Феодор Стратилат: житие и биография святого, дни памяти и мощи, чудеса

Святой Феодор Стратилат. Как перед своими страданиями он удостоился видения

Накануне своих страданий, Феодору Стратилату было видение. Он увидел себя стоящего в храме. Тут неожиданно крыша разверзлась, и над храмом он увидел небесный свет. Тут же раздался голос: «Дерзай, Феодор, Я с тобою!». Феодор укрепился своим видением, помолился Богу, и стал ждать своей участи.

Святой Феодор Стратилат — это христианский святой, который почитается Русской православной церковью в лике великомучеников. Память его совершается 8 февраля и 8 июня.

Житие Феодора гласит, что родился он в городе Евхаиты

Житие Феодора гласит, что родился он в городе Евхаиты. Весть о святом Евангелии в эти места прибыли еще в апостольские времена.

Стратилат в переводе с греческого языка означает — высокий воин, а в литературном переводе это означает воевода. Святой Феодор был наделен многими дарованиями от Бога. Среди окружающих он выделялся природной красотой, великодушным сердцем, глубоким познанием христианской истины.

Храбрость его стала очень известной, после того, как он убил змия с помощью Божией силы и благодати. Змий пожирал людей, а также держал в страхе всю округу. Тогда Феодор взял с собой обычное свое оружие, и ушел, никому ничего не говоря. На груди его имелся крест.

Феодор Стратилат побеждает страшного змия

Когда святой доехал до поля, он сел с коня и решил немного отдохнуть. В этих местах жила одна женщина по имени Евсевия. К тому времени она была уже довольно преклонных лет. Несколько лет назад, она очень просила себе мощи святого Феодора Тирона, которое не сгорело на костре во время его казни. Женщине отдали тело, и она погребла его около своего дома. Каждый год она праздновала его светлую память.

Когда она увидела спящего Феодора, она сказала ему, чтобы он уходил из этих мест, так как змий убьёт его. Но Феодор ей сказал: «Отойди и стань подальше от места сего, и ты увидишь силу Христа моего». После чего женщина отошла, и стала молиться Богу о даровании этому воину победы. С молитвой к Господу обратился и сам Феодор Стратилат. Святой победил страшное чудовище, прославив среди людей имя Господне.

За свой подвиг, Феодора назначили военачальником города Гераклея, где он проповедовал Евангелие

За этот подвиг, Феодора назначили военачальником города Гераклея, который находился недалеко от Черного моря. Именно здесь он стал сочетать свою службу с апостольской проповедью. Среди подчиненных ему были и язычники, которые слушали проповеди Евангелия. Чуть позднее, благодаря ему, почти все жители его города приняли христианство.

Всех жителей Гераклеи Феодор привел к христианству

Но, к сожалению, началось гонение на христиан. Император Ликиний убил 40 мучеников Севастийских, после чего начал еще сильнее гонение на просвещенных поборников христианства. Когда он узнал о Феодоре, то захотел увидеть его лично. Он послал за ним своих людей. Святой Феодор принял людей с честью, но не хотел оставлять без присмотра своего города.

Феодор знал, что хочет от него император, и захотел принять мучения в своем городе.

Накануне своих страданий, Феодору было видение. Он увидел себя стоящего в храме. Тут неожиданно крыша разверзлась, и над храмом он увидел небесный свет. Тут же раздался голос: «Дерзай, Феодор, Я с тобою!». Феодор укрепился своим видением, помолился Богу, и стал ждать своей участи.

Император Ликиний приехал к Феодору, чтобы уговорить его отречься от Бога

На следующий день к Феодору приехал император. Он захватил с собой несколько идолов, надеясь на то, что сможет уговорить Феодора отречься от Бога. Он стал хвалить Стратилата за хорошее служение. Перед всем народом, он стал просить Феодора принести жертву идолам.

Святой же попросил императора оставить на ночь их у себя дома. Император на это согласился. Когда Феодор забрал идолов, он разбил их на мелкие кусочки.

Император Ликиний услышал о Феодоре, и решил отправиться к нему, чтобы уговорить его отречься от Бога и поклониться идолам

За это он был схвачен и подвержен жестоким пыткам. Мучители били его, терзало его тело гвоздями, палили огнем. Но все это святой переносил. После его бросили в темницу и держали так пять дней, без еды и воды. Затем его пригвоздили к кресту и оставили так ночь, надеясь на то, что он умрет ночью. Но на утро его обнаружили живым и невредимым. Многие, увидев это, приняли тогда крещение.

Идя на свою казнь, великомученик Феодор открывал двери темниц, чтобы освободить пленных. Многие жители, которые прикасались к его одежде, получали исцеления. Перед тем как умереть, Феодор завещал похоронить его тело в имении его родителей.

А своему слуге он приказал записать все его мучения. Затем Феодор очень долго молился, и когда он произнес последние слова, то преклонил свою голову под меч. Казнь его произошла 8 февраля 319 года. 8 июня его тело было перенесено в Евхаиты. Даже во время перенесения его тела, от него происходили чудеса.

В память Феодора открыто множество храмов

В настоящее время Феодор Стратилат почитается как покровитель православного воинства. В его память открыто множество храмов. От икон его совершаются чудеса.

Храм в честь великомученика Феодора Стратилата в Новгороде

Старинная икона Феодора была написана еще в 19 веке

Старинная икона Феодора была написана еще в 19 веке. На иконе можно увидеть храброго воина, который в одной своей руке держит копье, а в другой можно увидеть круглый воинский щит. Также на некоторых иконах за место щита можно увидеть крест.

Икона святого Феодора Стратилата

Великомученик Феодор помогает в укреплении веры

В чем помогает святой Феодор? Он помогает:

  • в укреплении веры;
  • в защите от проблем и трудностей;
  • в помощи выхода из любой ситуации;
  • о защите от злых сил;
  • о прощении грехов;
  • об исцелении от болезней.

Вы всегда можете обратиться к святому своими простыми словами. Самое главное, чтобы они были искренними.

Святому Феодору Стратилату написана молитва

Святому Феодору Стратилату написана молитва. Ее можно читать дома перед его иконой.

Молитва:

О, преславный и прехвальный великомученниче святый Феодоре, великий Стратилате! Не отрини грешных сия малыя молитвы и приношения, но яко имея дерзновение ко Всемилостивому Владыке, потщися к нам недостойным скорою твоею помощию и явися ходатай за ны теплый у Христа Бога,

да не погибнем вси во грехах наших, но да сотворит с нами по великой милости Своей, да умирит мир и сохранит нас от всякаго злаго обстояния, да даст нам тихое и безмятежное житие пожити в чистоте и благочестии, и по исходе душ наших неосужденно предстати судилищу Его и деснаго стояния сподобитися,

да выну поем и славим Его Всесвятое имя со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Читайте также:
Житие святого Иоанна Нового, Сочавского - полное жизнеописание, чудеса, мощи великомученика

Великомученику Феодору Стратилату написан акафист

Также великомученику Феодору Стратилату написан акафист. Он читается во время его дня празднования в храме. Акафист можно читать и дома перед иконой святого.

Акафист:

Кондак 1

Радуйся, святый великомучениче Феодоре, Великий Стратилате.

Икос 1

Ангелов Творец и всея твари Создатель яви тя Церкви Своей, яко страдальца доблественна и воина непобедима, да вси по достоянию страдания твоя восхвалят, страстотерпче Феодоре. Сего ради и мы, яко мученика днесь чтуще, восхваляем ти, вопиюще:

Радуйся, идольскаго служения прелесть обличивый.

Радуйся, ярость безумнаго царя языческаго презревый.

Радуйся, сего ради мучения велия и раны смертныя претерпевый.

Радуйся, яко Христос от Пилата, от Ликиния царя плотию на кресте пригвожденный.

Радуйся, от Ангела Господня паки живот и крепость дивно восприявый.

Радуйся, с радостию о Господе главу свою честную под меч преклонивый.

Радуйся, святый великомучениче Феодоре, Великий Стратилате.

Кондак 2

Икос 2

Разум божественный стяжав, змия велия и страшна, близ Евхаитска града вогнездившася, крестом и мечем поразил еси, воине Христов, темже и стратилат, еси воевода, возставлен бе на земли. Мы же яко небесному воеводе вопием ти:

Радуйся, силою Христовою от змия того лютаго отечество свое свободивый.

Радуйся, многое народа множество ко Христу обративый.

Радуйся, оружием веры демонов полки победивый.

Радуйся, яко победоносный явился еси на земли страдалец.

Радуйся, чудес множество с верою к тебе прибегающим подаваяй.

Радуйся, Христу Богу молитися за ны милостиво не оскудневаяй.

Радуйся, святый великомучениче Феодоре, Великий Стратилате.

Кондак 3

Икос 3

Имея обычай благий нощию молитися неусыпно, Феодоре святый, видения божественнаго сподобился еси: покрову храмины, яко отверсту явшуся и свету небесному, яко огню велию, осиявшу тя; также и глас слышал еси свыше глаголющ: « Дерзай, Феодоре с тобою бо есмь». Сим познал еси, яко время прииде страдания твоего за Христа, возвеселися духом. Темже вопием ти:

Радуйся, яко славу неизглаголанную Христа Бога узрел еси.

Радуйся, яко и премирных видений зритель был еси.

Радуйся, яко и на земли небесныя собеседники имел еси.

Радуйся, великих бо Таин откровений в земной жизни сподобился еси.

Радуйся, пророческое просвещение.

Радуйся, светильниче мысленный, светом Христовым облистаемый.

Радуйся, святый великомучениче Феодоре, Великий Стратилате.

Кондак 4

Икос 4

Слышав злочестиваго царя прельстительныя глаголы, яко да жертвы и кадилы и ароматы принесоши мерзким богам, Феодоре треблаженне, сокрушил еси я в нощь едину и, раздробив вся идолы златы и сребряны в части малы, разделил еси я сирым и убогим. Сего ради неустрашимому твоему подвигу вельми дивящеся, сице вопием:

Радуйся, премудростию словес твоих бесстуднейшаго царя посрамивый.

Радуйся, славу Бога жива и истинна пред языки проповедавый.

Радуйся, яко воистину Феодор, еже сказуется дар Божий, явился еси.

Радуйся, яко ныне со ангелы и лики мучеников блаженне радуешися.

Радуйся, яко дерзновение имеяй к Богу, от скорбей и страстей нас всех избавляеши.

Радуйся, святый великомучениче Феодоре, Великий Стратилате.

Кондак 5

Икос 5

Видев нечестивый мучитель тело твое честное на мучение предаемо, ругашеся тебе, страстотерпче. Ты же, святый, вся сия мужественно терпя, ничтоже ино глаголал еси точию: «Слава Тебе, Боже мой!» Терпению твоему дивящеся, сице вопием ти:

Радуйся, жилами воловими и прутьями оловянными беспощадно биемый.

Радуйся, многие раны к ранам имже несть числа, от мучителя претерпевый.

Радуйся, яко венцы победные тако от Христа приявый.

Радуйся, твоими ко Христу ходатайствы верные спасаяй.

Радуйся, святый великомучениче Феодоре, Великий Стратилате.

Кондак 6

Икос 6

Виссияша почести твоя Феодоре. Якоже бо иногда Христос Господь наш от Пилата, такожде и ты, блаженнее, от Ликиния царя на кресте пропят был еси, руце и нозе имея пригвожденна. Сего ради придем вси верни песненными венцы Феодора Мученика преславного величаем глаголющее:

Радуйся, ко кресту пригвожденный.

Радуйся, стрелы острыми и гвоздием прободенный.

Радуйся, мечем усеченный.

Радуйся, всякими хитростями болезней предупрежденный.

Радуйся, яко в мучениях непреклонен и непобедим явился еси.

Радуйся, святый великомучениче Феодоре, Великий Стратилате.

Кондак 7

Икос 7

Нова по страдании яви Ангел Господень, Феодора мученика, в первую бо стражу нощи висящу тому на кресте сниде с небесе и снят со креста и сотвори всего цела и здрава, якоже и прежде, и лобзая рече ему: «Радуйся и укрепляйся, Феодоре, себо с тобою Господь». Сего ради и мы со безплотными купно воззовем тому глаголюще:

Радуйся, целование ангельское приемый.

Радуйся, спасительную страсть Зиждителя изобразивый.

Радуйся, во всяких нуждах предстательством твоим спасаяй.

Радуйся, всяку душегубительную печаль и обстояние отгоняй.

Радуйся, чудес множество сущим в мире подаваяй.

Радуйся, верным сердца невидимо подаваяй.

Радуйся, святый великомученниче Феодоре, Великий Стратилате.

Кондак 8

Икос 8

Всего тя истребити хотяще мучитель, сего ради и сотник повеле пояти тело твое со креста и в ковчег оловян вложити и в пучину морскую ввергнути, да никако христиане е возмут и честно погребут. Сотницы же знамения многая и велия от святаго узревше, ко Христу обратившася; сего ради и мы чтуще честную мученика память сице вопием:

Радуйся, Небеснаго Царя воеводо предобрый.

Радуйся, риторе изрядный, паче мудрецов мира мудрейший.

Радуйся, вся мира сего красная ни во что же вменивый.

Радуйся, терпения совершеннейший образ всем показавый.

Радуйся, в Сионе горнем со Ангелы и святыми купно вселивыйся.

Радуйся, ходатай теплый за ны пред Богом явивыйся.

Радуйся, святый великомучениче Феодоре, Великий Стратилате.

Кондак 9

Икос 9

Ветия, сказуяй славу Божию неизчетными знамении твоими, явился еси миру славо мучеников Феодоре, от тебе бо исцеление неоскудно почерпаем, вси к тебе с верою прибегающии и страсти твои воспевающии сице:

Радуйся, узники многи от уз разрешивый.

Радуйся, двери темничныя словом единым отверзаяй.

Радуйся, недужным исцеление подаваяй.

Радуйся, демоном злым одержимыя свобождаяй.

Радуйся, точию прикасающиеся ко одежде твоей абие исцеляй.

Радуйся, вместо кровных капель исцелений токи одождяяй.

Радуйся, святый великомучениче Феодоре, Великий Стратилате.

Кондак 10

Икос 10

Стену необоримую мужества твоего воине Христов, неодолев лютый мучитель, убийством на тя дышуще и крове твоея аки пес алчный жаждал, посла мечем убити тя, ты же помолився и знамением крестным знаменався, волею приклонил еси под меч главу твою. Твое усекновение чтуще сице вопием ти:

Радуйся, мечем смерть меченическую восприявый.

Радуйся, во успении своем знамения многи сотворивый.

Радуйся, веру и любовь Христову даже до смерти сохранивый.

Радуйся, яко в вышних чертозех со ангелы и святыми вселился еси.

Радуйся, яко за грешныя теплый ко Христу предстатель явился еси.

Радуйся, о душах наших непрестанный молитвениче.

Радуйся, святый великомучениче Феодоре, Великий Стратилате.

Кондак 11

Икос 11

Светом знамения изряднаго поразил еси нечестивыя сарацины на честный храм твой, иже в Корсате, нашедших, егда стрелою устрели образ твой, абие истече кровь в обличение тех омраченных безумием. Темже знамению сему чудящеся, верно вопием ти, чудотворче Феодоре:

Читайте также:
Житие Закхея Праведного - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Радуйся, яко безумие сарацин посрамил еси.

Радуйся, яко Церковь Божию от поругания оградил еси.

Радуйся, яко образ твой светлый чудотворен явился еси.

Радуйся, яко имя твое и в неверных прославил еси.

Радуйся, паче верные к тебе прибегати в мольбах научил еси.

Радуйся, святый великомучениче Феодоре, Великий Стратилате.

Кондак 12

Икос 12

Поют дивныя подвиги и чудеса твоя вси верни по всей земли христианстей по вся дни в неисчислимых храмах и обитателях во имя твое созданных, собирающеся и песненными венцы тя, великомучениче Феодоре Стратилате, темже и нас, память твою днесь светло празднующих, помяни и защити, да любовию зовем ти вопиюще:

Радуйся, яко мольбы грешных приемлеши.

Радуйся, яко скорби душевныя утоляеши.

Радуйся, яко страстей огонь укрощаеши.

Радуйся, яко от всякия скверны плоти и духа соблюдаеши.

Радуйся, яко от искушений лукаваго избавляеши.

Радуйся, яко молящихся у престола Вседержителя поминаеши.

Радуйся, Святый великомучениче Феодоре, Великий Стратилате.

Кондак 13

(Этот Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1).

Великомученик Феодор Стратилат. Разрушитель богов

Приблизительное время чтения: 3 мин.

В переводе на русский язык Стратилат означает «воевода». Феодор был крупным военачальником в римской армии. За выдающуюся храбрость и воинские успехи император отдал ему в управление Гераклею — портовый город, расположенный на южном берегу Черного моря.

В начале IV века христианство уже распространилось по всей империи. Несмотря на жестокие гонения, число христиан в римских провинциях множилось с каждым годом. И тогда император Ликиний решил употребить новую тактику в борьбе с ненавистной ему религией. Он начал преследовать самых знатных христиан, занимавших крупные посты в армии или государстве. Именно тогда в поле его зрения и попал Феодор Стратилат, который так ревностно проповедовал свою веру, что почти все жители вверенного ему города стали христианами. Такая активная миссионерская деятельность градоначальника, конечно же, не осталась без внимания императора. Он решил хитростью, якобы для награждения, вызвать Феодора в свою резиденцию, находившуюся в соседней Никомидии, и там расправиться с ним.

Но когда послы Ликиния прибыли к Феодору, он встретил их столь радушно, что несколько дней они не могли прийти в себя от непрерывных торжеств и застолий. Потом, щедро наградив послов, он отправил их обратно с письмом, содержание которого стало для Ликиния полной неожиданностью. Феодор писал, что никак не может покинуть город в такое тяжелое время, когда большинство народа отвергло языческих богов и стало поклоняться Христу. Далее в письме он просил императора, чтобы тот сам пришел в Гераклею с войсками и наиболее знаменитыми изваяниями языческих божеств. По мнению Феодора, такой торжественный приезд Ликиния должен был способствовать усмирению возможного мятежа среди народа и укреплению древнего отеческого благочестия.

Император, весьма удивленный и обрадованный, немедленно собрал всех придворных советников и в сопровождении восьми тысяч солдат отправился в Гераклею. Выполняя просьбу Феодора, он взял с собой наиболее чтимые в народе изваяния языческих богов, сделаные из золота и серебра.

Феодор встретил императора со всем подобающим почтением. Весь город был празднично украшен, повсюду играла музыка, и войска Феодора в парадном строе приветствовали своего государя. Ликиний остался доволен такой встречей. Феодор ему очень понравился. Он с удовольствием проводил время в беседах с любезным градоначальником, который обещал ему устроить в городе небывалое торжество в честь древних отеческих богов.

Накануне праздника Феодор попросил императора дать ему изваяния божеств на некоторое время, чтобы он смог лично почтить их у себя дома молитвой и жертвами. Ликиний с радостью согласился и приказал отвезти драгоценные статуи в дом градоначальника. Успокоенный император даже предположить не мог, что за этим последует. Когда золотые и серебряные изваяния оказались во дворе Феодора, он изрубил их на мелкие куски, которые потом два дня раздавал городской бедноте.

И вот настал день праздника, на котором Феодор обещал вместе с императором торжественно принести жертвы языческим богам. В ожидании зрелища на главной площади города собрались все жители Гераклеи. Но когда на праздник прибыл Феодор, один офицер из гвардии Ликиния сказал: «Государь, не верь этому обманщику. Вчера мне встретился один нищий, который нес в руках золотую голову Артемиды. Он сказал мне, что это золото дал ему Феодор Стратилат».

Император был настолько ошарашен таким известием, что на некоторое время лишился дара речи и лишь с надеждой смотрел на Феодора, ожидая, что тот опровергнет слова сотника.

Однако Феодор спокойно признался в том, что действительно разбил всех идолов и раздал обломки беднякам: «Смотри, Ликиний! Теми, кого ты почитал за богов, теперь владеют нищие. Подумай, стоит ли поклоняться божествам, которые не смогли защитить даже самих себя?»

Всего за одно мгновение праздник из предполагаемого триумфа языческой веры превратился в ее сокрушительное поражение. Разъяренный Ликиний тут же велел предать Феодора жесточайшим мучениям, после чего святой Феодор был казнен через усечение головы.

Рисунок Артема БЕЗМЕНОВА

Читайте также другие материалы в теме МУЧЕНИКИ

Жития святых. Великомученик Феодор Стратилат

Жития святых являются уникальным материалом для размышлений. Во-первых, это история церкви, записанная очевидцами или близкими по времени людьми. Во-вторых, это не научный, а духовный взгляд. Это духовная история церкви. Поэтому жития отображают не только конкретные факты, но дают нам представления о верованиях, взглядах, обычаях и даже быте древних христиан. Читая жития и прикладывая их к нынешним временам, замечаешь те изменения, которые произошли в нашем мировоззрении. И не столько в мировоззрении, сколько в духовной жизни самого христианина, что отражается и на церковной жизни.

Великомученик Феодор Стратилат.

С точки зрения современного общества великомученик Феодор Стратилат – вообще преступник, хулиган и разбойник. Современные христиане же, внимательно прочитав его житие, тоже должны многому удивиться. И придется поговорить о других временах, далеких, отметить, что многое изменилось… Но для христиан времена всегда те же. И для первых христиан, и для наших современников. Это времена ожидания Христа, Его Второго Славного и Страшного Пришествия.
Начнем с того, что великомученик был современником нечестивого царя Ликиния. Этот царь был известным гонителем христиан. Он «умертвил сорок мучеников Севастийских, также семьдесят славных воинов и князей палаты своей, и, наконец, убил триста мужей из Македонии». Нашим теперешним правителям далеко до них, другое дело – большевики… Но вот удивительно: великомученик Феодор Стратилат не только служил этому нечестивому царю, но и был даже воеводой. Царь убивает христиан, воздвигает на них гонения, а Феодор служит начальником в его войске. Сам при этом не скрывает своей веры и даже известен тем, что обращает в христианство.
Великомученик имеет веру во Христа, которая позволяет Его именем совершать чудеса. Такой веры мы, увы, не находим в современных христианах, которые предпочли бы битве со змеем иные методы. Да и убийство реликтового животного сегодня бы вызвало законное возмущение защитников природы, научных кругов и прочих, прочих… Лучше во имя науки и непротивления злу кормить его животными и теми людьми, которые мало что значат для общества. Пенсионерами, к примеру. Правда неизвестно, стал бы змей есть наших пенсионеров, за долгую жизнь сильно отравленных плохими продуктами, негодными лекарствами, да и изрядно отощавшими. Да и нашелся бы в среде христиан такой человек, который вышел бы на смертный бой с именем Христовым и слабым мечем ради людей второго сорта, живущих где-то в деревне, маловерующих и сильно пьющих? Тогдашние сельские жители сильно отличались от нынешних, но значение для общества имели, наверное, еще меньше, чем нынешние.
И, тем не менее, Феодор идет на битву, побеждает змея и в результате: «Граждане Евхаит и окрестные жители, услышав об этом, вышли на то поле и, увидев змия убитым святым Феодором, удивлялись и взывали: «Велик Бог Феодоров!»» И многие из них уверовали. Поселился о. Андрей в Тверской области, пытался одолеть зеленого змия силою Христовой не одолел, и служители змея убили его при равнодушии жителей, после чего служители другого змия, уже не зеленого, сочинили много дряни про него и про него семью. Последняя версия была, что он, изнемогая в битве со змием, сам уничтожил и себя, и свою семью. А наследники Ликиния, таящиеся по темным углам нашего общества, радовались: так и надо им – толстопузым попам. Но оставим тему змия, посмотрим, что же было дальше.
Ликиний понимает, что надо решить вопрос с неудобным воеводой и посылает к нему не киллеров, как сделали бы сегодня, а мудрых сотрудников, которые должны заманить Феодора Стратилата в ловушку. Что же делает Феодор Стратилат? Проклинает во всеуслышание богов и императора или, быть может, придает послов смерти и поднимает восстание? Он пишет Ликинию следующее письмо: «Многие, оставив отечественных богов, покланяются Христу, и почти весь город, отвратившись от богов, славит Христа, и грозит опасность, что Гераклея отступит от твоего царства…» А посему, он предлагает царю взять отечественных богов и приехать с ними, дабы усмирить мятеж и восстановить древнее благочестие. «Как же так?», – возопит современный христианин: «Что за лукавство?» Если есть сейчас христиане, которые «просты как голуби», то уж точно нет тех, которые «мудры как змии». Можно ли сегодня представить христианина, который заманил крупного начальника себе в город проповедями о толерантности, равенстве всех религий и т.п. или устроил какую-нибудь экуменическую конференцию, а там неожиданно стал бы проповедовать чистое православие? Нет, такого не может быть. И не потому, что нет настоящих христиан, способных на такую проповедь, а нет верующих, способных на такую хитрость.
Далее – еще лучше. Когда царь явился со своими богами, Феодор со всеми гражданами вышел навстречу к царю. Как и подобало, он поклонился ему и, приветствуя его с почтением, произнес: «Радуйся, божественный царь, самодержец могущественнейший».
«Как же так? – опять возопит ревнитель православного благочестия, – апостол любви писал: “Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его” (2 Ин.1, 10,11)? А тут пришел язычник, хуже всякого еретика, и к тому же царь гонитель христиан и прообраз антихриста. Интересно, если бы к нему Ленин заявился, он также бы его приветствовал?» Далее великомученик попросил у царя на ночь золотых и серебряных идолов для принесения жертвы и поклонения.
Затем, он, разумеется, их разломал и раздал нищим, совершив с точки зрения современного человека не только акты вандализма, но и уголовное преступление – хищение. После ареста он уже смело проповедовал Христа, очень смело аргументируя ложность богов. «Почему же они сами себе не помогли?» Естественная реакция Ликиния была такова: «Давай посмотрим, как тебе поможет Христос». Используя такую аргументацию, великомученик Феодор, конечно, предполагал такой ход событий, а, следовательно, был непоколебимо уверен, что такая помощь будет ему оказана. И как мы знаем из жития, он не ошибся. Хотя и были трудные минуты: «Господи, Ты мне прежде сказал: «Аз есмь с тобою». – Почему же теперь Ты оставил меня?»
Мы не можем считать это восклицание, сделанное в тяжелых муках бессодержательным, значит, великомученик Феодор имел «разговор» с Господом, и Тот обещал ему Свою помощь. Разве нечто подобное может сказать кто-нибудь из ныне живущих христиан? А если бы сказал, то даже его собратья посчитали бы его сумасшедшим. Затем было сошествие со креста мученика, восстановление его тела, обращение многих и даже мятеж против Ликиния, который сам же святой Феодор и погасил. Хотя сегодня многие бы посчитали такой мятеж очень удобным. Убить нечестивца царя, да еще взять власть в руки христиан, как было бы хорошо!
Далее Феодор предал себя в руки Ликинию и претерпел от него мученическую смерть, опять сдерживая мятеж. Зачем нужна была эта смерть, с точки зрения современного человека непонятно. Лучше было проповедовать и распространять и т.д. Но Феодору она была желанна, чтобы навсегда придти ко Христу, да и воля Божия была на то, потому что после завершения подвига, Феодор стал еще более сильным помощником христиан, но уже небесным. Перед смертью, вопреки всякому современному липовому смирению великомученик просит описать свои страдания. Все это делается для большей славы Божией. У великомученика Феодора не было другой жизни, кроме как во Христе, и поэтому он все делал по воле Божией, прекрасно ее зная, потому что жил в тесном общении с Богом, Господом нашим Иисусом Христом, Который для многих современных христиан просто полулегендарная личность, а другим непонятно, что такое богообщение и зачем оно нужно в современной жизни. Действуя по воле Божией, великомученик Феодор совершал много парадоксальных с точки зрения современных верующих поступков: был лоялен к безбожным властям, гонителям христиан, пускался на всевозможные хитрости, имел опасные дерзновения, которые современные посчитали бы продуктом гордости, и в итоге победил в лице царя врага нашего спасения – диавола и стал одним из самых почитаемых святых.
Хочется отметить такой интересный факт, что среди святых древней церкви явно превалируют миряне. И не потому, что тогда были гонения и мученичество, и мирянину достаточно легко было не только войти в Царство Небесное, но и стать святым. Еще больше мучеников за веру дал нам двадцатый век, но среди них гораздо меньше мирян, чем священнослужителей. Мне кажется, что причина не в том, что миряне в те времена отошли от веры, а священники ее хранили. Скорее она в другом: современное церковное сознание отказывает мирянам в возможности стать угодниками Божьими, считая их чем-то внешним для церкви. Исключение делается для всяких там юродивых, блаженных, выпадающих из современной жизни.
Эта тенденция, несомненно, заимствованная из католичества, возникает из-за того, что современные православные не понимают, что такое богообщение. не стремятся к стяжанию Святого Духа, а духовную жизнь ограничивают посещением храмов и участием в Таинствах, считая, что им и этого довольно. Если у них возникают проблемы, то они предпочитают мучить батюшек, вчера кончивших семинарию, в которой им заранее дали ответы на все вопросы, а в Таинстве священства благодать для непосредственного общения с Богом. Во времена великомученика не было семинарий и не так много священников, потому он, видимо, сам был вынужден обращаться к Богу, и получать от него ответы. Я ратую не за то, чтобы устранить семинарии или сократить число батюшек, а за то, чтобы простые верующие поняли, что никто их не приведет за руку в Царство Небесное. А они сами должны помнить, что такое Царство есть, и что им надо попасть туда и прилагать к этому немало усилий.

Читайте также:
Житие святителя Григория Паламы - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Святой блаженный Павел Таганрогский , чудеса и подвиги

Святой Блаженный Павел Павлович родился 8 ноября 1792 года в семье благочестивых черниговских дворян. Родители хотели обеспечить своему сыну образование и хорошее общественное положение, юноша же стремился ко спасению и богоугодной жизни в молитве и странничестве по святым местам.

В 25 лет, следуя словам Господа: «…вся, елика имаши, продаждь и раздай нищим: и имети имаши сокровище на Небеси…» (Лк.18:22), блаженный Павел раздал доставшуюся ему часть имения, отпустил на волю крестьян и, взяв благословение отца, отправился в заветное странствование по святым обителям, дабы под их кровом найти упокоение своей душе.

Около десяти лет продлилась его странническая жизнь, а затем он поселился в приморском городе Таганроге, где, забывши свое дворянское происхождение, говорил на простонародном малороссийском наречии, жил в землянке.

Тяжелыми работами в порту и неустанной молитвой он очистил душу и тело от всего страстного и греховного, на нем явно почила благодать Божия, и он многим светил своей праведной жизнью, и невольно люди, под впечатлением его речей и дел, глубже вдумывались в смысл жизни и вспоминали о Небесном Отечестве. Они стали идти к нему за советами и утешением.

Придя в преклонные лета, он оставил тяжелые труды в порту и поселился в маленьком доме, молясь непрестанно Богу и служа людям. Каждый день с первым ударом церковного колокола он отправлялся в собор, молился за Литургией, поправлял лампады, для чего носил с собою маленькую скамеечку, а на плечах белое полотенце, которым вытирал святые иконы.

Из храма блаженный Павел, по обыкновению, шел по базару. Увешанный двумя белыми холщовыми сумками, с палкой в руках, он обходил всех торгующих с обычными своими наставлениями и утешениями. Торговцы подавали ему милостыню, но от некоторых он не принимал никаких подаяний и даже отгонял таких от себя палкою.

Ночи же, как и прежде, проводил в усердной, с коленопреклонением, молитве. Иисусова молитва никогда не сходила с его уст; учил он и всех приходящих к нему творить эту молитву и без нее никогда никого не впускал к себе в келью.

Читайте также:
Иулиания Ольшанская: биография и житие святой, мощи и почитание, дни памяти

Павел Павлович любил храмы и часто жертвовал на них иконы, лампады, свечи, елей и прочее. Он учил быть верным в малом, прививал любовь к святыне церковной и переносил это благоговейное отношение на предметы, освящающие жизнь человека в миру: просфоры, ладан, свечи.

Простой народ, всегда отыскивая врача для болезней своего сердца, который бы не лекарствами с мудреными латинскими названиями исцелял недуги и немощи, но от Самого Небесного Врача подавал просимое, нашел в блаженном великого в добродетелях святого старца.

Утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, блаженный Павел был как бы светильником на земле, сияющим добрыми делами. Он получил от Господа дар исцелений и прозорливости. И люди шли к нему со своими скорбями, бедами и вопросами.

Однажды к блаженному пришел нечестный торговец со слезами и спросил: «Дедушка, скажите, кто у меня украл товар?» Блаженный Павел, утешая его, сказал: «Не плачь, чоловиче добрый, ты же у людей крав?» — «Крал», отвечает тот. — «Вот и у тебя украли. А ты когда-нибудь помынав своих родителев?» — «Нет, никогда не поминал». — «Ну вот добри люде помянуть». И ещё много говорил ему блаженный в назидание, и привел его к умилению, так что тот и жалеть о пропавшем перестал и ушел от старца утешенный.

Многие приходили к блаженному и молили его дозволить остаться у него, дабы исполнились на них слова псалмопевца: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши: И со избранным избран будеши» (Пс.17:26-27). И некоторых он оставлял пожить у себя как бы на послушании.

Принеся в жертву Богу свои имения, блаженный Павел часто жертвовал ради Христа плодами дворянского воспитания и образованности, и под личиной напускной грубости искусно скрывал возвышенную и благородную свою душу. Случится прийти к блаженному Павлу какому-нибудь посетителю, имеющему нераскаянные грехи, — блаженный, не смущая пришедшего грубым откровением его тайн, притворно обрушивается на кого-нибудь из своих послушников: ругает, бранит, грозит палкой, при этом называя грехи посетителя, дабы подвигнуть того к покаянию. Послушник же кротко терпит и только повторяет: «Простите, батюшка, виноват».

Пришел к блаженному Павлу мирянин, просивший благословения идти в монастырь. Блаженный ответил ему: «Прежде лизь на мою пичку, та посыдь там, тоди й буде видно», и держал его на своей русской топившейся печке 12 суток и только раз в сутки давал ему есть, и когда он выдержал это испытание, то блаженный сказал ему: «Ну теперь иды в монастырь и будешь там жить до смерти»; слово угодника сбылось: просивший совета пошел на Афонскую гору, поступил в монастырь и жил там до смерти. Силою благодати Божией блаженный ясно видел и душу человека, и его будущее.

Своему духовнику, иеромонаху Дамиану, он предсказал: «Ты будешь велыкый человек, такий, шо больший буть не може», и пророческие слова эти действительно исполнились в жизни отца Дамиана, которого Господь сподобил достигнуть высочайшего сана: он в 1897 году поставлен был патриархом Святого Града Иерусалима (Иеромонах Таганрогского Иерусалимского Александровского монастыря Дамиан (Касоти), эпитроп Гроба Господня. — 3, статья «Дамиан»).

Однажды пришли к блаженному двое паломников, только что вернувшихся со Святой земли. Блаженный Павел велел впустить их на кухню и послал спросить, «шо воны на Черном мори бачилы, та нехай кажут правду». Посетители содрогнулись и открыли все как было.

Читайте также:
Житие великомученицы Ирины - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

«Когда мы плыли по Черному морю, была сильная буря, пароход качало из стороны в сторону, так что волны переливались через него, и мы, будучи в большой опасности, приходили в отчаяние. Не надеясь на человеческие усилия, мы обратились к молитве, просили Господа и Божию Матерь о своем спасении, а также призывали имя блаженного Павла. И вдруг, увидели мы его (блаженного) прошедшего по пароходу в белой одежде, подобной снегу, подвязанного поясом, с палкой в руках. После чего он стал невидим, а буря стала стихать. Скоро море успокоилось, мы благополучно доплыли к пристани и теперь заехали поблагодарить его, великого молитвенника за бедствующих людей». Блаженный Павел наказал паломникам и всем слышавшим их никому не говорить об этом, «пока я и помру, а як помру, то хоть и всим рассказувайте».

Приближаясь к концу своей земной жизни, блаженный все более ослабевал телесными силами, но святая душа его по-прежнему пламенела любовью к Богу и ближним. Как и другим великим угодникам Божиим, Господь открыл ему день и час его кончины. Накануне он велел написать письмо своим близким с просьбой быть на его похоронах.

Преставился блаженный Павел 10 марта (ст.ст.) 1879 года. Вечером он сделался крайне слаб и, приобщившись Святых Христовых Таин от своего духовника отца Дамиана, предал свою праведную душу Богу.

В момент кончины все предстоящие видели, что лицо угодника Божия просияло великой радостью, с благодатной головы его по всему телу до самых ног прошла как бы желтоватая тень, и после этого тело сделалось белое, подобно снегу. Все, видевшие это знамение благодати Божией над блаженным Павлом, умилились сердцем и прославили Бога за такую Его милость.

В эту ночь почитаемый в Таганроге за свою подвижническую жизнь протоиерей Василий Бандаков имел видение, в котором ангелы несли на небо с радостным пением святую душу. Батюшка спросил их: «Чья это душа, восходящая к Богу с пением ангельским?» И услышал голос с небес: «Эта блаженная душа есть душа Павла Павловича». На утро отец Василий в своей проповеди пред множеством народа засвидетельствовал о виденном.

На подвижнике в полной мере исполнились евангельские слова: «Аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает; аще же умрет, мног плод сотворит» (Ин.12:24). Приходивших к нему блаженный учил умирать для греха и возрождаться в жизнь вечную. Подвиг его был понятен простым людям, ибо в сердце православного народа всегда была потребность живя в миру благочестиво, спасти душу, — и блаженный учил, как этого достичь.

Двадцать лет была одержима нечистыми духами крестьянка Наталья, так что порой, не отдавая себе в том отчета, она проклинала своих детей-малюток и просила им у Бога смерти, мучимая страшными помыслами — умертвить или искалечить своего ребенка. Доктора, к которым обращалась несчастная, не оказали помощи; однажды она услышала о блаженном Павле, который сказал: хорошо будет человеку тому, кто будет ходить в келлию, а после его смерти — на могилу.

Наталья пришла на могилу подвижника и со слезами просила его святых молитв. Почувствовав некоторое облегчение в своей скорби, она стала часто посещать его могилу, усердно прося о выздоровлении. В скором времени брань и дурные помыслы исчезли, внутренние боли облегчились, она почувствовала себя здоровой и прославила Бога, приписывая свое исцеление заступничеству блаженного Павла.

Еще при жизни блаженного многим было открыто, какими благодатными дарами Господь отметил Своего угодника. Незадолго до кончины блаженного Павла его посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский; предание сохранило слова приветствия, которыми обменялись подвижники: «Здравствуй, столпе от земли до неба…», — сказал отец Иоанн, а Павел Павлович ответил: «Здравствуй и ты, солнце от запада на восток…».

От земных скорбей к небесам чистой веры приводит блаженный всех обращающихся к нему. Если придти на его могилу и помолиться, то всё, о чем просишь с верою, обязательно свершится, если просьба, впрочем, будет благочестивого свойства. Когда в 1892 году в городе началась холерная эпидемия, унесшая за короткое время 819 человек, горожане отслужили на могиле старца молебен, и холера сразу исчезла.

Рабу Божию Нину на могилу блаженного привела тяжкая болезнь. По совету близких людей она приехала, чтобы попросить выздоровления телу и успокоения душе. Когда она припала к кресту над могилой, в видении представился ей праведник, лежащий во гробе, осеняемый ангелами; она почувствовала телесное расстройство, которое длилась несколько часов. Придя в келлию блаженного, Нина увидела изображение Павла Павловича во гробе, в день его погребения, и узнала в этом изображении свое видение. Это видение повторялось каждый раз, когда больная прикасалась к кресту на могиле блаженного, и являло собою знак услышанной мольбы, что не замедлило сказаться в дальнейшем. Очень скоро Нина почувствовала себя совершенно исцелённой, о чём свидетельствовали и врачи. И это утвердило её веру в Бога и Его святого угодника.

Блаженный Павел любил говорить: «Хоть я и умру, а мое место не останется пустым». И прибавлял: «Мой куст никогда не будет пуст». Деревенская девушка Мария Величкова пришла к подвижнику с вопросом, идти ли ей замуж или в монастырь — и услышала: «Ой, дивчино, и умрешь у мене…».

Мария осталась в его келлии на всю долгую жизнь, поминая его, прославляя Господа и подражая подвигам блаженного Павла. Подобно ей, все, кто стремился привить себя к благодатному кусту угодника Божия, ища мира и утешения своим душам, обретали их. Слова блаженного оказались пророческими.

С момента его кончины не прекращается народное почитание угодника Божия, которое за последнее время всё более и более возрастает.

В день памяти блаженного Павла — 10 (23) марта — великое множество верующих людей со всех концов России собирается к раке с его святыми мощами, чтобы молитвенно почтить его; никогда не пустеет часовня на старом кладбище Таганрога, где он был погребен, не гаснут лампады перед святыми иконами в его келлии.

По молитвам блаженного Павла Павловича верующим подаются от Господа исцеления, утешение и благодатная помощь.

О нём писали и историк В.Я. Светлов, и историк П. П. Филевский, и даже А. П. Чехов упоминает о старце в рассказе «Ионыч». О его жизни лучше всего сказано в стихотворении, приводимом в книге Ефимова И. С. «Старец Павел Таганрогский«, изданной в Москве в 1911 году:

Жил старец Павел на Депальдовском (ныне — Тургеневском) переулке, 88. Его отпевание совершил священник Шапошников в Николаевской церкви, а затем гроб за пять верст народ нёс на руках до самого кладбища. По свидетельству старожилов, заборы и крыши домов на улицах, по которым пролегал последний путь старца, были усеяны народом. Историк П. Филевский так писал на страницах местной печати в 1911 году:

Читайте также:
Иоанн Милостивый: в чем помогает и как молиться, житие и мощи святого

«Он был великий сердцевидец. Он проникал в душу человека, понимал ее и потому мог влиять на нее. Он не говорил с толпой, не влиял на нее, но говорил с каждым человеком отдельно по душе, близко принимал к сердцу то, чем болел его собеседник, и старался облегчить ему душу, потому к нему и шли больные душой из Таганрога, Синякки, Голодаевки, Ростова, Черкасска…».

На могиле старца была построена пятикупольная часовня в 1995 г. Под крестом, перевитым терновым венцом, была надпись: «Здесь покоится прах Павла Павловича, целью жизни которого было облегчение страданий ближнего. Возлюбил он сирых, убогих, калек, недужных, нищих, слабых и несчастных и жизнь свою положил за них. Христос, Спаситель, Искупитель, возьми его в свою обитель».

В центре Таганрога, по переулку Тургеньевскому 82, недалеко от Свято-Никольского храма находится необыкновенный, наполовину вросший в землю домик. В народе его прозвали кельей старца Павла. Здесь больше половины жизни прожил святой блаженный Павел Таганрогский, слава о котором по воле Божией распространилась ещё при его жизни далеко за пределы провинциального городка. Здесь все так, как было при жизни подвижника: стены, иконы, глиняные горшки с песком для свечей, столы и лавки. Во дворе находится колодезь, который, по преданию, освещал праведный Иоанн Кронштадтский.

Сам Павел Таганрогский любил паломничать по монастырям и храмам России. И отовсюду, со всех источников он привозил воду и сливал в свой колодезь. Так что в колодце старца Павла вода не простая, а вода чудодейственная — силы иорданской.

Уже более 150-ти лет стены кельи принимают под свою крышу паломников с разных концов земли. Поначалу ехали к самому прозорливому старцу за духовным советом и наставлением. После же смерти подвижника народ, посещая келью, приобщается необыкновенного благодатного духа, который витает в небольшой, до бела выбеленной мазанке, насквозь пронизывая каждого с молитвой входящего в нее.

В момент посещения келии чувствуешь огромную духовную радость, которая пребывает по молитвам блаженного Павла, и создает ощущение красоты жизни дарованной Господом, а самое главное, единства с Богом.

Помните, что говорил преподобный Серафим Саровский: цель жизни человека-стяжание Духа Святого. Но ведь не обращаясь к Богу, как к источнику этого Духа мы не можем стяжать, т.е. чувствовать в себе, или точнее ощущать Дух Святой, а значит и самого Бога.

И вот, наконец то, для Его полного ощущения, или стяжания, мы должны очень много и долго молится дома, а главное в Православной Церкви, ибо без церкви нет спасения. В большинстве ощущения Божией Благодати бывают чаще всего на праздничных богослужениях. И православному христианину, чтобы ощутить Благодать Святого Духа, необходимо усердно, с чистым сердцем молиться.

Приходя же в келью блаженного Павла, буквально, едва переступив ее порог, бывает такое, что сам не заметишь как в твоей душе и теле, подобно утреннему солнечному зайчику играет радостным пением Благодать Божия. Сколько людей посетило этот островок правды и надежды для больных, сирых, убогих?

Скольким людям помог Господь по горячим молитвам и ходатайству блаженного Павла? Об этом знает только Он, прославивший своего верного подвижника за терпение, усердие и огромную к Нему любовь. Он, сохранивший для нас грешных не только память о том, у кого мы должны учится и брать пример, но и его келью, где по воле Божией уже на протяжении 120-ти лет после смерти Павла Таганрогского витает сладостный Дух правды и Царствия Божьего.

От Небеснаго Врача дар исцелений приим, / разрешаеши болезни наши телесныя и душевныя. / Божественныя благодати столпе от земли до Неба явился еси, / о блаженне Павле, моли Христа Бога спасти град и люди, тебе почитающия.
Величание

Ублажаем тя,/ святый блаженный отче Павле, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

О великий угодниче Божий и чудотворче, святый блаженный Павле! Ты, на высоту добродетелей возшед, яко пресветлая звезда житием твоим возсиял еси, и странническое жительство избрав, мира сего красная ни во чтоже вменил еси. Темже Всеправедный Судия многими чудесы тя прослави. Душу же твою святую в небесные обители всели, идеже любви Божией наслаждаяся, и наши нужды зриши, прошения слышиши. Буди нам в недузех целитель, по морю плавающим кормчий и утопающим благонадежное избавление.

Молимся тебе, Павле блаженне: испроси всем, во всякой нужде сущим и ко твоему заступлению прибегающим, всякий дар коемуждо благопотребен: веры и любве преспеяние, благочестия умножение, мира утверждение, больным исцеление, печальным утешение, бедствующим помощь, обиженным защищение. И сподоби ны угодниче Божий молитвами твоими благочестно житие земное скончати, Небесное Царствие и жизнь вечную унаследити, со всеми святыми, в бесконечныя веки веков, аминь.

«Столп от земли до неба»

Подвиг блаженного Павла Таганрогского

Два года назад состоялось общецерковное прославление блаженного старца Павла Таганрогского. Своей жизнью он воплотил яркий и востребованный пример подвига святости в миру, а Донская земля навеки обрела в его лице своего покровителя на небе. 20 июня отмечается день памяти старца, в честь его прославления в лике местночтимых святых.

Святой странник

Ещё в возрасте 16 лет он оставил отчий дом и отправился паломничать по святым местам, и так пространствовал целый год. Когда Павел вернулся домой, отец его сильно наказал и запретил впредь ходить по святым местам. Сам святой впоследствии признавался, что отец не разделял его стремлений, однако не в силах был их изменить: когда Павлу исполнилось 25 лет, он отдал сыну его часть наследства и, благословив поступать с ним по его личному усмотрению, отпустил. Первым делом Павел даровал свободу всем своим крестьянам, а деньги, оставшиеся от продажи имущества, раздал нищим. После этого он смог осуществить свою давнюю мечту – отправиться путешествовать по святым местам.

Известно, что это паломничество блаженного Павла продлилось 10 лет. За это время он смог посетить много святых обителей, в каждой из которых он оставлял значительные пожертвования. Особенно (и впоследствии) он любил посещать Соловецкий монастырь, Киево-Печерскую и Почаевскую обители. О последней он говорил так: «Кто в Киеве будет, а Почаев минует, тот и в Киеве не будет».

Вторая родина

В возрасте 35-ти лет Павел появляется в городе Таганроге и остается здесь уже навсегда. Долгое время он жил у людей, на разных квартирах. Последним его пристанищем стала квартира в Депальдовском (сейчас – Тургеневский) переулке, где он имел не просто свой угол-келию, но снимал целый домик. Одевался блаженный очень просто, носил крестьянскую одежду и говорил на малороссийском языке, так что сложно было даже догадаться о его дворянском происхождении.

Павел любил зажигать лампады и вытирать иконы – с собой он носил скамеечку и полотенце

От природы наделённый большой физической силой, Павел нанимался на поденные работы и трудился не жалея себя. Однако со звуком благовеста он сразу же оставлял всё и торопился в храм, не пропускал ни одной службы. Больше всего ему нравился Успенский собор, в который он приобрёл много икон, лампад и сделал ряд других пожертвований. Павел сам любил зажигать лампады и вытирать иконы – с собой он всегда носил маленькую скамеечку и белое полотенце. Рассказывали также, что когда к собору пристраивали приделы (в это время Павел был уже в преклонных летах), он сам носил наверх кирпичи, вдохновляя своим примером другим.

Читайте также:
Григорий Неокесарийский - житие и биография святителя, мощи, творения и труды, почитание

Однажды настоятель собора, который и так хорошо относился к блаженному, во время Великого входа на литургии увидел Павла в светлом сияющем облачении, как у архиерея. После этого он стал относиться к праведнику ещё лучше. Правда, не все из церковного причта так почитали старца – были у него и недоброжелатели.

Когда старец уже не работал, после службы он имел обычай заходить на базар. Павел неизменно ходил с палкой в руке и двумя холщовыми сумками за плечами. Торговцы старались зазвать его к себе, так как знали, что после этого торговля у них пойдёт успешно. Многие давали ему продукты в качестве милостыни, но блаженный не у всех её брал, а кого-то, к их великой скорби, отгонял даже палкой.

Келия и окружение старца

Когда старец Павел поселился в отдельном доме, некоторым людям он стал благословлять пожить с ним некоторое время, кто-то оставался и навсегда. Так постепенно вокруг него начала создаваться своя община. Старец отличался большой строгостью, не давал никому поблажки, особенно же он не любил непослушания. Однако когда к нему приходили посетители, их грехи он обличал оригинальным образом: в присутствии кого-либо из послушников он так называл эти грехи, словно бы они были свойственны этому послушнику. Последний лишь виновато пожимал плечами и просил прощения, но сам посетитель понимал, что так были обличены его собственные прегрешения, и уходил с духовной пользой.

Заботясь в основном о внутренней жизни, блаженный Павел весьма малое значение придавал чистоте в своей келье. Послушницам он благословлял убирать у него лишь раз в неделю – по субботам. Причём весь мусор он наказывал собирать в мешки, которые ещё три дня стояли в доме, а затем мусор сжигался. Выбрасывать его он не благословлял. Спал святой на узенькой скамеечке, которую ничем не застилал, а вместо подушки он подкладывал под голову что-нибудь из своей одежды. Спал очень мало, особенно ценил ночную молитву.

Особенно благотворил блаженный Павел заключённым

На стенах в келье старца было много икон, у которых всё время горели лампады, возле других на лавочках стояли кувшины с песком, в которых также непрестанно горело огромное количество свечей. Ещё в келье святого всегда стояло много мешков и корзин со всевозможной провизией, которую он раздавал нуждающимся посетителям.

Особенно благотворил блаженный Павел заключённым. Он каждую неделю присылал в тюрьму всевозможные продукты, интересовался о больных и усиленно им помогал. Когда же кто-либо из заключённых умирал, старец сам покупал гроб, одежду и всё необходимое для погребения. Благодаря его заботам все заключенные были похоронены по-христиански.

С юности полюбив подвиг паломничества, старец не оставлял его и в более зрелом возрасте. Обычно он брал с собой несколько послушниц, и вместе они отправлялись поклониться святым местам. При этом старец Павел большое значение придавал всем тяготам и трудностям, которые нужно было обязательно понести во время пути. Со временем, когда он сам уже не мог ходить в такие походы, святой любил благословлять в них своих послушниц, всегда помогая им в пути незримым образом.

Чудеса и предсказания

Когда молодая девушка Мария Величко пришла к старцу за благословением на замужество, он в ответ сказал ей то, чего Мария совершенно не ожидала услышать: «Ой, дивчино, и умрешь у мене. ». И действительно, девушка осталась до конца своих дней жить у старца, вначале как его послушница, а затем, после смерти блаженного, возглавила его общину и сама прославилась как старица.

Иногда болезнь отступала после того, как старец поколотит больного палкой по больному месту

Другой человек пришёл просить у старца Павла благословения уйти в монастырь. Тот велел ему прежде залезть на печку и посидеть там. Так молодой человек провёл на горячей печи 12 дней, после чего, выдержав это испытание, был отпущен старцем в монастырь. Впоследствии он стал хорошим монахом на Афоне, где подвизался до конца своих дней.

Очень многих блаженный Павел Павлович исцелял, зачастую когда от пациента отказывались уже даже врачи. Иногда болезнь отступала после того, как старец сильно поколотит больного своей палкой по больному месту.

Один мужчина, у которого дома умирала жена, узнав о необычном чудотворце, поехал к нему издалека с последней надеждой. Однако как только он появился на пороге, сразу же получил палкой по голове от старца и услышал от него: «Чего приехал?! Твоя жена тебе дома уже вареников наварила». Ничего не поняв, мужчина отправился домой. Но ещё более он был удивлён, когда дома действительно застал здоровую жену, которая уже наготовила ему миску вареников. Как выяснилось, исцеление к ней пришло в тот самый момент, когда старец Павел ударил её мужа палкой по голове.

И подобных случаев, один невероятнее другого, было множество.

Кончина и прославление святого

Дни земной жизни старца подходили к концу. Известно, что незадолго до кончины блаженного посетил праведный Иоанн Кронштадтский. Сохранившееся предание свидетельствует, что последний приветствовал Павла словами: «Здравствуй, столпе от земли до неба», – на что старец отвечал: «Здравствуй и ты, солнце от запада на восток».

Преставился блаженный Павел 23 марта 1879 года, незадолго до этого приобщившись Святых Христовых Тайн. В ту самую ночь, когда старец умер, известный Таганрогский протоиерей, который недолюбливал праведника при жизни, видел, как ангелы с радостными песнопениями несли на небо чью-то святую душу. На вопрос, чья это душа, он получил ответ: «Павла Павловича». После этого протоиерей горько раскаялся о своём плохом отношении к старцу.

Сама кончина Павла тоже ознаменовалась ещё одним чудом. Когда он преставился, многие видели, как по всему его телу прошла желтоватая тень, после чего само тело убелилось, как снег, на лице же новопреставленного сияла радость.

На ясном небе вдруг образовалась радуга; позже на том же месте из облаков сложился крест

Старец предсказывал, что в день его погребения будет очень много мух. Этим он хотел сказать, что попрощаться с ним придёт огромное количество людей – «как мух». И действительно, на погребении старца народу было столько, что многим пришлось стоять в очереди по несколько часов, чтобы подойти ко гробу и попрощаться с блаженным Павлом. Происходили здесь и многие случаи исцелений.

Читайте также:
Житие святителя Василия Великого - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Старец Павел пользовался большим почитанием у людей ещё при жизни, однако по его преставлении число почитателей только увеличилось. Так сбылись ещё одни слова святого: «Хоть я и умру, а мое место не останется пустым… Мой куст никогда не будет пуст». Местом паломничества стала не только могилка старца, но и его келия, которая и до сих пор принимает много посетителей. Со временем на кладбище стараниями благотворителей и почитателей блаженного была построена часовня.

Долгожданное прославление старца Павла в лике местночтимых святых состоялось 20 июня 1999 года. В этот день его мощи были торжественно перенесены в Свято-Никольский храм Таганрога. «Понесли Павла на могилу, а с могилы – да в собор», – любил часто напевать перед смертью блаженный. Прославление блаженного также сопровождалось некоторыми чудесами: погожим днём на ясном небе вокруг солнца вдруг образовалась радуга; позже на том же месте, где проходили торжества, из облаков на небе сложился крест. Общецерковное прославление святого старца Павла состоялось в 2016-м году.

Наставления старца Павла Таганрогского

Блаженный Павел наставлял приходящих к нему многими советами, некоторые из которых дошли и до наших времён. Известно, что он очень высоко ценил дела милосердия и благотворительность, особенно касающуюся благоукрашения святых храмов. Настаивал, чтобы в домах верующих всегда было достаточно лампадного масла, свечей и ладана, чтобы у икон неизменно теплилась лампада. Учил чтить церковные праздники и воскресные дни, кроме них он также особенно почитал пятницу, советовал откладывать все суетные дела в этот день. Высоко превозносил подвиг паломничества, странничества Христа ради с несением всех тягот и лишений, с ним связанных.

Сохранились и другие наставления святого:

  • Молись крепко и настойчиво. Скверное чувство станет тебе подсказывать, что эта молитва не искренняя, что полна сомнений, а ты все-таки молись; сделаешь что дурное, не падай духом и молись, ведь кто же тебе в этом помочь может? Какой человек? Никто, как Бог, и ты Ему молись, молись и всегда молись. У него и правда вечная, и сила несокрушимая!
  • Всегда молиться Богу. Искать утешение и наслаждение в молитве. Ради молитвы оставлять и сон, и еду. Молитвенное бодрствование считать самым благодатным временем.
  • Выше всех жертв почитать Бескровную Жертву, приносимую в храмах за грехи наши по установлению Господа нашего Иисуса Христа.
  • Возлюбить чистоту душевную паче телесной, стремиться к ней всеми силами души и поддерживать её неослабно добрыми делами, трудами и молитвами.
  • Будь добрым ревнителем Православия! От апостолов и доныне Церковь сия стоит и, несмотря на слабости и пастырей, и паствы, она свята и, кроме как в ней, нигде нет истины.

Святой Павел Таганрогский

Множество подвижников Веры воссияло на православной земле. Многие из них несли ионическое служение в монашеских общинах, но были и те, кто совершал подвиг подвижнической праведной жизни, оставаясь жить среди простых людей. Одним из таких праведников является святой блаженный Павел Таганрогский.

Биография

Святой Павел Таганрогский прожил долгую жизнь, оставив яркий след в истории русского православия. Особенно его почитают в южных восточнославянских землях.

Детство и юность

В ноябре 1792 г. в недалеко от города Кролевец Черниговской губернии в семье богатых дворян Стожковых родился мальчик, которого при крещении нарекли Павлом. Родители мечтали о том, что сын получит хорошее светское образование и займёт достойное место в обществе, но стремления мальчика с раннего детства были направлены на служение Господу. Он мечтал о паломничестве по святым местам и тихой простой жизни, наполненной трудом и молитвами.

В 16 лет юноша уходит из дома и в течение нескольких месяцев путешествует по православным святым местам. Вернувшись в дом отца, Павел со смирением принял наказание разгневанного отца, но не изменил своему стремлению.

В 25 лет он получил причитающуюся ему часть наследства. С благословения родителей он освободил крепостных крестьян, распродал земли и имущество. Большую часть дохода от их продажи молодой человек раздал нуждающимся людям, а оставшиеся средства оставил для исполнения своей заветной мечты.

Зрелые годы

Павел Павлович стойко переносил все тяготы паломнической жизни. В течение 10 лет он посетил множество обителей, расположенных на территории Российской империи. Уже во время этих странствий молодой дворянин старался не раскрывать своего происхождения: он вёл себя как простой крестьянин и говорил на малорусском наречии.

Через 10 лет праведник закончил свои странствования в Таганроге — небольшом городке на берегу Азовского моря. Он селился в самых бедных районах города, работал грузчиком, не страшась даже самой тяжёлой работы. При этом праведник не пропускал ни одной церковной службы и жертвовал свой скромный заработок на нужды храмов.

За многие годы, проведённые в тяжёлом труде и молитвах, о праведном муже узнали многие жители прибрежного города и его окрестностей. К нему приходили люди за советом и помощью, так как его слова открывали в душах христиан путь к Господу.

Старчество

Глубоким старцем Павел Павлович поселился в маленьком домике на подворье Ефима Смирнова, расположенного в Депальдовском переулке. В небольшой комнате было собрано множество икон, перед которыми горели лампады и свечи, установленные в горшки с песком.

Праведник спал на простой деревянной скамье, положив под голову что-либо из одежды. Старец запрещал часто убирать в своём жилище, говоря, что душевная чистота важнее внешнего благополучия. Поэтому люди должны ежедневно молиться, а уборку можно делать один раз в неделю.

Читайте о других старцах:

К старцу часто приходили мужчины и женщины с просьбой разрешить им жить рядом, приобщаясь к его мудрости и открывая своё сердце Господу. Они основали общину, которая жила по заветам блаженного Павла. Как и праведник, послушники проводили день в труде и молитве, соблюдая при этом строгий пост.

Блаженный старик заботился о людях, нуждающихся в помощи. Многие горожане жертвовали ему деньги, продукты и одежду, которые он раздавал беднякам. Активную помощь старец оказывал узникам. Он передавал им продукты, наставлял на истинный путь и помогал в организации погребения.

В сопровождении нескольких своих послушниц святой Павел часто совершал паломничества по святым местам, стойко перенося трудности пути даже в преклонные годы.

Земной путь таганрогского старца закончился 10 марта 1879 г. В момент его кончины произошло чудо, засвидетельствованное послушники и уважаемым в городе священнослужителями. По телу праведника прошла желтая тень, а затем кожа его приобрела белоснежный цвет. В этот же момент уважаемый в городе священник увидел в небе Ангелов, понимающих на Небеса душу. Он спросил кого несут в Царство Господне посланники Его и услышал в ответ, что это чистая душа праведника Павла Павловича.

Читайте также:
Афанасий Афонский - житие и биография, труды, дни памяти и почитание

Интересно: незадолго до смерти к таганрогскому праведнику приезжал Иоанн Кронштадтский. Они уважительно приветствовали друг друга, отмечая значимость каждого из них для православия.

Почитание и канонизация

Узнав о кончине праведника множество горожан и людей из окрестных районов пришли проводить его в последний путь. Людей, желающих попрощаться со старцем, было столько, что они стояли в очереди по несколько часов. Множество чудес исцеления произошло у его гроба.

Несмотря на всеобщее уважение и почитание, официальная канонизация Павла Стожкова произошла только в начале XXI века.

В июне 1999 г. произошло местное прославление святого блаженного Павла Таганрогского. Ковчег с честными мощами праведника был перенесён из кладбищенской церкви во имя Всех Святых в городской Свято-Никольский храм. Всю дорогу святыня находилась в руках высших архиереев местной епархии.

Очевидцы торжественной церемонии свидетельствуют о чудесных явлениях, сопровождающих торжественный момент. Во время торжества вокруг стоящего в зените солнца возникло радужное свечение, которое наблюдалось в течение часа. Затем на этом месте появился облачный крест.

О святости происходящего события свидетельствует изменение вкуса воды, которую предлагали прихожанам на входе в храм. Она стала необыкновенно мягкой и приобрела сладкий вкус.

Общецерковное прославление произошло через 17 лет после канонизации святого мужа.

Православные люди стремятся не только приложиться к ковчегу, хранящему мощи святого Павла, но и посетить скромный деревянный домик, в котором сегодня восстановлен интерьер, существовавший при жизни праведника. Люди приходят сюда, чтобы проникнуться духом спокойствия и благодати, не исчезнувших за многие годы запустения.

Наставления

К Павлу Павловичу часто приходили люди за советом и получением перед началом различных дел. Многие его слова сохранились в памяти людей.

Праведник не только на словах, но и личным примером показывал богоугодное милосердие и благотворительность. Он помогал нуждающимся людям, заключённым и согрешившим людям, отмечая, что спасение каждого человека в молитве и Вере. Помочь человеку может только Господь, потому что только Он в силе миловать и карать детей своих.

Благим делом старец называл пожертвования на возведение и украшение храмов. Он лично участвовал в расширении главного городского собора, покупал иконы и масло для лампад. Важным делом праведник считал надлежащее обустройство и содержание молельных мест в частных домах христиан, в которых должно быть много икон, свечей, ладана и масла в лампадах, постоянно горящих перед святыми образами.

Важно! Блаженный Павел призывал почитать церковные праздники, воскресные и пятничные дни, когда христиане должны с особенным рвением предаваться молитве и делу милосердия.

Старец благословил паломников, которые подобно ему мечтали о посещении православных святынь. Он говорил, что тяготы и испытания, ожидающие христиан в пути, очищают их душу и разум.

Чудеса и прорицания

Очистив сердце и разум от греховных мыслей, Павел получил от Господа дар прозорливости и исцеления. Множество чудес произошло по молитве и заступничество праведника перед Господом. Среди них можно выделить следующие события:

    Простому монаху Диамину Павел Павлович предсказал великую судьбу. Через некоторое время он Диамина провозгласили иерусалимским патриархом — одним из самых влиятельных сановников православной Церкви.

Праведник имел дар видеть души людей и их прегрешения. Он громко обличал их, указывая на якобы такие же пороки у своих домочадцев, которые лишь смиренно соглашались со словами учителя. При этом посетитель понимал, что речь идёт о его грехах и уходил от старца с лёгкой душой.

Интересно: как и многие божьи угодники, блаженный Павел знал о часе своей телесной кончины. Он заранее подготовился к этому моменту и лично разослал приглашения на своё погребение.

Посмертные чудесные явления

Почитающие праведника люди и после его смерти продолжали приезжать в Таганрог, ища его заступничество и указания правильного пути. Известно о следующих случаях посмертных чудес, произошедших по молитве Павлу Таганрогскому:

    Многие годы женщина по имени Наталья была одержима злым духом, побуждающим её на убийство родных детей. В последней надежде она пришла на могилу праведника и молила его о помощи. После усердной молитвы ей стало значительно легче, а после нескольких посещений погребения и последнего жилища святого из Таганрога бес прекратил терзать её душу.

Память

После официальной канонизации были установлены дни его общецерковного поминовения. Они приходятся на следующие даты:

  • 23 марта — окончание земного пути;
  • 20 июня — официальное причисление к лику святых предстоятелей.

В эти дни особо торжественные церковные службы проходят в местах, связанных с именем Павла Таганрогского. К ним относятся:

  • домик (келья) в Тургеневском переулке, 88, где провёл последние годы старец;
  • храм-часовня над местом погребения;
  • Свято-Никольская церковь, в которой покоятся мощи святого мужа.

Жизнь Павла Таганрогского — пример служения Господу, для которого необязательно покидать мирскую жизнь. Живя среди простых людей, он личным примером открывал им путь к Господу.

ПАВЕЛ ТАГАНРОГСКИЙ

Прав. Павел Таганрогский

Павел Павлович Стожков, Таганрогский (1792 – 1879), праведный

Память 10 марта, 22 мая (Укр. [1]) – обретение мощей в 1998 году, 7 июня (Укр. [2]) – прославление в 1999 году

Родился 8 ноября 1792 года в семье дворянина Черниговской губернии Кролевецкого уезда. При крещении назван в честь св. Павла Исповедника, архиепископа Константинопольского [3]. Родители хотели обеспечить своему сыну образование и хорошее общественное положение, юноша же стремился ко спасению и богоугодной жизни в молитве и странничестве по святым местам. В 25 лет, следуя словам Господа: “. вся, елика имаши, продаждь и раздай нищим: и имети имаши сокровище на Небеси” (Лк. 18, 22), блаженный Павел раздал доставшуюся ему часть имения, отпустил на волю крестьян и, взяв благословение отца, отправился в заветное странствование по святым обителям, дабы под их кровом найти упокоение своей душе.

Около десяти лет продлилась его странническая жизнь, а затем он поселился в приморском городе Таганроге, где, забыв свое дворянское происхождение, говорил на простонародном малороссийском наречии, жил в землянке. Тяжелыми работами в порту и неустанной молитвой он очистил душу и тело от всего страстного и греховного, на нем явно почила благодать Божия, и он многим светил своей праведной жизнью, и невольно люди, под впечатлением его речей и дел, глубже вдумывались в смысл жизни и вспоминали о Небесном Отечестве. Они стали идти к нему за советами и утешением.

Придя в преклонные лета, он оставил тяжелые труды в порту и поселился в маленьком доме, молясь непрестанно Богу и служа людям. Каждый день с первым ударом церковного колокола он отправлялся в собор, молился за Литургией, поправлял лампады, для чего носил с собою маленькую скамеечку, а на плечах белое полотенце, которым вытирал святые иконы. Из храма блаженный Павел, по обыкновению, шел по базару. Увешанный двумя белыми холщовыми сумками, с палкой в руках, он обходил всех торгующих с обычными своими наставлениями и утешениями. Торговцы подавали ему милостыню, но от некоторых он не принимал никаких подаяний и даже отгонял таких от себя палкою. Ночи же, как и прежде, проводил в усердной, с коленопреклонением, молитве. Иисусова молитва никогда не сходила с его уст; учил он и всех приходящих к нему творить эту молитву и без нее никогда никого не впускал к себе в келью. Павел Павлович любил храмы и часто жертвовал на них иконы, лампады, свечи, елей и прочее. Он учил быть верными в малом, прививал любовь к святыне церковной и переносил это благоговейное отношение на предметы, освящающие жизнь человека в миру: просфоры, ладан, свечи.

Простой народ нашел в блаженном великого в добродетелях святого старца. Утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, блаженный Павел был как бы светильником на земле, сияющим добрыми делами. Он получил от Господа дар исцеления и прозорливости. И люди шли к нему со своими скорбями, бедами и вопросами. Многие приходили к блаженному и молили его дозволить остаться у него, дабы исполнились на них слова псалмопевца: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши: и со избранным избран будеши» (Пс. 17,26-27). И некоторых он оставлял пожить у себя как бы на послушании.

Принеся в жертву Богу свои имения, блаженный Павел часто жертвовал ради Христа плодами дворянского воспитания и образованности, и под личиной напускной грубости искусно скрывал возвышенную и благородную свою душу. Случится прийти к блаженному Павлу какому-нибудь посетителю, имеющему нераскаянные грехи, — блаженный, не смущая пришедшего грубым откровением его тайн, притворно обрушивается на кого-нибудь из своих послушников: ругает, бранит, грозит палкой, при этом называя грехи посетителя, дабы подвигнуть того к покаянию. Послушник же кротко терпит и только повторяет: «Простите, батюшка, виноват».

Силою благодати Божией блаженный ясно видел и душу человека, и его будущее. Своему духовнику, иеромонаху Дамиану, он предсказал: «Ты будешь велыкый человек, такий, шо больший буть не може», – и пророческие слова эти действительно исполнились в жизни отца Дамиана: в 1897 году он поставлен был патриархом Святого Града Иерусалима.

Приближаясь к концу своей земной жизни, блаженный все более ослабевал телесными силами, но святая душа его попрежнему пламенела любовью к Богу и ближним. Как и другим великим угодникам Божиим, Господь открыл ему день и час его кончины. Накануне он велел написать письмо своим близким с просьбой быть на его похоронах.

Скончался 10 марта 1879 года. Вечером он сделался крайне слаб и, приобщившись Святых Христовых Тайн от своего духовника отца Дамиана, предал свою праведную душу Богу. В момент кончины все предстоящие видели, что лицо угодника Божия просияло великой радостью, с благодатной головы его по всему телу до самых ног прошла как бы желтоватая тень, и после этого тело сделалось белое, подобно снегу. Все, видевшие это знамение благодати Божией над блаженным Павлом, умилились сердцем и прославили Бога за такую Его милость.

Почитание

Рака с мощами праведного Павла Таганрогского, 2015 год

Блаженный Павел любил говорить: «Хоть я и умру, а мое место не останется пустым». И прибавлял: «Мой куст никогда не будет пуст». Деревенская девушка Мария Величко пришла к подвижнику с вопросом, идти ли ей замуж или в монастырь — и услышала: «Ой, дивчино, и умрешь у мене. ». Мария осталась в его келье на всю долгую жизнь, поминая его, прославляя Господа и подражая подвигам блаженного Павла. Подобно ей, все, кто стремился привить себя к благодатному кусту угодника Божия, ища мира и утешения своим душам, обретали их. С момента его кончины не прекращается народное почитание угодника Божия, которое за последнее время все более и более возрастает. В день памяти блаженного великое множество верующих людей со всех концов России собирается к раке с его святыми мощами, чтобы молитвенно почтить его; никогда не пустеет часовня на старом кладбище Таганрога, где он был погребен, не гаснут лампады перед святыми иконами в его келии. По молитвам блаженного Павла Павловича верующим подаются от Господа исцеления, утешение и благодатная помощь.

Местное прославление святого совершилось в воскресенье 20 июня 1999 года в городе Таганроге. Более десяти тысяч верующих Ростовской области и юга России приехали поклониться блаженному Павлу в день его канонизации. Поочередно несомый всеми священниками Ростовской епархии, ковчег со святыми мощами был торжественно перенесён из Всехсвятской церкви на старом кладбище в Свято-Никольский храм г. Таганрога, где архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном было зачитано архиерейское определение о канонизации святого блаженного Павла Таганрогского и совершена Божественная литургия, после которой множество верующих приложились к мощам святого. Прославление ознаменовалось многчисленными чудесами. Торжественное перенесение мощей было предсказано преподобным незадолго до отшествия ко Господу, когда старец напевал: «Понесли Павла на могилу, а с могилы – да в собор» (в те годы Свято-Никольский храм имел статус собора).

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имя праведного Павла Таганрогского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания [4]. 14 февраля того же года митрополит Ростовский Меркурий совершил чин великого освящения первого в России приходского храма во имя праведного Павла Таганрогского в посёлке Матеевом Кургане [5].

Молитвословия

Тропа́рь, глас 4

Взыску́я Оте́чества Небе́снаго,/ до́м роди́телей твои́х оста́вил еси́/ и, тле́нная бога́тства ми́ра презре́в,/ воздержа́нием и труды́ моли́тву у́мную стяжа́л еси́./ Те́мже, мно́гими чудесы́ и зна́меньми от Го́спода просла́вився,/ с ве́рою приходя́щим к тебе́ во вся́цех напа́стех помога́еши:/ пра́ведне о́тче Па́вле,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.

Конда́к, глас 8

Си́лу Бо́жию в не́мощи стяжа́л еси́/ и боже́ственныя благода́ти сосу́д избра́нный яви́лся еси,/ те́мже от Небе́сного Врача́ да́р исцеле́ния прии́м,/ неду́ги на́ша теле́сныя и душе́вныя врачу́еши,/ пра́ведне о́тче Па́вле, моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ гра́д и лю́ди, тя́ почита́ющия.

Литература

  • Протоиерей Алексий Лысиков. “Канонизация старца Павла Таганрогского: пример соработничества Церкви и науки” // Православие.Ru
    • https://pravoslavie.ru/121940.html

Использованные материалы

  • Житие святого праведного Павла Таганрогского // Сайт Таганрогского благочиния Ростовской-на-Дону епархии
    • http://pravtaganrog.ru/zhitie-svyatogo-pravednogo-pavla-taganrogskogo
  • “Преподобный Павелъ Таганрогскiй: Новый Русскiй Святой” // Русскiй Паломникъ, 1999, № 20

[1] Православний церковний календар. 2015, К.: Українська Православна Церква, 2014, с. 61, 148.

[2] Православний церковний календар. 2015, К.: Українська Православна Церква, 2014, с. 65, 148.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: