Филарет Милостивый: житие и биография святого, почитание, труды и медаль

Филарет Милостивый: житие и биография святого, почитание, труды и медаль

Житие праведного Филарета Милостивого

Господь даровал своему угоднику долгую земную жизнь, наполненную испытаниями. Многие годы благочестивый христианин жил, в соответствии с утверждением, что жизнь в богатстве и Вере, но без добрых дел не имеет смысла.


Святой Филарет Милостивый

Он с радостью помогал вдовам, сиротам и беднякам, давая им одежду, принимая под своим кровом и угощая за своим столом, как самых желанных и уважаемых гостей. Многие люди приходили к нему со своими просьбами и горестями, зная, что не услышат отказа.

Происхождение

Родители Филарета — Георгий и Анна — являлись выходцами с территории Восточной Армении. В начале VIII в. они переехали на север Малой Азии в район Пафлагонии. Унаследовав от родителей не только богатства и земли, но и благочестие, Филарет с ранних лет помогал беднякам и нуждающимся в помощи людям.

Его богатство приумножилось после заключения брака с Феозвой, которая происходила из богатой аристократической семьи. У них было трое детей: Иоат, Ипатия и Еванфия.

Испытание бедностью

Желая испытать праведника, Господь послал ему испытание. Во время нападения арабов были разорены и разграблены все его многочисленные владения. В его хозяйстве остались лишь два вола, корова с теленком, конь, несколько ульев и дом с небольшим полем.

Филарет обрадовался этому событию, говоря, что избавился от тяжёлой ноши. Как обычный крестьянин он пахал землю на своих волах, чтобы прокормить свою семью. Но даже потеряв богатство, человеколюбец продолжал помогать людям, просящим его о помощи.

Однажды к работающему в поле праведнику подошёл человек, у которого в упряжке пал один из волов. Бывший богач отдал крестьянину одно из своих животных. Через некоторое время он отдал воину, своего коня, так как тот должен был явиться на службу со своим конем. Нищему человеку отдал телёнка. А, увидев, как переживает корова разлуку с детенышем, он отдал бедняку и её.


Икона праведного Филарета Милостивого

Когда были розданы все животные, старик раздал голодающим соседям все запасы хлеба и мёда. Только дом и одежда остались у него, но и верхнее платье он снял с себя, отдав его стоящему у ворот некогда богатого дома нищему человеку.

Жена и дети говорили старику, что он больше заботится о благе нищих попрошаек, чем о членах своей семьи. В ответ на обвинения праведник указывал, что в тайниках у него несметные богатства, которых хватит и его детям, внукам. Конечно же он говорил о духовном богатстве и сокровищах, ожидающих праведных христиан в Царстве Небесном.

Господь не оставлял своего верного сына. По его воле друг Филарета прислал ему 40 мер зерна. По настоянию супруги 35 мер он отдал для прокорма домочадцам и уплаты долгов, а 5 частей оставил себе. Их он за два дня раздал нуждающимся людям. Родные люди, подстрекаемые врагом рода, стали питаться отдельно от отца, утаивая от него еду. Но однажды праведник застал их во время принятия пищи и попросил принять его не как главу семьи, а как странника, нуждающегося в помощи.

Возвышение

Господь долго испытывал своего угодника. Пройдя все невзгоды и горести с истинным христианским смирением и любовью, Филарет получил от Господа награду.

Мать и соправительница Константина Багрянородного — императрица Ирина начала поиски невесты для сына. Она разослала во все концы империи концы империи послов, которые искали достойную претендентку. Придворные прибыли в деревню, где жил праведник.

Увидев красивый дом, они решили остановиться в нём, так как решили, что в красивом здании живёт богатый вельможа. Но местные жители сказали слугам послов, что здесь живёт беднейший житель поселения. Слуги не поверили словам крестьян и подошли к дому. На пороге их встречал радостный хозяин, он обнял их и пригласил в своё жилище.

Он попросил жену приготовить для почтенных гостей лучшие яства. Феозва с гневом ответила, что из-за его нищелюбия они не могут достойно принять благородных путников. Филарет посоветовал ей разжечь очаг, а в остальном положиться на Бога. В это время задняя дверь открылась, и соседи принесли праведнику множество снеди, вино и фрукты. Уверовавшая в слова мужа женщина приготовила богатый пир.


Святой Филарет Милостивый

Во время застолья посланники правительницы поведали о цели своего путешествия и расспросили о семье Божьего раба. Старик ответил, что в его доме живут три внучки. Познакомившись с девушками, придворные аристократы были поражены красотой и скромным поведением Марии. Она в сопровождении всей семьи отправилась в древнюю византийскую столицу.

Вместе с ними в византийскую столицу прибыли ещё 10 девушек. Среди них выделялась дочь богатого вельможи Геронтия. Красивая и умная, но очень заносчивая дева считала, что только она может претендовать на высокий титул. Поговорив с ней, доверенное лицо императора Ставрикий указал красавице, что несмотря на все её явные достоинства, она не может стать женой правителя.

Увидев же Марию, император и его слуга были поражены её добродетелями. Константин сделал её своей женой. Счастливый правитель возвысил родственников своей супруги, щедро одарив каждого из них деньгами, драгоценностями и богатыми одеждами. Семья Филарета поселилась вблизи императорского дворца.

Интересно: в благодарность старец, повелел готовиться к пиру на 200 человек, сказав, что сам Царь будет присутствовать на трапезе. Когда все приготовления были закончены, он пригласил к столу 200 бедняков. После этого Феозма поняла, что её муж ждал Царя Небесного, принявшего образ нищего человека.

Жизнь в Константинополе

Праведный Филарет поселился во дворце, расположенной рядом с резиденцией императора. Старец, как и в годы молодости был щедр и приветлив со всеми нуждающимися людьми. Он часто приглашал городских бедняков на трапезы, за которыми лично им прислуживал.

По приказу Филарета слуги изготовили три одинаковых ящика, которые заполнили золотыми, серебряными и медными монетами. Праведник ходил с ними по городу и раздавал милостыню. Он не смотрел из какого ящика достает деньги, так как полагается на волю Господа. Только Создатель знал об истинных потребностях и мыслях просящего человека и направлял руку благодетеля в нужный короб.

Возвышение статуса не повлияло на характер престарелого христианина. Даже посещая свою внучку в императорской дворце, он не носил дорогой одежды. Блаженный старец считал, что Бог наградил его, сделав Марию женой императора.

Окончание земного пути

В конце жизни смиренный и кроткий человек был награжден даром провидения. Он заранее знал дату своей смерти и готовился к этому моменту. Незадолго до смерти Филарет отправился в монастырь Родольфия, расположенный на окраине византийской столицы. Он пожертвовал всё, что имел при себе на нужды монашеской общины и попросил настоятельницу приготовить для него гроб. Об этих приготовлениях знал только верный слуга старца Калиссий.

Читайте также:
Герман Соловецкий: биография преподобного, мощи и дни памяти


Святой Филарет Милостивый Пафлагонянин

Через несколько дней 90‐ий старец заболел. Слуга пригласил к его одру всех его детей и внуков. Блаженный праведник завещал своим потомкам жить по Слову Христову, любить нищих и заботиться о нуждающихся людях. После краткой молитвы он спокойно отошёл к Господу.

Интересно: у смертного ложа Филарета собрались все его дети и внуки, каждому из которых он поведал о будущем. Впоследствии большинство из них стали монахами. А внук Никита в конце IX в. написал житие святого угодника, из которого черпается большая часть сведений о его жизни.

Погребение

Узнав о кончине блаженного праведника к его телу поспешили император с супругой и многочисленные вельможи. Во время похоронной процессии на улицы города вышли и знать, и простые горожане, и бедняки, о которых при жизни заботился старец.

Все они удивлялись, что 90‐й старик и после смерти остаётся чист и светлее ликом. Его похоронили в монастыре Суда Родольфия в 792 г. В день похорон случилось первое посмертное чудо по молитве блаженному Филарету.

Один человек, одержимый бесом, прикоснулся к гробу святого угодника и был исцелён. Бес повалил его на землю и сам покинул измученное тело. Многие люди стали приходить к могиле старца, прося о помощи и исцелении. Монастырские хроники зафиксировали множество чудес, произошедших по искренней молитве.

Почитание

Почитание Филарета Милостивого началось вскоре после окончания его земного пути. Первое житие было написано в IX в. В настоящее время ему посвящены храмы во многих православных странах. Крупнейший из них находится в Иерусалиме на Масличной горе.

Наибольшим почтением Филарет Милостивый пользуется в Русской Православной Церкви. В честь милостивого византийца освящены храмы в следующих населённых пунктах:

  • в деревне Семёновское (церковь в трапезном корпусе Спасо-Бородинского монастыря);
  • в Сергиевом Посаде (церковь в покоях архиерея в Троице-Сергиевой лавре);
  • в Ульяновске.

В российской столице функционируют 2 храма в честь святого Филарета Милостивого. Они располагаются при Ермаковской богадельне и Филаретовском женском епархиальном училище.


Храм святого Филарета Милостивого в Москве

Также в России существуют храмы, в которых находятся малые пределы в честь святого мужа. К ним относятся следующие культовые постройки:

  • церковь Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре;
  • храм Сергия и Никона Радонежских в Гефсиманском скиту;
  • церковь Воскресения Словущего в деревне Васильковское Ступинского района.

Днём памяти блаженного Филарета является 1 день декабря.

Значение святого в православии

Филарет Московский, урожденный Василий Дроздов, родился в семье священнослужителей в декабре 1782 года. В 8-летнем возрасте родители Дроздова отправили его в Коломенскую семинарию. С 17 лет Василий был слушателем Троицкой подмосковной семинарии. Окончив учебу, юноша остался преподавать греческий и еврейский языки.

Духовная карьера святителя развивалась очень быстро:

  • 1811 год – получив звание доктора богословских наук, стал архимандритом;
  • 1817 год – возведен в епископский сан;
  • 1818 год – стал архиепископом;
  • 1819 год – член Синода;
  • 1821 год – назначен Московским Митрополитом.

На протяжении всей жизни Филарет проповедовал христианство, объезжая церкви и монастыри Тверской епархии, где повсюду совершал богослужения, встречался с людьми, наставляя их на праведный путь. Немало сделал св. Филарет для монашества, поддерживая Оптину пустынь (мужскую монашескую обитель).

Митрополит оставил потомкам множество богословских трудов:

  • переведенный акафист Божьей Матери;
  • трактовку псалмов и Книги Бытия;
  • цикл лекций для духовной семинарии.

Филарет Московский начал переводить на русский язык Священное Писание. Он считал, что церковнославянский язык тяжело понять народу. Но завершить труд святитель не смог. Многие были недовольны общением Митрополита с членами Библейского общества. Из-за клеветнических доносов его закрыли.

Филарету принадлежит благодарственная молитва, прославившаяся своей чудодейственной силой. С ее помощью святитель пытался донести до людей суть христианства и показать величие Господа. Молитва во всей своей полноте раскрывала смиренную душу митрополита, в которой нет других желаний, кроме исполнения воли Господа.

Филарет всегда оставался верен себе, поступал по совести, не ища личной выгоды. Мог противоречить даже царю, если что-то шло вразрез с его христианскими принципами. Из-за этого святитель нажил немало врагов. Но народ всегда почитал его за святость, доброту, готовность оказать помощь любому страждущему.

Умер митрополит 19 ноября 1867 года после проведения воскресной божественной литургии. Похоронен в Троице-Сергиевой лавре. К лику святых Филарета причислили лишь в 1994 году.

Филарет Милостивый

Богатство истинного христианина состоит не в материальных ценностях, а в духовном величии. Доказательством этого является жизнь богатого византийского землевладельца Филарета, жившего в VIII в. Несмотря на осуждение близких людей, он всю жизнь заботился о бедняках и беспризорниках.

Житие праведного Филарета Милостивого

Господь даровал своему угоднику долгую земную жизнь, наполненную испытаниями. Многие годы благочестивый христианин жил, в соответствии с утверждением, что жизнь в богатстве и Вере, но без добрых дел не имеет смысла.

Он с радостью помогал вдовам, сиротам и беднякам, давая им одежду, принимая под своим кровом и угощая за своим столом, как самых желанных и уважаемых гостей. Многие люди приходили к нему со своими просьбами и горестями, зная, что не услышат отказа.

Происхождение

Родители Филарета — Георгий и Анна — являлись выходцами с территории Восточной Армении. В начале VIII в. они переехали на север Малой Азии в район Пафлагонии. Унаследовав от родителей не только богатства и земли, но и благочестие, Филарет с ранних лет помогал беднякам и нуждающимся в помощи людям.

Его богатство приумножилось после заключения брака с Феозвой, которая происходила из богатой аристократической семьи. У них было трое детей: Иоат, Ипатия и Еванфия.

Испытание бедностью

Желая испытать праведника, Господь послал ему испытание. Во время нападения арабов были разорены и разграблены все его многочисленные владения. В его хозяйстве остались лишь два вола, корова с теленком, конь, несколько ульев и дом с небольшим полем.

Филарет обрадовался этому событию, говоря, что избавился от тяжёлой ноши. Как обычный крестьянин он пахал землю на своих волах, чтобы прокормить свою семью. Но даже потеряв богатство, человеколюбец продолжал помогать людям, просящим его о помощи.

Читайте также:
Захария и Елисавета – житие и биография святых, чудеса, дни памяти

Однажды к работающему в поле праведнику подошёл человек, у которого в упряжке пал один из волов. Бывший богач отдал крестьянину одно из своих животных. Через некоторое время он отдал воину, своего коня, так как тот должен был явиться на службу со своим конем. Нищему человеку отдал телёнка. А, увидев, как переживает корова разлуку с детенышем, он отдал бедняку и её.

Когда были розданы все животные, старик раздал голодающим соседям все запасы хлеба и мёда. Только дом и одежда остались у него, но и верхнее платье он снял с себя, отдав его стоящему у ворот некогда богатого дома нищему человеку.

Жена и дети говорили старику, что он больше заботится о благе нищих попрошаек, чем о членах своей семьи. В ответ на обвинения праведник указывал, что в тайниках у него несметные богатства, которых хватит и его детям, внукам. Конечно же он говорил о духовном богатстве и сокровищах, ожидающих праведных христиан в Царстве Небесном.

Господь не оставлял своего верного сына. По его воле друг Филарета прислал ему 40 мер зерна. По настоянию супруги 35 мер он отдал для прокорма домочадцам и уплаты долгов, а 5 частей оставил себе. Их он за два дня раздал нуждающимся людям. Родные люди, подстрекаемые врагом рода, стали питаться отдельно от отца, утаивая от него еду. Но однажды праведник застал их во время принятия пищи и попросил принять его не как главу семьи, а как странника, нуждающегося в помощи.

Возвышение

Господь долго испытывал своего угодника. Пройдя все невзгоды и горести с истинным христианским смирением и любовью, Филарет получил от Господа награду.

Мать и соправительница Константина Багрянородного — императрица Ирина начала поиски невесты для сына. Она разослала во все концы империи концы империи послов, которые искали достойную претендентку. Придворные прибыли в деревню, где жил праведник.

Увидев красивый дом, они решили остановиться в нём, так как решили, что в красивом здании живёт богатый вельможа. Но местные жители сказали слугам послов, что здесь живёт беднейший житель поселения. Слуги не поверили словам крестьян и подошли к дому. На пороге их встречал радостный хозяин, он обнял их и пригласил в своё жилище.

Он попросил жену приготовить для почтенных гостей лучшие яства. Феозва с гневом ответила, что из-за его нищелюбия они не могут достойно принять благородных путников. Филарет посоветовал ей разжечь очаг, а в остальном положиться на Бога. В это время задняя дверь открылась, и соседи принесли праведнику множество снеди, вино и фрукты. Уверовавшая в слова мужа женщина приготовила богатый пир.

Во время застолья посланники правительницы поведали о цели своего путешествия и расспросили о семье Божьего раба. Старик ответил, что в его доме живут три внучки. Познакомившись с девушками, придворные аристократы были поражены красотой и скромным поведением Марии. Она в сопровождении всей семьи отправилась в древнюю византийскую столицу.

Вместе с ними в византийскую столицу прибыли ещё 10 девушек. Среди них выделялась дочь богатого вельможи Геронтия. Красивая и умная, но очень заносчивая дева считала, что только она может претендовать на высокий титул. Поговорив с ней, доверенное лицо императора Ставрикий указал красавице, что несмотря на все её явные достоинства, она не может стать женой правителя.

Увидев же Марию, император и его слуга были поражены её добродетелями. Константин сделал её своей женой. Счастливый правитель возвысил родственников своей супруги, щедро одарив каждого из них деньгами, драгоценностями и богатыми одеждами. Семья Филарета поселилась вблизи императорского дворца.

Интересно: в благодарность старец, повелел готовиться к пиру на 200 человек, сказав, что сам Царь будет присутствовать на трапезе. Когда все приготовления были закончены, он пригласил к столу 200 бедняков. После этого Феозма поняла, что её муж ждал Царя Небесного, принявшего образ нищего человека.

Жизнь в Константинополе

Праведный Филарет поселился во дворце, расположенной рядом с резиденцией императора. Старец, как и в годы молодости был щедр и приветлив со всеми нуждающимися людьми. Он часто приглашал городских бедняков на трапезы, за которыми лично им прислуживал.

По приказу Филарета слуги изготовили три одинаковых ящика, которые заполнили золотыми, серебряными и медными монетами. Праведник ходил с ними по городу и раздавал милостыню. Он не смотрел из какого ящика достает деньги, так как полагается на волю Господа. Только Создатель знал об истинных потребностях и мыслях просящего человека и направлял руку благодетеля в нужный короб.

Возвышение статуса не повлияло на характер престарелого христианина. Даже посещая свою внучку в императорской дворце, он не носил дорогой одежды. Блаженный старец считал, что Бог наградил его, сделав Марию женой императора.

Окончание земного пути

В конце жизни смиренный и кроткий человек был награжден даром провидения. Он заранее знал дату своей смерти и готовился к этому моменту. Незадолго до смерти Филарет отправился в монастырь Родольфия, расположенный на окраине византийской столицы. Он пожертвовал всё, что имел при себе на нужды монашеской общины и попросил настоятельницу приготовить для него гроб. Об этих приготовлениях знал только верный слуга старца Калиссий.

Через несколько дней 90‐ий старец заболел. Слуга пригласил к его одру всех его детей и внуков. Блаженный праведник завещал своим потомкам жить по Слову Христову, любить нищих и заботиться о нуждающихся людях. После краткой молитвы он спокойно отошёл к Господу.

Интересно: у смертного ложа Филарета собрались все его дети и внуки, каждому из которых он поведал о будущем. Впоследствии большинство из них стали монахами. А внук Никита в конце IX в. написал житие святого угодника, из которого черпается большая часть сведений о его жизни.

Погребение

Узнав о кончине блаженного праведника к его телу поспешили император с супругой и многочисленные вельможи. Во время похоронной процессии на улицы города вышли и знать, и простые горожане, и бедняки, о которых при жизни заботился старец.

Все они удивлялись, что 90‐й старик и после смерти остаётся чист и светлее ликом. Его похоронили в монастыре Суда Родольфия в 792 г. В день похорон случилось первое посмертное чудо по молитве блаженному Филарету.

Один человек, одержимый бесом, прикоснулся к гробу святого угодника и был исцелён. Бес повалил его на землю и сам покинул измученное тело. Многие люди стали приходить к могиле старца, прося о помощи и исцелении. Монастырские хроники зафиксировали множество чудес, произошедших по искренней молитве.

Читайте также:
Житие Димитрия Солунского - описание и история жизни, биография и чудеса святого

Почитание

Почитание Филарета Милостивого началось вскоре после окончания его земного пути. Первое житие было написано в IX в. В настоящее время ему посвящены храмы во многих православных странах. Крупнейший из них находится в Иерусалиме на Масличной горе.

Наибольшим почтением Филарет Милостивый пользуется в Русской Православной Церкви. В честь милостивого византийца освящены храмы в следующих населённых пунктах:

  • в деревне Семёновское (церковь в трапезном корпусе Спасо-Бородинского монастыря);
  • в Сергиевом Посаде (церковь в покоях архиерея в Троице-Сергиевой лавре);
  • в Ульяновске.

В российской столице функционируют 2 храма в честь святого Филарета Милостивого. Они располагаются при Ермаковской богадельне и Филаретовском женском епархиальном училище.

Также в России существуют храмы, в которых находятся малые пределы в честь святого мужа. К ним относятся следующие культовые постройки:

  • церковь Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре;
  • храм Сергия и Никона Радонежских в Гефсиманском скиту;
  • церковь Воскресения Словущего в деревне Васильковское Ступинского района.

Днём памяти блаженного Филарета является 1 день декабря.

О чем молятся праведному Филарету

Божьим угодникам можно обращаться с любой молитвенной просьбой. Небесные заступники обязательно услышат искреннюю молитву и помогут нуждающемуся в помощи человеку. Филарету Милостивому молятся в следующих случаях:

  • при тяжёлом финансовом положении;
  • во время трудной жизненной ситуации в своей жизни, или у близких родственников;
  • при одержимости бесами и душевных недугах.

Святой праведный Филарет Милостивый — пример искреннего христианина, живущего по христианским законам, несмотря на высокое положение в обществе и богатства. Его смирение и покорность Воле Господа были отмечены особой милостью Создателя как при жизни, так и после смерти.

Текст молитвы святителя филарета Московского на каждый день и в чем помогает

Житие праведного Филарета Милостивого

Господь даровал своему угоднику долгую земную жизнь, наполненную испытаниями. Многие годы благочестивый христианин жил, в соответствии с утверждением, что жизнь в богатстве и Вере, но без добрых дел не имеет смысла.


Святой Филарет Милостивый

Он с радостью помогал вдовам, сиротам и беднякам, давая им одежду, принимая под своим кровом и угощая за своим столом, как самых желанных и уважаемых гостей. Многие люди приходили к нему со своими просьбами и горестями, зная, что не услышат отказа.

Происхождение

Родители Филарета — Георгий и Анна — являлись выходцами с территории Восточной Армении. В начале VIII в. они переехали на север Малой Азии в район Пафлагонии. Унаследовав от родителей не только богатства и земли, но и благочестие, Филарет с ранних лет помогал беднякам и нуждающимся в помощи людям.

Его богатство приумножилось после заключения брака с Феозвой, которая происходила из богатой аристократической семьи. У них было трое детей: Иоат, Ипатия и Еванфия.

Испытание бедностью

Желая испытать праведника, Господь послал ему испытание. Во время нападения арабов были разорены и разграблены все его многочисленные владения. В его хозяйстве остались лишь два вола, корова с теленком, конь, несколько ульев и дом с небольшим полем.

Филарет обрадовался этому событию, говоря, что избавился от тяжёлой ноши. Как обычный крестьянин он пахал землю на своих волах, чтобы прокормить свою семью. Но даже потеряв богатство, человеколюбец продолжал помогать людям, просящим его о помощи.

Однажды к работающему в поле праведнику подошёл человек, у которого в упряжке пал один из волов. Бывший богач отдал крестьянину одно из своих животных. Через некоторое время он отдал воину, своего коня, так как тот должен был явиться на службу со своим конем. Нищему человеку отдал телёнка. А, увидев, как переживает корова разлуку с детенышем, он отдал бедняку и её.


Икона праведного Филарета Милостивого

Когда были розданы все животные, старик раздал голодающим соседям все запасы хлеба и мёда. Только дом и одежда остались у него, но и верхнее платье он снял с себя, отдав его стоящему у ворот некогда богатого дома нищему человеку.

Жена и дети говорили старику, что он больше заботится о благе нищих попрошаек, чем о членах своей семьи. В ответ на обвинения праведник указывал, что в тайниках у него несметные богатства, которых хватит и его детям, внукам. Конечно же он говорил о духовном богатстве и сокровищах, ожидающих праведных христиан в Царстве Небесном.

Господь не оставлял своего верного сына. По его воле друг Филарета прислал ему 40 мер зерна. По настоянию супруги 35 мер он отдал для прокорма домочадцам и уплаты долгов, а 5 частей оставил себе. Их он за два дня раздал нуждающимся людям. Родные люди, подстрекаемые врагом рода, стали питаться отдельно от отца, утаивая от него еду. Но однажды праведник застал их во время принятия пищи и попросил принять его не как главу семьи, а как странника, нуждающегося в помощи.

Возвышение

Господь долго испытывал своего угодника. Пройдя все невзгоды и горести с истинным христианским смирением и любовью, Филарет получил от Господа награду.

Мать и соправительница Константина Багрянородного — императрица Ирина начала поиски невесты для сына. Она разослала во все концы империи концы империи послов, которые искали достойную претендентку. Придворные прибыли в деревню, где жил праведник.

Увидев красивый дом, они решили остановиться в нём, так как решили, что в красивом здании живёт богатый вельможа. Но местные жители сказали слугам послов, что здесь живёт беднейший житель поселения. Слуги не поверили словам крестьян и подошли к дому. На пороге их встречал радостный хозяин, он обнял их и пригласил в своё жилище.

Он попросил жену приготовить для почтенных гостей лучшие яства. Феозва с гневом ответила, что из-за его нищелюбия они не могут достойно принять благородных путников. Филарет посоветовал ей разжечь очаг, а в остальном положиться на Бога. В это время задняя дверь открылась, и соседи принесли праведнику множество снеди, вино и фрукты. Уверовавшая в слова мужа женщина приготовила богатый пир.


Святой Филарет Милостивый

Во время застолья посланники правительницы поведали о цели своего путешествия и расспросили о семье Божьего раба. Старик ответил, что в его доме живут три внучки. Познакомившись с девушками, придворные аристократы были поражены красотой и скромным поведением Марии. Она в сопровождении всей семьи отправилась в древнюю византийскую столицу.

Вместе с ними в византийскую столицу прибыли ещё 10 девушек. Среди них выделялась дочь богатого вельможи Геронтия. Красивая и умная, но очень заносчивая дева считала, что только она может претендовать на высокий титул. Поговорив с ней, доверенное лицо императора Ставрикий указал красавице, что несмотря на все её явные достоинства, она не может стать женой правителя.

Читайте также:
Нектарий Эгинский: житие и биография святителя, мощи, почитания и дни памяти

Увидев же Марию, император и его слуга были поражены её добродетелями. Константин сделал её своей женой. Счастливый правитель возвысил родственников своей супруги, щедро одарив каждого из них деньгами, драгоценностями и богатыми одеждами. Семья Филарета поселилась вблизи императорского дворца.

Интересно: в благодарность старец, повелел готовиться к пиру на 200 человек, сказав, что сам Царь будет присутствовать на трапезе. Когда все приготовления были закончены, он пригласил к столу 200 бедняков. После этого Феозма поняла, что её муж ждал Царя Небесного, принявшего образ нищего человека.

Жизнь в Константинополе

Праведный Филарет поселился во дворце, расположенной рядом с резиденцией императора. Старец, как и в годы молодости был щедр и приветлив со всеми нуждающимися людьми. Он часто приглашал городских бедняков на трапезы, за которыми лично им прислуживал.

По приказу Филарета слуги изготовили три одинаковых ящика, которые заполнили золотыми, серебряными и медными монетами. Праведник ходил с ними по городу и раздавал милостыню. Он не смотрел из какого ящика достает деньги, так как полагается на волю Господа. Только Создатель знал об истинных потребностях и мыслях просящего человека и направлял руку благодетеля в нужный короб.

Возвышение статуса не повлияло на характер престарелого христианина. Даже посещая свою внучку в императорской дворце, он не носил дорогой одежды. Блаженный старец считал, что Бог наградил его, сделав Марию женой императора.

Окончание земного пути

В конце жизни смиренный и кроткий человек был награжден даром провидения. Он заранее знал дату своей смерти и готовился к этому моменту. Незадолго до смерти Филарет отправился в монастырь Родольфия, расположенный на окраине византийской столицы. Он пожертвовал всё, что имел при себе на нужды монашеской общины и попросил настоятельницу приготовить для него гроб. Об этих приготовлениях знал только верный слуга старца Калиссий.


Святой Филарет Милостивый Пафлагонянин

Через несколько дней 90‐ий старец заболел. Слуга пригласил к его одру всех его детей и внуков. Блаженный праведник завещал своим потомкам жить по Слову Христову, любить нищих и заботиться о нуждающихся людях. После краткой молитвы он спокойно отошёл к Господу.

Интересно: у смертного ложа Филарета собрались все его дети и внуки, каждому из которых он поведал о будущем. Впоследствии большинство из них стали монахами. А внук Никита в конце IX в. написал житие святого угодника, из которого черпается большая часть сведений о его жизни.

Погребение

Узнав о кончине блаженного праведника к его телу поспешили император с супругой и многочисленные вельможи. Во время похоронной процессии на улицы города вышли и знать, и простые горожане, и бедняки, о которых при жизни заботился старец.

Все они удивлялись, что 90‐й старик и после смерти остаётся чист и светлее ликом. Его похоронили в монастыре Суда Родольфия в 792 г. В день похорон случилось первое посмертное чудо по молитве блаженному Филарету.

Один человек, одержимый бесом, прикоснулся к гробу святого угодника и был исцелён. Бес повалил его на землю и сам покинул измученное тело. Многие люди стали приходить к могиле старца, прося о помощи и исцелении. Монастырские хроники зафиксировали множество чудес, произошедших по искренней молитве.

Святой праведный Филарет Милостивый

Память 1 / 14 декабря

Около 780 года, в царствование императрицы Ирины, матери юного императора Константина VI, в пафлагонском городе Амнии жил богатый земледелец по имени Филарет. Бог в изобилии даровал ему всякого рода имение: поля, виноградники, стада скота; в его обширном хозяйстве трудилось множество работников и слуг. Будучи уже в преклонных летах, он жил весьма счастливо, окруженный многочисленной семьей, не имея иной заботы, как только угождать Господу, употребляя свои богатства на благо ближнего.
Любящий добродетель, соответственно своему имени, Филарет питал столь великую любовь к людям, ближним и дальним, знакомым и незнакомым, что сердце его не могло спокойно взирать на человека, находящегося в какой-либо нужде. Он, не скупясь, раздавал помощь всем нуждающимся, кто бы ни приходил к нему, и, подобно Аврааму, сам выходил навстречу каждому страннику, почитая за честь оказать ему гостеприимство. Поэтому Господь благоволил к нему, умножая его богатства в той же мере, в какой праведный раб Божий расточал их во благо ближнему.

Однако же, завистью бесовской и попущением Божиим, Филарет был, подобно праведному Иову, подвергнут великому испытанию. Грабители расхитили его имущество, и он оказался в совершеннейшей бедности, так что у него не осталось ничего, кроме клочка земли, пары волов, осла, лошади, коровы с теленком и нескольких ульев. Несмотря на столь нежданное и великое несчастье, угодник Божий не проронил ни одной жалобы, ни одного упрека. Напротив, он пребывал в радости и благодарил Бога за избавление от бремени богатства, вспоминая слова Спасителя: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19: 24).

С тех пор он принужден был возделывать землю собственными руками, чтобы прокормить семью. Как-то раз по дороге к своему полю он встретил бедного крестьянина, у которого только что пал один из его волов и который громко жаловался и сетовал по этому поводу. Позабыв о собственной нужде и движимый лишь голосом сострадания, святой тотчас отдал ему одного из своих волов, а несколько дней спустя и второго, тем самым лишив себя скудного урожая, который приносила его земля. Узнав об этом поступке, жена и дети Филарета стали со слезами и стенаниями упрекать его за то, что он обрек их на неминуемый голод. В ответ верный ученик Христов, исполненный надежды на Промысл Божий и веры в слова Спасителя: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 25, 33), увещевал родных набраться терпения и обещал вскоре открыть сокровище, некогда им спрятанное.

Прошло немного времени, и Филарет встретил воина, который незадолго перед тем лишился коня. Тогда святой подарил ему своего собственного с той же самой незаботливостью о завтрашнем дне. Он продолжал раздавать небольшое имущество так же щедро, как во времена преуспеяния и изобилия. Вскоре подобным же образом он лишился коровы с теленком, а затем отдал бедняку, еще более неимущему, чем он сам, своего осла, навьюченного пшеницей, только что взятой взаймы. Лишенный теперь даже хлеба насущного, Филарет был спасен от голодной смерти вспомоществованием, полученным от одного из богатых друзей. Выделив надлежащую часть каждому из домочадцев, дабы они смогли прокормить себя какое-то время, святой поспешил отдать собственную долю нищим, которых было великое множество в ту голодную пору. Раздав им весь свой мед, он и последнюю одежду отдал неимущему, пришедшему к нему за помощью.

Читайте также:
Житие Анны Кашинской - описание и история жизни, чудеса, мощи и памятник, дни памяти княгини

Совершенно обездоленный, мертвый для мира и не надеющийся уже на человеческую помощь, праведный Филарет вручил свою судьбу Божественному Провидению. И Господь показал, что не оставил его. Как раз в это время наставник юного императора разослал по всей империи гонцов с повелением искать повсюду самых красивых и благонравных девиц, одна из которых будет затем выбрана в жены правителю. Добравшись до Амнии, императорские посланцы были приняты Филаретом в его доме с гостеприимством, достойным великого патриарха и отца верующих Авраама. Несмотря на постигшие его беды, у Филарета сохранился с прошлых времен великолепный дом. А жители города, услышав о приезде высоких гостей, поспешили принести свои наилучшие и самые дорогие вещи в жилище человека, который не имел тогда возможности раздобыть даже хлеба насущного. Пораженные благородством и добродетелью, которыми озарялись лицо и движения старца, императорские посланцы попросили Филарета показать им свою семью и выбрали двух из его внучек, Марию и Маранфию, для представления ко двору.

Когда обе они предстали перед правителем, их душевная красота, увенчанная добродетелью, в которой воспитал девушек праведный Филарет, столь неотразимо возвысила в них красоту телесную, что ни одна из невест не могла долее состязаться с ними. Константин VI выбрал себе в жены Марию, сочетав ее сестру с одним из своих самых влиятельных придворных. А Филарета пригласил во дворец, осыпал почестями и богатствами еще бо

льшими, чем те, которые он имел раньше.

Однако это новое счастье даже на мгновение не ослепило святого старца: он немедленно велел приготовить роскошное угощенье, на которое созвал нищих, стариков и калек со всей столицы. С тех пор праведный Филарет всегда обходил улицы Константинополя в сопровождении слуги, несшего в руках три сумы: одну – полную золотых монет, другую – серебряных и третью – медных. И каждый раз, когда навстречу ему попадался какой-нибудь бедняк, он наугад опускал руку в одну из них и таким образом равно оделял милостыней достойных и недостойных, никогда не отмеряя ее по собственному рассуждению, но будучи лишь орудием милосердия Божия, которому ведомы нужды каждого из людей[1].

Возведенный в достоинство консула, но все столь же смиренный и кроткий, святой Филарет заранее был извещен о своей предстоящей кончине. Тогда он собрал всю большую семью у своего одра, подобно патриарху Иакову (ср.: Быт. 49), и просил без сожаления раздать все оставшееся имущество бедным и обездоленным, прибавив при этом такое поучение: «Дети мои, не забывайте гостеприимства, навещайте больных и заключенных в тюрьмах, призирайте на вдов и сирот, давайте погребение умершим в нищете, не пренебрегайте частым посещением церкви, не желайте чужого имущества, никого не хулите и не радуйтесь несчастью ваших врагов, поступайте во всем так, как я сам поступал во все время моей жизни, и Бог не оставит вас своим заступлением». Вслед за этим, произнеся слова молитвы Господней: «Да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли» (Мф. 6: 10), он с радостным и просветленным лицом предал душу Богу (792)

Почитание

Почитание Филарета Милостивого началось вскоре после окончания его земного пути. Первое житие было написано в IX в. В настоящее время ему посвящены храмы во многих православных странах. Крупнейший из них находится в Иерусалиме на Масличной горе.

Наибольшим почтением Филарет Милостивый пользуется в Русской Православной Церкви. В честь милостивого византийца освящены храмы в следующих населённых пунктах:

  • в деревне Семёновское (церковь в трапезном корпусе Спасо-Бородинского монастыря);
  • в Сергиевом Посаде (церковь в покоях архиерея в Троице-Сергиевой лавре);
  • в Ульяновске.

В российской столице функционируют 2 храма в честь святого Филарета Милостивого. Они располагаются при Ермаковской богадельне и Филаретовском женском епархиальном училище.


Храм святого Филарета Милостивого в Москве

Также в России существуют храмы, в которых находятся малые пределы в честь святого мужа. К ним относятся следующие культовые постройки:

  • церковь Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре;
  • храм Сергия и Никона Радонежских в Гефсиманском скиту;
  • церковь Воскресения Словущего в деревне Васильковское Ступинского района.

Днём памяти блаженного Филарета является 1 день декабря.

5 текстов молитв Филарету Милостивому, о чем и как правильно нужно просить

Многим православным христианам интересно, о чем молятся Филарету Милостивому, ведь этот святой широко известен. Он один из самых почитаемых святых мира. У него чаще всего просят о счастливом устройстве судьбы, как собственной, так и детей. А еще ему молятся, если испытывают материальную нужду. К святому обращаются в тяжелой жизненной ситуации. Филарет Милостивый также помогает при одержимости бесами или душевных недугах.

Значение в православии святого Филарета Милостивого

Святой Филарет Милостивый является примером для любого по-настоящему следующего христианским заповедям человека. Его жизнь демонстрирует всем верующим, что высокий статус в обществе и богатство не могут мешать следованию христианским заповедям. Смирение и покорность праведника воле Господа были отмечены особой милостью Творца.

Краткое житие святого

Праведный Филарет жил в VIII в. в селении Амнии, которое находится в Пафлагонской области (Малая Азия). Супругу звали Феозва. Она происходила из богатого и знатного рода. У них с мужем родился сын, которого назвали Иоанн, а также 2 дочери. Их звали Ипатия и Еванфия.

Несмотря на то, что он был богатым и знатным вельможей, мужчина стал известен из-за своих моральных качеств. Праведник был благочестивым, богобоязненным и нищелюбивым. Праведник давал одежду тем, кто ее не имел, а тем, кто к нему приходил, давал все нужное. Если человек у праведника что-то просил, то он с радостью давал это ему.

Как-то враги напали на Пафлагонию. Они безжалостно разграбили государство. Филарет тоже пострадал. У него забрали почти все богатство. У праведника остались лишь 2 вола, корова, несколько ульев и тот дом, где святой жил. Все имения, которые ему принадлежали, забрали соседние земледельцы, когда поняли, что Филарет обеднел и не сможет обрабатывать собственные пашни. Остался лишь отцовский дом, где семья жила. Но, даже потеряв все свое богатство, мужчина продолжал помогать другим. Супруга и дети были недовольны. Филарет всегда смиренно переносил упреки родственников.

Читайте также:
Никита Столпник: в чем помогает, житие и мощи святого, святой источник

Творец вознаградил Филарета за проявленную им милость к другим. В то время, как византийский землевладелец отдал последнюю меру пшеницы нуждающимся, давний друг подарил ему 40 мер. В то же время жители соседних сел дали ему баранов. Именно тогда императрица Ирина (797-802) выбирала невестку для сына – Константина Багрянородного (780-797). Одна из внучек Филарета (ее звали Мария) стала женой императора. Она поразила всех присущей ей добротой и скромностью.

Император щедро одарил праведника. Благодаря этому он стал еще известнее и богаче. Но подобный поворот судьбы не изменил характера преподобного. Он по-прежнему раздавал милостыню. А еще праведник устраивал трапезы для неимущих. Во время них он сам прислуживал приглашенным беднякам.

Филарет приказал сделать 3 ящика. Он в каждый из них положил золотые, серебряные и медные монеты. Золото он давал неимущим, серебро – потерявшим средства, а медь – тем людям, которые сами могли обеспечить себя, но лицемерно выпрашивали деньги. Он жил, избегая славы, и удивлял людей смирением и нищелюбием.

Умер Филарет в 90 лет. Предвидя собственную смерть, праведник поехал в Константинопольский монастырь Родольфию. Находясь там, он отдал все, что у него было при себе, на потребности монастыря и беднякам. Затем Филарет позвал родных. Умирая, он призывал быть нищелюбивыми и нестяжательными. Ушел из жизни праведник в 792 году. Его похоронили в обители Суда Родольфия, которая находится в Константинополе.

Святость умершего подтвердило чудо, случившееся во время похорон. Когда тело праведника несли к месту погребения, человек, который был одержим бесом, схватился за гроб и шел с погребальной процессией. На кладбище бесноватый исцелился. При гробе Филарета происходило много чудес.

После смерти праведника его супруга Феозва старалась следовать наставлениям мужа. Она много работала, возрождая в Пафлагонии монастыри и храмы, которые пострадали во время нападения врагов империи.

Тексты православных молитв Филарету Милостивому

Святой Филарет откликается на молитвы тех, кто у него что-то просит, поэтому многие люди обращаются к нему. Но следует помнить, что человек получает лишь то, что на самом деле нужно и полезно.

О деньгах и благополучии

О, предивне избранниче Божий, Филарете Милостивый! Амнии прещедрый хлебодателю, Православия светильниче, Господа Бога рабе благий и верный! Ты бо всем сердцем евангельски Христу последовавый и данный тебе талант премудре умноживый: сирых и убогих одеявый и напитавый; странных и нищих в дом свой введый, в скорбех и печалех сущих утешивый, умерших и на стогнах поверженных гробу предавый; всем всячески послуживый, и тако веру свою в делах показал еси. Ей, святый угодниче Божий, не npезри нас, печальми житейскими изнываемых и страстми греховными обуреваемых. Во вся дни уныние и малодушие колеблют нашу веру, жестокосердие и озлобление снедают сердца наша и охлаждают любовь нашу; честолюбие же и нетерпение растлевают души наша, и тако, аки нищии, в делах благих обнщахом. Ты же, Отче праведный, милосердствуя о нас, умоли Христа Бога, да обогатит сердца наша Духом Своим Святым, исцелит душевныя и телесныя недуги наша, и, аки ниву жаждущую, напоит нас щедротами человеколюбия Своего; да вере, долготерпению и милосердию твоему подражающе, во благочестии и чистоте поживем вся дни живота нашего. Еще молим тя, преблаженне, егда приспеет жития нашего отшествие, к покаянию нелицемерному нас подвигни, да Христу Спасителю нашему чрез святыя Его Таинства приобщимся и наследники Царствия Небеснаго будем, идеже в радости святых и Ангелов сподобимся и мы покланятися и воспевати Трисвятое Имя: Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

Об удачном замужестве дочери

О святый угодниче Божий, праведне Филарете! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

От нищеты

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушсни быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого праведного Филарета воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Об укреплении веры

К вам, о святии вси и святый праведный Филарете, яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мой ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею нспреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Благодарственная

О, преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братии ваших, приносящих вам сие хвалебное пение, и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа; вемы бо, воистину вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам, и святому праведному Филарету, молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко, да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

Как правильно молиться

Молиться следует тому святому, чья память выпадает на этот день, а также собственному Небесному покровителю, имя которого человек носит. Но также можно молиться тому святому, которого человек особенно почитает. Поэтому Филарету могут молиться те, кто испытывает в обращении к нему нужду.

Читайте также:
Житие великомученицы Варвары – полное жизнеописание, чудеса, мощи святой

Люди обычно молятся тем святым, которые при жизни столкнулись с такими же проблемами, которые они сейчас испытывают. Эту информацию они черпают из жития святых.

Верующим следует принимать во внимание тот факт, что нельзя молиться о причинении зла другому человеку. Об этом нельзя просить, даже если он сам делает зло. Просить у Творца или святых можно только о том, чтобы он вступил на верный путь.

Святые молились постоянно, но люди, живущие в миру, постоянно думают о быте, поэтому им не дано поступать так же. Священники рекомендуют молиться после пробуждения и перед сном, а также перед едой и перед тем, как начинать что-то делать.

Перед иконой стоит молиться стоя или на коленях, а также следует крестообразно сложить руки на груди. Закончив молитву, следует кланяться и осенять себя крестным знамением.

День памяти преподобного Силуана Афонского

Преподобный Силуан Афонский

О святом Силуане

Поучения преподобного Силуана

Храмы и монастыри в честь прп. Силуана

24 сентября 2016 г.

Рейтинг: 9.9 | Голосов: 1495

Святой русский богатырь

Рейтинг: 9.9 | Голосов: 2109

«Трудная» канонизация

Как преподобный Силуан против воли Бога бегал от славы человеческой

Рейтинг: 9.1 | Голосов: 356

О познании воли Божией

АУДИО

Рейтинг: 9 | Голосов: 1302

Преподобный Силуан Афонский: «Своих у меня много скорбей. Я в них виноват сам…»

Рейтинг: 9 | Голосов: 94

Провинциальная Франция: православный монастырь святого Силуана

Рейтинг: 9.6 | Голосов: 238

«Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Аскетический путь преп. Силуана Афонского как вызов современной эпохе

Рейтинг: 9.3 | Голосов: 101

Стяжавший благодать: Размышления о преподобном Силуане Афонском. Часть 2

Рейтинг: 9.8 | Голосов: 170

Стяжавший благодать: Размышления о преподобном Силуане Афонском. Часть 1

Рейтинг: 9.1 | Голосов: 108

Преподобный Силуан Афонский. Слово о молитве

Рейтинг: 9.4 | Голосов: 73

Преподобный Силуан Афонский о сотворении Богом человека

Рейтинг: 9.8 | Голосов: 1332

«Он искал главного – молитвы, соединяющей с Богом»

Старец Илий о преподобном Силуане, Афоне и значении молитвы

Рейтинг: 9.9 | Голосов: 655

Почему преподобный Силуан культивировал любовь к врагам?

Рейтинг: 9.9 | Голосов: 1073

«Держи ум свой во аде и не отчаивайся»,
или Формула преподобного Силуана для преодоления кризиса

Рейтинг: 9.7 | Голосов: 194

Встреча тринадцатая. Опыт духовной жизни преподобного Силуана Афонского

Православные просветительские курсы. Цикл «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века»

Рейтинг: 9.9 | Голосов: 2247

Малоизвестное письмо преподобного Силуана

Рейтинг: 9.8 | Голосов: 1031

Преподобный Силуан Афонский как пророк и богослов

Божественная литургия в Сретенском монастыре в Неделю 16-ю по Пятидесятнице

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели 16-й по Пятидесятнице

скрыть способы оплаты

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

При перепечатке ссылка
на Православие.Ru обязательна

Житие преподобного старца Силуана Афонского

В 1998 году на праздновании тысячелетия со дня крещения Руси, множество новых мучеников и подвижников вошли в список почитаемых Церковью святых. Были среди них и пострадавшие в годы безбожных гонений и просиявшие еще во времена старой России, на рубеже 19-20 веков. Среди последних был и старец Силуан — выходец из русского крестьянства, принявший монашество на горе Афон, и ставший великим подвижником и молитвенником за весь мир.

Житие старца Силуана Афонского впервые записал архимандрит Софроний, еще задолго до канонизации святого.

Жизнь до принятия пострига. Крестьянин Семен

В одном из сел Тамбовской губернии жила обычная крестьянская семья. Шел пятый год после отмены крепостного права, когда на свет у них появился мальчик, которого назвали Семеном. Кроме него в семье было еще семеро детей.

В те времена начиналось движение по борьбе с безграмотностью в крестьянской среде. В селах старались открывать школы. Семен ходил учиться только два года, затем родители были вынуждены посылать его на работу, поскольку семье приходилось тяжело. Но читать мальчик все-таки научился.

Отец Семена очень сожалел, что его сын не может ходить в школу. Сам он всю жизнь испытывал тягу к знаниям и был удручен своим невежеством. С этим обстоятельством связан один случай, впервые затронувший в душе Семена религиозные струны.

Однажды отец мальчика пригласил в гости продавца евангелий. Он надеялся услышать от «книжного человека» что-нибудь ученое и душеполезное. Ребенок внимательно вслушивался в разговор взрослых. Его поразили слова гостя о том, что «нету никакого Бога». «Как это нет?! А где же Он? — подумал будущий подвижник — Тогда надо непременно Его отыскать! Когда я вырасту, я исхожу всю-всю землю и найду Бога!»

Когда гость ушел, мальчик спросил отца, почему Бога нет, если Ему все молятся? Крестьянин махнул рукой и ответил: «Не слушай, что дурак говорит! А я-то думал, человек умный. »

С тех пор это желание встречи с Богом поселилось в глубине души мальчика и прошло с ним через всю его жизнь. Когда Семен стал молодым юношей, он еще раз услышал зов неба. На этот раз более явственный.

Читайте также:
Григорий Неокесарийский - житие и биография святителя, мощи, творения и труды, почитание

В это время с богомолья вернулась одна из крестьянок и стала рассказывать о чудесах недавно преставившегося затворника Иоанна Сезеновского. Семен все это слушал и думал: «Ну, значит, никуда не делся Бог, раз есть такие святые. И не надо Его искать». С этого времени, юноша почувствовал тягу к монашеству. Наступил для него период какого-то просветленного состояния. Весь мир будто изменился.

Спустя долгие годы, старец так расскажет об этом времени: «Были у нашего князя красивые дочери, вид которых меня беспокоил, а тут вдруг стал я на них смотреть как на сестер. Лишь с чистой братской любовью». Юноша просил у отца отпустить его в Киево-Печерскую лавру, но тот разрешил сыну уйти в монахи только после военной службы.

Недолго длилось это просветленное состояние. Всего месяца три. А потом постепенно Семен забылся, увлекся всякими соблазнами и утратил чистоту жизни. Надо упомянуть, что в молодости он обладал огромной физической силой и превосходным здоровьем. О его «богатырстве» ходили легенды. Например, как он удерживал брыкающуюся лошадь, или съел за раз целое ведро яиц.

Незадолго до военной службы, Семен снова услышал небесный зов, теперь уже в буквальном смысле. К тому времени он уже увлекся всякими гуляниями и даже завел любовницу. Как-то раз, после подобного «веселого» вечера, Семен лег спать. И ему приснилось, будто в его рот заползает змея.

Испытав острое отвращение, он проснулся, и вдруг услышал голос: «Ты проглотил змею во сне, и тебе противно; так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь». Голос был необыкновенной красоты. И юноша почему-то понял, что с ним говорила Пресвятая Дева.

С этого времени с разгулом было покончено. Вскоре Семен ушел в армию, где прослужил в саперном батальоне в лейб-гвардии Санкт-Петербурга. Все это время мысль о монастыре ни на минуту не оставляла его. В 1882 году, сразу после армии, Семен приехал на Афон, где постригся в Пантелеимоновском монастыре, под именем Силуан.

Годы монашества

Монашеством закончилась первая борьба с искушениями в жизни святого Силуана. Постриг стал его первой победой. Но духовная война продолжается всю жизнь, и чем ближе человек к святости, тем ожесточеннее.

Молодого монаха очень полюбили все насельники обители за его кроткий нрав и прилежное исполнение обязанностей. Многие его хвалили. Стали у него появляться мысли, о том, какая его жизнь теперь праведная и безгрешная. Состояние души стало каким-то тревожным.

Еще читайте о православных подвижниках:

Вскоре начались видения. Силуану стали являться злые духи. Хорошего духовного наставника в монастыре не было, и молодому иноку не с кем было посоветоваться. Он совершил ошибку — стал вступать с бесами в разговор. Это привело к тому, что его душу охватило отчаяние и безысходность. Так продолжалось долго.

Эти искушения Силуан пытался победить непрерывной молитвой. С того времени и до конца своих дней, преподобный уже не ложился спать. Засыпал он урывками, во время молитв, не больше, чем на полчаса.
Но побороть искушение все никак не удавалось. Проходили месяцы, силы Силуана начали сдавать. Один раз он, сидя в полном изнеможении, подумал: «Бога умолить невозможно». И почувствовал такое беспросветное отчаяние, словно уже пребывал в аду.

И вот, когда уже, казалось, силы тьмы победили, явился Господь, и в одно мгновенье развеял мрак. В тот день Силуан, как обычно, пошел на службу в церковь… и увидел Христа. Невозможно описать это словами, но он понял, что вся его жизнь была сном, и есть только одна настоящая реальность. Та, которая в раю, которую он почувствовал сейчас…

Долгие годы вспоминал он эту минуту. Немало еще выпало ему подобных испытаний. Ведь путь, который для него предусмотрел Господь, был самым тяжелым из всех возможных путей. Многие борются со своими страстями или со злом, являемым через людей, а святому Силуану выпала открытая война со злыми духами. Лицом к лицу. И если бы не та живая встреча с Богом, то, по собственным словам преподобного, не выдержал бы он этой войны.

Следующие 15 лет состояли из долгих периодов богооставленности и бесовских видений, и коротких передышек, когда тьма отступала, и Силуан понимал, что на самом деле Бог все это время был рядом. И вот, однажды ночью, когда Силуан молился, злые духи стали мешать ему, встав между ним и иконами, так что он не мог поклониться.

Тогда преподобный обратился мысленно ко Христу и спросил Его: «Господи! Хочу Тебе молиться, а бесы не дают. Что мне делать, чтобы одолеть их?» И был в его мыслях ответ: «Гордые всегда так страдают от бесов». — «Как мне стяжать смирение?» — «Держи ум свой во аде и не отчаивайся».

Так святой своим сердцем постиг тайну мирового зла и борьбы с ним. Он понял, пережил на собственном опыте, что именно гордость некогда погубила первых людей и лишила их рая. И через смирение лежит путь к победе над злом.

Читайте о духовной жизни православного христианина:

С этого времени, он стал много молиться за всех людей, которые томятся в аду. Монахи знают, что подобные молитвы очень тяжелы и сопровождаются жесточайшей духовной войной. Но преподобный Силуан за пятнадцать лет выдержал такую борьбу, что злые силы уже ничем не могли его смутить или напугать. Молился святой и о живых, пребывающих в грехе, и обо всем мире. Будучи святым, он, однако, разделял тоску лишенных Света Божия и сострадал им.

Так и жил этот великий молитвенник, непрестанно «держа ум свой во аде», дабы вымолить спасение или облегчение мук тем, кто там заключен. Быть может, для того Бог и предусмотрел для него такую непереносимую борьбу, чтобы закалить его дух, и подарить заступника даже самым отчаянным грешникам.

Книга «Старец Силуан» архимандрита Софрония

Желая уберечься от гордыни, святой Силуан старался держаться незаметно. Большая часть монастырской братии видела в нем только «мельника», «эконома». Мало кто догадывался, что среди них живет великий святой.

Никто в мире так бы и не узнал об этом тайном подвижнике, если бы у Силуана не появился близкий ему по духу ученик — архимандрит Софроний, который подружился с преподобным, за несколько лет до его смерти.

Жизнь и поучения старца Силуана были записаны Софронием в виде книги.
Книга состоит из трех частей.

  • В первой описывается житие святого, его опыт духовной борьбы. Также в ней собраны различные высказывания старца, услышанные его учениками в личных беседах. Все это составляет целое учение о взыскании спасения человеческой душой.
  • Во второй части опубликованы записи самого святого. При жизни старец вел что-то вроде дневника, куда записывал свои мысли о Боге и пути к Нему. Надо сказать, что хотя Силуан почти не имел образования, за годы в монастыре он очень хорошо изучил Святое Писание и творения отцов церкви. А главное, у него был свой собственный живой опыт веры и духовного возрастания.

Записи старца Силуана отличаются глубиной и своеобразным стилем изложения, который его читатели сравнивали с «неторопливой молитвой». «Дух Святой научил меня, и потому я пишу о Боге без труда, ибо Он влечет меня писать» — сказал сам святой в своих дневниках.

  • Третья часть — это доклад, прочитанный архимандритом Софронием на одном из собраний православных в Париже. Здесь он, как-бы, объединяет усвоенное от старца Силуана и пережитое на своем опыте под одной темой — «Основы православного подвижничества».
Читайте также:
Житие Анны Кашинской - описание и история жизни, чудеса, мощи и памятник, дни памяти княгини

В этой книге архимандриту Софронию хорошо удалось передать духовный облик и взгляд на мир своего святого учителя. Взгляд этот мистический, отчасти пророческий. В книге, среди прочего, есть мысли об огромном значении молитвы и праведности для существования всего мира. По словам преподобного, когда ослабевает молитва, начинаются всякие беды и потрясения. А если бы случилось так, что все люди разом устремились к Богу, полностью бы изменилась вся жизнь, и наступил бы рай еще на земле.

Преподобный Силуан дожил до 72 лет и умер в 1938 году.

Для справки! День памяти Силуана Афонского — 21 сентября (11 по старому стилю). На горе Афон в монастыре святого Пантелеимона хранятся его честные останки.

«Русский святогорец» преподобный Силуан Афонский

По образу служения старец Силуан занимает несколько особое место среди святых Русской Православной Церкви XX века. Земная жизнь его окончилась в 1938 году. Он не оказался среди исповедников и мучеников за Христа, ему был уготован путь строгого аскетического подвижничества, но, будучи молитвенником за мир, он глубоко переживал драму современного мира…

День памяти преподобного Силуана Афонского

2411 сентября – День памяти преподобного Силуана Афонского.

Из «огня»

Мир держал Симеона крепко: родительское благословение – прежде окончательного избрания жизненного пути пройти военную службу – привело его из Тамбовской губернии в столицу. Возможно, отец надеялся на то, что строгий распорядок солдатской жизни с его дисциплиной изменят душевный настрой сына в сторону большей практичности, а юношеские мечты о монашестве понемногу войдут в спокойное русло мирского благочестия. Расчет был верным: в казарме при многолюдстве и постоянной занятости держать ум в молитве было невозможно. Внешние условия располагали к тому образу жизни, который вели его сверстники. А душа страдала от суеты, от «голода» по молитвенной жизни и еще от того, что, ощутив призыв Божий, он не нашел в себе сил и решимости исполнить то, к чему влекло его сердце – узнав вкус благодати, вернулся к «пище пресной».

Желание посвятить жизнь монашескому деланию возникло у Симеона рано. Верующая крестьянская семья, где Бога чтили, где труд был и необходимостью и добродетелью, привила ему воздержанность, дала правильный настрой: все, что ни делаешь, делай с молитвой, с памятью об ответе и о конечной цели земных трудов. Праздным он не был никогда, даже занятия в школе был вынужден оставить, проучившись всего «две зимы», – надо было помогать отцу и братьям. И, вот в этой-то простоте, не от изнеженности, а от привычки жить по-Божиему, родилось и окрепло стремление потрудиться для Господа безраздельно, и Симеон высказал отцу свое сокровенное желание – принять постриг в Киево-Печерской лавре.

Послушание родительской воле было для него свято, и, вот, на несколько лет – армия, казарма…Однако даже сослуживцы замечали признаки того разлада, который был у него внутри: «умом он на Афоне и на Страшном Суде».

За несколько времени до окончания срока службы Симеон направился к о. Иоанну Сергиеву, решив испросить у Кронштадтского пастыря благословение на монашество. Отца Иоанна он не застал, и лишь оставил записку с просьбой помолиться о том, чтобы «мир его не задержал».

И молитвами святого праведного Иоанна совершилось дело необычное: на следующий же день в своей казарме Симеон почувствовал море огня, «адское пламя», которое гудело вокруг него с тех пор непрестанно до того самого момента, пока он не расстался с миром и не пришел послушником на Святую Гору, в русский Пантелеимонов монастырь.

Полвека на Афоне

Сорок шесть лет провел он в обители с общежительным уставом. Внешняя жизнь монаха однообразна: работа на мельнице, труд эконома, заведование мастерскими и торговой лавкой не могут поведать о главном, о внутреннем делании – непрестанной, борьбе со страстями, об очищении ума и сердца от суетных и греховных помыслов, об обучении молитве.

Главной трудностью на пути монашеского подъема оказалось для него то, что не было у него учителя, старца, того, кто помог бы опытным советом, оградил от опасностей, неизбежных для всякого новоначального подвижника, и самой обязанностью к послушанию поставил душу в то положение, угодное Богу – «исполнителя духовных уроков» без примеси горделивого мнения.

Были на этом пути и преткновения, и напряженная внутренняя брань, ведомая до конца, во всей полноте, лишь самому монаху. Воспоминания подвижника сохранили только некоторые случаи, малую толику того, что довелось ему пережить. В них есть рассказ о том, как, будучи еще неискушенным, отпросился он в Старый Русик для жизни в безмолвии, настоял на своем, не послушал совета игумена и получил урок: через некоторое время был вынужден вернуться назад с болезнью, до конца напоминавшей ему о важности монашеского послушания. Есть в них и свидетельство о том, как было дано ему рано «узнать Бога» через откровение, «взойти на Небо», и каким трудным оказался потом подъем после поражения помыслами тщеславия и гордости, как горько было потерять «вкус» благодати.

В 1896 году Симеон был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911-м принял схиму с тем же именем. Но и под защитой монашеского покрова мысленная невидимая брань продолжалась годами. Пятнадцать лет он вел непрерывную борьбу за бесстрастие в строгом посте, бдениях с небольшими перерывами на сон, при постоянном откровении помыслов и частой исповеди.

Читайте также:
Марина Антиохийская: житие святой, дни памяти и мощи, почитание, о чем молиться

«Побеждать врагов христовым смирением»

Не имевший учителя, преп. Силуан Афонский в своих наставлениях, переведенных теперь уже на разные языки, стремился поделиться с людьми, желающими проводить жизнь подвижническую, плодами своего опыта. И главной темой всех его поучений к монахам становится тема смирения.

Если только возможно, – увещевает он, – постарайтесь поручить себя духовному руководству. Это простейший, наиболее удобно-проходимый путь духовного возрастания.

«Кто хочет непрестанно молиться, тот да будет во всем воздержан и послушен старцу, которому служит. Он должен чисто исповедоваться и помышлять, что и духовником и старцем управляет Господь благодатию Своею, тогда не будет у него плохих мыслей против них. Такого человека за его святое послушание будут учить благие мысли от благодати, и он будет преуспевать во смирении Христовом.

Кто без руководителя хочет заниматься молитвой и в гордости подумает, что он может по книгам научиться, и не будет ходить к старцу, тот уже наполовину в прелести. Смиренному же поможет Господь, – и если нет опытного наставника и он будет ходить к духовнику, какой есть, то за смирение покроет его Господь.

Помышляй, что в духовнике живет Святый Дух, и он тебе скажет, что должно. Но если ты подумаешь, что духовник живет нерадиво и как может в нем жить Святый Дух, то за такую мысль ты сильно пострадаешь, и Господь смирит тебя, и ты непременно падешь в прелесть.

Если человек не все говорит духовнику, то его дорога кривая и не ведет ко спасению, а кто все говорит, тот прямо пойдет в Царство Небесное»[i].

Ведомо преп. Силуану и то, что в современном мире не так много наставников, искушенных в духовной брани, знакомо и одиночество и сомнения души, ищущей руководства и не находящей опытного «проводника». Но и таковых афонский подвижник призывает не отчаиваться, а во всем полагаться на Промысел: «Когда нет добрых наставников, то должно предаваться воле Божией во смирении, и тогда Господь Своею благодатию будет умудрять, ибо Господь так много нас любит, что и выразить невозможно, и ум постигнуть не может, и только Духом Святым познается Божия любовь от веры, от ума же не познается…»[ii]

И монашествующим, и мирянам напоминает преп. Силуан о цели христианской жизни стяжании благодати Святого Духа, и о том, за что, за какие провинности она может оставить того, кому Господь дал вкусить ее плодов: «Из-за гордости теряется благодать Божия, а вместе с ней и любовь к Богу, и дерзновение в молитве…»[iii]

Гордость влечет за собой тщеславие, неприязнь к брату и его осуждение, зависть и нечистые помыслы, пристрастие к земным вещам. И тогда «опустошенная и унылая душа скучает о Боге, как скучал отец наш Адам по изгнании из рая».

Как вернуть милость Божию, Его благорасположение, свет, оживляющий и просвещающий душу? И на этот вопрос есть ответ в наставлениях старца Силуана: «Смиряй себя как можно больше; держи ум свой в сердце и во аде. Чем больше смиряешь себя, тем больше получаешь дары от Бога»[iv].

Не о наружном, показательном смирении говорит здесь старец, а о том чувстве, которое не должно покидать тех, кто обручили себя Христу: памяти о грехах, о милости Божией к нам и об Его прощении, которые сами по себе уже могут изгнать из души и превозношение, и ревнивое состязание с ближними: «Когда душа познает Господа Духом Святым, какой Он смиренный и кроткий, тогда видит себя хуже всех и рада сидеть на гноище, как Иов в худых одеждах, а людей видеть в Духе Святом, сияющими и похожими на Христа…

Когда мир Христов придет в душу, тогда она рада…других видеть во славе Тайна сия смирения Христова – велика, и невозможно ее объяснить.

От любви душа всякому человеку хочет больше добра, чем себе, и радуется, когда видит, что другим лучше, и скорбит, когда видит, что они мучаются»[v]

До скончания дней пребывая на Святой Горе, устремляясь душой на Небо, святой старец не оставлял и молитвы за мир, зная об его пороках, об умножающемся нечестии и об оскудении веры, и от этого не меньше любя людей и желая им спасения. «Молиться за мир – кровь проливать», говорил он, и поминал всех: и подвизающихся, и грешных, видя и в них «больных», нуждающихся в большем внимании, более усердной помощи.

[i] Цит. по: Преподобный Силуан Афонский. Разумение – во смирении. // Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней. Обзор аскетической литературы. Автор-составитель Николай Новиков. М.: «Отчий дом», 2004. Т.I. С. 680-681.

[ii] Цит. по: Преподобный Силуан Афонский. Разумение – во смирении. С. 682.

[iii] Цит. по: Преподобный Силуан Афонский. Великая наука. // Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней. Обзор аскетической литературы. Автор-составитель Николай Новиков. М.: «Отчий дом», 2004. Т.I. С. 213.

[iv] Цит. по: Преподобный Силуан Афонский. Великая наука. С. 211.

[v] Цит. по: Преподобный Силуан Афонский. Великая наука. С. 211.

Рекомендуемые для чтения источники и литература:

  1. Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. — Эссекс: Монастырь св.Иоанна Предтечи, 1990
  2. Архимандрит Софроний (Сахаров). Письма в Россию. — Эссекс; М.: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь; Братство Святителя Тихона, 1997
  3. Архимандрит Софроний (Сахаров). Письма близким людям: Переписка с семьей прот. Бориса Старка. -М.: Отчий дом, 1997
  4. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней. Обзор аскетической литературы. Автор-составитель Николай Новиков. М.: «Отчий дом», 2004. Т.I.
  5. Преподобный Силуан Афонский (+ 1938). Седмица. Ru. Церковно-Научный центр «Православная энциклопедия» (http://www.sedmitza.ru/text/437636.html)
  6. С. Девятова. Преподобный Силуан Афонский. Православные старцы XX века. (http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/svyatye_i_podvizhniki/devyatova_pravoslavnye_startsy_15-all.shtml)
  7. Преподобный Силуан Афонский. http://silouan.narod.ru

Читайте также:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: