Матушка Алипия – житие и биография святой, могила, предсказания и пророчества, память и почитание

Блаженная Алипия Киевская, Христа ради юродивая

Почитаемая могила

Лесное кладбище возникло в 1960-х годах, и тогда же игуменья Вознесенского Флоровского монастыря Антония внесла в горисполком деньги за 8-й кладбищенский участок. Игуменья не предполагала, конечно, что место сие со временем привлечет паломников из разных уголков Украины, Белоруссии, России и даже из-за океана. Осенью 1988 года здесь была похоронена блаженная монахиня Алипия (Авдеева), известная в миру как Христа ради юродивая прозорливая старица. Ныне почитание ее киевлянами можно сравнить разве что с почитанием Матрены Московской, хотя блаженная Алипия еще не причислена к лику святых. Документы лишь собираются и изучаются, но, по мнению наместника Покровской Голосеевской пустыни архимандрита Исаакия (Андроника), возглавившего эту возрожденную в 1990-х годах обитель, канонизация блаженной совершится в скором времени. Попутно заметим, что блаженная Алипия подвизалась как раз на развалинах уничтоженной в 1926 году Голосеевской пустыни, молилась угодникам Божиим, которые в ХIХ и начале ХХ века подвизались тут, а некоторые были и погребены здесь: митрополиту Киевскому Филарету (Амфитеатрову; † 1857; его мощи почивают в пещерах Киево-Печерской лавры) и его духовнику иеросхимонаху Парфению († 1855), Христа ради юродивым старцам иеросхимонаху Феофилу († 1853) и монаху Паисию († 1893), старцу-духовнику иеромонаху Алексию (Шепелеву; † 1917). Блаженная Алипия как бы приняла эту духовную эстафету подвижников Голосеевских и многие годы молилась о возрождении Голосеевской пустыни. Прикровенно она говорила своим чадам, что будет пребывать здесь «всегда, но не сразу».

Из житийных записок о блаженной Алипии

Как часто случается при сборе и составлении житийных материалов, в биографию угодников Божиих порой закрадываются разного рода факты, вызывающие сомнение, особенно когда это касается людей, несших подвиг юродства. Известно, что матушка была мордовка по национальности и по-русски говорила с ошибками, к тому же, как все блаженные, о себе рассказывала отрывисто и непоследовательно, часто прикровенно и без всяких комментариев. Тем не менее, ее ближайшим послушницам, или, как их называют, хожалкам, а также некоторым духовным чадам – филологам и журналистам – удалось изложить жизненный путь блаженной на страницах книг, журналов и электронных сайтов. Вот что можно прочесть о ее детстве на киевском сайте «Блаженная Алипия»:

«Родилась блаженная Алипия (Агапия Тихоновна Авдеева) предположительно в 1910 году в Пензенской области в благочестивой семье Тихона и Вассы Авдеевых. Блаженная старица рассказывала, что отец был строгий, а мама очень добрая, большая труженица и очень аккуратная. Бывало, положит в передничек всяких угощений и велит ей разнести бедным в их селе; особенно много гостинцев раздавала мама в праздники. Когда пришло время учиться, Агапию отдали в школу. Живая, быстрая, сообразительная, она не могла удержаться и всем подсказывала. Девочку перевели в другой класс, и среди детей старше ее на год Агапия отличалась умом и сообразительностью. В 1918 году родителей Агапии расстреляли. Всю ночь восьмилетняя девочка сама читала Псалтирь по умершим. Некоторое время Агапия жила у дяди; проучившись в школе только два года, отправилась “странствовать” по святым местам… В годы безверия десять лет провела в заключении; несмотря на тяжелые условия содержания, старалась соблюдать пост, непрестанно молилась».

Но наиболее полно описана жизнь блаженной в Киеве – с 1960-х по 1988 год, – ибо имеются и документальные подтверждения фактов, и многочисленные свидетельства ее духовных чад и всех, кто общался с ней. Матушка носила вериги в виде огромной связки ключей, а на груди, также под одеждой, – икону. Почти ежедневно привозила в храм сумки с хлебом, который приносили ей люди, покупала множество свечей и сама расставляла их перед иконами. Кстати, задолго до раскола обличила однажды бывшего митрополита Филарета (Денисенко) прямо во время службы, за что была изгнана из храма. Известно также, что накануне 1986 года, когда произошла Чернобыльская катастрофа, матушка очень волновалась, говорила о «страшных пожарах». Рассказывают, что в начале апреля 1986 года она на многие дни покинула свою хижину в Голосеевском лесу и обошла с посохом весь город, молясь о его спасении.

Много чего чудесного услышал и узнал я о жизни блаженной. Но тогда, на кладбище, все это воспринималось, как сказка.

И все же я поверил

К рассказам монахинь я тогда отнесся с известной долей недоверия «образованного советского журналиста», выросшего в атеистической среде, хотя и воцерковленного. Пока совершалась лития, я вглядывался в лик блаженной на овальной фотографии надгробного креста с надписью «Бойся Бога!» Как выяснил потом, какой-то одержимый приходил сюда неоднократно, выворачивал крест и отшвыривал его в сторону. Видимо, надпись эта была предназначена для его вразумления. Пронзительный взгляд юродивой проникал в самое сердце, и мирный покой снисходил в душу.

– Ты проси у матушки помощи, если есть какие-то жизненные проблемы, – посоветовали монахини. – Она всем помогает.

– Это же мой отец! А я – вон, рядышком, босиком!

После просмотра фильма я рассказал отцу Михаилу о своей молитве на могилке блаженной, о том, как сценарий долго не принимали, а потом вдруг приняли. И о том, что такая находка кадров кинохроники – тоже по молитвам блаженной. На что старец удивленно покачал головой и молвил после паузы:

– Дивен Бог во святых Своих.

Потом, навещая могилу родителей, я бывал и у матушки, познакомился с Верой Федоровной Удовиченко – составителем книг о блаженной Алипии, в которые вошли десятки воспоминаний духовенства, монашествующих и мирян – и знавших матушку при жизни, и тех, кто получил по ее молитвам помощь уже после ее кончины.

Читайте также:
Житие святого Николая Чудотворца Мирликийского – полное жизнеописание и история святителя

«И память ее в род и род…»

Многих из духовенства я знал лично и потом, после знакомства с книгой «Стяжавшая любовь», выпущенной по благословению митрополита Владимира в 2005 году, беседовал с ними, расспрашивал о монахине Алипии. Бывший настоятель Вознесенской Демеевской церкви отец Мефодий Финкевич (на склоне лет принявший монашество в Почаевской лавре) очень почитал матушку, рассказывал, как еще при жизни Алипии он проведывал ее домик в Голосеевском лесу. Тогда отец Мефодий, еще молодой священник, служил во Владимирском кафедральном соборе, и матушка все его спрашивала:

– А вот ты на Демеевке служишь?

– Да нет, матушка, я из собора к вам приехал…

– Она была воплощением кротости и незлобивости. Я ей молюсь даже в мелочах.

А в книге о матушке приведены рассказы, как помогла она людям в тяжелейших жизненных ситуациях – тем, кто был уже на краю могилы, пропадал от пьянства, пребывал в сетях сектантства, терял детей, мужей и жен, стоял перед сложным жизненным выбором, не зная как поступить…

В числе ее духовных чад – бывший епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит (Хилько), ныне пребывающий на покое. В своих воспоминаниях о старице владыка поведал, как она предрекла ему епископство, а еще о пожаре, случившемся, когда он учился в Московской духовной академии: пожар вспыхнул в 1986 году как раз под праздник Воздвижения Креста Господня – пять студентов тогда отдали Христу свои души.

– А моей сестре, еще ничего не знавшей, о пожаре сообщила матушка Алипия: «Пожар случился! А он не спа-а-л! Туда-сюда ходил!» По молитвам матушки все обошлось – я действительно не спал в ту ночь.

Епископ перечислил еще несколько удивительных случаев из своей жизни, как по молитвам блаженной ему удалось сохранить палец, который он чуть не потерял, работая с электропилой – ей было это открыто, как помогла ему в перелете в Иерусалим, где он нес послушание в Русской духовной миссии, и многое другое. Приведу эпизод их последней встречи. Это было перед самым отъездом в Иерусалим. Матушка очень любила цветы, и владыка принес букет.

– Матушка, примите цветы. Говорят, они символ жизни.

– Жизни, говоришь? Тогда сам и поставь.

Эта была их последняя встреча на земле.

Бог открыл блаженной время ее кончины. Матушка отошла ко Господу 30 октября 1988 года. Она спрашивала: «На какой день припадает 30 октября?» Говорила также, что на похоронах ее пойдет снег, что и случилось после.

Она живет в памяти народной. Ее имя звучит на поминании во всех храмах Киева и за его пределами. Уже давно написаны почитателями иконы блаженной и составлен акафист. Но, видимо, должна исполниться неведомая нам «полнота времен», прежде чем раздадутся под сводами храмов слова ее небесного прославления.

Ныне блаженная покоится в нижнем ярусе Покровского храма Голосеевского монастыря – сюда ее мощи были перенесены пять лет назад, в октябре 2006 года, и нескончаемым потоком идут к матушке люди. Особенно переполнен монастырь в день преставления матушки Алипии – 30 октября.

Блаженная киевская старица монахиня Алипия. (ВИДЕО)

Кроме того, обладала монахиня и особым даром предвидения. Чтобы узнать, что человеку грозит опасность, ей достаточно было лишь взглянуть на него. Предсказала она и точную дату своей смерти – 30 октября 1988 года. И попросила похоронить ее на Лесном кладбище.

Знали монахиню при жизни и как целительницу. Переехав в Голосеевский район, Алипия в своей крохотной избушке приютила дюжину котов. Считалось, что эти животные принимали на себя болезни людей, которые приходили к монахине. За день у блаженной бывало до 60 посетителей. Оттого, видно, все ее коты были очень больными – лишайными, хромыми. Говорят, один из котов, свернувшись на груди у хозяйки, умер в одночасье с ней.

Еще больше дар исцеления Алипии проявился после ее смерти. Существует множество рассказов людей, которые после посещения ее могилки выздоровели. Ежедневно к месту захоронения монахини приходят десятки людей, оставляют записки “о здравии” и “о упокоении”. И просьбы людей, говорят, читает сама Алипия.

По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, на месте разрушенной келии блаженной построена часовня в честь святителя Николая Чудотворца. По милости Божией Блаженнейший Митрополит Владимир благословил перенести останки монахини Алипии (Авдеевой) в мужской монастырь «Свято-Покровская Голосеевская Пустынь», на территории которого матушка жила, подвизалась в последние годы своей жизни.

Когда же достигли гроба, то все присутствующие сплотились вокруг могилы. Останки монахини Алипии были обретены. Гроб и монашеские одежды блаженной оказались частично истлевшими. Хорошо сохранились деревянные иконки, положенные в гроб, и монашеские четки. Сохранилась и баночка со святой водой. В сопровождении милиции и внушительного эскорта машин мощи Голосеевской старицы вернулись в возрожденную обитель, на руинах которой монахиня Алипия прожила последние девять лет своей жизни.

Когда мощи вносили в храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник», над ним появился крест. В этот же день произошло два исцеления от онкологических заболеваний. Со времени перенесения мощей блаженной в Голосеевский монастырь зафиксировано множество исцелений от тяжелых недугов.

К пустому колодцу, как говорит народная мудрость, люди не идут.

Наставления матушки Алипии:
-«Когда тебе будет плохо или какая-то нужда – приди на могилку и скажи мне».

– В утешение говорила: «Ничего, Бог поможет, Бог все управит!».

– «А с зарплаты – Богу дай».

– О чтении утренних и вечерних молитв: «Я такой глупый, такой глупый! Перестал утренние молитвы читать. Это читай и не пропускай».

Читайте также:
Матушка Сепфора - житие и биография схимонахини, пророчества и чудеса, могила, дни памяти, книги

– Будущим священникам давала наставление: «Бери только то, что тебе положено. Церковные деньги – это угли, горящие на головы».

– «Венчанным грех разводиться. Нельзя топтать венец».

– Обличение поступающего в монастырь: «Да ты слушаться не умеешь! Как ты в монастырь пойдешь. Хочет быть монахом, а все делает по-своему».

– Откровение замыслов врага рода человеческого: «Хорошая новость, плохая – нужно молчать. А то он летает и колы забивает, а то и насмерть убьет».

– «Кто животных кормит, тот голодной смертью не умрет. Животных убивать грех. Душа даром не пропадает».

– «Священника не суди! Нужно выбрать одного священника и ходить к нему».

– Никогда не осуждай и спасешься!»

-«Смирись! До зела смирись и молись! Молчи, говори – прошу прощения, и не умрешь».

-«Терпи! Ох, как тяжело будет – все терпи! Не плачь, а молись Богу».

– Пример смирения. Гневающуюся женщину обличила: «Ты такой злой, как я».

– «С людьми тяжело, а как без людей тяжело! Тяжело, тяжело, тяжело! Приходят ко мне люди разные, но ты смотри, как я принимаю их. Так и ты в жизни поступай».

– Незадолго до кончины на вопрос собравшихся у нее духовных чад: «На кого вы нас, Матушка, оставляете?» – ответила: «Вас на Матерь Божию оставляю».

Предсказания матушки Алипии:

– Как-то заговорили об антихристе. Я говорю: «Ой, как страшно, что будет?» Матушка наклонилась ко мне и говорит шепотом: «Не бойся! Матерь Божия покроет своих».

– Ссорившимся из-за жилья: «Вот вы ссоритесь, ругаетесь за квартиру, расходитесь. А будет такое время, когда будет очень много пустых квартир, да в них не будет кому жить».

-«В Киеве квартир всем хватит, а вот земли – кто успеет взять».

– О канонизации царя Николая II: «Святой он. Я его видел».

– Однажды при чистом небе, взглянув на запад, сказала: «Смотри – какой туча идет!»

– «Запасы не делать, а со своей зарплаты деньги на свое погребение должны иметь».

– Матушка особое внимание уделяла теме земли – тем, кто имел дома в селах, землю, домашний скот запрещала продавать, указывая на то, что им еще пригодиться хозяйство.

– О Чернобыле говорила: «Будет большой взрыв и многие погибнут. Как бы люд не затравили. В ночь на 26 апреля: «Господи, пожалей младенцев, пощади народ!». Благословение смятенным людям в те дни: «Крестите, ешьте все подряд, и все будет хорошо».

– О «патриархе» Киевском Филарете: «Славен, славен, а мужиком умрет. Вот как он поставит во все церкви ноги свои, вот как поставит!» И прошла по комнате, широко топая ногами.

Храмы будут забирать, будет раскол, истинная церковь будет в поругании. Священников будут преследовать и даже будут жертвы.

– О месте, где стоял ее дом, и впоследствии была построена часовня: «Здесь святое место».

– О Голосеевской Пустыни: «Здесь будет очень большая церковь и монастырь».

– Предсказание о кончине. Задолго до 30 октября 1988 года спросила монахиню:

– А что это у тебя?

-Открой, посмотри 30 октября.

И глубоко задумалась.

По материалам книги «СТЯЖАВШАЯ ЛЮБОВЬ

Воспоминания о монахине Алипии (Авдеевой) из Голосеевской Пустыни» Том II.

Почему матушку Алипию называют киевской Матроной Московской?

В истории христианства запечатлены имена многих святых, уходивших в пустыни, изнурявших себя постом или абсолютным безмолвием. Это подвижники древности. Но даже в ХХ веке можно найти особые примеры праведности. Среди них и матушка Алипия — киевская старица, еще не канонизированная святая.

Когда святые рядом

Все чаще в среде верующих можно услышать невинный ропот: «Нет сейчас старцев…» В жизни современного человека не остается времени и сил для духовного подвига и возрастания.

Истории о святых, уходивших в пустыни или проводивших жизнь в маленьких пещерках и усердной молитве, все чаще рассказываются как красивая быль, далекая от современной жизни.

Устали от мирского — съездите, например, в Киево-Печерскую лавру, там почивают мощи более 120 святых. Для многих из них эти пещеры заменяли роскошные дома и квартиры. Молитва, хлеб и вода, холодная и влажная пещерка — что еще надо монаху для спасения?

Вот только жили эти святые приблизительно в ХІІ-ХІІІ веках. Сейчас все иначе — возразит современный человек. И будет прав.

Но даже в ХХ-ХХІ веках можно найти примеры истинной святости и подвижнической жизни. Особое место среди них занимает Алипия Голосеевская, более известная как матушка Алипия, неканонизированная святая ХХ века.

О ее жизни известно очень мало, зато историй об исцелениях по молитвам к матушке насобирается не на одну книгу.

Она пережила погромы красногвардейцев, репрессии 1930-х и тюрьму, Вторую мировую, плен и концлагерь, постоянное скитание и особые духовные подвиги. За такую жизнь Бог наградил ее даром ясновидения. Она предсказала события в жизни многих людей, катастрофу на Чернобыльской АЭС и дату собственной кончины.

Безбожная власть сделала ее сиротой

Родилась матушка Алипия приблизительно в 1905 году (по иным источникам — в 1910-м) в Пензенской губернии в благочестивой семье. Звали ее в миру Агафией Авдеевой.

О своих родителях она вспоминала мало. От отца ей передалась любовь к постам — Тихон Сергеевич постился так строго, что вкушал только сухари и отвар из соломы. Мама же заботилась о бедных, перед праздниками даже посылая дочку отнести продукты нуждающимся.

Однажды девочка вышла из дому к соседям, а когда вернулась, родителей уже не было в живых. В доме побывали красногвардейцы. Но даже будучи еще совсем ребенком, она целую ночь молилась над погибшими, читала Псалтирь. Это был переломный 1918-й. С этого времени начинается ее путь странничества. Тогда маленькая Агафия прошла сотни и тысячи километров, побывала в разных святых местах, которые особо усердно закрывала советская власть.

Читайте также:
Житие святых Киприана и Устиньи - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святых

Апостол Петр в биографии матушки Алипии

В 1930-е годы, как и многие верующие, оказалась в тюрьме. Люди в камерах ждали не освобождения, а расстрела. Когда в одной комнатушке их осталось только трое — Агафия и священник со своим сыном, то батюшка решил отслужить панихиду. По себе и сыну. Агафье же сказал, что она выживет.

И действительно, совершилось не что иное, как чудо. Ночью дверь девушке открыл… апостол Петр и вывел ее к морю. Никто до сих пор не может сказать, что за тюрьма и какое море это были, но от пребывания в заключении у матушки Алипии остались опыт особого присутствия Бога, удивительной помощи первоверховного апостола и многочисленные шрамы на локтях, ведь идти ей пришлось 11 дней и ночей, без воды и еды, карабкаясь по скалам.

Вместо кельи — дупло старого дерева

Во время Второй мировой Агафия попала в плен, где много молилась о плененных женщинах, которых дома ждали дети или немощные родители. Матушка выводила их за колючую проволоку, а однажды и сама ушла, пересекла линию фронта и отправилась в Киев.

В то время закрытую большевиками Киево-Печерскую лавру открыли немцы, здесь и нашла место для служения странница Агафия. Ее духовником был отец Кронид, который вскоре стал настоятелем монастыря. Благодаря ему Агафия стала Алипией — во время принятия пострига ее нарекли в честь печерского иконописца — святого Алипия.

Также отец Кронид благословил ее на особый духовный подвиг, о котором современные люди даже никогда не слышали. Три года молодая монахиня прожила в дупле дерева.

А сейчас представьте, как это выглядело: хрупкая матушка Алипия в дупле старого дерева в монастырском дворе. Здесь уже не идет речь о том, что твердо или неудобно спать — здесь даже выпрямиться во весь рост невозможно. А если еще добавить погодные условия, суровые зимы, ветер и снег?

Наверняка на такие подвиги не благословляли даже бывалых монахов, но молодую монахиню, которую из тюрьмы вывел сам апостол Петр, благословили. Лишь когда было невыносимо холодно, ее пускали погреться в коридоре монастырского корпуса.

Подвиг юродства и помощь людям

После трех лет в дупле матушку Алипию благословили на путь юродства. Юродствующих еще называли блаженными, людьми Божьими, ведь они настолько предавались в руки Божьи, что полностью отсекали свою волю.

Матушка настолько отреклась себя, что даже говорила о себе в мужском роде: я был, видел, служил, пережил…

Многим людям она говорила не напрямую, а какими-то иносказаниями или даже, на первый взгляд, полнейшими алогизмами. Но тот, кому эти слова были адресованы, понимал смысл обличения.

Например, к ней приехали три парня. Одному из них монахиня сказала: «Грех выходить замуж». Молодого человека так и передернуло. Оказывается, его мучил содомский грех.

После закрытия лавры в 1960-х годах жила в одиноком домике в Голосеевском лесу и регулярно посещала Вознесенский храм на Демеевке.

Чтобы скрывать свои духовные дары, «прикидывалась» безумной. Зимой и летом ходила в одной и той же одежде (на голове у нее всегда была меховая шапочка).

Но вместе с тем постоянно молилась, носила вериги, помогала людям. Чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, делала это либо во время трапезы, либо давала больному специальную мазь. Хотя на самом деле исцеляла молитва благочестивой матушки Алипии.

Особое внимание уделяла милостыни, гостеприимству и молитве об усопших. В домике, где она жила, собиралось много людей. По возможности она принимала всех, кормила, а кому надо — даже помогала деньгами. В храм же частенько отправлялась с хлебом, который несла на панихиду.

Сбывшиеся пророчества голосеевской старицы

За такое искреннее служение Богу и людям Господь многое открыл матушке Алипии. Трудно собрать и описать все те случаи, когда ее слова или действия касались конкретных людей. Но есть и те события, которые влияли на жизнь многих. Некоторые слова пока остаются загадкой или ждут своего времени.

Например, монахиня наперед знала о Чернобыльской катастрофе. Еще зимой 1986 года она повторяла: «Горе идет!». Говорила, что под землей горит. Но описать весь механизм катастрофы словами она не могла, ведь имела скудное образование — умела читать на русском и церковнославянском.

По свидетельствам очевидцев, 25 апреля монахиня не находила себе места. Она ходила по двору и молилась от всего сердца: «Боже, пощади народ!». Когда информацию о катастрофе еще тщательно скрывали, 26 апреля она просто советовала людям плотно закрывать окна.

Чтобы обезопасить еду от радиации, советовала осенять ее крестным знамением и читать «Отче наш» и «Богородице Дево…»

Сестрам Флоровского монастыря в Киеве она указала на возрождение еще одной монашеской обители — Голосеевской пустыни. Это было в 1988 году. А в 1993-м монастырь начали восстанавливать. В 2006 году мощи старицы перенесут в часовню на территории Голосеевской пустыни.

Также Бог открыл матушке Алипии и дату ее смерти. Как бы невзначай она спросила свою келейницу, какой день будет 30 октября 1988 года. Как оказалось, воскресенье. При жизни монахиня неоднократно останавливалась на этой дате.

Невероятные факты из жизни монахини

Когда читаешь жизнь монахини Алипии Голосеевской, трудно поверить, что она жила в ХХ веке и умерла лишь 28 лет назад.
Современному человеку немыслимым кажется то, что можно три года прожить не в комфортабельной квартире, а в дупле старого дерева. Или никогда не иметь паспорта и прописки. И это в советское время!

Читайте также:
Житие Беды Достопочтенного - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

А еще матушка была против того, чтобы ее фотографировали или тем более снимали на видео. Поэтому до нашего времени дошла фактически одна фотография монахини и редкие фрагменты видео, сделанного детьми.

Никто не знает точно, когда родилась матушка Алипия. Зато 30 октября, в день ее смерти, тысячи верующих приходят, чтобы помолиться у мощей еще не канонизированной святой. Более того, если у прославленных святых один день памяти, иногда два, то у голосеевской старицы — целых 12! Каждое 30-е число каждого месяца. Ведь так захотели верующие, которые приезжают к матушке, чтобы поблагодарить за помощь или попросить о молитве.

Причем просьбы эти самые разные. Первые получают исцеление в болезнях, вторые — облегчение в финансовых вопросах, третьи — разрешение бесплодия… По вере и молитвам матушки действительно происходят чудеса.

Некоторые православные сравнивают ее с Матроной Московской, даже называя ее второй Матроной или киевской Матроной. Это свидетельство глубочайшего народного признания.

Хотя на самом деле их жизненные пути во многом расходятся. Но есть и общее. Обе праведницы жили в одну и ту же безбожную эпоху. Обе спасались не в безлюдной пустыне, а среди людей. Две праведницы были прозорливыми, давали советы, а иногда и обличали приходящих.

Сегодня и святой Матроне, и матушке Алипии верующие несут цветы и свои изболенные молитвы. Но объединяет двух стариц любовь к Богу, искреннее служение и то, что называют жизнью во Христе.

О жизни старицы Алипии рассказывает и этот фильм:

Матушка Алипия – житие и биография святой, могила, предсказания и пророчества, память и почитание

Матушка Алипия Киевская: Нескончаемым потоком идут к ней люди.

Блаженная Алипия

Почитаемая могила

На северной окраине Киева среди сосен и старых берез на несколько километров простирается Лесное кладбище. В глубине, слева от центральных ворот, один из кладбищенских участков будто вырвался из небытия и атеистического плена – резко отличается от ставшего уже привычным мраморного засилья черно-коричневых памятников и надгробий. Белые крестики на смиренных могилах говорят о жизни вечной, преображенной и радостной. Эта кладбищенская земля принадлежит старинному Флоровскому женскому монастырю: здесь покоятся инокини и священство, почившие во второй половине прошлого века.

Лесное кладбище возникло в 1960-х годах, и тогда же игуменья Вознесенского Флоровского монастыря Антония внесла в горисполком деньги за 8-й кладбищенский участок. Игуменья не предполагала, конечно, что место сие со временем привлечет паломников из разных уголков Украины, Белоруссии, России и даже из-за океана. Осенью 1988 года здесь была похоронена блаженная монахиня Алипия (Авдеева), известная в миру как Христа ради юродивая прозорливая старица. Ныне почитание ее киевлянами можно сравнить разве что с почитанием Матроны Московской, хотя блаженная Алипия еще не причислена к лику святых.

Документы лишь собираются и изучаются, но, по мнению наместника Покровской Голосеевской пустыни архимандрита Исаакия (Андроника), возглавившего эту возрожденную в 1990-х годах обитель, канонизация блаженной совершится в скором времени. Попутно заметим, что блаженная Алипия подвизалась как раз на развалинах уничтоженной в 1926 году Голосеевской пустыни, молилась угодникам Божиим, которые в ХIХ и начале ХХ века подвизались тут, а некоторые были и погребены здесь: митрополиту Киевскому Филарету (Амфитеатрову; † 1857; его мощи почивают в пещерах Киево-Печерской Лавры) и его духовнику иеросхимонаху Парфению († 1855), Христа ради юродивым старцам иеросхимонаху Феофилу († 1853) и монаху Паисию († 1893), старцу-духовнику иеромонаху Алексию (Шепелеву; † 1917).

Блаженная Алипия как бы приняла эту духовную эстафету подвижников Голосеевских и многие годы молилась о возрождении Голосеевской пустыни. Прикровенно она говорила своим чадам, что будет пребывать здесь «всегда, но не сразу».

На Лесном кладбище, могила матушки Алипии

Но вернемся на Лесное кладбище. Впервые на Флоровском участке мне довелось побывать в 1990-м, еще до развала Союза, когда о могиле матушки Алипии знали лишь ее духовные чада. В их числе были и некоторые флоровские монахини, приведшие меня на могилу блаженной. Дорогой они рассказывали о старице, о том, как жила она когда-то в дупле огромной липы на территории Киево-Печерской Лавры до ее закрытия в 1961 году, как по ее молитвам совершались чудеса исцелений и помощи Божией – будто открытую книгу, читала она сердца приходящих к ней людей. Многих благословила на священство и монашество, многих вырвала из холодных лап смертельных болезней, многих спасла от нищеты и жизненного краха.

Из житийных записок о блаженной Алипии

Как часто случается при сборе и составлении житийных материалов, в биографию угодников Божиих порой закрадываются разного рода факты, вызывающие сомнение, особенно когда это касается людей, несших подвиг юродства. Известно, что матушка была мордовка по национальности и по-русски говорила с ошибками, к тому же, как все блаженные, о себе рассказывала отрывисто и непоследовательно, часто прикровенно и без всяких комментариев. Тем не менее, ее ближайшим послушницам, или, как их называют, «хожалкам», а также некоторым духовным чадам – филологам и журналистам – удалось изложить жизненный путь блаженной на страницах книг, журналов и электронных сайтов. Вот что можно прочесть о ее детстве на киевском сайте «Блаженная Алипия»:

Матушка Алипия

«Родилась матушка Алипия (Агапия Тихоновна Авдеева) предположительно в 1910 году в Пензенской области в благочестивой семье Тихона и Вассы Авдеевых. Блаженная старица рассказывала, что отец был строгий, а мама очень добрая, большая труженица и очень аккуратная. Бывало, положит в передничек всяких угощений и велит ей разнести бедным в их селе; особенно много гостинцев раздавала мама в праздники. Когда пришло время учиться, Агапию отдали в школу. Живая, быстрая, сообразительная, она не могла удержаться и всем подсказывала. Девочку перевели в другой класс, и среди детей старше ее на год Агапия отличалась умом и сообразительностью. В 1918 году родителей Агапии расстреляли. Всю ночь восьмилетняя девочка сама читала Псалтирь по умершим. Некоторое время Агапия жила у дяди; проучившись в школе только два года, отправилась «странствовать» по святым местам… В годы безверия десять лет провела в заключении; несмотря на тяжелые условия содержания, старалась соблюдать пост, непрестанно молилась».

Вид с озера на Голосеево

Далее в житии рассказывается о чудесном освобождении из заключения, о явлении угоднице апостола Петра. Сопоставляя этот факт с дальнейшей молитвенной жизнью старицы, можно понять, почему она множество лет молилась в киевском Демеевском храме непосредственно у большой иконы апостолов Петра и Павла в правом приделе. В жизнеописании также упоминается о встрече странницы Агапии с прозорливым иеросхимонахом Феодосием, жившим в послевоенное время под Новороссийском в поселке Горный (бывшая станица Крымская) и благословившим ее на подвиг юродства. Об этом сама матушка говаривала: «Я у Феодосия был, я Феодосия видел, я Феодосия знаю».

Читайте также:
Житие праведного царя Давида - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Но наиболее полно описана жизнь блаженной в Киеве – с 1960-х по 1988 год, ибо имеются и документальные подтверждения фактов, и многочисленные свидетельства ее духовных чад и всех, кто общался с ней. Матушка носила вериги в виде огромной связки ключей, а на груди, также под одеждой, – икону. Почти ежедневно привозила в храм сумки с хлебом, который приносили ей люди, покупала множество свечей и сама расставляла их перед иконами. Кстати, задолго до раскола обличила однажды бывшего митрополита Филарета (Денисенко) прямо во время службы, за что была изгнана из храма.

Известно также, что накануне 1986 года, когда произошла Чернобыльская катастрофа, матушка очень волновалась, говорила о «страшных пожарах». Рассказывают, что в начале апреля 1986 года она на многие дни покинула свою хижину в Голосеевском лесу и обошла с посохом весь город, молясь о его спасении.

Много чего чудесного услышал и узнал я о жизни блаженной. Но тогда, на кладбище, все это воспринималось, как сказка.

Храм в нижней части которого почивют мощи блаженной Алипии

И все же я поверил

К рассказам монахинь я тогда отнесся с известной долей недоверия «образованного советского журналиста», выросшего в атеистической среде, хотя и воцерковленного. Пока совершалась лития, я вглядывался в лик блаженной на овальной фотографии надгробного креста с надписью «Бойся Бога!» Как выяснил потом, какой-то одержимый приходил сюда неоднократно, выворачивал крест и отшвыривал его в сторону. Видимо, надпись эта была предназначена для его вразумления. Пронзительный взгляд юродивой проникал в самое сердце, и мирный покой снисходил в душу.

– Ты проси у матушки помощи, если есть какие-то жизненные проблемы, – посоветовали монахини. – Она всем помогает.

О чем просить, я и не знал. Разве о том, чтобы на киностудии «Научфильм» приняли мой сценарий об отце Михаиле Бойко, известном киевском духовнике, сыне репрессированного священника, прошедшем добровольцем-минометчиком всю Великую Отечественную войну? Как узнал я впоследствии, сам отец Михаил относился к блаженной Алипии с крайним недоверием, считая ее просто болящей. В свое время ему довелось служить диаконом в Вознесенском храме на Демеевке, где многие годы молилась юродивая.

…И все же я молитвенно обратился к матушке Алипии: «Помолись, блаженная матушка, чтобы мой сценарий был принят, и люди узнали о гонениях на Церковь и о ее служителях».

В Голосеевском монастыре

Моему удивлению не было предела, когда буквально через несколько дней мне позвонил редактор киностудии и сообщил, что сценарий принят. Мало того, режиссер, снимавший фильм об отце Михаиле, нашел в архивах кадры хроники, на которых было запечатлено отпевание умерших от голода крестьян в Полтавской области. И что удивительно: в кадр попал отец протоиерея Михаила Бойко – священник Павел Бойко, а прислуживавший ему маленький мальчик был его сыном Михаилом. Сам режиссер понятия не имел, что в его фильм попал будущий отец Михаил. А герой фильма на просмотре воскликнул:

– Это же мой отец! А я – вон, рядышком, босиком!

После просмотра фильма я рассказал отцу Михаилу о своей молитве на могилке блаженной, о том, как сценарий долго не принимали, а потом вдруг приняли. И о том, что такая находка кадров кинохроники – тоже по молитвам блаженной. На что старец удивленно покачал головой и молвил после паузы:

– Дивен Бог во святых Своих.

Потом, навещая могилу родителей, я бывал и у матушки, познакомился с Верой Федоровной Удовиченко – составителем книг о блаженной Алипии, в которые вошли десятки воспоминаний духовенства, монашествующих и мирян – и знавших матушку при жизни, и тех, кто получил по ее молитвам помощь уже после ее кончины.

«И память ее в род и род…»

Многих из духовенства я знал лично и потом, после знакомства с книгой «Стяжавшая любовь», выпущенной по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира в 2005 году, беседовал с ними, расспрашивал о монахине Алипии. Бывший настоятель Вознесенской Демеевской церкви отец Мефодий Финкевич (на склоне лет принявший монашество в Почаевской Лавре) очень почитал матушку, рассказывал, как еще при жизни Алипии он проведывал ее домик в Голосеевском лесу. Тогда отец Мефодий, еще молодой священник, служил во Владимирском кафедральном соборе, и матушка все его спрашивала:

Читайте также:
Андрей Смоленский: житие благоверного князя, труды и подвиги, мощи

– А вот ты на Демеевке служишь?

– Да нет, матушка, я из собора к вам приехал…

И так каждый раз. «Да, уже забывается старица», – думал отец Мефодий. Но вскоре был назначен настоятелем Демеевской церкви, где и прослужил более 20 лет. Когда я рассказал отцу Мефодию о случае с кинофильмом, он заметил:

– Она была воплощением кротости и незлобивости. Я ей молюсь даже в мелочах.

Усыпальница матушки Алипии

А в книге о матушке приведены рассказы, как помогла она людям в тяжелейших жизненных ситуациях – тем, кто был уже на краю могилы, пропадал от пьянства, пребывал в сетях сектантства, терял детей, мужей и жен, стоял перед сложным жизненным выбором, не зная, как поступить…

В числе ее духовных чад – бывший епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит (Хилько), ныне пребывающий на покое. В своих воспоминаниях о старице владыка поведал, как она предрекла ему епископство, а еще о пожаре, случившемся, когда он учился в Московской духовной академии: пожар вспыхнул в 1986 году как раз под праздник Воздвижения Креста Господня – пять студентов тогда отдали Христу свои души.

– А моей сестре, еще ничего не знавшей, о пожаре сообщила матушка Алипия: «Пожар случился! А он не спа-а-л! Туда-сюда ходил!» По молитвам матушки все обошлось – я действительно не спал в ту ночь.

Епископ перечислил еще несколько удивительных случаев из своей жизни, как по молитвам блаженной ему удалось сохранить палец, который он чуть не потерял, работая с электропилой – ей было это открыто, как помогла ему в перелете в Иерусалим, где он нес послушание в Русской духовной миссии, и многое другое. Приведу эпизод их последней встречи. Это было перед самым отъездом в Иерусалим. Матушка очень любила цветы, и владыка принес букет.

– Матушка, примите цветы. Говорят, они – символ жизни.

– Жизни, говоришь? Тогда сам и поставь.

Эта была их последняя встреча на земле.

Бог открыл блаженной время ее кончины. Матушка отошла ко Господу 30 октября 1988 года. Она спрашивала: «На какой день припадает 30 октября?» Говорила также, что на похоронах ее пойдет снег, что и случилось после.

К матушке Алипии — на поклонение

Она живет в памяти народной. Ее имя звучит на поминании во всех храмах Киева и за его пределами. Уже давно написаны почитателями иконы матушки и составлен акафист. Но, видимо, должна исполниться неведомая нам «полнота времен», прежде чем раздадутся под сводами храмов слова ее небесного прославления.

Ныне блаженная покоится в нижнем ярусе Покровского храма Голосеевского монастыря – сюда ее мощи были перенесены пять лет назад, в октябре 2006 года, и нескончаемым потоком идут к матушке люди. Особенно переполнен монастырь в день преставления матушки Алипии – 30 октября.

Житие Варсонофия Оптинского

Духовные подвиги Варсонофия вызывали великое восхищение среди современников. Святитель являлся религиозным светочем Отечества в предреволюционный период, обладал даром пророчества и способностью глубокого разумения Священных Писаний и Преданий.

Духовный путь святителя

Родился будущий святитель в 1845 г. в Самаре, его отец являлся состоятельным человеком и занимался торговлей. Мать рано умерла, мачеха же оказалась любящей и благочестивой женщиной, которая привила мальчику любовь к Господу. Павел Плиханков (имя Варсонофия в миру) окончил военную гимназию, а после и училище, сделал карьеру в армии, носил звание полковника. У него была возможность продолжать жить в светском обществе, но он отказался от всех этих мнимых благ.

Когда Павлу Плиханкову было 46 лет, судьба привела его в небольшой старинный монастырь И. Крестителя. Здесь он полюбил молиться перед ракой с останками преподобного Варсонофия Казанского, чудотворца и Тверского епископа. Постепенно в его уме стала созревать мысль об уходе в монашество.

  • Его выбор пал на легендарную Оптину пустынь, в которой в то время пребывал старец Амвросий, знаменитый своим даром прозорливости и чудотворения. Святитель встретил Павла Плиханкова и сказал, что примет того в обитель только через два года. По прошествии времени полковник попросился в отставку, прибыл в монастырь, но не застал живым святителя Амвросия. Бывшего военного зачислили в число братии в 1892 г., через восемь лет его постригли в мантию и дали имя Варсонофия. Он стал иеромонахом в 1903 г.
  • Во время русско-японской войны преподобный отправился на фронт, где исповедовал, причащал и соборовал умирающих солдат, не страшась бродящей рядом смерти от пуль. По окончании конфликта Варсонофий вернулся к духовной деятельности и в 1907 г. получил сан игумена. К этому моменту слава о преподобном оптинском старце распространилась по всему Отечеству.

Интересно! Православный народ, предчувствуя приближение страшных событий, стремился получить у старца благословение и прощение грехов. Святитель исцелял больных телом и тех, чья душа совершенно погрязла в грехах, направлял на путь смирения и открывал в людях сокровенную сущность.

  • Лишь несколько раз за свою долгую жизнь преподобный Варсонофий покидал Оптину обитель. В 1910 г. он ездил к умирающему Л. Толстому. Святой отмечал, что писатель не смог проникнуться духом монашества, потому что крепко сковал себя узами материалистического видения мира. Некоторые иноки были недовольны тем, как преподобный Варсонофий совершал свои дела. В основном его противниками выступали монахи новой эпохи, пришедшие в обитель из опустившегося в духовном плане народа. Спустя некоторое время старца удалили из Оптины, несмотря на то, что он долгое время уговаривал оставить его хотя бы простым послушником.
  • В 1912 преподобного назначили настоятелем запущенной и неухоженной Богоявленской Старо-Голутвиной обители, что на окраине Коломны. Здесь старец мужественно переносил печаль от разлуки с родной пустынью, пытаясь восстановить вверенную ему территорию. Народ продолжал стекаться к хижине старца, чтобы получить мудрое наставление. Святой продолжал принимать людей, выслушивать их исповеди, несмотря на то, что сам изнемогал от многочисленных болезней тела. Никому он не отказал, всех принял с великой любовью и радушием.
Читайте также:
Герман Соловецкий: биография преподобного, мощи и дни памяти

Васонофий управлял Старо-Голутвиным монастырем чуть меньше одного года. Перед своей кончиной преподобный испытывал страшные муки. Он отказывался от всякой медицинской помощи, твердя, чтобы его оставили в покое, ибо тело уже находится на кресте.

В последние дни старец неустанно причащался, его душа отошла к Господу весной 1914 г. Святителя похоронили в Оптиной пустыни, рядом с духовным наставником Анатолием.

Дары от Бога

Варсонофий получил от Господа дар прозорливости и не уступал в этом другим старцам пустыни. Бог открывал ему все три времени в жизнях людей, приходящих к нему за помощью. Святитель видел душу как полотно, поэтому ему было проще направить мирянина на праведный путь, исцелить болезни, изгнать бесов. Этому дару старец был обязан непрерывному пребыванию в духовном подвиге через молитву, обращенную напрямую к Творцу.

Свидетели уверяли, что Варсонофия обнимало божественное пламя, когда в пустыни совершалась литургия.

  • Однажды к добродушному праведнику обратилась дочь богатого помещика с просьбой благословить её на хороший брак. Старец оповестил её, что она получит самого лучшего жениха, которого только можно придумать. В течение года девушка встречала интересных и красивых мужчин, но дальше дружественных отношений дела не шли. Во время гражданской войны она переезжала вместе с родителями в другой город. По дороге девушка заболела тифом и умерла. Перед смертью она успела приобщиться Святых Тайн и обрести Христа, своего жениха.
  • Когда Софья Лопухина была еще 16-летней девушкой, родители взяли её с собой в Оптину пустынь. Старец Варсонофий заприметил ребенка, вызвал к себе и подробно рассказал то, что ждет её в жизни, до мельчайших подробностей. Во второй раз Софья видела святителя, когда тот останавливался в Москве, направляясь в Голутвинский монастырь. Женщина получила в дар икону «Казанской» Богоматери, которую ей завещал сам Варсонофий после своей кончины. Софья Лопухина никогда не расставалась с этой священной реликвией, напоминающей о прозорливости преподобного святителя.

В своем последнем завещании преподобный отец просил, чтобы друзья и близкие простили его за прегрешения. Святой отметил, что он действовал в рамках сохранения божественных заветов и установлений древних подвижников. Варсонофий каялся о том, что был несовершенен и просил своих духовных чад следовать наставлениям мудрости и праведности.

Он особо подчеркивал:

«В деле просветления и достижения Царствия Небесного непременно поможет неугасаемая практика молитвы и чтение Святых Писаний. Уклонение от добродетелей и праведности хуже, чем принятие тысячи смертей. Необходимо проявить мужество в духовных подвигах, даже если сам ад восстанет против души».

Духовное наследие

Иоанн Кронштадтский видел в отце Варсонофие истинного подвижника христианского мировоззрения. Сохранилось предание, что святой, находясь в алтаре Андреевского храма, поцеловал руку офицеру русской армии, которому суждено было стать схимником и Оптинским старцем.

И. Кронштадский прославил имя Варсонофия, когда явился в видении одному сильно больному монаху и послал того для исцеления к великому Оптинскому чудотворцу.

Особое мнение преподобный старец имел по поводу того или иного искусства, которое способно услаждать как внешними формами, так и внутренним содержанием.

Варсонофий отмечал, что приятные явления в душе от созерцания искусств — это гости из духовных областей. Ум, расширяющийся посредством знания о Боге, естественным образом постигает божественное и способен непринужденно испытывать великую радость от общения с прекрасным. Райская жизнь выражается в том, чтобы уметь созерцать и наслаждаться великими творениями Господа.

Святитель говорил, что монах должен вести на земле жизнь, уподобленную ангелам. Каждый инок должен побороть пристрастие к материальным предметам, которые кратковременны и несостоятельны сами по себе. Для достижения ангелоподобного жития и смирения плоти помогают труды, пост и непрестанная молитва, обращенная к Богу. Иноки обязаны отвергать собственную волю и слышать повеления Господа, а также славословить Творца внутренней работой.

Варсонофий Оптинский – житие и биография, духовное наследие и книги, дни памяти

Молитва последних Оптинских старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступивший день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей святой.

На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на всё святая воля Твоя.

Во всех словах и делах руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступившего дня и все события в течение его.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, благодарить Тебя за всё и любить.

Житие преподобного оптинского старца Варсонофия

Преподобный отец наш Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелегок, в миру прошло 46 лет – большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера. Возможность к стяжанию всех мирских благ. И… отказ от всего. Сослуживцы и знакомые никак не могли понять: что же за «изъян» в стройном, красивом полковнике, весь облик которого так и дышал каким-то удивительным внутренним благородством? Жениться не женится, балов и званых обедов, равно как и прочих светских развлечений, избегает. В театр, бывало, ходил, да и тот бросил.

А между тем то были лишь вехи на пути Павла Ивановича к оставлению дольнего и восхождению горняя. Как-то ноги сами собой привели его в небольшой бедный монастырь, посвященный святому Иоанну Предтече. Там полюбилось ему молиться у мощей святителя Варсонофия Казанского[1], долгие часы простаивал он в монастырском храме у раки святого. Мысль о монашестве поначалу страшила, уход в монастырь казался делом невозможным. Но постепенно созревала решимость оставить мир. Оставалось лишь сделать выбор, в какой обители положить начало иноческому подвигу. В период этих раздумий попался в руки Павлу Ивановичу один духовный журнал, а в нем – статья об Оптиной пустыни и преподобном старце Амвросии[2].

…Когда он только подходил к Оптинскому скиту, находившаяся в «хибарке» старца Амвросия одна блаженная неожиданно с радостью произнесла:

– Павел Иванович приехали.

– Вот и слава Богу, – спокойно отозвался преподобный Амвросий…

Здесь же, в «хибарке», и услышал Павел Иванович поразившие его слова преподобного: «Через два года приезжайте, я вас приму». По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал.

10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию[3], а затем к преподобному Иосифу[4].

Через год, 26 марта 1863 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, а в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен во иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха…

В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией.

Вскоре начинается русско-японская война, и преподобный Варсонофий, за послушание, отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преподобный Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.

К этому времени слава о нем разносится уже по всей России. Ушли в вечные обители святой праведный отец Иоанн Кронштадтский[5], преподобный старец Варнава Гефсиманский[6]. Страна приближалась к страшной войне и неизмеримо более страшной революции, житейское море, волнуемое вихрями безумных идей, уже «воздвизалось напастей бурею», люди утопали в его волнах…

Как в спасительную гавань, стремились они в благословенный Оптинский скит к преподобному Варсонофию за исцелением не только телес, но и истерзанных, истомленных грехом душ, стремились за ответом на вопрос: как жить, чтобы спастись? Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное, а это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им Таинства исповеди. С.М. Лопухина рассказывала, как, приехав шестнадцатилетней девушкой в Оптину, она попала в «хибарку», в которой принимал старец. Преподобный Варсонофий увидел ее, позвал в исповедальню и там пересказал всю жизнь, год за годом, проступок за проступком, не только указывая точно даты, когда они были совершены, но также называя и имена людей, с которыми они были связаны. А завершив этот страшный пересказ, велел: «Завтра ты придешь ко мне и повторишь мне все, что я тебе сказал. Я хотел тебя научить, как надо исповедоваться».

Оптину за все время своей монашеской жизни преподобный Варсонофий покидал лишь несколько раз – только по послушанию. В 1910 году, также за послушание, ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л.Н. Толстого. Впоследствии он с глубокой грустью вспоминал: «Не допустили меня к Толстому… Молил врачей, родных, ничего не помогло. Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана».

В 1912 году преподобного Варсонофия назначают настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной. Смиренно просил он оставить его в скиту для жительства на покое, просил позволить ему остаться хотя бы и в качестве простого послушника.

Мужественно перенося скорбь от разлуки с любимой Оптиной, старец принимается за благоустройство вверенной ему обители, крайне расстроенной и запущенной. И, как прежде, стекается к преподобному Варсонофию народ за помощью и утешением. И, как прежде, он, сам уже изнемогающий от многочисленных мучительных недугов, принимает всех без отказа, врачует телесные и душевные недуги, наставляет, направляет на тесный и скорбный, но единственно спасительный путь. Здесь, в Старо-Голутвине, совершается по его молитвам чудо исцеления глухонемого юноши. «Страшная болезнь – следствие тяжкого греха, совершенного юношей в детстве», – поясняет старец его несчастной матери и что-то тихо шепчет на ухо глухонемому. «Батюшка, он же вас не слышит, – растерянно восклицает мать, – он же глухой…» – «Это он тебя не слышит, – отвечает старец, – а меня слышит», – и снова произносит что-то шепотом в самое ухо молодому человеку. Глаза того расширяются от ужаса, и он покорно кивает головой… После исповеди преподобный Варсонофий причащает его, и болезнь оставляет страдальца.

Меньше года управлял старец обителью. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте…». Причащался старец ежедневно.

1/14 апреля 1913 года предал он свою чистую душу Господу. Похоронен был преподобный отец наш Варсонофий в Оптиной, рядом со своим духовным отцом и учителем преподобным Анатолием «Старшим».

Святитель Варсонофий (1495–1576; пам. 4 окт.) – епископ Тверской, казанский чудотворец, уроженец г. Серпухова Московской области. В 1512 г. попал в татарский плен, был выкуплен, по обету постригся в монашество в Спасо-Андрониковом монастыре. В 1544 г. стал игуменом Николо-Песношского монастыря, затем отправлен в Казань и устроил там Спасо-Преображенский монастырь. В1567 г. рукоположен во епископа Тверского. По кончине был погребен в Казани, где в 1595 г. были обретены его нетленные мощи.

Иеросхимонах Амвросий (в миру А.М. Гренков; 1812–1891) – оптинский старец, обладавший дарами прозорливости и чудотворения. Канонизован в 1988 г.

Иеросхимонах Анатолий «Старший» (А.М. Зерцалов; 1824–1894) – старец, скитоначальник, ученик преп. Макария и Амвросия Оптинских. Канонизован в 1996 г.

Иеросхимонах Иосиф (И.Е. Литовкин; 1837–1911) – делатель умной молитвы, ученик преп. Амвросия, преемник по старчеству преп. Анатолия. Канонизован в 1996 г.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908) – великий молитвенник и чудотворец. Канонизован в 1990 г.

Преп. Варнава Гефсиманский (1831–1906) – «утешительный» старец Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры, известный духовник и старец. Канонизован в 1996 г.

Житие преподобного Варсонофия Оптинского и его наследие, тексты молитв

Пути праведников к Православной церкви и святой обители известны только Господу, направляющему своих избранников к их великой миссии, как через лишения и страдания, так и через достаток и почет. Так, мастер военного дела Павел Плиханков по проведению Божию стал архимандритом Варсонофием и одним из Оптинских провидцев. Священнослужитель, возведенный в ранг святых, познавал и проповедовал учение Христа, мог читать человеческие души и творить чудеса.

Биография преподобного Варсонофия Оптинского

На протяжении всего жизненного пути святого Варсонофия Господь медленно, но верно вел его к развитию наивысшей духовности и силы веры. Добившийся значительных успехов и признания в миру, праведник дошел до Оптиной пустыни в зрелом возрасте. В течение всей земной жизни Бог подавал знаки будущему священнику, который имел дар замечать и понимать их.

Происхождение и детские годы

В 1845 году в семье зажиточного самарского торговца родился сын. Мать мальчика не пережила роды, а младенца, нареченного Павлом, тотчас окрестил священник. Отец новорожденного происходил из знатного казачьего рода, прародители которого принадлежали богатому сословию. В семье Павла, где царила добродетель, все искренне верили в Бога. Особо почитали в семье Плиханковых образ Казанской Божьей Матери, считая святыню покровителем рода.

Овдовевший отец женился второй раз на добродетельной и верующей женщине, которая воспитала мальчика как родного сына. Паша с ранних лет ходил с матерью в церковь, слушал молитвы женщины в стенах дома и уже в детские годы был истинным православным христианином.

Когда мальчику было 5 лет, с ним произошло первое знаковое событие, о котором он рассказывал, будучи взрослым. Павел гулял с отцом на территории охраняемого сада, как к ним подошел неизвестный странник со словами о том, что мальчику предначертано «выводить страждущие души из ада». После пророчества незнакомец исчез, и найти его не смогли.

В девятилетнем возрасте Павел поступил в гимназию, где числился прилежным, способным и старательным учеником. Рано утром до начала занятий он выходил в березовую рощу и молился Господу.

Служба в армии

После окончания гимназии юноша поступил в военное училище, а блестяще его окончив – на офицерские курсы. Карьера Плиханкова в армии складывалась успешно. Он был профессионалом военного дела, пользовался почетом и авторитетом среди сослуживцев, которые не переставали удивляться отшельническому образу жизни статного полковника.

Павел Иванович имел хорошее жалование, но был далек от мирских удовольствий. Значительную часть довольствия тратил на восстановление храмов и помощь детям-сиротам. В комнате военного, по убранству напоминающую келью инока, было много книг, в том числе православных, и икон.

Обращение к Богу

С годами офицер утвердился в желании уйти в монашество. Когда встал вопрос о выборе обители, Павел Иванович прочитал статью о старце Амвросии, проповедовавшем в Оптиной пустыне. Не мешкая, он отправился в благое место. Старец Амвросий предвидел прибытие Павла, встретил его с радостью и почтением. Преподобный велел ему приезжать через 2 года.

Вернувшись, полковник продолжал молиться и изучать духовную литературу, посещать церковные богослужения. Он занимался благотворительностью, оказывал помощь в восстановлении православных церквей.

В возрасте 36 лет военный заболел пневмонией. Во время тяжелой болезни он просил денщика читать Евангелие. В этот момент у военного случилось видение открытия небесных врат. Павел услышал глас Божий, направивший его в Оптину пустынь, куда он и поспешил после выздоровления.

Путь в Оптину

По прибытии в скиту праведника встретил святой старец Амвросий и согласился принять его, отведя 3 месяца на решение служебных дел. По истечении срока он должен был вернуться в святое место без опоздания. Когда же офицер подал рапорт об увольнении, его решили повысить в звании с увеличением довольствия.

Павел Иванович не поменял решения, но возникли непредвиденные финансовые трудности. Выплату жалования задерживали, окружение тоже не желало его отпускать. Преодолев препятствия, с благословением названной матери, он приехал в Оптину пустынь в последний день отведенного срока.

Оптинский старец

В возрасте 48 лет послушника постригли в рясофор, а еще через 7 лет он принял монашеский постриг и был наречен Варсонофием. Спустя 2 года был рукоположен в сан иеродиакона, а вскоре и иеромонаха. В том же году он стал помощником старца и духовным наставником в Шамординской женской обители. Последующие 3 года отец Варсонофий провел в госпитале имени Серафима Саровского, где отпускал грехи раненым и отпевал умерших солдат.

Вернувшись в скиту в 1907 году, он получил сан игумена и, по решению Святейшего Синода, стал настоятелем Оптинской обители. Об отце Варсонофии к тому моменту знали в разных уголках России. В скит приезжало множество верующих в надежде получить исцеление, отпущение грехов и найти ответы на терзающие душу вопросы.

Старец, достигший наивысшего уровня духовного развития, видел паломников насквозь, заранее знал о причине визита с подробностями их жизни. Заглядывая с помощью молитвы в людские души, Варсонофий творил чудеса:

  • исцелял телесные недуги;
  • изгонял из людей бесов;
  • направлял растерянные души на путь истинный;
  • поднимал падших.

Старец видел все человеческие грехи, даже если их тщательно скрывали прихожане, и рассказывал события в подробностях. Паломники выходили от Варсонофия с облегчением и благодатью.

Святой покидал скиту крайне редко, лишь по делам послушания. В 1912 году Варсонофия назначают настоятелем Свято-Голутвинской Богоявленской монашеской обители. В просьбах остаться в Оптине хотя бы послушником старцу отказали. Находятся те, кто жалуются и на истинных праведников.

Вверенный Варсонофию монастырь был запущен и, с тоской в сердце по ските, святой начал восстанавливать обитель. Народ по-прежнему шел к старцу, который принимал всех и помогал страждущим. В стенах обители святой чудесным образом исцелил глухонемого юношу.

Кончина

Вскоре после принятия монастыря старец тяжело заболел. Он отказался от лечения, терпел муки и молился, говоря о том, что ему известен исход и «он уже на кресте». В апреле 1913 года Варсонофий скончался. Похоронили старца в Оптиной пустыне.

Значение и почитание в православии

Варсонофий был причислен к лику местнопочитаемых святых Оптиной пустыни в 1996 году, а через 4 года возведен в ранг святых общецерковного почитания. Мощи святого находятся в стенах Оптинского Владимирского храма.

Память отца Варсонофия почитают в день кончины 14 (1 по старому стилю) апреля и 24 октября в Соборе Оптинских старцев. Священнослужители в храмах и верующие читают перед иконой святого молитвы, поют акафист.

Наследие

Знаки того, что Варсонофий был избранником Божьим, сопровождали его всю жизнь. Известно, что Иоанн Кронштадский поцеловал руку тогда еще военному Павлу Ивановичу в предвидении принятия схимы и причисления к Оптинским старцам.

Варсонофий говорил людям о том, что вести праведную жизнь можно не только в стенах монастыря, но и в миру: избегать грехов, не поддаваться искушению, соблюдать пост внешний и внутренний, читать молитвы. Те, кто обращаются всей душой к Господу, будут обязательно услышаны на Небесах.

Варсонофий написал книгу «Духовное наследие», как послание людям о необходимости веры в промысел Божий и благодарении Господа за все, что Он посылает. Старец говорил о неслучайности событий. О том, как воспитать силу духа и бороться с искусом, о вторичности мирских благ, о том, что только следование законам Божиим может спасти человечество от гибели.

Тропарь преподобному Варсонофию Оптинскому

Чтобы прославить и просить святого о помощи, верующие читают молитвы и поют хвалебные песнопения.

Тропарь старцу Варсонофию Оптинскому

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу прии́м бо крест после́довал еси́ Христу́, и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо пло́ть, прихо́дит бо: прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней: тем же и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Варсонофие, дух твой.

Молитва святому

О, пречестна́я и свяще́нная главо́, Небе́снаго Иерусали́ма граждани́не, изря́дный уго́дниче Христо́в и вели́кий Оптинский чудотво́рче, преподо́бне о́тче Варсоно́фие! При́зри от Го́рних высо́т на на́с, смире́нных и гре́шных, во умиле́нии серде́ц к тебе́ прибега́ющих. Тебе́ бо моли́твенника благоприя́тнаго ве́мы ко Всеми́лостивому Бо́гу и ко Пресвяте́й и Пречи́стей Ма́тери Его́, Влады́чице на́шей Богоро́дице и Присноде́ве Мари́и. Вознеси́ о на́с твоя́ святы́я моли́твы ко Престо́лу Человеколю́бца Го́спода, дабы́ не поги́бнути на́м со беззако́нии на́шими, но обрати́тися к покая́нию и исправле́нию, да про́чее вре́мя жития́ на́шего земна́го не в рабо́те греху́ и страсте́м, но в де́лании за́поведей Его́ святы́х и в благоче́стии провожда́ем, и со благо́ю наде́ждою дости́гнем кончи́ны на́шея. В ча́с же сме́ртный наипа́че яви́ся на́м, о́тче, засту́пник благи́й, ускори́ на моли́тву о на́с, безпомо́щных, и помози́ на́м со Прича́стием Та́инств Боже́ственных ми́рную и благу́ю кончи́ну улучи́ти, гро́зная мыта́рства возду́шная безбе́дно прейти́ и унасле́довати Го́рнее Ца́рство.

Е́й, о́тче приснопа́мятный, не пре́зри на́с и не посрами́ упова́ния на́шего, но бу́ди о на́с предста́тель немо́лчный к Бо́гу. Па́стырю на́ш до́брый, упаси́ на́с бо́дренными твои́ми моли́твами и сохрани́ ненаве́тны от вся́каго зла́, да сла́вим неизрече́нное человеколю́бие Бо́га на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ оте́ческое заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: