Фаддей Успенский – житие и творения, почитание и дни памяти, мощи

Священномученик фаддей успенский 1872 – 1937

Священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился 12 ноября 1872 года в многодетной (семь сыновей и две дочери)семье сельского священника о. Василия в с. Наруксово Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Дед Ивана был тоже священником, пламенным молитвенником, человеком смиренного и щедрого сердца. И потому Иван, вместе с братьями Владимиром и Александром, скоро понял свое призвание и тоже пошел учиться по духовной линии.

После окончания Нижегородской Духовной семинарии Иван Васильевич в 1892 году поступил в Московскую Духовную академию, где в это время ректором был архимандрит (впоследствии – митрополит) Антоний (Храповицкий), сыгравший в жизни юноши весьма важную и благотворную роль. Следуя отеческим наставлениям ректора и открывая свои помыслы о. Герману, известному старцу Гефсиманского скита Троице – Сергиевой Лавры, Иван Васильевич с успехом окончил академию в 1896 году со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней профессорским стипендиатом.

Еще будучи студентом, Иван Васильевич Успенский впервые увидел св. праведного о. Иоанна Кронштадтского. Это произошло 18 января 1895 года на литургии в Троице – Сергиевой Лавре. «За благодарственною молитвою видеть пришлось выражение лица, которое со смущением только вместил слабый ум… это было лицо ангела! Здесь одно небесное житие и нет ничего земного. Умиленное славословие и благодарение о неизреченном даре, значение которого он так ясно понимал и видел…» – писал Иван Васильевич в своем дневнике.

Слово великого пастыря и молитвенника имело большое значение для будущего святителя – подвижника и мученика. Незадолго до принятия монашества и священного сана, когда остатки сомнений еще теснились в душе Ивана Васильевича, о. Иоанн Кронштадтский, прозрев его пастырский путь и то, каким подвигом он прославит Христа, сказал ему словами Спасителя: «Аще любиши Мя… паси овцы Моя… егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси: егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши». И в минуты самых тяжелых испытаний слова эти, сказанные устами святого, не раз были для святителя – мученика утешением и отрадой.

Монашеский путь и даже архипастырство Ивану Васильевичу Успенскому предсказывали еще во время учебы в академии ректор – архимандрит Антоний Храповицкий и старец Гефсиманского скита о. Герман. Очень скоро предсказание начало исполняться: 15 августа 1897 года молодой выпускник академии принял монашество с наречением имени Фаддей, в память апостола Фаддея. В том же месяце он был рукоположен в сан иеродиакона, через месяц – в сан иеромонаха и назначен в Смоленскую Духовную семинарию преподавателем логики, психологии, философии и дидактики.

19 ноября 1898 года иеромонах Фаддей был переведен на должность инспектора Минской Духовной семинарии и преподавателя Священного писания. Работая на этой должности, он, несмотря на насмешки и упреки коллег – преподавателей, еще более усугубил невидимые миру аскетические подвиги поста, молитвы и послушания, начало которым положил еще до принятия монашества. В результате… в 1901 году его перевели с должности инспектора на должность преподавателя основного, догматического и нравственного богословия в Уфимскую Духовную семинарию, где епископом был его давний наставник, преосвященный Антоний (Храповицкий). Здесь иеромонах Фаддей написал и защитил диссертацию «Единство книги пророка Исайи», за которую ему была присвоена степень магистра богословия.

В 1902 году иеромонах Фаддей был возведен в сан архимандрита, а затем назначен на должность ректора Олонецкой Духовной семинарии в Петрозаводске. Шесть лет своей жизни отдал архимандрит Фаддей Олонецкой епархии. Здесь же он получил известие об избрании его епископом Владимир-Волынским.

Свое епископское служение священномученик Фаддей начал в 1908 году в возрасте 36 лет. Наречение его во епископа состоялось 20 декабря в городе Владимиро-Волынске в храме Христорождественского монастыря.

Владыка Фаддей еще с детства мечтал стать «школьным учителем, а к сорока годам – священником», щедро «сеять разумное, доброе, вечное». Но ему, достойнейшему из достойных, суждено было в полной мере исполнить несравненно большее: стать учителем – архипастырем. И на этой стезе он работал, не щадя ни времени, ни сил для решения одной из самых важных задач в деле народного просвещения: подготовки самих педагогов, повышению образовательного уровня законоучителей, совершенствованию программ курсов, собиравших учителей как церковно-приходских, так и светских школ.

С сентября 1916 по февраль 1917 года, в связи с болезнью епископа Владикавказского Антонина, Владыка Фаддей управлял его кафедрой. Вскоре Владыка Антонин уволился на покой, и православные Северной Осетии очень просили епископа Фаддея остаться. Но он, собирая в необъятном сердце своем заботы и о новых во Христе чадах духовных, должен был все же вернуться назад, на Волынь, с паствой которой был навеки обручен при наречении во епископа. Воистину, своей воли не имел святой Владыка, но творил волю пославшего его Господа.

Загорелся пожарами 1917–й год. Рухнули внешние устои благословенной Богом Русской державы, на смену пришли разруха, гражданская война, беспощадный классовый террор и невиданные гонения на Миротворицу – Церковь. Но Она, в лице лучших избранников своих, таких, как священномученик Фаддей, продолжала молить Бога о прощении, помиловании и вразумлении своего возлюбленного народа. Она знала, Церковь – Невеста Христова, что смутные времена скоро пройдут, и для бушующих сил зла так и останутся недосягаемыми хранимые в Ее внутренних высотах и глубинах святые границы души русской, православной. И душа эта снова вспомнит себя и радостно вновь обретет данную ей Богом святую и мудрую, премудростью земной непобедимую простоту.

В те далекие безумные годы Волынь не раз оккупировалась то немцами, то поляками. В 1919 году архиепископ Евлогий (Георгиевский), ввиду сложившихся Промыслом Божиим обстоятельств, вынужден был эмигрировать. И епископ Фаддей стал правящим архиереем Волынской епархии, ввергнутой тогда во все ужасы оккупации, междоусобиц и разрушения.

В это трудное время он духовно окормлял и поддерживал свою многотысячную паству. Для населения Житомира его пребывание на архиерейской кафедре было большим утешением. В лице Владыки Фаддея жители получили защитника и утешителя всех, кто несправедливо преследовался в то время властями. Велико перед Богом было служение епископа Фаддея. Он, проповедовавший смирение в сердце своем и молитву за врагов своих, никого не убивая и не наказывая, но лишь прощая и милуя, вызывал нечеловеческий страх и лютую злобу у всех, богоборческую власть предержащих. И потому Владыке пришлось принять много скорбей и от петлюровцев, и от советской власти, хотя он и не уставал терпеливо разъяснять, что духовенство не надо втягивать в политическую борьбу, и Церковь – выше политики.

Читайте также:
Иосиф Волоцкий: краткая биография, устав и труды преподобного, сторонники

Показательно и весьма поучительно для нас и отношение Святителя к самосвятам – автокефалистам: с ними как «с учреждением неканоничным и противоцерковным» он ни при каких обстоятельствах не желал вступать в общение.

В ноябре 1921 года по доносу епископ Фаддей был арестован Волынской губернской Чрезвычайной комиссией, как «участник повстанческого движения на Волыни». Сразу же после ареста православные христиане г. Житомира написали заявление в ЧК с просьбой отпустить Владыку. Они писали: «…епископ Фаддей много лет известен в городе Житомире, где нет храма, в котором бы он ни богослужил и не проповедовал. Нам известна его личная жизнь как молитвенника и пастыря. Никогда он не вмешивался в политику…».

Но власти не отпустили епископа. Напротив, они вынесли ему свой первый, еще неуверенный в попущенной вседозволенности, трусливый приговор. По заключению начальника секретного отдела Волынского ГубЧК (имя его стерлось ныне со страниц истории): «епископ Фаддей как высшее духовное лицо в Волыни, действовавший, безусловно, во вред советской власти, ни в коем случае не может быть возвращен на Волынь. Со своей стороны, считал бы его политически неблагонадежным; как находящегося на Волыни более пятнадцати лет и пользующегося большим авторитетом среди местного населения, выслать из пределов Украины в распоряжение высшего духовенства РСФСР под негласное наблюдение местных органов ЧК».

25 февраля 1922 года Всеукраинская ЧК, рассмотрев дело Владыки, постановила «выслать епископа Фаддея в распоряжение Патриарха Тихона, с правом жительства в одной из центральных северных губерний РСФСР и Западной Сибири, со взятием подписки о регистрации в органах ЧК…». 9 марта 1922 года епископ Фаддей был освобожден и, приехав в Москву, встретился с Патриархом Тихоном. Патриарх возвел епископа Фаддея в сан архиепископа и благословил принимать Астраханскую кафедру. Но вскоре последовал новый арест, после которого епископ Фаддей был отправлен в ссылку. Известно, что там Владыка многих укреплял духовно и поддерживал материально.

После окончания ссылки, уже в сане архиепископа, он все-таки был вновь назначен на Астраханскую кафедру. Астрахань в ликовании встретила возлюбленного архипастыря. Весь перрон, весь огромный вокзал был усеян людьми и цветами, а долгожданный Владыка приехал один, «в старенькой порыжевшей рясе, с небольшим потрепанным саквояжем и узелком». Православные христиане ждали своего утешителя, как вестника неумирающей надежды: остановить, прекратить полонившее полмира безумие богозабвения. От вокзала до церкви архиепископ шел пешком, среди моря людей, всех благословляя и внося умиротворение в сердца тысяч людей. Служил в облачении, оставшемся от убиенных новомучеников епископа Тихона (Малинина), епископа Леонтия (Вимпфена), архиепископа Митрофана (Краснопольского). Собранное для него прихожанами новое, добротное белье и обувь – тотчас же раздал нищим… И слава о его святой жизни, кротком и мирном нраве и чудотворящих молитвах, как отчаянная и бесстрашная песня надежды, летела по городам и весям стремительно погружавшейся во мрак страны.

«Знаете ли Вы, что Владыка Фаддей святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви – явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому отражаются на здоровье. Разумеется, Владыка избрал святой, но трудный путь, немногим дана такая сила духа. Надо молиться, чтобы Господь укрепил его на пути этого подвига» – так сказал Святейший Патриарх Тихон приехавшим в Москву астраханским делегатам. Он уже при жизни считал архиепископа Фаддея святым человеком и, как видим, это была истинная правда.

После смерти Св. Патриарха Тихона Патриаршим Местоблюстителем стал митрополит Сергий (Страгородский), который в октябре 1926 года был арестован, и в его права вступил заместитель, архиепископ Ростовский Иосиф (Петровых). Но и он не избежал ареста, успев все-таки оставить после себя трех заместителей. Одним из них был архиепископ Фаддей… В середине декабря 1926 года Владыка выехал в Москву, чтобы приступить к исполнению возложенных на него обязанностей по управлению Русской Православной Церковью – два других заместителя уже не имели возможности прибыть в столицу…

Владыку Фаддея можно с полным основанием считать духовным преемником патриарха Тихона, избранным сосудом Духа Святого, призванным изливать преизобилующую благодать на умножающих свои беззакония. Но враг спасения рода человеческого, набиравший временную силу в попрании вечной Правды, по Промыслу Божию, дерзнул воспрепятствовать осуществлению этой великой преемственности на путях земных. И до Москвы Владыка не доехал…

По пути в Москву он был задержан властями в Саратове и отправлен в Кузнецк. Там находился до марта 1928 года, а затем митрополит Сергий (Страгородский), освобожденный из заключения, назначил его на Саратовскую кафедру. В Саратове Владыка прослужил недолго, и уже в ноябре был переведен в Тверь. И в Твери, ведя жизнь молитвенника и аскета, священномученик Фаддей продолжал свое подвижническое служение, не отказывая в помощи страждущим и болящим, духовно наставляя всех приходящих к нему. В 1936 году, когда гонения на православных усилились, власти лишили архиепископа Фаддея возможности служить, а в конце года добились его увольнения на покой.

Было сделано все возможное, чтобы изолировать архипастыря от своих духовных чад. Иных запугивали, а «непокорных» – уничтожали поодиночке. И лишь немногочисленным избранникам Божиим довелось в те времена быть рядом с этим великим святым человеком и прикасаться к полам почивающей на нем славы Господней. Среди них – святая исповедница Вера Васильевна Трукс (она причислена к лику святых на Освященном архиерейском соборе в августе 2000 года), получившая от самого Св. патриарха Тихона благословение заботиться о престарелом Владыке.

…Число гонителей Церкви умножалось. Тьма сгущалась над оставившей Бога страною. И вот наступило время приведения в исполнение чудовищного замысла об убиении святого архипастыря, составляющего, вместе с подобными ему МИЛЛИОНАМИ новомучеников и исповедников, соль земли Русской и неувядаемую славу ее святого бескрайнего неба.

20 декабря 1937 года, в возрасте 65 лет, архиепископ Фаддей был арестован органами НКВД. Ему предъявили вымышленное обвинение «в контрреволюционной деятельности». Владыка виновным себя не признал. Десять дней находился он под арестом, в одной камере с уголовниками, мужественно претерпевая нравственные и физические страдания. Потерявшие человеческий облик люди заталкивали немощного старца под нары и время от времени ставили туда консервную банку с нечистотами, кощунственно приговаривая: «Вот тебе твое кадило. » А старец лишь безмолвно молился за мучителей своих.

И произошло чудо: Сама Матерь Божия вступилась за беззащитного. Однажды ночью Она явилась во сне главарю уголовников и грозно сказала:

Читайте также:
Гавриил Ургебадзе - житие и биография святого, могила, почитание и память, пророчества

– Не трогайте святого мужа, иначе вы все лютой смертью
погибнете!

Наутро он пересказал сон товарищам, и они бросились под нары глянуть – жив ли еще святой старец. Из –под нар их осиял ослепительный свет – свет нетварный, тихий спутник достигших совершенства делателей непрестанной Иисусовой молитвы…

Они помогли обессилевшему архиепископу выбраться из-под нар, все просили у него прощения. С того дня уж насмешки над ним прекратились. И, что совершенно уму человеческому непостижимо, все эти люди, мучившие Святителя, но покаявшиеся, остались живы, хотя некоторые из них были мобилизованы на фронт и прошли войну. Такова сила покаяния и прощения грехов, такова сила молитвы святого Владыки.

Но в тюрьме, окруженный трогательно – грубоватой заботой покаявшихся уголовников, архиепископ Фаддей пробыл недолго –уже близок был час его мученической кончины. По постановлению тройки при УНКВД Калининской области от 29 декабря 1937 года он был приговорен к расстрелу. Но исполнители приговора посчитали эту смерть слишком легкой для святого Ангела Церкви Христовой, который за всю жизнь свою никого не обидел: 31 декабря 1937 года, по пути следования к месту казни, палачи утопили его в нечистотах.

– О, Боже Милостивый, прости и помилуй нас грешных! Мы все, русские, к этому смертному греху причастны. И Ты, Милосердный, все еще терпишь нас, все ожидаешь плодов покаянья!

…Архиепископ Фаддей отошел ко Господу как исповедник Православия и мученик за Христа. Память о нем и поныне хранится не только среди верующих тех епархий, где он совершал свое архиерейское служение, но и среди всех православных, которые узнали о праведной жизни священномученика из архивных документов и воспоминаний его современников.

… Со дня мученической кончины Владыки минуло почти шестьдесят лет, когда настал великий час прославления его воинствующей Церковью земной (Церковь же небесная, торжествующая, давным – давно уже возвеличила и прославила святого своего Ангела, духом кротости и смирения посылавшего людям светлую радость и утешение в те времена, когда земля Русская подобна была самой преисподней). Деянием Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 года архиепископ Фаддей был причислен к лику священномучеников для общецерковного почитания. Святые мощи его хранятся ныне в Вознесенском соборе города Твери.

Память священномученика Фаддея особо празднуется трижды в году:
31 декабря по новому стилю – в день его мученической кончины (1937 г.);
26 октября по новому стилю – в день обретения его честных мощей (1993 г.);
в первое воскресение, начиная с 7 февраля по новому стилю – в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

«Сочетавший в своей подвижнической жизни отмеченное даром чудотворений молитвенно – аскетическое делание с ревностным архипастырским служением, священномученик Фаддей принял смерть за Христа с мужеством и вдохновением мучеников Церкви первых веков» – так определена в деяниях Освященного собора сама суть великого подвига нашего святого архипастыря,

… И вот икона его пред нами, и благословляющая десница Владыки Фаддея держит крест святой, призывая всех, в ком еще не умерла неутолимая жажда правды и любви Христовой, тоже взять в руки свой малый крест, и достойно нести его по дорогам праведным. Вот святое Евангелие в руках у Владыки – на нем явственно проступают обращенные к нам предупреждающе – ободряющие слова Спасителя: «Не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убити».

Не бойтесь же, возлюбленные во Христе братья и сестры! Не бойтесь творить прекрасные дела и помыслы любви Христовой, не бойтесь быть кроткими и смиренными в борьбе за Божию Правду, не страшитесь, невзирая на безумие мира сего, следовать тесным спасительным путем Евангельским! Ибо с нами Бог! С нами – Богом и людьми прославленный священномученик Фаддей! Он, вместе с сонмами святых новомучеников и исповедников, в невообразимой духовной силе и славе молится сегодня о том, чтобы родная наша страна, которая когда – то мучила и убивала своих лучших, святых людей (и этим безумно губила себя, погружаясь в ужасающие духовные нечистоты), ныне – восстала, воскресла, очистилась от скверны и явилась пред Богом, вновь чиста и своего высочайшего предназначения достойна.

Сие жизнеописание, милостью Божией, подготовили
Александр Ратыня и Евгений Тимиряев в декабре 2001 года по материалам книги иеромонаха Дамаскина (Орловского) “Житие священномученика Фаддея, архиепископа Тверского (1872 – 1937)”, Тверь, 1997, с использованием архивных данных Центрального Архива ФСБ России, архива УФСБ РФ по Тверской области, публикаций в “Волынских епархиальных ведомостях” за 1909-1916 гг., календаря новомучеников.

Священномученик Фаддей (Успенский): «Для нас настало настоящее христианское время»

Архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) на снимках, сохранивших его облик, выглядит не совсем привычно для правящего архиерея. Что-то детское есть в простом лице, больших серьезных глазах…А, между тем, это мученик, каких найдется, может быть, не так много, достигший святости терпением и будто олицетворяющий слова православного публициста XIX в. А.С. Стурдзы о сути этой добродетели: «это сила, не имеющая ничего общего со слабостью, это мужество, не желающее ничего разрушать».

Мир Христов

Тесная камера владимирской тюрьмы была заполнена до предела. Свободных коек не было, и новоприбывшим – митрополиту Кириллу (Смирнову) и архиепископу Фаддею (Успенскому) пришлось устраиваться на полу.

Владыка Кирилл был человеком не из слабых, много повидавшим на своем веку[i], но даже на него обстановка среди уголовных преступников оказала угнетающее действие. Видя, что архиепископ Фаддей сохраняет спокойствие, а в ночные часы молится, он также попытался использовать ночное время для молитвы. Но отчаяние подступало с такой силой, что внимание рассеивалось, и владыка Кирилл неподвижно сидел в тишине, казавшейся нереальной после дневных впечатлений. И вдруг несколько слов, произнесенных его товарищем в узах, изменили все: «Для нас настало настоящее христианское время: не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте, Христос ведь с нами»[ii]. Спокойно и радостно стало на душе, и митрополит благодарил Бога за этот дар утешения.

Благословение

Когда епископ Антоний (Храповицкий) возводил иеромонаха Фаддея в сан архимандрита, он произнес примерно следующее: «Искренне могу сказать, что на тебя сегодня я возложил поистине венец терновый»[iii].

Обстановка предреволюционных лет давала немалые основания для тревоги, и еще в те годы о. Фаддей выразил то, что определяло характер его служения на протяжении всех последующих лет. В моменты, когда испытания, встречающиеся на пути, превысят меру терпения, священник «должен иметь такую веру, чтобы видя совершенное бессилие своего слова, возложить упование на всесильную благодать, которая и наиболее огрубевшие души смягчает, отверзая для восприятия слова пастыря даже сердца людей, желавших “искусить беззлобство его”.»[iv]

Читайте также:
Житие Феодосия Печерского - описание и история жизни, биография, чудеса и дни памяти святого

И это слова священника, связанного со своей паствой настолько, что не сразу решился принять монашество – из-за опасения, что не сможет оказывать людям помощь в той же мере, как прежде. Сомнения относительно выбора пути служения помог разрешить тогда совет отца, священника Василия Успенского, отвечавшего сыну, что монах «не отделен от людей, только он служит людям особенным образом.»

Слова о. Фаддея о наступлении времени «отвержения пастырского слова» передают чувства, близкие тем, что должен был испытывать Христос, когда любя, Он оставался менее любим народом, обладая властью, не принуждал, и принесением Себя Самого в жертву за грехи Израиля и всего мира оставлял возможность для добровольного обращения.

Перед революцией, когда вокруг чувствовалось оскудения веры, сам он учился, не переставая: в Московской Духовной Академии, и затем в годы преподавания в Смоленской, Уфимской и Олонецкой семинариях. За большое исследование «Иегова» ему была присуждена степень доктора богословия. Не меньшее значение имел и опыт личных встреч, общения с замечательными пастырями, подвижниками – о. Иоанном Кронштадтским и старцем Германом из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры.

Подобным же было для о. Фаддея и отношение к архипастырскому служению: только желание служить Богу и ничего «от мира», так, что люди порой не могли удержаться от замечания: «Что за человек кристально чистый, как драгоценный сосуд из горного хрусталя!» Сам Патриарх Тихон говорил о нем: «Владыка Фаддей – святой человек. Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви – явление необычайное»v.

Монах

Испытания начались для владыки Фаддея сразу после революции. В первый раз он был арестован в 1921 г., когда был епископом Владимиро-Волынским, при подавлении большевиками повстанческого движения. Его скоро выпустили, но во время «изъятия церковных ценностей» арестовали снова. Как сторонник Патриарха Тихона он был отправлен в ссылку, и только после ее окончания смог направиться в Астрахань, на новое место служения.

В воспоминаниях современников о владыке Фаддее одна черта его духовного облика выделяется особенно – это нестяжание, совершенная непривязанность к вещественным началам мира. Одним запомнилось то, какое смущение вызвало у него то, что из Астрахани, куда он должен был ехать, ему передали конверт с деньгами на дорожные расходы. Владыка вежливо, но твердо отказался от предложенных денег. Другим бросилось в глаза то, что по прибытии при нем не оказалось багажа, а то немногое, что для него собрали, – добротную обувь, вещи, – он тут же раздал нуждающимся. Есть и свидетельства о том, что подаренный ему Патриархом Тихоном наградной бриллиантовый крест на клобук архиепископ так и не носил («не надо, ни к чему»), и келейнице Вере Васильевне пришлось нашить ему простой белый крестик из обычной материи. Та же скромность была и в облачении: зимой – служил в поношенном желтом, летом – белом полотняном.

Аскетизм владыки Фаддея, – сохранились свидетельства о том, что он носил вериги, – соединялся с кротостью, застенчивостью. Личность действовала сильнее убеждений. Один из астраханских священников, участвовавший в обновленческом расколе, объяснял свой разрыв с «Живой Церковью» влиянием личности правящего архиерея: «…я увидел владыку Фаддея, я смотрел на него и чувствовал, как в душе моей совершается какой-то переворот. Я не мог вынести чистого проникновенного взгляда, который обличал меня в грехе и согревал всепрощающей любовью, и я поспешил уйти…Его аскетический вид, большие глаза, кроткие и проникновенные, покоряли и звали к правде Божией»[vi].

Таким же запомнили его и в Твери, куда он был переведен в 1928 г. Разместился он очень скромно, на тихой улице, в доме с маленьким садом, а летом снимал дачу в селе Пречистый Бор. Много работал, а свободное время отдавал молитве. Никогда не сетовал, всех, кто обращался к нему, принимал равно, с любовью. Многие ценили владыку как молитвенника…

«Жатва»

Летом 1937 года новая, особенно сильная волна репрессий докатилась до Твери. Множество священников было тогда арестовано, и у владыки Фаддея почти не было шансов избежать заключения, хотя никаких улик против него при обыске найти не сумели. Достаточно было того, что в глазах властей он был священником «тихоновского направления».

Условия, созданные для него после ареста, были частью возбужденного против него процесса. Неудачи следствия, – у владыки так и не удалось вырвать признания в «контрреволюционной деятельности», – «компенсировались» самыми изощренными издевательствами, которым подвергали его преступники – соседи по камере[vii]. А через десять дней «тройка» приговорила архиепископа к расстрелу. 31 декабря 1937 г. земная жизнь его оборвалась[viii]. Через три дня тюремщики положили тело архиепископа без гроба в мерзлую землю.

Из века в век повторяются в истории христианства темница, предание на смерть, глумление над праведниками, их мучительный исход, и так же из века в век за страданиями приходит Пасха. Так было и в тот год. Несколько женщин, милосердных, не побоявшихся возможных последствий, в светлые дни праздника приняли на себя заботу о погребении священномученика Фаддея. Приготовили могилу, поставили крест. Одна из них вложила в руку владыке пасхальное яйцо – малое приношение Церкви земной тому, кто уже участвовал в Пасхе Господней.

Новый крест на месте убийства Свщмч. Фаддея

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Священномученик Фаддей (Успенский)

Архиепископ Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился 12 ноября 1872 г. в с. Наруксово Лукоянского уезда Нижегородской губернии. Его отец и дед были священниками. В семье отца будущего святителя было семь сыновей и две дочери.

Читайте также:
Житие преподобной Матроны Московской - полное жизнеописание святой, даты рождения и смерти

По окончании Нижегородской духовной семинарии И.В. Успенский поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1896 г. В августе следующего года он был пострижен в монашество с наречением имени Фаддей и рукоположен во иеродиакона.

21 сентября 1897 г. отец Фаддей был рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем в Смоленскую духовную семинарию. В 1890 г. его перевели в Уфимскую семинарию, где за диссертацию «Единство книги пророка Исаии» он получил степень магистра богословия. В 1902 г. отца Фаддея назначили инспектором, а затем ректором той же семинарии с возведением в сан архимандрита. Через год он становится ректором Олонецкой духовной семинарии.

В 1902 г. вышла в свет работа архимандрита Фаддея «Записки по дидактике», ставшая классическим трудом по духовной педагогике. В 1908 г. он написал большое исследование «Иегова», за которое ему была присуждена степень доктора богословия.

21 декабря 1908 г. архимандрит Фаддей был хиротонисан во епископа Владимир-Волынского, викария Волынской епархии.

В 1916 г. епископ Фаддей получил временное назначение на Владикавказско-Моздокскую кафедру в помощь тяжело болевшему епископу Антонину (Грановскому). Это послушание длилось до января 1917 г., когда во Владикавказ был направлен новый архиерей.

В 1919 г. епископ Фаддей был назначен правящим архиереем Волынской епархии, ввергнутой в ужасы оккупации, междоусобицы и разрушения. В это трудное время он духовно окормлял и поддерживал свою многотысячную паству.

После установления на Украине советской власти епископ Фаддей был арестован. 25 февраля 1922 г. Всеукраинская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВУЧК) приняла постановление о высылке святителя с Волыни «с правом жительства только в одной из центральных северных губерний РСФСР и Западной Сибири со взятием подписки о регистрации в органах ЧК».

9 марта 1922 г. епископ Фаддей был освобожден из Харьковской тюрьмы и выехал в Москву, где встретился со Святейшим Патриархом Тихоном и обратился к нему с прошением об определении на кафедру в один из волжских городов.

В 1922 г. владыка Фаддей был возведен в сан архиепископа с назначением на Астраханскую кафедру. В сентябре того же года по обвинению в распространении посланий митрополита Агафангела и враждебном отношении к советской власти архиепископ Фаддей был подвергнут административной высылке сроком на один год в пределы Зырянской области. Находясь во время следствия в тюрьме, архиепископ Фаддей и митрополит Кирилл (Смирнов) составили ответы на насущные для православных вопросы, касающиеся обновленцев.

В ссылке владыка поселился вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым), архиепископом Феофилом (Богоявленским), епископами Николаем (Ярушевичем), Василием (Преображенским) и Афанасием (Сахаровым).

После окончания ссылки летом 1923 г. архиепископ Фаддей выехал в Волоколамск; служить в это время он ездил в московские храмы.

20 декабря 1923 г. владыка направился в Астрахань. В этом городе святитель произнес более трехсот проповедей и поучений, не считая многочисленных бесед после акафистов, когда он разъяснял Священное Писание. Записи речей он не хранил, обычно их брал ключарь протоиерей Д. Стефановский или переписчицы. Снимая с них копии, они передавали тексты многочисленным почитателям владыки.

Нравственное влияние архиепископа Фаддея на паству было огромным. В домах многих верующих хранились фотографии владыки Фаддея.

В 1926 г. после ареста заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в его обязанности временно вступил архиепископ Иосиф (Петровых). 8 декабря того же года он назначил трех преемников на случай своего ареста, одним из которых был владыка Фаддей. В середине декабря, после ареста владыки Иосифа, архиепископ Фаддей направился в Москву, чтобы приступить ко временному управлению Церковью, но в пути был задержан и выслан в г. Кузнецк Саратовской области, покидать который ему было запрещено до марта 1928 г. Митрополит Сергий (Страгородский), освобожденный к тому времени из тюрьмы, назначил его архиепископом Саратовским.

В ноябре 1928 г. архиепископ Фаддей был направлен совершать архипастырское служение в Тверь. Каждую среду владыка читал акафист св. Михаилу Тверскому и проводил беседу с верующими.

29 сентября 1936 г. власти лишили святителя регистрации и запретили ему служить, но он продолжал совершать службы в храме за Волгой.

В декабре 1936 г. митрополит Сергий назначил на Тверскую кафедру архиепископа Никифора (Никольского). Однако уважение к архиепископу Фаддею было столь велико, что духовенство епархии по-прежнему сносилось с ним как с правящим архиереем.

20 декабря 1937 г. архиепископ Фаддей был арестован, а через десять дней приговорен к расстрелу. Святитель был казнен 31 декабря того же года.

26 октября 1993 г. были обретены честные останки архипастыря-мученика, находящиеся ныне в Вознесенском соборе г. Твери.

Еще до официальной канонизации отмечалось особое почитание святителя Фаддея верующими в Тверской и Астраханской епархиях. В 1997 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых как новомученик.

Чудеса Святителя Николая: история и современность

Кому Святитель Николай вернул погибшего ребенка? Как миро из Бари исцелило женщину от рака? И какими чудесами святой Николай прославился в России? Об этом мы расскажем Вам сегодня.

«Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему Яже вещей Истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим»

(Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная Истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, святитель Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших)

Тропарь Святителю Николаю, Мир Ликийских Чудотворцу, глас 4.

Пять чудес при жизни Святителя Николая

  • Родители святого Николая длительное время были бездетными. Под старость лет Бог по их усиленным молитвам дал им сына. Радостные супруги пообещали посвятить ребенка Господу. Когда мальчика крестили, он, согласно преданию, самостоятельно простоял в купели 3 часа. Чудеса сопровождали святителя с самого рождения.
  • Отправившись в паломничество на Святую землю, Святитель силой молитвы усмирил разразившуюся бурю, которая грозила потопить корабль. А когда в один из дней с мачты на палубу упал и разбился молодой матрос, Николай Чудотворец воскресил умершего.
  • Святой Николай хотел вести отшельническую жизнь, и направился в Сионский монастырь, а не на свою родину, в Ликию. Несмотря на желание Святителя к уединению, Сам Бог указал праведнику идти в мир нести служение среди людей.
  • Во время гонений со стороны римского императора Диоклетиана Святитель Николай чудом остался жив. Многие христиане удостоились святости через мученические казни. А Святитель Николай, несмотря на открытую христианскую проповедь, был лишь заключен в темницу и вышел на свободу невредимым после окончания гонений.
  • На Вселенском соборе, согласно преданию, Святитель Николай ударил еретика Ария, за что был посажен под арест. Но святого вскоре выпустили: ряду епископов было видение о праведности арестованного.
Читайте также:
Житие Григория Синаита - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Три чуда Святителя Николая на Руси

  • В древнем Киеве у родителей случилось горе: утонул их младенец. Родители оплакивали малыша перед иконой святого Николая, но без надежды вернуть ребенка. Но святой откликнулся на горе родителей. На следующее утро в храме святой Софии перед образом святителя был найден живым и невредимым утонувший младенец.
  • В XIV веке во время осады Можайска татаро-монгольским захватчикам явился Святитель Николай. Святой высился в небе над городом, в одной руке у него был зажат меч, другой он держал обнесенный высокой крепостной стеной храм. Нападавшие в ужасе бежали. А спасенные горожане посвятили святому знаменитый иконописный образ Николы Можайского.
  • Похожий случай произошел в селе Промзино в 1552 году. Кубанские татары собирались переправиться через реку Сура, что угрожало русским селениям. Но внезапно на войско татар опустилась мгла. На горе, именуемой Белая, явилась огромная фигура Святителя Николая. Как и в Можайске, святой держал в руках меч и храм. Татары обратились в бегство, а благодарные жители устремились на гору. Там был обнаружен образ Николы Можайского, который впоследствии поставили в построенной в память об этом событии часовне.

Три современных чуда Святителя

  • Во время поклонения мощам святого Николая в Москве одна женщина по имени Мария со слабым зрением исцелилась. Она носила линзы, но придя домой после поклонения мощам, включив телевизор, обнаружила, что видит еще хуже. Испугавшись, Мария сняла линзы и с радостью поняла, что к ней полностью вернулось зрение.
  • Москвичка Лариса более 30 лет страдала от хронического заболевания почек, постоянное лечение не приносило результатов. В Бари, у мощей святителя, она слезно просила небесного заступника о помощи исцелении. Вернувшись в Россию, больная перенесла очередную операцию, после которой болезнь полностью прошла, а боли и приступы исчезли.
  • Олег во время посещения Бари приобрел святое миро, освященное от мощей Николая Чудотворца. Вернувшись, он помазал им свою знакомую, по оценкам врачей, безнадежно больную раком. Женщина взяла миро себе и начала не только мазаться, но и пить. Спустя месяц результаты анализа показали уменьшение раковых клеток. А еще через некоторое время она полностью выздоровела.

Святитель Николай является одним из самых почитаемых в России святых. Он живо откликается на просьбы верующих и помогает в различных жизненных обстоятельствах.

19 декабря церковь чтит память святого Николая Чудотворца. Вы можете заказать молебен Cвятителю Николаю у его святых мощей в храме в Бари :

Пусть молитва Святителя Николая хранит Вас и Ваших близких!

Чудеса Николая Чудотворца (современные свидетельства) — Губанов В.А.

Чудеса святителя Николая!

С Праздником святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца поздравляем!

Освященный еще в утробе, матери богодухновенною благодатью, святой чудотворец Николай при жизни и по смерти явил великое множество чудес, покровительствуя нуждающимся, находящимся в беде, терпящим кораблекрушение, «питая вдов и сирот». Указанный Самим Богом, святой Николай вступил на архиерейский престол Мир Ликийских. Бесчисленны дела Божии, которыми Господь возвеличил Своего угодника. Мощи святого источали благовоние целебное миро, коим помазывались больные и исцелялись. Тем святым миром излечивались не только телесные, но и душевные недуги, и были прогоняемы лукавые духи.

Перед Вами, дорогие друзья, статья о дивных чудесах, которые получали от Господа люди со всех уголков света во все времена по молитвам дивного Чудотворца Николая.

В 1078 году благочестивому священнику апулийского города Барии (Италия) было видение святого Николая Мирликийского. «Поди скажи клиру и народу, – повелел он, – чтобы они взяли из Мир Ликийских мощи мои и перенесли в здешний город; ибо Господу не угодно, чтобы я оставался там в пустыне».

На трех судах отправились баряне за драгоценными мощами. В путь тронулись шестьдесят четыре человека. В их числе на корабль в тот день взошли и два священника – отцы Лупп и Дрого. До нас дошли имена всех участников экспедиции – они записаны на пергаменте, который до сих пор бережно сохраняется в сокровищнице Никольской базилики Бари.

В Мирах святые мощи были бы осквернены турками, а скорее всего просто уничтожены как это случилось с мощами многих святых, которые остались под их властью. И христиане последующих веков лишились бы возможности припадать к их благодатной помощи. Бари же, хотя к тому времени уже семь лет и был под властью норманнов, с тех пор и навсегда став городом католическим, – но сохранность святыни итальянцы обеспечили наилучшим образом. И благоговейное отношение к ней – тоже. Святой Николай – покровитель Бари, города моряков. И по сей день память его празднуется всеми жителями Бар – в этот день ликует и стар и млад.

Более тысячи лет мощи святого Николая благоговейно хранятся в Барской базилике Сан Николо, они доступны для поклонения, миро от них распространяется по всему свету, подавая исцеления страждущим, и все притекшие к мощам имеют возможность получать благодатное утешение. Каждый год на юг Италии поклониться святителю Николаю приезжают десятки Тысяч русских пилигримов.

В 1111 году несколько иноков по общему согласию построили деревянную церковь во имя святого чудотворца Николая и стали проводить постническую жизнь. Много бедствий вынесли они от тамошних жителей, в особенности же, от одного вельможи, который по внушению дьявола не желал, чтобы вблизи него проживали монахи. Но чудотворец Николай, нигде не оставляющий в нужде обители, посвященной его имени, когда с верой о том молятся ему, всегда доставлял пропитание и сим инокам. Вскоре случилось, что у вельможи, жившего вблизи обители, образовался на ноге злокачественный нарыв, от которого он сильно страдал. Тогда он опомнился и, помолившись святителю Николаю чудотворцу, получил исцеление.

Во время тяжелой болезни своего сына Алексея, будущего старца Аристоклия Афонского, его мать Матрона к своим молитвам также добавила обет пред Богом. Вот эта история: будущий старец Аристоклий родился на Урале в благочестивой крестьянской семье, предположительно в 1838 году, при крещении был назван Алексеем. Отца Алексей потерял в раннем детстве. В десятилетнем возрасте после тяжелой болезни у него отнялись ноги. Матушка Алексея, Матрона, долго слезно молила святителя Николая о предстательстве пред Господом об исцелении сына, и в те дни дала обет уйти в монастырь, как только сын войдет в иноческий возраст, и в этой жизни с ним больше не встречаться. В день празднования Церковью святителя Николая, 6/19 декабря произошло чудесное исцеление Алексея. Когда сыну исполнилось семнадцать лет, Матрона удалилась в монастырь, а Алексей по благословению матери отправился на Святую Гору Афон. Помните, что дающему обет испрашивается особенная помощь Божия, но не забывайте и о том, что обет накладывает обязательства, которые переменять по своему намерению или по собственной слабости и лености уже нельзя.

Читайте также:
Фома Аквинский: житие и биография, учения и труды, взгляды

Россия – это страна, где свт. Николай Чудотворец горячо любим и почитаем всеми. И хоть место его рождения было в далекой Патаре на территории современной Турции, мощи его, источающие миро, почивают в итальянском Бари, говорил он по-гречески, а святителем был Мир Ликийских в Малой Азии – особые любовь и поклонение свт. Николаю приносят русские сердца. Имя великого чудотворца носят десятки тысяч мужчин, нет числа почитаемым чудотворным иконам святого и храмам, освященным в его честь.

Так, иконе свт. Николая, именуемой «Никола Ратный», много сотен лет. По преданию, она защитила жителей села Устинка (сейчас это Шебекинский район Белгородской области) от нападения вооруженных татар, которые убивали и уводили в неволю местных жителей. Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе, вышли навстречу ему с образом свт. Николая Чудотворца. Переправлявшиеся через реку татары, при виде святого образа и творимых молитвословий, пришли в замешательство, остановились, начали тесниться и падать в воду.

Существует устное предание о том, что с этой иконой шли русские солдаты в 1812 г. на борьбу с французами, а перед боем с образом Николы Ратного в руках их благословлял сам фельдмаршал М. И. Кутузов. Вдохновляла она наших воинов и в Русско-японскую войну, и в других бедах и невзгодах, обрушивавшихся на наше Отечество. Сейчас чудотворная икона находится в Преображенском кафедральном соборе Белгорода.

В другом городе, Можайске, при угрозе разрушения неприятелем Николаевского собора, святитель чудесно явился в грозном виде стоящим в воздухе над собором и держащим в одной руке меч, а в другой – обнесенный крепостью собор. Устрашенный видением неприятель бежал, а чудо послужило причиной появления новой иконы – «Никола Можайский».

Какие гонения были на Церковь, как издевались советские власти над верующими и священством!

В семье священника Сергия Сидорова родители спали на полу, вся их одежда висела на гвоздях, а вещи четверых детей хранились в ящиках из-под посылок. Как-то в их комнату пробрался квартирный вор. Он очень сконфузился, увидев такую нищету. Заметив матушку Татьяну, он только сказал: «Ничего, нужды бояться не надо, всё устроится».

После ареста батюшки и рождения пятого ребёнка матушка с детьми впали в крайнюю нужду. Но Господь не оставил их. Старшая дочь вспоминала:

– Мама кормила грудью трёхмесячного Сережу, а я занималась чем- то. Вдруг мама говорит мне: «Вера, поищи в сундуке под бельём: может быть, там случайно остался хоть один свёрток (мелочь, закрученная в бумажку)». Но я знала, что в нашем единственном сундуке давно уже ничего нет. Я сказала об этом маме, но она возразила мне: «Ты помолись Николаю Угоднику. Ты ребёнок, он лучше тебя услышит». Я тихонечко помолилась, открыла сундук и стала рыться среди невероятно старых и рваных наших рубашек и простыней. И вдруг – до сих пор у меня сжимается сердце – кричу маме: «Свёрток!» Разворачиваю. В нем 20-копеечные монеты! Начинаю дальше искать и вижу: один, второй, третий свёртки, и в каждом не медные, а серебряные монеты! Свёртков семь нашла я тогда. Мама не верила мне, когда я кричала ей об этом: ведь не один раз перерывался сундук за последние месяцы, всё давным-давно было истрачено. «Благодари, Вера, святителя Николая», – сказала мне мама.

Перед иконой Святителя Николая молятся во всех жизненных случаях и святой своей заступнической молитвой помогает в исцелении от тяжких душевных и телесных заболеваний, в просвещении ума у детей, в соединении любящих в законном браке, особо – в желании родителей благополучного замужества дочерей. Помогает молитва перед этим образом в прекращении любых междоусобиц – семейных, соседских, военных.

МОЛИТВА СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ

О, всесвяты́й Нико́лае, уго́дниче преизря́дный Госпо́день, теплый наш засту́пниче и везде́ в скорбех ско́рый помо́щниче. Помози́ мне, гре́шному и уны́лому, в настоя́щем житии́, умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти ми оставле́ние всех мои́х грехо́в, ели́ко согреши́х от ю́ности моея́, во всем житии́ мое́м, де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми мои́ми чу́вствы, и во исхо́де души́ моея́ помози́ ми, окая́нному, умоли́ Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Соде́теля, изба́вити мя возду́шных мыта́рств и ве́чнаго муче́ния, да всегда́ прославля́ю Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха и твое́ ми́лостивное предста́тельство, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Житие святителя Николая Чудотворца

На рубрику святителя Николая >>

ДВЕ ПОПУТКИ

Хочу рассказать вам про два похожих случая, когда я молилась Святителю Николаю, и он помог мне.

Как-то раз (мне в ту пору было 17 лет) я ждала автобус на остановке. Народу было много. Подъехала легковая автомашина с затемненными стеклами и долго стояла, не заглушая двигатель. Никто из нее не выходил. Я подумала: “Как будто высматривают кого-то”. Тут выходит из машины высокий кавказец в длинном черном плаще, подходит ко мне и вежливо предлагает подвезти. Я отказалась, но он снова повторил свое предложение, аккуратно взяв меня под руку. Я, словно загипнотизированная, пошла за ним. Открылась задняя дверца машины и оказалось, что там сидело еще три человека. Я совсем перепугалась и остановилась. Тут меня, незаметно для других, взял под другую руку какой-то дедушка и сказал очень тихо: “Доченька, тебе что, жить надоело?” Тогда я пересилила страх и сказала кавказцу, что никуда не пойду, и он оставил меня в покое. Уверена, что если это и не сам Святитель Николай меня остановил, то он послал мне этого дедушку, чтобы уберечь меня от беды.

В другой раз я снова стояла на остановке, но дело было в деревне, и автобусы там ходили очень редко. Была зима. Все старались поймать попутку, а мне это никак не удавалось. И вот случилось чудо: рядом остановились белые “Жигули”. Все побежали к машине, но водитель сказал, что возьмет только меня. Он сам сложил мои вещи в багажник и мы поехали. По дороге он рассказал мне, как однажды шел по таежной дороге 11 км пешком, и никто его не захотел подвезти; с тех пор он сказал себе, что отныне и сам никого подвозить не будет. Долго он придерживался такого правила, и вдруг сегодня увидел меня и пожалел. К своему стыду, я забеспокоилась немножко, а он, заметив это, посадил в машину женщину с ребенком, и платы ни с кого не взял. Жалею, что не спросила его имя.

Читайте также:
Вячеслав Чешский: житие и биография святого, дни памяти и почитание

р.Б. Иулиания, Ленинградская обл.

Алтарь подземного храма святителя Николая

НА ВОКЗАЛЕ

Возвращалась я с Великорецкого крестного хода: из города Вятки, обратно в Петербург. Едва пришла на вокзал, первое, что услышала по громкой связи: “Билеты до Санкт-Петербурга на три дня вперед проданы”. Все же я заняла очередь и, стоя в ней, молилась: “Отче родной, Святителю Николае, помоги! Мне не выдержать три дня на вокзале: после крестного хода я еле на ногах держусь!” И тут рядом со мной открывается касса, где за дополнительную плату продают билеты по брони. Я кидаюсь туда, подаю документы блокадницы и получаю безплатный билет в спальном вагоне на поезд, который идет через два с половиной часа.

Когда садилась в вагон, проводница сперва даже не хотела меня пускать: больно уже мой паломнический внешний вид не соответствовал спальному вагону. Но, по милости Божией и по заступничеству Святителя Николая, я добралась до дома благополучно.

ЧУДЕСНОЕ СПАСЕНИЕ ИКОНЫ

Одна женщина рассказывала такой случай, бывший у них в семье, когда ей было лет шесть. Мама ее была очень верующая, а отец, напротив, был коммунист и враждебно относился к церкви. Маме приходилось в тайне от отца хранить где-то в шкафу среди вещей икону Святителя Николая, благословение матери. Однажды она пришла с работы и стала растапливать печь. Дрова в ней уже были, надо было только их разжечь, а у нее никак не получается, билась, билась, а дрова никак не горят. Наконец, она стала их вытаскивать и нашла икону Святителя Николая, которую муж нашел в шкафу и решил руками жены уничтожить.

“Николо-Шартомский благовестник”, г. Шуя, Ивановская обл.

Пять чудес святителя Николая Чудотворца

Вечером 21 мая из Италии в Россию впервые доставили частицу мощей одного из самых почитаемых святых — Святителя Николая Чудотворца. В христианстве он является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе — покровителем практически всех слоёв общества, но в основном — детей. На Руси его именем названо множество храмов и монастырей, а в домах стоят его иконы…

Доставленные в Россию мощи Николая Чудотворца 930 лет хранились в итальянском городе Бари в базилике Святого Николая, храме романского стиля ХII века. Как отметил патриарх Кирилл, это уникальное событие, так как за все время пребывания мощей святителя Николая в Бари они никогда не покидали города.

Перенос части мощей стал возможен после встречи Кирилла с Папой Римским Франциском 12 февраля 2016 года.

Святитель Николай считается покровителем мореплавателей, купцов и детей. Однако к нему обращаются с житейскими проблемами абсолютно все: считается, что Николай Угодник является самым скорым помощником, источником духовной поддержки, заступником и спасителем от несправедливости и напрасной смерти. Чудеса Николай совершал как при жизни, так и после смерти. Вот некоторые из них.

Кража, спасшая святыню

Удивительно, но самый “популярный” в России святой родился в 3 веке по Рождеству Христову в Малой Азии – на территории современной Турции. На городской площади в турецком городе Демре возвышается огромный Санта-Клаус – это и есть Святой Николай.

Также в городе располагается церковь Николая Чудотворца. В южной части храма находится саркофаг, в котором первоначально был захоронен святой. В 1087 году итальянцы похитили из византийской церкви около 80 процентов мощей Святого Николая и перезахоронили их в городе Бари.

После этого храм подвергался нападениям, а в дальнейшем был затоплен грязными водами реки Мирос. Но мощи святого уже находились в безопасности – таким чудесным образом они уцелели. По церковным источникам, это произошло не случайно: Николай Угодник явился к одному из итальянских священников во сне, повелев переправить его мощи в Бари.

Благоухающая ветвь

Оставшаяся часть мощей спустя девять лет после набега барийцев была вывезена из саркофага в Демре венецианцами. Они разобрали гробницу, где нашли только воду и церковное масло, а затем обыскали всю церковь, подвергая при этом пыткам стражей.

Один из них не выдержал и показал мощи, но двух других святых – предшественников Святителя Николая: мученика Феодора и дяди Святого Николая, который тоже был священником.

Когда венецианцы уже отплывали от берега, они вдруг почувствовали благоухание, исходившее со стороны церкви. Возвратившись туда и разбив пол алтаря, они начали копать и обнаружили под слоем земли другой пол.

Разрушив и его, нашли толстый слой стекловидного вещества, а посередине – массу из окаменевшего асфальта. Когда ее вскрыли, внутри увидели другую спекшуюся смесь металла и асфальта, а в ней находились святые мощи чудотворца Николая. По всей церкви распространилось чудесное благоухание.

Епископ завернул мощи святителя в свою мантию. Здесь же произошло первое чудо при мощах Святого Николая – пальмовая ветвь, привезенная Святителем из Иерусалима и положенная с ним в гроб, дала побеги. Ветвь венецианцы взяли с собой как доказательство Божьей силы.

Чудеса на воде

Множество чудес совершил святой во время путешествия на корабле в Палестину, куда он поехал, чтобы поклониться святым местам. На корабле Николай проявил дар предвидения: как-то раз Божий угодник возвестил моряков о буре.

Непогода не заставила долго ждать: поднялся ветер, который бросал судно из стороны в сторону, небо заволокло свинцовыми тучами. На корабле началась паника, но Николай успокоил моряков и обратился к Богу. Молитвы его были услышаны: разгулявшаяся стихия, не успев наделать бед, стала утихать.

Вскоре здесь же Святой Николай совершил еще одно чудо – воскресил человека. Один из матросов, поскользнувшись, упал на палубе. Увидев бездыханного товарища, моряки обратились за помощью к чудотворцу. После молитвы Николая юноша ожил.

В пути корабль часто останавливался у берегов. Святитель физически и духовно врачевал местных жителей: одних исцелял от болезней, из других изгонял злых духов, третьим дарил утешение в скорбях и печалях.

Спасение родного народа

Есть предание, что во время посещения святых мест Палестины, Святитель Николай решил как-то ночью помолиться в храме. Подойдя к дверям, он увидел, что они закрыты на замок. И тут под действием чудесной силы двери сами открылись перед Божьим избранником. Но остаться служить Господу в Палестине ему было не суждено – Николай был больше нужен людям в родной Ликии.

Читайте также:
Житие Василия Блаженного - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

В это время в Ликийской стране оскудели запасы съестного: население испытывало сильный голод. Бедствие принимало все большие масштабы. Но святой Николай не допустил страшной беды.

Один торговец, нагрузив хлебом свой корабль в Италии, перед отплытием увидел во сне Чудотворца Николая, который приказал ему отвезти хлеб для продажи в Ликию и дал задаток – три золотые монеты.

Проснувшись, купец действительно обнаружил у себя в руке деньги. Он счел своим долгом исполнить волю святого, и отправился в Ликию, где распродал свой хлеб и рассказал о вещем сне.

Явление Николы в небе над Можайском

Свидетельством милосердия Николая Чудотворца к нашей стране и к нашим предкам является чудотворный образ Святителя Николы Можайского. Название он получил от города Можайска в Московской области, где он находился в соборном храме имени Святителя. Происхождение Можайского образа восходит примерно к XIV веку.

При осаде Можайска монголами в небе явилось удивительное знамение. Святитель Николай показался стоящим в воздухе над собором: в одной руке он держал меч, а в другой – изображение обнесенного крепостью храма, чем обрадовал можайцев и напугал врагов. Неприятель был устрашен видением, снял осаду и бежал. После этого было создано почитаемое изображение Угодника в благодарность за его чудную помощь.

Возможно, в память этого невероятного явления Чудотворца для спасения города образ называется теперь явленным, а новые чудесные знамения утвердили за ним славу чудотворного.

Стояние Зои

В 1956 году в Куйбышеве (сегодняшней Самаре) произошли события, которые потрясли православный мир, – знаменитое “Стояние Зои”.

Во время празднования Нового года девушка Зоя, работница трубного завода, никак не могла дождаться жениха: тот где-то задерживался. Играла музыка, молодежь танцевала и веселилась, только у Зои не было пары. Раздасадованная девушка сняла со стены икону Николая Чудотворца и принялась с ней танцевать, сказав: “Если Бог есть, пусть Он меня накажет!”. И вдруг Зоя застыла на месте с прижатой к груди иконой cвятителя и окаменела – ее не могли сдвинуть с места. При этом сердце девушки продолжало биться.

Новость о чуде быстро разнеслась по городу, люди толпами шли смотреть “Зоино стояние”. Но спустя какое-то время власти перекрыли проходы к дому, выставив вокруг наряд дежурных милиционеров.

Перед праздником Благовещения некий благообразный старец просил охрану пропустить его, но ему, как и всем остальным, отказали. Он пытался пройти в дом несколько раз, и в итоге в самый день Благовещения ему это удалось. Старичок обратился к Зое: “Ну что, устала стоять?”. Когда охранники заглянули в комнату, старца там не обнаружили. Свидетели этого чуда убеждены: это являлся сам Святитель Николай.

Зоя простояла недвижимая четыре месяца – 128 дней. В праздник Пасхи она стала оживать, окаменение тканей стало спадать, но девушка постоянно просила всех молиться о мире, гибнущем во грехах и беззакониях, и молилась сама – благодаря молитвам Николаю Чудотворцу Господь помиловал ее.

Эти события настолько поразили местных жителей Куйбышева, что многие поспешили в церковь с покаянием: стали отмаливат грехи, креститься, заказывать кресты. Так этот удивительный случай обратил сотни людей к вере – к вере в справедливость и силу покаяния, к вере в Николая Чудотворца и Бога…

Где можно поклониться мощам?

С 22 мая по 12 июля частицы мощей Николая Чудотворца будут доступны для поклонения в храме Христа Спасителя в Москве (ул. Волхонка, 15, м. Кропоткинская).

22 мая доступ к мощам будет осуществляться с 14.00 до 21.00, а в последующие дни – с 8.00 до 21.00.

С 13 по 28 июля мощи пробудут в Петербурге. Как сообщает ТАСС со ссылкой на руководителя пресс-службы патриарха Кирилла Александра Волкова, для их размещения рассматривается Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. После чего мощи вернутся в Италию.

Жизнь и чудеса святого Николая Чудотворца

Молитва святому Николаю Чудотворцу

Искренняя молитва Николаю Чудотворцу помогает верующим уже на протяжении многих сотен лет. Святой Николай Мирликийский ещё при жизни прославился многочисленными чудотворениями и помощью людям. Угодник Божий — один из самых почитаемых святых в православном мире. Верующие возносят молитвы чудотворцу в самых разных жизненных ситуациях, проблемах, испытаниях перед иконой дома или в храме. Он заступник и молитвенник о душах наших, скорый помощник в скорбях и болезнях. Многочисленные свидетельства людей говорят о том, что Святитель Николай очень скоро откликается на молитвенные обращения, произнесенные искренне и с верой.

Надо сказать, что существуют различные молитвы Николаю Чудотворцу о помощи, в том числе о замужестве, об исцелении, о детях, о путешествующих. Хотя нет обязательного списка в каких именно жизненных ситуациях помогает святой, тем не менее верующие вспоминают чудотворения, совершенные Николаем при его жизни. Ему молятся о замужестве и о достатке в деньгах, памятуя о том как святитель пожертвовал денег на приданное разорившемуся отцу незамужних дочерей. Молятся о путешествующих, вспоминая как святой по милости Божией усмирил бурю и спас корабль. Молятся о защите и заступничестве, вспоминая как невиновных людей Николай спасал от гибели и смерти.

Обращаться к святому можно во многих трудных жизненных обстоятельствах. Текст наиболее известных молитв вы можете прочитать на нашем сайте.

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае!

Услыши нас грешных (имена), молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных.

Потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, Ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам.

На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших.

Читайте также:
Предсказания Лаврентия Черниговского: пророчества преподобного о последних временах и России

Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

О всехвальный и всечестивый архиерею, великий Чудотворче, Святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звезда осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финик процветший, насажденный во дворах Господа своего, живый в Мирах, миром облагоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источая.

Твоим шествием пресвятый отче, море осветися, егда многочудная твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалите имя Господне.

О преизящный и предивный Чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудрого учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, больных врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткого наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упоение, нищих и убогих изобильное богатство.

Услыши нас, молящихся тебе, и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему, и исходотайствуй твоими богоприятными молитвами, вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущая от всякого озлобления помощию твоею:

Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведного поспешествуя во благое: тебе же праведнаго, по преблагословенной Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбях наших, подавай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия, понеже недостойна есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связаны узами греховными, и николи же воли Создателя нашего сотворихом ни сохранихом повелений Его.

Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческого заступления к Нему просим:

Помоги нам Угодниче Божий, да не погибнем со беззакониями нашими, избави нас от всякого зла, и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом мне даст ми пожити в веке сем, и избавит мя шуяго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае!

Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поклоняемого Бога во веки веков. Аминь.

О великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию!

Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю.

О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.

О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению, и теплою молитвою тебя призывающих, скоро потщися, и избави Христово стадо от волков губящих е, сиречь от нашествия латинян лукавых, востающих на ны.

Огради и сохрани страну нашу, и всяку страну в Православии сущую, святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, меча, нашествия иноплеменников, от междуусобныя и кровопролитныя брани.

И якоже помиловал еси триех мужей в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и избави Великия, Малыя и Белыя Руси народ православный от пагубныя ереси латинския.

Яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог, да воззрит милостивным оком Своим на люди в невежествии сущия, иже десницы ни шуйцы своея не познаша, паче же юныя, киим обольщения латинския глаголются во еже отвратити от веры православныя, да просветит разум людей Своих, да не соблазнятся же и не отпадут от веры отеческия, совесть, суетными мудрованьми и невежествиими усыпленную, да пробудит, волю обратит ко хранению святыя веры Православныя, да помянет убо веру и смирение отцев наших, живот свой за веру Православную положивших, приемлющи моления теплыя святых угодников Своих, в земли нашей просиявших, соблюдающих нас от прелести и ереси латинския, да сохранивши нас во святем Православии сподобит нас на страшнем Судищи Своем деснаго стояния со всеми святыми. Аминь.

О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози мне, грешному и унылому, в настоящем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми, окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения; да всегда прославляю Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Читайте также:
Ангелина Сербская: биография блаженной, мощи и почитание, дни памяти

О всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех, верою притекающих к твоему заступлению и теплою молитвою тебе призывающих, скоро потщися и избави Христово стадо от волков, губящих е, и всяку страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, труса, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от глада, потопа, огня, меча и напрасныя смерти. И якоже помиловал еси триех мужей, в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и мене, умом, словом и делом во тьме грехов суща, и избави мя гнева Божия и вечныя казни, яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог тихое и безгрешное житие даст ми пожити в веце сем и избавит мя шуйяго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.

Молитвы Николаю Чудотворцу от болезней и для крепкого здравия

Чудотворец Николай, Спаситель и Праведник. Обращаюсь к тебе я в болезненной корчи, отстрани от меня все жестокие порчи. Отпусти мне грехи, за которые маюсь, я от сердца открытого искренне каюсь. Пусть отступят болезни, здоровье пребудет, а Господь же меня пусть за все не осудит. Попроси у него, чтоб невзгоды ушли, а болезни мои навсегда отошли. Да будет воля твоя. Аминь.

Чудотворец Николай, Защитник Праведных. Укрепи мою веру в православные мощи и очисти бренное тело от болезненной тощи. Заряди мою душу своим прославлением и не май мое тело греховным болением. Пусть затянутся язвы и раны глубокие, пусть отринут навеки все скорби жестокие. Исцели мою слабость, от смерти спаси, и болезни мои навсегда унеси. Да будет воля твоя. Аминь.

«Возбранный Чудотворче и изрядный угодниче Христов Отче Николае! Миру всему источая многоценное милости миро и неисчерпаемое чудес море, крепости духовные уставляеши, и я восхваляю тя любовцю, преблаженне Святителю Николае: ты же яко имея дерзновение ко Господу, от всяких мя бед свободи, да зову ти: Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!

Ангела образом, земнаго суща естеством яви всея твари Создателя; благоплодную бо доброту души твоея провидев, преблаженне Николае, научи всех вопити тебе сице:

Радуйся, во одеяниях ангельских рожденный, якоже во плоти чист; радуйся, и водою и огнем крещеный, яко же во плоти свят. Радуйся, рождением своим родителей удививый; радуйся, силу душевную абие по рождестве явивый. Радуйся, саде земли обетования; радуйся, цвете Божественнаго саждения. Радуйся, лозо добродетельная винограда Христова; радуйся, древо чудоточное рая Иисусова. Радуйся, крине райского прозабения; радуйся, миро Христова благоухания. Радуйся, яко тобою отгонится рыдание; радуйся яко тобою приносится радование. Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!

Радуйся, образе агнцев и пастырей; радуйся, святое очистилище нравов. Радуйся, добродетелей великих вместилище; радуйся, святыни чистое и честное жилище! Радуйся, светильнице всесветлый и вселюбимый; радуйся, свете златозарный и непорочный! Радуйся, достойный Ангелов собеседниче; радуйся, добрый человеков наставниче! Радуйся, правило веры благочестивыя; радуйся, образе кротости духовныя! Радуйся, яко тобою от страстей телесных избавляемся; радуйся, яко тобою слодостей духовных исполняемся! Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!

Радуйся, избавление от печали; радуйся, подаяние благодати. Радуйся, нечаемых зол прогонителю; радуйся, желаемых благих насадителю. Радуйся, скорый утешителю в беде сущих; радуйся, страшный наказателю обидящих. Радуйся, чудес пучина, Богом излиянная; радуйся, закона Христова скрижаль Богом писанная. Радуйся, крепкое подающих возведение; радуйся, право стоящих утверждение. Радуйся, яко тобою всякая лесть обнажается; радуйся, яко тобою всякая истина сбывается. Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!
Радуйся, всяких исцелений источниче; радуйся, лютее страждущих помощниче!

Радуйся, заре, сияющая в нощи греховной блуждающим; радуйся, росо неботочная в знои трудов сущим! Радуйся, подовая требующим благостроение; радуйся, уготовляяй просящим изобилие! Радуйся, многажды прошение предваряй; радуйся, старым сединам силу обновляй! Радуйся, многих заблуждений от пути истиннаго обличителю; радуйся, таин Божиих верный служителю. Радуйся, яко тобою зависть попираем; радуйся, яко тобою благонравное житие исправляем. Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!

Радуйся, от убожества вечнаго изымали; радуйся, богатство нетленное подаваяй! Радуйся, брашно негиблющее алчущим правды; радуйся, питие неисчерпаемое жаждущим жизни! Радуйся, от мятежа и брани соблюдаяй; радуйся, от уз и пленения освобождаяй! Радуйся, преславней в бедах заступниче; радуйся, превеликий в напастях защитниче! Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!

Радуйся, озарение Трисолнечнаго света; радуйся, деннице незаходимого солнца! Радуйся, свече, Божественным пламенем возженная; радуйся, яко угасил еси бесовский пламень нечестия! Радуйся, молние, ереси пожигающая; радуйся, громе, устрашающий соблазняющих! Радуйся, истиннаго научителю разума; радуйся, таинственнаго изъявителю ума! Радуйся, яко тобою попрано поклонение твари; радуйся, яко тобою научимся поклонятися Творцу в Троице! Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!

Радуйся, всех добродетелей зерцало; радуйся, всех притекающих к тебе крепкое забрало! Радуйся, по Бозе и Богородице, все наше упование; радуйся, телес наших здравие и душ спасение! Радуйся, яко тобою от вечныя смерти освобождаемся; радуйся, яко тобою бесконечныя жизни сподобляемся! Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!»

Святой Николай Чудотворец слышит молитвы миллионов верующих и является посредником между обычными людьми и Всевышним. Он способен помочь излечить серьезную болезнь, обрести семейное счастье, родить ребенка, изменить к лучшему судьбу. Для него нет ничего невозможного!

Обратившись к святому Николаю, ты почувствуешь, как становится легче на душе. Православная молитва Николаю Чудотворцу — одна из самых сильных. Главное, чтобы она была искренней.

Читаем далее: Чудеса, помощь святого Николая

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: