Феофилакт Болгарский – жизнь и биография святого, труды и творения, дни памяти и почитания

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Блаженный Феофилакт пользовался с древних времен славой святого отца и учителя Церкви. Так надписаны некоторые древние списки его творений и старопечатные славянские издания его “Благовестника”. И греческие писатели иногда называют его святым и ссылаются на его творения как на произведения святителя, мысли которого должны быть уважаемы как мысли отца и учителя Церкви.

бдаженный Феофилакт Болгарский (+ ок. 1126), архиепископ Охридский, блаженный. Византийский богослов, писатель. Родился между 1050 и 1060 годами в городе Халкисе на острове Эвбея. Носил фамилию Ифест.

Обучение проходил в Константинополе. Завершив образование, Феофилакт остался в столице, где был рукоположен в сан дьякона, входил в причт храма Святой Софии и носил титул ритора Великой Церкви. Обязанностью его было объяснять Священное Писание и писать поучительные слова от имени патриарха. В одном древнем памятнике блаженный Феофилакт назван учителем риторов. Так назывались те из риторов, которые особенно отличались даром проповедничества и потому могли служить примером для других менее способных и опытных проповедников.

Несколько лет он трудился в школе при патриархии, однако то было не духовное учебное заведение, и многие его ученики стали учителями, врачами, военными, чиновниками, судьями, как, впрочем, и священникам. Среди них выделяется Константин Дука, предполагаемый наследник византийского престола. Сына бывшего императора Михаила VII и кавказской принцессы Марии Аланской поручил заботам Феофилакта, — вероятно, в 1085 или 1086 году — император Алексей Комнин. В 1087 году супруга императора Алексея родила сына Иоанна, который и стал наследником престола.

Мария Аланская поддерживала с Феофилактом тесные дружеские отношения и оказывала ему свое покровительство. Именно по просьбе василиссы (императрицы) Марии он написал пространный и значительный комментарий к Евангелиям; Феофилакт работал над ним, вероятно, в то время, когда жил в Охриде. Удаление Феофилакта из столицы, куда он напрасно рвался, вероятно стоит в связи с опалой семейства имп. Михаила.

Точное время вступления Феофилакта на архиепископскую кафедру Болгарии с точностью не определена и вызывает много дискуссий. Некоторые источники утверждают, что оно случилось до 1081, другие полагают, что в 1089 или 1090 году.

Василий II присоединил Болгарию к Византии в 1018 году позволил им сохранить некоторые из наиболее дорогих их сердцу национальных институций, главной из которых была их Церковь. В трех хартиях, изданных между 1019 и 1025 годами, император утверждал, что архиепископство Охридское (заменившее болгарскую патриархию времен независимости) является автокефальным. Только с половины XI века архиепископы болгарские стали посылаться уже из Константинополя и назначаться не из природных болгар, а из греков.

Блаженный Феофилакт занял архиепископскую кафедру после Иоанна Аиноса. Едва Феофилакт вступил в город, как его, писал он своему другу, «охватило убийственное зловоние». Хуже того — жители Охрида встретили своего нового архиепископа насмешками и оскорблениями и распевали на улицах «победную песнь», нарочито прославляя былую славу независимой Болгарии, явно затем, чтобы уязвить его.

Вполне понятно что из-за такой враждебной встречи мысли Феофилакта обратились к недавно покинутой им столице империи, и в том же письме — одном из первых, писанных им в Македонии, — он поддался сильному приступу тоски по родине. «Я едва успел ступить на землю Охрида, но уже тоскую по городу, который, как безрассудный любовник, не отпускает нас из своих объятий».

Кроме грубой простоты болгар, он встретил здесь много такого, что сильно должно было сокрушить всякого ревностного архипастыря. Болгарская Церковь страдала от большого количества еретиков. Павликиане, а потом богомилы повсюду сеяли заблуждения в народе и, подкрепляемые своей многочисленностью, открыто нападали на защитников Православия. Во внешнем же отношении она много терпела от светских правителей Болгарии и сверх того подвергалась частым опустошениям от внешних врагов. К тому же и сами болгары беспрестанно роптали на свое политическое унижение.

Жизнь среди болгар ему казалась заточением, и он даже просил избавить его от этой тяжкой участи. О положении своем в Болгарии писал он к императрице Марии и к великому доместику. Сохранилось более сотни его писем к высшим духовным и светским лицам империи. Письма эти полны жалоб на судьбу, утонченный византиец относился с отвращением к своей славянской пастве, к варварам, “пахнувшим овчиной”. Но мало-помалу он свыкся со своим положением в Болгарии, полюбил болгар за их простое, но искреннее благочестие и, несмотря ни на какие противодействия, с отеческой заботливостью предался устроению своей церкви. Препятствия со стороны врагов, по-видимому, только усиливали ревность его о благе.

В управлении Болгарской Церковью блаженный Феофилакт показал себя архипастырем столь мудрым в своих предначертаниях, сколь и твердым в исполнении их. Хорошо понимая, что для духовного просвещения народа ему более всего необходимы способные помощники, он обращал самое строгое внимание на избрание достойных пастырей, особенно епископов.

Так, однажды дук Скопийский просил его произвести в епископы одного человека, и блаженный Феофилакт с достоинством и силой отвечал ему: «Ни тебе, государь мой, не следует мешаться в это великое дело, которое должно совершать со страхом, ни мне так легкомысленно решаться сообщать Божественную благодать». Правитель обещал отблагодарить святителя за исполнение его просьбы, но блаженный Феофилакт и на это отвечал: «Государь мой! Ежели тот, о котором ходатайствуешь, таков же (как и другие избранные), то не ты должен благодарить меня, а я тебя. Если же он неизвестен ни нашей церкви, ни в Константинополе не заслужил особенного одобрения за благочестие и просвещение, то не оскорбляй Бога и не приказывай нам, ибо нам заповедано повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком».

Читайте также:
Житие преподобной Матроны Московской - полное жизнеописание святой, даты рождения и смерти

Чтобы ближе видеть нужды каждой церкви, блаженный Феофилакт созывал епископов на соборы и здесь рассматривал все проблемы. Здесь же подвергал он общему обсуждению те дела, для которых нужно было взаимное совещание. Поместные соборы, по правилам церковным, должны собираться в известные, определенные времена, и блаженный Феофилакт так был верен этим священным правилам, что никакие препятствия не могли его удержать от исполнения их. «Я еще не освободился от тяжкой болезни, — писал он однажды, собираясь на собор, — как священный глас церковных правил побудил меня к созванию священного собора. Глас поистине Христов возбуждает от одра, дает силы к свободному движению и путешествию и повелевает нести самый одр».

Блаженный Феофилакт много сделал для защиты имущества церкви, которое расхищалось светскими правителями Болгарии, сборщиками царских податей. При внутреннем и внешнем упадке Византийской империи Греческая Церковь нередко несла вместе с народом бремя государственных налогов. Но Болгарская Церковь должна была нести бремя двойных налогов — в пользу государства и для удовлетворения корыстолюбия самих сборщиков. Находясь вдали от столицы, эти чиновники без всякого опасения расхищали церковное имущество под предлогом законного сбора. Блаженный Феофилакт часто получал письменные донесения об этом от епископов, которые сами защитить свои церкви были не в состоянии. То же видел он и в своей епархии. Но его противодействие незаконным поступкам сборщиков восстановило их против него же самого. Будучи до сего времени врагами церкви, они теперь сделались и его личными врагами. Кроме того, некоторые из них имели, кажется, еще и другие, более веские причины ненавидеть его и нападать на Церковь Божию.

Враги распускали о святителе в Константинополе молву, будто он незаконно обогащается за счет бедных болгар, доносили об этом и самому императору, уверяя его, что болгарский архиепископ слишком силен и пользуется властью, превышающей его сан. В самой Болгарии они вооружили против него церковного служителя по имени Лазарь. Этот Лазарь ходил по Болгарии и возбуждал против архиепископа всех отлученных от Церкви за ереси или за какие-либо преступления против правил Церкви.

Несмотря на все скорби, какие встречал блаженный Феофилакт при защите прав и имущества Болгарской Церкви, он не уменьшал своей ревности о ее благе. Он хотел быть отцом для своей паствы и делал для нее не только то, что обязан был по своему званию, но и то, к чему побуждала его христианская любовь. Отеческая заботливость его о благе Болгарской Церкви особенно обнаруживалась в случаях вражеских нападений, которым подвергалась Болгария от соседних народов. Варвары, опустошая страну, грабили и жгли храмы, расхищали церковное имущество, что вынуждало духовенство скрываться в лесах и пустынях. Блаженный Феофилакт, по-отечески переживая за судьбу Болгарской Церкви, употреблял все средства к облегчению ее бедствий; когда не находил их, то просил о помощи других. При нападении на Болгарию апулийцев под предводительством Боэмунда в 1107 году блаженный Феофилакт должен был и сам спасаться бегством из Охриды в Солунь.

Заботы о благе Болгарской Церкви часто побуждали блаженного Феофилакта ездить в Константинополь, чтобы лично ходатайствовать там по делам ее. Во многих письмах он говорит об этих путешествиях в столицу [6]. Покровительство благочестивой императрицы Марии не прекратилось для него с удалением в Болгарию, равно и он не переставал питать уважение к своей покровительнице не только тогда, когда она сидела на императорском престоле, но и после, когда уединенно жила в обществе подвижниц. Много у него так же было и других друзей и покровителей. Поэтому для него всегда было утешительно бывать в Константинополе в их обществе. Некоторые из них весьма значительно помогали ему в заботах о благе Болгарской Церкви — то ходатайствовали по его делам перед императором, то имуществом помогали бедным болгарским церквам и монастырям.

Неизвестно, сколько времени продолжалось служение Феофилакта в качестве архиепископа Охридского. Черпая даты из писем, можно утверждать, что окончилось оно не ранее 1108 года. Если датировка рукописи одного из его стихотворений достоверна, то в 1125 году он был еще жив, но оставался ли еще архиепископом Охридским неизвестно.

По сербским источникам, в конце жизни перебрался Солунь, где и скончался.

Блаженный Феофилакт пользовался с древних времен славой святого отца и учителя Церкви. Так надписаны некоторые древние списки его творений и старопечатные славянские издания его Благовестника. И греческие писатели иногда называют его святым и ссылаются на его творения как на произведения святителя, мысли которого должны быть уважаемы как мысли отца и учителя Церкви.

Его имя отсутствует в святцах Русской Церкви, однако его память находим под 31 декабря в “Охридском прологе” свт. Николая (Велимировича), в сербских житиях святых, составленных прп. Иустином (Поповичем), а также в синаксаре на официальном сайте Охридской архиепископии Сербской Православной Церкви [8]. Его имя также находим среди святых под 31 декабря на официальном сайте Православной Церкви в Америке

Феофилакт Болгарский – жизнь и биография святого, труды и творения, дни памяти и почитания

БЛАЖЕННЫЙ ФЕОФИЛАКТ БОЛГАРСКИЙ, АРХИЕПИСКОП ОХРИДА

Божественные мужи, жившие до закона, учились не из писаний и книг, но, имея чистый ум, просвещались озарением Всесвятого Духа, и таким образом познавали волю Божию из беседы с ними Самого Бога усты ко устом. Таков был Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов, Моисей. Но когда люди испортились и сделались недостойными просвещения и научения от Святого Духа, тогда человеколюбивый Бог дал Писание, дабы, хотя при помощи его, помнили волю Божию. Так и Христос сперва Сам лично беседовал с апостолами, и после послал им в учителя благодать Святого Духа. Но как Господь предвидел, что впоследствии возникнут ереси и наши нравы испортятся, то Он благоволил, чтоб написаны были Евангелия, дабы мы, научаясь из них истине, не увлеклись еретическою ложью, и чтоб наши нравы не испортились совершенно.

Читайте также:
Житие святителя Василия Великого - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Четыре Евангелия Он дал нам потому, что мы научаемся из них четырем главным добродетелям: мужеству, мудрости, правде и целомудрию: научаемся мужеству, когда Господь говорит: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Матф. 10:28); мудрости, когда говорит: «будьте мудры, как змеи» (Матф. 10:16); правде, когда учит: «как хотите, чтобы с вами поступали люди. так и вы поступайте с ними» (Лук. 6:31); целомудрию, когда сказывает: «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Матф.5:28). Четыре Евангелия дал Он нам еще и потому, что они содержат предметы четырех родов, именно: догматы и заповеди, угрозы и обетования. Верующим в догматы, но не соблюдающим заповедей, они грозят будущими наказаниями, а хранящим их обещают вечные блага. Евангелие (благовестие) называется так потому, что возвещает нам о предметах благих и радостных для нас, как-то: об отпущении грехов, оправдании, переселении на небеса, усыновлении Богу, наследии вечных благ и освобождении от мучений. Оно также возвещает, что мы получаем эти блага легко, ибо не трудами своими приобретаем их и не за наши добрые дела получаем их, но удостаиваемся их по благодати и человеколюбию Божию.

“Толкование на Евангелие от Матфея”

Феофилакт Болгарский, Охридский — архиепископ Охрида в византийской провинции Болгарии (ныне Республика Македония). Родился между 1050 и 1060 годами в городе Халкисе на острове Эвбея. Носил фамилию Ифест. Обучение проходил в Константинополе.

Завершив образование, Феофилакт остался в столице, где был рукоположен в сан дьякона, входил в причт храма Святой Софии и носил титул ритора Великой Церкви. Несколько лет он трудился в школе при патриархии, однако, то было не духовное учебное заведение, и многие его ученики стали учителями, врачами, военными, чиновниками, судьями, как, впрочем, и священникам.

Точное время вступления Феофилакта на архиепископскую кафедру Болгарии с точностью не определена и вызывает много дискуссий. Некоторые источники утверждают, что оно случилось до 1081, другие полагают, что в 1089 или 1090 году. С половины XI века архиепископы болгарские стали посылаться уже из Константинополя и назначаться не из природных болгар, а из греков. Блаженный Феофилакт занял архиепископскую кафедру после Иоанна Аиноса. В управлении Болгарской Церковью блаженный Феофилакт показал себя архипастырем столь мудрым в своих предначертаниях, сколь и твёрдым в исполнении их. Хорошо понимая, что для духовного просвещения народа ему более всего необходимы способные помощники, он обращал самое строгое внимание на избрание достойных пастырей, особенно епископов.

Блаженный Феофилакт много сделал для защиты имущества церкви, которое расхищалось светскими правителями Болгарии, сборщиками царских податей. Неизвестно, сколько времени продолжалось служение Феофилакта в качестве архиепископа Охридского. Черпая даты из писем, можно утверждать, что окончилось оно не ранее 1108 года. Если датировка рукописи одного из его стихотворений достоверна, то в 1125 году он был ещё жив, но оставался ли ещё архиепископом Охридским неизвестно. По сербским источникам, в конце жизни перебрался в Солунь, где и скончался. Канонизирован Сербской Православной Церковью, память 31 декабря. Феофилакт частно называется «блаженным», однако греческие авторы и старопечатные славянские издания его толкований Священного Писания называют его святителем и приравнивают к Отцам Церкви.

Святой Феофилакт Болгарский

В истории православной церкви есть немало святых людей. Они приносили огромные жертвы во имя своей веры. Имена некоторых слышатся на наших устах. Так, сюда можно отнести Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, Матроны.

На самом деле далеко не все люди, которые положили всю свою жизнь к ногам церкви, были причислены к лику святых. Многие из них даже не имели определенного почетного титула. Однако таким людям все же удалось вписать свои имена на страницы истории. Речь пойдет о выдающемся богослове и писателе — святом Феофилакте Болгарском.

Биография

О биографии Феофилакта известно мало. Родился между 1050 и 1060 годами в городе Халкисе на острове Эвбея.

Феофилакт получил сан диакона в соборе Святой Софии в Константинополе и сделался близким ко двору императора Михаила VII Парапинака (1071—1081). Возможно, уже после смерти Михаила Феофилакт был назначен воспитателем его сына царевича Константина Дуки, оставшегося 4-летним сиротой с матерью, императрицей Марией, покровительницей Феофилакта, по побуждению которой были написаны лучшие его вещи.

Однако расцвет литературной деятельности Феофилакта, его назначение архиепископом Охрида в Болгарию, переписка из Болгарии со многими выдающимися лицами относятся ко времени царствования Алексея Комнина (1081—1118). Удаление Феофилакта из столицы, куда он напрасно рвался, вероятно, стоит в связи с опалой семейства императора Михаила.

Неизвестно, сколько времени Феофилакт оставался в Болгарии и когда он умер. Некоторые письма его относятся к началу XII века. Ещё оставаясь при дворе императрицы Марии, но не ранее 1088—1089 года Феофилакт написал «Царское наставление» своему ученику царевичу Константину — оригинальное произведение с литературными достоинствами. В 1092 году он написал напыщенный панегирик императору Алексею Комнину.

Читайте также:
Иосиф Волоцкий: краткая биография, устав и труды преподобного, сторонники

Творения

Центром плодовитой литературной деятельности блаж. Феофилакта является толкование на книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Лучший оригинальный труд его в этой области — комментарий на Евангелие, особенно на св. Матфея. Им часто допускается аллегорическое истолкование текста, местами — умеренная полемика с ересями. Толкования на Деяния Апостолов и на послания большей частью почти буквально списаны с малоизвестных IX и Х в., без указания источника. Важны полемическое сочинение его против латинян, написанное в примирительному духе, и слово о 15 мучениках, в Тивериуполе (Струмице) при Юлиане пострадавших.

Истолковательные

  • Толкование на пять малых пророков: Осию, Авввакума, Иону, Наума и Михея.
  • Толкование на Четвероевангелие — «Благовестник».
  • Толкование на Деяния святых апостолов.
  • Толкование на соборные послания.
  • Толкование на послание святого апостола Павла.

Обличительные

  • Рассуждение о том, в чем обвиняются латиняне.

Поучительные

  • Слово в неделю Крестопоклонную.
  • Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы.
  • Похвальное слово императору Алексию Комнину.
  • О царском воспитании.

Исторические

  • Слова о мученичестве Тивериупольских мучеников.
  • Известно более ста тридцати писем. Все они написаны во время его архиепископства, и некоторые касаются современных ему событий, неизвестных ни из каких других источников.

Почитание и мощи

Несмотря на то что Феофилакта Болгарского не считают православным святым, все же существует его день памяти — 31 декабря. С древних времен этот человек пользовался популярностью. Кто-то его называет святым, а кто-то Учителем Церкви.

В некоторых храмах, где ценится его икона, священнослужители устраивают праздничные богослужения, но это встретить можно крайне редко.

После смерти останки блаженного Феофилакта Болгарского были захоронены в Вознесенском соборе в Сербии, в городе Чачак. Невозможно сказать, чудотворны ли его мощи, и хранятся ли они в каких-то других храмах и соборах.

Пусть блаженный Феофилакт Болгарский и не столь известен в широких кругах, но он сделал огромный вклад в литературу, а также в понимание Божьего слова. Благодаря ему современный человек может не просто узнать о событиях XI и XII веков, но и понять их смысл, влияние на жизнь простых людей. Порой это намного важнее, чем знание сухих фактов. Блаженный Феофилакт Болгарский это не просто отец и Учитель Церкви, это тот, кто навсегда должен остаться в нашей памяти.

Феофилакт Болгарский – жизнь и биография святого, труды и творения, дни памяти и почитания

Блаженный Феофилакт Болгарский

Толкование на Святое Евангелие

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС Р18-826-3515)

Текст печатается по изданию:

Благовестник. Толкования на Святые Евангелия блаж. Феофилакта, архиеп. Болгарского. СПб.: Тип. П. Сойкина, 1910

© Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2018

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский и его творения

Блаженный Феофилакт был родом из города Халкиса в Греции. Год его рождения с точностью не известен; можно только сказать, что родился он приблизительно в первой половине одиннадцатого столетия.

Первую половину своей жизни, и притом большую ее, он провел в Константинополе. Здесь он получил прекрасное образование и здесь же начал свое служение на пользу Церкви в звании диакона Великой церкви. Несмотря на небольшой сан, звание это было очень важным в то время, так как эти диаконы были ближними помощниками патриарха почти во всех делах его служения.

На обязанности Феофилакта лежало объяснение Священного Писания и произнесение поучений. В этом деле он проявил замечательный ораторский талант и большие знания не только в литературе святоотеческой, но и в светской, так что его современники считали его образцовым проповедником и в этом смысле называли его «учителем риторов».

В звании диакона Великой церкви он пробыл довольно продолжительное время, так как патриарх Константинопольский долго не хотел отпускать его от себя, как выдающегося, даровитого сотрудника, и только в довольно преклонном возрасте, приблизительно в 1081 году, он был назначен в Болгарию, в церковном отношении зависевшую от Константинополя, – первоиерархом этой страны, архиепископом Охридским.

Деятельность его в сане архиепископа протекала в очень тяжелых условиях, так как паства была темна и груба и, кроме того, в Болгарии было очень много еретиков. Павликиане, богомилы и другие еретики, благодаря своей многочисленности, сильно рассеивали в народе свои заблуждения и вооружали народ против Православия и архиепископа. Сознавая, что бороться с таким злом можно только просвещением и назначением достойных пастырей, блаженный Феофилакт, с одной стороны, ревностно поучал народ, устно и письменно излагая на основании святоотеческих творений истинный смысл новозаветных Писаний и рассылая многочисленные послания, – в результате после него осталось много посланий к разным лицам, кратких рассуждений о еретиках и разных истолковательных трудов, – с другой же стороны, при выборе пастырей он руководился или благочестием кандидатов, строгостью их жизни, или же их ученостью и красноречием. В этом случае никакие сторонние побуждения, ни родство, ни дружба, ни просьбы, ни давления светской власти не могли его заставить избрать недостойного или неизвестного. Так, однажды дук (князь) Скопийский просил его произвести в епископы одного неизвестного человека, и блаженный Феофилакт с достоинством и силой отвечал ему:

– Ни тебе, государь мой, не следует вмешиваться в это великое дело, которое должно совершать со страхом, ни мне легкомысленно решаться сообщать Божественную благодать.

Правитель обещался благодарить святителя за исполнение его просьбы, но блаженный Феофилакт и на это отвечал:

Читайте также:
Герман Соловецкий: биография преподобного, мощи и дни памяти

– Государь мой! Если тот, о котором ходатайствуешь, таков же (т. е. как и другие избранные), то не ты должен благодарить меня, а я тебя. Если же он ни в нашей Церкви неизвестен, ни в Константинополе не заслужил особенного одобрения за благочестие и просвещение, то не оскорбляй Бога и не приказывай нам; ибо нам заповедано «повиноваться Богови паче, нежели человеком» (Деян. 5, 29).

Осуществляя строгий и внимательный надзор за всеми пастырями, блаженный Феофилакт избегал резких мер, но всегда старался повлиять кротким внушением и убеждением. Примером этого может служить его поведение во время столкновений с триадицким епископом, который несправедливо преследовал одного престарелого монаха. Блаженный Феофилакт все время старался увещаниями и посланиями повлиять на епископа, но тот не только не слушался его, но даже, став врагом, ездил в Константинополь и старался оклеветать там своего архиепископа. И вот, несмотря на все эти поступки непокорного епископа, блаженный Феофилакт впоследствии с любовью и всепрощением отнесся к нему, когда тот обратился к нему с просьбой простить его. «Только молись за меня, – писал блаженный Феофилакт епископу, – и благословляй, а не кляни того, ко тебя любит».

Наконец, ему приходилось бороться и против пропаганды. Памятником этой борьбы осталось его «Рассуждение о том, в чем обвиняются латиняне». В нем блаженный Феофилакт избегает препирательств о второстепенных разногласиях и обычаях, ибо, как он говорит, не всякое различие в обычаях должно вести к разделению, но только то, которое касается догматов.

Все латинские разногласия, помимо догматов, он хотя и называет несправедливыми, но считает возможным покрыть их христианской любовью.

Вооружается же он главным образом против прибавления к Символу веры «и от Сына».

«Здесь, – пишет блаженный Феофилакт, – самое опасное зло, и если не позволяют сделать исправлений, то уступать не надо, хотя бы говорили они от престола, которым так хвалятся возносящиеся, хотя бы выставляли исповедание Петрово, хотя бы обещали блаженство, хотя бы показывали нам ключи Царствия Небесного… Впрочем, и в этом отношении не надо спорить о словах, а смотреть на дело; надо обращать внимание на то, не зависит ли здесь что-нибудь от бедности языка; притом в беседах могут встречаться выражения не точные; только от исповедания веры надо требовать полной определенности. Не будем слишком спорить с непокорным умом этих людей ни об опресноках, ни о постах, ни о прочем. Надо терпеть зло, чтобы предотвратить большее, надо попускать то, что переменить нельзя, дабы не разрушить общения любви. По примеру апостолов надо являться слабым для слабых и следовать примеру Спасителя, положившего душу Свою для того, чтобы собрать рассеянных чад в единое стадо».

Блаженный Феофилакт хотя и был греком по рождению и воспитанию, но для Болгарской Церкви он был истинным отцом. Несмотря на огорчения, которые ему приходилось испытывать во время своего архиепископства, он с неослабевающей ревностью стоял за ее независимость, за ее имущество и все ее интересы, если им с какой-либо стороны грозил ущерб. А это приходилось встречать со всех сторон. Во-первых, при внутреннем и внешнем упадке Византийской империи, которой было подвластно Болгарское царство, Болгарской Церкви приходилось нести бремя двойных налогов – в пользу государства и для удовлетворения корыстолюбия самих сборщиков. Находясь вдали от столицы, эти чиновники без всякого опасения расхищали церковное имущество под предлогом законного сбора. Во-вторых, Болгарская Церковь в его время много страдала от враждебных нападений соседних народов. Варвары, опустошая страну, грабили и жгли храмы, расхищали церковное имущество и вынуждали духовенство скрываться в лесах и пустынях.

Во время нападения на Болгарское царство аллурийцев блаженный Феофилакт и сам должен был спасаться бегством из Охриды в Солунь. Ревностный архипастырь, отечески сочувствуя скорбям Болгарской Церкви, употреблял все бывшие в его руках средства к облегчению ее бедствий, а когда не находил их у себя, тогда обращался с просьбой о помощи к другим. Очень часто эти заботы побуждали его ездить даже в Константинополь, чтобы там лично ходатайствовать по делам ее, и эти поездки всегда приносили хорошие результаты. Его константинопольские друзья то ходатайствовали по его делам перед императором, то помогали бедным Болгарским церквям своим имуществом.

АНАСТАСИЯ РИМЛЯНЫНЯ

Прмц. Анастасия Римляныня. Греческая икона

Анастасия Римляныня, Солунская, Старшая (+ 250/256), преподобномученица

Родилась в знатной римской семье, но в возрасте трех лет осиротела. Ее взяла под свое покровительство настоятельница женской монашествующей общины близ Рима, София. В этом монастыре она и приняла иночество. Анастасии было 20 лет. Она была очень красивой, и многие знатные римляне просили ее руки, но Анастасия всем отказывала, предпочитая остаться невестой Христовой. Язычники вытащили святую Анастасию из монастыря и привели к правителю города Прову. Они обвиняли ее в том, что она не только презирает знатных и богатых женихов, но почитает за Бога распятого Христа.

Пров повелел ей принести жертву идолам, но Анастасия отказалась отречься от Христа. В наказание ее нагую выставили перед толпой, затем пытали огнем, растянув между 4 столбами и нанося побои, потом подвергли колесованию. Чудесным образом святая осталась невредимой. Святая, истекая кровью, стала изнемогать и попросила воды. Стоявший при ее мучениях некто Кирилл, сжалился и напоил ее водой. Пытки продолжили – Пров приказал подвесить Анастасию и рвать железными крючьями, затем ей отрезали сосцы, вырвали ногти, выбили зубы, отрубили руки и ноги, наконец вырвали язык, которым она непрестанно славила Бога. Народ, видя бесчеловечные издевательства над святой, вознегодовал, и правители города вынуждены были прекратить пытки, обезглавив мученицу мечем. Решив, что Кирилл, напоивший мученицу водой, является тайным христианином, мучители схватили его и также казнили.

Тело святой Анастасии было брошено за городом на съедение диким зверям, но Бог не допустил глумления над святыми останками. Игумения София, извещенная Господом, нашла истерзанное тело преподобномученицы и с двумя помощниками-христианами предала его земле. Время мучения святой относят к 250 или 256 году [3].

Почитание

Мучение св. Анастасии. Фреска (автор Зорзис Фука, 1547 г.). Монастырь Дионисиат, Афон

Так как в царствование Диоклетиана пострадала также великомученица Анастасия Узорешительница, и в ряде древних агиографических произведений отсутствует четкое разделение сведений об Анастасии Римляныни и Узорешительнице (называемых соответственно Старшей и Младшей), трудно с точностью увериться в принадлежности мощей, изображений и посвященных им храмов.

В ряде источников Константинопольского происхождения память святой Анастасии Римляныне отмечается 12 октября [4], но в большинстве византийских календарей память ей содержится под 29 октября [5].

На Руси наиболее раннее свидетельство почитания Анастасии Римляныни – упоминание ее памяти под 29 октября в месяцесловах Архангельского Евангелия 1092 года [6] и Мстиславова Евангелия конца XI – начала XII века [7]. Однако память ей 29 октября отсутствует в древнейших списках Студийско-Алексиевского Типикона 1034 года [8], она появляется в списках данного устава со 2-й половины XIV века [9]. В Минеи служба преподобномученице Анастасии Римляныне включена была в конце XIV века [10]. В 1-й половине XII века на Руси был осуществлен перевод 1-й редакции нестишного Пролога, в которой краткое житие святой приводится под 12 октября, а 29 октября указывается только память ей [11]. Во 2-й редакции нестишного Пролога, сформировавшейся на Руси к началу XIII века, под 29 окт. вместо жития Анастасии Римляныни содержится краткое житие Анастасии Узорешительницы, а под 30 октября помещено житие Анастасии Солунской, которое тождественно по содержанию житию Римляныни, за исключением указания места кончины мученицы [12]. В Великих Минеях Четьих под 29 октября кроме проложных житий включено пространное житие Анастасии Римляныни [13], озаглавленное как “Житие Анастасии Солунской” [14]. На начало XXI века календарь греческих Церквей указывает память только Анастасии Римляныни 29 октября, тогда как календарь Русской Православной Церкви 30 октября отмечает также память Анастасии Солунской.

Прпмц. Анастасия Римляныня, икона

В описи 1680-1681 года Благовещенского собора Московского Кремля упоминается ковчег с частицей мощей Анастасии Римляныни.

В 1860 годах архиепископ Волынский Модест (Стрельбицкий) привез в Житомир дар Антиохийского Патриарха Иерофея – главу св. Анастасии Римляныни. По смерти своей он завещал её Житомиру. Заступивший на Волынскую кафедру архиепископ Антоний (Храповицкий) позаботился, чтобы глава святой «явилась открытою для всех христиан Волынского края». И в 1903 году с разрешения Св. Синода глава св. преподобномученицы была торжественно перенесена в кафедральный Житомирский Преображенский собор. В том же году архиепископ Антоний, исполняя волю покойного владыки Модеста, открыл в цокольной части собора Свято-Анастасиевский храм – над могилами архиепископов Модеста и его предшественников Агафангела и Тихона. Именно тут и были положены мощи святой в роскошной кипарисовой раке, оббитой серебром. В 1935 году Свято-Анастасиевскую церковь закрыли и осквернили, а мощи таинственно исчезли. Но в 1941 году, когда храм был открыт опять, глава святой возвратилась. После войны храм снова закрыли, а мощи исчезли при таинственных обстоятельствах. Весной 1999 года в Житомире был открыт женский монастырь Анастасии Римляныни [15].

Гимнография

Согласно разным редакциям Студийского устава [16] 29 октября совершается служба преподобному Авраамию Затворнику и Анастасии Римляныни, причем Евергетидский Типикон указывает службу с Аллилуия, а Мессинский – отпустительные общие тропари обоим святым, то есть службу 2 святым без знака. Первопечатный славянский Типикон 1610 года и Типикон, употребляемый ныне в Русской Православной Церкви [17], также предписывают совершение 29 октября службы 2 святым без знака.

В печатных богослужебных греческих и славянских Минеях, употребляемых в настоящее время, помещена служба Анастасии Римляныни с каноном Иосифа 8-го гласа, указанным уже в Евергетидском Типиконе. В том же Типиконе указан корпус стихир на Господи воззвах, помещенный в греческой печатной Минее и отличный от стихир в славянской печатной Минее. Общий тропарь мученице «Агница Твоя Иисусе», находящийся в славянской, но отсутствующий в греческой печатной Минее, указан в Мессинском Типиконе. В греческой печатной Минее по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь Анастасии Римляныни под 12 и 29 октября [18].

Молитвословия

Кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь:)

Де́вства вода́ми очище́на, преподо́бная,/ му́ченичества кровьми́, Анастаси́е, венча́вшися,/ подае́ши су́щим в ну́ждах неду́гов исцеле́ние/ и спасе́ние, приступа́ющим от се́рдца,/ кре́пость бо тебе́ подае́т Христо́с,// источа́я благода́ть приснотеку́щую.

Иконография

В византийском и древнерусском искусстве преподобномученица Анастасия Римляныня и великомученица Анастасия Узорешительница имеют общую традицию изображения. Наименование Римляныня сохранилось в ряде источников [19]. Преподобномученица Анастасия Римляныня могла изображаться в монашеском облачении: мантии и схиме [20].

В Строгановском лицевом подлиннике последней трети XVIII века под 29 октяюбя рядом с образом Анастасии Римляныни, держащей в правой руке сосуд, указано: «Ри(з)[а] ла(з)[орь], испод кенова(р)[ь] збелиломъ». На гравированных святцах Г. П. Тепчегорского 1713-1714 годов святая представлена с крестом и пальмовой ветвью в руках.

Использованные материалы

  • П. Б. М., Лосева О. В., Венцель О. В., Герасименко Н. В., Я. Э. З. “Анастасия Римляныня” (исправленая статья от 1 апреля 2009 г.) // Православная энциклопедия, т. 2, 257-258:
    • http://www.pravenc.ru/text/114936.html
  • Преподобномученица Анастасия Римляныня // Календарь на портале Православие.RU:
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life4611.htm
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life6413.htm
  • Анастасия Римляныня, Солунская (Фессалоникийская), преподобномученица // Сайт Русское Православие:
    • http://ortho-rus.tk/articles/svyatye-9098.html
  • Минея. Октябрь, изд. Московской Патриархии, с. 780-781:
    • http://korolev.msk.ru/minea/oct/oct780.html
    • http://korolev.msk.ru/minea/oct/oct781.html (кондак)

[1] Память перенесения честной главы с Волыни в Житомир в 1903 году. Православний календар. 2018. – К.: Українська Православна Церква, 2017. – С. 87, 181.

[2] “Ἡ Ἁγία Ἀναστασία ἡ Παρθένος”, страница греческого сайта Μεγασ ΣυναΞαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ ΣυναΞαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, “Синаксарь Православной Церкви”), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, https://www.synaxarion.gr/gr/sid/860/sxsaintinfo.aspx .

[3] Пространные греческие жития святой Анастасии, одно из которых написано Симеоном Метафрастом, относят ее мученическую кончину ко времени императора Диоклетиана (BHG, N 76х-77). Однако краткие жития в составе Минология Василия II и Синаксаря Константинопольской церкви X века говорят о том, что это произошло в правление императоров Декия и Валериана.

[4] Так в Типиконе Великой церкви X века (Mateos, Typicon, 68-69); Минологии Василия II (PG, 117, Col. 105-106); Синаксаре Константинопольской церкви X века (SynCP, Col. 133-134).

[5] Так в поздних списках Типикона Великой церкви 1063 и 1329 годов (Mateos, Typicon, 83); в разных редакциях Студийского устава – Мессинском Типиконе 1131 года (Arranz, Typicon, 45) и Евергетидском Типиконе 1-й половины XII века (Дмитриевский, Описание, т. 1, 302); в Иерусалимском уставе, начиная с древнейших списков: Sinait. gr. 1096, XII века (Дмитриевский, т. 3, ч. 2, 32), ГИМ. Син. греч. 272, 1297 года (Сергий (Спасский), Месяцеслов, т. 2, 335); в Синаксаре Константинопольской церкви X века (SynCP, Col. 171-173); Петровом Прологе XI века (Сергий (Спасский), Месяцеслов, т. 2, 335); Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI века (Cristoforo Mitileneo, Calendari, 341, 350) и Феодора Продрома начала XII века (Teodoro Prodromo, Calendario, 110).

[7] Апракос Мстислава Великого, 233.

[8] РНБ. Соф. 1136. и ГИМ. Син. 330, XII в.

[9] РГАДA. Тип. 144. Л. 38.

[10] ЯМЗ. № 154466. Л. 105.

[11] РНБ. Соф. 1324, кон. XII – нач. XIII в. – Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 160, 165.

[12] ГИМ. Син. 244, Син. 247, кон. XIV в.

[14] Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 120 (1-я паг.).

[15] История Анастасиевского монастыря на официальном сайте Житомирской епархии – http://zhytomyr-eparchy.org/svyato-anastasievskiy-stavropigi. tml

[16] Евергетидскому Типикону 1-й половины XII века (Дмитриевский, Описание, т. 1, 302) и Мессинскому Типикону 1131 года (Arranz, Typicon, 45).

[17] Типикон, т. 1, 233.

[18] Μηναῖον, ̓Οκτώβριος, 127, 298.

[19] В Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 110, 976-1025); Минологии 3-й четверти XI века (Vat. gr. 1156. Fol. 263v;); Минологии 2-й половины XI века (Vindob. Hist. gr. 6. Fol. 2v); Минологии последней четверти XI века (ГИМ. Греч. 175. Fol. 226v); в церкви Архангелов в Вуларионе, Греция, XII век; в церкви Святой Софии в Охриде, Македония, 1040-е годы; в церкви Созонта в Еракии, Греция, XIII век; на псковской иконе «Святая Анастасия, с избранными святыми», начала XVII века (ПИАМ).

[20] Например в греко-грузинской рукописи XV века (РНБ. O. I. 58. Л. 83об.); в двусторонней таблетке «Минея на октябрь», середины XVII века (НГХМ); на иконе «Преподобная Анастасия, священномученик Власий, мученики Флор и Лавр», XVIII век (ЦМиАР) – хотя в последнем случае возможно представлена прп. Анастасия Патрикия.

Преподобномученица Анастасия Римляныня. Православный календарь на 11 ноября

Житие в монастыре

Жила-была когда-то давно в женском монастыре, находившемся в Риме, девушка по имени Анастасия. В раннем детстве осталась она сиротой. Ее знатные родители умерли, когда малютка едва достигла трехлетнего возраста. Сироту отдали в женский монастырь, находившийся недалеко от Рима.


Великомученица Анастасия Римляныня

Здесь ее под покровительство взяла игуменья София, руководившая обществом святых жен. Она заботилась о девочке и воспитывала в духе христианской веры, страхе Божием и послушании. Молилась всегда о своей воспитаннице, чтоб та достигла соединения с Господом. И прошения благочестивой женщины вскоре были услышаны.

Анастасия превратилась в юную прекрасную деву. Ее внешность, очарование, кротость привлекали к себе многих знатных женихов. Один за другим они предлагали ей руку и сердце. Однако юная дева была непреклонна в своей чистоте и целомудрии. Ей не интересны были мирские желания.

Интересно! Всей душой она устремлялась к Господину ее сердца Иисусу Христу и двадцати лет от роду решила посвятить себя полностью Ему.

Обиженные и отвергнутые женихи донесли на Анастасию правителю Рима Прову. Тот, будучи наслышан о красоте и целомудрии святой девы, велел привести ее к себе. Когда римские воины явились в женскую обитель, ее насельницы в ужасе разбежались.

Но игуменья София удержала свою воспитанницу, сказав, что пришло время ее подвига за Христа. Выйдя навстречу воинам, благочестивая начальница обители спросила у воинов о цели их визита. Получив ответ, который она и сама уже знала от Господа, попросила два часа времени, чтоб девица могла собраться и принарядиться перед встречей с правителем.

Благословение игумении Софии

Воины, думая, что девица примеряет наряды, стали ждать ее у ворот обители. Однако в это время в монастыре происходило совсем другое, чем то, что они предполагали со слов игуменьи. София стала наставлять свою питомицу, чтоб та не прельщалась славой и богатством сего мира, не щадила своей красоты и не боялась мучений, смерти, так как Господь укрепит ее среди тяжелых испытаний и облегчит муки.

Идти в чертог брачный нужно с весельем в сердце, облачившись в брачные одежды. Игуменья также говорила девице о том, что пришло время показать свою любовь и верность Небесному Жениху, доказать, что достойна Его.

Анастасия уверила свою наставницу, что без колебаний решится на мучения и даже смерть ради Христа. Она пойдет к язычникам и бесстрашно исповедует веру во Христа. И просила наставницу не бояться за нее, молиться, чтоб Бог не оставил, и сердце ее тогда не дрогнет в испытаниях. Затем святая дева сама встала на молитву и просила у Господа сил для предстоящего испытания.

Духовные поучения матушки

Когда воины ворвались в обитель, чтобы схватить Анастасию и привести ее во дворец по приказу правителя города, настоятельница монастыря София сказала им, что девица к ним выйдет сама, но в начале принарядится. Что имела в виду игуменья? Ведь Анастасия и не думала примерять на себя наряды, а отправилась в храм на молитву.


Житийная икона святой Анастасии

Начальница святых жен имела в виду не вещественные украшения, а духовные, те, которые необходимы предстоящей мученице, то есть укрепление в вере:

  • молитвой;
  • любовью к Богу и упованием на Него;
  • преданностью Господу;
  • терпением.

Помнят ли современные девушки об этих украшениях? Кругом видишь, как тщательно заботятся они о внешних прелестях своих: как переживают об этом, сколько тратят на них денег, времени. Родители часто отдают последнее, чтобы их чадо выглядело не хуже других, при этом совершенно не заботясь о внутренних добродетелях своих детей.

По сути, это пустые, напрасные хлопоты, польза от которых весьма сомнительна. Разве кто-то из серьезных, благочестивых людей прельстится женскими нарядами, упустив из внимания душевные качества украшающейся девы?

Христианкам необходимо помнить о других украшениях, про которые говорил еще апостол Петр:

«Пусть ваша красота будет не внешней — не в затейливых прическах, золотых украшениях или красивой одежде, — но внутренней, той, что в сердце — нетленной красотой кроткого и безмятежного духа. Она драгоценна в глазах Божьих» (1 Петра 3:3–4).

Велит апостол заботиться о сердце своем, чтобы было оно преисполнено:

  • любовью;
  • чистотой;
  • сострадательностью.

То есть всеми теми качествами, которые должны быть у верующей христианки, невесты Христовой. С таким устроением души и сердца и простая девица превзойдет всех остальных своих подруг, пышно и богато одетых, но бедных внутри.

Немного истории

В 250 году нашей эры императором Римской империи стал Декий. Это было время военных переворотов. Один император сменял другого. Участились набеги варварских племен из-за неразберихи в стране. Декий прославился тем, что ужесточил гонения на христиан и сделал их более системными.

Император решил, что военные неудачи его войска и постоянные набеги варваров связаны с появлением христиан и из-за этого утерей благоволения со стороны языческих богов. Декий предписал каждому гражданину являться для участия в общественных обрядах, после которого выдавалось свидетельство о благонадежности. Христиан, отказавшихся принести жертву богам, предавали мучительной смерти.

Крепкая вера Анастасии

Спустя время воины поняли, что девица не наряжается, как они думали, схватили ее и, заковав в цепи, повели к правителю Рима. Языческий правитель Пров был сражен ее красотой, скромностью и целомудрием. Вначале он стал увещевать ее по-доброму, уговаривая выбрать себе мужа из знатных женихов, одуматься и принести жертву богам.


Икона святой Анастасии Римской

На вопрос правителя о том, какого она рода и веры, девушка смело ответила, что она дочь римских граждан, воспитана в христианском благочестии, а ее имя Анастасия означает «воскресение». И Господь воскресит ее, чтобы преодолеть сатану, который внушает злые намерения гонителю христиан.

Пров уверил девушку, что не желает ее погибели. Зачем ей самой губить себя, свою красоту и молодость, отказываться от тех наслаждений, которые сулит ей этот мир? Ведь она может выбрать себе знатного и богатого мужа и прожить свою жизнь в почестях и наслаждениях.

Но святую деву не прельстили обманчивые обещания, и она спокойно, уверенно ответила правителю, что если нужно будет, то готова и сто раз принять мучительную смерть за своего единственного возлюбленного Жениха Небесного Иисуса Христа. От этих слов правитель рассвирепел и отправил девицу на бичевания.

Почитание

Мучение св. Анастасии. Фреска (автор Зорзис Фука, 1547 г.). Монастырь Дионисиат, Афон

Так как в царствование Диоклетиана пострадала также великомученица Анастасия Узорешительница, и в ряде древних агиографических произведений отсутствует четкое разделение сведений об Анастасии Римляныни и Узорешительнице (называемых соответственно Старшей и Младшей), трудно с точностью увериться в принадлежности мощей, изображений и посвященных им храмов.
В ряде источников Константинопольского происхождения память святой Анастасии Римляныне отмечается 12 октября [4], но в большинстве византийских календарей память ей содержится под 29 октября [5].

На Руси наиболее раннее свидетельство почитания Анастасии Римляныни — упоминание ее памяти под 29 октября в месяцесловах Архангельского Евангелия 1092 года [6] и Мстиславова Евангелия конца — начала XII века [7]. Однако память ей 29 октября отсутствует в древнейших списках Студийско-Алексиевского Типикона 1034 года [8], она появляется в списках данного устава со 2-й половины XIV века [9]. В Минеи служба преподобномученице Анастасии Римляныне включена была в конце XIV века [10]. В 1-й половине XII века на Руси был осуществлен перевод 1-й редакции нестишного Пролога, в которой краткое житие святой приводится под 12 октября, а 29 октября указывается только память ей [11]. Во 2-й редакции нестишного Пролога, сформировавшейся на Руси к началу XIII века, под 29 окт. вместо жития Анастасии Римляныни содержится краткое житие Анастасии Узорешительницы, а под 30 октября помещено житие Анастасии Солунской, которое тождественно по содержанию житию Римляныни, за исключением указания места кончины мученицы [12]. В Великих Минеях Четьих под 29 октября кроме проложных житий включено пространное житие Анастасии Римляныни [13], озаглавленное как «Житие Анастасии Солунской» [14]. На начало XXI века календарь греческих Церквей указывает память только Анастасии Римляныни 29 октября, тогда как календарь Русской Православной Церкви 30 октября отмечает также память Анастасии Солунской.

Прпмц. Анастасия Римляныня, икона

В описи 1680-1681 года Благовещенского собора Московского Кремля упоминается ковчег с частицей мощей Анастасии Римляныни.
В 1860 годах архиепископ Волынский Модест (Стрельбицкий) привез в Житомир дар Антиохийского Патриарха Иерофея – главу св. Анастасии Римляныни. По смерти своей он завещал её Житомиру. Заступивший на Волынскую кафедру архиепископ Антоний (Храповицкий) позаботился, чтобы глава святой «явилась открытою для всех христиан Волынского края». И в 1903 году с разрешения Св. Синода глава св. преподобномученицы была торжественно перенесена в кафедральный Житомирский Преображенский собор. В том же году архиепископ Антоний, исполняя волю покойного владыки Модеста, открыл в цокольной части собора Свято-Анастасиевский храм – над могилами архиепископов Модеста и его предшественников Агафангела и Тихона. Именно тут и были положены мощи святой в роскошной кипарисовой раке, оббитой серебром. В 1935 году Свято-Анастасиевскую церковь закрыли и осквернили, а мощи таинственно исчезли. Но в 1941 году, когда храм был открыт опять, глава святой возвратилась. После войны храм снова закрыли, а мощи исчезли при таинственных обстоятельствах. Весной 1999 года в Житомире был открыт женский монастырь Анастасии Римляныни [15].

Гимнография

Согласно разным редакциям Студийского устава [16] 29 октября совершается служба преподобному Авраамию Затворнику и Анастасии Римляныни, причем Евергетидский Типикон указывает службу с Аллилуия, а Мессинский — отпустительные общие тропари обоим святым, то есть службу 2 святым без знака. Первопечатный славянский Типикон 1610 года и Типикон, употребляемый ныне в Русской Православной Церкви [17], также предписывают совершение 29 октября службы 2 святым без знака.

В печатных богослужебных греческих и славянских Минеях, употребляемых в настоящее время, помещена служба Анастасии Римляныни с каноном Иосифа 8-го гласа, указанным уже в Евергетидском Типиконе. В том же Типиконе указан корпус стихир на Господи воззвах, помещенный в греческой печатной Минее и отличный от стихир в славянской печатной Минее. Общий тропарь мученице «Агница Твоя Иисусе», находящийся в славянской, но отсутствующий в греческой печатной Минее, указан в Мессинском Типиконе. В греческой печатной Минее по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь Анастасии Римляныни под 12 и 29 октября [18].

Пытки и гибель великомученицы

Во время мучительного избиения и издевательств над телом Анастасия пела псалмы, проявляя удивительную стойкость и мужество. В порыве ярости мучители отрезали язык святой мученице. Ее обнаженной вывели перед толпой и стали терзать ее тело. Растянули между четырех столбов, обрезали сосцы, выбили зубы, вырвали ногти, а после отрубили руки и ноги.

Один из присутствующих в толпе христиан по имени Кирилл подал святой мученице немного воды, когда та совсем изнемогала от нестерпимых мучений, и тут же был казнен.

Народ, собравшийся на это зрелище, не вынеся ужасных мучений святой девы, стал возмущаться. Волнения грозили перерасти в мятеж. Тогда Пров приказал обезглавить Анастасию и ее мучениям настал конец. Святая душа наконец соединилась со своим возлюбленным Женихом, к которому она так стремилась всю свою недолгую жизнь на земле.

Обезглавленное тело мученицы бросили где-то далеко за пределами городской черты на съедение диким животным. Но Господь сохранил останки святой. Он открыл настоятельнице Софии, где искать истерзанное тело ее воспитанницы. Игуменья с двумя помощниками из христиан нашла тело святой и предала его земле.

Крепкая вера Анастасии

На все наставления игуменьи Софии Анастасия Римляныня Солунская отвечала, что готова она идти до конца, чтобы доказать любовь свою к Христу. Готова выдержать все испытания и муки телесные, дабы воссоединиться с женихом своим небесным.

Больше двух часов слуги ждали Анастасию. Не дождавшись, ворвались в церковь и увидели, что не в наряды обряжается дева, а умиленно беседует с матушкой. Схватили они ее тогда, заковали в цепи и повели в город к военачальнику. Стояла она перед ним и взор свой направляла при этом в небо, губы шептали молитву. Все удивлялись красоте ее.

Пров предложил Анастасии отречься от распятого, принять мирскую жизнь. Сразу же ей обещали найти достойного мужа, чтобы жила она в богатстве и славе, рожала детей, радовалась благам земным. На что дева твердо заверила, что не прельщает ее это предложение, ни за что не отречется она от своей веры, небесного жениха своего Иисуса Христа. И если было бы возможно, испытала бы она ради него мучения сто раз.

Иконография

В древнерусском и византийском искусстве изображается Анастасия Римляныня подобно преподобномученице Анастасии Узорешительнице. Иконы имеют общую традицию создания. В ряде источников сохраняется наименование ее Римляныней. В схиме ли, мантии, или монашеском облачении запечатлена Анастасия Римляныня, икона почитается всеми верующими христианами. Гравированные святцы Тепчегорского представляют деву с пальмовой ветвью и крестом в руках. В Строгановском подлиннике держит Анастасия сосуд.

С 1903 года в Житомирском Преображенском соборе хранилась глава Анастасии. В 1935 году, в смутные времена гонений на верующих, церковь была осквернена и закрыта, мощи исчезли таинственным образом. В 1941 году храм каким-то чудом был открыт, и возвратились сюда мощи святой. Анастасия Римляныня словно стала защитницей верующих. После войны собор закрыли еще раз, и мощи снова были утрачены.

Часто Анастасию Римляныню путают со святой девой Анастасией Узорешительницей, а также с Анастасией Римской. С этим и связаны неточности при изображении преподобномученицы на некоторых иконах.

Анастасия Римляныня

Православные христиане 11 ноября отмечают день памяти Анастасии Римляныни. На Святой горе Афон в монастыре Григориат есть храм в честь этой святой, где хранится и частица ее мощей. Интересна и необычна история женской Свято-Анастасиевской обители на Украине, на Житомирщине.

Житие в монастыре

Жила-была когда-то давно в женском монастыре, находившемся в Риме, девушка по имени Анастасия. В раннем детстве осталась она сиротой. Ее знатные родители умерли, когда малютка едва достигла трехлетнего возраста. Сироту отдали в женский монастырь, находившийся недалеко от Рима.

Здесь ее под покровительство взяла игуменья София, руководившая обществом святых жен. Она заботилась о девочке и воспитывала в духе христианской веры, страхе Божием и послушании. Молилась всегда о своей воспитаннице, чтоб та достигла соединения с Господом. И прошения благочестивой женщины вскоре были услышаны.

Анастасия превратилась в юную прекрасную деву. Ее внешность, очарование, кротость привлекали к себе многих знатных женихов. Один за другим они предлагали ей руку и сердце. Однако юная дева была непреклонна в своей чистоте и целомудрии. Ей не интересны были мирские желания.

Интересно! Всей душой она устремлялась к Господину ее сердца Иисусу Христу и двадцати лет от роду решила посвятить себя полностью Ему.

Обиженные и отвергнутые женихи донесли на Анастасию правителю Рима Прову. Тот, будучи наслышан о красоте и целомудрии святой девы, велел привести ее к себе. Когда римские воины явились в женскую обитель, ее насельницы в ужасе разбежались.

Но игуменья София удержала свою воспитанницу, сказав, что пришло время ее подвига за Христа. Выйдя навстречу воинам, благочестивая начальница обители спросила у воинов о цели их визита. Получив ответ, который она и сама уже знала от Господа, попросила два часа времени, чтоб девица могла собраться и принарядиться перед встречей с правителем.

Благословение игумении Софии

Воины, думая, что девица примеряет наряды, стали ждать ее у ворот обители. Однако в это время в монастыре происходило совсем другое, чем то, что они предполагали со слов игуменьи. София стала наставлять свою питомицу, чтоб та не прельщалась славой и богатством сего мира, не щадила своей красоты и не боялась мучений, смерти, так как Господь укрепит ее среди тяжелых испытаний и облегчит муки.

Идти в чертог брачный нужно с весельем в сердце, облачившись в брачные одежды. Игуменья также говорила девице о том, что пришло время показать свою любовь и верность Небесному Жениху, доказать, что достойна Его.

Анастасия уверила свою наставницу, что без колебаний решится на мучения и даже смерть ради Христа. Она пойдет к язычникам и бесстрашно исповедует веру во Христа. И просила наставницу не бояться за нее, молиться, чтоб Бог не оставил, и сердце ее тогда не дрогнет в испытаниях. Затем святая дева сама встала на молитву и просила у Господа сил для предстоящего испытания.

Духовные поучения матушки

Когда воины ворвались в обитель, чтобы схватить Анастасию и привести ее во дворец по приказу правителя города, настоятельница монастыря София сказала им, что девица к ним выйдет сама, но в начале принарядится. Что имела в виду игуменья? Ведь Анастасия и не думала примерять на себя наряды, а отправилась в храм на молитву.

Начальница святых жен имела в виду не вещественные украшения, а духовные, те, которые необходимы предстоящей мученице, то есть укрепление в вере:

  • молитвой;
  • любовью к Богу и упованием на Него;
  • преданностью Господу;
  • терпением.

Помнят ли современные девушки об этих украшениях? Кругом видишь, как тщательно заботятся они о внешних прелестях своих: как переживают об этом, сколько тратят на них денег, времени. Родители часто отдают последнее, чтобы их чадо выглядело не хуже других, при этом совершенно не заботясь о внутренних добродетелях своих детей.

По сути, это пустые, напрасные хлопоты, польза от которых весьма сомнительна. Разве кто-то из серьезных, благочестивых людей прельстится женскими нарядами, упустив из внимания душевные качества украшающейся девы?

Христианкам необходимо помнить о других украшениях, про которые говорил еще апостол Петр:

«Пусть ваша красота будет не внешней — не в затейливых прическах, золотых украшениях или красивой одежде, — но внутренней, той, что в сердце — нетленной красотой кроткого и безмятежного духа. Она драгоценна в глазах Божьих» (1 Петра 3:3–4).

Велит апостол заботиться о сердце своем, чтобы было оно преисполнено:

  • любовью;
  • чистотой;
  • сострадательностью.

То есть всеми теми качествами, которые должны быть у верующей христианки, невесты Христовой. С таким устроением души и сердца и простая девица превзойдет всех остальных своих подруг, пышно и богато одетых, но бедных внутри.

Немного истории

В 250 году нашей эры императором Римской империи стал Декий. Это было время военных переворотов. Один император сменял другого. Участились набеги варварских племен из-за неразберихи в стране. Декий прославился тем, что ужесточил гонения на христиан и сделал их более системными.

Император решил, что военные неудачи его войска и постоянные набеги варваров связаны с появлением христиан и из-за этого утерей благоволения со стороны языческих богов. Декий предписал каждому гражданину являться для участия в общественных обрядах, после которого выдавалось свидетельство о благонадежности. Христиан, отказавшихся принести жертву богам, предавали мучительной смерти.

Крепкая вера Анастасии

Спустя время воины поняли, что девица не наряжается, как они думали, схватили ее и, заковав в цепи, повели к правителю Рима. Языческий правитель Пров был сражен ее красотой, скромностью и целомудрием. Вначале он стал увещевать ее по-доброму, уговаривая выбрать себе мужа из знатных женихов, одуматься и принести жертву богам.

На вопрос правителя о том, какого она рода и веры, девушка смело ответила, что она дочь римских граждан, воспитана в христианском благочестии, а ее имя Анастасия означает «воскресение». И Господь воскресит ее, чтобы преодолеть сатану, который внушает злые намерения гонителю христиан.

Пров уверил девушку, что не желает ее погибели. Зачем ей самой губить себя, свою красоту и молодость, отказываться от тех наслаждений, которые сулит ей этот мир? Ведь она может выбрать себе знатного и богатого мужа и прожить свою жизнь в почестях и наслаждениях.

Но святую деву не прельстили обманчивые обещания, и она спокойно, уверенно ответила правителю, что если нужно будет, то готова и сто раз принять мучительную смерть за своего единственного возлюбленного Жениха Небесного Иисуса Христа. От этих слов правитель рассвирепел и отправил девицу на бичевания.

Пытки и гибель великомученицы

Во время мучительного избиения и издевательств над телом Анастасия пела псалмы, проявляя удивительную стойкость и мужество. В порыве ярости мучители отрезали язык святой мученице. Ее обнаженной вывели перед толпой и стали терзать ее тело. Растянули между четырех столбов, обрезали сосцы, выбили зубы, вырвали ногти, а после отрубили руки и ноги.

Один из присутствующих в толпе христиан по имени Кирилл подал святой мученице немного воды, когда та совсем изнемогала от нестерпимых мучений, и тут же был казнен.

Народ, собравшийся на это зрелище, не вынеся ужасных мучений святой девы, стал возмущаться. Волнения грозили перерасти в мятеж. Тогда Пров приказал обезглавить Анастасию и ее мучениям настал конец. Святая душа наконец соединилась со своим возлюбленным Женихом, к которому она так стремилась всю свою недолгую жизнь на земле.

Обезглавленное тело мученицы бросили где-то далеко за пределами городской черты на съедение диким животным. Но Господь сохранил останки святой. Он открыл настоятельнице Софии, где искать истерзанное тело ее воспитанницы. Игуменья с двумя помощниками из христиан нашла тело святой и предала его земле.

Почитание и мощи

В Украине Анастасия Римляныня считается покровительницей Житомира. Здесь есть женский монастырь, расположенный недалеко от города. Возник он на развалинах бывшей графской усадьбы, которая в годы советской власти служила санаторием для больных туберкулезом. Начиная с весны 1999-го года монашескими трудами и молитвами здесь появились келии для насельниц обители, небольшой храм и величественный собор.

Основательницей монастыря была знаменитая старица Рафаила. Среди ее духовных чад были и очень знаменитые или состоятельные люди, которые помогали строить собор обители и другие ее постройки. Находится обитель в живописном районе под названием Малеванки, не случайно была названа в честь Анастасии Римляныни. История города Житомира тесно связана с именем этой святой.

В шестидесятых годах 19-го века сюда была привезена честная глава Анастасии Римляныни. Это был дар от Антиохийского Патриарха Ерофея местному владыке Модесту (Стрельницкому), архиепископу Волынскому и Житомирскому. Святыню поместили в нижнем храме Свято-Преображенского собора, где она благополучно и находилась до самой революции.

Важно! По молитвам к святой Анастасии происходило множество чудес и исцелений. Поклониться и приложиться к мощам приезжал православный люд со всех уголков земли: Санкт-Петербурга, Варшавы и многих других мест, городов. Здесь благословляли депутатов в Госдуму от Волынского края, учеников духовных школ на новый учебный год, новобранцев перед отправкой на фронт во время Первой мировой войны.

Дальше судьба мощей сложилась далеко не так благополучно. Во время советской власти храм, где хранилась глава святой Анастасии был закрыт. Сами мощи исчезли в неизвестном направлении. Их следы отыскались лишь в 1941 году, когда богослужения в Свято-Анастасиевском храме возобновились вновь.

В 1930-х году храм был запланирован городскими властями под снос несмотря на то, что был внесен в реестр исторических памятников. Но началась 2-я мировая война и этим варварским планам не дано было осуществиться.

Во время хрущевский гонений, когда церкви вновь стали закрываться, святая глава вновь исчезла и на этот раз безвозвратно. До 1991-го года часть храма использовалась для хозяйственных нужд под склад. Сегодня это один из величественнейших храмов Украины, служит украшением города Житомира, являясь самым совершенным и прекрасным зданием в его пределах.

Верующие не теряют надежды на то, что честные останки Анастасии Римляныни рано или поздно, но отыщутся вновь. Возможно, искренние молитвы насельниц монастыря помогут осуществиться этим надеждам, и Бог снова явит жителям Житомирщины главу св. Анастасии Римляныни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: