Флор и Лавр – житие и биография мучеников, труды и послания, чудеса и дни памяти

Святые мученики Флор и Лавр

31 августа – память святым мученикам Флора и Лавра.

Святые мученики Флор и Лавр жили во II веке в Иллирии (ныне земли Югославии). Они были родными братьями не только по плоти, но и по духу, так как единодушно веровали во Христа и угождали Богу добрыми делами.

Братья были искуснейшими каменотесами в Иллирии. Правитель Иллирии послал их в соседнюю область для сооружения языческого храма как лучших знатоков строительного дела. Братья, работая на строительстве, раздавали свою оплату за труд бедным людям и учили всех святой вере во Христа. Они кормили голодных и бедных, а по ночам молились о просвещении людей светом Христовой веры. Святые братья обратили ко Христу многих людей, среди которых был и сам жрец языческого храма Мемертин со своим сыном.

Однажды, когда Флор и Лавр тесали камень, рядом стоял сын жреца. Случилось так, что осколок от камня отлетел и поранил юноше глаз. На крик юноши прибежал разгневанный отец. Флор и Лавр успокоили его и пообещали, что юноша получит исцеление. Они взяли юношу к себе в дом и стали учить познанию Истинного Бога Иисуса Христа.

Святые Флор и Лавр со слезами молились Богу, чтобы Он исцелил юношу и просветил не только телесный глаз, но и духовные его очи. После усердной молитвы братья осенили больной глаз крестным знамением – и глаз сразу же зажил и видел так же хорошо, как и прежде. Исцелившись, юноша уверовал во Христа, уверовал и его отец, который из служителя идолов превратился в раба Господа Иисуса Христа.

Окончив постройку храма, святые Флор и Лавр разломали и разбили идолов, а в храме поставили крест и, собрав около трехсот человек, принявших веру Христову, совершили молитву, прославляя Христа.

Флор и Лавр — покровители скота

Во время всенощного пения неизреченный свет воссиял в храме.

Узнав о случившемся, начальник области велел бросить всех христиан в темницу.

Всех молившихся в храме приговорили к сожжению, а самих Флора и Лавра отослали к правителю Иллирии.

Жестокий Ликаон приказал бросить святых мучеников Флора и Лавра в глубокий колодец и засыпать землей живых.

Через много лет святые мощи мучеников-братьев были обретены и перенесены в Константинополь. Господь прославил их честные мощи исцелениями и чудотворениями. В 1200 году мощи посетил новгородский паломник Антоний, который видел их великую целебную силу. По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых мучеников Флора и Лавра как покровителей лошадей и скота. На Балканах сохранилось предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми.

Чудо о Флоре и Лавре

На Руси стали писать иконы мучеников Флора и Лавра с изображением лошадей. Так возник иконописный сюжет «Чудо о Флоре и Лавре» в XVI веке. Он неизвестен у других православных народов. Предание, которое послужило темой для написания иконописного сюжета повествует о том, как святые братья явились на помощь пастуху, потерявшему коней, и помогли найти пропажу. На иконе на золотом фоне изображены Архангел Михаил в рост, стоящий на вершине горы, лицом к молящимся, а по сторонам, вполоборота к нему – святые мученики Флор и Лавр. Ниже – два коня: черный и белый под нарядными седлами. Архангел Михаил вручает мученикам поводья этих коней.

«Лошадиный праздник»

На Руси существовал удивительный народный обычай: на «лошадиный праздник» (так называли день памяти Флора и Лавра) пригоняли к церквам лошадей со всех окрестных деревень. В расчесанные гривы и хвосты вплетали ленточки самых ярких цветов и куски кумача, наряжали лошадей в расшитые попоны и сбрую, украшенную лентами и бубенцами. Лошадей водили для купания к водоемам, подводили к храмам, где совершались торжественные молебны святым мученикам Флору и Лавру. После молебна перед церковью лошадей окропляли святой водой.

Это происходило повсюду на Русской земле, святые Флор и Лавр были известны всем, их иконы можно было встретить в каждом крестьянском доме.

Справка
Флор – от латинского «цветущий», Лавр – название дерева, ветвями которого принято украшать победителей.

Читайте также:
Пафнутий Боровский: житие чудотворца, почитание и дни памяти, в чем помогает

Мученики Флор и Лавр: святые каменщики и покровители лошадей

31 августа наша Церковь отмечает день памяти святых мучеников Флора и Лавра.

– Помогите! – эхом метался среди каменных стен отчаянный мальчишеский вопль. – А-а-а-а! Папа!

Мемертин сломя голову выбежал из капища и помчался на крик. Ноги подкашивались – кричал его единственный сын. Картина, открывшаяся перед глазами, заставила жреца схватиться за сердце.

Его Лиций, надежда и смысл всей жизни, стоял на коленях посреди огромных каменных валунов строящегося храма и кричал от боли, закрывая лицо. Сквозь тонкие загорелые пальцы мальчика ручьем лилась кровь. Жрец схватил сына на руки и попытался рассмотреть рану. Увиденное заставило даже повидавших виды мужей стиснуть зубы: вместо глаза на смуглом личике мальчишки зияло кровавое месиво.

Мемертин положил обмякшее тело сына на землю и пошел на каменщиков, сжимая в руке тяжелый лом. Работающие на стройке мужчины стеной обступили мастеров, не допуская к ним разъяренного отца. Тот и слышать не хотел никаких объяснений – желание наказать обидчиков сына было сильнее, и жрец призывал на головы неосторожных каменщиков гнев всех известных ему богов.

Почти уже разыгравшуюся трагедию остановил слабый, еле слышный стон мальчика:

– Папа, не ругай их, я сам виноват! – простонал он, протягивая руки к отцу. Тот отбросил лом в сторону и, прижав к сердцу драгоценную ношу, пошел к дому. За ним мелкими рубиновыми капельками по белой мраморной пыли стелился кровавый след.

Оставив работу, к дому жреца поспешили и мастера-каменщики, уже которую неделю трудившиеся над возведением нового храма на честь богов.

Флор и Лавр – главные строители этого храма – вкладывали в него не только огромный труд своих рук, но и душу, и сердце.

Строение, надо сказать, должно было получиться величественным и необычайно красивым. Уже сейчас в очертаниях глыб серого гранита угадывались стройные колонны и портики. Отдельные вкрапления белого и розового мрамора делали огромный круглый храм еще просторнее. Казалось, что он буквально пронизан светом, льющимся из оконных арок, и массивные каменные валуны в солнечных бликах выглядели невесомыми. Даже в незаконченном виде постройка дышала особенной глубиной, оставляя ощущение живого присутствия неизвестной Силы. Флор и Лавр – главные строители этого храма – вкладывали в него не только огромный труд своих рук, но и душу, и сердце.

Обработка камня отнимала огромные силы. Когда из бесформенной глыбы мрамора после нескольких часов кропотливого труда мастера вырисовывался аккуратный, идеально прямой угол, – рабочие замирали. Это казалось и волшебством, и священнодействием одновременно.

Пилой обычно служила кремневая зубчатая пластинка, под которую подсыпали смоченный водой кварцевый песок. Каменщики редко занимались сквозным пилением. Обычно Флор делал только глубокий надпил, а затем Лавр точно рассчитанным ударом огромного молота разбивал камень на несколько частей. Весь процесс сопровождался столбом густой пыли и разлетающимися во все стороны мелкими каменными брызгами – они были настолько острыми, что порой глубоко впивались в руки и ноги зазевавшихся рабочих.

Как умудрялись оставаться невредимыми сами мастера – это было также чем-то из сферы магии.

Кто-то считал Флора и Лавра любимцами богов, кто-то – магами и чародеями, а сами мужчины трудились, не жалея рук, ревностно молясь перед началом работы. Рабочие на стройке оставались единогласными в одном – эти братья были явно не от мира сего.

Ну, а как иначе, посудите сами: какой нормальный человек будет раздавать бедным все, до последней монетки, деньги, получаемые за свой труд? Да еще при этом рассказывать о Каком-то распятом иудеями Иисусе и о вере в Него. Сами Флор и Лавр большей частью проводили время в посте, молитве и каторжном труде: ночью молились, а днем творили с каменными глыбами настоящие чудеса; ели крайне скудно, зато щедро кормили голодных и бедных. И те собирались вокруг них, трудились подсобными работниками, а в свободное время внимательно слушали тихое слово об истинной Вере.

…Жрец Мемертин молча сидел у ложа сына, пытаясь омыть от крови мертвенно-бледное личико. Мальчик лежал, не шевелясь, и только едва заметное шевеление груди в такт дыханию подтверждало, что жизнь в нем еще теплилась. Оба каменщика стояли рядом, приклонив колени. В комнате воцарилась напряженная тишина.

Я хочу веровать в Того Бога, Который исцеляет больных и возвращает зрение слепым, а не в тех богов, которые не только больных не исцеляют, но и здоровых делают больными.

– Среди наших жрецов, – внезапно нарушил болезненное безмолвие Мемертин, – есть один по имени Ерм. За несколько лет пред этим его хотели поставить в жреческое звание и привели к идолу Зевса, чтобы возложить руку идола на его голову, – такой существует у нас обряд при поставлении в жречество. Руку идола, приделанную к плечам и движущуюся в суставе, жрецы при помощи серебряной цепи поднимают кверху, а потом опускают на голову поставляемого. Когда эту руку спускали на голову Ерма, то серебряная цепь случайно выскользнула, и рука идола, упав на лицо жреца, ободрала его ногтями вплоть до костей так, что до сего дня его зубы видны издалека. И ни один бог не оказал ему помощи, напротив – ему делается всё хуже.

Читайте также:
Житие пророка Предтече Иоанна Крестителя - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Мемертин вскочил на ноги и бросился к каменщикам:

– Теперь вы строите новый храм нашим богам, и они не уберегли моего единственного сына от смертельного увечья. Чем же я так прогневал их? – разрыдался несчастный.

Флор приблизился к одру и внимательно посмотрел на раненого, осенив его и себя крестным знамением. Мемертин зашелся в рыдании, но внезапно подавил крик: мальчик открыл глаза.

— Если глаз мой станет таким же, как был прежде, — тихонько прошептал он, — то я уверую в вашего Бога и буду чтить Его. Я хочу веровать в Того Бога, Который исцеляет больных и возвращает зрение слепым, а не в тех богов, которые не только больных не исцеляют, но и здоровых делают больными.

Прошло несколько часов. Флор и Лавр молились у постели мальчика. Жрец Мемертин молча смотрел на коленопреклоненных каменщиков и на розовеющие щечки сына, к которому медленно возвращалась жизнь.

Мальчик мирно спал, а жрецу хотелось кричать на весь мир о своем открытии и о Боге, не погнушавшемуся так внезапно посетить его оскверненный дымом языческого капища дом, а вместе с тем – и сердце многолетнего служителя идольской тьмы. Мемертин едва-едва улыбнулся, посмотрел на спящего сына и поднял глаза к Небу, поняв: бывшего служителя.

Те, чьими молитвами Господь даровал исцеление не только искалеченного глаза мальчика, но и израненной души его отца – языческого жреца Мемертина, и дальше смиренно продолжали свои труды на постройке величественного и необыкновенно красивого храма. Он вырастал среди серых скал, словно белая птица, устремляясь к небу и радуя взор каждого, кто приходил полюбоваться необыкновенным творением рук Флора и Лавра. Вот-вот должен был наступить день торжественного жертвоприношения на честь богов в новом храме. Областеначальник уже предвкушал момент, когда он бросит щепотку ладана на вожённую курильницу.

Флор и Лавр за огромным шелковым занавесом заканчивали работу над чрезвычайно величественной, по их словам, статуей бога богов, никого, даже краем глаза, не подпуская посмотреть за процессом. Поздней ночью мастера окончили трудиться, и перед изумленным взором трех сотен работников, оставшихся ночевать прямо в храме, предстал белоснежный мраморный крест, обернутый к востоку.

Удивительную картину можно было наблюдать той ночью в стенах языческого храма: посреди капища, там, где обычно отбрасывает темную тень бездушный идол, возносилась молитва ко Господу перед честным Его Крестом. А утром областеначальник шел к новому храму по мелким обломкам и осколкам драгоценных статуй богов, которые так и не встали на предначертанное им место. Их пустые глазницы золотым светом мерцали в лучах восходящего солнца прямо под ногами проходящей процессии.

Братьев Флора и Лавра, а также 300 работников, молящихся с ними той ночью, как и бывшего жреца Мамертина и его сына, приговорили к сожжению прямо в стенах возведенного ими храма. Правитель Иллирии Ликион на предварительном допросе попытался поговорить с каменщиками, но быстро понял безуспешность своих попыток.

В стенах храма вспыхнул костер с мучениками, отбрасывая черные языки на белый мрамор, а последнее, что увидели братья, было безоблачное небо где-то высоко-высоко вверху – Флора и Лавра не предали огню, а бросили в колодец, засыпав его землей. Но, живой источник уничтожить очень трудно – вскоре на том месте забил новый ключ.

Читайте также:
Иоанн Дамаскин - житие, описание и история жизни, творения, учения, труды и чудеса святого

Через много лет пастухи пригнали на водопой к этому колодцу табун лошадей – худых, изможденных, казалось, что их уже не спасити. Но те чудесным образом поправились, испив воды от источника. После обретения мощей святых мучеников на Балканах – родине святых братьев – прекратился падеж скота.

В Сербии популярно предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми, а в древних иконописных подлинниках Руси есть указание изображать святых Флора и Лавра с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях сохранились прекрасные иконы святых с изображением лошадей – так называемый сюжет «Чудо о Флоре и Лавре».

Очевидно с тех пор в народной памяти утвердилось почитание святых каменщиков Флора и Лавра как покровителей не только людей, занимающихся строительными профессиями, но и коневодства. Почитанием этих мучеников Церковь воспитывает в своих чадах чувство ответственности за «всякое дыхание», хвалящее Господа, памятуя слова Священного Писания: «Праведный печется и о жизни скота своего» (Притч. 12, 10).

Мученики Флор и Лавр

31 августа – память мучеников Флора и Лавра

Среди храмов Москвы, чудом сохранившихся в годы советских антицерковных гонений, многие только сегодня завершают свое восстановление. Понадобилось не менее четверти века, чтобы возродить их после десятилетий поругания. Одной из таких московских святынь является широко известная церковь святых Флора и Лавра на Зацепе. Храм, в XX столетии претерпевший многие мучения, символом которых стали двое новомучеников из числа священнослужителей этой церкви.

Старший священник храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе протоиерей Григорий Белоус рассказал Царьград.TV:

“В нашем храме служило два священномученика, которые были впоследствии расстреляны за веру на Бутовском полигоне. Это – протоиерей Николай Виноградов и иерей Дмитрий. “

Мученический подвиг клириков этого храма, как и многих других новомучеников и исповедников Церкви Русской во многом напоминает подвиг раннехристианских мучеников. В том числе и тех, кому посвящена сама церковь – Флора и Лавра – святых братьев, отдавших жизнь за веру во II веке от Рождества Христова.

Из Жития мучеников Флора и Лавра

“Мученики Флор и Лавр были родными братьями. Они успешно проповедовали среди язычников, чему способствовали чудеса, в числе которых было исцеление сына языческого жреца, приведшее ко Христу и исцелённого, и его отца. Однажды святых братьев, как известных каменщиков, правитель балканского Иллирика направил строить языческий храм. В новопостроенном храме Флор и Лавр вместе с обращёнными ими христианами совершили молитву, после чего уничтожили языческих идолов. Все участники этих событий были схвачены и сожжены, а Флор и Лавр брошены в колодец и засыпаны землёй. Впоследствии их мощи были обретены нетленными и перенесены в Царьград. “

Церковь мучеников Флора и Лавра на Зацепе находится в минуте ходьбы от Павелецкого вокзала. Изначально же эти места были территорией знаменитой Ямской Коломенской слободы – места проживания ямщиков. Что в значительной степени послужило посвящению храма именно этим святым. Протоиерей Григорий Белоус отмечает:

“Мученики Флор и Лавр получили от Бога особую благодать молиться и помогать животным. И в нашей русской истории, когда в Новгороде был падеж скота, после молебнов святым мученикам Флору и Лавру эта моровая язва прекратилась, и с тех пор на Руси стали особенно почитать этих святых как покровителей животных. “

Это почитание особенно глубоким было среди русских крестьян, ямщиков и воинов. А потому неудивительно, что в народе святых Флора и Лавра нередко именовали “лошадниками”. В чем не было ни капли кощунства. По словам отца Григория Белоуса:

“Они настолько почитались как покровители животных, что на Куликовскую битву преподобный Сергий благословил благоверного князя Димитрия 31 августа, как раз в день святых мучеников Флора и Лавра. У нас есть чисто русская икона “Чудо о Флоре и Лавре”. Этой иконы вы ни в одной православной стране не найдете, только на Руси. И здесь наш народ, наши иконописцы изобразили целое богословие: не сам Флор и Лавр управляют животными, но тут изображен Архистратиг Божий Михаил, который дает им поводья. Тем самым, Высшая Сила дает им силу и разум для управления животными. “

И сегодня, как в былые века, многие христиане молятся в церкви Флора и Лавра перед иконами этих святых, в том числе и о своих домашних питомцах. И эти трогательные молитвы очень часто бывают услышаны.

Читайте также:
Житие Космы Этолийского - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ ФЛОР И ЛАВР

СЕГОДНЯ ДЕНЬ ИХ ПАМЯТИ

С давних времен на Руси святые мученики Флор и Лавр почитались как небесные покровители домашних животных, в особенности лошадей. Свидетельства о чудесных исцелениях, исходящих от их мощей описывал новгородский паломник Антоний уже в 1200 году. С тех пор в Новгороде бытовало предание о прекращении падежа скота и врачевание животных через молитвы Флору и Лавру.

Икона святых Флора и Лавра была в каждой крестьянской семье потому что лошадь являлась основной кормилицей. Ко дню памяти мучеников-братьев, крестьяне старались закончить все работы в поле, чтобы освободить животных от работы.

Фрагмент иконы “Флор и Лавр, Власий Севастийский, Спиридон Тримифунтский””

Лошадей приводили на церковные паперти, украшали яркими попонами, вплетали в гривы различные ленты и цветы. После праздничного богослужения коней окропляли освященной водой. Сейчас эту икону часто можно встретить на конюшнях и в ветеринарных клиниках.

31 августа 1380 года Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на битву с полчищем Мамая именно в день памяти святых Флора и Лавра (18 августа по старому стилю). После великой победы на Куликовом поле, эта дата навсегда вошла в список исторических дат нашей страны.

Братья-близнецы Флор и Лавр жили в далёком II веке.

В один день, когда святые братья тесали камень, к ним подошел сын жреца, молодой юноша, и, ставши близко, смотрел на их работу. Вдруг от камня отскочил осколок, ударил юношу в глаз и выбил его. От боли юноша закричал; на его крик прибежал отец его, языческий жрец. Видя, что лицо сына окровавлено и глаз выпал, он разорвал от горя на себе одежды, стал бранить святых работников и бросился было на них, чтобы их побить, но его удержали бывшие тут же другие рабочие. Удостоверяя невинность святых братьев, они говорили, что виноват в своем несчастии сам юноша, потому что он близко подошел к ним в то время, когда они тесали камень и смотрел на их работу, не принимая мер предосторожности. Святые угодники Божии Флор и Лавр, стараясь успокоить жреца, обещали скоро исцелить глаз его сыну и сделать его настолько же зрячим, как и прежде.

После сего они взяли юношу на ночь к себе в дом и стали учить его познанию Единого Истинного Бога, Иисуса Христа, причем говорили ему:

— Если будешь всем сердцем веровать в Того Бога, о Котором мы возвещаем тебе, то глаз той скоро будет здоров.

— Если глаз мой станет таким же, как был прежде, — ответил юноша, — то я уверую в вашего Бога и буду чтить Его. Без сомнения больше надлежит веровать в Того Бога, Который исцеляет больных и возвращает зрение слепым, нежели в тех богов, которые не только больных не исцеляют, но и здоровых делают больными.

При этом юноша рассказал святым о таком происшествии:

— Есть, — сказал он, — среди наших жрецов один жрец по имени Ерм. Когда за несколько лет пред этим хотели поставить его в жреческое звание, то привели к идолу Зевса, чтобы возложить руку идола на его голову. Такой существует у нас обряд при поставлении в жречество. Он состоит в том, что руку идола, приделанную к плечам и движущуюся в суставе, жрецы при помощи серебряной цепи поднимают кверху, а потом спускают на голову поставляемого. Когда эту руку спускали на голову Ерма, то серебряная цепь случайно выскользнула из рук держащих ее, и рука идола, упав на лицо Ерма, ободрала его ногтями вплоть до костей так, что до сего дня издалека видны зубы его. И ни один бог не оказал ему помощи, напротив ему делается всё хуже.

Читайте также:
Амвросий Медиоланский - житие и труды, мощи и дни памяти, творения и письма

Когда юноша рассказал об этом происшествии, святые Флор и Лавр со слезами начали молиться Богу о том, чтобы Он исцелил юношу и просветил не только его телесный глаз, но и душевные его очи. После усердной молитвы они осенили больной глаз юноши крестным знамением, и глаз немедленно зажил, сделался совершенно здоровым и так же хорошо видел, как и прежде. Вследствие такого чуда уверовал во Христа не только исцеленный юноша, но и отец его, языческий жрец. Имя этому жрецу было Мемертин, и он с этого времени из служителя демонов стал рабом Господа нашего Иисуса Христа вместе с сыном своим.

После сего святые работники Флор и Лавр, получая в своей работе помощь от ангела Божия, в короткое время окончили постройкой сооружаемый храм, но не оставили его для жилища идолов, а освятили его для прославления пресвятого имени Иисуса Христа. Они поставили в нем к востоку честной крест и, собрав до трехсот человек бедняков, братьев своих по вере, совершили всенощную молитву, прославляя Христа Бога. Во время молитвы сошел свыше свет неизреченной небесной славы и наполнил храм дивным сиянием. По окончании всенощной молитвы все бывшие в храме отправились к стоявшему неподалеку зданию, в котором находились приготовленные для нового храма идолы и, обвязав шеи этих идолов своими поясами, стали влачить их по земле, бить и ломать, и таким образом раздробили их на мелкие части.

Узнав обо всём этом, областеначальник велел схватить Флора и Лавра и всех тех, кто были с ними, и в числе последних Мамертина и сына его. Всех, бывших со святыми, он приговорил к сожжению, а их самих, предав жестокому избиению, велел связать и отослал к правителю Иллирии Ликиону. Ликион обстоятельно расспросил их обо всём и, узнав, что они — христиане и остаются непоколебимыми в своей вере, велел бросить их в глубокий колодец и засыпать землею.

Спустя много лет были обретены их святые и многоцелебные мощи и с честью перенесены в Константинополь во славу Христа, Бога нашего.

Святитель Димитрий Ростовский
31 августа 2015 г.
https://pravoslavie.ru/81734.html

Почему мученики Флор и Лавр изображены на старинной русской иконе XV века рядом с Архангелом Михаилом, священномучеником Власием Севастийским и святителем Спиридоном Тримифунтским?

Сведения об иконе: Реставрирована в 1993 году в МСНРПМ В.Д.Сарабьяновым. Размер: 56,7 х 42 см. Автор не известен . Материал: Дерево, темпера. Персоналии: Мученик Флор, мученик Лавр, священномученик Власий Севастийский, святитель Спиридон Тримифунтский.
Уточняющая датировка: 15 в., конец. Страна: Россия. Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Иконография, категория: Святые. Тип изображения: Многофигурное

Иконографическая справка

В иконописных подлинниках Древней Руси прямо говорится писать святых вместе с лошадьми. Такая традиция, скорее всего, восходит к поверью, пришедшему к нам с Балканского полуострова, о том, что Архангел Михаил научил Флора и Лавра мастерству верховой езды.

Чудо Архангела Михаила

Это же предание легло в основу сюжета самой известной иконы, посвященной мученикам «Чудо о Флоре и Лавре». Сюжет иконы рассказывает о том, как святые пришли на выручку пастуху, лишившемуся своих коней и помогли отыскать утерянных животных.

На иконе на золотом фоне изображены Архангел Михаил, стоящий на вершине холма, лицом к молящимся, а по сторонам, страстотерпцы Флор и Лавр. Ниже – два коня: белый и вороной под красивыми седлами. Архангел Михаил передает братьям поводья этих коней”.
https://pravoslavie.wiki/kto-na-nebesah-molitsja-o-nashih-pitomcah-o-svjatyh-bratjah-muchenikah-flore-i-lavre.html


Шедевры русской иконописи. Чудо о Флоре и Лавре. XV век.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
http://art.liim.ru/galleries_hr/hr0m/hr0m-1-6.html

Священномученик Ириней, епископ Лионский

Богоносный Ириней 1 , который промыслительно получил имя, созвучное слову «мир» 2 , дабы сделаться вестником Святого Духа, родился в Малой Азии около 140 года. В ранней юности в Смирне он слушал поучения престарелого епископа Поликарпа Смирнского, который излагал учение, полученное им от святого апостола Иоанна. Так Ириней научился в точности соблюдать апостольское предание, сохраняемое в Церкви.

«Именно в Церкви, – учил святитель Ириней Лионский, – Бог поместил апостолов, пророков и учителей и все остальные действия Святого Духа. От этого Духа, таким образом, устраняются все те, которые, отказываясь прибегнуть к Церкви, лишают себя самих жизни из-за своих ложных учений и порочных действий. Ведь там, где находится Церковь, пребывает также и Дух Божий, а там, где Дух Божий, – Церковь и вся благодать. А Дух и есть Истина» 3 .

Читайте также:
Алипий Печерский - житие и биография святого, иконы и труды, мощи и чудеса, почитание и дни памяти

Посетив Рим, он стал священником Лионской Церкви в Галлии, в эпоху гонения Марка Аврелия (ок. 177). Как на пресвитера 4 этой Церкви, на него была возложена обязанность доставить папе Елевферию в Рим дивное письмо от святых лионских мучеников христианам Асии и Фригии. В нем они описали свои славные подвиги, дабы опровергнуть доводы еретической секты монтанистов 5 . Мученичество есть действительно выдающееся свидетельство об истине, знак победы Духа над слабостью плоти и залог нашей надежды на воскресение.

Вернувшись в Лион, Ириней стал преемником святого Пофина (который незадолго перед этим принял мученичество) и встал во главе Лионской и Вьеннской Церквей. Епископ, восприняв по преемству от апостолов «неоспоримую благодать истины» для проповеди и толкования Евангелия, посвятил свою жизнь, в подражание мученикам, свидетельству об этой истине. «Необходимо любить исключительной любовью все то, что есть в Церкви, и крепко держаться предания об истине», – учил он 6 .

Он прикладывал неослабевающие усилия для обращения варварских народов, но его заботы распространялись также и на всю Церковь. Так, например, святитель Ириней от имени галльских епископов, главой которых он являлся, написал папе Виктору (189–198), дабы отговорить его от разрыва евхаристического общения с Церквами Малой Азии, которые праздновали Пасху 14 числа месяца нисана. Святой Ириней утверждал, что, поскольку этот древний обычай был передан нам предшественниками, которые, тем не менее, сохраняли мир между собой, постольку вовсе не обязательно принуждать всех к единообразию, «ведь разница в посте подтверждает согласие в вере» 7 .

Он особенно прославился борьбой против ересей, а именно против «лжеименного гносиса» 8 , который из Малой Азии распространился по всем большим городам империи и прельстил множество людей различными эзотерическими учениями. Борьба против гностиков позволила святителю обрисовать в общих чертах важнейшие положения христианского учения. Сначала он показал, что еретики тщетно ищут этот «гносис», то есть знание, в мифических нравоучениях и сложных построениях их извращенного разума. Оно есть высочайший дар благодати, который даруется Святым Духом христианину, являющемуся членом живого организма Церкви. Только в ней можно утолить жажду чистой водой, истекшей из пронзенного бока Христова, и получить в Церкви жизнь вечную. Истинными гностиками являются вовсе не те, которые отвергают и презирают телесное, чтобы поклоняться «непостижимому Богу» и Его «демиургу», но «духовные» люди, которые получили от Святого Духа залоги воскресения плоти и нетления.

Святой Ириней, порывая с эллинистическим дуализмом тела и духа, развивает учение святого Иоанна Богослова «Слово стало плотью» для того, чтобы объяснить смысл назначения человека 9 . Первый Адам был создан из праха двумя руками Божиими: Словом и Духом 10 , как образ Божий, сообразно прославленной плоти Христовой. Дыхание жизни было ему дано для того, чтобы он от образа восходил к подобию Божию. Будучи введен в заблуждение диаволом, позавидовавшим его исключительным правам, и впав в смерть, он, однако, не был оставлен Богом. Господь изначально имел намерение сделать человека участником Своей славы. Откровения и пророчества Ветхого Завета и особенно воплощение Слова, Его смерть, Его Воскресение и Его славное Вознесение составляют необходимые этапы истории Спасения. Поскольку Бог всегда намеревался осуществить эту высшую цель, ради которой Он создал человека, Слово стало плотью (Ин. 1: 14), «восстановив» в Себе Самом первого Адама. Как первый человек, рожденный от девственной земли, через преслушание девы Евы впал в грех посредством древа, так и Христос пришел в мир через послушание Девы Марии и был распят на Крестном Древе 11 . «Он отдал Свою душу за нашу душу и Свою плоть за нашу плоть, и Он распространил Дух Отца, дабы создать союз и общение между Богом и людьми, низведя Бога до людей посредством Духа и возведя людей Своим Воплощением к Богу» 12 .

Слово Божие, Которое создало мир, устроив его невидимым образом в форме креста, стало в установленное время видимым на Кресте, чтобы собрать в Своем Теле все человеческие существа, которые были рассеяны, и привести их тем самым к познанию Бога. Явившись не в Своей невыразимой славе, но как Человек, Он показал в Себе Самом восстановленный и снова направленный к подобию образ Божий. И Он нас вскормил «сосцами Своей плоти», чтобы, привыкнув есть и пить Слово Божие и укрепившись «хлебом бессмертия», мы приблизились к созерцанию Бога, Который доставляет нетление. «Невозможно жить без Жизни, а жизнь существует только при причастности к Богу, и эта причастность к Богу состоит в том, чтобы видеть Бога и наслаждаться Его кротостью… Ведь слава Божия – это живой человек, и жизнь человека – в лицезрении Бога» 13 .

Читайте также:
Филарет Милостивый: житие и биография святого, почитание, труды и медаль

Для Иринея, бывшего учеником тех, кто знал апостолов, знание (греч. – гносис) есть, таким образом, любовь и обожение человека в Лице Христа Спасителя. Учение святого Иринея выходит за рамки простого опровержения ложного знания. Удивительное по своей простоте и глубине, оно содержит в зачаточном виде все то, что отцы Церкви последующих веков развивали в своих богодухновенных трудах 14 .

После своего миротворческого ходатайства к папе Виктору Ириней продолжал трудиться над созиданием Церкви. По преданию, он принял мученическую кончину во время гонений Септимия Севера, около 202 года, но никаких подробностей о его смерти не сохранилось. Его тело было положено в крипте церкви святого Иоанна, впоследствии получившей имя самого святого Иринея, между могилами святых мучеников Епипода и Александра 15 . Частицы его мощей поныне хранятся в церквах города Лиона.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

5 сентября 2012 г.

1 В Западной Церкви его память совершается 28 июня.
2 Греч. иринеос – «мирный».
3 Против ересей. III. 24. 473–475.
4 Этот термин обозначал тогда обязанности и священника, и епископа. Вот почему некоторые утверждают, что св. Ириней уже тогда был епископом Вьенны, а впоследствии стал и предстоятелем Лионской Церкви.
5 См. память свв. Санкта, Бландины и с ними пострадавших под 25 июля. Это письмо приводит Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (V, 1 и слл.), которая также является для нас и важнейшим источником биографии св. Иринея (Там же. V. 4 и V. 20). Высказывалось предположение, что св. Ириней был автором этого письма.
6 Против ересей. III. 4. 1.
7 Цитируется у Евсевия: см.: его «Церковную историю» (V. 24. 13).
8 Этих гностических мифов на основе гедонистического индивидуализма. Отсюда вытекает актуальность тех блистательных опровержений гностических идей, которые дает св. Ириней.
9 Учение о том, что «все земное и небесное соединится под главою Христом» (ср.: Еф. 1: 10), являющееся основным для св. Иринея, находит свое объяснение главным образом в сочинениях «Против ересей» (III. 21. 10) и «Доказательство апостольской проповеди» (33).
10 См.: Против ересей. V. 1. 1.
11 См.: Там же. V. 17; Доказательство апостольской проповеди. 34.
12 Против ересей. IV, 38.
13 Там же. IV. 20. 5–7.
14 Хотя большая часть его трудов не сохранилась по-гречески, некоторые основные идеи св. Иринея воспроизводятся у свв. Григория Богослова, Григория Нисского, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и т.д. Его, таким образом, можно с полным правом считать одним из важнейших богословов периода, предшествовавшего Никейскому Собору.
15 Эти мощи были выброшены протестантами в 1562 г.

священномученик Ириней Лионский

Епископ Лионский, раннехристианский богослов, апологет, полемист, отец Церкви, ученик смч. Поликарпа Смирнского.

Биография

Путь к пастырству

О подробностях жизни и пастырского служения святого Иринея Лионского известно немного. Даже место и дата рождения этого великого святого скрыты от нас за завесой истории. Полагают, что родители Иринея были христианами.

С большой долей уверенности можно утверждать, что родился он во второй четверти II столетия. На основании ряда косвенных фактов это событие датируется приблизительно 130-м годом.

По дошедшим до нас воспоминаниям самого Иринея, в отрочестве он имел общение со святым Поликарпом Смирнским, другом выдающегося пастыря Церкви Игнатия Богоносца, учеником Евангелиста Иоанна Богослова. В круг знакомых Иринея входили и другие мужи, бывшие свидетелями апостольской проповеди, апостольских чудес.

Греческое имя, тесная связь со Смирнским епископом, хорошая осведомленность в вопросах греческой литературы, философии и поэзии, знакомство с методами диалектики, дают повод думать, что Ириней был по происхождению грек (впрочем, некоторые исследователи его жизни и творчества допускают, что он имел сирийские корни).

Читайте также:
Преподобный Антоний Великий – житие и труды, наставления, дни памяти и мощи

По всей вероятности, малой родиной Иринея является Смирна или одна из прилегающих к ней географических областей.

Духовная атмосфера, в которой воспитывался Ириней, влияла на его воспитание самым благотворным образом.

Смирнская Церковь, несмотря на свою нищету (Откр.2:9), отличалась хорошей организацией. Проповедническая и миссионерская деятельность отличалась строгим соответствием духу Евангелия и апостольского Предания. Ревностное стремление святого Поликарпа Смирнского хранить и распространять веру в незапятнанности и чистоте со временем передалось и его ученику, Иринею.

Священническое служение в Галлии

На каком году своей жизни, при каких частных обстоятельствах Ириней оставил родные края и отправился в Галлию (территория нынешней Франции), история не сообщает. Вне сомнений известно одно: целью он ставил распространение проповеди и укрепление веры среди тамошнего населения. Считается, что на эту миссию его благословил сам Поликарп Смирнский. И это неудивительно. Ведь между Смирнскими и Галльскими христианами существовало давнее дружественное общение.

В то время главой Лионской Церкви был епископ Пофин. Ириней, рукоположенный во священника, ревностно нёс при нём бремя пастырского служения, был усердным борцом за чистоту веры, помощником правящему архиерею.

Время служения Иринея выпало на эпоху жесточайших преследований Церкви, то затухавших, то разгоравшихся с новой силой. Христиан грабили, карали за надуманные преступления, лишали имущества, избивали, пытали, насиловали, убивали. К этим внешним опасностям добавлялись и внутренние, связанные с распространением ересей и раскольничьих настроений.

Всё это требовало от священнослужителей особой любви, ревности и ответственности перед Богом и паствой. Лионские христиане, и между ними епископ Пофин, видели в Иринее именно такого пресвитера.

В тот период большое влияние приобрела секта монтанистов. Последователи этой общины претендовали на первенство в обладании благодатными дарами. Когда сторонники Монтана добрались до Рима и начали сеять свои заблуждения среди Римских христиан, тамошний епископ Елевферий, хорошо сознавая опасность, объявил, что порывает с приверженцами этой ереси добрые религиозные отношения.

Лионские мученики, проявив к тем событиям самый живой интерес, направили Елевферию послание, а доставить его доверили пресвитеру Иринею, о чём в том же послании было сказано несколько строк. В этих строках мученики выразили Иринею полное доверие, назвав его братом и сообщником. Там же они указали, что если бы место пресвитера определялось исключительно праведностью, Ириней был бы первым среди них.

Послание сыграло положительную роль. Римский епископ учёл пожелания лионских верующих и даровал заблуждавшимся мир.

Епископское служение

После смерти девяностолетнего епископа Пофина, умершего в заточении в 177 или 178 году, святой Ириней, при поддержке народа, удостоился возведения на Лионскую епископскую кафедру.

Одной из текущих задач он поставил восстановление деятельности Лионской Церкви после недавнего гонения. Задача была не из лёгких: многие представители Церкви были замучены или убиты, а недовольство язычников всё ещё давало о себе знать.

Епископ Ириней не переставал делать всё от него зависящее для утверждения веры. Он много проповедовал сам и направлял священников проповедовать в отдаленные Галльские области, в частности, в Валенсию и Безансон.

Другим важным поприщем нового епископа стала борьба с гностицизмом. В этом отношении святой Ириней признан наиболее выдающимся деятелем своего времени.

В общем гностические лжеучения представляли собой гремучую смесь извращенных христианских идей, языческих мифов, философских учений и частных фантазий. В силу этого все они отличались неясностью и запутанностью содержания. Связанная с этим малопонятность воззрений артикулировалась как таинственность. В некоторых сектах, для увеличения атмосферы таинственности или мистичности, практиковались ложные чудеса. Последователи каждой гностической секты считали, что именно их «вера» является совершенной. Это нередко влекло в их ряды религиозно безграмотных и тщеславных людей.

Вся эта обстановка тревожила и беспокоила Иринея Лионского. При каждом удобном случае он разъяснял своей пастве, в чём состоит опасность уклонения от веры Христовой и послушания Церкви, обнажал абсурдность гностических учений.

Ратуя за чистоту веры, он не ограничивался областью своей епархии. Так, он отправил послание священнику Флорину и указал ему на его еретические отступления, а когда тот отказался внять здравому наставлению, Ириней написал Римскому епископу, попросив отреагировать, принять неотложные меры воздействия и затушить еретический очаг.

За несколько лет своего пастырского служения он тщательно исследовал, описал и разоблачил целый ряд гностических направлений. Впоследствии его труды были собраны в единое произведение, ставшее достоянием Вселенской Церкви. Уровень ориентирования в области гностических идей, продемонстрированной Иринеем Лионским, до сих пор вызывает восторг. Ныне это произведение известно читателю по названию: Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)

Читайте также:
Житие святых девяти мучеников Кизических – история и чудеса святых

Участие в полемике о Пасхе

Помимо перечисленных дел святой Ириней отметился в памяти верующих и как сторонник урегулирования споров, связанных с днём празднования Пасхи.

Вопрос о времени празднования Пасхи поднимался ещё в 154 году. Тогда он стал предметом обсуждения между Поликарпом Смирнским и Римским епископом Аникитой. В результате этого обсуждения стороны остались при своих мнениях, однако это не привело их к конфликту.

Разность подходов обусловливалась тем, что малоазийские общины, ссылаясь на авторитет Иоанна Богослова и апостола Филиппа, руководствовались традицией праздновать Пасху 14 дня месяца Нисана (по лунному календарю), то есть в тот день годового цикла, в который Израиль совершал ветхозаветную Пасху (этот же день соотносился с днём смерти Христа на Кресте). Римская же Церковь, хотя и увязывала Пасху с 14 Нисана, однако отмечала её в не в любой день недели, а строго в воскресный.

При Иринее, приблизительно в 190 году, по этому поводу вспыхнул очередной спор: на этот раз между Римским епископом Виктором и Поликратом Ефесским. Ситуация привела к напряженности в отношениях между архиереями и грозила разрывом отношений между руководимыми ими Церквями. Вмешавшись, Ириней убедил Римского епископа примириться с Поликратом, и мир был восстановлен.

В 202 году Ириней Лионский принял мученическую смерть.

Творческое наследие

От святого Иринея до нас дошло всего несколько сочинений: Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей), Доказательство апостольской проповеди, О тираническом царстве антихриста. Между тем знания, преподанные в этих произведениях, трудно переоценить.

Прежде всего здесь представлено положительное изложение христианского вероучения. На страницах перечисленных работ Ириней касается таких важных разделов догматики как учение о Боге, об Искуплении, о творении мира, о грехопадении, о Церкви, о Таинствах, о Предании и др.

С другой стороны, он даёт стройную картину и чёткую характеристику наиболее опасных заблуждений своего времени. Каждое разоблачение сопровождается неопровержимыми аргументами и может служить актуальным пособием в борьбе за чистоту веры даже на сегодняшний день.

Ириней Лионский

Первые века становления Христианской Церкви — время преодоления духовного смятения и формирования канонического учения. Большой вклад в этот процесс внёс святой Ириней Лионский. Огромное значение его деятельности на формирование христианской теологии признаётся и Католической и Православной Церковью.

Житие святого Иринея

О жизни святого Иринея Лионского сохранилось мало сведений. Он родился в Смирне во второй четверти II в. Мальчик из аристократической семьи получил разностороннее образование, в которое входили следующие дисциплины:

  • философия;
  • риторика;
  • поэзия;
  • история;
  • математика.

Помимо классического античного образования юноша воспринял от своего наставника Поликарпа Смирнского христианские идеи. Епископ Смирны являлся учеником апостола Иоанна Богослова.

Под влиянием учителя Ириней принял крещение и вступил на путь духовного служения. После этого Поликарп отправил молодого образованного священника в Галлию — римскую провинцию, где христианство только начало своё распространение.

Престарелый епископ Лугдуна (Лиона) Порфирий высоко оценил старания молодого священника на ниве проповеди христианства. В конце 70-х гг. лионское священство выбрало Иринея для поездки в Рим, целью которой была доставка писем проповедников и донесения о ереси монтанизма к Римскому епископу — папе Елевферию.

Пребывание в Риме спасло богослова от гонений и преследования, которым подверг галльских христиан император Марк Аврелий. Епископ Порфирий был брошен в тюрьму и после жестоких пыток казнён. Вернувшийся в 178 г. в Лион пресвитер был единодушно избран епископом Лиона.

Важно! Убежденный христианин и талантливый миссионер за короткое время обратил в истинную веру жителей древнего города. Большое внимание Ириней уделял изучению различных ересей, систематизации христианских догматов и разрешению внутренних противоречий между местными христианскими церквями.

Об обстоятельствах смерти второго лионского епископа не сохранились точные сведения. В житии святого, написанном через несколько сотен лет, сообщается, что в 202 г. во время христианских гонений, инициированных императором Септимием Севером, Ириней Лионский принял мученическую смерть.

На основании сведений о мученической кончине второй епископ Лионский почитается христианской церковью в лике священномученика.

Читайте также:
Житие Космы Этолийского - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

Еще о священномучениках:

Учение святого Иринея

Один из первых Отцов Церкви формулировка свои богословские идеи в процессе полемики с еретическими течениями. Основные взгляды святого Иринея можно сформулировать следующим образом:

  1. Иисус Христос, Святой Дух и Бог-Отец — единое неделимое целое.
  2. Мир — результат свободной деятельности Бога, который постоянно наблюдает за своим творением, направляя его к конечной цели.
  3. Человечество было создано не совершенным. Чтобы достичь богоподобия, ему следует идти по пути духовного созревания. Подобие Богу — конечная цель существования человека.
  4. Духовный рост возможен только в процессе страданий, испытываемых душой и телом. Поэтому мир наполнен страданиями.
  5. Послушание Иисуса Христа и Девы Марии противопоставляется непослушанию первой пары людей.

Святой Ириней Лионский — основоположник учения об апостольской преемственности. Он утверждал, что поместные епископы обладают истинным знанием, так как оно было передано им апостолами. Истинность знаний определяется единодушным согласием всех епископов. Богослов представил чёткую иерархию епископов.

Главным церковным иерархом является епископ Римский, так как его престол был основан апостолом Петром — первым среди равных. Следующими по значимости являются престолы, основанные непосредственно учениками Христа. Остальные местные кафедры являются ответвлениями основных христианских церквей.

Второй епископ Лионский первым из богословов разработал чёткое учение о роли Девы Марии в спасении рода человеческого. Ириней отмечает, что послушание и смирение Богородицы обусловило спасение всех людей. Мария, как мать «нового Адама» олицетворяет обновление человечества.

Сочинения

На сегодняшний день известны 3 монументальные богословских труда, написанных Иринеем Лионский.

    Против ересей — сочинение, состоящее из 5-ти книг, в которых автор подробно описывает суть еретического учения гностицизма. Он подробно описывает идею гностиков, чтобы затем опровергнуть их с помощью цитат из Святого Писания. В этом труде излагаются основные идеи богослова, которые позднее легли в основу традиционного христианского учения.

Помимо крупных богословских трудов епископ Лионский вёл переписку с христианскими священнослужителями. В письмах к Папе Виктору Ириней убеждал наследника кафедры святого Петра в необходимости соблюдать единство Церкви, пренебрегая частными различиями местных традиций.

Интересно! Послание папе Виктору было написано в связи с конфликтом, разгоревшимся между римским епископом и главами христианских церквей в Малой Азии, которые настаивали на праве отмечать Пасху в 14 день месяца Нисан, независимо от привязки праздника к воскресному дню.

Почитание

Считается, что Ириней Лионский был погребён в Лионе. В ходе религиозных войн, проходивших во Франции в XVI-XVII вв., протестанты разорили погребение, и большая часть мощей была утеряна. Сегодня в базилике святого Иринея хранится сохранившаяся кисть святого богослова.

Ириней Лионский почитается и в католической, и в православной церкви. Датой поминовения богослова православными христианами является 5 сентября.

О чем молятся святому

Обращаться к христианским святым можно с любой просьбой и бедой. Но чаще всего просят о помощи в деле, которым при жизни занимался предстоятель. Святому Иринею молятся о помощи в следующих деяниях:

  • борьбе с ересями;
  • укреплении духа;
  • преодолении искушений.

Молитву можно читать как своими словами, так и произносить специальный текст.

Центр Иринея Лионского

В 1993 г. с благословения главы Русской Православной Церкви Алексия II в российской столице был создан научный центр, занимающийся изучением и распространением информации о различных религиозных сектах и культах.

Основатель организации профессор А. Л. Дворкин утверждает, что лучший способ борьбы с распространением еретических учений — предоставление полной информации о них. Задачей центра является не спасение уже попавших в тоталитарные религиозные секты людей, а предупреждение их роста.

Интересно! Организация сотрудничает со множеством международных организаций, продолжающих дело святого Иринея Лионского. Сотрудниками организации являются как светские учёные, так и представители основных мировых религий.

Святой Ириней Лионский входит в число Отцов Церкви, заложивших основы христианского учения. В основе его идей лежат знания, полученные от людей, непосредственно общавшихся с любимыми учениками Спасителя. Поэтому его учение содержит истинное Слово Господа, которое запечатлелось в сердце каждого истинного христианина.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: