Иоанн Дамаскин – житие, описание и история жизни, творения, учения, труды и чудеса святого

преподобный Иоанн Дамаскин

Труды на иностранных языках

Отец и учитель Церкви, богослов, гимнограф, философ, защитник иконопочитания. С его именем связано возникновение образа Богородицы «Троеручица».

Биография

Жизнь преподобного Иоанна Дамаскина до принятия монашества

О биографических подробностях детства и юности преподобного Иоанна Дамаскина достоверно известно немного. Есть основания утверждать, что святой Иоанн родился в Дамаске, во второй половине VII века.

Происходил он из известной и очень обеспеченной семьи. Его предки имели непосредственное отношение к высшим властным структурам, управлявшим на территории Сирии. Дед преподобного, Мансур ибн Серджун, занимал должность руководителя аппарата налоговой службы Дамаска, причём, благодаря своим личностным качествам он сохранял этот пост даже при смене властителей.

О его сыне, Серджуне ибн Мансуре, в одной из хроник конца VII века сообщается и как о христианине, и как о хранителе сокровищ. Судя по оценкам исследователей, предки Иоанна, вероятно, имели сирийское, а не арабское происхождение.

Считается, что существенную роль в обучении преподобного сыграл хорошо образованный инок из Калабрии, выкупленный отцом Иоанна Дамаскина, Сергием (ибн Серджуном), из плена. В своё время увидев этого невольника, обливавшегося горькими слезами, и спросив у него, в чём заключается причина столь безутешного плача, Сергий услышал в ответ, что тот сожалеет, что ему, возможно, придётся умереть, так и не успев никому передать своё духовное богатство (накопленный опыт).

Как выяснилось, инок обладал обширными познаниями в области богословия, философии, музыки, диалектики, риторики, физики, астрономии. Чему именно он учил своего подопечного, неизвестно, но исходя из составленных впоследствии богословских и песнотворческих произведений Иоанна Дамаскина не трудно догадаться, что он сумел вложить в его душу много полезного. Вместе с Иоанном у инока обучался и приемный сын Сергия, Косма (будущий святой Косма Маюмский).

Получив надлежащее образование, Иоанн, как сын высокопоставленного подданного, занял место во властной иерархии, соответствовавшее положению его отца. В отношении рода его профессиональной деятельности нет единогласного мнения. По одним источникам, Иоанн служил в руководстве службы по сбору налогов, а по другим — занимал должность дамасского градоначальника, первого министра халифа.

Будучи окружен привилегиями и почетом, Иоанн Дамаскин, тем не менее, не считал путь светской карьеры и материального благополучия лучшим путём. Его сердце уже тогда было устремлено ко Христу. Утверждают, что уже в те времена он вставал на защиту Православной веры от различных еретиков.

Но вот, Промыслом Божьим ему было суждено встать перед окончательным выбором между мирским счастьем и полным отречением от дел мира сего. Когда при императоре Льве Исаврянине разразились иконоборческие споры, а затем, после 728 года, развернулись и жестокие гонения на почитателей православных икон, Иоанн Дамаскин направил мощь своего таланта, свои знания, свою ревность на борьбу с иконоборческой ересью.

Его устные увещевания и письменные сочинения имели колоссальный успех, что, конечно же, не могло проскользнуть мимо внимания власть имущих поклонников ереси, сильных мира сего (первоначально он написал одно слово в защиту святых икон и отправил его в Константинополь, а затем написал ещё два; см. подробнее: Три защитительных слова против порицающих святые иконы).

Монашеский подвиг

В конце концов деятельность преподобного стала известна и начала раздражать даже самого императора-иконоборца. И тогда еретики воспользовались для борьбы с борцом за чистоту веры излюбленным еретическим оружием — ложью. Только на этот раз ложь была направлена не на догматы веры, а на подрыв репутации их защитника. Иоанна Дамаскина оболгали перед халифом, обвинив в заговоре и измене. Причем, для этого был выбран сколь изощренный, столь и постыдный способ клеветы. Писарь, подделав почерк святого, написал от его имени письмо императору с обещанием сдать город Дамаск. Затем это письмо было передано халифу. В результате Иоанн был подвергнут позору и жестокому наказанию: отсечению руки.

Но особым Божественным вмешательством после слёзной, сердечной молитвы страдальца перед иконой Божьей Матери отрубленная рука, прислоненная к ране и перевязанная платком, чудесным образом была исцелена (в это время он пребывал словно во сне), поруганная честь восстановлена, а хулители посрамлены. Впоследствии, в память и благодарность об этом событии преподобный приложил к иконе образ руки, изготовленный из серебра. В честь этого события в иконографии утвердился образ Богородицы «Троеручица»

Иоанну вновь было предложено место при дворе, но он отказался от должности и, раздав всё своё имущество, освободив рабов, удалился от мира сего, вступив в ряды монашеского братства. Известно, что монашеский постриг осуществлялся в одном из палестинских монастырей. Существует предание, что этим монастырем стала лавра Саввы Освященного. Вместе с монашеством Иоанн принял и новое имя, под которым прославился перед Богом и Церковью — Иоанн (до этого его звали, как деда: Мансур).

Рассказывают, что поначалу монахи относились к нему с настороженностью, ведь всё-таки бывший вельможа. Многие отказывались брать его под своё наставничество. Наконец, нашёлся один суровый подвижник, согласившийся взять его в послушание. Правда, при этом Иоанну было поставлено твёрдое условие, чтобы он решительно отказался от занятий каким-либо литературным трудом. И он отказался.

Но вот случилось, что у одного инока умер родственник, после чего тот, объятый скорбью, стал упрашивать Иоанна написать по этому поводу что-нибудь утешительное. Иоанн долго отказывался, но потом всё же решился и составил надгробные стихи. Стихи оказались прекрасными, однако наставник святого, старец, запретивший ему заниматься писательской деятельностью, вознегодовал и даже выгнал его из кельи. Тогда Иоанн стал просить его о прощении. К этой просьбе подключились и прочие монастырские братия. Наконец, старец согласился простить преподобного, однако тот, по его слову, должен был собственноручно очистить обитель от нечистот.

Иоанн, проявив искреннее смирение, исполнил поручение, чем тронул сердце сурового духовника. Между тем за Иоанна вступилась Сама Божья Матерь, явившись старцу в видении. После этого случая старец благословил Иоанна на литературное творчество во славу Православия.

По некоторым источникам, в своё время Патриарх Иерусалимский Иоанн вызвал Иоанна Дамаскина к себе и посвятил его в сан пресвитера. Вскоре Патриарх почил и Иоанн возвратился в свой монастырь. Шел 735 год.

После того как престол самодержца перешёл к Копрониму, борьба с иконами вспыхнула с ещё большей ожесточенностью. Иоанн Дамаскин, прибыв в Константинополь, смело обличал императора и заглядывавших ему в рот епископов-еретиков. Утверждается, что на Соборе 754 (755) года в адрес святого Иоанна Дамаскина было произнесено анафематствование. Согласно некоторым сведениям, он подвергался даже и заточению в темницу.

Читайте также:
Евфимия Всехвальная: чудо и житие великомученицы, чем помогает

Год смерти преподобного точно не установлен. Полагают, что Иоанн Дамаскин почил о Господе около 775-780 годов.

Творческое наследие

Святой Иоанн был на редкость талантливым и плодовитым церковным писателем. При всей обширности поднимавшихся в его сочинениях тем в них сложно найти место, достойное отрицательной критики. В этом отношении Иоанн Дамаскин справедливо признан одним из наиболее трезвых и ортодоксальных выразителей Священного Предания Церкви.

Среди наиболее знаменитых фундаментальных произведений этого отца выделяется Точное изложение православной веры. Характерной особенностью названного богословского трактата, отличающей его от многих других вероучительных пособий того времени, является чёткое систематизированное изложение, краткое, но ёмкое изъяснение представленных догматических истин.

Другим, не менее примечательным сочинением, можно назвать Философские главы. В рамках этой работы дано четкое разъяснение важнейших богословских выражений и терминов, в том числе, формально заимствованных из философии. Перечислению и разоблачению ересей посвящен труд: О ста ересях вкратце.

Кроме того, преподобный составил множество произведений разной направленности, в том числе, посвященных важнейшим христианским Праздникам (см., например: Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа; Два слова на Рождество Пресвятой Богородицы; Три похвальных слова на Успение Богоматери) а также гимнографического, песнотворческго характера (см.: Пасхальный Канон).

Тропарь преподобному Иоанну Дамаскину, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / монашествующих богодохновенное удобрение, Иоанне премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Иоанну Дамаскину, глас 4

Песнописца и честнаго богоглагольника, / Церкве наказателя и учителя / и врагов сопротивоборца, Иоанна воспоим: оружие бо взем, Крест Господень, / всю отрази ересей прелесть / и яко теплый предстатель к Богу // всем подает прегрешений прощение.

Преподобный Иоанн Дамаскин

Краткое житие преподобного Иоанна Дамаскина.

празднование 4/17 декабря

П реподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии Дамаске. Родители его были знамениты древностью рода и христианским благочестием. Покрываемые Промыслом Божиим, они сохраняли пламенную веру во Христа, хотя мусульмане, завоевавшие ту страну, не дозволяли никому открыто исповедовать веру Христову. Его отец, Сергий Мансур, был главным логофетом (распорядителем казны и сборщиком податей) при дворе халифа Дамасского. Пользуясь своим высоким положением, он выкупал пленных христиан, избавлял от грозившей им смерти и оказывал необходимую помощь. Отец Иоанна заботился о его воспитании и образовании. Усердно просил он Бога послать человека мудрого и благочестивого, который был бы для сына учителем и наставником в добрых делах. На Дамасском рынке в числе пленных христиан увидел Сергий инока Косму, который оказался ученым старцем из Италии. Выпросив у халифа пленного инока, привел он блаженного старца домой и поручил ему Иоанна и приемного сына, которого также звали Космой. Отроки обнаружили необыкновенные способности: легко усвоили грамматику, философию, астрономию и геометрию, а через некоторое время сравнялись с наставником в знании Священного Писания. После смерти отца святой Иоанн по желанию халифа стал его ближайшим советником.

В то время в Византии возникла и быстро распространилась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717 — 741). Став на защиту православного иконопочитания, святой Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Доказывая догмат иконопочитания, он приводил слова святого Василия Великого, который учил, что почитание иконы восходит к ее Первообразу. Мудрые, Богодухновенные писания святого Иоанна и влияние их на сознание людей привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором последний будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо император Лев Исавр отослал халифу. Халиф, не подозревая подлога, приказал отстранить Иоанна от должности, отсечь ему кисть правой руки и повесить ее в центре города на всеобщее обозрение. Вечером по просьбе святого Иоанна халиф повелел вернуть ему отсеченную руку. Приложив ее к суставу, преподобный стал молиться пред иконой Пресвятой Богородицы и просить исцеления. Обессиленный, он задремал на молитве и увидел Божию Матерь. Пречистая сказала, что рука его здорова, и повелела усердно трудиться ею во славу Божию. Проснувшись, святой Иоанн ощупал свою руку и увидел ее исцеленной. В память об этом дивном чуде преподобный Иоанн носил на голове плат, которым была обвита его отсеченная рука, и всю дальнейшую жизнь с благодарностью и любовью воспевал в своих произведениях Пречистую Богородицу.

Узнав о чуде, халиф понял, что святой Иоанн не виновен, просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность. Но преподобный раздал свое богатство и вместе с приемным братом Космой отправился в Иерусалим. Они были приняты простыми послушниками в Лавру преподобного Саввы Освященного. Никто из монастырской братии, зная, что послушник Иоанн человек мудрый и знатный, не соглашался быть его духовным наставником. На это согласился лишь один простой старец, который стал строжайшим образом воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Он запретил святому Иоанну писать и наставлял забыть все мирские науки. Однажды старец собрал много корзин, изготовленных иноками обители, и послал преподобного в Дамаск продать их по чрезмерно высокой цене. Проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа, одетый в бедные одежды, ходил по рынку Дамаска. Желающие купить корзины, услышав их цену, бранили и оскорбляли Иоанна. Преподобного узнал его бывший слуга, удивился его нищенскому виду и смирению и купил все корзины по назначенной цене.

По прошествии некоторого времени в монастыре скончался один из иноков. Брат его просил преподобного Иоанна написать для утешения надгробную песнь. Преподобный Иоанн долго отказывался, боясь нарушить запрет старца, но из милосердия уступил просьбам и написал свои знаменитые надгробные тропари: «Кая житейская сладость бывает печали непричастна. »; «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть. » и другие. За ослушание старец изгнал преподобного Иоанна из своей келии, но монахи стали просить за него. Тогда старец наложил на преподобного Иоанна тяжелую епитимию: вычистить в монастыре все отхожие места. Преподобный со старанием выполнял это послушание; даже суровый наставник удивился такому смирению. Через несколько дней в ночном видении старцу явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Зачем ты заградил источник, могущий источать сладкую и изобильную воду. Не препятствуй источнику течь. он всю вселенную протечет и напоит. »

Читайте также:
Житие чудотворца Спиридона Тримифунтского - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

С того времени преподобный Иоанн начал беспрепятственно писать церковные песнопения и духовные книги, из которых особенно известны: «Источник знания» («О ересях», «О правой вере и о воплощении Предвечного Слова», «Точное изложение Православной веры»), Пасхальная служба, каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознесение Господне и другие. В этих трудах преподобного поощрял и помогал ему приемный брат Косма, впоследствии поставленный во епископа Маюмского Иерусалимским Патриархом. Тот же Патриарх рукоположил преподобного Иоанна во священника и назначил его проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру святого Саввы, где трудился до конца своих дней.

На Константинопольском Соборе 754 года преподобный обличал иконоборчество. Его подвергли заключению и пыткам, которые преподобный Иоанн стойко перенес и, по милости Божией, остался жив. Преставился преподобный Иоанн Дамаскин около 780 года в возрасте 104 лет и был погребен в Лавре святого Саввы.

При византийском императоре Андронике II (1282—1328) его святые мощи были перенесены в Константинополь.

Житие Иоанна Дамаскина — освещаем вопрос

Христианский святитель высоко чтим Православием в лике преподобных (совершивших великий жертвенный подвиг ради Единого Господа), считается одним из прародителей Церкви, писал философские и богословские трактаты. Житие Иоанна было создано монахом Симеоновского монастыря в XI в.

Молятся преподобному Иоанну Дамаскину об укреплении веры и здоровье

В России икона святого Иоанна Дамаскина хранится в Зачатьевском женском монастыре в Москве, образ святого есть и в армянской церкви Ростова-на-Дону.

Икона Иоанна Дамаскина помогает в укреплении веры и духовности, также святого просят об исцелении заболеваний и увечий рук и ног

Молитва Иоанну Дамаскину

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Иоанне! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих, моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.

Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас

Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Письменное наследие

В период с 705 по 716 гг. святитель достиг высшей власти, он являлся ближайшим советником правителя. Однако И. Дамаскин никогда не забывал о своей истинной миссии на земле — служении во имя Всевышнего Господа.

Важно! Главная цель в жизни преподобного — проповедь христианского учения и изобличение всяческих ересей и лжеучений.

Как только Иоанн получил такую возможность, он сразу же принялся искоренять вредные идеи из умов простых людей при помощи рукописей.

И. Дамаскин считается знаковым богословом и систематизатором христианского учения. Главный его труд имеет название «Источник знания», состоящий из трех разделов. Он также писал сочинения, в которых разоблачал различные ереси (монофизитов, манихеев, несториан). Иоанн составил несколько проповедей о Пречистой Деве, сочинял каноны (жанр гимнографии).

«Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина

Самое значимое сочинение И. Дамаскина называется «Источник знания».

Рукопись состоит из трех частей:

  • первая содержит основы христианской эпистемологии (знания как такового), основные термины учения;
  • во второй святитель пишет об истории более сотни еретических направлений;
  • в третьей он рассматривает главные догматы Православия.

Исследователи предполагают, что этот монументальный труд начал создаваться ближе к концу жизни святителя Иоанна

Созданная им богослужебная книга под названием Осмогласник (Октоих) и до настоящего времени вселяет радость в истинных последователей Церкви. В основании первой торжественной песни он вложил благодарственную молитву Моисея, за ней пошли и другие религиозные гимны. Октоих еще при жизни святого Иоанна распространился в землях Востока, а вскоре покорил сердца верующих Запада.

Важно! Эта книга придала богослужениям особенную определенность и единство, она позволила привнести необходимый систематизированный порядок при исполнении гимнов.

Иоанн писал жития святых, праздничные и умилительные молитвословия, излагал догматы христианства и описывал многие божественные таинства. Все его сочинения считаются полезными для становления праведного мировоззрения.

К созданию рукописей его поощрял и близкий друг Косма, который любил помогать преподобному в составлении церковных гимнов. В почтенном возрасте И. Дамаскин получил от патриарха Иерусалима чин пресвитера, однако, он недолго носил это звание и, спустя время, возвратился в обитель Саввы Освященного. Здесь старец уединился в собственной келье, продолжал заниматься изучением Писаний и созданием книг.

Перед самой кончиной преподобный собрал все свои рукописи и решил проверить их на наличие ошибок и неточностей, он хотел, чтобы каждое слово могло легко входить в умы читателей и не вызывать разногласий.

Житие преподобного Иоанна Дамаскина

Сочинения

Иоанн Дамаскин известен как крупнейший систематизатор христианского вероучения; ему принадлежит фундаментальный труд «Источник знания», включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях») и догматический («Точное изложение православной веры») разделы.

Читайте также:
Евстафий Плакида: житие и биография святого, чем помогает и о чем молятся

К полемическим сочинениям относятся «Три слова в защиту иконопочитания» (против иконоборцев), слова против несториан, монофизитов (акефалов, яковитов), монофелитов, манихеев и возможно, «Беседа сарацина с христианином» (против ислама).

Кроме того, Иоанну принадлежит ряд проповедей о Богородице.

Экзегетикой Иоанн Дамаскин занимался сравнительно мало, он составил несамостоятельные толкования на послания апостола Павла, которыми, возможно, пользовались епископ Икумений и блаженный Феофилакт Болгарский.

Иоанну приписывается житие Варлаама и Иоасафа, но, по утверждению протоиерея Георгия Флоровского, оно было составлено ещё в середине VII века в обители преподобного Саввы другим Иоанном.

Иоанном был написан ряд канонов, особых песнопений палестинского типа, с IX века вошедших в употребление восточной Церкви. Им были написаны Канон Пасхе, Рождеству и ряду других христианских праздников. Кроме того, считается, что Иоанн составил воскресный «Октоих» (Осмогласник, Октай). Именем Иоанна Дамаскина надписаны некоторые молитвы, вошедшие в состав последования вечерних молитв и ко Святому Причащению.

Иоанн родился в христианской семье

Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в мусульманском Дамаске, в христианской семье. Христиан в городе к тому времени осталось немного, их притесняли и преследовали. Это повлияло на биографию святого, ведь он рос там, где было трудно стать христианином.

год рождения Преподобного Иоанна Дамаскина

Дед и отец будущего святого служили при дворе верховного правителя — халифа, но никогда не изменяли своей христианской вере и воспитывали Иоанна в традициях истинного христианства. Долго искал отец Иоанна достойного учителя и наставника своему сыну.

Он хотел, чтобы наставник передал отроку мудрость и глубину Священного Писания, чтобы вера христианская стала тем живительным источником, из которого сын будет черпать силу, сострадание и любовь.

Наконец с невольничьего рынка привели в дом пленного инок из Италии, который обладал обширными познаниями в Священном Писании и точных науках. Он и стал наставником и учителем Иоанну и его приёмному брату Косьме.

Господь наделил Иоанна Дамаскина неординарными способностями, потому отрок с лёгкостью постигал богословие, философию, математику, астрономию, стихосложение.

Преподобный Иоанн Дамаскин с приёмным братом Косьмой — епископом Маюмским

В искусстве

Кантата для хора и оркестра «Иоанн Дамаскин», написанная русским композитором Сергеем Ивановичем Танеевым на слова A. К. Толстого (op. 1) в 1884 году.

Преподобный Иоанн был послушником в лавре Саввы Освященного

Чудесное исцеление Иоанн Дамаскин принял за знак посвятить жизнь Господу, а потому, раздав бедным всё, что имел, стал послушником монастыря Саввы Освященного в Иудейской пустыне. К этому времени Иоанн написал несколько богословских трудов и церковных песнопений, однако его духовный наставник в монастыре запретил новому послушнику заниматься этим, так как считал, что подобный запрет необходим для усмирения гордыни.

Иоанн смиренно повиновался, но однажды в порыве милосердия, уступив настоятельным просьбам инока, удручённого смертью брата, написал в утешение ему надгробные тропари. К слову, тропари — краткие песнопения до сих пор исполняются в православных церквях, а в России этот канон звучит в переложении Алексея Толстого.

Какая сладость в жизни сей
Земной печали не причастна?
Чье ожиданье не напрасно
И где счастливый меж людей?
Все то превратно, все ничтожно,
Что мы с трудом приобрели, —
Какая слава на земли
Стоит тверда и непреложна?

Святой старец, духовный наставник Иоанна Дамаскина, расценил такой поступок как непослушание и назначил ему суровое наказание.

Иоанн повиновался духовнику и смиренно выполнял самую грязную работу в монастыре.

Но вскоре святому старцу было видение: явившаяся ему Пресвятая Богородица повелела не запрещать Иоанну писать богословские книги. Чтобы не перекрывать источник, который может напоить всех христианской любовью и помочь сердцам укрепиться в вере.

Богословские труды — духовное наследие Иоанна Дамаскина

В Лавре Саввы Освященного написал преподобный Иоанн труды по догматическому богословию и книги догматико — полемического характера, гимнографию и канонические молитвы.

Его книга «Источник знания» включает полный свод христианских догматов, это систематизированное изложение православного вероучения.

«Три слова в защиту иконопочитания» преподобный Иоанн Дамаскин написал, чтобы чуждое, ошибочное учение еретиков об иконоборстве не смогло извратить основы православной веры, не смогло внести смуту в души истинных христиан.

В книге «Точное изложение православной веры» есть подробные ответы на непростые богословские вопросы о Боге, духовном мире человека, жизни земной и небесной.

Преподобный Иоанн Дамаскин отредактировал и дополнил богослужебные тексты Октоиха, а в православных храмах и сейчас исполняются написанные им каноны На Рождество, Богоявление, Воскресение и другие.

В 754 году на Соборе в Константинополе преподобный Иоанн Дамаскин снова выступил с обличением иконоборцев в ереси и отступлении от догматов православной церкви. За это он подвергся заключению и пыткам, но не изменил своим христианским убеждениям и своей вере.

До самых последних своих дней преподобный Иоанн неустанно трудился над писанием богословских книг, оставив после себя огромное духовное наследие.

Литература

Ioannis Damasceni Opera, 1603

Русские переводы

Святые мощи преподобного Иоанна Дамаскина находятся в четырех разных местах

день памяти преподобного Иоанна Дамаскина

Преставился святой Иоанн Дамаскин около 780 года и был похоронен в Лавре Саввы Освященного, а позже его мощи были перенесены в Константинополь.

Сейчас часть мощей святого находится в Лавре Саввы Освященного, часть — в монастырях на Кипре и в Греции, в Казанском храме Новодевичьего монастыря в Санкт- Петербурге.

Воскресенский Новодевичий Монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург. Здесь хранится часть мощей Иоанна Дамаскина

Молятся преподобному Иоанну Дамаскину об укреплении веры и здоровье

В России икона святого Иоанна Дамаскина хранится в Зачатьевском женском монастыре в Москве, образ святого есть и в армянской церкви Ростова-на-Дону.

Икона Иоанна Дамаскина помогает в укреплении веры и духовности, также святого просят об исцелении заболеваний и увечий рук и ног

Молитва Иоанну Дамаскину

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Иоанне! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих, моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.

Читайте также:
Антипа Пергамский: житие и биография священномученика, в чем помогает

Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас

Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Преподобный Иоанн Дамаскин и А.К. Толстой (поэма «Иоанн Дамаскин»)

Жизнь преподобного Иоанна Дамаскина до принятия монашества

О биографических подробностях детства и юности преподобного Иоанна Дамаскина достоверно известно немного. Есть основания утверждать, что святой Иоанн родился в Дамаске, во второй половине VII века.

Происходил он из известной и очень обеспеченной семьи. Его предки имели непосредственное отношение к высшим властным структурам, управлявшим на территории Сирии. Дед преподобного, Мансур ибн Серджун, занимал должность руководителя аппарата налоговой службы Дамаска, причём, благодаря своим личностным качествам он сохранял этот пост даже при смене властителей.

О его сыне, Серджуне ибн Мансуре, в одной из хроник конца VII века сообщается и как о христианине, и как о хранителе сокровищ. Судя по оценкам исследователей, предки Иоанна, вероятно, имели сирийское, а не арабское происхождение.

Считается, что существенную роль в обучении преподобного сыграл хорошо образованный инок из Калабрии, выкупленный отцом Иоанна Дамаскина, Сергием (ибн Серджуном), из плена. В своё время увидев этого невольника, обливавшегося горькими слезами, и спросив у него, в чём заключается причина столь безутешного плача, Сергий услышал в ответ, что тот сожалеет, что ему, возможно, придётся умереть, так и не успев никому передать своё духовное богатство (накопленный опыт).

Как выяснилось, инок обладал обширными познаниями в области богословия, философии, музыки, диалектики, риторики, физики, астрономии. Чему именно он учил своего подопечного, неизвестно, но исходя из составленных впоследствии богословских и песнотворческих произведений Иоанна Дамаскина не трудно догадаться, что он сумел вложить в его душу много полезного. Вместе с Иоанном у инока обучался и приемный сын Сергия, Косма (будущий святой Косма Маюмский).

Получив надлежащее образование, Иоанн, как сын высокопоставленного подданного, занял место во властной иерархии, соответствовавшее положению его отца. В отношении рода его профессиональной деятельности нет единогласного мнения. По одним источникам, Иоанн служил в руководстве службы по сбору налогов, а по другим — занимал должность дамасского градоначальника, первого министра халифа.

Будучи окружен привилегиями и почетом, Иоанн Дамаскин, тем не менее, не считал путь светской карьеры и материального благополучия лучшим путём. Его сердце уже тогда было устремлено ко Христу. Утверждают, что уже в те времена он вставал на защиту Православной веры от различных еретиков.

Но вот, Промыслом Божьим ему было суждено встать перед окончательным выбором между мирским счастьем и полным отречением от дел мира сего. Когда при императоре Льве Исаврянине разразились иконоборческие споры, а затем, после 728 года, развернулись и жестокие гонения на почитателей православных икон, Иоанн Дамаскин направил мощь своего таланта, свои знания, свою ревность на борьбу с иконоборческой ересью.

Его устные увещевания и письменные сочинения имели колоссальный успех, что, конечно же, не могло проскользнуть мимо внимания власть имущих поклонников ереси, сильных мира сего (первоначально он написал одно слово в защиту святых икон и отправил его в Константинополь, а затем написал ещё два; см. подробнее: Три защитительных слова против порицающих святые иконы).

Преподобный Иоанн был послушником в лавре Саввы Освященного

Чудесное исцеление Иоанн Дамаскин принял за знак посвятить жизнь Господу, а потому, раздав бедным всё, что имел, стал послушником монастыря Саввы Освященного в Иудейской пустыне.

К этому времени Иоанн написал несколько богословских трудов и церковных песнопений, однако его духовный наставник в монастыре запретил новому послушнику заниматься этим, так как считал, что подобный запрет необходим для усмирения гордыни.

Иоанн смиренно повиновался, но однажды в порыве милосердия, уступив настоятельным просьбам инока, удручённого смертью брата, написал в утешение ему надгробные тропари.

К слову, тропари — краткие песнопения до сих пор исполняются в православных церквях, а в России этот канон звучит в переложении Алексея Толстого.

Какая сладость в жизни сей Земной печали не причастна? Чье ожиданье не напрасно И где счастливый меж людей? Все то превратно, все ничтожно, Что мы с трудом приобрели, — Какая слава на земли Стоит тверда и непреложна?

Святой старец, духовный наставник Иоанна Дамаскина, расценил такой поступок как непослушание и назначил ему суровое наказание.

Иоанн повиновался духовнику и смиренно выполнял самую грязную работу в монастыре.

Но вскоре святому старцу было видение: явившаяся ему Пресвятая Богородица повелела не запрещать Иоанну писать богословские книги. Чтобы не перекрывать источник, который может напоить всех христианской любовью и помочь сердцам укрепиться в вере.

Монашеский подвиг

В конце концов деятельность преподобного стала известна и начала раздражать даже самого императора-иконоборца. И тогда еретики воспользовались для борьбы с борцом за чистоту веры излюбленным еретическим оружием — ложью. Только на этот раз ложь была направлена не на догматы веры, а на подрыв репутации их защитника. Иоанна Дамаскина оболгали перед халифом, обвинив в заговоре и измене. Причем, для этого был выбран сколь изощренный, столь и постыдный способ клеветы. Писарь, подделав почерк святого, написал от его имени письмо императору с обещанием сдать город Дамаск. Затем это письмо было передано халифу. В результате Иоанн был подвергнут позору и жестокому наказанию: отсечению руки.

Читайте также:
Житие великомученика Трифона – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Но особым Божественным вмешательством после слёзной, сердечной молитвы страдальца перед иконой Божьей Матери отрубленная рука, прислоненная к ране и перевязанная платком, чудесным образом была исцелена (в это время он пребывал словно во сне), поруганная честь восстановлена, а хулители посрамлены. Впоследствии, в память и благодарность об этом событии преподобный приложил к иконе образ руки, изготовленный из серебра. В честь этого события в иконографии утвердился образ Богородицы «Троеручица»

Иоанну вновь было предложено место при дворе, но он отказался от должности и, раздав всё своё имущество, освободив рабов, удалился от мира сего, вступив в ряды монашеского братства. Известно, что монашеский постриг осуществлялся в одном из палестинских монастырей. Существует предание, что этим монастырем стала лавра Саввы Освященного. Вместе с монашеством Иоанн принял и новое имя, под которым прославился перед Богом и Церковью — Иоанн (до этого его звали, как деда: Мансур).

Рассказывают, что поначалу монахи относились к нему с настороженностью, ведь всё-таки бывший вельможа. Многие отказывались брать его под своё наставничество. Наконец, нашёлся один суровый подвижник, согласившийся взять его в послушание. Правда, при этом Иоанну было поставлено твёрдое условие, чтобы он решительно отказался от занятий каким-либо литературным трудом. И он отказался.

Но вот случилось, что у одного инока умер родственник, после чего тот, объятый скорбью, стал упрашивать Иоанна написать по этому поводу что-нибудь утешительное. Иоанн долго отказывался, но потом всё же решился и составил надгробные стихи. Стихи оказались прекрасными, однако наставник святого, старец, запретивший ему заниматься писательской деятельностью, вознегодовал и даже выгнал его из кельи. Тогда Иоанн стал просить его о прощении. К этой просьбе подключились и прочие монастырские братия. Наконец, старец согласился простить преподобного, однако тот, по его слову, должен был собственноручно очистить обитель от нечистот.

Иоанн, проявив искреннее смирение, исполнил поручение, чем тронул сердце сурового духовника. Между тем за Иоанна вступилась Сама Божья Матерь, явившись старцу в видении. После этого случая старец благословил Иоанна на литературное творчество во славу Православия.

По некоторым источникам, в своё время Патриарх Иерусалимский Иоанн вызвал Иоанна Дамаскина к себе и посвятил его в сан пресвитера. Вскоре Патриарх почил и Иоанн возвратился в свой монастырь. Шел 735 год.

После того как престол самодержца перешёл к Копрониму, борьба с иконами вспыхнула с ещё большей ожесточенностью. Иоанн Дамаскин, прибыв в Константинополь, смело обличал императора и заглядывавших ему в рот епископов-еретиков. Утверждается, что на Соборе 754 (755) года в адрес святого Иоанна Дамаскина было произнесено анафематствование. Согласно некоторым сведениям, он подвергался даже и заточению в темницу.

Год смерти преподобного точно не установлен. Полагают, что Иоанн Дамаскин почил о Господе около 775-780 годов.

Место погребения

Вход в пещеру-келью (слева) и усыпальница прп. Иоанна Дамаскина (в центре). Лавра преподобного Саввы Освященного. Иудейская пустыня.

В Лавре Саввы Освященного сохранилась пещера-келья преподобного Иоанна Дамаскина и часовня Иоанна Крестителя. Находится к северу от Архангельской церкви, выше последней. Профессор Йосеф Патрих из института археологии Иерусалимского университета указывает, что часовня была устроена в келье Иоанна Дамаскина после его смерти и освящена в его честь [4]. Епископ Мефодий (Кульман) утверждает [5], что часовня была построена самим Иоанном Дамаскином над своей кельей и освящена во имя небесного покровителя Иоанна Дамаскина — Иоанна Предтечи [6].
В часовне – гробница прп. Иоанна Дамаскина с надписью, гласящей «Ὁ τάφος τοῦ ἁγίου Ἰωάννου τοῦ Δαμασκηνοῦ» – «Гроб святого Иоанна Дамаскина». Над входом в часовню икона, изображающая преподобного с красным шрамом поперек запястья (в память о чудесном приживлении кисти, отсеченной у Иоанна Дамаскина по приказу дамасского халифа).

Творческое наследие

Святой Иоанн был на редкость талантливым и плодовитым церковным писателем. При всей обширности поднимавшихся в его сочинениях тем в них сложно найти место, достойное отрицательной критики. В этом отношении Иоанн Дамаскин справедливо признан одним из наиболее трезвых и ортодоксальных выразителей Священного Предания Церкви.

Среди наиболее знаменитых фундаментальных произведений этого отца выделяется Точное изложение православной веры. Характерной особенностью названного богословского трактата, отличающей его от многих других вероучительных пособий того времени, является чёткое систематизированное изложение, краткое, но ёмкое изъяснение представленных догматических истин.

Другим, не менее примечательным сочинением, можно назвать Философские главы. В рамках этой работы дано четкое разъяснение важнейших богословских выражений и терминов, в том числе, формально заимствованных из философии. Перечислению и разоблачению ересей посвящен труд: О ста ересях вкратце.

Кроме того, преподобный составил множество произведений разной направленности, в том числе, посвященных важнейшим христианским Праздникам (см., например: Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа; Два слова на Рождество Пресвятой Богородицы; Три похвальных слова на Успение Богоматери) а также гимнографического, песнотворческго характера (см.: Пасхальный Канон).

Почитание

Несмотря на великое значение его трудов, о жизни преподобного Иоанна мы знаем немного, так как известные нам его жития были составлены в веке, и в них нелегко выделить бесспорное и достоверное.

При византийском императоре Андронике II (1282–1328) святые мощи преподобного Иоанна были перенесены в Константинополь.

В настоящее время известно о нахождении мощей святого Иоанна в Лавре Саввы Освященного, монастыре Георгия Аламана (Кипр), монастыре Иоанна Богослова на Патмосе (Греция) и в церкви Сан-Джорджо деи Гречи (Венеция). Часть мощей также находится в Казанском храме Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.

Шуйца (левая рука) преподобного Иоанна Дамаскина. Воскресенский Новодевичий женский монастырь. Санкт-Петербург

18 сентября 2013 года в Санкт-Петербургский Воскресенский Новодевичий монастырь был передан ковчег со шуйцей (левой рукой) преподобного Иоанна Дамаскина [7].

Русский святой на Армянском кладбище (Иоанн Домовский)

В Донской митрополии создана специальная комиссия по канонизации святых. Уже определены первые кандидатуры, которые могут обрести официальное признание Русской православной церковью в качестве новоявленных святых. В числе первых называется имя ростовского священника протоиерея Иоанна Домовского. В нашем городе уже существует настоящий культ этого безусловно достойного человека, могила которого находится на Армянском кладбище. ЛИК НА КРЕСТЕ Это захоронение найти легко: оно находится справа от центрального входа, недалеко от армянского храма Святого Карапета. Большой крест виден издалека. Он возвышается еще над тринадцатью могилками, где стоят кресты поменьше. Все они внутри единой массивной ограды. Судя по надписям, здесь погребены духовные лица, ушедшие в мир иной в 40-60-х годах прошлого века. С овальной эмалевой фотографии, что закреплена на большом кресте, строго глядит лик отца Иоанна. Он прожил почти девять десятков лет и ушел из жизни в марте 1930 года. Это было время невиданных гонений на православную церковь со стороны советской власти. Священнослужителям пришлось испытать суровые невзгоды, но Иоанн Домовский остался тверд в своей вере. Его биография достаточно хорошо изучена. Ей посвящено исследование, изданное Московской патриархией. О жизни ростовского священника рассказывают несколько номеров «Церковного вестника» за 2000 год. По ним мы можем судить, чем отец Иоанн заслужил благоговейное почитание потомков. СЛУЖИЛ И УЧИЛ До революции отец Иоанн Домовский служил настоятелем Александро-Невского храма, который был расположен на углу 2-й Соборной улицы (нынешняя Ереванская) и площади Льва Толстого. Сохранилась запись в Епархиальной книге Екатеринославской епархии за 1914 год: «Александро-Невская церковь — каменная, устроена в 1897 году. Прихожан: 1336 мужского пола и 1346 женского пола. Церковной земли нет. Причт: 2 священника и 2 псаломщика. Настоятель: протоиерей Иоанн Алексеев Домовский — 74 года. Окончил Духовную семинарию. Священник с 1866 года. Орден Анны 2-й степени с 1910 года. Адрес храма: Нахичеван-на-Дону». До 1918 года отец Иоанн преподавал Закон Божий в Екатерининской женской гимназии (сейчас это лицей № 13 на площади Свободы). Проживал он на 2-й Георгиевской улице (ныне улица Комсомольская). По свидетельству современников, возле этого дома все время находились люди, который приходили к отцу Иоанну за советом, духовной помощью или исцелением. Вот вспоминания ростовчанки Татьяны Николаевны Береславич, которая побывала в доме священника еще в детстве. Ее взяла с собой мама, она пришла к батюшке спросить совета по поводу операции на желчном пузыре, предстоявшей мужу. «Маленький домик, в котором отец Иоанн принимал людей, находился в Нахичевани. Прямо с улицы мы попали в маленькую комнату (келию). Батюшка показался мне худеньким, беленьким и весь как бы светился. Он погладил меня по голове и сказал матери: «Не бойся. Пусть делает операцию. Все будет хорошо». И все сбылось по молитвам старца», — вспоминает Т.Н. Береславич. В исторических записях сохранились имена других исцеленных. Например, это ростовчанка Раиса Данилова, на глазах которой в 1918 году революционная толпа разорвала на части человека. После этого женщину стали мучить нервные припадки… Еще одно свидетельство эпохи: при доме батюшки жил юродивый Емельян, который выбирал посетителей. Он высматривал в толпе очередного страждущего и заводил его в келью, держа под локоть. Недостойных приема юродивый не пускал на порог. Бросал в них камни и кричал: «А вас не пущу, косорогие!». БЕЗБОЖНЫЙ ВЕК Иоанн Домовский категорически не принял новую власть, которая объявила безбожие государственной политикой. Об его отношении к представителям этой власти сохранилось множество историй, ставших апокрифами. К примеру, о том, как в годы Гражданской войны к Домовскому на постой были определены два красноармейца, один из которых стал богохульствовать, и вдруг онемел. Бедолага знаками умолял повесить крест ему на шею, и после молитвы отца Иоанна речь вернулась. Другой случай касается двух комсомольцев-атеистов, зашедших в дом к батюшке «просто поболтать». Отец Иоанн поставил два стакана на стол, налил чая и предложил: «Болтайте, сколько вам хочется». Когда большинство церквей Ростова и Нахичевана были закрыты, верующие стали собираться у Иоанна Домовского. Здесь совершались богослужения, даже действовал небольшой хор. За неимением лампадного масла в лампадки стали заливать керосин, но запаха, как отмечали прихожане, не ощущалось… Как ни странно, Иоанн Домовский не был подвергнут репрессиям, как большинство ростовского духовенства, и с этим связывают еще одну историю. Однажды за Домовским приехал «черный воронок» и батюшку увезли. В ходе допроса отец Иоанн сказал следователю: «Я отсюда никуда не уйду, а вот вам сейчас надо быть дома». Как видно, это было произнесено с таким убеждением, что следователь сразу поехал в свою квартиру, и увидел, что от примуса на балконе, где готовился обед, загорелись занавески. Рядом в колыбели лежал младенец, которого от верной гибели спасло слово отца Иоанна. Вернувшись в кабинет, следователь сказал: «Идите домой, батюшка, вас никто больше не тронет». И это сбылось. НЕТЛЕННЫЕ МОЩИ Еще сбылось предсказание отца Иоанна о своей кончине: «Умру в Великий пост. Так как Пасху не застану, то разговеюсь сейчас». И добавил, что хоронить его будут дважды. Умер отец Иоанн Домовский 9 марта 1930 года. Его похоронили на Софиевском кладбище (сейчас там находится стадион «Юность России»). Однако погост закрыли в середине 30-х годов. С большим трудом верующим удалось добиться разрешения о перезахоронении отца Иоанна на Армянском кладбище. Могилу вскрывали ночью. Когда гроб грузили на дроги, он треснул. Тогда стали видны нетленные руки и ноги. Открыть гроб прихожане не решились. Повторно отца Иоанна отпевал игумен Алексий Мельников, который был впоследствии отстранен от служения. Однако до самой своей смерти в 1981 году игумен Алексий ежедневно, в 16 часов, приходил на могилу Иоанна Домовского и совершал моление. Этот духовный подвиг стал еще одной историей, связанной с этим местом.

Читайте также:
Святой Андрей Критский - житие и труды, мощи и дни памяти, творчество

РОСТОВ БЕЗ СВЯТОГО В южной столице исторически купеческие традиции преобладают над духовными. Говоря о небесном покровителе нашего города, мы подразумеваем прежде всего святителя Димитрия Ростовского. Однако он жил в Ростове Великом, и не догадывался, что его именем будет названа крепость на берегу Дона, заложенная императрицей Елизаветой Петровной в 1761 году. Единственным канонизированным нашим земляком на сегодняшний день является Павел Стожков, известный как святой блаженный Павел Таганрогский. Его мощи были обретены в 1999 году, и могила святого (в Таганроге) сегодня является местом паломничества верующих. К лику святых мог быть причислен потомственный гражданин Ростова-на-Дону Гавриил Ильич Шушпанов. Склеп с нетленными останками предположительно этого ростовца был обнаружен при проведении строительных работ на улице Горького, там где ранее стояла Успенская церковь. Однако комиссия по канонизации не нашла достаточных оснований говорить о том, что этот человек прожил жизнь святого. Таким образом, именно у протоиерея Иоанна Домовского наиболее вероятны шансы стать первым святым Ростова-на-Дону.

Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку «Поделиться» и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 17576

olenalex сб, 08/02/2014 — 18:30

  • Домовский Иоанн
  • Кладбище
  • Православие
  • Святой
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Биография Валентина Амфитеатрова

В российской земле воссияло множество святых. Многие из них официально канонизированы в лике святых людей, но есть и такие предстоятели, которых прославляет народ до официального церковного признания. Одним из них является протоиерей Валентин Амфитеатров.

Жизнеописание

Валентин Николаевич Амфитеатров — представитель старинного рода, давшего Русской Церкви известных священнослужителей. Эту славную фамилию носили святитель Филарет, митрополит Киевский, а также Антоний, архиепископ Казанский и Свияжский. В семье его родного брата протоиерея Николая Гавриловича родился мальчик, которого назвали Валентином.

Ранние годы

В возрасте 11 лет юноша поступил учиться в Орловскую духовную семинарию. За год до окончания учёбы он перевелся в семинарию города Киева. С 1854 по 1858 год Валентин Николаевич продолжил получение образования в Московской духовной академии. Много читающий и знающий несколько языков молодой человек надеялся получить назначение на служение в одну из столичных духовных школ, чтобы продолжать саморазвитие вблизи православных святынь и обширных книжных хранилищ. Но в связи с отсутствием вакантных мест в Москве, молодой богослов получил назначение в Калужскую духовную семинарию.

Читайте также:
Франциск Ассизский: жизнь и биография святого, мощи, почитание и дни памяти

Калужский период

В возрасте 24 лет Валентин Амфитеатров женится на Елизавете Ивановне Чупровой — сестре одного из своих учеников и дочери священнослужителя одного из храмов в городе Мосальске. Венчание состоялось в июле 1860 г., а через два месяца богослов принял священный сан. Первым местом его духовного служения стал калужский Благовещенский храм. Также в течение года священник в работе епархиального управления.

Через 4 года отец Валентин получил назначение на должность благочинного церкви во имя Живоначальной Троицы в уездном городе Лихвин Калужской губернии. В это же время он преподавал Закон Божий в местном училище. В 1866 г. Валентин Николаевич был возведён в сан протоиерея. А через 5 лет усердная деятельность священнослужителя была замечена и вознаграждена переводом в Москву.

Московские годы

По приезде в Москву в 1871 г. Валентин Амфитеатров получил должность учителя законов в учительской семинарии. Затем в течение 8 лет в такой же должности он проработал в государственном реальном училище.

В 1874 отец Валентин был назначен настоятелем храма Святых равноапостольных Константина и Елены. Небольшая церковь, считающаяся приходской, находилась на территории Кремля в его юго-восточной части. Из-за малого количества в округе жилых помещений в приходе было мало прихожан.

Интересно! Благодаря усердному служению, доброте и силе Духа, протоиерея Валентина количество прихожан значительно увеличилось. В маленький храм приходили люди не только из близлежащих районов, и, но из отдалённых уголков города.

В течение 18 лет духовный свет батюшки осенял людей, приходящих в Константиновскую церковь со своими печалями и трудностями.

В 1892 г. Валентина Николаевича без его согласия перевели в Архангельский собор Московского Кремля. У нового настоятеля, строго следящим за соблюдением во время богослужения всех церковных традиций и правил, с клиросом собора возник конфликт, который вскоре был разрешён. Но эти события значительно подорвали физическое здоровье проповедника.

Вслед за отцом Валентином в новый приход перешли многие его духовные дети из Константиновского прихода. Особое внимание проповедник уделял бедным и нуждающимся в помощи людям. На эти деяния он выделял собственные средства и призывал на помощь влиятельных и богатых прихожан, которым указывал нуждающихся людей. Все общающиеся с батюшкой люди говорили, что Господом ему ниспослан дар прозорливости и провидения.

Интересно! Высокие духовные качества известного московского проповедника отмечал его современник Иоанн Кронштадтский. Он указывал, приезжающим к нему москвичам, что в их городе есть отец Валентин.

Последние годы

Душевные переживания и упорная напряжённая работа привели к ухудшению здоровья священника. Из-за болезни ног он стал реже проводить службы. В декабре 1901 г. Валентин Николаевич в сопровождении дочери посещал столицу, чтобы попросить освободить его от должности настоятеля Архангельского собора и назначить в небольшой храм, в котором он мог бы иногда проводить службы. Но весной следующего года батюшка полностью лишился зрения, что сделало невозможным продолжения его церковного служения.

Несмотря на развивающуюся физическую немощь, вокруг проповедника продолжали собираться его духовные чада. Сначала он принимал людей в съёмной московской квартире, а затем в доме дочери в подмосковном Очаково. С 1906 г. у отца Валентина начались частые головные боли, бессонница и сердечные приступы. Земной путь протоиерея Валентина Амфитеатрова завершился 20 июля 1908 г.

Почитаемый в народе батюшка был погребён 23 июля, после совершения высшим московским духовенством заупокойной литургии и панихиды, на Ваганьковском кладбище в Москве возле могилы своей супруги, почившей в 1880 г.

Литературная деятельность

Помимо пасторского служения и самосовершенствования, Валентин Амфитеатров занимался сочинительством. К числу опубликованных при жизни работ относятся:

  • Библейская история Ветхого и Нового Завета;
  • Очерки из библейской истории Ветхого Завета.

Но большинство написанных им трудов были опубликованы уже после кончины проповедника. К ним относятся:

  • Духовные беседы, произнесённые в Московском Архангельском соборе в 1899-1902 гг.;
  • Великий пост. Духовные поучения;
  • Воскресные Евангелия. Сборник проповедей.

Протоиерей Валентин Амфитеатров — один из русских проповедников, деятельность которого приближала его духовных детей к Господу. Его духовные качества и ниспосланные ему Отцом Небесным дары прозрения и исцеления и сегодня помогают людям, обращающимся к нему со смиренной молитвой.

Почитание и судьба погребения

С первых дней после смерти любимого духовного отца на его могилу потянулось множество паломников. Вскоре на этом месте появился памятник в виде большой каменной плиты, у которой ежедневно велась панихида. До 1918 г. в дни памяти поминальную службу на месте погребения старца проводили московские архиереи.

С приходом к власти большевиков могила отца Валентина неоднократно подвергалась осквернению. В 20-е гг. был сломан крест, который удалось сохранить Наталье Ивановне Ширяевой. После её смерти святыня, связанная с именем Валентина Амфитеатрова, стояла на могиле его преданной духовной дочери.

В 30-е гг. советские чиновники приказали забетонировать могилы старца и его родственников и поставили часовых, которые не допускали в святое для его духовных чад место людей. Печальная судьба постигла Анну Зерцалову, которая вела подготовительную работу для канонизации батюшки. За неё женщина была арестована и расстреляна на Бутовском полигоне по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Читайте также:
Иоанн Рыльский: житие святого, в чем помогает, мощи и день памят

В 40-е гг. XX в. на месте захоронения была организована братская могила советских солдат. Отец Валентин, предвидя это событие, завещал расположить его могилу как можно глубже. В 90-е гг. Среди солдатских захоронений были установлены два креста, которые отмечали место погребения проповедника. Третий крест был установлен у кладбищенской церкви Воскресения Словущего.

В 1998 г. на заседании комиссии по канонизации святых при Святейшем Синоде было установлено, что для канонизации и прославления протоиерея Валентина Амфитеатрова не существует препятствий. Но на этом процесс канонизации московского проповедника и поборника православной Веры остановился. При этом священнослужители отмечают, что молиться ему можно за пределами культовых зданий.

Интересно! Паломники отмечают, что по молитве протоиерею Валентину у любого из трёх крестов, стоящих на Ваганьковском кладбище, просящие о помощи получают её. И это предсказывал старец перед кончиной, говоря, что он окажет помощь любому просящему на его могиле или далеко от неё.

Жизнеописание Валентина Амфитеатрова и чудеса на его могиле

Биография Валентина Амфитеатрова

Род, из которого происходил будущий настоятель московского Архангельского собора, дал России немало талантливых священнослужителей. Отец его, Николай, был протоиереем в с. Высокое Кромского уезда Орловской губернии. Мать Анна – благочестивая христианка.

Дом семьи Амфитеатровых-Викторовых в Очаково

Родным дядькой Валентину Николаевичу приходился архиепископ Казанский Антоний, а двоюродным дедом – митрополит Киевский Филарет. Биография самого духовника берет свое начало от даты его рождения – 1 сентября 1836 г.

Ранние годы

Когда мальчику исполнилось 11 лет, он стал учеником Орловской духовной семинарии. Проучившись там 7 классов, юноша попросил перевести его в Киев, где через год успешной учебы получил аттестат. Следующим этапом его образования стала Московская духовная академия, где Валентин получил кандидатскую степень по богословию. По окончании учебного заведения молодой человек преподавал юным семинаристам Калужской семинарии греческий язык и историю.

Женитьба

Брачными узами Амфитеатров связал себя, когда ему было 24 года. С будущей женой преподаватель духовной школы встретился благодаря своему ученику. На одном из обедов в кругу семьи Чупровых, куда тот его пригласил, Валентин Николаевич познакомился с братьями и сестрами Александра. Среди них он заметил юную Елизавету Ивановну, на которой вскоре и женился.

Начало священнослужения

Тесть молодого учителя был протоиереем, и по рассказам сына отца Валентина, именно он настоял на принятии священного сана. Как вспоминает Александр Валентинович, это было условием женитьбы на его дочери. Однако биографы склонны верить, что решение будущий святой принял добровольно.

В июне 1866 г. Амфитеатрову был пожалован сан протоиерея

За три дня до свадьбы Валентин Николаевич получил сан диакона, а еще через день – священника Калужского собора, став членом местной консистории. Спустя 4 года духовника перевели в Лихвинский Троицкий храм на должность цензора проповедей, а вскоре он начал преподавать Законы Слова Божьего для учеников уездного училища города Лихвина. Чуть позже будущий чудотворец был назначен смотрителем Мещовской духовной семинарии.

В июне 1866 г. Амфитеатрову был пожалован сан протоиерея. Через 5 лет он сменил Калужскую губернию на Москву, где стал преподавать законоучение семинаристам Московской школы, а затем – столичного казенного реального училища.

В «Нечаянной радости»

1874 год принес отцу Валентину новые жизненные перемены. Московский митрополит Иннокентий походатайствовал назначить протоиерея в Кремлевский собор св. Константина и Елены. Ранее церковь не отличалась большим количеством прихожан и была не сильно популярна среди православных христиан. Амфитеатров же сумел создать общину, которая со временем стала самой многочисленной, а здание храма оказалось слишком мало для желающих послушать ежедневную литургию святого отца.

Настоятель Архангельского собора

Настоятелем знаменитого Кремлевского собора Валентин Николаевич стал в 1892 году. На тот момент духовник был известен далеко за пределами столицы. Будучи талантливым проповедником, он быстро привлек прихожан в московские храмы. Священник первым ввел практику частого причащения и был отмечен самим Иоанном Кронштадтским. Тот любил говорить обратившимся к нему московским жителям: «У вас есть отец Валентин. Зачем я вам?».

Последние годы

Когда Амфитеатрову было 64 года, он ослеп. Однако стать затворником ему не удалось. Поток людей, льющийся к нему в московскую, а позже очаковскую, квартиру не иссякал. Полагаясь на помощь своих дочерей, духовник ежедневно принимал десятки верующих, которые приходили к нему за советом или причащением.

Будущий святой никогда не отказывал в исповеди, продолжал писать проповеди, диктовал письма, даже будучи слепым.

Кончина и погребение

Скончался Валентин Николаевич спустя 6 лет (20 июля 1908 г.). Через три дня он был погребен на Ваганьковском кладбище, рядом со своей женой, которой не стало гораздо раньше. В 30-х годах ХХ века участок №21 был уничтожен, а на месте могил возведен братский памятник участникам Великой Отечественной войны.

Однако верующие не переставали приходить к месту захоронения святого отца, приносить цветы, молиться и просить о помощи. Осенью 90-го года поблизости мемориала был воздвигнут крест в честь духовника, а спустя 11 лет могилу зарегистрировали, как ту, где покоятся останки священника.

Видео «Все о Валентине Амфитеатрове»

В этом видеоролике рассказывается о мирской и церковной жизни святого.

Литературная деятельность

Всю свою жизнь настоятель Архангельского собора параллельно служению Господу занимался писательской деятельностью. Работать над своими рукописями он не переставал даже будучи незрячим. При жизни в тираж вышло только две его работы:

  • «Библейская история Ветхого и Нового Завета»;
  • «Очерки из библейской истории Ветхого Завета».

Еще три труда были опубликованы уже после смерти Валентина Николаевича:

  • сборник проповедей «Воскресные Евангелия»;
  • духовные поучения «Великий Пост»;
  • «Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе в 1899-1902 гг.».

Однако рукописей, вышедших из-под пера Амфитеатрова, было больше. К сожалению, они сгорели во время пожара в его очаковской квартире.

Книга Валентина Амфитеатрова «Очерки из библейской истории Ветхого Завета»

Канонизация и почитание

Вопрос о возведении отца Валентина в святые впервые встал перед православной церковью во второй половине 90-х годов ХХ века. Чуть позже официальное решение было подтверждено Комиссией Священного синода РПЦ 12 марта 1998 г. Однако, почему процедуру не довели до конца, точно неизвестно. До 1918 года на месте захоронения справляли поминальные службы по святому отцу, а сегодня люди приносят цветы и подношения, чтя духовника святым.

Читайте также:
Житие чудотворца Митрофана Воронежского - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Посмертные чудеса

Еще задолго до смерти Амфитеатров говорил: «Когда умру, идите на мою могилку и поведайте мне все, что вам нужно, и я услышу вас, и не успеете еще вы отойти от нее, как я все исполню и дам вам. Если кто и за версту от моей могилки обратится ко мне, то и тому я отзовусь». Чудеса начали происходить практически сразу после похорон. С тех пор на Ваганьковском кладбище не исчезает очередь к кресту, поставленному в честь чудотворца.

Среди верующих православных нет негативных отзывов о Валентине Николаевиче. Всем, кто обращается к нему с искренней молитвой, он исправно помогает. Вот только малый перечень чудес, случившихся после визита к чудотворной могиле:

  1. Татьяна Никифоровна страдала сложной степенью близорукости, и не могла обходиться без очков. Посетив Ваганьковское кладбище, она уже на следующий день заметила улучшение, а сейчас ее зрение стало практически идеальным.
  2. Молодой Наталье духовник помог построить карьеру. Она слезно просила его, чтобы фирма, в которой та хотела работать, дала положительный ответ на ее резюме. Помолившись святому, девушка тут же получила звонок от компании, а уже через полгода стала занимать одну из руководящих должностей.
  3. Ольга Сергеевна молилась отцу Валентину за своего внука, который находился в коме. Каждый день женщина ездила на место погребения чудотворца, просила его вернуть мальчика к полноценной жизни. После того как она положила мешочек с песком, взятым с могилки, ребенок пошел на поправку.
  4. Муж Светланы очень любил выпить, иногда дело доходило до белой горячки. Совсем отчаявшись, девушка начала молиться отцу Валентину об исцелении любимого от пьянства. Вскоре ее второй половинке приснился сон: к нему приходил сам старец, молвив, что тот больше не будет пить. Чудо, но на следующий день мужчина не смог выпить даже бутылку пива.
  5. Молодая Юлия долго не могла забеременеть. Они с мужем уже смирились, что у них никогда не будет детей, но женщина решила дать себе последний шанс и отправилась на могилку святого. Очень долго она молилась, слезно прося ощутить радость материнства, а вскоре тест на беременность показал заветные две полоски.

На Ваганьковском кладбище не исчезает очередь к кресту в честь чудотворца

Валентин Николаевич Амфитеатров – яркая личность русского православия. Он сумел поднять престиж церкви, привлек еще больше прихожан и даже после своей смерти продолжает помогать людям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Валентин Амфитеатров: почему у чудотворца 2 могилы

Валентин Амфитеатров — московский священник, проповедник и духовник. Считается среди православных как чудотворец.

Решение о его канонизации Русской Православной Церкви было принято еще в 1998 году, но до сих пор так и не произошло.

В роду отца Валентина было много священников, архиереев, а также деятелей культуры

Родился Валентин Николаевич 1 сентября 1836 года в селе Высокое Орловской губернии. Отец его, протоирей, был родным братом архиепископа Казанского и Свияжского Антония. О его матери почти ничего не известно, лишь то, что ее звали Анна и происходила она из священнического рода.

Валентин Амфитеатров поступил учиться в Орловскую духовную семинарию в 1847 году. Затем по собственному желанию перевелся в Киевскую семинарию, которую окончил в 1854 году.

После чего был назначен инспектором и преподавателем в Калужскую семинарию. С 1859 года он активно преподавал греческий язык, всеобщую и русскую историю.

Во время преподавания он очень сблизился с одним из учеников. В доме его родителей он познакомился с его братьями и сестрами. Здесь же он и познакомился со своей будущей женой — Елизаветой Ивановной.

17 июля 1860 года он женился. Затем 14 сентября того же года был рукоположен в сан дьякона, а на следующий день в священники — архиереем Тульским и Белевским.

Первым делом его перевели в Благовещенский храм города Калуги где он был членом консистории.

В 1864 году отец Валентин был переведен в Троицкий собор города Лихвина. Здесь он стал законоучителем Лихвинского уездного училища.

Позднее стал смотрителем духовного училища в Мещовске. В июне 1866 году был возведен в сан протоирея.

И затем в 1871 году батюшка переезжает в Москву. Здесь также становится законоучителем в Московской учительской семинарии.

В 1874 году батюшку Валентина отправили в кремлевскую церковь святых Константина и Елены. В ней находился образ Божией Матери «Нечаянная радость», которая была очень известна и почитаема в народе.

Благодаря отцу Валентину народу в храме было настолько много, что люди просто не помещались в нем, хоть и службы проводились каждый день.

В этом храме служил Валентин Амфитеатров. К сожалению, в 1928 году церковь была разрушена

В 1880 году его жена Елизавета Ивановна умирает, отец Валентин остается один с единственным сыном — Александром.

Сын батюшки — Александр — русский прозаик и публицист, а также литературный и театральный критик, драматург

В 1892 году отца Валентина отправляют в кремлевский Архангельский собор настоятелем.

Храм, в котором служил отец Валентин, расположен на соборной площади Московского кремля.

Храм, в котором служил отец Валентин, расположен на соборной площади Московского кремля

Очень много людей приезжало к нему со всей Москвы. Тогда он ввел практику частого причащения.

Даже сам Иоанн Кронштадтский говорил тогда тем людям, кто приезжал к нему:

«Зачем вы едете ко мне, ведь у вас есть отец Валентин».

Но многого не изменилось. К нему все равно приезжали множество людей. Батюшка исповедовал, а также были записаны под диктовку его письма и проповеди. Было даже выпущено несколько книг.

Так случилось, что в 1902 году батюшка Валентин потерял зрение.

20 июля 1908 году отец Валентин скончался. Но перед смертью, оставил всем одно интересное завещание:

идите на мою могилку и поведайте мне всё,

что вам нужно, и я услышу вас,

и не успеете вы еще отойти от неё,

как я всё исполню и дам вам.

Если кто даже и за версту

от моей могилки

обратится ко мне,

то и к тому я отзовусь».

Похоронен был батюшка рядом со своей женой на Ваганьковском кладбище.

Читайте также:
Житие мученика Иоанна Воина - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Вскоре после его кончины, в 1930 годы могила отца Валентина была стерта с лица земли, надгробия и креста как будто и не бывало на том месте.

Чуть позже на том самом месте поставили мемориал воинам Великой Отечественной Войны. Но знали только верующие, где находится его могилка.

В 1990 году батюшке снова поставили крест на могиле. Однако многие доказывают, что никто точно не знает, где по-настоящему находится могилка батюшки.

Записано под диктовку было очень много книг, многие из которых дошли и до наших дней в неплохом состоянии

Позднее в 1909 году была изданы его книга — «Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе в 1896–1902 годах». К сожалению, книга духовные беседы до наших дней не дошла.

В 1910 году издана книга — «Воскресные Евангелия. Сборник проповедей».

А также в этом же году выходит книга — «Очерки из библейской истории Ветхого Завета. От Иисуса Навина до воцарения Давида».

В книге берутся описания Ветхого завета из Библии во времена Иисуса Навина.

Книга дошла до наших дней в таком состоянии, но самое главное, что в ней хранится описание Ветхого завета из Библии во времена Иисуса Навина Так выглядит первая страница давно изданной книги Валентина Амфитеатрова

На данное время книга «Очерки Библейской истории ветхого завета» считается антикварной. К сожалению многие стараются использовать это не в лучших целях, потому что книгу постоянно покупают и выкладывают на цену выше.

Можно предположить, что такую книгу лучше было бы отдать музею.

В 1910 году также выпускается книга «Великий пост. Духовные поучения».

«Великий пост. Духовные поучения»

Небольшой сборник, «составлен из поучений, произносившихся Валентином Николаевичем в течение Великого поста, когда он проповедовал еще неутомимее, чем в остальном году, обращаясь и ко всей пастве, и, в частности, к детям духовным, готовившимся к принятию Святых Таин.

В этом кругу проповедей особенным подъемом отличались те, которые произносились в Великую Пятницу.» Л. В. Викторова, В. В. Амфитеатрова

Могила Валентина находится на Ваганьковском кладбище

После смерти святой Валентин, как сейчас его принято называть, творит чудеса. На его могиле всегда много народу, все несут цветы. Люди приходят со своими скорбями и просьбами.

Молитва о помощи к батюшке — это обращение людей своими словами со своими проблемами.

Не обязательно знать, как просить, делайте это просто от души, но главное верить в то, что батюшка обязательно поможет.

Нет никакого правила как просить, важно сделать это от души и с чистым сердцем.

Все, кто приходит на могилу к батюшке — все он помогает

Считается, что у батюшки 2 могилы. Если кто не знает, как пройти на это место, предлагаем вашему внимаю карту, как лучше его найти.

На фото указано место расположения чудотворной могилы, а также улицу и как проехать

Необходимо проехать до станции «1905 года». Далее идти пешком до Ваганьковского кладбища, после чего увидите указатели до самой могилы святого.

На фото также можно удостовериться, что неспроста люди говорят о двух могилах, ведь точно не известно на каком из этих мест, похоронен сам батюшка.

На одном месте находится крест, а на другом — место народного почитания — чудотворная могила.

Благодарные отзывы люди оставляют об отце Валентине

Вот лишь немногие рассказы реальных людей о помощи отца Валентина.

Надежда:

Моя сотрудница Тамара Михайловна была маленьким ребенком.

Ее мама пришла на Ваганьковское кладбище,

зашла поклониться к месту захоронения протоиерея Валентина.

А батюшка как будто гонит ее от себя!

Она почувствовала, что перед глазами огонь.

А отец Валентин как будто говорил: «Иди-иди!»

Женщина поспешила домой (а жили они в районе Таганки),

и оказалось, что не зря спешила: в доме был пожар.

Если бы она не пришла, то Тамара,

ее дочка, могла бы погибнуть в огне».

Ольга:

«У моей подруги муж сильно пил, дело доходило до белой горячки.

Она уже собиралась госпитализировать мужа в психдиспансер.

И вдруг утром он просыпается, подходит к жене и говорит:

«Ко мне приходил сегодня ночью “Дед Мороз”, высокий, красивый,

с бородой, в длинной одежде. А зовут его Валентин.

Какой-то Анфи…» Моя подруга поняла, что речь идет о батюшке Валентине Амфитеатрове.

Совсем недавно она дважды приезжала к нему на могилку среди братских захоронений

на Ваганьковском кладбище просить о помощи в своих скорбях,

просить о муже (в конце февраля – начале марта 2010 г.)

Приснившись ночью ее мужу, отец Валентин сказал ему: «Ты больше пить не будешь».

Муж подруги в церковь не ходил, но после такого чудесного явления захотел поехать на могилку к отцу Валентину сразу.

Вместе с супругой поехали на Ваганьковское кладбище в тот же день.

Когда супруги направились к отцу Валентину, муж стал просить жену купить ему пива, чтобы снять похмелье.

Но по дороге все палатки были закрыты. Жена сказала: «Ладно, потом выпьешь».

Когда они пришли на могилку батюшки, муж подошел к большому деревянному кресту и осенил себя крестным знамением.

Когда он приложился к кресту, он почувствовал необыкновенное тепло и вдруг увидел рядом с крестом самого отца Валентина — как живого!

Батюшка сказал ему, что позволяет выпить одну бутылку пива, но не больше.

Когда ехали обратно домой, жена купила пива. Но вот удивительно: выпить-то он ничего не смог.

С этого момента муж перестал пить.

В доме подруги лежала распечатанная с интернет-сайта otec-valentin.narod.ru книга об отце Валентине «Московский утешитель»…

А на обложке был портрет батюшки Валентина.

Муж сказал: «Вот он приходил ко мне», таким образом узнав в «Деде Морозе» протоиерея Валентина Амфитеатрова».

Все кто желает, может посетить это место, чтобы попросить помощи у батюшки Валентина. Вера — самое главное, что имеет верующий человек.

Видео: Рассказы о батюшке Валентине Амфитеатрове.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: