Иоанн Милостивый: в чем помогает и как молиться, житие и мощи святого

Молитвы святителю Иоанну Милостивому: правила прочтения, тексты на русском языке

Мирская биография и житие святого Иоанна

Святитель Иоанн родился на Кипре в VI ст. в доме известного человека по имени Епифаний. Когда юному Иоанну было 15 лет, с ним произошло удивительное событие, которое стало определяющим для дальнейшей жизни. Во сне юноша увидел прекрасную деву, голову которой украшал масличный венок. Она коснулась Иоанна, отчего он проснулся и увидел ее уже наяву. Из слов прекрасной девы будущий патриарх понял, что она является Милосердием. Эта добродетель стала спутницей святителя на жизненном пути, и в дальнейшем его прозвали Милостивым.

Послушавшись родительской воли, Иоанн вступил в брак, но семейная жизнь продлилась недолго. Его дети и супруга умерли, и после их упокоения он принял монашество. Подвиги Иоанна сделали его известным среди людей. Царь Ираклий и духовенство упросили его стать патриархом опустевшей патриаршей кафедры в Александрии. Приняв сан, патриарх Иоанн очистил Церковь от ереси антиохийца Фуллона.

После разграбления Иерусалима персами милостью и щедростью святителя многие плененные христиане были выкуплены из уз.

Рука патриарха Иоанна никогда не оскудевала для всех нуждающихся в его помощи. Святитель помогал бедным людям милостыней. Он велел своим служителям сделать своеобразную перепись всех нищих и убогих в городе, которых назвал своими господами. Их оказалось 7500 человек. Каждому из них святитель велел ежедневно выдавать пропитание.

Святитель помогал бедным людям милостыней

Замечая в толпе, что человек, уже получив от него милостыню, перебегает вперед, чтобы принять помощь из рук святителя еще раз, патриарх не отказывал этому человеку. Он думал, что, может быть, сам Господь его проверяет. Поскольку служители патриарха допускали к нему не всех приходящих, святитель Иоанн выбрал два дня – среду и пятницу, которые проводил у дверей патриаршего собора. Каждый, кому была нужна помощь в нужде или решении любых распрей, приходили к милостивому патриарху.

Святой Иоанн был постником и аскетом, всегда помнил о смерти. Он велел сделать себе гроб, но оставить его незаконченным, и по его просьбе мастера приходили к нему каждый праздничный день, спрашивая, не пора ли заканчивать работу. Незадолго до своего отшествия к Господу святитель по болезни оставил кафедру и вернулся на Кипр. В дороге, в сонном видении он увидел светозарного мужа, сказавшего ему: «Царь царей зовет тебя к Себе». Вскоре святитель умер. Его святые мощи хранятся в венгерском городе Пресбурге. Частицы мощей есть во многих храмах.

Святые мощи хранятся в венгерском городе Пресбурге

О чем просят святого Иоанна

Святой патриарх показал людям пример милосердия, смирения и кротости. Он никогда не отказывал нуждающимся. Его просят о помощи в трудных финансовых ситуациях, в нужде. Но в молитве никогда не просят денег ради обогащения и приобретения вещей, желаемых из прихоти, а не по нужде. Также к нему прибегают с молитвой люди, страдающие жестокосердием и злобой, не умеющие прощать. Святому молятся о благополучии в семейной жизни, правильном построении семейных отношений.

Видео «Молитвы о помощи в бедности и нужде»

В этом видеоcюжете представлена аудиозапись молитвенного обращения к Господу и святителю Иоанну Милостивому.

Молитвы Иоанну Милостивому

Святитель Иоанн никогда никого из приходящих к нему не оставлял безутешным. Он слышит молитвы каждого, кто просит о помощи и сейчас. Главное, чтобы человек обращался к святому искренне, без потребительского отношения «помолился-получил».

Об успехе в торговых делах

За помощью к святому могут обращаться люди, начинающие торговлю. Святитель, еще будучи на земле, прибегал к торговле, чтобы помочь людям. Так, получив от одного богатого человека в подарок дорогое красивое одеяло, он не смог им пользоваться и велел продать, чтобы вырученные средства раздать нищим. Вельможа, увидев на базаре подаренное им одеяло, сам купил его и снова подарил святому Иоанну. Так одеяло продавалось и покупалось несколько раз.

В нужде

Святитель помогал всем нуждающимся, раздавал милостыню людям, не имеющим средств на пропитание. Не оставляет он без помощи православных людей и сейчас. Каждый человек, попавший в тяжелое положение и оказавшийся в нужде, может с молитвой прибегнуть к иконе святителя и попросить о помощи. Но не стоит просить именно денег, богатства и роскоши.

О благополучии детей

Милостивый святитель в свое время испытал горечь утраты родных, потеряв жену и детей, а на протяжении своего патриаршего служения помогал людям в решении различных конфликтов. К помощи святого прибегают люди, имеющие сложности в семейной жизни, а также желающие мирной безмятежной жизни и спасения для своих детей.

Милостивый святитель помогал людям в решении различных конфликтов

Как правильно читать молитвы

Хорошо иметь икону святого, но если ее нет, молиться святителю все равно можно и нужно. Есть несколько особенностей, которые для воцерковленных людей являются сами собой разумеющимися:

  1. Молитву, тропарь, акафист святителю нужно читать из православных молитвословов и акафистников, на которых указано, что книга имеет благословение архиерея. Нельзя пользоваться молитвами неизвестного происхождения, которые встречаются в народе. Это может быть заговор, а использование любых заговоров православными неприемлемо.
  2. Не нужно стараться выдавить из себя во время молитвы благодать и слезы. Важно молиться внимательно, искренне и смиренно, в простоте.
  3. Во время чтения молитвы или акафиста важно сохранять внимательность, бороться с находящими мыслями. Этого не достичь без старания и помощи Божией, но нужно всячески понуждать себя, работать над собой.

Во время молитвы нужно всех прощать, как заповедал сам Господь. Люди, страдающие злопамятством, могут прибегать к помощи святого патриарха и просить исцеления своего сердца.

Святитель Иоанн Милостивый – образец милосердия для каждого человека. Он старался всем помочь и скорбел, если не получал такой возможности, когда никто к нему не приходил за помощью. Ему молятся в разных нуждах, особенно при тяжелом материальном положении.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В многострадальной обители святого Иоанна Милостивого

Наша поездка в западноукраинский Загаецкий святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского мужской монастырь состоялась после знакомства с настоятелем этой возрождающейся старинной обители архимандритом Германом (Вельковым), который прибыл в Кременецкий женский монастырь на чествование старейшей игуменьи Украинской Православной Церкви матушки Мариониллы в связи с ее 87-летием и 70-летием монашеских трудов.

Загаецкий святителя Иоанна Милостивого мужской монастырь

Читайте также:
Василий Кинешемский - житие и биография, творчество и беседы, дни памяти и мощи

О чем рассказал владыка Иов

На поездку в Загаецкий монастырь мы также попросили благословение епископа Шумского, викария Тернопольской епархии и ректора Почаевской духовной семинарии, архиепископа Иова (Смакоуза), уроженца этой земли и прекрасно знающего историю Шумского края, который также в тот день находился в Кременце.

— Безусловно поезжайте! — сказал владыка. — В Загайцах и соседних селах служил мой покойный отец протоиерей Федор Смакоуз (†2019). Он мне рассказывал о предсказании одного юродивого насельника о судьбе Загаецкого монастыря, которое в виде устного предания сохранялось среди местных благочестивых жителей. Это было в польский период истории обители, в 1920-1939 годах. Однажды, во время пребывания там священно-архимандрита Свято-Успенской Почаевской лавры митрополита Варшавского Дионисия (Валединского; †1960), ему сообщили о местном блаженном прозорливце из русских, некоем отце Спиридоне. Времена тогда были очень тревожные, так как римо-католики при помощи польских судов стремились уничтожить Православие в Польше, забрать у православных все храмы и монастыри.

Старец сказал: «На месте водокачки будет крапива, в покоях архимандрита будут жить свиньи».

— А что будет после мерзости запустения?

— Загаецкий монастырь станет красивым, как Почаевская лавра.

Митрополит пожелал увидеть отца Спиридона и пообщаться с ним. Когда блаженного старца привели, митрополит спросил у него: «Отче, что, по-твоему, ожидает Загаецкую обитель в будущем?» Старец спокойно, с некоторым юродством, ответил Блаженнейшему владыке: «На месте нашей недавно построенной новейшей и торжественно освященной водокачки будет расти крапива, а в красивых покоях архимандрита, в которых мы с вами беседуем, будут жить свиньи». После таких слов свита митрополита принялась было с негодованием и едва ли не с побоями выталкивать странного прозорливца вон, но митрополит воспрепятствовал этому и спросил: «А что же дальше будет? Вот, после такой мерзости запустения?»

И Божий человек ответил: «Загаецкий монастырь будет таким красивым, как Почаевская лавра, а Почаевская лавра — как святой Иерусалим!»

Первая и печальная часть пророчества юродивого через несколько десятилетий исполнилась с буквальной точностью. На месте водокачки по воле новых «хозяев» оказался сельский мусорник, заросший крапивой и другими сорняками, а в разграбленных и полуразрушенных настоятельских покоях последний священнослужитель из братии монастыря действительно держал свиней, чтобы иметь возможность как-то финансово выживать и платить советской власти налоги.

Исполнение же второй части предсказания о возрождении обители зависит от нашей веры, молитв и духовного подвижничества. Все внешние условия для этого Богом уже даны нашему народу. Монастырь возрождается и расцветает. Поезжайте и убедитесь сами!

Встреча с обителью

И мы поехали. Поворот с асфальтированной дороги Кременец-Шумск на разбитую дождями грунтовку заставил монастырскую старенькую легковушку сбавить обороты, чуть превышающие скорость редких конных сельских упряжек, попадавшихся на пути. Преодолев еще с десяток километров ухабистой дороги, мы увидели на взгорье белые стены обители и постепенно вырисовывающиеся шпиль колокольни, храм-крепость с бойницами под крышей, монастырский корпус и огромную в виде круглой башни поленницу аккуратно сложенных колотых дров на хоздворе.

Сумерки в обители

Вечерело. Холодный ветер с мокрым редким снегом, который тут же таял, прикоснувшись к земле, трепал полы рясы вышедшего к нам навстречу благочинного обители иеромонаха Амвросия (Садового) со словами:

— Милости просим! Как раз на вечернюю трапезу поспели!

В трапезной на столах дымились паром щи с гороховой кашей, был положен вкусный черный хлеб, компот и фрукты. Благословив нас, настоятель обители любезно разрешил сделать несколько снимков и усадил за стол. После общей молитвы учиненный монах принялся за чтение жития святого дня, и лишь тихое постукивание ложек о тарелки вкушавшей братии и шум ветра за окном вторил житейскому рассказу о подвигах преподобного, поминавшегося в этот день.

На братской трапезе

Так было здесь и 400 лет назад, во времена основания обители, так продолжается и поныне в неизменном сохранении монашеских православных уставов и молитв. Меняются лишь виды испытаний по зависти врага рода человеческого к монашеской жизни, которая, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «состоит не только в достижении спасения, но, по преимуществу, в достижении христианского совершенства».

Путешествие в историю

Ирина Ярмолинская, копия с портрета, конец XX — нач. XXI в. (Загаецкий монастырь) — А почему обитель названа в честь святителя Иоанна Милостивого? — поинтересовались мы после трапезы у о. Амвросия.

— Надо полагать, что основательница обители Ирина Ярмолинская, полковничья вдова, богатая помещица и хозяйка этой земли, очень почитала святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, жившего в VII веке. Житие святителя усыпано необыкновенными делами милосердия, называвшего нищих и убогих «моими господами», поскольку они, по словам святого, «помогут в спасении души и введут в вечные обители», — пояснил о. Амвросий, приглашая нас на экскурсию.

— И сама госпожа Ирина Ярмолинская была чрезвычайно милостивая: помогала бедным и убогим, а после смерти мужа и дочери, очевидно, паломничала в Киево-Печерскую лавру, где встретилась с ее наместником, архимандритом Петром (Могилой), будущим святым митрополитом Киевским, который всю свою жизнь посвятил возрождению Православия на Правобережной Украине, пребывавшей в тисках Речи Посполитой, — продолжал рассказ отец Амросий, показывая копию портрета основательницы обители. — Оригинал портрета XVII в. хранится в Кременецком краеведческом музее. Так вот, по благословению святителя Петра Могилы и молитвами преподобного Иова Почаевского, в Загайцах в 1625 году и была основана обитель.

Наш гид иеромонах Амвросий (Садовый) Ирина Ярмолинская также передала монастырю большие угодья и закрепила свое завещание так называемой «фундушевой грамотой» от 28 августа 1637 года, в которой наказывала инокам «непременно оставаться в Православии — религії греческой, не в унії». В грамоте также сказано: «Виконуючи за ласкою Божиею волю, тот монастыр заново родше на вечние часы фундую (завещаю — укр.)».

Читайте также:
Вениамин Федченков - житие и биография, творчество и труды, почитание

Помещица наделила созданную за ее средства обитель различными «вечными фундушами»: прудом для рыбной ловли в урочище Ступно, мельницей, пахотными полями, сенокосами, рощами и дубравами в урочище Хмелище, садами. Обители было подарено село, впоследствии именовавшееся как Малые Загайцы. И завещала она похоронить себя там же, у могилы мужа и рано почившей дочери. Кстати говоря, копия этой самой «фундушевой грамоты» и поныне хранится в ризнице Почаевской лавры, находящейся в 50 километрах от Загайцев. И закреплена она собственноручною подписью самого преподобного Иова Почаевского(†1651): «Иоанн Железо, игумен Почаевский, устне прошоный печатор рукою власною».

В храме святителя Иоанна Милостивого

Отец Амвросий провел нас пахнущими свежей краской этажами монашеского корпуса, который соединен с главным храмом святителя Иоанна Милостивого, и по ходу рассказал, что монашеский корпус был наполовину разрушен и уже силами братии обители восстановлен и достроен. В нем, после закрытия монастыря в 1950 году, размещалась и сельская школа, и клуб, и швейная мастерская, и станция сопровождения гражданской авиации.

Через боковой проход монашеского корпуса попадаем в сердце обители — храм святителя Иоанна Милостивого.

Свежеположенные паркетные полы источают приятный запах хвойной древесины, алтарную часть украшает старинный иконостас с не менее старинными иконами.

В храме святителя Иоанна Милостивого

Мы узнали от нашего гида, что храм построен в фортификационном стиле: над входом возвышается большая колокольня с бойницами для пушек и мортир, которая занимает половину крыши небольшого храма. Бойницы расположены по всему периметру церковного сооружения, и всего их насчитывается двадцать четыре. Такая стратегическая архитектурная тактика была обоснована в связи с частыми набегами неприятеля — от татарских полчищ до латинских завоевателей.

Загаецкая чудотворная икона Божией Матери «Всемилостивейшая» Слева от иконостаса главная святыня обители — чудотворная икона Божией Матери Загаецкая «Всемилостивейшая».

— Восемнадцатый век — самый тяжелый в истории обители, если не считать втору половину двадцатого, — снова обратился к истории отец Амвросий — В начале века потомки Ирины Ярмолинской и ее православного сына Яна (Иоанна) Ярмолинского отступили от православной веры. С 1709 г. монастырь неоднократно принуждали к переходу в унию, в 1721 г. под влиянием польских властей он стал униатским. В 1749 г. владелец Шумска Стефан Ярмолинский подарил монастырю этот образ Божией Матери с Богомладенцем. Согласно преданию, икона была обретена в лесу близ Загайцев во времена преподобного Иова Почаевского. Можно сказать, что Матерь Божия Сама решила беречь монастырь. В 1794 г. он был возвращен в лоно Православия. В 1818–1853 годах при нем действовало духовное училище для детей духовенства Кременецкого уезда, впоследствии переведенное в Кременец. Обитель славилась библиотекой с книгами и документами XVI–XVIII вв., включая экземпляр знаменитой «Острожской Библии« 1581 г.

Расцвет монастыря пришёлся на начало ХХ века, когда в 1912 году он был возведен в статус первоклассного.

Загаецкий мужской монастырь, нач. ХХ в. В 1917 г. ему также принадлежали большой монастырский пруд, пасека, поле, ряд подсобных хозяйственных помещений в урочище Дворище

В 1920–1930-х годах монастырь состоял из двух иеросхимонахов старцев — Виталия и Парфения, пятнадцати монахов в священном сане, девяти мантийных монахов и тридцати послушников. Приход новой власти и Вторая мировая война значительно ослабили монашескую жизнь обители, и после войны иноков осталось двадцать два.

Интересен исторический факт о том, что в 1922 году в Загаецком Иоанновском монастыре приняли монашеский постриг ряд известных религиозных и общественных деятелей, здесь проживал одно время, а затем часто посещал обитель митрополит Алексий (Громадский), убиенный по дороге в Тернополь 7 мая 1943 года. Его мощи ныне почивают в Кременецком Богоявленском женском монастыре и ждут часа своего прославления. С 1929-го по 1933 г. настоятелем обители был архимандрит Пантелеимон (Рудык; †2.10.1968), в дальнейшем наместник Почаевской лавры и первый епископ от Русской Православной Церкви в Канаде.

Братия монастыря, 1930-е годы

Тучи над монастырем стали сгущаться с приходом на Волынь атеистической советской власти в 1939 году. В 1950 году монастырь был закрыт, здание братского корпуса и хозяйственные постройки обители переданы местному колхозу им. Калинина. Храм свт. Иоанна Милостивого власти также пытались неоднократно закрыть, но жителям Загаец удалось его отстоять, и он действовал как приходская церковь до 2007 года, когда решением Священного Синода УПЦ в Загаецком монастыре возродилась монашеская жизнь.

Мученики 1943-го

Но особого внимания в истории обители заслуживает военный 1943-й год. Тогда приняли мученическую смерть от рук фашистов братия скита обители: иеромонахи Нил (Грицюк), Миллисен, Иннокентий, Савватий, Геронтий, иеродиакон Софроний, монахи Досифей, Викентий, Вениамин, Корнилий и Николай (фамилии не восстановлены). Они были расстреляны карательным немецким отрядом СС в Лазареву Субботу 19 апреля 1943 года.

Панихида с участием жителей Загаец на месте бывшего скита обители

По свидетельству одного из выживших иеромонахов, впоследствии архимандрита Мефодия (Сибиковского; †1964) , это была заранее спланированная акция в отместку действовавшим в тех краях партизанам отряда Семена Ковпака, а также прятавшихся в «схронах» бойцов ОУН. Скит был сожжен, братия расстреляна. Лишь монах Пахомий был направлен в Шумск с обозом лошадей и запиской в немецкий штаб, в которой указывалось, что лошади передаются штабу, а приведший их монах подлежит расстрелу. Благо, отец Пахомий знал немецкий и, прочитав сопроводительное письмо, свернул с дороги и скрылся.

Ныне останки мученически почившей братии перенесены с места захоронения на территории бывшего скита в склеп монастырского храма, расположенного в подвальной его части.

С благочинным обители, иеромонахом Амвросием (Садовым) опускаемся через узкий лаз в храмовый склеп.

Мощи расстрелянной скитской братии (†19.04.1943)

— Мы расчищали склеп не один день, — поведал отец Амвросий, — вывезли отсюда не одну машину мусора, который тщательно перебирали. В нем обнаружили также останки неизвестных захоронений. Отремонтировав склеп, перенесли сюда и мощи убиенной братии.

Читайте также:
Пафнутий Боровский: житие чудотворца, почитание и дни памяти, в чем помогает

Прощание с обителью

Перед отъездом мы от всего сердца поблагодарили наместника обители о. Германа за радушный прием и задали последний вопрос:

— Отче, что сделано братией за 12 истекших лет возрождения обители?

— Трудов нашей малочисленной братией положено очень много. Ведь пришли сюда будущие насельники буквально на развалины, где царила мерзость запустения. А уж мало или много сделано, — знает лишь Господь. За период с 2007 г. восстановлен и достроен монашеский корпус, в котором в послевоенный период размещалась и сельская школа, и клуб, и швейная мастерская, и станция сопровождения гражданской авиации. Корпус фактически отстроен заново. Отремонтирован храм, построена и оборудована котельная для отопления, трапезная, пищеблок, кельи, восстановлены монастырские врата, проложены дорожки, разбит молодой сад. Братия трудится день и ночь. Находятся и помощники из числа жителей села, прихожан обители, которые также переживают за ее судьбу и всегда готовы рассказать о том, что монастырь для родного села был и остается его душой и сердцем. Однако средств для дальнейших работ, конечно же, катастрофически не хватает. Но мы надеемся на помощь Господню, Матери Божией, святителя Иоанна Милостивого…

Уже прощаясь, отец Герман сказал:

— Приезжайте к нам летом, когда фруктовые сады преподнесут свои плоды, пчелки приготовят мед, а в лесах и дубравах вас будут ждать белые грибочки. Двери обители святителя Иоанна Милостивого открыты для всех!

II. Святой Иоанн Новый Милостивый

II. Святой Иоанн Новый Милостивый

Отец Иоанн Триандафиллидис[12], прославленный как местночтимый[13] Святой, родился 10 февраля 1836 года в деревне Лорйа (Музена), находившейся в окрестности города Трапезунд. Его родителями были благочестивые христиане Триандафилл и Кириакия.

На родине Святого школы не было, но он, будучи очень способным, научился грамоте и получил начальные знания благодаря одному образованному человеку всего за полгода.

Когда Иоанну было четырнадцать лет, умер его отец. В поисках работы он вынужден был отправиться на Понтийское побережье[14]. Зимой Святой работал в пекарне, а летом был занят на полевых работах.

В 17 лет Иоанн женился на смиренной и благоговейной девушке Елене. У них родились дети.

Однажды летом супруги отправились пешком в родную деревню Иоанна. Иоанн шёл впереди, а за ним спешила Елена. По дороге им явились три Ангела в образе людей. Один из них обратился к Елене со словами: «Ваши односельчане ждут, когда Иоанн станет священником. На то есть воля Божия». Другой Ангел возвестил: «Через тридцать лет вы сподобитесь посещения Святых мест». Из уст третьего она услышала пророчество: «После блаженной кончины твой супруг будет прославлен в лике Святых».

Изумлённая Елена спросила:

— Как же вы, простые люди, ведаете, что произойдёт в будущем и что случится с нами через целых тридцать лет?

— Мы не люди, мы Ангелы Господни. Мы посланы предупредить вас, чтобы смиренный Иоанн не отказывался от священства.

Елена с волнением и умилением тихо ответила: «Да исполнится воля Божия».

В 1870 году Иоанн в возрасте тридцати четырёх лет был рукоположен во иереи митрополитом Халдийским Гервасием и был назначен приходским священником в родное село, где стал служить в храмах Великомученика и Целителя Пантелеймона, Пресвятой Богородицы и в монастыре Святого Георгия.

Хотя он и был малограмотным, но по своему усердию и способностям прекрасно изучил порядок богослужений и обязанности священника.

После рукоположения отец Иоанн всецело посвятил себя пастырскому служению. Также он старался возделывать добродетели и безусловно исполнять заповеди Божии.

Батюшка обладал даром красноречия. Все, кто беседовал с ним, испытывали удивительную радость. Его слова во время проповеди несли всем утешение и благодать. Он стал выдающимся проповедником. Вскоре все стали называть его Новым Златоустом.

Он был очень милостивым. Имея небольшой достаток, он питал голодных, одевал сирот, принимал у себя дома путников. Деревенским беднякам он помогал выплачивать налоги. На свои деньги ремонтировал дороги, мосты и источники.

В 1877 году во время Русско-турецкой войны начался голод. Как добрый пастырь, батюшка заботился, чтобы в деревне были необходимые продукты питания. Он написал письма знакомым состоятельным людям и, собрав всё необходимое, раздавал еду беднякам, спасая их от голодной смерти. О добродетелях и милосердии священника узнали во всём Причерноморье. Люди стали называть отца Иоанна Новым Милостивым.

Батюшка обладал даром примирять людей и гасить вражду между ними. Он стал миротворцем для всех жителей епархии. Когда к митрополиту обращались отдельные люди или целые селения с просьбой разрешить спор, он всегда направлял их к отцу Иоанну: «Идите к нему. Он решит между вами все противоречия, так как мудр, обладает красноречием, стяжал Божественную Благодать».

И действительно, люди приходили к батюшке врагами, жаждущими отмщения, а уходили братьями.

У отца Иоанна был внук, мать которого (дочь батюшки) рано умерла, оставив его сиротой. Однажды школьный учитель за какой — то проступок стал бить малыша палкой и пинать ногами. Через несколько дней мальчик умер. Некоторые родственники и отец ребёнка хотели отомстить учителю и убить его. Долго молился отец Иоанн. На суде ему удалось умилостивить разгневанных родственников и выпустить учителя из тюрьмы. Сердце дедушки разрывалось на части, но, как ученик Христов и наставник любви, он простил учителя и даже добился его освобождения.

В 1900 году сбылось ангельское пророчество: отец Василий со своей матушкой посетили Святую Землю, поклонились Гробу Господню и Голгофе. Прожив там шесть месяцев, они вернулись на родину. Их паломничество случилось ровно через тридцать лет после чудесной встречи и предсказания Ангелов.

Матушка Елена покинула этот мир 26 июля 1902 года. Отец Иоанн после тридцати трёх лет пастырского служения почил в Бозе 13 июня 1903 года. Он был похоронен возле церкви Святого Пантелеймона.

После похорон невестка отца Иоанна увидела Дух Святой, сходящий в виде голубя на могилу батюшки.

Читайте также:
Никодим Святогорец: житие святого, книги и учения преподобного

Спустя три года после своей блаженной кончины святой Иоанн явился во сне женщине по имени Панагйла и попросил, чтобы она со своим братом совершили перенесение его останков. Это событие произошло 7 октября 1906 года. Когда Панагйла с братом пришли на кладбище, они увидели над усыпальницей в иерейском облачении отца Иоанна, который читал Евангелие. Батюшка, лицо которого сияло как солнце, благословил их копать. На кладбище собралось много народу.

Когда мощи отца Иоанна были обретены, оказалось, что его руки остались нетленными. Люди плакали от радости и умиления и прославили Бога, показавшего им святость батюшки.

Весть о чуде мгновенно распространилась в окрестностях. Каждый день множество народа, целые приходы во главе со священниками и даже высокопоставленные турки приходили поклониться Святым мощам. Приносили масло и свечи. Турки говорили: «Этот священник и при жизни был свят, и после смерти прославился. Если решите построить в его честь церковь, то и мы внесём свою лепту».

Множество чудес и исцелений совершалось от мощей Святого. Одного болящего двадцатилетнего юношу из города Михайлово, неподалёку от Тбилиси, поместили в узы, чтобы он не причинил зла себе и своим близким. Никто из врачей ему не помог, и родные, отчаявшись, поместили его в психиатрическую клинику города Тбилиси. Однажды во сне матери юноши явился святой Иоанн: «Не плачь, твой сын обретёт исцеление. Раствори в воде немного земли с моей могилы и дай ему выпить». Женщина исполнила наказ Святого, и её сын выздоровел.

Двенадцатилетний мальчик, единственный сын из некоей армянской семьи уже четыре года был нем. Услышав о чуде исцеления юноши, его мать так же, с верой и благоговением, взяла землю с могилы святого Иоанна, растворила в воде и окропила мальчика. В тот же миг он заговорил!

Потомки Святого эмигрировали в Грецию. С собой они привезли руку и главу отца Иоанна. Чудеса от мощей батюшки продолжаются и теперь.

Рассказывает Анастасия, внучка Святого: «В городе Салоники в 1930 году заболел врач, знакомый моей подруги. У него отнялись руки. Родители молодого человека были безутешны: ему было всего тридцать пять лет. Его водили по докторам, но тщетно. Когда больной узнал о мощах моего дедушки Иоанна, то захотел им поклониться. Я перекрестила его рукой Святого, и в тот же миг врач смог пошевелить пальцами парализованных рук и уже сам поклонился Святым мощам, благодаря Бога и святого Иоанна за своё чудесное исцеление».

Иоанн Триандафилидис прославлен в лике Святых Вселенским Патриархатом. Ему составлена служба. Память его совершается 13 июня (день блаженной кончины) и 7 октября (перенесение мощей).

Молитвами святого Иоанна, Господи Иисусе Христе, спаси нас и помилуй нас!

Читайте также

Св. Иоанн Милостивый (О побуждениях к делам милосердия)

Св. Иоанн Милостивый (О побуждениях к делам милосердия) I. Св Иоанн, патриарх Александрийский, память коего св. Церковь совершает ныне, всецело посвятил себя делу благотворительности, которую он оказывал всем бедным и случайно впадавшим в нужду. Поэтому св. Иоанн в лике

6. Святой Филарет Милостивый (память 1 декабря ст. ст., f792)

6. Святой Филарет Милостивый (память 1 декабря ст. ст., f792) Св. Филарет Милостивый жил в Пафлагонии (Малая Азия) в VIII веке и принадлежал к числу самых богатых и знатных жителей области. В его доме никогда и никому не отказывали в помощи, каждому праведный Филарет с

Иоанн Новый, Сочавский, великомученик

Иоанн Новый, Сочавский, великомученик Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский жил в XIV веке в городе Трапезунде. Называется Сочавским, потому что мощи его почивают в соборной церкви в Сочаве. Иоанн занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к

Святитель Иоанн Милостивый

Святитель Иоанн Милостивый Святителю Божий Иоанне, милостивый защитниче сирых и сущих в напастех! К тебе прибегаем и тебе молимся, яко скорому покровителю всех ищущих от Бога утешения в бедах и скорбех. Hе престай, моляся ко Господу о всех с верою притекающих к тебе! Ты,

Великомученик Иоанн Новый Сочавский

Великомученик Иоанн Новый Сочавский Молитва первая Святый великомучениче Иоанне! Призри с небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый,

Святой Вонифатий Милостивый (VI)

Святой Вонифатий Милостивый (VI) 1 января (19 декабря по ст. ст.)Святой Вонифатий был родом из Тускийской области в Италии. Он еще с детства отличался любовью к нищим, когда ему приходилось увидеть кого-нибудь раздетым, он снимал с себя одежду и отдавал нищему. Поэтому

Святой Праведный Филарет Милостивый

Святой Праведный Филарет Милостивый Тропарь, глас 4 Аврааму в вере подражая, Иову же в терпении последуя, отче Филарете, благая земли разделял еси неимущим и лишение сих терпел еси мужественне. Сего ради светлым тя венцем увенча Подвигоположник, Христос Бог наш, Егоже

Святитель Иоанн Милостивый

Святитель Иоанн Милостивый Святителю Божий Иоанне, милостивый защитниче сирых и сущих в напастех! К тебе прибегаем и тебе молимся, яко скорому покровителю всех ищущих от Бога утешения в бедах и скорбех. Hе престай, моляся ко Господу о всех с верою притекающих к тебе! Ты,

Великомученик Иоанн Новый Сочавский

Великомученик Иоанн Новый Сочавский

Иоанн милостивый власатый, епископ Ростовский, блаженный

Иоанн милостивый власатый, епископ Ростовский, блаженный По краткому рукописному его житию не видно, кто он и откуда пришел в Ростов. Преосвященный Филарет предполагает, что Иоанн был знатного рода и человек образованный (знал латинский язык). Но по обстоятельствам

Святитель Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский (12/25 ноября)

Святитель Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский (12/25 ноября) Святитель Иоанн был строгим постником, молитвенником и братолюбцем. Он достойно нес архипастырское служение, но главным своим делом святитель считал милостыню и благодеяния всем нуждающимся. В начале

Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский (2/15 июня)

Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский (2/15 июня) Святой жил в XIV веке в городе Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным. Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на корабле. Капитан корабля был неправославным.

Читайте также:
Антонин Капустин - биография и история жизни, пророчества и дневники, письма

Мученик Иоанн Новый, из Янины (18 апреля/1 мая)

Мученик Иоанн Новый, из Янины (18 апреля/1 мая) Святой Иоанн торговал в Константинополе рядом с турецкими лавочками и успевал в своей торговле больше других. За это, а также за свою христианскую веру и святость жизни он был замучен неверными.МолитваСвятый мучениче Иоанне!

Праведный Иоанн Русский, новый исповедник (+ 1730)

Праведный Иоанн Русский, новый исповедник (+ 1730) Память его празднуется 21 мая в день преставленияПраведный Иоанн Русский, родом малоросс, был солдатом императора Петра Великого. В 1711 г. он попал в числе многих других в плен к туркам. Угрозами, издевательствами и мучениями

Святой Вонифатий Милостивый

Святой Вонифатий Милостивый Святой Вонифатий был родом из Тускийской области в Италии. Он еще с детства отличался любовью к нищим, когда ему приходилось увидеть кого-нибудь раздетым, он снимал с себя одежду и отдавал нищему. Поэтому Вонифатий мог вернуться домой без

Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский

Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский Иоанн родился на Кипре в VII веке в семье знатного вельможи Епифания. По воле родителей вступил в брак и имел детей. Когда жена и дети святого умерли, он стал иноком: строгим постником, молитвенником и братолюбием.Его

Молитвы Иоанну Милостивому

Финансовое благополучие не теряет своей актуальности. Наличие денег помогает реализовать планы и мечты, обеспечить полноценное питание детям и лечение – престарелым родителям, оплатить учебу и отдых. В период экономической нестабильности особенно важно иметь хотя бы необходимый минимум денежных средств. Если ощущается их постоянная нехватка, с трудом удается «свести концы с концами», требуется помощь и поддержка, можно обратиться с молитвой Иоанну Милостивому о помощи в бедности.

  1. Почему святой помогает при финансовых проблемах?
  2. Сильные молитвы Иоанну Милостивому
  3. Тропарь, глас 8
  4. Кондак, глас 2
  5. Молитва первая
  6. Молитва вторая

Почему святой помогает при финансовых проблемах?

Обращение с просьбой о помощи к Иоанну Милостивому не случайно. В земной жизни он беспокоился о финансовом благополучии людей и помогал тем, кто молил его о помощи. С молитвой Иоанну Милостивому обращаются и сегодня те, кто находится в тяжелом финансовом положении, погряз в долгах и кредитах, потерял бизнес или находится на пороге нищеты.

Молитвенные слова дают успокоение, придают уверенность в себе, помогают найти правильное решение проблем.

Сильные молитвы Иоанну Милостивому

Если финансовые проблемы не отпускают человека, он может адресовать слова молитвы Иоанну Милостивому о деньгах и благополучии.

Тропарь, глас 8

В теpпе́нии твое́м стяжа́л еси́ мзду́ твою́, о́тче пpеподо́бне,/ в моли́твах непpеста́нно теpпе́вый,/ ни́щия возлюби́вый и сия́ удовли́вый,/ но моли́ся Хpисту́ Бо́гу, Иоа́нне ми́лостиве, блаже́нне,// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: В терпении твоем стяжал ты награду свою, отче преподобный, в молитвах непрестанно пребывавший, нищих возлюбивший и им помогавший, но молись Христу Богу, Иоанн милостивый, блаженный, о спасении душ наших.

Кондак, глас 2

Бога́тство твое́ расточи́л еси́ убо́гим,/ и Небе́сное бога́тство ны́не восприя́л еси́,/ Иоа́нне всему́дре:/ сего́ ра́ди вси́ тя почита́ем,/ соверша́юще па́мять твою́,// ми́лостыни о тезоимени́те!

Перевод: Богатство твое раздал ты нищим и Небесное богатство сейчас получил, Иоанн всемудрый, потому все тебя почитаем, совершая память твою, одноименный с милостыней.

Молитва первая

Святи́телю Бо́жий Иоа́нне, ми́лостиве защи́тниче си́рых и су́щих в напа́стех! К тебе́ прибега́ем и тебе́ мо́лимся, я́ко ско́рому покрови́телю все́х и́щущих от Бо́га утеше́ния в беда́х и ско́рбех. Не преста́й моля́ся ко Го́споду о все́х с ве́рою притека́ющих к тебе́! Ты́, преиспо́лнен сы́й Христо́вы любви́ и бла́гости, яви́лся еси́ я́ко чу́дный черто́г доброде́тели милосе́рдия и стяжа́л еси́ себе́ и́мя «Ми́лостивый». Ты́ бы́л еси́ я́ко река́, непреста́нно теку́щая ще́дрыми ми́лостьми и все́х жа́ждущих оби́льно напая́ющая. Ве́руем, я́ко, по преселе́нии от земли́ на не́бо, усугу́бися в тебе́ да́р благода́ти сея́ и я́ко соде́лался еси́ неисчерпа́емый сосу́д вся́кия благосты́ни. Сотвори́ у́бо твои́м хода́тайством и заступле́нием пред Бо́гом «вся́кия уте́хи», да вси́, прибега́ющии к тебе́, обрета́ют ми́р и безмяте́жие: да́руй и́м утеше́ние в печа́лех вре́менных и посо́бие в ну́ждах жите́йских, всели́в в ни́х наде́жду ве́чнаго упокое́ния во Ца́рствии Небе́снем. В житии́ твое́м на земли́ ты́ бы́л еси́ приста́нище все́м су́щим во вся́кой беде́ и ну́жде, оби́димым и неду́гующим; ни еди́н от притека́вших к тебе́ и проси́вших у тебе́ ми́лости лише́н бы́сть твоея́ благосты́ни. То́жде и ны́не, ца́рствуя со Христо́м Бо́гом на небеси́, яви́ все́м покланя́ющимся пред честно́ю твое́ю ико́ною и моля́щимся о по́мощи и заступле́нии. Не то́чию са́м ты́ твори́л еси́ ми́лость безпомо́щным, но и се́рдца други́х воздвига́л еси́ ко утеше́нию немощны́х и к призре́нию убо́гих. Подви́гни у́бо и ны́не се́рдца ве́рных к заступле́нию си́рых, утеше́нию скорбя́щих и успокое́нию неиму́щих. Да не оскудева́ют в ни́х да́ры ми́лости, па́че же да всели́тся в ни́х ми́р и ра́дость о Ду́се Свя́те,– во сла́ву Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О, Богому́дре, святи́телю Христо́в, о́тче наш Иоа́нне! При́зри на нас, чад твои́х, к стопа́м твои́м припа́дающим и всеси́льного твоего́ заступле́ния пред Го́сподом сле́зно прося́щих. Беззако́ния бо на́ша отяготе́ша на нас, ско́рби и боле́зни объя́ша ны, и грехо́вныя обы́чаи на́ша отдали́ша от Го́спода сердца́ на́ша и прельще́ниям вра́жиим рабо́тати соврати́ша ны, ко а́ду преиспо́днему нас влеку́ще. Ты же, па́стырю наш благосе́рдный, в житии́ твое́м ни еди́ного скорьбя́ща, и ми́лости твоея́ прося́ща, николи́же презре́л еси́. Вознеси́ моле́ние о нас гре́шних ко Го́споду, да, умоле́н быв Ма́терию Свое́ю, преложи́т гнев Свой, по грехо́м на́шим пра́ведно на ны дви́жимый, на ми́лование на́ше и пода́ст душа́м на́шим кре́пость и телесе́м на́шим потре́бное здра́вие, боле́зней и немоще́й исцеле́ние и от скорбе́й и печа́лей избавле́ние. Моли́ся Христу́, да це́рковь святу́ю от наве́тов вра́жиих тве́рду и непоколеби́му в ми́ре соблюде́т, вся́кое епи́скопство правосла́вное и весь при́тчет церко́вный в единомы́слии ве́ры утверди́т, и́ночествующих бра́тий на́ших, в посте́ и честне́м жи́тельстве подвиза́ющихся, благода́тию смире́ния и терпе́ния снабди́т. Стране́ на́шей испроси́ у Го́спода вся блага́я и ко спасе́нию потре́бныя, да от всех враго́в, мы́слящих нам зла́я, изба́вит нас и, по вели́цей Свое́й ми́лости, всю жизнь на́шу незы́блемым ми́ром огради́т. Ей, святи́телю ми́лостивый, не лиши́ нас по́мощи твоея́ небе́сныя, но предста́тельством твои́м вся ны во приста́нище спасе́ния приведи́ и всесве́тлаго Ца́рствия Христо́ва насле́дники нас покажи́. Да пое́м и сла́вим неизрече́нныя щедро́ты Человеколю́бца Бо́га, Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Ольга — княгиня Киевская

В современном мире женщина, как правитель страны, уже никого не удивляет, но представить такое в начале новой эры равносильно фантастике.

Читайте также:
Иосиф Волоцкий: краткая биография, устав и труды преподобного, сторонники

Княгиня Ольга — правительница Руси конца первого тысячелетия, мудрая и жестокая, сумела создать сильное государство, с мнением которого считались в мире, христианские семена, посеянные нею, проросли во внуке Владимире Великом.

Происхождение

На протяжении тысячелетий историки так и не пришли к единому мнению, среди какого народа в десятом столетии родилась будущая правительница Киевской Руси.

  • Некоторые исследователи считают, что она имеет скандинавские корни, в то время скандинавы контролировали русские земли.
  • По мнению других, жена Игоря была болгаркой, князь мог взять очередную жену для поднятия престижа Руси, и уже всплывает не город Псков, а Плиска.
  • Третьи доказывают, что Ольга — славянка, и названа так в честь великого князя Олега.

Неизвестна и дата рождения прославившей Русь княгини. По дате ее смерти, а умерла Ольга в 969 году в возрасте 80-ти лет, можно предположить, что она родилась в 890 году, но и эта дата подвергается критике.

Старший сын Святослав родился в 940 году, значит, Ольге было уже 50 лет, но после смерти князя Игоря в летописи описывается красавица, молодая и полная сил женщина, жениться на которой мечтали самые знатные женихи мира. Правдоподобнее всего выглядит дата ее рождения — 920-925 год.

Предания о встрече с князем Игорем

Легенды о сильной и смелой красавице — правительнице Руси описаны в летописях монаха Нестора.

  • По одной из них, молодой княжич охотился в псковских местах, а Хельга, так на старорусский лад звали девушку из простого рода, занималась перевозом людей через речку. Вначале Игорь даже не обратил внимания на перевозчика, думая, что это юноша, а потом так был поражен красот ой девушки, что решил ее соблазнить, но получил решительный отказ. Прекрасная и хрупкая красавица из Пскова не шла из головы князя, и он решает на ней жениться.
  • По другой легенде в богатом и знатном княжеском семействе Гостомысла, в Витебске, была прекрасная дочь Прекраса, имя Ольга было дано ей после заключения брака с Игорем в честь его воспитателя Олега.
  • По другим бумагам вещий Олег был одновременно ее отцом. Он и соединил судьбы дочери и Игоря.

Имеющий несколько жен, Игорь правил в Киеве, а молодая княгиня осталась правительницей Вышгорода, и только через много лет у них появился сын Святослав, ставший в свое время во главе Киевской Руси.

Атмосфера княжеского дома была переполнена интригами, и, чтобы удержаться при власти, молодой княгине пришлось научиться жестокости, расчетливости и холодности. Иначе она бы просто не выжила.

Подлое убийство мужа в 945 году древлянами, превратило некогда добрую женщину в хладнокровную правительницу, которая доказала всему миру, что не прощает предательства и посягательства на трон Киевской Руси.

О других правителях Киевской Руси:

Уничтожение древлян

Правители древлянского племени и представить не могли, что ими будет править женщина, под власть которой перешла вся Киевская Русь. Они решили сосватать правительницу за князя Мала и таким образом взять власть в свои руки, но при этом древляне не учли, что жизнь в княжьем доме изменило характер некогда нежной девушки.

  • Двадцати древлянам, прибывшим в качестве сватов, на берегу реки была оказана якобы особая честь. Их вместе с лодкой на руках понесли к терему киевской правительницы, во дворе которой была вырыта огромная яма, в нее и бросили ладью со сватами, живьем похоронив их.
  • Якобы раскаявшись, равноапостольная Ольга просит древлян прислать ей самых знатных и лучших женихов, чтобы она могла выбрать среди них мужа. Приехавшим гостям было предложено перед встречей с невестой принять баню, которую заперли, всех знатных древлян сожгли.
  • Князь Игорь был похоронен в древлянских землях, и по древнеязыческому обряду Ольга отправилась на тризну на могилу мужа, пригласив древлян принять участие в ритуальных действиях, которые включали песни, пляски и пиршества. Опоив древлянскую знать сонным зельем, она приказывает порубать более пяти тысяч древлян.
  • Через год после смерти Игоря княгиня собирает войско и отправляется в поход, опустошив древлянские земли, установив там большие дани.

В летописи есть описание осады Искоростеня, который был хорошо укреплен и не хотел сдаваться княжеским войскам. Тогда Киевская правительница пошла на хитрость, она приказала жителям осажденного города передать в качестве дани по три голубя и три воробья, а затем велела привязать к лапкам птиц пучки пакли, смоченной в сере.

Сожженная крепость сдалась на милость победителей, основное население было перебито, остальные покорились княгине.

Правление Киевской Русью

После таких расправ уже никто в мире не пытался завоевать Русь, Новгородскими, Псковскими и Киевскими землями которой правила великая княгиня Ольга. Для упорядочения сбора податей были организованы погосты, впоследствии ставшие местом строительства храмов. Мудрая правительница начинает каменное градостроительство, укрепляя земли вдоль рек.

В 945 году по поведению властительницы вводится система учета оброков и уставов, при этом все подвластные земли делятся на территории, во главе которых поставлен тиун, что способствовало наведению экономического порядка в стране.

Читайте также:
Паисий Величковский - житие и биография старца, труды, письма и послания, почитание и дни памяти

Крещение княгини

Мечтая об улучшении политики с Византией, в 955 году отправляется в Константинополь, чтобы своими глазами увидеть, в чем сила христианской столицы.

    По одной версии, приехавшая в Византию с дипломатическими намерениями Ольга пленила своей красотой императора Константина, он решил взять красавицу в жены. Мудрая княгиня не стала создавать конфликта, сказав, что она язычница, и император — христианин не может на ней жениться. Решено было провести обряд крещения, на которое император был приглашен в качестве крестного отца.

После крещения священники сказали императору, что крестный отец не может жениться на крестнице. Вот так мудро и ловко вышла из щекотливого положения святая равноапостольная киевская правительница, сохранив хорошие отношения с Византией.

  • По другой версии, более правдивой, воодушевленная красотой богослужений и глубиной христианской веры, великая равноапостольная княгиня принимает Таинство Крещения, которое было совершено патриархом Константинопольским Феофилактом в присутствии императора Константина Багрянородного.

Новокрещенной Елене, это имя было дано княгине при крещении, в качестве подарка императором было подарено золотое блюдо с драгоценными камнями. Впоследствии святая княгиня Киевская оставляет подарок в ризнице Софийского собора. Это блюдо в 13 столетии описано русским дипломатом Добрыней Ядрейковичем во время пребывания в Константинополе.

С собой новокрещенная киевская правительница увезла более ценный подарок — крест из цельного куска дерева от Животворящего Креста Господня. В Киев вернулась совсем другая Ольга, княгиня привезла с собой святые образа и богослужебные книги.

Вскоре после возвращения с Константинополя она повелела построить храм Николая Угодника над могилой первого христианина Аскольда, поощряла жителей края к Христу, проповедуя слово Божьей в самых отдаленных уголках страны. По мере ее передвижения строились церкви и воздвигались кресты, уничтожались языческие капища и идолы.

Интересно! На берегу реки Великой христианке Елене было видение в трех лучах, после чего святая Ольга основала на том месте собор Святой Троицы, ставший впоследствии главным храмом Пскова.

В 960 году в Киеве был возведен и освящен еще один собор Софии премудрости Божьей, главной святыней которого стал подаренный в Константинополе Патриархом крест.

Последние годы и смерть Ольги

Подросший Святослав не принял веры матери, оставаясь язычником. Многие идолопоклонники лелеяли надежду, что вернется на круги своя при его правлении. В 962 году посланные для укрепления христианства на Руси немецкие миссионеры были убиты, начались преследования и киевских христиан.

Святослав приказывает убить своего двоюродного брата Глеба, он не выступает против разрушения церквей. Молодой князь в воинских походах завоевывает новые земли, укрепляя мощь земли русской.

На заметку! Ольга занималась воспитанием внуков, но не шла вопреки воле сына, не настаивала на крещении, но сеяла в их душах семена православной веры.

В 968 году Святослав находился в очередном походе, этим воспользовались печенеги и осадили Киев, в котором осталась великая княгиня и дети князя. Киевский князь поспешил освободить город и остался в нем на длительное время, уступив уговорам матери.

Святая Ольга была тяжело больна и попросила сына не оставлять ее до смерти. При этом мать сожалела только об одном, что Святослав не принял христианства и за непослушание ему уготована страшная мука. Предсмертное пророчество любящей матери сбылось, князь Курей захватил Святослава в плен, отсек ему голову, из черепа, окованного в золото, сделал кубок для вина.

Мать попросила князя Святослава похоронить ее по христианскому обычаю, позволив клирику отпеть ее, не устраивая над местом ее погребения насыпи и тризн, а послать золото в Царьград, чтобы Патриарх помолился о ней, раздав милостыню нуждающимся.

Три дня святая равноапостольная Ольга молилась, приняла Причастие и 11 июня 969 года предстала перед Богом.

Святые мощи и почитание

В 1007 году Владимир Великий, внук святой киевской правительницы, отыскал могилу бабки, и перенес ее мощи, которые оказались нетленными, в Десятинную церковь в Киеве, похоронив в гробу с окошком.

Читайте еще о равноапостольных святых:

Приходящие для почитания святой христиане, находили утешение в молитвах, исцеление, коснувшись окошка. При княжении Ярополка в конце первого тысячелетия Ольга стала почитаться, как святая, однако официально канонизирована она была в середине 13 века.

Важно! В 1547 году святая княгиня была причислена к лику святой равноапостольной, ставшей одной из пяти женщин в христианском мире, удостоенным такой чести.

К великому сожалению, в 18 веки святые мощи исчезли, и хранятся пока в неизвестном месте. Прошли века, а великая святая равноапостольная княгиня Ольга и поныне остается примером мудрости русской женщины, положившей свою жизнь на распространения христианства на Руси.

24 июля Православная Церковь почитает равноапостольную княгиню Ольгу, причисленную к лику святых.

Святая равноапостольная Ольга: правление, почитание, молитвы

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Когда празднуется память святой равноапостольной великой княгини Ольги

Память святой равноапостольной великой княгини Ольги (в крещении Елены) православные христиане празднуют 24 июля по новому стилю (11 июля по старому стилю).

Когда правила великая княгиня Ольга

Годы жизни святой равноапостольной великой княгини Ольги: 890-969. Великая княгиня вступила на престол Древнерусского государства после того, как погиб ее супруг — великий князь Киевский Игорь Рюрикович. Правила она семнадцать лет — с 945 по 962 годы. У Ольги был сын — великий князь Святослав Игоревич.

Происхождение великой княгини Ольги

Мы читаем о великой княгине Ольге в «Повести временных лет». Великий князь Киевский Игорь Рюрикович взял себе в жены невесту из Пскова. Происходила она из рода Изборских князей. Это была одна из забытых древнерусских княжеских династий. Летопись пишет: «И привели ему жену из Пскова, именем Ольгу». Ольга была варяжского происхождения, и имя ее звучало на варяжский манер — Хельга. Русские люди переделали его в Ольга, или Вольга.

Правление великой княгини Ольги до принятия христианства

Великая княгиня Ольга вошла в историю как одна из создательниц русской государственности. Она объезжала русские земли, подавляла бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Погосты — финансово-административные и судебные центры — были крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях.

Читайте также:
Житие Анастасии Узорешительницы - описание и история жизни, чудеса, мощи и дни памяти святой

После принятия святого Крещения Ольга повелела строить по погостам храмы. Уже при святом Владимире погост и храм воспринимались как единое целое. Сейчас «погост» значит «кладбище», но это более позднее значение слова.

Благодаря великой княгине значительно выросла оборонная мощь Руси. При ней вокруг городов вырастали крепкие стены; ко времени ее правления историки относят установление первых государственных границ России — на западе, с Польшей.

Киев времен великой княгини был центром притяжения для иноземных купцов; рос за счет каменных строений, порой очень искусных, как, например, городской дворец Ольги. Его фундамент и остатки стен археологи нашли в 70-е годы XX века.

Крещение великой княгини Ольги

Великая княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру. Интересно, что после ее крещения княжеская дружина и весь народ оставались язычниками. Даже сын будущей святой, великий князь Киевский Святослав Игоревич, не был христианином.

Как говорит «Повесть временных лет», Ольга крестилась в 957 году в столице Византии — Константинополе. Она отправилась туда, поручив Киев сыну Святославу, который к тому времени подрос и мог управлять государством. В Царьграде император Константин VII Багрянородный и патриарх Константинопольский Феофилакт крестили русскую княгиню лично: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I». Патриарх напутствовал Ольгу словами: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».

Существуют и другие версии, кто, когда и при каких политических обстоятельствах крестил великую княгиню Ольгу. Одно известно точно — произошло это в столице Византии. В Киев правительница вернулась уже христианкой.

Смерть, почитание и прославление великой княгини Ольги

Тогда же, в период правления святого равноапостольного князя Владимира, Ольгу стали почитать как святую. День памяти святой Ольги (в крещении Елены) отмечали 11 июля (24 июля по новому стилю).

В 1547 году великую княгиню причислили к лику равноапостольных святых.

Иконография святой равноапостольной великой княгини Ольги

Иконография великой княгини Ольги — традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные — те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым. Например (если речь идет о святых князьях и царях), обращали в христианство граждан страны, в которой царствовали. Эти святые уподобляются апостолам — за распространение Евангелия. Это и святая Мария Магдалина; и император Константин и его мать царица Елена; и князь Владимир, крестивший Русь; и святая Нина, просветительница Грузии; и великая княгиня Ольга.

Равноапостольную Ольгу традиционно изображают на иконах стоящей. В правой руке у нее — крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — символическое изображение храма.

Еще один традиционный образ святой Ольги — вместе с равноапостольным князем Владимиром.

Молитва вдовы о защите, о помощи, о приосвещении и умягчении обидчиков, составленная святой равноапостольной великой княгиней Ольгой

О премилостивый Господи Боже мой Иисус Христос, прилпе душе моя по Тебе, и мене прият десница Твоя: приклони ухо Твое ко мне и услыши молитву мою. И дай ми путь обрести, имже ми получу угодити Тебе: бо жажду источника спасения.

Помощник ми буди и не остави мене. Боже Спасителю мой, яко Отец мой и мати моя остависта мя, и супруга лишена бых; от него же единаго сына прижих, и той непокорен и неверен, такоже и людие неверни. Ты же, Господи, едину мя на упование призвал еси.

Аз же, Господи, на милость Твою уповах и на пучину щедрот Твоих надежу душа моя возлагаю и, к Тебе прибегая, молюся: научи мя творит волю Твою и спаси мя от рода сего строптиваго, множества неверных людей. Аще они заблудили суть от Твоея благодати, но Ты, Владыко, человеколюбия Своего ради, не презри их, но посети и в разум призови, и своему познанию приведи. Якоже и от мене древле учюженую присвоил еси достоянию Твоему, тако, Господи, и люди сия, болящая неверием, исцели благоверием и, к Себе обратив, привлецы, да и ти, некогда просвещении Тобою бывше, прославят имя Твое Пресвятое Отца и Сына и Святаго Духа в род, и в роды, и вовеки.

Молитвы святой равноапостольной великой княгине Ольге

О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице русская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами, вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Читайте также:
Никита Столпник: в чем помогает, житие и мощи святого, святой источник

О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и восприяла еси святое крещение и положила еси начало просвещения земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальнице наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о царстве всероссийстем, о царех его, народоправителех, воинстве и о всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Бога, да пробавит нам великую милость Свою: да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла; да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в Отечестве нашем, во всех концех его; да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы; да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Величание святой равноапостольной Ольге, во святом крещении Елене

Величаем тя, святая равноапостольная княгине Ольго, яко зарю утреннюю в земли нашей возсиявшую, и свет веры православныя народу своему предвозвестившую.

Тропарь святой равноапостольной Ольге, во святом крещении Елене

Крилами Богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимая твари, взыскавши Бога и Творца всяческих, и Того обретши, паки рождение крещением прияла еси: древа животнаго наслаждающися, нетленна вовеки пребываеши, Ольго приснославная.

Церковь во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Михайловской усадьбе

Исторически усадьба была собственностью Великого князя Михаила, младшего сына Николая I. Это был целый комплекс зданий с домовой церковью в центре. Ее по желанию князя освятили в честь святой покровительницы его жены — Ольги Феодоровны, урожденной Цецилии-Августы, принцессы Баденской. По традиции, отчество Феодоровна давали всем немецким принцессам, принявшим православие, — в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

Церковь в русском стиле в 1864 году спроектировал петербургский архитектор Давид Гримм. С трех сторон к храму примыкала открытая галерея, окруженная восемнадцатью колоннами. Венчал церковь купол из красной меди. Роспись стен, к сожалению, до наших дней не сохранилась.

Последний владелец Михайловской усадьбы — великий князь Сергей Михайлович Романов — был расстрелян в 1918 году вместе со святой преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной. Произошло это в Алапаевске, на старой заброшенной шахте — именно туда палачи сбросили тела мучеников.

В советские годы усадебные постройки использовали для самых разных нужд. С 1918 года церковь принадлежала детскому дому «Красные Зори», в ней хранили семена. Во время Великой Отечественной войны Михайловка была в оккупации — в зданиях усадьбы размещался немецкий госпиталь. После победы церковь стала продовольственным магазином. В 1968 году она сильно пострадала от пожара, затем год от года разрушалась. К 90-м годам от некогда величественного храма остались только стены с дверными и оконными проемами.

Возрождение храма во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Михайловской усадьбе началось в 1998 году. Первую после долгих лет забвения Литургию здесь отслужили в 2002-ом.

Современный адрес храма: Санкт-Петербург, Санкт-Петербургское шоссе, д. 109, корп. 5.

Орден святой равноапостольной княгини Ольги

Орден святой равноапостольной княгини Ольги — женский. В 1988 году его учредил Святейший Патриарх Пимен и Священный Синод Русской Православной Церкви — в честь 1000-летия крещения Руси. Если считать по времени учреждения, этот орден — третий в Русской Церкви.

Орденом святой равноапостольной княгини Ольги награждают игумений монастырей и светских женщин, которые так или иначе служат Церкви и делу христианского просвещения.

Памятник великой княгине Ольге в Киеве

Памятников святой равноапостольной великой княгине Ольге существует несколько. Один из самых известных — в Киеве, на старинной Михайловской площади. Это целая скульптурная композиция. В центре — княгиня Ольга, по правую сторону от нее — апостол Андрей Первозванный, по левую — святые Кирилл и Мефодий, просветители славянского народа.

Открыли памятник больше ста лет назад — в 1911 году. Скульптурная композиция была элементом большого проекта «Исторический путь» — по всей Украине возводили монументы в честь первых русских князей. По задумке авторов, памятники должны были сформировать своеобразную аллею от Софийской до Михайловской площади. Николай II дал добро на создание этой аллеи и выделил на строительство 10 000 рублей.

Городские власти организовали конкурс на памятник великой княгине Ольге. Победила работа скульптора Ф.П. Балавенского, но после долгих споров жюри выбрало для монумента других авторов — скульпторов И.П. Кавалеридзе, с Ф.П. Балавенского, П.В. Сниткина и В.Н. Рыкова. Композицию выполнили из модного в те годы бетона. На постаменте установили таблички: «Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят рустие сынове яко начальницу» и «Дар Государя Императора городу Киеву».

Интересно, что пышных торжеств по случаю открытия памятника не получилось: в одной из киевских больниц в те дни умирал великий Петр Столыпин.

В советские годы памятник святой Ольге постигла печальная участь. В 1919-ом статую сбросили с пьедестала и разломали на две части. Боковые скульптуры заколотили досками. Вместо княгини Ольги установили бюст писателя Тараса Шевченко. В 1920-х годах скульптурную композиция и вовсе демонтировали, а на ее месте разбили сквер.

Читайте также:
Глаголев Александр - житие и труды, идеи и позиция, деятельность

В 1996 году в сквере провели раскопки — археологи нашли некоторые части разбитой фигуры великой княгини Ольги. Куски старого монумента скрепили и поставили в парке скульптур Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске. А композицию на Михайловской площади бережно воссоздали. Работали над воссозданием ученики первого автора памятника— Ивана Кавалеридзе.

Читайте также другие публикации о святой княгине Ольге.

На заставке фрагмент: Сазонов Василий Кондратьевич. Первая встреча князя Игоря с Ольгой. 1824

Напоминаем читателям, что непосредственно через наш сайт, можно:

за одну-две минуты оформить подписку на бумажные выпуски журнала, а также помочь с подпиской на «Фому» малоимущим людям или поддержать иные наши начинания.

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Жизнеописание святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги

Тропарь, глас 1:

Крилами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих, и Того обретши, паки рождение крещением прияла еси, древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши, Ольго приснославная.

По преданию, святая княгиня Ольга происходила из древнего славянского рода Гостомысла, который посоветовал когда-то призвать варягов княжить на Русь. Имя Ольга было дано ей князем Олегом, опекуном князя Игоря (ее будущего мужа), вместо славянского имени Прекрасна. В 945 г. древляне убили князя Игоря, и вдова, по языческому обычаю, жестоко отомстила за смерть своего мужа.

Потеряв супруга, княгиня Ольга начала самостоятельно править страной, так как сыну ее Святославу было всего три года. Она слыла мудрой и милосердной правительницей. Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новогородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

В 945 г. Ольга осуществила серьезные преобразования в управлении княжеством — установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья») – «уроков» (или «оброков») и периодичность их сбора («уставы»). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»).
Но великая княгиня понимала, что путь к будущему величию Руси лежит прежде всего через духовное просвещение.

Ольга крестилась в Константинополе от Патриарха Феофилакта, ее восприемником был сам Император Константин Багрянородный. Имя св. равноапостольной Елены было в крещении дано княгине не даром: подобно матери имп. Константина, царице Елене, обретшей Честное Древо Креста Господня в Иерусалиме, св. Ольга привезла с собой в Киев Святой Крест, вырезанный из цельного куска Древа Господня, на котором была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня».

Новопросвященная княгиня воздвигла на Руси храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. На реке Пскове, где она родилась, благоверная Ольга, по преданию, основала город Псков. На месте видения трех светоносных лучей с неба, которого в тех краях сподобилась великая княгиня, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

Однако византийский Император отказался восстановить митрополию в Киеве, существовавшую еще при Аскольде. Тогда просветительница Руси обратилась к будущему основателю Германской империи королю Оттону с просьбой прислать миссию в Киев. Но посольство Западной Церкви опоздало. Сын равноапостольной Ольги, молодой князь Святослав, убежденный язычник, поддержал сторонников язычества в Киеве. По его приказу был убит племянник княгини Глеб и разрушены некоторые храмы, возведенные благоверной княгиней. Сама святая Ольга вынуждена была тайно держать при себе священника. Перед кончиной она предрекла скорое обращение Руси в христианство и трагическую смерть своего сына Святослава.

Скончалась равноапостольная Ольга 11 июля 969 г. в Киеве, причем летописец сообщает, что «плакали все по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Соблюдая правила новой веры, княгиня перед смертью повелела сыну не совершать над ее могилой языческой тризны и произвести погребение по православному чину.

Внук Ольги, святой равноапостольный князь Владимир Святославич, распорядился перенести ее мощи в Десятинный храм Успения в Киеве.

В 1547 г. Ольга как первая русская правительница-христианка была причислена Русской Православной Церковью к лику равноапостольных святых. Время правления Ольги и ее сына Святослава завершило 150-летнее существование языческого восточнославянского государства и подготовило вступление в историю будущей Святой Руси.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: