Ефросинья Полоцкая: житие и биография, факты из жизни, мощи и памятник, почитание и дни памяти, в чем помогает

Ефросинья Полоцкая – первая женщина библиотекарь на Руси

Евфросиния Полоцкая является первой прославленной на Руси игуменьей, наставницей христиан, выбравших путь самоотречения и служения Богу. Эту Святую считают «матерью женского монашества», первой женщиной, которая стала просветительницей православных инокинь.

Главным источником сведений о Евфросинии является ее житие, созданное в конце XII столетия. По мнению ученых, этот труд создавался двоюродной сестрой игуменьи – Евпраксией, которая сопровождала ее во время паломничества в Иерусалим. Почитать преподобную Евфросинию стали еще при ее жизни. Сегодня это имя неотрывно связывается с духовностью и культурным развитием Беларуси. Днем памяти святой подвижницы православная церковь определяет 5 июня.

  1. История жизни
  2. Раннее принятие монашества
  3. Духовные подвиги
  4. Знаменитый золотой крест
  5. Просветительские деяния
  6. Завершение земного пути
  7. Иконы святой подвижницы
  8. Храмы и памятники
  9. О чем молиться великой праведнице

История жизни

Евфросиния Полоцкая (вторая форма имени – Ефросинья) до принятия монашества была известна в миру как Предслава. Точная дата рождения монахини не установлена. Предполагается, что она появилась на свет между 1100 и 1104 гг. 23 мая или 25 мая.

Биография великой подвижницы содержит в себе много интересных фактов. Она родилась в семье витебского князя Святослава Всеславича. Годы ее жизни попадают на период существования Полоцкого княжества.

Раннее принятие монашества

С детских лет Предславу влекли религиозная среда и духовная литература. Она рано изучила Псалтирь, прочла Священное Писание и удивляла окружающих своей небывалой мудростью. Любовь к чтению подрастающая княгиня неизменно сочетала с усердными молитвами. Кроме острого ума, она отличалась редкой красотой. Слава о юной наследнице витебского князя разнеслась по всей русской земле, и многие знатные женихи желали взять ее в жены.

В возрасте 12 лет Предслава узнала, что родители решили обручить ее с одним из князей. Не желая следовать их воле, она покинула отчий дом и стала просить о постриге свою тетю – игуменью Романию.

Убедившись в серьезности намерений юной девушки и ее искреннем стремлении служить Господу, настоятельница приняла решение об иночестве Предславы. Не побоявшись прогневать ее родителей, она приняла отроковицу в монастырь и нарекла Евфросинией.

Духовные подвиги

После пострига Евфросиния пребывала в женском монастыре. В дальнейшем она получила благословение епископа Илии и стала затворницей Софийского собора, расположенного в пределах Полоцка.

В этот период своей жизни Ефросинья Полоцкая несколько раз получила Божественное откровение: перед ней предстал Ангел, указавший, где надлежит появиться новой женской обители. Монахине было велено покинуть свою келью и приступить к основанию монастыря.

Старинная легенда повествует о том, что такое же видение было у епископа Илии. Следуя небесному указанию, он благословил инокиню на великие деяния и приказал никому не мешать ей.

После описанных событий Евфросиния приступила к основанию девической обители при церкви Святого Спаса на Сельце, получившей название Спасо-Евфросиниевского православного женского монастыря. Также она инициировала возведение мужской обители. Оба ее «детища» стали центрами просвещения в Полоцком княжестве. Мужской монастырь, основанный Евфросинией Полоцкой, со временем перестал существовать. Спасо-Евфросиниевский монастырь является действующим по сей день.

Евфросинию назначили игуменьей нововозведенной обители. В скором времени сюда прибыли ее сестры – Градислава, ставшая в монашестве Евдокией, и Звенислава, известная в дальнейшем под именем Евпраксии.

Знаменитый золотой крест

В 1161 г. настоятельница Евфросиния заказала у известного мастера крест-ковчег, в котором собиралась хранить христианские реликвии (кровь Христа, частицу гроба Господня, фрагмент камня из гроба Пресвятой Богородицы). На кресте имелись изображения Спасителя, Девы Марии, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Павла и Петра, самой игуменьи, а также Иоанна Предтечи. Для украшения святыни мастер воспользовался драгоценными камнями и металлами.

Впоследствии это уникальное изделие, созданное лучшим ювелиром Киевской Руси Лазарем Богшей, стало именоваться «крестом Евфросинии Полоцкой». В 1941 г. святыню бесследно утеряли. В 1997 г. она была восстановлена брестским мастером. Человек, воссоздавший крест, изготовил его полноразмерную копию. На сегодняшний день реликвия хранится в Свято-Евфросиниевском Полоцком монастыре.

Орден Креста Преподобной Евфросинии Полоцкой является высшей наградой, которую можно получить за особые заслуги. Он был учрежден Синодом Белорусской православной церкви 24 сентября 1998 г. Орден выполнен в форме 4-конечного квадратного креста. В его центральной части изображен круг, содержащий детализированное изображение Креста Евфросинии Полоцкой.

Просветительские деяния

Евфросиния Полоцкая вошла в историю как самая образованная женщина своего времени, а также как первая монахиня-библиотекарь на Руси. В перерывах между чтением молитв игуменья занималась переписыванием рукописных текстов. В те времена такой вид деятельности преимущественно считался мужским, так как подразумевал немалые усилия: переписчики работали не на столе, а на ладони, писали крупно, без наклона, тщательно отделяя каждую букву. Также требовалось хорошо владеть грамотой, оформлять первые буквы и заголовки витиеватым орнаментом, что подразумевало наличие у мастера эстетического вкуса.

Переписанная Евфросинией литература продавалась богатым церквям и монастырям. Полученные средства раздавались беднякам. Для небогатых церквей настоятельница переписывала духовные книги безвозмездно.

Чтобы сделать переписку священных текстов более масштабной, Евфросиния открывала монастырские мастерские. Также она занималась основанием школ для детей, которые обучались грамоте по написанным ею книгам. Примечательно, что большинство учеников были не знатного рода, а происходили из простых семей.

Кроме образования, деятельность Святой распространялась и на другие направления. Игуменья поддерживала новаторские идеи живописцев, зодчих, стремилась объединять лучших мастеров вокруг себя.

Будучи одной из умнейших монахинь своей эпохи, преподобная Евфросиния также участвовала в политической и общественной жизни. Она стремилась прекратить вражду между удельными князьями, благодаря чему имела репутацию инокини-миротворца.

Завершение земного пути

В пожилом возрасте Евфросиния, сопровождаемая сестрой Евпраксией и братом Давыдом, решила посетить Константинополь, а затем Иерусалим. В 1167 (1173) г. она прибыла в святую землю, где смогла воплотить в реальность свою давнюю мечту и поклониться гробу Господнему. Вскоре настоятельнице было видение, из которого она узнала о своей скорой кончине. После непродолжительной болезни преподобная Евфросиния отдала душу Богу. Случилось это 23 мая 1167 или 1173 г. Тело великой праведницы похоронили недалеко от Иерусалима, в обители Св. Феодосия. По преданию, здесь также обрели вечный покой многие святые богоугодницы.

В 1187 г. гроб с мощами Евфросинии Полоцкой перенесли в одну из пещер Киево-Печерской лавры. В 1910 г. император Николай II издал указ, согласно которому останки подвижницы вернулись в Спасо-Евфросиниевский монастырь. Здесь их поместили в кипарисовую раку, отделанную серебром.

Дальнейшая судьба мощей великой богоугодницы была непростой. Во времена Первой мировой войны их перенесли в Ростов. В мае 1922 г. мощи оказались на московской атеистической выставке. Сегодня нетленные останки Святой пребывают в Крестовоздвиженском храме Полоцкой Спасо-Евфросиниевской женской обители.

Иконы святой подвижницы

К самым древним изображениям преподобной Евфросинии относят фреску, расположенную на одном из столпов Преображенской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке, а также небольшую икону, включенную в верхний ряд иконостаса в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. На этом портрете Святая запечатлена в момент чтения молитвы, в мантии и в куколе.

Читайте также:
Амвросий Медиоланский - житие и труды, мощи и дни памяти, творения и письма

В начале XIX века возникло крупное полотно, находящееся сегодня в церкви Спасского монастыря на территории Полоцка. На нем игуменья стоит в келье рядом со столом с книгами. В ее левой руке виден знаменитый крест созданным ювелиром Богшей, а правая ладонь направлена в сторону княжеских регалий. Взгляд великой праведницы устремлен вверх.

Несколько образов Святой Евфросинии имеется в Киево-Печерской лавре, где долгое время оставались нетленные мощи. Изображение просветительницы также присутствует в композиции «Собор Киево-Печерских святых».

Храмы и памятники

Наибольшее количество храмов Святой Евфросинии Полоцкой насчитывается в Беларуси. Также церкви, построенные в честь этой выдающейся женщины, функционируют в России, Украине, Польше, Литве. Посетить храмы великой подвижницы можно в российском Кунцево, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Киеве, Белостоке, Вильнюсе.

Во всем мире существует немало памятников выдающейся игуменьи, которую считают одной из первых просветительниц Восточной Европы. В Минске имеется два монумента, посвященных этой Святой. Первый, расположенный неподалеку от Белорусского государственного университета, был создан в 1999 г. Второй находится вблизи научно-производственного объединения «Агат». Эта композиция, возведенная в 2002 г., считается наиболее интересной и оригинальной. Увидеть ее стремятся многие туристы и паломники, прибывающие в столицу Беларуси.

О чем молиться великой праведнице

При жизни преподобная Евфросиния славилась многими благодетелями, желанием усмирять конфликты, просвещать не только богатых, но и бедных людей. В своих молитвах православные христиане просят ее:

  • о прекращении вражды;
  • о разрушении интриг;
  • о ниспослании мира в семье;
  • о даровании мудрости, новых идей;
  • о придании сил в изучении разных наук.

Акафист Ефросинии Полоцкой помогает защититься от недругов, клеветы, необоснованных претензий. Родители обращаются к преподобной с просьбами вразумить своих чад, которые не имеют рвения к учебе. Выдающейся подвижнице молятся об укреплении веры, способности противостоять искушениям, о милости Божьей, без которой не может процветать ни одна сфера человеческой деятельности.

Преподобная благоверная княгиня Евфросиния Полоцкая: житие, просветительская деятельность, день памяти

В историю домонгольской Руси вошла благоверная княгиня Евфросиния Полоцкая, принадлежавшая к княжескому роду, основателем которого являлся сын князя Владимира Великого и его жены Рогнеды – Изяслав. Свою славу она снискала как выдающийся религиозный деятель и просветитель периода Полоцкого княжества. Несмотря на сравнительно позднюю канонизацию, она входит в число наиболее почитаемых православных святых.

Родственница византийских императоров

Точная дата её рождения вызывает споры у исследователей, но, по мнению наиболее авторитетных специалистов, она приходится на 1104 год. Известно, что во святом крещении будущая святая получила имя Предславы. Впоследствии, при вступлении в монашество, она сменила его на Евфросинью, под которым и вошла в русскую историю.

В 1068 году дед княгини, князь Всеслав Брячиславич, отвоевавший мечом киевский престол, посадил на удельные княжения своих сыновей, но так как отец Евфросинии – Святослав Всеславич был младшим из них, то свой родной Полоцк, являвшийся крупным торговым и административным центром, в управление он не получил. Есть мнение ряда учёных, что для княжения ему был предоставлен менее значимый по тем временам Витебск. В нём, как принято полагать, и появилась на свет преподобная Евфросиния Полоцкая.

Также вызывает дискуссию в научном мире и имя матери будущей святой. Наиболее вероятной считается старшая дочь Владимира Мономаха – София. Если это мнение справедливо, то сама Евфросиния Полоцкая приходится родственницей византийскому императору Мануилу I Комнину. Впрочем, многие оспаривают эту точку зрения. Предслава (Евфросиния) была старшим, но не единственным ребёнком в семье. «Повесть временных лет», а также «Житие», составленное после её кончины, упоминают о младших братьях и сёстрах.

Тайный постриг княжеской дочери

Известно, что, получив хорошее домашнее образование, и рано овладев грамотой, Предслава с юных лет пристрастилась к чтению религиозной литературы – единственно доступным по тем временам книгам. Это во многом определило её дальнейшую судьбу. Когда по достижении совершеннолетия, то есть двенадцатилетнего возраста, отец попытался выдать девушку замуж, подыскав ей подходящего в династическом отношении жениха, она категорически отказалась. Более того, порывая связи со светской жизнью, Предслава тайно постриглась в монахини, приняв имя Евфросинии.

Настоятельницей Полоцкого женского монастыря, в котором состоялся постриг, была родная тётка Евфросинии – вдова князя Романа Всеславича. Вначале она всячески противилась решению племянницы, опасаясь гнева отца, и старалась отвратить её от принятого решения. Лишь после длительных уговоров настоятельница благословила девушку на столь решительный шаг.

Её опасения, как оказалось, были не напрасны. «Житие» повествует, что Святослава Всеславича это известие «повергло в печаль», и вместе с ним о случившемся скорбела вся семья. Однако, рассудив, что «на всё Воля Божья», он смирился, и попыток вернуть беглянку не предпринимал.

Начало просветительской деятельности

Поскольку молодая монахиня владела грамотой, в качестве послушания ей была поручена переписка церковных книг – книгопечатания, как известно, в те времена ещё не существовало. Поселившись в специально отведённой ей келье при Софийском соборе, Евфросиния Полоцкая трудилась все дни в скриптории – особом помещении, предназначенном для работы писцов.

В те давние времена процесс письма представлял собой нелёгкую физическую работу, которой занимались почти исключительно мужчины. Достаточно сказать, что писать в ту эпоху было принято не на столе, а на ладони левой руки, локоть которой упирался в колено. Текст наносился на пергамент – материал из сыромятной недубленой кожи. Уставной шрифт, должен был быть крупным, прямым без наклона, при этом буквы отделялись друг от друга равными интервалами.

Читайте также:
Житие святой Марии Магдалины - полное жизнеописание и история, чудеса и мощи, дни памяти и потомки

Кроме безукоризненного знания грамоты, переписчик обязан был обладать и художественными способностями, поскольку заголовки разделов, а также заглавные буквы требовалось оформлять растительным или животным орнаментом. Кроме того, в отдельных случаях текст украшался миниатюрами. Именно в скриптории Софийского собора началась просветительская деятельность Евфросинии Полоцкой.

Основание Спасского монастыря

В 1133 году недалеко от Полоцка в небольшой деревушке Сельцо, являвшейся собственностью местной епархии, началось строительство Спасского женского монастыря. Инициатором этого богоугодного начинания стала Евфросиния Полоцкая. «Житие» рассказывает, что обозначил это место ангел Божий, явившейся ей во сне.

Небесный посланник, указуя перстом на берег реки Полоты, сказал деве, что отныне здесь её место. Это сновидение повторилось трижды, после чего Евфросиния поведала его полоцкому епископу Илие, который в присутствии князя Бориса Всеславича и всех знатных жителей города, объявил, что передаёт Сельцо будущему монастырю.

Строительство Спасского собора

Как свидетельствуют исторические документы, рождение монастыря было отмечено знаменательным событием – началом строительства Спасского собора, инициатором которого также явилась инокиня Евфросиния. Работа по возведению основного объёма здания была выполнена в рекордный по тем временам срок – 30 недель, то есть один строительный сезон.

Разумеется, в столь важном деле не обошлось без помощи Вышних Сил. «Житие» рассказывает, в частности, что однажды, когда у строителей закончился их основной материал плинфа – тонкий обожжённый кирпич квадратной формы, по молитвам Евфросинии, перед ними чудесным образом явилось его недостающее количество.

Строительством в Сельце руководил выдающийся зодчий домонгольского периода Иоанн. Возведённый им и дошедший до наших дней храм Святого Спаса является единственным на территории республики Беларусь сооружением, где в первозданном виде сохранились фрески XII века.

Возведение в сан игуменьи

По завершении строительства храма, преподобная Евфросиния Полоцкая была возведена в сан игуменьи новой обители. Её ближайшими помощницами стали родственницы – двоюродная сестра Звенислава и родная – Гордислава, которую Евфросиния постригла тайно, вызвав в монастырь якобы для обучения грамоте. Узнав о её намерении, отец приехал в монастырь, и в слезах уговаривал свою младшую дочь вернуться домой, но её решение было непреклонно. Обе сестры принесли в дар обители богатые вклады.

Святой образ – дар Константинополя

С именем первой игуменьи Спасского монастыря в Сельце связано появление на Руси одной из её наиболее почитаемых святынь – иконы Богородицы Эфесской. Принято считать, что ещё во дни земной жизни Царицы Небесной евангелистом Лукой были написаны три Её образа. За одним из них Евфросиния послала в Константинополь своего слугу Михаила, снабдив его письмом к императору Мануилу, приходившемуся ей родственником, а также к патриарху Луке Хрисовергу.

Прибыв в Полоцкое княжество, святыня находилась вначале в Спасском, а затем в Богородицком монастырях, после чего в 1239 году была перенесены в Воскресенскую церковь города Торопцы. В советский период она экспонировалась в одном из залов Ленинградского Русского музея, а в 2009 году была временно помещена в церковь святого Александра Невского в посёлке Княжье Озеро Московской области, где находится и поныне.

Святыня, созданная в мастерской Спасского монастыря

Важным этапом просветительской деятельности игуменьи Евфросии стало создание ювелирной и иконописной мастерских в помещениях возглавляемого ей монастыря. В 1161 году одним из наиболее искусных мастеров того времени Лазарем Богше был изготовлен по её заказу наперсный крест с вмонтированным в него реликварием – ковчегом, где хранились нетленные мощи святых угодников. На протяжении многих столетий он являлся святыней белорусского народа, и одновременно памятником его древней письменности.

Хранившийся долгие годы в Спасском монастыре, этот крест был вывезен в XIII веке в Смоленск, а затем в 1514 году по указу Ивана III отправлен в Москву. Его внук – Иван Грозный вернул реликвию на её родину. В период наполеоновского нашествия, чтобы спасти крест от врагов, его замуровали в нишу стены Софийского собора, а после изгнания французов вновь поместили в Спасский монастырь.

Пережив века, и те беды, которые обрушились на Россию, бесценная реликвия была безвозвратно утрачена в советские годы. Ещё во время национализации церковных ценностей её изуродовали, выломав драгоценные камни, и содрав позолоту. Когда же в 1941 году советские войска отступали из Могилёва, крест XII века был брошен на произвол судьбы, после чего бесследно исчез. В статье представлено фото его копии, сделанной в наше время.

Паломничество в Иерусалим

В 1167 году незадолго до своей смерти преподобная Евфросиния, покинув Полоцкое княжество, отправилась во Святую землю поклониться Гробу Господню. Как бы предчувствуя вечную разлуку, полочане устроили ей всенародные проводы, на которые приехали её родные братья Давид, Вячеслав и Василёк. С ними прибыли и две её племянницы – дочери Вячеслава – Ольга и Кирьяна, которых отец просил благословить на принятие монашеского пострига. Покидая основанную ей обитель, Евфросиния Полоцкая поручила управление ей своей родной сестре и ближайшей помощнице Евдокии.

По благословению полоцкого епископа Дионисия, преподобная Евфросиния, сопровождаемая родным братом Давидом и двоюродной сестрой Евпраксией, отправилась в Константинополь, чтобы затем проследовать во Святую Землю. Историки полагают, что эта поездка, осуществлённая не морским, а сухопутным путём, носила также и дипломатический характер. В частности, на одном из её этапов произошла встреча Евфросинии с византийским императором Мануилом, направлявшимся во главе войска в поход против венгров.

Кончина преподобной Евфросинии Полоцкой

В начале 1167 года полоцкая игуменья и сопровождавшая её свита достигли Иерусалима. В те годы святой город принадлежал крестоносцам, и во главе его стоял король Амальрих I, приходившийся Евфросинии дальним родственником. После нескольких дней, проведённых в молитве возле Гроба Господня, знатная паломница неожиданно заболела. Состояние её стало быстро ухудшаться. Не оказала заметной помощи и вода, доставленная по просьбе больной со святой реки Иордан, взятая в месте крещения Иисуса Христа.

Предчувствуя близкую кончину, преподобная Евфросиния обратилась с прошением к настоятелю иерусалимской Лавры Саввы Освященного с просьбой похоронить её в монастырском храме. Однако, это желание не было исполнено, поскольку обитель была мужской, и женщин в неё не допускали ни живых ни мёртвых. Получив отказ, преподобная купила погребальное место в храме монастыря Феодосия Великого, где и была похоронена после того, как 23 мая (ст. стиль) 1167 года Господь призвал её душу в Свои Небесные Чертоги.

Читайте также:
Житие святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским – жизнеописание, чудеса, мощи святых

Возвращение нетленных мощей

После захвата Святого города мусульманами в 1187 году мощи Евфросинии Полоцкой были перевезены в Киево-Печерскую лавру, где упокоились в одной из пещер. Её почитание началось вскоре после кончины, но носило сугубо местный характер. Несмотря на то что самая ранняя икона Евфросинии Полоцкой датируется XVI веком, в этот период за пределами Московского княжества её имя было мало известно.

Официальная канонизация святой произошла сравнительно поздно – лишь в 1893 году. Тогда же был установлен день памяти Евфросинии Полоцкой, отмечаемый 5 июня как Православной, так и Грекокатолической церковью.

На протяжении многих десятилетий начиная с 1833 года жители Полоцка, добивались переноса мощей преподобной Евфросинии из Киева в их родной город. После долгих проволочек и бюрократических препон, разрешение на это было дано лишь в 1910 году императором Николаем II. В день блаженной кончины праведницы 23 мая (ст.стиль) того же года её мощи были доставлены в Полоцк и торжественно помещены в Спасский собор, где для них была приготовлена кипарисовая рака, покрытая чеканным серебром.

Памятник, открытый в Полоцке

27 сентября 2000 года в день празднования Воздвижения Креста Господня был открыт памятник Евфросинии Полоцкой. Полоцк в тот день отдавал долг памяти святой, оставившей столь яркий след в его истории. Автором композиции является скульптор Игорь Голубев. На торжественной церемонии присутствовали как жители города, так и многочисленные гости, собравшиеся ради этого знаменательного события.

О чем молятся Евфросинии Полоцкой?

Во дни своей земной жизни преподобная прославилась тем, что усмиряла конфликты, интриги и много потрудилась создавая основы культуры и искусства своего народа. И сегодня многие паломники, приходящие в Спасский собор Полоцка, или возносящие молитвы у себя дома, просят её ходатайства перед Небесным Престолом о ниспослании мира в семье и обществе, о разрушении интриг, создаваемых недругами, а также милости Божьей, столь необходимой нам во всех областях жизни.

Евфросиния Полоцкая – женщина со стальным характером

Евфросиния Полоцкая (5 июня день памяти) могла стать женой князя и даже короля, но в 12 лет выбрала путь, лишенный земных радостей. Зато сохранила за собой право принимать решения в родном княжестве.

Она предчувствовала свой уход, но отправилась из родного Полоцка в Святую землю, где и умерла. Ее останки вернулись на родину только спустя почти 800 лет.

Евфросиния Полоцкая – монахиня, просветительница, святая. Нас с этой удивительной женщиной разделяет почти тысячелетие, но результат ее трудов мы ощущаем и сегодня. И еще один удивительный факт – про Евфросинию мы знаем достаточно много, хотя многие исторические личности, родившиеся значительно позже, остаются для нас загадками.

– Главный источник информации о Евфросинии – ее «Житие», – рассказывает кандидат исторических наук, доцент Полоцкого университета Галина Мысливец. – Считается, что написано оно было в конце XII века. По тому, какие факты в нем приводятся, понятно, что человек, их писавший, должен был не только знать преподобную, но и быть близким ей человеком. Многие ученые считают, что писала «Житие» сестра Евфросинии – Евпраксия, которая сопровождала ее в паломничестве в Иерусалим.

Отказалась выходить замуж и взяла на себя мужскую работу

До ухода в монастырь Евфросиния была Предславой из рода Брячиславовичей. Ее дедом был князь Всеслав Брячиславич, а прапрапрабабкой – Рогнеда.

– Она действительно могла стать королевой?

– Ей и прочили в мужья князя. Историки еще гадают, от свадьбы с каким конкретным князем отказалась 12-летняя Предслава. Возможно, через этот брак могли породниться многие земли – Киевская, Новгородская…. Но она выбрала другой путь.

– Ей так жених не понравился?

– Скорее всего, она его и не видела. Но Предслава считала, что если выйдет замуж, имя ее канет в Лету, она повторит судьбу многих княжеских дочерей, которые вышли замуж, родили детей-престолонаследников. И на этом их миссия заканчивалась.

– Она об этом могла думать в 12 лет?

– В «Житии» указано, что да. Для XII века это был вполне сознательный возраст, в 16 лет девушки становились матерями.

– У нее был сильный характер, если она могла противостоять воле семьи, отца и уйти в монашки…

– Не просто сильный, скорее, стальной характер, который и позволил осуществить все те преобразования, за которые мы сегодня ее почитаем. Она, несомненно, обладала даром убеждения – сподвигла и младшую сестру принять монашеский постриг. Хотя у семьи именно на младшую дочь оставались надежды на будущее замужество. Позже, когда брат Евфросинии со своими двумя дочерьми приехал прощаться с ней перед паломничеством на Святую землю, она увидела печать божью на своих племянницах, и после разговора с ними постригла их в монашки. Брат узнал об этом, как и их отец, только по факту, когда дороги назад уже не было.

Считалось, что если она видела в человеке искру, чувствовала, что он может быть полезен в строительстве монастыря, ни на какие сантименты не обращала внимания. Но объяснить такое поведение Евфросинии можно тем, что ей нужны были единомышленники.

Известно, что княжеская дочка Предслава к 12 годам получила хорошее образование, владела языками, могла переводить. Поэтому после принятия монашеского сана Евфросиния стала переписывать книги.

Она попросила у епископа Илии выделить ей место в Софийском соборе. Возможно, ее тянуло туда, потому что там была самая большая библиотека и потому, что основан собор был ее дедом Всеславом. Но занятие это было очень трудное, посильное только мужчинам. Нужно было сидеть в определенной позе, писать не на столе, а фактически на колене.

А потом, как сказано в «Житии», Евфросинии явился ангел, который указал, что она должна начать строительство своего монастыря.

И путь от Софийского собора до места, где Спасо-Евфросиниевский монастырь располагается и сегодня, она вместе с няней, тоже постригшейся в монашки, преодолела пешком. Сегодня эту дорогу на автомобиле можно проехать минут за 5-10, а в начале XII века это было серьезным испытанием. С собой у Евфросинии был только посох и хлеб.

Читайте также:
Житие князя Даниила Московского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Местность, на которой строился монастырь, епископ передал ей во владение, – рассказывает историк. – Первые годы в монастыре жили всего 5-6 монахинь – сама Евфросиния, ее няня, двоюродная сестра, потом родная младшая сестра.

Уже потом возникли школа, иконописная мастерская, скрипторий по переписыванию книг. В монастырь стали приходить другие женщины, приносили свое приданое.

– Евфросиния оставалась влиятельной женщиной в Полоцком княжестве. Могла влиять даже на политику?

– Да, несмотря на то, что она была монахиней, которую светская жизнь не должна касаться. Но были времена, когда в Полоцком княжестве не оставалось преемников во власти – в 1129 году родители Евфросинии, ее семья была выслана из Полоцка из-за междоусобных войн с Киевским княжеством.

И тогда Евфросиния участвовала в вечевых собраниях, имела право голоса как представитель правящей династии.

Как писалось в «Житии», своим авторитетом она могла примирять враждующие княжеские кланы, сглаживала конфликты. Печати, которые находят на территории Спасского монастыря, говорят о том, что Евфросиния играла роль в политической жизни. Вполне возможно, именно она поддержала своего брата Василько, который взошел на престол.

Для XII века это исключительный момент. Найти в истории той эпохи такие же примеры крайне сложно. Не каждый знаменитый мужчина может похвастаться такими достижениями: построить два монастыря – мужской и женский, две церкви (до наших дней сохранилась только Спасо-Преображенская.– Ред.), по ее просьбе Богородичской церкви был передан уникальный Эфесский образ Богоматери (сегодня неизвестно, где находится подлинник этой иконы. – Ред.), а также создан знаменитый шестиконечный крест…

Крест Евфросинии

История Креста Евфросинии Полоцкой – удивительная и трагическая. После ее смерти крест берегли, не окунали в воду во время освящения, а использовали для этого его реплики – копии. В следующие века он переходил из рук в руки, пока не оказался в Москве.

Иван Грозный пообещал вернуть его в Полоцк в обмен на помощь в завоевании города, – рассказывает Галина Мысливец. – И обещание выполнил. Возможно, царь побоялся проклятия креста, которое грозило всякому, кто вынесет его из Спасской обители.

Во время войны 1812 года крест замуровали в стену Софийского собора. Спасо-Евфросиниевский монастырь, который после XV века принадлежал то католикам, то униатам, вернулся к православной церкви в 1840 году. Ради его восстановления архиепископ полоцкий Василий Лужинский привез крест Евфросинии в Москву и Санкт-Петербург, объездил дома военачальников и вельмож, к нему прикладывался и Николай I вместе с семьей – царь прекрасно знал, что это за реликвия. В итоге было собрано большое количество пожертвований, которых хватило, чтобы восстановить монастырь. Тогда же появилось и первое ходатайство о переносе мощей Евфросинии в Полоцк.

– Где тогда находились мощи?

– В Киево-Печерской Лавре.

– Как они туда попали, ведь умерла Евфросиния в Иерусалиме?

– Есть разные версии. Очень часто в различных источниках было написано, что ее мощи были перенесены монахами лавры в 1178 году, так как султан Саладин завоевал Иерусалим, и все православные святыни должны были быть спасены. Но по историческим данным, Саладин Иерусалим не захватывал, перевозить мощи было бессмысленно. Скорее всего, их перенесли в Киев позднее – в конце XVI века, когда и появляются упоминания о мощах в Лавре. Тогда же стало известно, что мощи Евфросинии нетленны.

– А Евфросиния, уходя в Иерусалим, предчувствовала, что уже не вернется?

– Думаю, да. Ей было около 70 лет. Перед уходом она собрала родственников, попрощалась. Возможно, она хотела закончить свой путь на Святой земле. Когда в Иерусалиме Евфросиния заболела, она послала своих приближенных, двоюродную сестру Евпраксию, чтобы они из Иордана набрали воды и омыли ее. В «Житии» указывается видение ангела, который сказал ей, что жизнь земная заканчивается.

Мощи Евфросинии выставляли на атеистической выставке

– Как же получилось перенести мощи в Полоцк?

– Киевские митрополиты были против перенесения мощей из Лавры. Ходатайство о возвращении появилось сразу после воссоздания монастыря, который только тогда стал называться Спасо-Евфросиниевским, раньше это был просто монастырь Спаса. Но все ходатайства отклоняли, правда, в 1876 году удалось привезти перст правой руки в Спасский храм. Но полочане мечтали перевезти все мощи. И только Николай II, человек достаточно боголюбивый, поддержал ходатайство. С 1909 года началась подготовка к перевозке мощей в Полоцк. Был разработан церемониал – к Евфросинии относились и как к княжне, и как к святой. Чудеса исцеления, которые происходили по пути возвращения мощей преподобной на родину, описаны в двух брошюрах. На церемонии присутствовали члены царской семьи. И с 1910 по 1917 годы был пик почитания Евфросинии Полоцкой.

– А что случилось с мощами и монастырем после революции?

– В 1914 – 17 годах боялись, что немцы войдут в Полоцк, мощи увезли в Ростов. В 1918-м или 19-м их вернули в Полоцк. И сразу советская власть стала бороться с культом святых: монастырь закрыли, мощи вскрыли, но люди стали молиться у них, падать на колени.

Поэтому мощи перевезли в Витебский атеистический музей, так как желаемого эффекта по развенчанию мифа о святости Евфросинии не произошло. В музее они были выставлены без одеяния, что воспринималось верующими как святотатство.

И только во время оккупации в 1943 году мощи вернули в монастырь, который был вновь открыт. В конце 1961 года он был закрыт, монахини распущены. Действовала только Спасо-Преображенская церковь, которую построила Евфросиния, мощи были в ней, хотя предполагали отдать их в Полоцкий краеведческий музей. Но что-то уберегло… А церковь как приходская действовала все эти годы.

Крест Евфросинии Полоцкой был утерян в самом начале войны и следы его до сих пор не найдены. А чудеса исцеления, которые связывают со святой Евфросинией, происходят и сегодня. Их летопись ведется в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Жизнь священномученика Фаддея Успенского

Истинный подвиг христианства проявляется в вере, превозносимой над страданиями и испытаниями. Архиепископ Фаддей Успенский — священномученик, ставший примером истинной веры и терпения, отдавший жизнь на служение Богу и людям, достигшим святости. В его глазах всегда отражалась детская радость при произношении имени Христа и серьезность, казалось, что святой видит то, что скрыто от многих.

Читайте также:
Житие святителя Димитрия, Митрополита Ростовского - жизнеописание, чудеса, мощи святого

Молодые годы и вступление в монашество

12 ноября 1872 года появилось на свет дитя мужского рода, которого назвали Иваном, сыном Василия. В роду Успенских, проживавших в селе Наруксово, что в Лукояновском уезде Саратовской губернии, как отец, так и дедушка мальчика были священнослужителями. Местному благочинному, протоиерею Василию Федоровичу и его жене Лидии Андреевне Бог даровал девять сыновей и двух дочерей. Дети воспитывались по строгим христианским канонам, в любви к Спасителю и человечеству.

Окончив Нижегородскую духовную семинарию, молодой выпускник пополняет ряды студентов Московской духовной академии, из ее стен в 1896 году выпускается, как кандидат богословия.

Иван жаждет исследования Библии, и в 1901 году защищает магистерский проект «Единство книги пророка Исайи». Будучи магистром, задумывается о принятии монашества, его останавливает только одна мысль, сможет ли он при этом служить людям. На решение юноши оказывает влияние отец, ближайший советник, и друг Антоний, возглавлявший на то время академию.

В конце лета 1897 года магистерский богослов стал монахом с именем Фаддей, его рукополагают в иеродиакона и направляют в качестве преподавателя в духовную семинарию Смоленска. В 1900 году иеродиакон читает основы богословия уфимским семинаристам.

Интересно! 15 марта 1902 года Фаддей рукополагается в сан архимандрита, тогда же выходит из печати его богословская работа «Записки по дидактике» об основах педагогики и воспитания в церкви.

8 января 1903 года Олонцевская семинария встречает нового ректора, тридцатилетнего архимандрита Успенского.

Путь епископства

21 декабря 1908 года совершается хиротония по посвящению в епископы Владимиро-Волынского Фаддея Успенского в присутствии архиепископа Антония (Храповицкого), епископов Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова), Холмского и Люблинского Евлогия (Георгиевского) и Белостокского Владимира (Тихоницкогоим).

Через пять лет уже первый викарий Фаддей по-прежнему придерживается монашеского подвига, пребывая в молитвенном времяпровождении, придерживаясь всех постов.

В 1916 году заболел епископ Владикавказский Антонин (Грановский), на его место временно пребывает Успенский, но в начале 1917 года снова возвращается во Владимиро-Волынскую епархию, возглавив ее в 1919 году после отъезда на рубеж архиепископа Евлогия (Гергиевского).

Во время установления Украинской народной республики в 1921-1922 годах епископу, проповедовавшему в Житомире, городе без христианских построек, было выдвинуто обвинение в организации антиреволюционного движения. После ареста его отправили в тюрьму Харькова, а оттуда выслали в Москву, под ответственность патриарха Тихона.

13 марта архиепископ получает назначение возглавить кафедру в Астрахани, но по ложному обвинению лидера обновленцев митрополита Агафангела снова попадает под арест. Владыку Успенского и митрополита Кирилла (Смирнова) закрыли в тюрьме с оголтелыми преступниками, камеры были заполнены людьми, и священнослужители спали на полу.

По воспоминаниям владыки Смирнова священномученик Фаддей всегда находился в спокойствии и радости, он никогда не унывал, утверждая, что именно тогда они пребывали в настоящем христианском времени, когда Христос особым образом проявлял Свое присутствие. Все продукты, поступающие от христиан, священники делили между заключенными, проявляя таким образом любовь Христа.

1923 год епископ провел в ссылке в Зырянске, затем вернулся в Волоколамск, служа в церквях Москвы.

В конце 1923 года он приступает к правлению Астраханской кафедрой в сане архиерея, ведя крайне скромную жизнь, одеваясь в залатанную рясу и чиненные несколько раз сапоги. После богослужений архиерей беседовал с людьми, неся в массы Евангельское свидетельствование и свет Святого Писания.

Важно! За подвиг человеколюбия Фаддей Успенский назван патриархом Тихоном святым человеком, светильником Церкви, примером аскетизма и силы духа.

После серии арестов архиепископов владыка Успенский в конце 1926 года отправляется в Москву для принятия руководства церковью, но его арестовывают в Саратове и отправляют в Кузнецк до 1927 года.

В 1927-1928 годах служит на кафедрах Пятигорска и Саратова. Власть раздражала любовь паствы к священнику, проповедовавшему по несколько часов.

В конце 1928 года владыка переводится в Тверь, в сане архиепископа Калининского и Кашинского проповедует и принимает прихожан для личных бесед.

Наделенный даром прозорливости священник никому не отказывает в совете и помощи, сохраняя:

  • монашескую красоту;
  • мистический склад души;
  • аскетические подвиги;
  • ревностное отношение к Церкви;
  • смиренность;
  • терпение;
  • кротость;
  • беспредельную доброту.

Епископ Фаддей на отдых уезжал на дачу, где всю работу выполнял сам, принимая людей и помогая им советом и молитвой.

В конце сентября 1936 года священномученик Успенский был лишен властями регистрации, но и после запрета продолжал свое служение.

1937 год стал временем массовых арестов. Многие священники не выдерживали пыток, писали клеветнические показания на братьев. По одному из таких клеветнических сведений 20 декабря 1937 года был арестован и владыка Фаддей за контрреволюционную деятельность.

Арест и мученическая смерть

Архиепископ Фаддей никогда не участвовал в политическом движении, на допросах держался мужественно и с достоинством, что по-особенному бесило тюремщиков. Они отправили святого в камеру к уголовникам, которые начали издевательства с самой первой минуты его пребывания в камере. Владыка спал под нарами, отдав свою подушку одному из заключенных.

Господь явил Свою любовь к верному сыну, послав на помощь Богородицу. Пречистая Матерь Божья явилась к старшему уголовнику и приказала оставить святого в покое, грозя лютой смертью. Утром, выслушав товарища, уголовники склонились под нары, но были ослеплены ярким светом, изливающимся с места покоя священника. Ярые уголовники упали на колени, прося прощения у святого, после чего начали заботиться о нем. Об этом стало известно руководству тюрьмы и владыку перевели в другую камеру.

Всего 10 дней в тюрьме изменили жизнь некоторых уголовников, но самого архиепископа Фаддея приговорили к расстрелу, его святость настолько ожесточила следователя, что тот настоял на утоплении владыки в тюрьме.

Благодаря содействию тюремного врача, передавшему весть о месте захоронения святого на волю, в будущем стало возможным обрести его мощи.

Память и причисление к лику святых

Как только сошел снег, по весне 1938 года православными верующими была вскрыта могила святого, в которую его тело было просто брошено в землю, и сделано перезахоронение в наскоро сколоченном гробу. Местоблюстителем Митрополитом Сергием Страгородским было произведено отпевание заочно. Надпись на кресте власти мгновенно уничтожили, но верующие почитали это место святым до перезахоронения мощей.

Читайте также:
Житие Василия Блаженного - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

В 1993 году 26 октября святые мощи священномученика архиепископа Тверского Успенского были обретены и перенесены в Тверской собор Вознесения Господнего, где и хранятся по сегодняшнее время.

Важно! Архиерейский Собор Русской православной церкви в 1997 году причислил в качестве новомученика владыку Успенского к лику святых.

В 2007 году архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Винокентий (Морарь) благословил открытие православной учительской семинарии имени священномученика Фаддея (Успенского).

ФАДДЕЙ (УСПЕНСКИЙ)

Епископ Владимиро-Волынский Фаддей (Успенский). 1908 год

Фаддей (Успенский) (1872 – 1937), архиепископ Тверской, священномученик

Память 13 октября в день обретения мощей в 1993 году [1], 18 декабря в день кончины, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также Тверских и Житомирских (Укр.) святых

В миру Иван Васильевич Успенский, родился 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Лукоянского уезда Нижегородской губернии в семье священника Василия Успенского. Дед будущего святителя также был священником, и знавшие его почитали как человека высокой духовности, как настоящего молитвенника, как человека, имевшего глубокую веру и любящее, кроткое сердце. Из всех своих внуков он больше других любил Ивана, которого в шутку называл архиереем.

В 1892 году окончил Нижегородскую духовную семинарию, после чего поступил в Московскую духовную академию, во время обучения в которой окончательно определился в выборе своего дальнейшего духовного пути, решив стать монахом. Вскоре, после окончания академии в 1897 году, был пострижен в монашество с наречением ему имени Фаддей и рукоположен в сан сначала иеродиакона, а через небольшое время – иеромонаха.

Первым назначением иеромонаха Фаддея стала должность преподавателя Смоленской духовной семинарии. В 1900 г. он переводится в Уфимскую духовную семинарию, где за диссертацию “Единство книги пророка Исаии” получает степень магистра богословия. В 1902 г. отец Фаддей становится инспектором, а затем – ректором той же семинарии с возведением одновременно в сан архимандрита. Еще через год – новое назначение – ректором Олонецкой духовной семинарии.

В 1902 году им была написана книга “Записки по дидактике”, а в 1908 году – объемное исследование по Священному Писанию Ветхого Завета под названием “Иегова”, за которое ему была присуждена степень доктора богословия.

21 декабря 1908 года был хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского, викария Волынской епархии. Став архиереем, он не изменил подлинно аскетической направленности своей жизни, и пасомые сразу же почувствовали в нем настоящего подвижника, образец кротости, смирения и чистоты.

Архиепископ Фаддей (Успенский). Астрахань. 1920-е годы

В 1917 году Волынь поочередно оккупировали то немцы, то поляки, то петлюровцы. После того, как правящий архиерей, архиепископ Евлогий (Георгиевский) оказался вне пределов своей епархии, управление ею перешло к епископу Фаддею. Вскоре после прихода к власти большевиков последовал первый арест владыки. Сразу же после его ареста в Волынский ЧК поступило заявление от группы православных епархии с просьбой отпустить их архипастыря, никоим образом не причастного к какой-либо политической деятельности. Но вместо освобождения епископ Фаддей был переведен в Харьковскую тюрьму, где содержался до решения властей о высылке его за пределы Украины как пользующегося огромным авторитетом среди местного населения.

Весной 1922 года владыка прибыл в Москву и обратился к патриарху Тихону с просьбой определить его на кафедру в один из волжских городов, поскольку он был родом из этих мест. Но новый, ничем не обоснованный арест помешал этому назначению. В сентябре 1922 года по “делу” святителя Фаддея, к тому времени возведенного уже в сан архиепископа, было составлено обвинительное заключение, где, в частности, говорилось:

Из Москвы архиепископа Фаддея перевезли вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) во Владимирскую тюрьму, где они оказались в крайне тяжелых условиях как в бытовом, так и в психологическом отношениях.

Архиепископ Фаддей (Успенский). Внутренняя тюрьма ГПУ. 1922 год

Летом 1923 г. срок ссылки архиепископа Фаддея закончился, и он временно поселился в Волоколамске, а служить ездил в московские храмы.

Осенью того же года Священный Синод под председательством патриарха Тихона назначил архиепископа Фаддея на Астраханскую кафедру, где церковное управление было незаконно захвачено обновленцами; но большая часть духовенства и верующего народа не признавала власти живоцерковников и не подчинялась ее распоряжениям. Святителю Фаддею предстояло объединить вокруг себя православных и восстановить каноническое подчинение Астраханского епархиального управления законной власти Святейшего Патриарха.

В декабре 1923 года будущий священномученик выехал к месту своего нового служения. Ехал он без сопровождения, в старой порыжевшей рясе, с небольшим потрепанным саквояжем. Как только поезд остановился в Астрахани, купе заполнилось встречавшим архиепископа духовенством. Все подходили к нему под благословение, затем стали предлагать свои услуги для доставки багажа и с удивлением обнаружили, что никакого багажа у их нового архиерея просто нет.

Владыка был крайне смущен столь торжественной встречей; выйдя на перрон, он смутился еще больше, увидев толпу встречающих; а на привокзальной площади – настоящее людское море.

Сразу же по приезде какие-то сердобольные старушки принесли владыке большое количество только что сшитой одежды; староста храма в честь святого князя Владимира, заметив на ногах святителя ветхие, с заплатами сапоги, принес ему новую добротную обувь. Но архиепископ Фаддей, верный своим монашеским обетам, все раздавал нуждающимся, оставляя себе лишь крайне необходимое для жизни.

Жил святитель Фаддей на удивление скромно. Весь его архиерейский “дом” размещался в двух маленьких комнатках. Одна служила столовой, приемной и кабинетом, вторая – спальней. Каждое утро и каждый вечер Владыка шел одной и той же дорогой, через парк в храм, на богослужение. Каждый раз его встречали люди, чтобы идти в храм вместе с ним. И долгое время потом эта дорога называлась “Фаддеевской”.

Где бы святитель ни жил, он никогда не имел ничего своего. Угощали его обедом или чаем – он ел и пил, если нет – никогда не спрашивал. Он всегда и везде считал себя гостем, зависимым от того, кто ему помогал или прислуживал.

Архиепископ Фаддей (Успенский). Тверь. 1936 год

За время своего пребывания в Астрахани архиепископ Фаддей сплотил вокруг себя почти все духовенство, не прибегая при этом ни к каким организационным мерам. Обновленческий раскол был преодолен, хотя Владыка ни одного из обновленцев не подвергал административным прещениям и ни одного слова не сказал против них публично. Пример его личной жизни был действеннее любых мер и красноречивее всех слов.

Денег Владыка ни от кого не брал, и некоторые астраханские приходы взяли на себя материальные расходы, связанные с содержанием квартиры, ее отоплением и освещением. В управлении епархией он почти устранился от административной части. У него не было канцелярии, была только именная печать для ставленнических грамот и указов о назначениях и перемещениях. За всю свою архиерейскую деятельность Святитель ни на кого не накладывал дисциплинарных взысканий, никто не слышал от него даже упрека или слова, сказанного в повышенном тоне. Он всегда и всюду ходил в своей единственной заплатанной рясе, в старых, перечиненных сапогах, имел одно дешевое облачение и одну митру. Но он всегда был готов сказать слово утешения любому человеку, оказать ему реальную помощь, просто выслушать. Ежедневно: утром и вечером – служба в церкви; днем – прием посетителей, постоянно толпившихся на лестнице, в коридоре и во дворе дома, где снималось жилье для святителя. Однажды какой-то сельский священник, знавший о предельной простоте приема посетителей архиереем, пришел к нему прямо с парохода в шесть часов утра. И был принят. Этому священнику ждать пришлось всего минут десять, пока владыка умывался.

В октябре 1926 года в связи с арестом патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) архиепископ Фаддей вынужден был покинуть Астрахань для исполнения возложенных на него обязанностей по управлению Русской Церковью. Но на пути в Москву он был задержан и отправлен в город Кузнецк Саратовской области без права выезда. Пребывая здесь, с 27 июня по 27 октября 1927 года числился архиепископом Пятигорским, но отбыть по назначению не мог. Митрополит Сергий, освобожденный к тому времени из тюрьмы, назначил его 27 октября 1927 года на Саратовскую кафедру, а через непродолжительное время на Тверскую [2]. Только в марте 1928 года владыка Фаддей получил разрешение на выезд из Кузнецка. В Тверской земле он и провел последние годы своей исповеднической жизни, закончившейся мученической смертью.

В Твери, как и в Астрахани, владыка Фаддей был окружен всеобщей любовью верующих. Неизменно сохранявший высокий духовно-аскетический строй своей жизни он являл собою людям необычайную духовную красоту. К последним годам жизни святителя относится целый ряд удивительных свидетельств очевидцев об открывшихся в нем сверхъестественных духовных дарованиях – прозорливости и исцеления. В сознании тысяч верующих он стал окружен ореолом святости и нравственного совершенства.

Сщмч. Фаддей, архиепископ Тверской

В середине тридцатых годов начался новый этап усиленного давления на православие со стороны безбожной власти, опиравшейся в своей церковной политике на вероотступное обновленчество. Храмы повсеместно отбирались в пользу обновленцев. Православное духовенство вынуждали к отказу от своего служения. 29 сентября 1936 года тверские власти лишили архиепископа Фаддея регистрации и запретили ему служить, но Владыка продолжал совершать богослужения в последнем сохранившемся в епархии у православных храме за Волгой, а местное духовенство по-прежнему сносилось с ним как со своим правящим архиереем.

Летом 1937 года в Твери, как и повсюду, начались массовые аресты. Было арестовано почти все духовенство епархии. В октябре того же года один из священников после продолжительных пыток согласился подписать клеветнические сведения об архиепископе Фаддее. В качестве лжесвидетелей охотно выступили представители обновленчества.

20 декабря 1937 года, около восьми часов вечера, в дом святителя пришли сотрудники НКВД, предъявившие ордер на обыск и на арест. В результате тщательного и продолжительного обыска они не обнаружили ничего кроме одного облачения, потира, дароносицы, двадцати семи свечей, нескольких четок, святоотеческих книг и тетрадей с записями духовного характера. Один из участвовавших в обыске в изумлении спросил:

В тюрьме владыка держался мужественно, сохраняя спокойствие и отрешенность даже в самых критических ситуациях. Следователи всеми мерами требовали от него признания в заведомо лживых обвинениях и добивались узнать, как и кто помогал ему материально.

Его долго истязали на допросах, но он не давал показаний, которых требовал следователь, и тогда к нему применили “пыточную новинку” – посадили в камеру с уголовниками, которые должны были всё время его избивать. Его избили до потери сознания и оставили валяться на полу, а ночью уголовнику, который был “паханом” в этой камере, явилась Богородица и сказала, чтобы он оставил в покое архипастыря. И тот запретил уголовникам к нему прикасаться.

Через десять дней после ареста, так и не добившись от святителя Фаддея того, чего хотели, его приговорили к расстрелу. Он обвинялся в том, что

Рака с мощами сщмч. Фаддея. Тверь, Вознесенский собор

Святитель Фаддей (Успенский) был казнен 31 декабря 1937 года. По словам прот. Георгия Митрофанова, следователь настолько ожесточился против него, что приказал не расстреливать, а утопить живым в тюремном клозете. После его смерти тюремный врач предупредила верующих, что вскоре владыку повезут хоронить. Его зарыли без гроба, но не в общей могиле, а отдельно. Место захоронения узнали две женщины, оставшиеся преданными святому и по его кончине. Весной 1938 года после Пасхи они вскрыли могилу и переложили останки священномученика в простой гроб. Одна из женщин вложила в руку владыке пасхальное яйцо. На месте захоронения, на тверском кладбище “Неопалимая Купина” в Затверечье, был поставлен крест с надписью. Но вскоре власти этот крест уничтожили (был восстановлен в 1990-х годах). Память об архиепископе Фаддее и почитание его как святого сохранились среди верующих Твери до нынешнего времени. Существует ряд свидетельств о его посмертном молитвенном предстательстве пред Богом за тех, кто хранил эту память.

26 октября 1993 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, были обретены честные останки архипастыря-мученика, которые находятся ныне в Вознесенском Тверском соборе.

Оценки современников

Священник Ксенофонт Цендровский, главный идеолог и лидер обновленчества в Астрахани, принося публичное покаяние в грехе раскола, сказал следующее:

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Хвала́ Бо́гу и же́ртва жива́я житие́ твое́,/ священному́чениче Фадде́е, яви́ся./ Посто́м, бде́нием и моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м,/ мно́гим до́брый помо́щник и уте́шитель бысть./ Па́стырскою му́дростию и ти́хостию нра́ва украше́н,/ лука́вства враго́в Христо́вых препобеди́л еси́./ Сла́ва Да́вшему тебе́ во страда́ниих кре́пость,/ сла́ва, я́ко му́ченика, Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Кондак, глас 4

Ду́ха небоя́зни, си́лы, любве́ и упова́ния/ даде́ Пастыренача́льник ти, святи́телю Фадде́е,/ во страда́нии бо твое́м благодаре́ние Бо́гу воздава́л еcи́/ и в гоне́ниих стра́ждущия утеша́л еcи́, глаго́ля:// не уныва́йте, Христо́с бо с на́ми есть.

Использованные материалы

  • Житие по материалам Синодальной комиссии по канонизации святых:
    • http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=556
  • Святой священномученик Фаддей, архиепископ Тверской и Кашинский память 18 (31) декабря //Правславие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии:
    • https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_3242 (молитвословия)
  • Протоиерей Георгий Митрофанов [член Синодальной комиссии по канонизации святых]. Ответы на вопросы // Официальный сайт Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга:
    • http://www.sestry.ru/church/content/life/events/40/ (использовано частично)

[1] Официальный церковный календарь на сайте Издательства Московской Патриархии – http://calendar.rop.ru/mes1/oct13.html

[2] Датировка назначений 1927 года – по Губонин, М. Е. и др., История иерархии Русской Православной Церкви, Москва: ПСТГУ, 2006, 404-405.

Литургия в день кончины сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского

Оценки современников

Свт. Тихон (Белавин), патриарх:

«Знаете ли Вы, что владыка святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви — явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому отражается на здоровье. Разумеется, владыка избрал святой, но трудный путь, немногим дана такая сила духа».

Священник Ксенофонт Цендровский, главный идеолог и лидер обновленчества в Астрахани, принося публичное покаяние в грехе раскола, сказал следующее:

«Долго я коснел в грехе обновленчества. Совесть моя была спокойна, потому что мне казалось, что я делаю какое-то нужное и правое дело. Но вот я увидел Владыку Фаддея; я смотрел на него и чувствовал, как в душе моей совершается какой-то переворот. Я не мог вынести чистого, проникновенного взгляда, который обличал меня в грехе и согревал всепрощающей любовью, и поспешил уйти. Теперь я ясно сознавал, что увидел человека, которому можно поклониться не только в душе, но и здесь, на Ваших глазах».

Путь епископства

21 декабря 1908 года совершается хиротония по посвящению в епископы Владимиро-Волынского Фаддея Успенского в присутствии архиепископа Антония (Храповицкого), епископов Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова), Холмского и Люблинского Евлогия (Георгиевского) и Белостокского Владимира (Тихоницкогоим).

Через пять лет уже первый викарий Фаддей по-прежнему придерживается монашеского подвига, пребывая в молитвенном времяпровождении, придерживаясь всех постов.

В 1916 году заболел епископ Владикавказский Антонин (Грановский), на его место временно пребывает Успенский, но в начале 1917 года снова возвращается во Владимиро-Волынскую епархию, возглавив ее в 1919 году после отъезда на рубеж архиепископа Евлогия (Гергиевского).


Икона священномученика Фаддея Успенского, архиепископа Тверского

Во время установления Украинской народной республики в 1921-1922 годах епископу, проповедовавшему в Житомире, городе без христианских построек, было выдвинуто обвинение в организации антиреволюционного движения. После ареста его отправили в тюрьму Харькова, а оттуда выслали в Москву, под ответственность патриарха Тихона.

13 марта архиепископ получает назначение возглавить кафедру в Астрахани, но по ложному обвинению лидера обновленцев митрополита Агафангела снова попадает под арест. Владыку Успенского и митрополита Кирилла (Смирнова) закрыли в тюрьме с оголтелыми преступниками, камеры были заполнены людьми, и священнослужители спали на полу.

По воспоминаниям владыки Смирнова священномученик Фаддей всегда находился в спокойствии и радости, он никогда не унывал, утверждая, что именно тогда они пребывали в настоящем христианском времени, когда Христос особым образом проявлял Свое присутствие. Все продукты, поступающие от христиан, священники делили между заключенными, проявляя таким образом любовь Христа.

1923 год епископ провел в ссылке в Зырянске, затем вернулся в Волоколамск, служа в церквях Москвы.

В конце 1923 года он приступает к правлению Астраханской кафедрой в сане архиерея, ведя крайне скромную жизнь, одеваясь в залатанную рясу и чиненные несколько раз сапоги. После богослужений архиерей беседовал с людьми, неся в массы Евангельское свидетельствование и свет Святого Писания.

Важно! За подвиг человеколюбия Фаддей Успенский назван патриархом Тихоном святым человеком, светильником Церкви, примером аскетизма и силы духа.

После серии арестов архиепископов владыка Успенский в конце 1926 года отправляется в Москву для принятия руководства церковью, но его арестовывают в Саратове и отправляют в Кузнецк до 1927 года.

В 1927-1928 годах служит на кафедрах Пятигорска и Саратова. Власть раздражала любовь паствы к священнику, проповедовавшему по несколько часов.

В конце 1928 года владыка переводится в Тверь, в сане архиепископа Калининского и Кашинского проповедует и принимает прихожан для личных бесед.


Книги Фаддея Успенского

Наделенный даром прозорливости священник никому не отказывает в совете и помощи, сохраняя:

  • монашескую красоту;
  • мистический склад души;
  • аскетические подвиги;
  • ревностное отношение к Церкви;
  • смиренность;
  • терпение;
  • кротость;
  • беспредельную доброту.

Епископ Фаддей на отдых уезжал на дачу, где всю работу выполнял сам, принимая людей и помогая им советом и молитвой.

В конце сентября 1936 года священномученик Успенский был лишен властями регистрации, но и после запрета продолжал свое служение.

1937 год стал временем массовых арестов. Многие священники не выдерживали пыток, писали клеветнические показания на братьев. По одному из таких клеветнических сведений 20 декабря 1937 года был арестован и владыка Фаддей за контрреволюционную деятельность.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Хвала́ Бо́гу и же́ртва жива́я житие́ твое́,/ священному́чениче Фадде́е, яви́ся./ Посто́м, бде́нием и моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м,/ мно́гим до́брый помо́щник и уте́шитель бысть./ Па́стырскою му́дростию и ти́хостию нра́ва украше́н,/ лука́вства враго́в Христо́вых препобеди́л еси́./ Сла́ва Да́вшему тебе́ во страда́ниих кре́пость,/ сла́ва, я́ко му́ченика, Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Кондак, глас 4

Ду́ха небоя́зни, си́лы, любве́ и упова́ния/ даде́ Пастыренача́льник ти, святи́телю Фадде́е,/ во страда́нии бо твое́м благодаре́ние Бо́гу воздава́л еcи́/ и в гоне́ниих стра́ждущия утеша́л еcи́, глаго́ля:// не уныва́йте, Христо́с бо с на́ми есть.

Использованные материалы

  • Житие по материалам Синодальной комиссии по канонизации святых:
  • Святой священномученик Фаддей, архиепископ Тверской и Кашинский память 18 (31) декабря //Правславие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
    :
  • (молитвословия)
  • Протоиерей Георгий Митрофанов [член Синодальной комиссии по канонизации святых]. Ответы на вопросы // Официальный сайт Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга:
    • (использовано частично)

    [1] Официальный церковный календарь на сайте Издательства Московской Патриархии —

    [2] Датировка назначений 1927 года — по Губонин, М. Е. и др., История иерархии Русской Православной Церкви

    , Москва: ПСТГУ, 2006, 404-405.

    Священномученик Фаддей (Успенский)

    В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Священномученик Фаддей Успенский». Составитель Ольга Рожнева.


    Священномученик Фаддей Успенский / Cост. О. Л. Рожнева. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2021. — 144 с. : ил. — (На страже веры).

    Книга посвящена cвященномученику Фаддею (Успенскому; 1872–1937), архиепископу Тверскому. Патриарх Тихон говорил о нем: «Знаете ли вы, что владыка Фаддей — святой человек? Он не обыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви — явление необычайное». Владыка Фаддей принял мученическую смерть за Христа с мужеством и вдохновением мучеников Церкви первых веков.

    Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской (в миру Иван Васильевич Успенский), — сын священника и внук священника. Родился он 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Нижегородской губернии. Учился Иван, продолжая семейную традицию, в Нижегородском духовном училище, а затем в Нижегородской духовной семинарии. В 1892 году, в возрасте двадцати лет, поступил в Московскую духовную академию. В то время ректором академии был архимандрит Антоний (Храповицкий), философ и богослов, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий, еще позднее, после Гражданской войны в России, первый председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей.

    Игумен Дамаскин (Орловский) писал о юности будущего владыки Фаддея: «Учась в академии, Иван Васильевич обустраивал свой внутренний мир, проявляя в этом деле редкостное терпение. Желая знать о себе все в точности, он вел ежедневный дневник. Открывая ему свою душу, он сохранял удивительное целомудрие и утонченно-христианскую деликатность, записывая только то, что действительно существенно и важно, не позволяя себе в писании о других входить в излишние подробности, которые могли бы кому-нибудь повредить. Нежная душа его, сохранившая детскость и простоту, стремилась лишь к любви к Богу и безупречному исполнению заповедей, и он зорко следил за моментами ослабления этой любви, скорбя об охлаждении и душевной расслабленности, и вновь и вновь обращался за помощью к Богу».

    В августе 1897 года Иван Успенский был пострижен в монашество с именем Фаддей, в память апостола Фаддея. В том же месяце он был рукоположен в сан иеродиакона, а через месяц в сан иеромонаха, с назначением на должность преподавателя логики, философии и дидактики в Смоленскую духовную семинарию.

    В декабре 1908 года в городе Владимире-Волынском, в храме Христорождественского монастыря, состоялось наречение архимандрита Фаддея во епископа Владимиро-Волынского, первого викария Волынской епархии.

    В 1918–1919 годы Волынь оказалась ввергнута во все ужасы оккупации, междоусобицы и разрушения: ее поочередно оккупировали то немцы, то поляки, то петлюровцы.

    Владыка Фаддей был арестован. После выхода из тюрьмы он был назначен на Астраханскую кафедру. А в Астрахани был разгар обновленчества, с которым владыка начал борьбу.

    А. А. Соловьев рассказывал такой интересный факт: «В 1925 году обновленческий “митрополит” Александр Введенский читал во всех городах по Волге свои лекции и вел диспуты. Одновременно на местах он проводил политику укрепления обновленчества. О своей поездке Введенский поместил очерк в журнале “ВЦУ”. В нем он писал, что “в Астрахани ничего нельзя сделать для Церкви, пока там сидит епископ-фанатик Фаддей (Успенский)”. Конечно, правильнее было бы сказать, что в Астрахани нельзя причинить вреда Церкви, пока там такой дивный епископ Фаддей».

    В 1926 году был арестован заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский), и в его обязанности временно вступил митрополит Иосиф (Петровых). Аресты священнослужителей и архиереев следовали один за другим, поэтому митрополит Иосиф на случай собственного ареста также назначил нескольких архиепископов, в надежде на то, что на свободе останется хоть один из них. Одним из трех преемников был архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский). Митрополита Иосифа, действительно, в скором времени арестовали, один из назначенных им преемников, архиепископ Корнилий (Соболев), находился в ссылке. И тогда, в середине декабря 1926 года, владыка Фаддей выехал из Астрахани в Москву, чтобы приступить к временному руководству Церковью. Евгений Тучков, начальник шестого отделения Секретного отдела ГПУ-ОГПУ, к компетенции которого относилась борьба с религиозными организациями в СССР, именовавший сам себя «советским обер-прокурором», распорядился задержать владыку Фаддея и отправить его в город Кузнецк Саратовской области, причем владыке было запрещено покидать Кузнецк. После своего освобождения из тюрьмы митрополит Сергий (Страгородский) назначил владыку Фаддея архиепископом Саратовским.

    В ноябре 1928 года владыка Фаддей был переведен в Тверь. Летом 1937 года начались массовые аресты, было арестовано почти все духовенство Твери и области, а также многие верующие миряне. Многие из них были расстреляны. 20 декабря сотрудники НКВД арестовали архиепископа Фаддея.

    Игумен Дамаскин (Орловский) писал: «Недолго пробыл владыка в тюрьме, но и в эти последние дни ему пришлось претерпеть множество унижений. Тюремное начальство поместило владыку в камеру с уголовниками, и те насмехались над ним, старались его унизить… Он с кротостью и смирением переносил все мучения и издевательства. Лежа под нарами и непрестанно молясь, он в последние свои дни на земле смиренно нес крест, утяжеленный теперь унижением и поношением. И тогда Матерь Божия Сама заступилась за Своего праведника». Она явилась обидчикам, которые сначала прекратили его мучить от страха перед Божией Матерью, а потом прониклись уважением к владыке Фаддею.

    Владыка говорил: «А как относимся мы обыкновенно к страданиям? Как часто ропщем, проклинаем их, вместо того чтобы благословлять, если не во время самой скорби, то хотя бы после, когда сделалась несомненною ее польза для нас. Оттого-то и не преображается наша душа, оттого редко бывает светлым вид наш».

    Через десять дней после ареста владыка был приговорен к расстрелу по обвинению в руководстве церковно-монархической организацией.

    Честные останки владыки Фаддея (Успенского) были обретены 26 октября 1993 года, в день праздника Иверской иконы Божией Матери. В 1997 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви владыка был причислен к лику святых. Память его празднуется Церковью в день его мученической кончины — 18/31 декабря. В настоящее время рака с мощами священномученика Фаддея находится в Вознесенском соборе города Твери.

    Священномучениче отче Фаддее, моли Бога о нас!

    Жития святых. Священномученик Фаддей (Успенский).

    Есть времена, когда кажется, что вся жизнь пошла под откос, кругом лишь опасность и смерть, и нет спасения. Но есть также люди, которые в такие моменты сохраняют веру, мужество и любовь, становясь последним оплотом надежды для тысяч отчаявшихся людей. Таким был и священномученик Фаддей Успенский.
    Он родился в 1872 году в селе Наруксово Нижегородской губернии. Священниками были и отец его, и дед, который очень любил внука Ваню и часто в шутку называл его «архиереем». Иван Успенский закончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию, где его наставником стал архимандрит Антоний. От него Иван учился твердости, терпению, человеколюбию и многим другим качествам истинного христианина. Юноша вел дневник, в котором строго следил за состоянием своего духа, скорбел, когда чувствовал ослабление усердия, и неустанно обращался за помощью к Богу.

    Юный Иван:
    Сегодня долго с отцом Антонием беседовали о том, откуда берется грех. Он говорит, главная причина – недостаток любви к Богу. Мне кажется, это лучший ответ, который можно было дать. Глупость, слабость, гордыня – все они происходят от недостатка любви, потому что когда любишь Бога всем сердцем, в нем не остается места для греха. Помоги мне, Боже, сподобиться такой милости.

    После Академии Иван постригся в монашество и был наречен Фаддеем. Первым его назначением была должность преподавателя в семинарии. Вскоре он получил степень магистра за свою диссертацию, затем написал книгу по педагогике и объемный труд по Ветхому Завету. В 36 лет Фаддей принимает сан епископа Владимиро-Волынского и быстро завоевывает любовь паствы своей кротостью, мудростью и аскетизмом.
    Казалось бы, жизнь складывалась как нельзя лучше. Но с того момента, как в 1917 году в России разразилась гражданская война, все изменилось.
    В момент начала смуты владыка ехал по временному назначению во Владикавказ. Из-за забастовок железнодорожных рабочих Фаддей добрался с большим трудом, и с вокзала сразу отправился в собор служить литургию. В эти первые дни ему не раз приходилось добрым словом успокаивать толпы разгневанных и напуганных людей. Вернувшись на Волынь, принял управление епархией и в самом сердце смуты укреплял и поддерживал тысячи прихожан твердостью своего духа. Меж тем, город захватывали то немцы, то поляки, то петлюровцы. Вскоре после прихода к власти большевиков Фаддея арестовали.
    Обвиненный в контрреволюционной активности, Фаддей был брошен в камеру вместе с ворами и убийцами. В заточении он остался тверд и спокоен. «Не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте. Христос ведь с нами», – утешал он тех, кто готов был слушать. Когда прихожане несли любимому пастырю передачи, он немедленно раздавал их сокамерникам. Себе же не оставил даже подушку, хотя вынужден был спать на полу.
    Вскоре после ссылки Фаддей был назначен церковными властями на Астраханскую кафедру. Правление там незаконно захватили так называемые обновленцы. Они выступали за то, чтобы Церковь, откинув свои вековые устои, приспособилась под требования государства. Но с приходом Фаддея местное духовенство вновь нашло в себе силы сплотиться. Обновленческий раскол был преодолен, причем без малейшего принуждения. Личный пример архиепископа – полнейшее бескорыстие, незлобие и самоотверженность, подействовал лучше, чем любые доводы и угрозы.

    1-й горожанин:
    Василич, что это с тобой? Сколько лет в церковь не заглядывал, а вчера на службе-то, ей-ей как ребенок рыдал. Горе что ль какое?
    2-й горожанин:
    Не горе, а радость. Не поверишь, словно заново родился. Слыхал что говорит народ про нового архиепископа? Я сперва смеялся, а потом любопытно стало. Ну и пришел на службу, посмотреть. А там… (вздыхает)
    1-й горожанин:
    Как же мы с тобой толковали, что попы только народ грабят да дурачат.

    2-й горожанин:
    Я, брат, ему как глянул в глаза – внутри все так и перевернулось. Столько там было света, правды, любви. Так мне стыдно стало… Постой, а сам ты откуда про службу знаешь?
    1-й горожанин:
    Да я… тоже неподалеку стоял.

    После Астрахани архиепископ Фаддей был переведен в Саратов, затем в Тверь. Везде, где случалось жить и проповедовать Фаддею, верующие искренно любили этого необыкновенного человека. Люди восхищались его нравственным совершенством и духовной красотой, признавали за ним дар исцеления и прозорливости.
    В середине 30-х годов гонения на Православие вновь усилились. По всей стране закрывали храмы, арестовывали священнослужителей. Декабрьской ночью 1937 года сотрудники НКВД пришли и к Фаддею. Как и многих безвинных, его обвинили в контрреволюционной пропаганде. На допросах Фаддей твердо и спокойно отклонял клевету, но участь его была предрешена. Через несколько дней его убили в Тверской тюрьме. Крест, поставленный верующими на месте захоронения тела, тоже был вскоре уничтожен властями.
    Но ни время, ни смерть не изгладили из истории память о праведнике. В 90-е годы архиепископ Фаддей был причислен к лику святых. А вскоре были обретены и его мощи, которые находятся теперь в Вознесенском Тверском соборе. Каждый день десятки верующих возносят там молитвенные просьбы любимому пастырю: «Припадающие ныне к честным, всеисцеляющим мощам твоим, смиренно просим тебя, неусыпного заступника пред Господом: молитвами твоими, отстрани от сердец наших всякую ненависть и злобу, и даруй нам любовь к Христовой Церкви и друг к другу. И за Отечество наше молись – да будут в нем мир и благополучие».

    Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

    Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: