Кирилл Туровский: житие, слово и сочинения, памятник и почитание

Великий просветитель из Турова

17 июня, в день православного празднования Собора Белорусских святых, верующие вспоминают подвижников, воссиявших в Белой Руси за все времена христианства. В их числе – один из самых первых полесских святых, небесный покровитель города Турова, святитель Кирилл Туровский.

Ныне этот городок, что на реке Припять – совсем небольшой: меньше трех тысяч жителей. А когда-то, во времена Крещения Руси, был Туров столицей сильного княжества, для которого даже нашлось место в «Повести временных лет». Под 980 годом читаем: «Рогволод перешел из-за морья и держал власть свою в Полоцке. А Тур держал власть в Турове, от него же и туровцы прозвались». Примерно через восемь или девять лет жители тех мест приняли святое крещение по княжьему велению Владимира Святого.

Сегодня православные паломники и просто любознательные туристы едут в Туров главным образом затем, чтобы поклониться знаменитым Туровским крестам, свидетелям прихода веры христианской на землю Беларуси. Предание гласит, что эти кресты сами приплыли сюда из Киева по воде: сначала по Днепру, затем – по Припяти. А отправил их в путь сам князь Владимир. Туровские кресты вполне можно назвать не просто свидетелями тысячелетней истории православия, но свидетелями «живыми». Ведь каменные кресты в буквальном смысле «растут» из земли, увеличиваясь и в высоту, и в ширину. Что, конечно же, вызывает огромный интерес – как среди ученых, так и среди многочисленных туристов.

История этих крестов мистическим образом, через поколения, связана с судьбой небесного покровителя Турова, Полесья и всей Беларуси. Ведь свой духовный подвиг этот святой начал в Борисоглебском монастыре Турова. А при нем-то, собственно говоря, и располагалось кладбище, на котором ныне можно увидеть «растущие кресты». Взаимосвязь эта прослеживается и на Замковой горе, что в Турове. С 1993 года гостей Полесья привлекает величественная скульптура, установленная на этой горе: семиметровый памятник святителю Кириллу Туровскому. Он сделан из бетона и «одет» медью. На фоне каменного креста, удивительно напоминающего тот, что растет из земли на Борисоглебском кладбище, возвышается благообразный, богодухновенный старец с книгой в руке. На книге – крест… Скульптура выражает подвиг епископа Кирилла как выдающегося просветителя, проповедника и учителя, воссиявшего в этих краях почти девять веков назад.

«Почву» для возрастания такой выдающейся личности, как Кирилл Туровский, подготовили несколько поколений первых здешних христиан. В 1005 году в Турове возникла одна из первых на Руси церковных епархий. Появилась она благодаря усердию сына Владимира Крестителя, туровского князя Святополка, прозванного впоследствии Окаянным (как считают многие историки, совершенно напрасно, ибо никакой причастности к убиению своих братьев Бориса и Глеба князь Святополк, согласно новейшим исследованиям, не имел).

Примерно к тому же времени – началу XI века – относится и самая первая книга Белой Руси – рукописное Туровское Евангелие. Так что, надо полагать, край этот развивался в духовном плане стремительно и неуклонно. Есть сведения, что грамотность в Турове была на высоком уровне уже десять веков назад, а богатые люди даже имели домашние библиотеки. Существовало обширное по тем временам книжное собрание и в Борисоглебском монастыре Турова – эта обитель была возведена в честь первых общерусских святых Бориса и Глеба на рубеже XI-XII веков. Кстати, многие местные жители до сих пор верят старинному преданию, согласно которому на монастырском кладбище были похоронены в 1015-1017 годах и сами братья-страстотерпцы – Борис и Глеб.

В общем, святому Кириллу, родившемуся в Турове примерно в 1130 году, были предоставлены хорошие возможности для духовного образования и монашеского «делания»: родители его были весьма богаты, начитанны и благочестивы, а монастырь – вот он, пожалуйста. И с юных лет Кирилл выбрал для себя самый прямой и надежный путь: служение Богу, Церкви и людям. В чем, конечно, ему с готовностью помогали отец и мать, не жалевшие сил и средств на самые лучшие книги и наиболее сильных преподавателей. Кирилла обучали всем без исключения тогдашним наукам, в том числе – латыни и греческому. Причем педагоги были не только местные, но и приглашенные из Византии.

Есть сведения, что Кирилл сделал окончательный жизненный выбор, когда умер его отец. Надо было вступать во владение имуществом… И в тот момент будущий епископ решительно отказался от наследства, принял монашеский постриг в Борисоглебском монастыре. Случилось все это в 1161 году, когда Кириллу уже перевалило за тридцать – по тем временам солидный возраст, время остепениться и стать мудрым. Кирилл усердно постился и молился, изучал монастырскую библиотеку. Как пишет автор его жития, «стремясь к большему подвигу, он ушел в затвор на столп и прожил там некоторое время, работая в посте и молитвах, написал здесь многие Писании божественные».

Ему поручено было составлять «поучения» для монашествующих: был в то время такой жанр литературы. В дошедших до нас духовных назиданиях Кирилла Туровского можно прочитать, что святой учил иноков полному послушанию. По словам автора, монах, который выходит из повиновения игумену, не исполняет своего обета, а значит, и подвиг его монастырский напрасен.

Сочинял Кирилл и притчи – эта форма повествования была понятна и близка простому народу. Наиболее известна его «Притча о слепом и хромом», в которой рассказывается, как два незадачливых калеки решили обворовать виноградник. А ведь жизнь их до той поры была беззаботна: богатый хозяин, сжалившись над убогими, поручил им сторожить виноградник за достойную плату и кормежку… Нет, не выдержали соблазна, не утерпели! Согласитесь, в судьбе каждого человека, причем вполне здорового и сильного, бывают подобные искушения. И ничем хорошим они не заканчиваются, согласно поговорке: не ищи от добра добра.

Конечно, богословы XII века особенно ценили фундаментальные труды Кирилла, составленные им во время своего иночества в Борисоглебском монастыре. Такие, как «Ска­за­ние о чер­но­риз­ском чине от Вет­хо­го За­ко­на и от Но­во­го». Будучи монахом, Кирилл пребывал в затворе, не покидал келью, где «мно­га Бо­же­ствен­на Пи­са­ния из­ло­жи». Когда пришла пора избрать епископа на Туровскую кафедру, выбор пал на Кирилла.

В биографии святителя есть один весьма важный и в то же время – любопытный момент: его участие в киевском церковном соборе 1169 года. Запомнился этот православный конгресс тем, что осудил – и предал на истязания – владимирского епископа Феодора, который с позволения князя Андрея Боголюбского проводил линию на создание Владимиро-Суздальской митрополии, не подчиняющейся Киеву. Как известно, в том же 1169 году войска Андрея Боголюбского подвергли Киев жестокому разорению.

Читайте также:
Житие Александра Ошевенского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Но был в регламенте того собора весьма примечательный пункт: празднование 200-летия со дня упокоения святой равноапостольной княгини Ольги. Представляете? Оказывается, тяга к торжественному «отмечанию» славных дат была характерна и для наших далеких предков. Вот откуда пошла традиция всевозможных юбилеев! Тогда, в 1169-м, в честь святой княгини Ольги были проведены своеобразные литературные чтения – разумеется, богословского и духовно-нравственного характера. Одним из почетных ораторов стал епископ Кирилл Туровский – он прочитал доклад о роли святой Ольги в становлении православия на Руси, а возле ее золоченой раки в Софийском соборе впервые огласил сочиненный им канон святой равноапостольной Ольге. И еще – выступил перед собравшимися епископами и власть имущими с поучениями о правильном понимании христианской жизни. Были перед тем отправлены Кириллом Туровским и письма с вразумлениями к князю Андрею Боголюбскому, но… Разгром Киева все же случился, хоть сам владимирский князь и отказался возглавить полки, послал сына своего Мстислава.

Святитель Кирилл благополучно вернулся в Туров, к своей пастве. Он немало сделал для нее за время своего епископства. Например, в повседневной жизни прихожанам очень помогала книга Кирилла Туровского с пояснениями к главным церковным праздникам – он специально написал так называемые «слова» к годичному праздничному кругу. В общем, свой дар книжной премудрости епископ щедро раздавал современникам. Уже при жизни Кирилла Туровского его сравнивали с Иоанном Златоустом. Так и говорили: «Кирилл – наш Златоуст». При этом всеобщем почитании его талантов, святой отличался не слишком свойственной для той эпохи скромностью. О себе он смиренно говорил: «Я не жнец, а со­би­раю ко­ло­сья; я не ху­дож­ник в книж­ных де­лах». И всегда подчеркивал, что как бы ни были хороши духовные книги, они не могут заменить посещения храма Божьего.

Творения святого Кирилла были так же популярны в современном ему обществе, как и рукописные сборники великих отцов Церкви. К сожалению, многие богословские и литературные произведения Туровского святителя утрачены. Но и те, что дошли до нас, говорят о многом. В сочинениях епископа есть и глубина содержания, и высокая духовность, и литературное мастерство. Исследователи считают, что Кирилл в совершенстве овладел наукой толкования Священного Писания. Он сочетал яркую образность с изысканной стилистикой и художественностью слов. При этом, что особенно важно для понимания этой личности, Кирилл Туровский не только кратко цитировал заветы – он дерзал даже домысливать их, что применительно к кому-либо другому назвали бы не иначе, как отсебятиной. Но святому Кириллу удавалось добиться полного и гармоничного изложения библейских эпизодов с помощью «домысливания». В результате получалось яркое художественное произведение, одобряемое церковным начальством.

Смелость епископа проявлялась еще и в том, что в своих трудах он использовал не только христианские тексты, но и сюжеты из других вероисповеданий. Например, его притча «Беседа императора с раввином» имеет в своей основе Вавилонский Талмуд. И – надо же! – никто не преследовал Кирилла за такие «вольности». Это говорит о том, что Православная Церковь в те годы отнюдь не была мракобесной, «упертой». И произведения Кирилла Туровского «проросли» в жизнь многих поколений белорусов: молитвы, написанные им, впоследствии печатались Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в «Евангелии учительном» (Заблудов, 1569 год), в сборнике «Молитвы повседневные» (Вевис, 1615; Вильно, 1635) и других популярных изданиях XVI-XVII веков.

Литературное дарование Кирилла Туровского было столь велико, что долгое время он именовался многими исследователями – ни много ни мало! – автором «Слова о полку Игореве». Эта версия бытует среди некоторых специалистов и по сей день, хотя официально признана маловероятной.

Святитель Кирилл – один из тех святых, что почитаются не только православными, но и греко-католиками. Ведь на туровской земле еще со времен князя Святополка было значительное влияние латинского обряда: так, первую церковь здесь возвели именно как римо-католическую. А совсем недавно, в 2016 году, в Лондоне был возведен уникальный по своей архитектуре униатский храм в честь Кирилла Туровского. Этот храм – деревянный, что для британской столицы диковина. Ведь последняя из всех предыдущих деревянных церквей Лондона сгорела ровно за 350 лет до этого – при чудовищном пожаре 1666 года. Что ж, теперь есть новая церковь, и посвящена она великому белорусскому подвижнику благочестия.

Церкви во имя Кирилла Туровского также совершают богослужения в Нью-Йорке и Торонто. Конечно, православные храмы в честь этого почитаемого святого есть и в Беларуси: в Минске, Турове, Светлогорске. А в столице республики его имя носит Минская духовная академия. Там же, в Минске, возле Белорусского Государственного Университета в 2001 году был установлен памятник Туровскому святителю. Бронзовая скульптура Кирилла Туровского в 2004 году воздвигнута в Гомеле, в одном из театральных скверов города.

И на всех своих памятниках святитель Кирилл предстает либо с книгой, либо – со свитком в руке. Это – знак признательности святому со стороны потомков, как одному из столпов белорусской письменности, литературы… Да и белорусской культуры в целом.

Кирилл Туровский: житие, слово и сочинения, памятник и почитание

11 мая Православная Церковь чтит память святителя Кирилла Туровского. Его называли Русским Златоустом, но он сам не видел собственной заслуги в умении сочетать слова — и говорил о себе лишь как о проводнике «слов Божиих».

Столпник

«Сей блаженный Кирилл родился и вырос в городе Турове. Сын состоятельных родителей, он не любил, однако же, богатства и тленной славы сего мира; но прежде всего старался постигнуть учение Божественных книг и достиг совершенного их познания», — так сообщает житие о начале подвижнического пути Русского Златоуста.

Он обучался богословию дома от приглашенных греков и, достигнув зрелости, решил посвятить себя Богу. Его постригли в монахи приблизительно в 1161 году в Туровском монастыре (ныне — Гомельская область). Житие говорит: обычных монашеских трудов ему вскоре стало мало, и он затворился на столпе — отказавшись от людского общения, проводил свои дни на каменной башне с выстроенной наверху шаткой хижиной. Традиция столпничества пришла на Русь с Востока: Кирилл, как считают историки, стал первым русским столпником.

Читайте также:
Житие Григория Синаита - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Епископ

Уже в затворе Кирилл стал писать первые слова-проповеди. Усилиями переписчиков они распространялись в Турове и его окрестностях, чем снискали автору большую славу. Житие говорит, что туровчане просили князя поставить затворника Кирилла им во епископы — пораженные мудростью написанных им слов. Князь испросил на то разрешения Киевского митрополита и получил положительный ответ. Так затвор в жизни подвижника сменился попечением о пастве целого города и окрестностей.

В годы епископства Кирилла случилась и первая попытка северной Руси отделиться от церковного влияния южной, пишет историк Петр Знаменский. При великом князе Андрее Боголюбском северо-восточная Русь усилилась и стала заводить у себя новые самодержавные порядки. Владимирский князь был сильнее киевского, но в Киеве был митрополит, а во Владимирском княжестве только епископ. Стремясь иметь и церковную власть себе по статусу, князь Андрей отправил посла в Константинополь с просьбой поставить ему во Владимир особого митрополита — у него имелся уже и кандидат, некий монах Феодор. Византия отказала в просьбе русскому князю и посвятила Феодора только во епископа. Феодор, удрученный отказом, впал в настоящее безумие: он самовольно провозгласил себя митрополитом и попытался освободиться от подчинения Киеву. Тех же, кто увещевал его покаяться, он взялся «обирать, казнить и мучить».

В 1169 году Собор епископов осудил Феодора — одним из тех, кто выступил против его преступной деятельности, был святитель Кирилл, епископ Туровский. Феодора выдали Киевскому митрополиту, где его «обвинили его всеми винами и велели отвезти на Песий остров, где урезали язык, руку правую отсекли и глаза выкололи», — сообщают летописные источники.

Златоуст

На исходе жизни святитель Кирилл вернулся к уединенной жизни, с которой начал свое монашество. Он оставил Туровскую кафедру и посвятил себя написанию духовных сочинений — проповедей, притч, толкований на Евангелие и молитв.

На Руси сочинения Кирилла пользовались огромной популярностью: уже при его жизни их включали в рукописные сборники вместе с творениями святых отцов. Обученный в детстве учителями-греками, святитель усвоил от них и греческую традицию литературного мастерства. Он свободно обращался ко многим источникам — от Ветхого Завета до малоизвестных тогда на Руси работ египетских подвижников. Оттуда он черпал свои сюжеты, облекал их в причудливую аллегорическую форму, но в тоже время мысль его была ясна и понятна, отмечают исследователи его творчества. За умение слагать слова Кирилла прозвали Русским Златоустом. Спустя много веков, его даже прочили в авторы «Слова о полку Игореве», впрочем, эту версию современная наука считает несостоятельной.

Подобно святым отцам русский Златоуст наставлял: прежде всего, нужно искать ответов в священном Писании. «Это и душу делает целомудренной, и к смирению направляет ум… и к духовным трудам тело укрепляет, и пренебрежение к этой земной жизни, и богатству, и славе дает, и все житейского мира печали отводит. Потому и прошу вас, постарайтесь прилежно читать святые книги, чтобы, Божьим насытясь словом, вечной жизни несказанного блаженства достичь… Давайте не просто проговорим, языком написанное произнося, но, с рассужденьем вчитавшись, постараемся делом исполнить это». Эти слова, сказанные девять веков назад, нередко звучат в пастырских проповедях и сегодня.

Святитель закончил земную жизнь в 1183 году, завещав похоронить себя в родном Туровском монастыре. Русский Златоуст, он до последнего дня отрицал наличие у себя особого проповеднического дара: «То не от себя говорю, но раздаю слова Божии…»

Кирилл Туровский: житие, слово и сочинения, памятник и почитание

Кирилл Туровский (ок. 1130 – не позднее 1182), епископ, духовный писатель, которого современники называли “Златоустом, паче всех воссиявших на Руси”. Кирилл прилежно изучал божественные книги и был начитан в них. Постригся в монахи, предавался аскезе, стал затворником, “столпником”. По просьбе князя и народа в 1169 стал епископом в г. Турове. Кирилл активно участвовал в политической и идеологической борьбе своего времени, возможно, в теологических спорах. В “Сказании” (XIII в.) сообщается, что он обличал лжеучение Федора, поставленного епископом кн. Андреем Боголюбским без санкции Киевского митрополита. Толкование притчи о Слепце и Хромце (“Притча о душе и теле”) является обличительным памфлетом против ростовского еп. Федора. Кроме того, Кириллу принадлежат “слова” на церковные праздники, каноны, молитвы, похвалы святым. В своих произведениях он опирался на византийские образцы знаменитых проповедников Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Симеона Логофета, Епифания Кипрского и др., в его “словах” ораторское красноречие Древней Руси достигло расцвета. Кириллу Туровскому приписываются многочисленные произведения, из которых бесспорно ему принадлежат уже упомянутая “Притча о душе и теле”, “Повесть о белоризце и о мнишестве”, “Сказание о черноризском чине”. Наиболее известны его “слова”, написанные на двунадесятые праздники и на воскресные дни пасхального цикла. Его творения, поражающие своей духовной красотой, показывают блестящее знание святителем греческого языка и святоотеческой литературы. Они составляли излюбленное чтение наших предков и были широко известны в других славянских странах. До нас дошли его двадцать четыре молитвы, покаянный канон и двенадцать проповедей, посвященных монашеской жизни и главнейшим праздникам.

За год до своей кончины он вернулся на покой в свою обитель и окончил там свою жизнь в строгих иноческих подвигах.

Память свт. Кириллу отмечается 28 апреля/11 мая и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.

Кирил (? – 1183) – св. Туровский Православный проповедник и писатель, живший в 30-80-е гг. XII в., туровский епископ. До поступления в туров. Борисоглебский монастырь получил широкое по тем временам образование, хорошо знал греч. яз. и визант. лит-ру. После пострижения в монахи, не довольствуясь строгой жизнью обыкновенных иноков, блаженный Кирил, по примеру вел. столпников Востока, 1-м из русских стал подвизаться на столпе и своей святостью обратил на себя внимание туров. кн. Юрия Ярославича. В 1174 он, по настоятельной рекомендации последнего, г. был рукоположен в туров, епископы. Из-за любви к уединению Кирил оставил (1182) кафедру и последние месяцы жизни провёл в уединённой молитве. Канонизирован рус. рравослав. церковью. Широко известно его писательское наследие: 8 «слов» на различные церк. праздники, «Притча о человечестей души и о телеси», «Послание к Василию, игумену Печерскому», «О белоризце человеце и о мнишестве» и др. Эти произведения пользовались большой популярностью и переписывались рус. книжниками в течение ряда веков вместе со «словами» и поучениями мастеров визант. оратор, искусства. Кирил в своих произведениях пользовался историч. повестью Г. Амартола и перевёл с греч. отрывок, в котором изложено представление греч. писателя об историках и поэтах. Как публицист, Кирил живо реагировал на политич. события на Руси. Так, во время столкновения рост. епископа Феодора с влад. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским по поводу независимости епископа от киев. митрополита Кирил стал на сторону Андрея Боголюбского и требовал единства рус. церкви. В 1160-е гг. написал несколько посланий к Андрею Боголюбскому. Для творчества Кирил характерна наглядность сравнений, взятых иногда из мира природы. Его сочинения отличаются народным сказом речи и являются важным литературным источником бытового характера. Кирил пользовался также мотивами народного творчества. Наряду с этим, его произведениям на религ. сюжеты свойственны витиеватость, изысканность и запутанность изложения.

Читайте также:
Игумен Даниил - житие и хождение, история и факты о паломничестве, дни памяти и почитание

Использованы материалы из кн.: Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь.

Кирилл Туровский, епископ Туровский не позднее чем с 1169 (? — до 1182), крупнейший древнерусский мыслитель и писатель, православный святой. Всю свою жизнь он прожил в Турове, небольшом городе на р. Припяти, центре Турово-Пинского княжества. Выходец из богатой семьи, он получил прекрасное богословское образование, кроме того, специально обучался красноречию. Уже в зрелые годы Кирилл ушел в монастырь. Стремясь к подвигам во имя Христова и не удовлетворясь обычными монашескими тяготами, он через некоторое время покидает обитель и затворяется «в столп» — уединенную башню, где предается духовному самосовершенствованию и литературным занятиям. Авторитет туровского затворника был столь велик, что, по инициативе местного кн. Юрия Ярославича, Кирилл возводится в сан епископа (это произошло до 1169).

Став епископом, Кирилл принимает активное участие в церковно-политической борьбе. В это время Владимирский кн. Андрей Боголюбский поставил в Ростове епископом некого Феодора, выгнав из города епископа-грека. Киевский митр. Константин, тот самый, который сместил Климента Смолятича, резко воспротивился своевольству и, призвав на помощь константинопольского патриарха, потребовал отменить поставление. В итоге Андрей Боголюбский уступил, а «лжеепископ Феодорец» — как презрительно называют его летописные источники — был обвинен в ереси и казнен в 1169. Во всех этих событиях Кирилл Туровский занимал сторону киевского митрополита. Более того, именно об обличении Феодорца, как главной заслуге Кирилла, говорится в его проложном Житии.

Кирилл Туровский оставил большое литературное наследство, несравнимое с наследием иных отечественных мыслителей того времени. За свои таланты уже вскоре после смерти он был прозван «вторым Златоустом», «просиявшим на Руси». Большое количество произведений Кирилла Туровского, дошедших до нашего времени, свидетельствует о значительной популярности сочинений этого мыслителя в русском обществе. Кирилл Туровский, яркий, талантливый художник, великолепно владевший словом, образом, стилем, умел так излагать свои мысли, что на протяжении всего времени чтения внимание читателя не ослабевало. Кирилл Туровский выступал как прямой преемник школы византийских проповедников, чьи трактовки христианского вероучения набирали все большую силу в XII — XIII вв. Из сочинений Кирилла Туровского особый интерес представляет его «Притча о человеческой душе и теле» (др. название — «Повесть о слепце и хромце»).

Произведения Кирилла Туровского пользовались такой популярностью и авторитетом, что включались в рукописные сборники наряду с творениями отцов Церкви. И это было вполне заслуженно — ведь его сочинения отличались не только глубиной содержания, но и высочайшим литературным мастерством. Один из первых исследователей его творчества И. П. Еремин отмечал, что именно Кирилл Туровский довел до совершенства метод символически-аллегорического толкования Священного Писания, сочетая смелую образность изложения с изысканной стилистикой и настоящей художественностью слова.

Причем Кирилл не ограничивал себя лишь цитированием ветхо- и новозаветных сюжетов. Нередко он домысливал их, дописывал, превращал в пространное повествование. Так, используя небольшой эпизод об исцелении Иисусом Христом человека, страдающего параличом (Ин. 5; 1—19), Кирилл Туровский пишет «Слово о расслабленном». В этом «Слове», домыслив евангельский эпизод, он создает грандиозную картину взаимоотношений человека с Богом, по сути дела, обобщенный портрет человечества.

Интересно, что в своих произведениях Кирилл порой использовал тексты неканонические, а то и нехристианские. Напр., в основе «Притчи о человеческой душе и о теле» лежит сюжет, взятый Кириллом из Вавилонского Талмуда («Беседа императора Антонина с раввином»). Где могла возникнуть славянская переработка этого сюжета, которой, судя по всему, и воспользовался Кирилл Туровский, в Болгарии Х в. или в Древней Руси, хорошо знакомой с иудеями и иудаизмом, сказать сегодня трудно.

Главная тема религиозно-философского творчества Кирилла Туровского — проблема человека и его служения Господу. В самом деле, лишь человек, как «венец Творения», способен бороться за торжество Божией правды на земле.

Кирилл создает в своих сочинениях похвальную песнь человеку, ради которого Господом создан весь мир. «Аз бых человек, да Богомь человека сътворю! — восклицает Кирилл Туровский устами Иисуса Христа в “Слове о расслабленном”. — …И кто ин Мене верней служай тобе? Тобе всю тварь, на работу створих; небо и земля тобе служита — оно влагою, а си плодомь. Тебе ради солнце светом и теплотою служить, и луна съ звездами нощь обеляеть. Тебе ради реки рыбы носять и пустыни звери питаеть!» И главное: «Тебе ради, бесплътьн сы, плътию обложихъся, да всех душевныя и телесныя недугы ицелю! Тебе ради, невидим сы ангельскым силам всем, человеком явихъся, не хощю бо Моего образа в тлении презрети лежаща, нъ хощю и спасти и в разум истиньный привести. И глаголеши: Человека не имам!»

Но именно потому, что человек есть Божие творение, он обязан подавлять в себе все земное, плотское и греховное ради чистоты духовной. В «Притче о человеческой душе и о теле» (второе название — «Слово о слепце и хромце») Кирилл в символически-аллегорической форме раскрывает перед читателями существо взаимоотношений тела и души.

Читайте также:
Ефрем Сирин: житие и биография святого, книги и творения

Суть притчи такова. Некий домовитый человек, устроив виноградник, посадил охранять свои владения слепца и хромца, понадеявшись на то, что эти убогие люди не смогут проникнуть за ограду. За исполнение работы он пообещал им плату, за воровство — наказание. И все же сторожа соблазнились легкой добычей, хромец сел на слепца, они вдвоем вошли в виноградник и украли все добро, за что и были наказаны.

Кирилл Туровский насыщает эту притчу многочисленными образами. Домовитый человек — это Бог Отец, Его Сын — это Иисус Христос, виноградник — это земля и мир, а то, что внутри виноградника — рай, ограда вокруг виноградника, — Закон Божий и заповеди, слуги домовитого человека — ангелы, пища — Слово Божие, незапертые ворота — устроенный Господом порядок и возможность познания «Божия сущьства». Наконец, образы хромца и слепца. «Хромець есть тело человече, а слепец есть душа», а вместе они — образ человека. При этом «тело без душа хромо ест и не наричеться человек, но труп».

В толковании Кирилла, смысл притчи в том, что Господь, создав мир и землю, обещал даровать ее в свое время человеку, но человек, преступив закон Божий, решил сам взять обещанное.

Интересно, что в интерпретации Кирилла Туровского инициатором преступления становится слепец (т. е. душа) — именно слепец услышал сладкий запах из виноградника и уговорил хромца обокрасть виноградник, именно он несет на себе хромца. Туровский специально комментирует этот сюжет: «Вижь душевное бремя грехъ».

Однако виновен и хромец, даже, быть может, более виновен, нежели слепец. Ведь это хромец расписывает прелести виноградника и соблазняет ими слепца, перед чем слепец не может устоять. Иначе говоря, тело — это непосильное бремя для души, которая не может устоять перед телесными соблазнами и тем самым обрекает человека на преступление перед Господом. «Се помышления суть ищющехъ не о Бозе света сего санов и о телеси токмо пекущихся, не чающихъ ответа о делехъ въздати, но акы суетну пару свою душу в ветръ полагающем».

Но в результате виновны оба — и хромец, и слепец. Первый — потому что искушал, второй — потому что не устоял перед искушением. Причина же тому — забвение Божиих заповедей, излишняя забота о теле и безразличие к своей душе: «бесстрашие Божия заповеди и о телеси печение нерожение же о своей души».

Однако и это не главная причина. Основная причина совершения греха — забвение страха Божиего, ибо все искренне верующие и жаждущие посмертного воскресения руководствуются именно страхом Божиим: «Никто же бо страх Божий имея, в плотскых прельститься… — никто же смерти чая и по смерти пакы въскресения». В др. месте Туровский пишет: «Покайся о злобе, о зависти, о льсти, о убийстве, о лжи, смирися, постися, бди, на земле лежи. Но понеже сего створи, но изыде от лица Божия — недальствомь земля, но неименьемь страха Божия при свои души».

В этом случае Кирилл Туровский явно является продолжателем «линии Феодосия», развивающим именно византийскую традицию в русском Православии. Это тем более заметно в сюжетах, посвященных Церкви. В толковании «Притчи о человеческой душе» Кирилл Туровский постоянно проводит идею Церкви как главного вместилища Божьей благодати. При этом в его толкованиях появляются трактовки роли Церкви, которых не было в сочинениях, напр., Илариона, Климента Смолятича или Иакова Мниха. Так, говоря о Крещении Руси, Иларион и Иаков Мних пишут прежде всего о роли кн. Владимира и, конечно же, Самого Господа, просветившего русского князя. Кирилл Туровский делает уже совсем др. акценты. «Рай бо место есть свято, яко же церкви олтарь, — пишет Кирилл Туровский. — Церкви бо всемъ входна. Та бо ны есть мати, поражающи вся крещениемъ и питающи живущая в ней нетрудно, одевающи же и веселящи вся вселшаяся в ню».

Следовательно, в XII в. в жизни русского общества значительно возрастает роль самой Церкви и именно с ней связывается сам факт крещения, а значит и возможности посмертного спасения. Более того, смысл служения Господу начинает связываться не столько с добрыми делами, сколько с ревностным исполнением обетов и ритуалов. Да и само служение Господу, восходящее к идее страха Божиего, приобретает более мрачные черты, нежели это понималось в раннем русском христианстве.

Нельзя не рассмотреть и еще одну проблему, которая выражена Кириллом Туровским в аллегорических образах «Притчи о человеческой душе и о теле» — проблему познания. Как можно заметить у Кирилла, в полном соответствии с догматами, Господь дает человеку знания только в форме Откровения и запрещает ему преступать те пределы познания, которые Он установил. Однако человек то и дело впадает в «Адамово высокомыслие» и, побуждаемый греховными желаниями, постоянно нарушает Божественный запрет. Тем самым человек обкрадывает сам себя, как обокрали сами себя слепец и хромец. Поэтому Кирилл резко осуждает любые попытки своеволия в области познания и признает абсолютную непознаваемость «внутренней сущности» Бога.

Вывод же, который делает Кирилл Туровский из своих рассуждений, однозначен — каждый человек должен крепить свою душу и изгонять телесные искушения. Только тогда перед ним откроются врата Царства Небесного, и он будет достоин вечного спасения.

В этом смысле мировоззренческие устои Кирилла Туровского были более чем крепки. И в жизни, и в своих сочинениях он выступает как сторонник «печерской идеологии», мистико-аскетической трактовки христианского вероучения. «Что есть древо животное? — спрашивает Кирилл и отвечает: — Смиреномудрие, ему же корень исповеданье… Того корене стебло — благоверье… Того стебла многи и различны ветви — мнози бо, рече, образи покаяния: слезы, пост, молитва чиста, милостыни, смирение, вздыхания и прокая. Тех ветвий добродетелий плод: любы, послушанье, покорение, нищелюбье — мнози бо суть путье спасения».

Следовательно, не само крещение открывает путь человеку к спасению, но постоянная, каждодневная, ежесекундная забота о душе, чистая молитва, смиренность, покаяние, смирение и т. д. Иначе говоря, истинный путь спасения открыт только иноку, причем иноку, соблюдающему самые жесткие правила монашеского жития. Более того, Кирилл — приверженец самых суровых форм монашества — затворничества и столпничества. Ибо только абсолютный отказ от мирских, плотских забот и полное смирение отождествлялись у него с идеей служения Господу, чему человек обязан посвятить свою земную жизнь.

Читайте также:
Паисий Величковский - житие и биография старца, труды, письма и послания, почитание и дни памяти

В «Слове о бельцах и монашестве» Кирилл Туровский утверждает, что монах должен носить самую грубую одежду — власяницу, суконные одежды или облачения из козьих шкур, ибо «всяка бо добра риза и плотьское украшенье чюжь есть игумена и всего мнишьскаго уставленья». Монастырский устав должен быть таков, чтобы «никтоже своевольство имать, но всеем вся обьща суть, суть бо вси под игуменом, аки уди телеснии под единою главою, съдеръжыми духовными жилами». И Кирилл Туровский далее усиливает аскетический аспект монашеской жизни, говоря, что истинный монах — это полный аскет и молчальник: «А иже в нем седяй мужь, в последний нищете, — се есть весь чернечьскый чин. Седение же безмолвие являеть…».

Поэтому монастырь, в его понимании, — это идеал, образец земного существования, единственное место, где человек может справиться с дьявольскими искушениями. Более всего Кирилл Туровский прославляет Киево-Печерский монастырь и его игум. Феодосия Печерского, говоря, что он больше всех возлюбил Бога, но и Бог его за это возлюбил больше всех: «И все яве есть от Федоса игумена Печерьского, иже в Киеве, понеже нелицимерно мнишьствова възлюбив Бога и братью свою акы своя уды; темже и Бог възлюби и место его ради прослави паче всех, иже монастырь в Руси».

И недаром сам Кирилл Туровский считается духовным наследником Феодосия Печерского, самым ярким и талантливым представителем византийской традиции в отечественной религиозно-философской мысли XII в.

Так же как и Феодосий Печерский, Кирилл Туровский был непримирим ко всякого рода ересям и инакомыслию. Так, в «Слове и похвале святым отцам Никейского собора» он яростно обличает арианство, которое, видимо, еще таилось в каких-то русских христианских общинах. Особое неприятие вызывало у Кирилла какое-либо покушение на единство Церкви. Поэтому «Притча о человеческой душе и о теле» — это, помимо прочего, острый памфлет, написанный в к. 60-х — н. 70-х XII в. по мотивам «дела Феодорца» («слепец» — это ростовский еп. Феодор, «хромец» — Андрей Боголюбский, который и в самом деле был хромым).

Но, если вспомнить, поучения прп. Феодосия были направлены прежде всего к монашеской братии и к киевским князьям. Кирилл Туровский идет дальше — он формулирует «печерский идеал» как идеал общественный, как нравственный призыв, обращенный уже ко всему русскому обществу.

Кирилл Туровский причислен к лику святых, день памяти 28 апр. (по н. ст. 11 марта).

Кирилл Туровский

Биография

Православный богослов и просветитель XII века Кирилл Туровский снискал славу как самоотверженный проповедник Божьего слова и обладатель глубоких церковных знаний. В его биографии сплелись и монашеское затворничество, и всенародные слава и доверие, возведшие его в сан епископа, и серьезная просветительская работа. Кирилл Туровский оставил после себя огромное литературное наследие: проповеди, притчи, молитвы. Все это и по сей день привлекает неподдельное внимание исследователей, открывающих новые грани духовного развития этой просветленной личности.

Детство и юность

Просветитель Кирилл родился приблизительно в 30-е годы XII века в Турове. Сегодня этот древнейший город входит в состав Республики Беларусь, расположен в Гомельской области. Тогда же Туров являлся столицей одноименного княжества.

Портрет Кирилла Туровского / Почта Беларуси

Отец Кирилла, как пишут источники, был приближен ко двору князя и являлся человеком обеспеченным. Однако мальчик с ранних лет не выказывал интереса к материальным благам, напротив, стремился к познанию духовного начала, изучал жития святых, читал много церковных и богословских книг. Кирилл рано познакомился с наследием таких авторов, как Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Епифаний Кипрский и других.

Туров в то время был культурным и религиозным центром, поэтому здесь царили передовые идеи духовной мысли. Будущий епископ получил надлежащее домашнее воспитание и образование: помимо церковных дисциплин, изучал языки, искусство, был подкован в музыке.

Служение

Кирилл рано пришел к решению посвятить жизнь Божьему служению. Но постриг не принимал до зрелого возраста, считая, что сначала должен постичь глубокие канонические знания. В 1161 году, как упоминают источники, Кирилл решился принять постриг в туровском Борисоглебском монастыре. Предварительно послушник отказался от богатого родительского наследства и навсегда оставил за порогом монашеской кельи радости личной жизни и мирских удовольствий.

Икона Кирилла Туровского / Википедия

Проведя годы в строгом послушничестве, Кирилл получает назначение настоятелем в обычный туровский монастырь, где стал осуществлять работу сродни образовательной – он делится собственными глубочайшими знаниями с молодыми монахами, дает советы, наставляет. Главное в философии Кирилла – «быть подобными ризе: по своей воле творить, пока ее не надели, а после уже не мыслить своего, даже если разорвут ее на тряпье».

Истинным духовным подвигом стало добровольное затворничество настоятеля Кирилла, который, желая еще больше приблизиться к Божьему таинству и усилить служение, уединяется в столпе (тесная башенная келья), где проводит дни и ночи в молитве. Именно в это время начинается его литературно-просветительская деятельность. В затворничестве Кирилл пишет большинство произведений – писаний, поучений и книг о духовной жизни.

Белорусская церковь Святого Кирилла Туровского в Лондоне, Англия / Википедия

Слава о мудром столпнике распространилась по всему Турову и за его пределами. К нему съезжались за советами как в мирских, так и в духовных делах. Все это привело к тому, что в 1169 году (так сообщает Ипатьевская летопись) по инициативе князя и поддержке жителей Кирилл был рукоположен в епископы Турова. Новый святитель много трудится, пребывая в ответственном сане: он умело управлял епархией, проводил многочисленные проповеди в храмах, заботился о благополучии паствы и церковной благодати.

Не обходилось без мудрого вмешательства Кирилла и в государственно-политических делах. Так, например, в 1169 году русская церковь оказалась в центре скандала: владимирский князь Андрей Боголюбский поставил в Ростове епископом некоего Феодора, который предпринял попытку отделиться от Киевской митрополии.

Церковь Святого Кирилла Туровского в Торонто, Канада / Википедия

Читайте также:
Предсказания Лаврентия Черниговского: пророчества преподобного о последних временах и России

Конечно, это вызвало возмущение со стороны киевского митрополита Константина – он потребовал убрать самозванца. В этом заявлении его поддержал и святитель Кирилл. Именно он стал главным разоблачителем «ереси» Феодора, которого впоследствии судили и предали казни. В сане главы епархии преподобный Кирилл пребывает до 1182 года, после чего удаляется от церковных дел и целиком посвящает себя духовно-творческой деятельности.

Литературная деятельность

Считается, что еще в период иночества Кирилл написал 3 знаменитых сочинения, в их числе – «Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового».

Список «Слова на Вознесение Господне» Кирилла Туровского / Жыве Беларусь

За годы творчества святителем Кириллом написаны десятки трудов: притчи про душу и тело, сказания, исповедальные молитвы, проповеди на церковные праздники. Все они объединены в масштабное богословское и литературное наследие, которое трудно переоценить, учитывая то, что написаны все сочинения в очень ранний исторический период. По сути, каждая книга Кирилла – памятник древнего литературного искусства. В большей степени это касается так называемых «слов» (до наших дней дошли 8 слов Кирилла Туровского) – молитв на каждый день для церковных служб.

Популяризации трудов святителя способствовало то, что он не использовал сплошь канонические тексты в своих произведениях, а позволял себе домысливать и дописывать евангельские сюжеты. К таковым относятся «Притчи о человеческой душе», «Слово о расслабленном», где он, образно говоря, создает обобщенный портрет человечества.

Книга Кирилла Туровского «Молитвы на дни пасхальной седмицы» / Википедия

Главное, на чем делает акцент автор в собственной литературной философии – проблема человека и его служения Господу. При этом Кирилл демонстрирует яркий талант художника слова, который заботится об интересе читателя, даря ему увлекательный сюжет и доступный слог.

Сочинения бывшего епископа пользовались такой популярностью и авторитетом, что включались в рукописные сборники вместе с творениями отцов Церкви. А сам он прозван «вторым Златоустом». О себе Кирилл смиренно говорил:

«Я не жнец, а собираю колосья; я не художник в книжных делах…».

Кроме того, исследователи отмечают и ораторское искусство, которым владел богослов.

Смерть

Святитель Кирилл Туровский скончался 28 апреля около 1183 года. В источниках нет информации о том, по какой причине произошла смерть богослова.

Памятник Кириллу Туровскому в Гомеле / Борис Мавлютов, Википедия

Он завещал похоронить себя рядом с почитаемыми учителями у церкви святителя Николы в Турове. Прославленного богослова, просветителя и духовного деятеля Русская православная церковь причислила к лику святых.

Житие Ефрема Сирина

Первые века нашей эры — время истинных подвижников веры, заложивших основу христианского вероучения. Ефрем Сирин — один из самых известных толкователей библейских текстов, автор множества молитв и поучений, снискавший уважение и почёт ещё во время земной жизни.

Жизнеописание

Подлинных свидетельств о жизни преподобного Ефрема сохранилось мало. Некоторые факты его биографии находятся в житийных текстах его современников и его собственных произведениях.

Детство и юношеские годы

Ефрем родился в 306 г. в городе Низибия, располагающимся на территории Месопотамии (сегодня этот населенный пункт находится на юго-востоке Турции). Разные источники дают противоречивые сведения о семье будущего святого мужа. По одной из версий Ефрем родился в семье языческого жреца, который выгнал юношу из дома после обращения его к истинной Вере.

В официальном житии, изложенном Дмитрием Ростовским, говорится, что будущий Учитель Церкви родился в бедной семье земледельцев, которые вели праведный образ жизни и приучали своих детей к христианскому смирению.

Несмотря на христианское воспитание мальчик проявлял взрывной характер, совершал несдержанные и необдуманные поступки. Один из них оказал серьёзное влияние на жизнь Ефрема. У одного бедняка была единственная корова, которую молодой человек выпустил из загона. Животное долгое время скиталось по городским окрестностям, а затем обессиленное животное стало добычей хищника.

Читайте о православных святых:

Виновник не признался, что в виноват в этом несчастье. Через некоторое время родители отправили Ефрема с поручением за город. В пути он встретил пастуха, с которым выпил вина и уснул глубоким сном. Утром из отары пропала одна и овца. В этом происшествии обвинили юношу. Он провёл в заточении более двух месяцев.

Вместе с Ефремом в каземате томились ещё два невинных человека. Однажды юноше во сне явился мужчина, который сказал, что причина его испытаний кроется в прошлом, и посоветовал вспомнить все свои поступки.

Невинный узник вспомнил случай с коровой бедняка и понял, что несёт справедливую кару за прошлый грех. Юноша искренне раскаялся в своей необдуманной шутке. Сразу же после осознания содеянного Ефрема оправдали и отпустили, а наказание понёс пастух, укравший овцу в пьяном угаре.

Интересно: это событие повлияло на решение молодого человека изменить свою жизнь и посвятить себя служению Господу.

Подвижническая жизнь

Ефрем покинул отчий дом и удалился в пустыню, где предавались молитвенной аскезе отшельники. Особое влияние на молодого пустынника оказал старец, который остался в истории христианства под именем святителя Иоакима Низибийского.

Новоявленный отшельник перенял у духовного учителя множество важных иноческих качеств, укрепляя дух и веру в Господа. Отец Небесный множество раз проверял смирение своего угодника. Однажды Ефрема обвинили в греховной связи с дочерью одного из городских богачей, результатом которой стала беременность девушки.

Молодой отшельник не противился наветам и не стремился оправдать себя. Когда родители девицы принесли ему для воспитания младенца, монах попросил местного епископа подняться с малышом на амвон. Стоя у алтаря, праведный муж вознес молитву Господу и попросил открыть имя настоящего отца младенца.

В ответ устами ребёнка было провозглашено, что греху блуда предавался церковный эконом, носящий то же имя, что и молодой отшельник. Узрев случившееся чудо, обвинители осознали, что с Ефремом пребывает благодать Господня.

Праведник сопровождал своего учителя на первый Вселенский собор, проходивший в 325 г. в городе Никея. Молодой инок проявил себя как защитник христианских догматов и последовательный противник ересей. При этом отмечается, что юноша обладал ораторским даром, основанным на твёрдой вере в христианское учение.

В 337 г. по молитве праведника произошло ещё одно чудо. Нибизию осадил персидский царь Сапор. Епископ Иоаким призывал утешал свою паству в городском храме, а его ученик в это время молился на стенах. Небесный Отец услышал молитвы своих детей и наслал на неприятельские отряды орды насекомых. Испугавшись Сапор отступил в поселения.

Читайте также:
Житие Иоанна Лествичника - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Епископ Иоаким умер в 350 г. Через некоторое время Ефрем решил перебраться в Эдессу, являющуюся в то время одним из духовных центров христианского мира.

Пребывание в Эдессе

В древнем городе, располагающемся на юго-востоке современной Турции, хранился образ «Спаса Нерукотворного». Сюда же после воскресения Христа отправился нести Слово Божие апостол Фаддей. Эти обстоятельства привлекали сюда множество праведных мужей, стремящихся познать благодать Божию.

Интересно! Приближаясь к городу, праведник просил Господа послать ему сведущего в богословии мужа, чтобы в беседах с ним возвышать дух и раскрывать сердце и разум Господу. Подойдя к городским воротам, он увидел женщину, разглядывающую его.

Ефрем укорил её за вызывающее поведение и услышал остроумный ответ: так как женщина создана из ребра мужчины, она и должна смотреть на него, а муж же создан из земли, поэтому должен рассматривать почву под своими ногами. Ответ показал праведнику, что благоразумием обладает любое Божие создание, независимо от пола.

Некоторое время будущий святой работал в городских банях. Он проповедовал христианское учение среди язычников, живущих в городе. Сила его слов привлекала множество людей, которые обращались в истинную Веру.

Одну из таких речей услышал старец Иулиан, который пригласил молодого праведника в пещерный монастырь, расположенный недалеко от города. Иноки жили в пещерах, проводя дни в молитвах, чтении Священного Писания и праведных трудах.

Их пример воодушевил Ефрема на новые духовные подвиги. Через некоторое время во время слёзной молитвы он получил откровение, в котором Господь благословлял его на новое служение, заключающееся в прославлении Его через писательские труды.

Просветительство

Первым серьёзным литературным трудом отшельника стало толкование Моисеева Пятикнижия. Это сочинение высоко оценили современники Ефрема. Простые миряне и иноки потянулись к религиозному писателю, но он тяготился всеобщим вниманием и удалился на одинокую гору, поросшую труднопроходимым лесом.

Но Господь послал к отшельнику своего вестника, возвестившего, что инок должен продолжать миссионерское служение. Внемля Воли Божией, праведник вернулся в Эдессу и продолжил своё творчество. Его работы можно разделить на следующие виды:

  • толкование Священного Писания;
  • наставления мирянам и инокам;
  • ответы на основные религиозные и догматические вопросы;
  • сочинения обличающие людские грехи.

Из своих учеников Ефрем организовал духовное училище, которое долгое время после смерти основателя продолжало подготавливать священнослужителей.

Путешествие

Стремясь к духовному росту, Ефрем Сирин в сопровождении ученика отправился в египетскую пустыню, в которой процветала иноческая жизнь. По пути он общался с многими иноками. Но наибольшей удачей он считал встречу с известным отшельником Паисием.

На обратной дороге путешественники остановились в Кесарии Каппадокийской, где известный писатель познакомился со святителем Василием Великим. Известный сподвижник предложил иноку возвести его в епископский сан, но Ефрем отказался, посчитав, что не достоин этой чести. Он принял сан диакона и отправился в Эдессу.

Окончание земного пути

Вернувшись из путешествия, Ефрем Сирин уединился в своей пещерной келье. Он хотел провести оставшееся время земной жизни в молитвенном уединении. Но в это время в Эдессе начался голод, и жители призвали праведника для помощи.

Он призвал богачей вспомнить о христианских добродетелях и проявить милосердие к беднякам. Богатые горожане восприняли слова проповедника и стали выделять средства для нуждающихся людей, а также организовали богадельню.Через некоторое время после возвращения в келью, старца одолел тяжёлый недуг.

Множество людей пришли к его пещере в надежде на последнее наставление и благословение. Знаменитый праведник успел принять всех пришедших к нему людей и огласить свою последнюю волю. Он просил не устраивать пышных похорон и просил возносить за него посмертные молитвы. Ефрем Сирин тихо отошёл в Царство Небесное в 372 году.

Поэтическое наследие

Свои многочисленные труды Ефрем Сирин составлял на сирийском языке. Затем они переводились на греческий, латинский, арабский, армянский, грузинский и славянский языки. Тексты, созданные преподобным мужем, доказывают, что он был знаком с трудами христианских учёных, античной мифологией и естествознанием.

Наиболее выдающимися произведениями религиозного автора являются толкования Священного Писания. Большая часть сочинений святого праведника относится к жанру проповеди, которая строится на учении о Благодати Божией, которая является целью жизни каждого человека.

Большинство проповедей представляет собой обширные поучения, посвящённые какой-либо конкретной теме. Среди них выделяются следующие произведения:

  • Семь слов о втором пришествии Христовом;
  • О терпении;
  • О вере;
  • О посте;
  • О воскресении мертвых.

Догматические произведения Ефрема Сирина пересказывают основные положения христианского учения, не пытаясь дать им толкование. Он не рассматривает религиозные догмы через призму учёности, а призывает неукоснительно им следовать.

Интересно: первый перевод произведений праведника на русский язык, вышедший в середине XIX в., содержал всего 250 сочинений, в то время как на греческом языке существует более тысячи заглавий.

Ефрем Сирин — выдающийся христианский проповедник и учитель Церкви. Его жизненный путь показывает, что раскаявшийся человек может изменить свою жизнь и обрести Господа в своём сердце.

Преподобный Ефрем Сирин

Прп. Ефрем Сирин

Эта сияющая звезда Церкви явилась на Востоке в далеком Нисибине, в Месопотамии, около 306 года. Отец преподобного Ефрема [1] был языческим жрецом. Он выгнал сына из родного дома за сочувствие христианской вере. Тогда юношу принял святой епископ Иаков (память 13 января) и наставил его в любви к добродетелям и постоянному усердному размышлению над словом Божиим. Изучение Священного Писания зажгло в преподобном Ефреме огонь, заставлявший его презирать суету и заботы мира сего и возноситься душой к наслаждению небесными блаженствами. Вера и упование на Господа, неколебимые, как гора Сион, сделали его жизнь достойной восхищения. Преподобный Ефрем обладал такой чистотой тела и души, которые превосходили возможности человеческой природы. Они позволяли ему быть владыкой всех движений своего духа, и ни один дурной помысел не появлялся даже на самом дне его души. В конце жизни преподобный Ефрем признавался, что никогда ни о ком не говорил плохо и никогда c его уст не слетало необдуманного слова.

Подобно апостолам, святой не имел ничего. Днем он боролся c голодом, а ночью со сном. И его действия, и его слова были облечены в святое Христово смирение. Преподобный Ефрем получил от Господа дар сердечного сокрушения и постоянных слез, так что даже в лике святых он прославляется особым именованием – учитель сокрушения. Чудом, которое известно только тем, кто принес свою жизнь в жертву всесожжения во имя Господне, глаза преподобного Ефрема превратились в неиссякаемые источники слез. Долгие годы ни днем, ни ночью, ни на одно мгновение эти светлые воды, несущие очищение и освящение «второго крещения» слезами, не переставали течь из его глаз. Они превратили лик преподобного Ефрема в чистейшее зеркало, отражающее присутствие Божие. Святой постоянно оплакивал свои грехи или грехи других людей. Иногда, когда он переходил к размышлению о тех чудесах, которые Господь совершил ради нас, его плач превращался в слезы радости. Так возникал чудесный круг, в котором невозможно было различить начало и конец: в рыданиях рождались слезы, из слез – молитва, из молитвы – проповедь, которая прерывалась новыми рыданиями. Чтение замечательных поучений преподобного Ефрема о сокрушении или его совершенно реалистичных описаний Страшного суда не может оставить бесчувственным даже окаменевшее сердце. Многие поколения христиан вплоть до наших дней проливали обильные слезы над творениями преподобного Ефрема, открывающими для грешников путь покаяния и обращения.

Читайте также:
Феодор Стратилат: житие и биография святого, дни памяти и мощи, чудеса

Через некоторое время после крещения, в возрасте около 20 лет, преподобный Ефрем бежал от городской суеты в пустыню, чтобы в тишине общаться c Господом и жить в окружении ангелов. Он переходил c места на место, свободный от всякой привязанности, и шел туда, куда вел его Святой Дух ради пользы его души и душ его братьев. Так преподобный Ефрем пришел в город Едессу поклониться святыням и найти святого человека, чтобы вместе c ним вести монашескую жизнь.

По дороге он встретил женщину дурного поведения. Святой сделал вид, что принимает ее предложение, и велел следовать за собой. Однако вместо того, чтобы искать уединенное место, подходящее для греха, он привел ее на людную городскую площадь. Блудница спросила: «Зачем ты привел меня сюда? Тебе не стыдно быть здесь, на глазах у людей?» Святой ответил: «Несчастная! Ты боишься человеческих взглядов, но почему ты не страшишься очей Господа, Который видит все и Который в последний день будет судить все наши дела и все наши мысли, даже самые потаенные?» Охваченная страхом, женщина покаялась. Тогда святой отвел ее туда, где она могла трудиться ради своего спасения.

Проведя несколько лет в Едессе, преподобный Ефрем снова ушел жить в пустыню. Он услышал молву, восхвалявшую добродетели святителя Василия Великого, и тогда от Господа он удостоился видения, в котором епископ Кесарийский был подобен огненному столпу, соединяющему небо и землю. Преподобный Ефрем немедленно отправился в Каппадокию.

Он прибыл в Кесарию в день Богоявления и вошел в церковь как раз во время Божественной литургии. Хотя преподобный Ефрем не понимал греческого языка, проповедь великого святителя потрясла его, ибо он видел, что на плече святителя Василия сидит белый голубь и говорит ему на ухо вдохновенные слова. Тот же голубь открыл святителю Василию, что в толпе прихожан стоит смиренный сирийский подвижник. Святитель велел прислужникам найти его и затем некоторое время беседовал c ним в алтаре. Господь внял молитве епископа: преподобный Ефрем сразу заговорил c ним по-гречески, будто знал этот язык c детства. Василий Великий рукоположил преподобного Ефрема в диакона и после этого отпустил на родину.

В это время Рим и Персия постоянно вели длительные войны (338–387). По всей Персии начались безжалостные преследования христиан, которые считались союзниками римлян. Преподобный Ефрем в пустыне узнал о страданиях своих братьев и вернулся в Нисибин, чтобы помогать им трудами и словами. Еще в детстве Господь открыл подвижнику его будущее призвание в видении плодоносной лозы, произраставшей из уст отрока и заполнявшей всю землю. Все небесные птицы садились на эту лозу и насыщались ее плодами, и чем больше ягод они отщипывали, тем больше новых гроздьев появлялось на лозе. Благодать Святого Духа в таком изобилии изливалась на преподобного Ефрема, что, когда он обращался к народу c проповедью, его язык не успевал произносить вслух все те небесные мысли, которыми наполняло его ум Божественное вдохновение, и казалось, будто он поражен заиканием. Поэтому преподобный Ефрем обращался к Господу c такой необычной молитвой: «Господи, умерь поток Твоей благодати!»

Преподобный Ефрем постоянно наставлял народ и укреплял в вере, которой угрожали язычники и еретики. В остальное время он смиренно служил всем, будучи истинным диаконом и уподобляясь Христу, Который стал служителем для нас. Так из смирения преподобный Ефрем всегда отказывался от священства. Добродетели, молитвы, плоды созерцания и размышления, та благодать, которую изливал на него Господь, – все это он считал не своим достоянием, а украшением Церкви, Невесты Христовой, облеченной в золотой венец c драгоценными камнями.

Когда в 338 году Нисибин осадили персы, город был спасен благодаря молитвам святого Иакова (память 13 января) и преподобного Ефрема. Однако за этим последовали новые войны, и в конце концов в 363 году Нисибин был сдан жестокому персидскому царю. Преподобный Ефрем, как и многие другие христиане, не пожелал жить под владычеством язычников и ушел в Едессу. Там он провел последние десять лет жизни.

Преподобный Ефрем преподавал в Едесской школе, развивая заложенные святым Иаковом еще в Нисибине основания экзегетической традиции, которая c этого времени стала называться персидской школой. В этот же период была написана большая часть замечательных творений преподобного Ефрема, в которых познание Господа и священных догм облачено в драгоценное одеяние несравненного поэтического языка. Считается, что преподобный Ефрем написал более 3 миллионов строк на сирийском языке: толкования к большинству книг Священного Писания, сочинения против ересей, гимны о рае, девстве, вере, о великих таинствах Спасителя и праздниках всего года. Большая часть этих гимнов вошла в богослужебные книги Сирийской Церкви, поэтому преподобного Ефрема называют также цевницей Святого Духа и вселенским учителем. Другие весьма многочисленные сочинения дошли до нас под его именем на греческом языке. Это в основном сочинения о сокрушении, подвижничестве и монашеских добродетелях.

Читайте также:
Нестор Летописец: жизнь и биография монаха, память и мощи, книги
Успение преподобного Ефрема Сирина

Во время голода 372 года преподобный Ефрем организовал помощь нуждающимся жителям Едессы. На следующий год он отошел ко Господу, окруженный многочисленными монахами и подвижниками, пришедшими из монастырей, пустынь и пещер, чтобы почтить последние минуты жизни святого. Преподобный Ефрем оставил им трогательное «Завещание», исполненное смирения и сокрушения, в котором настоятельно просил всех любящих его не устраивать пышных похорон, но бросить его тело в общую могилу для чужеземцев и вместо цветов и благовоний помочь ему молитвами.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

преподобный Ефрем Сирин

Священное Писание Ветхого Завета

Священное Писание Нового Завета

Труды на иностранных языках

Один из великих учителей Церкви, автор множества сочинений, богослов, подвижник, поэт, гимнограф.

Биография

Детские и юношеские годы

Отдаленные предки Ефрема Сирина принадлежали к беднейшим социальным слоям, и жили на подаяние милостыни. А его деды и родители были земледельцами, сумевшими достичь некоторого материального достатка. Время рождения преподобного Ефрема приблизительно определяется 306 годом, а место рождения более точно — городом Низибия, располагавшимся в северо-восточной области Месопотамии.

Начатки христианского воспитания Ефрем получил от родителей. Помимо родителей нравственному становлению способствовало и его окружение. Впоследствии святой вспоминал, что пример благочестия и страха Божия он имел не только в лице отца и матери, но и в лице соседей и родственников, и даже отмечал, что является родственником мучеников.

Несмотря на обилие внешних наставлений и примеров, в юношеские годы у Ефрема обнаруживались, всё же, такие черты как горячность, нестойкость, несдержанность и порывистость. А однажды он совершил столь неблаговидный поступок, что впоследствии долго о нём сожалел.

Как-то раз, то ли из шалости, то ли из молодецкой удали, он выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате её, обессилившую от холода, настиг и растерзал хищный зверь. Этот случай какое-то время оставался неизвестным для окружающих, но не для Бога. Немного спустя Господь преподал Ефрему, по этому поводу, незабываемый урок.

Однажды, когда он, по просьбе родителей, отправился за город, ему пришлось заночевать в лесу совместно с пастырем овец. Ночью, когда оба спали, стадо, по недосмотру, сделалось добычей волков. Владельцы овец, узнав о случившемся, не поверили объяснениям и поспешили обвинить Ефрема в том, что он привёл воров, которые и расхитили скот.

Не виновный в этом событии Ефрем был представлен судье, который заточил его на время разбирательства в темницу. Шанс пострадать за пастуха был очень велик. Между тем в это время в темницу были заключены ещё несколько человек, кои также, как и Ефрем, обвинялись в том, чего в действительности не совершали. Вдруг Ефрему явился во сне некий таинственный муж и посоветовал обратиться к воспоминаниям, исследовать прошлые дела.

Тогда Ефрем вспомнил о выпущенной из загона корове, за смерть которой он избежал наказания, хотя и заслуживал. Сейчас же он незаслуженно страдал из-за гибели скота. Разговаривая с товарищами по заключению, он выяснил, что один из них, ложно обвинявшийся в убийстве, когда-то не помог утопающему человеку, хотя и мог, а другой, ложно обвиненный в прелюбодеянии, когда-то, из-за корысти, оговорил невиновную вдову, обвинив её в прелюбодеянии, чем лишил её законного права на наследство.

Видение преподавалось Ефрему несколько раз, и он осознал, что есть во всём этом определенное справедливое воздаяние. В конце концов, по обетованию являвшегося, невиновные, и среди них сам Ефрем, были освобождены, а настоящие виновники найдены и наказаны (по его делу — пастух, пребывавший в ту ночь в состоянии сильного алкогольного опьянения).

Это событие так сильно врезалось в сердце Ефрема, что способствовало самому искреннему покаянию, переосмыслению отношения к собственной жизни и вручению себя Промыслу Божию.

Подвижническая жизнь преподобного Ефрема Сирина

Вскоре Ефрем отложился от благ мира сего и удалился к отшельникам. Шаг за шагом он всё более укреплялся в подвиге, возрастал духом. Большое влияние оказал на него праведный Иаков, впоследствии прославленный святитель Иаков Низибийский.

Касаясь этого периода биографии святого, жизнеописание особо выделяет такой случай. Некий член клира Низибийской Церкви, также носивший имя Ефрем, имел блудную связь с дочерью влиятельного господина. Когда эта порочная связь привела запутавшуюся девицу к закономерной беременности, та, по совету виновника позора, опасавшегося публичного разоблачения, переложила ответственность за случившееся на его тёзку, Ефрема Сирина.

Вскоре молва о происшествии распространилась по округе, и родители девицы обратились с жалобой к епископу. Как ни тяжело было Ефрему Сирину принимать на себя роль блудника и растлителя, он не оправдывался, а смиренно доверился Высшему Судье. Отец пострадавшей принес младенца мнимому виновнику, вручив его Ефрему пред лицом собрания верующих, с тем, чтобы тот воспитывал его сам.

Божий суд не заставил себя долго ждать. Однажды Ефрем, испросив благословения у епископа, взошел на амвон вместе с младенцем и, заклиная его именем Иисуса Христа, потребовал озвучить имя настоящего плотского отца. Тот трижды произнес: «Ефрем, церковный эконом», после чего умер. Бывшие обвинители, став свидетелями Божьего чуда, просили у святого прощения. Так Господь прославил Своего угодника.

Когда в Никее собирался I Вселенский Собор епископ Низибийский, Иаков отправился туда вместе с Ефремом. На Соборе Ефрем проявил себя как ревностный защитник Божественных догматов.

После смерти императора Константина (337 г.) персидский царь Сапор, воспользовавшись ситуацией, решил овладеть Низибией, подвел к ней войска и осадил. Епископ Иаков воодушевлял защитников города личным примером упования на Бога, ободрял, утешал. Ефрем же, по его благословению, молился на стене. Вдруг воинство персов атаковали полчища насекомых, отчего в стане возникло сильное замешательство и Сапор был вынужден снять осаду и отойти.

Пребывание в Едессе

После смерти Иакова Низибийского преподобный Ефрем перебрался в Едессу — город, как отмечал он в своем завещании, благословленный устами Спасителя через ученика: по Преданию, там находился священный образ «Спас Нерукотворный», а после Вознесения Христа туда, по благословению Божию, отправился проповедовать Евангелие апостол Фаддей. Кроме того, город Едесса славился тем, что в его окрестностях процветала богоугодная иноческая жизнь.

Читайте также:
Довмонт Псковский: житие и биография святого, дни памяти и почитание

Существует предание, что приближаясь к Едессе, Ефрем молил Бога о том, чтобы встретить благоразумного мужа, с кем он мог бы вести душеспасительные беседы, но встретил женщину. А когда та принялась его разглядывать, он вознегодовал и спросил, почему она так беззастенчиво смотрит на него, мужчину, а не опускает свой взор в землю? Вместо ожидаемых извинений та ответила, что поскольку жена взята от мужа, постольку она и смотрит на мужа; муж же взят (сотворен, не из ребра женщины, а) из земли, и стало быть, именно ему, то есть Ефрему, а не ей подобает смотреть в землю. Будучи вразумлен таким остроумным ответом, Ефрем прославил Бога.

Не имея материальных средств к существованию, он, остановившись в городе, вынужден быть искать заработка и устроился наёмником к владельцу местной бани. Здесь одна непристойная женщина проявляла к нему сильное внимание. Когда её домогательства переполнили меру дозволенного, святой, в целях её вразумления, согласился было исполнить то, о чём она просит, но при условии, что грех будет совершаться посреди города на глазах у зевак. Когда та возразила, что стыдится людей, он ответил, что прежде всего нужно стыдиться Всевидящего Бога. Рассказывают, что обескураженная этой краткой проповедью женщина стала просить у Ефрема более глубоких наставлений, а затем удалилась в одну из окрестных обителей.

В то время в Едессе жило много язычников, и Ефрем, движимый желанием распространения веры, часто вступал с ними в диалог. Как-то раз свидетелем беседы стал один праведный старец из расположенного неподалёку монастыря. Удивленный знаниями преподобного Ефрема, он спросил его о его жизни. Выяснив, что тот желает присоединиться к местному иночеству, старец отвел его на одну гору, где спасались подвижники. Так для него начался новый этап христианских подвигов.

Жизнь местных подвижников проходила в трудах и молитвах. Кельями им служили пещеры, а едой — местная растительность. Келья Ефрема находилась рядом с кельей благочестивого старца Иулиана. То постоянное слёзное сокрушение, благодатное умиление, с каким Иулиан приступал к чтению Божественных Писаний и молитве, служило для Ефрема примером для подражания. Существует мнение, что старцем, заметившим Ефрема, и был Иулиан.

В то время Ефрем много читал и слыл достаточно образованным человеком, однако пока ещё не прибегал к писательской деятельности. Считается, что он приступил к этой стезе лишь тогда, когда получил Божье благословение, преподанное через откровение прозорливцу.

Деятельность святого Ефрема как наставника иноков и просветителя

Составив толкование на Пятикнижие Моисея, преподобный Ефрем обрёл уважение и признание как писатель. Между тем, не желая себе земной славы и желая уединения он поспешил перейти в густой лес, на безлюдную гору. Сообщается, что тогда ему явился ангел и запретил уклоняться от назначенного Богом служения людям. По указанию небожителя святой стал активно участвовать в просветительской деятельности, а также в борьбе против терзавших тогда Церковь Христову еретических заблуждений (арианства, гностических лжеучений и пр.).

Сфера предметов его проповеднической деятельности включала толкование на Священное Писание, общие и частные наставления инокам и мирянам, ответы на насущные вопросы, рекомендации, обличения греховных пороков (см.: Творения).

Со временем преподобный Ефрем стал собирать вокруг себя учеников, организовал в Едессе училище, которое продолжало существовать и после его преставления.

Путешествие преподобного Ефрема в Египет и Кесарию

Желая лично увидеть прославленных подвижников Египта, перенять от них высшие знания и духовный опыт, преподобный Ефрем, взяв с собой ученика, знавшего греческий, достиг Средиземноморского побережья, сел на корабль и отплыл. Нитрийские богомольцы приняли святого с радушием. По Промыслу Божию он имел счастье побеседовать и с таким выдающимся мужем как инок Паисий. Рассказывают, что пребывая в Египте, Ефрем исцелил одного арианина, изгнав из него лукавого духа.

На пути из Египта, преподобный решил осуществить ещё одно желание — посетить Кесарию Каппадокийскую, чтобы встретиться с Василием Великим. К тому времени святитель Василий заслужил славу ревнителя Православия. В рамках встречи, состоявшейся в храме, святые Ефрем и Василий обсудили важнейшие животрепещущие вопросы. Сообщают, что во время визита Ефрема к Василию Великому тот рукоположил его во диакона, а впоследствии, после возвращения Ефрема в Едессу, приглашал его, предлагая занять кафедру епископа. Однако Ефрем, почитая себя недостойным такого высокого звания, предложение отклонил.

Последние годы земного пути преподобного

Вернувшись из путешествия, Ефрем Сирин предполагал до конца своих дней предаться уединенному общению с Богом. Но Бог распорядился иначе. В то время Едессу потряс сильный голод и святой, силой своего увещевания принялся убеждать богачей не гневить Вседержителя, проявить милосердие к бедным. Проповедь увенчалась успехом: богатые стали жертвовать средства, которые, затем, распределялись среди нуждавшихся. Ещё одним плодом благотворительной деятельности преподобного стала организация богадельни.

После нормализации ситуации Ефрем удалился в пещеру. Вскоре он заболел. Весть о случившемся облетела местное население, побудила стекаться к нему толпы людей, желавших получить последнее напутствие. Перед смертью Ефрем написал завещание, в котором, помимо прочего, заповедовал не оказывать ему пышных проводов, исповедовал верность Богу и просил посмертных молитв. Вскоре сердце святого остановилось, и он мирно отошел ко Господу. Считается, что это произошло в 372 или 373 году.

Тропарь преподобному Ефрему Сирину, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Ефрему Сирину, глас 2

Час присно провидя Суда, / рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный, / делателен же был еси в делех учитель, преподобне. // Темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию.

Величание

Ублажаем тя, / преподобне отче Ефреме, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов // и собеседниче ангелов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: