Лонгин Сотник: житие святого, дни памяти и мощи, почитание

Мученик Ло ́ нгин Сотник, Каппадокийский (иже при Кресте Господнем)

Дни памяти

Житие

Ро­дом из се­ле­ния Ар­да­лес в Кап­па­до­кии. Он сто­ял на стра­же у Кре­ста Гос­под­ня и Его Гро­ба и был сви­де­те­лем Его стра­да­ний, смер­ти и Вос­кре­се­ния, и чу­дес, их со­про­вож­дав­ших. Уве­ро­вал во Хри­ста и, воз­вра­тив­шись на ро­ди­ну, стал про­по­ве­до­вать там Еван­ге­лие. За это во­и­ны, по­слан­ные Пи­ла­том по про­ис­кам иуде­ев, обез­гла­ви­ли св. му­че­ни­ка Лон­ги­на. Гла­ву же му­че­ни­ка они при­нес­ли для удо­сто­ве­ре­ния в Иеру­са­лим, а по­том бро­си­ли ее без по­гре­бе­ния за сте­на­ми го­ро­да.

Впо­след­ствии чест­ная гла­ва свя­то­го бы­ла чу­дес­но об­ре­те­на од­ной ослеп­шей жен­щи­ной, ко­то­рая при этом по­лу­чи­ла про­зре­ние.

Вме­сте со св. Лон­ги­ном по­стра­да­ли и два дру­гие во­и­на, так­же уве­ро­вав­шие во Хри­ста.

Богослужения

Молитвы

Тропарь мученику Лонгину сотнику, иже при Кресте Господни , глас 4

Му́ченик Твой, Го́споди, Ло́нгин,/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученик Твой, Господи, Лонгин подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак мученику Лонгину сотнику, иже при Кресте Господни , глас 4

Ве́село возра́довася Це́рковь/ в па́мяти днесь приснопа́мятнаго страда́льца Ло́нгина, взыва́ющи:// Ты моя держа́ва, Христе́, и утвержде́ние.

Перевод: Радостно восторжествовала Церковь сегодня в день памяти достойного постоянного воспоминания мученика Лонгина, взывая: «Ты моя сила, Христос, и крепость».

Молитва мученику Лонгину сотнику, иже при Кресте Господни

О, святы́й му́чениче Ло́нгине! Пила́том повеле́но тебе́ бы́ло с воинами ста́ти на стра́же при кресте́ Го́спода Иису́са. Ты́ же, неду́говав очи́ма и исцеле́в от ка́пли кро́ви Го́спода, капнувшей тебе́ в о́чи, обре́л и духо́вное прозре́ние и, ви́дя чудеса́, при распя́тии Го́спода происходившие, и тру́с, и со́лнечное затмение, и ме́ртвых из гробо́в воскресе́ние, испове́дал я́вно Иису́са Христа́ Сыно́м Бо́жиим. И с кустоди́ею у гро́ба Госпо́дня находя́сь, и Воскресе́ние Христо́во в тре́пете зря́, сре́бренники, даваемые синедрионом за скрытие воскресе́ния, ты́ отве́рг и, Христа́ пропове́дав, во главу́ усе́чен бы́в. И по усечении главы́ вдове́ не́коей, очи́ма неду́говавшей, во сне́ явившись, и е́й, обретшей честну́ю главу́ твою́, прозре́ние дарова́л еси́. Мо́лим тя́, святы́й му́чениче Христо́в Ло́нгине, боля́щим очи́ма яви́ ско́рую по́мощь твою́ и исцели́ и́х, дабы́, освободившись от неду́га своего́, не захотели они́ ви́дети ничего́, распаляющаго сластолю́бие, но к созерца́нию духо́вной красоты́ устремились, сла́вя Бо́га. Ами́нь.

Молитва вторая мученику Лонгину сотнику, иже при Кресте Господни

О, святы́й уго́дниче Бо́жий, му́чениче Ло́нгине! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и по́мощи нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья мученику Лонгину сотнику, иже при Кресте Господни

О, святы́й му́чениче Ло́нгине со́тниче! Ты некогда на стражи при Кресте Спасителя Пилатом поставлен был еси, обаче, ви́дя чудеса́, при распя́тии Го́спода бы́вшая, и трус, и затме́ние со́лнца, и ме́ртвых из гробо́в воскресе́ние, испове́дал еси́ я́ве Иису́са Сы́на бы́ти Бо́жия и, истину сию небоязненно повсюду проповедовав, во главу́ усече́н был еси́.
Ныне же, Престолу Божию предстоя, призри с небесе на просящих твоея́ по́мощи и я́ко при́сный благоде́тель и хода́тай, моли́ Христа́ Бо́га, да сохрани́т нас от вся́каго лю́таго обстоя́ния, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нник и междоусо́бныя бра́ни. Да не осу́дит Господь нас, гре́шных, по беззако́нием на́шим, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от Всеще́драго Бо́га, но во сла́ву свята́го и́мене Его́ и в прославле́ние кре́пкаго твоего́ заступле́ния.
Моли́ся, святче Божий, да пода́ст нам Госпо́дь тишину́ в по́мыслех, воздержа́ние от па́губных страсте́й и от вся́кия скве́рны, и да укрепи́т во всем ми́ре Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь, ю́же стяжа́л есть честно́ю Свое́ю Кро́вию, да утверди́т в ней ду́х живы́я пра́выя ве́ры и благоче́стия, да вся ве́рная ча́да ея́, чи́стии от суему́дрия и суеве́рия, ду́хом и и́стиною покланя́ются Ему́ и усе́рдно творят за́поведи Его́, да вси мы в ми́ре и благоче́стии поживе́м в настоя́щем ве́це и дости́гнем блаже́нныя ве́чныя жи́зни на Небеси́, благода́тию Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Житие святого Лонгина сотника, иконография и тексты молитв к мученику

Имя Лонгина Каппадокского, сотника, пронзившего копьем святейшее тело Спасителя, известно всем верующим. Римский воин был свидетелем мучений Христа. Сотник видел, что произошло после окончания земной жизни Спасителя. Солдат присягнул на верность Господу и стал проповедовать христианскую религию. За отказ от языческих Богов римский сотник был казнен, ему отсекли голову мечом. Воин считается мучеником и его принято почитать.

История сотника Лонгина

Житие римского воина Лонгина описано в одном из древнейших житийных текстов и пересказано проповедником Исихием Иерусалимским. Об этом человеке говорится в разных Евангелиях. Лонгин — это именно тот сотник, который, по велению Понтия Пилата, пронзил ребра распятого Спасителя, а истекшей из раны святейшей кровью и водой исцелил больные катарактой глаза.

Читайте также:
Григорий Богослов – житие и биография святителя, учения, чудеса и дни памяти

Воин присутствовал при казни Господа, стоял около креста и гроба Христа. Сотник был свидетелем страданий Спасителя, воочию наблюдал чудеса, происходившие после окончания земной жизни Иисуса. Лонгину посчастливилось видеть чудеснейшее воскресение Спасителя.

Иудеи просили его и других охранников, стоявших у святейшего гроба, не рассказывать людям об увиденном чуде. Даже предлагали золото в обмен на лживое свидетельствование, то есть за рассказ, будто тело Христа похитили его преданные ученики. Однако сотник от этого предложения отказался.

Увиденные чудеса, а потом последовавшее наказание (затмение солнца, землетрясение), потрясли душу воина. Лонгин и еще двое солдат (Исавр и Афродисий) покинули службу, ушли от Понтия Пилата. Сотник принял крещение у апостолов Христа и отправился из Иудеи к себе на родину, в Каппадокию. Лонгин стал проповедовать слово Божье и рассказывать людям о своем выздоровлении и чудеснейшем воскрешении Спасителя.

Каппадокийцы в те времена были язычниками. Однако, услышав рассказы о последних минутах пребывания Христа на земле, поменяли верования. Христианство стало быстро распространяться в Каппадокии. Разумеется, такое положение дел вызвало недовольство языческой верхушки. Понтий Пилат отправил в Каппадокию отряд воинов, приказав им убить Лонгина и его сподвижников.

Иудейские солдаты прибыли в селение, в котором жил сотник. Лонгин, увидев военных, пригласил их к себе в дом отдохнуть с дороги. Воины рассказали гостеприимному хозяину о настоящей цели своей миссии. Бывший сотник признался, что он и есть тот самый человек, которого Пилат приказал убить. Воинам стало жалко бывшего коллегу, они позволили ему бежать. Ни Лонгин, ни его сподвижники не захотели спасать жизнь бегством. Они предпочли принять казнь ради спасения души и во имя Христа.

Мучеников обезглавили, тела похоронили на родине, а головы отвезли в Иудею показать Пилату. Иудейский правитель убедился, что его повеление выполнено. Он приказал выбросить отсеченные головы в мусор за стенами города. Правда, вскоре эти части тела, принадлежавшие бывшим солдатам, впоследствии ставшим христианами, были забраны с неподобающего места и захоронены.

Одной слепой вдове приснился сон, в котором Лонгин просил забрать свою голову с мусорной свалки. Женщина с помощью людей выполнила просьбу мученика. Она отыскала голову сотника, а когда к ней прикоснулась, сразу же прозрела. Женщина отвезла останки воина на его родину, в Каппадокию, и там захоронила.

Есть еще одна легенда, связанная с именем Лонгина. В 7-8 столетии в Тиане были найдены тексты, описывающие жизнь святого. Согласно писанию, воин служил Ироду Великому. Повелитель послал его в Вифлеем разузнать о рождении Иисуса. Сотнику было послано видение, что он станет святым мучеником. Он прибыл в Вифлеем, поклонился святейшему младенцу и рассказал о нем Ироду, представив Сыном Божьим. Царь пообещал воину полцарства, если тот принесет ему младенца. Однако сотник отказался и посоветовал повелителю принять христианство.

Ирод разгневался, услышав такие речи, и приказал лишить отступника воинского звания и предать тяжким мучениям. Тридцать дней продолжались издевательства. Благодаря молитве Лонгина случилось землетрясение, разрушились стены темницы, и тот вышел на свободу. Сотник проповедовал в Иерусалиме.

Когда Ирод умер, опять нанялся на службу к новому царю. Лонгин был на казни Спасителя, а потом уехал на родину проповедовать христианство. По просьбе Ирода Антипа римский император приказал казнить сотника, а голову принести ему. Позже останки святого были захоронены рядом с телом.

Иконография

Бывший римский сотник изображен на многих древних иконах. Воина, присягнувшего на верность Спасителю, изображали с покрытой головой, вокруг которой рисовали сияющий нимб. На иконах Лонгин одет в дорогие воинские доспехи. На плечах — красный плащ. В одной руке он держит крест, другую — приподнял в молитвенной просьбе.

На старинной иконе из Минология Василия II, датированной началом 9 века, изображена мученическая казнь сотника и его соратников, а также вдова, нашедшая голову Лонгина. В 12-14 столетиях римского воина часто рисовали в момент распятия Христа. Есть сюжеты, где он протыкает копьем святейшие ребра Спасителя.

В 80-х годах 17 столетия изограф Федор Зубов создал храмовую икону с изображением сотника для дворцового Верхоспасского собора. Художник нарисовал поясной образ святого в воинских доспехах. Лонгина изобразили в головном плате, с короткой седой бородой. Похожая икона, нарисованная тоже в конце 17 столетия, находится в московской церкви в честь иконы Божьей Матери на Большой Ордынке. Около нее совершают молебен об исцелении от глазных болезней.

Почитание мученика

Бывшего сотника, исповедовавшего религию Христа, почитали в древности. В 4 веке его имя писали на защитных амулетах. Упоминание о Лонгине есть в Айле, на капители колонны, в сирийской Гуаре, в казармах. В 16 столетии его именем назван один из приделов иерусалимского храма Гроба Господнего. В честь этого святого церкви посвящались редко. Зато копье, пронзившее ребра Спасителя, почиталось как орудие Страстей Христовых.

В России о мученике Лонгине уже знали в начале 13 столетия. Епископ Полоцкий из Царьграда принес князю Константину во Владимир мощи святых, в том числе и сотника. Ковчег со святынями был помещен в церкви Вознесенского монастыря для почитания. Ему молился князь Василий Дмитриевич о благоприятном исходе родов у своей жены, и получил милость.

Сотник долгие годы считался покровителем русских княжеских, а потом и царских, семей. У матери Михаила Федоровича имелась частица мощей святого. Память по мученику православная церковь совершает 16 (29) октября. У католиков почитание приходится на 15 марта.

Где хранятся мощи

Останки римского воина были найдены в Италии в городе Мантуи в начале 9 столетия. Существует легенда, что тело святого, вместе с Кровью Христа, в древности было доставлено по морю именно в этот городок. Вначале выкопанные из земли мощи сотника хранились в церкви апостола Андрея в Мантуе. Позже часть святынь перевезли в Рим в Латеранскую базилику. В древности частицы останков святого переданы в храмы Праги и Лиссабона.

Читайте также:
Житие Беды Достопочтенного - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Мощи сотника есть в Ватикане, в соборе Святого Петра, а также в Риме, в церкви Сант-Агостино, в Бари, в базилике Николая Чудотворца. В Древней Руси останки воина хранились в церкви Вознесенского монастыря у Золотых Ворот. Позже мощи были перенесены в храмы московского Кремля.

О чем просят у святого

Римского воина, исцелившего глаза кровью Христа, обычно молят об исцелении от глазных болезней. В древности имя сотника произносили, когда выдергивали копья и стрелы из тел раненых солдат. Считалось, что упоминание этого воина помогало останавливать кровь, заживлять колотые раны. Лонгина просят о душевном и телесном исцелении, о спасении души от греха и даровании твердости в вере в Христа.

Православные тексты

В день памяти проводится богослужение, на котором вспоминается святой. В церквях читается тропарь, кондак, молитвы воину.

Тропарь

В тропаре говорится, что Лонгин своим подвигом заслужил от Бога нетленный венец. Христиане верят, что святой может победить мучителей и демонов. Верующие просят его молить у Христа Бога спасения их души.

Тропарь мученику Лонгину сотнику, иже при Кресте Господни, глас 4

Му́ченик Твой, Го́споди, Ло́нгин,/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученик Твой, Господи, Лонгин подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак

В кондаке говорится, что радостно Церковь восторжествовала в день памяти достойного воспоминания мученика Лонгина. Христиане верят, что Христос – их сила и крепость.

Кондак мученику Лонгину сотнику, иже при Кресте Господни, глас 4

Ве́село возра́довася Це́рковь/ в па́мяти днесь приснопа́мятнаго страда́льца Ло́нгина, взыва́ющи:// Ты моя держа́ва, Христе́, и утвержде́ние.

Перевод: Радостно восторжествовала Церковь сегодня в день памяти достойного постоянного воспоминания мученика Лонгина, взывая: «Ты моя сила, Христос, и крепость.

Молитва

В молитве говорится, что, по велению Пилата, мученик был поставлен охранять Христа, распятого на кресте. Исцеливши глаза от капли святейшей крови Господа, он прозрел духовно. Он видел чудеса, происходившие в то время, и поверил, что Иисус есть Сыном Божьим. Он видел Воскресение Христово и отверг серебряники, даваемые за скрытие правды. Он проповедовал веру в Христа и был наказан усечением головы. Вдова, которой святой явился во сне, нашла его голову и прозрела. Мученика молят помочь в исцелении больных глаз. Освободившиеся от недуга будут славить Бога.

Молитва мученику Лонгину сотнику, иже при Кресте Господни

О, святы́й му́чениче Ло́нгине! Пила́том повеле́но тебе́ бы́ло с воинами ста́ти на стра́же при кресте́ Го́спода Иису́са. Ты́ же, неду́говав очи́ма и исцеле́в от ка́пли кро́ви Го́спода, капнувшей тебе́ в о́чи, обре́л и духо́вное прозре́ние и, ви́дя чудеса́, при распя́тии Го́спода происходившие, и тру́с, и со́лнечное затмение, и ме́ртвых из гробо́в воскресе́ние, испове́дал я́вно Иису́са Христа́ Сыно́м Бо́жиим. И с кустоди́ею у гро́ба Госпо́дня находя́сь, и Воскресе́ние Христо́во в тре́пете зря́, сре́бренники, даваемые синедрионом за скрытие воскресе́ния, ты́ отве́рг и, Христа́ пропове́дав, во главу́ усе́чен бы́в. И по усечении главы́ вдове́ не́коей, очи́ма неду́говавшей, во сне́ явившись, и е́й, обретшей честну́ю главу́ твою́, прозре́ние дарова́л еси́. Мо́лим тя́, святы́й му́чениче Христо́в Ло́нгине, боля́щим очи́ма яви́ ско́рую по́мощь твою́ и исцели́ и́х, дабы́, освободившись от неду́га своего́, не захотели они́ ви́дети ничего́, распаляющаго сластолю́бие, но к созерца́нию духо́вной красоты́ устремились, сла́вя Бо́га. Ами́нь.

Молитва вторая мученику Лонгину сотнику, иже при Кресте Господни

О, святы́й уго́дниче Бо́жий, му́чениче Ло́нгине! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и по́мощи нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Мученик Лонгин Сотник 2021: какого числа по церковному календарю

Мученик Лонгин Сотник – христианский святой, почитаемый православной церковью. Он был центурионом, который вонзил копье в тело распятого Иисуса Христа, а в последствии стал свидетелем чуда воскрешения Господа. О житие святого и в чем помогает молитва перед иконой Лонгина Сотника, а также где находятся мощи, вы узнаете ниже. А также, какого числа день памяти Лонгина Сотника в 2021 году по православному календарю, стоит знать всем без исключения!

Когда день памяти мученика Лонгина Сотника в 2021 году?

День памяти Лонгина Сотника в 2021 году празднуется дважды.

  • 29 октября – день кончины Лонгина Сотника.
  • 1 ноября – обретение главы Лонгина Сотника.

По старому стилю день памяти Лонгина Сотника отмечался церковным календарем 16 октября. День обретения мощей Лонгина Сотника по старому стилю церковным календарем отмечается 19 октября. Даты не являются переходящими, отмечаются православной церковью в один и тот же день каждый год.

Житие Лонгина Сотника

Лонгин – один из римских солдат, которые служили в Иудее в период, когда распяли Иисуса Христа. В момент казни Спасителя, Лонгин Сотник со своими солдатамми стоял на страже вокруг Голгофы, рядом с крестом, на котором был распят Иисус Христос. Лонгин и его воины стали очевидцами страшных страданий и мученической кончины Спасителя, охраняли Гроб Господень, а затем стали свидетелями того, как воскрес Иисус Христос.

Читайте также:
Варсонофий Великий - житие и труды, почитание и дни памяти, мощи, творчество

Именно Лонгин Сотник собственноручно пронзил копьем ребра распятого Спасителя. После чего он уверовал в Господа и прилюдно заявил, что Иисус Христос – «воистину Сын Божий». Здесь же, на Голгофе, он получил исцеление своих больных глаз от крови, истекающей из тела Спасителя.

После погребения тела Христа Лонгин и его воины охраняли Гроб Господень, где они и увидели Христово Воскресение. Иудеи пытались подкупить их, чтоб они сказали людям, что тело похитили ученики Христа, но Лонгин и два его солдата не согласились.

После этих событий, Лонгин Сотник и его солдаты оставили военную службу и приняли Крещение. Лонгин стал проповедовать христианство на своей родине в Каппадокии. Слова людей, видевших Воскресение Христово, всколыхнуло умы жителей и многие из них стали христианами.

Понтий Пилат узнал об этом и отправил в Каппадокию отряд воинов, приказав им убить Лонгина и его соратников. Бывший сотник сам встретил воинов и пригласил их в свой дом, где они рассказали ему о том, что приехали схватить Лонгина Сотника, не ведая, что он сам перед ними.

Лонгин сообщил воинам, что он – тот, кого они ищут, и попросил их исполнить свой долг. Воины предлагали проповедникам бежать, но они отказались, т.к. были готовы пострадать за Христа. Вскоре проповедникам отсекли головы.

Где находятся мощи святого

Тела мучеников погребли в том, месте, что они завещали, а головы привезли Понтию Пилату, как доказательство исполнения его приказа. Пилат распорядился выбросить их на свалку за городом. Через некоторое время в Иерусалим пришла слепая женщина, которой во сне явился Лонгин Сотник, сказавший, чтобы она нашла его голову и предала ее погребению. Когда слепая коснулась головы мученика, она прозрела. После исцеления женщина отнесла голову в Каппадокию, где и погребла ее.

Мощи мученика Лонгина Сотника находятся в Риме в церкви святого Августина. В Соборе святого Петра в Ватикане хранится наконечник копья, которым Лонгин Сотник пронзил бок распятого Иисуса. Там же установлена статуя мученика.

О чем молится Лонгину Сотнику

Молятся мученику Лонгину Сотнику об исцелении болезней глаз и при проблемах со зрением, т.к. он сам исцелился благодаря своей вере. Его мощи исцелили многих верующих. Также мученику молятся об укреплении веры, ведь он был реальным свидетелем свершившегося чуда. Считается, что искренняя молитва Лонгину Сотнику способна защитить дом и домочадцев от бед.

Молитва Лонгину Сотнику об исцелении

«О, святый мучениче Лонгине! Пилатом повелено тебе было с воинами стать на страже при Кресте Господа Иисуса. Ты же, недуговав очима и изцелев от капли крови Господа, капнувшей тебе в очи, обрел и духовное прозрение и, видя чудеса, при распятии Господа происходившие, и трус, и солнечное затмение, и мертвых из гробов воскресение, исповедал явно Иисуса Христа Сыном Божиим. Молим тя, святый мучениче Христов Лонгине, болящим очима яви скорую помощь твою и исцели их, дабы, освободившись от недуга своего, не захотели они видеть ничего, распаляющаго сластолюбие, но к созерцанию духовной красоты устремились, славя Бога. Аминь.»

Лонгин Сотник: житие святого, дни памяти и мощи, почитание

Когда Господь наш Иисус Христос, по неизреченной Своей милости, благоволил спасти нас от погибели Своим вольным страданием, крестом, смертью и воскресением, тогда один сотник, по имени Лонгин, родом из Каппадокии, находясь под властью Пилата, был приставлен со своими воинами служить при страдании и распятии Иисуса Христа. Увидав чудеса, бывшие при кресте Христовом: землетрясение, затмение солнца, открывшиеся гробы и восставших из них мертвецов и распадение камней, сотник Лонгин исповедал, что Христос есть Сын Божий. О сем событии Божественный евангелист Матфей так говорит: “Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий” (Мф.27:54. Ср. Мрк.15:39 и Лк.23:47). Так свидетельствует об уверовавшем во Христа сотнике Лонгине Божественное Евангелие. Предание же церковное к засвидетельствованному в Евангелии прибавляет, что Лонгин был тот воин, который пронзил ребра распятому Господу Иисусу Христу, и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз своих. Тот же Лонгин был и в числе стражей, приставленных Пилатом к Животворящему телу Иисуса Христа, лежавшему во гробе. Когда же Господь преславно воскрес от гроба и Своим чудным восстанием навел на стражу ужас [1], тогда Лонгин и два воина окончательно уверовали во Христа, и сделались проповедниками Воскресения Христова, – ибо они возвестили Пилату и архиереям обо всем происшедшем. Архиереи и старейшины, устроив совещание, дали воинам довольно денег, чтобы они утаили о воскресении Христовом и сказали, что ученики Христа, пришедши ночью, украли Его, когда они спали (Мф.28:11-13). Однако Лонгин денег не взял и утаить чуда не захотел, но еще усерднее стал свидетельствовать о нем, и свидетельство его было истинно. Посему Пилат и все иудейское сонмище возненавидели Лонгина, и весь гнев свой, который они прежде имели на Христа, обратили теперь на Лонгина. Лонгин открыто проповедовал о Христе, что Он есть Истинный Бог, и что он, Лонгин, был самовидцем животворящей смерти Его и воскресения. За сие свидетельство Лонгин подвергся ненависти и гонению со стороны врагов Иисуса Христа, которые стали изыскивать причину, чтобы погубить его, но, не находя за ним вины, не решались, потому что Лонгин был старейший из воинов, человек честный и известный самому кесарю. Когда же Лонгин узнал об их злом намерении, то восхотел лучше быть отверженным от них и остаться со Христом, чем жить в селениях Иудейских. Он оставил свой воинский сан, одежду и пояс и, взяв двоих друзей своих, которые имели такую же ревность по Христе, уклонился от народного общения и посвятил себя на служение Единому Богу. Приняв крещение от святых апостолов, Лонгин в скором времени оставил Иерусалим и пошел со своими друзьями в Каппадокию; там он стал проповедником и апостолом Христовым, и многих обратил от заблуждения к Богу. Затем, оставив город, Лонгин стал жить в селении своего отца, проводя безмолвную жизнь – в посте и молитвах.

Читайте также:
Василий Рязанский - житие и биография святителя, мощи, почитание и память

Вскоре сделалось известным всему собранию иудейскому в Иерусалиме, что Лонгин распространяет свое учение по всей Каппадокии и проповедует о воскресении Христовом. Тогда архиереи и старейшины иудейские, исполненные зависти и гнева, пошли к Пилату со многими дарами и стали просить его отправить послание кесарю в Рим с извещением о том, что Лонгин отвергнул от себя воинский сан, отказался от подчинения римской власти и возмущает в Каппадокии народ, проповедуя им о другом царе. Пилат, приняв дары, согласился на просьбу иудеев и отправил к кесарю Тиверию [2] послание, заключающее в себе сильную клевету на Лонгина. Вместе с этим письмом Пилата, евреи послали от себя много золота кесарю и тем самым купили смерть святому Лонгину: ибо вскоре от кесаря Тиверия пришло повеление предать Лонгина смерти, как противника кесарю. Пилат тотчас же послал воинов в Каппадокию, чтобы отсечь голову Лонгина и цринести ее в Иерусалим для удостоверения еврейского сонмища в смерти Лонгина. По просьбе иудеев Пилат повелел также убить и тех двух воинов, которые вместе с Лонгином оставили воинский сан и там же в Каппадокии с ним вместе проповедовали Христа.

Когда посланные дошли до страны Каппадокийской, то стали усердно расспрашивать о Лонгине, где он живет; узнав, что он пребывает в селении своего отца, они поспешили туда, стараясь показать, что отыскивают Лонгина не на убиение, а как бы для оказания ему некоторой почести. Они боялись, чтобы Лонгин не избежал их рук и чтобы им не возвратиться к пославшим их ни с чем; посему-то они и хотели тайно схватить его.

Между тем святой Лонгин, по откровению Божию, узнал о готовившемся ему венце мученическом. Он вышел сам навстречу посланным от Пилата и любезно приветствовал их. Те же, не зная его, спрашивали:

– Где Лонгин, который некогда был сотником?

– Зачем вам его нужно? – спросил их с своей стороны Лонгин.

– Мы слышали, – отвечали воины, – что он человек добрый, и хотим посетить его; мы воины, а он был сотником воинов, – поэтому мы и хотим видеть его.

Тогда Лонгин сказал:

– Прошу вас, господа мои, зайдите ко мне в дом и отдохните немного с дороги, а я извещу Лонгина о вас, ибо я знаю, где он живет, и тогда он сам придет к вам, так как живет недалеко отсюда.

Воины зашли к Лонгину, и, он предложил им обильное угощение. Когда же настал вечер и воины сильно развеселились от вина, то они рассказали Лонгину, зачем они посланы. Но предварительно просили его и взяли с него клятву, что он никому не передаст этой тайны; воины боялись, чтобы кто-нибудь не рассказал Лонгину и чтобы он не убежал от них; при этом они сказали ему:

– Мы посланы отсечь головы Лонгину и двоим друзьям его, ибо такое пришло повеление к Пилату от кесаря.

Лонгин, услыхав, что и друзей его ищут умертвить, послал за ними скорее, приглашая их к себе; сам же не хотел сказать воинам, – пока не придут его друзья, – что он и есть сам Лонгин. Когда воины уснули, Лонгин стал на молитву, и всю ту ночь усердно молился Богу, приготовляясь к смерти. С наступлением утра, воины, торопясь отправиться в путь, просили Лонгина указать им того, кого они ищут. Тогда Лонгин сказал им:

– Подождите немного, господа мои, – я послал за ним, и он немедленно придет к вам: поверьте мне, что тот, которого вы ищете, сам предаст себя в руки ваши, – только немного подождите.

Затем Лонгин узнал, что друзья его идут: тотчас он вышел к ним на встречу и, поцеловав, обнял их и сказал:

– Радуйтесь, рабы Христовы, мои же соратники, радуйтесь вместе со мною, ибо приблизилось веселие наше, – наступило время разрешения нашего от плотских уз; вот теперь мы вместе предстанем Господу нашему Иисусу Христу. Мы видели Его страдающим, распятым, погребенным и воскресшим со славою; теперь же увидим сидящим одесную Бога, и насытимся лицезрением славы Его.

Сказав сие своим друзьям, Лонгин рассказал им, что от Пилата и синедриона иудейского пришли воины, чтобы умертвить их за свидетельство о воскресении Христовом. Услыхав сие, они возрадовались, что сподобятся быть причастниками венца мученического и скоро предстанут Господу своему, Коего они возлюбили от всей души. Приведя, затем, своих друзей к воинам, Лонгин сказал:

– Вот вам Лонгин и два друга его! Я – Лонгин, которого вы ищете; сии же – два мои друга, со мной вместе видевшие воскресение Христово и уверовавшие; делайте с нами, что вам повелено пославшими вас.

Услышав сие, воины изумились и сначала не поверили, что перед ними сам Лонгин; затем, удостоверившись в истине сего, они устыдились и не желали умерщвлять своего благодетеля. Но Лонгин понуждал исполнить повеленное, сказав при сем:

Читайте также:
Житие Кукши Одесского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

– Вы ничем не можете лучше отблагодарить меня за мою любовь к вам, как послать меня к Господу моему, Коего я давно желаю видеть.

Облекшись затем в белые погребальные ризы и указав рукою на близ лежащий холм, Лонгин повелел домашним своим похоронить там тело его и двух друзей своих. После сего, помолившись и отдав всем последнее целование, Лонгин и два друга его [3] преклонили под меч главы свои. Воины, усекнув их, взяли с собой главу святого Лонгина и ушли; тела же святых были погребены с честью на том месте, которое указал сам святой Лонгин.

Придя в Иерусалим, воины принесли туда честную главу святого Лонгина и отдали ее Пилату для удостоверения его и всего сонмища иудейского в убиении Лонгина. Пилат и иудеи, увидав главу святого, повелели бросить ее за городом, и она долго лежала там вместе с сором, пока не была засыпана пылью.

Господь же “хранит все кости” (Пс.33:21) угодников Своих, сохранил в целости и главу святого Лонгина, находившуюся в сору.

И когда Господь захотел прославить Своего раба на земле пред людьми, которого уже прославил на небе пред ангелами, то открыл главу святого таким образом. Одна женщина, христианка, вдова из Каппадокии, ослепла обоими глазами и долго искала помощи от врачей, но не получала. После сего она вздумала пойти в Иерусалим – поклониться святым местам и искать там помощи Божией ослепшим своим глазам. Взяв своего единственного сына, она отправилась с ним в путь. Но дойдя до святых мест, сын ее заболел и чрез несколько дней умер; вдова та была горько опечалена смертью сына: она плакала о двойной потере, ибо лишилась и очей и сына, который был как бы светом для ее очей и проводником для нее. И вот, когда вдова та горько и неутешно плакала, ей явился в видении святой Лонгин и утешил ее, обещав ей, что она увидит своего сына в небесной славе и получит свет очам своим. Он рассказал ей все о себе: как он был при страдании, распятии, погребении и воскресении Христовом, как, затем, проповедовал в Каппадокии Христа и пострадал за Него со своими друзьями. При этом он повелел ей идти за город и найти там его главу, лежащую в сору и засыпанную пылью.

– Тебе предназначено, – сказал при сем святой Лонгин, – обрести ее для твоего исцеления.

Утешившись от печали, вдова встала и попросила проводить ее за город; когда же туда вели, она сказала провожавшим ее:

– Где увидите большую кучу наметенного сора, там меня и поставьте.

Они так и сделали. Найдя большое количество наметенного сора, они привели ее туда, и она начала своими руками разгребать сор и раскапывать пыль: хотя она и ничего не видала глазами, но имела великую веру словам, сказанным ей в видении святым Лонгином. И тотчас же, по усмотрению Божию, она получила то, чего искала и внезапно увидела свет солнечный; ибо глаза ее открылись и она увидела главу святого, лежащую в пыли. Вдова та обрадовалась не столько тому, что увидала свет солнечный, сколько тому, что нашла главу святого, благодаря которой получила прозрение. И прославляла она Бога и величала раба Его – святого Лонгина.

Взяв и облобызав главу святого, женщина с радостью понесла ее в свой дом; омыла ее, помазала благовонными мазями, и так возрадовалась о нахождении сего духовного сокровища, что забыла печаль свою об умершем сыне. В следующую ночь святой Лонгин опять явился ей в великом свете, ввел сына ее к ней, в блестящей брачной одежде, и любезно и отечески обняв его, сказал вдове:

– Смотри, жена, на своего сына, о котором ты печалишься и плачешь: вот, какая честь и слава ему, – смотри на него и утешайся. Бог причислил его к небесным чинам, которые находятся во Царствии Его. Я же теперь взял его от Спасителя, и он никогда не будет удален от меня. Вот, возьми мою главу и тело своего сына, и похорони их в одном ковчеге, и не плачь о своем единственном сыне, и да не смущается сердце твое, ибо великая слава, радость и нескончаемое веселие дано ему от Бога [4].

Когда женщина услыхала сие, то поспешно встала и положила главу мученика в один ковчег с телом своего умершего сына и затем возвратилась к себе домой, прославляя и восхваляя Бога. Достигнув своего отечества, она похоронила на честном месте тело своего сына и главу мученика, помыслив так при сем:

– Теперь я знаю, что “любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу” (Рим.8:28): я искала исцеления очам телесным, а нашла вместе с тем и исцеление очам душевным. Я была одержима скорбью о смерти моего сына, теперь же имею его на небе, предстоящим Богу во славе, с пророками и мучениками; с ними он всегда радуется и с Лонгином в Царствии Христовом носит крест – знамение победы, посреди ангелов, и как ученик Лонгина радостно воспевает: “воистинну Божий Сын сей бе” и есть и будет. Царство Его – Царство всех веков и владычество Его во всяком роде и роде. Слава Ему во веки. Аминь [5].

Кондак, глас 4:

Весело возрадовася церковь, в память днесь приснопамятнаго страдальца Логгина, взывающи: ты моя держава, Христе, и утверждение.

  1. О сем событии евангелист так говорит: “Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые” (Мф.28:2, 4) ^
  2. Тиверий царствовал с 14 по 37 г. При нем распят Господь Иисус Христос ^
  3. По древним известиям, это были Исавр и Афродисий; память их 19 апреля ^
  4. О чудесах от мощей св. Лонгина говорит прп. Феофан в службе мученику (см. Минею октябрь, 16-е число).– Честная рука св. Лонгина Сотника находится в Риме, в Ватиканского соборе апостола Петра ^
  5. Писателем жития святого Лонгина был св. Исихий, пресвитер Иерусалимский († 434 г.), который нашел акты мученика в библиотеке св. Воскресения и по ним составил свое описание, из которого видно, что мученик усекнут 16 октября ^
Читайте также:
Иоанн Дамаскин - житие, описание и история жизни, творения, учения, труды и чудеса святого

ВАРСОНОФИЙ ВЕЛИКИЙ

Прп. Варсонофий Великий

Варсонофий Великий (Варсануфий; греч. Βαρσανούφιος; + сер. VI в.), монах, подвижник, аскетический писатель, преподобный

Преподобный Варсонофий происходил из Египта. Согласно Д. Читти, имя “Варсонофий”, несмотря на сирийские аллюзии (сир. сын Сенуфа?), является грецизированной формой коптского имени Урсенуф(и). Египетское происхождение преподобного подтверждается также тем, что он мог свободно говорить и писать “по-египетски”, т. е. по-коптски [1].

О семье, времени и точном месте рождения преподобного Варсонофия практически ничего неизвестно. По свидетельству историка Евагрия, в середине VI века его уже чтили как знаменитого подвижника и чудотворца [2]. Т. о., он род. не ранее второй половины V в. Слова преподобного “я не стал схоластиком… то есть праведником” [3] характеризуют не только его смирение, но и могут свидетельствовать, что он не получил высшего светского образования. В юности, согласно латинской версии жития, он отправился паломником в Св. землю, посетил ряд монастырей, принял монашество от отшельника Маркелла и затем подвизался вместе с ним, а после его смерти некоторое время был странствующим монахом.

Монастырь аввы Серида

Впоследствии он поселился в общежительном монастыре, основанном аввой Серидом, к югу от Газы, несмотря на приглашения игуменов других монастырей: “Сколь многие хотели (принять к себе) нас старцев, и искали этого, но не дано им было того, а Бог послал нас к авве Сериду, не искавшему сего, и сделал его искренним нашим чадом” [4].

Поначалу св. Варсонофий жил в келье, находившейся внутри монастыря, затем удалился в затвор, где он “заключился живым как во гробе ради имени Иисусова” [5] и строжайшим образом подвизался на протяжении 18 лет; здесь он никого не принимал, не сделав исключения даже для епископа и родного брата [6]. Одному подвижнику из Египта, упрашивавшему принять его, преподобный написал: “Если для тебя отворю двери, то и для всех; а если не отворю тебе, то и никому другому” [7]. Только авва Серид один раз в неделю приносил ему 3 небольших хлебца [8] и немного воды и причащал Св. Таин, а также прочитывал вопросы посетителей и записывал предлагавшиеся ответы [9]. Когда из-за полной недоступности преподобного многие усомнились в самом его существовании и сочли, что ответы составляет сам авва Серид, св. Варсонофий принял монахов и умыл им ноги [10].

Несмотря на немощи прп. Варсонофий никогда не оставлял своего рукоделия [11], забывал о вкушении пищи: “. ничего не вкушал и не пил… пища, питие и одеяние его – Дух Святой” [12]. Благодаря строгой аскетической жизни и духовной прозорливости он, не покидая своего затвора, стал духовным руководителем братии не только своей обители, но и других монастырей, а также мн. клириков и мирян, как ясно из его ответов. Прп. Варсонофий получил от Бога великие духовные дарования смирения [13], рассуждения [14], прозорливости и пророчества [15], чудотворения, любви к Богу и ближним.

Икона преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка

Учеником, другом и сподвижником прп. Варсонофия был прп. Иоанн Пророк, писавший о прп. Варсонофии: “Старец в Боге и я с ним… мы двое составляем единое целое” [16]. Оба старца стали “соавторами” сборника поучений т.н. “Вопросоответов”. Прп. Иоанн в Ответах именуется “другим старцем”.

Преподобный Варсонофий и монофизиты

В латинской версии жития говорится о том, что лишь однажды преподобный Варсонофий нарушил свое уединение и отправился в Константинополь ходатайствовать перед имп. Юстинианом I (527-565) о монахах своей области, не согласных с оригенизмом [17]. По мнению архиеп. Филарета (Гумилевского), речь шла о несогласных с афтартодокетизмом, на которых император воздвиг гонение [18]. Греч. патролог П. Христу, напротив, полагает, что преподобный ходатайствовал не за противников, а за сторонников оригенизма или, по крайней мере, за тех, кто обвинялся в нем [19], то в их пользу (под влиянием Феодора Аскиды, митр. Кесарии Каппадокийской), вплоть до осуждения оригенизма на Вселенском V Соборе, позволяют допустить как ту, так и др. т. зр. Из своего затвора, скорее всего в связи с оригенистскими спорами, прп. Варсонофий, чувствуя неуверенность императора, советовал ему не бояться сильных мира сего и поступать по воле Божией: “И если истинно то, что сердце царево в руце Божией, то если пожелаем поступать право, Бог преклонит его к нам (ср.: Притч 21, 1)” [20].

Варсонофия Великого иногда путали с акефалом Варсануфием (см. Варсонофиты), и делались предположения, что прп. Варсонофий был монофизитом-акефалом. Впервые это было высказано неким “нечестивым Памфилом, восточного происхождения” [21]. На первый взгляд, данное предположение может найти некоторую поддержку, если принять во внимание совет преподобного, данный Павлу Отшельнику, следовать Никейскому Собору без упоминания о Халкидоне: “. держись царского пути, говорю, веры трехсот осмнадцати отцов, в которую ты и крестился: она заключает в себе все с точностью для тех, кто имеет совершенный образ мысли” [22].

Прп. Феодор Студит, защищая преподобных Варсонофия, Исаию и Дорофея от обвинений в монофизитстве, в согласии с Константинопольским патриархом Тарасием [23] и другими восточными отцами писал в своем Завещании: “В учении их я не нашел ничего нечестивого, напротив, большую душевную пользу” [24]. В качестве вещественного доказательства церковного признания св. Варсонофия Великого прп. Феодор указал на то, что его изображение находилось на облачении престола Св. Софии вместе с изображениями преподобных Антония Великого, Ефрема Сирина и др. Что касается неупоминания Халкидонского Собора, оно могло быть связано с нежеланием преподобного принимать участие в богословских спорах; он писал (имея в виду оригенизм и полемику с ним): “Горе нашему роду! Что мы оставили и что исследуем! …Небеса ужасаются, о чем любопытствуют люди! Земля сотрясается, как они хотят исследовать непостижимое!” [25].

Кончина и почитание

После смерти аввы Серида преподобный Варсонофий ушел в полный затвор и не принимал никого, в т. ч. и нового игум. Елиана, отказывался от пищи и не отвечал на вопросы. В то время он был уже ветхим старцем и вскоре скончался.

О дате кончины преподобного существуют разные предположения. Как передает Евагрий Схоластик, люди верили, что преподобный Варсонофий “живет в затворе в малой келье, хотя он в течение 50 лет и более (ἀπὸ τούτων πεντήκοντα καὶ πρός γε χρόνων) никому не показывался и ничего не принимал земного”; когда усомнившийся в этом Иерусалимский патриарх Евстохий (на кафедре с 552/553 по 563/564) велел раскопать келью, “где затворился человек Божий”, оттуда вырвался огонь и “едва не попалил всех там бывших” [26]. Вероятно, великий старец умер или незадолго до раскапывания кельи, или в скором времени после этого от истощения телесных сил. Кончина преподобного, последовавшая, согласно латинскому житию, вскоре после его возвращения из Константинополя, чаще всего датировалась 563 годом [27]. При этом исходили из времени патриаршества Евстохия и участия преподобного в посольстве к имп. Юстиниану I. Другая датировка смерти обусловлена тем, что указанные Евагрием 50 лет можно толковать как срок, прошедший до времени написания его «Церковной истории», – 594 г. (или 597-й. [28]). При вычитании из 594-го 50 лет выходит, что преподобный скончался около 544 г. [29]. М. Лекьен, учитывая год кончины прп. Иоанна Пророка, предлагает еще более раннюю датировку кончины прп. Варсонофия – 540 год. [30].

В IX веке мощи прп. Варсонофия были перевезены из Газы в г. Ория (Апулия, Юж. Италия), где они были торжественно встречены Феодосием, еп. Орийским, и положены в древней базилике возле врат. После разрушения базилики арабами о мощах долгое время не было никаких сведений. В 1170 году они были обнаружены и перенесены в кафедральный собор, где до сих пор хранится их частица [31]. Именно в связи с последним обретением мощей и была составлена латинская версия жития.

В конце X века память прп. Варсонофия Великого отмечалась Константинопольской Церковью 6 февраля, хотя и не повсеместно: его имя было внесено в Синаксарь, составленный в конце царствования имп. Константина VII Багрянородного (944-959), и в некоторые др. календари той же эпохи [32]; в частности, она указана в Типиконе Великой церкви IX-XI вв. [33]. Другое древнейшее свидетельство о совместном поминании преподобных Варсонофия, Иоанна и Дорофея 6 февраля содержится в грузинской Минее, написанной в Иерусалиме около середины XI в. [34]; оно отражает практику Иерусалимской Церкви, сложившуюся, по предположению Ф. Нея, под влиянием Константинополя [35].

Неизвестно, существовала ли в то время служба, посвященная этим преподобным. Значительно позже прп. Никодим Святогорец написал в честь каждого из святых по дистиху [36]. В 1865 году в монастыре вмч. Пантелеимона на Афоне была составлена служба этим святым [37], но она сгорела вместе с некоторыми другими рукописями. Греч. гимнограф мон. Малого скита св. Анны Герасим составил новую службу на греч. языке, славянский перевод которой был сделан и опубликован монахом Троице-Сергиевой лавры Агафангелом (Легачем) [38].

Основными источниками для жития прп. Варсонофия Великого являются: “Церковная история” Евагрия Схоластика (IV 33); “Вопросоответы”, или “Ответы”, главное сочинение прп. Варсонофия и аввы Иоанна Пророка; лат. версия жития прп. Варсонофия, написанного неким Иосифом, именовавшим себя учеником старца [39]. Последняя содержит наиболее подробный материал, но, вероятнее всего, составлена значительно позже, в конце XII – начале XIII века, в связи с обретением мощей прп. Варсонофия, перенесенных в Италию, и наряду с подлинными сведениями содержит добавления, относящиеся к другому одноименному подвижнику, который жил позднее [40].

Сочинения

  • PG. 86/1. Col. 892-901 [ответы об учении Оригена, Евагрия и Дидима];
  • PG. 88. Col. 1812-1820 [ответы прп. Иоанна на вопросы аввы Дорофея];
  • Βίβλος ψυχωφελεστάτη περιέχουσα ἀποκρίσεις διαφόροις ὑποθέσεσιν ἀνηκούσας συγγραφεῖσα μὲν παρὰ τῶν ὁσίων καὶ θεοφόρον πατέρων ἡμῶν Βαρσανουφίου καὶ ᾿Ιωάννου, ἐπιμελῶς δὲ διορθωθεῖσα, καὶ τῇ τῶν ῾Οσίων βιογραφίᾳ, καὶ πλατυτάτῳ πίνακι πλουτισθεῖσα παρὰ τοῦ ἐν μοναχοῖς ἐλαχίστου Νικοδήμου ῾Αγιορείτου. Venetiis, 18161;
  • Βόλος, 19602 [уточненное переизд. под ред. С. Схинаса]; Βαρσανουφίου καὶ ᾿Ιωάννου ραταποκρίσεις / Κείμενο, μετάφρ., σχόλια Σ. Ζαχαριάδου. Τ. Α´: (ἀρ. 1-229); Τ. Β´: (ἀρ. 230-522); Τ. Γ´: (ἀρ. 523-841). Θεσσαλονίκη, 1988, 1988, 1989. (Θιλοκαλία τῶν νηπτικῶν καὶ ἀσκητικῶν, 10);
  • Barsanuphius and John. Questions and Answers/ Crit. ed. of the Greek Text with English transl. by D. J. Chitty // PO. P., 1966. T. 31. Fasc. 3. (N 150). P. 449-616 (5-172) [гл. 1-124];
  • Переизд.:
    • Βαρσανουφίου καὶ ᾿Ιωάννου, Κείμενα διακριτικὰ καὶ ἡσυχαστικὰ (ἐρωταποκρίσεις) / ᾿Εκδ. ῾Ετοιμασία ῾Ιερᾶς Μονῆς ῾Αγίου ᾿Ιωάννου Προδρόμου Καρέα. ᾿Αθῆναι, 1997. Τ. Α´-Β´;
    • Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance / Introd., texte crit., notes par F. Neyt, P. de Angelis-Noah, trad. par L. Regnault. P., 1997. I: Aux solitaires. T. 1: Lettres 1-71. (SC; 426); P., 1998. T. 2: Lettres 72-223. (SC; 427). P., 2000. II: Aux cénobites. T. 1: Lettres 224-398. (SC; 450); P., 2001. T. 2: Lettres 399-616. (SC; 451). P., 2002. III: Aux laïcs et aux évêques. Lettres 617-848. (SC; 468);
    • Garitte G. Catalogue des manuscrits géorgiens littéraires du Mont Sinaï. Louvain, 1917. P. 116-117. (CSCO; 165. Subs. 9) [о груз. версиях];
  • переводы:
    • Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance: recueil complet / Trad. du grec [par Regnault L. et Lemaire P.] et du géorgien [par Outtier B.] par les moines de Solesmes. Solesmes, 1972. Sablé-sur-Sarthe, 1993;
    • Regnault в изд. SC (см. выше); Diezt M. Von Reichtum des Schweigens: Ein Zeugnis der Ostkirche, Geistliche Antwortbriefe der Schweigemönche Barsanuphe und seines Schülers Johannes (6. Jh.), ausgew. und zum ersten Male ins Deutsche übers. Zürich etc., 1963;
    • Seraphim Rose, Fr. Saints Barsanuphius and John: Guidance toward Spiritual Life: Answers to the Questions of Disciples / St. Herman of Alaska Brotherhood. Platina (Calif.), 1990;
    • Lovato T. M. F., Mortari L. Barsanufio e Giovanni di Gaza. Epistolario. R., 1991. (Collana di Testi Patristici; 93);
    • Ава Варсануфиjе и Jован Пророк. Духовно руковођење. Манастир Хиландар, 1996;
    • Ζαχαριάδον (см. выше);
  • русские переводы:
    • Средневек. лат. житие: [Исидор, митр.] Краткое сведение о св. Варсануфии // ХЧ. 1827. Ч. 25. С. 249–252 [пересказ];
    • Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников / Пер. иером. Дорофея под ред. прп. Паисия Величковского; Изд. Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 1852 [пер. на церковнослав. яз., записан рус. буквами]. Вопросоответы: Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников / Пер. [МДА] с греч., предисл. прп. Никодима Святогорца. М., 1855 [алф. указ. наставлений], 1883, 1892. СПб., 1905. М., 1993, 1995, 2001 [репринты и переизд. 4-го изд.];
  • отрывки:
    • 1) в пер. иером. Пахомия (1815), опубл.: Учение о мнениях Оригена, Дидима и Евагрия // ХЧ. 1827. Ч. 25. С. 257–270; Душеспасительные наставления // Там же. 1834. Ч. 1. С. 158–175; Ч. 3. С. 244; Там же. 1835. Ч. 2. С. 262–276; Там же. 1836. Ч. 4. С. 41–54;
    • 2) в пер. свт. Феофана, еп. Вышенского: Добротолюбие. М., 1895. Т. 2. С. 559–598;
    • 3) Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу. М., 1889. С. 384–439 [по изд.: М., 1883];
    • 4) Избр. места из руководства к духовной жизни преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна / Собр. Вел. кнг. Милицей Николаевной. СПб., 1908;
    • 5) Уроки духовной мудрости преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна. Серг. П., 1912. (Троицкий цветок; 82).

Литература

  • ActaSS. Aрr. T. 2. P. 22-26;
  • Fevr. T. 3. P. 387-390;
  • Evagr. Hist. eccl. IV 23;
  • Niceph. Callist. Hist. eccl. XVII 22 // PG. 145. Col. 1100-1332;
  • Филарет (Гумилевский). Учение. Ч. 3. С. 126-130; Варсонофий Великий // ПБЭ. Т. 3. С. 107;
  • Покровский А. Ответы преподобных Варсануфия и Иоанна: Опыт ист. и нравственно-психол. исслед.: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 1894. Ркп.;
  • Vailhé P. Les Lettres spirituelles de Jean et de Barsanuphe // EO. 1904. T. 7. P. 268-276;
  • idem. Saint Barsanuphe // Ibid. T. 8. P. 14-25;
  • idem. Jean le Prophéte et Séridos // Ibid. P. 154-160;
  • Тихомиров К. Руководство к духовной жизни преподобных Варсануфия и Иоанна: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 1914. Ркп.;
  • Варнава (Беляев), иером. Св. Варсануфий Великий: Его жизнь и учение: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 1915. Ркп. (рец.: Феодор (Поздеевский), еп. // БВ. 1916. Т. 25. Ч. 3. С. 166-168;
  • Флоренский П., свящ. // Там же. 1916. Т. 25. Ч. 3. С. 168-189);
  • Hausherr Ir. Barsanuphe, St. // DSAMDH. 1937. T. 1. Col. 1255-1262;
  • Βεσελίνοβιτς ᾿Αμβ. Βαρσανούφιος ὁ Μέγας, ᾿Ιωάννης ὁ προφήτης καὶ Δωρόφεος ὁ ἀββᾶς: ᾿Εναίσιμος ἐπὶ διδακτορία διατριβή. ᾿Αθῆναι, 1939;
  • Regnault L. Théologie de la vie monastique selon Barsanuphe et Dorothée // Théologie de la vie monastique. P., 1961. P. 315-322;
  • Neyt. F. Les Lettres à Dorothée dans la correspondance de Barsanuphe et de Jean de Gaza: Diss. Louvain, 1969;
  • idem. Citations ‘Isaiennes’ chez Barsanuphe et de Jean de Gaza // Le Muséon. 1971. N 89. P. 65-92;
  • idem. Jean de Gaza // DSAMDH. 1974. T. 8. P. 536-538;
  • idem. Un type d’autorité charismatique // Byz. 1974. T. 44/2. P. 343-361;
  • idem. Présisions sur le vocabulaire de Barsanuphe et Jean de Gaza // StPatr. 1975. Vol. 12. P. 247-253;
  • Иннокентий (Самылкин), иерод. Учение св. Варсануфия Великого о духовном совершенствовании: Канд. дис. / МДА. Загорск, 1974. Ркп.;
  • Stead J. Brother Andrew’s Problems: A Sick Soul of the 6th Cent. // Monastic Studies. 1975. Vol. 11. P. 173-180;
  • Cupane C. Il «Kosikos Pina» di Giovanni di Gaza: Una proposta di ricostruzione // JÖB. 1979. Bd. 28. P. 195-207;
  • Voulgarakis I. Missionsangaben in den Briefen der Asketen Barsanuphius und Johannes // Philoxenia. B. Kötting gewidmet. Münster, 1980. S. 281-308;
  • Noah P. La méditation de Barsanuphe sur la lettre êta // Byz. 1983. T. 53/2. P. 494-506;
  • Perrone L. Le lettere a Giovanni de Beerscheva nella Corrispondenza di Barsanufio e Giovanni di Gaza // Mémorial Dom J. Gribomont. R., 1988. P. 463-486;
  • Киприан (Цибульский), иером. Духовное руководство по кн. преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка: Канд. дис. / МДА. Загорск, 1990. Ркп.;
  • Cameron A. D. E. On the Date of John of Gaza // Classical Quarterly. 1993. Vol. 43. N 1. P. 348-351;
  • Агафангел (Легач), мон. Духовное делание по «Руководству преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка»: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 1998. Ркп.;
  • Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви: Введ. в историю и проблематику имяславских споров. СПб., 2002. Т. 1. С. 172-174.

Использованные материалы

  • Иером. Дионисий (Шлёнов). “Варсонофий Великий” // Православная энциклопедия, т. 6, с. 684-696
    • http://www.pravenc.ru/text/376982.html

[1] αἰγυπτιστί – Отв. 55. С. 39 / Ep. 55. 8-10; рус. пер. по: Прп. отцев Варсануфия и Иоанна Руководство. / Пер. МДА. М., 1855 и др.; Ep.: Epistula // Neyt. 1997. (SC; 426)

Житие Варсонофия Великого

Святитель являлся христианским монахом и великим подвижником, родился в землях Египта. Некоторые источники утверждают, что юные годы он проводил в большом городе, получил хорошее образование и прославился знанием нескольких языков. Почувствовав стремление к подвижничеству, удалился в обитель Серида, находящуюся в Палестине.

Более полувека Варсонофий жил один и в безмолвии, соблюдал строгий пост, творил чудеса и воскрешал мертвых. Наставления святителя отличаются высокой нравственностью и пропитаны бесконечной любовью к человечеству.

Путь к служению

О точной дате рождения и семье святителя практически нет достоверных данных. Историк Евагрий отмечает, что во второй половине VI столетия его уже почитали в качестве великого подвижника и Божьего угодника.

Латинская версия жития повествует, что он еще в юности отправился в качестве паломника на Святую землю, посетил несколько монастырей и принял постриг от аскета по имени Маркелл. Варсонофий жил вместе со своим духовным наставником, а после смерти учителя несколько лет являлся странствующим отшельником.

  • В своё время святитель поселился в обители аввы Серида, которая находилась на юге от Палестинского города Гиза. Многие другие монастыри желали видеть в своих стенах преподобного Варсонофия, но он выбрали тот, который никогда не искал его.
  • Первоначально святитель расположился в келье, находящейся на территории обители, но вскоре он удалился в затворничество. Сам аскет отмечал, что этот шаг можно сравнить с символическим заключением себя в воображаемом гробу ради славы Господней. В уединенной келье святитель провел более 50 лет, строжайшим образом следя за собственной деятельностью. Он практически никого не принимал, показывая тем самым, что для него все равны.
  • Однако один раз в неделю к отшельнику приходил сам авва Серид и приносил три куска хлеба и немного воды. Гость читал Варсонофию вопросы, которые интересовали прихожан монастыря и записывал ответы аскета. Некоторые иноки стали сомневаться в их истинности, так как отшельник был полностью недоступен для всех, кроме Серида. Поэтому многие решили, что именно основатель монастыря составляет эти нравоучительные и духовно полезные ответы. Тогда Варсонофий принял всех сомневающихся и умыл гостям ноги.
  • Великий отшельник никогда не оставлял трудов несмотря на постоянные боли и немощь. Он забывал о пище и воде, говоря, что Святой Дух есть все необходимое ему. Спустя много лет практики, Бог одарил святого отшельника способностью видеть истинный мир. Его назначили духовным руководителем многих близлежащих монастырей, учителем клира и мирян, несмотря на тот факт, что аскет был фактически заперт в своей уединенной келье. Великий отшельник прославился в округе своим непоколебимым смирением, способностью здравого рассуждения, прозорливостью, любовью ко всем существам и чудотворениями.

Интересно! В латинской версии жития говорится: преподобный Варсонофий единожды нарушил обет уединения и отправился в Константинополь, чтобы ходатайствовать об иноках своей области, которые проявили несогласие с богословским учением Оригена.

Император Юстиниан колебался в своем решении, то принимая сторону этого положения, то отвергая её, поэтому часто одна из двух противоборствующих сторон страдала от упреков правителя. Варсонофий, видя нерешительность императора в этом сложном богословском вопросе, советовал ему не бояться мирского и положится на волю Всевышнего.

Последние годы

Когда авва Серид покинул этот мир, великий отшельник полностью отгородился от света, совершенно отказавшись принимать у себя людей, даже нового игумена монастыря по имени Елиан. Он не принимал пищи, не отвечал на вопросы, и вскоре Варсонофий скончался, будучи глубоким старцем.

Еще о Великих святых:

Существует несколько предположений о дате его смерти.

  • Евагрий Схоластик пишет: люди продолжали верить в то, что старец все еще жив, несмотря на то, что он практически не выходил из кельи на протяжении 50 лет. Патриарх Евстохий усомнился в этом предположении и настоял на раскопке жилища старого затворника-аскета. Во время этих работ из кельи вырвался сильный огонь и чуть было не погубил всех присутствовавших на этом месте. Есть предположение, что старец Варсонофий скончался от истощения незадолго до раскопки.
  • Латинская версия его жития повествует: Великий подвижник умер вскоре после возвращения из Константинополя, где он решал сложный вопрос веры с императором Юстинианом (563 г.).

В IX столетии останки преподобного Варсонофия перевезли из города Газа в Орию (Южная Италия). Здесь их торжественно встретил епископ Феодосий. Чудотворные останки положили в старинной базилике, находящейся рядом с главными вратами церкви.

Константинопольская Церковь стала отмечать память великого подвижника в конце X столетия (6 февраля). Имя Варсонофия внесли в праздничный сборник под названием Синаксарь, который составили при императоре Константине VII. В середине XIX на горе Афон была составлена служба авторам «Вопросоответов». Однако рукопись сгорела во время пожара.

На заметку! Об ученике, сподвижнике и соавторе Варсонофия авве Иоанне известно меньше. Последний писал о духовном единении с первым: «Мы в Боге и составляем одно целое». Преподобного Иоанна в сочинении «Вопросоответы» называют «другим старцем».

Он 18 лет находился в монастыре аввы Серида, в той уединенной келье, где раньше жил Варсонофий. Иоанн принимал у себя только настоятеля Серида и преподобного Дорофея, который служил у него послушником 9 лет. Ученик Варсонофия, подражая своему наставнику, совершал духовное руководство при помощи письменных ответов, прямых и практичных. Иоанн также обладал великим даром прозорливости и пророчества, он скончался в 540 г.

Рукопись подвижников

Варсонофий самостоятельно ничего не писал, его ответы заносил в свой дневник авва Серид, прославившийся мудростью и любовью к окружению. После смерти Серида дело составления «Вопросоответов» перешло к новому настоятелю Елиану. Некоторое время предполагалось, что рукопись создал один безвестный монах. Современная патрология (наука об отцах церкви) повествует: составителем сборника является авва Дорофей, который был учеником преподобного Иоанна. Он собрал большую часть письменных и устных наставлений старцев.

  • Однако составитель нигде не указал своего настоящего имени, но ясно одно: он был современником Варсонофия и Иоанна. Исследователи утверждают, что автор находился среди братии монастыря Серида и имел возможность входить к Иоанну.
  • Ответы самой книги адресованы отшельникам, братьям-монахам, епископам и обыкновенным мирянам. В рукописи чаще всего цитируется Псалтирь, наставления Иова, Соломоновы притчи, пророк Исайя.
  • Когда Варсонофий толкует Библию, он показывает себя в качестве опытного и эрудированного мудреца. Он отмечает, что спасение придет, если его наставления будут глубоко изучены, ведь в них содержаться оба Завета, но в кратком изложении. Тогда уже не будет нужды в изучении других книг. Отсюда понятно: Варсонофий считал свои ответы истинными комментариями к Писанию, которые способен понять каждый человек.
  • Для современников Варсонофия и людей настоящего очевиден богооткровенный характер этого литературного труда. Авторы книги руководствовались божественным принципом: «Сам ищи Господа, а не пытай других, где Он находится». Их книга бесценна оттого, что в ней прямым образом отражена традиция религиозного наставничества, которая получена через личный духовный опыт.
  • Авторы книги подробно излагают основы подвижнического жития, хотя не считают аскетизм чем-то важным по сравнению со знанием Истины. Они превозносят труд, как лучшее лекарство от мирских соблазнов. Его необходимо выбрать самолично, без всякого сомнения, ибо ничто не дается нам сверх силы.

Духовное наследие

Единственным сочинением преподобного Варсонофия является книга «Вопросоответы», которую он создал вместе со своим учеником и другом святителем Иоанном. В этой душеполезной рукописи содержатся мудрые наставления на различную житейскую и духовную тематику.

Русский перевод избранных мест книги осуществлен в середине XIX столетия, а полная отечественная версия была опубликована через 20 лет.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святой Варсонофий Великий

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многие святые оставили после себя не только память о деяниях и чудесах, но и прочие труды, которые и в наше время не теряют своей популярности. Так к таким относят руководство к духовной жизни Варсонофия Великого. В нем он подробно постарался растолковать о том, что стоит совершать и чего не нужно при желании соблюдения богоугодного жития.

Житие святого

Родился он в Египте. Он был самым ревностным подвижником. Есть упоминания о том, что неподалеку от монастыря Аввы Серида он построил себе небольшую келию. Там он провел достаточно длительное время в служении Господу и ревностной молитве. Так и началось житие, посвященное Богу.

За такую свое преданность ему был дарован дар прозорливости. Немного позже перешел в еще более тесное помещение, где провел 50 лет в работе над трудами и подвигами. Постоянные молитвы позволили ему достичь высокой степени духовного совершенства. О его подвигах есть упоминания в некоторых рукописях.

Относительно даты смерти, но она также не однозначна. Большинство склоняется к тому, что он закончил свой жизненный путь в 563 году. День памяти его считается 19 февраля.

В чем помогает святой

Способности его не раз проявлялись в тех случаях, когда к нему обращались за помощью. В большинстве случаев они связаны с прошениями:

  • об исцелении;
  • о даровании принятия правильного решения;
  • о наставлении на путь истинный;
  • прощении всех прегрешений.

Самой распространенной считается чтение молитвы Варсонофия Великого о забытых грехах. Ведь многие согласятся с тем, что мы не всегда запоминаем то, какие мелкие прегрешения были нами совершены. В таком случае поможет ее чтение.

«Владыко Господи, поскольку и забыть свои прегрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе, Единому Сердцеведу; Ты и прости мне все по Твоему человеколюбию; тем-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по делам их, ибо Ты препрославлен во веки. Аминь.»

Произносить ее можно перед иконой или без. Важно в данный момент сосредоточится на словах, которые исходят и постараться очистить Ваши помыслы. Сильная вера и открытая душа способны сотворить множество чудес.

Труды Варсонофия

Упоминания о Варсонофии Великом и Иоанне пророке есть в виде ответов. В них говорится о том, что святые давали наставления по поводу благочестивой жизни верующих. Их расценивают также как и руководство к духовной жизни направлено не только на современников, но и на все последующие поколения. Соблюдая их можно заметить свой рост и развитие в духовной сфере.

Основные аспекты, которые он советуют соблюдать, считаются:

  • хранение сердца;
  • рассуждения и огненная любовь;
  • пост;
  • непрестанная молитва;
  • безмолвие.

Придерживаясь всего этого можно достичь максимума. За такие его деяния он был одарен возможностью врачевания, предвидения и прозорливости.

Храни Вас Господи!

Смотрите еще видео рассказ о святом Варсонофие:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: