Евфимия Всехвальная: чудо и житие великомученицы, чем помогает

Житие великомученицы Евфимии Всехвальной и о чем просить перед иконой, текст молитвы к святой

Житие великомученицы Евфимии Всехвальной пришлось на период правления императора-язычника Диоклетиана, зачинателя кровавого преследования христиан. Юная жительница Халкидона терпела муки с собратьями по вере и показывала чудеса, совершаемые молитвой Господу. После воцарения на небесах Евфимия вновь сотворила чудо на земле, чтобы ознаменовать истинность христианской веры.

Краткое жизнеописание святой

О мученических подвигах и чудесах Евфимии Всехвальной известно из описания Симеона Метафраста, анонимного «Мученичества» и «Слова на страдание вмц. Евфимии» святого митрополита Амасии Понтийской, Австерия.

Происхождение

Великомученица Евфимия родилась в 304 году в городе Халкидоне, провинции Европа, в Византии. Девушка происходила из знатной семьи. Родители святой — сенатор Фелафрон и Феодосия.

Житие и служение Богу

Проконсул провинции, Приск, придумал уловку, чтобы выявить тайных христиан. Ярый идолопоклонник призвал жителей прийти на праздник бога войны Ареса и принести жертву.Воины во время торжества обходили город и арестовывали жителей, которые не пошли на жертвоприношение. Непослушных горожан ожидали пытки и смерть, если они не признаются в отступничестве и не вернутся к вере в языческих богов.

Сила воли

В одном доме стражники нашли 50 христиан. Пока язычники восхваляли бога войны, они молились Единому Богу. На службу пришла и дочь сенатора Евфимия. Ее и всех участников богослужения доставили к проконсулу, допрашивали и пытали. Через 19 дней никто так и не раскаялся.

Приск направил помыслы на юную Евфимию. Проконсул решил, что обращение знатной девушки пошатнет убеждения остальных отступников. По его плану, одиночество и страх должны были сломить девушку. Поэтому Приск приказал пытать ее одну.

Сила веры

Евфимию привязали к пыточному колесу с лезвиями, которое вращалось и причиняло страдания. Девушка горячо молилась, и орудие остановилось. Слуги не смогли вновь запустить механизм. К узнице явился ангел и исцелил ее раны. Чудо увидели стражники Виктор и Сосфен.

Спасение Евфимии разозлило Приска. Он приказал Виктору и Сосфену бросить великомученицу в печь. Теперь стражники увидели двух ангелов, взирающих на них из пламени. Воины отказались повиноваться и объявили себя христианами. По приказу проконсула их закрыли на арене и выпустили зверей. Виктор и Сосфен вознесли молитвы к Богу, и их души вознеслись на небеса прежде, чем зубы и когти животных коснулись тел.

Испытание огнем продолжилось для Евфимии. Верные язычники исполнили приказ проконсула и бросили девушку в печь. Она вышла невредимая. Приск велел отвести великомученицу в темницу, а сам стал размышлять. Он объяснял неуязвимость девушки сговором или колдовством.

Чтобы уличить Евфимию либо в том, либо в другом, проконсул подготовил ловушку. По его приказу выкопали канаву, воткнули на дне ножи лезвиями вверх и прикрыли ветками. Приск заставил Евфимию пройти по канаве, умолчав о ножах. Великомученица прошла, будто по твердой земле.

Последнее испытание ожидало Евфимию на арене с дикими животными. Великомученица молилась Господу, чтобы Он забрал ее на небеса. Звери не тронули ее. Только медведица оцарапала ногу и пустила кровь, чтобы просьба Евфимии исполнилась. Душа девушки отлетела, а город сотрясся от землетрясения.

Чудеса

Родители похоронили Евфимию за городом. Рядом с могилой великомученицы построили храм, в который поместили мощи святой. В 451 году в храме Евфимии Всехвальной прошел IV Вселенский собор, посвященный вопросу двойственной природы Иисуса Христа. В то время стало распространяться еретическое учение монофизитов, которые признавали Спасителя только Богом. Первоначальная догма, поддерживаемая православием, гласила о соединении Божественной и человеческой природы Христа.

Дискуссия привела представителей православия и монофизитства в тупик. Патриарх Константинопольский, Анатолий, предложил попросить помощи у Святого Духа и великомученицы Евфимии. Участники Собора подготовили два свитка: православный, с изложением ортодоксального учения, и монофизитский, с отрицанием Иисуса-человека.

Для официального освидетельствования прибыл император Маркиан. Служители открыли раку святой Евфимии. Документы положили на грудь великомученицы. Император запечатал саркофаг и приставил охрану.

Патриархи молились и постились три дня. На четвертый день участники собрания вновь пришли в храм. Первое свидетельство изъявления воли Святого Духа они увидели, когда открыли раку. Свиток с православным учением находился в правой руке великомученицы, а документ монофизитов — у ее ног.

Святая Евфимия сама подтвердила истинность христианской веры и протянула участникам собрания правую руку со свитком. Чудесное явление укрепило христиан и многих еретиков в истинной вере. Убежденных монофизитов отлучили от церкви.

История обретения мощей вмц и их почитание

В записях церковного историка Евгария Схоластика есть описание чудес, происходивших у мощей великомученицы Евфимии в халкидонском храме. Останки источали кровь, которую собирали палкой с губкой на конце через отверстие в раке. Святая являлась во сне благочестивым горожанам и приглашала прийти в храм, чтобы собрать священные дары. Служители разливали собранную жидкость в склянки и раздавали людям.

Император Маврикий усомнился в подлинности животворящей крови великомученицы и хотел взять пробу для исследования. Но произошло чудо — мощи Евфимии испустили много жидкости, и храм наполнился божественным благоуханием. Император раскаялся в неверии.

Останки великомученицы Евфимии находились в Константинополе. Их перевезли в обитель православия в 620 году, чтобы уберечь от разрушения во время разгоревшейся войны с персами. Мощи хранились в церкви, освященной в честь великомученицы.

В 8 веке распространилась новая ересь, поддерживаемая императором Львом Исавром — отрицание икон и мощей, как хранилищ Святого Духа. Священную раку с мощами великомученицы Евфимии бросили в воды Босфора по приказу императора. Саркофаг подняли на борт моряки корабля, который взял курс на остров Лемнос.

Мощи сначала хранились тайно, а потом местный епископ построил церковь во имя святой Евфимии. Саркофаг стоял в храме, пока в конце 8 века новый Патриарх, Тарасий, не пресек ересь и уничтожение святынь. Впоследствии мощи великомученицы Евфимии вернули в Константинополь. Святыня покоится в городе Фанаре, в соборе Святого Георгия.

Явление Паисию Святогорцу

В 1974 году прославленный сподвижник отец Паисий жил на Афоне в каливе Честного Креста. Он редко ездил в город, но трудноразрешимый церковный вопрос заставил его покинуть келью. По возвращении отец Паисий по-прежнему пребывал в расстройстве.

Читайте также:
Григорий Неокесарийский - житие и биография святителя, мощи, творения и труды, почитание

Монах читал часы в своей келье. Вдруг в дверь постучали. На вопрос «кто там?», женский голос ответил «Евфимия». Паисий удивился, откуда на Афоне появилась женщина. Чтобы не поддаваться проискам лукавого, часто морочившего афонских монахов, Паисий не стал открывать. Женщина снова постучала и назвалась Евфимией. Во второй раз святой отец не открыл ей. В третий раз дверь кельи отворилась сама, несмотря на закрытый засов.

Паисий увидел женщину, осиянную светом. Рядом с ней стоял апостол Лука, как показалось старцу, но потом он исчез. Паисий чувствовал благодать, исходившую от женщины, но решил испытать ее и призвал вместе помолиться Святой Троице. Евфимия повторяла за Паисием слова молитвы.

Убедившись после молитвы, что перед ним великомученица Евфимия Всехвальная из древнего Халкидона, Паисий усадил гостью в келье, и у них состоялся разговор. Святая помогла разрешить церковный вопрос, мучивший монаха, а также рассказала о своих мучениях во имя Христа.

Отец Паисий удивился, как такая маленькая и слабая женщина выдержала пытки. Ему показались чудовищными истязания, выпавшие на долю несчастной. Но Евфимия ответила, что за тяжелые испытания мученикам положена благодать на небесах. Святая пришла, чтобы разрешить вопрос церкви, как тогда на Вселенском соборе, а не почтить старца своим присутствием. Паисий после визита Евфимии пребывал в радостном настроении и три дня мог только славить Бога. Он написал в честь великомученицы хвалебные стихиры.

Во время следующей поездки в город Паисий встретился с монахинями монастыря в Суроти и рассказал им о чуде. По описанию старца сестры написали икону святой Евфимии. Паисий сам делал деревянные иконы великомученицы и раздавал паломникам. При изготовлении стальной матрицы ему не удавалось красиво вырезать левую руку Евфимии. В неудачных попытках Паисий видел отплату за проверки святой «на лукавого».

Иконография

В ранней византийской настенной живописи Евфимию изображали юной девушкой в богатой одежде, с венцом мученицы на голове и пальмовой ветвью в руке. На фресках 10 века в церквях Италии, Греции, Македонии великомученица предстает одетой в темный мафорий. Святая держит свиток, крест или простирает ладони вперед, принимая благодать.

Иконы святой Евфимии встречаются редко. Первая известная икона с изображением страданий великомученицы хранилась в ее храме близ Халкидона. На иллюстрации в лондонском варианте Феодоровской Псалтыри Евфимию окружают дикие звери. Также в минологиях изображают чудо на Вселенском соборе.

Атрибуты великомученицы в западной иконографии:

  • лилия;
  • плащ;
  • диадема;
  • пальмовая ветвь;
  • меч;
  • посох.

У ног Евфимии изображали льва. Древнерусские иконописцы следовали византийской традиции изображения святой. Иногда ее голову покрывали белым платком.

О чем можно попросить у великомученицы

Святую Евфимию Всехвальную призывают:

  • для разрешения споров по вопросам веры, положения церкви;
  • для исцеления глазных болезней;
  • с просьбой унять зубную боль.

Древнерусские христиане молились великомученице в засуху о даровании дождя.

Текст молитвы

О, святая всехвальная Евфимие, дево непорочная и великомученице преславная, истинная невеста Христова, нам в защищение Господом данная, услыши ныне моления наша, тебе с любовию приносимыя. Данною тебе от Бога благодатию, помози нам, немощным и убогим, поприще жития сего многотруднаго и многоскорбнаго безбоязненно преити, да возможем, яко же и ты, не устрашатися козней врага злохитростнаго, на ны воздвигаемых и души наша погубити хотящаго. Принеси Господу нашему Сладчайшему Иисусу Христу смиренное моление наше и умоли Его даровати нам крепость и силу, терпение и смирение, да ними возможем врага превозмогати и Господа нашего неустанно прославляти, с Ним же и Небеснаго Отца и Святаго Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Чудо великомученицы Евфимии Всехвальной, явленное в наше время

Краткое жизнеописание святой

О мученических подвигах и чудесах Евфимии Всехвальной известно из описания Симеона Метафраста, анонимного «Мученичества» и «Слова на страдание вмц. Евфимии» святого митрополита Амасии Понтийской, Австерия.

Происхождение

Великомученица Евфимия родилась в 304 году в городе Халкидоне, провинции Европа, в Византии. Девушка происходила из знатной семьи. Родители святой — сенатор Фелафрон и Феодосия.

Житие и служение Богу

Проконсул провинции, Приск, придумал уловку, чтобы выявить тайных христиан. Ярый идолопоклонник призвал жителей прийти на праздник бога войны Ареса и принести жертву.Воины во время торжества обходили город и арестовывали жителей, которые не пошли на жертвоприношение. Непослушных горожан ожидали пытки и смерть, если они не признаются в отступничестве и не вернутся к вере в языческих богов.

Сила воли

В одном доме стражники нашли 50 христиан. Пока язычники восхваляли бога войны, они молились Единому Богу. На службу пришла и дочь сенатора Евфимия. Ее и всех участников богослужения доставили к проконсулу, допрашивали и пытали. Через 19 дней никто так и не раскаялся.

Приск направил помыслы на юную Евфимию. Проконсул решил, что обращение знатной девушки пошатнет убеждения остальных отступников. По его плану, одиночество и страх должны были сломить девушку. Поэтому Приск приказал пытать ее одну.

Сила веры

Евфимию привязали к пыточному колесу с лезвиями, которое вращалось и причиняло страдания. Девушка горячо молилась, и орудие остановилось. Слуги не смогли вновь запустить механизм. К узнице явился ангел и исцелил ее раны. Чудо увидели стражники Виктор и Сосфен.

Спасение Евфимии разозлило Приска. Он приказал Виктору и Сосфену бросить великомученицу в печь. Теперь стражники увидели двух ангелов, взирающих на них из пламени. Воины отказались повиноваться и объявили себя христианами. По приказу проконсула их закрыли на арене и выпустили зверей. Виктор и Сосфен вознесли молитвы к Богу, и их души вознеслись на небеса прежде, чем зубы и когти животных коснулись тел.

Испытание огнем продолжилось для Евфимии. Верные язычники исполнили приказ проконсула и бросили девушку в печь. Она вышла невредимая. Приск велел отвести великомученицу в темницу, а сам стал размышлять. Он объяснял неуязвимость девушки сговором или колдовством.

Чтобы уличить Евфимию либо в том, либо в другом, проконсул подготовил ловушку. По его приказу выкопали канаву, воткнули на дне ножи лезвиями вверх и прикрыли ветками. Приск заставил Евфимию пройти по канаве, умолчав о ножах. Великомученица прошла, будто по твердой земле.

Читайте также:
Антон Карташев - житие и труды, позиция, творения, наследие

Последнее испытание ожидало Евфимию на арене с дикими животными. Великомученица молилась Господу, чтобы Он забрал ее на небеса. Звери не тронули ее. Только медведица оцарапала ногу и пустила кровь, чтобы просьба Евфимии исполнилась. Душа девушки отлетела, а город сотрясся от землетрясения.

Чудеса

Родители похоронили Евфимию за городом. Рядом с могилой великомученицы построили храм, в который поместили мощи святой. В 451 году в храме Евфимии Всехвальной прошел IV Вселенский собор, посвященный вопросу двойственной природы Иисуса Христа. В то время стало распространяться еретическое учение монофизитов, которые признавали Спасителя только Богом. Первоначальная догма, поддерживаемая православием, гласила о соединении Божественной и человеческой природы Христа.

Дискуссия привела представителей православия и монофизитства в тупик. Патриарх Константинопольский, Анатолий, предложил попросить помощи у Святого Духа и великомученицы Евфимии. Участники Собора подготовили два свитка: православный, с изложением ортодоксального учения, и монофизитский, с отрицанием Иисуса-человека.

Для официального освидетельствования прибыл император Маркиан. Служители открыли раку святой Евфимии. Документы положили на грудь великомученицы. Император запечатал саркофаг и приставил охрану.

Патриархи молились и постились три дня. На четвертый день участники собрания вновь пришли в храм. Первое свидетельство изъявления воли Святого Духа они увидели, когда открыли раку. Свиток с православным учением находился в правой руке великомученицы, а документ монофизитов — у ее ног.

Святая Евфимия сама подтвердила истинность христианской веры и протянула участникам собрания правую руку со свитком. Чудесное явление укрепило христиан и многих еретиков в истинной вере. Убежденных монофизитов отлучили от церкви.

Сорок девять христиан

Приск велел учинить строгий розыск тех, кто не пришёл на праздник. В некоем тайном месте и было обнаружено 49 приносивших молитвы христиан. Была среди них и Евфимия. Дом, где проходила служба, окружили, выломали двери, и всех находившихся там людей с насмешками приволокли к владыке Халкидона. Никто из них не стал скрывать своё вероисповедание. Ни угрозы страшными пытками, ни обещания славы и богатства за отречение от истинной веры не возымели действия. Всё, что он мог им предложить, эти люди уже давно отвергли во имя Христово. Поклониться твари вместо Творца для них было хуже смерти. Можно только предполагать, каким пыткам их подвергали целых 19 дней, но не совратился ни один человек. Во время последней встречи с ними, поняв бесполезность издевательств и уговоров, проконсул обратил внимание на Евфимию. Может быть, жалость закралась в сердце, а может, посчитал, что молодую девочку можно испугать и сломить, но Приск отделил её от остальных обречённых. Однако всесильный владыка провинции переоценил свои возможности.

История обретения мощей вмц и их почитание

В записях церковного историка Евгария Схоластика есть описание чудес, происходивших у мощей великомученицы Евфимии в халкидонском храме. Останки источали кровь, которую собирали палкой с губкой на конце через отверстие в раке. Святая являлась во сне благочестивым горожанам и приглашала прийти в храм, чтобы собрать священные дары. Служители разливали собранную жидкость в склянки и раздавали людям.

Император Маврикий усомнился в подлинности животворящей крови великомученицы и хотел взять пробу для исследования. Но произошло чудо — мощи Евфимии испустили много жидкости, и храм наполнился божественным благоуханием. Император раскаялся в неверии.

Останки великомученицы Евфимии находились в Константинополе. Их перевезли в обитель православия в 620 году, чтобы уберечь от разрушения во время разгоревшейся войны с персами. Мощи хранились в церкви, освященной в честь великомученицы.

В 8 веке распространилась новая ересь, поддерживаемая императором Львом Исавром — отрицание икон и мощей, как хранилищ Святого Духа. Священную раку с мощами великомученицы Евфимии бросили в воды Босфора по приказу императора. Саркофаг подняли на борт моряки корабля, который взял курс на остров Лемнос.

Мощи сначала хранились тайно, а потом местный епископ построил церковь во имя святой Евфимии. Саркофаг стоял в храме, пока в конце 8 века новый Патриарх, Тарасий, не пресек ересь и уничтожение святынь. Впоследствии мощи великомученицы Евфимии вернули в Константинополь. Святыня покоится в городе Фанаре, в соборе Святого Георгия.

Явление Паисию Святогорцу

В 1974 году прославленный сподвижник отец Паисий жил на Афоне в каливе Честного Креста. Он редко ездил в город, но трудноразрешимый церковный вопрос заставил его покинуть келью. По возвращении отец Паисий по-прежнему пребывал в расстройстве.

Монах читал часы в своей келье. Вдруг в дверь постучали. На вопрос «кто там?», женский голос ответил «Евфимия». Паисий удивился, откуда на Афоне появилась женщина. Чтобы не поддаваться проискам лукавого, часто морочившего афонских монахов, Паисий не стал открывать. Женщина снова постучала и назвалась Евфимией. Во второй раз святой отец не открыл ей. В третий раз дверь кельи отворилась сама, несмотря на закрытый засов.

Паисий увидел женщину, осиянную светом. Рядом с ней стоял апостол Лука, как показалось старцу, но потом он исчез. Паисий чувствовал благодать, исходившую от женщины, но решил испытать ее и призвал вместе помолиться Святой Троице. Евфимия повторяла за Паисием слова молитвы.

Убедившись после молитвы, что перед ним великомученица Евфимия Всехвальная из древнего Халкидона, Паисий усадил гостью в келье, и у них состоялся разговор. Святая помогла разрешить церковный вопрос, мучивший монаха, а также рассказала о своих мучениях во имя Христа.

Отец Паисий удивился, как такая маленькая и слабая женщина выдержала пытки. Ему показались чудовищными истязания, выпавшие на долю несчастной. Но Евфимия ответила, что за тяжелые испытания мученикам положена благодать на небесах. Святая пришла, чтобы разрешить вопрос церкви, как тогда на Вселенском соборе, а не почтить старца своим присутствием. Паисий после визита Евфимии пребывал в радостном настроении и три дня мог только славить Бога. Он написал в честь великомученицы хвалебные стихиры.

Во время следующей поездки в город Паисий встретился с монахинями монастыря в Суроти и рассказал им о чуде. По описанию старца сестры написали икону святой Евфимии. Паисий сам делал деревянные иконы великомученицы и раздавал паломникам. При изготовлении стальной матрицы ему не удавалось красиво вырезать левую руку Евфимии. В неудачных попытках Паисий видел отплату за проверки святой «на лукавого».

Читайте также:
Святая Людмила - житие и биография мученицы, мощи, дни памяти и почитание

Примечания

Евфимия Всехвальная в Викитеке
Евфимия Всехвальная на Викискладе
  1. 12
    Страдание святой всехвальной великомученицы Евфимии
  2. Евагрий Схоластик. Церковная история. II.3
  3. Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae : e Codice Sirmondiano nunc Berolinensi; adiectis synaxariis selectis / opera et studio Hyppolyti Delehaye. Bruxellis, Apud Socios Bollandianos, 1902 / p. 458
  4. PG 117, col. 536
  5. Пролог, издание 1641-1643 годы, Москва. Июль. / 11 июля / лист хк

и

  • Воспоминание о чуде святой великомученицы Евфимии Всехвальной
  • Деяния Вселенских Соборов Том 3. IV Вселенский Собор. Казань, 1908.
  • Деяния Вселенских Соборов Том 4. IV Вселенский Собор (окончание). Казань, 1908.
  • Иконография

    В ранней византийской настенной живописи Евфимию изображали юной девушкой в богатой одежде, с венцом мученицы на голове и пальмовой ветвью в руке. На фресках 10 века в церквях Италии, Греции, Македонии великомученица предстает одетой в темный мафорий. Святая держит свиток, крест или простирает ладони вперед, принимая благодать.

    Иконы святой Евфимии встречаются редко. Первая известная икона с изображением страданий великомученицы хранилась в ее храме близ Халкидона. На иллюстрации в лондонском варианте Феодоровской Псалтыри Евфимию окружают дикие звери. Также в минологиях изображают чудо на Вселенском соборе.

    Атрибуты великомученицы в западной иконографии:

    • лилия;
    • плащ;
    • диадема;
    • пальмовая ветвь;
    • меч;
    • посох.

    У ног Евфимии изображали льва. Древнерусские иконописцы следовали византийской традиции изображения святой. Иногда ее голову покрывали белым платком.

    Текст молитвы

    О, святая всехвальная Евфимие, дево непорочная и великомученице преславная, истинная невеста Христова, нам в защищение Господом данная, услыши ныне моления наша, тебе с любовию приносимыя. Данною тебе от Бога благодатию, помози нам, немощным и убогим, поприще жития сего многотруднаго и многоскорбнаго безбоязненно преити, да возможем, яко же и ты, не устрашатися козней врага злохитростнаго, на ны воздвигаемых и души наша погубити хотящаго. Принеси Господу нашему Сладчайшему Иисусу Христу смиренное моление наше и умоли Его даровати нам крепость и силу, терпение и смирение, да ними возможем врага превозмогати и Господа нашего неустанно прославляти, с Ним же и Небеснаго Отца и Святаго Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Праздник в честь идола

    Девушка была дочерью благочестивых сенатора Филофрона и его супруги Феодоросии. Быть христианином в те времена — значило подвергать свою жизнь опасности одним только тем фактом, что ты исповедуешь неугодную власти веру. В Халкидоне был языческий храм, посвящённый Аресу (Марсу). Для православных это означало поклонение не просто идолу, но обитавшему в нём бесу. В житии упоминается, что, гнушаясь богомерзким праздником, который хотел устроить проконсул в его честь, христиане скрывались и тайно, из опасения гнева властей, проводили службы истинному Богу, господу нашему Иисусу Христу. Но праздник в честь Ареса был, видимо, задуман и как своего рода провокация. Кто не пришёл к капищу и не принёс жертв, мог быть наказан только за это. Тем более что, скорее всего, этот человек был поклонником распятого, как это называли язычники.

    ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ

    Вмц. Евфимия. Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г.

    Евфимия Всехвальная (+ 304), великомученица

    Святая Евфимия была дочерью христиан – сенатора Филофрона и Феодосии. Она совершила мученический подвиг в городе Халкидоне в 304 году, во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклетианом.

    Халкидонский правитель Приск разослал приказание всем жителям Халкидона и его окрестностей явиться на языческий праздник поклониться и принести жертву идолу Арея, угрожая великими муками тому, кто не исполнит приказания. Во время этого нечестивого празднества 49 христиан скрывались в одном доме, где тайно совершали Божественную службу Истинному Богу. Среди молящихся находилась и юная девица Евфимия. Вскоре о местопребывании христиан стало известно, и они были приведены к Приску для ответа. В течение 19 дней мучеников подвергали различным пыткам и истязаниям, но никто из них не поколебался в вере и не согласился принести жертву идолу. Разгневанный правитель, не зная, каким еще способом принудить христиан к отречению, послал их на суд к императору Диоклетиану, но отделил от них самую юную – девицу Евфимию, надеясь, что она, оставшись одна, не выдержит испытаний.

    Святая Евфимия, разлученная со своими братьями по вере, усердно молилась Господу Иисусу Христу, чтобы Он Сам укрепил ее в предстоящем подвиге. Сначала Приск уговаривал святую отречься, обещая земные блага, потом дал приказание мучить ее. Мученица была привязана к колесу с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела. Святая громко молилась. И вот, колесо само собой остановилось и не двигалось при всех усилиях палачей. Сошедший с неба Ангел Господень снял Евфимию с колеса и исцелил от ран, святая же с веселием благодарила Господа.

    Икона “Воспоминание чуда вмц. Евфи́мии Всехвальной, имже Православие утвердися (451 г)”.

    Не вразумившись чудом, мучитель повелел воинам Виктору и Сосфену бросить святую в раскаленную печь. Но те, увидев в пламени двух грозных Ангелов, отказались исполнить приказание правителя и сами уверовали в Бога, Которому поклонялась Евфимия. Объявив себя христианами Виктор и Сосфен смело пошли на страдания. Они были отданы на съедение зверям. Во время казни они взывали к милосердию Божию, чтобы Господь и их принял в Царство Небесное. Услышав призывавший их небесный Глас, они отошли в жизнь вечную. Звери же даже не дотронулись до их тел.

    Святая Евфимия, брошенная другими воинами в печь, осталась цела. С Божией помощью она выходила невредимой после многих других пыток и истязаний. Приписывая это волшебству, правитель велел выкопать новый ров, наполнил его ножами, а сверху прикрыл землей и травой, чтобы мученица не знала о приготовленной ей казни; но и тут святая Евфимия осталась невредимой, легко прошедши надо рвом. Наконец, ее осудили на съедение зверям в цирке. Перед казнью святая стала просить, чтобы Господь сподобил ее умереть. Ни один зверь, выпущенный на арену, не бросился на святую. Лишь одна медведица нанесла ей небольшую рану на ноге, из которой истекла кровь, и святая великомученица Евфимия тотчас скончалась. В это время произошло землетрясение, стражники и зрители от страха бежали, так что родители святой смогли взять ее тело и с честью похоронить недалеко от Халкидона.

    Мощи св. великомученицы Евфимии Всехвальной. Патриарший кафедральный собор вмч. Георгия Победоносца Константинопольского Патриархата

    Мощи и почитание

    Полтора столетия спустя, когда Христианская Церковь стала господствующей в Римской империи, Бог сподобил Всехвальную Евфимию вновь явиться особенной свидетельницей и исповедницей чистоты православного учения.

    В 451 году в городе Халкидоне, в церкви, где почивали прославленные чудесами мощи святой великомученицы Евфимии, происходили заседания IV Вселенского Собора. Собор был созван для определения точной формулировки догмата Православной Церкви о природе Богочеловека Иисуса Христа, что было необходимо ввиду широко распространившейся ереси монофизитов, которые, вопреки православному учению о двух природах Иисуса Христа – Божественной и человеческой, ложно утверждали в Нем одну природу – Божественную, внося в Церковь смуту и раздоры.

    После долгих прений стороны так и не смогли придти к согласному решению. Тогда святой Патриарх Константинопольский Анатолий предложил Собору предоставить решение церковного спора Духу Святому, чрез Его несомненную носительницу святую Евфимию Всехвальную, у чудотворных мощей которой происходили соборные прения. Православные святители и их противники написали свое исповедание веры на отдельных свитках и запечатали своими печатями. Открыли гробницу святой великомученицы Евфимии и оба свитка положили на ее груди. Потом, в присутствии императора Маркиана (450-457), участники Собора закрыли гробницу, приложили к ней императорскую печать и поставили стражу на три дня. В эти дни обе стороны наложили на себя строгий пост и совершали усиленные молитвы. Через три дня Патриарх и император в присутствии всего Собора открыли ковчег с мощами: свиток с Православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а свиток еретический лежал у ее ног. Святая Евфимия, как живая, подняла руку и подала свиток Патриарху. После этого чуда многие из уклонившихся приняли Православное исповедание, а упорствовавшие в ереси были преданы соборному осуждению и отлучению.

    По взятии Халкидона персами в 617 году, мощи святой Евфимии были перенесены в Константинополь. Здесь около 620 года они были помещены во вновь построенную церковь, посвященную ее имени. Через много лет в период иконоборческой ереси ковчег с мощами святой по повелению императора-иконоборца Льва Исавра был брошен в море. Из моря ковчег был взят братьями-корабельщиками Сергием и Сергоном, которые передали его местному епископу. Святитель повелел хранить святые мощи тайно, под спудом, так как иконоборчеекая ересь продолжала свирепствовать, но все же над мощами была сооружена небольшая церковь, а на ковчег была положена доска с надписью, поясняющей, чьи мощи покоятся в нем. Мощи покоились на острове Лемнос до тех пор, пока иконоборческая ересь была окончательно осуждена на святом VII Вселенском Соборе. В 796 году, при святителе Константинопольском Тарасии, при императоре Константине VI и его матери святой императрице Ирине, мощи великомученицы Евфимии Всехвальной были вновь торжественно возвращены в Константинополь.

    Ныне честные мощи святой Евфимии покоятся в патриаршей церкви святого Георгия на Фанаре [1].

    Молитвословия

    Тропарь, глас 3 из греческой Минеи [2]

    Зело́ правосла́вныя обра́довала еси́/ и злосла́вныя посрами́ла еси́,/ Евфи́мие, Христо́ва доброде́во,/ Четве́ртаго Собо́ра догма́ты утверди́ла еси́,/ и́же отцы́ до́бре испове́даша./ Му́ченице сла́вная,/ Христа́ Бо́га моли/ дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

    Ин тропарь, глас 4 [3]

    Жениха́ твоего́ Христа́ возлюби́вши,/ и свещу́ твою́ све́тло угото́вльши,/ доброде́тельми возсия́вши, всехва́льная Евфи́мие,/ те́м возшла́ еси́ с Ним на брак,/ вене́ц страда́ния от Него́ прие́мши./ Но от бед изба́ви нас,// чту́щих ве́рою па́мять твою́.

    Кондак, глас 6

    По́двиги во страда́льчестве, по́двиги в ве́ре/ положи́ла еси́ те́пле за Христа́, Жениха́ твоего́./ Но и ны́не я́коже е́реси, и враго́в шата́ние/ под но́ги во́инству на́шему покори́ти моли́ Богоро́дицею,/ я́же от шести́сот три́десяти Богоно́сных оте́ц / преде́л прие́мшая,// и храня́щая, всехва́льная.

    Ин кондак, глас 4

    Во страда́нии свое́м до́бре подвиза́ся/ и по сме́рти нас освяща́еши чуде́с тече́нием, всехва́льная./ Тем твое́ успе́ние пое́м,/ ве́рою прибега́юще в Боже́ственную твою́ це́рковь,// да изба́вимся неду́г душе́вных и чуде́с благода́ть поче́рпем.

    Чудо великомученицы Евфимии Всехвальной, явленное в наше время

    Как святая открыла преподобному Паисию Святогорцу правду об электронных «документах»

    Святая великомученица Евфимия Всехвальная претерпела многие немыслимые страдания Христа ради во времена правления жестокого гонителя христиан – императора Диоклетиана. Господь удостоил её мученического венца в 304 году в городе Халкидоне.

    В этом городе в 451 году в церкви, где почивали святые многоцелебные мощи великомученицы, проходили заседания IV Вселенского Собора. Причиной созыва Собора стало то, что Православная Церковь была на грани раскола в связи с широко распространившейся ересью монофизитов – Диоскора и Евтихия. На Соборе присутствовали 630 представителей Поместных Церквей. После долгих бурных споров и прений прийти к единому мнению они так и не смогли.

    Тогда Святейший Анатолий, Патриарх Цареградский, посоветовавшись с другими святыми отцами, предложил, чтобы обе противоборствующие стороны написали свой вариант исповедания веры. Оба эти свитка (томоса), запечатанные печатями, были положены на мощи святой Евфимии. Ковчег с нетленными мощами святой был запечатан царской печатью, и к нему приставили стражу.

    Три дня участники Собора постились и молились. Когда на четвертый день печать с ковчега святой была снята, то все увидели, что свиток Православного изложения веры святая Евфимия держит в правой руке, а свиток еретиков лежит у неё в ногах. При этом великомученица как живая протянула руку и подала Царю и Патриарху свиток с правым, истинно Православным изложением веры .

    За прошедшие столетия по молитвам святой страстотерпицы Евфимии Всехвальной Господь наш Иисус Христос явил множество непостижимых чудес. Особенно помогала верующим святая Евфимия в годы гонений и упадка истинной Православной веры .

    Преподобный Паисий Святогорец – великий аскет и подвижник, воистину пророк последних времён – поведал одному епископу, который не знал, как правильно относится к проблеме электронной идентификации личности, каким образом Господь открыл ему глаза на эту проблему.

    Святой Паисий много молился великомученице Евфимии. Он обращался к ней так: «Святая Евфимия, ты, которая “томосом” решила великую проблему Церкви, выведи и сейчас Церковь из этого нового тупика!»

    Однажды утром, когда преподобный в своей келлии Панагуда читал по чёткам последование третьего часа, он увидел святую Евфимию, которая вошла чудным образом через закрытую дверь и низко поклонилась иконе Пресвятой и Живоначальной Троицы. Старец обратился к ней: «Говори: “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”» .

    Святая очень ясно и отчётливо произнесла это исповедание. Преподобный сразу упал на колени и поклонился ей. После этого они долго-долго сидели и общались о едином на потребу. Сколько, старец не мог определить, ибо, пока он беседовал с Небесной гостьей, потерял чувство времени. В ходе беседы великомученица Евфимия показала преподобному ещё неведомые многим электронные «документы». Она открыла старцу всю дьявольскую сущность проблемы, сокрытую за безобидной на вид пластиковой карточкой.

    В конце беседы преподобный спросил: «Скажи, как Ты встретила мученичество?» Святая Евфимия ответила: «Геронта, если бы я знала, что меня ожидало в этой вечной жизни и небесную красоту, какую получают души у Бога, воистину говорю Тебе, я бы просила, чтобы никогда не кончалось то мученичество, которое перед тем, что даровала мне несказанная благодать Божия, есть абсолютное ничто!»

    Кроме того, святая великомученица Евфимия дала ответы ещё на три вопроса, занимавшие великого старца, о которых он долго молился. Тогда после встречи с преподобным Паисием для недоумевавшего епископа стала предельно ясной ситуация с внедрением так называемых электронных «паспортов» с платежными функциями.

    А святой Паисий ещё в конце 80-х годов XX века в нескольких словах показал православным величайшую опасность принятия духа времени и электронных идентификационных платежных средств: «За мирским духом современной “свободы”, отсутствия уважения к Церкви Христовой, к старшим по возрасту, родителям и учителям, которые имеют страх Божий, кроется духовное рабство, ужас и анархия, которые ведут мир в тупик, к духовной и телесной катастрофе. Итак, за “совершенной системой” кредитных карточек, за “компьютерной безопасностью”, кроется всемирная диктатура, кроется иго антихриста» .

    Тем, кто не мог вместить этих слов, преподобный Паисий объяснял: «Нужно извещать верующих и вкладывать в их души благое беспокойство, которое заставит их правильно приготовиться» .

    Вспомним только его некоторые образные слова, полные духовной мудрости: «Ученик спросил старца: “Почему, Геронта, хотя электронные карты не являются начертанием на челе и на руке, их нельзя брать и использовать?” Тогда отец Паисий ответил: “Послушай, чадо мое, когда ты видишь, что некто поджигает твой дом спичкой, тогда, когда огонь ещё в самом начале, в твоей силе погасить его стаканом воды. Если же пренебрежёшь и скажешь:“Э – невелик огонь”, то, по твоей халатности и безпечности, огонь увеличится и сгорит весь дом. Тогда ты не сможешь ничего сделать кроме того, как безуспешно убиваться от обличения совести и сидеть – плакать и смотреть на свою беду.

    Братия! Мы находимся в таком положении, когда особенно требуется бодрствование и внимание. Если не будем осторожны сейчас и не примем необходимые меры, то скоро будет уже поздно. Если же мы, братия, осознаем, где мы находимся и что необходимо делать, то нужно это делать теперь, пока ещё есть на это время:“Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия” (Еф. 5: 15-17)» ;

    «Некто сказал отцу Паисию: “Главное – внутренне веровать! Ни электронная карта, ни микрочип в руке, ни лазерная татуировка на лбу – ничто не отлучит меня от любви Христовой”. Старец заметил по этому поводу: “Видишь ли, что происходит. Тебя так просто не оставят, всё слишком закручено. Они тебе скажут: “Веруй, как хочешь”. А сами положат тебя в свою корзину и понесут тебя туда, куда они захотят. Получается: я тебя возьму, куда хочу, а ты верь, во что хочешь. Это и есть их сатанинская система» .

    Имеющий уши да слышит.

    Валерий Павлович Филимонов , русский писатель-агиограф и публицист, академик Православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств, специалист в области кибернетики и систем управления

    протоиерей Валентин Мордасов

    Проповедник, ревностный пастырь, духовный писатель.

    Биография

    Детские и юношеские годы

    Родился в Калининской области, в деревне Хмелевка.

    Отец Валентина, Мордасов Анатолий Сергеевич, трудился на Кировском заводе (в Ленинграде) в должности мастера; мать, Надежда Ивановна, принадлежала к числу медработников.

    Детство и юношество будущего протоиерея прошло в Ленинграде. Здесь он учился совершать первые самостоятельные шаги в жизни, здесь испытал полноту бедствий и ужасов, обрушившихся на жителей города во время Великой Отечественной войны.

    Блокада Ленинграда немецко-фашистскими войсками, продлившаяся 900 дней, привела к гибели сотен тысяч людей. Выживая в нечеловеческих условиях голода, холода, артобстрелов, бомбежек, антисанитарии ленинградцы явили неимоверное мужество, стойкость духа. Многие из них впоследствии делили свою жизнь на «до и после».

    Как именно, в этот период, складывались обстоятельства жизни В. А. Мордасова, сказать трудно. Мы не имеем на этот счёт достаточного количества подлинных свидетельств. Но очевидно, что опыт, приобретенный им во время войны, повлиял и на формирование его характера, и на формирование мировоззрения.

    Послевоенные годы

    В 1947 году Валентин поступил в Машиностроительный техникум (к тому времени он прошёл курс семилетнего школьного образования).

    В 1950 году был аттестован и получил квалификацию киномеханика третьей категории. По тем временам эта специальность считалась достаточно престижной, но повзрослевшего В. А. Мордасова влекла уже не светская карьера, а духовная жизнь.

    Прошло совсем немного времени, прежде чем он сдал документы в Ленинградскую духовную семинарию и, выдержав конкурс, влился в студенческий коллектив. Это был осознанный и решительный выбор.

    Есть основания считать, что большое влияние на него, в тот период, оказал старец Серафим Вырицкий. В дальнейшем уважение и любовь к этому подвижнику отец Валентин испытывал на протяжении всей своей земной жизни.

    Священническое служение

    Проучившись в семинарии два года, Валентин Анатольевич, в силу известных ему объективных причин, перевёлся на заочное отделение.

    В августе 1953 года удостоился сана священника и был определен на должность настоятеля Митрофаниевского храма, располагавшегося в Псковской области, в селе Лосицы.

    Несколько месяцев спустя, в ноябре того же года, принял на себя дополнительные обязанности по служению на Дубягском приходе, а ещё через некоторое время — в Спасо-Преображенском храме села Прибуж (находившегося в той же Псковской области).

    Прихожане относились к священнику В. Мордасову с доверием. Вскоре церковное руководство, оценив его деятельность, назначило его настоятелем храма села Прибуж.

    При этом, вплоть до 1958 года, он продолжал исполнять обязанности священника в Дубягской Введенской церкви.

    В июле 1959 года отец Валентин был определен на должность настоятеля Никольского храма в городе Порхов.

    Правда, это служение было недолгим, и уже в декабре следующего года он возглавил иной приход, став настоятелем Порховской Иоанно-Предтеченской церкви (Никольский Порховский храм, по решению местной исполнительной власти, был закрыт).

    Прослужив двадцать лет в Иоанно-Предтеченском храме, священник В. Мордасов получил новое назначение: возглавил приход Рождества-Богородичной церкви в Печерском районе, в поселке Старый Изборск. Этому назначению способствовали положительные отзывы и личные обращения к правящему архиерею со стороны населения.

    Наряду с деятельностью, связанной с окормлением вверенных ему прихожан, отец Валентин занимался писательской деятельностью. Он хорошо понимал значимость просветительства, а особенно — в тех условиях мощной богоборческой пропаганды и отсутствия религиозной душеспасительной литературы, в которых жили миллионы сограждан огромной советской страны.

    За годы священнослужения он достиг высокого уровня знаний и приобрёл богатейший пастырский опыт. Многие выходившие из-под его пера произведения отличались не только возвышенностью и глубиной мысли, но и особым смиренным настроем, ясностью и доступностью изложения.

    В конце 1984 года отец Валентин возглавил общину храма Рождества Христова, находившегося в селе Бельское (Псковский район). В должности настоятеля этого храма он прослужил вплоть до 1986 года.

    В феврале 1986 года принял руководство над храмом святого великомученика Георгия Победоносца при погосте Камно.

    К этому времени отец Валентин достиг широкой известности. С разных концов к нему стремилось множество верующих: кто за утешением, кто за ответом на трудный вопрос, кто за благословением, кто за советом. Батюшка старался проявлять к ним внимание и сочувствие, насколько хватало сил.

    Летом 1998 года отец Валентин занемог. Охватившая его болезнь настолько стремительно подтачивала его телесные силы, что он увядал на глазах.

    19 июля 1998 года сердце пастыря остановилось, и он мирно почил о Господе.

    Житие Валентина Мордасова

    XX век — время духовного упадка в жизни русского государства. Из-за активной антицерковной советской пропаганды многие люди забыли об истинном предназначении человека — всеобщей любви и стремлении к единению с Господом в Небесном Царстве. Но и в это трудное для Веры время находились люди, открывшие для неё своё сердце и направляющие по единственно правильному пути окружающих людей. К таким подвижникам относится отец Валентин Мордасова, который почти полвека проповедовал Слово Божие в различных приходах Псковской области.

    Биография

    Валентин Анатольевич Мордасов родился в 1930 г. небольшом поселении Хмелевка Калининской области. Детство мальчика прошло в Ленинграде, где его отец трудился на Кировском заводе, а мать работала в одном из медицинских учреждений города. Военные годы Валентин провёл в Ленинграде. Ужасы блокады отразились на мировоззрении и характере юноши.

    Постоянная угроза жизни, холод и город сформировали в ленинградцах такие черты характера как:

    • стойкость духа;
    • терпение;
    • смирение.

    В возрасте 17 лет, окончив 7 классов школы, будущий известный проповедник поступил в машиностроительный техникум, где приобрёл престижную профессию киномеханика. Но светская профессия не привлекала молодого человека, и через некоторое время он подал документы для зачисления в Ленинградскую духовную семинарии.

    Интересно: по некоторым сведениям, в это время Валентин познакомился со старцем Серафимом Вырицким, оказавшим большое влияние на духовное становление семинариста.

    Духовное служение

    В 1949 г. Валентин Мордасов перевёлся на заочное отделение учебного заведения, что не помешало ему закончить учёбу и получить священнический сан. В конце лета 1953 года он прибыл в село Лосицы Псковской области, в котором возглавил приход Митрофановской церкви. Осенью отец Валентин приступил к служению Дубягском и Прибужском приходе Псковской области.

    Прилежание в служении молодого священника, к которому с любовью и доверием относились прихожане, отметило руководство епархии и назначил его настоятелем прибужского Спасо-Преображенского храма. Прослужит 1,5 года в Прибужском Валентин Мордасов был направлен в г. Порхов, находящийся в 88 км от Пскова.

    В декабре 1960 г. Преображенскую церковь закрыли, а священника перевели в Иоанно-Предтеченский храм, в котором он прослужил 20 лет.

    В 1980 г. известный в Псковской области пастырь возглавил церковь во имя Рождества Богородицы, находящуюся в посёлке Старый Изборск. В 1984 г. отец Валентин возглавил православную общину, организованную при храме Рождества Христова в селе Бельское.

    Через 2 года священник, известный своими проповедями и праведными наставлениями не только в Псковской епархии, но и далеко за её пределами, возглавил кладбищенскую церковь во имя Георгия Победоносца в деревне Камно.

    12 лет старец духовно осенял жителей прихода и многочисленных людей, стремящихся и просить у него совета и поделиться своими бедами. Летом 1998 г. земной путь отца Валентина закончился. Его похоронили на погосте у последнего места его духовного служения.

    Почитание и воспоминания прихожан

    В маленькую сторожку у кладбища деревни Камно с конца 80-х гг. прошлого века приезжали люди и из окрестных земель, и из Беларуси, Украины, Молдавии. К старцу Валентину люди ехали со следующими бедами:

    1. Люди, обуреваемые греховной страстью чрезмерного употребления алкоголя, получали исцеление по молитве священника. Отец Валентин советовал им пить воду, которую набирали из святого источника, находящегося недалеко от церкви, и читать молитву Господу в течение 40 дней.
    2. Батюшка помогал исцелять душевные недуги и изгонять из людей бесов. По его молитве и помазании святым елеем люди получали облегчение и силу для борьбы с бесами.
    3. Купание в хранимом батюшкой источнике лечило и физические болезни. Люди, погрузившиеся в его святые воды и получившие благословение от отца Валентина, возвращали физическое здоровье, обретали покой и тихую радость.

    Прихожане кладбищенской церкви отмечают, что её настоятель милостью Божией обладал даром прозрения. Об этом свидетельствуют несколько случаев, рассказанных духовными детьми Валентина Мордасова.

    1. Одна из прихожанок попросила у священника благословения на развод с венчанным мужем, который много пил, хулиганил и обижал домочадцев. Отец Валентин в ответ на её просьбу попросил набраться терпения, так как скоро эта ситуация разрешится сама собой. А через две недели муж прихожанки умер, а мудрый старец с грустью и сочувствием утешал её.
    2. Сорокалетняя женщина из Санкт-Петербурга, уже имея взрослого сына, вновь забеременела. Батюшка Валентин посоветовал сохранить ребенка, несмотря на слабое здоровье и возраст. Женщина послушала священника, и после рождения дочки снова почувствовала себя молодой и энергичной.
    3. Многие прихожане вспоминают, что отец Валентин часто дарил людям свои духовные сочинения, в которых каждый человек находил совет, помогающий решить проблемы, мучившие его в этот момент.

    Следует знать: после смерти праведника к его могиле продолжают приходить и приезжать люди, нуждающиеся в помощи и совете. Они отмечают, что по молитве отцу Валентину можно получить исцеление от физических недугов, утешение в скорби и помощь во время душевных терзаний.

    Писательская деятельность

    Священник Валентин Мордасов много времени уделял просветительской работе. Он понимал необходимость обеспечения советских людей духовной литературой, в которой раскрывались бы основные вопросы православной Веры. Первые произведения проповедник при помощи своей жены Анна и добровольцев переписывал вручную и раздавал прихожанам. В 90-е гг. появилась возможность ксерокопировать сочинения, а затем и печатать тонкие книги.

    Среди множества работ отца Валентина Мордасова можно выделить следующие:

    1. «Азбука духовной жизни» — книга, раскрывающая читателю основы христианства и православной нравственности.
    2. «У Бога все живы. Православный обряд погребения» — сборник, состоящий из молитв, описания обряда погребения и утешений скорбящих родственников.
    3. «Что посоветуете, батюшка?» — книга составлена в форме ответов на вопросы православных людей, посвящённые бытовой жизни христианина.
    4. «Об искушениях, скорбях, болезнях и утешений в них» — труд, объясняющий, как появляются искушения, и что делать, чтобы им противостоять.
    5. «Помощь Ангелов и козни бесовские» — сборник поучительных историй о бесовских искушениях и помощи Ангелов в их преодолении.

    Наставления и идеи

    Отец Валентин в создании своих книг опирался на Священное Писание и богословские труды христианских святых и подвижников. Его книги состоят из цитат других авторов и личных идей составителя, основанных на собственном опыте духовного служения и проповеди.

    О спасении

    Чтобы спасти душу от греха и обрести благодать Царства Небесного человек должен делать следующее:

    • рано пробуждаться, преодолевая лень и негу;
    • с терпением относиться к неправильным словам и поступкам окружающих людей;
    • работать и творить добрые дела, не ожидая похвалы и со смирением принимая порицание;
    • избегать людей, стремящихся к богатству и праздности.

    Спасение даётся людям, которые упорно работают ради духовного роста. Тяжёлый духовный труд готовит человека к лёгкой жизни на Небе.

    О посте и молитвах

    Время поста — возможность, осознав свои грехи, раскаяться в них и получить духовное очищение. При этом необходимо помнить, что пост — это не только ограничение в пище, но и духовное воздержание. Во время поста люди доказывают, что любовь к Господу для них важнее стремлений плоти.

    Молитва должна сопровождать всю жизнь человека, начинающего и заканчивающего ею все дела свои. Молитва должна читаться со смирением и покоем, но иногда возможно заменять её на более короткие, или прерывать на непродолжительное время, начиная вновь с последних произнесенных слов.

    О наградах и общении

    Совершение добрых дел вознаграждается Господом. Но своими неразумными действиями человек может уничтожить награду за них. Угодные Господу деяния не выставляются напоказ и не требуют общественного одобрения и награды.

    Все свои поступки в отношении окружающих людей необходимо примерять на себя, оценивая свои чувства. Необходимо относиться к людям с любовью, уважением и доброжелательностью, желая получить в ответ взаимные подобные чувства.

    О грехах

    Покаяние в грехах — угодное Богу дело. Но кающийся человек должен чётко осознавать свои грехи и совершать деяния, искупающие их. Даже покаявшись, люди должны помнить о своих грешных поступках и при помощи Божией избегать их.

    Протоиерей Валентин Мордасов — талантливый проповедник, мудрость и жизненный опыт которого притягивали к нему множество советских людей. Батюшка помогал открыть своё сердце для Господа и найти путь к Нему.

    Протоиерей Валентин Мордасов

    Псковский старец протоиерей Валентин Мордасов родился 10 марта 1930 года в деревне Хмелевка Оленинского района Тверской области, его детство и юность прошли в Ленинграде. Отец семейства Анатолий Сергеевич Мордасов работал на Кировском заводе мастером, мать протоиерея Валентина была медицинским работником, оба они были далеки от веры.
    В стране Советов верующих людей преследовали за веру. Однако вопреки всем усилиям властей и среди молодёжи стали появляться люди всей душой стремящиеся к Богу, одним из них был Валентин Мордасов.
    В 1947 году после окончания школы юноша по совету родителей поступил в Машиностроительный техникум. Через три года он получил специальность киномеханика, однако, по специальности работал не долго – поступил в Духовную семинарию. В те годы ему посчастливилось встретиться с ныне прославленными великими старцами преподобным Серафимом Вырицким (1865-1969) и преподобным Симеоном (Желниным) (1869 -1960). Иеросхимонах Симеон стал духовным отцом Валентина. До 1960 года семинарист Валентин приезжал в Псково-Печерский монастырь к старцу Симеону за духовными советами и наставлениями. А когда Господь призвал к себе своего избранника, стал обращаться за духовной помощью к настоятелю Георгиевской церкви погоста Камно протоиерею Иоанну Максимову. Когда в 1953 году отец Иоанн благословил его искать невесту из певчих Георгиевской церкви – Валентин выбрал Александру Васильеву.
    1 августа 1953 года Валентин подал прошение на имя митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) с просьбой благословить его на принятие сана иерея в погосте Лосицы Псковской области, с продолжением обучения в семинарии заочно. 7 августа 1953 года протоиерей Иоанн Максимов совершил венчание Валентина и Александры. 28 августа 1953 года в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Ленинграда Валентин был рукоположен в сан дьякона, а 29 августа 1953 года в Спасской церкви поселка Парголово Ленинградской области – в сан иерея. С 28 сентября 1953 года отец Валентин приступил к обязанностям настоятеля Митрофаниевской церкви села Лосицы Лядского (ныне Плюсского) района Псковской области.
    Отец Василий 45 лет служил в разных приходах Псковской области. Каждый раз с приходом отца Валентина увеличивалась посещаемость верующими приходских церквей, улучшалось материальное положение храмов. За годы пастырского служения он ни разу не был в отпуске. Лишь незадолго до кончины, когда совсем ослабел, написал прошение об отпуске.
    Каждый день он посвящал себя служению Богу и ближним. Он и представить себе не мог, как можно оставить приход и уехать в отпуск. Он знал, что верующие люди нуждаются в ежедневной поддержке, не мог доверить никому вверенный ему приход. Он всегда был готов дать мудрый духовный совет, утешить, поддержать в трудную минуту любого человека. Люди любили доброго пастыря и тянулись к нему, каждый получал духовную помощь и житейский совет. По ночам отец Валентин читал духовную литературу, выписывал наставления святых отцов, составлял сборники. По благословению духовника верующие люди переписывали исписанные им тетради с высказываниями святых, каноны, акафисты.
    Верующие люди отмечали, что батюшка прозорливый, ему были открыты
    забытые грехи. Часто даже не задав вопрос, верующий человек получал ответ.
    На всенощном бдении во время помазания отец Валентин говорил каждому
    подходящему к нему какое-либо краткое наставление, при этом люди отмечали, что услышанные слова были ответом на волнующий их вопрос, содержали нужный совет. Велика была вера подвижника, он умел зажечь веру в сердцах сомневающихся людей.
    Отец Валентин говорил: «Чего же удивляться, что молитвы наши часто не
    бывают успешны; причина этого в том, что мы не живем по воле Господа Бога, но по своей и диавольской. Стоит только начать исполнять какую-нибудь одну заповедь — например, «любите врагов» — и молитвы будут многоплодны».
    Протоиерей Валентин всю свою жизнь посвятил Господу, жил по заповедям
    Божиим, старался отречься от своей воли, а творить волю Божию. Поэтому Господь и слышал своего избранника – молитвы его были «многоплодны».
    Приведём несколько отрывков из книги Людмилы Аваловой «На божественной страже».
    Из воспоминаний духовного сына старца Валентина:
    «Батюшка не любил отсебятины, поэтому в частных беседах от своего мнения чаще воздерживался, почти на всё у него было мнение святых отцов. Мы не знали точно, когда батюшка начнёт проповедь, случалось, что он начинал проповедовать и два и три раза за службу. Тогда он со светлым, вдохновлённым лицом выходил на амвон, и казалось, только всего и делал, что своими словами излагал уже знакомый нам евангельский сюжет, но какие он находил слова! Его мысль открывала нам Писание с неожиданной стороны, а в простоте его речей обнаруживалась истинная глубина святоотеческого толкования. Мы вдруг узнавали свою собственную жизнь, самих себя. И невольно соглашались с обличением, и чувствовали батюшкину любовь, и переполнялись благодарностью. Заканчивалась проповедь словами: «Вот
    чему учит нас сегодняшнее Евангелие», «Вот и нам так надо!», или: «Святые угодники Божии, молите Бог о нас!». »
    По молитвам подвижника исцелялись и смертельно больные люди.
    Из воспоминаний духовной дочери старца Валентина:
    «Относилась я к нему всегда со страхом, несмотря на любовь, потому что знала, что он принимает во мне деятельное участие, несмотря на то, что сам в колоссальном духовном и физическом напряжении. Зачастую на невысказанные вопросы получала ответы в проповеди или в чтении, а иногда и просто в словах Батюшки, ни к кому как будто конкретно не обращенных.
    Был повод мне убедиться и в том, что батюшкина молитва способна воскресить из мёртвых. Этот случай произошёл с моей мамой. Ей было 72 года, когда смерть приступила к ней, я получила вызов срочно приехать, чтобы с ней проститься.

    Вспомнились слова, недавно произнесённые батюшкой при благословении:
    «Если придёт горе, принимай, как должное».
    К батюшке я приехала на другой день утром, когда была служба в храме. Перед началом, подходя под благословение, сразу сказала, что мама умирает. Он посмотрел на меня внимательно, серьёзно. Благословил в дорогу и ушёл в алтарь совершать проскомидию.
    Билет взяла на следующий день. Ехала в непонятном для меня спокойствии.
    Приехала. Родственники рассказали мне, что после того, как мне сообщили, она лежала без сознания, дышала с трудом. Временами казалось, что не дышит. Врач полагал, что до утра доживёт навряд ли. Утром после 10 подошли родственники проверить: жива ли? Тут и произошло чудо: мама как-то глубоко вздохнула, потом стала дышать хорошо. Через несколько дней пришла участковый врач. Увидев
    живую бабушку, подкрепляющуюся кашкой, она была в крайнем удивлении. Так подтвердились другие слова батюшки, что если душа не готова, то Господь по Своему милосердию может дать ей ещё некоторое время. Смерть отступила как раз в то время, когда батюшка ушёл в алтарь совершать проскомидию. »

    «Иеромонах Н. страдал пристрастием к вину. Доведенный до отчаяния, не
    знал, что и делать. Ему посоветовали обратиться за помощью к протоиерею Валентину Мордасову, настоятелю храма вмч. Георгия погоста Камно около Пскова. С большой верой воспринял он этот совет и приехал в неизвестное для него место. Отец Валентин с любовью принял его, выслушал, и после совместной молитвы страсть сразу оставила его. В течение нескольких лет он не испытывает никакого пристрастия к вину и не употребляет его».

    Из воспоминаний духовной дочери протоиерея Валентина Мордасова: «Хочу
    поведать об одном явлении в жизни нашей семьи. Есть у нас родственница, которая пропивала свою жизнь, проводя ее в бедах и несчастьях, как и многие ныне, подобные ей. Однажды каким-то невероятным образом зашла она в деревенский храм поставить свечку. Остановилась, прислушалась, что говорят. Отец Валентин говорил о чудесных свойствах святыни и, как бы, между прочим, сказал, что если
    принимать крещенскую воду хотя бы по глотку или ложке натощак 40 дней, отстанешь от пьянства. Запали ей в ум эти слова. Через какое-то время она пришла и попросила воды. Я дала ей, и она стала ее пить. Считала дни. Иногда утром просыпалась с диким желанием выпить, но вспоминала, что не принимала еще водички, и начинала день с ложки воды. Желание выпить спиртного проходило. И так — день за днем. Сейчас не пьет.
    Однако враг нашего спасения без боя не сдается. Прошло время, и ее сын, семнадцатилетний юноша, стал замечать за собой, что его тянет к вину с невероятной силой. Тогда он обратился к матери: «Мама, помнишь, ты пила воду натощак, дай мне той воды». Так тяга к зелью и у него пропала, как и не было ее».
    Духовные чада рассказывали, что в семидесятых годах к отцу Валентину
    стало приезжать много верующих людей не только из разных городов России, но и из Белоруссии и Молдавии, приезжали даже автобусы с паломниками. Отец Валентин духовно окормлял несколько крупных московских православных издательств. Многим людям он дарил духовную литературу, да ещё приговаривал: «Бери, потом не будет, а если и будет, то купить не сможешь, пенсии не хватит».
    Подвижник был строг к себе, мало кто бывал у него дома, а кому посчастливилось побывать, говорили, что он был «настоящий аскет в еде и в одежде, и в жилье».
    Сам отец Валентин с матушкой жили крайне бедно, расценки на требы батюшка устанавливал очень низкие, но всегда находил возможность порадовать приходящих ему людей подарочками.
    А люди, которые появлялись у батюшки первый раз, иногда получали более десятка духовных книг. Старец Валентин говорил: «Главная цель пастыря — это спасение людей, вверенных его попечению».
    12 июля 1974 года погиб двадцатилетний сын протоиерея Валентина. С великим смирением принял отец Валентин тяжёлую утрату. Он не раз помогал и прихожанам справится с унынием и отчаянием в трудную минуту. Приведём лишь один пример.
    Одна верующая женщина рассказывала, что когда её любимого внука сбила
    машина, она была близка к отчаянию. Протоиерей Валентин горячо молился за неё, и по его молитвам Господь помог ей смириться с потерей. Однажды, когда слёзы застилали глаза, а тоска защемила сердце, вспомнились вдруг слова молитвы «Отче наш. »: Когда она произнесла слова « да будет воля Твоя!» чёрная пелена упала, пришла ясная мысль: «Ведь это не моя воля, а Его, выходит я против его воли?!».

    В книге «Что посоветуете, батюшка?» опубликованы ответы отца
    Валентина на вопросы верующих людей о болезнях и скорбях, приведём лишь некоторые из них:
    Скорбь, теснота, болезнь, труды сближают нас с Богом, если разумно
    переносим их. Не ропщи на них и не бойся их.
    Для того, чтобы исцелиться от болезни, необходимо, чтобы над вами
    совершили Таинство Елеосвящения, иначе — Соборование. Священник в
    специальных молитвах просит о том, чтобы было исцелено не только тело, но и душа, так как причиной многих болезней тела являются болезни души — грехи. Кроме того, святые отцы советуют, прежде чем обращаться к врачу, раскаяться в грехах, т.е. поисповедоваться и принять Святые Тайны Христовы. Также очень помогают молебны о здравии, совершаемые по вашему заказу в церкви. Некоторым очень помогает, когда они просят молиться о них в монастырях, заказывая поминовения о здравии на длительные сроки: на месяц, на полгода или на год. Но если все предпринятые вами способы не помогают, то к болезни нужно относиться как к очистительному средству от грехов, как к Кресту.
    Всеблагий Господь попускает человеку в этой жизни разные оскорбления и стеснения, болезни и прочее; все это ради того, чтобы душу его очистить от грехов и вселить в жизнь вечную.
    Нужно знать, что есть такие болезни, в которых ясно можно усмотреть
    волю Божию. Мы имеем в виду неизлечимые болезни. Лучше бы верующему
    христианину в таких случаях примиряться с болезнями и смотреть на них, как на посылаемое Господом Богом очистительное испытание.
    Преподобный Феодор Студит говорил: «Не делай болезни поводом к безделью». Больному хорошо читать (или слушать) Божественные книги, чтобы не заниматься пустыми мыслями.
    Лечиться можно, но так, чтобы не было в этом случае ущерба вере в Господа, не было бы пристрастия к лечению.
    Для прогнания вражеского страхования и тоски спасительно читать вслух псалмы Давидовы, ибо они прогоняют демонов. Еще спасительнее от напасти бесовской чтение Святого Евангелия.
    Кто старается о больных и бедных, тот будет избавлен от смерти мучительной, а кто ненавидит их, тот будет изгнан от Христа.

    Отец Валентин предупреждал, что люди, которые ухаживают за больным с
    брезгливостью, недовольством, уничтожают благие плоды своего труда.

    Отрывки из проповедей отца Валентина:
    «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
    До того времени, как Иисус Христос пострадал за род человеческий, сила диавола была крепка, но после этого уничтожена была сила его. В Евангельском бесноватом содержался легион 6 тысяч бесов. Бесы просились войти в свиней, вошли они по повелению Божию, и утонули свиньи. Но люди, узревшие чудо вместо благодарности просили отойти от их пределов. Беснования и ныне часты. Бешеный пьяница бьется, ругается, раздражается, злобствует, тащит все из дома. Беснование зависти молча сжирает человека. Беснование скупости. Беснование
    плотской страсти вгоняет человека в тоску и отчаяние, если не удовлетворяется. Беснование зрелищ: футбол, рок концерты, телевизор.
    Беснование срамословия – оскверняет душу, уста. Беснование ревности, лукавства, неприязни, сластолюбия, чревоугодия, хулы, суровости, нетерпения, буйства, осуждения, злословия, рассеянности, лености, мнительности и пр… Все мы временами бываем делателями диавола. Будем же прибегать к Господу, моля усердно, да дарует благодать разума возлюбить Его. Одна Его любовь способна исцелить душу и помогает избегать плотоугодия. Отсюда все грехи, как у жителей Гадары, возлюбивших своих свиней (земные блага) и велевших отойти от них
    Господу. Мы же знаем средства для возгревания любви ко Господу: это
    Евангелие, Святые Таинства, молитва, духовные книги, святыни и т.п.
    Так возлюби же Господа всем сердцем, всею душою, всем помышлением.
    Аминь.

    «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
    Во время жизни Господа Иисуса Христа, когда сходил Он с горы, приступил к Нему человек, порося о сыне, повергаемом духом нечистоты то в огонь, то в воду. Что же Господь сказал: “О, род, неверный и развращенный! Вот причина беды: в Бога не веруют, не молятся, пируют, развратничают. Вот почему для вразумления отца и сына был послан бес.
    Так же и у богача, имеющего пять братьев, в жизни не было места Богу.
    По той же причине и ныне много бесов входит в людей. Батюшки видят это из ответов бесноватых. И ныне Господь также вразумляет людей. Человек приготовляет грехом дом для беса, не защищает себя ни молитвой, ни крестом, ни святыней, потому враг и вселяется. »

    «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
    В сегодняшнем Евангелии, читаем за службой, описывается женщина, 12
    лет лечившаяся у врачей, но не имевшая исцеления. Услышав о Иисусе
    Христе, она возымела веру: если прикоснусь, то исцелюсь. Потому,
    прикоснувшись с верою, исцелилась. Иисус Христос решил это огласить:
    Кто прикоснулся ко Мне? Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя. Вера и
    нам нужна на каждом шагу. На исповеди грехи прощаются, если с верою.
    Причастие с верою, молитва с верою, чтение Слова Божия с верою
    приносят пользу духовную. С верою получаем благодатные исцеления.
    Прикосновение – мы с ним встречаемся часто: иконы, Евангелие, Крест,
    мощи Святых, просфора, святая вода, благословение священника,
    прикосновение к чаше – все эти прикосновения нас освящают.
    Кровоточивая женщина исцелилась у Бога, а не у врачей, потому и нам
    нужно прежде обращаться к Богу, а потом к врачу. Болезни чаще мы имеем за грехи, потому и исцеление от Бога при Святых Таинствах, использование святынь. Болезнь нужно нести с терпением, т.к. грехи прощаются за терпение.
    У кого перед глазами вечность, тот потерпит время скорби. В болезни читай духовные книги, молись, пригласи опытного врача, не отвергай врачебной помощи по гордыни. Лечись без ущерба вере, не снимай крест, старайся соблюдать пост. Не можешь ходить в церковь, сделай ее дома, но не ропщи. Послужи другим больным, но не возносись, выше сил не бери дел. Не посещай тех больных, которые расстраивают твое душевное устроение. Утешай больного веселым лицом.
    Посещение и утешение больных и страждущих выше поста и молитвы. Помни, что сильно изнуренных больных тяготят посещения. Вечное блаженство дается злостраданием. Через что воскреснет душа? Через внутреннее покаяние. “Я сто раз умираю и сто раз воскресаю, через покаяние”, – говорит апостол Павел. »

    В заключении приведём отрывок из книги протоиерея Валентина
    Мордасова «Кто кем побежден тот тому и раб».

    В жизни человеческой есть весна — это юность, есть лето — это мужество, есть и осень — это старость. И тебе, добрый христианин, может быть, придется дожить до старости — до своей мрачной осени. Повянет твоя молодость, поблекнет красота твоя; силы и здоровье оставят тебя: заноют кости, задрожат члены. Голова твоя убелится сединами; лицо твое пожелтеет и покроется морщинами, руки
    твои ослабеют, ноги твои подогнутся и весь стан твой, теперь бодрый и прямой, наклонится к земле, от которой взят ты и куда пойдешь; не в службу тогда, а в тягость будешь ближнему. Спеши же, друг мой, пока есть силы и здоровье, спеши потрудиться на спасение души своей. Придет твоя осень — болезненная старость, упустишь лето свежее, не воротишь ясных дней, и опоздаешь ты со своими добрыми делами. И рад бы ты был посетить тогда обитель святую, да болезни остановят тебя; и рад бы ты сходить тогда в церковь Божию — постоять на молитве, да ноги не послужат тебе; и хотел бы ты пособить брату твоему, да не станет у тебя сил разогнуть рук своих. Спеши творить добрые дела, пока силы есть! Не откладывай до старости! Чего в юности не собрал, то найдешь ли
    в старости? Не отложил же ты до осени летних работ, не провел ты лета в праздности, а то насиделся бы голодным. Не откладывай же до старости и того добра, которое ты можешь и должен делать, а то голод и жажда застигнут душу твою. Не откладывай служить Господу, не откладывай помогать ближнему. Трудись, пока силы есть. Готовься, чтобы спокойно встретить зиму свою — неизбежную смерть — и радостно, без трепета покрыться белым саваном. Аминь»

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: