Григорий Богослов – житие и биография святителя, учения, чудеса и дни памяти

Житие Григория Богослова

Автор прекрасных богословских произведений, Григорий Богослов не зря был удостоен своего имени. Его способность проникать в самые глубины тайн веры и выражать непостижимое просто и ясно — это уникальное явление. А поэтичность проповедей настолько красива, что отдельные строки из них были использованы для составления церковных песнопений.

Житие святителя

Будущий святитель появился на свет в благочестивой семье христиан около 325 года, в городе Арианзе, который находился недалеко от Назианза Каппадокийского. Его отец, Григорий старший, был епископом Назианским. Мать звали Нонна, и она была ревностной христианкой.

До того как стать епископом, отец Григория увлекся культом, который объединил в своем учении положения из христианства, персидских учений и иудейства. Однако супруга сумела убедить его в заблуждении, и вскоре Григорий старший принял христианство и прошел обряд Крещения. Его посвятили в священники, а затем и в епископы.

На заметку! Следует отметить, что вся семья Григория была посмертно канонизирована Церковью. Поэтому Григорий Богослов в прямом смысле происходил из семьи святых.

Еще до рождения сына, Нонна усердно молилась Господу о даровании чада. Она пообещала, что, если сможет родить, то отдаст своего ребенка на служение Всевышнему. Просьба была услышана, а обет исполнен. Маленького мальчика воспитывали в любви к Богу. Он получил начальное домашнее образование, и уже в раннем возрасте принял решение посвятить себя безбрачной жизни в молитве и созерцании.

Период обучения

В более взрослом возрасте Григорий продолжил обучаться. Сначала это была Кесария Каппадокийская, затем Кесария Палестинская, Александрия и Афины. Хотя плата за обучение была немаленькой, благосостояние родителей позволяло получать юноше образование.

О других святых:

Об Афинах будущий проповедник отзывался в своих письменных трудах очень тепло. Он считал их сосредоточением учения, обителью наук, где он смог получить много доброго. Во время учебы Григорий познакомился с Василием Великим, который впоследствии стал епископом Кесарии Каппадокийской. Случайное знакомство переросло в настоящую крепкую дружбу.

После окончания обучающего периода Григорий какое-то время преподавал риторику в Афинах. Затем он вернулся в родной город. Здесь, будучи в возрасте тридцати лет, он принимает Крещение от отца, который уже стал епископом. Желавший уединения и монашеской жизни, Григорий удаляется в Понт, где его друг Василий основал монастырь на реке Ирис. Вместе они изучали труды Оригена и сделали из него выписки, которые вошли в труд под названием «Филокалии».

Борьба с арианством

В 360 году Григорий буквально спас своего отца от серьезной ошибки. В то время очень широкий размах набрало арианское лжеучение. Григорий старший, не слишком вникая в богословские нюансы, подписал арианский Символ Веры, тем самым вызвав бурю негодования среди своей паствы. Сын разъяснил отцу, в чем проявляется несоответствие данного Символа Веры по отношению к никейскому, после чего епископ признал свою ошибку, и дело не приняло опасный оборот.

В 361 году Григория вопреки его нежеланию посвятили в пресвитеры. Он считал это бременем, которое будет мешать вести аскетический образ жизни в постоянной молитве, но повиновался. В расстроенных чувствах он вновь уехал в Понт. Василий Великий нашел нужные слова и приободрил своего давнего друга.

Через год Григорий вернулся в Назиан. Здесь он всячески помогал своему отцу в архиерейском служении и взял под опеку паству, которая была ему вверена.

В 370 году Василий Великий стал архиепископом Кесарийским. Борясь с арианской ересью, он открывал новые кафедры, в которые требовались опытные и ревностные пастыри. Конечно же, в первую очередь, он вспомнил о своем друге и попросил Григория прибыть в Сасим для того, чтобы возглавить там церковь. Григорий принял это предложение без энтузиазма, как и в случае с посвящением в пресвитеры. В Сасиме он так и не провел ни одного богослужения.

Через какое-то время он просто удалился в пустынное место на три года и полностью предался молитве. В своих трудах он упоминал об этом периоде с укором в адрес друга, который, по его мнению, втянул его в борьбу с арианством.

Позже отец уговорил его вернуться в Назиан для оказания помощи в управлении епархией. Сын послушался, но с условием, что не выступит в качестве приемника кафедры. Григорий старший умер в 374 году. Какое-то время сын продолжал его дело. Но после смерти матери, Григорий младший сильно заболел. Уход близких людей подкосил силы святителя, и недуг оказался столь тяжелым, что приближенные к пастырю люди уже не надеялись на его выздоровление.

Тем не менее, Григорий восстановился и через год ушел в Селевкию Исаврийскую, добровольно заточив себя. Очередной удар ему нанесло известие о кончине Василия Великого.

Деятельность святителя Григория на Константинопольском Соборе

В 379 году на константинопольский престол взошел император Феодосий, который принял сторону никейцев и начал противодействовать арианам. Григорий прослыл к тому времени, как талантливый богослов, и к нему выдвинулась группа никейцев с просьбой прибыть в столицу империи и помочь побороть поднявшуюся волну арианской и апполинарианской ереси.

Читайте также:
Иеросхимонах Александр Стрыгин - житие и труды, идеи и позиция, сочинения

Внимая чувству пастырского долга, Григорий соглашается и отправляется в путь. Он застал город в плачевном состоянии, где все храмы были захвачены еретиками, в том числе святая София и храм Святых Апостолов. Святитель нашел приют в доме своих родственников, где организовал домовую церковь под названием Анастасия, что означает «Воскресение».

Трезвость рассуждения и ревностное отношение к христианской вере, дар красноречивости не могли не найти отклика в сердцах жителей Константинополя. Многие загорелись желанием услышать проповедь Григория, а слава о нем разошлась далеко за пределами столицы. В то же время это вызвало жесткое сопротивление со стороны представителей арианства. Еретики не только строили интриги против пастыря, но и покушались на его жизнь.

Однажды в домовой храм ворвалась толпа ариан и начала требовать изгнания Григория, а потом забрасывать его камнями. Городские власти, при всем своем скептицизме в адрес проповедника, не поддерживали еретиков и содействовали дальнейшему пребыванию Григория в Константинополе.

В 380 году император Феодосий, в рамках своих царских полномочий, передал никейцам Софию и храм Святых Апостолов. Григорий отдавал себе отчет в том, что его присутствие необходимо и остался в городе для участия в намеченном Втором Вселенском соборе.

На заметку! Целью Собора было поставить точку в догматических спорах разных религиозных течений.

Григорий был назначен на Константинопольскую патриаршую кафедру, а после смерти Милетия Антиохийского, который возглавлял Собор, его провозгласили председателем.

Однако египетские архиереи желали видеть на этом посту своего ставленника и нашли формальный предлог, согласно которому Григорий не мог занимать новую кафедру, так как уже был поставлен на другую. На этой почве в адрес святителя посыпались и другие обвинения от тех, кому не нравилась его снисходительность к арианам, и тех, кто не принимал его ревностной позиции в отношении чистоты веры.

Григорий не мог терпеть подобных интриг и принял решение добровольно покинуть пост предстоятеля Константинопольской церкви.

Окончание земного пути

До 383 года он руководил паствой в Назианзе, а когда здоровье в силу преклонного возраста уже не позволяло в полной мере справляться с делами, Григорий уехал в Арианз, где посвятил все свое время письменным трудам и созерцательной молитве. По просьбе своего отца, святитель завещал фамильное имущество епархии и ближайшему окружению.

В 389 году он спокойно предал душу Господу. Погребение тела святого состоялось в Назианзе. В 950 году его мощи перенесли в церковь Святых Апостолов в Константинополь, а позже часть переправили в Рим. Григорий Богослов почитается как в православии, так и в католичестве.

Дни памяти святого:

  • 25 января (7 февраля) — день смерти святого;
  • 30 января (12 февраля) — собор Трех Святителей.

Важно! Вселенская церковь причислила подвижника к лику святых с именем Богослов — за праведную и святую жизнь и ясное изложение учения о Пресвятой Троице.

Учения

Григорий Богослов в течение жизни создал множество ценных трудов, среди которых 245 писем, 507 стихотворений и 45 «Слов». Он был прекрасным оратором, и все его литературные сочинения отличаются повышенной эмоциональностью. Авторитет святого в формировании церковной догматики православной церкви сложно переоценить.

В числе его учений находятся следующие труды:

  • Учение о Боге;
  • Учение о Святой Троице;
  • Учение о творении;
  • Учение о человеке;
  • Христология;
  • Сотериология;
  • Эсхатология.

Тексты Григория Богослова в последующие века были использованы другими святыми для составления канонов.

Святитель Григорий Богослов

Святитель Григорий Богослов — один из трех Вселенских святителей. Память Григория Богослова совершается 7 февраля (25 января по старому стилю) и 12 февраля (30 января по старому стилю) в Соборе трех святителей.

Содержание

Святитель Григорий Богослов. Жизнеописание

Святитель Григорий Богослов родился около 329 года в Арианзе, неподалеку от Назианза Каппадокийского. Его отец, Григорий, являлся Назианзинским епископом, мать звали Нонной. В семье кроме Григория был его брат Кесарий и сестра Горгония. Григорий получил начальное домашнее образование, он обучался в Кесарии Каппадокийской и Кесарии Палестинской, а затем и в Александрии. В 350 году Григорий жил в Афинах, где изучал риторику, поэзию, геометрию и астрономию. Во время обучения Григорий познакомился с Василием Великим, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской. По окончании обучения Григорий остался в Афинах, где преподавал риторику. В 358 году он возвратился домой.

В возрасте тридцати лет Григорий принял святое крещение. Он был склонен к аскетичному житию, поэтому ушел в монастырь, который основал Василий Великий в Понте в своем имении на реке Ирис. В 361 году по настоянию отца Григорий вновь вернулся домой и был рукоположен в пресвитеры. Первую свою проповедь «Слово на Пасху и о своем промедлении» Григорий произнес на пасхальном богослужении. Деятельность Григория на церковном поприще совпала с периодом правления императора Юлиана Отступника (331/ 332 — 363 гг.), гонения которого затронули и Нанзианскую епископскую кафедру его отца. Император поручил захватить христианские храмы. Отец Григория, Нанзианский епископ, вместе с паствой оказал сопротивление, предотвратив захват храмов.

Читайте также:
Григорий Неокесарийский - житие и биография святителя, мощи, творения и труды, почитание

Феодосий I Великий

В конце 363 года отец Григория, не вникая в тонкости богословия, подписал омиусианский символ веры, чем вызвал раскол в своей епархии. Раскол продолжался недолго, но Григорию пришлось защищать своего отца — он написал «Слово по случаю возвращения монахов в лоно церкви». Когда Василий Великий стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, он обратился к Григорию с просьбой стать епископом города Сасима, где Василием была создана епархия. В 372 году Григорий был рукоположен в епископа Сасимского. Но он недолго пробыл в Сасимах и вновь удалился в пустыню. По просьбе отца Григорий вернулся в Назианз и помогал ему в управлении епархией до его смерти в 374 году. После смерти отца Григорий некоторое время руководил назианзской епархией. 19 января 379 года византийским императором стал Феодосий(346-395 гг.), который покровительствовал никейцам, а не арианам. Григория призвали в Константинополь, видя в нем проповедника и защитника веры.

Святитель Григорий Богослов — архиепископ Константинопольский

В Константинополе Григорий Богослов неоднократно подвергался преследованию со стороны ариан. Еще когда Александрийский патриарх Петр писал Григорию, поручая ему Константинопольский патриарший престол, как достойному пастырю Христовой Церкви, против Григория ополчились исполненные злобы люди. Так, один греческий философ, по имени Максим, из школы циников, проживающий в Константинополе, отличался хитростью и лицемерием. Он пришел к Григорию Богослову и, отрекшись от эллинского безбожия, принял святое Крещение. Григорий, не подозревая о лукавстве, поселил его у себя и сделал членом церковного клира. Максим задумал отступить от своего духовного отца и начал борьбу против него. Первым делом он нашел себе помощника — одного пресвитера, который был зело искусен в коварстве. Максим замыслил занять патриарший престол в Константинополе. Для осуществления этого плана ему требовалось много денежных средств, чтобы подкупом склонить на свою сторону церковнослужителей. Они обольстили разными обещаниями одного не местного пресвитера и забрали у него большую сумму денег. Затем Максим со своим помощником послали тайно в Александрию великое множество даров патриарху Петру, епископам и клирикам, и просили прислать в Византию епископов, чтобы те возвели Максима на патриарший престол.

Патриарх Петр прельстился, забыл о своем письме Григорию и согласился выполнить просьбу Максима. Он послал в Константинополь египетских епископов. Епископы вместе с Максимом, не известив никого, явились в церковь и на утрени принялись рукополагать Максима. Несмотря на то, что Григорий в это время был болен, он узнал о произошедшем и немедленно последовал в храм. В церкви собрались пресвитеры, клирики и много народа, как христиане, так и еретики. Все были удивлены такому коварству и незаконному посвящению, разгневались и стали кричать на приехавших епископов. Епископы с позором ушли из храма. Они направились в дом одного флейтиста и там окончили неправильное посвящение, а затем провозгласили Максима Константинопольским патриархом. Многие выказывали недовольство Григорию за то, что он принял у себя такого вероломного человека. Григорий же отвечал им: «Не гневайтесь на меня, мужи, за то, что я благодетельствовал этому человеку, не предвидя его злобы. Разве мы повинны в том, что не можем предвидеть чьей-либо злобы? Только одному Богу свойственно знать тайну внутренней жизни человека. Притом не самым ли законом повелено нам отечески и с любовью отверзать свое лоно всякому приходящему к нам: «Приходящего ко Мне, — говорит Спаситель, — не изгоню вон» (Ин.6:37). Для меня было важно уже и то, что Максим от еллинского заблуждения пришел ко Святому Крещению и вместо служения Геркулесу стал служить Святой Троице. Притом он казался добродетельным, хотя и лицемерно, но лицемерие его и злоба только теперь явно обнаружились. Нам не дано исследовать такие дела; мы не проникаем в человеческие помышления, не знаем и будущего, разве только когда Бог откроет нам его. Мы смотрим только на лицо, а сердце видит Бог». Народ успокоили слова Григория, и люди с еще большей любовью стали относиться к нему. Максим же подумал искать поддержки у царя Феодосия Великого, но благочестивый государь прогнал его. Тогда Максим с епископами прибыл в Александрию и задумал очередную хитрость. Он подкупил клириков Александрийской Церкви и снова обратился к патриарху Петру. Но Петр, опасаясь людского волнения, прогнал Максима из Александрии.

Свт. Григорий Богослов. Миниатюра Гомилий свт. Григория Назианзина. Византия. 1136-1155 годы. Монастырь св. Екатерины на Синае

Читайте также:
Феофилакт Болгарский - жизнь и биография святого, труды и творения, дни памяти и почитания

Между тем Григорий страдал различными недугами, поэтому вынужден был отказаться от управления Константинопольской церковью и хотел вернуться на свою родину, в Назианз. Он выступил перед паствой с последним словом, в котором убеждал ревностно хранить веру и совершать добрые дела. Люди сильно опечалились, поняв, что он хочет оставить Константинополь. В храме послышались восклицания и громкий плач. Народ ему ответил: «Отец! Уходя от нас, ты уводишь с собою и учение о Святой Троице. Без тебя не будет в этом городе и правого исповедания Святой Троицы. Вместе с тобою уйдет из города православие и благочестие». Григорий, слыша плач и мольбы народа, отложил свое решение и обещал оставаться с паствой, пока не будет созван ближайший собор. Между тем царь Феодосий воевал с варварами и после победы над ними возвратился в Константинополь с торжеством. По-прежнему во власти ариан находилась соборная патриаршая церковь. Царь призвал арианского патриарха Демофила и убеждал его или вернуться в Церковь Христову, или же уступить свое место другому. Демофил предпочел лишиться престола, нежели оставить свои заблуждения. Тогда царь отдал Григорию Богослову и всей Христианской Церкви соборный храм, который находился во власти ариан сорок лет. Поначалу ариане не пускали архипастыря Григория и клир в церковь, заграждая путь и угрожая убийством. Но Господь уберег своего святителя от гибели. Позднее юноша, который хотел убить Григория, пришел к нему и слезно просил прощение за это.

По случаю возвращения соборного храма Григорий обратился к народу со словами: «Дети! Теперь время благодарения и прославления единого в Троице Бога, Который даровал нам опять принять его святую церковь. Поэтому прославим ныне его великие милости, а о патриаршем престоле подумаем после, в другое время». После совершения Божественной Литургии во вновь обретенном храме все разошлись, прославляя Бога, а ариане ушли посрамленные. Григорий Богослов с великим усердием научал народ, посещал и лечил больных, помогал обиженным, защищал слабых и очищал Церковь Христову от еретических заблуждений. Владея большим церковным имуществом, он не присвоил себе ни одной серебряной монеты, не допрашивал также он и церковных строителей, сколько ими собрано и сколько истрачено. Последнее он считал делом не епископа, а светского правителя. Он наставлял всех хранить чистую совесть. В мае 381 года Григорий принимал участие во Втором Вселенском Соборе. На Соборе возник вопрос о кандидатах на вдовствующую антиохийскую кафедру. Также были выдвинуты обвинения против Григория, что он, будучи рукоположен Сасимским епископом, незаконно стал архиепископом Константинопольским. Григорий не стал отстаивать свои права на Константинопольскую кафедру, он вернулся в Назианз, где по просьбе городских клириков вновь возглавил епархию, не переставая просить епископа Тиранского снять с него эту обязанность, которую он считал для себя бременем. Он перестал ездить на церковные соборы, говоря: «Соборам и собеседованиям кланяюсь издали с тех пор, как испытал много дурного».

Преставление архиепископа Григория Богослова

В конце 383 года здоровье Григория ухудшилось, и тогда епископ Феодор Тиранский назначил на Назианзскую кафедру Евладия, а Григорий удалился на покой и посвятил себя написанию богословских трудов В этот период Григорий кроме богословских сочинений пишет свою подробную автобиографию.

Скончался Григорий 25 января 389 года в Назианзе, где и был похоронен. В своем завещании Григорий, исполняя волю своего отца, отдал свое фамильное имение епархии, ближайшим друзьям завещал денежные суммы и предметы одежды, а также распорядился дать свободу своим рабам. В 950 году при императоре Константине Багрянородном (905- 959 гг.) мощи Григория были перенесены в Константинополь и положены в церкви Святых Апостолов. При разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 году мощи святителя Григория были вывезены в Рим. После постройки собора святого Петра в Риме там была устроена гробница для мощей святителя. 26 ноября 2004 года часть мощей была возвращена Константинопольской церкви вместе с частью мощей Иоанна Златоуста. Литературное и богословское наследие Григория состоит из 245 посланий (писем), 507 стихотворений и 45 «Слов». Биографы отмечают, что Григорий был в первую очередь оратором, а не писателем, слог его сочинений характеризуется повышенной эмоциональностью.

Почитание святителя Григория Богослова. Тропарь, кондак и канон

Пaстырьскіи с0пль бGосл0віz твоегw2, витjйскіz побэди2 трубы2, ћкw глубины2 д¦а и3зыскaвшу, и3 добр0ты вэщaніz приложи1шатисz. но моли2 хrтA бGа џ§е григ0ріе, спасти1сz душaмъ нaшимъ.

БGосл0внымъ љзhкомъ свои1мъ, плетeніz витjйскаz разори1лъ є3си2 слaвне. правослaвіz ри1зою свhше и3сткaнною, цRковь њдёzлъ є3си2. ю4же и3 носsщи с8 нaми взывaетъ твои1ми чaды, рaдуисz џ§е бGосл0віz ќме совершeныи.

Библиотека Русской веры
Канон святителю Григорию Богослову →

Святитель ​Григорий Богослов. Иконы

На иконах Григорий Богослов изображается в виде старца с седыми или темными с проседью волосами и широкой бородой средней длины в святительских одеждах с евангелием или свитком в руке.

Читайте также:
Иоанн Дамаскин - житие, описание и история жизни, творения, учения, труды и чудеса святого

Святитель Григорий Богослов

Самое раннее из дошедших до наших дней иконописное изображение (ок. 649 г.) святителя Григория Богослова сохранилось в росписях алтаря церкви Санта-Мария Антиква в Риме. На Руси наиболее древним является изображение святителя Григория Богослова в мозаиках Софийского собора в Киеве (1037-1045 гг.).

Свт. Григорий Богослов. Фрагмент Мозаика Киевского Собора Святой Софии, XI в.

Образ святителя включался в состав икон деисусного чина. Известен образ (в рост) Григория Богослова из деисусного чина Успенского собора Владимира 1408 года из собрания Государственной Третьяковской Галереи в Москве. Широкое распространение получили как единоличные образы святого, так и в числе избранных святых.

Слева: Григорий Богослов. Из деисусного чина собрания А.И. Анисимова. Первая половина XV в. Справа: Григорий Богослов. 1408 г. Из деисусного чина Успенского собора во Владимире. Государственная Третьяковская галерея, Москва Святитель Григорий Богослов. Из деисусного чина церкви Покрова села Гуменец Ростовского района Ярославской области. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов Григорий Богослов. Из деисусного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок. 1497 г.

Храмы во имя святителя Григория Богослова

О храмах во имя святителя Григория Богослова, построенных до раскола Русской Православной Церкви, равно как и о старообрядческих, информации нет.

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ

Свт. Григорий Богослов

Григорий Богослов (329 – 389), архиепископ Константинопольский, Вселенский отец и учитель Церкви, святитель

Родился в христианской семье знатного рода в 329 году в Арианзе (недалеко от города Назианза Каппадокийского). Отец его, также святитель Григорий, был епископом Назианским. Мать, святая Нонна, молила Бога о сыне, дав обет посвятить его Господу.

Благочестию научен был своей матерью Нонной. Светским наукам учился сначала на родине, у дяди своего, учителя красноречия Амфилохия, а потом в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии и Афинах, где жил вместе со своим знаменитым другом, Василием Великим. Дружба, заложенная еще в школе Кесарии, выросла в глубокие духовные узы. Вместе с ними учился и Юлиан – будущий император-отступник от христианской веры.

В 358 году святой Григорий покинул Афины и вернулся к родителям в Назианз. Здесь он почти в 30-летнем возрасте принял от своего отца святое крещение. Вскоре по приглашению святого Василия он удалился в пустыню, чтобы подвизаться рядом с ним.

По требованию отца святой Григорий в 361 году вернулся в Назианз и против своей воли принял сан пресвитера. Чувствуя, что для него неизмеримо ближе уединение и безмолвная молитва, чем пастырская деятельность, святой Григорий снова поспешил в пустыню к святому Василию. Там, в уединении, он укрепился духом, нашел силы вернуться к пастве и с честью исполнять свой долг.

Когда отец его по простоте подписал полуарианский символ и тем возбудил против себя православную паству, Григорий явился примирителем ее с епископом.

Святитель Василий Великий поставил святого Григория епископом города Сасима, но, чтобы поддержать престарелого отца, святитель Григорий остался в Назианзе и, после смерти отца, некоторое время управлял паствой этого города, предоставив власть в Сасиме другому епископу.

Затем он оставил Назианз и удалился в Селевкию.

По смерти императора Валента II (+ 378), группа константинопольских православных, не желавшая принимать епископа Демофила, пригласила святителя Григория возглавить их. Получив согласие святителя Василия Великого, святитель Григорий прибыл в Константинополь на предстоятельский престол. Повсюду господствовали еретики – ариане и аполлинаристы. И чем громче звучала его проповедь, тем более увеличивалось собрание храма и тем сильнее росло сопротивление еретиков.

Во время болезни святителю был нанесен удар. Тот, кого он считал своим другом, философ Максим, был тайно посвящен на место святителя Григория в самом Константинополе. Пораженный неблагодарностью Максима, святитель решил оставить кафедру, но верная паства удержала его. Народ изгнал самозванца из города. 24 ноября 380 года в столицу прибыл святой царь Феодосий I Великий и, подтвердив свой указ против еретиков, вернул православным главный храм, куда торжественно ввел святителя Григория. Вскоре на жизнь святителя было подготовлено покушение, но тот, кто должен был стать убийцей, сам явился к святому со слезами раскаяния.

В 381 году на Втором Вселенском Соборе святитель Григорий был утвержден в сане Константинопольского архиепископа. По кончине святителя Мелетия Антиохийского председательствовал на Соборе. Но когда прибыли те, кто и ранее действовал против святителя Григория в пользу Максима, многие, особенно египетский и македонский епископат, отказались признавать восшествие Григория на Константинопольскую кафедру. Святитель решил пожертвовать собою для мира Церкви. Объявив императору о своем желании оставить столицу, святитель Григорий еще раз явился на Собор, в прощальном слове попросив отпустить его с миром. По возвращении на родину удалился в любезное своему сердцу уединение в Арианз.

Скончался 25 января 389 года и был погребён в Назианзе.

За свои замечательные богословские творения св. Григорий получил от Церкви почетное наименование Богослова [1] и вселенского учителя, а за способность проникать мыслью до самых глубоких тайн веры и выражать непостижимые ее истины с прозрачной ясностью и строгой точностью Церковь в одной из молитв называет его умом самым высоким. Проповеди его насыщены такой поэзией, что многие фразы из них были использованы (святым Иоанном Дамаскиным и другими) для праздничных песнопений.

Часть главы св. Григория Богослова. Афон. Ватопед

В 950 году святые мощи святителя Григория перенесли в Константинополь в церковь Святых Апостолов. В 1204 году, когда Константинополь был захвачен и разграблен крестоносцами, мощи перевезли в Рим, где они был помещены в специально построенную гробницу в соборе святого Петра. 26 ноября 2004 года основная часть мощей была возвращена Константинопольской Церкви вместе с мощами Иоанна Златоуста, после чего святыню положили в храме святого Георгия в Фанаре.

Значительные части мощей также находятся в Греции: на Афоне пребывают его левая рука (в монастыре Кутлумуш) и реликварий с честной главой (в монастыре Ватопед); в городе Янине в Никольской церкви в Копани обретается его десница. Нетленные частицы мощей святителя Григория до сих пор источают благоухание.

Среди малых частиц мощей особо примечательна частица честной главы святителя подаренная в 1653 году царю Алексею Михайловичу и поныне пребывающая в Успенском кремлёвском соборе города Москвы.

В греческом посёлке Неа Карвали существует большая часть мощей, также издавна чтимая как останки “святителя Григория”, и ныне предположительно отождествляемая с мощами отца вселенского учителя – одноимённого святителя Григория Назианзина Старшего (см. подробнее).

Десница свт. Григория Богослова. Церковь Св. Николая “в Копани”. Янина, Эпир, Греция

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Па́стырская свире́ль Богосло́вия твоего́ / ри́торов победи́ трубы́ / я́коже бо глубины́ ду́ха изыска́вшу, / и добро́ты веща́ния приложи́шася тебе́. / Но моли́ Христа́ Бо́га, о́тче Григо́рие, / спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3

Богосло́вным язы́ком твои́м сплете́ния ри́торская разруши́вый, сла́вне,/ правосла́вия оде́ждею, свы́ше истка́нною, Це́рковь украси́л еси́,/ ю́же и нося́щи, с на́ми зове́т, твои́ми ча́ды:/ ра́дуйся, о́тче,// Богосло́вия у́ме кра́йнейший.

Труды

Сочинения его состоят из 243 писем, 507 стихотворений и 45 речей, между которыми самые важные – пять слов о богословии, в защиту никейского православия против ариан.

Использованные материалы

  • Настольная книга священнослужителя, М., 1979.
  • Страницы календаря портала Православие.Ru:
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life304.htm
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life6537.htm
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • “Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский”, официальный сайт прихода Московского Неопалимовского храма – патриаршем подворье в Очаково-Матвеевском:
    • http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/svyatitel-grigorij-. ij/ – материал использован частично
  • Минея январь, ч. 2, М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2002, с. 336, 345-346:
    • http://minei.ru/minea/minea01_2.djvu
  • “Церковь святого Григорий Назианзина Богослова”, туристический сайт Kavala Tour:
    • http://kavalatour.com/ru/svyatyye-mesta/tserkov-sv-grigoriya-bogoslova

[1] До этого наименование “Богослов” было усвоено только любимому ученику Христову – святому евангелисту Иоанну.

Православная Жизнь

Свя­той Гри­го­рий Бо­го­слов (326-389 гг.) был сын Гри­го­рия (впо­след­ствии епи­ско­па На­зи­ан­ско­го) и Нон­ны, жен­щи­ны вы­со­ких нрав­ствен­ных пра­вил. Еще до рож­де­ния сы­на она обе­ща­ла по­свя­тить его Бо­гу и упо­тре­би­ла все ста­ра­ния, чтобы скло­нить его во­лю на слу­же­ние Гос­по­ду. Вос­пи­та­ние, дан­ное ему ма­те­рью, свя­ти­тель Гри­го­рий по­чи­тал са­мым для се­бя важ­ным.

Святитель Гри­го­рий Бо­го­слов

При вы­да­ю­щих­ся спо­соб­но­стях св. Гри­го­рий по­лу­чил пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние: он учил­ся в шко­лах Ке­са­рии Па­ле­стин­ской, где бы­ла бо­га­тая биб­лио­те­ка, со­бран­ная му­че­ни­ком Пам­фи­лом, в Алек­сан­дрии, где изу­чал тво­ре­ния Ори­ге­на, и, на­ко­нец, в Афи­нах, где в осо­бен­но­сти сбли­зил­ся с св. Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким, с ко­то­рым зна­ком был несколь­ко ра­нее и друж­бу с ко­то­рым счи­тал по­лез­нее са­мой выс­шей шко­лы. У свя­тых дру­зей в Афи­нах бы­ла од­на ком­на­та, один об­раз жиз­ни; им бы­ли зна­ко­мы толь­ко две до­ро­ги: од­на ве­ла в храм Бо­жий, дру­гая – в учи­ли­ще. В Афи­нах св. Гри­го­рий по­зна­ко­мил­ся с Юли­а­ном (по про­зва­нию «От­ступ­ник», ко­то­рый, став им­пе­ра­то­ром, от­рек­ся от хри­сти­ан­ства и пы­тал­ся бы­ло воз­ро­дить язы­че­ство в Рим­ской им­пе­рии (361–363 гг.) и оста­вил жи­вое изо­бра­же­ние это­го зло­го и ко­вар­но­го вра­га Церк­ви. В воз­расте 26 лет св. Гри­го­рий при­нял Кре­ще­ние.

По­сле воз­вра­ще­ния на ро­ди­ну св. Гри­го­рий дол­гое вре­мя укло­нял­ся от за­ня­тия ка­кой-ли­бо об­ще­ствен­ной долж­но­сти. Раз­мыш­ле­ние о Бо­ге, мо­лит­ва, чте­ние сло­ва Бо­жия, пи­са­ние вдох­но­вен­ных слов и пес­ней и слу­же­ние пре­ста­ре­лым ро­ди­те­лям – бы­ли его за­ня­ти­ем. Неко­то­рое вре­мя он про­вел с дру­гом сво­им Ва­си­ли­ем в его пу­стыне и это вре­мя по­чи­тал са­мым счаст­ли­вым в жиз­ни. Отец его, быв­ший уже епи­ско­пом, нуж­да­ясь в по­мощ­ни­ке, вы­звал его из Ва­си­лье­вой пу­сты­ни в На­зи­анз и ру­ко­по­ло­жил в пре­сви­те­ра. Уже этот сан так устра­шил Гри­го­рия вы­со­той и тя­же­стью со­пря­жен­ных с ним обя­зан­но­стей, что он уда­лил­ся в уеди­не­ние пу­сты­ни. Успо­ко­ив там вол­не­ние ду­ха, он вер­нул­ся к от­цу и при­нял на се­бя свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние, уте­ша­ясь, что он, слу­жа Бо­гу, по­мо­га­ет и пре­ста­ре­ло­му ро­ди­те­лю в его за­бо­тах о пастве.

Меж­ду тем друг его, Ва­си­лий Ве­ли­кий, уже до­стиг вы­со­ко­го са­на ар­хи­епи­ско­па. Же­лая иметь пре­дан­но­го и про­све­щен­но­го по­мощ­ни­ка в управ­ле­нии об­шир­ной об­ла­стью, св. Ва­си­лий пред­ло­жил Гри­го­рию ме­сто глав­но­го про­то­пре­сви­те­ра при сво­ей ка­фед­ре, но св. Гри­го­рий укло­нил­ся от при­ня­тия этой по­чет­ной и вли­я­тель­ной долж­но­сти. Через неко­то­рое вре­мя по­сле это­го со­сто­я­лось по­свя­ще­ние Гри­го­рия в епи­ско­па го­ро­да Са­си­ма по тай­но­му со­гла­ше­нию ар­хи­епи­ско­па Ва­си­лия с от­цом Гри­го­рия. Ви­дя в этом во­лю Бо­жию, он при­нял свя­щен­ное ру­ко­по­ло­же­ние, но от­ка­зал­ся от при­ня­тия са­мой долж­но­сти и в ка­че­стве со­пра­ви­те­ля (ви­ка­рия) про­дол­жал слу­жить сво­е­му ро­ди­те­лю и пастве на­зи­анзской. В 374 го­ду скон­чал­ся пре­ста­ре­лый ро­ди­тель Гри­го­рия, а вслед за ним – и мать его. Свя­той Гри­го­рий про­дол­жал неко­то­рое вре­мя труд от­ца по управ­ле­нию На­зи­анзской цер­ко­вью, но силь­но за­бо­лел. Вы­здо­ро­вев, он уда­лил­ся в уеди­нен­ную оби­тель, где в по­сте и мо­лит­ве про­был око­ло трех лет.

Но ве­ли­кий све­тиль­ник не мог укрыть­ся в мо­на­ше­ской ке­ллии. Из­бран­ный пра­во­слав­ны­ми епи­ско­па­ми и ми­ря­на­ми на пре­стол ар­хи­епи­ско­па в Кон­стан­ти­но­по­ле, он при­был ту­да в эпо­ху са­мо­го силь­но­го вла­ды­че­ства ари­ан, ко­гда ими бы­ли за­хва­че­ны все хра­мы в сто­ли­це. Св. Гри­го­рий оста­но­вил­ся в до­ме сво­их зна­ко­мых. Од­ну из ком­нат об­ра­тил в храм, на­звав ее «Ана­ста­си­ей», что зна­чит «вос­кре­се­ние», с на­деж­дой, что здесь вос­креснет пра­во­сла­вие, и на­чал про­по­ве­до­вать. Ари­ане за­сы­па­ли его на­смеш­ка­ми и ру­га­тель­ства­ми, бро­са­ли в него кам­ня­ми, под­сы­ла­ли к нему тай­ных убийц. Но на­род узнал сво­е­го ис­тин­но­го пас­ты­ря и стал тес­нить­ся к его ка­фед­ре, как же­ле­зо льнет к маг­ни­ту (по вы­ра­же­нию св. Гри­го­рия). Силь­ным сво­им сло­вом, при­ме­ром сво­ей жиз­ни и пас­тыр­ским усер­ди­ем он по­беж­дал вра­гов Церк­ви. Лю­ди в огром­ном ко­ли­че­стве сте­ка­лись со всех кон­цов по­слу­шать его вдох­но­вен­ные про­по­ве­ди. Слу­ша­те­ли вол­но­ва­лись око­ло его ка­фед­ры по­доб­но бур­но­му мо­рю, гром­ко вы­ра­жа­ли зна­ки одоб­ре­ния ру­ко­плес­ка­ни­я­ми и вос­кли­ца­ни­я­ми, а ско­ро­пис­цы уве­ко­ве­чи­ва­ли его сло­ва. Еже­днев­но ты­ся­чи лю­дей из ере­си воз­вра­ща­лись к Пра­во­слав­ной Церк­ви.

На­ко­нец, уже по­сле во­ца­ре­ния пра­во­слав­но­го им­пе­ра­то­ра Фе­о­до­сия (379–395 гг.) упор­ству­ю­щие ари­ане бы­ли из­гна­ны из хра­мов сто­ли­цы. Ко­гда об­на­ру­жи­лась ересь Ма­ке­до­ния (Ма­ке­до­ний от­ри­цал Бо­же­ство Свя­то­го Ду­ха), свя­той Гри­го­рий бо­рол­ся про­тив нее и при­ни­мал жи­вое уча­стие в за­се­да­ни­ях Вто­ро­го Все­лен­ско­го Со­бо­ра. Со­вер­шив свой по­двиг, он от­ка­зал­ся от Кон­стан­ти­но­поль­ской ка­фед­ры, ска­зав: «Про­щай, ка­фед­ра, – это за­вид­ная и опас­ная вы­со­та!» Свя­той Гри­го­рий уда­лил­ся в род­ное се­ле­ние Ари­анз, близ На­зи­ан­за, и здесь в стро­гих ас­ке­ти­че­ских по­дви­гах про­вел по­след­ние го­ды сво­ей жиз­ни.

За свои за­ме­ча­тель­ные бо­го­слов­ские тво­ре­ния св. Гри­го­рий по­лу­чил от Церк­ви по­чет­ное на­име­но­ва­ние Бо­го­сло­ва и все­лен­ско­го учи­те­ля, а за спо­соб­ность про­ни­кать мыс­лью до са­мых глу­бо­ких тайн ве­ры и вы­ра­жать непо­сти­жи­мые ее ис­ти­ны с про­зрач­ной яс­но­стью и стро­гой точ­но­стью Цер­ковь в од­ной из мо­литв на­зы­ва­ет его умом са­мым вы­со­ким. Про­по­ве­ди его на­сы­ще­ны та­кой по­э­зи­ей, что мно­гие фра­зы из них бы­ли ис­поль­зо­ва­ны (св. Иоан­ном Да­мас­ки­ным и дру­ги­ми) для празд­нич­ных пес­но­пе­ний. Нетлен­ные ча­сти­цы мо­щей св. Гри­го­рия до сих пор ис­то­ча­ют див­ное бла­го­уха­ние.

В Кон­стан­ти­но­по­ле дол­го про­ис­хо­ди­ли спо­ры о том, ко­му из трех свя­ти­те­лей сле­ду­ет от­да­вать пред­по­чте­ние. Од­на часть лю­дей пре­воз­но­си­ла свя­ти­те­ля Ва­си­лия (па­мять 1 ян­ва­ря), дру­гая сто­я­ла за Гри­го­рия Бо­го­сло­ва (па­мять 25 ян­ва­ря), тре­тья по­чи­та­ла свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста (па­мять 13 но­яб­ря).

От это­го сре­ди хри­сти­ан про­изо­шли цер­ков­ные раз­до­ры: од­ни на­зы­ва­ли се­бя ва­си­ли­а­на­ми, дру­гие – гри­го­ри­а­на­ми, тре­тьи – иоан­ни­та­ми.

По во­ле Бо­жи­ей в 1084 го­ду мит­ро­по­ли­ту Ев­ха­ит­ско­му Иоан­ну яви­лись три свя­ти­те­ля и, объ­явив, что они рав­ны пред Бо­гом, по­ве­ле­ли пре­кра­тить спо­ры и уста­но­вить об­щий день празд­но­ва­ния их па­мя­ти.

Молитвы

Тропарь святителю Григорию Богослову, глас 1

Па́стырская свире́ль богосло́вия твоего́/ ри́торов победи́ трубы́,/ я́коже бо глубины́ ду́ха изыска́вшу,/ и добро́ты веща́ния приложи́шася тебе́./ Но моли́ Христа́ Бо́га, о́тче Григо́рие,// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителю Григорию Богослову, глас 3

Богосло́вным язы́ком твои́м сплете́ния ри́торская разруши́вый, сла́вне,/ Правосла́вия оде́ждею, свы́ше истка́нною, Це́рковь украси́л еси́,/ ю́же и нося́щи, с на́ми зове́т твои́ми ча́ды:// ра́дуйся, о́тче, богосло́вия у́ме кра́йнейший.

Молитва святителю Григорию Богослову

О, вели́кий во иера́рсех вселе́нныя учи́телю богому́дрый, преблаже́нне о́тче Григо́рие! Ве́лия по́двиги и труды́ твоя́, я́же во сла́ву Святы́я Це́ркве соверши́л еси́: ты́ испове́дник тве́рдый и свети́льник ве́ры Христо́вы на земли́ бы́л еси́, све́том богове́дения ве́рныя озаря́яй, ло́жныя уче́ния попаля́яй, и всему́ ми́ру сло́во спаси́тельныя и́стины возвеща́яй. Ны́не же, ве́лие на небесе́х име́яй дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, помози́ на́м, со смире́нием к тебе́ припа́дающим, тве́рдо и неизме́нно святу́ю Правосла́вную ве́ру до конца́ жития́ на́шего сохрани́ти, от малове́рия же, сомне́ний и колеба́ния в ве́ре соблюди́, да не прельще́ни бу́дем богопроти́вных и душепа́губных уче́ний словеса́ми.

Ду́х ре́вности святы́я, е́юже ты́ пламене́л еси́, о пресла́вный Це́ркве Христо́вы па́стырю, возгре́й предста́тельством твои́м и в на́с, и́хже Христо́с поста́ви бы́ти па́стырями, да всеусе́рдно просвеща́ем и утвержда́ем в пра́вей ве́ре слове́сное ста́до Христо́во.
Испроси́, о милосе́рдный святи́телю, от Отца́ све́тов и все́м, вся́кий да́р коему́ждо благопотре́бен: младе́нцем благо́е в стра́се Бо́жием возраста́ние, ю́ным целому́дрие, ста́рым и немощны́м укрепле́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, заблу́ждшим вразумле́ние и исправле́ние, оби́димым заступле́ние, сирота́м и вдови́цам защище́ние, искуша́емым благода́тное поможе́ние, отше́дшим от сего́ вре́меннаго жития́, отце́м и бра́тиям на́шим, блаже́нное упокое́ние. Е́й, свя́тче Бо́жий, при́зри ми́лостивно от Оби́телей Го́рних на на́с смире́нных, мно́гими собла́знами и напа́стьми обурева́емых, и к земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ небе́сней.
Препода́ждь на́м, преблаги́й о́тче, твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́емии, в сие́ но́вое ле́то и во все́ про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре, покая́нии и послуша́нии Святе́й Правосла́вной Це́ркви поживе́м, за́поведи Христо́вы усе́рдно творя́ще, по́двигом до́брым ве́ры подвиза́ющеся, и та́ко Ца́рствия Небе́снаго дости́гнем, иде́же с тобо́ю и все́ми святы́ми сподо́би Тро́ицу Святу́ю, Единосу́щную и Неразде́льную, пе́ти и сла́вити во ве́ки веко́в. Ами́нь.

ИОАНН СОЧАВСКИЙ

Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский.

Иоанн Новый, Сочавский, Белгородский, Трапезундский (ок. 1300 – 1330 [1]), великомученик

Великомученик Иоанн Новый родился в благочестивой христианской семье в городе Трапезунде около 1300 года. Как и отец, он занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным.

Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на корабле из родного города в Белгороде Босфорском, находившийся в те времена под властью татар-идолопоклонников. Во время плаванья по Черному морю Иоанн вёл беседы о вере с венецианским купцом Реизом (Reiz). [5] Видя себя посрамленным в споре, венецианец затаил злобу на святого и решил отомстить ему.

По пребытии в Белгород венецианец объявил знати города, что Иоанн намерен отречься от Православной веры. Градоначальник с почетом пригласил святого Иоанна присоединиться к ним, похулив веру во Христа. Святой же тайно молился, призывая на помощь Господа, и Он дал ему мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твердо исповедать себя христианином.

После этого святой был так жестоко избит палками, что все тело его было растерзано, и плоть под ударами разлеталась кусками. Святой мученик молился, благодаря Бога, удостоившего его пролить за Него кровь и омыть свои грехи. Затем святого заковали в цепи и отволокли в темницу. Утром градоначальник велел вновь привести святого. Мученик предстал пред ним со светлым и веселым лицом. От повторного предложения отречься от Христа неустрашимый мученик отказался с прежней твердостью, обличив правителя как орудие сатаны. Тогда его снова избили палками так, что все внутренности его обнажились. Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязающего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями. Наконец, один еврей схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову. Великомученик отошёл ко Господу в тридцатилетнем возрасте, в 1330 году.

Вмч. Иоанн Новый, Сочавский. Румынская икона.

Почитание и чудеса

Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три светоносных мужа совершали над телом святого пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что это христиане пришли взять останки мученика, схватил лук и хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал недвижим. С наступлением утра видение исчезло, а стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было с честью погребено при местной православной церкви.

Венецианец, предавший святого Иоанна на муки, замышлял украсть его тело из могилы. Но ночью, пока тот копал землю, святой Иоанн явился во сне пресвитеру Белгородского храма и воспрепятствовал этому. Священник спас святые мощи и перезахоронил их в алтаре храма. Здесь они пребывали 70 лет, совершая много чудес и исцелений.

Когда митрополит Молдавский Иосиф узнал о чудесах исходящих от святых мощей, он убедил благочестивого господаря Александра Доброго перенести их в столицу Молдавского княжества, Сочаву. Господарь отправил посольство из вельмож, духовенства и воинов с княжеской повозкой для того чтобы выкупить святые мощи. Когда посольство с мощами приблизилось к Сочаве, митрополит и господарь и весь народ вышли навстречу и прославили святого мученика. 2 июня 1402 года мощи святого Иоанна с большой честью были положены в соборной Мирэуцкой церкви и многие получили тогда от них чудесные исцеления. С тех пор святой великомученик Иоанн Новый почитался покровителем молдавского народа и стал именоваться Сочавским.

В 1589 году его мощи были перенесены из старой господарской церкви в новый митрополичий собор построенный господарем Богданом III. В 1622 году, во время нашествия татар на Сочаву, народ обратился к святому великомученику, митрополит Анастасий (Крымца) отслужил всенощную службу и убеждал верных молить Бога о милости. После тройного крестного хода вокруг собора с Евангелием и мощами, их собирались было спрятать в Сочавской цитадели, но волы не могли сдвинуть повозку с места. На утро же, заступничеством святого, Бог послал шквальный дождь и река Сочава вышла из берегов. Татары не смогли переправиться к городу и в замешательстве отступили.

В 1686 году, мощи святого, вместе со святителем Досифеем Молдавским и многими богатствами, были взяты польскими войсками Яна Собеского и перевезены в Жолкву. В течении 97 лет они пребывали здесь, твроя многие чудеса, так что как православные так и римо-католики прибегали к заступничеству святого.

13 сентября 1783 года, благодаря неустанным трудам епископа Радовецкого Досифея, эта великая святыня молдавского народа вернулась из Польши. Мощи святого Иоанна встречали всем миром – почти три месяца их возили по городам и деревням северной Молдавии и лишь потом вернули в митрополичий собор Сочавы.

Из множества чудес связанных со святым, неиссякающих и в наши дни, примечательно событие в 1898 году, когда одна знатная дворянка тайно оторвала частицу пальца святого. Её повозка не могла стронуться с места до тех пор пока она не раскаялась и не вернула частицу мощей. В Патерике архимандрита Иоанникия (Бэлана) приводятся многия свидетельства чудесных исцелений он слепоты, немоты и паралича, совершившихся в 1960-х годах по молитвам святого.

Празднование святого великомученика Иоанна в Румынской Православной Церкви – один из величайших праздников, особенно в день памяти 24 июня, когда ежегодно совершается паломничество в честь святого.

Житие святого Иоанна написал Григорий (Цамблак) [6].

Использованные материалы

  • Ioanichie (Bălan), archim., Romanian Patericon. Saints of the Romanian Orthodox Church, vol. 1, Platina, Ca., St. Herman of Alaska Brotherhood, 1996, 118-127.
  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life1214.htm
  • Saint Herman Calendar 2008, 53.
  • Страницы греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, “Синаксарь Православной Церкви”), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος:
    • http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3534/sxsaintinfo.aspx
    • http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3768/sxsaintinfo.aspx
  • Комментарий читательницы Татьяны

[1] Германовский календарь указывает кончину в 1332 году. См. Saint Herman Calendar 2008, 53.

[2] Воспоминание избавления Сочав от татарского нашествия по молитвам святого в 1622 году. Память включена в месяцесловы Румынской, Греческой, Русской Православных Церквей.

[4] Память перенесения мощей из Аккермана в Сочаву в 1402 году (см. Doxologia, http://www.doxologia.ro/viata-sfant/aducerea-moastelor-sfant. ava ).

[5] В другой версии жития говориться что оппонентом святого был капитан корабля. См. http://days.pravoslavie.ru/Life/life1214.htm .

[6] Оно сохранилось в сборнике Епархиального собрания (ГИМ, № 371).

Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский

Аудио

Память 2 / 15 июня

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )

Великомученик Иоанн Новый, Сочавский

Святой Иоанн [1] родился около 1300 года в семье греческих купцов из Трапезунда. Во время торгового путешествия по Черному морю капитан корабля, непримиримый католик, недружелюбно отзывался о православном исповедании Иоанна и пытался, но не сумел обратить юношу в католичество. Корабль прибыл в Левкополь [2] , находившийся тогда под татарским владычеством. Капитан сказал правителю города, что во время плавания молодой человек под присягой заявил о желании примкнуть к их религии [3] .

Правитель обрадовался и приказал привести юношу. Он пообещал ему всевозможные блага и почести за отречение от Христа и жертвоприношение солнцу, огню и звездам. Догадавшись, что это козни капитана, Иоанн ответил: «Я не хочу отрекаться от Христа, ибо каким образом мое сердце может отделиться от Солнца Правды и от Востока Вышнего, чтобы вернуться во тьму неведения? То, что тебе обо мне говорили, – всего лишь ложь и обман недоброжелателя. Я не хочу пренебрегать добротой, которую ты ко мне проявляешь, но и не могу отречься от Христа – Света миру». Правитель разгневался и приказал подвергнуть святого ужасным пыткам.

Во время мучений святой исповедник не переставал воздавать хвалу Богу за то, что Он счел его достойным перенести такие испытания. Видя, что крепость его веры неисчерпаема, мучители привели Иоанна к правителю, который вновь попытался соблазнить его обещаниями. «Не беспокойся о ранах на моем теле, – отвечал мученик, – ибо только через испытания приобретаются вечные блага. Спасется только тот, кто претерпит до конца. Пусть Господь освятит и увенчает меня за те страдания, что я терплю, исповедуя Христа!» Эти слова распалили ярость судьи, и он отправил Иоанна в тюрьму.

На следующий день святой, явив неколебимую твердость, был привязан к лошади, которая протащила его по улицам города. Тело мученика было изодрано о придорожные камни. Некий иудей, радовавшийся этому зрелищу, обнажил меч и отсек Иоанну голову.

На следующую ночь над телом, брошенным посреди дороги, явились таинственные огни и сияющая лестница, спускающаяся с небес. Три сверкающих мужа в священнических одеждах совершили над ним каждение. Иудей, ставший свидетелем этого видения, натянул тетиву лука, чтобы убить священников, – его тут же парализовало, и он остался неподвижным на всю ночь.

Узнав об этом, правитель позволил христианам совершить погребение святого мученика. Капитан судна, выдавший Иоанна правителю города, ночью попытался завладеть святыми мощами, чтобы увезти их в свою страну. Но священник кладбищенского храма был предупрежден об этом во сне святым Иоанном. Собрав множество верующих, он укрыл тело в городской церкви. Там в последующие 70 лет паломники воздавали почести славному мученику, и от его мощей произошли многие чудеса.

В 1402 году князь Молдо-Валахского княжества Александр Добрый услышал рассказ о чудесах святого Иоанна. Он приказал перенести честные мощи в Сочаву (Сучаву). При большом стечении народа мощи мученика были перенесены в столицу Молдавии, которую Константинопольский Патриархат незадолго до того признал митрополией. С тех пор святой Иоанн считается покровителем этой страны.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Житие святого великомученика Иоанна Нового, Сочавского

Удивительны, прекрасны и иногда страшны подвиги великомучеников за веру Христову. Чудо состоит не в том, какие именно муки они испытывают. Великое чудо в том, что мучения они переносят радостно, воспевая Имя Христово. Даже страшная боль не сможет отвратить их от истинной веры. Таковым является и житие святого Иоанна Нового Сочаевского, память которого празднуется 15 июня.

Житие Иоанна Сочавского

Святой жил в XIV веке в городе Трапезунде. Мужчине было около 30 лет, занимался он торговлей, но был христианином и свято верил в Бога.

Однажды он нанял корабль для поездки по торговым делам. Капитан судна которого был своенравным моряком, исповедовавшим язычество. Ему не по нраву пришелся благочестивый пассажир, который стремился помочь каждому, кто испытывал всяческие трудности в пути. Языческой натуре моряка были противны пост и молитва, доброта и всепрощение. Он вступал в спор со святым, пытаясь призвать его к вере в языческих божков, но в прениях всегда проигрывал, что вызывало в нем еще более сильные приступы раздражения.

Вскоре фряг придумал коварный план по уничтожению святого праведника. В тот момент, когда судно причалило к берегу Белграда, он пошел к местному градоуправителю-солнцепоклоннику и оклеветал блаженного Иоанна. Он уверил градоначальника в том, что его пассажир твердо намерен предать Христа и принять ислам.

Он дополнил, что Иоанн — богатый купец и мудрец, поэтому градоначальнику будет почетно, что на его счету окажется такой новообращенный.

Правитель повелел привести к себе Иоанна. Он принял его при множестве народа, с большим уважением и предложил всенародно отречься от православия. Иоанн знал, что в тот момент, когда он произнесет слова, опровергающие ложь капитана, наступит последний миг его земного жития. Он помолился, а потом вслух уличил градоначальника во лжи, указав, что это происки сатаны. Он призвал правителя города принять христианство, на что разгневанный словами Иоанна градоначальник приказал растянуть мужчину на земле и что есть силы бить его тело палками. От сильнейших ударов его кожа рвалась на куски, он получал такие увечья, от которых должен был тут же умереть.

Но Иоанн молился и благодарил Творца за возможность искупить грехи. Едва живого мужчину связали и бросили в темницу.

Окончание земного пути

Рано утром градоправитель приказал привести к нему мученика. Увидев его изможденного, но с просветлевшим ликом, он вновь рассвирипел. Иоанн произнес, что если мучитель приготовил ему новые муки, то пусть продолжает истязания. Разъяренный великой силой духа святого, мучитель приказал привести дикого коня, привязать Иоанна к его ногам и на полном скаку волочить его тело по улицам Белграда. Но случилось так, что один из иудеев взмахом меча отрубил святому голову.

По аналогии с Иоанном Крестителем, который окончил земной путь от усекновения святой главы своей мечом, Иоанна Сочавского стали называть Иоанном Новым.

Читайте о других христианских мучениках за веру:

Произошедшее чудо

Тело убиенного пролежало ночью на городской площади. Из-за боязни никто из христианского населения не посмел взять тело и похоронить. Но все видели зажженные лампады рядом с телом Иоанна. Трое мужчин в светящихся одеяниях воспевали над покойным заупокойные песни и псалмы.

Один из наблюдавших чудо иудеев решил, что трое мужей — это православные священники, пришедшие забрать тело для погребения. Он взял дома лук и стрелы, натянул тетиву и застыл в этой позе. Так он простоял до рассвета.

Утром исчезли лампады и мужья, но «стрелок» так и оставался недвижимым.

Любопытные люди подходили к нему и интересовались произошедшим, так что иудею пришлось рассказать им всю правду. Невольно он свидетельствовал во Славу Господню и случилось чудо — неведомая сила, ранее сковавшая его члены, отпустила тело и он смог расслабить руки.

Слух о страшном чудотворении дошел до мучителя-градоправителя. В страхе наказания Божиего, он разрешил верующим похоронить тело Иоанна в соответствии с христианскими традициями. Мученика с почестями погребли близ местной православной церкви.

Через некоторое время капитану-язычнику, который сдал святого Иоанна на растерзание белгородскому градоправителю, стала известна история гибели мученика. Он принес покаяние и принял решение привезти тело усопшего на родину в качестве святыни. Но мученик Иоанн явился в сонном видении настоятелю храма, возле которого он был погребен и рассказал о готовящемся преступлении.

Тогда прихожане приняли решение возложить святые мощи на алтарь храма, где они пролежали 70 лет.

Сила чудотворных мощей

Много чудес совершалось над нетленным телом мученика: сиял яркий свет, периодически появлялся огненный столп подобный тому, который сиял на площади. Мощи источали благоуханный аромат и при них случались исцеления.

О происходящих чудесах в 1402 году узнал правящий в те времена Молодовлахией воевода Александр. Он желал привести святые мощи к себе, на что белградские христиане дали свое согласие. Встреча нетленного тела святого мученика сопровождалась каждением, множеством свеч в руках встречающих, христиане были полны великой радости.

Мощи были положены в главной церкви города Сочавы, а святой Иоанн стал покровителем города. В 1589 году правитель Богдан III возвел новый собор и чудотворные мощи с почестями были перенесены в его стены.

При наступлении татар на Сочаву митрополит Анатолий вместе со всем городом молился пред мощами. С ними был совершен крестный ход, нетленное тело везли на повозке. Но дабы сберечь мощи, христиане приняли решение укрыть повозку в цитадели, но она оказалась недвижимой. Наутро Спаситель послал сильнейший ливень на город, река вылилась из берегов и в порывах дождя и шквалистого ветра татары отступили, не имея возможности передвижения по городу.

В 1686 году Ян Собенский со своим войском перевез святые останки в Польшу. Там они покоились почти 100 лет и являли миру чудеса Господни. Причем к силе чудотворных мощей прибегали представители католицизма. В 1783 году мощи вновь вернулись на родину в Сочаву.

Интересно. Среди многочисленных чудотворений по мольбам к мученику Иоанна особо примечательно чудо, случившееся с одной знатной дворянкой. Она решила тайно похитить частицу мощей святого и оторвала частичку его пальца. Попытки отправиться домой не увенчались успехом, потому что ее повозка застыла как вкопанная. Женщина поняла свою провинность, принесла раскаяние и вернула украденную часть пальца.

И до сих пор множество людей благодарят святого Иоанна за исцеление от слепоты глаз, немоты языка, паралича конечностей.

Молитвенные просьбы

Святой великомученик Иоанн Сочавский помогает предстательством перед Господом Богом не только людям, занимающимся торговлей и бизнесменам.

К нему стекаются реки молитвенников ради разрешения различных нужд:

  • проблемы со здоровьем;
  • невозможность зачатия;
  • распри в семейных отношениях;
  • испорченные отношения с детьми-подростками;
  • происки темных сил;
  • помощь в поиске работы;
  • защита от искушений;
  • наставление на путь истинный.

Еще о православных молитвах на все случаи жизни:

Какие существуют изводы иконы

Иконография образа Иоанна Нового краткая. Обычно святой изображается как молодой мужчина с пышными локонами волос и бородой. В одной руке он удерживает Святое Распятие, другая же рука поднята в благословляющем паству жесте.

На изводах с иконы святой иногда изображается держащим в руке свиток с текстом Святого Евангелия. Его образ символизирует преданность Иоанна духовным святыням.

Мощи

В настоящее время его тело покоится в Румынии в городе Сучаву в храме святого Георгия. На месте первого захоронения святого восстановлена часовня. Частица его мощей находится в этом же городе в Свято-Вознесенском соборе.

И до наших дней дошла слава о чудесах и исцелениях, происходящих от мощей святителя, претерпевшего сильнейшие муки своего тела во Славу Господа. Несмотря на нечеловеческие мучения, Иоанн Новый остался верен Спасителю, тверд характером и чист душой, за что ему была дарована великая слава как на небе, так и на земле.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: