, по сторонам от нимба, сообщается, что святой мученик был «родом от песьих глав». В правой руке Христофор держит крест, в левой – опущенный меч.

Изображения святого Христофора Кинокефала встречаются также в монументальной живописи – в росписях церкви Успения в Свияжске (XVI в.), Преображенского собора (1563–1564 гг.) и церкви Николы Мокрого в Ярославле (1673 г.). Кроме того, мученик часто представлен в произведениях лицевого шитья, связанных с заказами именитого семейства Строгановых[8].

История почитания святого в XVIII веке полна противоречий. С одной стороны, на протяжении всего столетия неоднократно ставился вопрос о недопустимости его изображений с головой собаки, с другой – подобные иконы продолжали появляться и бытовать.

В 1707 году в ответ на распоряжение Петра I о соблюдении тех иконописных правил, что были приняты на Большом Московском соборе 1667 года, Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон «противных естеству, истории и истине»[9]. К таковым относились и образы святого песьеглавца. Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия»[10]. На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

По всей видимости, принятие решений относительно образов святого осуществлялось по усмотрению местного церковного начальства. Так, Московская консистория подвергла наказанию священника Варваринской церкви, допустившего изображение Христофора с песьей головой в храме. При этом известно, что подобные образы продавались в иконописных рядах и лавках Москвы[11].

В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. В росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: справа на нимбе виден абрис собачьего лика.

В музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века. Среди примечательных образов XVIII века – икона святых мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови и святого Христофора, предстоящих Спасу Еммануилу (Государственный Исторический музей). Очевидно, что на ней изображены небесные покровители членов семьи заказчика моленного образа.

Святой Христофор (?). Прорись. Первая четверть XIX в. Государственный Исторический музей, Москва

Необходимо отметить, что в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную. Форма черепа несколько меняется, становится более округлой, собачья пасть, некогда показывавшаяся заостренной, открытой или оскаленной, меняется на более добродушную лошадиную морду. В качестве примера можно привести икону конца XVIII века из Государственного музея истории религии, где святого с головой лошади, изображенного на фоне пейзажа в многоцветных доспехах, с крестом и копьем в руках, благословляет Христос. В собрании Исторического музея имеется иконная прорись XIX века – образец для иконописцев, на которой святой Христофор показан тоже с головой, похожей на лошадиную. Существующее объяснение произошедшего изменения в иконографии неумением иконописцев изображать голову собаки[12] представляется неубедительным.

Изучение иконографии и истории почитания святого Христофора выявляет новые стороны русской религиозной жизни XVII–XIX веков.

[1] Максимов Е.Н. Образ Христофора Кинокефала: Опыт сравнительно-мифологического исследования // Древний Восток: К 75-летию академика М.А. Коростовцева. М., 1975. Сб. 1. С. 82.

[2] Сарабьянов В.Д. Церковь святого Георгия в Старой Ладоге. М., 2002. С. 182–183.

[3] Подробнее об этом образе см.: Балабанов К., Крстевски Ц. Керимачке иконе из Винице. Београд, 1991.

[4] Цит. по: Снигирева Э.А. Образ святого Христофора: Предания и действительность // Проблемы формирования и изучения музейной коллекции Государственного музея истории религии. Л., 1990. С. 53.

[5] Лосева О.В. Русские месяцесловы XI–XIV веков. М., 2001. С. 335, 355.

[6] Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи: Опыт исторической классификации. Т. 2. М., 1963. С. 235–236.

[7] Гувакова Е. В. Святой песьеголовец – аберрация, дань православной традиции или иконографический курьез? Обзор икон святого мученика Христофора в собрании фонда древнерусской живописи ГИМ // Труды Государственного Исторического музея. Вып. 143. Забелинские чтения 2003. М., 2004. С. 59.

[8] См.: Силкин А.В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 87. Кат. 21, 23, 79, 80, 83–85, 86, 88, 95, 127, 144.

[9] Снигирева Э.А. Указ. соч. С. 56.

[10] Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2003. С. 231. Кат. 68.

Читайте также:
Ефрем Сирин: житие и биография святого, книги и творения

[11] Снигирева Э.А. Указ. соч. С. 59.

[12] Владимирский В., священник. Животные в церковной живописи // О церковной живописи. Сб. ст. СПб., 1998. С. 234

Святой Христофор Псеглавый — почему мученика изображали с головой собаки?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Время: первая половина XIX века.

Где написали икону: Урал, город Невьянск.

Город Невьянск находится на Среднем Урале. По переписи 1832 года 43% невьянцев назвали себя старообрядцами. В этот регион ехали в основном те, кто не хотел попадаться властям.

Где находится: ГАУК НСО «Новосибирский государственный краеведческий музей».

Мученик Христофор

До крещения его звали Репрев, жил он на рубеже III–IV веков в Северной Африке, которая в то время была частью Римской империи. Он был сильным и высоким человеком, служил в императорской армии. Перед походом на гóтов император Деций потребовал от солдат принести жертву идолам, но Христофор отказался, объявив себя христианином. За это его мучили, а затем обезглавили.

В западной традиции есть предание, что Христофор до крещения начал искать самого сильного Бога. Он пошел к царю, но тот боялся демонов. Изучал демонологию, но демоны боялись Христа. А Христа он обрел в виде Мальчика, который попросил перенести Его через реку. На середине брода могучий Репрев понял, что Мальчик стал невероятно тяжел. В этот момент ему открылся Христос, сказав: «Иди, с Моей помощью обязательно перейдешь». И после этого стал невидим.

Христофор — значит «носящий Христа». Имя перекликается с преданием о явлении Христа Христофору в виде мальчика, которого святой нес через реку. Этот сюжет изображали многие великие художники: Босх, Мемлинг, Виц и другие.

Почитание на Руси

Почитание святого Христофора на Руси начинается с XIII–XIV веков. Образ с головой пса становится особо популярным: пишется много икон, строятся несколько храмов в честь мученика.

В 1666 году в Москве проходит церковный Собор, который утверждает реформы Патриарха Никона, после которых начинается старообрядческий раскол. Также запрещается изображение мученика Христофора с головой пса. Старообрядцы не принимают решения этого Собора и продолжают изображать святого как раньше.

Запрет на изображение святого Христофора с головой пса относится к созданию новых изображений. В некоторых храмах и монастырях старинные иконы и росписи оставили как было (Успенский монастырь, г. Свияжск), а где-то написали поверх песьего новый, человеческий лик (Спасо-Преображенский собор, Ярославль).

В западной традиции святой Христофор считается покровителем паломников. Изображение святого можно встретить на кольцах и медальонах. Паломник во время путешествия к святому месту должен идти с молитвой и таким образом нести в себе Христа. А изображение святого Христофора напоминает ему об этом.

Откуда взялась голова пса

Святого Христофора рано стали изображать с головой пса. Причин для этого несколько. В те времена верили, что люди с собачьими головами действительно существуют — об этом писали путешественники (например, Марко Поло) и даже историки (Геродот). И если первые таким образом просто привлекали к себе внимание, то историки кое-что похожее действительно видели: это были полудикие племена берберов в Западном Египте, которых охотно брали в армию Римской империи. Во время боя для устрашения они надевали на себя шкуры и головы животных. Скорее всего, святой Христофор был родом из этого племени.

О происхождении головы пса есть и такое предание: император Деций, пытаясь добиться от Христофора поклонения идолам, подослал к нему двух блудниц. И святой, будучи очень красивым, просит Бога обезобразить свою внешность. Поэтому на иконе святого Христофора изображают не только с головой пса, но и как очень уродливого человека.

Страдание святого мученика Христофора

О сем преславном мученике 3052 рассказывают нечто странное и необыкновенное, будто он имел песью голову и происходил из страны людоедов 3053 . Когда одним комитом 3054 он взят был на войне в плен, то не обладал даром человеческой речи. Он помолился Богу, и Господь послал к нему ангела, который сказал ему: «Мужайся, Репрев!» – таково было его первое имя, – а потом прикоснулся к его устам и сообщил ему чрез это способность говорить. Когда после сего он прибыл в один город, то стал обличать тех, которые преследовали христиан. За это некий Вакх избил его, но он в ответ на это сказал Вакху, что принимает со смирением от него побои только ради заповеди Христа, а если бы он поддался гневу, то не устоял бы ни сам Вакх, ни даже сила императора, которую он обратил бы в ничто. Вскоре за ним было прислано двести человек воинов, чтобы привести его к императору 3055 , и, когда они шли, то на пути совершенно сухой жезл, бывший в руках святого, чудесно расцвел, а затем когда во время путешествия у воинов не хватило хлеба, то он умножил его в изобилии. Это великое чудо привело в удивление воинов, и они уверовали во Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом, святым священномучеником Вавилою, причем святому вместо Репрева дано было имя Христофора. Когда святой приведен был к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа, но не явными мерами насилия, а хитростью сперва изменить его настроение, а потом ласкою склонить его к исполнению своей воли. С этою целью он велел позвать двух женщин – блудниц, красивых лицом и готовых отдать себя на блудное соединение, которые соблазнительными беседами возбуждали в молодых людях непреодолимое, безумное стремление к блудодеянию. Имя одной из этих женщин было Каллиникия, а другой – Акилина. Император велел им войти к святому и внушить ему различные соблазнительные мысли, как это было у них в обычае, чтобы, побуждаемый преступною любовью к ним, он согласился отречься от веры во Христа и принести жертву языческим богам, но святой Христофор стал их поучать вере во Христа и своим словом отвратил их от идолослужения. Вернувшись к императору, они объявили себя христианками, за что подвергнуты были жестоким мучениям и, потерпевши таким образом страдания за веру во Христа, восприняли мученические венцы. Сильно разгневавшись на этих женщин, император велел привести к нему святого Христофора и стал издеваться над ним по поводу необыкновенного вида его лица, но святой в ответ на это назвал его вместилищем действий диавола, ибо такой смысл имело имя императора Декия. После этого император приговорил к смерти тех двести человек воинов, которые были посланы, чтобы привести к нему святого Христофора и которые приняли святое крещение вместе с ним, так как они пришли к святому и на глазах императора поклонились ему. Он велел всем им отсечь головы, а тела их сжечь, святого же Христофора приказал заключить в медный сосуд, прибить его в нем гвоздями, а затем сосуд раскалить, но когда это было исполнено, то святой остался невредимым. Не испытывая никаких страданий ни от огня, ни от пригвождения, он стоял в раскаленном сосуде, как бы в какой приятной прохладе. Многим из присутствовавших это показалось обманом, а верующим святой совершенно правдиво и с радостью рассказал, что во время истязания он видел какого-то весьма высокого ростом и прекрасного видом, одетого в белые одежды мужа, который исходящим от него светом превосходил солнце и имел на главе своей блестящий венец, что его окружало множество воинов, с которыми какие-то черные и смрадные арапы вели борьбу, стараясь схватить и увлечь его, но этот страшный вождь с гневом взглянул на них и своим взглядом привел в смятение и поразил все это вражеское воинство, а ему дал силы без вреда перенести мучение. Слыша такой рассказ и видя святого совершенно невредимым, многие из народа поверили ему и обратились ко Христу, а затем вынули святого из раскаленного сосуда, за что и были изрублены царскими палачами. После сего святому Христофору привязали на шею камень и бросили его в колодец, но ангел извлек его оттуда, потом надели на него раскаленную медную одежду и наконец отсекли ему мечом голову 3056 . Память святого Христофора и других святых мучеников, с ним пострадавших, празднуется в Кипариссии 3057 в день его кончины, близком ко дню кончины святого великомученика Георгия.

Читайте также:
Житие Беды Достопочтенного - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Тропарь, глас 4:

Одеждами от кровей украшаяйся, Господеви предстоиши Царю сил, Христофоре приснопамятне: отонудуже со безплотными и мученики поеши трисвятым и страшным сладкопением: темже молитвами твоими спасай стадо твое.

Память святого Христофора весьма чтится как на востоке, так еще больше на западе, особенно в Испании. На западе прибегают к нему во время заразительных болезней.

Одни утверждают, что святой Христофор по происхождению своему был хананеем, а другие производят его от канинеев (canis – собака) или кинокефалов антропофагов. Песий вид святого в славянском Прологе отвергается, а Никодим в Синаксаристе дает ему только безобразный вид.

Комитами назывались царские телохранители, а впоследствии этот титул стал прилагаться вообще к лицам, составлявшим свиту проконсулов, областеначальников и др.

Согласно с греческими прологами Ассемани полагает, что это был император Декий, царствовавший в Римской империи с 249 до 251г.

Святой мученик скончался в Ликии при императоре Декии ок. 250 г. Согласно с актами мученика день его кончины все древнейшие календари, восточные и западные, относят к 23 апреля.

Кипариссий или Кипарисс – местность в Константинополе.

Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней Св. Димитрия Ростовского : С доп., объясн. примеч. и изображениями св. – Репр. изд. – Печенга (Мурман. обл.) : Трифонов Печенг. монастырь ; М. : Кн. дело, 2003-. (ОАО Можайский полигр. комб.). / Кн. 7: Март. – 2003. – 750, [2] с.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: