Иеросхимонах Александр Стрыгин – житие и труды, идеи и позиция, сочинения

Жизнь иеросхимонаха Александра Стрыгина

Биография Александра Стрыгина не пестрит обилием событий, вся его жизнь поделена на два этапа — жизнь в миру и монашество. О жизни этого старца не было бы известно так много, если бы келейник Александра Гефсиманского не собрал имеющиеся беседы со старцем, его воспоминания и не была бы в 1904 году издана целая книга «О жизни и подвигах Старца-затворника Гефсиманского скита, что близ Троице-Сергиевой Лавры, иеросхимонаха Александра», донесшая до наших дней наследие Гефсиманского старца.

Детство и юность

Будущий иеросхимонах Александр Стрыгин появился на свет в 1810 году небольшом городке Козельск, расположенном в Калужской губернии в казачьей семье. Следует заметить, что родители маленького Саши жили в соответствии с божьими заповедями и мечтали, чтобы их мальчик вырос и принял монашество. С малых лет Александру пришлось пойти работать, да не где-нибудь, а в питейном заведении, принадлежащем его дяде, мальчику пришлось довольно долгое время находиться в далекой от благочестия атмосфере кабака, ведь его родители не были богатыми, и семья отчаянно нуждалась в деньгах.

Достигнув зрелого возраста, Стрыгин женился и поступил на службу поверенным. Вскоре у него родился сын, но счастье молодой семьи не было долгим — по прошествии четырех лет умирает его жена, а сам Александр, спустя 2 года после ее смерти, решает принять монашество.

Монашество

Нужно уточнить, что изначально Александр Стрыгин имел намерение принять юродство, следуя тем самым старой русской традиции самоотречения, но старец Лев Наголкин уговорил его одуматься и выбрать монашество как дальнейший жизненный путь. И вот в 1838 году Александр оказался принятым в братию Оптинской пустыни, где на протяжении 3 лет занимался кухней, а затем стал пономарем.

1843 год был ознаменован для Александра переходом в Черноостровский монастырь святого Николая в городе Малоярославце, в этом месте он принял постриг и обрел новое имя Агапит. Спустя 5 лет, почувствовав трудности в общении с братией Черноостровского монастыря, Стрыгин, подав прошение о возможности перехода в харьковский архиерейский дом, покидает стены монастыря и в новом месте довольно скоро становится иеродиаконом, а после иеромонахом, совмещая это звание с должностью эконома.

Интересно! Отправившись спустя 2 года в отпуск в Гефсиманский скит, Агапит даже не смел помышлять о том, что вскоре это место станет его постоянным и даже последним пристанищем. Оказавшись в скиту вновь, по благословению митрополита Московского святейшего Филарета, Агапит на собственные средства построил келью и принял обет безмолвия.

Затворничество

В 1858 году, вдохновленный несколькими духовными старцами, Александр переселяется подальше в лес, где они все вместе возводят часовню и кельи. А спустя недолгое время московский купец Королев, решив выступить в роли благотворителя, решает выделить средства на постройку в этих отдаленных местах небольшой церкви, посвященной Святому Духу Параклиту. Также один из приделов церкви был освящен во имя святого Иоанна Крестителя.

В отсутствии уединения, Александр Гефсиманский просит у архимандрита Антония благословение на затворническую жизнь в пещере у скита, и в ноябре 1862 года, пройдя трехмесячное испытание в келье, Александр получает разрешение на затворничество. Однако, ухудшающееся состояние здоровья не позволило Агапиту долго прожить в пещерах и уже спустя 3 года по воле митрополита Филарета, Александр возвратился в скит.

В скиту, в окружении множества насельников и братии, сохранять обет безмолвия Александру было все труднее и труднее, потому он в который раз обратился к Архимандриту Антонию с прошением об уединении, и вновь его просьба была удовлетворена.

В начале августа 1871 года Александр Гефсиманский удалился в свою келью у церкви Воскресения Христова, неподалеку от кладбища и там жил до самой смерти.

Важно! Еще при жизни Александр сам сделал себе гроб, который держал в келье, как напоминание о том, что каждого из нас ждет другая жизнь, более важная. Однако, Александр Стрыгин никогда не был угрюмым или излишне закрытым, наоборот — отличался приветливостью и всегда старался быть преисполненным духовной радостью.

9 февраля (22 февраля по новому стилю) 1878 года Александр умер и был погребен на кладбище Гефсиманского скита.

Читайте также

Местоположение скита

Местоположение скита Зримой особенностью всех скитов является их местоположение. Если киновии, более раскрытые миру по своему характеру, как правило, стоят на открытых возвышенностях с плодородной почвой, в окружении озер и рек, то скиты и лавры, как и кельи отшельников,

Планировка скита

Планировка скита Принципы планировки Нило–Сорского скита, так же как и его местонахождения, повторяли древние скиты, где кельи стояли на некотором удалении друг от друга и от храма. Этот принцип скитской жизни строго соблюдался, чтобы не нарушать «безмолвие» и

Читайте также:
Житие великомученицы Ирины - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Библиотека скита

Библиотека скита Традиция изучения Божественных писаний, утвержденная в Сорском скиту старцем Нилом, никогда не прерывалась.Заповеди преподобного о скитской жизни, его главы «О мысленном делании» в Ниловой пустыни не забывали. Каждый год накануне Великого поста, в

Организация хозяйственной жизни скита

Организация хозяйственной жизни скита Хозяйственная жизнь Нило–Сорского скита была организована так, чтобы не нарушать «безмолвия» и созерцания иноков. Она имела ряд особенностей, характерных для всех монастырей скитского типа.Заботу о том, чтобы монахи скита не имели

Послание к игумену скита Цыбукан Феодосию[1]

Послание к игумену скита Цыбукан Феодосию[1] Всечестнейшему из отцов Феодосию, скита Цыбукан игумену, с возлюбленными чадами — о Господе радоваться!Благодарю Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, хранящего здоровье святыни вашей для пользы и назидания братьев

Отец Александр, Александр Владимирович, Саша. (В. Файнберг)

Отец Александр, Александр Владимирович, Саша. (В. Файнберг) Дорогой отец Александр,Александр Владимирович,Саша!Того, что случилось 9 сентября 1990 года, не вмещает моя душа. Никакие доводы рассудка, даже могила в углу церковного дворика — ничто не может заставить привыкнуть

Код Гефсиманского сада

Код Гефсиманского сада Вот и состоялся прощальный ужин с учениками. Арест Иисуса неуклонно приближался: «предатель» Иуда уже отправился к первосвященникам, чтобы выдать Иисуса властям. А Иисус и оставшиеся ученики отправились в Гефсиманский сад. Через несколько часов

Монаху из скита Сёбо (по его убедительной просьбе)

Монаху из скита Сёбо (по его убедительной просьбе) В детстве меня озадачивал такой вопрос: помимо этого физического тела, что отвечает: «Я — такой–то и такой–то», когда его спрашивают: «Кто ты?» Эта дилемма, однажды возникнув, становилась все глубже с каждым годом,

Видение скита

Видение скита Удаляясь от мира, мы должны избирать для жительства места, лишенные случаев к утешению и тщеславию, но смиренные.Св. Иоанн Лествичник.ПОСЛЕ КОНЧИНЫ архиеп. Иоанна епархию временно возглавил еп. Нектарий и сразу же взялся за дело: попросил Братство

ИЕРОСХИМОНАХ ИОАНН, ЗАТВОРНИК СВЯТОГОРСКИЙ

ИЕРОСХИМОНАХ ИОАНН, ЗАТВОРНИК СВЯТОГОРСКИЙ Иеросхимонах Иоанн, подъявший великий подвиг затворничества, происходил из небогатых мещан города Курска, назывался в мире Иван Крюков и родился 20 сентября 1795 года. С детства запало в него желание монашества, которое возбудили

ИЕРОСХИМОНАХ ФЕОФИЛ

ИЕРОСХИМОНАХ ФЕОФИЛ Иеросхимонах Феофил был сыном священника Андрея Горенковского, служившего при церкви Рождества Богородицы, в городе Махновке, Киевской губернии.Он родился в октябре 1788 г., и был одним из двух близнецов. Назвали его при крещении Фомою.Мать начала

ВЗЫСКАТЕЛЬ СПАСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ Иеросхимонах Иоанн (Малиновский) (неопубликованные страницы из Летописи Иоанно-Предтеченского Скита Оптиной Пустыни)

ВЗЫСКАТЕЛЬ СПАСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ Иеросхимонах Иоанн (Малиновский) (неопубликованные страницы из Летописи Иоанно-Предтеченского Скита Оптиной Пустыни) Сентябрь 1849 г.Воскресенье, 4. – Пополудни в 4 часа скончался в Скиту преподобнейший старец иеросхимонах Иоанн, на 86 году

Святитель Филарет (Амфитеатров) и основание скита

Святитель Филарет (Амфитеатров) и основание скита Своим духовным возвышением Оптина пустынь особенно обязана святителю Филарету, митрополиту Киевскому и Галицкому (Амфитеатрову; †21 декабря 1857 /3 января 1858). В бытность свою Калужским епископом (1819–1825), в 1821 году, в

Иеросхимонах Иеремий

Иеросхимонах Иеремий (†1949) Оптинский иеросхимонах Иеремий (в миру Степан) был послушником преподобного Амвросия. После революции, как и все оптинцы, он был изгнан из монастыря. Жил в деревне Ливенки Тульской области. Поскольку храмы были уже закрыты, исповедовал и

Иеросхимонах Макарий

Иеросхимонах Макарий (†1972) Послушник Евгений (монах Ермоген) принял монашеский постриг незадолго до закрытия Оптиной пустыни. Жил в Белёве, первое время требы совершал на дому, а поскольку это было запрещено, жил полулегально. «Спросить, Боже упаси, нельзя было: он жил

ИЕРОСХИМОНАХ АЛЕКСАНДР (СТРЫГИН), ЗАТВОРНИК ГЕФСИМАНСКОГО СКИТА

ИЕРОСХИМОНАХ АЛЕКСАНДР (СТРЫГИН), ЗАТВОРНИК ГЕФСИМАНСКОГО СКИТА

Беседы со старцем Александром, затворником Гефсиманского скита возле Троице-Сергиевой лавры, были записаны его келейником Гавриилом (будущим старцем Зосимовой пустыни преподобным Германом), который поступил в Гефсиманский скит в феврале 1868 года и прожил в послушании у отца Александра семь лет.

«Я не решился бы их напечатать, если бы не преосвященный Феофан Вышенский, — рассказывал преподобный Герман. — Когда я ещё в Гефсиманском скиту жил, я о себе возомнил много, по гордости: и наставлял, и учил кое-кого, и даже старцем прикинулся; ко мне даже приходили за советом из братии, да и миряне тоже. Так вот я и писал тогда преосвященному Феофану о своих сомнениях. И он меня наставлял. Послал я ему и свои записки о старце моём, отце Александре, и он мне на это ответил, что советует напечатать, потому что скрыть это от могущих почерпнуть в них назидания было бы «небезгрешно».

Читайте также

Местоположение скита

Местоположение скита Зримой особенностью всех скитов является их местоположение. Если киновии, более раскрытые миру по своему характеру, как правило, стоят на открытых возвышенностях с плодородной почвой, в окружении озер и рек, то скиты и лавры, как и кельи отшельников,

Читайте также:
Николай Японский: житие святого, мощи и храмы, дни памяти, почитание

Планировка скита

Планировка скита Принципы планировки Нило–Сорского скита, так же как и его местонахождения, повторяли древние скиты, где кельи стояли на некотором удалении друг от друга и от храма. Этот принцип скитской жизни строго соблюдался, чтобы не нарушать «безмолвие» и

Библиотека скита

Библиотека скита Традиция изучения Божественных писаний, утвержденная в Сорском скиту старцем Нилом, никогда не прерывалась.Заповеди преподобного о скитской жизни, его главы «О мысленном делании» в Ниловой пустыни не забывали. Каждый год накануне Великого поста, в

Организация хозяйственной жизни скита

Организация хозяйственной жизни скита Хозяйственная жизнь Нило–Сорского скита была организована так, чтобы не нарушать «безмолвия» и созерцания иноков. Она имела ряд особенностей, характерных для всех монастырей скитского типа.Заботу о том, чтобы монахи скита не имели

Послание к игумену скита Цыбукан Феодосию[1]

Послание к игумену скита Цыбукан Феодосию[1] Всечестнейшему из отцов Феодосию, скита Цыбукан игумену, с возлюбленными чадами — о Господе радоваться!Благодарю Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, хранящего здоровье святыни вашей для пользы и назидания братьев

Отец Александр, Александр Владимирович, Саша. (В. Файнберг)

Отец Александр, Александр Владимирович, Саша. (В. Файнберг) Дорогой отец Александр,Александр Владимирович,Саша!Того, что случилось 9 сентября 1990 года, не вмещает моя душа. Никакие доводы рассудка, даже могила в углу церковного дворика — ничто не может заставить привыкнуть

Код Гефсиманского сада

Код Гефсиманского сада Вот и состоялся прощальный ужин с учениками. Арест Иисуса неуклонно приближался: «предатель» Иуда уже отправился к первосвященникам, чтобы выдать Иисуса властям. А Иисус и оставшиеся ученики отправились в Гефсиманский сад. Через несколько часов

Монаху из скита Сёбо (по его убедительной просьбе)

Монаху из скита Сёбо (по его убедительной просьбе) В детстве меня озадачивал такой вопрос: помимо этого физического тела, что отвечает: «Я — такой–то и такой–то», когда его спрашивают: «Кто ты?» Эта дилемма, однажды возникнув, становилась все глубже с каждым годом,

Видение скита

Видение скита Удаляясь от мира, мы должны избирать для жительства места, лишенные случаев к утешению и тщеславию, но смиренные.Св. Иоанн Лествичник.ПОСЛЕ КОНЧИНЫ архиеп. Иоанна епархию временно возглавил еп. Нектарий и сразу же взялся за дело: попросил Братство

ИЕРОСХИМОНАХ ИОАНН, ЗАТВОРНИК СВЯТОГОРСКИЙ

ИЕРОСХИМОНАХ ИОАНН, ЗАТВОРНИК СВЯТОГОРСКИЙ Иеросхимонах Иоанн, подъявший великий подвиг затворничества, происходил из небогатых мещан города Курска, назывался в мире Иван Крюков и родился 20 сентября 1795 года. С детства запало в него желание монашества, которое возбудили

ИЕРОСХИМОНАХ ФЕОФИЛ

ИЕРОСХИМОНАХ ФЕОФИЛ Иеросхимонах Феофил был сыном священника Андрея Горенковского, служившего при церкви Рождества Богородицы, в городе Махновке, Киевской губернии.Он родился в октябре 1788 г., и был одним из двух близнецов. Назвали его при крещении Фомою.Мать начала

ВЗЫСКАТЕЛЬ СПАСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ Иеросхимонах Иоанн (Малиновский) (неопубликованные страницы из Летописи Иоанно-Предтеченского Скита Оптиной Пустыни)

ВЗЫСКАТЕЛЬ СПАСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ Иеросхимонах Иоанн (Малиновский) (неопубликованные страницы из Летописи Иоанно-Предтеченского Скита Оптиной Пустыни) Сентябрь 1849 г.Воскресенье, 4. – Пополудни в 4 часа скончался в Скиту преподобнейший старец иеросхимонах Иоанн, на 86 году

Святитель Филарет (Амфитеатров) и основание скита

Святитель Филарет (Амфитеатров) и основание скита Своим духовным возвышением Оптина пустынь особенно обязана святителю Филарету, митрополиту Киевскому и Галицкому (Амфитеатрову; †21 декабря 1857 /3 января 1858). В бытность свою Калужским епископом (1819–1825), в 1821 году, в

Иеросхимонах Иеремий

Иеросхимонах Иеремий (†1949) Оптинский иеросхимонах Иеремий (в миру Степан) был послушником преподобного Амвросия. После революции, как и все оптинцы, он был изгнан из монастыря. Жил в деревне Ливенки Тульской области. Поскольку храмы были уже закрыты, исповедовал и

Иеросхимонах Макарий

Иеросхимонах Макарий (†1972) Послушник Евгений (монах Ермоген) принял монашеский постриг незадолго до закрытия Оптиной пустыни. Жил в Белёве, первое время требы совершал на дому, а поскольку это было запрещено, жил полулегально. “Спросить, Боже упаси, нельзя было: он жил

Житие как жанр древнерусской литературы

Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литературы французская, английская, немецкая. Ее начало восходит ко второй половине X века. Из этого великого тысячелетия более 700 лет принадлежит периоду, который принято называть «древней русской литературой».

Древнерусская литература вплоть до XVII века не знает или почти не знает условных персонажей. Имена действующих лиц – исторические: Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский…

Читайте также:
Феодор Тирон - житие и биография, почитание и чудо, дни памяти, труды

Ни одно из произведений Древней Руси – переводное или оригинальное – не стоит обособленно. Все они дополняют друг друга в создаваемой ими картине мира. Каждый рассказ – законченное целое, и вместе с тем он связан с другими. Это только одна из глав истории мира.

Одной из таких картин служит Житие, призванное стать биографией духовных и светских лиц, канонизированных христианской Церковью. В основе Жития лежала биография героя, чаще всего исторического лица, известного самому автору лично или по рассказам его современников. Целью Жития было прославить героя, сделать его образцом для последователей и почитателей. «Житие не биография, а назидательный панегирик в рамках биографии, как и образ святого в Житии не портрет, а икона». Живые лица и поучительные типы, биографическая рамка и назидательный панегирик в ней, портрет и икона – это необычное сочетание отражает самое существо житийного художественного способа изображения. Необходимо подчеркнуть важность житийного жанра, поскольку именно в нем на протяжении всего Средневековья рассказывалось о человеке. Герой Жития, независимо от его богатства или бедности, от социального положения и учености, воспринимался любым читателем как себе подобный. Читатель мог видеть себя в этом герое, мог ему завидовать, брать с него пример, вдохновляться его подвигами. Судьба человека и более того – попытки заглянуть в его внутренний мир, поэтизация духовного подвига не могли не привлекать к этому виду литературы сердца и умы. Это было единственное в Средние века повествование о человеческой судьбе.

Если же рассмотреть структуру Жития, то мы заметим целое литературное сооружение, некоторыми деталями напоминающее архитектурную постройку. Оно начинается обыкновенно пространным, торжественным предисловием, выражающим недостоинство автора, его многогрешность, призывание помощи Божией и святых, взгляд на значение святого в деле спасения.

Вводной части также свойственны многочисленные цитаты и параллели из священных книг. Потом повествуется деятельность святого, предназначенного с младенческих лет, иногда еще до рождения, стать богоизбранным сосудом высоких дарований; эта деятельность сопровождается чудесами при жизни, запечатлевается чудесами и по смерти святого. Житие заканчивается похвальным словом святому, выражающим обыкновенно благодарение Господу Богу за ниспослание миру нового светильника, осветившего житейский путь грешным людям. Все эти части соединяются в нечто торжественное, богослужебное: Житие и предназначалось для прочтения в церкви на всенощном бдении накануне дня памяти святого.

Житие обращено, собственно, не к слушателю или читателю, а к молящемуся. Оно более чем поучает: поучая, оно настраивает, стремится превратить душеполезный момент в молитвенную наклонность. Оно описывает индивидуальную личность, личную жизнь, но эта случайность ценится не сама по себе, не как одно из многообразных проявлений человеческой природы, а лишь как воплощение вечного идеала.

Каноническая схема Жития служила, таким образом, наилучшим планом для изображения идеального героя и идеализированного мира, в котором он совершал свои праведные дела. Но с самых первых шагов в развитии житийного жанра канон нарушался под влиянием жизненных фактов. Нарушения эти обыкновенно почти не касались главного героя, но тем более осязательно затрагивали других действующих лиц. И чем талантливее был агиограф, тем значительнее было отступление его произведения от церковного шаблона.

Страница из великих Четьи Минеи

В Древнюю Русь с начала письменности переходят через посредство южных славян и переводятся непосредственно с греческого языка сборники Житий («минеи», «пролог», «патерики»), а также начинают составляться оригинальные Жития первых русских святых – Бориса и Глеба, Феодосия Печерского (XI век) и др. Русские авторы Житий несут в себе идеи независимости политической и церковной жизни молодого Киевского государства; порой они во многом отходят от канонов греческой агиографии.

Иногда в основу Житий кладутся лишь отдельные драматические эпизоды из жизни святых (история убийства Бориса и Глеба), вводятся внутренние монологи и эмоциональные диалоги, в ряде случаев меняется тип биографии: то это простой рассказ, богатый историческими и бытовыми наблюдениями (житие Леонтия Ростовского, XII век), то военно-патриотическая повесть (Житие Александра Невского, Довмонта Псковского, XII–XIV века), то поэтическая сказка (житие Петра и Февронии, XV–XVI века).

Второе южнославянское влияние (конец XIV – начало XV века) содействует развитию в русской агиографии витийственно-риторического стиля – «плетения словес», в результате чего возрастает эмоциональность и психологизм повествования. Появляется группа видных агиографов: митрополит Киприан, который перерабатывает Житие митрополита Петра, Епифаний Премудрый (Жития Сергия Радонежского, Стефана Пермского), серб Пахомий Логофет (Житие Кирилла Белозерского и др.). В эпоху укрепления централизованного русского государства (XVI век) агиография становится на службу идеологическим задачам правительства. Осуществляя политику Ивана Грозного в области духовной жизни, митрополит Макарий сильно расширяет сонм русских святых и руководит составлением их Житий, которые объединяются в Великих Четьих Минеях (12 огромных томов), включающих почти все обращавшееся на Руси наследие переводной и оригинальной агиографии, заново переработанное и риторически украшенное. В XVII веке составляются собрания Четьих Миней Германа Тулупова (1627–1632), Иоанна Милютина (1646–1654) и Димитрия Ростовского (изд. 1689–1705). В XV–XVII веках создается особенно большое число новых Житий, посвященных монахам Русского Севера и отразивших колонизационную роль монастырей, их борьбу за землю с крестьянством. В агиографический стиль все более вносятся черты реальной жизни, Жития постепенно сближаются с бытовой повестью (Житие Юлиании Лазаревской). Во второй половине XVII – начале XVIII века создаются новые Жития, посвященные представителям религиозного движения – раскола. Героями их становятся противники государственной Церкви, проклятые ею и гонимые царской властью (Жития Ивана Неронова, Морозовой, Кирилла Выгорецкого и др.). Это направление агиографии тяготеет к изображению народного быта и отличается «просторечием». Жанр биографии святого перерастает в жанр поучительно-полемической автобиографии «апостолов» раскола (Жития Аввакума, Епифания).

Читайте также:
Святые Кирилл и Мефодий – житие и биография братьев, деятельность и учения, дни памяти

По объему излагаемого биографического материала, как правило, выделяют два вида жития: биографическое (биос) и мученическое (мартириос). Биос дает описание жизни христианского подвижника от рождения до смерти, мартириос рассказывает только о мученической смерти святого. Последняя форма – более древняя, связана с гонениями на первых христиан. В основе этого типа Житий лежат «протоколы» допросов христиан, поэтому они как бы документированы. Полная биография не берется, рассказывается только о мучениях святого.

Другая группа Житий повествовала о христианах, добровольно подвергавших себя разного рода испытаниям: богатые юноши тайно покидали дом и вели полуголодную жизнь нищих, подвергаясь унижениям и насмешкам; подвижники, оставив города, уходили в пустыни и жили там в полном одиночестве (отшельники). Особым видом христианского подвижничества было столпничество, при котором святой обитал долгие годы на вершине каменной башни – столпа, а в монастырях подвижники могли затворяться в келье, которую не покидали ни на час вплоть до смерти.

Среди византийских Житий наибольшее распространение получили переводы житий Алексия, человека Божьего, Андрея Юродивого, Варвары, Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Екатерины, Иоанна Златоуста, Николая Мирликийского, Параскевы Пятницы и др.

Жития русских святых создавались на протяжении всех веков существования древнерусской литературы – с XI по XVII век. Жития эти также могут быть систематизированы по типу героев: княжеские, Жития церковных иерархов, строителей монастырей, подвижников во славу церкви и мучеников за веру, жития юродивых. Помимо этого, Жития могут быть сгруппированы по географическому принципу – по месту жизни и подвигов святого и месту возникновения Жития (киевские, новгородские и северорусские, псковские, ростовские, московские и др.).

Об авторстве тех или иных житий в ряде случаев мы узнаем из текста самих произведений, на основе косвенных данных. Нестор Летописец (XI–XII), Епифаний Премудрый (XIV–XV), Пахомий Логофет (XV) – вот наиболее известные из авторов русских житий.

Группируя жития по характеру героев, отметим:
– Жития подвижников во славу Церкви и создателей монастырей (Александр Свирский, Варлаам Хутынский, Авраамий Ростовский, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и др.);

– Жития иерархов Русской Церкви – митрополитов (Алексия, Ионы, Киприана, Петра, Филиппа);

– Жития юродивых (Василия Блаженного, Иоанна Устюжского, Михаила Клопского и др.).

Из княжеских Житий наиболее известны Жития Александра Невского, Бориса и Глеба, князя Владимира, Дмитрия Донского и др.

Женских Житий в русской агиографии мало: Анны Кашинской, Евфросинии Полоцкой, Евфросинии Суздальской, Иулиании Вяземской, Иулиании Осорьиной, княгини Ольги.
Не обошло стороной и влияние на житийную литературу легендарно-сказочных мотивов. Местные предания иногда столь сильно влияют на авторов, что к Житиям созданные ими произведения могут относиться только потому, что герои их признаны Церковью святыми и в заглавии их может фигурировать термин «Житие», тогда как по литературному характеру это ярко выраженные сюжетно-повествовательные произведения. Это «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма, «Повесть о Петре, царевиче Ордынском», «Повесть о Меркурии Смоленском». В XVII веке на Русском Севере возникают Жития, полностью основанные на местных легендах о чудесах, происходящих от останков людей, жизненный путь которых с подвигами во славу Церкви не связан, но необычен – они страдальцы в жизни. Артемий Веркольский – мальчик, погибший от грозы во время работы в поле, Иоанн и Логгин Яренские – то ли поморы, то ли монахи, погибшие в море и найденные жителями Яренги на льду, Варлаам Керетский – священник села Кереть, убивший жену, наложивший сам на себя за это тяжкие испытания и прощенный Богом.

Только древнерусское Житие дает нам возможность наблюдать личную жизнь в Древней Руси, хотя и возведенную к идеалу, переработанную в тип, с которого корректный агиограф старался стряхнуть все мелочные конкретные случайности личного существования. Нередко это и своеобразная местная летопись глухого уголка, не оставившего по себе следа ни в общей летописи, ни даже в какой-либо грамоте. Такие записи чудес иногда велись по поручению игумена и братии особыми на то назначенными лицами, с опросом исцеленных и свидетельскими показаниями, с прописанием обстоятельств дела, являясь скорее деловыми документами, книгами форменных протоколов, чем литературными произведениями. Несмотря на это, в них иногда ярко отражается быт местного мирка, притекавшего к могиле или ко гробу святого со своими нуждами и болезнями, семейными непорядками и общественными неурядицами.

Читайте также:
Евдокия Московская: житие святой, дни памяти, мощи и почитание

Жития, в свою очередь, формировали взгляды древнерусских читателей на идеал святости, на возможность спасения, воспитывали филологическую культуру (в лучших своих образцах), создавали идеальные формы выражения подвига святого.

Иеросхимонах Александр Стрыгин – житие и труды, идеи и позиция, сочинения

  • Главная
  • Что почитать
  • Лента
  • Жанры
  • Авторы
  • Рецензии
  • Цитаты
  • Подборки
  • Лайфхаки
  • Группы
  • Новинки
  • Издательства
  • Персонажи
  • Читатели
  • Истории
  • Мероприятия
  • Раздачи
  • Книгообмен
  • Игры
  • Премии
  • Тесты
  • Книжный вызов 2021
  • О писателе
  • Книги 7
  • Подборки 4

Александр Стрыгин — лучшие книги

  • Все
  • Бумажные издания
  • Электронные издания
  • Аудиокниги
  • Произведения
  • По популярности
  • По дате
  • По серии
  • По циклам
  • По алфавиту
  • Произведения

Год издания: 1972
Издательство: Советский писатель. Москва
Язык: Русский

Годы гражданской войны. В стране разруха и голод. Хлеб есть лишь в отдельных губерниях, в том числе в Тамбовской. В этом глухом, но хлебном краю свила себе гнездо эсеровская контрреволюция, известная под названием «антоновщины». На борьбу за хлеб партия мобилизует лучших своих сынов — деревенских коммунистов, рабочих-питерцев. Среди них — видные деятели партии Антонов-Овсеенко и Подбельский. Автор вводит нас в самую гущу событий. На убедительном историческом материале А.Стрыгин показывает всю беспочвенность и обреченность авантюры Антонова. Мятеж заканчивается гибелью его главарей. Обманутые Антоновым крестьяне сами теперь помогают…

Год издания: 1967
Издательство: Гослитиздат
Язык: Русский

Годы гражданской войны. В стране разруха и голод. Хлеб есть лишь в отдельных губерниях, в том числе в Тамбовской. В этом глухом, но хлебном краю свила себе гнездо эсеровская контрреволюция, известная под названием «антоновщины». На борьбу за хлеб партия мобилизует лучших своих сынов — деревенских коммунистов, рабочих-питерцев. Среди них — видные деятели партии Антонов-Овсеенко и Подбельский. Автор вводит нас в самую гущу событий. На убедительном историческом материале А.Стрыгин показывает всю беспочвенность и обреченность авантюры Антонова. Мятеж заканчивается гибелью его главарей. Обманутые Антоновым крестьяне сами теперь помогают…

Год издания: 1979
Издательство: Современник
Язык: Русский

Роман А.Стрыгина «Терны» посвящен труженикам земли, богатой человеческими колоритными характерами. Роман описывает события, происходящие в колхозном селе в 50—60 годы. Переустройство села, формирование нового человека — тема романа «Терны» и повести «Марина», вошедших в книгу.

Год издания: 1976
Издательство: Краснодарское книжное издательство
Язык: Русский

Книга Александра Стрыгина “Бриньковские были” входит в серию документально-художественных очерков о людях Кубани. В станице Бриньковской живут веселые любители сочных народных легенд, но станичные были куда более интересны и колоритны. Об этих былях, о судьбах людей – творцов колхозных достижений рассказывается в этой книге.

Благоверный князь Довмонт Псковский

Краткое житие святого благоверного князя Довмонта, во святом Крещении Тимофея.

празднование совершается 20 мая/2 июня

С вятой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский, князь Нальшинайский (Нальшанский), был родом из Литвы, сначала ревностно исповедовал язычество. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков. Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, «дохнула на него благодать Божия», когда со всей своей свитой он принял святое Крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. В течение 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вече. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через брак с дочерью великого князя Димитрия, внучкой святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября и 30 августа), он породнился с русским великокняжеским родом. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений.

В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.

Святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная святым князем рядом с Кромом в конце XIII века, была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. У святого защитника «Дома Святой Троицы» был еще один благочестивый обычай: в благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Ставили там храмы по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта храмами. (Первый храм в честь святого Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574 году.)

Свою последнюю победу доблестный князь-воин одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско. Ливонские рыцари неожиданно напали на посад у Пскова, захватили пригородные Снетогорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками. Они убили основателя Снетогорского монастыря преподобного Иоасафа с 17 иноками и преподобного Василия, игумена Мирожского (память 4 марта). Святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и изгнал святотатцев за пределы Русской земли.

Через несколько месяцев святой благоверный князь Довмонт-Тимофей скончался и был погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что «бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее». Псковичи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно, когда городу угрожала опасность, как вел их в бой со словами: «Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу!»

Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника перед Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и различных бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: «Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь». Псковичи исполнили его указание, и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба. Рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время меч хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике), который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол.

Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей и его супруга, в схиме преподобная Марфа (+1300; память 8 ноября) удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери (празднование 24 сентября): «Благоизволися пречистому образу чудотворныя иконы Твоея, Богородице, написатися зрака подобию нашего в бранех твердаго заступника князя Доманта со благочестивою супружницею». При явлении Божией Матери старцу Дорофею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года святой благоверный князь Довмонт-Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова.

Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея находятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы.

Святые князья Псковские Всеволод и Довмонт не раз помогали русским воинам в защите западных пределов Отечества. Но настал час и с той же священной непреклонностью посланные Взбранной Воеводой небесного воинства, встали они на защиту наших восточных рубежей.

В 1640 г. великое народное движение на Восток—«встречь солнца» — завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери (празднуется 9 марта) и героической албазинской обороной (1685— 1686).

Летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу на Зее, объезжали окрестные селения, приводили в русское подданство тунгусское население, основывали зимовья и остроги. Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. Это были святой Всеволод и святой Довмонт. Вступив в разговор с казаками и узнав, что они из Албазина, святые князья-воины предрекли последовавшее вскоре вторжение китайских войск на Амур, трудную оборону и конечное торжество русского оружия. «И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут».

Несколько раз в 1684—1686 гг. китайские полчища подступали к Албазину, но града не взяли. Чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских вражеский натиск в бессилии разбился о православную твердыню.

«Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта» была записана Гаврилой Фроловым в Якутске 23 октября 1689 г. Обетования святых друзей Божиих не имеют срока давности. Приходят новые поколения, меняется лицо земли, но неизменно в священный дозор у границ Отечества встают российские воины-защитники — святые Всеволод и Довмонт.

Князь Довмонт Псковский

В истории русского православия записано немало святых, защищавших христианскую веру и Отечество с оружием в руках.

Князь Довмонт Псковский — преемник Александра Невского, яркий представитель воинства, вставшего на защиту православной веры в 13 веке против немецких крестоносцев и прославившийся храмостроением и укреплением Православия на Псковщине.

20 мая — день почитания в Русской православной церкви святого Довмонта — Тимофея, князя Псковского.

Происхождение и краткие сведения о жизни в Литве

История хранит некие отрывки из жизни великого воина Руси Довмонта. Известно, что в семье литовского правителя Миндовга появился сын в 1227 году.

Политический заговор 1263 года закончился смертью Миндовга от рук вероломного Герделя, после чего потомок Миндовга вынужден был бежать в 1265 году.

На протяжении 33 лет он правил псковским княжеством, избегая междоусобных войн и стоя на защите русских земель. Будучи в почтенном возрасте для укрепления своего положения в 1282 году князь женится, взяв в жены внучку Александра Невского, княжну Марию.

Разница в возрасте не стала препятствием для брачного союза. От этого брака родился будущий военачальник Давид, полководец Литовского княжества, который каждый раз по призыву псковичей помогал им оттеснить осаду немцев.

Принятие православия

Потеряв правление в Нальщанской области, Довмонт берет верных воинов, семью и скрывается на Руси. Приятно пораженные добрым приемом псковичей литовцы решают принять православие. Вместе с новым именем Тимофей литовец Домонт принимает и новое отечество, которое находится в постоянной опасности от тевтонских рыцарей.

После смерти Александра Невского городом управлял наместник Святослав, не признанный новгородскими вечниками. Княжество нуждалось в защитнике, способном дать отпор Золотой Орде, Литве и при этом быть независимым от великого правителя. Таким защитником стал князь Довмонт.

Походы на земли Литвы помимо государственного интереса носили и личный характер, Довмонт мстил за смерть отца. Псковичи добровольно вступали в отряды нового правителя, видя в его борьбе защиту истинной веры. С призывами защитить Святую Троицу и православные земли они смело шли в бой, возвращаясь с победой.

Взятие Полоцка

Вместе с Давидом Якуновичем Довмонт отправился к Полоцку, чтобы отомстить Гердени. Не обладая большим количеством воинов, мудрый военачальник провел дружину дремучими лесами, пленил семью Гердени и, захватив добычу, исчез из Полоцка.

Гердень упустил время, собирая союзников. Псковский правитель сумел отправить обозы в город. Оставшись с конницей, он поставил стражу и нанес внезапный удар по появившимся литовцам. В первой битве погиб только один пскович. Литовцы понесли значительные потери и поняли, что лучше заключить временный, но мир.

Междоусобные войны

Попытки великого князя Ярослава Ярославовича свергнуть с псковского престола чужеземца остались безуспешными, его не поддержали соседи, ибо правитель Пскова завоевал их доверие и уважение.

Ярослав Тверской не мог смириться с союзом двух князей, Довмонта и Димитрия, понимая, что теперь он теряет все нити влияния на Великий Новгород, который всегда противился великокняжескому вмешательству.

Не имея возможности избавиться от Димитрия в Новгороде, Ярослав пытается поставить правителем Пскова литовца Айгуста, но псковичи выбрали на правление Довмонта, оставшегося верным тестю Димитрию Александровичу.

Без коварства и двусмысленной хитрости на протяжении 33 лет умелый политик и дипломат сумел обеспечить независимость Пскова от попечительства Новгорода.

Довмонтов город

Понимая, что Ливонский мир не вечен, святой Тимофей-Довмонт начинает строительство огромной крепости. Каменное сооружение предусматривало не только потайной ход в княжьи палаты, но и возведение трех каменных соборов в честь святого Тимофея Газского и великомучеников Георгия и Стратилата.

Согласно псковским летописям Довмонт завоевал у жителей особую любовь и уважение за особые его качества:

  • храбрость;
  • добронравие;
  • боголюбие;
  • приветливость;
  • кротость;
  • смирение;
  • щедрость.

В Житии святых сказано, что псковский правитель церкви создавал, нищим и странникам помогал, был окормителем монахов, сирот и вдовиц.

Благочестие, чистота и православная вера сопровождали святого до последних дней жизни. Благоверный защитник стал основателем благочестивого обычая. После каждой победы в «Доме Святой Троицы», в Кремле возводилась церковь в честь того святого, день поминовения которого отмечался в день победы. Поэтому Довмонтов город буквально укрыт церквями.

Раковорская битва 1268 года и ее последствия

Битву под Раковором в 1268 году можно смело отнести к числу крупнейших сражений 13 столетия.

Западные соседи нагло попирали русские земли, досаждая не только Пскову, но и Новгороду, добегая до самой Москвы. Финский залив стал опасен для прохождения торговых русских кораблей. Новгородское вече призвало русичей дать отпор соседям.

Новгород стал центром подготовки к походу, в котором приняли участие:

  • Дмитрий Александрович и переяславцы;
  • Святослав и тверские войска;
  • Юрий Александрович и новгородцы;
  • Тимофей-Довмонт и псковичи;
  • Михаил Ярославич и тверичи и другие.

Решающая битва состоялась 23 января, перед русскими полками встали немецкие войска, их количество историки сравнивали с непроходимым лесом. Именно Довмонт Псковский предложил идею контрудара, который стал переломным в этой битве, обратив крестоносцев в бегство.

Кровопролитие оставило множество трупов, которые препятствовали дальнейшей погоне русичей. Все войска во главе с князьями, дойдя до Раковора, собрали погибших и вернулись в свои города, только псковичи с предводителем дошли до побережья Балтики и вернулись домой с множеством трофеев.

В течение последующих 1269 −1272 годов крестоносцы регулярно разоряли земли Пскова, магистр Ливонии Отто фон Лютенберг предпринял попытку осады Пскова в течение 10 дней. В этот период Довмонт-Тимофей Псковский явил псковичам пример веры и упования на Бога. Он пришел в храм, положил перед алтарем меч, и со слезами стал просить Бога помочь выстоять против католичества и латинства.

Малое псковское войско, благословленное священничеством во главе с игуменом Исидором, не дождавшись новгородцев, пошли в бой против немцев. Победа русичей ознаменовалась Ливонским договором, даровавшим мир русским землям на 30 лет.

Битва 1299 года и славная кончина

Поправ мирный договор, немцы в 1299 году внезапно напали на псковские земли. Крестоносцы основной свой удар направили на святыни православия, после сожжения Снетогорского монастыря и убийства игумена Исидора с братией, они направились к Пскову.

Под покровом ночи, перебив жителей города и спалив их дома, немцы раскинули шатры у Петропавловского храма. Разъяренный князь Псковский, взяв малую дружину, молниеносным ударом начал кровопролитную битву, часть немцев перебил, других отбросил к реке, где множество их потонуло.

После разрушительного нашествия крестоносцев Псковщину накрыла эпидемия. Болезнь не пощадила и находящегося в преклонном возрасте князя Довмонта-Тимофея Псковского.

20 мая 1299 года благоверный правитель скончался. Великая скорбь окутала Псков, на похороны съехалось множество народа, среди которого были монахи и игумены, знатные жители и простые крестьяне, все они искренне оплакивали любимого князя.

Важно! Лучшим венком того времени на могилу псковского правителя стало постановление ливонского магистра о запрете нападений на псковские и новгородские земли.

Благословения Пскова после смерти

Благоверный князь Псковский не раз являлся воинам накануне сражений, давая наставления и благословения.

  • С молитвами святому Довмонту-Тимофею псковичи одержали победы в сражениях 1341-1343 годов.
  • В сказании 1480 года описывается, как во время осады города многотысячным войском ливонского магистра одному псковичу во сне явился святой и приказал обойти город трижды, держа в руках кресты и одеяние с княжеского гроба.

Жители города выполнили повеление любимого правителя. Магистр попытался сжечь город, но огонь не разгорался. Увидев в этом поддержку Небес, псковичи бросились на врага и оттеснили его к воде, освободив крепость от осады. После этого во всех церквях прошли богослужения в честь святого Довмонта, князя Псковского.

Мечом благоверного правителя, висевшим рядом с его гробом, благословляли князей на правление. Реликвия сохранена и поныне, историко-художественный музей Пскова — хранитель меча.

Почитание

Не прошло и ста лет, как Православная Церковь причислила князя к лику святых. В 1374 году был освящен первый храм в его честь. 1530 год ознаменовался чудесным исцелением слепой женщины, в 1574 году была возведена вторая церковь.

В начале 17 века нашествие шведов стало причиной ежедневного моления у раки благоверного правителя, благодаря этому город выстоял, выдержал штурмы шведов.

К середине 17 столетия началось освоение амурских земель, где русский люд столкнулся с язычниками. В крепости Албазин находилась церковь с чудотворной иконой Богородицы, которая встала на защиту православных верующих.

Интересно! Из рассказа казака Гаврилы Фролова стало известно о встрече его отряда в 1679 году во время дозора на реке Зее с двумя всадниками, одетыми в броню. Казаки сразу узнали в воинах святых Всеволода и Довмонта, которые предсказали великое сражение с китайцами и победу русских.

Несмотря на многочисленность китайцев Албазин, хранимый святыми воинами-князьями и Божьей Матерью, не пал. В петровские времена настал период забвения, когда не только иконы святого Довмонта и его жены Марии удалили из храмов, но и сами церкви и обители были разрушены. Святые княжеские останки похоронили под Троицким храмом.

Шло время, общество забыло о великом воине, только благодаря покровительству Святой Церкви были прославлены мощи причисленного к святым князя и имя небесного ходатая, несущего дозор у границ Родины. К 1000-летию России в Новгороде был открыт памятник, на котором запечатлен великий воин.

ДОВМОНТ ПСКОВСКИЙ

Св. блгв. Довмонт Псковский

Довмонт (Домант) Псковский, в крещении Тимофей (+ 1299), князь, святой благоверный.

Происходил из рода князей литовских и владел в Литве Нальщанским уделом, исповедовал язычество.

Позднейшие летописцы ошибочно считают его младшим сыном вел. князя литовского Миндовга. Он был женат на сестре жены Миндовга, отнятой потом у него последним. После убиения Миндовга, к которому, вероятно, был причастен и Довмонт, он был вынужден в 1265 г. бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков, где принял крещение с именем Тимофей.

Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем.

В 1266 году Довмонт разбил литовцев на берегу Двины и опустошил область кн. Герденя, забрав в плен его жену и сыновей.

Вел. кн. Ярослав, недовольный самовольным избранием Довмонта, готовился изгнать его из Пскова, но вследствие отказа новгородцев помочь ему должен был распустить свои войска. Новгородцы в следующем году даже ходили вместе с псковитянами в Литву, под предводительством Довмонта, со славой окончившего и этот поход.

В 1268 г. Довмонт был призван новгородцами на помощь против ливонских рыцарей и, вместе с кн. Димитрием Александровичем и дружинами вел. кн. Ярослава, сражался при Везенберге.

В 1269 г. великий магистр ордена, набрав значительные силы, осадил Псков. Довмонт храбро отстоял город; на помощь подоспели новгородцы, и вел. магистр, раненый самим Довмонт, должен был заключить мир. В 1270 г. Ярослав, не любивший Довмонт, посадил на его место в Пскове какого-то Айгуста, но псковитяне снова возвели в князья Довмонта.

В 1282 г. Довмонт, женившийся между тем на Марии, дочери вел. кн. Димитрия Александровича, помогал своему тестю, прогнанному с великокняжеского престола младшим братом Андреем; с горстью воинов вторгся Довмонт в Ладогу, вывез оттуда казну Димитрия и вернулся к нему в Копорье, но, осажденный новгородцами, должен был оставить крепость. После этого летописи целых 17 лет не упоминают о Довмонте.

Свою последнюю победу доблестный князь-воин одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое ливонское войско. Днём ранее рыцари неожиданно напали на посад у Пскова, захватили пригородные Снетогорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками, укрывавшимися там женами и детьми. Они убили основателя Снетогорского монастыря преподобного Иоасафа с 17 иноками и преподобного Василия, игумена Мирожского. Святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и изгнал святотатцев за пределы Русской земли.

Через несколько месяцев святой благоверный князь Довмонт-Тимофей скончался и был погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что “бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее”. Псковичи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно, когда городу угрожала опасность, как вел их в бой со словами: “Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу!”

Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы. Рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время меч хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике), который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол.

Оценки деятельности

В течение 33 лет Довмонт управлял Псковом и был единственным князем за всю историю города, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.

Святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная святым князем рядом с Кромом в конце XIII века, была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. У святого защитника “Дома Святой Троицы” был еще один благочестивый обычай: в благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Ставили там храмы по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта храмами. (Первый храм в честь святого Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574 году.)

Небесный защитник Земли Псковской

Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника пред Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: “Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь”. Псковичи исполнили его указание и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба.

Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей и его супруга, в схиме преподобная Марфа (+ 1300) удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери: “Благоизволися пречистому образу чудотворныя иконы Твоея, Богородице, написатися зрака подобию нашего в бранех твердаго заступника князя Доманта со благочестивою супружницею” [1]. При явлении Божией Матери старцу Доротею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года святой благоверный князь Довмонт-Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова.

Защита Албазина

В 1640 г. великое народное движение на Восток – “встречь солнца” – завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери и героической “албазинской обороной” (1685-1686).

. Летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу на Зее, объезжали окрестные селения, приводили в русское подданство тунгусское население, основывали зимовья и остроги. Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. Это были святой Всеволод и святой Довмонт. Вступив в разговор с казаками и узнав, что они из Албазина, святые князья-воины предрекли последовавшее вскоре вторжение китайских войск на Амур, трудную оборону и конечное торжество русского оружия. “И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут”.

Несколько раз в 1684-1686 гг. китайские полчища подступали к Албазину, но града не взяли. Чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских вражеский натиск бессильно разбился о дальневосточную православную твердыню. “Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта” была записана Гаврилой Фроловым в Якутске 23 октября 1689 г.

Тропарь блгв. кн. Довмонту во св. Крещении Тимофею, Псковскому

Иже отчее нечестие возненавидев, / преблаженне княже Довмонте, / и нощи страстныя избег, еже к идолом тщание, / прииде мыслию к Солнцу славы — Христу, / озарився благодатию Божественнаго Крещения, / и ныне во свете Пресвятыя Троицы предстоя, / моли Христа Бога сохранити и спасти православныя люди / и град твой от безбожных агарян, / и латин нашествия, и междоусобныя бра­ни/ и спастися душам нашим.

Использованные материалы

  • “Святой благоверный князь Довмонт Псковский”, страница календаря на сайте Издательства Московской Патриархии:
    • https://calendar.rop.ru/?svt=may20-dovmont
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

[1] Седален службы святому благоверному князю Довмонту-Тимофею

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: