Феодор Студит – житие и биография преподобного, труды и правила, творения, дни памяти

Житие Феодора Студита

Преподобный Феодор Студит известен в христианстве, как истинный подвижник дела Христова. Полученное в детстве превосходное образование, в том числе и духовное, позволили ему проявить себя как автора многих церковных трудов и канонов.

Житие преподобного

Жизнь Феодора — пример истового служения Божьему делу, он всегда выбирал самую тяжелую, так называемую черную работу, стремился исполнять все заветы и наставления своего духовника — старца Платона.

Христианское воспитание

Феодор родился в Константинополе, в 758 году. Его отец — сборщик податей у царя — Фотин и мать — Феоктиста считались благочестивыми христианами в городе, вероятно, поэтому их сын с детства учился у лучших богословов и ораторов Константинополя.

Благодаря знатному происхождению, Феодор, родившийся в семье верующих родителей, с детства имел возможность обучаться у лучших богословов Константинополя, приобщаясь, таким образом, к православию с ранних лет. К тому же мальчика настолько увлекло христианство, что он предпочитал чтение Священного Писания обычным юношеским забавам.

Поступив по достижению зрелого возраста на службу к императору, Феодор вынужден был вскоре ее оставить по причине тотального неприятия взглядов Константина Копронима и его иконоборческую деятельность. Чуть позже родители Феодора приняли решение раздать все свое имущество и, договорившись расстаться, посвятили себя служению Господу, приняв монашество.

Путь к иночеству

Феодор прославился в столице Византии тем, что участвовал часто в организуемых дискуссиях о почитании икон, из которых зачастую выходил победителем, благодаря, конечно, своему знанию текста Священного Писания, религиозной догматики и владея в совершенстве искусством оратора.

Случившийся в VII веке Вселенский собор поставил конец иконоборчеству. Один из отцов Собора — Платон, являющийся к тому же дядей Феодора, собрал по окончании Собора племянников, чьи имена — Иосиф, Евфимий и Феодор, и призвал их к иночеству и жизни в пустыне. Приняв это указание как наилучшее для их духовной жизни, вскоре все вместе покинули Константинополь и остановились в небольшом месте под названием Сакудиан.

Здесь же решено было поставить храм, посвященный святому Иоанну Богослову, вокруг которого постепенно возник монастырь, игуменом которого стал старец Платон. По прошествии нескольких лет Феодор, следуя наставлениям своего духовника, стал пресвитером, а затем, после смерти Платона, был избран братией уже в качестве игумена монастыря.

Важно! Святой Феодор в своем служении всегда отличался неистовой преданностью делу Христа и беззаветно следовал церковным канонам, но следует заметить, что при этом он бесстрашно боролся с самим императором Константином, ибо тот многие разы нарушал церковные каноны.

Феодор известил все близлежащие монастыри о том, что император непременно должен быть отлучен от Церкви, так как разрушал неоднократно церковные представления о браке.

Период ссылки

Следствием такого решения Феодора стала его ссылка вместе с десятью сподвижниками в город Солунь, но как не боролся император с Феодором, тот не переставал обличать его нравы из любого места и находясь в совершенно любых условиях. Когда императрица Ирина смогла вернуться на престол, то она сразу освободила Феодора, случилось это в 796 году.

К тому же она передала ему опустевшую давно обитель — Студийский монастырь, куда за довольно малое количество времени прибыли более тысячи иноков, готовых нести служение в этом заброшенном месте. Преподобным Феодором был написан устав, ставший известным, как Студийский, регулирующий основные правила монашеской жизни.

После восшествия на престол императора Никифора, началась новая чреда церковных нарушений — был вновь приобщен к церковной деятельности некогда отлученный пресвитер. Преподобный Феодор продолжал выступать с речами, обличающими поступки императора, за что был подвержен пыткам и избиениям, после вновь отправлен в ссылку. Спустя 2 года Феодор был освобожден захватившим престол новым императорам — Михаилом, который пришел на смену убитому в военных действиях Никифору.

Интересно! Смерть императора Никифора и сына его — Ставрикия, предсказывал некогда Феодор.

Возвращаясь к правлению императора Михаила, нельзя обойти тот факт, что он, пытаясь избежать междоусобных войн, уступил императорский пост Льву Армянину — своему военному начальнику. В отличие от предыдущего императора, Лев оказался жестоким иконоборцем, как не пытались многие священники вразумить императора, все попытки оказались безуспешными. Результатом реформ императора Льва стали:

  • наложение запрета на почитание икон;
  • поругание святых иконописных образов.

Преподобный Феодор же не думал сдаваться, потому организовал с помощниками крестный ход вокруг своего монастыря с высоко поднятыми иконами и пением. Император на такой откровенный протест ответил Феодору угрозой смертной казни, но преподобного это не останавливало. Император вновь отправил Феодора в ссылку, сначала в Иллирию, а затем в Анатолию, однако священник, преданный делу божьему, продолжал и там бороться с безбожием. За отказ отречься от своих взглядов Феодор и его помощник Николай, пребывающий с ним в ссылке, были лишены воды и пищи, а также постоянно подвергались избиениям.

Интересно! Несмотря на тяжелое физическое состояние, Феодор, пребывая в Смирне, избавил воеводу, который к тому же являлся племянником царя, от тяжелого недуга, попросив его покаяться в грехах и принять Господа как своего спасителя, однако воевода вскоре вновь предался ереси и вскоре умер.

Читайте также:
Житие великомученика Георгия Победоносца – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Освобождение и окончание земного пути

На смену убиенному императору Льву пришел новый — Михаил Травлий, который освободил всех сподвижников Христа из ссылки, однако, оставил один запрет на почитание икон в Константинополе. Феодор после освобождения решил отправиться в Вифинию, в город Херсонес, где поселился недалеко от церкви великомученика Трифона.

Будучи тяжелобольным, Феодор продолжал каждодневно совершать литургию и вести душеспасительные наставнические беседы с монахами. Почувствовав скорую смерть, в 826 году, преподобный созвал братию и попросил их начать петь священный канон на исход души, когда монахи допели последние строки, то увидели, что Феодор уже отошел к Богу.

Почитание

При жизни преподобный Феодор совершал многие чудеса, так из церковных преданий известно, что имя этого святого оглашалось при пожаре и спасало от нападения диких животных. Много случаев исцеления описаны в житии святого.

Феодору Студиту принято молиться, защищая свой дом от возгорания, при заболеваниях желудка и органов дыхания и в ситуациях, связанных с риском.

Внимание! В России, в Москве, находится Феодоровский храм, известный тем, что в нем венчались поэт Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Гончарова.

С почитанием Феодора Студита в церкви связаны несколько дат:

  • день смерти — 24 ноября (11 по старому стилю);
  • день перенесения святых мощей из Студита в Херсонес — 8 февраля (26 января).

Книги и труды, послания

Феодор Студит, всю жизнь посвятивший богослужению, оставил после себя довольно много трудов, основную часть которых можно разделить на такие темы, как:

  • опровержение иконоборчества;
  • огласительные поучения;
  • о Пасхе;
  • разъяснение Божественной литургии;
  • воскресные чтения.

Совершенно все творения преподобного Феодора можно приобрести через сайты православных книг, а также читать онлайн.

Мощи

В Студийском монастыре, посвященном пророку Иоанну Предтече, в Турции изначально находились мощи святого Феодора Студита. Студийский монастырь — место, которое пробудил от запустения преподобный Феодор. Именно в эту обитель он вложил всю свою жизнь: здесь был написан Студийский устав и многие важные богословские произведения Феодора.

Однако, после нескольких пожаров, происшедших в XVIII и XX веках, обитель изрядно пострадала, поэтому сегодня от нее остались лишь руины, глядя на которые можно лишь отдаленно представить, каким был Студийский монастырь.

Следует добавить, что в разное время главный храм обители становился мечетью, а потому православные реликвии, в том числе и святые мощи Феодора Студита были утеряны. Но любой, кто посетит эти места, ощутит святость самого места.

ФЕОДОР СТУДИТ

Прп. Феодор Студит

Феодор Студит (758 – 826), игумен, преподобный. Неутомимый борец с иконоборчеством, автор догматических сочинений и богослужебных канонов и трипеснцев.

Память 26 января (перенесение мощей), 11 ноября (успение)

Родился в 758 году в Константинополе в семье сборщика царских податей Фотина и его супруги Феоктисты, благочестивых христиан. Серьезное и систематическое образование преподобный Феодор получил у лучших риторов, философов и богословов столицы.

В то время в империи широко распространилась ересь иконоборцев, которую поддерживал злочестивый император Константин Копроним (741 – 775). Взгляды императора-иконоборца и его двора решительно противоречили религиозному чувству Фотина, ревностного сторонника Православия, и он оставил государственную службу. Затем родители святого Феодора, по обоюдному согласию, раздав свое имение бедным, расстались и приняли монашеский постриг. Их сын Феодор вскоре стал широко известен в столице, участвуя в многочисленных тогда диспутах об иконопочитании. Совершенное ораторское искусство, свободное владение терминологией и логикой философов и, самое главное, глубокое знание христианской догматики, буквы и духа Священного Писания неизменно приносили победу в диспутах святому Феодору – ревностному обличителю иконоборческой ереси.

Церковные раздоры умирил VII Вселенский Собор, созванный по инициативе и под покровительством благочестивой императрицы Ирины. Своими установлениями Вселенский Собор как высший авторитет в жизни Церкви навсегда обличил и отверг иконоборчество.

Среди отцов Собора был блаженный Платон, дядя преподобного Феодора, долгое время подвизавшийся на Олимпе. Старец высокой жизни, блаженный Платон по окончании Собора призвал племянников – Феодора с братьями Иосифом и Евфимием – к иноческой жизни в пустыне. Братья с благодарностью приняли указание опытного в духовной жизни родственника.

Оставив Константинополь, они отправились в местечко Сакудион, недалеко от Олимпа. Уединенность и красота того места, его труднодоступность для людей праздных, понравились старцу и его племянникам, и они решили остаться здесь. Постепенно к храму во имя святого Иоанна Богослова, который построили братья, начали стекаться жаждущие монашеского подвига. Так возник монастырь, игуменом которого стал блаженный Платон.

Жизнь инока Феодора была воистину подвижнической. Он трудился на самых тяжелых черных работах. Он строго хранил пост, каждый день исповедовался у своего духовного отца – старца Платона, открывая ему все дела и помыслы, тщательно исполнял его советы и наставления. Ежедневно Феодор уделял время духовным размышлениям, предстоял Богу с душой, не замутненной никаким житейским попечением, совершая как бы некое тайное служение Ему. Преподобный Феодор неопустительно читал Священное Писание и святоотеческие творения, среди которых наиболее близки были ему творения святителя Василия Великого.

Через несколько лет иноческой жизни, по настоянию духовного отца. преподобный Феодор принял сан пресвитера. Когда блаженный Платон ушёл на покой, братия единодушно избрала преподобного Феодора игуменом монастыря. Склоняясь перед желанием своего духовника, преподобный Феодор принял это избрание, но с ним возложил на себя еще большие подвиги. Братию он вразумлял примером своей добродетельной жизни, а также сердечными отеческими поучениями.

Когда император преступил церковные каноны, события внешней жизни нарушили благоговейную тишину монашеских келлий. Преподобный Феодор мужественно разослал по монастырям послания, в которых объявил императора Константина VI (780 – 797) отлученным от Церкви за разорение Божественных установлении о христианском браке.

Преподобного Феодора и десятерых его сподвижников отправили в ссылку в город Солунь. Но и оттуда продолжал звучать обличающий голос преподобного. Святая Ирина, возвратившая себе престол, освободила преподобного Феодора в 796 году, передала ему опустевший при Копрониме Студийский монастырь. Скоро в обители святого собралось около 1000 иноков. Для управления монастырем преподобный Феодор написал устав иноческой жизни, получивший название Студийского. Преподобный Феодор выступал со многими посланиями против иконоборцев. За догматические сочинения, а также написанные им каноны и трипеснцы блаженный Феостирикт назвал преподобного Феодора “пламенным учителем Церкви”.

Император Никифор I в 806 году созвал Собор, снявший прещение с игум. Иосифа Кафарского. Несмотря на то что прп. Феодор Студит хранил молчание на Соборе, не желая ради мира церковного идти на прямое противостояние, впоследствии студиты не признали снятия запрещения с Иосифа и избегали участия в патриарших литургиях в соборе Св. Софии, где служил также и Иосиф, который был экономом этой церкви. Узнав об этом, император в 809 году созвал новый Собор, который подтвердил решения предыдущего Собора и осудил студитов за учиненный раскол. После истязаний преподобного Феодора вновь отправили в ссылку, где он пробыл более двух лет. Освободил преподобного кроткий и благочестивый император Михаил I Рангаве, сменивший на престоле убитых на войне с варварами Никифора и его сына Ставрикия. Смерть их задолго была предсказана преподобным Феодором.

Чтобы избежать междоусобной брани, император Михаил уступил престол своему военачальнику Льву Армянину. Новый император оказался иконоборцем. Святители и учители Церкви пытались вразумить нечестивого царя, но безуспешно. Лев запретил иконопочитание и отдал на поругание святые иконы. В ответ на такое беззаконие преподобный Феодор совершил с братией крестный ход вокруг монастыря с высоко поднятыми иконами и пением тропаря Нерукотворному образу Спасителя. Император гневно угрожал святому смертью, но Преподобный продолжал открыто утверждать верующих в Православии. Тогда император отправил преподобного Феодора и его ученика Николая в ссылку, сначала в Иллирию в крепость Метопу, затем в Анатолию в Вониту (ныне дер. Мегре в Турции). Но из заточения исповедник продолжал борьбу с ересью.

Истязаемые палачами, которых посылал в Вониту император, почти лишенные пищи и питья, покрытые язвами, едва живые, Феодор и Николай всё переносили с молитвой и благодарением Господу. В Смирне (ныне Измир), куда мучеников перевели из Бониты, преподобный исцелил от лютой болезни воеводу – царского племянника и единомышленника, велев ему покаяться в совершённых злодеяниях иконоборчества. Однако тот вновь впал в ересь и умер.

Льва Армянина, убитого его же воинами, сменил, хотя и нечестивый, но веротерпимый император Михаил II Косноязычный. Новый император освободил из заточения всех православных отцов и исповедников, однако запретил иконопочитание в столице. Феодор вернулся в Константинополь, но его требование о созыве нового Собора опять вызвало ссылку. Феодор отправился в Вифинию, сперва в монастырь св. Крискента близ Никомидии, потом в монастырь св. Трифона на полуострове Акритас и, наконец, на Принцевы острова в Предморье [1]. Несмотря на тяжелый недуг, преподобный Феодор ежедневно совершал Божественную литургию, поучал братию.

Скончался 11 ноября 826 года. Предуведав свою кончину, святой призвал братию и завещал им хранить Православие, почитать святые иконы и соблюдать монастырский устав. Затем он повелел братии взять свечи и петь канон на исход души. При пении слов “во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси” – преподобный Феодор отошел ко Господу.

В тот же час было видение преподобному Илариону Далматскому. Воссиял свет небесный, послышалось пение и был Голос: “Это душа преподобного Феодора, пострадавшего даже до крови за святые иконы, отходит ко Господу”.

Преподобный Феодор при жизни своей и по смерти совершил много чудес: призывающие его имя избавлялись от пожаров, от нападений диких зверей, получали исцеления, воздавая благодарение Богу и Его святому угоднику – преподобному Феодору Студиту.

26 января празднуется память перенесения мощей преподобного Феодора Студита из Херсонеса в Константинополь в 845 году.

Тропарь Феодору Студиту, исп., глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / монашествующих Богодухновенное удобрение, / Феодоре премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Преподобный Феодор Студит – житие

Преподобный Феодор Студит – житие

Святой Феодор родился в благородной, богатой и очень благочестивой семье в конце 8 века. Родители воспитали его настоящим христианином и дали ему при этом прекрасное мирское образование. Со временем он сделался иноком в обители Сакудион, основанной преподобным Платоном, дядей Феодора. Он более других братий подвизался в посте, бдении и трудах. Смиряя свою душу, Феодор вызывался на самые тяжкие и неприятные работы. Сын богатых и благородных родителей, воспитанный в покое и неге, он рубил дрова, носил воду, копал землю и перетаскивал камни. Молитва его была непрестанной, и все свои помышления и поступки Феодор исповедовал своему духовному отцу, святому Платону.

По прошествии нескольких лет Феодора рукоположили в священника, и Платон передал ему управление обителью, ибо сам обессилел от старости и великих подвигов и трудов. Феодор мудро управлял братией, являясь для всех примером подвижничества и смирения. Ко всем он горел великой и нелицемерной любовью, так что был готов положить душу за духовных чад, но нимало не угодничал перед ними, а когда требовалось, был строг и суров. Поэтому руководимые Феодором иноки быстро преуспевали в добродетелях.

Через несколько лет на Византию напали арабы, опустошившие и захватившие целые области. Тогда преподобный Феодор со всей братией оставил Сакудион и явился в Константинополь. Святой патриарх Тарасий и благочестивая царица Ирина обрадовались приходу Феодора и отдали ему полузаброшенный Студийский монастырь, по имени которого и Феодора прозвали Студитом. Число иноков в обновленной обители быстро выросло, преподобный устроил строжайшее общежитие, так что все у них было общее: пища, одежда и все без исключения вещи. Руководимый Божиим Духом, Феодор утвердил в Студийской обители устав, который впоследствии распространился по многим монастырям. Называется он Типиконом. Кроме Типикона Феодор написал еще несколько боговдохновенных книг и песнопений, которые и поныне читаются христианами и используются в богослужении.

Но пришло время, и призвал Господь Феодора на мученический подвиг. В Константинополе воцарился злочестивый Лев Армянин, он имел только видимость христианина, в душе же ненавидел Христа и воздвиг гонение на святые иконы. Их выбрасывали из храмов, сжигали, раскалывали и всячески ругались над образами Спасителя, Богородицы и святых. Православных архиереев низложили и поставили на их место иконоборцев, ненавистников святых икон. Тех же, кто противился нечестивым повелениям царя и спорил с иконоборцами или даже только хранил у себя дома иконы, ссылали в заточение, мучили и многих убивали.

Преподобный Феодор стал ревностно защищать почитание образов Господа и святых и открыто призывать христиан держаться православной веры. За это злочестивый царь отправил святого в заточение. Много лет его держали в различных темницах, били, морили голодом, и только по особому смотрению Божию старый и больной Феодор не умер от перенесенных ран и лишений. Господь даровал ему силу исцелять различные недуги, и он, сам еле живой от мучений, подавал здравие всем, с верой прибегавшим к нему за помощью.

По смерти злочестивого Льва Феодора отпустили на свободу, и мужественный исповедник Христов последнее время своей слизни провел на покое, окруженный благоговейными иноками, его верными учениками. Незадолго до своей смерти Феодор совершил литургию и причастился Животворящих Христовых Тайн. А когда настало время его блаженного преставления, преподобный собрал учеников и сказал им:

─ Вот пришел конец моей жизни. Все мы должны испить эту общую чашу, одни раньше, а другие позже. И вот я ухожу путем, которым отошли отцы, туда, где Жизнь Вечная, Господь наш Иисус Христос, Которого возлюбила душа моя.

После этого он простился со всеми и велел ученикам своим зажечь свечи и петь отходную. Они встали вокруг постели святого и запели: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем». При пении этого псалма душа преподобного Феодора отлетела в Царство Небесное.

Преподобному Илариону Далматскому в это время было видение. Он услышал чудные голоса, ощутил удивительное благоухание и увидел бесчисленное множество ангелов в белых ризах, сияющих светлыми лицами и идущих с неба с песнопениями навстречу некоему великому мужу. В сильном ужасе Иларион пал на землю и услышал голос, говоривший ему:

─ Вот душа Феодора, игумена Студийского монастыря, много пострадавшего за святые иконы и до конца остававшегося твердым в скорбях, торжествуя, восходит на небеса, встречаемая множеством ангелов.

Преподобный Феодор Студит, игумен, исповедник († 826)

Преподобный Феодор Студит – известный визатийский церковный деятель VIII – IX веков, игумен, исповедник, проповедник и писатель, а также один из великих учителей христианского монашеского аскетизма, имевший огромное влияние на умы современников. Успев до своего пострижения в монахи получить великолепное образование в Констанитнополе и активно поучаствовать в столичных диспутах по теме иконопочитания, из которых он, в силу своих образованности и ораторского дара, всегда выходил победителем, преподобный Феодор до конца жизни оставался бесстрашным борцом против широко распространённой в его время ереси иконоборчества, а также непримиримым врагом т.н. цезарепапизма.
Преп. Феодор родился в 758г. в Константинополе, в благочестивой христианской семье византийского чиновника, и состоял в родстве со св. Романом Сладкопевцем – великим христианским подвижником V – VI вв. Также будущий преподобный был племянником игумена одного из известных византийских монастырей, называемого Сакудиан (Саккудион), под влиянием коего, повинуясь призыву дяди к пустынножительству, он вместе со своими двумя братьями принял иноческий постриг и остался жить и трудиться в этом монастыре на самых трудных послушаниях, пребывая в строгом воздержании и непрестанном предстоянии Господу в молитве и богомыслии, а также в усердном изучении Священного писания и творений святых отцов. Спустя несколько лет такой строгой жизни, преп. Феодор был рукоположен во пресвитера, а когда его дядя, настоятель монастыря, решил уйти на покой, был единогласно избран братией игуменом обители. Став настоятелем, преп. Феодор усилил подвиги воздержания и молитвенного бдения, вразумляя насельников монастыря примером собственной богоугодной жизни и отеческим наставлением в добродетели. При этом преподобный в своих посланиях бесстрашно обличал тех, кто нарушал церковные каноны, вплоть до отлучения от Святой Церкви самого императора Византии за нарушение церковного канона о супружестве, за что был схвачен слугами императора и сослан вместе с некоторыми из братии в г. Солунь, откуда он продолжал бесстрашно обличать нечестивых императоров и всех еретиков-иконоборцев. В 796г., когда свергнутой некогда с престола благочестивой императрице Ирине, благоволившей преподобному, удалось вернуть власть, она освободила из заточения преподобного Феодора и своим повелением поставила его игуменом Студийского монастыря (пришедшего в запустение при прежних правителях), в котором в скором времени собралось около 1000 монашествующих. Для упорядочения жизни обители преподобным Феодором был составлен монастырский устав, именуемый Студийским. Оттуда же преподобный Феодор писал множество посланий против бывшей тогда ещё в силе иконоборческой ереси. После повторного свержения св. императрицы Ирины с престола императором Никифором, грубо нарушившим канонические правила Церкви, преподобный Феодор, выступивший с резкими обличениями императора, претерпев истязания, был вновь схвачен и сослан в изгнание, в котором пробыл около двух лет. После гибели нечестивых императоров от рук варваров, предсказанной преподобным заранее, он был вновь освобождён из места своего заключения благочестивым императором Михаилом, который, впрочем, во избежание междоусобицы, вскоре отдал престол своему военачальнику, иконоборцу Льву Армянину, по воцарении сразу же запретившему иконопочитание и отдавшему на поругание святые иконы. Преподобный Феодор, наряду с другими учителями Церкви, невзирая на угрозы предать его смерти, бесстрашно выступил против ереси иконоборчества и в этот раз, во всеуслышание исповедуя правую Веру и утверждая в ней многочисленную паству, за что был вновь отправлен в заточение вместе со своим учеником Николаем – сначала в крепость в Илларии, потом – в Анатолии, откуда святой исповедник, еле живой по причине жестоких пыток и тяжелейших условий жизни, продолжал обличать еретиков, перенося все испытания со смирением и молитвенным благодарением. Освобождённый из заточения веротерпимым императором Михаилом II-м, запретившим, тем не менее, иконопочитание, преп. Феодор не стал возвращаться в столицу, но решил продолжить подвижничество в Херсонесе, где, будучи тяжко болен, ежедневно совершал Божественную Литургию в храме во имя св. мученика Трифона, проповедуя братии основы истинного Богопочитания. В 826г., предвидя час своего отшествия ко Господу, преподобный призвал к себе братию, чтобы дать последние слова напутствия, повелел им хранить правую Веру, строго соблюдать монастырский устав и благоговейно почитать святые иконы, после чего, под пение канона на исход души, мирно скончался на глазах у братии. Святые мощи великого подвижника и исповедника были перенесены в Студийский монастырь в 845г., возле них на протяжении веков совершаются многие чудеса и исцеления.
Пламенные и высокодуховные проповеди преподобного Феодора были собраны в двух Катехизисах – Большом и Малом – книгах, на протяжении многих веков очень значимых для любого православного верующего как на Востоке, так и на Западе, а его эпистолярное наследие (было издано порядка 550 его писем) имело большое значение в решении церковно-политических проблем, возникавших в VIII – IX вв.
Дни памяти преподобного Феодора Студита, игумена:
26 января / 8 февраля – перенесение мощей (845г.)
11 / 24 ноября – день памяти
Тропарь преподобному Феодору Студиту, глас 8
Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ мона́шествующих Богодухнове́нное удобре́ние,/ Фео́доре прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́,/ цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак преподобному Феодору Студиту, глас 2
По́стническое и равноа́нгельное житие́ твое́/ страда́льческими уясни́л еси́ по́двиги/ и А́нгелом совсе́льник, Богоблаже́нне, яви́лся еси́, Фео́доре./ С ни́ми Христу́ Бо́гу моля́ся// не преста́й о всех нас.

Новости

Мы в социальных сетях:

Православное Братство
сщмч. Патриарха Ермогена,
1993-2021

Наш адрес: г. Москва, Черницынский пр., д. 3, стр. 1.
Склад: Москва, Черницынский пр.,3, стр. 1.

Апостол Фома

Каждый верующий человек знает имена всех 12 ближайших учеников Иисуса Христа. Но даже люди далёкие от Церкви знают имя апостола Фомы, ставшее нарицательным выражением. Им называют людей, сомневающихся даже в общеизвестных истинах. Но история этого человека намного глубже и насыщенней, чем видится простым обывателям.

Биография апостола Фомы

В основном источнике библейской истории — Священном Писании — имя Фомы упоминается несколько раз. Основная часть сведений о его жизни представлена в апокрифическом сочинении «Деяния Фомы».

Фома родился в городе Пенеады, расположенном на берегу Галилейского моря. В Евангелие говорится, что он был рыбаком, а по другим источникам — плотником и строителем. Впечатлившись проповедью Иисуса молодой мужчина оставил своё занятие и последовал за Учителем, который призвал его ряды своих учеников.

Еще об апостолах:

Почему Фому называли «близнец»

В евангельском тексте его называют Дидим, что в переводе с древнееврейского означает «близнец». Происхождение этого прозвища объясняется по-разному:

  1. В некоторых апокрифах говорится, что внешне апостол Фома был очень похож на Спасителя.
  2. Возможно, прозвище отражало двойственность его натуры, которая проявилась в описанном в Евангелие событии уверения в воскресении Христовом.
  3. Филологи отмечают, что имя Фома на древнееврейском означает «близнец».

Происхождение фразы «Фома неверующий»

Основным эпизодом с участием апостола Фомы является история его уверения в воскрешении Иисуса Христа.

Дидим был одним из самых преданных учеников Христа. Он твёрдо верил, что Учитель приведёт их в Царство Божие. При этом он не избавился от страха перед физической смертью. Поэтому он тяжело переживал смерть Иисуса на кресте. Возможно, с этим связано его отсутствие во время первого явления Спасителя ученикам после воскрешения.

В ответ на благую весть он ответил, что поверит в радостное событие, только когда увидит раны от гвоздей и вложит в них пальцы. Через 8 дней Иисус явился к нему и предложил прикоснуться к его ранам. После этого Дидим воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Сын Божий укорил его за неверие. Это событие сделало фразу «Фома неверующий» нарицательным выражением.

Проповедничество Фомы

После Вознесения Христа и сошествия на апостолов Святого Духа, они отправились нести Слово Господне по миру. Фоме выпал жребий отправиться в земли Индии. Об событиях этого времени повествует апокрифическое сочинение о «Деяниях Фомы». Путешествие его проходило по землям Палестины, Месопотамии, Эфиопии и Парфии.

В Индию он прибыл с караваном торговца Хаббана. В это время индийский правитель Гундофар решил построить дворец, который превосходил бы палаты римских правителей. Дидим взялся за исполнение этого задания, деньги, отданные ему царем, он раздал беднякам и нуждающимся людям.

Через некоторое время правитель спросил у апостола о том, как идёт строительство. Проповедник ответил, что строящийся им дворец превосходит красотой и богатством палаты всех земных государей. Довольный Гундофар дал ещё денег, которые проповедник также раздал людям. Но когда правитель увидел, что строительство дворца даже не начиналось, он повелел заточить апостола в тюрьму.

Жизнь храброго проповедника находилась в опасности. Но по милости Господа произошло чудо. Гундофару явился его почивший брат. Он рассказал, что ангелы показали ему прекрасный дворец, который построил для царя Фома. После этого апостол был отпущен из заточения и отправился в дальнейший путь.

Интересно! Существуют сведения, что Дидим побывал во многих индийских городах, обращая их население в христианскую Веру. Некоторое время он жил в Китае, но покинул этот край так как его усилия не принесли ощутимых результатов.

Долгое время представители западного священства опровергали раннее появление Христианской Церкви в Индии, связывая это событие не с апостолом, а с христианским проповедником Фомой Канским. Но многие европейские путешественники подтверждают устные предания, которые передавались из поколения в поколение индийскими христианами.

В конце XIII в. Марко Поло посетил место погребения апостола, находящееся близ города Малабар. Через 40 лет здесь побывал монах Одорико, состоящий в ордене Францисканцев. Реальность описанных в апокрифах событий подтверждается историческими данными, указывающие на существование в I в. правителя по имени Гундофар.

Казнь Фомы

Земной путь Фомы окончился в селении Мелипур, расположенный недалеко от современного Мадраса. Правитель Маздей разрешил проповеднику вести разговоры с его подданными, но узнав об обращении в истинную веру своей жены и старшего сына, повелел заточить Дедима в темницу.

Здесь он крестил родственников правителя, и пройдя через закрытую дверь темницы, служил для них Литургию. Чудесным образом вернувшегося в камеру апостола сразу же отвели на допрос к царю Маздею. Он рассказал правителю, что явился в индийские земли, чтобы вести к спасению людей, которые пожелают освободиться от греха. Также он поведал царю, что Иисус Христос является владыкой всех живых существ на земле, независимо от пола, возраста и социального положения.

После разговора со святым мужем, царь укрепился в желании казнить его. Несмотря на ропот горожан, апостола препроводили за городские стены и пронзили копьями. По дороге на казнь ученик Христа успел рукоположить в пресвитеры местного жителя Сифора, а сына юного царевича в диаконы.

Почитание

Последователи и ученики святого мужа похоронили его недалеко от города. Через некоторое время Маздей был наказан за своё деяние. В его младшего сына вселился бес. Местные брахманы не смогли помочь в исцелении царского сына.

Тогда правитель, осознав свой грех, отправился к могиле Фомы, чтобы взять частицу его мощей и приложить к сыну, чтобы исцелить его. Когда царь пришёл к гробнице, то мощей там он не обнаружил. В этот момент ему явился апостол Фома, который укорил правителя в том, что он не верил его словам при жизни. При этом он заверил Маздея, что по милости Господа его сын излечится.

Царь взял горсть песка у могилы апостола. Он назвал Иисуса Христа своим Богом, отрёкся от прошлой грешной жизни и с молитвой дал сыну приложиться к святой земле. Царевич полностью излечился, а счастливый Маздей приказал построить на месте захоронения апостола каменную гробницу.

После окончания земного пути мощи святого мужа совершили обратное путешествие из Индии на Запад. Останки его были перевезены в Эдессу, где хранились до XI столетия. Перед завоеванием города османами мощи спрятали, чтобы уберечь их от поругания. Долгое время их считали утраченными, но в начале XIII в. их обнаружили на острове на острове Хиос.

В 1258 г. они были перенесены в монастырь, находящийся в итальянском городе Ортона, где они покоятся до настоящего времени. Также малые частицы святых мощей находятся в следующих местах:

  • в церкви Святого Креста в Риме;
  • в гробнице апостола Фомы в Ченнае;
  • в Сионском монастыре в Грузии;
  • в монастыре в Венгрии;
  • на Афоне.

Сегодня к мощам апостола Фомы приходят сотни верующих, чтобы попросить о помощи в укреплении духа и веры. Его духовный путь показывает, что Господь всегда стоит рядом с искренне поверившими в Его Силу и открывшему для Слова Его сердце. Как апостол преодолел далекую и трудную дорогу ради проповеди учения Христа, так и современные люди могут пройти тернистый путь единения С Богом.

Фома: апостол и «авантюрист»

Приблизительное время чтения: 13 мин.

Неверующий апостол — так чаще всего называют Фому, одного из двенадцати ближайших учеников Христа. В Евангелиях о нем сказано немного, буквально несколько слов, но из жития и апокрифов известно, что с проповедью Воскресения Христова он дошел дальше всех — до самой Индии, а по пути привел ко Христу несколько народов. Как это возможно для слабого верой человека? И был ли он таким на самом деле? Почему мощи Фомы, погибшего в Индии, находятся в Италии? В преддверии дня памяти апостола Фомы — 19 октября — попробуем найти ответы на эти вопросы.

Начнем с того, что нам доподлинно известно об этом человеке. В Священном Писании апостола Фому упоминают все Евангелисты, однако Иоанн уделяет ему внимание более других, не просто перечисляя его среди учеников, но и раскрывая какие-то черты его характера, личностные свойства. Кстати, имя «Фома» имеет семитский корень, который можно перевести как «делиться пополам, удваиваться». Возможно, поэтому у Фомы было прозвище Близнец. Но некоторые гностики, в среде которых этот апостол особенно почитался, считали его в буквальном смысле слова близнецом Господа Иисуса Христа: якобы он был внешне очень похож на Спасителя. Хотя, пожалуй, не так уж важно, как внешне выглядел Фома. Гораздо важнее, что вера его на протяжении всей его жизни удваивалась, утраивалась… — постоянно умножалась. И он разделил ее со множеством самых разных людей.

Психология сомнений

Евангелист Иоанн особо выделяет апостола Фому в двух эпизодах. Во-первых, когда Спаситель узнает о смерти Своего друга Лазаря и отправляется к нему, чтобы его воскресить. При этом Христу угрожает опасность, ведь первосвященники давно ищут случая, чтобы Его арестовать. И в то время, когда другие апостолы уговаривают Учителя никуда не ходить, Фома, напротив, призывает: «Пойдем и мы умрем с Ним». В этих словах проявляется его в хорошем смысле слова максимализм, внутренняя цельность, готовность умереть за то, что любишь и ценишь. Но еще более ярко Фома раскрывается в известном эпизоде, где он, услышав о Воскресении Христовом от других учеников, говорит: «Пока не увижу, не поверю». По каким-то причинам Фомы не оказалось среди них, когда им всем вместе явился Воскресший Христос. И когда апостолы рассказали ему о великой радости — о той самой победе над смертью, которой ждал весь Израильский народ и которая свершилась в Воскресении Спасителя из мертвых — Фома не поверил этой вести. На основании этого эпизода и сложилось определение «Фома неверующий». Однако был ли он таким? И если нет, то что на самом деле могло вызвать у Фомы подобную реакцию?

Психологически его поведение вполне объяснимо. Давайте внимательно всмотримся в детали, которые сообщает о Фоме Евангелист Иоанн. Это ученик, который готов был умереть за Христа — настолько горячо было его сердце. Так бывает, когда человек полагает в основании своей жизни какую-то цель и готов пойти до самого конца, даже до смерти, ради ее достижения. Но в тот момент, когда он теряет эту цель, для него рушится весь мир. Фома, судя по всему, был абсолютно раздавлен смертью своего Учителя. Все его надежды рухнули в одночасье. Человек, который жил идеей служения Христу и ожиданием Его царства, потерял всё — и цель жизни, и смысл. Вполне понятно, почему его не было среди других учеников, когда им явился Тот, кого они любили. Фома в том состоянии просто не мог находиться среди людей. Когда же ему сказали, что Христос воскрес… Человек, который только что потерял последнюю надежду, очень боится нового разочарования. Он настороженно отнесется к любым уверениям в том, что его чаяния были не напрасны. Это не характеристика слабой веры. Скорее, это признак сильной любви Фомы к Спасителю. Он не то чтобы не поверил. Возможно, он боялся, что все, о чем ему рассказали, — не произошло на самом деле; но он всем сердцем хотел, чтобы было так. А Господь всегда отвечает на такие «запросы» человеческого сердца. И когда Он явился Фоме, тот сразу оставил свои сомнения и исповедовал Христа: «Господь мой и Бог мой!» Ведь на самом деле Фома очень ждал этого момента.

Как пройти в Индию?

Что же известно о его дальнейшей жизни? В Евангелиях и Книге Деяний апостольских о Фоме ничего более не сказано. Но некоторые важные сведения можно почерпнуть из его жития. Например, тот факт, что Фома, проповедуя Христа, пошел дальше других учеников и добрался до самой Индии. Именно этот удел достался ему в результате разделения между апостолами территории проповеди.

Надо сказать, понятие «Индия» в то время было широким и далеко не всегда означало конкретную территорию. Индией называли подчас и Афганистан, и Месопотамию — все то, что находилось за пределами Римской империи. Поэтому апостол Фома теоретически мог проповедовать не в Южной Азии, а гораздо ближе. Однако есть несколько фактов, на основании которых все-таки можно говорить о его проповеди именно индусам. Со времен Александра Македонского между Римской империей, Средиземноморьем и Индией уже было транспортное сообщение. Так что Фома вполне мог туда добраться, ничего удивительного в этом нет. Далее,

В житии апостола упоминается царь Гундофар: Фома был нанят к нему на службу как плотник, чтобы построить царю дворец. Этот царь — реальное историческое лицо.

В 1834 году в Кабульской долине Афганистана были найдены монеты с его именем, и по ним можно определить, что Гундофар правил в I веке по Рождестве Христовом, примерно в 45-46 годах. Это как раз те годы, когда Фома мог оказаться в Индии.

Вообще, сведения об апостоле Фоме, касающиеся его жизни после Воскресения Христова и Сошествия Святого Духа на апостолов, то есть все, о чем не сказано в Священном Писании, почерпнуты в основном из книги «Деяний апостола Фомы» («Acta Thomae»). Документ датируется концом II — началом III века и существует в двух версиях — индийской и сирийской. Но он дошел до нас не в первоначальном, а в искаженном варианте — в нем очень много гностических вставок. Этот текст критиковал святой Ириней Лионский, выдающийся богослов II века, который очень живо реагировал как раз на гностические перегибы. Однако есть свидетельство о том, что наряду с гностическим существовал и другой, видимо, подлинный текст о деяниях апостола Фомы. Свидетельство это — записки монахини Эгерии, которая на протяжении 381-384 годов совершала паломничество на Святую Землю, в Сирию, Ливан и Египет. Она сообщает, что молилась у мощей этого апостола, а также о том, что за богослужением читался отрывок из книги «Деяний апостола Фомы». Причем речь здесь идет, скорее всего, о первоначальном варианте «Деяний», без гностических искажений, то есть о том, который не дошел до на­ших дней.

Архитектор с биографией

Так что же происходило в Индии с этим человеком? Что можно почерпнуть из основных источников, если вынести за скобки более поздние гностические правки? Вместе с неким купцом по имени Хаббан Фома прибыл в Индию, где к I веку уже сформировалась кастовая общественная система. Это означало, что без разрешения соответствующего царя или раджи в его владениях не могло осуществляться никакой деятельности, в том числе и проповеди новой веры. В этом смысле ситуация в Индии напоминала ту, что сложилась в Европе VI-VIII веков на территориях расселения варварских племен, где проповедь христианства была возможна только с разрешения вождя.

И если вождь принимал новую веру, то вслед за ним ко Христу обращалась и вся знать, и воины, и весь народ. Правда, существенная разница была в том, что в Индии I века христиане не подвергались гонениям подобно тому, как это было на территории Европы времен античности и ранней эпохи варварских королевств.

Были цари, которые вполне терпимо относились к различным верованиям, приносимым из дальних стран в их края. А приносили их чаще всего купцы. Так что Хаббан в этой истории фигурирует не случайно. Собственно, путь, по которому апостол Фома попал в Индию — это Великий шелковый путь между Европой и Китаем. Пользовались им не только торговцы, но и миссионеры. Правда, купечество по типу деятельности порой оказывалось с миссионерами в одном ряду, потому что если купцы были христианами, то они не только занимались бизнесом на этом транзите, но и, как могли, распространяли свою веру среди язычников. И судя по всему, Хаббан понимал, чем на самом деле занимается Фома. Апостол же неустанно проповедовал Христа. По дороге в Индию он сумел основать христианские общины в Палестине, Месопотамии, Парфии и Эфиопии, а также среди бактов. С таким багажом он и явился к царю Гундофару.

По прибытии в Индию апостол приступил к строительству дворца. Правда, делал он это весьма странным образом, его поступок вполне можно назвать авантюрой. Ему выделили немалые деньги, однако он все раздал беднякам, не потратив на дворец ни одной монеты. Здание в итоге так и не было построено. Когда же Гундофар пришел посмотреть на новый дом и выяснил, что его, по человеческим меркам, весьма недвусмысленно обманули, он велел арестовать Фому и собирался его казнить. Однако царю явился его умерший брат, который сказал, что много обителей он видел на небесах, но самый прекрасный дом — тот, что возведен для Гундофара. На вопрос, кто же строил это дом, брат ответил, что имя строителю Фома. Гундофар очень удивился таким сведениям и приказал отменить казнь. Впрочем, для Фомы это стало лишь отсрочкой дня смерти. Мученическая кончина его не миновала…

Идущий на смерть

Последние годы земной жизни апостол Фома провел в индийском городе Мелипур, близ Мадраса. Там он сумел обратить ко Христу супругу и сына местного царя Маздея. Правда, крестить их он не успел. Царь, узнав о таких переменах в близких людях, пришел в ярость, ведь все это совершилось за его спиной, и велел заключить Фому в темницу. Тогда родственники царя пришли к апостолу прямо в тюрьму, чтобы там принять крещение. Фома совершил над ними Таинство, а затем, подобно апостолу Петру, через затворенные двери темницы вышел на волю, явился к новообращенным и послужил для них Литургию. Однако тюремная стража обнаружила, что узник исчез. Сочтя его за колдуна, воины обо всем доложили царю. И когда Фома, следуя Божиему промыслу, вернулся в место своего заключения, его немедленно отправили на допрос.

Там произошел один очень важный диалог. Маздей спросил Фому: «Кто ты? Раб или свободный?» На что Фома ответил: «Не раб я, и нет у тебя власти надо мной». Царь тогда поинтересовался, зачем же он, сбежав из тюрьмы, вернулся назад. Фома сказал: «Я прибыл сюда, дабы спасти многих и самому стать помощью для всех, кто хотел освободиться». И здесь следует самый главный вопрос Маздея: «А кто твой господин? каково его имя и из какой он земли?» И Фома дает ответ абсолютно в своем стиле: «Господь мой — Владыка мой и твой. Ибо Он господин небес и земли». Этот текст чрезвычайно важен, поскольку в нем раскрывается особое христианское мироощущение. Это мироощущение богосыновства всех людей — не важно, какой национальности или касте они принадлежат, рабы они или цари, апостолы или купцы, индусы или иудеи. Любой человек — дитя Божие по факту своего рождения, даже если он пока не просвещен светом Христовой истины.

Естественно, индийскому царю странно было услышать подобный ответ. Он приговорил апостола к смертной казни. И хотя народ, видя добрые дела и намерения Фомы, протестовал, Маздей остался непреклонен. Фома, в свою очередь, не сопротивлялся и не возражал, и это тоже вполне в его духе — желать себе смерти ради Христа. Он переживал только об одном — что ему не до конца еще удалось посеять семя Христовой веры в этих землях. Поэтому по дороге к месту казни он рукоположил человека по имени Сифор в пресвитеры, а новообращенного сына царя — в диаконы. После этого Фома уже со спокойным сердцем принял свой жребий и претерпел мученическую смерть — его пронзили копьями.

Верить ли мертвому?

Ну а далее происходит еще одно исключительно важное событие. В сына того самого царя Маздея, в родного брата рукоположенного Фомой диакона, вселился нечистый дух. Маздей понимал: это наказание ему, отцу, за то, что он казнил святого человека. И тогда он решил пойти ко гробу апостола Фомы в Мелипур, взять его останки и коснуться ими сына. Тогда, полагал царь, несчастный будет исцелен. Этот эпизод, описанный в «Деяниях апостола Фомы» II-III века, свидетельствует, что уже тогда в Индии была традиция почитания мощей. Но самое интересное даже не в этом. Когда Маздей, согласно источнику, намеревался исполнить задуманное, ему явился сам Фома и, можно сказать, с некоторым юмором сказал: «Живому ты мне не поверил, почему же теперь поверишь мертвому? Но не бойся, ибо милостив Иисус Христос, ради великого Своего милосердия». А далее приводится история о том, что Маздей, придя ко гробу Фомы, по какой-то причине не нашел там его останков.

Что же тогда сделал царь? Он взял горсть песка с места захоронения апостола и вернулся домой. Маздей призвал Имя Господа Иисуса Христа, отрекся от дьявола, а затем дал сыну приложиться к песку с могилы Фомы, в результате чего тот получил исцеление. Затем Маздей обратился к рукоположенному Фомой пресвитеру Сифору с просьбой крестить его. Почему так важен этот эпизод? Дело ведь не столько в факте исцеления больного, в это чудо можно верить или не верить. Но дело главным образом в том, что царь, казнивший апостола, обратился ко Христу. Это свидетельство о главном чуде, которое возможно для человека — о перемене сердца.

Фома: путь туда и обратно

Что же касается мощей апостола Фомы, то судьба их очень интересна. Из Индии они были перенесены в Эдессу. Об их пребывании там свидетельствует летописный текст «Хроники града Эдессы», а также упомянутые записки монахини Эгерии: она сообщает, что молилась в этом городе у мощей апостола Фомы. В XI веке Эдессу разграбили турки. Мощи Фомы, наряду с другими святынями, были спрятаны христианами во избежание поругания. Местонахождение их было неизвестно, пока их не обнаружили на греческом острове Хиос. А оттуда в 1258 году мореплаватель Лион, нанятый жителями итальянской Ортоны, перевез их в этот город. Там они и находятся по сей день. А перст Фомы был доставлен в Рим и пребывает там в церкви Святого Креста. Иными словами, апостол Фома, при жизни ушедший с Запада на Восток, после земной кончины за несколько веков совершил обратное путешествие.

Таков был земной и посмертный путь апостола Фомы. Жизнь его напоминает приключенческий роман, а сам он — героя, совершающего подчас абсолютно нелогичные подвиги.

Какое же отношение все это имеет к нам, людям XXI века? Дело в том, что Фома, пожалуй, самый современный апостол. Ведь большинству из нас знакомо состояние внутренней пустоты, когда рушатся надежды, когда, казалось бы, смысла в жизни совсем не остается. И очень непросто в такой ситуации понимать, что Господь — рядом. Но пример Фомы показывает, что Бог нас не только не оставил, но более того — Он готов прийти к каждому, кто искренне этого хочет. Апостол Фома, поверивший в Воскресение своего Учителя, всю свою жизнь настолько горел этой верой, что сумел привести ко Христу тысячи людей. Он не побоялся ни дальнего пути, ни иноземных царей, ни смерти. Ему приходилось идти на авантюрные, с точки зрения земной логики, поступки, рисковать жизнью и в итоге расстаться с ней, исповедовав Христа. Но он всегда понимал, ради чего все это совершает. После того как он лично встретился с Воскресшим Богом, для него не оставалось больше сомнений в том, ради чего он живет. Даже если ему приходилось кардинальным образом менять место жительства и круг общения. Даже если казалось, что миссия его терпит неудачу. Даже если в далекой стране не находилось людей, готовых его поддержать… Все эти препятствия были преодолимы, потому что Бог, однажды став рядом с ним, уже никогда не оставлял Своего ученика. При чем же здесь мы, современные люди? Пожалуй, при том, что Господь точно так же приходит к каждому из нас. И какими бы ни были обстоятельства нашей жизни, встреча с Ним возможна. Стоит только очень этого захотеть…

Фото: Паломническая служба “Радонеж”

Святой апостол Фома

Христос Спаситель принёс на землю Евангельское учение, Своими страданиями Он искупил род человеческий, а вознесением на небо открыл доступ в Небесные обители. Он проповедовал в окружении Своих учеников и множества народа. Протоиерей Л. Ролдугин пишет: “Все Апостолы были призваны Господом к единому деланию — созиданию Царства Небесного в душах людей. Но каждый из Апостолов по-своему избрал Господа, по-своему любил Его, по-своему исполнял дело Божие” 1 . Среди ближайших последователей Спасителя был апостол Фома.

Он был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Христа Спасителя, он всё оставил и последовал за Ним, войдя в число Двоенадесятицы святых Апостолов Христа Спасителя. По свидетельству Священного Писания, святой Апостол не поверил другим ученикам, видевшим воскресшего Христа: Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры (Ин 20:25). На восьмой день после Своего Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал ему Свои раны. В ответ Апостол воскликнул: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28). Сдержанность и сомнение апостола Фомы послужили к уверению его самого и к укреплению веры других. Современный исследователь пишет, что у апостола Фомы наблюдается внутреннее родство “с апостолом Петром” 2 . Святой апостол Фома, первоначально проявивший сомнение, в последующее время Божественным Промыслом ревностно обошёл со проповедью Евангелия почти всю землю, возвещая Слово Божие различным народам.

Церковный историк Евсевий Памфил говорит, что после “Воскресения Христа из мёртвых и Вознесения Фома, один из двенадцати, по внушению Божию отправляет Фаддея, принадлежавшего к числу семидесяти учеников Христовых, в Эдессу благовествовать учение Христово” 3 . Затем все Апостолы продолжили проповедь, начатую Христом, но уже не в Иерусалиме, а в различных частях мира. “Святые же Апостолы и ученики Спасителя рассеялись по всей земле. Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия” 4 . Называются различные регионы, где проповедовал святой Фома. По церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Святитель Иоанн Златоуст (†407; пам. 14 сент.) говорит: “Фома убеждает эфиопов крещением” 5 ; в другом месте — “варвары чтут Фому” 6 . Святитель Григорий Богослов (†389; пам. 25 янв.) говорит, что апостол Фома проповедовал в Индии 7 .

Во время его миссионерского служения скончалась Пречистая Дева. “Апостолу Фоме суждено было послужить открытию воскресения Богородицы, как некогда он же своим сомнением содействовал к большему удостоверению воскресения Христова. По смотрению Божию он прибыл в Гефсиманию только на третий день по погребении Её тела. С воплями глубокой печали он повергся перед гробовою пещерою и с рыданиями выражал скорбь свою, что не удостоился видеть Матери Господа своего и получить Её последнее благословение” 8 .

Проповедь Евангелия святой Апостол запечатлел в Индии мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой Апостол был заключён в темницу, претерпел пытки и наконец, пронзённый копьями, отошёл ко Господу.

Вскоре после кончины Апостола “один христианин тайно взял святые мощи его, отнёс в Месопотамию, в город Эдессу, и положил там в достойном месте” 9 . В связи с этим отмечается: “В древних западных Мартирологах 3 июня положена память перенесения мощей апостола Фомы из Индии в Едессу” 10 . Центром почитания святого Апостола становится Эдесса. Церковный историк V века Сократ Схоластик говорит о Эдессе: “В этом городе есть знаменитый и славный храм, построенный в память апостола Фомы” 11 . Почитался он и в столице Византии. В Большом дворце в Константинополе находилась частица мощей просветителя Индии: “Череп святого Фомы Апостола и палец его, который он вложил в Тело Господа” 12 . Святитель Иоанн Златоустый говорит, что гробы апостолов “Петра, Павла, Иоанна и Фомы известны” 13 .

В Похвальном слове апостолу Фоме говорится: “Просвещает же ся и се великий с прочими богопроповедники нашествием Святаго Духа, и врученную тому страну земных конец, — Индия бо тому вся в жребий бысть, — от Святаго Духа обратити тех на свет богоразумия” 14 . Плоды Апостольской проповеди сохранились до наших дней. “Когда португальцы в первый раз в 1500 году приплыли к берегам Индии, нашли в Малипуре поселение христиан, которые говорили, что они приняли веру от апостола Фомы” 15 . Португальцы проявили большой интерес к сохранявшимся в Индии преданиям об апостоле Фоме 16 . В 1972 году в Индии был отмечен юбилей 1900-летия со дня мученической кончины апостола Фомы 17 .

Частицы мощей апостола Фомы имеются в Индии, Венгрии и на Афоне 18 . Известна западная традиция почитания святых мощей апостола Фомы. Его мощи почивают в базилике святого Фомы в итальянском городе Ортона. Они покоятся внутри престола в нижнем алтаре в позолоченной гробнице. 6 сентября 1258 года ортонские галеры под командованием местного капитана Леоне возвратились в порт после участия в военной экспедиции против Генуи на стороне Венеции. Капитан Леоне передал святые мощи и надгробный камень Апостола, взятые на острове Хиосе, игумену Иакову, настоятелю ортонского кафедрального собора Девы Марии. Ныне надгробный камень находится в полу рядом с мощами за престолом. Вскоре после того, как святые мощи были доставлены в Италию, возникли разбирательства о подлинности мощей Апостола и по свидетельству пленных с Хиоса их подлинность была подтверждена нотариусом и засвидетельствована специальной грамотой. В 1566 году Ортона испытала нападение турок; гробница святого Апостола была повреждена, святые мощи оказались в огне, но чудесным образом не пострадали. Так же чудесно не пострадали они и во время военных действий с французами в 1799 году.

В южном нефе базилики имеется придел в честь апостола Фомы, в котором за “престолом висит изображение Фомы, влагающего свой перст в рёбра Господа. По обеим сторонам капеллы два изображения. Одно рассказывает, как забирали мощи святого Апостола из Индии, другое — как встречали в Ортоне. На одной картине художник изобразил пустынный берег и двух индусов, которые сожалеют о потере честных мощей, на другой — большое стечение народа и всеобщую радость по поводу прибытия в Ортону” 19 . Частица мощей святого Апостола хранится также в мощевике, изготовленном в виде руки, держащей угольник, который является инструментом, необходимым при архитектурно-строительных работах.

Ежегодные городские торжества в Ортоне, посвящённые святому апостолу Фоме, проходят в первое воскресение мая.

1Протоиерей Л. Ролдугин. Святой преславный апостол Фома // Журнал Московской Патриархии (далее — ЖМП). 1973. № 7. С. 64.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: