Игумен Даниил – житие и хождение, история и факты о паломничестве, дни памяти и почитание

Игумен Даниил

Сегодня во многом утрачены истинные традиции православия, но современные люди могут судить о них по документам из прошлого. Например, было принято совершать паломничества в Святую Землю. Игумен Даниил оставил подробное описание своего путешествия, совершенного много столетий назад.

Игумен Даниил: русский путешественник-молитвенник и его хождение

Одна из великих, но во многом утраченных православных традиций — паломничество в святые места, к мировым святыням. Благодаря удобным перелетам и автомобилям сегодня паломничество часто превращается в туристическую, развлекательную поездку. Но долгие века все было иначе — также и сегодня каждый может подумать, что сделать для того, чтобы путь к святыне стал путем к самому себе и к Богу.

Смотреть что такое «Даниил, игумен» в других словарях:

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.

Кто такой игумен Даниил?

Это настоятель одного из русских монастырей, совершивший большое путешествие на Святую землю — в Палестину и во многие другие страны. Он создал памятник древнерусской словесности — «Хождение игумена Даниила», в котором рассказал о трудностях и благодатной помощи Божией, которую получил в пути. Свой путь он прошел в XI — начале XII века, поэтому «Хождение» — древнейшее русское сказание о паломничестве на Святую Землю.

Многие исследователи и богословы называют его «игуменом земли Русской», предтечей преподобного Сергия Радонежского, который с честью принял это звание благодаря своему значению для русского монашества. В лице игумена Даниила за два столетия до появления на свет преподобного Сергия молодая Церковь Русская и все жители русских земель обрели молитвенника и предстоятеля перед Богом. Даниил не прославлен в лике святых, но почитаем многими, по крайней мере, благодарными ему людьми.

Загадочный инок — биография Игумена

История сохранила очень немного сведений о самом игумене Данииле. Но большинство ученых считает, что жил он во второй половине 11 — начале 12 вв. Родился в черниговской губернии, поступил в Киево-Печерский монастырь. Там он со временем стал игуменом. Затем был рукоположен в сан епископа. Также известно, что он скончался осенью 1122 г.

Само паломничество в Святую землю игумен Даниил совершил в 1104-1006 гг. О себе он пишет очень мало, у монахов это не принято. Их удел — молиться в тишине своей кельи, спасая не только свои души, но и совершая молитвенный подвиг за всех, кто называет себя верующими.

Краткое содержание хождения Игумена Даниила

Современному человеку довольно сложно воспринимать текст, написанный около тысячи лет назад на славянском языке. Поэтому многие знакомятся с «Хождением» игумена Даниила в сокращенной форме.

Книга разделена на большое количество глав, они не очень длинные. Каждая имеет собственный заголовок, в котором отражена тема.

  • О том, как проходила дорога до Иерусалима.
  • Об острове Патмос.
  • О Кипре.
  • О горе, на которой св. Елена поставила Крест Господень.
  • О пещере, где родился Спаситель.

Монах посетил множество святых мест, которые имеются на Святой Земле. И в наши дни туристы едут туда, даже если не причисляют себя к христианам. Придя в святой город, монах жил в обители св. Саввы более года. Он все средства растратил на то, чтобы оплатить услуги местных гидов, но нашелся старец, который стал водить его бесплатно.

Конечно, принято в первую очередь посещать Храм Гроба Господня, пещеру Воскресения, проходить крестный путь, которым шел Христос. Но игумен Даниил на этом не остановился. Он посетил множество храмов, побывал в Греции — например, на острове Патмос, где находился в заключении апостол Иоанн. Также обошел всю Галилею.

В те времена путешествие было не только очень долгим, но и опасным. Например, во время приближения к святому городу многие рисковали подвергнуться нападению грабителей. Иерусалим окружен пустыней, к тому же чтобы подойти к нему, надо осуществить продолжительный и трудный подъем. Поэтому большинство паломников плакали от радости, увидев впереди ворота Святого Города.

Путнику удалось окунуться в воды священной реки Иордан, в чьи воды опускался Господь. Побывал он в церкви, где стояла горница Тайной вечери, молился в комнате, где совершилось успение Божией Матери. Посетил он множество мощей святых, чьими жертвами распространилось христианство в первые столетия. Восходил на Фаворскую гору, посетил и Назарет. Получилось насыщенное путешествие, полезное для души.

Почему древнее описание святынь Палестины актуально и сегодня?

Важнейшим моментом, поучительным для всех, является то, что игумен Даниил воспринимал свое путешествие как общерусское дело. Так, он добился разрешения духовенства храма Гроба Господня на важную привилегию: в Великую Субботу установить на Гробе Господнем лампаду «от всей Русской земли».

Он молился обо всех православных людях, себя же по канону древнерусской литературы и в соответствии с добродетелями христианскими представлял как недостойного милостей Божиих, явленных ему.

Интересно, что большинство святынь бережно сохранено и по сей день. Каждый из нас может, по сути, повторить путь игумена Даниила, но без тех опасностей, которые сопровождали его в пути.

Да упокоит Господь душу игумена Даниила, его же молитвами и нас помилует!

Игумен даниил — биография, краткое содержание его хождения

Загадочный инок — биография Игумена

История сохранила очень немного сведений о самом игумене Данииле. Но большинство ученых считает, что жил он во второй половине 11 — начале 12 вв. Родился в черниговской губернии, поступил в Киево-Печерский монастырь. Там он со временем стал игуменом. Затем был рукоположен в сан епископа. Также известно, что он скончался осенью 1122 г.

Само паломничество в Святую землю игумен Даниил совершил в 1104-1006 гг. О себе он пишет очень мало, у монахов это не принято. Их удел — молиться в тишине своей кельи, спасая не только свои души, но и совершая молитвенный подвиг за всех, кто называет себя верующими.

Биография игумена Даниила

К сожалению точных данных о биографии игумена Даниила нет. Неизвестно даже то, с какого монастыря он был игуменом. В свое время М.Карамзин отождествил его епископом Даниилом, поставленным в Юрьеве – Южном в 1115 году и умершим в 1122 году.

Паломником же его назвали благодаря его хождениям в святые места в Царьград. Это путешествие, как и много других в деталях были описаны в сведении Даниила .

Из упоминаний имен некоторых князей из писания «Хождение игумена Даниила», а также правителя Константинополя , с войском которого Даниил и сделал одно из своих странствий, было сделано вывод, что время его путешествий припадало на 1106-1108 гг. или на 1113-1115 года. Конечно, первые предположения считают более правдоподобными.

Читайте также:
Житие праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского) - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Нужно отметить, что подробности жития игумена Даниила не известны и по сегодняшний день. Как предполагают историки, он скорее всего родился и жил в Черниговского области (из Киевской земли). Там он проживал до того, как решил принять монашество. После 1111 года он был назначен епископом в пограничный город Юрьев. Сегодня этот город именуется Белая Церковь.

Лучшая статья для Вас, переходите: Табынская икона Божией Матери, о чем молится и как помогает

История о паломничестве

Поскольку путешествие в те времена было достаточно трудным испытанием и не все были способны его совершить, монах решил составить его описание. Ведь он дошел до самого святого града Иерусалима, и одним из первых оставил подробный литературный труд на эту тему.

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Многие читали эту историю, о чем можно судить по большому количеству рукописных копий того времени — списков. В распоряжении историков оказалось их более сотни, поэтому им удалось восстановить практически полный текст «Хождения» игумена Даниила. Это произведение до сих пор считается литературным шедевром, ведь оно отражает рассказ о христианских святынях, о быте того времени, разных сферах жизни, дает бесценный исторический материал для изучения.

Также автор отличается от других тем, что дает подробное описание Палестины с географическими и экономическими подробностями.

  • О святом Александре Свирском;
  • Иосаф Белгородский — храмы, мощи, молитва;
  • Молитва задержания от всякого зла — .

Краткое содержание хождения Игумена Даниила

Современному человеку довольно сложно воспринимать текст, написанный около тысячи лет назад на славянском языке. Поэтому многие знакомятся с «Хождением» игумена Даниила в сокращенной форме.

Книга разделена на большое количество глав, они не очень длинные. Каждая имеет собственный заголовок, в котором отражена тема.

  • О том, как проходила дорога до Иерусалима.
  • Об острове Патмос.
  • О Кипре.
  • О горе, на которой св. Елена поставила Крест Господень.
  • О пещере, где родился Спаситель.

Монах посетил множество святых мест, которые имеются на Святой Земле. И в наши дни туристы едут туда, даже если не причисляют себя к христианам. Придя в святой город, монах жил в обители св. Саввы более года. Он все средства растратил на то, чтобы оплатить услуги местных гидов, но нашелся старец, который стал водить его бесплатно.

Конечно, принято в первую очередь посещать Храм Гроба Господня, пещеру Воскресения, проходить крестный путь, которым шел Христос. Но игумен Даниил на этом не остановился. Он посетил множество храмов, побывал в Греции — например, на острове Патмос, где находился в заключении апостол Иоанн. Также обошел всю Галилею.

В те времена путешествие было не только очень долгим, но и опасным. Например, во время приближения к святому городу многие рисковали подвергнуться нападению грабителей. Иерусалим окружен пустыней, к тому же чтобы подойти к нему, надо осуществить продолжительный и трудный подъем. Поэтому большинство паломников плакали от радости, увидев впереди ворота Святого Города.

Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли

А это – о свете святом: как сходит ко гробу Господню. Это мне Господь дал видеть, худому и недостойному рабу. И видел очами своими грешными поистине, как сходит святой свет ко Гробу животворящему Господа нашего Иисуса Христа. Многие ведь странники неправду говорят о схождении света святого: ведь один говорит, что Святой Дух голубем сходит ко Гробу Господню, а другие говорят: молния сходит с небес, и там зажигаются лампады над Гробом Господним. И то ложь и неправда, ибо ничего не видно тогда – ни голубя, ни молнии. Но так, невидимо, сходит с небес благодатию Божиею и зажигает лампады в Гробе Господнем. Да и о том скажу, как видел, поистине.

В Великую пятницу после вечерни протирают Гроб Господен, и вымывают лампады те все, и вливают масла чистого без воды – одного только масла того. И, воткнув светильники в оловцы, не зажигают светильников тех, но так оставляют лампады те незажженными. И запечатывают Гроб в два часа ночи. И тогда гасят все лампады и свечи по всем церквам в Иерусалиме.

Тогда я, дурной и недостойный, в ту пятницу в час дня, пошел ко князю тому Балдуину и поклонился ему до земли. Он же, видя меня, дурного, подозвал меня к себе с любовью и сказал мне: «Чего хочешь, русский игумен?» Он меня хорошо узнал и полюбил меня очень, поскольку муж он добродетельный, и смиренный весьма, и ничуть не гордый. Я же сказал ему: «Князь мой, господин мой! Молю тебя Бога ради и князей ради русских: повели мне, чтобы и я поставил свою лампаду на Гробе Святом от всей Русской земли!» Тогда он серьезно и с любовью повелел мне поставить лампаду на Гроб Господен, и послал со мной мужа, своего лучшего слугу, к эконому церкви Святого Воскресения и к тому, кто держит ключ от Гроба. И повелели мне эконом и ключник Святого Гроба, чтобы я принес лампаду свою с маслом. Я же, поклонившись им, пошел с радостью великой и купил лампаду стеклянную, очень большую, и, налив полную масла чистого, принес ко Гробу Господню, когда уже наступил вечер. Упросил я ключника того, одного тогда внутри Гроба бывшего, и кое-что обещал ему, и он открыл мне двери святые, велел мне снять сапоги, и так босого ввел меня одного в святой Гроб Господен с лампадой, которую я нес с собой, и повелел мне самому поставить лампаду на Гроб Господен. И я ее поставил своими руками грешными в ногах – где лежали пречистые ноги Господа нашего Иисуса Христа. Ибо в головах стояла лампада греческая, на груди же поставлена была лампада святого Саввы и всех монастырей. Ведь такой здесь обычай: каждый год ставят греческую лампаду и святого Саввы. И благодатию Божиею те три лампады загорелись тогда; а фряжская лампада повешена была сверху, а из тех ни одна не загорелась.

Я же тогда, поставив лампаду на Гробе Святом, и поклонившись честному Гробу тому, и облобызав с любовью и со слезами место то святое, где лежало тело Господа нашего Иисуса Христа, вышел из Гроба Святого с радостью великою и пошел в свою келью.

Читайте также:
Житие пророка Исайи - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

Назавтра же, в Великую субботу в шестой час дня собираются все люди перед церковью Святого Воскресения – бесчисленное множество народа, жители той земли и пришельцы из всех стран: и из Вавилона, и из Египта, и со всех концов земли. Собирается там в тот день несказанное множество. И наполняются людьми все те места около церкви и около Распятия Христова; и великая теснота и давка жестокая среди людей там бывает, так что многие люди тогда задыхаются от тесноты народа бесчисленного. И те люди все стоят со свечами незажженными и ждут открытия церковных дверей. Внутри же церкви тогда одни только попы находятся. И ждут попы и все люди, пока придет князь с дружиной; и тогда бывает открытие дверей церковных, и входят люди в церковь в тесноте великой и в давке, и наполняют церковь ту и хоры. Всюду делается полно, ибо не могут поместиться все люди в ту церковь, но остается очень много людей вне церкви около Голгофы и около Крайнева места, и вплоть до того места, где были найдены кресты, и все то делается полно бесчисленно многим множеством людей. И те люди все в церкви и вне церкви ничего другого не говорят, только: «Господи, помилуй!» взывают неослабно и кричат громко, так что гудит и гремит все то место от вопля тех людей. И тут ручьями проливаются слезы у верных людей. Даже с каменным сердцем человек может тогда прослезиться. Ибо каждый заглядывает тогда в себя, и вспоминает свои грехи, и говорит каждый в себе: «Неужели из-за моих грехов не сойдет святой свет?» И так стоят все верные люди в слезах с сокрушенным сердцем. И сам тот князь Балдуин стоит со страхом и смирением великим, и ручьи чудесно текут из очей его. Также и дружина его стоит около него напротив Гроба, вблизи алтаря большого; и все они стоят со смирением.

И когда наступил седьмой час дня субботнего, тогда пошел князь Балдуин ко Гробу Господню с дружиной своею из дома своего; пешком ведь все пошли. И послал князь в метох Святого Саввы, и позвал игумена того Святого Саввы с чернецами его. И пошел игумен с братией ко Гробу Господню, и я, худой, тут же пошел с игуменом тем и с братиею. И подошли мы к князю тому, и поклонились ему все. Тогда и он поклонился игумену и всей братии, и повелел игумену Святого Саввы и мне, худому, пойти рядом с ним, и иным игуменам и чернецам всем повелел перед собой пойти, а дружине своей повелел сзади пойти.

И пришли мы к церкви Воскресения Христова, к западным дверям. И вот множество людей закрыло собой двери церкви, и не смогли мы тогда войти в церковь. Тогда князь Балдуин отдал приказ воинам, и они силой разогнали людей и сделали как бы улицу до самого Гроба, и тогда мы смогли пройти между людьми прямо до Гроба. И подошли к восточным дверям Святого Гроба Господня, и князь за нами подошел и стал на месте своем с правой стороны у преграды великого алтаря против восточных дверей и дверей Гроба, ибо тут место княжее, построенное высоко.

И повелел князь игумену Святого Саввы стать над гробом со своими чернецами и с православными попами. Меня же, дурного, приказал поставить высоко над самыми дверьми Гроба против великого алтаря, чтобы мне возможно было заглядывать в двери Гроба. Двери же Гроба все три запечатаны были, и запечатаны царскою печатью. Латинские же попы в великом алтаре стояли. И когда наступил восьмой час дня, начали вечерню петь на Гробе вверху попы православные, и черноризцы, и все духовные мужи; и пустынники многие тут были; латиняне же в великом алтаре начали верещать по-своему. И так пели они все, а я тут стоял, прилежно глядя на двери Гроба. И когда начали читать паремии той Великой субботы, во время первой паремии вышел епископ с дьяконом из великого алтаря, подошел к дверям Гроба, и заглянул в Гроб сквозь крестец дверей тех, и не увидел света в Гробе, и возвратился на место. И когда начали читать шестую паремию, тот же епископ подошел к дверям Гроба и опять ничего не увидел. И тогда все люди возопили со слезами «Кирие, елейсон!», что значит «Господи, помилуй!» И когда минул девятый час и начали петь проходную песнь «Господу поем», тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом той церкви, и пошел дождь небольшой над Гробом Святым, и смочил нас хорошо, стоящих на Гробе. И тогда внезапно воссиял свет святой в Гробе святом: вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого. И подойдя, епископ с четырьмя дьяконами открыл двери Гроба, и взял свечу у князя того, у Балдуина, и с нею вошел в Гроб, и первым делом зажег свечу князя от того святого света. Вынеся же из Гроба ту свечу, дал самому князю тому в его руки. И стал князь на месте своем, держа свечу с великой радостью. И от него мы все зажгли свои свечи, а от наших свечей все люди зажгли свои свечи по всей церкви, друг от друга зажигая свечи.

Свет же святой не так, как огонь земной, но чудесно, иначе светится, необычно; и пламя его красно, как киноварь; и совершенно несказанно светится.

И так все люди стоят со свечами горящими, и вопиют громогласно все люди «Господи, помилуй!» с радостью великою и веселием. Такая радость не может быть у человека в другом случае, какая радость бывает тогда у всякого христианина, видевшего свет Божий святой. А кто не испытал той радости в тот день, не верит говорящим о всем том виденном. Однако мудрые и верные люди охотно верят и с радостью слушают рассказ об этом истинном событии и об этих святых местах. Верный в малом и во многом верен, а злому человеку, неверному, истинное представляется кривым. Мне же, дурному, Бог свидетель, и святой Гроб Господен, и все спутники, русские сыны, случившиеся тогда в тот день там, новгородцы и киевляне: Изяслав Иванович, Городислав Михайлович Кашкича и другие многие, которые знают обо мне, дурном, и об этом рассказе. Но возвратимся к прерванному повествованию.

Читайте также:
Святой Андрей Критский - житие и труды, мощи и дни памяти, творчество

Когда же свет воссиял в Святом Гробе, тогда пение прекратилось, и все воскликнули: «Кирие, елейсон!», и пошли из церкви с горящими свечами и с радостью великою, храня свои свечи, чтобы не погасил их ветер, и шли каждый из них восвояси. И от того святого света зажигают лампады в своих церквах и пение вечернее кончают у себя дома. А в великой церкви у Гроба Господня сами попы одни без людей кончают вечернее пение. Тогда и мы с игуменом и с братиею пошли в свой монастырь, неся горящие свечи, и там окончили вечернее пение, и пошли в свои кельи, хваля Бога, давшего нам, недостойным, видеть эту благодать Божию.

И на утрене в Святое воскресенье, отпев заутреню, и после целования с игуменом и с братиею, по отпущении, бывшем в час дня, взяв крест, игумен и вся братия, пошли мы к Гробу Господню, поя этот кондак: «Хотя и в гроб сошел, бессмертный!» И войдя в Святой Гроб животворящий, поцеловали Святой Гроб Господен с любовью и со слезами теплыми и насладились тут благоуханным ароматом тем Святого Духа пришествия; а лампады те еще горели светло и чудесно. Три ведь те лампады зажглись тогда, как сказали нам эконом и ключник Гроба Господня. К игумену обращаясь, говорили они оба: «Внизу стоящие на Гробе Господнем, те три лампады загорелись». А иных пять лампад висит над Гробом; но они горели тогда, хотя свет их и был иным, не таким, какой у тех трех лампад, необычно и чудесно светящихся.

А потом мы вышли из Гроба восточными дверьми и, войдя в великий алтарь, сотворили там целование с православными, и, по отпущении, игумен и братия, вышли мы из церкви Святого Воскресения, и пошли в свой монастырь, и там отдохнули до литургии.

И через три дня после Воскресения Господня, по литургии, пошли мы к ключнику Гроба Господня, и я сказал ему: «Я хотел бы взять свою лампаду». Он же с любовью принял меня, ввел в Гроб одного только. И войдя в Гроб, я увидел свою лампаду, стоящую на Святом Гробе и еще горящую светом тем святым. И я поклонился тому Святому Гробу и облобызал с любовью и слезами то святое место, где лежало пречистое тело Господа нашего Иисуса Христа. И тогда я сам измерил Гроб в длину, ширину и высоту, каков он; при людях ведь невозможно измерить его никому. И я почтил Гроб Господен по силе моей, как мог, и тому ключнику подал кое-что немногое, а также худое благословение свое. Он же, видя мою любовь ко Гробу Господню, отодвинул тогда дощечку, находящуюся в головах Гроба Господня Святого, и отделил мне от того святого камня небольшое благословение, запретив мне с клятвой кому-либо говорить об этом в Иерусалиме. Я же поклонился Гробу Господню и ключнику и, взяв лампаду свою с маслом святым, вышел из Гроба Святого с радостью великою, обогатясь благодатью Божиею, неся в руке моей дар святого места и знамение Святого Гроба Господня, и шел, радуясь, как некое сокровище богатства неся. Шел в келью свою, радуясь великой радостью.

И Бог тому свидетель, и Святой Гроб Господен, что, находясь во всех местах святых, я не забыл имен князей русских, и княгинь, и детей их, епископов, игуменов и бояр, и детей моих духовных; и всех христиан никогда не забывал; но во всех святых местах поминал. В первую очередь я кланялся за князей за всех, а потом о своих грехах молился. И за то хвалю благого Бога, что сподобил меня, худого, имена князей русских написать в лавре Святого Саввы; и ныне поминаются имена их в ектенье, с женами и с детьми их. Вот имена их: Михаил-Святополк, Василий-Владимир, Давид Святославич, Михаил-Олег, Панкратий Святославич, Глеб Минский. Только их имена я и помнил, их и вписал. Помимо всех князей русских, и о боярах я молился у Гроба Господня и во всех местах святых. И отпели мы литургии за князей русских и за всех христиан – всего пятьдесят литургий, а за усопших сорок литургий отпели.

Да будет же всем, читающим писание это с верою и с любовию, благословение от Бога, и от Святого Гроба Господня, и от всех мест этих святых: примут они награду от Бога наравне с ходившими по местам этим святым. Блаженны, увидев, поверившие, втройне же блаженны, не видя, верующие. Веруя, пришел ведь Авраам в Землю обетованную. Поистине ведь вера равна добрым делам.

Бога ради, братья и господа мои, не попрекните меня за скудоумие мое и грубость мою. Да не поругано будет писание это ради меня, и Гроба Господня, и ради святых этих мест. Кто с любовью прочтет, да примет награду от Бога Спаса нашего Иисуса Христа. И Бог мира со всеми вами вовеки – аминь.

Игумен даниил — биография, краткое содержание его хождения

Загадочный инок — биография Игумена

История сохранила очень немного сведений о самом игумене Данииле. Но большинство ученых считает, что жил он во второй половине 11 — начале 12 вв. Родился в черниговской губернии, поступил в Киево-Печерский монастырь. Там он со временем стал игуменом. Затем был рукоположен в сан епископа. Также известно, что он скончался осенью 1122 г.

Само паломничество в Святую землю игумен Даниил совершил в 1104-1006 гг. О себе он пишет очень мало, у монахов это не принято. Их удел — молиться в тишине своей кельи, спасая не только свои души, но и совершая молитвенный подвиг за всех, кто называет себя верующими.

Путевые заметки игумена Даниила

Игумена Даниила в православной культуре также часто называют Даниилом Паломником. И это вполне закономерно: именно благодаря своей поездке в святые места монах и вошел в отечественную историю. О жизни Даниила как до, так и после паломничества известно немногое. Принято считать, что он был черниговским игуменом, а в монахи постригся в стенах Киево-Печерского монастыря. Впрочем, на протяжении нескольких веков эти тезисы остаются лишь предположениями. Николай Михайлович Карамзин, к примеру, считал иначе: он высказал мысль, что «сей путешественник мог быть Юрьевским епископом Даниилом, поставленным в 1113 году».

Читайте также:
Житие Давида Гареджийского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Представления о том, когда именно Даниил совершил свое знаменательное паломничество, тоже неоднократно менялись. Ныне господствует версия, что монах посетил Святую землю в 1104 — 1106 годах.

По итогам путешествия игумен составил подробное описание всех увиденных им мест и артефактов. Его произведение получило название «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли». Оно стало первым на Руси примером подобного жанра — по крайней мере, из сохранившихся. «Хождениями» впоследствии стали называться все древнерусские сочинения о паломничествах и поездках в другие страны: самый совершенный образец жанра — «Хождение за три моря» Афанасия Никитина — появился в XV веке.

Фрагмент одного из списков «Хождения»

В первую очередь, конечно, Даниил в своем произведении описывал религиозные святыни — иначе и быть не могло. Он рассказал о жертвеннике Авраама, о столпе Давида, о местах, где Христос был предан и распят, а также о Гробе Господнем. «Гроб же Господен собою таков: это как бы маленькая пещерка, высеченная в камне, с небольшими дверцами, через которые может, став на колени, войти человек. В высоту она мала, а в длину и в ширину одинаково четыре локтя. И когда входишь в эту пещерку через маленькие дверцы, по правую руку — как бы скамья, высеченная в том же пещерном камне: на той скамье лежало тело Господа нашего Иисуса Христа», — писал игумен.

Интересно, что Даниил обращал внимание на все детали, скрупулезно фиксировал приблизительные размеры святынь, их расстояние друг от друга. Игумен — вероятно, сам того не ведая — создал любопытнейшие для своего времени путевые заметки, которые и современному читателю помогают воспроизвести в воображении пейзажи Святой земли.

Невероятное впечатление произвело на паломника появление Благодатного огня: «Свет же святой не так, как огонь земной, но чудесно, иначе светится, необычно; и пламя его красно, как киноварь; и совершенно несказанно светится». Данному событию, поразившему Даниила, посвящена самая обширная глава «Хождения». Монах развенчивает мифы, связанные с этим чудом: «Многие ведь странники неправду говорят о схождении света святого: ведь один говорит, что Святой Дух голубем сходит ко Гробу Господню, а другие говорят: молния сходит с небес, и там зажигаются лампады над Гробом Господним. И то ложь и неправда, ибо ничего не видно тогда — ни голубя, ни молнии. Но так, невидимо, сходит с небес благодатию Божиею и зажигает лампады в Гробе Господнем».


Гроб Господень. Миниатюра из иллюстрированного списка «Хождения», XVII век

Однако не только о святынях и чудесах рассказывает игумен Даниил в своем произведении. Пожалуй, самыми интересными аспектами его сочинения являются описания быта, жизненного уклада палестинцев. Из «Хождения» можно почерпнуть сведения о сельском хозяйстве того времени, а также о том, как русским человеком воспринимались территории с совершенно иным, непривычным ему климатом. «Иерусалим же большой город с крепкими стенами; стены его равны друг другу; построен он о четырех углах в форме креста. Ущелья во множестве вокруг него и горы каменные. Безводно то место: ни реки, ни колодца, ни источника нет вблизи Иерусалима, но только одна купель Силоамская. Но дождевой водой живут все люди и скоты в городе том. И хлеба хорошие родятся около Иерусалима в камнях тех без дождя, но так, Божиим повелением и благоволением. Родятся изрядно пшеница и ячмень: ведь одну кадь посеяв, берут девяносто кадей, а другой раз сто кадей за одну кадь. Это ли не благословение Божие земле той святой! Много виноградников около Иерусалима и деревьев фруктовых многоплодных, смокв, шелковиц, маслин, рожков; и другие все различные деревья без числа по всей земле той растут», — делился монах впечатлениями с потенциальными читателями.

«Хождение» игумена Даниила на Руси стало очень популярным: сохранилось около 150 списков этого произведения, что в ту эпоху считалось весьма немалым «тиражом». А в XIX веке даже появились переводы «Хождения» на европейские языки: французский, немецкий и английский.

История о паломничестве

Поскольку путешествие в те времена было достаточно трудным испытанием и не все были способны его совершить, монах решил составить его описание. Ведь он дошел до самого святого града Иерусалима, и одним из первых оставил подробный литературный труд на эту тему.

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Многие читали эту историю, о чем можно судить по большому количеству рукописных копий того времени — списков. В распоряжении историков оказалось их более сотни, поэтому им удалось восстановить практически полный текст «Хождения» игумена Даниила. Это произведение до сих пор считается литературным шедевром, ведь оно отражает рассказ о христианских святынях, о быте того времени, разных сферах жизни, дает бесценный исторический материал для изучения.

Также автор отличается от других тем, что дает подробное описание Палестины с географическими и экономическими подробностями.

  • О святом Александре Свирском;
  • Иосаф Белгородский — храмы, мощи, молитва;
  • Молитва задержания от всякого зла — .

Краткое содержание хождения Игумена Даниила

Современному человеку довольно сложно воспринимать текст, написанный около тысячи лет назад на славянском языке. Поэтому многие знакомятся с «Хождением» игумена Даниила в сокращенной форме.

Книга разделена на большое количество глав, они не очень длинные. Каждая имеет собственный заголовок, в котором отражена тема.

  • О том, как проходила дорога до Иерусалима.
  • Об острове Патмос.
  • О Кипре.
  • О горе, на которой св. Елена поставила Крест Господень.
  • О пещере, где родился Спаситель.

Монах посетил множество святых мест, которые имеются на Святой Земле. И в наши дни туристы едут туда, даже если не причисляют себя к христианам. Придя в святой город, монах жил в обители св. Саввы более года. Он все средства растратил на то, чтобы оплатить услуги местных гидов, но нашелся старец, который стал водить его бесплатно.

Конечно, принято в первую очередь посещать Храм Гроба Господня, пещеру Воскресения, проходить крестный путь, которым шел Христос. Но игумен Даниил на этом не остановился. Он посетил множество храмов, побывал в Греции — например, на острове Патмос, где находился в заключении апостол Иоанн. Также обошел всю Галилею.

В те времена путешествие было не только очень долгим, но и опасным. Например, во время приближения к святому городу многие рисковали подвергнуться нападению грабителей. Иерусалим окружен пустыней, к тому же чтобы подойти к нему, надо осуществить продолжительный и трудный подъем. Поэтому большинство паломников плакали от радости, увидев впереди ворота Святого Города.

Куда совершил паломничество игумен Даниил

И так как уже упоминалось выше в начале 12 века русский игумен Даниил начал свой паломнический путь. Куда только не совершил паломничество русский игумен Даниил. Он посетил достаточно большое количество городов и поселков, которые и по сей день считаются святыми.

  • Весь свой путь он размечает местами, в которых он побывал. Эти места служат своеобразным ориентиром.
  • Не доходя до Средиземного моря, он замечает, что его путь расходиться на две стороны. Одна сторона ведет в Иерусалим, а другая — на Афон.
  • Также на своем пути он посетил город Эфес. В нем находится гроб Иоанна Богослова. Это место имеет сильные целебные свойства, которые усиливаются в день его памяти. Стоит отметить, что молясь над ним многие тяжело больные, исцеляются и выздоравливают. Также данный город является знаменитым среди паломников тем, что в нем находится пещера, в которой лежат тела 7 отроков, проспавших 360 лет. Тут же покоятся и тела других многих святых, в том числе и Марии Магдалены.
  • С помощью попутных кораблей Даниил достиг острова Хиоса, Родоса и многих других. После чего он попал на Кипр.
  • На острове Родос Игумен сделал интересное открытие. Им было обнаружено следы пребывания на этой земле Князя Олега Святославовича. По мнению паломника, самым интересным достопримечательным местом на Кипре является кипарисный крест. Он был поставлен на самой высокой горе святой Еленой. На кресте есть прибитый гвоздь. Тот самый, которым прибивали Христа во время распятия. Он также имеет целебные свойства. К этому кресту приезжают паломники и верующие со всего мира, чтобы избавится от множества недугов.
  • Встретив на своем пути других паломников, вместе с ними он добирается до города Яффа. Стоит отметить, что именно этот город служит началом пути на Святые Земли для многих паломников. Несмотря на то, что от Иерусалима Яффа находится совсем недалеко, путь является очень опасным. Так как тут ведут разгул разбойники арабы. Они избивают и грабят странников.
  • Удачно преодолев этот опасный участок, Даниил все же попадает в Иерусалим. Вошел он в город через Вениаминовы ворота. На Святой Земле Даниил посетил все возможные святыни. Он их детально описал в своих записях. Имеются детальные описи Церкви Святой Святых, Церковь Воскресенья, Фаворская гора и многое другое.
Читайте также:
Исповедь Аврелия Августина: краткое содержание, цитаты и история

Лучшая статья для Вас, переходите: Чем помогает икона святой Максим Грек

На протяжении всего своего пути, посещая святые места, паломник Даниил воспринимая свое путешествие как общерусское дело, молился о боярах и всех православных людях. Сначала всех их поминал, а потом себя.

Но в этих записях самым ценным является каждое описание сделанное игуменом. Особенно описания всех святых мест, храмов и церквей, находящихся в самом Иерусалиме.

Это путешествие было невероятно увлекательным. Его нельзя сравнить с современными путешествиями, которые происходят в комфортных условиях поездов или самолетов. Ведь в те времена такого транспорта не было и основную часть пути путешественники преодолевали пешком. Конечно, основную часть своего пути Даниил совершил по морю.

И напоследок хотелось бы о на сегодня стало не просто древнейшим описанием путешествия на Святую Землю. Это одно из самых ярких древнерусских произведений литературы, читать которую не только легко, но и неимоверно интересно.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео о хождении игумена Даниила:

АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ

св. преподобный Афанасий Афонский

Афанасий Афонский (+ ок. 1000), игумен, преподобный

В святом крещении Авраамий, родился в городе Трапезунде и, рано осиротев, воспитывался у одной доброй благочестивой монахини, подражая своей приемной матери в навыках иноческой жизни, в посте и молитве. Учение он постигал легко и вскоре обогнал в науках своих сверстников.

После смерти приемной матери Авраамий был взят в Константинополь, ко двору тогдашнего византийского императора Романа Старшего, и определен учеником к знаменитому ритору Афанасию. В скором времени ученик достиг совершенства учителя и сам стал наставником юношества. Считая истинной жизнью пост и бодрствование, Авраамий вел жизнь строгую и воздержанную, спал мало и то сидя на стуле, а пищей ему служили ячменный хлеб и вода. Когда учитель его Афанасий по слабости человеческой стал завидовать своему ученику, блаженный Авраамий оставил наставничество и удалился.

В те дни в Константинополь прибыл преподобный Михаил Малеин, игумен Киминского монастыря. Авраамий рассказал игумену свою жизнь, открыл ему сокровенное желание стать иноком. Божественный старец, прозирая в Авраамии избранный сосуд Святого Духа, полюбил его и много поучал в вопросах спасения. Однажды во время их духовной беседы святого Михаила посетил его племянник Никифор Фока, известный полководец, будущий император. Высокий дух, глубокий ум Авраамия поразили Никифора и на всю жизнь внушили благоговейное почитание и любовь к святому. Ревность по иноческой жизни снедала Авраамия. Бросив все, он прибыл в Киминский монастырь и, пав в ноги преподобному игумену, просил облечь его в иноческий образ. Игумен с радостью исполнил его просьбу и постриг его с именем Афанасий.

В обители преподобный Афанасий с усердием исполнял монастырские послушания, а в свободное время занимался переписыванием Священных Книг. Известно, что он переписал Четвероевангелие и Апостол.

Длительными постами, бдениями, коленопреклонениями, трудами нощными и денными Афанасий уже вскоре достиг такого совершенства, что в 960 году святой игумен благословил его на подвиг безмолвия в уединенном месте недалеко от монастыря на Святой горе Афон.

Покинув Кимин, он обошел много пустынных и уединенных мест, в том числе в 963 году шесть месяцев прожил в Священном монастыре (Αγία Μονή) близ города Паф на острове Кипр [1], и, наставляемый Богом, пришёл на место, называемое Мелана, на самом краю Афона, далеко отстоящее от других иноческих жилищ. Здесь преподобный построил себе келлию и стал подвизаться в трудах и молитве, восходя от подвига к подвигу к высшему иноческому совершенству.

Враг старался возбудить в святом Афанасии ненависть к избранному им месту, борол его непрестанными помыслами. Подвижник решил потерпеть год, а там, как Господь устроит, так и поступить. В последний день срока, когда святой Афанасий стал на молитву, внезапно осиял его Небесный Свет, исполнив неизреченной радости, все помыслы развеялись, а из глаз потекли благодатные слезы. С тех пор получил святой Афанасий дар умиления, а место своего уединения возлюбил с той же силой, как раньше ненавидел. В то время Никифор Фока, пресытившись воинскими подвигами, вспомнил свой обет стать иноком и просил преподобного Афанасия на его средства устроить монастырь, т. е. построить для него и братий келлии для безмолвия и храм, где бы братия приобщалась по воскресеньям Божественных Христовых Таин.

Избегая забот и попечений, блаженный Афанасий сначала не соглашался принять ненавистное золото, но, видя горячее желание и доброе намерение Никифора и узрев в этом волю Божию, приступил к устройству монастыря. Он воздвиг большой храм во имя святого Пророка и Предтечи Христова Иоанна и другой храм, у подножия горы, во имя Пресвятой Девы Богородицы. Вокруг храма появились келлии, возникла на Святой горе чудная обитель. В ней были сооружены трапезная, больница, странноприимница и другие необходимые постройки.

В монастырь отовсюду стекалась братия не только из Греции, но и из других стран: простые люди и знатные вельможи, отшельники, подвизавшиеся долгие годы в пустыне, игумены многих монастырей и архиереи желали быть простыми иноками в Афонской Лавре святого Афанасия.

Святой игумен установил в обители общежительный устав по подобию древних палестинских обителей. Богослужения совершались со всей строгостью, никто не дерзал разговаривать во время службы, опаздывать или выходить без нужды из храма.

За свою святую жизнь преподобный Афанасий удостоился от Господа дара прозорливости и чудотворений: знамением креста он исцелял больных и изгонял нечистых духов. Сама Пречистая Богородица, Небесная Владычица Афона, благоволила к святому. Много раз он удостаивался видеть Ее чувственными очами.

Попущением Божиим, случился в монастыре такой голод, что иноки один за другим стали покидать Лавру. Преподобный остался один и в минутной слабости тоже помыслил уйти. Вдруг он увидел Женщину под воздушным покрывалом, идущую ему навстречу. “Кто ты и куда идёшь?” – тихо спросила Она. Святой Афанасий с невольной почтительностью остановился. “Я здешний инок”, – отвечал он, и рассказал о себе и своих заботах. “И ради куска хлеба насущного ты бросаешь обитель, которой предстоит прославиться в роды и роды? Где твоя вера? Воротись, и Я помогу тебе”. – “Кто ты?” – спросил Афанасий. – “Я Матерь Господа твоего”, – отвечала Она и повелела Афанасию ударить жезлом в камень, так что из трещины пробился источник, который существует и ныне, напоминая о чудном посещении.

Число братии росло, в Лавре шли строительные работы. Преподобный Афанасий, провидя время своего отхода ко Господу, пророчествовал о своей близкой кончине и просил братию не соблазниться о том, что произойдет. “Ибо иначе судят люди, иначе устрояет Премудрый”. Братия недоумевала и размышляла над словами преподобного. Преподав братии свои последние наставления и утешив всех, святой Афанасий зашел в свою келлию, надел мантию и священный куколь, который надевал только по великим праздникам, после продолжительной молитвы вышел. Бодрый и радостный, святой игумен поднялся с шестью братиями на верх храма осмотреть строительство. Вдруг, неведомыми судьбами Божиими, верх храма обрушился. Пятеро братий тотчас предали свой дух Богу. Преподобный же Афанасий и зодчий Даниил, заваленные камнями, остались живы. Все слышали, как преподобный призывал Господа: “Слава Тебе, Боже! Господи, Иисусе Христе, помоги мне!” Братия с великим плачем начали откапывать своего отца из-под развалин, но нашли его уже скончавшимся. Кончина святого последовала около 1000 года [2].

Мощи прп. Афанасия Афонского. Афон, Великая Лавра.

Мощи и почитание

Тело преподобного Афанасия, пролежав непогребённым три дня, не изменилось, не отекло и не потемнело. А во время погребальных песнопений из раны, которая была на ноге, вопреки природе, истекла кровь. Некоторые старцы собирали эту кровь в полотенца, и многие через неё получали исцеление от болезней.

Ныне мощи святого находятся под спудом в приделе Севастийских мучеников кафоликона Великой Афонской лавры. Рядом стоит металлический жезл преподобного. Сохранился также крест святого Афанасия весом около 3 кг, который он не снимал даже когда спал.

Крест прп. Афанасия Афонского. Афон, Великая Лавра

Молитвословия

Тропарь, глас 3:

Е́же во пло́ти житию́ твоему́/ удиви́шася а́нгельстии чи́ни:/ ка́ко с те́лом к неви́димым сплете́нием изше́л еси́, присносла́вне,/ и уязви́л еси́ де́монские полки́./ Отону́дуже, Афана́сие,/ Христо́с тебе́ воздаде́ богаты́ми дарова́ньми,/ сего́ ра́ди, о́тче,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8:

Я́ко невеще́ственных суще́ств зри́теля изря́дна/ и де́ятельна сказа́теля всеи́стинна,/ взыва́ет тя́ ста́до твое́, Богоглаго́льниче:/ не оскуде́й, моля́ о рабе́х твои́х,/ изба́витися напа́стей и обхожде́ний, вопию́щим ти:// ра́дуйся, о́тче Афана́сие.

Использованные материалы

[2] Встречаются также указания, что кончина последовала в 1001 или 1003 году.

Житие преподобного Афанасия Афонского — 1. Детство и юность праведника

Жизнеописание Афанасия Афонского

Родившись в благочестивой семье в г. Трапезунде, святой Афанасий (при крещении наречен Аврамием) с детства отличался набожностью и благоразумием. Оставшись сиротой, благодаря своему кроткому нраву и способностью к обучению, юноша получил прекрасное образование, воспитываясь в доме императорского чиновника. Ему светило блестящее будущее.

Но роскошь и тщеславие были чужды Афанасию, и он вскоре принял постриг в монастыре. Всю жизнь он мечтал об уединении, избегая почести и духовных санов, отправившись даже для этого на святую Гору Афон к отшельникам, назвавшись Варнавой. Там он скрывался от мирских соблазнов, вознося Богу молитвы, размышляя о Царствии Божьем.

Слава о чудесном монахе разлетелась по свету, и, благодаря своей верной службе Господу, в скором времени Афанасию удалось построить на горе Афон монастырь с помощью денег, данных ему духовником Никифором. Вскоре Лавра станет святым местом для паломников.

Однако, во время строительства Лавры дьявол не раз препятствовал святому делу, но Афанасию явилась сама Богородица, пообещавшая стать Домоправительницей монастыря. Не раз приходилось произносить молитву Афанасию Афонскому Господу нашему, чтобы тот вразумил и помог в строительстве, даже покидал он место будущей Лавры, однако Господь возвращал его обратно.

На Святой горе было возведено много построек, где могли обучаться и жить монахи и отшельники. В Лавру, возведенную Афанасием, приезжали учиться со всего света, шли отшельники за исцелением – духовным и телесным.

Будучи настоятелем монастыря, Афанасий жил как настоящий отшельник – скромно, без излишеств, помогая больным и сирым, которые с упованием возносили молитву Преподобному Афанасию Афонскому, благодаря его за мудрость и кротость души.

Умер Преподобный, когда взошел в очередной раз на строительные леса, наблюдая за стройкой. Недостроенный купол рухнул, увлекая за собой Афанасия и пятерых иноков. Три часа монахи разгребали обломки, слыша голос Преподобного: Слава Тебе, Боже! Господи Иисусе Христе, помоги мне!

Однако Святой Афанасий был мертв и похоронен только на третий день, пока три тысячи жителей Афонского монастыря не попрощались с ним. Тело его не было подвержено тлену, а из полученной от падения раны текла святая кровь, которую монахи собрали в сосуд, и она исцелила после немало страждущих.

Побег на Афон

Афанасий стал жить на полуострове Зигос. Чтобы сохранить в тайне свое происхождение, представился моряком Варнавою, выжившим после кораблекрушения, и даже притворился безграмотным. Однако Никифор Фока, уже будучи в сане доместика схол, стал повсюду искать инока Афанасия. Судья Фессалоники получил письмо от него, где тот просил устроить розыск на Горе Афон. И спросил у настоятеля монастыря (прота) Афона Стефана об иноке Афанасии, на что он ответил, что такого человека у них нет.

Но на Рождество 958 года в сочельник по традиции все афонские монахи должны были собраться в церкви Протата в Карее. Священник Стефан, приглядевшись к благородному облику Варнавы, понял, что это именно тот, кого разыскивают. Он заставил прочитать священный текст Григория Богослова. Молодой монах сначала сильно запинался, но отец Стефан попросил его читать, как он может. И тогда Афанасий Афонский больше не стал притворяться — все монахи преклонились перед ним от восхищения.

Чудеса Афанасия Афонского

Тысячи паломников возносили молитвы святому, дивясь чудесным подвигам, совершенным им при жизни. Рукой своей он исцелял больных, некоторых ненадолго, других излечивал на многие годы. Облегчал святой и страдания верующих на смертном одре, поэтому многие искренние верят в силу молитвы Афанасия Афонского на исход души, произнося их с надеждой на прошение грехов своих жизненных.

Много чудесных поступков совершил Афанасий: спас жизнь монахов в сильный шторм, когда лодка чуть не пошла ко дну, исцелял бесноватых, вылечил даже рак одним начертанием креста.

Житие святителя Афанасия Великого

Почитаемый служитель Православной церкви родился в Александрии в конце III века, примерно в 297 году. Родители Афанасия — миряне интеллигентного сословия, приверженцы христианства. Он был способным мальчиком, постигал точные и гуманитарные науки и учился христианским обрядам на примере родителей.

Религия составляла неотъемлемую часть жизни людей на заре христианства, что отражалось на детских играх. Однажды епископ Александрийский увидел в окно, как дети-христиане крестили детей-язычников. Мальчик в роли священника точно прочитал молитву, как в храме. Это был юный Афанасий. Епископ взял над ним скрытую опеку, назначил чтецом, а затем возвел в чин диакона.

Афанасий посетил I Вселенский Собор. Епископ Александрийский взял с собой прилежного отрока в Никею и доверил выступить на собрании с изобличающей речью против арийской ереси. Юный диакон встретил одобрение православных христиан. Присутствующие ариане затаили ненависть. Когда Афанасия избрали новым епископом, еретики пытались обесчестить его любыми способами.

Ариане назвали святителя колдуном и убийцей епископа Милетского Арсения. Противники Афанасия предоставили доказательство — отсеченную кисть, якобы принадлежащую убитому. Тогда епископ предоставил живого Арсения, который скрывался в Фивиаде. Но на Тирском Соборе Афанасий не смог помешать тотальному давлению антиникейцев на христианских епископов. Его лишили высокого сана и отправили в ссылку.

Два года святитель провел в городе Августе Треверов. По возвращении в Александрию его вновь обвинили в расхищении церковной казны. После противоправного назначения епископом арианского священника Григория, Афанасий обратился за помощью к римскому архиепископу. Святителя оправдали, но в Александрию он вернулся только после смерти Григория.

В следующие 10 лет Афанасий пять раз отправлялся в изгнание. Его ревностная пастырская деятельность вызвала гнев трех императоров — Констанция, Юлиана Отступника и Валента. Но даже из Египетской пустыни святитель оказывал большое влияние на верующих устными и письменными проповедями. Епископ окончательно вернул доверие церковных служителей и правительства в 366 году. Он покинул свой пост только после кончины в 373-ем.

В чем помогают молитвы Афанасию Афонского?

Многие верующие знают, когда читать молитвы святому старцу. Это и молитва о смерти Афанасию Афонскому, облегчающая последние страдания умирающему. Если человек находится на грани смерти и жизни, то читают молитву перед иконой святого Афанасия о скорейшем определении участи больного.

Помогают молитвы и желающим уверовать, укрепляя их дух и помыслы. Руководители, желающие укрепить свой авторитет обращаются к святому, чтобы тот дал им мудрость и опыт. В отчаянии и тяжелых ситуациях тоже обращаются к Афанасию Афонскому, прося его помочь и вразумить.

Откровение о кончине

Лаврский храм решили расширить. Оставалось только возвести купол, как святому отцу было Божественное откровение о том, что он скоро отойдет в мир иной. Тогда Афанасий Афонский собрал всех своих учеников. Он облачился в праздничные одежды и отправился на площадку, чтобы посмотреть, как идет строительство. В это время купол рухнул и накрыл собой Афанасия и шестерых монахов. В итоге пятеро оказались мертвы. Долго оставались живыми каменщик Даниил и игумен Афанасий, которые три часа были под обломками и молились Богу. Когда их освободили, они уже были мертвы. У Афанасия была только одна рана на ноге и крестообразно сложены руки. Его тело было нетленно. А из ран точилась живая кровь. Ее собрали, и потом она исцеляла людей.

Преподобный умер в 980 году. Его память Церковь чтит 5 (18) июля. После кончины прошло уже много сотен лет, но святой Афанасий Афонский и сейчас помогает людям. У его могилы постоянно горит неугасимая лампада. 5 июля 1981 года Великая лавра отмечала празднование возвращения к общежительному уставу после многовековой идиоритмии. В это время на могиле святого на стекле киота иконы выступило благоуханное миро, которое говорило об одобрении преподобного.

Молитва преподобному Афанасию Афонскому

Преподобне отче Афанасие, изрядный угодниче Христов и великий Афонский чудотворче! Во дни земнаго жития твоего многия на путь правый наставивый и во Царствие Небесное мудре руководивый, скорбныя утешивый, падающим руку помощи подавый, и всем любезен, милостив и сострадателен отец бывый! Ты и ныне, в Небесней пребывая светлости, наипаче умножаеши любовь твою к нам немощным, в море житейстем различне бедствующим, искушаемым духом злобы и страстьми своими, воюющими на дух. Сего ради смиренно молим тя, святый отче: по данней тебе от Бога благодати помози нам волю Господню в простоте сердца и смирении творити, искушения же вражия победити и свирепое страстей море изсушити; да тако немокренно прейдем житейскую пучину и предстательством твоим ко Господу сподобимся достигнути обетованнаго нам Царствия Небеснаго, славяще Безначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Великий аскет, образованный христианин, мудрый руководитель и пастырь. Победив духовную тоску и уныние, получил от Бога дар умиления и радости. Его молитва была сильна и на исцеление людей от болезни, и на изгнания бесов и их влияния на людей. Положил начало общежительному житию на Афоне, строительству монастырей и храмов, социально-медицинской помощи больным (прокаженным). Преподобному Афанасию Афонскому обращаются за молитвенной помощью за ревностью в вере и аскетическом делании, при унынии (депрессии), маловерии, в болезнях, для защиты от бесовских нападок. Покровитель монахов, настоятелей монастырей, храмоздателей. Христиане, занимающие руководящие должности, могут молиться ему о даровании мудрости и авторитета в управлении, чтобы служить по слову Божьему: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:11-12).

Начало служения

Родился в 930 г. в Каппадокийском городе Трапезунд в благородной и верующей семье, при ритуале крещения получил имя Авраамия. Уже в раннем детстве он остался без отца и матери, мальчика взяла к себе благодетельная монахиня Канита, супруга знатного городского помещика, приходящаяся будущему святителю родственницей. В детстве Авраамий сторонился шумных игр, предпочитая уединение в лесной чаще или пещере с одним-двумя друзьями. Родственников радовало то, что мальчик легко обучался и рос сообразительным.

Преподобный Афанасий Афонский

  • Однажды на отрока Авраамия обратил внимание императорский чиновник, приехавших в Трапезунд по важным политическим делам. Вельможа восхитился способностями мальчика и увез его в Константинополь. Юноша поселился в доме знаменитого военачальника. Науки и искусства ему преподавал учитель по имени Афанасий. Авраамий блестяще изучил литературу и вскоре сам начал преподавать, несмотря на юные годы и небольшой опыт.
  • Будущий святитель не забывал вести подвижнический образ жизни, который полюбил с детских лет. Он сторонился богатого и питательного стола, обменивал принесенную слугами вкусную пищу на кусок простого ячменного хлеба. Он соблюдал строгий пост, боролся с дневным сном, обливаясь холодной водой, раздавал одежду бедствующим.
  • Молодой Авраамий был приветлив к людям, вел чистую и праведную жизнь, поэтому вокруг него собиралось большое количество таких же учеников, как и он сам. Правитель Константин VII перевел будущего святителя в другую школу, чтобы отгородить его от излишнего внимания, мешающего обстоятельному обучению. Однако преданные друзья Авраамия не желали расставаться со своим любимым и мудрым не по годам товарищем и наставником. Великий ученик не желал ссоры с учителем Афанасием, ведь от старца могли отвернуться многие последователи, и не хотел явных почестей, поэтому отказался от императорских даров и решил покинуть светское общество.
  • Вскоре Авраамий познакомился со святым подвижником по имени Михаил Малеин, служившим в сане игумена в монастыре на Киминской горе. Юноша восхищался нравственными качествами этого знаменитого монаха, он открыл иноку свое желание приобщится к монастырской жизни. Михаил согласился стать для Авраамия святым духовником, вместе они направились на Киминскую гору. Здесь юноша принял постриг и получил имя Афанасия, что значит «бессмертный». Святой старец разглядел в своем ученике великую предрасположенность к аскетическим практикам, поэтому решил сделать его непревзойденным подвижником, закаленным в смирении и угодничестве Богу.
  • Преподобный Михаил настоял, чтобы Афанасий снизил строгость своего послушания для сбережения тела. Ученик отныне спал на тюфяке, а не в сидячем положении, как привык, принимал пищу один раз в трое суток, а не в одну неделю. В монастырских условиях Афанасий работал над переписью церковных книг, занимал пост помощника пономаря, с великим усердием усмиряя свою волю. Зная о беспрекословном подчинении ученика Михаила, братия прозвала его «сыном послушания».

Явление Пресвятой Богородицы Афанасию Афонскому

  • Афанасий проявил грандиозное усердие в монастырских делах и уже через несколько лет достиг безупречной чистоты ума, за что получил от Бога дар созерцания будущих событий. Преподобному Михаилу стало понятно, что его ученик готов к жизни в уединении и безмолвии. Старец благословил Афанасия, который удалился в небольшую пустынническую келью, находящуюся в двух километрах от обители. Отшельнику было разрешено питаться сухарями каждые два дня и не спать ночью.
  • В 963 г. преподобный Афанасий основал Великую Лавру на Священной горе Афон. Большинство построек возводилось за счет финансирования византийских императоров. Обитель процветала и становилась больше и богаче, получая пожертвование в виде золота и земельных территорий. Кризис пришел со времен, когда обитель стала подвергаться нашествиям пиратов и разбойников. Состояние ухудшилось после частых землетрясений и налогообложения турецкого ига. Главный храм Лавры — кафоликон с двумя приделами, в одном из них находится гробница святого Афанасия.

    Тропарь и кондак преподобному Афанасию Афонскому

    Тропарь, глас 3

    Еже во плоти житию твоему удивишася ангельстии чини, како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне, и уязвил еси демонския полки; отонудуже, Афанасие, Христос тебе воздаде богатыми дарованьми; сего ради, отче, моли спастися душам нашим.

    Кондак, глас 8

    Яко невещественных существ зрителя изрядна и деятельна сказателя всеистинна, взывает тя стадо твое, Богоглагольниче: не оскудей, моля о рабех твоих, избавится напастей и обхождений, вопиющим ти: радуйся, отче Афанасие.

    Церковь чтит память преподобного Афанасия Афонского

    После смерти приемной матери Авраамий был взят в Константинополь, ко двору тогдашнего византийского императора Романа Старшего, и определен учеником к знаменитому ритору Афанасию. В скором времени ученик достиг совершенства учителя и сам стал наставником юношества. Считая истинной жизнью пост и бодрствование, Авраамий вел жизнь строгую и воздержанную, спал мало и то сидя на стуле, а пищей ему служили ячменный хлеб и вода. Когда учитель его Афанасий по слабости человеческой стал завидовать своему ученику, блаженный Авраамий оставил наставничество и удалился.

    В те дни в Константинополь прибыл преподобный Михаил Малеин, игумен Киминского монастыря. Авраамий рассказал игумену свою жизнь, открыл ему сокровенное желание стать иноком. Божественный старец, прозирая в Авраамии избранный сосуд Святого Духа, полюбил его и много поучал в вопросах спасения. Однажды во время их духовной беседы святого Михаила посетил его племянник Никифор Фока, известный полководец, будущий император. Высокий дух, глубокий ум Авраамия поразили Никифора и на всю жизнь внушили благоговейное почитание и любовь к святому. Ревность по иноческой жизни снедала Авраамия. Бросив все, он прибыл в Киминский монастырь и, пав в ноги Преподобному игумену, просил облечь его в иноческий образ. Игумен с радостью исполнил его просьбу и постриг его с именем Афанасий.

    Длительными постами, бдениями, коленопреклонениями, трудами нощными и денными Афанасий уже вскоре достиг такого совершенства, что святой игумен благословил его на подвиг безмолвия в уединенном месте недалеко от монастыря. Позже, покинув Кимин, он обошел много пустынных и уединенных мест и, наставляемый Богом, пришел на место, называемое Мелана, на самом краю Афона, далеко отстоящее от других иноческих жилищ. Здесь Преподобный построил себе келлию и стал подвизаться в трудах и молитве, восходя от подвига к подвигу к высшему иноческому совершенству.

    Враг старался возбудить в святом Афанасии ненависть к избранному им месту, борол его непрестанными помыслами. Подвижник решил потерпеть год, а там, как Господь устроит, так и поступить. В последний день срока, когда святой Афанасий стал на молитву, внезапно осиял его Небесный Свет, исполнив неизреченной радости, все помыслы развеялись, а из глаз потекли благодатные слезы. С тех пор получил святой Афанасий дар умиления, а место своего уединения возлюбил с той же силой, как раньше ненавидел. В то время Никифор Фока, пресытившись воинскими подвигами, вспомнил свой обет стать иноком и просил преподобного Афанасия на его средства устроить монастырь, т. е. построить для него и братий келлии для безмолвия и храм, где бы братия приобщалась по воскресеньям Божественных Христовых Таин.

    Избегая забот и попечений, блаженный Афанасий сначала не соглашался принять ненавистное золото, но, видя горячее желание и доброе намерение Никифора и узрев в этом волю Божию, приступил к устройству монастыря. Он воздвиг большой храм в честь святого Пророка и Предтечи Христова Иоанна и другой храм, у подножия горы, во имя Пресвятой Девы Богородицы. Вокруг храма появились келлии, возникла на Святой Горе чудная обитель. В ней были сооружены трапезная, больница и странноприимница и другие необходимые постройки.

    В монастырь отовсюду стекалась братия не только из Греции, но и из других стран: простые люди и знатные вельможи, пустынники, подвизавшиеся долгие годы в пустыне, игумены многих монастырей и архиереи желали быть простыми иноками в Афонской Лавре святого Афанасия.

    Святой игумен установил в обители общежительный устав по подобию древних палестинских обителей. Богослужения совершались со всей строгостью, никто не дерзал разговаривать во время службы, опаздывать или выходить без нужды из храма.

    Сама Пречистая Богородица, Небесная Владычица Афона, благоволила к святому. Много раз он удостаивался видеть Ее чувственными очами. Попущением Божиим, случился в монастыре такой голод, что иноки один за другим стали покидать Лавру. Преподобный остался один и в минутной слабости тоже помыслил уйти. Вдруг он увидел Женщину под воздушным покрывалом, идущую ему навстречу. «Кто ты и куда идешь?» — тихо спросила Она. Святой Афанасий с невольной почтительностью остановился. «Я здешний инок», — отвечал святой Афанасий и рассказал о себе и своих заботах. «И ради куска хлеба насущного ты бросаешь обитель, которой предстоит прославиться в роды и роды? Где твоя вера? Воротись, и Я помогу тебе». «Кто ты?», — спросил Афанасий. «Я Матерь Господа твоего», — отвечала Она и повелела Афанасию ударить жезлом в камень, так что из трещины пробился источник, который существует и ныне, напоминая о чудном посещении.

    Число братии росло, в Лавре шли строительные работы. Преподобный Афанасий, провидя время своего отхода ко Господу, пророчествовал о своей близкой кончине и просил братию не соблазниться о том, что произойдет. «Ибо иначе судят люди, иначе устрояет Премудрый». Братия недоумевала и размышляла над словами Преподобного. Преподав братии свои последние наставления и утешив всех, святой Афанасий зашел в свою келлию, надел мантию и священный куколь, который надевал только по великим праздникам, после продолжительной молитвы вышел. Бодрый и радостный, святой игумен поднялся с шестью братиями на верх храма осмотреть строительство. Вдруг, неведомыми судьбами Божиими, верх храма обрушился. Пятеро братий тотчас предали свой дух Богу. Преподобный же Афанасий и зодчий Даниил, заваленные камнями, остались живы. Все слышали, как Преподобный призывал Господа: «Слава Тебе, Боже! Господи, Иисусе Христе, помоги мне!» Братия с великим плачем начали откапывать своего отца из-под развалин, но нашли его уже скончавшимся.

    Житие святого Афанасия Афонского

    Афанасий является основателем Великой Лавры, находящейся на Священной горе Афон. Преподобный монах также известен в качестве идейного создателя общинного образа жития в монастырях Греции. Родился в Каппадокийской городе Тразепунд, осиротел в детстве, воспитывался у праведной монахини, после был при дворе правителя Романа II, в середине X столетия поселился на горе Афон. Будучи монахом, Афанасий объединял скиты и давал отпор разбойникам-сарацинам.

    Начало служения

    Родился в 930 г. в Каппадокийском городе Трапезунд в благородной и верующей семье, при ритуале крещения получил имя Авраамия. Уже в раннем детстве он остался без отца и матери, мальчика взяла к себе благодетельная монахиня Канита, супруга знатного городского помещика, приходящаяся будущему святителю родственницей. В детстве Авраамий сторонился шумных игр, предпочитая уединение в лесной чаще или пещере с одним-двумя друзьями. Родственников радовало то, что мальчик легко обучался и рос сообразительным.

    • Однажды на отрока Авраамия обратил внимание императорский чиновник, приехавших в Трапезунд по важным политическим делам. Вельможа восхитился способностями мальчика и увез его в Константинополь. Юноша поселился в доме знаменитого военачальника. Науки и искусства ему преподавал учитель по имени Афанасий. Авраамий блестяще изучил литературу и вскоре сам начал преподавать, несмотря на юные годы и небольшой опыт.
    • Будущий святитель не забывал вести подвижнический образ жизни, который полюбил с детских лет. Он сторонился богатого и питательного стола, обменивал принесенную слугами вкусную пищу на кусок простого ячменного хлеба. Он соблюдал строгий пост, боролся с дневным сном, обливаясь холодной водой, раздавал одежду бедствующим.
    • Молодой Авраамий был приветлив к людям, вел чистую и праведную жизнь, поэтому вокруг него собиралось большое количество таких же учеников, как и он сам. Правитель Константин VII перевел будущего святителя в другую школу, чтобы отгородить его от излишнего внимания, мешающего обстоятельному обучению. Однако преданные друзья Авраамия не желали расставаться со своим любимым и мудрым не по годам товарищем и наставником. Великий ученик не желал ссоры с учителем Афанасием, ведь от старца могли отвернуться многие последователи, и не хотел явных почестей, поэтому отказался от императорских даров и решил покинуть светское общество.
    • Вскоре Авраамий познакомился со святым подвижником по имени Михаил Малеин, служившим в сане игумена в монастыре на Киминской горе. Юноша восхищался нравственными качествами этого знаменитого монаха, он открыл иноку свое желание приобщится к монастырской жизни. Михаил согласился стать для Авраамия святым духовником, вместе они направились на Киминскую гору. Здесь юноша принял постриг и получил имя Афанасия, что значит «бессмертный». Святой старец разглядел в своем ученике великую предрасположенность к аскетическим практикам, поэтому решил сделать его непревзойденным подвижником, закаленным в смирении и угодничестве Богу.
    • Преподобный Михаил настоял, чтобы Афанасий снизил строгость своего послушания для сбережения тела. Ученик отныне спал на тюфяке, а не в сидячем положении, как привык, принимал пищу один раз в трое суток, а не в одну неделю. В монастырских условиях Афанасий работал над переписью церковных книг, занимал пост помощника пономаря, с великим усердием усмиряя свою волю. Зная о беспрекословном подчинении ученика Михаила, братия прозвала его «сыном послушания».

    В 963 г. преподобный Афанасий основал Великую Лавру на Священной горе Афон. Большинство построек возводилось за счет финансирования византийских императоров. Обитель процветала и становилась больше и богаче, получая пожертвование в виде золота и земельных территорий. Кризис пришел со времен, когда обитель стала подвергаться нашествиям пиратов и разбойников. Состояние ухудшилось после частых землетрясений и налогообложения турецкого ига. Главный храм Лавры — кафоликон с двумя приделами, в одном из них находится гробница святого Афанасия.

    Преподобный старец Михаил сказал братии, что сделает Афанасия свои преемником. Некоторые иноки стали докучать последнему льстивыми и сладкими речами. Однако ученик Михаила не возжелал брать на себя роль игумена, поэтому обратился в бегство, захватив только одежду и две священные книги. Афанасий отправился на гору Афон, которой он восхищался с юных лет.

    • Здешние отшельники жили в собственноручно построенных шалашах, они игнорировали заботу о телесной оболочке и не возделывали землю. Преподобный восхищался их грандиозным аскетизмом, а спустя время стал учеником одного святого старца. Афанасий поселился рядом с мудрецом и представился всем здешним инокам простым и безграмотным моряком, потерпевшим кораблекрушение. Он сделал это, чтобы избежать излишнего внимания к себе.
    • Вскоре монахи раскрыли тайну новоприбывшего, но, войдя в его положение, обещали не выдавать секрет людям, которые попытаются найти святителя. Протоиерей Стефан выделил Афанасию удаленную келью, где последний мог жить в безмолвии и уединении, занимаясь переписью священных книг.
    • Спустя время помощники императора Никифора обнаружили сбежавшего от мирской суеты монаха. Афонские иноки, увидев привилегии, которыми окружен Афанасий, стали просить о расширении главного храма, — правитель дал согласие.

    В своем письме к императору преподобный Афанасий ясно выразил свою точку зрения, огорченный император же велел отыскать своего бывшего друга. Они помирились спустя несколько лет, правитель принес искренние извинения. Незадолго до встречи святитель в видении узрел, что Никифор погибнет на троне от рук врагов, так и не поселившись в Великой Лавре.

    Жизнь в монастыре

    Святой основатель делал все возможное для того, что основанный им монастырь созревал и процветал. Эти места привлекали все больше искренних приверженцев христианства. Преподобный ни на мгновение не останавливал внутреннюю молитву перед Господом и трудился, не жалея сил. Из его глаз постоянно текли слезы, которыми он пропитывал свой платок. Эта ткань впоследствии исцеляла многие болезни.

    Несмотря на пост настоятеля, он с каждым человеком общался на равных и стремился оказать посильную услугу. Святитель не брезговал общения с прокаженными, долго простаивал рядом с умирающими и вселял в них надежду на Царствие Небесное.

    Афанасий поощрял братию в рукоделии, говорил, что праздность губительна и порождает все пороки. Святой отец учил: «Цель иночества состоит в умении стяжать Божественное естество через практику очищения разума и тела». Основатель Лавры был чрезвычайно близок с Творцом, который наделил своего преданного слугу нескончаемой мудростью. Беспорочность и знание Истины помогали Афанасию безукоризненно руководить обителью, исправлять греховное мировоззрение иноков. Он держался строго с простым народом, но с монахами был более мягок.

    Он исцелял людей силою молитвы, но, чтобы скрыть свою силу, прописывал им лекарственные снадобья. После непосредственного диалога со святым подвижником человек возвращался домой свободным от грубых недостатков мировоззрения.

    Окончание земного пути

    Преподобный получил божественное откровение, где узнал о своей скорой кончине. В этот период шло расширение Великой Лавры, Афанасий решил объявить о знамении, облачился в самые торжественные одежды и взобрался на строительную площадку, вокруг которой шла непосредственная работа. Неожиданно на основателя и на шестерых его помощников обрушился купол. Монахи погибли мгновенно, но Афанасий, находясь под тяжестью материала, на протяжении 3 часов повторял молитву.

    Когда братия разобрала обломки, преподобный скончался. Тело хранили в течение 3 дней, оно не подверглось тлену, из единственной раны струилась свежая кровь, которая стала целебной. Ритуал захоронения произошел в Великой Лавре.

    Почитание святого

    Иконе с изображением святого Афанасия молятся о том, чтобы он помог простым верующим справиться с греховными страстями и житейскими проблемами. Образ часто просят об исцелении недугов различной направленности.

    Память преподобного отмечается 5 июля.

    В молитве, обращенной к Афанасию, говорится, что святой монах наставил большое количество людей на путь истинной веры, всегда стремился утешить скорбящих, подавал руку немощным, был всегда любезен и милостивым. Его называют образованным христианином, рассудительным и мудрым наставником, победителем уныния и тоски.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: