Иулиания Лазаревская: житие святой, о чем молиться и в чем помогает

Праведная Иулиания Лазаревская

Читая жития святых, мы часто задаем себе вопрос, как применить написанное на практике. Мы обычные люди. Учимся. Работаем. Заботимся о своих семьях. Воспитываем детей. Почему же жития не часто рассказывают о святых, чья жизнь, как и наша проходит среди повседневных хлопот? Неужели все эти примеры не для нас?

Путь спасения и святости в православии доступен каждому. Поэтому истории обычных людей встречаются в житийной литературе наряду с историями монахов, епископов, царей и князей.

Жития мирян, которые в своей жизни воплотили идеалы святости и были прославлены Церковью особенно ценны для нас как пример. Одна из таких историй произошла в России шестнадцатого – начала семнадцатого веков.

В Муромской земле в селе Лазарево жила Ульяна Осорьина. Была она женой провинциального дворянина по имени Георгий. Пока муж нёс цареву службу в городе Астрахани на южной окраине Российского государства, Ульяна управляла домашним хозяйством и воспитывала детей. Типичная представительница «среднего класса» – как сказали бы сейчас. Но было в её жизни дело, которое ставило рачительную помещицу выше повседневных забот и сделало по-настоящему святым человеком. Это помощь нуждающимся, которую она оказывала на протяжении всей своей жизни.

Жалеть тех, кому трудно и стараться помочь им Ульяна стала еще в юности. Она была очень набожной, но ей редко приходилось бывать в церкви. Село с храмом было далеко от их деревни, и большую часть времени девушка проводила дома, занимаясь прядением и вышивкой. Ульяна не имела возможности служить Богу церковной молитвой, но служила Ему, помогая деревенским беднякам одеждой, которую сама и шила ночи напролёт.

Заниматься благотворительностью она не бросила и после замужества, хотя на неё свалились заботы по руководству поместьем со множеством слуг и крестьян. Голодные годы тогда случались нередко, и милостыня была не просто благочестивым обычаем, а способом спасти чью-то жизнь. Все свободные средства и даже еду со своего стола она отдавала голодающим. Чтобы не смущать строгую свекровь, Ульяна даже прибегла к хитрости.

Свекровь: Что случилось с тобой, Ульяна? Когда хлеба было вдоволь, тогда я не могла заставить тебя покушать ни утром, ни в полдник. Ты всё постилась! А теперь, когда еды не хватает, ты и завтракаешь, и полдничаешь.

Ульяна: Матушка, пока не родились дети, не хотелось мне есть. А теперь, после родов, обессилела я и не могу насытиться. Не только днем, но и ночью постоянно хочется мне есть, но стесняюсь просить у тебя.

Свекровь: Приносите-ка Ульяне есть как попросит. Хоть ночью, хоть утром, хоть когда скажет вам.

И всё, что ей приносили Ульяна раздавала.

Самый большой подвиг, Ульяне Осорьиной довелось совершить в старости, когда дети уже выросли, а муж умер.

В 1601 году в царствование Бориса Годунова в Россию пришел великий трёхлетний голод, вызванный природными катаклизмами. Толпы голодающих бросали свои дома и выходили на дороги разбойничать. В некоторых местах доходило до людоедства. На этом фоне многие землевладельцы наживались на людском горе, продавая хлеб по завышенной во много раз цене. Страна шла к политическому кризису и гражданской войне, а Ульяна продолжала делать, то что делала всю жизнь. Продав собственное имущество, она кормила оставшихся с нею слуг и помогала нуждающимся. Когда же поместье в Лазареве окончательно разорилось, она переселилась в Нижегородскую землю, в деревню Вочнево.

Чтобы хоть как-то прокормиться она приказала слугам делать хлеб из лебеды и древесной коры. Хлеба этого хватало и для того, чтобы раздать нищим. А нищих вокруг было без числа.

Первый нищий: Эй, зачем в Ульянин дом идёте? Она там сама с голоду помирает.

Второй нищий: Много сёл мы обошли, но такого вкусного хлеба не ели.

Первый нищий: Откуда у неё вкусный хлеб-то? Лебеда же одна.

Второй нищий: С молитвой сделан, вот и вкусный.

Пережив голод, Ульяна Осорьина скончалась 10 января 1604 года. Говорят, перед смертью она очень жалела, что так и не приняла монашество. Но через десять лет, когда Смутное время уже подходило к концу, она – обычная мирянка – была причислена к лику святых.

Святая праведная Иулиания Лазаревская, Муромская, а в земной жизни Ульяна Осорьина, любящая жена, мать и чуткая к чужой беде женщина, смотрит на нас с иконописного образа, подтверждая – путь святости доступен каждому.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

прав. Иулиания Лазаревская, Муромская

Жизнеописание святой Иулиании Лазаревской написано ее сыном. Это единственное сохранившееся подробное описание жизни святой, восполняющее сторицей недостаточность сведений о других.

Родилась Иулиания в 30-е годы XVI в. в г. Плосне у благочестивых дворян Иустина и Стефаниды Недюревых. Шести лет она осталась круглой сиротой. Бабушка с материнской стороны взяла девочку к себе в город Муром. Через 6 лет умерла и бабушка, завещав своей дочери, уже имевшей 9 детей, взять на воспитание 12-летнюю сироту.

Иулиания пользовалась любой возможностью помочь другим. Она избегала детских игр и забав, предпочитая пост, молитву и рукоделие, чем вызывала постоянные насмешки сестер и слуг. Она привыкла подолгу молиться со множеством поклонов. Кроме обычных постов налагала на себя еще более строгое воздержание. Родственники были недовольны, боялись за ее здоровье и красоту. Иулиания терпеливо и кротко переносила упреки, но продолжала свой подвиг. Ночами Иулиания шила, чтобы одевать сирот, вдов и нуждающихся, ходила ухаживать за больными, кормила их.

Слава о ее добродетелях и благочестии разнеслась по окрестностям. К ней посватался владелец села Лазаревское, что неподалеку от Мурома, Юрий Осорьин. Шестнадцатилетняя Иулиания была выдана замуж за него и стала жить в семье мужа. Родители и родственники мужа полюбили кроткую и приветливую невестку и вскоре поручили ей ведение хозяйства всей многочисленной семьи. Она окружила старость родителей мужа неусыпной заботой и лаской. Дом вела образцово, вставала с зарей, ложилась спать последней.

Домашние заботы не прервали духовного подвига Иулиании. Каждую ночь она вставала на молитву со множеством поклонов. Не имея права распоряжаться имуществом, всякую свободную минуту и многие ночные часы занималась рукоделием, чтобы на полученные средства творить дела милосердия. Искусно вышитые пелены Иулиания дарила в храмы, а остальную работу продавала, чтобы деньги раздать нищим. Благодеяния она совершала тайно от родных, а милостыню посылала по ночам с верной служанкой. Особенно заботилась она о вдовах и сиротах. Целые семьи кормила и одевала Иулиания трудами рук своих.

Читайте также:
Антоний Печерский - житие и биография святого, творения и труды, почитание и дни памяти

Имея множество слуг и дворни, она не позволяла одевать и разувать себя, подавать воду для умывания; была со слугами неизменно приветлива, никогда не доносила мужу об их поступках, предпочитая брать вину на себя.

Бесы пригрозили Иулиании во сне, что погубят ее, если она не прекратит благодеяний людям. Но Иулиания не обратила внимания на эти угрозы. Она не могла проходить мимо человеческого страдания: помочь, порадовать, утешить — было потребностью ее сердца. Когда наступило голодное время и множество людей умирало от истощения, она, вопреки обычаю, стала брать у свекрови значительно больше пищи и тайно раздавала голодным. К голоду присоединилась эпидемия, люди запирались в домах, боясь заразиться, а Иулиания тайком от родных мыла в бане больных, лечила их, как умела, молилась об их выздоровлении. Тех, кто умирал, она обмывала и нанимала людей для погребения, молилась об упокоении каждого человека. Будучи неграмотной, Иулиания изъясняла Евангельские тексты и духовные книги. И мужа своего она приучила к частой и теплой молитве. Свекор и свекровь ее умерли в глубокой старости и, приняв перед кончиной постриг. Иулиания прожила с мужем в согласии и любви много лет, родила десять сыновой и трех дочерей. Четверо сыновей и три дочери умерли в младенчестве, а два сына погибли на царской службе. Преодолевая скорбь сердца, Иулиания так говорила о смерти детей: «Бог дал, Бог и взял. Ничтоже искуса греховна не сотвори, и души их со ангелы славят Бога и о родителях своих Бога молят».

После трагической смерти двух сыновей Иулиания стала проситься отпустить ее в монастырь. Но муж ответил на это, что она должна воспитать и вырастить остальных детей. Всю жизнь Иулиания забывала себя ради других, поэтому и на этот раз она согласилась, но упросила мужа, чтобы им не иметь супружеских отношений, и жить как брат с сестрой. Это был рубеж в жизни праведной Иулиании. Она еще более увеличила свои подвиги и стала вести монашескую жизнь. Днем и вечером она занималась хозяйством и воспитанием детей, а ночами молилась, делала множество поклонов, сократив сои до двух-трех часов; спала на полу, положив под голову поленья вместо подушки, ежедневно посещала богослужения в храме, держала строгий пост. Жизнь ее стала непрестанной молитвой и служением.

По болезни и усталости Иулиания одно время перестала часто ходить в храм, увеличив домашнюю молитву. Она была прихожанкой церкви святого Лазаря — брата святых Марфы и Марии. Священник этой церкви услышал в храме голос от иконы Божией Матери: «Пойди и скажи милостивой Иулиании, отчего она не ходит в церковь? И домашняя ее молитва угодна Богу, но не так, как церковная. Вы же почитайте ее, ей уже 60 лет и на ней почивает Дух Святой». После смерти мужа Иулиания раздала свое имущество бедным, лишив себя даже теплой одежды. Она стала еще более строгой к себе; постоянно, даже во сне творила Иисусову молитву. Чем суровее становились подвиги Иулиании, тем сильнее были нападения на нее духов злобы, не желавших признать своего поражения. Однажды, — повествует ее сын, — Иулиания, придя в маленькую комнату, подверглась нападению бесов, угрожавших убить ее, если она не оставит своих подвигов. Она не устрашилась, а только взмолилась Богу и просила послать святителя Николая на помощь. В то же время явился ей святитель Николай с палицей в руке и прогнал духов нечистых. Бесы исчезли, но один из них, угрожая подвижнице, предрек ей, что в старости она сама начнет «голодом помирать, нежели чужих людей кормить».

Угроза беса исполнилась лишь отчасти — Иулиании действительно пришлось страдать от голода. Но ее любящее и сострадательное сердце не могло оставить умирающих от голода без помощи. Это было в страшные годы (1601 – 1603), в царствование Бориса Годунова. Люди, обезумевшие от голода, ели даже человеческое мясо.

С полей своих Иулиания не собрала ни зерна, запасов не было, скот пал почти весь от бескормицы. Иулиания не отчаялась: распродала оставшийся скот и все ценное в доме. Жила в нищете, не в чем было в церковь выйти, но «ни едина нища. не отпусти тща». Когда все средства истощились, Иулиания отпустила на волю своих холопов (и это в XVI веке!), но некоторые из слуг не пожелали оставить госпожу, предпочитая погибнуть вместе с ней. Тогда Иулиания со свойственной ей энергией принялась спасать близких от голодной смерти. Она научила своих слуг собирать лебеду и древесную кору, из которых пекла хлеб и кормила им детей, слуг и нищих. «Окрестные помещики с упреком говорили нищим: зачем вы заходите к ней? Чего взять с нее? Она и сама помирает с голоду. — A мы вот что скажем, — говорили нищие, — много обошли мы сел, где нам подавали настоящий хлеб, да и он не елся нам так всласть, как хлеб этой вдовы. Тогда соседи-помещики начали подсылать к Ульяне за ее диковинным хлебом. Отведав его, они находили, что нищие были правы, и с удивлением говорили меж себя: мастера же ее холопы хлебы печь! С какой любовию надобно подавать нищему ломоть хлеба. чтобы этот ломоть становился предметом поэтической легенды тотчас, как был съедаем!»

Иулиании приходилось бороться не только с опасностью смерти, спасая своих слуг и близких, но и с еще более страшной опасностью духовной гибели. Ужасна власть голода. Чтобы добыть пищи, люди шли на любое преступление. Иулиания любила своих слуг и считала себя ответственной за их души, которые по ее словам, «были поручены ей Богом». Как воин на поле битвы, она непрестанно боролась со злом, и так сильна была ее молитва и влияние на окружающих, что ни один из близких ей людей не запятнал себя преступлением, во время общей разнузданности это было настоящим чудом.

Читайте также:
Аврелий Августин - житие и творения, почитание и дни памяти, мощи

От нее не слышали ни слова ропота, печали, напротив все три голодных года она была в особом приподнятом и радостном настроении: «Ни опечалися, ни смутися, ни поропта, но паче первых лет весела бе», — пишет ее сын.

Перед кончиной Иулиания призналась, что давно желала ангельского образа, но «не сподобилась ради грехов своих». Она попросила у всех прощения, дала последние наставления, поцеловала всех, обернула вокруг руки четки, трижды перекрестилась, и последними ее словами были: «Слава Богу за все! В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Присутствовавшие при кончине видели, как вокруг головы ее появилось сияние в виде золотого венца «яко же на иконах пишется». Произошло это 10 января 1604 года.

Явившись во сне благочестивой служанке, Иулиания повелела отвезти свое тело в Муромскую землю и положить в церкви святого праведного Лазаря. В 1614 году, когда копали землю рядом с могилой Иулиании для ее умершего сына Георгия, были обретены мощи святой. Они источали миро, от которого шло благоухание, и многие получали исцеления от болезной — особенно больные дети.

Чудеса на могиле праведницы свидетельствовали, что Господь прославил смиренную рабу свою. В том же 1614 г. святая праведная Иулиания была причислена к лику святых.

Кроме жития святой, в XVII веке была написана служба, составление которой приписывается ее сыну Дружине Осорьину. На иконе второй половины XVII века «Собор Муромских святых» святая Иулиания изображена вмести со святыми Петром и Февронией, князьями Константином, Михаилом и Феодором Муромскими. В Муромском музее есть икона, на которой святая Иулиания изображена вместо со своим мужем Георгием и дочерью, инокиней Феодосией, ставшей местночтимой святой.

С XVIII века фамилия святой Иулиании — Осорьина писалась как Осоргина. В роде Осоргиных старшего сына всегда называли Георгием в память предка. Род святой Иулиании не угас — ее потомки оставили свой след в истории России. Один из них, Георгий Михайлович Осоргин, был расстрелян на Соловках — это описано у Солженицына в «Архипелаге ГУЛАГ». В Париже живет Николай Михайлович Осоргин — профессор Православного богословского института, автор ряда книг, он же регент Сергиевского подворья, основанного его дедом в Париже. На подворье есть икона святой праведной Иулиании Лазаревской.

Храм в селе Лазаревское, где находились мощи святой Иулиании (в четырех верстах от Мурома), был закрыт в 1930 году. Рака с мощами, перенесенная в Муромский краеведческий музей, стояла рядом с мощами святых Петра и Февронии Муромских. В год тысячелетия Крещения Руси начались хлопоты о возвращении мощей в православный храм Мурома. И сегодня мощи святой праведной Иулиании Лазаревской открыто почивают в храме Благовещения Пресвятой Богородицы бывшего Благовещенского монастыря города Мурома.

Праведная Иулиания Лазаревская, Муромская, являет собой удивительный пример самоотверженной русской христианки. Она была дочерью дворянина Иустина Недюрова. С молодых лет она жила благочестиво, строго постилась и много времени уделяла молитве. Рано осиротев, она была отдана на попечение родственниц, которые не понимали ее и смеялись. Иулиания сносила всё терпеливо и безропотно. Ее любовь к людям выражалась в том, что она часто ухаживала за больными и шила одежду для бедных. Благочестивая и добродетельная жизнь девицы привлекла внимание владельца села Лазаревского (недалеко от Мурома) Юрия Осорьина, который вскоре женился на ней. Родители мужа полюбили кроткую невестку и передали в ее руки управление домом. Домашние заботы не прервали духовных подвигов Иулиании. Она всегда находила время для молитвы и постоянно готова была накормить сирот и одеть бедных. Во время сильного голода, сама оставаясь без пищи, отдавала последний кусок просящему. Когда вслед за голодом началась эпидемия, Иулиания целиком посвятила себя уходу за больными.

У праведной Иулиании было шесть сыновей и дочь. После гибели двух сыновей она решила удалиться в монастырь, но муж уговорил ее остаться в миру, чтобы продолжать воспитывать детей. По свидетельству сына Иулиании – Каллистрата Осорьина, написавшего ее житие, она в это время стала еще более требовательной к себе: усилила пост, молитву, спала ночью не более двух часов, положив под голову полено.

По смерти мужа, Иулиания раздала бедным свою часть наследства. Живя в крайней нищете, она тем не менее всегда была жизнерадостна, приветлива и за всё благодарила Господа. Святая удостоилась посещения Святителя Николая Чудотворца и наставления Божией Матери в храмовой молитве. Когда праведная Иулиания отошла ко Господу, то была похоронена рядом с мужем в церкви святого Лазаря. Тут же погребена и ее дочь, схимонахиня Феодосия. В 1614 году были обретены мощи праведной, источавшие благовонное миро, от которого многие получали исцеление.

ТРОПАРЬ ПРАВЕДНОЙ ИУЛИАНИИ ЛАЗАРЕВСКОЙ, МУРОМСКОЙ, ГЛАС 4

Просветившися Божественною благодатию,/ и по смерти светлость жития твоего явила еси:/ источаеши бо миро благовонное всем болящим на исцеление,/ с верою приходящим к мощем твоим,/ праведная мати Иулиание,/ Христа Бога моли/ спастися душам нашим.

ИН ТРОПАРЬ ПРАВЕДНОЙ ИУЛИАНИИ ЛАЗАРЕВСКОЙ, МУРОМСКОЙ, ГЛАС 3

На рамо вземши крест свой,/ последовала еси Христу милостынею, постом и молитвою, / всехвальная Иулиания милостивая,/ и всем, в мире живущим, правило явилася еси жития,/ темже Вышнее Царствие наследовавши,/ непрестанно моли/ спастися душам нашим.

КОНДАК ПРАВЕДНОЙ ИУЛИАНИИ ЛАЗАРЕВСКОЙ, МУРОМСКОЙ, ГЛАС 8

Скоропослушливую помощницу вси, сущии в бедах и болезнех, воспоем Иулианию святую, та бо в мире богоугодно поживе и милос¬тыню к нищим безмерну показа, сего ради обрете благодать чудес Божиим ведением.

Иулиания Лазаревская: житие святой, о чем молиться и в чем помогает

Единственное сохранившееся подробное жизнеописание святой Иулиании было написано ее сыном, Дружиной (Каллистратом) Юрьевичем Осорьиным. Ему также приписывается составленная в ХVII веке служба святой. На иконе второй половины XVII века «Собор Муромских святых» святая Иулиания изображена вместе со святыми Петром и Февронией, князьями Константином, Михаилом и Феодором Муромскими. В Муромском музее есть икона, на которой святая Иулиания изображена вместе со своим мужем Георгием и дочерью, инокиней Феодосией, ставшей местночтимой святой.

Читайте также:
Феодор Стратилат: житие и биография святого, дни памяти и мощи, чудеса

Иулиания родилась в 30-е годы XVI века в семье благочестивых дворян Иустина и Стефаниды Недюревых. Шести лет осталась круглой сиротой. Бабушка с материнской стороны взяла девочку к себе в город Муром. Через шесть лет умерла и она, завещав своей дочери, уже имевшей девять детей, взять на воспитание двенадцатилетнюю сироту.

Иулиания избегала детских игр и забав, имела во всем прилежание и смирение, предпочитая пост, молитву и рукоделие, чем вызывала постоянные насмешки тетки, сестер и слуг. Родственники были недовольны, потому что боялись за ее здоровье и красоту. Ее, к примеру, принуждали рано есть и пить. «Она же не вдавалась их воли, но все с благодарением принимала и с молчанием отходила, имея послушание ко всякому человеку». Иулиания терпеливо и кротко переносила упреки, но продолжала свой подвиг. Она пользовалась любой возможностью помочь другим. Ночами Иулиания шила, чтобы одевать сирот, вдов и нуждающихся, ходила ухаживать за больными, кормила их.

Иулиания рано познала страх Божий. Церковь от их деревни была в двух днях пути, и в молодости ей не приходилось бывать в церкви и слышать слова Божия. Также у нее не было учителя ко спасению, но она была «смыслом Господним наставляема нраву добродетельну».

Шестнадцатилетняя Иулиания была выдана замуж за Георгия Осорьина, владельца села Лазаревское, что неподалеку от Мурома. Свекор и свекровь, увидев, что невестка разумна и исполнена добротою, поручили ей ведение хозяйства. Она имела к родителям мужа послушание со смирением, ни в чем их не ослушивалась и не противоречила, но почитала их и все делала безотказно, так что все дивились о ней. Она могла дать ответ на всякий вопрос, и все удивлялись ее уму.

Домашние заботы не прервали духовного подвига Иулиании. Каждый вечер она вставала на молитву, делая по сто и более поклонов, а рано утром творила такую же молитву с мужем. Когда же муж по царской службе уезжал на два или три года в Астрахань, то она пребывала в молитве все ночи без сна. Всякую свободную минуту и многие ночные часы она занималась рукоделием, чтобы на полученные средства творить дела милосердия. Свою работу Иулиания продавала, на деньги нищим и «на церковное строение». Благодеяния она совершала тайно по ночам.

Имея множество слуг и дворни, она не позволяла одевать и разувать себя, подавать воду для умывания; была со слугами неизменно приветлива, а в случае их проступков никогда не доносила мужу, предпочитая брать вину на себя, возлагая всю надежду на Бога и Пресвятую Богородицу и призывая на помощь великого чудотворца Николая.

Однажды во время ночной молитвы бесы напустили на Иулианию великий страх и ужас, она, будучи еще молодой и неискусной, испугалась, легла на постель и уснула. Во сне к ней явилось множество бесов с оружием, которые угрожали ее убить и говорили, что погубят ее, если она не прекратит благодеяний людям. Но по молитве Богу, и Пресвятой Богородице Иулиании явился святой Николай и разогнал бесов со словами: «Дочь моя, мужайся и крепись, и не бойся бесовского прещения! Ибо Христос мне повелел соблюдать тебя от бесов и злых человек!»

Когда в 1570 году наступило голодное время и множество людей умирало от истощения, она, вопреки обыкновению, стала брать у свекрови значительно больше пищи и тайно раздавала голодным. Когда свекровь удивилась такому аппетиту невестки, Иулиания сказала ей, что после рождения детей ей очень хочется есть не только днем, но и ночью. Она давала деньги на погребение умерших, а сама молилась об отпущении их грехов.

На другой год к голоду присоединилась эпидемия чумы, люди запирались в домах и не пускали туда больных, боясь даже прикоснуться к их вещам, а Иулиания тайком от родных мыла в бане больных, лечила их, как умела, молилась об их выздоровлении. Тех, кто умирал, она обмывала и нанимала людей для погребения, заказывала сорокоусты об упокоении каждого человека.

Также, когда ее свекор и свекровь умерли в глубокой старости, приняв перед кончиной постриг, она погребла их с честью, раздавая богатую милостыню и со многими сорокоустами. Ее муж был в то время в Астрахани, и она все время его отсутствия творила память умершим.

Иулиания прожила с мужем в добродетели и чистоте много лет, родила десять сыновой и трех дочерей. Четверо сыновей и две дочери умерли в младенчестве, один сын был убит дворовым человеком, а другой погиб на царской службе. Преодолевая скорбь сердца, Иулиания так говорила о смерти детей: «Бог дал, Бог и взял. Ничтоже искуса греховна не сотвори, и души их со ангелы славят Бога и о родителях своих Бога молят».

После трагической смерти двух сыновей Иулиания стала проситься отпустить ее в монастырь. Муж отказал, но согласился, чтобы им не иметь супружеских отношений, а жить как брат с сестрой. Теперь, постелив мужу как обычно, она ложилась на печи, на острые края дров и, поспав недолго, пока не уснут все домашние, вставала на молитву на всю ночь, до рассвета, потом шла в церковь к утрене и литургии, а днем занималась хозяйством и рукоделием. Жизнь ее стала непрестанной молитвой и служением. Она заботилась о вдовах и сиротах и помогала бедным.

Так она прожила с мужем десять лет. После его смерти и погребения с молитвами, сорокоустами и богатой милостыней Иулиания окончательно отвергла все мирское и стала заботиться только о своей душе, мысля только, как угодить Богу, и ревнуя прежним святым женам. Она раздала свое имущество бедным, лишив себя даже теплой одежды. Деньги, которые она брала у детей себе на одежду, она все тратила на милостыню, так что зимой ходила в сапогах на босу ногу.

Читайте также:
Пимен Великий: житие и биография преподобного, служение, дни памяти

В одну зиму, настолько студеную, что земля трескалась от мороза, Иулиания одно время перестала часто ходить в храм, молясь Богу дома. Она была прихожанкой церкви святого Лазаря, брата святых Марфы и Марии. Священник этой церкви услышал в храме голос от иконы Божией Матери: «Пойди и скажи милостивой Иулиании, отчего она не ходит в церковь? И домашняя ее молитва угодна Богу, но не так, как церковная. Вы же почитайте ее, ей уже 60 лет, и на ней почивает Дух Святой». Священник в великом ужасе тотчас же пришел к ней и, упав ей в ноги и прося прощения, рассказал ей про видение. Она же сказала ему, что он соблазнился, а сама пошла в церковь и, совершив молебен, целовала икону Богородицы.

Все сильнее становились нападения на нее духов злобы, не желавших признать своего поражения. Однажды Иулиания, стоя на молитве в маленькой комнате, подверглась нападению бесов, угрожавших убить ее, если она не оставит своих подвигов. Она не устрашилась, а только взмолилась Богу и просила послать святителя Николая на помощь. В то же время явился ей святитель Николай с палицей в руке и прогнал духов нечистых. Бесы исчезли, но один из них, угрожая подвижнице, предрек ей, что в старости она сама начнет «голодом помирать, нежели чужих людей кормить». Угроза беса отчасти исполнилась: Иулиании действительно пришлось страдать от голода, в страшные годы (1601–1603), в царствование Бориса Годунова. Люди, обезумевшие от голода, ели даже человеческое мясо. Но любящее и сострадательное сердце святой не могло оставить умирающих от голода без помощи.

Со своих полей Иулиания не собрала ни зерна, запасов не было, скот пал почти весь от бескормицы. Однако она не отчаялась: распродала оставшийся скот и все ценное в доме «на жито». Жила в нищете, но «ни едина нища… не отпусти тща». В те годы она переселилась в другую деревню в Нижегородских пределах, где не было церкви. Иулиания, одержимая старостью и нищетою, имела оттого немалую печаль. Когда все средства истощились, Иулиания отпустила на волю своих холопов, но некоторые из слуг не пожелали оставить госпожу, предпочитая погибнуть вместе с ней. Тогда Иулиания со свойственной ей энергией принялась спасать близких от голодной смерти. Она научила своих слуг собирать лебеду и древесную кору, из которых с молитвой пекла хлеб и кормила им детей, слуг и нищих.

«Окрестные помещики с упреком говорили нищим: зачем вы заходите к ней? Чего взять с нее? Она и сама помирает с голоду.

— А мы вот что скажем, — говорили нищие, — много обошли мы сел, где нам подавали настоящий хлеб, да и он не елся нам так всласть, как хлеб этой вдовы… Тогда соседи помещики начали подсылать к Иулиании за ее диковинным хлебом. Отведав его, они находили, что нищие были правы, и с удивлением говорили меж себя: мастера же ее холопы хлебы печь!»

От нее не слышали ни слова ропота, печали, напротив, все три голодных года она была в особом приподнятом и радостном настроении: «Ни опечалися, ни смутися, ни поропта, но паче первых лет весела бе», — пишет ее сын.

26 декабря 1603 года Иулиания заболела. Днем она лежала, молясь, а по ночам по-прежнему вставала на молитву. Перед кончиной Иулиания причастилась Св. Тайн, затем призвала своих детей и домашних и поучала о любви, о молитве, о милостыне и о прочих добродетелях. Иулиания призналась, что давно желала ангельского образа, но «не сподобилась ради грехов своих». Она попросила у всех прощения, дала последние наставления, поцеловала всех, обернула вокруг руки четки, трижды перекрестилась, и последними ее словами были: «Слава Богу за все! В руки Твои, Господи предаю дух мой». Присутствовавшие при кончине видели, как вокруг головы ее появилось сияние в виде золотого венца «яко же на иконах пишется».

Святая праведная Иулиания Лазаревская скончалась 2 января 1604 года.

Тело Иулиании было отвезено в муромскую землю и положено в церкви святого праведного Лазаря рядом с могилой ее мужа. В 1614 году, когда копали землю рядом с могилой для ее умершего сына Георгия, были обретены мощи святой. Они источали миро, от которого шло благоухание, и многие получали исцеления от болезней — особенно больные дети. Чудеса на могиле праведницы свидетельствовали, что Господь прославил смиренную рабу Свою. После этого и многих других чудес праведная Иулиания стала почитаться как святая.

Главные добродетели Иулиании — это трудолюбие и сострадание, готовность к помощи. Суть подвижничества святой заключается в «любви нелицемерной» к ближнему, которую она проповедовала и «делом исполняла» всю жизнь. Ее жизнь научает нас, что и в миру, в семье, среди забот о детях, муже и домочадцах можно угодить Богу не меньше тех, кто покидает мир для монастырской келий: нужно только жить по требованиям христианской любви и евангельской правды.

Единственное сохранившееся подробное жизнеописание святой Иулиании было написано ее сыном, Дружиной (Каллистратом) Юрьевичем Осорьиным. Ему также приписывается составленная в ХVII веке служба святой. На иконе второй половины XVII века «Собор Муромских святых» святая Иулиания изображена вместе со святыми Петром и Февронией, князьями Константином, Михаилом и Феодором Муромскими. В Муромском музее есть икона, на которой святая Иулиания изображена вместе со своим мужем Георгием и дочерью, инокиней Феодосией, ставшей местночтимой святой.

Мощи святой Иулиании хранились в храме в селе Лазаревском (в четырех верстах от Мурома). После его закрытия в 1930 году рака с мощами была перенесена в Муромский краеведческий музей, где стояла рядом с мощами святых Петра и Февронии Муромских.

Сегодня мощи святой праведной Иулиании Лазаревской открыто почивают в Михаило-Архангельском храме села Лазарево Владимирской области. До последнего времени сохранялся обычай матерям приносить и приводить к мощам св. праведной Иулиании больных детей.

Память святой праведной Иулиании совершается в день ее преставления 2/15 января.

Житие Паисия Величковского

Величайший святой православного мира нового времени св. Паисий Величковский почитается во всем православном мире, в особенности России, Молдавии. В первой половине XVIII века этот человек самостоятельно нашел путь духовного делания, основал монастырское братство и занялся переводом святых отцов на славянский язык, чему посвятил немало лет своей жизни.

Читайте также:
Житие Иоанна Богослова - описание и история жизни, чудеса и дни памяти святого

Житие

Удивительная жизнь преподобного Паисия Величковский, который как подвижник православия создал собственную монашескую школу.

Также надо учитывать, что внешние перипетии жизни святого вполне соответствуют православному канону жизнеописания святых. Но при этом он основатель школы собственного монашеского делания.

  1. Паисий родился в Полтаве в 1722 году и мирское имя его Петр, день рождения его отмечается 21 декабря.
  2. Его предки вплоть до прапрадеда были священнослужителями, которые служили в Успенской церкви г. Полтавы.
  3. Когда Петру было четыре года, умер его отец и брат, мальчик остался на попечении матери, которую звали Ирина.
  4. В 13 лет Петр поступил в Киевскую духовную академию, здесь будущий старец Паисий Величковский проучился четыре года, а потом мучимый жаждой монашеского подвига удалился в Любечский монастырь, где занял должность келаря. После того как он был наказан жестоко настоятелем монастыря, он тайно покинул обитель
  5. Петр оказался в Медведовском монастыре, где в 1741 году пострижен в рясофор с именем Платон. После закрытия монастыря властями Речи Посполитой, Платон удалился в Киево-Печерскую Лавру.

Приняв первую часть монашеского пострига, инок Платон ушел из Лавры, в поисках духовного наставника. В своих странствиях он достиг Валахии или современной Молдавии, посетил скиты: Долгоуцы, Трейстены, Кодрица, Кырнул. Но и здесь он не нашел духовного наставника.

После этого он отправился на Афон, однако, не смог найти наставника и четыре года прожил в одиночестве в полной нищете. Наконец, в 1750 году был пострижен в монашество с тем именем, которое известно всем — Паисий.

Интересный факт! Все предки прп. Паисия, вплоть до прапрадеда, были в составе клира Успенского собора г. Полтавы, всегда оставались верными православию. Мать святого приняла монашество, сам от детства своего отличался таким смирением и безмолвием, что некоторые считали его немым.

В последующее время житие Паисия Величковского совершенно раскрывает новые грани и высоты в жизни святого.

  1. Образ жизни святого, сама его личность привлекала многих. К нему стали приходить послушники и монахи желающие быть под его духовным руководством и в 1758 году он был посвящен в сан иеромонаха, с предварительным прохождением стези иеродиакона.
  2. После того как количество братии увеличилось, Паисий переселился в Ильинский скит, ставший впоследствии оплотом украинской диаспоры на Афоне.
  3. Здесь он занялся собиранием греческих рукописей с творениями святых отцов Православной Церкви, которых он намеревался перевести на славянский язык.
  4. Им было собрано огромное количество рукописей, которые его ученики частью переписали, а частью приобрели в оригинале. Но из-за притеснений турок прп Паисий Величковский, возвращается в Молдавию, где поселяется вместе со своими учениками в Драгомирском монастыре.

В политическом отношении Молдавия представляла собой исключительное явление. Она была в данническом, но полунезависимом отношении к Турции, могла противостоять католическому Западу и не подчиняться деспотической власти Российских императоров. Это был небольшой период в истории Молдавии, но именно он позволил прийти времени наивысшего расцвета обителям, основанным по благословению святого Паисия Величковского.

В это период святой переводит многих святых на славянский язык и прежде всего, осуществляет перевод энциклопедии монашеского жительства и руководства к благочестивой жизни мирян «Добротолюбие».

В 1774 году после победы России над Турцией территория, на которой располагался монастырь Паисия, отошла к Австро-Венгрии. И сам старец, вместе с 150 своих верных духовных чад переселился Секульский монастырь, расположенный на землях, находящихся под защитой Российской империи. А затем в 1779 году обрел свое постоянное место пребывания в Нямецком монастыре, где братия с его приходом увеличилась до 1500 человек.

В этом монастыре, вплоть до своей кончины, святой продолжал свои переводы святых отцов.

Почитание и святые мощи

Святой оказал значительное влияние на православных благодаря тому, что перевел на славянский язык «Добротолюбие» и многих святых отцов. Впервые в истории славянские народы смогли читать отцов на том языке, который им был понятен.

Его книги оказали большое влияние на тех кто, взял на себя аскетические труды в самой России. Известно, что Паисиев перевод «Добротолюбия» был настольной книгой прп. Серафима Саровского. А духовные основатели Оптинской пустыни, первые старцы Лев, Макарий, Моисей были учениками духовных чад прп. Паисия Величковского и, таким образом, сам старец дал начало нового направления в монашестве, которое реализовалось в Российской империи в XIX в.

Прославлен святой был Русской и Румынской Православной Церквами в 1988 и почитается как в этих церквах, так и во Вселенской Церкви одинаково равно. Память его чтится 15(28) ноября. В настоящее время Нямецкий монастырь находится на территории православной Румынии.

В этом монастыре пребывает и рака со св. мощами преподобного Паисия Величковского, которые были обретены в 1910 году. Но было обнаружено только половина останков Паисия.

Интересно! Есть предположение, что многочисленные ученики святого, которых было не менее 1000 человек, каждый взял частицу его мощей с собой, когда отправлялись в самостоятельный путь.

Основатель старчества нового времени, давший импульс развитию монашества после XIV века, времен исихастского возрождения всему православному монашеству в мире. А оно зародилось именно в настоящее время в лице наиболее почитаемых преподобных. Святой Паисий во всем православном мире пользуется большим уважением и почетом, как подвижник и аскет.

Преподобный Паисий Величковский. Православный календарь на 28 ноября

Житие

Удивительная жизнь преподобного Паисия Величковский, который как подвижник православия создал собственную монашескую школу.


Преподобный Паисий Величковский

Также надо учитывать, что внешние перипетии жизни святого вполне соответствуют православному канону жизнеописания святых. Но при этом он основатель школы собственного монашеского делания.

  1. Паисий родился в Полтаве в 1722 году и мирское имя его Петр, день рождения его отмечается 21 декабря.
  2. Его предки вплоть до прапрадеда были священнослужителями, которые служили в Успенской церкви г. Полтавы.
  3. Когда Петру было четыре года, умер его отец и брат, мальчик остался на попечении матери, которую звали Ирина.
  4. В 13 лет Петр поступил в Киевскую духовную академию, здесь будущий старец Паисий Величковский проучился четыре года, а потом мучимый жаждой монашеского подвига удалился в Любечский монастырь, где занял должность келаря. После того как он был наказан жестоко настоятелем монастыря, он тайно покинул обитель
  5. Петр оказался в Медведовском монастыре, где в 1741 году пострижен в рясофор с именем Платон. После закрытия монастыря властями Речи Посполитой, Платон удалился в Киево-Печерскую Лавру.
Читайте также:
Вениамин Федченков - житие и биография, творчество и труды, почитание

Приняв первую часть монашеского пострига, инок Платон ушел из Лавры, в поисках духовного наставника. В своих странствиях он достиг Валахии или современной Молдавии, посетил скиты: Долгоуцы, Трейстены, Кодрица, Кырнул. Но и здесь он не нашел духовного наставника.


Книга Паисия Величковского

После этого он отправился на Афон, однако, не смог найти наставника и четыре года прожил в одиночестве в полной нищете. Наконец, в 1750 году был пострижен в монашество с тем именем, которое известно всем — Паисий.

Интересный факт! Все предки прп. Паисия, вплоть до прапрадеда, были в составе клира Успенского собора г. Полтавы, всегда оставались верными православию. Мать святого приняла монашество, сам от детства своего отличался таким смирением и безмолвием, что некоторые считали его немым.

В последующее время житие Паисия Величковского совершенно раскрывает новые грани и высоты в жизни святого.

  1. Образ жизни святого, сама его личность привлекала многих. К нему стали приходить послушники и монахи желающие быть под его духовным руководством и в 1758 году он был посвящен в сан иеромонаха, с предварительным прохождением стези иеродиакона.
  2. После того как количество братии увеличилось, Паисий переселился в Ильинский скит, ставший впоследствии оплотом украинской диаспоры на Афоне.
  3. Здесь он занялся собиранием греческих рукописей с творениями святых отцов Православной Церкви, которых он намеревался перевести на славянский язык.
  4. Им было собрано огромное количество рукописей, которые его ученики частью переписали, а частью приобрели в оригинале. Но из-за притеснений турок прп Паисий Величковский, возвращается в Молдавию, где поселяется вместе со своими учениками в Драгомирском монастыре.

В политическом отношении Молдавия представляла собой исключительное явление. Она была в данническом, но полунезависимом отношении к Турции, могла противостоять католическому Западу и не подчиняться деспотической власти Российских императоров. Это был небольшой период в истории Молдавии, но именно он позволил прийти времени наивысшего расцвета обителям, основанным по благословению святого Паисия Величковского.

В это период святой переводит многих святых на славянский язык и прежде всего, осуществляет перевод энциклопедии монашеского жительства и руководства к благочестивой жизни мирян «Добротолюбие».

В 1774 году после победы России над Турцией территория, на которой располагался монастырь Паисия, отошла к Австро-Венгрии. И сам старец, вместе с 150 своих верных духовных чад переселился Секульский монастырь, расположенный на землях, находящихся под защитой Российской империи. А затем в 1779 году обрел свое постоянное место пребывания в Нямецком монастыре, где братия с его приходом увеличилась до 1500 человек.


Нямецкий монастырь в Румынии

В этом монастыре, вплоть до своей кончины, святой продолжал свои переводы святых отцов.

Преподобный Паисий Величковский


Широко известна по все России школа преподобного Сергия игумена Радонежского. Его ученики: преподобный Савва, Андроник, Никита и многие другие разошлись по нашему бескрайнему Отечеству, создавая новые и новые монастыри по образу Сергиевой обители.

Однако кроме знаменитой Троицкой Лавры, Звенигородского, Киржачского, Боровского и прочих монастырей, принадлежащих школе преподобного Сергия, существует ряд иных, не менее значительных духоносных центров. Кто не слышал об Оптиной пустыни, прославившейся в XIX – начале XX веках старчеством? Многие знакомы также с Глинской пустынью, Санаксарской, знаменитые своими старцами. Чей же школе принадлежат эти монастыри?

Преподобный Паисий является возродителем школы старчества на Руси, которая разрослась и принесла благодатный плод. По словам историка Г. П. Федотова, «Паисий Величковский становится отцом русского старчества. Непосредственно связанные с ним Оптина пустынь и Свято-Успенская Саровская пустынь делаются двумя центрами духовной жизни: два костра, у которых отогревается замёрзшая Россия».

С детства этого великого светильника отличали кротость, молчаливость и удивительная благожелательность ко всем. Родился он на Украине, в большой семье священника, и был одиннадцатым ребенком. Мальчик рано начал читать Священное Писание и святых отцов. Древние подвижники, о которых Паисий узнавал из литературы, стали его героями. Поступив в 13 лет в Киевскую Академию, Паисий с радостью начал учиться. Но, в Академии ничего не говорилось о святых подвижниках и отцах Православной Церкви, о которых жаждал слышать молодой подвижник, а лишь обучались «языческой мудрости», как впоследствии сам Паисий определил преподаваемую в Академии науку. Поэтому, вскоре оставив учебу, будущий старец искал возможность осуществить свою давнюю мечту – начать истинную иноческую жизнь под руководством духовного старца…

В то время духовная жизнь империи после правления Петра I находилась в глубоком кризисе: слишком боролся царь против монашества. В стране резко сократилось число монастырей. Многие из них были отданы под казармы и дома инвалидов. Иноческая жизнь, лишенная старческого руководства, совершенно оскудела даже в прославленных обителях.

Но не унывал молодой подвижник. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете, – эти евангельские слова можно отнести к преподобному Паисию Величковскому, который всю свою долгую жизнь, переходя из города в город, из обители в обитель, был в духовном поиске, умоляя Бога указать ему путь спасения.

Начав свой монашеский путь в малороссийских обителях, где был пострижен в рясофор. Затем, в жажде духовного совершенства молодой инок направился в Молдавию, вскоре они направил свои стопы на саму Святую Гору, где надеется найти духовного наставника. Но радость от видения древних святынь Афона сменилась горьким разочарованием. Разоряемые турецкими властями, афонские монастыри беднели, монахи расходились из своих обителей. Многое из богатой монашеской традиции было утеряно.

Не найдя духовного наставника даже на Афоне, Паисий поселился в убогой келии, питаясь хлебом и водой. Случайно в монастырских библиотеках болгарских и сербских обителей старец Паисий нашел рукописи святоотеческих писаний. «Впитывая в себя опыт древних подвижников, Паисий постепенно превратился в мудрого наставника».

Читайте также:
Макарий Египетский - житие и биография преподобного, беседы и труды, послания

Уже через несколько лет к нему стали приходить ученики и на Афоне образовался Ильинский скит. Испытав многократные притеснения со стороны инославных, отец Паисий принял решение вернуться со своей братией в Молдавию. На новом месте старец написал устав, в котором мирно соседствует жизнь трудолюбивая и жизнь созерцательная. Так Паисий поставил последнюю точку в мучительном споре «стяжателей», которые считали наиважнейшей для монаха жизнь трудолюбивую и «нестяжателей», для них главная жизнь – созерцательная, то есть молитвенная. Этот спор привел в XVI веке к разгрому старчества. Отец Паисий сделал главный упор на внутреннем устроении души каждого инока. Он непрестанно делился с учениками своим молитвенным опытом.

Вот некоторые изречения старца Паисия: «Умно-сердечная молитва – для преуспевающих, для средних – пение, то есть обычные церковные песнопения, для новоначальных – послушание и труд». «Ближнего своего не осуждать, хотя бы собственными глазами видел его согрешающим, ни к кому не иметь ненависти и от всего сердца прощать обиды». «Во время работы на устах должно быть молчание, а в сердце тайная молитва. Удерживайте язык, чтобы он не говорил пустых слов. Кто бережет язык, оберегает душу от скорби. От языка – жизнь и смерть».

Очень поучительная история, когда он еще был молодым послушником. Однажды онпроспал и опоздал на утреню. Он так каялся, что сквозь слезы еле мог повторять: «Как же я пойду к святым отцам, и с каким лицом я покажусь им после такого великого греха!»

Последние 15 лет старец Паисий был настоятелем самого крупного Нямецкого монастыря в Молдавии, в котором подвизалось 700 человек. В обители процветали ремесла, перепись и перевод книг и, без всякого сомнения, умно-сердечная молитва. Но преподобный не только управлял таким монастырем, а стремился довести его до идеала духовной жизни, что было очень непросто.

Именно на Афоне преподобный положил начало своим переводческим трудам святоотеческих творений с греческого на славянский язык. Со временем он организовал настоящую переводческую школу, плодом работ которой явились в то время единственные переводы в России многих святых отцов и читались повсюду. Это сборник «Добротолюбие», ставшее настольной книгой не только русского монашества, но и мирян. Сочинения преподобного Исаака Сирина, Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, Иоанна Златоуста и многое другое.

Преподобный скончался в 1794 г, а уже в начале XIX его труды принесли плод сторицей. Святой перед смертью не назвал своего приемника, видя духовными очами, что их будет много и все они станут столпами веры и монашества, указующими путь всем хотящим жить по заповедям Христа.

Для духовного возрождения России XVIII–XIX веков старец Паисий сделал не меньше, чем святой Сергий Радонежский для Московского Царства или Антоний Печерский для Киевской Руси. Преподобный Паисий Величковский не был реформатором Православной Церкви, он был восстановителем монашеской традиции. Главным делом его жизни стало возрождение в Православии школы старчества. «Житие и деяния старца Паисия сказались на духовной истории сотни российских монастырей. Известные пустыни — Софрониевская, Глинская, а в особенности, Оптина, определявшие духовное возрождение русского народа в XIX века, были продолжательницами духовного наследия старца Паисия. Старцы оптинские — Моисей, Леонид, Макарий и Амвросий явились учениками того дела, которому так много послужил знаменитый старец Паисий».

Преподобный Паисий канонизован за святую, подвижническую жизнь, как молитвенник, совершатель и учитель умной Иисусовой молитвы, как восстановитель в русском монашестве спасительного подвига старчества, как духовный писатель, оставивший в своих трудах назидательный пример для восхождения чад церковных по пути духовного совершенства.

В нашем монастыре строится часовня во имя преподобных Паисия Величковского и Максима Грека.

Днем памяти преподобного Паисия считается день его кончины – 28 ноября.

Мощи преподобного старца Паисия находятся:

– в Ново-Нямецком монастыре (Молдавия).

Частичка мощей старца Паисия находится:

– в Успенском храме Николо-Сольбинского женского монастыря.

Молитва преподобному Паисию Величковскому

О великий наставниче, ревнителю и учителю премудрый всех чающих спасения и подвига духовнаго, преподобне отче наш Паисие! Услыши нас, грешных, тебе верою и любовию призывающих, и вонми прошением нашим. Ты от юности любве ради Божия оставил еси отечество твое и в иных странах безмолвия ища, во Святей Горе Афонстей и обителех иноческих Молдовлахии небесное богатство стяжал еси. Ты великим воздержанием, в трудех, теснотах и крайнем лишении плоть твою духови покорив, стяжал еси сокрушение сердечное, трезвение, истинное безстрастие, молитву сердечную и сим обновитель древняго иночества и столп Православия показался еси; темже десница Божия учителя, наставника и чадолюбиваго отца возведе тя и благоволи собрати священный вертоград ученик твоих, иже простре отрасли своя во вся концы Российския земли.

Умоли всещедраго Бога, да сохранит святую Церковь Русскую и вся святыя Церкви Православныя в союзе единомыслия веры, мира и братския любве, паче же от расколов пагубных, междоусобных нестроений и сеющих раздоры избавит и в непоколебимем благостоянии утвердит, во спасение всех истинно исповедающих пресвятое имя Его. Испроси, угодниче Божий, отечеству и народу нашему мира и благоденствия, изобилия плодов земных и благоустроения весей и градов наших, обителем же иноческим жития богоугоднаго, да славится в них пресвятое имя Господа и Бога и обретают в них вечное спасение любящия Его. Помози нам, в суетнем и грешнем мире сем странствующим, отче преподобне, и умоли Господа даровати нам оставление всех прегрешений и во исходе душ наших избавити нас воздушных мытарств и вечнаго мучения, да молитвами твоими, узревше неизреченную славу Христа Бога нашего, возблагодарим тя, заступника и предстателя за всех любящих и чтущих имя твое, и прославим Безначальную Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Поделитесь с друзьями:

преподобный Паисий (Величковский)

Житие

Удивительная жизнь преподобного Паисия Величковский, который как подвижник православия создал собственную монашескую школу.


Преподобный Паисий Величковский

Также надо учитывать, что внешние перипетии жизни святого вполне соответствуют православному канону жизнеописания святых. Но при этом он основатель школы собственного монашеского делания.

  1. Паисий родился в Полтаве в 1722 году и мирское имя его Петр, день рождения его отмечается 21 декабря.
  2. Его предки вплоть до прапрадеда были священнослужителями, которые служили в Успенской церкви г. Полтавы.
  3. Когда Петру было четыре года, умер его отец и брат, мальчик остался на попечении матери, которую звали Ирина.
  4. В 13 лет Петр поступил в Киевскую духовную академию, здесь будущий старец Паисий Величковский проучился четыре года, а потом мучимый жаждой монашеского подвига удалился в Любечский монастырь, где занял должность келаря. После того как он был наказан жестоко настоятелем монастыря, он тайно покинул обитель
  5. Петр оказался в Медведовском монастыре, где в 1741 году пострижен в рясофор с именем Платон. После закрытия монастыря властями Речи Посполитой, Платон удалился в Киево-Печерскую Лавру.
Читайте также:
Житие преподобной Матроны Московской - полное жизнеописание святой, даты рождения и смерти

Приняв первую часть монашеского пострига, инок Платон ушел из Лавры, в поисках духовного наставника. В своих странствиях он достиг Валахии или современной Молдавии, посетил скиты: Долгоуцы, Трейстены, Кодрица, Кырнул. Но и здесь он не нашел духовного наставника.


Книга Паисия Величковского

После этого он отправился на Афон, однако, не смог найти наставника и четыре года прожил в одиночестве в полной нищете. Наконец, в 1750 году был пострижен в монашество с тем именем, которое известно всем — Паисий.

Интересный факт! Все предки прп. Паисия, вплоть до прапрадеда, были в составе клира Успенского собора г. Полтавы, всегда оставались верными православию. Мать святого приняла монашество, сам от детства своего отличался таким смирением и безмолвием, что некоторые считали его немым.

В последующее время житие Паисия Величковского совершенно раскрывает новые грани и высоты в жизни святого.

  1. Образ жизни святого, сама его личность привлекала многих. К нему стали приходить послушники и монахи желающие быть под его духовным руководством и в 1758 году он был посвящен в сан иеромонаха, с предварительным прохождением стези иеродиакона.
  2. После того как количество братии увеличилось, Паисий переселился в Ильинский скит, ставший впоследствии оплотом украинской диаспоры на Афоне.
  3. Здесь он занялся собиранием греческих рукописей с творениями святых отцов Православной Церкви, которых он намеревался перевести на славянский язык.
  4. Им было собрано огромное количество рукописей, которые его ученики частью переписали, а частью приобрели в оригинале. Но из-за притеснений турок прп Паисий Величковский, возвращается в Молдавию, где поселяется вместе со своими учениками в Драгомирском монастыре.

В политическом отношении Молдавия представляла собой исключительное явление. Она была в данническом, но полунезависимом отношении к Турции, могла противостоять католическому Западу и не подчиняться деспотической власти Российских императоров. Это был небольшой период в истории Молдавии, но именно он позволил прийти времени наивысшего расцвета обителям, основанным по благословению святого Паисия Величковского.

В это период святой переводит многих святых на славянский язык и прежде всего, осуществляет перевод энциклопедии монашеского жительства и руководства к благочестивой жизни мирян «Добротолюбие».

В 1774 году после победы России над Турцией территория, на которой располагался монастырь Паисия, отошла к Австро-Венгрии. И сам старец, вместе с 150 своих верных духовных чад переселился Секульский монастырь, расположенный на землях, находящихся под защитой Российской империи. А затем в 1779 году обрел свое постоянное место пребывания в Нямецком монастыре, где братия с его приходом увеличилась до 1500 человек.


Нямецкий монастырь в Румынии

В этом монастыре, вплоть до своей кончины, святой продолжал свои переводы святых отцов.

Преподобный Паисий Величковский. Православный календарь на 28 ноября

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

28 ноября (15 ноября по старому стилю – церковному юлианскому календарю). Четверг 24-й седмицы по Пятидесятнице (двадцатой четвертой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Сегодня в Русской Православной Церкви начинается Рождественский (Филиппов) пост, а потому, согласно церковному Уставу, благословляется вкушение только пищи с растительным маслом (на практике очень часто встречаются послабления, но людям воцерковленным желательно решать этот вопрос не самовольно, а со своим духовником). Также сегодня совершается празднование в честь одной почитаемой святыни и память 12 поимённо известных святых. Далее коротко расскажем о них.

Преподобный Паисий Величковский. На правом берегу Днестра, на самой границе Приднестровья и Республики Молдова, в селе Кицканы есть широко известный Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий монастырь. Основанный в XIX столетии выходцами из румынской Нямецкой лавры, монахами-славянами, которым на территории Румынии запретили молиться на родном наречии. Последователями преподобного Паисия (Величковского), великого православного подвижника и учителя.

Творец «Добротолюбия»: 28 ноября – память преподобного Паисия (Величковского)

Преподобный Паисий родился в 1722 году в Полтаве одиннадцатым ребёнком в священнической семье. Учился в Киевской духовной семинарии, но уже в 17 лет оставил обучение и начал страннический путь по малороссийским обителям в поисках монашеского уединения. С 1746 года без малого 20 лет отец Паисий провел на Святой Горе Афон, где принял монашеский постриг и священническое рукоположение. Именно на Афоне он начал свои труды по переводу древнего святоотеческого наследия с греческого языка на церковнославянский.

С началом военных действий между Россией и Турцией, в которые были вовлечены и греческие монахи Афона, отец Паисий покинул Святую Гору и ушёл в Молдо-Валахию. Где в разные времена был настоятелем нескольких монастырей, в каждом из которых установил строгий афонский порядок. Причём богослужение в его обителях совершалось как на церковнославянском, так и на румынском языке. И сегодня в приднестровском Ново-Нямецком монастыре свято хранят память преподобного Паисия, которая объединяет христиан вне зависимости от их происхождения.

Мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив. Святые Гурий и Самон приняли мученические венцы за свою верность Христу и Его Церкви в период жесточайших антихристианских гонений императора-язычника Диоклитиана (Диоклетиана), царствовавшего в Римской империи в 284-305 годах от Рождества Христова.

Мучеников безуспешно попытались заставить принести жертвы идолам, после чего подвергли жестокой пытке (связали вместе, привязав к ногам страдальцев камень и оставив так висеть несколько часов). Затем святых страдальцев вернули в темницу, где те провели, по разным житийным данным, от 3 месяцев до нескольких лет. Когда Гурия и Самона снова привели на суд, то они опять продемонстрировали стойкость в вере, за что были обезглавлены.

Читайте также:
Петр Могила: житие и биография, книги и труды, правило

Святой Самон Эдесский. Фото: www.pravoslavie.ru

Диакон Авив пострадал чуть позже, во времена гонений императора-язычника Лициния, царствовавшего после Диоклетиана. За отказ принести жертвы идолам Авива сожгли заживо, однако его тело чудесным образом было обретено невредимым и он был погребен в одной гробнице вместе со святыми Гурием и Самоном.

Святой Авив Эдесский. Фото: www.pravoslavie.ru

Эти святые издревле широко почитаются среди христиан разных стран, в том числе и на Руси, за многочисленные чудеса и исцеления, совершённые по молитвам к мученикам Гурию, Самону и Авиву. В церковном предании им принято молиться об укреплении брака, в том числе – «аще муж безвинно возненавидит жену свою».

Святой Гурий Эдесский. Фото: www.pravoslavie.ru

Мученик Димитрий Дабудский. Этот христианский святой начала IV столетия был схвачен за проповедь Слова Божия во время правления Максимиана Галерия (293-311 годы от Рождества Христова) и Максимина Дазы (305-313 годы от Рождества Христова), претерпел многие пытки и был обезглавлен мечом.

Мученики Елпидий, Маркелл и Евстохий. Святые страдальцы, принявшие мученические венцы за верность христианству во времена правления императора-язычника Юлиана Отступника (361-363 годы от Рождества Христова).

Император Юлиан во второй половине IV века пытался разрушить наследие святого равноапостольного императора Константина Великого, сделавшего Римскую империю христианской. При нём возобновились антихристианские гонения, в период которых погибли многие великие святые, в числе которых – мученики Елпидий, Маркелл и Евстохий.

Священномученики Николай Щербаков и Петр Конардов, пресвитеры, Григорий Долинин и Никита Алмазов, диаконы. Священнослужители Русской Православной Церкви, пострадавшие за верность Христу в период советских богоборческих гонений во время так называемого Большого террора в кровавом 1937 году. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Купятицкая икона Божией Матери. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, явленый на территории Белой Руси в 1180 году от Рождества Христова, представляющий собой небольшой медный крест. На одной стороне этого креста изображена Богородица с Богомладенцем, а на другой – Распятие Христово.

Поздравляем православных христиан с днем этой святыни и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам-Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Всем же нашим усопшим родным и близким – вечная память!

Поучения, слова, устав и житие старца Паисия Величковского

Сборник, включающий в себя наиболее полное святоотеческое наследие молдавского старца, преподобного Паисия Величковского, которого называли «отцом русского старчества». Именно преподобный Паисий Величковский возродил умное монашеское делание — молитву Иисусову. С духовным наследием Паисия связана история старчества в Оптиной, Глинской пустынях и других монастырях русской Церкви. Первые оптинские старцы — преподобные Лев (Леонид), Макарий, Моисей — были прямыми учениками учеников преподобного Паисия, а их учеником явился святой Амвросий Оптинский.

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви.

Содержание:

ПОУЧЕНИЕ ОБ УМНОЙ ИЛИ ВНУТРЕННЕЙ МОЛИТВЕ

Предисловие старца Паисия Глава 1. Против хулителей умной молитвы. О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы Глава 2. Откуда эта Божественная умная молитва имеет начало, и какие свидетельства Богоносные отцы приводят о ней из Священного Писания Глава 3. О том, что эта священная умная молитва есть духовное художество Глава 4. Какое нужно предуготовление тому, кто желает проходить это Божественное делание Глава 5. О том, что такое эта священная Иисусова молитва по качеству своему и действию Глава 6. О том, как должно в начале обучаться действованию умом в сердце этой Божественной молитвы

КАК МИРЯНИНУ МОЖНО СПАСТИСЬ?

КРИНЫ СЕЛЬНЫЕ ИЛИ ЦВЕТЫ ПРЕКРАСНЫЕ, СОБРАННЫЕ ВКРАТЦЕ ОТ БОЖЕСТВЕННОГО ПИСАНИЯ

Предисловие Слово 1. Краткое изложение мыслей, располагающих к покаянию Слово 2. Борьба против уныния, лености и расслабления Слово 3. Умилительное поучение, отсекающее всякое превозношение и гордость человеческую и обращающее душу во источники слез Слово 4. О благодати Божией Слово 5. О чувствах душевных и телесных, о добродетелях и какая добродетель от какой рождается. О больших и начальных добродетелях. Если кто эти добродетели исполнит, тому и прочие все подчинятся Слово 6. О вере Слово 7. О любви Слово 8. О посте Слово 9. О воздержании Слово 10. О бдении Слово 11. О молитве Иисусовой Слово 12. О смирении и смиренномудрии Слово 1З. О безмолвии и молчании Слово 14. О нестяжательности Слово 15. О рассуждении Слово 16. О страстях и пагубных пороках и о том, какие от каких рождаются Слово 17. О телесных страстях. Отчего оне происходят и чем побеждаются Слово 18. О том, чтобы со вниманием пребывать всегда Слово 19. Сокращенная речь о всех душевных и телесных страстях Слово 20. О бесстрастии Слово 21. О чистоте сердечной и душевной Слово 22. О помрачении ума, то есть нерассудительности Слово 23. О трезвости ума, то есть внимательности Слово 24. О молитве Иисусовой, которая скоро вселяет благодать и удобно спасает душу Слово 25. О том, чтобы никогда ни о чем не заботиться Слово 26. О непрестанной молитве Слово 27. Четыре связующие добродетели Слово 28. О том, чтобы заботиться о внутреннем, в излишние же попечения не вдаваться, но непрестанно молиться Богу Слово 29. Чем сохраняется трезвость ума, отчего происходит сонливость и холодность нашей мысли, угашающая святую теплоту в душе и усердие к Богу? Слово 30. О сне. Как должно бороться со сном желающим хорошо потрудиться ради Бога в уединенной жизни Слово 31. О том, чтобы молиться с великим внимание во псалмах и молитвословиях Слово 32. О смущении и страхованиях бесовских Слово 33. О том, чтобы терпеть напраслину и всякое укорение и досаждение Слово 34. О том, чтобы терпеть скорби Слово 35. О разнообразии браней бесовских и о том, как отсечь начало прилога всякого помысла и похоти Слово 36. О различных скорбях и тяготах от бесов Слово 37. О страховании. Слово 38. О том, чего особенно боятся бесы Слово 39. Краткие избранные святоотеческие слова о необходимейших предметах Слово 40. Что такое инок. Слово 41. О том, что полезно бежать от мира Слово 42. О том, что есть от Бога — внушение или вражий прилог Слово 43. О несомненной вере Слово 44. Увещание Слово 45. Заключение

Читайте также:
Пимен Великий: житие и биография преподобного, служение, дни памяти

ПОУЧЕНИЕ НА ПОСТРИЖЕНИЕ В МОНАШЕСКИЙ ЧИН

Как должны иноки всегда воевать против трех врагов Часть первая. О ежедневной брани и о том, как иноки должны ополчаться против этих трех врагов и побеждать их Часть вторая. О начале иноческом и о том, что значит быть иноком

УСТАВ СТАРЦА ПАИСИЯ

О принятии братьев в иночество, о больнице, о странноприимнице, о ремеслах

Ответ отцам Дорофею и Геронтию о том, чтобы не есть мяса Письма иерею Димитрию Письмо первое иерею Димитрию Письмо второе иерею Димитрию Письмо настоятельнице Арзамасской Алексеевской общины Письмо отцам Поляномерульской обители Послание иеромонаху Агафону, настоятелю Поляноворонской обители Послание к игумену скита Цыбукан Феодосию Послание к Никифору Феотоки Послание к отцам, оставшимся в Драгомирне Послание к ученикам на хутор Некшаны Слово к отцу Феодосию, архимандриту пустыни Софрониевой

ЖИТИЕ МОЛДАВСКОГО СТАРЦА ПАИСИЯ ВЕЛИЧКОВСКОГО

Предисловие I. От рождения до водворения старца Паисия на Афоне II. Пребывание старца Паисия на св. Афонской горе III. Возвращение старца Паисия с учениками в Валахию IV. Перевод старца Паисия в Нямец, и блаженная его кончина Источники

ПАИСИЙ (ВЕЛИЧКОВСКИЙ)

Прп. Паисий (Величковский). Прижизненный портрет

Паисий (Величковский) (1722 – 1794), архимандрит Ня́мецкого монастыря, преподобный

Родился в 1722 году в городе Полтаве в семье протоиерея, 17-ти лет вступил в Любечский монастырь, перешел в скит Трейстены в Молдавии, оттуда — в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни.

Затем преподобный переселился на Афон, где основал особую монашескую общину — скит святого Илии. В 1758 году был рукоположен в священный сан.

В 1763 году преподобный Паисий с 64 монахами переселился обратно в Молдавию, по просьбе тамошнего господаря, для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни и был поставлен настоятелем монастыря Драгомирны. За три года число Драгомирнской братии утроилось. Устроитель братства отец Паисий написал и ввел устав по чину свв. Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Афонской горы. Основные идеи этого устава: нестяжательность, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанное рукоделие и бытовое благочиние (образцовая больница, странноприимница, церковные художества и др.).

Земля, на которой помещался Драгомирнский монастырь, после русско-турецкой войны в 1774 году отошла к римо-католической Австрии. Авва Паисий, не видя возможности мира духовного для православных в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю братию — 350 человек. Господарь Григорий Гика и митрополит Молдавский Гавриил предоставили им уединенный в горах бедный Секульский монастырь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Когда братия умножилась и преподобный Паисий стал просить о помощи в строительстве келлии, то ему было повелено переселиться с братией в богатейший Нямецкий монастырь, что он и исполнил в 1779 году, оставив часть братии в Секуле.

Прп. Паисий (Величковский). Прижизненный портрет

Житие в Нямецком монастыре преподобный Паисий устроил по образу Драгомирны и Секула — общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. Паства преподобного умножилась, были иноки более чем 10 национальностей и число их к 1790 году возросло до 10 тысяч человек. В то время это была самая многолюдная обитель Православной Церкви. В 1790 году преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита, продолжая окормлять по-прежнему Секул и другие окрестные монастыри и скиты.

На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламы и преподобного Нила Сорского. Преподобный Паисий приводил многочисленные доказательства и свидетельства святоотеческого почитания умной молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», которая есть и моление, и исповедание веры. «Умно-сердечная молитва — для преуспевающих, для средних — пение, то есть обычные церковные песнопения, для новоначальных — послушание и труд», — поучал старец.

Многотрудная жизнь старца подходила к своему земному концу. Поболев перед кончиной, он с миром преставился 15 ноября 1794 году, пожив 72 года. Преподобный Паисий был погребен в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня.

Его переводы с греческого на славянский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в славянской литературе, читались повсюду. Так, им изданы: «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, «Ответы» преподобных Варсонофия и Иоанна, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, «Восторгнутые класы» — сборник из творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое.

Преподобный Паисий является возродителем на Руси, после преподобного Сергия, школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви.

Молитвословия

Прп. Паисий (Величковский)

Тропарь, глас 2

Стра́нен быв на земли́,/ Небе́снаго Оте́чества дости́гл еси́,/ преподо́бне о́тче Паи́сие,/ добротолю́бия подви́жниче,/ ве́рных научи́л ум к Бо́гу возводи́ти/ и се́рдцем к Нему́ взыва́ти:/ Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий,// поми́луй мя, гре́шнаго.

Кондак, глас 8

Избра́нный и́ноческаго жития́ ревни́телю,/ я́ко пчела́ многотру́дная, писа́ньми оте́ческими ду́ши на́ша снабди́л еси́,/ коего́ждо наставля́я на путь спасе́ния./ Сего́ ра́ди зове́м ти:/ ра́дуйся, Паи́сие прему́дре,// ста́рчества духо́внаго в стране́ на́шей возроди́телю.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: