Любушка Сусанинская – житие и биография старицы, пророчества и предсказания, где похоронена

Любушка Сусанинская – житие и биография старицы, пророчества и предсказания, где похоронена

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Лжестарица и лжеюродивая Любушка Сусанинская

Уже очень давно прельщенные и обольщенные люди пиарят так называемую Любушку Сусанинскую. О ней говорят как о великой старице и юродивой. Однако я не нашла в поведении этой женщины ни признаков старчества, ни признаков юродства Христа ради. Мало того, она ставила себя ниже бесов, просила их отдать ее вещи, и рассказывала им, кто принес ей еду. Массовое помрачение сознания тех, кто побывал у этой женщины, можно объяснить только одним образом – возле нее крутился бес прелести. Такие бесы могут и самостоятельно цепляться к отдельным личностям, чтобы охмурять их окружение, а могут быть прикрепляемыми колдунами.

На фото: Любушка Сусанинская (Лазарева)

Неинтересный человек

Любушка Сусанинская родилась в 1912 году, а умерла в 1997 году. В конце своей жизни она жила в поселке Сусанино Ленинградской области. К ней туда ездили толпы людей, некоторые из которых оставили свои воспоминания. Я почитала книгу с этими воспоминаниями «Странница Любушка», которую выпустили в 2015 году. Ее допустил к изданию Издательский совет РПЦ.

Эта книга, если так можно выразиться, пустая. Она бедна фактами, потому что эта Любушка не делала и не говорила ничего интересного.

Отличительная черта юродивых и старцев – это то, что они были очень интересными людьми. Воспоминания о них люди читают взахлеб. А Любушка была серым, ничем не примечательным человеком. Поражает то, что авторы серых и блеклых воспоминаний описывают неинтересные вещи с крайней экзальтацией.

Например, протоиерей Геннадий Беловолов описывает, как приехал к Любушке, и спросил ее: «Быть ли мне священником?». Она посмотрела на него и сказала: «Хорошо». Потом Любушка снова посмотрела на этого человека и сказала: «Очень хорошо». Эту ерунду протоиерей Геннадий описывает очень пространно – куда Любушка при этом склонила голову, что он подумал, чего испугался.

А потом идет и вовсе смешное: «Она вновь наклонила голову к правому плечу. Наступила какая-то особая тишина, в которой я почувствовал, что сейчас Любушка скажет мне главное. Не могу сказать, сколько продлилась эта пауза, но потом Любушка вновь как будто ожила, посмотрела мне прямо в глаза и сказала совсем громко: «Самое лучшее». После этого она заговорила что-то очень тихо на своем непонятном языке».

Дав это описание, протоиерей Геннадий продолжает пережевывать всю эту ерунду, находя в ней тайные смыслы. Ему даже видится, что Любушка дала ему ответ в такой форме, как филологу.

А это для сравнения, как ответила на вопросы о монашестве и священном сане архимандрита Рафаила (Карелина) настоящая юродивая – сидящая Анастасия: «Архимандрит Зиновий (впоследствии митрополит) сказал, что патриарх хочет рукоположить меня в священный сан и послать на приход в Лагодехи. «Какой ты выбираешь путь: белого или черного духовенства?» – спросил он. Когда я пришел к Анастасии, она встретила меня словами: «Через три дня ты искупаешься в большой ванне». После монашеского пострига я снова пришел к Анастасии. Было утро. Она сидела закутанная в шаль, как в саван, закрытая с головы до ног. Я окликнул ее по имени, она не ответила. Я сказал, что принял монашеский постриг, спросил, как мне теперь жить,– в ответ молчание. Я долго стоял около нее, но она даже не пошевелилась, как бабочка в непроницаемом коконе, в своей черной шерстяной шали. И я подумал: «Вот тебе ответ – будь таким же для мира».

Мы видим, что поведение Анастасии, во-первых, очень интересное и оригинальное. А, во-вторых, в нем бездна скрытого смысла. Можно три дня ломать голову над словами юродивой о большой ванне, и находить в нем разные интересные смыслы.

Лжеюродство

Иногда Любушка вела себя в храме странно, наподобие юродства. Но это не было настоящим юродством Христа ради, а лишь подделкой.

Вот от этого ее поведения в храме мне просто не по себе: «Любушка стояла у дверей с протянутой ручкой. Когда ей давали деньги, она, глядя в глаза, умоляюще просила: «А ты покаешься?» Деньги складывала не в карман, а засовывала за иконы, под Евангелие, на аналой».

В некоторых храмах люди закладывают за иконы записки со своими просьбами. Но деньги – это грязь, они проходят через миллионы рук, в том числе через множество рук морально нечистоплотных людей. И как можно эти помои тащить к святыням?

Вот еще описание юродства Любушки: «А после того, как литургия кончилась, стала ходить по храму, отламывать булочку и есть перед иконами».

Это совершенно бестолковое юродство. Под чудачествами настоящих блаженных всегда кроется великий смысл. Например, вот рассказ о схимонахине Ольге (Ложкиной): «Лето, очень жарко, а матушка надела на себя шубу подвязалась платком, надела рукавицы, подпоясалась и пошла в храм. Во время службы она дрожала, как будто от холода, ежилась. К ней подходили и спрашивали, не больна ли? Матушка отвечала только: «Холодно», хлопала рукавицами, приплясывала, делая вид, что хочет согреться».

Этим матушка Ольга показывала, что в храме холодная молитва, у людей нет горячности сердец и духа.

Бывает, правда, что юродивые ведут себя дурашливо, чтобы запутать людей, чтобы те не придавали значения сбывающимся пророчествам и чудесным исцелениям. И чтобы в конечном итоге никто не понял, какой великий человек находится возле них. Но в случае с Любушкой и скрывать-то было нечего. Да, иногда ее примитивные предсказания сбывались. То есть эта женщина находилась под демоническим влиянием и управлением. Как известно, демоны в некоторых случаях могут верно предсказывать будущее. Но сам примитивизм поведения Любушки не допускает нормального, не помраченного духом наблюдателя, допустить мысли о величии ее личности и духа. Так что скрывать юродством ей было нечего.

Читайте также:
Эмилиан Вафидис - житие и творения, слова и наставления, дни памяти, мощи

Мало того, если бы Любушка была настоящей юродивой, она бы знала об одном очень серьезном духовном уродстве частного порядка патриарха Алексия II , о котором было известно в узких кругах. И, кстати, это его духовное уродство не позволяет причислить его к лику святых – с таким изъяном люди в рай не попадают. А то у нас некоторые люди считают, что со временем патриарха Алексия внесут в святцы. Так вот Любушка перед избранием его на патриаршество сказала: «Алексей хороший». Настоящие юродивые видели всех людей насквозь.

Лжестарчество

Еще Любушку называют старицей. Однако старцы и старицы – это люди, которые духовно окормляют народ. Я никакого духовного окормления со стороны Любушки в воспоминаниях не заметила. Ничему особенному она людей не учила. Разве что скажет кому-нибудь ставить в храме свечи или заказать какой-нибудь молебен. Или что-нибудь в этом духе – общеизвестное и избитое.

А это вообще странное наставление, которое Любушка дала монахине: «Ты, матушка, не ходи по небу, а больше по земле. И постись умеренно». Но, вообще-то, наша религия небесная. Все святые, наоборот, звали и гнали народ на небо. Известно, что религия антихриста будет полностью земной. А это, стало быть, его предтечи, – лезут изо всех щелей и вводят народ в прелесть.

Для сравнения с Любушкиным окормлением возьмем не какого-нибудь старца – выпускника духовной академии или даже семинарии, а простую русскую женщину, схимонахиню Сепфору (Шнякину). Она долгое время была замужней женщиной, воспитала троих дочерей. Образования не имела, родилась и выросла в деревне. В монастыре никогда не жила. В конце жизни схимонахиня Сепфора была старицей, окормляла в том числе монахов Оптиной пустыни.

Вот что говорится в брошюрке «Матушка»: «Мать Пантелеимона вспоминает, как матушка Сепфора учила своих чад готовиться к церковным праздникам: «Спрашивала: «Ну, ты мне расскажи, что это за праздник?» Вначале я этого не понимала, но потом поняла, что к празднику должно готовиться. Если я не знала ничего об угоднике, она говорила: «Ты почитай. Найди время и почитай». Она бывала недовольна, когда мы не знали тропарей угодникам, праздникам. Для нее это было даже горе духовное, скорбь». Сама схимонахиня Сепфора знала наизусть 200 тропарей и повторяла их, находясь в дороге, молясь таким образом святым, и наставляла своих духовных чад учить наизусть тропари.

Еще говорят, что Любушка Сусанинская была странницей. Но это просто несерьезно. У нас нет такого лика святых – странники. Это все равно, что начать делить святых на носителей вериг, жителей в дуплах, монахов, ведших беспокровный образ жизни.

Общение с бесами

Любушка разговаривала с бесами, как с людьми, и плакала от них, жалуясь, что они ее обижают.

Вот воспоминания об общении Любушки с бесами: «В первый раз привезла Любушке картошку, она стала кушать, а «они» ей не дают, а она и говорит: «Это Анина картошка», и кушает. А «они» ей еще что-то говорят, а она отвечает строго: «Это Анина картошка».

Здесь о том, как Любушка плакала от бесов и жаловалась на них: «Иногда сядет за стол, кушает, а «они» ей не дают, и она встанет из-за стола, заплачет и пойдет в свой уголок», «Лукия стала опять ворчать на Любушку за дверь, а она заплакала и говорит: «Вы лечь можете, а мне «они» даже сесть не дают».

Вот тут общение с бесами из-за украденной ими рубашки: «Любушка расстроена и говорит: «Отдайте рубашку, отдайте». Спрашиваю, что случилось?» А она мне и говорит: «Рубашку утащили. Аня, я же видела, «они» ее вон туда понесли». Потом Любушка послала эту женщину отыскивать рубашку, а бесам сказала: «Отдайте, а то Михаилу пожалуюсь». Женщина в указанном ей месте ничего не нашла, а рубашка чудесным образом оказалась в руках у Любушки.

Мне все это напоминает то, что я наблюдала своими глазами. У одной женщины долгое время в квартире жил сын-алкоголик с белой горячкой. Он часто общался с бесами. После того, как этот мужчина умер, бесы, обосновавшиеся в его комнате, уйти вслед за ним не пожелали, и прицепились к его невоцерковленной матери. Она их начала видеть. Бесы стали воровать у нее вещи. Эта женщина, совсем как Любушка, принялась общаться с ними, а также угрожать им полицией: «Отдайте, а то я позвоню в полицию!» После этих угроз бесы возвращали ей украденное. Эта женщина, также, как и Любушка, плакала от издевательств над ней демонов и жаловалась на них людям.

Святые не вели себя так. Они мужественно боролись с демонами, ругали их, били, выгоняли из своих помещений молитвой. Часто преподобные нарочно поселялись в местностях, облюбованных бесами, чтобы выгнать их оттуда. Чтобы какой-нибудь святой принялся плакать от демонов – этого нельзя даже себе представить. Келейницы дивеевских юродивых оставили очень подробные воспоминания. Однако там нет никакого намека на то, чтобы юродивые были сломлены бесами до того, что начали плакать и жаловаться на них.

Читайте также:
Валентин Мордасов - жизнь и биография, книги и труды, советы и проповеди

А уж просить бесов о чем бы то ни было, даже о возвращении рубашки, – это вообще какой-то бытовой сатанизм. Это сатанисты обращаются с просьбами к дьяволу, а колдуны просят о помощи бесов. Святые могли приказать что-нибудь демонам. Например, могли заставить их смолоть всю муку. То есть святые либо ставили себя выше бесов, приказывая им, либо были с ними на равных в борьбе – то побеждая их, то терпя временные поражения. А Любушка была то на одном уровне с демонами, объясняя им, кто ей принес продукты, то была ниже их – плакала и просила их.

Бес прелести

Одна поклонница Любушки немного поняла, что ничего особенного в ее кумире не было – но до конца не переварила этот факт. Этой женщине трудно расстаться с иллюзиями. Православная писательница Людмила Ильюнина пишет: «Много лет назад, работая в газете «Православный Санкт-Петербург», я попросила через газету читателей присылать воспоминания о блаженной Любушке Сусанинской. Откликов было совсем немного, это показалось странным. Ездила я после кончины блаженной в Сусанино, чтобы записать воспоминания прихожан, певчих, настоятеля храма. И тоже – ничего особенного не услышала. И потом, встречаясь с теми, кто хорошо знал Любушку, я тоже слышала только очень короткие рассказы. В них большую часть составляло повествование о собственной судьбе и передавались краткие слова Любушки. Так же было и на вечере памяти блаженной старицы, который проходил в годовщину со дня ее кончины, в музее Ф.М.Достоевского. Все вспоминали об одном и том же: как Любушка водила пальчиком по ладошке, когда отвечала на вопрос, как она прикладывалась к каждой иконе в Сусанинском храме, как она кормила голубей, как плакала все ночи напролет, как часто говорила: «как хочешь» и почти обо всех: «он хороший», как посылала служить молебны на Карповку, к блаженной Ксении или в Никольский собор, как просила не забывать домашнюю молитву и часто ставить свечи в церкви».

Ильюнина приводит одно воспоминание о Любушке. Оно довольно типичное в смысле того, что ничего не произошло, а человек уехал в состоянии счастья, в полной уверенности, что общался со святой: «Любушка вышла с послушницей. Мне сразу стало ее очень жалко, так как она была очень глубокой старушкой и немного напоминала мне наших бабушек в больнице. В простоте сердечной я предложила подлечиться Любушке у нас в больнице. Пришли в церковь и встретились с Любушкой на паперти, она кормила голубей. Я решилась подойти. Посмотрела в ее глаза, и впечатление первое ушло. Давно я не видела чистых, голубых, небесных, открытых и каких-то кротких глаз. Она улыбалась, и мне стало радостно. На все мои вопросы Любушка молчала, но это не было просто молчание, равнодушие. Я чувствовала, что она молится и отвечает на мои слова и даже на то, о чем я не умела сказать. День клонился к вечеру, и мы стали собираться в путь. Любушка все молилась, а мы в этом дивном молчании поехали домой. Конечно, жизнь моя не сразу стала меняться, но я уже знала силу христианской молитвы».

Такие закидоны со стороны огромного количества людей можно объяснить только одним – возле Любушки околачивался бес прелести. Он помрачал духовное зрение входивших в контакт с ней людей. Из-за воздействия демона окружающие начинали видеть Любушку в неверном свете, начинали испытывать эйфорию и приписывать ее воздействию на них Любушки.

Это довольно распространенное явление в наши последние времена. Блаженная Матрона Московская, умирая, говорила: «Наступает время прелести. И прелесть будет явная, остерегайся».

Иногда таких бесов специально цепляют к людям колдуны. В интернете можно найти предложения магов провести обряд на то, чтобы окружающие начали испытывать непреодолимую симпатию к человеку. Я думаю, что историк Х I Х века – масон Тимофей Грановский – именно с помощью магического обряда стал знаменитостью своего времени. В те годы, когда он читал свои лекции в Московском университете, народ неистовствовал. Люди неудержимо стремились на его лекции. После них все вскакивали со своих мест. Женщины начинали махать платками. Мужчины подбегали к Грановскому и жали его руки. Потом подбегали студенты и выносили Грановского из аудитории на руках. Между тем, его друзья свидетельствовали, что он был не речист – говорил плохо, запинаясь. И как историк Грановский был слаб – он не оставил после себя ни одной стоящей работы.

Не думаю, что Любушка привлекла к себе беса при помощи магии. Скорее всего, изначально она была настоящей православной женщиной, но в какой-то момент впала в прелесть, и тогда к ней прикрепился этот демон.

Посмертные явления Любушки

Из посмертных явлений Любушки мы можем сделать вывод, что сразу после смерти ей было плохо на том свете.

Лукия Миронова рассказывала: «После кончины, еще и сорока дней не было, Любушка дважды приходила ко мне во сне, жаловалась: «Люся, дай мне свое ватное одеяло, я замерзаю. Вещи свои там оставлю, а сама у тебя жить буду».

А Галина Сафонова рассказала вот что: «На девятый день после кончины Любушки мне снится сон. Вижу большую комнату, похожую на домовой храм в Казанском женском монастыре. Много народа. Я стою у окна. У дверей стоит Любушка с протянутой рукой, голова опущена – просит милостыню. Все подходят и дают ей милостыньку».

Читайте также:
Алипий Печерский - житие и биография святого, иконы и труды, мощи и чудеса, почитание и дни памяти

Известно, что когда покойники снятся ободранными, голодными, замерзающими и просящими чего-либо, это означает, что им плохо, что они в аду.

Алла Тучкова, журналист

Для тех, кто хочет поддержать меня материально, вот номер моей карточки Сбербанка: 5336 6902 3961 1645 Зарабатывать деньги в пропагандистские и пустословные светские СМИ или в православные модернистские СМИ я не пойду.

Подвижница нашего времени: блаженная Любушка Сусанинская

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Блаженная Любушка Сусанинская

«Странница Любовь» — так поминают ее в церкви в заупокойных записках, а в земной жизни была она просто Любушка. Как в богоборческий период бесприютная и немощная матушка стала «оплотом Православия» и утешительницей верующих от мирян до архипастырей — тайна угодницы Божией.

Краткое житие

Подвижница родилась в деревне Колодези, что в сорока километрах от Калуги, в семье старосты церкви Ивана Лазарева 17 сентября 1912 года. Пяти лет девочка осиротела – не стало ее матушки, а отец пострадал за Христа.

Полезные материалы

Красивой девушкой выросла Люба, но, несмотря на настойчивое желание тетки, воспитавшей племянницу, сочетать ее законным браком, уехала в город на Неве к старшему брату, который трудоустроил её на фабрику «Красный треугольник».

Благословения святого Серафима Вырицкого

Во вредном для здоровья цехе она проработала 11 лет. Питалась плохо: пила чай с хлебом. Мясо она не ела по благословению духовного отца, впоследствии канонизированного иеросхимонаха Серафима Вырицкого. От него она получила правильное представление о духовном пути, была тесно с ним связана при жизни и по преставлении святого.

Любовь к Богу подвигнула блаженную начать странствовать. Скиталась по безлюдным местам, ночевала на кладбищах. Странница посетила многие монастыри страны, была даже на Кавказских горах у отшельников.

В Сусанино

В 1974 году бездомная, вместе с приютившей ее Лукией Ивановной Мироновой переехала в дом в Сусанино. Угодница Божия молилась о людях ночи напролет, рыдала обо всем белом свете, лежащем во зле. На неё докладывали в отделение милиции, что живет без прописки, но Бог хранил её: подвижница прожила в Сусанино двадцать два года, открыто служа людям. Всегда ее можно было застать в местном Казанском храме. Она очень любила людей. Многие к ней обращались, особенно в беде. Призывала всех молиться и каяться. Была сама любовь и святость. По её праведным молитвам, достигавшим небес, всё устраивалось к лучшему.

Свидетельства

Молодой человек из Ферапонтово, по имени Михаил, очень желал поступить в семинарию. Поехали в Сусанино. Говорила старица непонятно, лишь отдельные слова можно услышать.

«Человек шесть или семь…икон там будет много…»

Когда по матушкиному благословению он с отличием сдал экзамены, и был немало удивлен, что в комнате общежития было шесть человек, он седьмой и икон там много было. Келейница Фаина рассказала, как однажды ночью матушке было не до сна, она все повторяла «Кириллов, Кириллов…» Наутро Фаине пришло известие о том, что брат, живший в этом городе, находится в тяжелом состоянии в больнице.

В 1992 году приехал к ней за советом протоигумен Афона. Его потрясло то, что старице было извещено свыше имя отца Афанасия.

Многолетняя духовная дружба связывала ее с архимандритом Наумом (Байбородиным). Воля Божия была ей открыта. Она разговаривала со святыми на иконах на своем языке, по-детски простыми словами просила Господа о людях. Каждой иконе кланялась и плакала, если икона падала. Беседуя с человеком, подвижница водила пальчиком по ладошке и, как бы прочитывая написанное, отвечала. Повторяла по памяти многих поминаемых. На память знала акафисты. Для многих она — одна из небесных покровительниц Санкт-Петербурга.

Странница никогда не присаживалась во время Божественной Литургии: говорила, что плоть жалеть нельзя. Советовала: «Молитесь сами и детей учите молиться»

Где похоронена старица

За несколько месяцев до смерти, блаженная матушка переехала в Вышневолоцкой Казанский женский монастырь, здесь и закончила свои дни.

Блаженная Любушка Сусанинская

Ее называли «Блаженной Ксенией XX века». И это небезосновательно. Известно, что сама старица очень почитала святую, с которой ее сравнивали. А подвиг женщины заслуживает почитания и уважения во все века.

Детство и юность блаженной

Блаженная Любушка родилась года в крестьянской семье Лазаревых. Отца ее звали Иван Степанович, маму — Евдокия Ивановна. По свидетельству духовной сестры и сотаинницы блаженной Любушки Лукии Ивановны Мироновой, они жили в Смоленской области. Отец был церковным старостой.

У Ивана Степановича и Евдокии Ивановны было много детей, Любушка младшая. Мать девочки имела четырех родных сестер. Их звали Анисия, Мавра, Мария, Варвара. Любушкины тетушки были боголюбивые девы, часто посещали церковь и брали с собой маленькую племянницу, которая с детских лет проявляла склонность к Божественному.

В пятилетнем возрасте девочка осиротела: ее благочестивая родительница отошла ко Господу. На дворе стоял 1917 год — год кровавой смуты на Руси. Ивана Степановича, как причастного к религиозному культу, новые власти сослали в Сибирь. Люди добрые не дали сиротам умереть, взяли в семьи. Домой раб Божий Иоанн не вернулся. Когда Любушке исполнилось 18 лет, тетя хотела выдать ее замуж за соседа, — и сваты приходили: «Определить тебя хочу». Но Любушка сказала, что не хочет замуж, а должна служить Богу: «Господь определит. Он создал меня не для мира, а для Себя». Если же она тете в тягость, то она уйдет. И девушка поехала в Ленинград к старшему брату, который принял на себя заботу о сироте. Он поселил ее у себя и устроил работать на завод «Красный треугольник» калошницей. На предприятии трудилось множество молодых людей, которые тоже искали встреч с молчаливой скромной сотрудницей, но к иному стремилось сердце ее. На заводе за вредность полагалось молоко. Любушка отдавала его сослуживцам, у которых были дети, — уже тогда постничала. На этой работе она заболела туберкулезом, видимо от истощения — врачи обнаружили затемнение в легких. Пришлось перейти на бельевую фабрику кастеляншей. Здесь ее стали принуждать обманывать, делать приписки. Велели рвать простынь пополам, чтобы получилось две. Любушка отказывалась: «Не буду, это грех».

Читайте также:
Житие святого Николая Чудотворца Мирликийского – полное жизнеописание и история святителя

Любушка в молитве

Она часто молилась в Николо-Богоявленском кафедральном соборе, а также на Волковом кладбище в храме Иова Многострадального — на «Волкуше», как ласково называют этот храм коренные питерцы. Жила неподалеку с братом и невесткой в коммунальной квартире на улице Тамбовской, в доме № 46. Питалась скудно: пила чай с хлебом. В семье брата варили мясные супы — Любушка мясо не ела. Постник иеросхимонах Серафим Вырицкий говорил: «Надо заключить мир с животными». Однажды она, ослабев, упала на улице, стала призывать Господа. Приехавший врач «скорой помощи» отказался забрать ее в терапевтическое отделение: «Это не моя больная». И девушку, учитывая некоторые «странности» в ее поведении, отвезли в психиатрическую больницу. Ей удалось уйти оттуда, оставив паспорт в руках врачей. Что ей пришлось претерпеть тогда, один Господь ведает. Любушка рассказывала Лукии Ивановне, что, сбежав из больницы, три дня ничего не ела. Ей стыдно было просить. По милости Божией встретила верующую женщину, которая, увидев плачущую девушку, пожалела ее и накормила. После этого возникли проблемы с братом. Все это очень осложняло ей жизнь.

Отвращение к суетной мирской жизни, стремление всецело посвятить себя служению Богу принудили ее отдалиться от всех и пойти странствовать. Господу было угодно, чтобы Любушка приняла на себя подвиг юродства Христа ради. На это блаженную благословил иеросхимонах Серафим Вырицкий.

Некоторым своим духовным чадам старец Серафим давал послушание духовно окормлять православных. Не имея возможности принимать всех, он молился, чтобы Господь даровал одним людям помощь через других, духовно с ним связанных, как при жизни его, так и после кончины. Это было сокровенным деланием Вырицкого старца.

Биография

Родилась 4 (17) сентября 1912 года в деревне Колодези Калужской губернии, недалеко от города Сухиничи. Семья родителей: Ивана Степановича и Евдокии Ивановны Лазаревых, была очень религиозна. Отец Иван Степанович исполнял обязанности старосты храма в селе, а мама занималась воспитанием детей. После смерти родителей с 1923 работала в Петрограде, затем странствовала, юродствуя Христа ради. Среди её духовных наставников называют преподобного Серафима Вырицкого и архимандрита Наума из Троице-Сергиевой лавры. Несколько лет провела на Кубани, затем вернулась в Ленинград. Жила в посёлке Вырица — сначала без жилья, затем в доме одной из местных жительниц, с 1983 переехала вместе с ней в посёлок Сусанино. С конца 1995 предприняла странствие — в Николо-Шартомский женский монастырь Ивановской области, с 1997 — в Казанский женский монастырь в городе Вышний Волочёк Тверской области, где и скончалась после болезни. Почиталась верующими уже при жизни как блаженная, за духовным советом к ней приезжали многие.

Житие блаженной Любушки Сусанинской

Детство и юность блаженной

Блаженная Любушка родилась 17 сентября 1912 года в крестьянской семье Лазаревых. Отца ее звали Иван Степанович, маму – Евдокия Ивановна. По свидетельству духовной сестры и сотаинницы блаженной Любушки Лукии Ивановны Мироновой, они жили в Смоленской области. Отец был церковным старостой.

У Ивана Степановича и Евдокии Ивановны было много детей, Любушка младшая. Мать девочки имела четырех родных сестер. Их звали Анисия, Мавра, Мария, Варвара. Любушкины тетушки были боголюбивые девы, часто посещали церковь и брали с собой маленькую племянницу, которая с детских лет проявляла склонность к Божественному.

В пятилетнем возрасте девочка осиротела: ее благочестивая родительница отошла ко Господу. На дворе стоял 1917 год – год кровавой смуты на Руси. Ивана Степановича, как причастного к религиозному культу, новые власти сослали в Сибирь. Люди добрые не дали сиротам умереть, взяли в семьи. Домой раб Божий Иоанн не вернулся. Когда Любушке исполнилось 18 лет, тетя хотела выдать ее замуж за соседа, – и сваты приходили: “Определить тебя хочу”. Но Любушка сказала, что не хочет замуж, а должна служить Богу: “Господь определит. Он создал меня не для мира, а для Себя”. Если же она тете в тягость, то она уйдет. И девушка поехала в Ленинград к старшему брату, который принял на себя заботу о сироте. Он поселил ее у себя и устроил работать на завод “Красный треугольник” калошницей. На предприятии трудилось множество молодых людей, которые тоже искали встреч с молчаливой скромной сотрудницей, но к иному стремилось сердце ее. На заводе за вредность полагалось молоко. Любушка отдавала его сослуживцам, у которых были дети, – уже тогда постничала. На этой работе она заболела туберкулезом, видимо от истощения – врачи обнаружили затемнение в легких. Пришлось перейти на бельевую фабрику кастеляншей. Здесь ее стали принуждать обманывать, делать приписки. Велели рвать простынь пополам, чтобы получилось две. Любушка отказывалась: “Не буду, это грех”.

Читайте также:
Евфимия Всехвальная: чудо и житие великомученицы, чем помогает

Она часто молилась в Николо-Богоявленском кафедральном соборе, а также на Волковом кладбище в храме Иова Многострадального – на “Волкуше”, как ласково называют этот храм коренные питерцы. Жила неподалеку с братом и невесткой в коммунальной квартире на улице Тамбовской, в доме № 46. Питалась скудно: пила чай с хлебом. В семье брата варили мясные супы – Любушка мясо не ела. Постник иеросхимонах Серафим Вырицкий говорил: “Надо заключить мир с животными”. Однажды она, ослабев, упала на улице, стала призывать Господа. Приехавший врач “скорой помощи” отказался забрать ее в терапевтическое отделение: “Это не моя больная”. И девушку, учитывая некоторые “странности” в ее поведении, отвезли в психиатрическую больницу. Ей удалось уйти оттуда, оставив паспорт в руках врачей. Что ей пришлось претерпеть тогда, один Господь ведает. Любушка рассказывала Лукии Ивановне, что, сбежав из больницы, три дня ничего не ела. Ей стыдно было просить. По милости Божией встретила верующую женщину, которая, увидев плачущую девушку, пожалела ее и накормила. После этого возникли проблемы с братом. Все это очень осложняло ей жизнь.

Отвращение к суетной мирской жизни, стремление всецело посвятить себя служению Богу принудили ее отдалиться от всех и пойти странствовать. Господу было угодно, чтобы Любушка приняла на себя подвиг юродства Христа ради. На это блаженную благословил иеросхимонах Серафим Вырицкий.

Некоторым своим духовным чадам старец Серафим давал послушание духовно окормлять православных. Не имея возможности принимать всех, он молился, чтобы Господь даровал одним людям помощь через других, духовно с ним связанных, как при жизни его, так и после кончины. Это было сокровенным деланием Вырицкого старца.

Странница

Многие праведники Божии были на земле лишены крыш над головой, в подражание Господу, сказавшему: “Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову” (Мф. 8, 20). Бездомной была блаженная Ксения Петербургская. Десять лет ходила странницей по Руси инокиня Павла (Короткова), будущая подвижница Спасо-Бородинского монастыря Рахиль, причтенная сегодня к лику святых. Из дома в дом переходила блаженная Матронушка, также ныне канонизированная. Матушка Макария Темкинская долго жила на улице, ползая по земле – ее ножки с детства не разгибались. Вот и блаженная Любушка много лет странствовала, прежде чем Господь извел ее на общественное служение. Странничество – предание себя на волю Божию, ненадеяние на себя, но упование на милость Господню. Беззащитность, но в то же время небесный щит, отнимание земной опоры, но обретение твердыни в душе, где краеугольный камень – Христос.

Странствуя, опираешься на Спасителя, который внутри тебя.

Страннику без Господа нельзя, иной надежды у странника нет, и он неустанно укрепляет свои отношения с Сыном Человеческим, всецело полагается на Него.

Бездомность, гонимость, странничество – величайшие дары Божии, и лишь для не имеющих очей они выглядят, как бродяжничество. С молитвой везде хорошо, и в четырех стенах, и на большой дороге, а коснение во грехе есть безблагодатное Каиново скитание по земле, даже если грешник сидит в собственном особняке. Господь не лишает гонимого источников жизни, напротив, тысячекратно умножает их. Он ведет странника Своими путями, делает его Своим орудием на земле. После войны Любушка жила без дома, без прописки. В те годы это было серьезным нарушением, могли забрать в милицию и даже посадить в тюрьму, но Любушка шла по жизни как стражей Ангелов огражденная.

Внутренние духовные сокровища в душах истинно преданных Богу людей обыкновенно покрываются смирением и молчанием, вот и Любушкины труды и подвиги этих лет скрыты от взоров человеческих. Ночевала где придется, часто под открытым небом. Терпела холод и голод, мороз и дождь, ходила босая, полураздетая. Жила в лесу, на кладбищах. Иногда приходила на ночлег к верующим людям, а случалось, и к неверующим, если духом провидела их погибель, чтобы помолиться о них. Апостол Павел говорил, что таких праведников, презираемых и гонимых миром, скитающихся в горах и вертепах, и пропастях земных, недостоин весь мир (Евр. 11, 38). И только их молитвами он еще держится.

Ныне Любушка обходила святые места России, большинство которых были тогда запущены, храмы не действовали – по дорогам странствовала, Царствия Небесного искала. Молилась у дорогих сердцу каждого православного человека руин, вымаливала у Господа милость, чтобы здесь вновь зазвонили колокола, затеплились свечи, начала приноситься Бескровная Жертва. По некоторым сведениям, она побывала даже у отшельников Кавказских гор. Но всегда после странствий неизменно возвращалась в родную весь Вырицкую к своему духовному отцу. После того как 3 апреля 1949 года иеросхимонах Серафим преставился к жизни нестареющей, Любушка посещала место его упокоения, которое было для нее большим источником утешения. Многим из духовных чад старец завещал приходить к нему на могилку во всех бедах, скорбях, болезнях и беседовать с ним, как с живым, – в их числе была блаженная Любушка.

По некоторым сведениям, благословение на прекращение странствий и послушание в окрестностях града святого Петра Любушка получила от блаженной старицы Марии, которая подвизалась при Николо-Богоявленском кафедральном соборе. Эта дивная раба Божия была духовной дочерью старца Варнавы Гефсиманского, а затем его друга и сотаинника иеросхимонаха Серафима Вырицкого.

Читайте также:
Житие Преподобного Серафима Саровского - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Сусанино

Предвидя скорую кончину, блаженная Мария передала свое служение Любушке, сказав при этом: “Она великая”. Странница осела в Вырице, в семье Лукии Ивановны Мироновой, а когда хозяйка переселилась в Сусанино, поехала туда с ней. 3а стеной жила соседка. Она была недовольна, что ночи напролет из Любушкиной комнаты доносились громкие рыдания: блаженная плакала о мире погибающем, вымаливала народ.

Даже в милицию ходила жаловаться, что за стеной проживают без прописки, но Любушку не тронули.

Вскоре наименование “Сусанино” стало для людей таким же значимым, как имена других святынь нашего Православного Отечества: Китаево, Дивеево, Шамордино. Здесь печальница за Землю Русскую блаженная Любушка прожила около тридцати лет, молясь в местном храме Казанской Божией Матери.

Избранная Воевода победительная не выпускала блаженную из-под Своего честного омофора, как бы говоря: “Се дочь Моя возлюбленная”. Каждый святой образ, каждая икона в Сусанинском храме перецелованы блаженной, намолены ею; дух Любушки доныне здесь присутствует.

Иеросхимонах Серафим Вырицкий говорил, что настанет время, когда за каждого верующего сорок грешников цепляться будут, чтобы он вытащил их из болота греховного. Таким спасителем для знавших ее стала блаженная Любушка. Она помогала в деле спасения от голода духовного не только в годы блокады, но и в мирное время, когда люди нуждаются в заступнике и утешителе не меньше, чем на войне. Домик в Сусанине стал народным прибежищем – туда устремились стопы сотен, а затем и тысяч посетителей. Люди шли к Любушке как к пророчице: что Господь возвестит, то она и скажет, и принимали ее ответ как из уст Божиих.

Блаженная Любушка Сусанинская совершала свои молитвы днем и ночью, не позволяя себе не только прилечь, но даже присесть. Это был подвиг столпничества, который она несла многие годы – возможно, по благословению столпника XX века иеросхимонаха Серафима Вырицкого.

Она брала принесенный богомольцами хлеб, откусывала от него кусочек и по-детски простыми словами поминала приносящих. Люди, видя это, начинали плакать слезами любви и покаяния. Как короста спадала с их душ, оставался единственный вопль: “Господи, помилуй мя грешного!” Потом Любушка брала с собой остатки этого хлеба и кормила им птиц в церковной ограде. Разговаривая с человеком, Любушка часто “писала по руке” – водила пальчиком по ладошке и отвечала – иногда понятными словами, иногда загадочно, а порой, видимо, зная, что человек не выполнит сказанного: “Как хотите, делайте, как хотите”. Так отвечала она и тем людям, кто хоть однажды не исполнил ее благословения.

Советами Любушки руководствовались не только простые верующие, но и те, кому поручено “кормило Церкви” – и владыки, и опытные духовники, и недавно рукоположенные пастыри.

“Не нужно было никаких рассказов о ее прозорливости и других духовных дарах, – пишет современница, – нужно было только увидеть эти глаза, согбенную фигуру, убогую одежду, мешки с хлебом и почувствовать: “Да, это святость”. Вот что такое святой человек. И за что нам такой дар – встреча с настоящей святостью?”.

Любушка много молилась, особенно по ночам. Она знала наизусть много акафистов. В Сусанино к ней все чаще стали обращаться люди, особенно в беде, в горе. Она за всех, кто к ней обращался, молилась, говорила им волю Божию – ей было открыто. Она чаще всего по своей ручке читала, словно книгу жизни открывала. По молитве, конечно, которая ее, праведницы, доходила до Бога. Многих людей Любушка отправляла молиться в монастырь на Карповку к святому праведному Иоанну Кронштадтскому или к блаженной Ксении. Она их очень почитала.

“В последние годы не было дня, чтобы к нам не приезжали люди, бывало, что и ночью, и не только миряне, но и монашествующие, духовенство. Отец Наум, архимандрит из Троице-Сергиевой лавры, часто к нам своих чад отправлял. Он и сам не раз бывал у нас, в Сусанине. Помню, предлагал Любушке постричь ее в монашество, однажды куклы прислал в монашеской одежде. Но Люба упорно отказывалась. Она говорила всегда: “Я странница, так меня и поминайте. “.

Она никогда не осуждала ни священство, ни вообще кого-либо, всех жалела. Не раз говорила мне, что умрет у Казанской, что ее убьют мужики. “.

. Лукия Ивановна охотно рассказывала мне про блаженную и очень мало говорила в связи с ней о себе. Хотя она, верная Любушкина спутница, 22 года незаметно помогала блаженной нести нелегкий крест юродства Христа ради. Сколько людей перебывало в их доме за годы жизни с Любушкой, не перечесть – не десятки, а тысячи. И сколько нужно было хозяйке дома терпения, любви Христовой, чтобы всех принимать, утешать в горе, кормить-поить, укладывать порой на ночлег. Помню, какими вкусными щами и пирогами угощала меня, совсем ей незнакомую, в первый приезд к Любушке. На плите у Лукии Ивановны в последние годы всегда стояло несколько кастрюль с едой. На них однажды обратил внимание знакомый, приехавший к Любушке. Священник удивился, что их так много, а затем, помолчав, сказал, что этим Лукия спасается. “Блаженны милостивии, яко тии помилованы будут”.

А сколько клеветы, поношений перенесли Лукия Ивановна и Галина, ее дочь! Они да Господь знают об этом. Враг рода человеческого жестоко мстил им за Любушку, чаще всего через своих же, православных, близких к дому.

Не ведая козней дьявольских, одну из таких приближенных, помогавшую в уходе за Любушкой (ее ежедневно нужно было водить в храм и не оставлять одну), отправили в январе 1996 года в поездку с Любушкой. Лукия и Галина поехать не могли. Блаженная обещала скоро вернуться. Но попущением Божиим, по вражьему наущению, Любушку навсегда увезли от Лукии Ивановны, несмотря на ее многократные просьбы вернуть ее к Люсе.

Читайте также:
Чудеса и исцеления преподобной Матроны Московской: истории современных и известных чудес, свидетельства

Про это время – без Люси – можно сказать одно: странница Любушка по примеру Спасителя была распинаема на кресте, который несла всю свою многотрудную жизнь. Она по-христиански не противилась этому. Попущением Божиим рядом с ней оказался чужой человек, которому она еще в Сусанино говорила: “Откажись от меня!” Все остальные были далеко – и, казалось, оставили ее тогда. Больную и одинокую 85-летнюю старицу в угоду чьей-то злой воле возили по монастырям, по чужим квартирам, по-мирски, потребительски относились к старице. По тому же вражьему наущению устроили у Сусанинского храма дом Любушке, от которого она категорически отказывалась.

Господь по-своему вразумил тех, кто по самочинию задумал эту постройку. Дом был построен, когда в Сусанино пришла печальная весть о кончине блаженной старицы. 11 сентября 1997 года, на Усекновение Главы Иоанна Предтечи, Любушка отошла ко Господу после перенесения операции, на которую не соглашалась. Так сбылось предсказание странницы о своей кончине.

Иконы преподобного Андрея Рублева

Знаем ли мы житие преподобного Андрея Рублева?

О житии преподобного Андрея Рублева летописи говорят очень скупо. Мы знаем только то, что он был иноком, знаем, что он расписал несколько соборов, причем часто не один, а вместе с другими известными иконописцами: Феофаном Греком, Прохором и Даниилом. Знаем, что в дни, когда он не занимался иконами (в праздники), преподобный Андрей предавался духовному созерцанию. Знаем, что жил и умер в Спасо-Андрониковом монастыре.

Данных очень мало, и они часто противоречивы, что дает обильную почву для бесконечных споров историков и искусствоведов. Точно так же обстоит дело и с иконами, которые связывают с Андреем Рублевым. Но важно главное: Церковь чтит память преподобного Андрея Рублева именно как святого иконописца. И чтит иконы, связанные с его именем. Эти иконы говорят лучше всяких слов.

Загадка иконописца Андрея Рублева

Справка: Андрей Рублев — один из самых загадочных людей своего времени. Мы мало знаем о нем. Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. Но даже в условиях голода, лишений, нашествия татар, создавались великие произведения живописи, которые продолжают восхищать и наших современников. До сих пор остается загадкой точное количество его работ, об авторстве некоторых из них продолжаются споры. Его останки также были найдены при необычных обстоятельство в Спасо-Андрониковом монастыре. Там, где хоронили людей, имевших особые заслуги перед Церковью. Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных.

Известный Режиссер Тарковский снял фильм «Андрей Рублев», где представил свое видение жизненного пути художника и иконописца. В фильме события русской истории проходят перед глазами Андрея Рублева и через призму его восприятия.

Документальных свидетельств об Андрее Рублеве осталось крайне мало. Предполагают, что он родился в семье ремесленников. Его творчество соответствовало традициям Московского княжества. Он расписал Благовещенский храм в Московском Кремле. Скончался Андрей Рублев во времена морового поветрия в 1482 году.

Ряд его работ сейчас приписывают кисти работников Артели Андрея Рублева или другим авторам — его современникам. Но нельзя отрицать, что творчество Андрея Рублево оказало огромное влияние на всю школу живописи того времени.

«Троица» Андрея Рублева

Одна из самых знаменитых работ Андрея Рублева икона «Троица». Ее история удивительна. В 1422 году на Руси наступил страшный голод. Икона изображает трех сидящих за столом ангелов. На столе у них стоит чаша с головой тельца. Ангелы сидят на фоне необычного пейзажа. Это — дом, дерево и гора. Дом — это палаты Авраама, дерево — Мамврийский дуб, а гора — гора Мориа. Храмовая гора или гора Мориа возвышалась над Иерусалимом, именно там стоял Иерусалимский храм, место для которого Царь Давид приобрел у иевусея Аравны (Орны). Мамврийский дуб — то самое дерево, под которым Авраам встретил Господа. Авраам встретил трех ангелов Господних, явившихся ему под видом усталых путников. Он предложил им отдохнуть в тени дуба. Дуб стоит на своем месте до сих пор.

Русский паломник, игумен Даниил писал о нем — Дуб же тот святой рядом с дорогой; когда там идешь, по правую руку; и стоит, красив, на высокой горе. А вокруг корней его внизу Бог вымостил мрамором белым как пол церковный. Вымощено около всего дуба того хорошего; посреди этого помоста вырос дуб святой из камня этого, удивительный! Дуб этот не очень высок, раскидист очень и густ ветвями, и плодов на нем много. Ветки же его низко к земле склонились, так что муж может, на земле стоя, достать его ветки. Окружность его в самом толстом месте две сажени, а высота его ствола до ветвей — полторы сажени. Удивительно и чудесно, что столько много лет стоит дерево то на такой высокой горе и не повреждено, не искрошилось!

Сюжет «Гостеприимство Авраама» заложен в основу иконы. В ней наиболее полно раскрыто догматическое учение о Святой Троице. Единство Святой Троице и благодать Богообщения раскрыты в удивительной работе Андрея Рублева, одной из немногих точно принадлежавших его кисти. Авторство «Троицы» не вызывает сомнений.

Читайте также:
Нил Синайский - житие и творения, наставления, дни памяти и мощи

Существуют два списка иконы.

  1. Копия Годунова, заказанная царём в 1598—1600 годах.
  2. Копия Баранова и Чирикова 1926—1928 годов для международной реставрационной выставки икон 1929 года.

Обе иконы сейчас находятся в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где находилась и сама икона, пока ее не перенесли в Третьяковскую галерею.

Сейчас «Троица» находится в зале древнерусской живописи Третьяковской галереи. Для нее создан специальный шкаф, поддерживающий нужный уровень влажности и температуры, чтобы сохранить уникальное произведение искусства.

На праздник Троицы икону переносят в храм-музей, ранее шли разговоры о передаче «Троицы» епархии, но было принято решение отказаться от этой идеи и картина принадлежит Третьяковской галерее. Иконе нужен специальный уход и температурный режим. Люди продолжают восхищаться этим потрясающим образцом древнерусской живописи, дошедшим до наших дней.

(по клику икону можно рассмотреть в более высоком разрешении)

Биография и творчество Андрея Рублева

В культуре любого народа есть идеалы, которые на протяжении многих веков являются образцами для творчества. Одним из таких идеалов в русской культуре является творчество Андрея Рублёва. Его работы создавались во время великих перемен в жизни русского народа. В людях проснулось самосознание и понимание необходимости объединения ради достижения независимости. На этой волне пробуждается интерес к культуре Руси домонгольского периода и появляются великие живописные и литературные произведения.

Загадка Рублёва

Андрей Рублёв — одна из самых загадочных личностей в отечественной истории. О нём сохранились лишь краткие записи в работах современников и более поздних источниках. Довольно трудно определить и точное количество его работ. Это связано с традицией не подписывать иконописные работы, так как они являлись олицетворением Господа и святых предстоятелей и писались по установленным канонам, а не по воле иконописца.

Биография

Житие святого преподобного мужа не составлено. Но историки на основе отрывочных фактов восстановили его жизненный путь.

Молодые годы

Точная дата и место рождения великого иконописца не установлены. Принято считать, что он появился на свет в 60-70 гг. XIV столетия на землях московского или новгородского княжеств. Это выводы исследователи делают на основе анализа его работ, в которых прослеживается влияние русской иконописной школы. Её центрами были новгородская и владимиро-суздальская земля.

О его семье ничего не известно, но прозвище Рублёв может говорить о принадлежности к потомственным ремесленникам. О его детских годах сведения также не сохранились. Некоторые учёные считают, что преподобный иконописец какое-то время жил и учился мастерству в Болгарии и Византии.

Традиция посещать земли и страны, в которых зарождались христианские традиции, существовала у русских творческих людей и монахов многие столетия. Пребывание Рублёва на греческой земле объясняет сочетание в его работах признаков и русской, и византийской иконописи.

Зрелость

Дата принятия Андреем монашеского пострига точно не определена. Считается, что это события произошло до 1405 г., когда уже опытный иконописец участвовал в росписи Благовещенской церкви, расположенной в московском Кремле.

Место вступления мастера в монашескую жизнь также не указано в источниках. Его творческий путь связан с двумя обителями, расположенными в московских землях, Спасо-Андрониковым монастырём и Троице-Сергиевой лаврой. Исследователи считают, что монашеский путь иконописец начал в московской обители, где выполнял заказы московского митрополита и великого князя. А во время работы в монастыре, основанным преподобным Сергием, он обрёл духовного наставника в лице Никона Радонежского.

В течение 20 лет иконописец совместно со своим товарищем в посте Даниилом Чёрным вёл праведную жизнь, состоящую в служении Господу. Оно выражалось в создании живописных работ, в которых отражалась идея душевной силы и красоты человека, созданного для единения со Всевышним Создателем.

Земной путь иконописца-подвижника закончился осенью 1428 г. в московском Андрониковом монастыре. По более поздним свидетельствам, местом его погребения является территория, примыкающая к колокольне соборного храма обители.

Интересно: по легенде, в час физической смерти Даниилу Черному было явлено откровение о небесном прославлении его собрата.

Почитание и канонизация

Благочестие и святость иконописца признавали и современники, и потомки. В XVI столетии, созданный им образ Пресвятой Троицы с благословения Стоглавого Собора становится каноничным изображением. В это же время появляется сочинение, описывающее идеального создателя икон, прообразом которого, по мнению исследователей, является святой Андрей. На книжных миниатюрах, написанных в XVI-XVII веках, иконописец изображался с сияющим кругом у головы.

Официальная канонизация Андрея Рублёва произошла в 1988 г. Его возвели в лик преподобных святых. Дни его памяти отмечаются православными христианами три раза в год:

  • в день смерти святого преподобного Андрея 4 июля;
  • в составе Собора Радонежских святых 6 июля;
  • в праздник Собора Московских святых 26 августа.

Творчество

В работах Андрея Рублёва сочетаются иконописные традиции, характерные для византийской и московской живописной школы XIV в. Его творения отличают следующие характерные черты:

  • плавные линии в изображении фигур и одежд;
  • тонкая прорисовка ликов и одеяний;
  • преобладание в цветовой гамме работ насыщенных светлых и нежных оттенков;
  • чёткие параболические линии в построении композиции.

Все эти черты просматриваются и в монументальных, и в иконописных работах, и в книжных миниатюрах.

Иконопись

Авторство средневековых икон определить практически невозможно, так как они не подписывались создателями.

Преподобный живописец написал множество святых образов, малая часть из которых сохранилась до современности. К ним относятся:

    «Святая Троица» — единственная икона преподобного Андрея, авторство которой не вызывает сомнений исследователей. В основе её сюжета лежит библейское сказание о явлении праведному Аврааму Господа в виде трёх ангелов. Они сидят вокруг стола, в центре которого стоит голова жертвенного тельца. На заднем плане изображены дом, в котором жил праведный муж, а также дуб, в тени которого он принимал гостей и гора, куда привёл для жертвы своего сына Исаака.

Читайте также:
Святая Вероника: история, в чем помогает и как молиться, дни памяти

Считается, что центральный ангел — символ Иисуса Христа, готового покорно выполнить волю Отца. Левая фигура представляет Бога-отца, который благословляет чашу, обозначающую предстоящие мучения Христа. Третий ангел, символизирующий Святого Духа, утешает Сына. Лица ангелов наполнены светлой грустью и покоем, который присутствует и в их позах. Икона была написана в 10-20 гг. XV в. для Троицкого храма Сергиевой лавры. В настоящее время она является одним из главных экспонатов Третьяковской галереи.

  • «Звенигородский чин» — три иконы, написанные для деисусного чина иконостаса. Они изображают Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла. Икона «Спас» — одно из наиболее известных произведений, приписываемых руке преподобного Андрея — сохранилась не полностью. Чётко видны лишь часть лика и небольшой участок одеяний. Иконописец, придерживаясь традиционных иконописных канонов в общем изображении, придал спокойному лицу Иисуса Христа выражение не только мудрости и милосердия, но и оттенок усталости.

Перед этим ликом верующий человек должен был не просто каяться в своих деяниях, а задуматься о своей жизни и постараться услышать слова Господа, идущие из души. Лики, написанные в конце XIV в., хранятся в зале Рублёва в Третьяковской галерее.

  • Образ Божией Матери Владимирской, созданный для храма Успения владимирского кремля, написан в начале XV в. Изображение представляет собой список распространённого иконографического сюжета «Умиление». Богородица прижимает к себе младенца Христа, который с любовью смотрит ей в глаза и обнимает за шею. Икона наполнена чувством покоя и умиротворенности, бесконечной любви Богородицы ко всему человечеству в лице Сына Господа. Она находится во владимирском музее-заповеднике.

Монументальная живопись

Все письменные упоминания об Андрее Рублёве связаны с его монументальными работами-росписями храмов, расположенных в различных городах центральных русских княжеств. К ним относятся:

  1. Росписи в московском Благовещенском соборе инок Андрей создавал в 1405 г. совместно с признанными мастерами Феофаном Греком и Прохором с Городца. До современности первая монументальная работа великого мастера не сохранилась, так как культовая постройка была полностью перестроена в конце XV в.
  2. Росписи владимирского Успенского храма иконописец создавал вместе с Даниилом Чёрным в 1408 г. До настоящего времени сохранились фрагменты изображений. Руке святого Андрея принадлежат фрески, расположенные в северной и южной части центрального объёма собора. Среди них выделяются изображения Страшного суда, ангела со свитком и апостолов-евангелистов.

Оформление книг

Руке святого Андрея принадлежат несколько миниатюр в Евангелие, которое подарил Сергиевой лавре боярин Хитров. Они изображают Евангелистов и их символы. Наиболее известна среди них миниатюра ангела, символизирующего апостола Матфея. На ней широко шагающий ангел помещён в круг, который делает целостной и спокойной его фигуру.

На заметку! Сегодня уникальная книга хранится в Российской Государственной библиотеке.

Андрей Рублёв, творчество которого ознаменовала начало подъёма русской национальной культуры, изменил восприятие Господа, как карающего и строгого Судьи, на мудрого и любящего Отца, взирающего со спокойствием на своих детей. Его работы сделали его уважаемым современниками подвижником, праведные деяния которого признали потомки и возвели мастера в лик святых иконописцев, поставив его в один с родоначальником иконописи святым Лукой.

Андрей Рублев

Фото Все

Видео Все

АНДРЕЙ РУБЛЕВ. Начала и пути

Андрей Рублёв и Андрей Тарковский. ТВ передача

Русская культура. Андрей Рублёв. Выпуск 7

29Андрей Рублев — биография

Имя Андрея Рублева символизирует Святую Русь, ее непостижимое мастерство живописи, передающее дух русского народа, его суть и естество. Вглядываясь в образы, созданные кистью великого художника, понимаешь, насколько суетной жизнью мы живем, как все труднее найти современному человеку покой и гармонию с окружающим миром. Его живопись наполняет душу мудростью, чистотой и одухотворенностью, которой нам так не хватает сегодня. Его работы переполняет покой, любовь и благость, они дают надежду на возрождение нравственных сил человека, вселяют уверенность в том, что он готов пожертвовать собой во имя высокой цели.

Детство

Историки сходятся во мнении, что годом рождения Андрея Рублева можно считать 1360. Место рождения предположительно территория Московского княжеств, хотя из других источников следует, что прославленный иконописец родился в Великом Новгороде. Почти ничего не удается найти о том, кто были его родители, как прошло детство и юность. Из умозаключений искусствоведов и историков следует, что фамилию Рублев он мог унаследовать от родственников – ремесленников.

Свое имя художник получил после того, как принял монашеский постриг в Андрониковом мужском монастыре. Как его звали в миру, так и осталось тайной. Зато все исследователи единогласно заявляют, что отца Андрея звали Иваном, потому что на одной из икон его работы тех времен ясно читается подпись – Андрей Иванов сын Рублев.

Иконопись

Биография Андрея Рублева четко прослеживается с 1405-го года, когда в исторических летописях его имя вспоминается впервые. Там сказано, что прибывшие из Кафы Прохор-старец и Феофан Грек, вместе с чернецом Рублевым, расписали Благовещенский собор Московского кремля. Ему посчастливилось работать с корифеями, потому что с юных лет молодой художник славился своим мастерством владения славянской художественной иконописью.

Феофан Грек владел особой манерой письма, которая получила название живописной скорописи. Он умел точно и четко наносить мазки, и его работы отличаются величием, святые, изображенные на иконах и фресках, выглядят сурово и гениально. Рублеву повезло, он смог поучиться у великого мастера. Однако Андрей не стал полностью копировать стиль наставника, он взял из него самое лучшее, дополнил своим видением, и в итоге его святые выглядят не так сурово и драматично, как у Грека.

Работы Рублева отличает спокойствие, гармония, ясность. Искусствоведы обращают внимание на его палитру, которая напоминает ясный солнечный день – это сочетание золотистых полей с небесными васильками, алой зорьки и бирюзовой глади реки.

К сожалению, роспись стен в Благовещенском соборе не сохранилась, зато в его иконостасе есть семь икон, автором которых считают Рублева. Искусствоведы уверены, что его кисти принадлежат фигуры архангела Михаила и апостола Петра. Его стиль прослеживается в образах мучеников Георгия и Дмитрия, а также в иконах, освещающих главные события в жизни христианской церкви. Рублева считают автором фрески «Преображение», об этом красноречиво говорит палитра цветов, которую использовал великий иконописец. Иисус находится в кругу, а вокруг него, в полукруге художник расположил апостолов. Андрей видел в круге идеальную геометрическую фигуру, в такой манере выполнены его работы последних десятилетий.

В самом начале 15-го века Андрей Рублев и его соратник Даниил Черный принялись за роспись Успенского собора близ Звенигорода. По всей видимости, его пригласил князь Юрий Звенигородский, приходившийся крестником Сергию Радонежскому.

Сохранившиеся до наших дней фрески явно написаны в стиле Рублева, но это касается исключительно ликов святых Лавра и Флора. Остальные работы выполнены артельными художниками, которые находились под впечатлением от мастерства Рублева. Художник является автором трех фресок «Звенигородского чина».

Икона «Спас» воплощает в себе новые традиции, которые пришлись на лучшие годы иконописного искусства. К ранним работам художника можно отнести иллюстрации к «Евангелию Хитрову», где он написал символы евангелистов и их миниатюры. Лучше всего получился евангелист Матфей, и его миниатюра в виде ангела. Снова традиционный круг Рублева, в самом центре которого шагает юноша с крыльями ангела.

Икона «Спас» Андрея Рублева

Глядя на эту композицию, невольно ловишь себя на мысли, что все когда-то вернется на круги своя. Миниатюры в чем-то напоминают византийские традиции, однако имеют и существенные различия. Лики, написанные Рублевым, несут духовное спокойствие, углубленность в духовный мир и отрешенность от мирской суеты. Чего не скажешь об изображениях, созданных греками.

Второй раз имя великого иконописца упоминается в исторических записях 1408 года, из которых следует, что Андрей Рублев и Даниил Черный начали расписывать Владимирскую церковь.

Их кисти принадлежит роспись Успенского собора, который построили еще до нашествия монголо-татар. Фрескам с изображением Страшного суда художники отвели западную часть храма и своды. Эта работа Рублева считается самой известной из всех владимирских. Теперь это уже не набор отдельных полотен, а целая картина. Многие исследователи приходят к заключению, что «Владимирскую Богоматерь» написал именно Рублев.

Фреска Страшный суд Андрея Рублева

Глядя на пророка Даниила и ангела, который указывает на Страшный суд, апостола Петра и шагающих за ним праведников, ангелов, трубящих о спасении души – понимаешь, что таким видел Андрей Рублев Апокалипсис. Он не хотел напугать или навязывать свое мнение, как византийские иконописцы, он просто передавал свое видение Страшного суда, который может быть и милосердным, вселяющим надежду на избавление. К концу 1408-го года Русь подверглась нападению татарского войска, которое вел хан Едигей. Войско прошлось разрушительным маршем по Переславлю, Серпухову, Нижнему Новгороду и Ростову, вплотную приблизилось к Москве. От Троицкого монастыря не осталось ничего, в 1410-м прошлись по Владимиру, полностью разрушив Успенский собор.

На протяжении двух десятков лет имя Рублева не упоминается ни в одном документе. Можно предположить, что Рублева приютил Андроников монастырь. В 1422-м начали восстанавливать Троице-Сергиев монастырь, и именно в это время имя Рублева третий раз всплыло в исторических документах. Усыпальницу Сергия Радонежского когда-то украшал деревянный храм, а когда он сгорел, на его месте возвели каменный. Именно его нужно было расписать, и по приглашению игумена Никона за дело взялся Рублев. В итоге Троицкий собор получил икону, которая, по мнению искусствоведов, стала вершиной мастерства великого художника Андрея Рублева.

«Троица» Андрея Рублева

Она получила название «Троица». Иконописец опять использовал свой любимый круг, но теперь он очерчивается склоненными над чашей фигурами ангелов. В настоящее время исследователи творчества Андрея Рублева уже со 100% уверенностью могут сказать, что это он является автором икон «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», имеющие отношение к «Звенигородскому чину». Сейчас они украшают стены Государственной Третьяковской галереи. А вот остальные фрески и иконы, которые ранее считались «рублевскими», выполнили работники артели или современники великого художника, последователи его стиля.

Личная жизнь

Еще в юности Рублев принял монашеский постриг, который предусматривает полный отказ от личной жизни – супруги, детей. Всю свою жизнь он положил на алтарь служения Всевышнему, и своим творчеством прославлял его имя. История не сохранила сведений о родственниках Андрея, теперь уже невозможно узнать, был ли он единственным сыном своих родителей, или он выходец из большой семьи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: