Христофор Псеглавец: житие и биография святого, мощи, почитание и дни памяти

Житие святого мученика Христофора, икона Псеглавца и значение в православии

Православная церковь чтит святых мучеников и почитает их молитвами и благодарственными обращениями. Те, кто пострадал за веру в Иисуса Христа, остаются в памяти, благодаря иконографическим изображениям и описанием жития. Святой мученик Христофор известен тем, что при жизни смог обратить в христианскую веру более пятидесяти тысяч язычников с помощью демонстрации чудес и силы своего слова.

Краткое жизнеописание

Жизнь воина-христианина была короткой. Он уверовал в Господа на рубеже III-IV веков, при правлении римского императора Декия. Декий был известен своей нетерпимостью к православным символам, слыл ярым гонителем христиан. На протяжении периода его правления было предпринято несколько попыток полного уничтожения целых поселений, где жили люди, отказавшиеся от язычества. Император посылал солдат, которые поджигали деревни, казнили христиан.

Происхождение

О том, кем был Христофор, до сих пор спорят исследователи. Существует несколько версий его происхождения:

  • происходил из римского племени, носил имя Репрев;
  • был представителем племени киноцефалов, варварского племени, где рождались люди с видоизмененной внешностью;
  • родился в Риме, был сыном одного из легионеров;
  • по одной из версий, Репрев родился на территории Римской империи, был красив и силен, стал служить императору благодаря своим воинским качествам.

Проповедь Слова Божия

Источники утверждают, что Репрев пришел ко Христу задолго до собственного крещения. Вера его была глубока, основана на истинном уважении основных законов православия. Он проповедовал Божье Слово, о чем стало известно императору, поборнику христианства. Император велел арестовать воина и привести его во дворец для выяснения. Христофор со смирением принял арест и пошел во дворец.

По дороге он читал проповеди, после которых некоторые воины приняли его веру. На них произвели впечатление божественные чудеса:

  • слова и молитвы Христофора заставили зацвести деревянный посох, который был в его руках;
  • благодаря его молитвам на столах преумножился хлеб, которого не хватало воинам, производившим его арест.

Смерть Каллиникии и Акилины

Репрев предстал перед императором с христианским смирением. Несмотря на это Декий был испуган его грозным видом. По многим легендам, Христофор обладал высоким ростом, был наделен силой. Император лишился чувств, но после того, как пришел в себя, он решил сломить веру грозного христианина обманным путем. Декий подослал к отдыхающему воину блудниц, двух женщин, Калинникию и Акилину. Они явились к Репреву под покровом ночи и попытались соблазнить его, тем самым принуждая к греховным утехам.

Христофор обратился к женщинам с проповедью, через некоторое время они перешли к христианской вере. Император негодовал, узнав об этом.

Акилина была подвешена за волосы, а к ее ногам привязали тяжелый камень. Она умерла от мучительных страданий на следующий день. Каллиникия сказала, что хочет вновь стать язычницей и попросила отвести ее в языческий храм, к статуе Зевса. Там она привязала свой пояс к торсу языческого бога и опрокинула его. Женщина также успела опрокинуть статуи Аполлона и Геркулеса прежде, чем ее схватили слуги императора. Декий велел проткнуть тело Каллиникии копьем. Она умерла, обращая молитвы к Иисусу Христу. С тех пор Каллиникию и Акилину упоминают, как мучениц, пришедших к вере через раскаяние в грехах.

Мучения

После смерти блудниц последовали казни воинов-язычников, которые были обращены в веру Христофором. Затем император приказал казнить воина. Его мучения были ужасны. Сначала Христофора посадили в железный ящик, который подвешивали над большим костром. По задумке императора, святой должен был сгореть в муках, но он не чувствовал боли и читал проповеди. Вокруг костра собирались язычники и восхищались верой мученика.

После этой пытки император велел бросить воина на дно глубокого колодца, привязав к ногам тяжелый камень. Через некоторое время из колодца его вынес ангел. Мучения происходили на фоне языческого праздника, к ним было привлечено внимание большинства жителей города. Император приказал обезглавить Христофора, чтобы не допустить народных восстаний.

Значение в православии

Псеглавец Христофор признан православной церковью святым мучеником. Его непоколебимая вера и преданность Иисусу Христу не вызывает сомнений у историков. Такие фигуры как Христофор всегда высоко ценятся и почитаются православной церковью. Это пример несгибаемой силы духа, подкрепленный неистребимой верой.

Имя «Христофор» возникло, как словосочетание «несущий Христа». Его возникновение объясняют несколькими версиями. По одной из них, воин был тем самым великаном, который перенес маленького Иисуса на плечах через бурлящий горный водный поток. В этом случае имя имеет буквальное значение. По другой распространенной версии, несение Христа в сердце было признано за воином во время пыток и мучений, когда даже самые преданные язычники увидели силу, с которой мученик верил Богу.

Иконография и тайна песьей головы

До середины прошлого столетия Христофора изображали на иконах с собачьей головой. Самые древние иконы датированы V-VI веками. Керамические изображения воина с головой собаки стали прообразом иконографических более поздних изображений. Эта особенность объясняется по-разному:

  1. По одной из версий, прозвище Христофора было неправильно истолковано церковными источниками: местность Киноскефалия положила начало легенде о наличии собачьей головы, тогда как другие исследователи утверждают, что речь шла о регионе Римской империи, Фефалии.
  2. Существует версия, что описание ужасной, пугающей внешности могло быть воспринято иконописцами древности буквально.
  3. Один из вариантов – это толкование верности и непоколебимого следования Христу, как собачей верности, ведь эти животные известны своей уникальной преданностью.
  4. Происхождение Христофора в некоторых источниках описывается, как рождение среди людей племени с собачьими головами, о которых было много упоминаний в описаниях античных времен.
  5. По одной из версий, Христофор обладал от рождения привлекательной внешностью, за что был любим женщинами. Внешность мешала Христофору, поэтому он молитвами добился ее изменения.

Песьеголовым Христофор изображался вплоть до начала XVII века, затем Синод наложил запрет на подобные изображения, которые смущали многих прихожан.

С XVIII века святой Христофор на иконах изображается двумя способами:

  • как прекрасный длинноволосый юноша с крестом в руках, имеющим 4 конца;
  • как великан, который несет на плече Младенца Иисуса, тем самым помогая ему перейти широкую глубокую реку.

Иконы, на которых у Христофора нарисована голова собаки, сохранились в старообрядческих монастырях и храмах. Статуя песьеголового святого мученика также хранится на территории Собора Парижской Богоматери во Франции.

Читайте также:
Порфирий Кавсокаливит - житие и биография старца, труды и творения, слова и советы, наставления и поучения

День празднования и почитание мученика

Католическая церковь закрепила за днем 9 мая празднование и почитание святого Христофора. Особенно почитаем святой жителями европейской части континента. Его называют защитником путешественников, поэтому нередко можно увидеть медальоны или магниты с изображением святого, которыми торгуют сувенирные лавки. Он также покровительствует морякам, таксистам, водителям.

Христофор является покровителем Литвы, его изображение включено в основной герб города Вильнюс. На территории этого города его именем названы школы, а также главный духовой оркестр. Статуэтка Христофора святого является наградой за заслуги перед жителями Вильнюса. Церемония ее вручения проходит ежегодно накануне Рождества.

На Кубе выстроен храм, названный именем святого мученика. Жители Гаваны идут к Христофору за утешением и укреплением веры.

Египетский монастырь, выстроенный по замыслу неизвестного архитектора, полуразрушен, но по-прежнему способен приютить нескольких монахинь. Испания – одна из стран, где Христофор известен, как покровитель мореплавателей. Здесь продают амулеты с изображением святого Христофора, открыты небольшие храмы, названные его именем. Испанцы считают, что амулет, освященный в храме, защищает путешественников на море от штормов и неожиданных морских ловушек.

О чем просят у святого

Святого Христофора просят о защите. Часто к нему обращаются перед домашним иконостасом. При этом, вознося молитву, не обязательно иметь изображение святого перед глазами, достаточно сосредоточиться на его облике, вспомнить его заслуги, думать о силе его веры.

Воину-христианину молятся по разным причинам:

  • из-за его необычной внешности к нему обращаются люди, имеющие физические недостатки, страдающие от различных недугов;
  • путешественники и водители просят защиты на дорогах во время путешествий;
  • верующие люди просят укрепить веру, помочь найти выход из трудной ситуации;
  • многие православные обращаются к мученику, когда хотят защитить себя или своих близких от соблазнов, просят указать истинный путь.

Считается, что святой помогает исцелять заразные болезни и унимать зубные боли.

Текст молитвы

О преславный и добропобедный мучениче Христов Христофоре, истинный воине святыя Церкве, сродником твоим земным похвало и украшение. Ты, не убоявся безбожнаго гонения, веру Православную даже до крове исповедал еси, страдании же твоими образ верным подая, вратами правды в Царство Небесное вшел еси. Темже молим тя, якоже некогда молитвою твоею ко Господу силу претерпети страдания стяжал еси, тако и ныне молися, да подаст нам Господь силу заповеди Его животворныя соблюдати, и да избавит нас от уз греха и безбожия, Отечество же наше да сохранит в Православии до скончания века. Аминь.

Святой Христофор

СВЯТОЙ ХРИСТОФОР ПСЕГЛАВЕЦ: ИКОНА САМОГО НЕОБЫЧНОГО СВЯТОГО

Как ясно из прозвища святого, в переводе с церковнославянского — Собакоголовый — он явно выделяется среди других святых. Вокруг него — ореол легенд и мифов, а между тем в дни его памяти икона человека с собачьей головой лежит посреди всех православных церквей, люди молятся ему и просят помощи во многих жизненных обстоятельствах.

Кто же такой Христофор Псеглавец — фольклорный персонаж, выдуманный лжесвятой или реально существовавший человек?

ИКОНА СВЯТОГО ХРИСТОФОРА

Разумеется, икону святого узнать проще, чем икону любого другого святого: на ней изображен человек с очень странной головой. Иногда это оскаленная собачья морда, иногда — голова лошади. Одет святой в воинские доспехи. Однако нужно отметить, что изображение его имеет определенную иконографическую историю, и именно необычную икону с собачье головой теперь трудно приобрести — в храмах на аналой по праздничным дням кладут только древние изображения святого в таком виде, новые иконописцы делают только по особому заказу. Также можно найти такую икону в старообрядческом храме или заказать в старообрядческой мастерской.

Иконы Христофора с собачьей или лошадиной головой в Православной Церкви существовали только в XVI-XVIII веках, а самая ранняя такая икона была создана на территории Византийской империи в VI веке.

В 1722 указом Святейшего Синода в России запретили их писать как слишком смущающие многих людей. Сейчас в церковных мастерских создаются иконы святого Христофора в образе обычного воина с подписью «Святой Христофор». На иконе святой опирается за расцветший посох в воспоминание о чуде святого, благодаря которому уверовал во Христа целый отряд воинов-гонителей христиан.

Отметим, что в католической традиции и в южных областях России распространена икона святого Христофора с Христом-Младенцем на плечах: это отражение одной из легенд, согласно которой Христофор был великаном-перевозчиком на реке и в своей молодости встретил маленького Христа, хотевшего перейти через реку. Христофор перенес Его на плечах, а позже услышал проповедь уже взрослого Господа Иисуса и уверовал в Него. Однако такая легенда лишена оснований, ведь в церковных книгах зафиксировано, что святой Христофор пострадал за Христа через 250 лет после Его рождения.

ЖИТИЕ И ЧУДЕСА СВЯТОГО ХРИСТОФОРА ПСЕГЛАВЦА

Христофор жил в III веке после Рождества Христова и пострадал за Него при римском императоре Декии, гонителе христиан. Разные источники сообщают, что он происходил из варварских племен: хананеев, берберов или киноцефалов — имел высокий рост и свирепый характер, был очень силен.
Главная загадка жизни святого — зверообразное лицо. Оно объясняется по-разному: обычной для его племени, но ужасающей для римлян внешностью; объективным уродством из-за, например, генетической аномалии при рождении; метафорой, которая показывает звероподобность его нрава до того, как он был просвещен Светом Христа. Римляне называли его Репрев (в переводе — плохой, отверженный). Также существует предание, согласно которому святой, наоборот, от рождения имел внешность, соблазняющую женщин. Когда он уверовал — причем неизвестно, почему он поверил в Бога и кто наставил его на путь христианства — то чтобы избегать блудных соблазнов от женщин, Репрев стал молиться и выпросил себе у Бога столь страшный облик.

Римский император Декий преследовал христиан как государственных преступников: ведь они признавали Богом только Христа, а не императора. Римская же империя стояла на уверенности в том, что император — бог, он непогрешим и все делает правильно. Святость жизни, праведность или простая нравственность не требовались — напротив, из истории мы знаем множество развратных и преступных императоров-пьяниц. Зато императора не свергали, простой народ боялся выступать против бога — его могли только убить, и то делали это сами приближенные императора. Ко времени распада Империи люди уже не верили в божество императора и всех богов римского пантеона, приносили жертвы иногда, по привычке. Император Декий решил поднять религиозный дух римлян по-имперски своеобразно: урегулировав жертвоприношения, после каждого из которых гражданину выдавался документ о его религиозном рвении. Христиане же, по мнению императора, разваливали государство и заставляли Фортуну — богиню удачи — отвернуться от Рима. Сегодня мы упоминаем ее имя в поговорках вроде «колесо фортуны», забывая, как много христиан погибли из-за поклонения удаче.

Читайте также:
Ефрем Сирин: житие и биография святого, книги и творения

Когда император Декий узнал о христианской вере Репрева, а он очень ценился в войсках и был известен своей силой, то послал к нему 200 воинов, чтобы привести этого силача ко двору. Возможно, это житийное преувеличение, однако отправление хотя бы отряда свидетельствует о действительно необычайной силе мученика. Сам же он пошел к императору без всякого сопротивления, кротко, как подобает истинному христианину. По дороге ко двору Репрев рассказывал о Христе, и сухая трость в его руках расцвела, а также умножился хлеб, которого не хватало его же арестовавшим воинам. Таким образом воины узнали о Христе и удостоверились в чудесах Божиих, а затем сами уверовали во Христа и были крещены епископом Антиохии Вавилой. Неизвестно, был ли до того крещен Репрев, но имя Христофора (по-гречески «свет Христов») он получил именно после того, как сам привел ко крещению целый отряд.

Когда все они наконец пришли к императору Декию в город Ликия, он, по преданию, велел казнить обратившихся в христианство своих воинов. Увидев же святого Христофора, его страшное лицо и силу, царь, по преданию, упал от страха! Он побоялся святого Христофора: сначала император решил действовать хитростью. Отправив Христофора до времени отдыхать, он послал к нему двух блудниц, то есть женщин легкого поведения, которых было множество при дворе, чтобы заставить его впасть во грех, а там и склонить к принесению жертвы римским богам. Но Христофор и падших женщин обратил в христианство. Они сами стали проповедовать веру императору, который приказал за это предать их смерти.

Затем Декий приказал своим военачальникам связать Христофора Псеглавца и поместить в раскаленный металлический ящик. Святой кротко и смиренно отправился на мучения, несмотря на свою великую силу — и Господь явил над ним Свои чудеса. Пытки не вредили ему, из колодца, куда его бросили умирать от голода, святого вынес Ангел, и Декий вынужден был приказать отсечь святому голову мечом.

Известно, что Христофор уже во время пыток своими чудесами, спокойствием и проповедью даже среди истязаний смог обратить в веру Христову еще около 50 тысяч язычников (об этом пишет святитель Амвросий Медиоланский).

МОЩИ СВЯТОГО ХРИСТОФОРА ПСЕГЛАВЦА

После прихода к власти Константина Великого христиане получили свободу. Вера в Господа Иисуса стала государственной религией. Многие мощи святых были обретены — так и тело святого Христофора Псеглавца было перенесено для поклонения верующих в Толедо, затем в аббатство Сен-Дени во Франции. Кроме того, в течение веков они были носимы по разным странам, хранились в Константинополе и даже в Москве (причем один из историков, константинопольский диакон Павел Алеппский, писал, что действительно видел удлиненный вперед, как у собаки, череп святого). Со временем, в революционных события, эта святыня была частично утеряна, частично перенесена в Хорватию: именно здесь сегодня хранится часть черепа святого Христофора в золотом реликварии.

Еще одно чудо связано с мощами святого Христофора, когда они пребывали в Хорватии. В 1075 году зданий город Раб осадили норманны, но горожане вынесли на крепостную стену мощи святого с молитвой. Тогда появился сильных вихрь и снес все вражеские корабли от острова. . По сей день в благодарность за это чудо одна из крупнейших крепостей Раба имеет имя мученика Христофора.

ПОЧИТАНИЕ МУЧЕНИКА ХРИСТОФОРА

День памяти святого в Православной Церкви — 22 мая (католики молятся ему 9 мая, это связано с различиями в юлианском и григорианском богослужебных календарях). В этот день перед иконой святого молятся тысячи христиан всего мира.

Накануне вечером совершается торжественное Всенощное бдение, а в сам день памяти — Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы мученику Христофору — тропари и кондаки. Их можно читать онлайн и в любой трудный жизненный момент:

Одежды твои твоей же кровью украсились, когда предстал ты, поминаемый всеми Христофор, перед Царем Небесным и Господом Ангелов, теперь на небесах с бесплотными Небесными Силами и мучениками поешь ты Господу во Святой Троице прекрасные молитвы и радуешься: так твоими молитвами спасай молящихся тебе.

Мученик Твой, Господи, Христофор, в своем страдании получил венец неувядающий от Тебя, Бога нашего: он имел силу Твою, потому мучителей постыдил, разрушил и бессильные нападения демонов. По его молитвам спаси, Боже, души наши!

Светлой звездой стал ты людям, истинную веру миру — Солнца Христа проповедуя людям, светом благодати Божией, о мученик Христофор, погасил все искушения, и сейчас подаешь нам свет благодати Божией, молясь всегда о всех нас.

ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО ХРИСТОФОРА В РАЗНЫХ СТРАНАХ ПО ВСЕМУ МИРУ

Святой Христофор почитается Православной Церковью как воплощение смирения и праведности, кротости при великой силе. Ему молятся об укреплении веры, возрастании в духовной жизни, перенесении трудностей.

Память святого почитается и в Православии, и в Католичестве. Известно, что мученик Христофор Псеглавец особо почитается во многих европейских странах. Его считают особым покровителем Испании, где ему молятся в заразных болезнях (известно, что эта страна сильно пострадала во время Средневековых эпидемий, одна из страшных форм гриппа уже в XIX-XX веках даже называлась «испанкой»).

Кроме также названной нами Хорватии, святому молятся в Италии — здесь он является одним из покровителей путешествующих, есть даже поговорка, которую прикрепляют в сувенирной продукции на автомобили: «Если верите в Святого Христофора, не умрёте в аварии». Святой Христофор почитается как покровитель города Вильнюса в Литве. Некоторое время в Средние века была налажена чеканка монет с образом святого Христофора в Чехии и Вюртембергском герцогстве.

По сей день в Европе существует традиция ставить статуи святого мученика Христофора у входа в любое помещение: не только церковь, но и в ратушу, и обычный жилой дом. Интересна традиция ставить статуи святого на мостах с молитвой-благословением: «Кто посмотрит на образ святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В кафедральном соборе Кельна существует чудотворная статуя святого Христофора, которая защищает молящегося от внезапной смерти.

Читайте также:
Житие Александра Свирского - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

МОЛИТВА СВЯТОМУ ХРИСТОФОРУ — ЗАЩИТА В ОПАСНОСТИ, ПОМОЩЬ В ТОРГОВЛЕ И БИЗНЕСЕ

По благочестивой традиции, православные молятся святому Христофору в следующих жизненных обстоятельствах:

    • В опасностях;
    • В дороге;
    • При болезни, особенно при зубной боли;
    • В речных и морских круизах уберегает от бед, а также сохраняет всех, чья профессия связана с морем;
    • О хорошей, честной и прибыльной торговле и бизнесе;
    • При проблемах в делах, отсутствии прибыли;
    • Для избежания нищеты, банкротства;
    • О даровании разумения, сил и терпения, честных партнеров.

Не упустите возможность обратиться за помощью к святому мученику Христофору. Ведь наша жизнь лишь кажется цепью наших собственных усилий и дел, изредка перемежаемой случайностями. Все творится нашими усилиями и по воле Божией. Зачастую мы не замечаем пути, который предлагает нам Господь, а то и своими грехами разрушаем этот путь. Простой пример возможности для добродетели: обманув кого-то в делах, мы наживаемся на человеке, извлекаем сиюминутную выгоду, но если бы обмана не было, он бы продолжил доверять нам, а разбогатев, помог и нам улучшить свою жизнь.

Традиция молитвы об успешной торговле известна купцам, торговцам, и бизнесменам всех времен. В торговле и бизнес фактор случайности играет очень большую роль — а пословица гласит: «Кто верит в случай, тот не верит в Бога». Вот почему в трудных обстоятельствах люди всегда усматривают волю Божию. Если вы молились, но вас постигла неудача — значит, вы избежали и более серьезной опасности.

Церковь благословляет успешное мышление, развитие своего бизнеса Ведь материальная обеспеченность является залогом хорошего образования детей, крепкой семьи, поддержки нуждающихся людей. А между тем создание собственного бизнеса — дело непростое. Но молиться перед началом дела — значит впустить Бога в свою жизнь, защититься призванием Имени Его от злых сил и завистников. Известно, что человек, не защищенный молитвой, добрыми делами, церковными Таинствами Крещения, Исповеди и Причастия будет подвержен воздействию темных сил.

Сильная молитва святому Христофору — просьба о помощи в важных аспектах жизни и о благословении на хорошее ведение бизнеса. Ее можно читать дома или в храме, перед иконой святого.

    • По традиции в храмовой лавке покупают свечу, затем походят к иконе;
    • Нужно перекреститься дважды, поклониться, поцеловать руку или край одежды святого и перекреститься вновь.
    • Затем зажечь и поставить перед иконой на подсвечник свечу, помолиться

Помните, что любая молитва не должна восприниматься как заговор — механическое проговаривание текста, чтобы получить некий результат, «подарок». Молитесь святому, понимая, что вы поистине общаетесь с ним благодатью Божией. Научно доказано, что мозг по-особому работает во время молитвы, создавая коммуникативные связи с незримым — со Всемогущим Богом и его святыми, которые живы и близки к нам.

Конечно, мученик Христофор будет помогать вам не в беззаконных делах, а в честных сделках, правильном ведении бизнеса со справедливым отношением к людям. Молитвами его Господь не оставит без награды трудолюбивого, усердного и доброго человека: с Божией помощью вашему делу будет сопутствовать процветание, а семье — мир и любовь.

Святой Христофор Псеглавец

Истории о Христофоре Псеглавце значительно отличаются от описания жизни других православных Святых. Легенды о нем довольно странные и неординарные. Христофор Псеглавец — человек огромного роста, необычного поведения и обладающий пугающей особенностью — по преданию, он имел голову собаки и ранее жил в краю людоедов.

Происхождение и внешность Христофора Псеглавца

Среди историков по-прежнему нет согласия по поводу места и даты рождения Христофора. По одним источникам, Христофор был рожден на земле хананеев. Ханаан — древнее государство, на территории которого возник город Иерусалим. Хананеи — первые жители этой земли. До принятия христианства Святой носил имя Репрев, что означает «Отверженный». По другим, он произошел из рода кинокефалов — людей с собачьими головами.

Интересно знать! Киноцефалы — персонажи, встречающиеся в культуре разных стран. Представляют собой существо с телом человека и головой волка или пса. Описание собакоголовых людей часто встречается в античной литературе.

Историки и богословы и сегодня спорят, была ли в действительности у святого собачья голова.

  • По одним свидетельствам, Христофор имел такую внешность с рождения.
  • По другим, более поздним источникам, Христофор был очень красивым молодым человеком, своей внешностью прельщал многих женщин. Тогда Святой стал просить Бога, чтобы тот дал ему безобразный облик, так как он не хотел быть невольной причиной чужих грехов. После этого лицо мужчины стало похожим на собачье.

После победы над врагами киноцефалы пили кровь из их ран. Возможно, Святой ранее принадлежал к этому племени, поэтому и обладал такой специфической внешностью.

Житие Христофора Ликийского

По свидетельствам некоторых современников, будучи язычником, Христофор был жестоким и сильным воином. Согласно легенде, он согласился служить только тому, кто могущественнее его. Узнав, что нет никого на свете, кто был бы могущественнее Христа, Христофор стал ревностно служить ему, обращая народы в христианскую веру.

После принятия этого решения Христофор отправился защищать христиан от гонений. За эти действия его жестоко избил некий Вакх, но Христофор, обладающий огромной силой, молча терпел побои. После этого Святой сказал, что не поддался гневу только из любви к Христу. Если бы его охватили эмоции, его никто не смог бы остановить, и все гонители на христианство были бы мертвы.

Император Декий решил посмотреть на Христофора и послал за ним 200 воинов. Святой не стал противиться им и согласился предстать перед правителем. По пути к императору посох, который нес Христофор в руке, расцвел. Это произвело на окружавших его солдат огромное впечатление. Когда у воинов подходила к концу провизия, Христофор приумножил хлеб во много раз.

Увидев чудеса, воины уверовали в Христа и приняли крещение. Сам Христофор до этого момента не был крещен. Он принял крещение вместе с солдатами. Когда император увидел Христофора, он в ужасе лишился чувств. Придя в себя, он решил хитростью заставить Святого отречься от Христа. Император отправил к праведнику блудниц, которые славились своей красотой.

Они должны были посеять в душе Святого стремление к плотским наслаждениям, заставить его отречься от христианства и вернуться к язычеству. Однако, Святому удалось убедить девушек в том, что блудный образ жизни губит их собственные души.

Важно! Девушки не только отказались соблазнять Святого. Они объявили себя христианками и терпели жестокие мучения, но не отказались от веры. После продолжительных пыток обе женщины погибли.

Обозленный император велел казнить всех воинов, которые после бесед с Христофором приняли христианство. Самого же Святого Декий приказал заключить в металлическом сосуде, а затем раскалить его. Он рассчитывал, что праведник откажется от своей веры, не выдержав жуткой боли. В противном случае смерть Святого обещала быть долгой и мучительной. Но Христофор остался невредимым. Он стоял груде раскаленного металла и ни единого ожога не возникло на его теле.

Многие из людей, кто был свидетелем экзекуции, кинулись на помощь к Христофору, за что были изрублены слугами императора. Император приказал утопить Святого, но ангел избавил его от смерти и в этот раз. Тогда император понял, что никакие мучения не заставят Христофора отречься от Христа. Он отдал приказ отсечь голову праведника мечом. Так святой Христофор окончил свой земной путь.

Иконография

В древнерусской иконографии Христофор изображался с головой пса, но в 1722 году такие изображения были запрещены Священным Синодом. После этого Святого стали изображать антропоморфно, в виде воина. Существуют иконы, на которых человеческая голова была нарисована поверх собачьей. Образ Христофора-киноцефала встречается на старых иконах и в настенной росписи древних храмов. Такие иконы стали большой редкостью в наши дни, так как очень много образов было уничтожено в годы гонений на Церковь и иконоборчества.

Интересно знать! На иконах старообрядцев Христофор по-прежнему изображается с головой собаки. На более поздних иконах голова Святого стала больше походить на лошадиную.

Сейчас в церковных лавках можно встретить икону Святого, где Христофор в человеческом облике переносит младенца на плечах. Такой образ олицетворяет собой легенды о Святом Христофоре, которые широко распространены в католицизме.

Некоторые богословы выступают против этого образа, так как считают, что Христофор Псеглавец, почитаемый в Православии и католический святой Христофор — два разных человека.

Память и почитание Святого

День памяти Святого в Православии отмечается 9 мая.

День памяти Святого Христофора в Католицизме отмечается как местночтимый праздник, так как католическая церковь считает свидетельства о его подвигах недостаточными. Многие документы, в том числе свидетельства современников, были утрачены после завоевания региона арабами и турками. Но Христофор не был деканонизирован и остается Святым католической церкви.

Интересно! Особенно почитают Святого в Испании. Там в его честь называют населенные пункты, просят у него защиты и исцеления от болезней. В Испании Святого считают покровителем автомобилистов, мостостроителей и садовников.

Святой Христофор является покровителем девяти городов, в том числе — столицы Литвы.

Житие Святого в Католицизме

Согласно католическим преданиям, Христофор был римлянином. Он обладал невероятной физической силой, ранее носил имя Репрев. Праведник хотел служить Христу, и один отшельник посоветовал Репреву переносить людей через опасный брод на реке Иордан.

Репрев помог многим странникам, и однажды он нес через реку маленького мальчика. На середине пути он почувствовал такую тяжесть, как будто нес в своих руках весь мир, а не хрупкого ребенка. Христофор испугался, что не сможет донести малыша до берега. Тогда Святой узнал, что в виде младенца ему явился сам Христос.

Праведник чувствовал тяжесть, потому что Христос несет на себе все тяготы мира. После крещения Репрев получил свое новое имя — Христофор, что означает «несущий Христа». Это чудо обратило в христианскую веру многих людей. Прослышав об этом, император приказал заточить Святого в темницу, где он умер после долгих истязаний.

Интересно! На древнейшей македонской иконе Христофор поражает змия вместе с Георгием Победоносцем. А на картинах западных художников Христофор изображается в виде великана, несущего на руках младенца.

Молитвы святому Христофору

  • Христофор был изгоем в своем мире, поэтому его образ близок людям, обладающим физическими недостатками.
  • Так же своим защитником Христофора считают моряки, паромщики и путешественники.
  • К Святому обращаются с просьбой укрепить в вере, подсказать выход из трудной ситуации.
  • Христофору молятся перед дальней дорогой и водители, и пассажиры.

Обращаются к святому Христофору чаще всего дома, перед иконой. Во время воззвания к праведнику верующие читают молитву и дополняют ее своими словами.

О преславный и добропобедный мучениче Христов Христофоре, истинный воине святыя Церкве, сродником твоим земным похвало и украшение. Ты, не убоявся безбожнаго гонения, веру Православную даже до крове исповедал еси, страдании же твоими образ верным подая, вратами правды в Царство Небесное вшел еси.Темже молим тя, якоже некогда молитвою твоею ко Господу силу претерпети страдания стяжал еси, тако и ныне молися, да подаст нам Господь силу заповеди Его животворныя соблюдати, и да избавит нас от уз греха и безбожия, Отечество же наше да сохранит в Православии до скончания века. Аминь.

Несмотря на споры и критику, сам факт существования святого Христофора доказан и не вызывает сомнений. По свидетельствам Святого Амвросия, своими чудесами Христофор привел к христианской вере около 50 тысяч язычников, что позволяет говорить о нем, как о великом христианском подвижнике.

В свете духовных подвигов Святого, его необычная внешность теряет значение. Ведь какими бы физическими недостатками ни обладал этот человек, главное — его непоколебимая вера и стремление к Истине, которую он пронес через всю свою жизнь.

Икона святого Христофора Псеглавца

СВЯТОЙ ХРИСТОФОР ПСЕГЛАВЕЦ: ИКОНА САМОГО НЕОБЫЧНОГО СВЯТОГО

  1. СИЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ В БОЛЕЗНИ, В БЕДЕ
  2. СОРОКОУСТ О ЗДРАВИИ И ЗА УПОКОЙ – КАК ПРАВИЛЬНО ЗАКАЗАТЬ
  3. МОЛИТВЫ СЕРАФИМУ САРОВСКОМУ РАЗНЫЕ

Как ясно из прозвища святого, в переводе с церковнославянского – Собакоголовый – он явно выделяется среди других святых. Вокруг него – ореол легенд и мифов, а между тем в дни его памяти икона человека с собачьей головой лежит посреди всех православных церквей, люди молятся ему и просят помощи во многих жизненных обстоятельствах.

Кто же такой Христофор Псеглавец – фольклорный персонаж, выдуманный лжесвятой или реально существовавший человек?

ИКОНА СВЯТОГО ХРИСТОФОРА

  1. МОЛИТВЫ МАТРОНЕ МОСКОВСКОЙ РАЗНЫЕ
  2. МОЛИТВЫ ПЕРЕД ПРИЧАСТИЕМ И ИСПОВЕДЬЮ
  3. ИКОНА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ
  4. ЧЕНСТОХОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Разумеется, икону святого узнать проще, чем икону любого другого святого: на ней изображен человек с очень странной головой. Иногда это оскаленная собачья морда, иногда – голова лошади. Одет святой в воинские доспехи. Однако нужно отметить, что изображение его имеет определенную иконографическую историю, и именно необычную икону с собачье головой теперь трудно приобрести – в храмах на аналой по праздничным дням кладут только древние изображения святого в таком виде, новые иконописцы делают только по особому заказу. Также можно найти такую икону в старообрядческом храме или заказать в старообрядческой мастерской.

Иконы Христофора с собачьей или лошадиной головой в Православной Церкви существовали только в XVI-XVIII веках, а самая ранняя такая икона была создана на территории Византийской империи в VI веке.

В 1722 указом Святейшего Синода в России запретили их писать как слишком смущающие многих людей. Сейчас в церковных мастерских создаются иконы святого Христофора в образе обычного воина с подписью «Святой Христофор». На иконе святой опирается за расцветший посох в воспоминание о чуде святого, благодаря которому уверовал во Христа целый отряд воинов-гонителей христиан.

Отметим, что в католической традиции и в южных областях России распространена икона святого Христофора с Христом-Младенцем на плечах: это отражение одной из легенд, согласно которой Христофор был великаном-перевозчиком на реке и в своей молодости встретил маленького Христа, хотевшего перейти через реку. Христофор перенес Его на плечах, а позже услышал проповедь уже взрослого Господа Иисуса и уверовал в Него. Однако такая легенда лишена оснований, ведь в церковных книгах зафиксировано, что святой Христофор пострадал за Христа через 250 лет после Его рождения.

ЖИТИЕ И ЧУДЕСА СВЯТОГО ХРИСТОФОРА ПСЕГЛАВЦА

Христофор жил в III веке после Рождества Христова и пострадал за Него при римском императоре Декии, гонителе христиан. Разные источники сообщают, что он происходил из варварских племен: хананеев, берберов или киноцефалов – имел высокий рост и свирепый характер, был очень силен.
Главная загадка жизни святого – зверообразное лицо. Оно объясняется по-разному: обычной для его племени, но ужасающей для римлян внешностью; объективным уродством из-за, например, генетической аномалии при рождении; метафорой, которая показывает звероподобность его нрава до того, как он был просвещен Светом Христа. Римляне называли его Репрев (в переводе – плохой, отверженный). Также существует предание, согласно которому святой, наоборот, от рождения имел внешность, соблазняющую женщин. Когда он уверовал – причем неизвестно, почему он поверил в Бога и кто наставил его на путь христианства – то чтобы избегать блудных соблазнов от женщин, Репрев стал молиться и выпросил себе у Бога столь страшный облик.

Римский император Декий преследовал христиан как государственных преступников: ведь они признавали Богом только Христа, а не императора. Римская же империя стояла на уверенности в том, что император – бог, он непогрешим и все делает правильно. Святость жизни, праведность или простая нравственность не требовались – напротив, из истории мы знаем множество развратных и преступных императоров-пьяниц. Зато императора не свергали, простой народ боялся выступать против бога – его могли только убить, и то делали это сами приближенные императора. Ко времени распада Империи люди уже не верили в божество императора и всех богов римского пантеона, приносили жертвы иногда, по привычке. Император Декий решил поднять религиозный дух римлян по-имперски своеобразно: урегулировав жертвоприношения, после каждого из которых гражданину выдавался документ о его религиозном рвении. Христиане же, по мнению императора, разваливали государство и заставляли Фортуну – богиню удачи – отвернуться от Рима. Сегодня мы упоминаем ее имя в поговорках вроде «колесо фортуны», забывая, как много христиан погибли из-за поклонения удаче.

Когда император Декий узнал о христианской вере Репрева, а он очень ценился в войсках и был известен своей силой, то послал к нему 200 воинов, чтобы привести этого силача ко двору. Возможно, это житийное преувеличение, однако отправление хотя бы отряда свидетельствует о действительно необычайной силе мученика. Сам же он пошел к императору без всякого сопротивления, кротко, как подобает истинному христианину. По дороге ко двору Репрев рассказывал о Христе, и сухая трость в его руках расцвела, а также умножился хлеб, которого не хватало его же арестовавшим воинам. Таким образом воины узнали о Христе и удостоверились в чудесах Божиих, а затем сами уверовали во Христа и были крещены епископом Антиохии Вавилой. Неизвестно, был ли до того крещен Репрев, но имя Христофора (по-гречески «свет Христов») он получил именно после того, как сам привел ко крещению целый отряд.

Когда все они наконец пришли к императору Декию в город Ликия, он, по преданию, велел казнить обратившихся в христианство своих воинов. Увидев же святого Христофора, его страшное лицо и силу, царь, по преданию, упал от страха! Он побоялся святого Христофора: сначала император решил действовать хитростью. Отправив Христофора до времени отдыхать, он послал к нему двух блудниц, то есть женщин легкого поведения, которых было множество при дворе, чтобы заставить его впасть во грех, а там и склонить к принесению жертвы римским богам. Но Христофор и падших женщин обратил в христианство. Они сами стали проповедовать веру императору, который приказал за это предать их смерти.

Затем Декий приказал своим военачальникам связать Христофора Псеглавца и поместить в раскаленный металлический ящик. Святой кротко и смиренно отправился на мучения, несмотря на свою великую силу – и Господь явил над ним Свои чудеса. Пытки не вредили ему, из колодца, куда его бросили умирать от голода, святого вынес Ангел, и Декий вынужден был приказать отсечь святому голову мечом.

Известно, что Христофор уже во время пыток своими чудесами, спокойствием и проповедью даже среди истязаний смог обратить в веру Христову еще около 50 тысяч язычников (об этом пишет святитель Амвросий Медиоланский).

МОЩИ СВЯТОГО ХРИСТОФОРА ПСЕГЛАВЦА

После прихода к власти Константина Великого христиане получили свободу. Вера в Господа Иисуса стала государственной религией. Многие мощи святых были обретены – так и тело святого Христофора Псеглавца было перенесено для поклонения верующих в Толедо, затем в аббатство Сен-Дени во Франции. Кроме того, в течение веков они были носимы по разным странам, хранились в Константинополе и даже в Москве (причем один из историков, константинопольский диакон Павел Алеппский, писал, что действительно видел удлиненный вперед, как у собаки, череп святого). Со временем, в революционных события, эта святыня была частично утеряна, частично перенесена в Хорватию: именно здесь сегодня хранится часть черепа святого Христофора в золотом реликварии.

Еще одно чудо связано с мощами святого Христофора, когда они пребывали в Хорватии. В 1075 году зданий город Раб осадили норманны, но горожане вынесли на крепостную стену мощи святого с молитвой. Тогда появился сильных вихрь и снес все вражеские корабли от острова. . По сей день в благодарность за это чудо одна из крупнейших крепостей Раба имеет имя мученика Христофора.

ПОЧИТАНИЕ МУЧЕНИКА ХРИСТОФОРА

День памяти святого в Православной Церкви – 22 мая (католики молятся ему 9 мая, это связано с различиями в юлианском и григорианском богослужебных календарях). В этот день перед иконой святого молятся тысячи христиан всего мира.

Накануне вечером совершается торжественное Всенощное бдение, а в сам день памяти – Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы мученику Христофору – тропари и кондаки. Их можно читать онлайн и в любой трудный жизненный момент:

Одежды твои твоей же кровью украсились, когда предстал ты, поминаемый всеми Христофор, перед Царем Небесным и Господом Ангелов, теперь на небесах с бесплотными Небесными Силами и мучениками поешь ты Господу во Святой Троице прекрасные молитвы и радуешься: так твоими молитвами спасай молящихся тебе.

Мученик Твой, Господи, Христофор, в своем страдании получил венец неувядающий от Тебя, Бога нашего: он имел силу Твою, потому мучителей постыдил, разрушил и бессильные нападения демонов. По его молитвам спаси, Боже, души наши!

Светлой звездой стал ты людям, истинную веру миру – Солнца Христа проповедуя людям, светом благодати Божией, о мученик Христофор, погасил все искушения, и сейчас подаешь нам свет благодати Божией, молясь всегда о всех нас.

ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО ХРИСТОФОРА В РАЗНЫХ СТРАНАХ ПО ВСЕМУ МИРУ

Святой Христофор почитается Православной Церковью как воплощение смирения и праведности, кротости при великой силе. Ему молятся об укреплении веры, возрастании в духовной жизни, перенесении трудностей.

Память святого почитается и в Православии, и в Католичестве. Известно, что мученик Христофор Псеглавец особо почитается во многих европейских странах. Его считают особым покровителем Испании, где ему молятся в заразных болезнях (известно, что эта страна сильно пострадала во время Средневековых эпидемий, одна из страшных форм гриппа уже в XIX-XX веках даже называлась «испанкой»).

Кроме также названной нами Хорватии, святому молятся в Италии – здесь он является одним из покровителей путешествующих, есть даже поговорка, которую прикрепляют в сувенирной продукции на автомобили: «Если верите в Святого Христофора, не умрёте в аварии». Святой Христофор почитается как покровитель города Вильнюса в Литве. Некоторое время в Средние века была налажена чеканка монет с образом святого Христофора в Чехии и Вюртембергском герцогстве.

По сей день в Европе существует традиция ставить статуи святого мученика Христофора у входа в любое помещение: не только церковь, но и в ратушу, и обычный жилой дом. Интересна традиция ставить статуи святого на мостах с молитвой-благословением: «Кто посмотрит на образ святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В кафедральном соборе Кельна существует чудотворная статуя святого Христофора, которая защищает молящегося от внезапной смерти.

МОЛИТВА СВЯТОМУ ХРИСТОФОРУ – ЗАЩИТА В ОПАСНОСТИ, ПОМОЩЬ В ТОРГОВЛЕ И БИЗНЕСЕ

По благочестивой традиции, православные молятся святому Христофору в следующих жизненных обстоятельствах:

    • В опасностях;
    • В дороге;
    • При болезни, особенно при зубной боли;
    • В речных и морских круизах уберегает от бед, а также сохраняет всех, чья профессия связана с морем;
    • О хорошей, честной и прибыльной торговле и бизнесе;
    • При проблемах в делах, отсутствии прибыли;
    • Для избежания нищеты, банкротства;
    • О даровании разумения, сил и терпения, честных партнеров.

Не упустите возможность обратиться за помощью к святому мученику Христофору. Ведь наша жизнь лишь кажется цепью наших собственных усилий и дел, изредка перемежаемой случайностями. Все творится нашими усилиями и по воле Божией. Зачастую мы не замечаем пути, который предлагает нам Господь, а то и своими грехами разрушаем этот путь. Простой пример возможности для добродетели: обманув кого-то в делах, мы наживаемся на человеке, извлекаем сиюминутную выгоду, но если бы обмана не было, он бы продолжил доверять нам, а разбогатев, помог и нам улучшить свою жизнь.

Традиция молитвы об успешной торговле известна купцам, торговцам, и бизнесменам всех времен. В торговле и бизнес фактор случайности играет очень большую роль – а пословица гласит: «Кто верит в случай, тот не верит в Бога». Вот почему в трудных обстоятельствах люди всегда усматривают волю Божию. Если вы молились, но вас постигла неудача – значит, вы избежали и более серьезной опасности.

Церковь благословляет успешное мышление, развитие своего бизнеса Ведь материальная обеспеченность является залогом хорошего образования детей, крепкой семьи, поддержки нуждающихся людей. А между тем создание собственного бизнеса – дело непростое. Но молиться перед началом дела – значит впустить Бога в свою жизнь, защититься призванием Имени Его от злых сил и завистников. Известно, что человек, не защищенный молитвой, добрыми делами, церковными Таинствами Крещения, Исповеди и Причастия будет подвержен воздействию темных сил.

Сильная молитва святому Христофору – просьба о помощи в важных аспектах жизни и о благословении на хорошее ведение бизнеса. Ее можно читать дома или в храме, перед иконой святого.

    • По традиции в храмовой лавке покупают свечу, затем походят к иконе;
    • Нужно перекреститься дважды, поклониться, поцеловать руку или край одежды святого и перекреститься вновь.
    • Затем зажечь и поставить перед иконой на подсвечник свечу, помолиться

Помните, что любая молитва не должна восприниматься как заговор – механическое проговаривание текста, чтобы получить некий результат, «подарок». Молитесь святому, понимая, что вы поистине общаетесь с ним благодатью Божией. Научно доказано, что мозг по-особому работает во время молитвы, создавая коммуникативные связи с незримым – со Всемогущим Богом и его святыми, которые живы и близки к нам.

Конечно, мученик Христофор будет помогать вам не в беззаконных делах, а в честных сделках, правильном ведении бизнеса со справедливым отношением к людям. Молитвами его Господь не оставит без награды трудолюбивого, усердного и доброго человека: с Божией помощью вашему делу будет сопутствовать процветание, а семье – мир и любовь.

Сильную молитву на удачу в торговле святому мученику Христофору можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О прославляемый всеми, одержавший великую победу над кознями дьявольскими мученик Божий Христофор, истинный воин Святой Церкви, родной стране твоей и семье похвала и радость всех почитающих тебя! Ты, не испугавшись гонения безбожного императора, Христианскую веру исповедовал даже до крови, твоими страданиями пример всем современникам своим и всем гонимым в последующие века подав, воротами правды в Царство Небесное легко вошел.
Потому молимся тебе, как ты когда-то молитвой твоей ко Господу получил силу терпеть страдания и чудесно невредимым остался, так и сейчас молись о нас, чтобы Господь дал нам силу соблюдать заповеди Его дающие жизнь вечную, чтобы избавил Он нас от плена греха и искушений неверия, Отечество наше сохранил в спокойствии, мире тишине и исповедании веры Православной до конца времен. Аминь.

Молитвами святого мученика Христофора Псеглавца да хранит вас Господь!

Иван Корейша — предсказания блаженного пророка

О нём написал рассказ Лесков, он появлялся в «Бесах» Достоевского, фигурировал в произведениях Толстого. К нему стекались тысячи паломников, его посещал сам Николай I. Иван Корейша – одна из самых загадочных фигур в российской истории. Кто-то видит в нём блаженного, кто-то считает его обманщиком. Но кем был знаменитый юродивый?

Удивительная жизнь Корейши

Корейша родился в 1783 году. Он сразу избрал духовную стезю, поступил в семинарию. Позднее занимался учительством, но это занятие не приносило ему радости. Однажды посреди занятий он встал и неожиданно вышел из кабинета. В тот день Корейша, никого не предупредив, отправился в паломничество.

Какое-то время юродивый провёл в монастыре, а после решил стать отшельником. Но жить в уединении он не смог. Уже тогда по народу распространился слух о пророческом даре Корешйши. Он поразительно точно предсказывал события, раскрывал ложь, рассказывал людям об их будущем.

Дар Корейши сыграл с ним злую шутку. Однажды в губернию приехал богатый чиновник, которому понравилась дочь местного жителя. Чиновник решил жениться, но мать девушки решила сначала сходить к Корейше за советом. Юродивый сказал, что горем обернётся этот брак, ведь у жениха есть жена и дети. В свадьбе было отказано, а чиновник захотел отомстить предсказателю.

Корейшу отправили в сумасшедший дом, где ему было суждено провести всю оставшуюся жизнь. Он жил в тяжелейших условиях – первые годы сидел в подвале на цепи, спал на соломе. Но это не сломило провидца. Именно в больнице к нему пришла настоящая слава.

Известные предсказания

Считается, что Корейша предвидел дату своей смерти. Ещё в молодости он сказал, что умрёт через 53 года. И действительно, юродивый умер спустя ровно 53 года после предсказания. Точность пророчества была поразительна, поэтому можно ли считать его простым совпадением?

Каждый день больницу, где жил провидец, посещало не меньше 60 человек. Иногда их количество переваливало за сотню. Среди посетителей была княгиня Голицына. Ей хотелось проверить способности юродивого, и она спросила, где сейчас находится её муж. Корейша назвал точное место и дом. Княгиня отправилась по указанному адресу и встретила там своего супруга.

О далёком будущем Корейша не пророчествовал. Но однажды в больнице предсказателя посетил Николай I. Подробности разговора неизвестны, однако вышедший из палаты император был очень взволнован и хмур. Присутствующим он сказал лишь одно: «Как хорошо, что я Николай I». А ведь это значит, что юродивый открыл императору будущее царской семьи, рассказал, какая судьба ожидает Николая II! Как далеко мог заглядывать таинственный прорицатель?

Несчастья, поджидающие страну, Корейша предвидел не раз. Он предсказал, что в Смоленск войдёт армия Наполеона. А за год до начала Крымской войны предсказатель говорил всем приходящим к нему женщинам, что нужно учиться накладывать бинты и обрабатывать раны.

Приписывали Корейше и дар целителя. Он точно определял болезни и мог вылечить разные недуги. Однажды юродивый исцелил посетительницу, которой врачи собирались ампутировать руку!

Дар Корейши будоражил умы многих писателей и мыслителей. Но скептики высмеивали людей, спешащих на поклон к юродивому. Говорили, что условия, в которых живёт провидец, отвратительны. Комната его была грязной, сам он не мылся, всегда спал на полу… А сторонники юродивого ломали голову: почему Корейша отказывается от благ даже тогда, когда руководство больницы было готово пойти на уступки?

Корейша не смог стать в один ряд с Нострадамусом, Блаватской и Вангой. Но если он предвидел революцию, которая случится через много лет после его смерти, знал ли юродивый что-то ещё, о чём молчал? Какие видения о будущем России его посещали? Многие предсказания Корейши забыты, к другим же современники могли относиться как высказываниям умалишённого. Возможно, самые ценные пророчества ясновидящего мы уже никогда не узнаем.

Житие Ивана Корейши

Человеческим умом трудно понять, как, официально признанный сумасшедшим, человек может быть ясновидящим, пророком, к которому стоят многометровые очереди людей, желающих получить откровения от Бога.

Иван Корейша — блаженный прозорливец 19 века, Божий человек, за откровениями к которому приезжали как бедные, так и знатные люди, он стал прообразом героев литературных произведений Достоевского, Гоголя, Островского, Лескова и других писателей.

Молодые годы

В 1783 году, 8 сентября, в семье смоленского священника родился сын Ваня. Отец Яков в свое время отказался от звания дворянина, посвятив свою жизнь Господу. Ваня отличался особой одаренностью в плане познания грамоты, его приняли в уездное училище, минуя первый класс. Через три года юноша становится семинаристом Смоленской духовной семинарии, которую заканчивает в 1803 году.

Кроткого характером, любознательного и добродушного Ваню любили товарищи по обучению и преподаватели.

Особых успехов трудолюбивый семинарист достиг в таких предметах:

  • богословие;
  • латынь;
  • греческий язык;
  • толкование Библии.

Уже в то время юноша отличался замкнутостью и нелюдимостью, предпочитая обществу друзей уединение и чтение духовных писаний, за что был известен, как анахорет. Окончив духовную семинарию с отличием, Корейша поступает в Духовную академию, но обучается там недолго.

Особенность его характера проявилась уже в 1803 году, когда молодой выпускник семинарии отказался принять сан священника, занявшись преподавательской деятельностью в училище Поречья. Основной перелом в душевном состоянии Корейши произошел после встречи с протоиереем Успенским, который на то время был наставником старших братьев Корейши.

В мае 1806 года преподаватель Иван поразил детей училища странным поступком, прервав урок на полуслове и покинув помещение, удалившись за околицей. Он объявился в начале осени в Соловецком монастыре, где жил целый год, как инок.

В 1808 странник отправляется в Печерскую Лавру Киева, где живет, как паломник.

Возвращаясь в Соловецкий монастырь, паломник тяжело заболевает под Могилевым, после выздоровления меняем свои планы и отправляется в Нило —Столобенскую пустынь, где получает полное исцеление около мощей святого Нила. Обладая уже тогда даром прозорливца, Корейша снискал уважение братии и настоятеля.

В 1809 году после посещения сестры Параскевы Иван Яковлевич возвращается домой, снова работает преподавателем, но тяготится нелюбимым занятием.

Путь юродивого

В один момент Корейша уходит жить в баню, расположенную на огородах, где он находил себе пропитание. В уединении отшельник горячо молился, пел псалмы, сочинял собственные оды для прославления Творца и Спасителя.

Среди смоленских жителей быстро разлетелась молва о паломнике, как о юродивом и блаженном, и потянулись к нему толпы желающих получить духовное наставление или узнать свою судьбу. Мечтающий о духовном отшельничестве Корейша оказался в центре внимания и постоянного присутствия людей.

Видя основной интерес горожан в решении бытовых, суетных вопросов жизни, блаженный начал глумиться над ними, написав на дверях, что принимает тех, кто вползет к нему на коленях. Желая остаться в одиночестве, Иван симулировал сумасшествие, часто что-то бормотал про себя, порой выкрикивая какие-то обвинения в сторону горожан.

Устав от нашествия посетителей, он переселяется в лесной шалаш, спит на земле. зимой ходит босиком, питаясь сухарями и водой из родника. Скрывающийся от людей странник чудным образом возникал в городе в тот момент, когда кого-то из горожан постигала тяжелая болезнь. Подходя к больному, юродивый, которого никто не звал, проговаривал свой вердикт, выздоровеет или нет больной, и при этом никогда не ошибался.

По этой причине появление в городе блаженного из лесной чащи вызывало у горожан чувство страха. Считалось, что в чьем доме юродивый отобедает или проведет ночь, там и будет даровано счастье. Горожане старались накормить Корейшу вкусными булками и предлагали горячий чай. Блаженный булки раздавал птицам, а на чай порой так долго дул, что выдувал его на стол, что стало плохой приметой для хозяев дома.

Интересно! Никто не мог объяснить, каким образом прозорливец предчувствовал, что смерть скоро посетит тот или иной дом, он просто заходил в середину и начинал петь заупокойные молитвы, так же внезапно уходил, не беря никакой платы.

Зимой 1811 прозорливец Корейша предсказал нападение французов и будущую победу.

Месть жениха и путь в дурдом

В разных изданиях эти события описываются по-разному, но смысл их одинаков.

Некий сластолюбец из Петербурга приехал в Смоленск, влюбился в красавицу, дочь помещика и сделал ей предложение. Мать невесты или сама невеста пошли к юродивому узнать, есть Божье благословение на этот брак и узнали шокирующую новость о том, что жених оказался не только вором, но женатым человеком и отцом двоих детей.

Опозоренного петербуржца с позором выгнали из города, объявив его вором, за что чиновник решил отомстить лесному блаженному, сломав ему обе ноги и отправив в сумасшедший дом.

Несостоявшаяся невеста уходит в монастырь, через некоторое время назначается его игуменьей, которая всю оставшуюся жизнь состоит в переписке с Иваном Корейшей. Горе-жених впоследствии за растрату казенных денег был сослан на каторгу.

По другой версии Иван Яковлевич был признан сумасшедшим после того, как публично обвинил знатного вельможу в краже денег, и тот, чтобы избежать огласки, объявил блаженного невменяемым, засадив его в дом для умалишенных в 1813 году с запретом принимать посетителей.

Интересно! Последнее постановление вызвало негодование горожан, которые с теплотой и любовью относились к Корейше. Самые отчаянные люди всеми правдами и неправдами, часто через подкуп медперсонала, проникали в больницу, чтобы получит наставление от юродивого.

Слухи о прозорливом юродивом достигли столицы, куда и перевели в 1817 году Ивана Корейшу. Местом нового его обитания стал подвал Приказа общественного призрения, куда блаженного доставили ночью, в телеге, накрытым рогожей, чтобы не вызвать бунта горожан. Корейша оставил после своей смерти свое жизнеописание, написанное от третьего лица.

Знаменитый пациент

Ивану было около 35 лет, когда его бросили в сырой подвал, где над ним не просто издевались санитары, а физически пытались уничтожить. Блаженный Иван Яковлевич называл сырой подвал своей кельей, где он пребывал в смирении и терпении, уподобившись преподобному Арсению.

Для обитателей сумасшедшего дома блаженный Корейша был молитвенником и попечителем, врачевателем и обличителем, называя себя Студентом холодных вод. Грязная ночлежка, полуголые пациенты, порой буйные, жили в неотапливаемом помещении, где даже зимой не было стекол.

  • Смотритель Боголюбов пришел к странному посетителю с вопросом о болезни дочери, сразу получил ответ, что это корь.
  • Приезд родного брата Павла, протоиерея Павловска, блаженный терпимец почувствовал задолго до приезда родственника.
  • Больничные надзиратели втайне пускали к Корейше посетителей, собирая с них деньги за полученные откровения.

Кардинальные изменения в условиях жизни Корейши произошли с приходом в больницу главврача Василия Саблера и посещением из любопытства странного пациента психушки княгиней Татьяной Голицыной.

В 1838 году Иван Яковлевич получает отдельную палату, но отвергает чистую постель, продолжая жить в углу комнаты на холодном полу. Отделив себя от мира чертой, принимает посетителей, которым был открыт доступ к прозорливцу, лежа или стоя. Главврач вводит официальную плату за посещение юродивого, используя заработанные средства для нужд больницы.

Что еще надо знать о православии:

Московская достопримечательность, блаженный Корейша, не принимал приношения, предлагая оставлять их в специальной больничной кружке, а гостинцы и табак раздавал бедным посетителям и пациентам больницы. Корейша был неравнодушен к табаку, поэтому посетители несли его в таком количестве, что больничный персонал организовал табачную торговлю.

Не выходящий за нарисованную линию, юродивый все нужды справлял вокруг себя, запрещая убирать в палате. Санитары нашли спасение в песке, которым посыпали как пол, так и постель знаменитого пациента.

Трудно поверить, но многие паломники считали этот песок чудотворным и покупали его за большие деньги, и многие из них получали исцеление.

Даже после смерти Корейши продолжалась уникальная, необычная торговля песком с испражнениями, покупатели не подозревали обмана и также исцелялись. Юродивый часто буквально издевался над посетителями, в его ответах трудно было найти смысл, но поток желающих услышать пророчество или получить знак не прекращался.

Из слов тогдашнего посетителя, писателя Ивана Прыжова, можно представить картину палаты, в которой на полу, на груде тряпья вперемежку с песком лежит грязный лысый мужчина, руки положил под голову и молчит или мычит. Около двери стоит диван, на котором сидят посетители, кто молится на коленях, кто стоит у дверей.

Удивительно, немытый мужик грязными руками превращает в месиво пищу и кормит нею посетителей, среди которых были князья и княгини, и все едят и пьют грязную воду, видя в этом пророческие действия.

Одна княгиня умирала, а врачи отказались ее лечить из-за своего бессилья. Поехала княгиня к юродивому, тот, как только увидел больную, подбежал к ней и ударил в живот двумя яблоками, да так, что женщина потеряла сознание, а на утро оказалась здоровой.

Будучи глубоким стариком, Иван Корейша в один из дней лег ногами к образам и спокойно отошел к Богу 6 сентября 1861 года. Гроб с телом блаженного пять дней стоял в больнице, тело обкладывали ватой со льдом, а потом сохраняли, как чудотворную реликвию. Похоронили терпимца в Москве, и через 150 лет у его могилы можно встретить паломников.

Важно! Православная церковь не причислила Ивана Корейшу к лику святых, но негласно он считается блаженным Христа ради, то есть таковым, кто принял вид юродства добровольно, для усмирения своей гордыни и страстей.

19 сентября православный мир отдает дань памяти Божьему человеку, похороненному на Черкизовском кладбище в Москве.

КОРЕЙША

Иван Яковлевич (8.09.1783, Смоленская губ.- 6.09.1861, Москва), юродивый. Описанию жизни К. посвящена обширная лит-ра, он привлек внимание Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, И. А. Бунина, А. Н. Островского и др. Но единственным автором, много лет лично знавшим К. и его почитателей, был А. Ф. Киреев, использовавший в своей книге рассказы юродивого ( Киреев. 1898).

Биографические сведения, особенно о раннем периоде жизни К., крайне противоречивы, а часто и легендарны. К. род. в семье священника, в 1783 г. поступил во 2-й класс уездного уч-ща, откуда через 3 года был переведен в Смоленскую ДС. В 1803 г. окончил семинарию и был определен учителем Поречского ДУ. Со временем К. стал вести уединенный, отшельнический образ жизни, неск. лет паломничал: посетил Киево-Печерскую лавру, Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь, Нилову Столобенскую в честь Богоявления пустынь и др. обители. По возвращении домой поселился в заброшенной деревенской бане. К. почитали как старца; он терпеливо принимал посетителей, приходивших к нему и за духовным советом и утешением и из любопытства. Из-за столкновения со смоленскими чиновниками в 1813 г. К. был помещен в Смоленскую городскую больницу, куда к нему снова стали приходить верующие. Это вынудило смоленские власти просить о переводе его в Москву. В 1817 г. он был переведен в Московский покой для психически больных (впосл. московская Преображенская психиатрическая больница). Однако известность К. ширилась. По словам современника, в день приходило ок. 100 посетителей, с к-рыми юродивый говорил почти исключительно иносказаниями ( Долгоруков. 1860. С. 301-303). Не каждому из них был доступен образный язык К., из-за чего нередко возникали недоумения. Ответов К. на духовные и житейские вопросы искали Ф. И. Буслаев, Н. В. Гоголь (последний так и не решился нанести ему визит). В 1845 г., будучи еще молодым человеком, Буслаев написал ему записку: «. благословите Феодора и не оставьте его в Ваших святых молитвах. Скажите, будет ли он благополучен. Скоро ли женится». Ответ К. был, как всегда, иносказательный: «1845 рока мца декемрея ХIV дня / ко Господу молитесь / да в адских полех / совершенно изцелитесь / А женится не скороу / А животу пудет здоровоу / студент просвещения» ( Никитин. 2002. С. 90-91).

Киреев часто цитировал слова К., приводил эпизоды жизни юродивого в пересказе К., при этом отмечал у него несомненный поэтический дар слова. О том, как его переправляли из Смоленска и поместили в Преображенскую больницу, К. пишет виртуозным стилем художественной прозы XVIII в.: «Когда суждено было Ивану Яковлевичу переправляться в Москву, то ему предоставили и лошадь, но только о трех ногах, четвертая была сломана. Конечно, по причине лишения сил, несчастное животное выдерживало всеобщее осуждение, питаясь более прохладою собственных слез, нежели травкою. При таком изнуренном ее положении мы обязаны были своей благодарностью благотворному зефиру, по Божьему попущению принявшему в нас участие. Ослабевшая лошадь едва могла передвигать три ноги, а четвертую поднимал зефир, и, продолжая так путь, достигли мы Москвы, а октября 17 взошли и в больницу. Это начало скорбям. по приказу строжайшего повеления, Ивана Яковлевича опустили в подвал, находящийся в женском отделении. В сообразность с помещением дали ему и прислугу, которая, по сердоболию своему, соломы сырой пук бросила, говоря: чего же ему еще. Погоди, я сумею откормить тебя – у меня забудешь прорицать!» Также К. часто цитировал поэтов, особенно М. В. Ломоносова, себя называл «студентом хладных вод». По свидетельству Киреева, К. любил петь псалмы в переложении Ломоносова. Известен стихотворный экспромт и самого К.

С назначением в кон. 20-х гг. XIX в. в Преображенскую больницу известного доктора В. Ф. Саблера К. был переведен в светлую большую комнату. Однако, ища тесноты, он занял лишь уголок этой комнаты и никогда не ступал за черту, проведенную на полу. Большая часть комнаты оставалась в распоряжении посетителей. К. отвечал на самые разные вопросы – духовные и житейские, часто «возвращал» людей от бытовых вопросов к духовным. По молитвам К. совершались исцеления, многие раскаивались в грехах, стремились к праведной жизни. Из числа последних вышли ученики К., принявшие монашеский постриг. Когда К. предложили выйти из больницы, он ответил: «Никуда идти не хочу, а тем более в ад». Мир и его страсти К. называл «адскими полями». К. провел в Преображенской больнице 44 года и там же скончался. Незадолго до смерти он дважды приобщился Св. Таин и соборовался. Сроки кончины он предсказал за 53 года.

Между тем свт. Игнатий (Брянчанинов) в кн. «Приношение монашествующим», основываясь на рассказе своих посетителей о К., выражал сомнение в истинности духовных даров юродивого, однако впосл. в одном из писем высказался иначе, более осторожно ( Игнатий (Брянчанинов). 2000. С. 494). Уважительно отзывался о К. свт. Филарет (Дроздов). Останки К. в течение 5 дней не погребали, т. к. неск. обителей предлагали похоронить его у себя. Но свт. Филарет благословил уважить просьбу племянницы старца, вышедшей замуж за диакона ц. св. прор. Илии в Черкизове, где и был похоронен К.

Наиболее известным трудом о К. стала тенденциозная книга И. Г. Прыжова, человека, отбывавшего наказание за убийство, а впосл. спившегося (он стал прототипом одного из героев романа Достоевского «Бесы»). В его книге К., как и др. московские юродивые, предстает кликушей и проходимцем. После выхода книги Прыжова имя К. стало нарицательным в демократической прессе 60-х гг. XIX в. и в литературной среде в целом. С. С. Шашков отправил в газ. «Искру» статью о ж. «Гражданин», в которой язвительно говорит о Достоевском, что он «дебютировал в роли преемника покойного Ивана Яковлевича Корейши, анафемствуя Белинского, доказывая нравственную спасительность каторги». Известно также, что, отвечая на упрек Достоевского, критик С. С. Дудышкин назвал слова писателя афоризмом, достойным «по своей смелости войти в сборник изречений Ивана Яковлевича» (Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского. СПб., 1993. Т. 1. С. 315; 1994. Т. 2. С. 336). В лит. среде сравнение с К. приравнивалось к обвинению в сумасшествии. Очевидно, что именно книга Прыжова стала основным источником сведений о жизни К. для Достоевского (роман «Бесы») и для Лескова (рассказ «Маленькая ошибка»). Иначе воспринял личность К. историк М. П. Погодин, который после визита к нему записал в дневнике: «Ездил в Преобр[аженское] смотреть Иван[а] Яковл[евича].- Примечатель[ное] явление. Как интересны приходящие» (Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. 2012. Т. 2. С. 497). В записках доктора А. Т. Тарасенкова упоминается о загадочной поездке Гоголя к подвижнику: писатель, подъехав к воротам Преображенской больницы, долго ходил у ворот и, постояв в раздумье, сел в сани и уехал ( Тарасенков. 1902. С. 17). Посетил К. и духовник Гоголя свящ. Матфей Константиновский, рассказавший о встрече с юродивым ( Михаил (Козлов). 1996. С. 11-12).

В нач. ХХ в. Е. Н. Погожев писал о К. как о праведнике ( Поселянин. 2003. С. 664). Часто упоминался К. и в литературе ХХ в. В знаменитых «Очерках Москвы» А. С. Ушаков (псевдоним Н. Скавронский) описал похороны Ивана Яковлевича: в течение 5 дней было отслужено более 200 панихид, «Псалтирь читали монашенки, и от усердия некоторые дамы покойника беспрестанно обкладывали ватой и брали ее… цветы, которыми был убран гроб, расхватывали вмиг… Многие ночевали около церкви… Долгое время на могиле служили до двадцати панихид в день». Художественный образ К. встречается в произведениях Б. А. Пильняка, А. Б. Ровнера, в повести В. Иоффе «Акула».

Иконография

На прижизненном гравированном резцом портрете с московским цензорским разрешением Д. Наумова от 30 сент. 1859 г. (РГБ) К. представлен фронтально, по пояс, в небрежно распахнутой на груди рубахе с отложным воротничком и в халате, с нательным крестом. Широкое лицо с крупными чертами, глубокими морщинами и щетинистой бородой имеет яркую индивидуальность, глаза полуприкрыты. Изображение заключено в овал, вписанный в прямоугольник и окруженный орнаментом, имитирующим кирпичную кладку. Согласно подписи, К. запечатлен «в Преображанской больнице в Москве». К такому же иконографическому типу принадлежит литография ок. 1860 г. (помещена в кн.: Прыжов И. Г. Житие Ивана Яковлевича, известного пророка в Москве. СПб., 1860. Вкл.) и погрудная гравюра пунктиром Е. Н. Тевяшева ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1155-1156; Он же. Словарь граверов. Стб. 650. № 6). Вероятно, с одной из книжных иллюстраций (гравер А. Метцгер по рис. А. Ф. Киреева) выполнено портретное изображение на могильном кресте К. По сведениям Д. А. Ровинского, портрет юродивого «расходился, в свое время, в народе в огромном числе экземпляров» ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 459-464. № 550А; Атлас. Т. 2. № 550А).

Известие о попытке портретирования К. относится ко времени его кончины: «На другой день после смерти Ивана Яковлевича явился живописец (называют одного профессора живописи) снять с покойника портрет, но только что он хотел приняться за работу, как у покойника тотчас начали вспухать глаза, губы стали вздуваться, и все решили, что Ивану Яковлевичу, вероятно, не угодно, чтоб с него снимали портрет, и портрет так и не снимали» ( [Прыжов И. Г.] 26 московских лжепророков, лжеюродивых, дур и дураков. М., 1865. С. 30).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: