Исповедь Аврелия Августина: краткое содержание, цитаты и история

Особенности интерпретации Писания в «Исповеди» Августина: вспоминая подобие?

Исповедь

Блаженный Августин Гиппонский. Исповедь / Пер. с лат. М. Сергеенко; Предисл. иером. Симеона (Томачинского). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 528 с. — (Серия «Духовная сокровищница»).

«Исповедь» блаженного Августина Гиппонского на многие века стала незаменимым путеводителем для всех душ, ищущих Бога. В этом классическом произведении великого учителя Церкви переплелись автобиография, мемуары, философские трактаты, литературная критика, экзегетические штудии — все это в форме вдохновенной молитвы к Богу. Искренне и горячо, с темпераментом африканца, блаженный Августин рассказывает о самом главном в своей жизни.
«Исповедь горячего сердца»

Ее можно перечитывать бесконечно. Возможно, эта книга — лучшее, написанное когда-либо смертным.

В «Исповеди» блаженного Августина — метания и поиски всего человечества, извилистые земные дороги, страдания души, ищущей Бога, — она переворачивается, бедная, с боку на бок, везде жестко.

Прошло 16 веков, но книга читается как будто написанная вчера; доказательством тому сравнительно недавнее обращение под влиянием «Исповеди» Августина известного актера Жерара Депардье, который впоследствии ездил по всему миру с публичными чтениями книги. Причем «Исповедь» доступна как для далеких от Церкви людей, так и для «продвинутых пользователей», как для невзыскательного читателя, так и для утонченного интеллектуала. Недаром ее проходят и в светских университетах — как шедевр мировой литературы, и в семинариях — как святоотеческий труд…

«Мы должны отнести его к числу тех редких людей, отмеченных сияющей печатью гения, которые несут миру новое слово и рождаются не в каждом тысячелетии», — говорит о блаженном Августине профессор Московской духовной академии Иван Васильевич Попов, ныне прославленный в лике святых как мученик Иоанн[1].

Другой известный патролог и историк Церкви Ярослав Пеликан в своем труде «Христианская традиция» пишет о блж. Августине так: «Нет, наверное, ни одного христианского богослова, историческое значение которого могло бы сравниться с его значением… Он был универсальным гением»[2].

Не менее восторженно отзываются о нем и писатели.

Так, Петрарка замечает: «С Августином, конечно, сравниться не может, по-моему, ни один человек; ведь если в его изобильный талантами век ему, на мой взгляд, не было равных, кто сравнится с ним теперь? Слишком велик был во всех отношениях этот человек, слишком неподражаем»[3].

К сожалению, среди православных порой встречается чуть ли не ритуальное дистанцирование от блаженного Августина, поскольку некоторые из его идей послужили основой для католических догматов, таких как Филиокве или учение о первородном грехе. Это преувеличение ошибок отца Церкви, действительных и мнимых, было подробно разобрано в замечательном исследовании иеромонаха Серафима (Роуза), посвященном блаженному Августину[4]. В своей работе отец Серафим показал всю меру почтения, которую воздает Гиппонскому святителю Православная Церковь. Отдельные мысли Августина по вопросам, еще не получившим в его время соборного решения, действительно не вполне соответствовали тем догматам, которые впоследствии были сформулированы на Вселенских Соборах. Однако это нисколько не умаляет заслуг человека, который именуется «учителем Церкви».

Иеромонах Серафим, очень любивший блаженного Августина, подчеркивает: «Без огня подлинной ревности и благочестия, открывающихся в «Исповеди», наша православная духовность — подделка и пародия»[5] . Сам отец Серафим ежегодно перечитывал «Исповедь», находя в ней все новые и новые источники для духовного преображения.

Блаженный Августин родился 13 ноября 354 года в Тагасте (ныне город Сук-Арас, недалеко от границы Алжира с Тунисом). Он получил прекрасное образование и стал преподавателем грамматики и риторики — сначала в родном городе, потом в Карфагене, Риме и, наконец, Медиолане, где и познакомился со святителем Амвросием Медиоланским.

Это была переходная эпоха — от античности к средневековью. Северная Африка, в то время провинция Римской империи, находилась на пересечении финикийско-греко-римского влияния, а Карфаген оспаривал у Александрии второе место после «Вечного города» по значению на мировой «шахматной доске». Именно в Северной Африке просияли такие великие христианские апологеты, как Тертуллиан, Лактанций, священномученик Киприан Карфагенский и другие.

Августин искренне и горячо, с темпераментом бербера, искал истину, к чему его особенно побудили сочинения Цицерона. Множество извилистых путей, среди которых и манихейская ересь, пришлось ему преодолеть, множество сомнений, колебаний и соблазнов пришлось ему отринуть, прежде чем Августин принял решение о том, чтобы стать христианином. Об истории души, ищущей и наконец обретающей Бога, и повествует его «Исповедь». Эта книга, написанная по просьбе святителя Павлина Милостивого, стоит у истоков жанра автобиографии.

В 391 году его рукополагают в священника в приморском городе Гиппон (ныне Аннаба, в Алжире), а через несколько лет он становится епископом этого города.

Все эти годы, до самой смерти, он вел монашескую жизнь, не имея никакой собственности, но всего себя вверяя трудам церковного управления, не забывая при этом и своих ученых изысканий.

Блаженный Августин отошел ко Господу в 430 году, когда Гиппон осаждали вандалы. Его память Православная Церковь празднует 28 июня (15 июня по старому стилю)…

Творческое наследие блаженного Августина представляет собой около 100 работ, среди которых есть такие фундаментальные труды, как трактат «О Граде Божием» (De Civitate Dei) в 5 томах. Многие из них до сих пор не переведены на русский язык.

Однако «Исповеди» в этом отношении повезло. Ее первые переводы появились еще в XVIII веке, с тех пор книга «Confessiones» переводилась неоднократно. Но самым лучшим переводом, несомненно, стал труд известного ученого Марии Ефимовны Сергеенко (1891–1987), выполненный во время блокады Ленинграда. Впервые этот перевод был опубликован в «Богословских трудах» в 1978 году.

Необходимо отметить, что библейские цитаты и аллюзии, которые органично вплетаются в ткань «Исповеди», используются блаженным Августином не по каноническому латинскому тексту («Вульгата» блаженного Иеронима тогда была еще в процессе создания), а либо по более древней версии Писания — «Итале», либо в его собственном переводе, либо просто по памяти, в пересказе. Именно поэтому русский переводчик, стремясь максимально точно передать смысл каждой фразы, не стал искусственно подгонять все подобные реминисценции к тексту Синодального перевода Библии (да это и вряд ли было осуществимо).

Читайте также:
Житие святого Иоанна Нового, Сочавского - полное жизнеописание, чудеса, мощи великомученика

Благодаря такому подходу русская версия «Исповеди» сохранила как букву, так и дух оригинала.

Можно только позавидовать тем, кто впервые открывает для себя эту книгу…

Иеромонах Симеон (Томачинский)

Августин «О граде Божием» – краткое содержание

Подробнее — см. в отдельной статье Августин «О граде Божием» – краткое содержание

Одно из главных сочинений блаженного Августина, носящее название «О граде Божием» (De civitate Dei) и составленное по образцу сочинений Платона о государстве, основывается на той главной мысли, что человечество состоит из двух частей: из рабов своей плоти, осужденных на проклятие, и из людей, живущих духом и призванных к блаженству. Отсюда Аврелий Августин выводит идею о существовании в мире двух царств, из которых одно погибнет в день страшного суда. Царством гибели управляет дьявол; главное основание его – эгоизм, приводящий человека к забвению Бога. Другое небесное царство, находящееся под управлением божиим, основывается на любви к Богу и ведет к забвению самого себя. Таким образом Августин в сочинении «О граде Божием» противопоставляет видимый мир, как царство греха, миру веры и блаженства набожных душ. Но, признавая человеческую природу испорченной и всякую внешнюю деятельность греховно и допуская, что Бог сверхъестественно управляет земными делами через своих уполномоченных, Августин, сам того не понимая, предоставляет во внешнем мире полный простор грубости и насилию.

Августин Аврелий

Предмет сочинения «О граде Божием» так обширен, что дал блаженному Августину возможность заключить в его рамки все нравственное и догматическое учение западной церкви и множество других материалов, а его приверженцам – возможность извлекать из этой книги самые разнообразные представления и взгляды. По мнению Августина, весь Древний Рим, как греховное земное государство, находился под властью дьявола. Чтобы подтвердить свой взгляд, он обращается в своём сочинении к истории римского государства и старается доказать исторически, что счастье такого государства не есть истинное счастье, которое находится только в государстве Бога. Но будучи скорее ритором, чем историком, и смотря на историю с чисто теологической точки зрения, Аврелий Августин уже по одному этому впадает в односторонность. Во всей истории римской республики и империи он видит только непрерывный ряд несправедливостей и жестокостей, упуская из виду, что во всякое время существуют известного рода убеждения и учреждения. Так чувственная религия и строго восточный взгляд на жизнь были возможны в греческой и римской древности, а в позднейшее время необходимо должны были развиться сверхчувственное учение и восточное миросозерцание. Блаженный Августин очень основательно доказывает несостоятельность древней религии и философии и правильно передает в книге «О граде Божием» историческую связь различных причин падения римской республики; но воззрения его на историю доказывают совершенное непонимание хода событий. В его сочинении героически и политически характеры древней истории остаются незаметными; но зато резко выдаются вперед религиозный и иерархический элементы. Зная печальное положение Римской империи во время Августина и грубость Средних веков, мы поймем, что взгляд его мог находить себе особенное сочувствие в эту эпоху и сделаться господствующим в средние века. В тогдашних грустных обстоятельствах люди не могли найти себе успокоения в древней философии и политической свободе. Скорее им могла помочь слепая вера, полицейская сила деспотизма и иерархия. Вследствие этого остроумная и строго благочестивая книга Августина «О Граде Божием» определило на несколько веков вперед христианские воззрения на язычество, его религию, философию и историю.

Рака с мощами блаженного Августина в Павии

Сочинение Августина служило главным источником и многих других средневековых воззрений. Земное или языческое государство, по мнению блаженного Августина, управляется дьяволами, философами и почитателями злых духов, а небесное или христианское – святыми, ангелами и духовенством. Августин подробно говорит об ангелах и дьяволах, о святых и злых духах. При этом его книга «О граде Божием» излагает учение, которым впоследствии пользовались средневековые художники и поэты до самого Мильтона. Учение Аврелия Августина о наказаниях, которым подвергнутся все исключенные из царства Божия при конце мира, вполне соответствовало понятиям народов, поселившихся вскоре после того в пределах римской империи. Эта теория легла в основание поэзии средневековых писателей и содействовала облагораживанию грубых, чисто чувственных понятий о загробной жизни.

Популярные сегодня пересказы

  • Кража — краткое содержание повести Астафьева
    Виктор Астафьев писал повесть «Кража» на протяжении четырех лет. Он начинает работу над ней в 1961 году, он старается внести в нее особый смысл, поэтому, когда читаешь ее, понимаешь
  • Помпадуры и помпадурши — краткое содержание книги Салтыков-Щедрин
    В городе стали очень часто меняться начальники, ранее от них не требовалось наличие каких-либо специальных знаний и умений, благодаря чему на этот пост мог попасть любой. А сейчас же главным требованием к начальникам было понимание их дела
  • Алхимик — краткое содержание романа Пауло Коэльо
    Роман бразильского писателя Пауло Коэльо «Алхимик» начинается со вступительного слова самого автора, который предупреждает читателя о символизме данного произведения. Более 11 лет писатель посвятил этой науке
  • Скупой — краткое содержание пьесы Мольера
    Произведение под названием «Скупой» написано известнейшим писателем и театральным деятелем Мольером. Эта пьеса по праву признается критиками одним из лучших творений автора. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.

Необычная субстанция

Автор приходит к выводу о наличии некой правдивой, возвышающейся над противоречиями, материи. Раздвоение для него не является постоянной категорией. Вечные цели для стремления – мир и гармония в собственной душе. Поиск Вселенной для противопоставления реальности является длительным процессом, способным принести мучительное состояние.

Читайте также:
Житие преподобной Матроны Московской - полное жизнеописание святой, даты рождения и смерти

В разделе о времени и пространстве выдвигаются смелые мысли о сотворении мира Господом, соотнесении Создателя со временем и вечностью. Для разъяснения действующее лицо обращается к толкованию эпохи Платона, также являющейся созданной субстанцией. Для относящегося к вечности Бога не существует понятий «раньше» и «позже», поскольку время отсчитывается с сотворения мира.

Писатель рассуждает о прошлом, будущем и настоящем, именуя пространство местом. Для читателей увлекательны логически выдвигаемые гипотезы, служащие прообразами нынешних актуальных образов и понятий. При появлении субъективного сознания во время чтения, обнаруживается активное противоборство контрастов. Вера достается людям посредством усиленной борьбы.

Труд писателя повлиял на сознание людей периода Средневековья, явившись основным духовным фактором. Рассуждения на философскую тематику разъяснили многие вопросы о возникновении христианства в странах Западной Европы.

Не принимая взгляды греков об интеллектуализме и объективизме, автор прекрасно справляется с задачей появления христианской философии. Отвергая постулаты язычников и еретиков, он считает единственной истиной правление Богом. Произведением писатель развил взгляды в религиозном и философском направлениях.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

«Исповедь» блаженного Августина: увидеть в чужом свое

Первая европейская автобиография

«Исповедь» блаженного Августина называют первой автобиографией в европейской литературе. Она была написана по просьбе святителя Павлина, епископа итальянского города Нола, примерно в 397–400 годах спустя десять лет после обращения Августина в христианство.

Книгу оценили уже современники Августина, о чем он сам упоминает незадолго до своей смерти: «Я знаю, что «Исповедь» очень нравилась и нравится братьям», «Какое из моих произведений больше читают, чем «Исповедь», каким больше наслаждаются?».

О влиянии Августина на последующую европейскую литературу говорить не надо — исповедальный жанр стал очень распространенным. Достаточно вспомнить «Исповеди» Жан-Жака Руссо и Л.Н. Толстого…

Аврелий Августин родился 13 ноября 354 года в Северной Африке в городе Тагасте в семье небогатых представителей провинциальной знати Патриция и Моники. Моника была благочестивой христианкой, отец Августина принял Крещение только перед смертью в 371 году. По обычаю того времени Августин был оглашен с детства, но не крещен.

Образование получил в Карфагене. В качестве преподавателя риторики Августин прибыл в Медиолан в период епископства святителя Амвросия.

В Медиолане Августин знакомится со святителем Амвросием, слышит его проповеди, что обращает Августина к христианству. Свое обращение Августин относит к 386 году.

Вскоре после Крещения Августина умирает его мать, блаженная Моника, дождавшаяся обращения ко Христу своего сына. Осенью 388 года Августин возвращается в родную Тагасту, жертвует все свое имение местной церкви и начинает вести строгую аскетическую жизнь.

Одновременно сложно и легко

Труды святых отцов часто читать сложно. Это не развлекательное чтение как в плане эмоциональном, так и в интеллектуальном. Многим, наверное, знакомо — читаешь абзац, вроде бы все слова известны, а понять смысл не получается — не хватает каких-то знаний, опыта…

«Исповедь» блаженного Августина тут и исключение, и не исключение. «Пусть лучше порицают нас грамматики, чем не понимает народ», — так говорил блаженный Августин о том, что он писал. И действительно, он говорит о знакомых до боли явлениях. Знакомых по собственной жизни.

А не исключение потому, что читать настолько искреннее повествование действительно непросто. Непросто и непривычно читать такой разговор с Богом, такой детальный рассказ о пути к Нему. Например, так: «Я медлил с обращением ко Господу. Мою жизнь в Тебе я продолжал откладывать со дня на день, но я не откладывал смерть, ежедневно содевая ее в себе. Я был влюблен в мысль о счастливой жизни, но я боялся найти ее в ее настоящем месте, я искал ее тем, что убегал прочь от нее. Я думал, что был бы невыразимо несчастен, если бы лишился женских объятий, и я никогда не думал о Твоей милости как о врачевстве, исцеляющем эту слабость, ибо никогда не испытывал его… я отгонял от себя эти скорбные слова: «Как долго? Как долго? Отчего не теперь?»».

Знакомо? Мы ведь тоже зачастую ищем счастливую жизнь где-то не там, где она есть на самом деле…

Читать его одновременно легко, поскольку узнаешь в чем-то себя, автор пишет о знакомом, но и оттого же сложно — сложно себе ставить эти вопросы и отвечать честно, как блаженный Августин. Многие ли из нас так думают о своем детстве и поре обучения: «В чем, однако, была причина, что я ненавидел греческий, которым меня пичкали с раннего детства? Это и теперь мне не вполне понятно. Латынь я очень любил, только не то, чему учат в начальных школах, а уроки так называемых грамматиков. Первоначальное обучение чтению, письму и счету казалось мне таким же тягостным и мучительным, как весь греческий. Откуда это, как не от греха и житейской суетности, ибо «я был плотью и дыханием, скитающимся и не возвращающимся»»?

И не только автобиография

Однако было бы неверным говорить о том, что это лишь автобиографическое произведение. Это рассказ не только о событиях в жизни блаженного Августина, его поисках, но это еще и рассуждения о философских категориях. Важное место занимает в «Исповеди» категория времени. Что такое будущее и прошлое, есть ли они? Или они существуют только в нашем сознании — прошлое в памяти, будущее в ожидании?

Время, как ни парадоксально это утверждение, — вневременная категория. Она интересовала блаженного Августина, она интересует и нас. И, наверное, самый правильный момент, чтобы задуматься о феномене времени,— Великий пост. События, которые вспоминает Церковь в это время — когда происходят? Они произошли 2000 с лишним лет назад или каждую Великую Среду Иуда предает Христа? Они повторяются или каким­то образом существуют в вечности, не заканчиваясь никогда?

Читайте также:
Житие Александра Ошевенского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Блаженный Августин размышляет: «Дозволь мне, Господи, Упование мое, спрашивать и дальше, да не смутят меня поиски мои. Если будущее и прошлое существуют, то где? Твердо могу сказать одно: где бы они ни были, там они — настоящее, ибо если и там будущее — только будущее, то и там его еще нет, прошлого же, если и там оно прошлое,— там уже нет. Так что где бы и как бы они ни были, там, где они есть, там они — настоящее».

Это с непривычки к таким рассуждениям кажется надуманным, слишком сложным и оторванным от реальности, однако ощущения Страстной именно такие — все это происходит здесь и сейчас, а не там и 2000 лет назад. Может быть, мы видим то самое прошлое, становящееся настоящим в это время?

О переводчике замолвите слово…

Удивительна история и перевода «Исповеди», который сейчас чаще всего издается. Переводчик — Мария Ефимовна Сергеенко, работавшая в 20‑х годах XX века на кафедре всеобщей литературы филологического факультета Саратовского университета, готовила этот перевод в блокадном Ленинграде, продолжая преподавать латынь. Впервые он был опубликован в «Богословских трудах» в 1978 году.

О переводчике я вспомнила не только из-­за этой удивительной работы над сложным текстом в блокадном Ленинграде. С не самым удачным переводом Библии столкнулся в свое время сам блаженный Августин. Исследователи его жизни и творчества сходятся в предположении, что его увлечение манихейством скорее всего было обусловлено именно грубым переводом, в котором было доступно Священное Писание на латыни в то время.

Нам с переводом «Исповеди» действительно повезло — он хороший, и оттолкнуть от сочинения Августина нас может только собственная лень, но не язык…

Философская книга о Боге и жизни — Исповедь Августина Аврелия: сюжет, жанр, основное содержание

«Исповедь» Августина — автобиография Августина Блаженного, состоящая из 13 книг. Сочинения датируются 397 или 398 годом нашей эры. В них автор подробно рассказывает о своей жизни и пути к христианству.

Философ первым среди европейских авторов написал такую подробную автобиографию. Она послужила примером для остальных представителей духовенства. Книги описывают 33 года из прожитых 40.

  1. Августин Аврелий как автор книги
  2. Биография
  3. Философские взгляды
  4. Творческая деятельность
  5. Видео
  6. Исповедь Августина Блаженного
  7. История написания
  8. Идея и суть
  9. Жанр произведения
  10. Стилистические особенности текста
  11. Структура книги
  12. Значение «Исповеди» в истории
  13. Видео

Августин Аврелий как автор книги

Августин Блаженный (годы жизни 354-430) — богослов, философ, влиятельный проповедник, епископ, один из Отцов христианской церкви.

Долгий путь к христианству через манихейство, скептицизм, неоплатонизм позволил мыслителю разработать свои собственные взгляды на проблемы философии и религии.

Биография

Аврелий Августин родился в 354 году в городе Тагасте (Северная Африка) в небогатой знатной семье. Мать была набожной христианкой, отец был язычником и принял крещение лишь перед смертью.

В 363-366 годах будущий епископ обучался в Мадауре, а позже отправился в Карфаген. Там, в окружении сверстников, которые вели не вполне праведную жизнь, он приобщился к распутству. После переезда в Милан (Медиолан) он стал ритором. Знакомство с известным святителем Амвросием помогло ему заинтересоваться православием.

В 388 или 389 году он принял Крещение. Через два года епископ Валерий рукоположил его в сан священника. Августин стал распространителем веры, занимался толкованием Священного Писания, боролся с еретиками. В 395 году он был возведен в епископы, стал главой Иппонской епархии и руководил ею до конца своей жизни.

Философские взгляды

Основные положения философии Августина Блаженного:

  1. Бог творит весь мир «из ничего».
  2. Бог превращен в бестелесное и вечное начало, он — сверхъестественная личность.
  3. Время было сотворено вместе с материальным миром.
  4. Бог вне времени: вмещает вечное настоящее, он неподвижен, неизменен, постоянен.
  5. «Прошедшее» тождественно памяти, а «будущее» — ожиданию и надежде.
  6. Время есть лишь в душе человека.
  7. Душа человека бессмертна, ей присущи разум, воля и память.
  8. Именно воля дает стремление к истинной вере и знанию.
  9. Вера углубляет рациональное, так как Бог владеет истиной и может открыть ее в виде озарения.
  10. Вера не противоразумна, а сверхразумна.
  11. Теория Провидения ограничивает идею свободы человека.
  12. Бог даровал человеку свободу, а он не смог правильно ей воспользоваться.
  13. Человек может пользоваться свободой только в рамках Божественной благодати.

Около 10 лет Августин симпатизировал учению манихеев, которые считали, что в мире есть два начала: добро и зло. Однако многие вопросы оставались нерешенными. Даже авторитетный епископ Фавст вынужден был признаться, что не знает, как отвечать на вопросы. Именно тогда Августин испытал разочарование в манихействе.

Интересна его полемика с пелагианами о роли Божественной благодати в деле спасения. Пелагиане полагали, что первородный грех не имеет влияния на человека, что он сам волен выбирать добро или зло и без помощи Бога избавиться от скверны греха. Августин же отмечал, что без содействия благодати это не выполнимо. В то же время он настолько минимизировал роль самого человека, что это дало повод для возникновения нового учения, противоположного пелагианству: учения о предопределении Божьем.

Творческая деятельность

Блаженный Августин — наиболее выдающийся церковный писатель мирового масштаба. За годы пастырской деятельности вышли десятки его сочинений.

Все творчество можно поделить на три этапа:

Первый этап (386-395) характеризуется влиянием античных догм: в нем преобладает высокий статус рационального.

  1. «О жизни блаженной». Философ приходит к выводу, что блаженная жизнь состоит в познании Господа . Существует страна блаженной жизни, чьей гавани достигнут те, кому знакома философия умиротворенной мудрости.
  2. «О музыке». Содержит знаменитое определение музыки с подробным толкованием; пять из шести книг трактуют вопросы античного стихосложения.

В произведениях второго этапа (395-410) преобладает экзегетическая и религиозно-церковная проблематика.

  1. «О различных вопросах к Симплициану». Повествование о коренном переломе в сознании Августина, в результате которого он пришел к теории самовластно действующей благодати, вынуждающей согласие человеческой воли и подавляющей ее свободу.
  2. «Исповедь». Любимая книга благочестивых католиков, которая воспитала много поколений набожных католических душ.
Читайте также:
Арсений Великий - житие и биография, труды, дни памяти и почитание, мощи

В трактатах третьего периода (410-430) рассматриваются вопросы о сотворении мира и проблемы эсхатологии.

  1. «О восьми вопросах Дульциция». Повторение и уточнение положений из более ранних сочинений.
  2. «О граде Божьем». Мыслитель выводит свою концепцию мировой истории, идею морального прогресса.

Видео

В видео более подробно освещается жизнь Августина Блаженного.

Исповедь Августина Блаженного

«Исповедь» — одно из самых известных произведений, в котором отражаются философские взгляды мыслителя. Автор систематизировал свое видение мира, а также рассказал о своем долгом, нелегком пути к Богу.

История написания

«Исповедь» была написана по просьбе святителя Павлина через десять лет после обращения Августина к православию, вскоре после возведения в епископское достоинство. В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о свободе воли человека.

Идея и суть

Епископ рассуждает о проблемах времени и пространства. Мог ли Бог создать этот мир раньше или позже, что делал Бог до того, как создал мир, — такие вопросы ставит перед собой Августин.

Он полагает, что в мире мыслей Бога все есть раз и навсегда, — вечность неотделима от Бога. Бог существует вне времени; в Боге нет никакого «раньше» и «позже», а только вечное настоящее.

Блаженный Августин в «Исповеди» также определил свою позицию в борьбе с различными церковными группами.

Жанр произведения

Исповедь Августина Аврелия — это рассказ о становлении человеческой мысли. Августин был, пожалуй, первым, кто рассказал о становлении своего «я». Проверку исповедью проходят моральные заповеди, добродетели, философские суждения, поэтому исповедаться — это не только молитвенно покаяться в грехах, но и пройти через искушение историей мысли, где историко-философские суждения проверяются суждениями нравственными: ум знает лишь потому, что он любит Бога.

В этом произведении есть черты автобиографии, мемуаров, трактатов по философии. Все это воплощается в форме молитвы к Богу. Искренне и горячо, с темпераментом африканца, блаженный Августин рассказывает о своей жизни.

Стилистические особенности текста

Слово «исповедь» употребляется у Августина в исконном значении. Перед читателем открывается душа грешника, которая винится в грехах перед Богом и возносит Ему хвалу. Язык «Исповеди» искренний и горячий. В тексте много библейских цитат и аллюзий.

Структура книги

Каждая книга «Исповеди» — анализ разных состояний души, понятий, нравственных ориентиров, добродетелей.

В начале каждой книги Августин взывает к Богу, молится — это акт сопричастности с Ним.

«Исповедь» состоит из 13 книг.

  1. В первой говорится, что любовь равна знанию о неведомом Бытии — Боге.
  2. Во второй анализируется лень, роскошь, расточительность, зависть, греховные поступки в соответствии с Библией.
  3. Третья содержит размышления о «смиренном благочестии»: возможности прикосновения к Богу как к Высшему благу.
  4. Четвертая повествует об идее внутреннего «нового» евангельского человека, описывается разочарование в учениях магии, астрологии.
  5. Пятая рассказывает о знакомстве с епископом Амвросием и отказе от манихейства.
  6. Шестая повествует о пути Августина к Богу, суть которого он пытается познать с философской точки зрения.
  7. В седьмой много размышлений о тождественности могущества и воли в Боге, которое разорвано в мире, где воля бывает свободной и несвободной.
  8. В восьмой анализируется свободная воля — акт совместных волевых усилий человеческой души и Бога
  9. Девятая переосмысливает категории Аристотеля; добродетели показываются направленные как на зло, так и на благо.
  10. В десятой приводятся рассуждения о памяти: в ней скрыты образы, получаемые нами от внешних чувств. Самосознание существует благодаря памяти, которая соединяет прошлое и настоящее и позволяет предвидеть будущее.
  11. В одиннадцатой Августин приходит к выводу, что будущего и прошлого нет, поэтому нет трех времен. Правильнее было бы сказать, что есть настоящее прошедшего, просто настоящее и настоящее будущего.
  12. Двенадцатая начинается с рассуждений о бесформенной материи. Автор стремится понять «Бытие» и приходит к выводу, что в Священном Писании много недоступного человеку, но в нем, тем не менее, содержится истина.
  13. Тринадцатая передает размышления о Творении и о духовном. В завершение он предает себя милости Господа.

Значение «Исповеди» в истории

Это произведение имеет очень важное значение для Церкви, литературы, философии.

«Исповедь» является первым произведением в жанре автобиографии. Ее традициям следовали как средневековые авторы, так и более современные: Ж.Ж. Руссо и представители русской философии (Л.Н. Толстой).

Исповедание Августина считается главным трудом жизни мыслителя, который читают и о котором спорят с V века нашей эры.

Видео

В видео рассказывается об «Исповеди» Августина.

Исповедь Аврелия Августина: объясняем в общих чертах

Что перечитывают Великим постом? Евангелие целиком, Ветхий Завет, творения святых отцов… Но наш постоянный автор открыл «Исповедь» блаженного Августина. Об этой старинной, но актуальной книге сегодня пойдет речь.

Августин Аврелий как автор книги

Августин Блаженный (годы жизни 354-430) — богослов, философ, влиятельный проповедник, епископ, один из Отцов христианской церкви.

Долгий путь к христианству через манихейство, скептицизм, неоплатонизм позволил мыслителю разработать свои собственные взгляды на проблемы философии и религии.

Биография

Аврелий Августин родился в 354 году в городе Тагасте (Северная Африка) в небогатой знатной семье. Мать была набожной христианкой, отец был язычником и принял крещение лишь перед смертью.

В 363-366 годах будущий епископ обучался в Мадауре, а позже отправился в Карфаген. Там, в окружении сверстников, которые вели не вполне праведную жизнь, он приобщился к распутству. После переезда в Милан (Медиолан) он стал ритором. Знакомство с известным святителем Амвросием помогло ему заинтересоваться православием.

В 388 или 389 году он принял Крещение. Через два года епископ Валерий рукоположил его в сан священника. Августин стал распространителем веры, занимался толкованием Священного Писания, боролся с еретиками. В 395 году он был возведен в епископы, стал главой Иппонской епархии и руководил ею до конца своей жизни.

Читайте также:
Иулиания Ольшанская: биография и житие святой, мощи и почитание, дни памяти

Философские взгляды

Основные положения философии Августина Блаженного:

  1. Бог творит весь мир «из ничего».
  2. Бог превращен в бестелесное и вечное начало, он — сверхъестественная личность.
  3. Время было сотворено вместе с материальным миром.
  4. Бог вне времени: вмещает вечное настоящее, он неподвижен, неизменен, постоянен.
  5. «Прошедшее» тождественно памяти, а «будущее» — ожиданию и надежде.
  6. Время есть лишь в душе человека.
  7. Душа человека бессмертна, ей присущи разум, воля и память.
  8. Именно воля дает стремление к истинной вере и знанию.
  9. Вера углубляет рациональное, так как Бог владеет истиной и может открыть ее в виде озарения.
  10. Вера не противоразумна, а сверхразумна.
  11. Теория Провидения ограничивает идею свободы человека.
  12. Бог даровал человеку свободу, а он не смог правильно ей воспользоваться.
  13. Человек может пользоваться свободой только в рамках Божественной благодати.

Около 10 лет Августин симпатизировал учению манихеев, которые считали, что в мире есть два начала: добро и зло. Однако многие вопросы оставались нерешенными. Даже авторитетный епископ Фавст вынужден был признаться, что не знает, как отвечать на вопросы. Именно тогда Августин испытал разочарование в манихействе.

Интересна его полемика с пелагианами о роли Божественной благодати в деле спасения. Пелагиане полагали, что первородный грех не имеет влияния на человека, что он сам волен выбирать добро или зло и без помощи Бога избавиться от скверны греха. Августин же отмечал, что без содействия благодати это не выполнимо. В то же время он настолько минимизировал роль самого человека, что это дало повод для возникновения нового учения, противоположного пелагианству: учения о предопределении Божьем.

Творческая деятельность

Блаженный Августин — наиболее выдающийся церковный писатель мирового масштаба. За годы пастырской деятельности вышли десятки его сочинений.

Все творчество можно поделить на три этапа:

Первый этап (386-395) характеризуется влиянием античных догм: в нем преобладает высокий статус рационального.

  1. «О жизни блаженной». Философ приходит к выводу, что блаженная жизнь состоит в познании Господа . Существует страна блаженной жизни, чьей гавани достигнут те, кому знакома философия умиротворенной мудрости.
  2. «О музыке». Содержит знаменитое определение музыки с подробным толкованием; пять из шести книг трактуют вопросы античного стихосложения.

В произведениях второго этапа (395-410) преобладает экзегетическая и религиозно-церковная проблематика.

  1. «О различных вопросах к Симплициану». Повествование о коренном переломе в сознании Августина, в результате которого он пришел к теории самовластно действующей благодати, вынуждающей согласие человеческой воли и подавляющей ее свободу.
  2. «Исповедь». Любимая книга благочестивых католиков, которая воспитала много поколений набожных католических душ.

В трактатах третьего периода (410-430) рассматриваются вопросы о сотворении мира и проблемы эсхатологии.

  1. «О восьми вопросах Дульциция». Повторение и уточнение положений из более ранних сочинений.
  2. «О граде Божьем». Мыслитель выводит свою концепцию мировой истории, идею морального прогресса.

Первая европейская автобиография

«Исповедь» блаженного Августина называют первой автобиографией в европейской литературе. Она была написана по просьбе святителя Павлина, епископа итальянского города Нола, примерно в 397–400 годах спустя десять лет после обращения Августина в христианство.

Книгу оценили уже современники Августина, о чем он сам упоминает незадолго до своей смерти: «Я знаю, что “Исповедь” очень нравилась и нравится братьям», «Какое из моих произведений больше читают, чем “Исповедь”, каким больше наслаждаются?».

О влиянии Августина на последующую европейскую литературу говорить не надо — исповедальный жанр стал очень распространенным. Достаточно вспомнить «Исповеди» Жан-Жака Руссо и Л.Н. Толстого…

Аврелий Августин родился 13 ноября 354 года в Северной Африке в городе Тагасте в семье небогатых представителей провинциальной знати Патриция и Моники. Моника была благочестивой христианкой, отец Августина принял Крещение только перед смертью в 371 году. По обычаю того времени Августин был оглашен с детства, но не крещен.

Образование получил в Карфагене. В качестве преподавателя риторики Августин прибыл в Медиолан в период епископства святителя Амвросия.

В Медиолане Августин знакомится со святителем Амвросием, слышит его проповеди, что обращает Августина к христианству. Свое обращение Августин относит к 386 году.

Вскоре после Крещения Августина умирает его мать, блаженная Моника, дождавшаяся обращения ко Христу своего сына. Осенью 388 года Августин возвращается в родную Тагасту, жертвует все свое имение местной церкви и начинает вести строгую аскетическую жизнь.

Переводы на русский язык

  • 1787 — Перевод Иеромонаха Агапита (Скворцова). Первый печатный перевод «Исповеди» на русский язык.
  • 1880 — Перевод Д. А. Подгурского (Киевская духовная академия). Перевод был выполнен наряду с прочими сочинениями Августина, вошедших в издаваемую Академией «Библиотеку творений святых отцов и учителей Церкви западных».
  • Перевод М. Е. Сергеенко. Перевод впервые был опубликован в «Богословских трудах» в 1978 году. Считается классическим современным переводом.
  • 2008 — Перевод Леонида Харитонова.

9 мучеников Кизических — житие, чудеса, молитвы

Житие 9 мучеников Кизических

Первое упоминание жития 9 мучеников Кизических содержится в сборнике Минологий византийского императора Василия II (10 век).

Жили святые мученики в 3 веке. Их имена: Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. Они были родом из разных городов Малой Азии (современная Турция), разного возраста и социального положения. Этих мужей объединяла вера в Истинного Бога. В городе Кизик, на берегу пролива Дарданеллы, святые способствовали распространению христианства.

По приказу наместника города проповедников схватили. За отказ приносить жертвы языческим богам христиан подвергли пыткам. Их тела строгали, прижигали горящими свечами, избивали железными палками. Однако Кизические мученики непрестанно молились Богу, стойко перенося все пытки. Видя их непоколебимость, наместник приказал заключить святых в темницу. Через неделю мученики повторно отказались принимать участие в жертвоприношениях. Тогда их обезглавили.

Тела 9 мучеников были выкуплены единоверцами и преданы земле. Место их погребения постепенно стало привлекать к себе христиан, видевших многочисленные чудеса по молитвам святых. Впоследствии здесь была устроена церковь. В 5 веке город Кизик сильно пострадал от землетрясений. Эти стихийные бедствия на протяжении ещё нескольких столетий часто повторялись. В 11 веке местные жители стали покидать это место. Сегодня полуостров, где ранее находился город, необитаем. Частицы мощей 9 мучеников Кизических находятся в разных православных храмах по всему миру.

Читайте также:
Эмилиан Вафидис - житие и творения, слова и наставления, дни памяти, мощи

Почитание в Русском Православии

Активное почитание 9 мучеников Кизических в Русском Православии началось со второй половины 17 века. Ранние чудеса этих святых были связаны с избавлением от лихорадки. Поэтому в 1687 году, когда в Казани началась эпидемия, митрополит Казанский Адриан предложил построить церковь Кизических мучеников. Ее строительство было закончено в середине 1688 года. Это время ознаменовалось прекращением эпидемии.

В храм стали приезжать паломники. Здесь устроили Казанский Кизический в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужской монастырь. С 1693 года святыней монастыря стали ковчежец с частицами мощей и икона Кизических мучеников. Однако в 20-е годы прошлого столетия монастырь был разрушен, а реликвии утрачены.

Икона с частицами мощей хранится в московском храме во имя 9 мучеников Кизических. День памяти святых — 12 мая по новому стилю.

9 мучеников Кизических: в каких нуждах к ним обращаются

Первые чудеса по молитвам святым 9 мученикам Кизическим связаны были с исцелениями парализованных и бесноватых. Впоследствии святые мужи прославились исцелениями от лихорадки. Но и в житейских проблемах они не оставляют прибегающих к ним за помощью верующих христиан. Сейчас эти святые известны как помощники в поисках работы.

Однако не нужно забывать, что православная молитва Кизическим мученикам — не магическое заклинание. Она не обеспечит мгновенное трудоустройство или излечение. Это обращение христиан за ходатайством святых перед Господом. Просимое же всегда подаётся только от Милосердного Бога.

«Действительно, бывает, что некоторые православные христиане в молитве к святым забывают о Том, к Кому, в конце концов, и направлена будет молитвенная просьба, пусть и предстательством кого-либо из святых. Конечно же не должно христианину забывать о Господе Боге своем. Ведь и святые служили именно Ему.

Святые могут помогать нам не в силу изобилия своих заслуг, но в силу обретаемой ими духовной свободы в любви, которая достигается их подвигом. Она дает им силу предстательства пред Богом в молитве. А также и в деятельной любви к людям. Бог дает святым, наряду с ангелами Божиими, совершать Свою волю в жизни людей деятельной, хотя обычно и невидимой, помощью. Они суть руки Божии, которыми Бог совершает дела Свои. Поэтому святым и за гранью смерти дано творить дела любви не в качестве подвига для своего спасения, которое уже совершено, но, действительно, для помощи в спасении других собратий.

И помощь эта даруется Самим Господом во всех наших житейских нуждах и переживаниях по молитвам святых. Отсюда и святые – покровители тех или иных профессий или ходатаи перед Богом в житейских нуждах» (иеромонах Дорофей Баранов).

Чудеса по молитвам святых

14 февраля 2004 года состоялось перенесение чудотворной иконы девяти мучеников Кизических в посвященный им храм. Прихожанин храма Николай в этот день собирался с семьёй посетить Московский аквапарк. Но в связи с Крестным ходом в храме потребовалась его помощь, посещение аквапарка пришлось отложить. После вечернего богослужения из выпуска новостей он узнал о рухнувшей крыше аквапарка. Николай мог оказаться под развалинами, если бы взял билеты. Так 9 мучеников Кизических уберегли его семью от неминуемой гибели.

На протяжении трёх лет муж Елены не мог устроиться на работу. Их многодетная семья испытывала материальные трудности, отношения между супругами портились. Жили они в городе Кельн (Германия). Приехав в мае 2016 года в Москву, муж надеялся устроиться на работу там. Однако это предвещало окончательный распад семьи. Елене посоветовали обратиться в молитвах за помощью к девяти мученикам Кизическим.

Всю неделю она посещала храм, посвященный этим святым, читала акафист 9 мученикам Кизическим, была на водосвятном молебне. Буквально сразу муж получил два отличных предложения, одно из которых он принял. Удивительным было то, что компания, предложившая работу, находилась в Германии. Однако по работе ему нужно будет часто быть в Москве, где проживала его мать в преклонном возрасте. Святые исполнили просьбу о сохранении семьи и помоги в трудоустройстве.

В мае 2020 года Мария, одинокая многодетная мать из Красногорска (Подмосковье), находилась в поисках подходящей работы. Ей требовался особый рабочий график. Нужно было достаточно времени на воспитание детей, но при достаточном уровне заработка для обеспечения семьи. Узнав о 9 мучениках Кизических, она стала обращаться к ним за помощью. При этом она не забывала прибегать к Таинствам Исповеди и Причащения. Через неделю от прихожан храма, в который посещала Мария, поступило предложение о хорошей работе.

9 мучеников Кизических: первая молитва

О, всехвальнии святии мученицы, доблественнии раби Христовы, Феогниде, Руфе, Антипатре, Феостихе, Артемо, Магне, Фавмасие, Феодоте и Филимоне, иже Христа ради от различных стран собрастеся и Того совершенна Бога и Человека дерзновенно в Кизице проповедасте; принуждаеми бывше кумиром поклонитися, идолы попрасте и князя посрамисте, различных томлений и огненных прещений не убоястеся, и по различнем страдании острием меча посечени бысте, и пролиясте за Христа кровь свою, яко воду, и тою, яко багряницею, Церковь Христову, яко невесту, украсисте; темже и ныне, увенчаннии неувядаемым венцем безсмертныя славы, присно в неизглаголанней радости с лики ангельскими в небесных селениих водворяетеся, Божественным светом облистаеми и зрением Его доброты неизреченныя наслаждающеся.

Сего ради и мы, смиреннии, к вам притекаем и, умильно на святый ваш образ взирающе, молим: вы молите за ны Христа Бога, яко дерзновение к Нему имущии, да вашими святыми молитвами всякаго недуга душевнаго и телеснаго избавимся. Вам бо от Бога дадеся врачебный дар от всяких скорбей с верою к вам припадающия целити, якоже и онаго славнаго мужа от трясавичныя болезни уврачевасте, да и мы, вернии, тожде получивше, почитаем вас, святии мученицы, толика дарования имущих от Христа Бога, Емуже и слава купно со Отцем и Духом Святым всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте также:
Житие святителя Иоанна Златоуста – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Вторая молитва 9 мученикам Кизическим

О, велицыи угодницы Божии, святии мученицы Христовы: Феогниде, Руфе, Антипатре, Феостихе, Магне, Артемо, Фавмасие, Феодоте и Филимоне! Вы Царя Христа вернии слуги бысте и подвигом добрым подвизастеся, претерпевше за Него муки; темже, по неложному Его глаголу: идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет, — и вы ныне со Ангелы предстоите Владыце Христу и с высоты небесныя славы призираете милостивно на храм ваш и на молящихся в нем.

Умолите убо Господа Сил Церковь Его Святую и православное Отечество наше сохранити от напастей и бед, от всех враг видимых и невидимых, низложити прелесть неверия и безбожия и стадо Христово избавити от волков, губящих е, глаголющих лукавое — доброе, и доброе — лукавое, полагающих тьму — свет, и свет — тьму; от шатания умов, яко трость, ветром колеблемых, и от греховнаго душ разслабления.

Богодарованную благодать чудес ваших, мученицы Христовы девяточисленнии, прострите ко всем нам, верою к вам прибегающим, и вся наша недуги душевныя и телесныя уврачуйте, и вся прошения наша во благо исполните.

Ей, страстотерпцы святии, молите за ны Господа, да низпослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, всегда немощная врачующаго и оскудевающая восполняющаго, во еже соделовати нам спасение свое, заступлением Христа Спаса нашего, и избавитися нам от сети вражия и грехов, и помиловатися душам нашим, да и мы купно с вами и всеми святыми прославим Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Святии девяточисленнии мученицы, молите Бога о нас.

Тропарь, глас 8

Святии девяточисленнии мученицы, от различных градов во един лик совокупившеся манием Божественным, мужественно за Христа пострадасте, невидимаго врага победисте, зловерныя князи и мучители посрамисте вашим терпением, огнем же любве Божия разжизаеми, вещественно вас огнь мучащий во хлад преложисте, темже дадеся вам от Христа Бога благодать трясавичную исцеляти болезнь, от неяже и многовидных страстей милостивно спасайте и нас предстательством вашим, молимся.

Кондак, глас 2

Твердый и всесветлый лик мученик девяти, Трисолнечнаго Божества исповедницы, на судищи Тому начально взываху: кровь и души наша с телесы, яко непорочную жертву, приносим Тебе, Владыко: в лицех небесных Твоих сопричти, яко Бог Милостивый.

Величание

Величаем вас, святии девяточисленнии мученицы, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

9 мучеников Кизических: житие, икона, молитва

12 мая — день памяти 9 мучеников Кизических. Чем прославили свою земную жизнь эти святые? В Малой Азии, на берегу Дарданельского пролива, отделяющего Азию от Европы, существовал древний город Кизик. Христианство в нем начало распространяться после проповедей святого апостола Павла, и он был уже освящен светом христианства. Но многие, опасаясь гонений, держали свою веру в тайне. Игемоны, посланные для того, чтобы принуждать всех к язычеству, подвергали непокорных пыткам и мучениям. В III веке христианство в этом городе попиралось и преследовалось, потому что в городе процветало язычество. Многие христиане бежали и скитались по горам и пустыням.

Житие 9 мучеников Кизических

Истинные, глубоко верующие христиане не желали отказываться от своей веры во Христа. Под страхом смерти они проповедовали Слово Божие, чтобы утвердить христианство в этом языческом регионе. Были такими проповедниками и будущие мученики Кизические. Они были молодыми и пожилыми, исходили из разных городов, занимались разными ремеслами, среди них были воины и клирики, они занимали разное положение в обществе, но всех их объединила горячая вера во Христа. Они громко славили Господа и без страха обличали язычество и идолов, за что были схвачены, долго и жестоко мучимы, но даже за обещание свободы они не отреклись от своей веры. Своим мучителям они продолжали говорить о суетности идолопоклонства и укоряли их в нечестии. 9 мучеников Кизических смиренно склонили головы пред мечом своих мучителей. Их погребли недалеко от города. Они остались тверды в своей вере, как гора Сион.

Когда христианство все же победило язычество, во время правления Константина Великого, в 324 году, христиане обрели нетленные мощи 9 мучеников Кизических, чтобы упокоить их во храме. Этот храм был построен в память об их подвиге за веру во Христа. Мощи 9 мучеников Кизических излучали удивительную благодатную силу, благодаря которой исцелялись тяжелобольные, душевнобольные обретали разум, а последние язычники — веру. Один известный в городе муж, страдавший водянкой, исцелился от всех болезней, прикоснувшись к раке святых 9 мучеников Кизических. Благочестие процветало в Кизике.

9 мучеников Кизических покровительствуют всем, кто обращается к ним с верой и молитвой. Они заботились не только о том, чтобы спастись самим, но и явили великую любовь к ближнему, пытаясь рассказать, что Господь создал человека для вечной радости, для наследия Царствия Небесного. Поэтому обращаться к 9 мученикам Кизическим в молитве можно каждому, ведь они заботились и при жизни о знакомых и незнакомых людях, пытаясь донести до них Свет Христов.

Спустя некоторое время воцарился нечестивый Юлиан Отступник, некоторые из оставшихся язычников отправились к нему, чтобы сказать, будто христиане разорили их храмы и разбили жертвенники. Юлиан повелел восстановить языческие храмы и идолы и заключить христианского епископа Елевсия . Он боялся трогать христианские храмы, потому что христианское население в те дни было уже многочисленным. Когда же император Юлиан погиб, епископа Елевсия освободили и в Кизике снова воссиял свет веры Христовой.

Читайте также:
Житие преподобной Елены Дивеевской - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святой

Молитва 9 мученикам Кизическим

О всехвальнии святии мученицы, доблественнии раби Христовы, Феогниде, Руфе, Антипатре, Феостихе, Артемо, Магне, Фавмасие, Феодоте и Филимоне, иже Христа ради от различных стран собрастеся и Того совершенна Бога и Человека дерзновенно в Кизице проповедасте;

принуждаеми бывше кумиром поклонитися, идолы попрасте и князя посрамисте, различных томлений и огненных прещений не убоястеся, и по различнем страдании острием меча посечени бысте, и пролиясте за Христа кровь свою, яко воду, и тою, яко багряницею,

Церковь Христову, яко невесту, украсисте; темже и ныне, увенчаннии неувядаемым венцем безсмертныя славы, присно в неизглаголанней радости с лики ангельскими в небесных селениих водворяетеся, Божественным светом облистаеми и зрением Его доброты неизреченныя наслаждающеся.

Сего ради и мы, смиреннии, к вам притекаем и, умильно на святый ваш образ взирающе, молим: вы молите за ны Христа Бога, яко дерзновение к Нему имущии, да вашими святыми молитвами всякаго недуга душевнаго и телеснаго избавимся.

Вам бо от Бога дадеся врачебный дар от всяких скорбей с верою к вам припадающия целити, якоже и онаго славнаго мужа от трясавичныя болезни уврачевасте, да и мы, вернии, тожде получивше, почитаем вас, святии мученицы, толика дарования имущих от Христа Бога, Емуже и слава купно со Отцем и Духом Святым всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона 9 мучеников Кизических

Храм Святых 9 мучеников Кизических

Храм 9 мучеников Кизических в Москве относится к Центральному благочинию Московской городской епархии. Большой Девятинский переулок, где расположена церковь, получил от нее свое название. Первый, еще деревянный храм, возвели по обету Патриарха Адриана. В годы богоборчества храм передали женской тюрьме и на его территории совершались смертные казни через расстрел, поэтому его стали называть «расстрельным» храмом.

В 1992 году храм 9 мучеников Кизических вновь передали Русской Православной Церкви.

Читайте также

  • Церковь вспоминает девять святых мучеников Кизических
  • Мученики радовались возможности пострадать за Христа, а мы стыдимся своей веры

Помощь Девяти мучеников Кизических при эпидемиях и другие истории

12 мая в московский храм Святых Девяти мучеников Кизических, в день его престольного праздника, сотни людей приезжают с цветами – поблагодарить святых за их предстательство перед Господом в поисках работы. Сюда приезжают и люди, еще не получившие помощь, но наслышанные о ней. В 2013-м году, прежде чем впервые приехать к чудотворной иконе с частицами мощей святых мучеников, я предварительно прочитала об их чудесной помощи и была впечатлена. О ней свидетельствует множество даров на иконе. Но не все знают, что уже не один век христиане обращаются к предстательству Девяти мучеников перед Богом при любом губительном поветрии. О святых мучениках, любимом приходе и чудесах в своей жизни рассказывает прихожанка храма Валентина Фролова. Здесь крестили ее и ее детей, здесь она положила много трудов, здесь венчали их с мужем, а на Пасху 2020 года отпевали ее любимого Сергея.

Девять мучеников Кизических – Валентина, в жизни каждого верующего человека происходят чудеса. Если можно, поделитесь случаями чудесной помощи Божией вашей семье.

– Много было чудес в моей жизни. Меня Господь два раза спасал. Я росла без родителей. Моя крестная взяла меня под свою опеку и привела в этот храм в 1999-м году. Но крестилась я лишь в 26 лет. Долго готовилась к этому. Очень серьезно болела и искала помощи свыше. Девять Кизических мучеников дали мне понять, что я много себе в жизни лишнего позволяла, когда была далека от Бога. У каждого из нас свои чудеса. Через них Господь помогает идти по правильному пути. И мне Господь дает вразумление для того, чтобы я могла пройти свой трудный путь.

Разве не чудо, что год назад Бог дал мне силы пережить смерть любимого мужа, которая совпала со Светлым Христовым Воскресением? Те дни были трудными для всех, т.к. многие потеряли своих родственников. Душа моя рыдала, но я не плакала. Скорбела и о муже, и о других замечательных людях. Мы всем приходом молились об их выздоровлении, уповая на волю Божию. Муж 10 дней лежал в больнице под аппаратом ИВЛ с поврежденными легкими, с болезнью ног и с другими болячками. Сердце Сергея не выдержало. Его не стало. Утрата так потрясла, что пришлось вызывать православного психолога. Я не верила словам врачей, что мужа уже нет. Помог нашей семье и приход, и настоятель храма протоиерей Антоний Серов, внук художника Валентина Серова. Отец Антоний стал настоятелем в ноябре 1997 года. Он окончил Театральное училище им. М.С. Щепкина, ВГИК и Московскую духовную семинарию. Когда я пришла в полуразрушенный храм, здесь была воскресная школа, но такой красоты, как сейчас, не было. После многих лет атеистического запустения и разрухи наш храм начал возрождать в 1994-м году наш горячо любимый батюшка. На нем и вся деятельность прихода, и духовное окормление молодежного Девятинского клуба. У нас все батюшки хорошие. И протоиерей Игорь Коньков, мой духовный отец, который окончил МВТУ им. Баумана и Московскую духовную семинарию, и другие священники. Все меня поддержали в моем горе. По благословению отца Антония всем приходом собрали нужную для похорон сумму, батюшка дал мне номер телефона опытного похоронного агента.

Валентина Фролова Но все равно в день похорон я не понимала, как смогу это выдержать. Страх, тревога, растерянность и волнение так объяли меня, что сердце стало биться все быстрее и быстрее. Страх победило то, что все эти похоронные хлопоты совпали с радостью Святой Пасхи, которая царила в наших душах. В честь Пасхи я заказала для Сереженьки красный гроб. Купила ему новый костюм, т.к. не разрешили надеть тот, в котором он венчался со мной. Чудом было и то, что разрешили открыть гроб, хотя многим из-за эпидемии не разрешали проститься с усопшими. А я смотрела на Сереженьку и не верила своим глазам – он лежал словно живой, такой, как при жизни. Когда из морга мы ехали на кладбище, мне так легко было молиться, так радостно! Он со мною рядом, и у меня ни одной слезинки! Ведь это настоящее чудо, что Серёжа умер именно на Пасху! Вот она, Пасха Красная, вот она, радость Святой Христовой Пасхи! Христос Воскресе! И мы воскреснем, наши души воскреснут, как обещает нам Господь! Смерти нет! Сережина душа жива. Я чувствую это. Вот такое чудо я пережила, хороня отца своих детей!

Смерти нет! Сережина душа жива. Я чувствую это

Следующее чудо – то, что именно на 40-й день после смерти Сергея в Москве открыли все кладбища после общего карантина. Для меня это не совпадение, а Промысл Божий. Вместе с отцом Александром Петраковым мы ездили на кладбище и в тот день, и в день рождения Сережи, и в день его именин, и в день нашего Венчания. Я так благодарна Богу, что во все эти дни служили панихиды, на могиле были свежие цветы! Благодарна я и своей бывшей сотруднице по храму Ольге, которая помогла с деньгами на ограду вокруг могилы. Слава Богу за все!

Читайте также:
Агапит Печерский - житие и биография святого, чудеса и помощь, мощи, почитание и дни памяти

А сколько чудес произошло при жизни моего Сергея! В нашем храме несколько престольных праздников. Помимо дня памяти Девяти мучеников Кизичских, у нас празднуют также дни памяти Архангела Михаила (21 ноября) и святой мученицы Варвары (17 декабря). За месяц до праздника я лежала в больнице с сердцем, и вдруг на всенощной в праздник Архангела Михаила со Всеми Бесплотными Силами мне стало очень плохо. Мужа с сыном в тот день не было рядом. Но в храме мне все начали оказывать помощь. И, конечно, помог наш хороший опытный доктор, помогающий всем тайно. Мой дорогой доктор помогает мне по сей день, и Господь обязательно воздаст ему явно за тайные благодеяния.

Печенье в виде крестов Еще одно чудо произошло в Великий пост, 4 апреля 2021 года, в воскресенье, под праздник Благовещения. Мы с сыном Васей приехали в наш храм помолиться, причаститься и помочь с уборкой. В честь Крестопоклонной недели всем после службы раздавали свежие печенья в виде крестов. Нам дали три креста, а просфорок уже не было. Но после уборки храма алтарник вынес нам единственную оставшуюся просфорку, за которую мы поблагодарили Господа. Дома мы положили все это в святой уголок и начали читать благодарственные молитвы. Почувствовав сильное благоухание, подумали, что соседи пекут что-то вкусное, но запах шел от нашего святого уголка! И из таких маленьких чудес соткана вся наша жизнь! Всего не расскажешь.

– Наверное, люди вам рассказывают про чудеса, которые с ними были после молитвы у иконы Девяти мучеников Кизических? Дары при вас приносили?

– Приносили и при мне и не при мне. В благодарность святым мученикам люди приносят цветы, колечки, крестики, цепочки. Безработные чаще всего заказывают молебны у иконы, читают акафисты святым – и обретают долгожданную работу. Пришли в храм, от чистого сердца помолились – и почувствовали, что Бог помогает. Через эти чудеса люди к Богу пришли. И чудо не только в обретении работы. Главное чудо – что они изменили свою жизнь: были «захожанами», а стали прихожанами. Теперь постоянно причащаются в храме. Прихожане меняются на глазах.

Чудо не только в обретении работы. Главное чудо – что они изменили свою жизнь

– На сайте вашего храма написана его история. И сейчас, в ситуации пандемии, хочется напомнить людям о том, что, по народному поверью, Кизические мученики чудесно помогают при эпидемиях. По их молитвам Бог исцеляет от любых телесных и душевных болезней, а не только помогает найти работу.

– Обет выстроить в Москве храм в честь Кизических мучеников дал, будучи при смерти, Патриарх Московский и всея Руси Адриан, который до этого был архимандритом Чудова монастыря в Кремле, а затем стал митрополитом Казанским и Свияжским. Когда его разбил паралич, по молитвам святым мученикам он был исцелен и прожил еще несколько лет. Он выполнил обет и основал в Москве на Пресне нашу Девятинскую церковь. В нашем храме молились Грибоедов, Алябьев, Лев Толстой и другие известные люди.

Но еще до этого будущий Патриарх обещал Богу основать в Казани монастырь в честь Девяти мучеников Кизических, о которых Святитель Димитрий Ростовский, автор службы мученикам, писал, что этим святым дана обильная благодать «ко прогнанию трясавичных болезней». Так называли в то время чуму. В очередной раз она вспыхнула в Казанском крае в середине XVII века. Тогда в Казани умерло больше 40 тысяч человек. В 1654-м году город спасло принесение Смоленской-Седмиезерной иконы Божией Матери из Седмиезерной Богородичной пустыни. Построили часовню, стала обустраиваться будущая святая обитель в память Девяти Кизических мучеников. А в 1686-м году в Казани тысячи людей вновь стали умирать от страшной эпидемии «горячки». Митрополит Казанский и Свияжский Адриан пообещал, что если Господь спасет город от морового поветрия, он построит под Казанью Кизическую обитель. На следующее утро эпидемия внезапно прекратилась. Деревянную церковь построили к лету 1688 года, а в 1691-м году Патриарх Адриан благословил основание Свято-Введенского Кизического мужского монастыря. Он любил эту обитель и отправил туда икону Девяти мучеников Кизических с частицами их святых мощей и две иконы Божией Матери – Кизическую и Виленскую. Каждый год икона Кизических мучеников приносилась в Казань вместе с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери. Молебен служили не только в храмах, но и во дворах и домах горожан, путь к которым устилали травой.

Читайте также:
Эмилиан Вафидис - житие и творения, слова и наставления, дни памяти, мощи

Храм Святых Девяти мучеников Кизических – Жаль, что сейчас, при разгуле нового «вредоносного поветрия», повсеместно не проводятся крестные ходы с такими святынями, как чудотворная икона мучеников из Кизика. Оказывается, в Москве в усадьбе Орловых на Б. Никитской была домовая церковь во имя Девяти мучеников Кизических. Ее освятили в связи с эпидемией чумы 1771 года. Старший брат графа Владимира Орлова Григорий Орлов участвовал в организации борьбы с эпидемией. Стоило бы снять фильм о помощи святых мучеников при эпидемиях и показать по центральному телевидению! Жаль, что мы забываем такие яркие и поучительные страницы истории.

– Думаю, что было бы интересно снять и истории наших современников, которые вымолили себе хорошую работу у главной святыни храма. На ней изображены девять жителей города Кизик. Это город в Малой Азии на берегу Средиземного (Мраморного) моря. В Кизике христианство начало распространяться еще во времена проповеди святых апостолов Андрея Первозванного и Павла.

Среди мучеников есть воины, сельские жители, горожане, клирики. Если часто читать акафист, можно запомнить их необычные имена – Феогнид, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий, Филимон, юный Антипатр и престарелый Руф. Они бесстрашно и открыто исповедовали Христа, без страха обличали язычество, защищающее своих идолов. Их пытали, соблазняли славой, но они не отреклись от Христа и были усечены мечом. Их нетленные тела положили в храме, построенном в их честь при святом Константине Великом. При нем прекратились гонения на христиан. Вскоре от святых мощей начали происходить чудеса: расслабленные и больные лихорадкой исцелялись, безумные приходили в разум, язычники начали принимать христианство. После гибели Юлиана Отступника в Кизике воссиял свет Христовой веры под покровительством святых мучеников.

– Валентина, а вы без ропота проходите жизненные испытания?

– Был и ропот, но, слава Богу, я смирилась и поняла, что жить надо для кого-то. И когда я встретила свою вторую половинку, создалась семья. Здесь мы венчались. И дети пошли. Я работала здесь с перерывами. Дважды уходила в декретный отпуск. Слава Богу, что не делала абортов, хоть врачи предлагали сделать аборт, говорили, что у меня возможен выкидыш. Я наотрез отказалась. Читала акафист Федоровской иконе Божией Матери, и Матерь Божья мне помогла: я чудом сама родила. Сразу пошла к отцу Игорю, моему духовному отцу, и он молился за меня, и все молились – весь храм, все провожали меня в декрет. 18 марта родилась Настя, а через два года, 8 февраля, – сын Вася. Молюсь о них у иконы Божией Матери «Воспитание». Хочу, чтобы они не повторяли мои ошибки. В детский сад я сына не отдавала. Мы с ним дома занимались. Водила его в театральную студию, в воскресную школу, на бальные танцы. Но самое главное – храм не забывать. Стараюсь чаще причащать детей. Вася очень любит слушать колокольный звон, звонить в колокола. Надеюсь, что его небесный покровитель свт. Василий Великий всегда будет помогать сыну. Сейчас трудности меня уже не пугают. Хотя после смерти мужа бывает страх, когда нужно взять на себя ответственность. Я очень благодарна нашим добрым прихожанам и батюшкам за молитвы их сердечные и наставления духовные. В нашем приходе есть социальная служба, которая помогает многодетным и нуждающимся.

Наша жизнь зависит только от Бога

Сейчас все мы переживаем за наших родных и близких. Сегодня нужно усиленно молиться Кизическим мученикам, чтобы они упросили Бога избавить нас от вирусной инфекции, оградить всех от этой напасти и исцелить заболевших. Просить о том, чтобы все люди научились каяться, чтобы давали обеты исправиться и исправлялись. Но даже православные москвичи далеко не все знают о том, что в нашем храме каждый день после литургии, а в воскресенье в 15.00 совершается молебен Девяти мученикам Кизическим с особыми прошениями об избавлении от губительного поветрия. Наша жизнь зависит только от Бога. Только Ему известно, когда и что с нами произойдет. Приходите в наш храм. Мы всем рады. Слава Богу за все!

Тропарь девяти мученикам Кизическим (глас 8)

Святии девяточисленнии мученицы, // от различных градов во един лик совокупившеся манием Божественным, // мужественно за Христа пострадасте, невидимаго врага победисте, // зловерныя князи и мучители посрамисте вашим терпением, // огнем же любве Божия разжизаеми, // вещественно вас огнь мучащий в хлад преложисте, // темже дадеся вам от Христа Бога благодать трясавичную исцеляти болезнь, // от неяже и многовидных страстей // милостивно спасайте и нас предстательством вашим, молимся.

Кондак девяти мученикам Кизическим (глас 2)

Твердый и всесветлый лик мученик девяти, // Трисолнечнаго Божества исповедницы, // на судищи Тому начально взываху: // кровь и души наша с телесы, // яко непорочную жертву, приносим Тебе, Владыко, // в лицех Небесных Твоих сопричти, // яко Бог Милостивый.

Адрес храма: г. Москва, Большой Девятинский переулок, д. 15. Телефон: 8 (495) 605–76–61. Проезд до ст. метро «Краснопресненская» или «Баррикадная», далее по Конюшковской улице в сторону Дома Правительства (Белого дома). Дойти до красного забора посольства США и идти вдоль него (забор должен быть слева) до светофора. Повернуть налево. Дойти до развилки. Повернуть направо и идти по дороге до храма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: