Федор Кузьмич: биография и могила старца, труды и посмертные записки

Феодор Томский – то ли старец, то ли царь

Старца Феодора Томского чаще называют Федором Кузьмичом — именно так он обычно представлялся при жизни. Это один из самых загадочных русских святых: о его происхождении практически ничего не известно. По одной из версий, он являлся не кем иным, как императором Александром I, отказавшимся от власти и своей фамилии ради того, чтобы замолить грехи.

Первые сведения об этом человеке относятся к 1836 году, когда он был задержан в Кленовской волости Красноуфимского уезда Пермской губернии за бродяжничество. Документов при нем не оказалось, на спине были следы от ударов кнутом.

На допросе старик назвался Федором Козьмичом Козьминым, 60 лет от роду. В октябре 1836 года его направили по этапу в Мариинский уезд Боготольской волости Томской губернии. За время пути он заботился о слабых и больных, ему удалось расположить к себе не только заключенных, но и конвоиров. Козьмин был единственным, кого не заковали в кандалы.

Пять лет старец прожил при Краснореченском винокуренном заводе. Из-за преклонного возраста его не привлекали к принудительным работам. Когда его определили на вольное поселение, он стал странствовать по окрестным деревням, зарабатывая на жизнь обучением грамоте крестьянских детей. Впрочем, плату он брал только продуктами, а не деньгами.

Постепенно Козьмина (кстати, этой фамилией он назвал себя только один раз, на суде) стали чтить как праведника, обращались к нему за советами по разным житейским вопросам, и не только: пошла молва, что он обладает даром прозорливости, и к нему начали съезжаться люди отовсюду. Рассказывали, что однажды он разоблачил беглого каторжника-убийцу, в другой раз исцелил больного священника, кому-то предсказал счастливый брак…

Как-то раз в дом казака Семена Сидорова в станице Белоярской, где временно проживал старец, приехал приятель хозяина Березин, долгое время служивший в Петербурге. Взглянув на Федора Кузьмича, он заметил, что тот как две капли воды похож на императора Александра I, скончавшегося в Таганроге!

Березин не был единственным, кто опознал в старце покойного императора. Вторым стал ссыльный священник Иоанн Александровский, который утверждал, что ранее неоднократно видел государя в столице и хорошо запомнил его внешность.

Из-за этих “узнаваний” Козьмин вынужден был несколько раз менять место жительства. Когда он проживал в селе Краснореченское, то, по свидетельствам, его навещали Иркутский епископ Афанасий (Соколов), с которым он разговаривал по-французски(!), а также епископ Томский Парфений. Кроме того, старец вел обширную переписку с разными важными персонами, среди которых был сам император Николай I. Однако содержание этих писем осталось в тайне, так как они были зашифрованы.

Со временем “улик” в пользу того, что старец и император Александр Павлович являлись одним и тем же лицом, становилось все больше. Так, в начале ХХ века в часовне селе Зерцалы хранились Евангелие, Печерская икона Божьей Матери и бумажный лист с раскрашенным вензелем, изображающим букву “А” с короной над ней и летающим голубком вместо горизонтальной перемычки в букве. По преданию, все это некогда принадлежало Феодору Томскому…

Последние годы своей жизни Федор Кузьмич провел у купца Семена Феофановича Хромова, у которого был дом в Томске на Монастырской улице (ныне это улица Крылова).

Скончался он 20 января 1864 года и был похоронен в ограде Богородице-Алексеевского мужского монастыря. В 1904 году на пожертвования почитателей старца на его могиле была построена часовня. Во время строительства были найдены хорошо сохранившиеся останки, объявленные нетленными. Но в 1936 году, по обычаю того времени, часовню разрушили, и на ее месте устроили выгребную яму.

В 1984 году Русская Православная Церковь канонизировала старца Федора Кузьмича как праведного Феодора Томского в составе Собора Сибирских святых. А 5 июля 1995 года при раскопках на месте разрушенной часовни был обнаружен гроб без крышки, в котором лежали кости. Ныне рака с мощами хранится в Казанской церкви томского Богородице-Алексеевского монастыря. В 1997 году была восстановлена часовня над могилой старца.

И по сей день не существует ни прямых доказательств, ни опровержений версии тождества Феодора Томского и Александра I. Известно, что Александр всю жизнь мучился тем, что ему пришлось принять участие в убийстве собственного отца — императора Павла. Фактически он отца не убивал, но знал о готовящемся заговоре и не сделал ничего, чтобы его предотвратить.

Возникло предположение, что он инсценировал свою смерть и начал подвижническую жизнь под чужим именем. Но есть и другая версия — что Федор Кузьмич, возможно, было настоящее имя старца, а был он подвижником, взявшим на себя, по церковному благословению, искупление грехов императора: такая форма послушания иногда практикуется в православной традиции.

Так или иначе, старца Федора Кузьмича сегодня почитают под именем Феодора Томского, а его “царское” происхождение остается не более чем легендой…

Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Завещание Федора Кузьмича: что странного было в предсмертной записке старца

Одной из самых загадочных фигур XIX века является сибирский старец Федор Кузьмич, которого считают удалившимся от дел императором Александром I.

Легенда об императоре Александре I

Слава старца Федора Кузьмича была вызвана не только его подвижничеством, но и легендой том, что внезапная смерть императора Александра I в Таганроге была инсценирована. Народная молва утверждала, что замученный совестью за причастность к убийству отца, Павла I, император не умер, а тайно покинул двор и отправился инкогнито в Киев, чтобы «жить во Христе и давать советы теперешнему государю Николаю Павловичу для лучшего управления государством». На основании этой легенды быстро распространился слух о том, что загадочный старец Федор Кузьмич и есть не кто иной, как удалившийся от мира Александр I.

Читайте также:
Иов Многострадальный: житие и история святого, дни памяти

Первое упоминание о Федоре Кузьмиче датировано 4 сентября 1836 года, когда он был задержан в Пермской губернии. На его спине были следы от ударов кнутом, документов он при себе не имел, так что, негодный по возрасту для солдатской службы, задержанный за бродяжничество был приговорен к ссылке в Сибирь. Прожив пять лет при Краснореченском винокуренном заводе в уединенной келье, Федор Кузьмич странствовал по деревням Мариинского уезда, просвещая местную детвору. К тому времени старец уже начал ассоциироваться в народе с императором Александром. Последующие 10 лет старец прожил в селе Зерцалы Белоярской станицы, а затем обосновался под Томском. В келью Федора Кузьмича начал наведываться епископ Иркутский Афанасий и епископ Томский Порфирий. Ряд исследователей утверждает даже, что в зашифрованной переписке с Федором Кузьмичом состоял сам Николай I. Навещал старца, среди прочих, и Лев Толстой. Писатель, правда, впоследствии отрицал, что старец и Александр I одно лицо.

Сам же Федор Кузьмич никогда не давал прямых ответов о своем происхождении, в то же время давая немало поводов для того, чтобы слухи укрепились. Например, особо отмечал день памяти Александра Невского – небесного покровителя покойного императора, рассказывал о войне 1812 года, вспоминал Аракчеева, Кутузова и Суворова.

После смерти старца в 1864 году вера в его царское происхождение только укрепилась. Жители села Зерцалы утверждали, что у них хранятся якобы оставленные старцем Киево-Печерский образ Богородицы и бумажный вензель в виде буквы «А» с короной над ней. А благодаря купцу Семену Хромову, у которого Федор Кузьмич жил последние годы, стали известны загадочные записки подвижника, которые тот якобы передал ему перед смертью. Первая записка имела следующие зашифрованные записи: «Видишили накакое васъ бѣзсловесие счастие слово изнѣсе» и «Но егда убо а молчатъ п нѣвозвѣщаютъ». Вторая записка состояла из цифр и букв и содержала информацию о дате и месте ссылки Федора Кузьмича. Различные расшифровки записок говорят как против, так и за версию о происхождении старца. Так, например, исследователь В.В. Барятинский расшифровал записки так: «Видишь ли, на какое молчание вас обрекло ваше счастье и ваше слово»; «Но когда Александр молчит, то Павел не возвещает» (то есть, когда Александр хранит молчание, его не терзают угрызения совести из-за убийства отца); «Я скрываю тебя, Александр, как страус, прячущий свою голову под крыло». В то же время заключение графологической экспертизы, выполненной по приказу великого князя Николая Михайловича, отрицало, что записки написаны рукой Александра I. С 1909 года подлинники записок считаются пропавшими.

Вопрос остается открытым

Окончательно ответить на вопрос, имел ли старец Феодор какое-либо отношение к императору Александру, историки до сих пор так и не смогли. Никаких подлинных документов, содержащих сведения о Федоре Кузьмиче, за исключением материалов дела об аресте и ссылке в Сибирь, не сохранилось, а дошедшая до нас история болезни императора Александра, воспоминания его окружения и ряд официальных документов, подтверждающих его кончину Таганроге, значительно подрывают веру в легенду о старце. В то же время ни в советский период, ни сегодня серьезной научной проверки, способной подтвердить или опровергнуть легенду о Федоре Кузьмиче, не проводилось. Среди альтернативных версий о происхождении загадочного старца существует предположение, что подвижник, по церковному благословению, принял на себя искупление грехов покойного Александра I, чем и объяснялись некоторые особенности его поведения. В частности, этим можно объяснить и его возможные слова о том, что его «уже отпели».

Старец Федор Кузьмич Томский

Федор Кузьмич — старец, живший в Сибири в XIX веке. Согласно легендам, которые возникли в середине XIX века, при жизни старца, Федор Кузьмич — Александр I, ушедший в скитания после инсценировки собственной смерти.

В 1984 году старец Федор Кузьмич Томский был канонизирован РПЦ в лике праведных в составе Собора сибирских святых за подвижничество.

Старца сослали в Томскую губернию за бродяжничество

Достоверных сведений о ранних годах жизни старца не сохранилось. Первое упоминание о нем относится к 4 сентября 1836 года.

В тот день старец был задержан полицией как бродяга по донесению кузнеца, к которому обратился старец с просьбой подковать лошадь. События происходили в Кленовской волости Красноуфимского уезда Пермской губернии.

Документов при Федоре Кузьмиче не было, на спине были следы ударов кнутом. 10 сентября суд рассмотрел его дело. Старец назвался шестидесятилетним Федором Козьмичем Козьминым. По решению суда он получил двадцать ударов кнутом и ссылку в Сибирь.

Старец оказался доволен приговором. Странно, что роспись за него поставил мещанин Григорий Шпынев, так как по словам Федора Кузьмича он был неграмотным. Последующие факты о жизни старца опровергают его неграмотность.

13 октября 1836 года старца отправили по этапу в Мариинский уезд Боготольской волости Томской губернии. Из всех арестантов Федор Кузьмич был единственным, кого не заковали в кандалы.

26 марта 1837 года партия ссыльных, в которой был старец, прибыла в Томск. Федора Кузьмича приписали к деревне Зерцалы, а поселили при Краснореченском винокуренном заводе, где он прожил пять лет. Старец не привлекался к работам из-за возраста.

Задокументирован факт, согласно которому местный казак Семен Сидоров построил Федору Кузьмичу келью-избушку в станице Белоярской.

Легенды об императорском происхождении старца родились еще при его жизни

После старец вновь приобрел свободу перемещения и стал скитаться по деревням Мариинского уезда. Он обучал детей, за что ему платили едой, так как от денег Федор Кузьмич отказывался.

Люди стали почитать старца за праведную жизнь, обращались к нему за советами. В этот период возникает легенда об императорском происхождении.

Читайте также:
Иосиф Волоцкий: краткая биография, устав и труды преподобного, сторонники

Одни из первых сообщений о схожести старца с покойным императором Александром I:

…казак Березин после службы в Петербурге приехал в станицу Белоярскую. В доме казака Сидорова Березин встретил старца. По его словам Федор Кузьмич был никем иным, как Александром I;

…в начале XX веке стало известно свидетельство казака Антона Черкашина. По словам Черкашина местный священник Иоанн Александровский, которого сослали в Сибирь из Петербурга, опознал в старце царя. Священник утверждал, что не мог ошибиться, так как часто видел императора в Петербурге;

…известен рассказ и казака Сидорова. Согласно рассказу, Федор Кузьмич однажды высказал слова, исходя из которых можно считать, что старец имел связи в петербургском обществе: «…Стоит мне только гаркнуть слово в Петербурге, то весь Красноярск содрогнется от того, что будет».

Известность, которая появилась после зарождения слухов, вынудила старца поселится в бедной крестьянской семье в селе Зерцалы. По некоторым данным в 1843 году Федор Кузьмич работал на золотых приисках в Енисейской тайге.

В 1849 году старец стал жить в селе Краснореченское. Там ему построил келью крестьянин Иван Латышев. Сохранились воспоминания местных жителей, согласно которым старца посещал епископ Томский Парфений.

С Федором Кузьмичем епископ общался на французском языке. В 1850-х годах старца посетил Лев Николаевич Толстой.

Исследователи считают, что старец вел переписку с бароном Дмитрием Остен-Сакеном. В имении барона хранились письма Федора Кузьмича, которые впоследствии бесследно исчезли.

Ученые сообщают и о переписке старца с императором Николаем I, которая велась с помощью шифра. Интересно, что старец, узнав о смерти царя, заказал панихиду по нему, на которой долго молился со слезами.

После смерти Федора Кузьмича среди его вещей купец Хромов обнаружил документ о бракосочетании Александра I

В 1858 году старец поселился у купца Семена Феофановича Хромова. Федор Кузьмич стал регулярно посещать церковные службы в домовой церкви архиерейского дома.

Старец особо почитал день памяти князя Александра Невского, небесного покровителя императора Александра I.

Известны воспоминания Феодора Кузьмича о праздновании этого дня в Петербурге, о событиях Отечественной войны 1812 года, о жизни Петербурга, воспоминания об Аракчееве, Суворове, Кутузове.

Житие старца повествует о том, что он вел простую жизнь. Летом он носил одну и ту же рубаху, зимой ходил в халате или сибирской дохе. На ногах носил чулки и кожаные туфли. Много времени Федор Кузьмич проводил в молитве, спал на доске, славился как постник.

Старец Федор Кузьмич умер 20 января 1864 года в возрасте 80-ти лет. На второй день после смерти старца был нарисован его карандашный портрет.

При жизни Федор Кузьмич отказывался от портрета. В 1866 году купец Хромов заказал карандашный портрет старца, на котором тот имел черты лица, схожие с императором Александром I.

Купец Хромов, разбирая вещи умершего старца, якобы обнаружил среди них:

  • документ о бракосочетании императора Александра I;
  • небольшое резное распятие из слоновой кости;
  • цепь ордена Андрея Первозванного;
  • нарисованный вензель в виде буквы «А»;
  • псалтырь, на котором было написано: «Сей псалтырь принадлежит Саранской Петропавловской обители рясофорному монаху Алексею Золотареву»;
  • шифрованные записки, которые окрестили как «тайна Федора Кузьмича».

После смерти старца были обнаружены записки, которые известны как «тайна Федор Кузьмича»

Перед смертью старец указал купцу Хромову на мешочек, который висел над кроватью старца со словами: «В нем тайна моя». После смерти Федора Кузьмича мешочек вскрыли и обнаружили две записки.

  1. Первая записка:

Текст на лицевой стороне: «Видишли накакое вас безсловесие счастие слово изнесе».

Текст на обратной стороне: «Но егда убо о молчат п невозвещают».

  1. Вторая записка

Текст на лицевой стороне:

1 2 3 4
о в а зн
i Дк ео амвр А КРЫЮТ СТРУФИАН
с з Д я

Текст на обратеой стороне:

ВО ВО
1837 г. МАР.26 В ВОЛ
43 пар

Записки неоднократно пытались расшифровать. Подлинных записок не сохранилось. Считается, что их похитили в 1909 году при неизвестных обстоятельствах. Сохранились только их фотографии, качество которых затрудняет дешифровку.

Зашифрованная записка праведного Феодора, найденная после его смерти

Расшифровка В.В. Барятинского

В. В. Барятинский, один из исследователей легенды о старце конца XIX века предложил такой вариант дешифровки:

лицевая сторона первой записки: «Видишь ли, на какое молчание вас обрекло ваше счастье и ваше слово»;

обратная сторона первой записки: «Но когда Александры молчат, Павлы не возвещают»;

лицевая сторона второй записки: «Я скрываю тебя, Александр, как страус, прячущий свою голову под крыло»;

обратная сторона второй записки: «1837 г. МАР26», «в.вол», «43 Пар».

Расшифровка И. С. Петрова

Вторую расшифровку предоставил Иван Петров, преподаватель Санкт-Петербургского театрального училища. О дешифровке Петрова позже писал великий князь Николай Михайлович в своей работе про Федора Кузьмича.

«Се Зевес И.Е.В. Николай Павлович без совести сославший Александра от его (чего) аз нынче так страдающь брату вероломно вопию Да возсия моя Держава 1837-го г. Мар. 26-го.»

Согласно преданию, вместо Александра I в Петропавловском соборе похоронен фельдъегерь Масков

Главная легенда о старце Федоре Кузьмиче гласит, что старец — император Александр I. Один из слухов, возникший после скоропостижной смерти царя, сообщал:

«государь бежал под скрытием в Киев и там будет жить о Христе с душею и станет давать советы, нужные теперешнему государю Николаю Павловичу для лучшего управления государством».

Интересно, что имение барона Дмитрия Остен-Сакена находилось именно в Киевской губернии.

В 30-40-е годы XIX века родилась легенда, согласно который Александр Первый инсценировал свою смерть и начал скитальческую жизнь из-за угрызений совести. Совесть мучала императора как соучастника убийства своего отца Павла I.

Читайте также:
Арсений Каппадокийский - житие и биография, труды, дни памяти и почитание, мощи

В семье которого существовало предание, якобы их предок похоронен в императорской усыпальнице.

Легенда об императорском происхождении старца опровергается сохранившимися записями о течении болезни царя, прочими официальными документами, письмами приближенных, воспоминаниями, донесениями лиц — свидетелей кончины.

Академик А. Н. Сахаров в своей книге «Александр I» привел аргументы «за» и «против» версии о «перевоплощении» императора».

В 1873 году могилу старца посетил великий князь Алексей Александрович. В 1891 навещал захоронение Федора Кузьмича цесаревич Николай, который хотел построить на месте кельи скитальца каменную церковь.

Существуют сведения, согласно которым старец встречался с Александром II, когда тот стал наследником престола.

Воспоминания дочери купца Хромова:

«Однажды летом (мы жили в Томске, а старец у нас на заимке, в четырех верстах от города) мы с матерью (Хромовой) поехали на заимку к Федору Кузьмичу; был солнечный чудный день.

Подъехав к заимке, мы увидели Федора Кузьмича гуляющим по полю по-военному руки назад и марширующим.

Когда мы с ним поздоровались, то он нам сказал: «Паннушки, был такой же прекрасный солнечный день, когда я отстал от общества.

Где был и кто был, а очутился у вас на полянке».

Имеются недостоверные сведения, которые сообщают, что при вскрытии гробницы Александра I в 1921 году обнаружилось, что она пуста. В то же время в эмигрантской прессе появился рассказ И. И. Балинского.

В нем рассказывается история вскрытия в 1864 году гробницы Александра I в присутствии Александра II и министра двора А. В. Адлерберга. Согласно рассказу, в пустую гробницу положили тело длиннобородого старца.

В 1960-х годах ученые не раз ходатайствовали с просьбой о вскрытии гробницы Александра I. Ходатайства не венчались успехом. Отказы ученым поступали как от Правительства СССР, так и поступают сейчас от Правительства Российской Федерации.

В 2015 году на форуме в Томске «Дважды вошедший в историю: Александр I — старец Феодор Томский» графологи заявили, что почерки старца и императора идентичны.

Житие старца Федора Кузьмича

Житие старца Федора Кузьмича

Ранней осенью 1836 года к одной из кузниц, расположенных на окраине города Красноуфимска Пермской губернии, подъехал высокий старик-крестьянин с длинной окладистой бородой. Кузнец обратил внимание, что лошадь под стариком была хорошей породы, а его внешность и манера речи крестьянскими отнюдь не были. Кузнец начал расспрашивать старика, где купил он такую лошадь, откуда едет, но старик отвечал неохотно и неопределенно, и кузнец задержал его и отвел в Красноуфимск, в полицию. Старик при этом ни малейшего сопротивления не оказал.

На допросе назвался он крестьянином Федором Кузьмичом и объявил, что он – бродяга, не помнящий родства.

Его посадили в тюрьму, затем высекли плетьми и сослали в Сибирь. 26 марта 1837 года Федор Кузьмич был доставлен 643-й партией каторжан в село Зерцалы и определен в работу на каторжный Краснореченский винокуренный завод.

Здесь отличался он от всех прочих незлобивостью, смирением, хорошей грамотностью и слыл за человека праведной жизни и великого ума.

В 1842 году казак соседней с селом Краснореченским Белоярской станицы С. Н. Сидоров уговорил старца переселиться к нему во двор и для того построил Федору Кузьмичу избушку-келью.

Старец согласился и некоторое время спокойно жил в Белоярской.

Здесь случилось так, что в гостях у Сидорова оказался казак Березин, долго служивший в Петербурге, и он опознал в Федоре Кузьмиче императора Александра I. Вслед за тем опознал его и отец Иоанн Александровский, служивший ранее в Петербурге полковым священником. Он сказал, что много раз видел императора Александра и ошибиться не мог.

После этих встреч старец ушел в Зерцалы, а оттуда в енисейскую тайгу на золотые прииски и проработал там простым рабочим несколько лет.

Потом – с 1849 года – жил старец у богатого и набожного краснореченского крестьянина И. Г. Латышева, который построил для Федора Кузьмича возле своей пасеки маленькую избушку.

В ней были топчан с деревянным брусом вместо подушки, маленький столик и три скамейки. В переднем углу висели иконы Христа, Богородицы и маленький образок Александра Невского.

Уместно будет заметить и еще одну любопытную подробность: особенно торжественным для себя днем Федор Кузьмич почитал день святого Александра Невского и отмечал его так, как если бы это был день его именин.

В одной с ним каторжной партии пришли две крепостные крестьянки – Мария и Марфа. Они жили раньше около Печерского монастыря во Псковской губернии и за какие-то провинности были сосланы их помещиком в Сибирь.

Федор Кузьмич подружился с ними и в большие праздники приходил после обедни к ним в избушку. В день Александра Невского Мария и Марфа пекли для него пироги и угощали другими яствами.

Старец в этот день бывал весел, ел то, от чего обыкновенно воздерживался, и часто вспоминал, как раньше проходил праздник Александра Невского в Петербурге. Он рассказывал, как из Казанского собора в Александро-Невскую лавру шел крестный ход, как палили пушки, как весь вечер до полуночи была иллюминация, на балконах вывешивали ковры, а во дворцах и гвардейских полках гремели празднества.

Во время жизни Федора Кузьмича в Краснореченске однажды посетил его иркутский епископ Афанасий и на удивление многих долго говорил с ним по-французски, когда же уходил, то выразил Федору Кузьмичу знаки особого уважения.

Потом епископ рассказывал, что старец сообщил ему о благословении на подвиг к такой жизни московского митрополита Филарета.

В это же время еще один человек признал в Федоре Кузьмиче императора Александра. На сей раз это был один из дворцовых петербургских истопников. Он был сослан в соседнюю деревню, заболел и попросил, чтобы его привели к старцу, излечивавшему многих недужных. Его товарищ по ссылке, тоже бывший придворный истопник, привел больного к старцу. Когда больной услышал знакомый голос императора, то упал без чувств. И хотя старец попросил не говорить о том, что он узнал его, молва об этом вскоре широко разнеслась по окрестностям.

Читайте также:
Житие святителя Иоанна Златоуста – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Десятки людей потянулись за исцелением к Федору Кузьмичу со всех сторон. И он снова ушел на другое место, поселившись возле деревни Коробейниково.

Но и здесь его не оставляли в покое. Многие простые люди, приходившие к нему за советом и исцелением, не раз замечали возле избушки старца знатных господ, дам и офицеров.

Однажды приехал к нему томский золотопромышленник С. Ф. Хромов с дочерью и, пока ждал у избы, увидел, как оттуда вышли гусарский офицер и дама – оба молодые и красивые, а с ними – и старец. Когда Федор Кузьмич прощался с ними, офицер наклонился и поцеловал ему руку, чего старец не позволял никому.

Вернувшись к избе, старец с сияющими глазами сказал:

– Деды-то меня каким знали! Отцы-то меня каким знали! Дети каким знали! А внуки и правнуки вот каким видят!

Он прожил возле деревни Коробейниково с 1851 по 1854 год и опять уехал в Краснореченское. Теперь Латышев построил ему еще одну избушку, в стороне от дороги, на самой горе, у обрыва.

В это время познакомился старец с бедной крестьянской девушкой из Краснореченска – Александрой. Когда ей сравнялось двадцать лет, она захотела пойти на богомолье, и Федор Кузьмич, отправляя ее в путь, составил подробный план путешествия, ибо знал все монастыри и святыни России.

Конечной целью паломничества была Почаевская лавра, где в это время находилась графиня Остен-Сакен. Оказавшись в Почаеве, крестьянка и графиня познакомились, и Остен-Сакен пригласила девушку в недалекий от лавры Кременчуг, где она жила с мужем, Д. Е. Остен-Сакеном.

В это время в Кременчуг приехал император Николай I и остановился в доме Остен-Сакена. Царь с интересом расспрашивал смышленую сибирячку о делах у нее на родине, спрашивал, сколько поп за свадьбу берет, и как себя девушки ведут, и что люди едят, и о многом прочем.

Сашенька так понравилась Николаю, что он даже оставил ей записку, сказав, что если окажется в Петербурге, то пусть приходит к нему в гости.

В 1852 году она возвратилась к себе в Краснореченское и обо всем, с ней случившемся, рассказала Федору Кузьмичу.

Между прочим, она сказала, что в доме Остен-Сакена видела портрет императора Александра I и удивилась их сходству, заметив, что на портрете Александр так же держал руку за поясом, как и Федор Кузьмич.

При этих словах старец изменился в лице и вышел в другую комнатку, повернувшись к девушке спиной, но она все равно заметила, что он беззвучно заплакал и рукавом рубахи стал вытирать слезы.

В 1858 году С. Ф. Хромов уговорил Федора Кузьмича переехать к нему в Томск.

Перед отъездом старец перенес из своей избушки в часовню села Зерцалы икону Печерской Божьей Матери и Евангелие. Вдень отъезда – 31 октября 1858 года – он пригласил нескольких жителей села в часовню и, отслужив молебен, поставил нарисованный на бумаге разноцветный вензель, основой которого была буква «А» с короной над нею, а вместо палочки в букве был изображен летящий голубь.

Старец вложил бумагу с вензелем в икону, сказав при этом:

– Под этой литерой хранится тайна – вся моя жизнь. Узнаете, кто был.

В доме Хромова Федор Кузьмич прожил шесть лет. Там произошло множество интересных случаев, о которых нельзя не упомянуть.

Чиновница Бердяева захотела снять квартиру в семейном доме и зашла к С. Ф. Хромову. Там она неожиданно столкнулась с Федором Кузьмичом и, увидев его, упала в обморок. Придя в себя, она объяснила произошедшее тем, что в старце признала Александра I, которого довелось ей видеть.

В доме С. Ф. Хромова часто бывал советник губернского суда Л. И. Савостин. Он привозил туда своего приятеля И. В. Зайкова.

Когда великий князь Николай Михайлович, внук Николая I, задумал писать двухтомный труд об Александре I, включив туда сюжет и о старце Федоре Кузьмиче, он прислал в Томск своего доверенного Н. А. Лашкова. И хотя в этом труде – «Император Александр I. Опыт исторического исследования». Тт. 1–2. СПб., 1912– автор отверг идентичность Федора Кузьмича Александру I, он все же добросовестно отнесся к сбору материала и к его проверке.

Лашков в Томске встретился с Зайковым и узнал от него, что «старец был глуховат на одно ухо, потому говорил, немного наклонившись. (Вспомним, что и Александр был с юности глуховат на одно ухо, получив травму при учебных артиллерийских стрельбах. – В. Б.) При нас во время разговора он или ходил по келье, заложив пальцы правой руки за пояс, или стоял прямо, повернувшись спиной к окошку… Во время разговоров обсуждались всевозможные вопросы: государственные, политические и общественные. Говорили иногда и на иностранных языках и разбирали такие вопросы и реформы, как всеобщая воинская повинность, освобождение крестьян, война 1812 года, причем старец обнаруживал такое знание этих событий, что сразу было видно, что он был одним из главных действующих лиц».

Известный томский краевед И. Г. Чистяков, близко знавший Федора Кузьмича, писал, что тот хорошо владел иностранными языками, хорошо знал современные политические события и высшее общество. Чистяков писал: «Рассказывая крестьянам или своим посетителям о военных походах, особенно о событиях 1812 года, он как бы перерождался: глаза его начинали гореть ярким блеском, и он весь оживал… Например, рассказывал он о том, что, когда Александр I в 1814 году въезжал в Париж, под ноги его лошадей постилали шелковые платки и материи, а дамы бросали на дорогу цветы и букеты; что Александру это было очень приятно; во время этого въезда граф Меттерних ехал справа от Александра и имел под собой на седле подушку».

Читайте также:
Житие преподобной Марии Египетской - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Имеется и немало других свидетельств, подобных приведенным.

В конце 1863 года силы стали покидать старца, которому, по его словам, шел уже 87-й год.

19 января 1864 года С. Ф. Хромов зашел в избушку к Федору Кузьмичу и, помолившись, сказал, встав перед больным на колени:

– Благослови меня, батюшка, спросить тебя об одномважном деле.

– Говори, Бог тебя благословит.

– Есть молва, что ты, батюшка, не кто иной, как Александр Благословенный. Правда ли это?

– Чудны дела твои, Господи. Нет тайны, которая бы не открылась, – ответил Федор Кузьмич и замолк.

На следующий день старец сказал Хромову:

– Панок, хотя ты знаешь, кто я, но, когда я умру, не величь меня, схорони просто.

Федор Кузьмич скончался в своей избушке, находившейся возле дома С. Ф. Хромова, в 8 часов 45 минут вечера 20 января 1864 года. Его похоронили на кладбище томского Алексеевскою мужского монастыря.

На кресте была выбита надпись: «Здесь погребено тело Великого Благословенного старца Федора Кузьмича, скончавшегося 20 января 1864 года».

По-видимому, усмотрев намек на Александра I в словах: «Великого Благословенного», томский губернатор Мерцалов велел два этих слова замазать белой краской…

Свидетели жизни старца в Сибири добавляют, что Федор Кузьмич был необыкновенно чистоплотен, ежедневно менял чулки и имел всегда очень тонкие носовые платки. Иногда замечали, что, оставаясь один и не подозревая, что за ним следят или же наблюдают, он ходил четким военным шагом, отбивая такт и отмахивая рукой…

Обращает на себя внимание и еще одна деталь: появление Веры в Сырковском монастыре совпадает по времени с первым упоминанием о Федоре Кузьмиче.

Бросается в глаза, что с сентября 1825 до мая 1826 года все события вокруг Александра I и Елизаветы Алексеевны происходили при минимальном количестве участников и вдали от двора.

И то, что Александра привезли к месту погребения через четыре месяца, – тоже не случайно. По-видимому, не случайно и то, что гроб с телом императрицы был накрепко запаян.

Император Петр III

Императрица Екатерина II

Наталья Алексеевна, принцесса Гессен-Дармштадтская, супруга Павла

Император Павел I

Светлейший князь Таврический, генерал-фельдмаршал Г. А. Потемкин

П. А. Румянцев-Задунайский

Великая княгиня Мария Федоровна, вторая жена императора Павла I

Дочери императора Павла I

Император Александр I

Императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I

Великий князь Константин Павлович

Жозефина Фридерикс, возлюбленная Константина Павловича с сыном

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Тайна сибирского старца Федора Кузьмича[31]

Тайна сибирского старца Федора Кузьмича[31] Так велико желание видеть на вершине власти идеального правителя, царя доброго, а лучше – праведного, и так их было мало в истории, что в каждом из исторических персонажей пытаются отыскать хоть намек на заветный облик. И вот

Явление «Старца Григория»

Явление «Старца Григория» 1 ноября 1905 года Николай записал в дневнике: «В 4 часа поехали на Сергиевку. Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим – Григорием из Тобольской губернии…» – это первое упоминание о Распутине в дневнике царя, с которым он и

Охрана против «старца» Григория

Охрана против «старца» Григория По роду службы дворцовому коменданту В. А. Дедюлину пришлось столкнуться и с феноменом «старца» Распутина. Комендант был одним из первых, если не первым, кто почувствовал исходившую от него для трона угрозу. А. В. Герасимов по этому поводу

Явление «старца Григория»

Явление «старца Григория» 1 ноября 1905 года Николай записал в дневнике: «В 4 часа поехали на Сергиевку. Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим – Григорием из Тобольской губернии…» – это первое упоминание о Распутине в дневнике царя, с которым он и

Житие старца Федора Кузьмича

Житие старца Федора Кузьмича Ранней осенью 1836 года к одной из кузниц, расположенных на окраине города Красноуфимска Пермской губернии, подъехал высокий старик-крестьянин с длинной окладистой бородой. Кузнец обратил внимание, что лошадь под стариком была хорошей породы,

Явление «старца Григория»

Явление «старца Григория» 1 ноября 1905 года Николай записал в дневнике: «В 4 часа поехали на Сергиевку. Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим — Григорием из Тобольской губернии…» — это первое упоминание о Распутине в дневнике царя, с которым он и

Явление «святого старца»

Явление «святого старца» О Распутине написано чрезвычайно много, как в бывшем Советском Союзе, так и за рубежом. Он стал героем романов, повестей, рассказов… Проводились даже специальные исследовательские работы, чтобы понять феномен знаменитого старца. В одном из таких

Легенда о кончине Александра I, или тайна сибирского старца Федора Кузьмича

Легенда о кончине Александра I, или тайна сибирского старца Федора Кузьмича 1Российский император Александр I умер 19 ноября 1825 года в городе Таганроге. Такова официальная дата смерти государя, которую вот уже почти 180 лет, нисколько не сомневаясь в ее истинности, приводят

Житие старца Федора Кузьмича

Житие старца Федора Кузьмича Ранней осенью 1836 года к одной из кузниц, расположенных на окраине города Красноуфимска Пермской губернии, подъехал высокий старик-крестьянин с длинной окладистой бородой. Кузнец обратил внимание, что лошадь под стариком была хорошей породы,

Расписались у «Лунного старца»

Расписались у «Лунного старца» В дореволюционном Китае свадьба была, как правило, не плодом взаимных симпатий жениха и невесты, а результатом договоренности их родителей, то есть соглашением между родами.Небесным куратором свадеб считается мифический «Лунный старец»

Читайте также:
Житие праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского) - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Посмертная судьба «Северного Сфинкса», или Зачем убрали Федора Кузьмича?

Посмертная судьба «Северного Сфинкса», или Зачем убрали Федора Кузьмича? В начале 1970-х годов, когда один из авторов книги учил* ся в теперь уже зарубежном городе Львове, ему довелось дружить с очень интересным человеком. Сергею Михайловичу Ограновичу ту старинную

89. ИЗ ПОСЛАНИЯ СТАРЦА ФИЛОФЕЯ К ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ВАСИЛИЮ III

89. ИЗ ПОСЛАНИЯ СТАРЦА ФИЛОФЕЯ К ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ВАСИЛИЮ III «Послание старца Филофея» написано между 1515 и 1521 гг. Здесь пере-печатывается с сокращениями. «Православный собеседник», № 1, 1863.Иже от вышняя и от всемощныя, вся содержащия десница божия, им же царие царствуют, им же

Великий князь Николай Михайлович. Легенда о кончине императора Александра I в Сибири в образе старца Федора Козьмича[2]

Великий князь Николай Михайлович. Легенда о кончине императора Александра I в Сибири в образе старца Федора Козьмича[2] В такой стране, как Россия, уже с древних времен народ часто поддавался самым нелепым слухам, невероятным сказаниям и имел склонность придавать веру

Тайна Федора Кузьмича

Тайна Федора Кузьмича Неожиданная и даже загадочная смерть породила легенду о старце Федоре Кузьмиче, в которого якобы превратился российский монарх. Дескать, ушел он с посохом в Сибирь, а в Петропавловском соборе лежит совершенно другой человек. Другие говорили, что

Слово некоего старца о чтении книг

Слово некоего старца о чтении книг Полезно, братья, чтение книг каждому христианину, ибо сказал блаженный: «Хранящие откровения Его всем сердцем – взыщут Его». Что это – «хранящие откровение Его»? – Читая книги, не старайся быстро читать от главы до главы,

Феодосий Печерский — родоначальник русского монашества

Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева.

С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока.

На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери — женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига.

На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и, став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием. В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом.

Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келлии и ввел студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его.

Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу». Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре.

Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия.

Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров.

Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых преподобный Феодосий был причислен в 1108 году.

Читайте также:
Император Константин - житие и биография святого, значение и роль в христианстве, дни памяти

Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан. Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем, учеником великого аввы, через 30 с небольшим лет после его преставления и всегда было одним из любимейших чтений русского народа.

Житие преподобного Феодосия Печерского

Преподобного Феодосия Печерского неслучайно называют отцом русского монашества. Так как именно он явился основателем первого общежительного монастыря на Руси, который стал как бы примером и образцом для всех остальных монастырей.

Житие преподобного Феодосия Печерского, написанное Нестором Летописцем, стало одним из любимых чтений русского народа.

Краткое житие прп. Феодосия Печерского

В жизнеописании святого явно выделяется несколько основных сюжетов:

  • взаимоотношение с матерью;
  • поступление в монастырь и монашеские труды в нем;
  • игуменство;
  • отношения с князьями;
  • чудеса.

Отрочество

Родился преподобный в 1008 году в небольшом городке Василев. Его отец был, видимо, дружинником, т. е. принадлежал к привилегированному военному сословию. Свое отрочество и юность Феодосий провел в Курске, куда перебралась семья в 1021 году. Здесь начинаются аскетические подвиги святого.

Статьи о других святых:

Житие Феодосия Печерского отмечает его особую кротость и неотмирность, присущую ему с раннего возраста. То есть желание вести жизнь подвижническую созрело у святого еще в детстве, но на пути к осуществлению заветной цели встала мать преподобного.

  1. Первый раз Феодосий бежал из дому вместе с тремя странниками желая совершить паломничество в Иерусалим. Но мать догнала его, избила и заперла в чулане, хотя вскоре сердце её смягчилось, и она выпустила сына.
  2. Посещая церковь каждый день, Феодосий взялся собственноручно выпекать просфоры. Мать постоянно попрекала его за это, потому что такое занятие недостойно его положения в обществе. В конце концов, преподобный сбежал в соседний город, где поселился у священника, но мать снова его нашла, избила и вернула домой.
  3. Феодосий заказал кузнецу сделать железный пояс себе, который и носил, одевая прямо на голое тело. Пояс растирал кожу и на одежде появилась кровь. Заметив это, мать сильно разгневалась на отрока и велела снять пояс, опять сильно избив сына.

Интересно! Действия матери по отношению к преподобному Феодосию были продиктованы той любовью, которую она питала к своему сыну, боясь его потерять.

Когда он уже постригся, она нашла его в Киеве, виделась с ним и согласилась постричься в монашество в одном из киевских женских монастырей, где и закончила свою жизнь. Интересно, что в житие ни разу не упоминается имя матери преподобного.

Постриг в монахи

После этого случая Феодосий тайно покинул дом и удалился в Киев, где встретился с преподобным Антонием Печерским. Феодосий просил пострижение в монашество, на что святой Антоний отвечал ему, что он еще слишком молод для этого. Но видя непреклонность молодого человека, велел преподобному Никону постричь Феодосия в монашество.

Статьи о храмах в Киеве:

Произошло это событие около 1031 года. При поступлении преподобного в монастырь в нем было 12 монахов, все они жили в вырытых ими пещерах, и в монашеской жизни руководствовались советами преподобного Антония Печерского. Вскоре после поступления Феодосий был посвящен в священники.

Биография Феодосий Печерского изобилует фактами его беспрестанных подвижнических трудов вот только некоторые из них:

  • святой не спал ночами, находясь в постоянной молитве;
  • по ночам исполнял работу за других;
  • летом, в самую жару поднимался на вершину пещеры, здесь обнажался по пояс и его кусали оводы и слепни, на что преподобный не обращал никакого внимания, а погружался в непрестанную молитву.

Игуменство

В 1054 году святого избрали настоятелем монастыря. Но даже будучи игуменом, он продолжал вести тот же образ жизни, что и прежде и ничем не выделялся из братии. Выполнял тяжелые работы, носил самую неприметную и грубую одежду, а сверх того на теле власяницу, которая очень растирала тело. Был кроток и незлобив и со всеми в общении ровен и рассудителен.

В житие есть несколько ярких эпизодов, раскрывающих характер и личность святого.

  1. У святого был обычай обходить кельи своих монахов ночью. Если он видел, что инок молится, то очень радовался этому, если же обнаруживал, что монахи предаются праздности или пустой болтовне, то на следующий день обличал таковых, но не напрямую, а посредством притчей.
  2. Преподобный часто работал в пекарне, месил сам тесто и делал хлебы.
  3. Как-то раз на пекарне не хватало воды, которую надо было носить из дальнего места, никто из братии не вызвался это сделать и игумен сам стал носить воду. Другой раз не хватило дров, и опять из братии никто не вызвался и сам святой отец занялся рубкой дров.

Важно! Данные два случая показывают нам не то, что отец Феодосий был плохим организатором, а больше говорят об его безоговорочном высоком духовном авторитете среди Печерских монахов. Ведь в обоих случаях все они, бросив свои дела стали помогать своему духовному отцу.

Сама деятельность преподобного как настоятеля монастыря стала поистине революционной и для русского монашества и в целом для всей Русской Церкви.

  1. Он стал основателем первого общежительного монастыря на Руси. Когда братия монастыря увеличилась до 100 человек, отец-игумен испросил у великого князя Киевского участок земли недалеко от пещер, где были построены кельи и деревянная церковь Успения Богородицы. Сюда переселились все иноки.
  2. В Печерском монастыре он ввел строгий Студийский устав, который стал основой богослужебной жизни всей Русской Церкви.
  3. При нем началось строительство каменного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Важно! Основной метод руководства монахами, которого придерживался преподобный — это личный пример, который лучше всего действовал на братию. Его никто и никогда не видел гневающимся или раздраженным, он был снисходителен и терпелив.

Читайте также:
Житие Анны Кашинской - описание и история жизни, чудеса, мощи и памятник, дни памяти княгини

И еще одна черта в способе управления обителью, безусловная вера в то, что Бог всегда поможет тем, кто к нему обращается искренне от всего сердца, тогда Господь не оставит ни в какой нужде.

Вот только несколько примеров этого:

  • как-то раз к Феодосию пришел пекарь и сказал, что не осталось муки. Но преподобный в твердой вере в помощью Божию отвечал пекарю, что теперь в житницах полно муки. И действительно, когда хлебопек заглянул в житницу, она была наполнена;
  • другое раз один киевский священник обратился к келарю с просьбой дать вина для службы, так как в храме оно кончилось. Но келарь отвечал, что и у него остался только один сосуд вина. Однако преподобный распорядился отдать все и верить в Бога. И действительно на следующее утро в монастырь от благотворителей привезли несколько бочонков вина;
  • еще был случай, когда келарь объявил отцу-игумену, что закончились все съестные припасы и ему нечем кормить братию, преподобный велел келарю сохранять спокойствие и верить в то, что Господь поможет. Сам стал молиться и в этот же день боярин великого князя прислал в монастырь целый воз съестных припасов.

И таких случаев было немало, последний из них свидетельствует об особых отношениях Феодосия с великим князем и киевской знатью.

Отношения с княжеской знатью

В годы игуменства святого на Киевском престоле побывало два князя Изяслав и его младший брат Святослав, который незаконно занял престол, свергнув своего старшего брата. Последнее обстоятельство сильно осложнило отношения князя и святого, так как последний занял непримиримую позицию относительно того, что Святослав поступил с братом беззаконно.

Ещё интересные статьи о православии:

С великим князем Изяславом у Феодосия сложились очень хорошие отношения. Изяслав воспринимал преподобного как своего духовного отца. Вот несколько случаев, характеризующих их общение.

  1. Однажды князь пришел к преподобному и отведал той простой пищи, которую обычно ели монахи. Изяслав заметил, что ничего вкуснее он никогда не ел, хотя его повара готовят самые изысканные кушанья. Феодосий ответил на это: «Это потому что в монастыре все делают с благословения».
  2. Для Изяслава святой стал настоящим духовным учителем и сам князь, беря с него пример, смирялся, несмотря на свое княжеское достоинство. Об этом свидетельствует такой случай: в полуденное время ворота монастыря всегда были закрыты, даже для Изяслава и он смиренно ждал, когда придет Феодосий, чтобы побеседовать с ним.

Непросто складывались у святого отношения с узурпатором княжеского престола с князем Святославом, которого преподобный открыто обличал за то, что он поступил противозаконно. Святослав гневался на святого, даже хотел его заточить в темницу. Но потом примирился с ним и почитал также высоко, как и Изяслав, хотя Феодосий так и не поминал его как правителя Киевского княжества за богослужением.

Чудеса

Современники отмечали, что при жизни преподобного происходило немало чудес, и свидетелями их были разные люди.

Вот только некоторые из них, наиболее яркие:

    не раз видели, как от монастыря исходило свечение. А однажды огненный столб вышел с одного холма на другой на другой, именно тот, где в будущем был построен Успенский храм. В момент кончины преподобного большой огненный столп от монастыря простирался до самого неба;

Житие о Феодосии Печерском во многом построено на описании чудес, связанных с жизнью преподобного, и они дают более полное представление о его личности.

Дни памяти

Память преподобного Феодосия отмечается несколько раз в году. Это связано с тем, что его имя связано не только с собственной его кончиной, но и с историей Печерского монастыря.

  1. Главная дата, связанная с памятью преподобного это 16 мая, день его кончины.
  2. Перенесение мощей святого 27 августа, это событие произошло в 1090 году, когда была построена каменная Успенская церковь, заложенная самим преподобным. В это время были обретены и торжественно захоронены у храма мощи преподобного.
  3. Еще есть две даты, когда вспоминается преподобный:
    • в составе собора всех Киево-Печерских святых, т. е. 10 сентября;
    • также святой почитается вместе со своим учителем преподобным Антонием. Их совместная память отмечается 15 сентября.

Величания

Почитание святого Феодосия началось сразу же после его кончины. Нестор-летописец написал житие его, пользуясь тем, что было много живых свидетелей необыкновенной жизни святого. Вскоре после кончины обретены святые нетленные мощи и все это стало основанием для прославления преподобного Феодосия Печерского в лике святых.

Житие было составлено вскоре после прославления, но и соответствующие песни богословского содержания также составлены: это было величание или прославление преподобного, которое представлено в нижеприведенном тексте:

Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Феодо́сие,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов.

Феодосий Печерский: житие, чудеса, поучения

Среди многочисленных святых Русской православной церкви особое место занимает преподобный Феодосий Печерский, икона которого открывает эту статью. Родившись вскоре после воцарения на Руси христианства, он стал одним из основателей отечественного монашества, указавшим путь к духовным высотам многим последующим поколениям иноков. Его память отмечается четырежды в год: 3 мая, 14 августа, 28 августа и 2 сентября.

Рождение и ранние годы праведника

Житие преподобного Феодосия Печерского повествует о том, что на свет он появился в 1008 году, в семье ратного человека из дружины Великого князя Владимира Святого. Начало его жизни прошло в селе Васильеве недалеко от Киева, но затем, когда отец получил перевод в Курск, вместе с ним туда отправилась и его семья.

От самого рождения Господь предназначил отрока к иноческому подвигу, поселив в нём любовь к церковной службе и ношению вериг, которые Феодосий ещё ребёнком постоянно носил вопреки желанию своей матери. Не чувствуя в себе тяги к играм и забавам своих сверстников, будущий подвижник все дни проводил в церкви и упросил родителей отдать его учиться грамоте к местному священнику.

Читайте также:
Свенцицкий Валентин - жизнь и биография, диалоги и книги, тайное поучение

Юный служитель Бога

Достигнув в короткий срок поразительных успехов, отрок поражал окружающих не только количеством прочитанных им священных книг, но и удивительно мудрым их толкованием, что выдавало в нём незаурядный ум и способности. Его религиозность приняла ещё более глубокие формы после того, как в четырнадцатилетнем возрасте Господь призвал в Свои Небесные Обители его отца, и юноша остался один под надзором матери – женщины, обладавшей строгим и властным характером.

Несмотря на свою горячую любовь к сыну, она не могла постичь глубинных стремлений его души, и к столь ранним проявлениям крайней религиозности относилась с недоверием. Желая Феодосию счастья, она вкладывала в это понятие лишь простой житейский смысл, суть которого сводилась к преуспеванию и благополучию в этом мире. Однако для юноши оно состояло в служении Богу.

Два побега из дома

Житие Феодосия Печерского содержит в себе любопытный эпизод из его юных лет. В нём рассказывается, как однажды Господь привёл на двор его матери группу странников, совершавших паломничество по святым местам. Поражённый их рассказами о монастырях и подвизающихся в них иноках, юноша, желая видеть всё своими глазами, тайно покинул дом и последовал за ними. Однако беглец вскоре был настигнут матерью, обнаружившей его отсутствие и пустившейся в погоню. За проявленное самовольство Феодосий был бит ею и на несколько дней заперт в избе.

Крутой перелом в жизни будущего подвижника наступил, когда в возрасте двадцати четырёх лет он окончательно решил покинуть родной дом и искать обитель, где бы его согласились принять послушником. Ещё с ранних лет Феодосий Печерский запомнил слова Иисуса Христа, говорившего о том, что любящий отца или мать больше, чем Его, недостоин Его. Это дало ему силы вторично решиться на побег. Улучив момент, когда матери не было дома, молодой человек, взяв в руки посох и запасшись краюхой хлеба, отправился в Киев.

Благословение Антония Печерского

Путь предстоял неблизкий, да и дорога была незнакома, но Господь послал ему попутный обоз, с помощью которого молодой странник добрался до Матери городов русских. Однако его надежды встретить радушный приём в какой-либо из её обителей оказались тщетны. К кому бы из настоятелей он ни обращался, везде встречал отказ. Одним не нравились лохмотья, в которые был одет Феодосий, других смущал его слишком молодой возраст.

Но не дал Господь поселиться отчаянию в сердце Своего смиренного раба и направил его стопы на берег Днепра, туда, где в земляной пещере подвизался в те годы великий праведник и подвижник, основатель Киево-Печерского монастыря старец Антоний (фото его иконы можно увидеть ниже). Наделённый даром прозорливости, он сумел разглядеть в бедно одетом молодом человеке истинный сосуд Духа Святого и благословил его на иноческий подвиг.

Подвиг пещерного отшельничества

Житие Феодосия Печерского, сообщая о принятии им монашеского пострига, указывает, что этот обряд был совершён над ним по повелению преподобного Антония в 1032 году настоятелем Киево-Печерского монастыря Никоном. С этого времени началось его приобщение к иноческой жизни, наполненной непрестанными молитвами и ночными бдениями, во глубине мрачных безмолвных пещер, освещаемых лишь тусклым мерцанием лампады.

По прошествии четырёх лет возле пещеры, в которой обретался Феодосий Печерский, неожиданно появилась его мать, которая все эти годы искала его и, наконец, нашла, ведомая голосом своего сердца. Однако, несмотря на искреннюю сыновью любовь, молодой пещерник поначалу отказался выйти к ней, говоря, что отныне у него, монаха, нет никого родных, кроме Господа Бога.

Лишь увещевания преподобного Антония, убедившего его в уместности такой встречи, заставили Феодосия покинуть на время своё убежище и выйти к матери. Увидев сына, несчастная женщина в слезах уговаривала его одуматься и вернуться домой, но он был непреклонен, и не только не поддался минутному соблазну, но после долгой беседы сумел уговорить мать саму отказавшись от мира, вступить на путь служения Богу. Когда же она, вняв его словам, затворилась в женской обители святителя Николая, Феодосий, пав на колени, благодарил Создателя за явленную Им милость.

Во главе Киево-Печерского монастыря

Суровая, наполненная непрестанными подвигами жизнь, которую вёл Феодосий Печерский, снискала ему глубочайшее почитание всей братии. Через несколько лет, проведённых в пещерном уединении, он был рукоположен в сан священника (иеромонаха), а ещё через некоторое время стал игуменом Киево-Печерского монастыря, основанного его духовным наставником и учителем, преподобным Антонием. Под его руководством жизнь в обители была поднята на ещё большую духовную высоту.

Возложив на себя ещё большие тяготы иноческого подвига, святой Феодосий Печерский ввёл в монастыре устав общежительной Студийской обители, основанной в V веке в Константинополе и отличавшейся необычайно строгими правилами. Основным её отличием являлся отказ монахов от личной собственности и полное обобществление имущества. Именно такой принцип, определивший всё дальнейшее направление развития иночества в России, и взял за основу святой Феодосий Печерский.

Невзирая на лица и звания

Строгость правил, установленных новым настоятелем, в равной степени распространялась как на насельников обители, так и на её посетителей, независимо от чинов и званий. Известен, например, случай, когда князь Киевский Изяслав Ярославович, приехав в обитель в неурочный час, был вынужден дожидаться у её ворот, пока наступит время впуска паломников. Гордый и заносчивый в повседневной жизни, он тем не менее смирил себя и покорно стоял среди прочих богомольцев.

Читайте также:
Николай Японский: житие святого, мощи и храмы, дни памяти, почитание

Ярким свидетельством того, как мудро игумен умел строить отношения с людьми, является само житие Феодосия Печерского. Анализ его показывает, что, общаясь с представителями самых различных социальных слоёв, он всегда безошибочно находил нужный тон, руководствуясь Божьей заповедью о любви к ближнему, которая всегда встречала отклик в сердцах окружающих. И тому можно привести множество примеров.

Игумен с вожжами в руках

В связи с этим приходит на память эпизод, связанный с его посещением Киевского князя Изяслава, о котором уже упоминалось выше. Радушно принятый во дворце правител Феодосий Печерский, возвращаясь пешком в обитель и изрядно устав дорогой, попросился в телегу к мужику, ехавшему в том же направлении. Тот согласился, но, не ведая, что перед ним настоятель знаменитого монастыря, принимаемый и почитаемый самим князем, начал похваляться тем, что он труженик, в поте лица зарабатывающий хлеб, а его пассажир – попросту монах-бездельник.

В ответ на это, исполнившись истинно христианского смирения, Феодосий вызвался сам управлять лошадью, а мужику предложил всю дорогу спокойно отдыхать в телеге. Каково же было изумление этого простолюдина, увидевшего, как встречные вельможи останавливались и низко кланялись его добровольному вознице. Приехав в монастырь и выяснив в чём дело, мужик страшно испугался, но преподобный лишь с отеческой любовью благословил своего недавнего хулителя и велел накормить обедом, сделав его, таким образом, своим искренним почитателем.

Князь – узурпатор власти

Известно, что многие князья весьма высоко ценили духовную беседу с преподобным Феодосием и никогда не впадали в гнев за обличением их неправедных поступков, позволяя ему открыто высказывать своё мнение. Например, после того как Всеволод и Святослав Ярославовичи изгнали из Киева своего старшего брата Изяслава – законного наследника княжеского престола, Феодосий открыто обличал их в вероломстве и отказался поминать на молитве. Лишь спустя некоторое время ввиду ходатайства братии монастыря он изменил своё решение. Захвативший же власть в Киеве Святослав покаялся и сделал немалые вклады в церковную казну.

Кончина и последующая канонизация

Предвидя скорую кончину, святой Феодосий призвал всю монастырскую братию и, помолившись с ними, благословил на дальнейшие труды во спасение своих душ. Отдав несколько последних распоряжений, он мирно отошёл ко Господу 3 мая 1074 года. Его тело было погребено в пещере, ископанной им когда-то на берегу Днепра, где почивший праведник начинал своё служение Богу, благословляемый духовным наставником – преподобным Антонием.

Через пятнадцать лет после этого, желая перенести прах своего настоятеля в усыпальницу основанной им церкви Успения Пресвятой Богородицы и вскрыв для этого могилу, братия обнаружили его мощи нетленными. Это событие, а также чудеса Феодосия Печерского, явленные на месте его погребения, такие как исцеление недужных, дарование обильного чадородия, избавление от напастей и т. д., послужили поводом для его канонизации, совершившейся в 1108 году. Его первое житие было составлено незадолго до этого монахом Киево-Печерского монастыря – прославленным летописцем Нестором.

Следует заметить попутно, что и сегодня существует немало свидетельств о чудесах по молитвам ко святому, вознесённых вблизи мест его прежнего подвижничества. В связи с этим можно упомянуть многие записи, сделанные в книгах Киево-Печерской лавры. В них приводятся факты исцелений даже самых безнадёжных больных и обретения семейного счастья теми, кто потерял в этом последнюю надежду.

Литературные труды преподобного Феодосия Печерского

В качестве литературного наследия Феодосию Печерскому приписывается около двадцати различных произведений, но научно доказано его авторство лишь половины из них. В число творений, бесспорно принадлежащих его перу, вошли восемь наставлений духовного содержания, послание князю Киевскому Изяславу, а также молитва, которую составил Феодосий Печерский.

Поучения преподобного являются своего рода завещанием всем будущим поколениям православных иноков. В них он призывает вставших на путь служения Богу не поддаваться искушениям плоти и уклоняться от бесовских помышлений, вселяемых врагом рода человеческого в сердца иноков. Кроме того, во многих своих обращениях он призывает монахов сторониться лености, также насылаемой бесом и являющейся причиной большинства пороков.

Указывает он и на истинную причину раздоров и брани, возникающих порой между ними. В качестве их постоянного виновника святой указывает, опять же, на дьявола – извечного врага добра и любви. Поэтому каждый дурной помысел в отношении ближнего Феодосий учит рассматривать как очередное вражье наущение. В качестве одного из наиболее действенных средств в борьбе с лукавым он предлагает исповедь и покаяние, принесённое со всей искренностью и прямотой.

Память о преподобном Феодосии Печерском

На протяжении девяти столетий, минувших со дня смерти преподобного Феодосия, он является одним из наиболее почитаемых русских святых, житие которого относится к числу самых читаемых религиозных произведений. В его честь слагались акафисты и воздвигались храмы. Сегодня на территории Российской Федерации наиболее известным является храм Феодосия Печерского, находящийся в Крыму в селе Охотниково. Всего же их насчитывается тринадцать, часть которых находится в собственности монастырей. В самом Киеве церковь во имя этого святого была возведена на месте, где, по преданию, находилась его пещера.

Реабилитационный центр имени Феодосия Печерского

Кроме этого, в городе Курске уже много лет действует медико-социальный реабилитационный центр Феодосия Печерского. В нём осуществляется всесторонняя медицинская и психологическая помощь инвалидам, в том числе и детям. Расположенный в живописном месте, называемом Урочище Солянка, центр приобрёл заслуженную славу благодаря высокому профессиональному уровню медперсонала и качеству обслуживания больных.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: