Иоасаф Белгородский: житие и биография святого, мощи и дни памяти, наследие, труды

День памяти Святителя Иоасафа Белгородского

Святитель Иоасаф Белгородский обычно изображается на иконах со строгим взглядом на сдержанном лице. Его ревность и бескомпромиссность в вопросах веры и благочестия действительно можно сравнить с той, что была у пророка Илии. Однако не только «правилом веры», но и «образом милосердия» именует Белгородского епископа Святая Церковь. Чем же так прославился этот дивный святой, строгий аскет и заботливый архипастырь?

Избранник Божией Матери

Вся жизнь святителя Иоасафа, епископа Белгородского, была ознаменована особым Божьим попечением о нём, наиболее же покровительством Царицы Небесной. Родился будущий святой в 1705 году на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В честь праведного родителя Пречистой Девы Марии мальчика назвали Иоакимом. Родители святителя принадлежали к знатному казацкому роду Горленко. Жили они в городке Прилуки, тогда относившемся к Полтавской губернии, в Малороссии.

О будущем архипастырском служении Иоакима было возвещено его отцу в одном необычном видении. Как-то вечером, сидя на крыльце дома, он увидел стоящую над горизонтом Божию Матерь. Возле неё стоял ангел, а перед ними на коленях молился Иоаким. И Пресвятая Дева при этом одобрительно произнесла: «Довлеет Мне молитва твоя», – после чего ангел облачил молящегося в архиерейскую мантию. Однако вскоре само это видение отец Иоакима позабыл и смог вспомнить уже только после смерти сына.

В семилетнем возрасте мальчик поступил учиться в Киевскую академию. Уже в это время у него зарождается горячее желание принять монашество, которое полностью утвердилось к шестнадцати годам. Однако он знал, что этого не одобрят его родители, мечтавшие видеть в сыне продолжателя своего славного рода и наследника их имения. По этой причине на одном из последних курсов обучения, без ведома родителей, Иоаким удалился в один из монастырей под Киевом, где проходил искус в течение двух лет. В Киеве в это время оставался слуга Иоакима, который, получая письма от его родителей, привозил их в монастырь и отправлял им ответы уже из Киева.

Только после принятия иноческого пострига c именем Иларион молодой человек сообщил об этом своим родителям, прося у них прощения за причинённую скорбь. В монахи он был пострижен в 1727 году на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. При постриге он получил имя Иоасаф – в честь святого Индийского царевича, чья память отмечалась накануне. Уже на следующий год Иоасаф был рукоположен в иеродиакона и стал преподавать в Киевской академии.

Пастырское служение

На редкие духовные дарования молодого монаха сразу же обратил внимание архиепископ Рафаил (Заборовский), вскоре ставший митрополитом Киевским, который и приблизил Иоасафа к себе. Он сам рукоположил его в иеромонахи и позже назначил настоятелем Мгарского монастыря под Лубнами. Со смирением приняв на себя новое послушание, молодой игумен принялся за восстановление обители, находившейся тогда в полуразрушенном состоянии. Несмотря на значительно ухудшившееся здоровье, Иоасафу удалось значительно преобразовать и улучшить хозяйство монастыря, в том числе построить большой братский корпус. Дважды игумену Иоасафу в тонком сне являлся святой Афанасий Константинопольский, считавшийся покровителем Лубенской обители. В этих видениях святитель Афанасий выражал новому настоятелю монастыря своё покровительство и поддержку.

Однако на строительные работы по восстановлению главного собора монастыря средств не хватало. Тогда игумен Иоасаф с целью поиска средств отправился в Москву и Санкт-Петербург. Поездка оказалась настолько успешной, что своей проповедью Иоасаф даже смог привлечь к себе внимание самой императрицы Елизаветы Петровны. Она-то и выделила впоследствии сумму, необходимую для реставрации собора. Кроме того, по ее Высочайшему распоряжению, игумен Иоасаф был удостоен звания архимандрита, а спустя время назначен также наместником Сергиевой Лавры, оставаясь настоятелем Лубенского монастыря.

И здесь множество трудов совершил архимандрит Иоасаф за непродолжительный срок своего наместничества – около трёх лет. Практически полностью под его руководством были восстановлены все лаврские постройки, пострадавшие от недавно случившегося пожара, в том числе реставрирована роспись храмов, при нём был отлит известный колокол весом в 4 000 пудов. Также стараниями архимандрита Иоасафа было восстановлено подворье Лавры в Москве.

Епископ Белгородский

В 1748 году в Санкт-Петербурге Иоасаф был возведен в сан епископа Белгородского и Обоянского. Так начались его архипастырские труды. Нужно сказать, что кафедра святителю досталась очень большая и крайне бедная. Не жалея своих сил и здоровья, владыка ревностно взялся выполнять новые возложенные на него обязанности. Он сам объезжал даже самые отдаленные приходы своей епархии, вникая во все существовавшие трудности и проблемы. При этом останавливался святитель обычно у самых бедных сельских священников, не лишая их своего архипастырского совета и наставления.

Правило веры

Особенно ревностно епископ Иоасаф относился к соблюдению церковного устава, следил за нравственным обликом духовенства, воспитывал благоговейное отношение ко святыням. Много сил он приложил к тому, чтобы повысить уровень духовного образования и сделать его доступным для малообеспеченных семей. Известно несколько случаев, ярко характеризующих его бдительное попечение о приходах своей епархии.

Однажды, оставшись на ночлег в доме одного сельского священника, владыка никак не мог уснуть, будучи объят непонятным страхом. Тогда, движимый необъяснимым чутьём, он обнаружил в этом доме завернутые в бумагу Святые Дары, спрятанные между посудой. Всю оставшуюся часть ночи святитель простоял в молитве перед святыней, прося у Бога прощения за небрежность священнослужителя, а наутро сделал строжайший выговор этому священнику, после чего лишил его сана.

В другой раз, также объезжая свою епархию, святитель в тонком сне узнал, что в одном из храмов совершается неподобное. Проснувшись, он поспешил поинтересоваться о ближайших храмах. Ему действительно указали на церковь, такую же, какую владыка видел во сне. Прибыв туда, он обнаружил, что во время совершения Божественной литургии один из служителей был пьян. Святитель Иоасаф сразу же на месте разжаловал его.

«Среди духовенства его епархии был священник, доживший до ста тридцати лет. Все считали это особым благословением Божиим. Однако святитель Иоасаф духовным взором увидел иную, скрытую причину такого долголетия»

В житии святого упоминается еще один не менее удивительный и поучительный случай. Среди духовенства его епархии был священник, доживший до ста тридцати лет. Все считали это особым благословением Божиим. Однако святитель Иоасаф духовным взором увидел иную, скрытую причину такого долголетия. Он поинтересовался у этого священника, нет ли у него какого-то важного неисповеданного греха. Хорошо подумав, тот действительно вспомнил один забытый случай. Однажды он отслужил в своем храме Литургию, после чего приехал местный помещик и повелел ему служить ещё одну. Боясь быть наказанным, священнослужитель совершил и вторую Божественную литургию. При этом он ясно слышал в алтаре голос, запрещавший ему это, грозя проклятием. В ответ священник сам проклял говорившего и совершил Евхаристию.

Читайте также:
Нил Мироточивый: житие и биография преподобного, посмертные вещания, труды и пророчества

Выслушав этот рассказ, епископ Иоасаф пришёл в негодование. Он понял, что священник проклял ангела, приставленного охранять тот храм. После святитель распорядился собрать походный храм – на том самом месте, где раньше стояла та церковь, они отслужили Литургию. При этом владыка сам исповедал старого священнослужителя, после чего тот ещё во время службы мирно отошел ко Господу.

Обретение Песчанской иконы

Благодаря необычному дару духовного видения, которого сподобился святитель Иоасаф, сегодня мы имеем еще одну православную святыню – Песчанскую икону Божией Матери, которая и сегодня является одной из самых почитаемых в Украине. Её чудесное обретение пришлось на 1754 год. И произошло это следующим образом. Накануне этих событий святитель Иоасаф видел необычный сон: в одном незнакомом храме в небрежении пребывала икона Богородицы. От неё епископ услышал слова: «Смотри, что сделали с Ликом Моим служители сего храма. Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор». Вскоре после этого епископу Иоасафу при объезде приходов своей епархии довелось посетить церковь близ города Изюма под Харьковом. В ней он и узнал ту самую, увиденную им во сне. В притворе, к своему ужасу и удивлению, он увидел икону, за которую выбрасывали уголь от кадила. Епископ неожиданно упал перед ней на колени и стал просить прощения у Божией Матери за небрежность священнослужителей. Затем он сам указал почетное место в храме, куда следует поместить образ, объяснив, что на нём почивает особая Божия благодать. Вскоре по молитвам перед этой иконой стали совершаться многочисленные чудеса, которые не прекращаются и по сей день.

Образ милосердия

Святитель Иоасаф был не только строгим и взыскательным, но вместе с тем имел такое же милосердное сердце, как у святителя Николая Чудотворца. Очевидно, подражая последнему, он старался помогать людям тайно, чтобы они не знали имени своего благодетеля. В связи с этим однажды с ним произошел даже такой курьезный случай. У епископа Иоасафа был заведен обычай: накануне больших церковных праздников он отправлял своего келейника в дома бедных людей с подарками. При этом келейник оставлял котомку с подарками у дверей, стучался и убегал. Но однажды так случилось, что накануне праздника Рождества Христова келейник святителя заболел. Не желая лишить бедняков подарков, епископ Иоасаф решил сам, переодевшись в простую одежду, отнести их людям. Однако когда он возвращался домой, собственный сторож переодетого владыку не узнал. Думая, что это вор, он схватил святителя и даже ударил. Причем наутро после этого события епископ вовсе не стал наказывать своего сторожа, как можно было ожидать, а напротив, похвалил его за бдительность.

Молитвенник и чудотворец

Известно, что святитель Белгородский Иоасаф был наделен крайне редким даром прозорливости. Подтверждением этому может служить следующий случай. Однажды жители одного из сел накануне праздника Троицы пришли к епископу просить его молитв, так как стояла сильная засуха, и они могли лишиться урожая. Святитель отдал распоряжение своему кучеру приготовить к утру сани для поездки в это село. Люди удивились, полагая, что владыка ошибся, но он подтвердил своё распоряжение готовить именно сани. К большому удивлению всех, на утро действительно выпал снег, который вскоре растаял, что и позволило спасти урожай.

Преставление святителя

Свою смерть святой предчувствовал заранее. Когда он отправлялся в 1754 году в Прилуки навестить родителей, то, расставаясь со своей белгородской паствой, говорил, что видятся они в последний раз. Возвращаясь из Прилук назад, он остановился в одном из сёл, где сильно заболел и около двух месяцев пролежал в таком состоянии. 10 (23) декабря 1754 года епископ Иоасаф тихо преставился. Известно, что в это же самое время игумену одного из монастырей Белгородской епархии было видение: он был на приёме у владыки, и тот, стоя у окна и показывая на солнце, которое восходило, произнес: «Как сие солнце ясно, так светло я предстал в сей час престолу Божию».

Молитвами святителя Иоасафа Белгородского Господь да помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец!

Святитель Иоасаф Белгородский

Содержание:

Святитель Иоасаф Белгородский – великий подвижник и молитвенник, неустанно пекшийся о пастве, порученной ему Богом.

Начало пути святителя Иоасафа Белгородского

Будущий святитель Иоасаф Белгородский родился 8 сентября 1705 года и был первенцем в малороссийской дворянской семье Горленко. Отец его, Андрей Дмитриевич, заведовал бунчуком — войсковым знаменем при гетмане Данииле Апостоле. А матерью его была дочь гетмана, Мария Даниловна. Младенца назвали Иоакимом, и до семи лет он воспитывался в родительском доме — в Прилуках Полтавской губернии.

На восьмом году родители отдали Иоакима в Киево-Могилянскую академию, переживавшую в то время пору своего расцвета. Находясь в стенах академии, он имел возможность часто посещать многочисленные киевские святыни, а так как уклад жизни «академиков» был почти монашеским, то юный Иоаким привык к нему и не желал для себя ничего другого. Уже в пятнадцать лет он твердо знал, что, если будет на то Господня воля, изберет для себя монашеский путь.

Читайте также:
Андрей Кесарийский - труды и творчество, история жизни, Толкование на Апокалипсис

Окончив академию, Иоаким поступил послушником в Межигорский монастырь, где по истечении двух лет принял рясофор и наречен был Иларионом. Еще через два года, в 1727 году, его постригли в мантию с именем Иоасаф.

6 января 1728 года инок Иоасаф стал иеродиаконом, а через некоторое время ему определили послушание наставника в низшем классе Киево-Могилянской академии. На этом поприще святой трудился три года. В 1732 году посетивший академию архиепископ Киевский Рафаил (Заборовский) обратил внимание на молодого иеродиакона, обнаружил в нем недюжинные духовные дарования и приблизил к себе. В 1734 году он назначил Иоасафа экзаменатором при Киевской кафедре и 8 ноября того же года рукоположил во иеромонаха.

Служение Иоасафа Белгородского

Служил отец Иоасаф Белгородский сначала в Киево-Братском монастыре, а потом — в Софийском кафедральном соборе. Видя ревностное исполнение им пастырских обязанностей, владыка Рафаил определил ему быть игуменом Мгарского Преображенского монастыря. В то время Мгарская обитель была уже довольно населенной, и управление ею явилось своего рода экзаменом для молодого настоятеля.

Игумен Иоасаф с честью выдержал этот экзамен, явив себя деятельным и заботливым начальником для братии. Подавая пример инокам, он вел строго подвижническую жизнь. При этом от непосильных трудов настоятель часто болел, что нашло отражение в его собственных записях.

Дважды за время своего игуменства в Мгарском монастыре отец Иоасаф сподобился видения святителя Афанасия III Пателария, Патриарха Цареградского (1560—1654), нашедшего последнее пристанище в Мгарской же обители. Вот запись, сделанная мгарским игуменом о видении, бывшем ему 26 октября 1740 года:

«Видел такой сон: виделся святитель Христов Афанасий, ходящим близ своей раки в полном облачении, которого я провожал под руку. После этого он снова возлег в свою раку, а я, грешный, оправлял его в ней и начал говорить такие слова: „Святейший Патриарх, желаю я вашему святейшеству день празднственный уставить, и подал об этом прошение преосвященному Рафаилу“ (что, действительно, так и было). На это Святейший вопросил: „А что же?“ Я ответил ему, что преосвященный сказал, что нельзя этого сделать, потому что об этом надо писать в Синод, и надо показать его чудеса. Тогда святитель сказал: „О, да, бывают здесь из Москвы. “ Я снова стал ему говорить: „Святейший Патриарх, накажи меня при жизни моей за грехи мои“. А он говорит: „Ведь я уже наказал; разве еще наказать? Добре, добре“. Потом положил на грешной моей голове руки и сказал: „Да благословит тя Господь от Сиона, живый во Иерусалиме“. на чем я и проснулся».

Иоасаф – епископ Белгородский

В 1742 году игумен Иоасаф Белгородский отправился в Петербург за сбором пожертвований. В столице он имел аудиенцию у императрицы Елизаветы Петровны, подарившей обители 2000 рублей. Царица запомнила мгарского настоятеля, произнесшего перед нею трогательную и назидательную проповедь о любви к Богу, и в 1744 году по ее прямому указанию его возвели в сан архимандрита, а менее чем через полгода назначили наместником Троице-Сергиевой Лавры. Служение архимандрита Иоасафа в Свято-Троицкой Лавре было непродолжительным. Уже 15 марта 1748 года вышло повеление о хиротонии его во епископа Белгородского.

В Белгород владыка Иоасаф прибыл утром 6 августа. По старому стилю это было Преображение Господне, и святитель тут же, не отдохнув после долгой дороги, совершил Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Дела в Белгородской епархии обстояли в то время не лучшим образом. Первой бедой, с которой положил бороться новый архипастырь, была бедность и необразованность приходского духовенства. Клирики в большинстве своем не имели возможности содержать детей в духовных училищах и даже если отдавали их учиться, то вскоре забирали домой. Святитель Иоасаф Белгородский должен был взять на себя поддержку малоимущих учеников и попечение о сиротах духовного звания.

Обретение Песчанской иконы Божией Матери

Временами он руководствовался в своем служении указаниями, получаемыми им, как ни дерзновенно это звучит, непосредственно от Бога и Его Пречистой Матери. Например, однажды ему привиделась во сне какая-то церковь, в притворе которой стояла икона Божией Матери, осиянная чудесным светом. При этом подле иконы высились горы мусора. «Смотри, — услышал архипастырь голос от образа Божией Матери, — что сделали с иконою Моею служители храма сего! Сей образ Мой предназначен быть источником благодати для веси сей и всей страны, а они повергли его в сор». Во время очередной архиерейской поездки епископу Иоасафу пришлось быть в городе Изюме. В пригороде его, Замостье, он увидел точь-в-точь такую церковь, какая приснилась ему недавно. С волнением епископ вошел в нее — и в притворе обнаружил большой образ Божией Матери, использовавшийся в качестве перегородки, за которой держали уголь для кадила. Долго стоял в молитвенном молчании он перед иконою. Причт храма пребывал в недоумении: для чего владыка медлит в притворе и не заходит в церковь?

Внезапно они увидели, как святитель повергся перед иконой на колени и, осенив себя крестным знамением, в голос заплакал: «Владычица Небесная, прости небрежность Твоих служителей, не ведают бо, что творят!» Все ждали какого-нибудь «ужасного» продолжения, но его не последовало. Епископ Иоасаф лишь сделал благочинному строгое замечание за неблагоговейное отношение к святыне и велел поставить икону на подобающее место в храме, сказав: «В сем образе преизобилует особая благодать Божия, в нем Пресвятая Владычица являет особенное значение Своего заступничества для веси сей и всей страны». Действительно, впоследствии от этой иконы Божией Матери, названной Песчанской, бывали многие чудотворения.

Святитель Иоасаф Белгородский – окончание земного пути

Чувствуя, что земных дней его остается мало, владыка выхлопотал себе разрешение Синода посетить родные места. В последний раз он служил Литургию в Троицком соборе Белгорода 29 мая 1754 года. После этого епископ Иоасаф навестил престарелых родителей, живших в родовом имении под Прилуками, съездил в Мгарский монастырь.

Читайте также:
Николай Сербский - житие и биография святого, письма и труды, заповеди и творения, почитание и дни памяти

Возвращаясь спустя полгода в Белгородскую епархию, архипастырь разболелся. Окончательно он слег в слободе Грайворон, где была загородная резиденция белгородских архиереев. Там, 10 декабря, в 49-летнем возрасте, и окончил свой земной путь Святитель Иоасаф Белгородский.

Мощи Святителя Иоасафа Белгородского

16 сентября 1991 года в Преображенский кафедральный собор Белгорода вернулись мощи святителя Иоасафа Белгородского, небесного защитника этого древнего русского города.

Мощи святителя Иоасафа Белгородского — главная святыня Преображенского собора и всей Белгородчины. Правда, прежде чем упокоиться своими мощами в нынешнем соборном храме, святому пришлось пройти через многое — от довольно позднего и «трудного» официального прославления до поругания и пребывания «под спудом» в северной российской столице.

Первое обретение мощей

Епископ Белгородский Иоасаф (Горленко) отошел ко Господу в декабре 1745 года. В феврале 1746 года его погребли в специально устроенном в Троицком соборе склепе («пещерке») — столь долгая задержка объяснялась тем, что назначенный Синодом для совершения погребения архиерей не мог пробраться в Белгород из-за разлива рек. Все это время на теле святителя не появилось ни одного признака тления.

Чудесные исцеления у гроба святого начались сразу же после погребения, что понудило духовенство спустя два года вскрыть гроб — при этом выяснилось, что мощи епископа Иоасафа по-прежнему совершенно не подверглись тлению. Распространившаяся об этом, равно как и о благодатной помощи, подаваемой святителем, молва вызвала столь многолюдный поток паломников к гробнице, что епископ Белгородский Феоктист (Мочульский) даже приказал закрыть «пещерку» на замок, но вскоре, вразумленный в тонком видении самим святителем Иоасафом, отменил это распоряжение.

Началом XIX века датируются первые попытки подвигнуть Святейший Синод к прославлению епископа Иоасафа. Увы, на протяжении ста лет все подобные попытки оставались безуспешными. Чтобы понять, почему так происходило, следует вспомнить о том, что при Петре I фактически была запрещена канонизация новых святых. «Духовный регламент» 1721 года мотивировал это решение необходимостью борьбы с народными суевериями. До конца XVIII века канонизировали лишь двух святых (святителя Димитрия Ростовского и преподобного Феодосия Тотемского).

В XIX столетии мало что в этом смысле изменилось. Отметим, что с развивавшимися «явочным порядком» культами местночтимых святых Святейший Синод вел жестокую борьбу. Эта борьба непосредственно коснулась и мощей святителя Иоасафа — в 1860-х годах, «во избежание соблазнов», они были облечены поверх архиерейских одежд в «глухой саван», с сокрытием главы святого, до того пребывавшей открытой. Это действие вызвало непонимание и ропот среди паломников, а обращенные в Синод просьбы канонизировать епископа Иоасафа с тех пор стали еще более настойчивыми.

Дело сдвинулось с мертвой точки в царствование Николая II. Специально созданная Синодом комиссия, призванная так или иначе решить вопрос канонизации, работала в Белгороде в мае 1910 года и по результатам своей работы приняла положительное решение. Ликованию белгородцев тогда не было предела.

Торжественное прославление епископа Иоасафа (Горленко) в лике святителей состоялось 4/17 сентября 1911 года. Столь широких и «общенародных» празднеств Белгород до того не видел — одних гостей со всех уголков России к этой дате собралось около ста тысяч человек! Царскую семью на торжестве представляли великий князь Николай Николаевич и великая княгиня Елисавета Федоровна. Вынесенные из «пещерки» и переоблаченные мощи святителя с тех пор пребывали в богатой раке под «древнерусской» сенью, поставленной в северной части Троицкого собора. «Пещерку» же превратили в своеобразный музей, открытый для свободного посещения.

Второе обретение мощей Иоасафа Белгородского

Всё изменилось после большевистского переворота. В августе 1920 года власти приняли постановление «О ликвидации мощей», и уже в декабре нетленные мощи святителя Иоасафа были вскрыты, подвергнуты кощунственному «исследованию» и вывезены в Москву — в Анатомический музей при Наркомздраве. Там они некоторое время выставлялись на всеобщее обозрение в качестве экспоната, с топорными «научными» объяснениями поразительной сохранности тела, а в 1930-х годах были перемещены в ленинградский Музей истории религии и атеизма, занявший к тому времени здание Казанского собора. В 1970 году музейные рабочие спрятали святыню на чердаке, выкопав для того яму в сухом шлаке. Там святые мощи и были обретены на излете зимы 1991 года.

11 марта того трудного для России года их перенесли в стоящий на Литейном Спасо-Преображенский собор. К июлю специальная комиссия установила, что обретенные в Казанском соборе мощи бессомненно есть мощи святителя Иоасафа Белгородского. До 10 августа они оставались в Петербурге; с 11 августа — пребывали в московском Богоявленском соборе, что в Елохове; с 4 сентября — в Сергиево-Казанском соборе Курска.

16 сентября, накануне дня памяти святителя Иоасафа, его мощи прибыли в Белгород. В этот же день в Белгород приехал Патриарх Алексий II, возглавивший торжества по поводу возвращения в город святых мощей небесного защитника Белгородской земли. С тех пор они пребывают в новоустроенной раке, установленной в южной части Преображенского собора.

Святитель Иосаф Белгородский 2021: какого числа по церковному календарю

Святитель Иосаф Белгородский – христианский святой, почитаемый православной церковью. О житие святого и в чем помогает молитва перед иконой Иосафа Белгородского, а также где находятся мощи, вы узнаете ниже. А также, какого числа день памяти Иосафа Белгородского в 2021 году по православному календарю, стоит знать всем без исключения!

Когда день памяти святителя Иосафа Белгородского в 2021 году?

День памяти святого Иосафа Белгородского в 2021 году отмечается дважды.

  • 23 декабря – день памяти Иосафа Белгородского.
  • 17 сентября – обретение мощей Иосафа Белгородского.

По старому стилю день памяти Иосафа Белгородского отмечался церковным календарем 10 декабря. Обретение мощей Иосафа Белгородского по старому стилю отмечается церковным календарем 4 сентября. Даты не являются переходящими, отмечаются православной церковью в один и тот же день каждый год.

Житие Иосафа Белгородского

Иоаким (в крещении Иосаф) родился в Прилуках, Украина, в 1705 году. Родители его были знатного рода Горленко. Мальчика воспитывали в любви к Господу, дед его часто водил в Густынскую Свято-Троицкую обитель. В 7 лет Иоакима отдали учиться в Киевскую Духовную Академию. В 18 лет Иоаким стал послушником в монастыре. Через три года испытаний, и строгого поста, послушник Иоаким становится монахом Иоасафом. Позже он стал учителем в Киевской Академии и служил в кафедральном соборе.

Читайте также:
Апостол Фома: биография и житие, дни памяти, дело, почитание

Годы спустя Иосаф возглавил Троице-Сергиеву лавру. В 1748 году он стал епископом Белгородской земли. На протяжении шести лет он руководил епархией, в которой было больше тысячи приходов. За это время святитель сделал много для насаждения царства Божьего в сердцах людей. Его можно было часто встретить не только в Белгороде, но и в других близлежащих городах, например, Харькове и близлежащих селениях.

Иоасафа Белгородского характеризовали любовь и снисхождение к ближнему, наряду с этим строгость и непреклонность воли. Святитель делал очень много для своих ближних.

Перед своей смертью владыка поехал в родное местечко Прилуки, чтобы повидаться с родственниками. Расставаясь со своими прихожанами, он предполагал, что больше их не увидит. Всех благословил и попрощался. После посещения отчего дома, отправился обратно. По пути, в селе Грайворон, епископ слег с тяжелым недугом. 10 декабря 1754 года святой Иосаф Белгородский умер.

Где находятся мощи святого

Еще при жизни Иоасафа, многие понимали, что перед ними человек Божий, святой. Когда Иосаф умер, его тело поместили в кафедральном соборе. Спустя много дней не было заметно никакого признака тления. Отпевали святителя только спустя месяц, все это время гроб с телом стоял в соборе, все это время Господь сохранял своего праведника в нетленном состоянии. Это стало еще одним подтверждением его святости.

Поток верующих приходил к мощам Иосафа Белгородского, чтобы помолится и получить исцеление от всяких недугов и болезней. С приходом к власти большевиков мощи святителя Иосафа Белгородского были выставлены в качестве экспоната в анатомическом музее в Москве, где находились до войны 1942 года. Затем мощи были перевезены в Ленинград, в музей религии, истории и атеизма, который размещался в Казанском соборе. Когда в 70-е годы прошлого века в городе были отмечены случаи заболевания холерой, администрация распорядилась убрать мощи. Плотники втайне от начальства схоронили святыню в засыпке чердака, завернув в простыни.

Спустя 20 лет мощи святителя Иосафа Белгородского были найдены бригадой реставраторов. Итак, второе обретение мощей произошло 28 февраля 1991 года.

О чем молятся Иосафу Белгородскому

Святитель Иоасаф Белгородский заботился о целом городе при жизни, успевал узнать нужды каждого, исправить и изменить к лучшему людей. Вот почему и после смертно почитается как добрый заступник, целитель и помощи — и есть многие свидетельства о помощи святителя по молитвам к нему.

Святитель Иоасаф Белгородский может помочь:

  • в осознании своих грехов, покаянии.
  • при зависимости от алкоголя, курения.
  • в бедности, материальных трудностях.
  • избавлении от греховных страстей и вредных привычек.
  • в выздоровлении душевнобольных, бесноватых.
  • при воздействиях колдунов, экстрасенсов.

Святитель Иоасаф Белгородский

Об уникальном издании рассказывает настоятель Преображенского кафедрального собора г. Белгорода протоиерей Олег Кобец, награжденный 19 августа 2010 г. за усердные труды на благо Православной Церкви медалью святителя Иоасафа, епископа Белгородского II степени.

Личный опыт: чудо святителя Иоасафа

Рассказывает Ирина Ахундова:

Позвольте рассказать о чуде святителя Иоасафа, которое произошло со мной. 5 марта 2003 года мой отец, который жил в Белгороде, попал в больницу с инфарктом. Приехав из Москвы, 8 марта я впервые в жизни приложилась к мощам святителя, ничего о нем не зная. 9 марта, молясь в Преображенском соборе, испытала катарсис, а в своем дневнике записала: «Стояла вблизи от архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна и одна из первых получила от него в дар освященную на Афоне иконку Серафима Саровского». Конечно, я молилась тогда о выздоровлении отца, но 11 марта он умер.
После защиты кандидатской диссертации по творчеству Достоевского я мечтала посвятить себя науке. Но жили мы с мужем-биологом и маленькой дочкой очень бедно, постоянной работы у меня не было. И вдруг 13 марта заведующий отделом гуманитарных проблем газеты «Московская правда» Леонид Гвоздев (Царство ему Небесное), с которым я сотрудничала внештатно, предложил мне по телефону работу. Уверена, что именно святитель Иоасаф «трудоустроил» меня. Немного позже от газеты меня аккредитовали на первый Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», который с тех пор ежегодно проходит на греческом острове Родос. Это было вторым чудом.
Потом было много чудес по молитвам апостола Андрея Первозванного, святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского, Матроны Московской, святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. 20 ноября 2011 г. я вымолила помощь Божией Матери, приложившись к ее честному Поясу в храме Христа Спасителя. Но мощи святителя Иоасафа стали первой святыней, в благодатной силе которой я смогла убедиться.

– Записаны ли свидетельства о других чудесах святителя Иоасафа?

– Да, многие чудеса описаны в недавно вышедшей книге «Прославление святителя Иоасафа Белгородского. Документы», которую я хочу подарить Вам. Она издана нами специально к юбилею вместе с книгой «Пещерка Святителя Иоасафа». Как и предыдущие издания о святителе, такие как «Белгородский чудотворец. Жизнь и прославление», мы готовили обе книги вместе с краеведом Александром Крупенковым.

– Спасибо, батюшка. Это бесценный подарок и поистине уникальное издание.

– Да, две трети книги составляют фотокопии оригиналов архивных документов Святейшего Синода, большинство из которых публикуется впервые. Их нет даже в архивах Москвы. Подлинники находятся на Украине. Документы охватывают период с конца декабря 1908 года по октябрь 1913 года. Их след отыскался в Харькове в 2009 году. В книге есть разделы «Делопроизводство по обследованию чудес, явленных по молитвенному предстательству пред Богом святителя Иоасафа (Горленко)», «Сведения о чудесах от мощей святителя Иоасафа».

Конечно, в книгу не могли войти все случаи чудесных исцелений от его мощей. Невозможно подсчитать, сколько прозрело слепых, заговорило немых от рождения, поднялось с одра расслабленных, стало ходить параличных и до, и после прославления святителя. У нас есть свидетельства об исцелении М.Выродовой, И.Платонова, дворянок А.Н.Поповой и Е.К.Бельской, крестьянина Р.Л.Сороколетова, мещанки М.М.Глазуновой, детей П.Абаньшина, Е.Ф.Субботиной, В.Ф.Брянцевой и Т.И.Головиной и т.д. Хочу обратить Ваше внимание на то, что, помимо рассказов людей об исцелениях, нами опубликованы отзывы о самих этих людях.

Читайте также:
Варсонофий Великий - житие и труды, почитание и дни памяти, мощи, творчество

Но самое главное то, что впервые за всю историю освидетельствования мощей разных святых люди не только рассказывали о произошедших с ними чудесах, но и принимали на Кресте и Евангелии клятву, произнося очень серьезные для православного верующего слова.

– А текст этой клятвы тоже сохранился среди документов?

– Конечно. Он помещен нами на обложку книги:

«Обещаюсь и клянусь всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием и животворящим Крестом в том, что не увлекаясь ни дружбою, ни родством, ниже ожиданием выгод или иными какими-либо видами, я по совести покажу в сем деле сущую о всем правду и не утаю ничего мне известного, помятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом на страшном суде Его. В удостоверение же сей моей клятвы целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь».

– Отец Олег, я могу подписаться под этими словами. Святитель Иоасаф не только дал мне интересную работу, но и круто изменил мою жизнь – вместо науки я посвятила ее общественной деятельности и журналистике, побывала во многих странах, прикоснулась ко многим православным святыням, узнала жития разных святых, среди которых особое место занимает для меня Великая княгиня Елизавета Федоровна.

– Великая княгиня Елизавета Федоровна очень почитала святителя Иоасафа еще до его прославления. Она писала о нем из Ливадии своей младшей сестре Императрице Александре Федоровне. Писала о нем и в своем дневнике, и мне в душу запала одна ее запись о той духовной радости, которую она испытывала, проезжая через Белгород, хотя не имела возможности зайти в собор и в пещерку. По ее словам, она чувствовала, что молитва святого Иоасафа обитает не только в пещерке, но и в окрестностях.

Поэтому, видимо, не случайно, что уже будучи настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители милосердия, она в сопровождении сестер обители вместе с Великим князем Константином Константиновичем Романовым (знаменитым поэтом К.Р.) принимала участие в сентябрьских торжествах 1911 года, представляя царскую семью.

Благодаря заботам Императора Николая II и Елизаветы Федоровны затянувшийся процесс канонизации святителя был наконец завершен. Кстати, прославление святителя Иоасафа состоялось 4 сентября, в канун ее тезоименитства. В тот день было совершено архиерейским служением всенощное бдение, а 5 сентября Великая Матушка приобщилась Святых Таин за ранней литургией.

– В дни торжеств в Белгород прибыли пять крестных ходов. Где размещались паломники?

– Мы приготовили около 2000 мест в гостиницах и общежитиях. Для тех, кто хотел исповедоваться и причаститься, круглосуточно были открыты все центральные храмы. Всю ночь был открыт доступ к мощам святителя Иоасафа.

Сто лет назад для размещения паломников был разбит лагерь богомольцев, который посетила и Великая княгиня Елизавета Федоровна. Как и Император Николай II и члены его семьи, она участвовала в торжествах прославления Преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского, других святых. И теперь все они, прославленные в лике святых, молятся о нас и помогают нам по нашей вере.

– А насколько масштабными были торжества век назад?

– Об их масштабности говорят всего лишь несколько документально подтвержденных цифр, свидетельствующих о том, насколько известным в России было имя святителя Иоасафа.

Согласно архивным документам население Белгорода вместе с прилегающими к нему территориям составляло 42 тысячи жителей, а на торжества сюда приехало 250 тысяч паломников, причем, не только из Курской и Белгородской и соседних епархий, но и из других мест. Самый дальний крестный ход, который пешком пришел в Белгород, – это был крестный ход из города Прилуки Полтавской губернии – с родины святителя Иоасафа. Сейчас это Черниговская область на Украине.

Немаловажно, что вопрос о канонизации святителя поднимался неоднократно, и впервые это произошло в начале XIX века, в силу того, что в пещерке у его гроба с нетленным телом было много исцелений. Еще в 1815 году жители Белгорода обращались с ходатайством об открытии нетленных мощей и причислении к лику святых епископа Иоасафа, который почил в Бозе 10 декабря 1754 года. Но прославили его лишь в 1911 году.

Почти век ходатайство местного населения о прославлении святителя Святейшим Синодом в Москве не поддерживалось. На протяжении почти ста лет шла очень активная переписка по этому вопросу. Практически каждый назначаемый на Белгородскую кафедру архиерей, видя народное почитание святителя, обращался в Синод с ходатайством о причислении его к лику святых. На основании многих представлений Святейший Синод подал царю доклад о необходимости и целесообразности канонизации бывшего епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Она состоялась благодаря усилиям Императора Николая II, который полностью согласился с предложением Синода.

Божьим промыслом случилось так, что, когда была проложена железная дорога в Крым, Белгород оказался тем городом, который два раза в год проезжали члены Царской фамилии. И зная о том, что такие ходатайства уже поступали в Синод и были подтверждаемы документами об исцелениях у мощей святителя, Император Николай II, проезжая через Белгород в 1904 году, посетил пещерку, молился в ней и воочию убедился в 100-процентном нетлении мощей святителя Иоасафа.

– Отец Олег, наверняка в книге говорится об участии в торжествах 1911 года членов Царской семьи.

– Документально подтверждено, что инициатором канонизации святителя Иоасафа был Император Николай II. В 1905 году на Белгородскую кафедру был назначен архиепископ Питирим (Окнов), который еще раньше, служа в Питере, был почитателем святителя Иоасафа, который родился в 1705 году. Владыка активизировал процесс прославления епископа Белгородского Иоасафа, 200-летие со дня рождения которого как раз отмечалось в 1905 году. За это в время в Синоде накопилось множество свидетельств людей, описавших знамения и чудеса, которые произошли по молитвам святителя. И Синод в очередной раз дал отказ. Но после посещения Николаем II пещерки святителя Иоасафа, эта тема оказалась в поле его зрения.

Читайте также:
Житие Вонифатия Тарсийского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

После торжественной канонизации Преподобного Серафима Саровского в 1903 году, в которой приняла участие вся Царская семья, Николай II поручил Синоду заняться изучением дел, связанных с канонизацией святителя Иоасафа. Тем не менее все это тянулось до 1910 года, когда была создана специальная комиссия, которая прибыла в Белгород для освидетельствования мощей. В нее входили и врачи, проверявшие достоверность более ста исцелений и подтвердившие, что объяснить их иначе, чем чудом, нельзя.

Приведу лишь один случай помощи от нетленных мощей Преосвященного Иоасафа беременной женщине в 1803 году. За два месяца до родов княгиня Екатерина Друцкая-Соколинская испытывала столь жестокие беспрестанные муки, что боялась не родить и умереть. Она обещала угоднику Божию Иоасафу назвать его именем младенца мужского пола, если он родится, и если она останется живой, то прийти с ним поклониться его мощам, что и было исполнено.

На основании решения комиссии Святейший Синод направил Николаю II доклад и ходатайство о назначении дня канонизации святителя Иоасафа. 10 декабря 1910 года по старому стилю на докладе царь написал очень красивые слова:

«Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепляется в Державе Российской преданность праотеческому Православию, ко благу всего народа русского. Приемлю предположения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием. Николай».

Не знаю, знал ли Император, что ставит свою подпись в день кончины святителя Иоасафа. Дату прославления Николай II назначил на 4 сентября, так как сам предполагал быть в Белгороде, но из-за ухудшения обстановки на фронтах в этой день в Киеве состоялось заседание с его участием и с участием Столыпина, которого позже убили.

Лишь в декабре 1911 года, возвращаясь в Петербург из Ливадии, он вместе с членами своей семьи заехал в Белгород и приложился к мощам святителя Иоасафа. «Курские епархиальные ведомости» позже писали, что великие дни белгородских торжеств завершились участием их величеств в молебне и поклонением святым мощам святителя Иоасафа в его пещерке.

– Эта пещерка существует в настоящее время?

– Да, недавно над ней возвели стеклянный купол. Пещерка для нас – это еще одно чудо. Ее нашли наши краеведы, которые правильно рассчитали место (ошиблись всего на один метр). В 2010 году в центре города начали проводить археологические раскопки. Это жилой район, рядом дом и хозяйственные постройки. Нужно было решить вопрос о частичном сносе строений.

Мало того, что этот участок земли остался незастроенным, сама пещерка уцелела благодаря тому, что оказалась ниже уровня земли. Так просил сделать святитель Иоасаф, уезжая в последний раз из Белгорода и прощаясь с его жителями. И после чуда второго обретения нетленных мощей святителя Иоасафа, которые считались окончательно утраченными, но промыслом Божиим были возвращены в Белгород, мы являемся свидетелями еще одного чуда – чуда открытия пещерки, интерьер которой полностью восстановлен.

В ней находится старая гробница, в которой более полутора веков находились нетленные мощи. После прославления святителя мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор. В 1927 году собор разрушили, и на его месте сейчас построена часовня во имя святителя Иоасафа. 16 сентября 2011 года часовню освятил Святейший Патриарх Кирилл. Но пещерка всегда оставалась очень почитаемым местом. И такой она должна стать в наши дни. И в ней, и в часовне, где будут служить молебны с акафистом свт. Иоасафу, можно помолиться ему и попросить о помощи.

– А где находились мощи до их второго обретения?

– В Ленинграде. В 1970 году они были спрятаны двумя людьми на чердаке Казанского собора, который тогда был Музеем истории религии и атеизма. Им было дано указание их уничтожить, а они спрятали их, даже не зная точно, что это мощи святителя Иоасафа. До этого мощи находились в запасниках музея. А в 1970 году их спрятали и уничтожили все документы.

История их второго обретения очень интересна. Возвращению мощей епископа Иоасафа в Белгород предшествовала большая и кропотливая работа, связанная с их поиском, опознанием и идентификацией. В самом начале своего патриаршества Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поднял вопрос о возвращении мощей Серафима Саровского, которые официально хранились в Музее истории религии и атеизма.

На торжественной церемонии их открытия в Ленинграде присутствовала одна верующая женщина, которая до сих пор жива. Она рассказала о торжествах своему отцу Аркадию Васильевичу Соколову, который ранее работал в музее. В марте 1991 года Людмила Аркадьевна Соколова обратилась к митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Иоанну с письмом, в котором говорилось о том, что бригада ее отца занималась восстановлением и ремонтом храмов и в начале 1960-х годов заменяла кровлю Казанского собора. Во время работы отец Соколовой нашел деревянную раку, в которой лежало тело, обернутое пеленой. Позже рака была выставлена в экспозиции музея.

В 1970 году в Ленинграде были отмечены случаи заболевания холерой. Опасаясь распространения заразы, администрация музея во главе с директором музея С.А. Кучинским распорядилась похоронить тело на кладбище или закопать в подвале. Но плотники Аркадий Соколов и Владимир Прудников (который был консультантом по восстановлению храма Спас на Крови) в тайне от музейного начальства захоронили святыню на чердаке, закопав ее в утеплительном шлаке одного из отсеков перекрытия. Позже Прудников упал с лесов и разбился. А Соколов рассказал дочери о том, что они обнаружили неизвестные мощи.

Читайте также:
Житие святых Киприана и Устиньи - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святых

Поиски захоронения состоялись 28 февраля 1991 года. 2 марта настоятель Казанского собора отец Сергий (Кузьмин) просил митрополита Иоанна назначить церковную комиссию из духовных и гражданских лиц для открытия и опознания найденных мощей. К 12 марта комиссия, в которую входил Соколов, обследовала останки и приложила к рапорту митрополиту Иоанну Акт освидетельствования неизвестных мощей, обнаруженных в Государственном музее истории религии и атеизма.

Интересно, что до этого чердак неоднократно обследовался, но мощи никто не находил.

В ближайшем к музею Спасо-Преображенском соборе комиссия установила, что это мощи епископа Иоасафа Белгородского. Одним из убедительных аргументов идентификации с его телом был обнаруженный в районе печени разрез. Мощи вскрывались в декабре 1920 года (а умер святитель в 1754 году) с целью доказать, что это искусственная мумия. Известный патологоанатом, приглашенный из Харькова профессор, который бальзамировал Ленина, скальпелем сделал Н-образный разрез в районе печени, т.к. при мумификации первый орган, который удаляется, – это печень. У нас хранятся документы, подтверждающие, что печень и все внутренние органы оказались на месте, что мумификация не проводилась. Разрез был не зашит, а прикрыт.

Преосвященный Иоанн, епископ Белгородский и Старооскольский у мощей Святого Иоасафа

По этому и другим совпадениям, известным по описанию мощей святителя Иоасафа, мы убедились, что ошибки быть не может. И 17 сентября 1991 года, ровно через 80 лет со дня канонизации, мощи прибыли в Белгород, куда впервые приехал Святейший Патриарх Алексий II. И вот через 20 лет, 17 сентября 2011 года, мы отпраздновали 100-летие прославления великого подвижника благочестия.

Житие и история святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Епископ Мирликийский причислен к лику святых за чудеса, которые происходили во время его жизни и после смерти. Годы жизни Николая Чудотворца наполнены верностью, служением Богу, людям особой любовью. Великую помощь оказывали молитвы Святого тем, кто путешествовал, находился в море. Особо помогал Святитель незаконно осужденным, обиженным и брошенным детям, о чем свидетельствует биография краткая Николая Чудотворца.

Детство будущего святителя

Римская провинция Ликия, а именно греческая колония Патара стала местом рождения особого мальчика. Это случилось в 270 году нашей эры.

Родители его были истинными христианами, их вера передалась сыну. Отец Николя, так назвали ребенка, был обеспеченным человеком и сумел дать сыну образование. В некоторых источниках существует ошибочное мнение, что родителей будущего Чудотворца и Угодника Божьего звали Епифаний и Нонна. Такие люди действительно жили в то время, но были они родителями другого святого, имя которого Николай Пинарский.

Родители дали сыну имя Николай, пророчествуя, что станет он победителем народов. По вере любящих сына людей Бог даровал мальчику особое помазание с самого рождения побеждать злобу века сего.

По преданиям святых во время преподношения перед Богом, при окунании в купель, младенец встал на ноги, самостоятельно простоял так несколько часов, с поднятыми для прославления Всевышнего руками.

Интересно. Также предания утверждают, что маленький мальчик прикладывался только к правой груди, предопределяя тем самым свое место около Господа. В дни, когда православные обычно не вкушают скоромную пищу, а это среда и пятница, маленький Николя требовал грудное молоко только после вечерней молитвы родителей. В будущем Святой Угодник в эти дни будет строго придерживаться поста.

Время познания Божественного Писания

Совсем мало времени понадобилось талантливому ученику из Ликии, чтобы познать глубокую мудрость Святого Писания.

Биография краткая Николая Чудотворца гласит, что в отроческие годы он не любил проводить время в пустых развлечениях с друзьями, все свое свободное от учебы времяпровождение он находился в храме.

Наполняясь благодатью Божию, ведомый Духом Святым, отрок совершенствовал свой разум и тело, чтобы соответствовать Храму, в котором живет Дух Святой (Первое Кор. 3:16).

Видя посвященность отрока Христу, его дядя, известный мирянам под именем Николая Патарского, доверил богобоязненному племяннику место чтеца. По смерти родителей будущий Святитель роздал все свое наследство бедным и полностью посвятил себя Богу.

Начало служения Господу

Служа под началом дяди, Николай был рукоположен в сан священника. Это было время после страшных христианских гонений.

Римский император Диоклетиан ввел закон, разрешающий уничтожать христиан по всей империи, который поддержал император Максимиан. На протяжении многих лет (303-311) христиан убивали, бросали в печи, отдавали на растерзание зверям, пока перед смертью император Галерий повелел терпимо относиться к различным верованиям. Его преемник Лициний, который правил до 324 года, позволил христианским общинам развиваться.

Будучи в паломнической поездке в Палестине, священник подошел к храму, но обнаружил его закрытым. Помолившись перед воротами, он был удивлен падением замков.

Во время пребывания в Палестине Чудотворец узнал, что ликийский народ умирал от голода, страшное бедствие накрыло страну.

Святой Угодник проводил часы в посте и молитве, прося Бога простить народ и спасти его от голодной смерти.

Молитва ко святому:

В далекой Италии в это время торговец, погрузил на корабли хлеб, чтобы отправиться в дальние страны, однако решение было изменено после ночного сна, во время которого Святитель приказал торговцу плыть в Ликию, оставив золотые.

Наутро итальянец обнаружил монеты в зажатой руке. Не осмелившись нарушить приказ Святого, он поплыл в Ликию, чем и спас многих людей от смерти.

Интересно. В Палестине из поколения в поколения передаются сведения о добрых делах, дарованных Богом по молитвам веры, совершенных Святым Угодником. Поныне палестинцы-христиане приходят с просьбами и молитвами в церковь Святителя Николая Чудотворца, построенную в городе Бейт-Джала на месте разрушенного храма третьего столетия, в котором молился Угодник.

Велико было желание святителя остаться в уединении, но по Божьему повелению, но не в родные Патары, где его хорошо знали жители города, а в Миры. Здесь Священнослужитель жил, как нищий, довольствуясь самым малым как в жилье, так и пропитании.

К этому времени уже епископ Мирликийский проповедует в Мире. Ныне это турецкая провинция Анталия, город Демре.

Читайте также:
Евфимия Всехвальная: чудо и житие великомученицы, чем помогает

Получение сана архиепископа

История посвящения в сан архиепископа наполнена Божьим водительством.

В городе Миры после смерти архиепископа на собрании местных архиереев никак не могли сделать выбор нового помазанника Божьего.

Священнослужители Мирликийские проводили часы в молитвах, пока старейшему из епископов не приснился сон. Господь указал ему, что утреннее богослужение первым посетит муж, угодный Богу на престоле архиепископа, имя которому Николай.

Свой сон старейший передал остальным членам собрания. С великим волнением стояли священники вдоль притвора церкви, ожидая будущего архиепископа.

Как только святитель появился у входа в храм, его попросили назвать свое имя. Смиренно и тихо прозвучал ответ, что зовут его Николай, и он признает себя рабом владыки.

Радостная весть об избраннике в полночь разнеслась по городу, Николаю в ту же ночь были переданы все права архиепископа Мирликийского.

«Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому он поручил управление ваших душ. Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!»

Новый сан не стал причиной гордыни и превозношения святителя, эти чувства были ему чужды. Глава Мирликийской епархии принимает решение всецело служить людям, забыв о собственных нуждах.

Первый Вселенский Собор

В это время еще продолжались гонения на христиан. Чудотворец с паствой попадает в темницу. Видя постоянно молящегося священника, ощущая его поддержку, многие христиане выстояли, не отреклись от своей веры.

Ревностный христианин, Мирликийский епископ был нетерпим к язычеству. По его приказу был разрушен знаменитый храм богини Артемиды.

На Первом Вселенском Соборе (325 г.) решался вопрос о праздновании Пасхи, Символах веры, Божестве Христа.

Епископ Ария и несколько священников стали опровергать божественность Иисуса, за что, по словам некоторых историков, архиепископ Мирликийский дал пощечину еретику за откровенную ересь. Этот факт не нашел подтверждения в официальных сообщениях, но упоминается в некоторых документах присутствующих на Соборе епископов.

Добрые дела, совершенные Святым Угодником

По свидетельству историков, Николай Угодник всегда вставал на сторону оклеветанных людей, требовал справедливо относиться к осужденным.

Где бы ни появлялся Чудотворец, он всем оказывал помощь:

  • больных исцелял;
  • бесов изгонял;
  • дарил утешение;
  • голодных кормил;
  • нагих одевал;
  • восстанавливал справедливость.

Его добрые дела совершались с кротостью и смирением, в нем не было надменности и корыстолюбия. Всю славу и благодарности от людей Святой Угодник направлял к Богу.

Нет конца перечня добрых дел, сотворенных Святым Николаем Чудотворцем.

В исторических записях хранятся сведения о воскрешении мертвых, исцелении больных, освобождении пленников буквально из-под меча, многое другое.

Тихий благословенный уход

Святитель Мирликийский дожил до глубокой старости, ведя аскетический образ жизни. Точной даты ухода Святого Угодника в мир иной не сохранилось. По историческим предпосылкам это случилось в период между 345 и 351 годами.

Церкви и храмы в честь Николая Угодника:

Первоначально он был похоронен в городе Миры, в котором Святитель начал свое служение.

Его мощи хранились в саркофаге, издавая удивительные благовония.

По воле, допущенной свыше, накануне 1087 года пред разграблением и затоплением храма Святого Николая водами грязной реки Мирос, основная часть его праха была перевезена в Италию, город Бари. В Мирах осталась небольшая часть мощей Святителя.

Базилика Святого Стефана и поныне хранит ковчег со святыми мощами. Тысячи паломник приезжают к месту покоя Святого Николая, чтобы получить благословения и ответы на молитвы.

Престольный праздник Николая Угодника празднуют 19 декабря. На западе его отмечают, как особое событие для детей, которые в этот день обязательно получают подарки, если хорошо себя вели в течение года. Непослушные дети могли найти под подушкой на праздничное утро и хворостину.

Житие святого Николая Чудотворца Мирликийского – полное жизнеописание и история святителя

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 278 354
  • КНИГИ 657 469
  • СЕРИИ 25 193
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 613 926

Николай Чудотворец: полная история жизни, чудес и святости

«Благословите, братия, про чудо сказать,

про чудо Святителя Миколы,

про Святителя Миколу Чудотворца»

Величие чудесных явлений и знамений Угодника Божия Николая было причиной того, что уже с самых ранних пор (с V в.) появились жизнеописания его, число которых с течением времени увеличивалось. С XI века «Жития св. Николая» переходят к нам в Россию и появляются главным образом в двух редакциях: в рукописных списках и сборниках. В последнее время и в нашей агиографической литературе появились опыты критического отношения к существовавшим изложениям жизни Святителя Николая.

Предлагаемое читателям «Житие Святителя Христова Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца», следуя «Житию» его по изложению св. Димитрия Ростовского, проверено и пополнено всеми, по возможности, сведениями, какие только возможно было собрать у церковных писателей. Кроме того, жизнь его представлена здесь в связи с теми великими событиями, при которых жил и действовал Святитель Николай. Эти события необходимо влияли на жизнь и деятельность Божия Угодника и отражались на ней более или менее заметно, и поэтому современные писания о них не только поверяют и поясняют, но отчасти и пополняют скудные сведения о той или иной поре жизни великого Чудотворца.

Блаженная кончина Святителя Николая произошла в Мирах Ликийских. Но честные его мощи оставались здесь только до конца XI в., когда они, по воле Божией, были перенесены в италийский город Бари. Перенесение честных мощей Святителя Николая в Бар-град с непосредственно предшествовавшими и следовавшими за ним событиями составляет поэтому предмет второго раздела «Жития».

Ввиду несомненного интереса, который представляют для христианина Мирликийская церковь, где первоначально были погребены мощи св. Николая, и Барградская церковь, в которой они находятся в настоящее время, мы поместили рассказы об этих дорогих для христиан достопримечательностях и наших русских путешественников к святым местам.

Читайте также:
Житие Пантелеймона целителя - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

По милости Божией пастырская деятельность св. Николая не закончилась праведным успением его в Мирах Ликийских, а чудесно прославилась по всем почти следовавшим векам на пространстве Православной Церкви.

Вместо предисловия ко второй части настоящего труда, в качестве составителя ее, считаю нужным заметить со своей стороны следующее.

Потребность в подобном предпринятом нами подробном сборнике сведений о Святителе Николае давно уже назрела в нашем обществе и требует удовлетворения. С разных сторон давно уже слышатся запросы о цельном и полном исследовании об Угоднике Божием, искони столь славном и почитаемом в нашем отечестве. Поэтому, когда я увидел, что располагаю уже довольно обширным запасом сведений о Чудотворце, хотя еще и не совершенно законченным, я решил на время остановиться и окончить свою работу, хотя и из того неполного, что я имел. Меня подкрепляла в моем решении мысль, что и в том, что даст моя работа в настоящем своем виде, она крайне своевременна, полезна и даже необходима. Я думал, что если и выйдет односторонне обработанным мое исследование, то – во-первых – этим оно не лишает меня возможности продолжать далее свои изыскания и впоследствии дополнить и обработать свой труд совершенно. Во-вторых – православные читатели, которым главным образом посвящается это исследование, легко извлекут из него и в таком виде все потребное для их души, ума и сердца. Религиозному сознанию русского народа и из предлагаемого будет видно все великое национальное, историческое значение славного Чудотворца для нашего отечества, и сердцу каждого благоговейного русского человека достаточно будет и сказанного для проникновения чувствами удивления, восторга, благодарности и любви к Святителю. Вместе с тем я надеялся, что и в таком виде мой труд представит во всей целостности если не всю сущность, то весь объем и путь исследования о великом Угоднике по отношению к его величайшему значению для нашей земли. Осмеливаюсь полагать, что, в соединении с первой половиной труда моего сотоварища, моя часть и в таком виде доставит почитателям Святителя если не все постоянное законченное здание литературного храма имени Чудотворца, то хотя весь план этого памятника, широко намеченный, и много материала.

Итак, основываясь на всем вышесказанном, прошу моих будущих читателей благосклонно извинить мне многие недостатки моего труда, все, иногда столь очевидное, в нем несоответствие между величием взятой на себя задачи и несовершенством ее исполнения.

В заключение считаю своим долгом выразить искреннюю свою признательность всем лицам, сочувственно отозвавшимся на мои запросы о их местных святынях имени Угодника и помогшим мне художественным и литературным материалом в моей работе, и особенно глубокочтимому профессору Н. В. Покровскому.

А. Вознесенский

Житие и чудеса Cвятителя Николая

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ХРИСТОВА НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКОГО, ЧУДОТВОРЦА

Гонение на христиан Валериана. Рождение святого Николая до выступления на общественное служение

Около 16 веков прошло с тех пор, как жил на земле Святитель и Угодник Божий Николай, великий чудотворец, архиепископ Мирликийский, которого теперь чтит и прославляет весь христианский мир за его ревность по вере, добродетельную жизнь и бесчисленные чудеса, совершаемые им и до сих пор всем, прибегающим к нему с верой в его помощь и милосердие Божие.

Промыслу Божию угодно было послать на землю Святителя Николая в одно из самых трудных для христианства времен. Третий век по Рождеству Христову, во второй половине которого он родился, был временем решительной борьбы христианства и язычества, когда окончательно должен был решиться вопрос – Христова ли вера заменит язычество, или же последнее останется несокрушимым и навсегда подавит христианство? Христианство, несомненно, превосходило уже разлагавшееся язычество своей внутренней силой, основанной на божественном учении Иисуса Христа и Его святых апостолов. Но на стороне язычества находилась в то время внешняя сила, которая всеми доступными ей средствами старалась подавить ненавистное для нее христианство. Так, христианин считался преступником законов, врагом Римских богов и кесаря, язвой общества, которую всячески старались истребить. Ревностные язычники – римские императоры, – считая христианство погибелью для Римской империи, а христиан – самыми опасными ее врагами, устроили на них жестокие гонения, во время которых заставляли их отрекаться от Христа и поклоняться идолам и изображениям кесаря. Если же христиане не соглашались на это, их бросали в темницы и подвергали мучительнейшим пыткам – томили голодом и жаждой, били розгами, веревками и железными прутьями, жгли на огне. Если же и после всего этого они оставались непоколебимы в христианской вере, то их предавали не менее мучительной смерти – топили в реках, отдавали на растерзание диким зверям, сжигали в печах или на кострах. Невозможно перечислить все те жестокие мучения, которым подвергали раздраженные язычники ни в чем не повинных христиан! Одним из самых тяжелых гонений на христиан было гонение, предпринятое римским императором Валерианой. В 258 году по P. X. он издал эдикт, которым предписывались ужасные меры по отношению к христианам. По этому эдикту епископы, пресвитеры и диаконы умерщвлялись мечами; сенаторы и судьи лишались своих имуществ, а если и тогда оставались христианами, то также предавались казни; знатные женщины, по отобрании у них имущества, отправлялись в ссылку, все прочие христиане, закованные в цепи, осуждались на каторжные работы. Гонение это с особой силой пало на пастырей Церкви, и многие из них запечатлели свою веру мученической смертью. (Тогда святой Киприан в Карфагене пал под секирой, святой Лаврентий в Риме был испечен на железной решетке.)

Святой Николай Чудотворец

Николай Чудотворец, Никола Угодник, святитель Николай…Об этом святом каждый слышал хоть раз в жизни. Все знают, что он помогает находящимся в море, а также – в разных житейских трудностях. Еще известно, что он является прообразом нашего Деда Мороза и Санта Клауса. Но сколько связано чудес с этим замечательным святым, знают немногие.

  1. Житие Николая Чудотворца
  2. Помощь соседу
  3. Кончина и мощи Николая Чудотворца
  4. Чудеса святителя Николая
Читайте также:
Житие святителя Василия Великого - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Житие Николая Чудотворца

Многие жители России считают Николая Чудотворца истинно русским святым. Однако он ни разу не бывал в нашей стране.

Родился он в 270 году в Римской империи, в древнем ликийском городе Патара. Это в те времена была греческая колония. Его родители были людьми состоятельными и глубоко верующими христианами. Свое первое чудо и принадлежность жизни Богу Николай показал во время Таинства Крещения , когда младенец, не умеющий говорить и ходить, простоял в купели целых три часа, славословя Творца.

Дальше он все больше показывал пример веры своим родителям: в постные дни ребенок отказывался брать грудь, как будто время постов было начертано в его сердце с рождения! Когда Николай подрос, он стал все больше молиться, особенно по ночам. Детские игры его не интересовали, большую часть времени он проводил в храме. Его дядя был епископом Патарским, он возвел Николая в сан чтеца, а затем диакона в довольно юном возрасте, зная о его благочестии.

Помощь соседу

Вскоре Николай стал священником. Когда его родители преставились, он все имение раздал нищим. Известен его подвиг, когда он в шестнадцатилетнем возрасте узнал о своем обнищавшем соседе, который решил отдать своих дочерей в древнейшую профессию. Николай с детства знал этих девочек, и ему было их очень жалко. Тогда он решил ночью подбросить им в окно мешочек с золотыми монетами, которые остались от наследства. Николай наблюдал затем, как потратит деньги хозяин. Обрадованный отец на эти средства устроил свадьбу для старшей дочери.

Тогда Николай в следующую ночь снова бросил им в окно мешочек с золотом. Отец выдал вторую дочь замуж, но недоумевал, кто им помогает. Он очень хотел увидеть своего благодетеля, поэтому спрятался и ждал, когда неизвестный придет бросить им в окно третий мешочек. Так Николай был рассекречен. Отец со слезами благодарил доброго юношу.

На иконах обычно изображается епископ, который подбрасывает в окно мешочек с золотом. Но на самом деле Николай не был тогда в сане. С тех пор святой стал прообразом Санта Клауса (или Деда Мороза), который кладет ночью подарки под елку.

Когда в городе Миры скончался епископ, жители в один голос пожелали иметь на этом посту Николая, зная о его добродетельном житии. Став епископом, Николай сразу же издал указ о прекращении гонения на христиан. Также он боролся с язычеством, защищал веру от ересей. Известен случай, как святитель на Вселенском соборе дал пощечину еретику Арию.

Кончина и мощи Николая Чудотворца

Преставился святитель в 345 году в Мирах Ликийских. Тело святого после кончины стало источать миро – масло с благоуханием. Над его могилой выстроили сначала базилику, а потом храм. В 1087 году мощи св. Николая Чудотворца были похищены итальянцами и перенесены в итальянский город Бари, где находятся и по сей день. К мироточивым мощам святого каждый день стекаются толпы паломников, где многие получают исцеления.

День памяти Николая Чудотворца:

  • День смерти – 19 декабря.
  • День перенесения мощей– 22 мая.
  • День рождения святого – 11 августа.

Чудеса святителя Николая

Очень много чудес связано с именем этого святого. Чаще всего он помогает морякам во время шторма или кораблекрушения, так же, как и спас корабль, на котором плыл, во время своей земной жизни. Известен случай о том, как неправедно осужденные воеводы молились святому, и он избавил их от заточения.

Однажды семейная пара плыла на лодке к празднику святого Николая с грудным ребенком. Мать задремала и выронила дитя в воду. Очнувшись, родители тщетно пытались найти младенца. В отчаянии они помолились святому Николаю. Придя затем в храм, родители были удивлены рассказу сторожа. Он услышал в запертом храме крик ребенка, нашел его мокрым, лежащим на клиросе. Радостные родители узнали в нем свое дитя и возблагодарили святителя, который спас ребенка и положил его в храме. С тех пор эта церковь стала называться «Никола мокрый».

Один китаец был неверующий, но на вокзале он увидел икону, которой все кланялись. Он не знал, что на ней изображен святой Николай, но взгляд святого запал ему в душу. Однажды он плыл по реке в лодке, как вдруг перевернулся и начал тонуть. Перед тем, как захлебнуться и потерять сознание, он инстинктивно вспомнил икону и закричал: «Старик с вокзала, помоги мне!», потому что не знал его имени. Последнее, что он помнит, это – чья-то протянутая ему рука. Очнулся мужчина на берегу и был цел и невредим. Поняв, что с ним произошло чудо, он поспешил в православную церковь, где узнал святого на иконе и рассказал все священнику. Тут же китаец принял крещение.

Во время войны трое детей остались без матери, она умерла с голоду и лежала рядом. Они стали читать акафист святому Николаю и на словах: «радуйся, мертвых воскрешающий», мать вдруг ожила и открыла глаза.

Чудеса святого иногда носят необычный характер, в них проглядывает чувство юмора святого. Однажды военный летчик потерял управление из-за нарушения видимости. Тут же он стал молиться святому Николаю и увидел, как святитель летит к нему на метле, разгоняя туман. Летчик после этого смог сориентироваться благодаря дорожке, проделанной святым в небе.

Также святой помогает больным, которые просят его об исцелении.

Документальный фильм про св. Николая Чудотворца

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: