Исаак Сирин – житие и творения, труды и подвижнические слова, мощи

Жизнеописание и духовное наследие преподобного Исаака Сирина

История жития святителя

О святом Исааке Сирине сохранилось очень мало информации, из-за чего его долгое время принимали за Исаака Антиохийского. На самом деле это два разных человека.

Молодой монах

Точные данные о месте и дате рождения великого подвижника отсутствуют. Также неизвестен год его отхода к Господу. Предположительно он жил в VI-VII веках в Сирии и Ассирии.

Он прибыл в монастырь Мар-Матфей из Ниневии или Беф-Катарайи и принял постриг вместе с братом. Оба они выделялись духовными дарованиями среди братии монастыря. Брата преподобного Исаака избрали настоятелем, а сам он выбрал путь отшельничества. Святой отец всячески старался избежать известности и славы человеческой и не покидал пустыню несмотря на просьбы брата о возвращении.

Епископ и его паства

Жители города Ниневии узнали о подвижнике и его великих духовных дарованиях от Господа. Они усердно просили отца быть их архипастырем. Святой Исаак, считая послушание одной из важнейших и главнейших добродетелей, смиренно согласился. Его рукоположение осуществилось патриархом Георгием. Так преподобный стал епископом Ниневийским.

Став на архиерейский престол, подвижник проявлял всяческую заботу о вверенной ему пастве. Святого отца не интересовала слава и почести, ему важно было спасение людей. Но меньше чем за шесть месяцев епископ убедился, что жители Ниневии ведут образ жизни, идущий вразрез со Святым Евангелием, и не хотят менять привычный устой.

Так, один человек был должен крупную сумму, но не имел возможности вернуть долг. Он просил заимодавца об отсрочке и обратился со своей проблемой к епископу Исааку. Преподобный старался вложить в сердце заимодавца зерна Святого Писания, наставлял его в христианском отношении к ближним. Он указывал на слова из Евангелия, говорящие о прощении всего долга тому человеку, который не имеет чем заплатить и находится в трудном положении. Но богатый заимодавец прямо заявил, что жить по Евангелию неудобно и невыгодно, кроме того, есть более важные и интересные вещи.

Ряд подобных ситуаций убедили епископа, что ниневитяне не хотят исправляться и изменить их ему не под силу. По словам историков, к этому добавлялось то, что в городе было много еретиков – монофизитов. Подвижник радел о чистоте Православия, не был приверженцем пустых споров и бессмысленных разговоров о догматике. В итоге он снова вернулся к отшельнической жизни.

Последние годы

Подвиг отшельничества преподобный нес до самой смерти. Подробности о жизни подвижника неизвестны. Сохранились свидетельства его учеников, которые рассказывали, что преподобный любил читать Святое Писание, и от этих его трудов и многого плача отец Исаак лишился зрения. Поэтому послушники даже называли его «второй Дидим», имея в виду Дидима Слепца – великого богослова IV в.

Труды подвижника последних лет его земной жизни были записаны под диктовку его учениками. Предположительно земные труды преподобный завершил в VII в.

Творческое наследие

Хотя о жизни подвижника не сохранилось подробных сведений, до наших дней дошли многочисленные труды, наставления и поучения святого, например:

  1. Труд «Подвижнические наставления». Представляет собой сборник высказываний, кратко изображающих подвижнический образ жизни. В наставлениях затронуты темы страха Божия, удаления от мира и приближения к Богу, о пути духовного роста.
  2. «Слова подвижнические». Входят в состав I тома сочинений преподобного, которые были опубликованы в 1907 году.

В наставлениях преподобного собраны поучения по большей части для монашествующих о спасении, отречении от мира, о борьбе с помыслами. Содержатся советы относительно молитвенного правила, аскеты, воспитания добродетели и пр. Многие высказывания подходят для использования мирянами как руководством в духовной жизни. Подвижник не делал большого различия в своих записях между монахами и мирянами, больше уделяя внимания душе человека в целом.

В основе всех трудов преподобного отца – внутренняя жизнь и борьба человека. Он редко касается темы видений и откровений, хотя обладал даром пророчества. По слову святого Исаака главной добродетелью является смирение, без которого Господь не войдет в человеческое сердце.

«Господь терпит всякие немощи человеческие, не терпит же человека, всегда ропщущего, и не оставляет без вразумления» – прп. Исаак Сирин

Подвижник учил, что человек не способен смириться без скорби, без вразумления от Господа. Скорбь – спасительный путь, идя которым люди приближаются к своему Творцу. При этом важно укрепляться, терпеть и не роптать, ведь Господь по милости и человеколюбию терпит всякого грешника, кроме тех, кто постоянно ропщет. Таким людям посылаются вразумления.

В древние времена перевод трудов Исаака Сирина имел ряд сложностей. Греческий вариант опускал сложные места, а так как манера написания и составления наставлений преподобного считалась одной из наиболее сложных, то в греческом переводе есть много пропусков. С другой стороны, в переводах не во всех местах сохранился смысл, заложенный автором.

Почитание памяти преподобного

Церковь почитает подвижника с тех пор, как людям открылась информация о его аскетической жизни и наставлениях. До этого о святом отце мало кто знал, так как он старался избегать мирской славы.

Дни памяти

Преподобный Исаак Сирин причислен к лику святых Православной Церкви. В XVI столетии в России было три дня памяти святого: 28 декабря, 17 и 28 января. В настоящее время сохранилась лишь одна из этих дат в конце января.

На святой горе Афон (Греция) подвижника прославляют 28 сентября. Был период, когда чествование преподобного практически не совершалось. Но оно было возобновлено усилиями канонизированного святого наших дней отца Паисия Святогорца.

Преподобный Исаак Сирин причислен к лику святых Православной Церкви

Иконы

Изображений преподобного времен его земной жизни и следующих нескольких веков не сохранилось. Самые древние иконы, дошедшие до нашего времени, принадлежат к XIV ст. На них святой изображен прямостоящим, облаченным в монашеские одежды и головную черно-белую повязку, подобную чалме. Эта повязка указывает на то, что святой жил и трудился на востоке. В руке подвижника изображен свиток, на котором написаны одни из наиболее известных слов его сочинений, взятые из книги «Слова подвижнические»: «Страх Божий есть начало добродетели».

Читайте также:
Патриарх Гермоген: житие и биография святого, позиция и подвиг, смерть и память, грамоты и труды

Существует икона XVI ст., украшающая собой иконостас Успенского собора Московского Кремля. На ней преподобный изображается также со свитком в руке, но без головного убора, стоящим посредине вместе с преподобными отцами Феодосием Великим и Ефремом Сириным.

Видео «Чтение молитвы для всех плачущих. Преподобный Исаак Сирин»

В этом видеоролике представлена аудиозапись молитвенного обращения ко Всевышнему.

Молитва преподобному

Преподобный отец Исаак Сирин основную часть земной жизни провел в отшельничестве. Несмотря на это, его письменные творения являются ценными жемчужинами православной церкви, они полезны как монашествующим, так и мирянам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Житие Исаака Сирина и творческое наследие святого, тексты молитв и иконография

Жизнь Исаака Сирина была полна аскетического милосердия. В уединении он изучал глубины собственной души, работал над созданием христианских учений. Они написаны с большим знанием психологии человека. В них можно найти советы по самосовершенствованию, суждения о судах, методах духовного управления, анализ состояний греха, праведности.

Краткое жизнеописание

Точных исторических данных о бытие святителя известно мало. Данные из его биографии часто расходятся. В V веке жил тезка христианского богослова — Исаак из Сполето, он занимался полемикой. Истории из его жизни часто приписывали Исааку Сирину.

Происхождение

Достоверные данные о житии преподобного взяты из найденной в более поздний период (1719 г.) биографии. Она написана арабским языком, автор произведения неизвестен. Фактов из жизни приведено не много, но они помогли идентифицировать личность аввы. В 1896 году биографию писателя-аскета дополнил аббат Шабо, опубликовавший произведения историка и епископа Басры, живших в VIII веке.

Родом Исаак из Ассирийского царства. Оно находилось на территории современного Ирака. Родился святитель в VI веке, в богатом древнем городе Ниневия. Юность Исаак провел в учении. Он и его брат жили высоко в горах в древней обители Мар-Маттая (Северный Ирак), основанной в 363 г. Монастырь находился на пике горы Альаф вблизи города Ниневия. Он существует в наши дни, от него до г. Масул всего 20 км.

Житие

Братья приняли постриг. Среди монахов они выделялись духовными дарованиями. Брат стал настоятелем монастыря. Исаак избегал человеческого общения. Его выбором стало молитвенное уединение, безмолвие. Из монастыря он ушел в затвор.

Отшельнический подвиг

Живя в уединении, Исаак Сирин занимался теми делами, что требовались его душе. Он постоянно молился, много читал, изучал, постился. Ел крайне мало, три раза в неделю. Его едой были вода, овощи и хлеб. Часто святого посещали озарения. Он их систематически записывал.

Дальнейшая судьба

Святость жизни Исаака вызывала у людей уважение. Они упросили его стать епископом Ниневии. Он вступил в сан в монастыре Беф-Абе. Всего 5 месяцев управлял он паствой в сане епископа. Многие люди не хотели видеть его своим пастырем в силу развращенности нравов.

Наблюдать людские нравы преподобному было тяжело, он страдал. Ему было сложно решать спорные вопросы, которые возникали между горожанами. Один случай в судебной практике (он описан в житии святого) стал последней каплей. Исаак отказался от должности и ушел из города.

В одних источниках указано, что эту часть жизни он провел в пустыне, в других упоминаются горы. Умер святой в стенах монастыря Раббана Шабур. Точная дата кончины неизвестна. Историки предполагают, что преподобный ушел из жизни в VII веке.

В конце жизни он ослеп. Последние литературные труды писали с его слов ученики. День памяти святого в русской православной Церкви отмечают 28 января по старому стилю (10 февраля). Почитают Исаака Сирина в Сиро-Яковитской православной церкви и Ассирийской церкви Востока.

Значение в православии

На православном Востоке и среди западных католиков произведения Исаака Сирина были популярны. Особенно они интересовали византийских монахов. В России его творения стали известны в XIV веке. Главные темы учений преподобного Исаака:

  • пределы духовного пути;
  • молитвенное созерцание Бога;
  • последние ступени духовного подвига.

Во втором томе сочинений самое яркое произведение среди христианской письменности — беседа о Кресте Господнем. Труды Исаака Сирина ставят его рядом с другими Отцами Церкви.

Творческое наследие

Не все тексты Святого Исаака сохранились. Он был очень плодовитым писателем. По утверждению Эбед-Иезу (литератор, XIV век), томов было написано 7, в наше время в научном обороте 3 тома. Писания преподобного Исаака были адресованы простым мирянам, пустынникам, монахам, всем верующим во Христа людям. Все тексты были на сирийском языке. В VIII-IX веках их перевели на греческий монахи Лавры Святого Саввы. Переводы на другие языки были сделаны позднее.

Язык Век
Грузинский X
Славянский До XIV
Латинский XV

С латинского языка труды Исаака Сирина в XV-XVI веках были переведены на французский, испанский, португальский, итальянский.

Нравственно-аскетические труды

На творениях преподобного Исаака церковные люди учились и учатся достигать религиозно-нравственного совершенства. Цитаты из его произведений использовали в своих трудах святые отцы.

Воспламенение ума в духовной пустыне

В книгу «Воспламенение ума в духовной пустыне» включили перевод первого Слова из первого тома, всего их 82. Помимо Слова, в книге представлены:

  • сирийский текст;
  • канонический славянский текст 1-го трактата;
  • предисловие;
  • библиография;
  • научный аппарат (словарь терминов, указатели, карты);
  • вспомогательные материалы и комментарии.

Путь в жизнь вечную

В текстах великий подвижник объясняет тонкости духовной жизни, повествует об опасностях, которые подстерегают христианина на пути к совершенству, учит преодолевать их, описывает радость избавления от страстей. Сочинения святого представлены главами:

  1. О терпении.
  2. О молитве.
  3. О любви.
  4. О вере и надежде.
  5. Заповеди Божии.
  6. Ангелы.
  7. О страстях.
  8. Страх Божий.
  9. О добродетелях.
  10. О посте.
  11. О покаянии.
  12. Геенские мучения.
  13. О смирении.
  14. О скорбях.
  15. Об искушениях.
  16. О Боге и человеке.
  17. О слезах.
  18. О благодарности.
  19. О воскресении.
Читайте также:
Бронзов Александр - житие и труды, идеи и позиция, сочинения

Земная жизнь, по мнению преподобного отца, период младенчества, духовного взросления. Отношения между Богом и людьми — отношения отца и детей. Весь потенциал личности человека раскрывается в будущей жизни. Смерть находится на границе двух жизней: земной и будущей. Символом смерти у Исаака выступает суббота, он призывает не бояться ее. Она кратковременна по сравнению с вечностью.

Слова подвижнические

Сборник содержит краткие высказывания о подвижнической жизни. В них святой делится с верующими опытом, взятым из своей аскетической жизни. Наставления даны в краткой, емкой форме, они посвящены трем темам:

  • работа над собой с целью духовного роста;
  • удаление от мира, как способ приблизиться к Богу;
  • страх Божий.
Три мистических трактата, не вошедшие в греческий перевод первого собрания

В греческий перевод не вошли Слова 71, 75, 76: «О действиях от благодати», «О сокровенных степенях, и силах и действиях в них», «Краткие главы».

Подвижнические наставления

Это книга поучений. В ней преподобный Исаак ведет беседы о жизни в Боге, отшельничестве. Необычайно живо и понятно святой говорит на насущные для каждого христианина темы:

  • смирение;
  • покаяние;
  • изумление;
  • экстаз;
  • формы молитвы;
  • общежитие и одиночество.

О божественных тайнах и о духовной жизни

Название сборника было заимствовано из каталога восточно-сирийских писателей (XIII в.). Он посвящен тем, кто свою жизнь отдал Богу, «оставил временный мир», ушел в монастырь, обитель, пустыню. Издательство находилось в Зачатьевском монастыре. В книгу «О божественных тайнах и о духовной жизни» включены переводы текстов 2 тома преподобного Исаака Сирина, сделанные игуменом Иларионом. В издании опубликованы тексты о безмолвии, молитве, о почитании Креста, созерцании и мистическом озарении, о Божией любви к человеку.

О знании. Избранные главы

С сирийского языка перевод третьей Беседы (том 2) выполнил игумен Иларион епископ Венский и Австрийский. В полном тексте 400 глав, их именуют «Главами о знании».

Сборники

Подвижнические тексты из первого тома неоднократно переиздавались. Книги пользовались неизменным спросом. Перевод новооткрытых рукописей был издан большим тиражом и успешно разошелся.

Азбука духовная

В книге представлена подборка Слов преподобного Исаака Сирина, сгруппированных по темам: апостолы, гордость, исцеление души. Читая «Азбуку духовную», христианин учится понимать конечную цель аскетических подвигов, постигает смысл молитвенного созерцания Бога.

Преподобный Исаак Сирин (изборник)

Из сборника можно узнать краткое описание жизни преподобного Исаака Сирина. Ознакомиться с текстами поучений святого отца. В них есть глубокие психологические знания, которые святой постиг во время уединенного изучения своей души. Все наставления основаны на практическом опыте отшельника Исаака Сирина.

Призывай непрестанно Бога. По творениям преподобного Исаака Сирина

В сборник вошли изречения великого аскета и отшельника Исаака Сирина о молитве. Тексты подвижнических Слов раскрывают читателям истину, как с помощью молитвы общаться с Богом, зажигать в себе любовь к Господу, находить опору жизни в непрестанном изучении Писания.

Симфония по творениям преп. Исаака Сирина

В книгу вошли выдержки из многочисленных текстов святого Исаака: ангелы (слово 57), беседы (слово 12, слово 89), бесстрастие (слово 48), благодарение (слово 85), благость Божия (слово 90). Слова о степени ведения:

  • плотского;
  • духовного;
  • созерцания.

Сотницы

Избранные творения аввы — Сотница первая, Сотница вторая вошли в сборник «Святоотеческие сотницы».

Почитание памяти святого

Почитают прп. Отца в конфессиях восточного христианства, канонизировали Исаака Сирина Православная и Персидская церкви. Множество трудов святителя перевел с греческого на славянский язык преподобный Паисий Величковский. Аскета и отшельника чтят как учителя и руководителя монахов. 10 февраля по новому стилю день памяти святителя из Ниневии.

Тексты

Тексты славославной службы (Стихры, глас 4, Слава, глас 5) святому учителю безмолвия составлял насельник Оптинской пустыни. Кондак и тропарь составляла монахиня Киприана (остров Патмос, Благовещенский монастырь).

Тропарь

«Дoброе священствуя во градех, и в пустынях вселивыйся прoцвел еси, Исааче, начальник монашествующим показался еси и учитель пoдвижников, сего ради память твою достодолжно празднующие, сице взываем: слава прoславившему тя Христу, слава тя освятившему, слава давшему нам тя, предстателя искуснoго».

Кондак

«Яко иерарха бoгоносного и преподобного, учредителя пустыни тя вoсхваляем, Исааче священноявленне, предстателю наш. Но яко имейя дерзновение ко Господу, о всех моли чтущих тя и взывающих ти: радуйся, отче богомудре».

Величание

«Иже на горах благоведения вогнездившаяся и пустынолюбных собрание обучиша небесному жительству, удаляющии от стремнин греха и показующии добродетели восход, стези светлейшии и прямыя, молитвы светила и покаяния образи, небопарнии орли Церкве крыла огненная, Ефрема радостопечального и Исаака небомудреного в песнях возвеличим и призовем: приникните к нам отцы с высоты вашего смирения и нашу нищету ущедрите, восполняя молитвами вашими скудость наших дел, яко пребогатии».

Канон

«Преславный в мори устроивый людям путь, небесное нам шествие проходимо сотвори да новую песнь поим Тебе Господи. Пустыни сирская процветание, пастыря мудрейшего ниневитских граждан и рачителя священного безмолвия, в песнях псаломски богоносного Исаака похвалим, верни, молитвенника о душах наших теплейшего».

Иконография

Сочинения Исаака Ниневийского широко известны, но живописных изображений его немного. Хорошо сохранился образ преподобного в рукописи 1389 г. — Слова постнические Исаака Сирина. На миниатюре, выполненной в традициях византийской живописи, преподобный в рясе светло-охристого цвета и монашеской мантии.

На плечах преподобного отца Исаака куколь с аналавом, на голове белая повязка с черными полосами, формой напоминающая чалму. У святого вытянутое лицо, узкая борода, доходящая до груди. Правую руку преподобный поднял — жест благословения, в левой держит свиток. Он раскрыт, видны начальные строки «Слов подвижнических».

Изображение святого отца есть на фресках в монастыре Портат (Афон), Успенском соборе Московского Кремля. На современных иконах Исаака Сирина изображают сидящим с раскрытой книгой. Преподобный вписывает в нее слова «Страх Божий начало добродетели».

Читайте также:
Иоасаф Белгородский: житие и биография святого, мощи и дни памяти, наследие, труды

Исаак Сирин

Богословских трудов написано немало, но далеко не каждый из них способен достучаться до души человека и пробудить в ней возвышенное духовное чувство. Преподобный авва Исаак Сирский — тот самый деятель, чьи изречения исполнены Святого Духа.

Века не обесценили творения Исаака Сирина, а потому высказывания святого по сей день освещают духовный путь верующим христианам.

Исаак Сирин не имеет ничего общего с птицей Сирин и Исааком Сирином Сполетским

Святой Исаак обладал примечательным прозвищем — Сирин. Очевидно, оно появилось в честь страны, где он проповедовал, — Сирии. Хотя в русской культуре слово «Сирин» уходит корнями в древнегреческую мифологию, к легендарным сиренам.

Эти птицы с женскими головами обладали чарующим голосом и заманивали моряков на скалы. К нам сирены пришли под чуть иным названием — Сирин. Это имя собственное райской птицы. Иногда она вещает пророчества, а иногда голосом сводит с ума.

Быть может, Исаак Сирин обладал чарующим голосом или предсказывал будущее? Маловероятно, созвучие, скорее всего, случайно, но любопытно.

Что же касается слова «авва», то оно означает «отец» — распространённое уважительное обращение.

Вопреки распространённому заблуждению, преподобный Исаак Сирин — это не отшельник Исаак Сирин Сполетский (Исаак из Сполето), а другая личность. Святых часто путают.

Житие аввы Исаака сообщает, что он жил в монастыре, ушёл в затвор и лишь через время согласился стать епископом

Житие Исаака Сирина довольно скупо на детали. Мы знаем, что этот человек жил в VII веке в Сирии и Ассирии. Как прошло его детство, неизвестно. У Исаака был брат, с которым они в юности ушли в монастырь Мар-Маттай, основанный в 363 году. Это сооружение в Северном Ираке существует и по сей день и известно богатейшим письменным наследием.

Монастырь Мар-Маттай — монастырь Сиро-яковитской церкви, расположенный на вершине горы Альфаф в Северном Ираке.
Он находится в 20 километрах от Мосула. Признан одним из древнейших христианских монастырей, славится своей великолепной библиотекой с большой коллекцией сирийских христианских рукописей.

Монастырь был основан в 363 году отшельником Матфеем (Маттаем), бежавшим из Амиды от преследований при римском императоре Юлиане Отступнике.

Хотя нам мало известно о брате Исаака Сирина, можно утверждать, что они оба были преданными и выдающимися христианскими деятелями. Они настолько отличались подвижничеством, что им предложили управлять монастырём.

Исаак Сирин счёл для себя это недопустимым и даже удалился из обители, чтобы посвятить время молчанию. А вот брат поступил иначе — остался управлять монастырём и несколько раз в письмах предлагал Исааку возвратиться. Но тот стоят на своём.

Слава умного и аскетичного затворника привлекала верующих.

Они так стремились к нему, что, в конце концов, Исаак Сирин пренебрёг своими желаниями и позволил католикосу-патриарху Гиваргису I рукоположить его в епископы.

Исаак Сирин отказался от должности епископа, чтобы спокойно заниматься подвижничеством и писать духовные труды

О епископской деятельности Исаака Сирина известно немного. Уступив воле народа, он очень страдал. Преподобному не нравилось наблюдать людские нравы. Хотя святой пытался разрешать спорные вопросы между верующими, шло это из ряда вон плохо. Люди слушали епископа лишь тогда, когда это не противоречило их интересам.

Один из таких случаев записан в житии святого.

Рассказывается, что два человека спорили из-за того, что один не возвратил долг другому и не желал этого делать.

Дошло до того, что епископа Исаака попросили рассудить их.

Тот сослался на Евангелие, где нашёл строки, согласно которым, должника надлежало простить.

Но заимодавца такое решение разочаровало.

Он сказал, что книга, дающая подобные советы, для него не авторитет.

Вот если бы она защищала материальные интересы пострадавшей стороны — другой разговор.

Подобные эпизоды быстро утвердили Исаака Сирина в желании отказаться от должности епископа.

Через пять месяцев он бросил всё и удалился в глушь.

Куда точно — точно не сказать. Одни источники говорят про пустыню, другие — про гору.

По Преданию, Исаак Сирин так усердно трудился во славу Божию, что ослеп

В отшельничестве Исаак Сирин углубился в те дела, которые требовала его душа: молился, постился, читал. Предание сообщает, что ел святой только траву и хлеб, — и то, в малых количествах.

Многие озарения святой Исаак записывал, что позволило ему стать одним из самых выдающихся духовных писателей своего времени. Его усердие в литературе и подвижничестве, как утверждают некоторые авторы, оказалось столь сильным, что отшельник ослеп.

Но даже это не остановило его труды. Высказывания святого записывали уже монахи.

Святой умер в монастыре Шабур.

День памяти 28 января (10 февраля).

Помимо русской православной, преподобного Исаака Сирина почитают ещё две Церкви:

  1. Ассирийская церковь Востока.
  2. Сиро-яковитская православная церковь.

Наследие Исаака Сирина частично сохранилось на греческом и арабском

До сегодняшнего дня дошли далеко не все труды Исаака Сирина. Более того, нам неизвестно, каков действительный объём его наследия. Разные историки дают свои оценки количеству работ преподобного. Например, сирийский автор XIV века Эбед-Иезу упоминает сразу семь томов.

Сегодня известно несколько версий текстов преподобного — на греческом и арабском. Сопоставление манускриптов показывает, что в греческом варианте немало информации пропущено.

Это трудные места, с которыми не справились греческие переводчики. Поэтому на многие другие языки делаются неполные переводы.

На русском языке наследие преподобного издают на основании сирийских текстов.

Труды Исаака Сирина известны русскому православию давно. Ещё с XII века многие деятели Церкви ссылаются на цитаты преподобного.

Труды Исаака Сирина наставляют на духовном пути

Исаак Сирин затронул много вопросов духовной жизни человека. И это можно сказать уже на основе тех неполных трудов, что находятся в распоряжении христианской Церкви сегодня. Среди интересующих его тем:

  • психологические заметки;
  • общение с Богом;
  • разбор христианских догм;
  • наставления монахам и мирянам.
Читайте также:
Житие великомученицы Параскевы Пятницы - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святой

Для аввы Исаака важно не только записывать абстрактные рассуждения об истине и вере, а давать практические рекомендации. Знание без возможности применения для него ничтожно. Например, преподобный чётко указывает на последствия греховной жизни:

«А кто раздражителен, кто гневлив,

кто славолюбив, кто любостяжателен,

кто обращается с мирянами,

кто хочет, чтобы исполняема была собственная его воля,

кто вспыльчив и исполнен страстей —

все таковые пребывают в таком же смятении,

как сражающиеся ночью, и осязают тьму,

находясь вне области жизни и света».

И противопоставляет ей пользу духовного сознания:

«Кто желает видеть Господа внутри себя, тот прилагает усилие очищать сердце свое непрестанным памятованием о Боге, и таким образом, при светлости очей ума своего, ежечасно будет он зреть Господа.

Что бывает с рыбою, вышедшею из воды, то бывает и с умом, который выступил из памятования о Боге и парит в памятовании о мире».

Исаак Сирин даёт наставления о том, как перейти от греховной жизни к духовной:

«Когда хочешь положить начало доброму деланию, приготовься сперва к искушениям, которые тебя постигнут, и не сомневайся в истине.

Ибо у врага в обычае, когда увидит, что с горячею верою начал кто-либо доброе житие, встречать его разными страшными искушениями, чтобы, пришедши от сего в страх, охладел он в добром произволении и вовсе уже не имел горячности приближаться к богоугодному деланию».

Многие его рекомендации затрагивают темы высших уровней духовного развития человека и не могут быть практически применимы для простого мирянина. Но они дают прекрасную мотивацию и вдохновение для подвигов во Славу Божию.

Молитва, тропарь и кондак преподобному Исааку Сирину

Молитва Феофана Затворника преподобному Исааку Сирину:

моли Бога о нас и молитвою твоею озари ум наш разумети высокия созерцания, коими преисполнены словеса твои, и паче возведи или введи в тайники молитвы, которой производство, степени

и силу так изображают поучения твои, да ею окриляемые возможем свободно тещи путём заповедей Господних неуклонно, минуя препятствия, встречаемыя на пути, и преодолевая врагов, вооружающихся на нас».

Тропарь преподобному Исааку Сирину, епископу Ниневийскому, глас 1

и в пустынях вселивыйся процвел еси, Исааче,

начальник монашествующим показался еси

и учитель подвижников,

сего ради память твою достодолжно празднующе, сице взываем:

слава прославльшему тя Христу,

слава тя освятившему,

слава давшему нам тя, предстателя искусного.

Кондак преподобному Исааку Сирину, епископу Ниневийскому, глас 8

Служба преподобному Иссаку Сирину

Служба преподобному Исааку Сирину

Служба преподобному и богоносному отцу нашему Исааку Сирскому, епископу Ниневитскому

Стихиры, глас 4

Подобен: Дал еси знамение:

Слава, глас 5

Тропарь, глас 1

Подобен: Камени запечатану:

Канон, глас 8

Песнь 1

Песнь 3

Седален, глас 4

и монашествующих изрядное утешение, Исаака мудраго иерарха в песнех немолчно ублажим, иже в памяти своей точит почитающим неотъемлемую во искушениях помощь

и постническия чины утверждает на избранном пути, и молит Человеколюбца спастися душам нашим.

Слава и ныне: Богородичен Минеи.

Песнь 4

Изъяснив тайны духовныя, во мрак Божественный якоже Моисей вшел еси и естества надмирных чинов проразумел еси, Богоблаженне, херувимским твоим Исааче умом, трепетно вся испытуя.
Богородичен: Елика хощеши Всемогущаго умолити можеши Бога отвратити гнев от нерадивых, но Твоих, Дево, певцов, и щедроты Твоя умножи православным людем, Тя хвалящим, Богоневесто.

Песнь 5

Разумный Церкви светильник, пустынных отцев священная звезда, ныне святый Исаак Боговедения просвещает зарями яже к постническому приступают ристалищу.

Ангелов согражданине Исааче, градский мирский мятеж избегл еси, в пустыню вселивыйся и на высоцей добродетелей горе твое жительство поставив, яко град богомудре Божий.

Рачением распалився Божественным, страстей вся терновная попалил еси и ревности твоея огнесветлой силою, в горняя яко искра востекл еси, истончивши плоть твою богоносе постом.

Богородичен: Ходатайству Твоему Богомати притек, весь приземлен имею ум, и нощь мя снедает отчаяния, но простри светозарный Твой покров, и посрамятся борющии мя беси.

Песнь 6

Кондак, глас 8

Яко иерарха Богоноснаго и преподобнаго,
учредителя пустыни тя восхваляем,
Исааче священноявленне, предстателю наш.
Но яко имеяй дерзновение ко Господу,
о всех моли чтущих тя и взывающих ти:
радуйся, отче богомудре.

Икос:

Архиерейскою одеждею одеявся, постную пучину преплыв воздержания ветром, в тишине водворився безмолвия преподобне отче, и премирныя тайны постигл еси Херувимским твоим умом.

Яко иерарх учредив твою кафедру в горе пустынней и чины иноческия просветив твоим житием, мирския же концы огласив тайноводственными твоими речении

и вышней митрополии сослужитель явился еси, темже почудившися зело твоим исправлениям, благодарно тебе вопием:

Радуйся, пустыню орошающая Божественная манна;

радуйся, постнических чинов вжиляющая сила.

Радуйся, созерцатель Херувимских тайн;

радуйся, постом низложивший бесовскую рать.

Радуйся, Домовладыки Христа преукрашеный доме;

радуйся, Божественнаго страха богатство и честь.

Радуйся, великая смиренномудрия славо;

радуйся, любви излиянное миро.

Радуйся, благовонное молитвы кадило;

радуйся, тайновещатель будущаго века.

Радуйся, Исааче, отче богомудре.

Песнь 7

Песнь 8

Песнь 9

Богородичен: Утроба Твоя Свет неприступный приимши неизреченно Богородице Дево и просветила еси сущия во тьме жития, славити благочестно Христа во дву существу прошедшего из Тебе несказанно, единаго же Ипостасию.

Светилен:

от страстей субботствовав преподобне,

зарею Духа оживил еси ум,

и прежде смерти мысленное воскресение проповедал еси, досточудне Исааче,

темже тя любовию ублажаем.

Стихиры на хвалитех преподобным, глас 2

Подобен: Киими похвальными венцы:

Киими похвальными венцы
увязем Ефрема и Исаака,
единовсельников пустыни сирския,
единомудренных нравом и душею,
Богопроповедников пустыннолюбцев,
оваго убо яко облако благодати слезоросящее,
оваго же яко небесных созерцаний столпа огненнаго,
сих бо ради монашествующие сланое море страстей прешли
и венцы от Христа прияша нетленные,
имеющаго велию милость.
Киими песенными добротами
воспоем Ефрема и Исаака,
Боговедения воды напояющия пустыни концы,
монашествующих сладкопитатели,
реки приснотекущия учений,
сердца умиляющия,
чистых слез великия моря,
в нихже Христос мысленных фараонит полки потопив,
имеяй велию милость.
Киими духовными пеньми
похвалим Ефрема и Исаака,
Богоразумия криле постников окриляющия,
органы духовнаго вдохновения,
славии добропесненнии,
иже прописаша восхождения к Богу в книгах своих,
сирины поистине Божественнии,
имиже сонное сонмище демонов Христос поразив,
имеяй велию милость.
Киими сладкозвучными гусльми
прославим Ефрема и Исаака,
богословия трубы духодвижныя,
громи духовнии нечестивых ужасающия
и вселенную оглашающия,
молнии прогоняющие тьму греха
и благочестием озаряющия,
фиалы исполнь духовнаго утешения,
сладказвучныя кифары молитв,
имиже Христос умолен бывает
и подает велию милость.

Читайте также:
Святой Шарбель: житие и биография монаха, мощи и дни памяти, феномен, труды и книги

Исаак Сирин – Слова подвижнические

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Исаак Сирин – Слова подвижнические краткое содержание

Слова подвижнические – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Слово 1. Об отречении от мира и о житии монашеском

Страх Божий есть начало добродетели. Называется же она порождением веры и посевается в сердце, когда ум устранен от мирской рассеянности, чтобы кружащиеся от парения мысли свои собрать ему в размышлении о будущем восстановлении. Для того чтобы положить основание добродетели, лучше всего человеку держать себя в устранении от дел житейских и пребывать в законе света стезей правых и святых, какие Духом указал и наименовал Псалмопевец (Пс.22:3; 118:35). Едва ли найдется, а может быть, и вовсе не найдется, такой человек, который бы, хотя будет он и равноангельный по нравам, мог вынести честь; и это происходит, как скажет иной, от скорого восприятия изменений.

Начало пути жизни — поучаться всегда умом в словесах Божиих и проводить жизнь в нищете. Напоение себя одним содействует усовершению в другом. Если напоеваешь себя изучением словес Божиих, это помогает преспеянию в нищете, а преспеяние в нестяжательности доставляет тебе досуг преспевать в изучении словес Божиих. Пособие же того и другого содействует к скорому возведению целого здания добродетелей.

Никто не может приблизиться к Богу, если не удалится от мира. Удалением же называю не переселение из тела, но устранение от мирских дел. В том и добродетель, чтобы человек не занимал ума своего миром. Сердце не может пребывать в тишине и быть без мечтаний, пока на человека действуют чувства; телесные страсти не приходят в бездействие и лукавые помыслы не оскудевают без пустыни. Пока душа не придет в упоение верою в Бога приятием в себя силы ее ощущения, дотоле не уврачует немощи чувств, не возможет с силою попрать видимого вещества, которое служит преградою внутреннему, и не ощутит в себе свободы, и разумное порождение, и плод того и другого — спасение от сетей. Без первого[1] не бывает второго,[2] а где второе правошественно, там третья[3] связуется как бы уздою.

Когда умножилась в человеке благодать, тогда по желанию праведности страх смертный делается для него малоуважительным, и много причин находит он в душе своей, по которым ради страха Божия должно ему терпеть скорбь. Все, что по-видимому вредит телу и внезапно действует на природу, а следовательно, приводит в страдание, ни во что вменяется в очах его в сравнении с тем, чего надеется в будущем. Без попущения искушений невозможно познать нам истины. Точное же удостоверение в этом находит человек в мысли, что Бог имеет о человеке великое промышление и что нет человека, который бы не состоял под Его Промыслом, особливо же ясно, как по указанию перста, усматривает сие на взыскавших Бога и на терпящих страдания ради Него. Но когда увеличилось в человеке оскудение благодати, тогда все сказанное оказывается в нем почти в противоположном виде. У него ведение, по причине исследований, бывает больше веры, и упование на Бога имеется не во всяком деле, и Промысл Божий о человеке понимается иначе. Таковой человек постоянно подвергается в этом козням подстерегающих во мраце состреляти (ср.: Пс.10:2) его стрелами своими.

Начало истинной жизни в человеке — страх Божий. А он не терпит того, чтобы пребывать в чьей-либо душе вместе с парением ума, потому что служением чувствам сердце рассеивается, утрачивая в себе услаждение Богом. Ибо внутренние помышления ощущением их, как говорят, связуются в самих служащих им чувствилищах.

Сомнение сердца приводит в душу боязнь. А вера может делать произволение твердым и при отсечении членов. В какой мере превозмогает в тебе любовь к плоти, в такой не можешь быть отважным и бестрепетным при многих противоборствиях, окружающих любимое тобою.

Желающий себе чести не может иметь недостатка в причинах к печали. Нет человека, который бы с переменою обстоятельств не ощутил в уме своем перемены в отношении к предлежащему делу. Ежели вожделение, как говорят, есть порождение чувств, то пусть умолкнут, наконец, утверждающие о себе, что и при развлечении сохраняют они мир ума.

Целомудрен не тот, кто в труде, во время борьбы и подвига говорит о себе, что прекращаются тогда в нем срамные помыслы, но кто истинностию сердца своего уцеломудривает созерцание ума своего так, что не внимает он бесстыдно непотребным помыслам. И когда честность совести его свидетельствует о верности взглядом очей, тогда стыд уподобляется завесе, повешенной в сокровенном вместилище помыслов. И непорочность его, как целомудренная дева, соблюдается Христу верою.

Для отвращения предзанятых душою расположений к непотребству и для устранения восстающих в плоти тревожных воспоминаний, производящих мятежный пламень, ничто не бывает так достаточно, как погружение себя в любовь к изучению Божественного Писания и постижение глубины его мыслей. Когда помыслы погружаются в услаждение постижением сокровенной в словесах премудрости, тогда человек в какой мере извлекает из них уяснение, в такой же оставляет позади себя мир, забывает все, что в мире, и все воспоминания, все действенные образы овеществления мира изглаждает в душе, а нередко уничтожает самую потребность обычных помыслов, посещающих природу. Сама душа пребывает в восторге при новых представлениях, встречающихся ей в море тайн Писания.

Читайте также:
Житие чудотворца Митрофана Воронежского - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

И опять, если ум плавает на поверхности вод, то есть моря Божественных Писаний, и не может проникнуть мыслей Писания до самой глубины, уразуметь все сокровища, таящиеся в глубине его, то и сего самого, что ум занят рвением к уразумению Писания, достаточно для него, чтобы единым помышлением о досточудном крепко связать свои помыслы и воспрепятствовать им, как сказал некто из богоносных, стремиться к естеству телесному; тогда как сердце немощно и не может вынести озлоблений, встречающихся при внешних и внутренних бранях. И вы знаете, как тягостен худой помысл. И если сердце не занято ведением, то не может стерпеть мятежности телесного устремления.

Как скорости колебания весов в ветреную бурю препятствует тяжесть взвешиваемого, так колебанию ума препятствуют стыд и страх. А по мере недостатка страха и стыда уму дается побуждение непрестанно кружиться, и тогда, по мере удаления из души страха, коромысло ума, как свободное, влается туда и сюда. Но как коромыслу весов, если чаши их обременены очень тяжелым грузом, нелегко прийти уже в колебание от дуновения ветра, так и ум, под бременем страха Божия и стыда, с трудом совращается тем, что приводит его в колебание. А в какой мере оскудевает в уме страх, в такой же начинают преобладать им превратность и изменчивость. Умудрись же в основание шествия своего полагать страх Божий, и в несколько дней, не делая кружений на пути, будешь у врат Царствия.

Иулиания Ольшанская

Русская православная церковь чтит не только память святых — подвижников христианской веры, но также в истории православия есть примеры почитания простых женщин, отличавшихся при жизни особой любовью и добродетелью к окружающим. Одна из таких святых — Иулиания Ольшанская.

Жизнеописание

О Святой Иулиании известно довольно мало, более того — фигура этой женщины одна из самых загадочных в православии. Известно, что умерла она в возрасте 16 лет, будучи незамужней, но сохранившей чистоту. Причина же смерти Иулиании так и остается неизвестной, равно как и то, отчего обнаруженные в начала 17 века неподалеку от Киевской Лавры останки молодой княжны, оставались нетленными. Почему Богом была избрана эта скромная, даже незаметная дева?

Происхождение и рождение

Родом Иулиания происходила из старинного рода Ольшанских (Гольшанских). В те времена Киев был частью Литовского княжества и правили им князья Ольшанские, среди которых был и отец Иулиании — Григорий. О нем известно немногое, к примеру то, что он с большим усердием высказывал покровительство Киево-Печерской лавре и человеком был набожным.

Именно в такой православной семье и родилась девочка, которую по традиции своего рода назвали Иулианией. С раннего детства Иулианию окружали монахи и священники, от которых она по крупицам вбирала в себя понятие о христианских добродетелях и любви к Господу в целом.

Еще о прославленных в православии женщинах:

Однако, несмотря на короткую, но праведную жизнь, по мнению некоторых авторов, Иулиании не удалось избежать так называемого «проклятья рода Гольшанских», связанного с тем, что уже к окончанию 16 века не осталось ни одного потомка этого поистине знатного рода.

Интересно! Многие женщины этого рода, если и умирали в старчестве, но, увы, оставались при жизни бездетными. По одному из предположений такая же участь постигла и Иулианию.

В 16 веке большинство девушек выходили замуж довольно рано и в 16 лет были уже взрослыми женщинами, имеющими детей. Историки православия так и не разгадали загадку — почему же молодая красивая княжна Ольшанская, дожив до времени, когда девушка считалась «на выданье» осталась не просватанной?

Иулиания Ольшанская умерла примерно в середине 16 века, но ее тело было обнаружено только лишь в начале 17 века при архимандрите Елисее Плетенецком. К сожалению, случившийся в одной из церквей Киево-Печерской лавры 1718 году пожар уничтожил святые мощи Девы Иулиании, а останки от них служители, переложив в раку, поставили их в пещерах, где некогда жили монахи-отшельники.

Спустя некоторое время архимандрит Киевский Петр стал часто видеть во сне святую, которая упрекала его в отсутствии должного внимания к ее гробу и потому велела выполнить для мощей новую раку, как и было решено сделать.

Мощи и почитание

«Спящая княжна» — именно такое имя дали Иулиании Ольшанской копатели, обнаружившие ее останки, и открывшие гроб корысти ради. Они удивились небывалой красоте девушки и ее весьма странному виду — несмотря на то, что княжеское облачение ее от прикосновений и света вмиг рассыпалось в прах, но сама она выглядела как живая.

Святую Деву Иулианию почитают в православии как исцелительницу женских душ и избавительницу от печалей. Считается, что она выступает заступницей всех женщин перед Девой Марией и Господом Богом.

На иконах традиционно Иулианию Ольшанскую изображают среди святых отцов Киево-Печерской лавры. Стоит заметить, что именно эта святая вторая из женщин, кои погребены в пещерах Киево-Печерской обители.

Внимание! Небольшая часть мощей святой имеется в Кафедральном житомирском храме, а также в церкви, находящейся в Гольшанах.

Чудеса и прославление

С именем Иулиании связаны многие рассказы об исцелении от разного рода болезней.

В церковном архиве сохранилась заметка о происшествии, случившемся в 1617 году, повествующая о другом чуде, сотворенном святой непорочной девой. Явился однажды в Успенский храм один еретик и приказал священнику открыть гробницу Иулиании, а затем, похитив ценности, погребенные вместе с останками, поспешил выйти из храма.

Читайте также:
Никита Столпник: в чем помогает, житие и мощи святого, святой источник

Но едва ли дойдя до дверей, мужчина упал замертво, а в руке у него оказался перстень святой княжны Ольшанской.

Праведная Иулиани ́ я Ольшанская, Печерская, княжна, дева

Дни памяти

20 марта (переходящая) – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов

3 июля (переходящая) – Собор Белорусских святых

11 октября – Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах

23 октября – Собор Волынских святых

Житие

По­сле при­со­еди­не­ния Ки­е­ва к Лит­ве в го­ро­де пра­ви­ла се­мья кня­зей Оль­шан­ских. В се­ре­дине XVI ве­ка у од­но­го из них – кня­зя Юрия Дуб­ро­виц­ко­го-Оль­шан­ско­го – умер­ла дочь Иули­а­ния. Она скон­ча­лась дев­ствен­ни­цей на 16-м го­ду жиз­ни. Отец ее был бла­го­тво­ри­те­лем Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры, и по­то­му те­ло княж­ны по­греб­ли близ Ве­ли­кой Лавр­ской церк­ви.

В на­ча­ле XVII ве­ка при Пе­чер­ском ар­хи­манд­ри­те Ели­сее Пле­те­нец­ком (1599–1624) во вре­мя ко­па­ния мо­ги­лы на­шли гроб с нетлен­ным те­лом де­вуш­ки. На се­реб­ря­ной до­щеч­ке гро­ба бы­ла над­пись: «Иули­а­ния, княж­на Оль­шан­ская, скон­чав­ша­я­ся на 16-м го­ду». Княж­на ле­жа­ла в гро­бу как жи­вая, в бе­лом пла­тье, об­ши­том зо­ло­том, со мно­же­ством дра­го­цен­ных укра­ше­ний. Те­ло ее пе­ре­нес­ли в Ве­ли­кую Лавр­скую цер­ковь.

В XVII ве­ке свя­тая Иули­а­ния яви­лась Ки­ев­ско­му мит­ро­по­ли­ту Пет­ру Мо­ги­ле и упрек­ну­ла его за ма­ло­ве­рие и небре­же­ние к ее мо­щам. По­сле это­го мит­ро­по­лит по­ве­лел по­ло­жить мо­щи свя­той в дра­го­цен­ную ра­ку с над­пи­сью: «По во­ле Твор­ца Неба и зем­ли жи­вет по вся ле­та Юли­а­ния, по­мощ­ни­ца и ве­ли­кая в Небе за­ступ­ни­ца. Здесь ко­сти – вра­чев­ство про­тив всех стра­да­ний. Рай­ские се­ле­ния со­бой укра­ша­ешь, Юли­а­ния, как цве­ток пре­крас­ный». У ра­ки мо­щей свя­той Иули­а­нии со­вер­ша­лось мно­же­ство чу­дес и бла­го­дат­ных ис­це­ле­ний. Был при этом слу­чай, ко­гда про­брав­ший­ся в цер­ковь вор украл с ее мо­щей дра­го­цен­ное коль­цо, но ед­ва он вы­шел из две­рей хра­ма, за­кри­чал страш­ным го­ло­сом и упал мерт­вым.

Од­на­жды свя­тая де­ва Иули­а­ния яви­лась игу­ме­ну Ки­ев­ско­го Ми­хай­лов­ско­го мо­на­сты­ря и ска­за­ла ему: «Я – Иули­а­ния, мо­щи ко­то­рой ле­жат в Пе­чер­ской церк­ви. Ты же счи­та­ешь мои мо­щи ни­чем. Ра­ди это­го Гос­подь по­сы­ла­ет те­бе зна­ме­ние, чтобы ты по­нял, что я Гос­по­дом Бо­гом при­чте­на к свя­тым де­вам, уго­див­шим Ему». С тех пор по­чи­та­ние свя­той Иули­а­нии еще бо­лее уве­ли­чи­лось.

В 1718 го­ду мо­щи свя­той го­ре­ли при по­жа­ре в церк­ви. Остан­ки их бы­ли по­ло­же­ны в но­вую ра­ку и по­став­ле­ны в Ближ­них пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Свя­тая пра­вед­ная де­ва Иули­а­ния ста­ла вто­рой из свя­тых жен Ру­си, удо­сто­ив­ших­ся быть по­гре­бен­ны­ми в Лавр­ских пе­ще­рах. На ико­нах свя­тая Иули­а­ния изо­бра­жа­ет­ся в со­бо­ре свя­тых от­цев Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры.

Свя­тая Иули­а­ния – пер­вая по­мощ­ни­ца рус­ским жен­щи­нам в ис­це­ле­нии бо­лез­ней ду­ши. Она пред­ста­тель­ству­ет за них вме­сте с дру­ги­ми свя­ты­ми рус­ской зем­ли пред Пре­чи­стой Ма­те­рью Гос­по­да и вме­сте с Нею – пред Пре­сто­лом Свя­той Тро­и­цы. По­мо­лим­ся же свя­той пра­вед­ной де­ве Иули­а­нии, княжне Оль­шан­ской, о ее зем­ных сест­рах – жен­щи­нах Рос­сии, чтобы по­мог­ла она ис­це­ле­нию их душ, по­мог­ла об­ре­сти ра­дость ду­хов­ную и уте­ше­ние.

Богослужения

Молитвы

Тропарь праведной Иулиании деве, княжне Ольшанской , глас 8

Я́ко непоро́чная неве́ста Нетле́ннаго Жениха́ Христа́,/ пра́ведная де́во Иулиани́е,/ с све́тлою свеще́ю до́брых дел вошла́ еси́ в черто́г Его́ Небе́сный/ и та́мо со святы́ми блаже́нства ве́чнаго наслажда́ешися./ Те́мже моли́, Его́же возлюби́ла еси́/ и Ему́же де́вство твое́ обручи́ла еси́,// спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Как непорочная невеста Нетленного Жениха Христа, праведная дева Иулиания, с яркою свечой добрых дел вошла ты в чертог Его Небесный и там со святыми наслаждаешься вечным блаженством. Потому моли, Кого ты возлюбила и Ему же девство свое обручила, о спасении душ наших.

Ин тропарь праведной Иулиании деве, княжне Ольшанской , глас 2

Де́вства добро́тами преочище́на/ и целому́дрия цветы́ венча́вшися,/ Богоблаже́нная де́во Иулиани́е,/ яви́лася еси́ ми́ру в нетле́ннем телеси́ твое́м,/ исто́чник исцеле́ний и даро́в духо́вных подаю́щи всем к тебе́ притека́ющим,/ и ны́не, я́ко свеща́ те́плая, благода́ти еле́ем возжже́нная,/ предстоя́щи Престо́лу Го́спода и Жениха́ твоего́ Небе́снаго,/ Того́ моли́, де́во чи́стая,/ изба́вити нас от вся́каго зла,// чту́щих па́мять твою́ ве́рою и любо́вию.

Перевод: Девства красотою совершенно очищена и целомудрия цветами увенчана, Богоблаженная дева Иулиания, явилась ты миру в нетленном теле твоем, источник исцелений и даров духовных подавая всем к тебе обращающимся, и сейчас, как горячая свеча зажженная елеем благодати, предстоя Престолу Господа и Жениха твоего Небесного, моли Его, дева чистая, об избавлении нашем от всякого зла, почитающих память твою с верой и любовью.

Кондак праведной Иулиании деве, княжне Ольшанской , глас 8

Храм Бо́жий одушевле́нный,/ де́вственною чистото́ю благоукра́шенный,/ ве́мы тя, свята́я и пра́ведная де́во, княжно́ Иулиани́е,/ те́мже, с лю́бовию пра́зднующе/ святы́х твои́х моще́й обре́тение, мо́лим тя,/ изве́стная жела́ний на́ших хода́таице:/ принеси́ за нас моли́твы твоя́ ко Го́споду/ и от вся́ких бед свобожда́й нас/ предста́тельством твои́м у Престо́ла Всевы́шняго, да зове́м ти:// ра́дуйся, де́во свята́я Иулиани́е, неве́сто Христо́ва прекра́сная.

Перевод: Как храм Божий одушевленный, девственной чистотой великолепно украшенный, знаем тебя, святая и праведная дева, княжна Иулиания, потому с любовью празднуя святых твоих мощей обретение, молим тебя, постоянная наших желаний посредница: «Принеси о нас молитвы твои ко Господу и от всяких нас бед освободи представительством твоим у Престола Всевышнего», да взываем к тебе: «Радуйся, дева святая Иулиания, невеста Христова прекрасная».

Ин кондак праведной Иулиании деве, княжне Ольшанской , глас 8

Приво́дим Ти, о Всеще́дре, Иулиани́ю,/ присносветя́щую свещу́, еле́ем благода́ти обдержи́мую,/ немощны́м цельбу́./ Ея́же моли́твами от вся́каго зла свободи́ нас и спаси́ всех,// и́же Тя с поклоне́нием велича́ют.

Перевод: Представляем Тебе, о Всещедрый, Иулианию, всегда светящую свечу, елеем благодати объятую, для немощных исцеление. Ее же молитвами от всякого зла освободи нас и спаси всех, кто Тебя с поклонением прославляет.

Молитва праведной Иулиании деве, княжне Ольшанской

О, свята́я пра́ведная де́во Иулиани́е, княжно́ Ольша́нская, помо́щнице всем жа́ждущим спасе́ния и исцеле́ния от боле́зней душ и теле́с, принеси́ моли́твы ко Го́споду на́шему Иису́су Христу́ и Пречи́стей Его́ Ма́тери и Присноде́ве Мари́и за вся наро́ды Вели́кия, Ма́лыя и Бе́лыя Росси́и. Умоли́ Спаса́ на́шего, да обратя́тся вси лю́дие к ве́ре Правосла́вней, да укрепя́т любо́вь взаи́мную и духо́вное еди́нство. Ты, му́драя де́во, ве́лию си́лу благода́ти Бо́жия в себе́ показа́вшая и в со́мне святы́х Пече́рских просла́вленная, укрепи́ испове́дников ве́ры Правосла́вныя, пода́ждь им тве́рдость и му́жество, обрати́ заблу́дших к покая́нию и исправле́нию, сохрани́ всю страну́ на́шу от гла́да, тру́са, пото́па, огня́, междоусо́бныя бра́ни и от всех враго́в ви́димых и неви́димых. О, свята́я а́гнице Бо́жия, я́ко име́яй дар мно́зи боле́зни цели́ти и от ко́зней враго́в огражда́ти, исцели́ у́бо на́ша страсти́ душе́вныя и облегчи́ тя́жкия боле́зни теле́сныя, отра́ду в скорбе́х да́руй и изба́ви нас от вся́ких бед и напа́стей. При́зри на вся предстоя́щия честны́м твои́м моще́м и прося́щия твоея́ по́мощи се́рдцем сокруше́нным и ду́хом смире́нным, да принесе́м во всем житии́ на́шем плоды́ духо́вныя: любо́вь, бла́гость, милосе́рдие, ве́ру, кро́тость, воздержа́ние, да сподо́бимся жи́зни ве́чныя и да любо́вию твое́ю огражда́еми пое́м просла́вльшему тя Го́споду Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва и честь со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также:
Николай Гурьянов - житие и биография протоиерея, чудеса и могила, пророчества и наставления, книги

Аудиокниги и фильмы

«Киево-Печерский Патерик» был составлен в XIV–XV вв. как первый в Древней Руси, принявшей христианство, отечественный сборник жизнеописаний святых. Он посвящен подвижникам Киево-Печерской Лавры, являющейся колыбелью христианского монашества Руси и всемирно известной святыней Православия. В книгу вошли произведения, написанные в начальный период истории Лавры, в XI–XIII вв. Впоследствии «Патерик» неоднократно.

Праведная Иулиани́я Ольшанская, Печерская, княжна, дева

Жизнеописание

О Святой Иулиании известно довольно мало, более того — фигура этой женщины одна из самых загадочных в православии. Известно, что умерла она в возрасте 16 лет, будучи незамужней, но сохранившей чистоту. Причина же смерти Иулиании так и остается неизвестной, равно как и то, отчего обнаруженные в начала 17 века неподалеку от Киевской Лавры останки молодой княжны, оставались нетленными. Почему Богом была избрана эта скромная, даже незаметная дева?


Святая праведная Иулиания Ольшанская

Происхождение и рождение

Родом Иулиания происходила из старинного рода Ольшанских (Гольшанских). В те времена Киев был частью Литовского княжества и правили им князья Ольшанские, среди которых был и отец Иулиании — Григорий. О нем известно немногое, к примеру то, что он с большим усердием высказывал покровительство Киево-Печерской лавре и человеком был набожным.

Именно в такой православной семье и родилась девочка, которую по традиции своего рода назвали Иулианией. С раннего детства Иулианию окружали монахи и священники, от которых она по крупицам вбирала в себя понятие о христианских добродетелях и любви к Господу в целом.

Еще о прославленных в православии женщинах:

  • Святая Валентина Минская
  • Святая мученица Людмила
  • Святая Ангелина Сербская

Однако, несмотря на короткую, но праведную жизнь, по мнению некоторых авторов, Иулиании не удалось избежать так называемого «проклятья рода Гольшанских», связанного с тем, что уже к окончанию 16 века не осталось ни одного потомка этого поистине знатного рода.

Интересно! Многие женщины этого рода, если и умирали в старчестве, но, увы, оставались при жизни бездетными. По одному из предположений такая же участь постигла и Иулианию.

В 16 веке большинство девушек выходили замуж довольно рано и в 16 лет были уже взрослыми женщинами, имеющими детей. Историки православия так и не разгадали загадку — почему же молодая красивая княжна Ольшанская, дожив до времени, когда девушка считалась «на выданье» осталась не просватанной?

Иулиания Ольшанская умерла примерно в середине 16 века, но ее тело было обнаружено только лишь в начале 17 века при архимандрите Елисее Плетенецком. К сожалению, случившийся в одной из церквей Киево-Печерской лавры 1718 году пожар уничтожил святые мощи Девы Иулиании, а останки от них служители, переложив в раку, поставили их в пещерах, где некогда жили монахи-отшельники.

Спустя некоторое время архимандрит Киевский Петр стал часто видеть во сне святую, которая упрекала его в отсутствии должного внимания к ее гробу и потому велела выполнить для мощей новую раку, как и было решено сделать.

Иулиании Ольшанской — написан акафист, который можно читать дома

Иулиании Ольшанской написан акафист, который можно читать дома перед ее иконой.

Кондак 1

Избранной Господом девственною чистотою, Богоблаженная дево Иулиание, явилася еси Руси православной теплая молитвеннице, благодатию духа Святаго исполненная, предстояще Престолу Бога Вседержителя, вознеси молитвы твоя о спасении нас грешных, со умилением тебя взывающих, Радуйся, святая дево Иулиание, непорочная Христова невесто прекрасная.

Икос 1

Ангельским житием и девственною чистотою в житиии земном украшенная, радостию о духе Святе была еси своим родителем, святая праведная дево Иулиание, княжна своего рода Ольшанского. Возлюбила бо еси молитвы, пост и бдение, ради спасения души, мирскую же славу презревши, возжеле небесную. Мы же память твою чтущи вопием ти сице: Радуйся, дево святая, девственную чистоту свою, Богу посвятившая. Радуйся, целомудренная дщере, с юных лет своих Христа возлюбившая. Радуйся, отрасле чистоты, небесную радость от Бога приявшая. Радуйся, княжно Ольшанская, родители своя в вере Божией укрепившая.

Радуйся, юносте благословенная, путь спасения юным открывающая. Радуйся, святая дево Иулиание, непорочная Христова невесто прекрасная.

Кондак 2

Видя Господь чистое житие твое с младых лет совершаемое во спасение души твоея, кротость и целомудрие, яви тя яко светлую свещу, указующую путь спасения во тьме неведения пребывающих, подая благодать сугубую всем Богу вопиющим: Аллилуйя.

Читайте также:
Арсений Мацеевич - житие и биография, труды, дни памяти и почитание

Икос 2

Благоразумне заповеди Божией исполняя, святая дево Иулиания, велию силу благодати Духа Святаго в себе обрела еси. Молим тя, известная наших желаний ходатаице, принеси о всех чтущих тя молитвы твоя ко Господу, с любовию взывающих ти глаголами сицевыми: Радуйся, ходатаице наша у Престола Божия непостыдная. Радуйся, даров духовных всем к тебе притекающим у Господа испрошающая. Радуйся, свеще светлая, путь к спасению верным освещающая. Радуйся, яко предстательством твоим пред Господом о нас молящаяся. Радуйся, Божий храм девственною чистотою украсившая. Радуйся, святая дево Иулиание, непорочная Христова невесто прекрасная.

Кондак 3

Сила Господа Всевышняго сохрани твое целомудрие в земном житии твоем. Девственною чистотою отошла еси в райские селения ко Творцу неба и земли. И тамо, яко цветоч прекраснейший, украшаеши собою места светла Царствие Небеснаго, воспевая со всеми святыми песнь Богови: Аллилуйя.

Икос 3

Имуще дар благодати Божией, святая девственница Иулиание, неоскудно помогаеши жаждущим спасения. Ты бо сохраняеши девство и чистоту, к тебе прибегающим, и молиши Господа о всех заблудших и веру потерявших, да вси приидем в радость Господа Бога нашего по молитвам твоим, воспевая ти: Радуйся, девственница чистая, многия девы к вере Христовой обратившая. Радуйся, души страдающии молитвою твоею ко Господу, врачующая. Радуйся, чистоту и смирение собою являющая.

Радуйся, яко недуги различны молитвами твоими ко Господу целиши. Радуйся, души отчаянных ко Христу направляющая. Радуйся, всех во едино стадо Христово собирающая.

Радуйся, святая дево Иулиание, непорочная Христова невесто прекрасная.

Кондак 4

Буря душевных помыслов смути митрополита Петра Могилу о мощах твоих, чистая дево Иулиание, маловерие и смущение поколеба его за мысли сии лукавыя, вразумляя его и на путь Истины Христовой направляя, пети Богу нашему: Аллилуйя.

Икос 4

Слыша о дивнем чудесе бывшем при обретении честных мощей твоих, святая дево Иулиание, яко тело твое быть аки живо во гробе, источая благоухание, братия Лавры печерския поставиша гроб твой в Велицею лаврской церкви. Достойные похвалы приношаху ти гласы сицевыми: Радуйся, дево честная Богу чистотою молитвенною угодившая. Радуйся, яко память твоя, братиею монастырскою величается. Радуйся, яко тя невестою Христовою небесныя силы нарицают. Радуйся, яко ты еси града Киева молитвеннице святая.

Радуйся, яко и вся Русь Православная тя пред Господом величает. Радуйся, яко помощнице ты еси великая всех скорбящих и угнетенных. Радуйся, святая дево Иулиание, непорочная Христова невесто прекрасная.

Кондак 5

Благоблаженная дщерь Создателя нашего, девственницей и чистотою прославилася еси в житии своем. По смерти же мощи твоя благодатныя источают врачевство всем болящим, с верою к тебе прибегающим и молитвенно тя величающе гласами сицевыми поюще Богу: Аллилуйя.

Икос 5

Видеша тя во гробе, яко живу, множеством украшений одеяну, некий тать укра кольцо драгое с руки твоея. Внезапно закрича гласом великим и паде мертв. Чудо бысть сие на вразумление многим, да познают, яко ты еси грозная карательнице татей и верная защитительнице честне живущих, взывающих к тебе тако: Радуйся, дево, непорочности и добрых дел благословление. Радуйся, обидимых заступнице и всех скорбящих утешение. Радуйся, татей и злых человек грозно карающая. Радуйся, честне живущих радосте и охранение.

Радуйся, яко просящих защиты и вспоможения не отторгающая. Радуйся, яко помощь небесную нуждающимся всем испросщающая.

Радуйся, святая дево Иулиание, непорочная Христова невесто прекрасная.

Кондак 6

Проповедницею истины бысть житие твое, дево святая, и по смерти твоей в нетлении телеси твоего явилася миру источником дара исцелений. Вси бо притекающии к раце твоей с верою и любовию приемлют исцеления от недуг многих, в радости Богу вопиюще: Аллилуйя.

Икос 6

Светом Богоразумная явися мощи твоя в церкви Печерстей, дево честная знамения и чудеса источая. Вси бо величая тя, дивную во святых Господу Богу угодившую со умилением и любовию восхваляют тя сице: Радуйся, цвете прекраснейший, рая небесного. Радуйся, дивная похвало юностей непорочной. Радуйся, лозо виноградная вертограда Божественнаго. Радуйся, многия девы на путь ко Христу направляющая. Радуйся, в светлости райския стези указующая. Радуйся, церкви Печерстей лампадо Божественная. Радуйся, святая дево Иулиание, непорочная Христова невесто прекрасная.

Кондак 7

Хотяще воздати похвалу и честь деве святой Иулиании, святитель Петр Могила положи мощи во драгую раку и написа словеса сия: «по воле Творца Неба и земли живе во вся лета Иулиание, помощнице и великая в Небе заступница, и зде кости ея- врачевство противу всех страданий»… Памятуя сие и мы вси дивному во святых своих Богу вопием: Аллилуйя.

Икос 7

Новое чудо бысть в Велицей Лавре Печерстей у раце святыя девы Иулиании, яко та явися некому игумену монастыря Киевскому. Рече бо ему дева святая: «Аз бо есмь Иулиания, мощи коея почитывают в церкви Печерстей. Ты же не чтеши мя. Ради сего Господь посла тебе знамение сие, да веру имаши, яко аз причтена Богом ко святым девам, угодившим Ему», мы же воспоминая чудо сие воспоем ти во умилении зовуще: Радуйся, дево святая, Господом Богом к святым девам причтенная.

Радуйся, яко ты еси в вере крепцей к Господу игумена укрепившая. Радуйся, яко знамением сим и многие другия от неверия отвратившая. Радуйся, яко мощи твоя зело прословляющая. Радуйся, яко чтущия тя молитвою укрепляющая.

Радуйся, святая дево Иулиание, непорочная Христова невесто прекрасная.

Кондак 8

Странное и преславное житие непорочныя девы Иулиании, удивиша многие, ищущии спасения. Явилася бо еси миру во девстве добротами преощищена, и в нетленном телеси, же Престолу Божию престоя, со всеми святыми непрестанно поеши песнь Богу: Аллилуйя.

Икос 8

Всех Творец и Создатель призва тя, святую деву, в чудесный свет Царствия Своего, Ты же велику силу восприимше, с Господем соединися. Не забуди и о нас, молитвеннице наша, умоляя Христа и Бога нашего о спасении всех нас, взывающих ти: Радуйся, мудрая дево, с мудрыми девами в Царствие Небесное вшедшая. Радуйся, свет Божественный душею своею узревшая. Радуйся, велику силу благодати Господней приявшая. Радуйся, сласти телесныя в мире сем презревшая.

Читайте также:
Патриарх Гермоген: житие и биография святого, позиция и подвиг, смерть и память, грамоты и труды

Радуйся, с лики небесными Творца прославляющая. Радуйся, делы благими душу свою украсившая. Радуйся, святая дево Иулиание, непорочная Христова невесто прекрасная.

Кондак 9

Вси ангелы небесныя зело воспеша непорочную деву Иулианию, яко душа твоя исполнися благодати Духа Пресвятого и вечныя жизни от Господа сподобившаяся. Умоли и о нас, дево чистая, Спаса нашего, да не погибнут души наша, непрестанно взывающии Господу: Аллилуйя.

Икос 9

Ветии многоглаголемые земных похвал изрещи не довлеют хвалы твоея, како ты являешися утверждением праведности и целомудрия. Како юная девственнице прияла благодать Божественную помогати в мире сем живущим хранити девство и чистоту к тебе прибегающим и вопиющим ти: Радуйся, дево честная, благодать от Господа чтущим тя испрошающая. Радуйся, во страдании живущих, молитвенно всем помогающая. Радуйся, стези Господнии ищущим спасения указующая. Радуйся, с юных лет своих ты Христу послужившая Радуйся, славы божественныя ты удостоившаяся.

Радуйся, со Христом ты себе сочетавшая. Радуйся, святая дево Иулиание, непорочная Христова невесто прекрасная.

Кондак 10

Спаса нашего Христа Бога возлюбившая и с юных лет Ему девство свое обручившая, дево праведная Иулиание. Ты со светлою свещею с мудрыми девами ко Христу пришедшая и в чертог Его украшенный добротами души твоея всельшаяся непрестанно поеши песнь: Аллилуйя.

Икос 10

Стена тверда бысть душа твоя в вере Христа Бога нашего, и яко свеща огнем Божественным возгорашеся, тако ты любовию соею возгореся к Создателю твоему. Чтущим же святую память твою, дево святая, буди заступлением непостыдным и надеждою неизменяемою, величие твое прославляющих глаголы сицевыми: Радуйся, душевныя страсти своя ты умертвившая. Радуйся, ко спасению всех призывающая. Радуйся, благочестию нас научающая. Радуйся, в повелении Божием многи укрепившая. Радуйся, от искушений и злых человек прибегающих к тебе охранившая. Радуйся, святая дево Иулиание, непорочная Христова невесто прекрасная.

Кондак 11

Пение Богу непрестанно возносимое, ты святая дево, приносиши о чтущих тя, и имя твое прославляющих, Веру Православную, укрепляеши и духовное единение утверждаеши, всем помощи твоея просящим, Богу же вопиющим: Аллилуйя.

Икос 11

Светозарная радости душа твоя исполнится и неизреченныя любве Божественная, егда призва тя Господь от земных в небесныя селения райския. На свещнице небеснем, яко свеща горящая, душа твоя нощныя тьмы греховныя наши отгоняет и на стезю спасения всем путь указует. Припадая и мы из глубины сердец наших прославим тя сице: Радуйся, жизни вечныя ты наша ходатаице преблагая.

Радуйся, яко за Русь Православную, ты молитвеннице пресвятая. Радуйся, всем ищущим милосердия Божия всегда помогающая. Радуйся, кадильнице благовонная молитвы о нас Богу приносящая. Радуйся, дево, рясны златыми ты одеянная.

Радуйся, светом Божественным ты озаренная. Радуйся, святая дево Иулиание, непорочная Христова невесто прекрасная.

Кондак 12

Благодать Божественная ти дана от Господа сохраняти девственную чистоту и целомудрие. Честныя мощи твоя источают Божественныя дары исцелений и от внезапныя смерти избавления всем почитающим Тя и к Богу молитвенно прибегающим, вопиюще Ему: Аллилуйя.

Икос 12

Поет и хвалит тя в молитвах вся Киевская Русь и мир православный, ублажая святую кончину твою, яко мощи твоя положены бысте во ближних пещерах велицей Лавры Киево-Печерстей. Являешися бо тамо вторыми мощами из всех святых жен сподобившихся быти в ней, да и со всеми святыми отцы Печерстими и тя прославляем глаголами сими: Радуйся, дево святая, яко и с преподобными отцы в Лавре прославляемая.

Радуйся, чистая, яко сердцем чистым Бога узревшая. Радуйся, кроткая, яко кротостию своею многия ко Христу обратившая. Радуйся, девственнице, с девствующими девами возвеличенная. Радуйся, усердная молитвеннице, у Престола Божия молитвы о нас приносящая.

Радуйся, яко Русь православная житием твоим величается. Радуйся, святая дево Иулиание, непорочная Христова невесто прекрасная.

Кондак 13

О, святая непорочная и целомудренная дево Иулиание! Моление наше недостойное прими и принеси его ко Престолу Бога Вседержителя, прося чтущии тя, избавити от скорбей и болезней, от злых человек и напрасныя смерти. Ты бо еси молитвеннице помощнице и великая в Небе заступнице, да с тобою и мы воспоем победную песнь Богу нашему: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.

13 кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Мощи и почитание

«Спящая княжна» — именно такое имя дали Иулиании Ольшанской копатели, обнаружившие ее останки, и открывшие гроб корысти ради. Они удивились небывалой красоте девушки и ее весьма странному виду — несмотря на то, что княжеское облачение ее от прикосновений и света вмиг рассыпалось в прах, но сама она выглядела как живая.


Икона святой Иулиании Ольшанской

Святую Деву Иулианию почитают в православии как исцелительницу женских душ и избавительницу от печалей. Считается, что она выступает заступницей всех женщин перед Девой Марией и Господом Богом.

На иконах традиционно Иулианию Ольшанскую изображают среди святых отцов Киево-Печерской лавры. Стоит заметить, что именно эта святая вторая из женщин, кои погребены в пещерах Киево-Печерской обители.

Внимание! Небольшая часть мощей святой имеется в Кафедральном житомирском храме, а также в церкви, находящейся в Гольшанах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: