Нектарий Эгинский: житие и биография святителя, мощи, почитания и дни памяти

УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУДО! Во время службы у мощей Св. Нектария Эгинского на его серебряной раке неожиданно… ОТКРЫЛИСЬ ГЛАЗА!

Житие святого

Судьба святителя Нектария Эгинского один из ярчайших примеров расположения и веления Господа в житийной литературе. Этот святой, находясь в юношеском возрасте, написал письмо ни кому-нибудь, а самому Господу Богу, жалуясь на нищету и тяготы жизни, и, что самое интересное, послание это, еще не дойдя до почты, в руках истинно верующего обрело силу.


Cвятитель Нектарий Эгинский

Этот случай подарил возможность тогда еще мальчику получить образование в одном из известных афинских университетов, а впоследствии основать женский монастырь.

Детство и взросление

Праведник Нектарий Эгинский родился в 1846 году, в селе, расположенном неподалеку от Константинополя. При рождении наречен именем Анастасий и был он не единственным ребенком в этой большой и довольно бедной семье, где родители отличались сильной верою в Бога. Стесненный жизненными обстоятельствами, мальчик смог окончить лишь начальную школу, что не мешало ему исправно читать Евангелие и непрестанно молиться как дома, так и в храме.

Понимая, что необходимо работать и поддерживать родителей, Анастасий решает отправиться в Константинополь, где тогда было многим проще устроиться на работу. Здесь он сначала пошел работать на фабрику, чтобы иметь возможность оплачивать дальнейшую учебу и жилище, а после по молитвам своим получает возможность работать в храме смотрителем.

Интересно! В Константинополе Анастасий получил возможность работать учителем и следует заметить, что преподавательская деятельность пришлась ему по душе.

Духовная жизнь

Условно говоря, духовная жизнь Нектария, с детских лет почитавшего превыше всего имя Господа, началась с того момента, когда он еще более утвердился в своем предназначении. Случилось это во время его жизни и работы в Константинополе, откуда спустя некоторое время будущий святой праведник, устав от жизни в столице, решает перебраться на остров Хиос, где также мечтает продолжить учительствовать и, кроме того, рассказывать детям и их родителям о Господе.

На острове Анастасию удается собрать детский хор, который часто стали приглашать петь на церковных службах. Однажды, в очередной раз отправившись навестить родителей, Анастасий попал в сильный шторм, который утих лишь тогда, когда путешественник принялся молиться.


Житийная икона святого Нектария Эгинского

Это случай еще больше убедил Анастасия посвятить жизнь служению Богу и вскоре он поступает послушником в монастырь Нео Мони, где принимает постриг с именем Нектарий. Отличившись особым усердием в божием деле, Нектарий сначала по ходатайству одного из благотворителей монастыря поступает в Афинский университет на факультет богословия.

Окончив его, Нектарий довольно быстро становится сначала секретарем Патриарха, затем его представителем, а после — епископом в Каире. К несчастью, не обошли жизнь Нектария интриги и клевета, распространяемые о нем другими священниками и сотрудниками епархиального ведомства. Потому Патриарх, некогда назначивший его епископом, вдруг поменял свое мнение и принял решение отстранить Нектария от данного ему церковного сана и отправить его из Египта.

Ни письма Патриарху полюбившей епископа Нектария паствы, ни каждодневные молитвы не смогли оставить святого послушника в Каире. Лишь по ходатайству самого мэра Афин Нектария решено было назначить простым проповедником при храме, сам же бывший епископ именовал себя не иначе как «епископом путешествующим».

Статьи о православии:

  • Исповедные росписи в церкви
  • Догматы христианства
  • Требник

Основание женского монастыря

Вскоре о тяготах судьбы Нектария прослышала королева Греции — Ольга, дальняя родственница российского царя Николая II, именно она, став духовной дочерью святого Нектария, назначила его главным в школе духовников.

Интересно! Сам же Нектарий, не останавливаясь на достигнутом, решил создать женский монастырь на одном из покинутых греческих островов, на котором также имелась полуразрушенная обитель. Остров назывался Эгина, потому святого Нектария после канонизации также стали звать Эгинский.

До конца своих дней прожил святитель Нектарий в обители, не уклоняясь от самого тяжелого труда. Здесь же, вдали от шумной жизни, обрел он покой 22 ноября 1920 года, дожив до 74 лет. Смерть его, равно как и жизнь, говорила лишь о праведности, ведь святой праведник ушел от мира, приняв причастие, в день памяти Михаила Архангела.



Распространенные вопросы

Почему именно молитва

Независимо от того, по какой причине Вы решили обращаться к Господу Богу, свои намерения нужно осмыслить. Молитва – не заклинание, которое достаточно читать определенное количество раз, для того чтобы получить желаемое. Молитва дарит чувство облегчения и успокоения, которое необходимо всем больным раком.

Но возможно это только в том случае, если произносимые строчки идут не от ума, а от сердца. Поэтому и говорят, что важнее не то, какую молитву Вы читаете, а то, как Вы это делаете. Говорить с Богом можно и своими словами, но во время борьбы с онкологией подобрать нужные сложно. Тогда на помощь и приходит готовый текст молитвослова, вдохновленный самим Господом.

Таким текстом и является молитва Богородице Всецарице, позволяющая отстраниться от суеты, всего отвлекающего. Читая этот молитвослов, больной снимает со своих плеч тяжелый груз всех причин болезни, груз, который в повседневной жизни он держит при себе постоянно. Это дает ему возможность увидеть истинный корень зла, открыть для себя всю суть призвания человека, как существа, созданного Богом.

Какой текст молитвы Богородице читать?

Существует несколько вариантов текста молитвы Богородице Всецарице, среди которых «О, пречистая Матерь Господня, Всецарица!», пожалуй, самый распространенный. Данный молитвослов можно заменить другим, обращенным к Деве Марии. Не важно, какой Вы выберите, ведь истинная молитва, Ваше личное прошение уже есть в Вашем сердце, поэтому обязательно скажите несколько слов от себя.

Где обращаться к Всецарице

Человека, который задает такие вопросы, священнослужители называют маловерными. Первое, что узнает христианин, знакомясь с православной религией: храм Божий – это не строение, это то, что внутри, в самом его сердце человеческом. Там и должна зарождаться молитва, а где Вы ее прочтете, не имеет значения.

И все же, будет хорошо, если больной обратится к «Всецарице» именно перед святым ликом. Ждать чуда от молитвы, произнесенной подле иконы один раз, не нужно. Дорога к исцелению терниста, она предполагает духовный рост, укрепление своей связи с божественными силами, на что требуется время. Каждый раз, возвращаясь в храм, к образу Богородицы, Вы будете чувствовать, как Ваше тело наполняют силы, а сердце благодать. Без того и другого лечение онкологии невозможно.

Как помочь дорогому человеку

Человеку, который столкнулся с раком сложно, но мало кто думает о его родных, которым приходится порой еще сложнее. Им остается наблюдать за тем, как близкого человека покидают силы, а иногда и вера. Но опускать руки нельзя. Больному важно оказывать всяческую поддержку, в том числе и молитвенную. Вот почему в храме родне того, кто борется с онкологией, рекомендуют заказывать акафист Всецарице от рака.

Читайте также:
Житие преподобной Матроны Московской - полное жизнеописание святой, даты рождения и смерти

Эту хвалебную песню, обращенную к Господу, будут исполнять люди, близкие к Отцу нашему. Акафист дополнительно наполнится пожеланиями выздоровления больному. Подкреплять его нужно личными молитвами о страждущем. Пройдет какое-то время и, глядя на сраженного сложной болезнью человека, Вы поймете, что все старания были не напрасны.

Задача эта, конечно же, непростая, но справится с ней тому, кто верит в Бога и следует за ним, под силу. Не торопитесь просить что-то у Всевышнего. Прежде всего, поблагодарите его за то, что у Вас уже есть. И даже за болезнь можно сказать «Спасибо», ведь для многих только через нее реализуется спасение души. После благодарственных строчек приступайте к прочтению молитвослова, стараясь вдумываться в каждое слово.

Как искать помощь в душе?

Духовный рост предполагает не только регулярное чтение молитвословов. Больному придется изменить свое отношение к жизни. Начать нужно с малого, например, спросить себя, когда в последний раз Вы радовались солнцу, цветам, птицам? Кто-то скажет, что все это глупости и пустая трата времени, особенно, когда речь идет о борьбе с онкологией.

Но это не так. Задавая себе такие вопросы, верующий вспоминает простую истину, все то хорошее, что есть в этом мире, создано Господом. Дары эти даны человеку для его радости, для услады глаз, ушей, сердца и разума. Все земные блага нельзя принимать как должное. Изменив свое отношение к ним, Вы измените себя.



Чудеса

При жизни святой Нектарий стал известен среди множества людей благодаря чудесам, сопровождавшим его. Существует предание, что при проведении литургии, во время молитвы, многие его современники видели, как Нектарий буквально парил над землей.

На острове Эгине с жизнью святого связана легенда о том, что с его появлением в этом месте прекратились, наконец, разбойничьи нападения, много лет мучающие людей.

Важно! Первые чудеса, связанные с именем святого Нектария Эгинского, случились менее чем через сутки после его смерти. Тело умершего стало благоухать, а часть одежды, которую с умершего случайно переложили на соседа по палате, ведь Нектарий принял смерть в больнице, исцелила тяжелобольного.

Почему Господь посылает человеку недуг

На то чтобы ответить себе на вопрос «Почему я?» или «За что?», онкобольные редко находят время. Когда каждая секунда на вес золота, люди, столкнувшиеся с раком, бегут к врачам, в монастырь, бегут туда, где им могут предложить помощь. Но просить помощи, не разобравшись с причиной возникшей проблемы, нет смысла. Эту причину верующий должен найти и осознать. В этом и помогает молитва на исцеление.

Готовьтесь к откровенному разговору с Богом, в котором придется поднять тему самого сокровенного. Стремясь к исцелению, человек стремится к жизни счастливой, радостной. Но возможно ли достичь таковой, если больной не знает, что стало причиной его болезни душевной и, как результат, телесной? Отчаиваться нельзя, ищите ответы на важные вопросы в молитве, и Вы обязательно их найдете, а вместе с тем Вам откроется и глубина любви Божьей.

Почитание

Святого Нектария Эгинского почитают главным образом, как помощника в борьбе с тяжелыми, порою смертельными недугами, об этом свидетельствуют и множественные чудеса им творимые как при жизни, так и после. Часто обращаются в молитвах к святому больные онкологическими заболеваниями.


Икона святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольского

Святой помогает освободиться от одержимости, хотя в современном мире с просьбой о такой помощи к нему обращаются довольно редко. Люди, имеющие серьезные финансовые затруднения также обращаются с молитвой к Нектарию.

Важно! В Греции, равно как и в России, праведник Нектарий славен своими чудесами, на его родине сохранилась такая поговорка: «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария».

Канонизация

Нектарий Эгинский был причислен к лику святых в апреле 1961 года указом патриархии города Константинополя. Стоит заметить, что перед канонизацией святой был оправдан от той клеветы, что очернила его доброе имя при жизни.

Дни памяти

Памяти чудотворца Нектария посвящены сразу три даты:

  • 22 ноября — день смерти святого;
  • 22 июня — обретение святых мощей;
  • 3 сентября — перенесение мощей в Свято-Троицкую обитель.

В России в эти же дни в храмах читаются молитвы святому Нектарию.

Летом 1961 года были найдены святые мощи Нектария, которые по большому счету оказалась истлевшими, однако, решение сохранить их в Свято-Троицком монастыре, находящемся на острове Эгине, было принято в этот же момент. Известно, что при перенесении мощей, цветы, возложенные на мощи святого, не увядали несколько дней.


Монастырь Святого Нектария на острове Эгина, Греция

Молитва Нектарию Эгинскому

О Святителю Нектарие, отче Богомудрый! Приими, блюстителю веры православныя, исповедание устен людей христоименитых, собранных днесь в храме благодатию Божиею, в тебе живущею. Весть бо достиже до предел Российских, яко ты, великий во святых угодниче Христов, во всех концех вселенныя призывающим имя твое являешися и от раковыя болезни исцеление даруеши.

Слышахом об иерее, тебе тезоименитом и храм во имя твое созидавшем, со скорбными великими. Раковою убо язвою грудною поражен бе, крови на всяк день точащейся, и страждаше лютее; дела же своего святаго не оставляше. Внезапну ты, святителю многомилостиве, с небес сшед, ему во храме предстал еси в видимом образе.

Он же, непщуя тя собрата, едина от смертных бытии, прошаше молитв твоих и рече: «Боляй есмь вельми, обаче хощу святый олтарь наздати, да поне единожды святую литургию вкупе с прихожаны совершу; послеже и умерети готов есмь, смерть бо мя не страшит.»

Ты же , отче, безплотен сый, слезами лице свое орошаше! И объем страдальца, лобызаше и, глаголя: «Не тужи, чадо мое, яко, болезнею испытан, здрав будеши. Вси убо о чудеси сем ведати имут». Он же, исцелен быв, абие разуме, с кем беседовавшее, тебе невидиму бывшу. О, великий угодниче Христов Нектарие! Храм оный свершен есть ныне и чудеса твои, аки море преизливающееся, умножишася!

Мы же познахом, яко молитве праведника должно поспешествуемой бытии усердием нашим к службе Божией и решимостию за Христа умирати, да здравии обрящемся. Молят тя, отче праведный, болящая чада твоя: да свершается с нами воля Божия, благая, угодная и совершенная, не хотящи смерти грешнику, но еже обратитися и живу бытии ему. Ты же, провозвестниче воли Божией, исцели ны благодатным явлением своим , да велик будет Бог на небеси и на земле во веки веков! Аминь.

Читайте также:
Никодим Святогорец: житие святого, книги и учения преподобного

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Житие Нектария Эгинского

Имя Святого Нектария Эгинского стало известно в нашей стране лишь в XXI веке. Сегодня у икон праведника читают молитвы, прося о помощи в различных житейских трудностях, у святых мощей его собираются очереди в надежде на исцеление. В жизни Святого Нектария, как и судьбе многих праведников земли русской, достаточно было клеветы, унижений и испытаний, но выстояв среди всего этого, он остался верен Богу.

Житие святого

Судьба святителя Нектария Эгинского один из ярчайших примеров расположения и веления Господа в житийной литературе. Этот святой, находясь в юношеском возрасте, написал письмо ни кому-нибудь, а самому Господу Богу, жалуясь на нищету и тяготы жизни, и, что самое интересное, послание это, еще не дойдя до почты, в руках истинно верующего обрело силу.

Этот случай подарил возможность тогда еще мальчику получить образование в одном из известных афинских университетов, а впоследствии основать женский монастырь.

Детство и взросление

Праведник Нектарий Эгинский родился в 1846 году, в селе, расположенном неподалеку от Константинополя. При рождении наречен именем Анастасий и был он не единственным ребенком в этой большой и довольно бедной семье, где родители отличались сильной верою в Бога. Стесненный жизненными обстоятельствами, мальчик смог окончить лишь начальную школу, что не мешало ему исправно читать Евангелие и непрестанно молиться как дома, так и в храме.

Понимая, что необходимо работать и поддерживать родителей, Анастасий решает отправиться в Константинополь, где тогда было многим проще устроиться на работу. Здесь он сначала пошел работать на фабрику, чтобы иметь возможность оплачивать дальнейшую учебу и жилище, а после по молитвам своим получает возможность работать в храме смотрителем.

Интересно! В Константинополе Анастасий получил возможность работать учителем и следует заметить, что преподавательская деятельность пришлась ему по душе.

Духовная жизнь

Условно говоря, духовная жизнь Нектария, с детских лет почитавшего превыше всего имя Господа, началась с того момента, когда он еще более утвердился в своем предназначении. Случилось это во время его жизни и работы в Константинополе, откуда спустя некоторое время будущий святой праведник, устав от жизни в столице, решает перебраться на остров Хиос, где также мечтает продолжить учительствовать и, кроме того, рассказывать детям и их родителям о Господе.

На острове Анастасию удается собрать детский хор, который часто стали приглашать петь на церковных службах. Однажды, в очередной раз отправившись навестить родителей, Анастасий попал в сильный шторм, который утих лишь тогда, когда путешественник принялся молиться.

Это случай еще больше убедил Анастасия посвятить жизнь служению Богу и вскоре он поступает послушником в монастырь Нео Мони, где принимает постриг с именем Нектарий. Отличившись особым усердием в божием деле, Нектарий сначала по ходатайству одного из благотворителей монастыря поступает в Афинский университет на факультет богословия.

Окончив его, Нектарий довольно быстро становится сначала секретарем Патриарха, затем его представителем, а после — епископом в Каире. К несчастью, не обошли жизнь Нектария интриги и клевета, распространяемые о нем другими священниками и сотрудниками епархиального ведомства. Потому Патриарх, некогда назначивший его епископом, вдруг поменял свое мнение и принял решение отстранить Нектария от данного ему церковного сана и отправить его из Египта.

Ни письма Патриарху полюбившей епископа Нектария паствы, ни каждодневные молитвы не смогли оставить святого послушника в Каире. Лишь по ходатайству самого мэра Афин Нектария решено было назначить простым проповедником при храме, сам же бывший епископ именовал себя не иначе как «епископом путешествующим».

Статьи о православии:

Основание женского монастыря

Вскоре о тяготах судьбы Нектария прослышала королева Греции — Ольга, дальняя родственница российского царя Николая II, именно она, став духовной дочерью святого Нектария, назначила его главным в школе духовников.

Интересно! Сам же Нектарий, не останавливаясь на достигнутом, решил создать женский монастырь на одном из покинутых греческих островов, на котором также имелась полуразрушенная обитель. Остров назывался Эгина, потому святого Нектария после канонизации также стали звать Эгинский.

До конца своих дней прожил святитель Нектарий в обители, не уклоняясь от самого тяжелого труда. Здесь же, вдали от шумной жизни, обрел он покой 22 ноября 1920 года, дожив до 74 лет. Смерть его, равно как и жизнь, говорила лишь о праведности, ведь святой праведник ушел от мира, приняв причастие, в день памяти Михаила Архангела.

Чудеса

При жизни святой Нектарий стал известен среди множества людей благодаря чудесам, сопровождавшим его. Существует предание, что при проведении литургии, во время молитвы, многие его современники видели, как Нектарий буквально парил над землей.

На острове Эгине с жизнью святого связана легенда о том, что с его появлением в этом месте прекратились, наконец, разбойничьи нападения, много лет мучающие людей.

Важно! Первые чудеса, связанные с именем святого Нектария Эгинского, случились менее чем через сутки после его смерти. Тело умершего стало благоухать, а часть одежды, которую с умершего случайно переложили на соседа по палате, ведь Нектарий принял смерть в больнице, исцелила тяжелобольного.

Почитание

Святого Нектария Эгинского почитают главным образом, как помощника в борьбе с тяжелыми, порою смертельными недугами, об этом свидетельствуют и множественные чудеса им творимые как при жизни, так и после. Часто обращаются в молитвах к святому больные онкологическими заболеваниями.

Святой помогает освободиться от одержимости, хотя в современном мире с просьбой о такой помощи к нему обращаются довольно редко. Люди, имеющие серьезные финансовые затруднения также обращаются с молитвой к Нектарию.

Важно! В Греции, равно как и в России, праведник Нектарий славен своими чудесами, на его родине сохранилась такая поговорка: «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария».

Канонизация

Нектарий Эгинский был причислен к лику святых в апреле 1961 года указом патриархии города Константинополя. Стоит заметить, что перед канонизацией святой был оправдан от той клеветы, что очернила его доброе имя при жизни.

Дни памяти

Памяти чудотворца Нектария посвящены сразу три даты:

  • 22 ноября — день смерти святого;
  • 22 июня — обретение святых мощей;
  • 3 сентября — перенесение мощей в Свято-Троицкую обитель.

В России в эти же дни в храмах читаются молитвы святому Нектарию.

Мощи

Летом 1961 года были найдены святые мощи Нектария, которые по большому счету оказалась истлевшими, однако, решение сохранить их в Свято-Троицком монастыре, находящемся на острове Эгине, было принято в этот же момент. Известно, что при перенесении мощей, цветы, возложенные на мощи святого, не увядали несколько дней.

Духовное наследие

Святителю Нектарию принадлежат многие труды, особо ценные в православном богословии:

  • «О единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви»;
  • «О царствии Божии или Церкви»;
  • «Дело Церкви»;
  • «Достоверность и авторитет Церкви».
Читайте также:
Житие чудотворца Спиридона Тримифунтского - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Кроме того, известны и множественные сохранившиеся поучения Святого Нектария, обращенные ко всему человечеству, одно из них не только является своеобразным итогом жизни этого человека, но и наставлением каждому из нас: «Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это».

Святой Нектарий создал один из самых известных в Греции церковных гимнов к Деве Марии — «Святая Дева, радуйся». Считается, что текст этого гимна пропели святому ангелы, явившиеся вместе с Богоматерью в его обитель во время молитвы.

Церковь чтит память святителя Нектария, Эгинского чудотворца

Нектарий Эгинский

1 октября 1846 года в селе Силиврия, в восточной Фракии, у Димоса и Василики Кефалас родился пятый ребенок. При крещении мальчик получил имя Анастасий. Благочестивые родители воспитывали своих детей в любви к Богу: с ранних лет обучали детей молитвенным песнопениям, читали им духовную литературу. Анастасию больше всего нравился 50-й псалом, он любил многократно повторять слова: «Научу беззаконные путем Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся».

Святитель Нектарий Эгинский

Анастасий мечтал получить христианское образование, но, закончив начальную школу, вынужден был оставаться в родном селе, так как в семье не было денег, чтобы послать его на учебу в город. Когда Анастасию исполнилось четырнадцать лет, он упросил капитана судна следовавшего в Константинополь взять его с собой…

В Константинополе юноше удалось устроиться на работу в табачный магазин. Здесь Анастасий, верный своей мечте — духовно помогать ближнему, начал писать на кисетах и обертках табачных изделий изречения святых отцов. На мизерную зарплату не возможно было полноценно питаться, а о покупке одежды не могло быть и речи. Анастасий, чтобы не впасть в уныние, непрестанно молился. Когда одежда и обувь износились, он решил обратиться с просьбой о помощи к самому Господу. Рассказав в письме о своем бедственном положении, он написал на конверте следующий адрес: «Господу Иисусу Христу на Небеса». По дороге на почту, он встретил хозяина соседнего магазина, который, пожалев босого юношу, предложил отнести его письмо. Анастасий с радостью вручил ему свое послание. Изумленный торговец, увидев необычный адрес на конверте, решил вскрыть письмо, а, прочитав его, сразу же послал на имя Анастасия деньги. Вскоре Анастасию удалось устроиться на работу смотрителя в школе при подворье храма Гроба Господня. Здесь ему удалось продолжить свое образование.

Вскоре Анастасий получил место учителя в селе Лифи на острове Хиос. Семь лет Анастасий не только преподавал, но и проповедовал «слово Божие». В 1876 году Анастасий становится насельником монастыря Нео Мони (Нового Монастыря). 7 ноября 1876 года Анастасий был пострижен в монашество с именем Лазарь. 15 января 1877 года митрополит Хиосский Григорий рукоположил Лазаря в сан диакона, с новым именем Нектарий. Молодой дьякон по-прежнему мечтал учиться, в своих ежедневных молитвах он просил Господа предоставить ему эту возможность.

По промыслу Божиему, один благочестивый богатый христианин предложил молодому монаху Нектарию оплатить дорогу и обучение. С 1882 года по 1885 год дьякон Нектарий учится на богословском факультете Афинского университета. После завершения образования, по рекомендации своего благодетеля, он переезжает в Александрию. 23 марта 1886 года дьякона Нектария рукополагают во священника. Отец Нектарий получает назначение в Свято-Никольский храм г. Каира. В этом же храме вскоре его возводят в сан архимандрита, а спустя некоторое время Патриарх принимает решение о присвоении ему титула Верховного Архимандрита Александрийской церкви.

15 января 1889 года Верховный Архимандрит Нектарий рукополагается во архиерея и назначается митрополитом Пентапольской митрополии. В те годы Владыка Нектарий писал: «Сан не возвышает своего обладателя, одна лишь добродетель обладает силой возвышения». Он по-прежнему стремится стяжать любовь и смирение. Добродетельная жизнь Владыки, его необычайная доброта и простота, вызывали не только любовь и уважение верующих. Влиятельные люди патриаршего двора опасались, что всеобщая любовь к святителю приведет его в число претендентов на место Святейшего Патриарха Александрийского. Они оклеветали святителя. По своему глубочайшему смирению праведник даже не попытался оправдаться.

«Добрая совесть — это самое великое из всех благ. Она — цена душевного мира и сердечного покоя», — говорил он в своих проповедях, покидая свою кафедру навсегда. Митрополит Пентапольский был уволен в отставку и должен был покинуть египетскую землю.

Вернувшись в Афины, Владыка Нектарий семь месяцев живет в страшных лишениях. Тщетно он ходит по инстанциям, его нигде не принимают. Мэр города, узнав о бедственном положении, в котором находился Владыка Нектарий, добился для него места проповедника в провинции Эвбея. Слава о необычном проповеднике из провинции скоро дошла до столицы и до греческого королевского дворца. Королева Ольга, познакомившись со старцем, вскоре стала его духовной дочерью. Благодаря королеве Владыка назначается директором Духовной школы имени братьев Ризари в Афинах. С неиссякаемой любовью и терпением относился Нектарий к своим подопечным. Известны случаи, когда за провинность учеников он налагал на себя строгий пост. Однажды служащий школы, занимавшийся уборкой, заболел и очень переживал, что его уволят с работы. Через несколько недель, вернувшись, он обнаружил, что кто-то все это время выполнял его работу. Оказалось, что Владыка сам тайно убирал школу, чтобы никто не заметил отсутствие заболевшего работника.

За свое великое смирение и любовь к людям Владыка Нектарий удостоился даров Святого Духа: прозорливости и дара исцеления.

В числе многочисленных духовных чад возле Владыки собрались несколько девушек, желающих посвятить себя монашеской жизни. В 1904 году Владыка Нектарий основал женский монастырь на острове Эгина. На собственные средства ему удалось купить небольшой участок земли, на котором находился заброшенный, полуразрушенный монастырь.

Некоторое время старец Нектарий одновременно руководил школой и монастырем, но вскоре он уходит из школы, и переселяется на остров Эгина. Двенадцать последних лет своей жизни он проведет на этом острове, который в скором времени станет местом паломничества для многих верующих. А пока предстояло много работы по восстановлению монастыря… Духовные чада старца рассказывали, что Владыка не гнушался никакой работы: сажал деревья, разбивал цветники, убирал строительный мусор, шил тапочки для монахинь. Он был безгранично милостивым, быстро отзывался на нужды бедных, часто просил монахинь отдать последнюю еду бедным посетителям. По его молитвам на следующий же день в монастырь привозили продукты или денежные пожертвования…

Как-то раз к Владыке за помощью обратилась бедная пожилая женщина. Она рассказала, что на ее оливковое дерево «напали красные мошки», которые уничтожают листья дерева, просила благословить оливу. Владыка осенил дерево крестом, и к всеобщему удивлению присутствующих, «с дерева поднялось облако мошек и улетело».

Читайте также:
Матрона Анемнясевская: житие и мощи, день памяти, в чем помогает святая

Однажды, когда рабочие возили из монастыря известь в деревню, чтобы гасить ее около колодца, вода в колодце кончилась. Сырая известь могла быстро затвердеть, и стала бы не пригодной для работы. Старца известили о случившемся. Владыка сам пришел к колодцу и благословил рабочих закончить работу. К всеобщему удивлению, после ухода Владыки колодец быстро наполнился водой. Работа была успешно закончена.

Духовные чада старца рассказывали, что благодаря молитвам старца Нектария не только обстановка на острове изменилась в лучшую сторону (прекратились разбой и грабежи), но и изменился климат. Крестьяне не раз обращались за молитвенной помощью к старцу во время засухи: по молитве Владыки Нектария благодатный дождь сходил на землю.

По свидетельству монахинь, многие верующие почитали Владыку как святого: верующие рассказывали, что видели как во время молитвы он «весь светился». А одна из монахинь однажды удостоилась увидеть, как Владыка Нектарий преобразился во время молитвы. Она рассказывала, что когда он молился с воздетыми руками, то был «на две пяди поднятым над землей, при этом лицо его совершенно преобразилось — это был лик святого».

Из воспоминаний монахини Евангелины, записанных в 1972 году Манолисом Мелиносом:

«Он был как бесплотный… Имел какую-то особую привлекательность. Весь светился… У него было спокойное лицо. А какую чистоту источал его взгляд! Эти голубые глаза… Казалось, что они говорили с тобой и призывали тебя к Господу… Он был полон любви ко всем, был смиренный, милостивый. Он был человек любящий молчание».

Однажды в монастырь приехали паломники из Канады, они попросили, чтобы старец Нектарий помолился об исцелении парализованного родственника. Владыка пообещал помолиться. Спустя некоторое время в одно из воскресений Владыку увидели в том самом канадском храме, куда привезли больного. Очевидцы рассказывали, что Владыка Нектарий, выйдя из Царских ворот, произнес слова: «Со страхом Божиим и верою приступите!» и позвал больного к причастию. К всеобщему удивлению больной тут же встал и подошел к Владыке. После литургии старец исчез.

Канадец, получивший таким чудесным образом исцеление, сразу же отправился на остров Эгина благодарить Владыку Нектария. Увидев в монастыре старца, он в слезах бросился к его ногам. Старца Нектария отличала не только нескончаемая доброта и любовь к людям и всему живому вокруг него, но и необычайная простота. В монастыре он служил, как простой иерей, а архиерейское облачение всегда висело около иконы Божией Матери. Старец питался очень скромно, основной едой были бобы.

В сентябре 1920 года семидесятилетнего старца отвезли в больницу в Афины. Владыку определили в палату для бедных неизлечимо больных людей. Два месяца врачи пытались облегчить страдания тяжелобольного старца (у него было обнаружено острое воспаление предстательной железы). Владыка мужественно переносил боль. Сохранились свидетельства медицинских работников о том, что бинты, которыми перевязывали старца, источали необычайные аромат.

8 ноября 1920 года Господь призвал к себе душу Владыки Нектария. Когда тело почившего стали переодевать, его рубашку случайно положили на кровать лежащего рядом парализованного больного. Произошло чудо: больной тут же исцелился. Из воспоминаний монахини Нектарии:

«Когда Владыка умер, и его перевезли на Эгину, поехала и я. Гроб сопровождало множество священников его ученики Ризарийской школы, и масса народа. Вся Эгина вышла! Флаги были приспущены. Закрыты магазины, дома… Его несли на руках. Те, кто нес гроб, рассказывали, что потом так благоухала их одежда, что они благоговейно повесили ее в шкафы как святыню и уже больше не надевали… Все мы сестры, около десяти человек находились у гроба и держали коробочку с ватой. Мы постоянно протирали лоб Владыки, бороду и руки — между пальцев. В этих местах проступало, как влага сквозь стенки кувшина, Миро! Так продолжалось три дня и три ночи. Все люди разбирали ваточки. Миро сильно благоухало».

Духовная дочь старца Мария рассказывала, что, провожая старца в последний путь, положила ему в гроб букет незабудок. А когда через пять месяцев, при перезахоронении, открыли гроб, то все были необычайно удивлены, увидев, что не только тело и одежда праведника не подверглась тлению, но и цветы сохранили свою свежесть. Много чудесных исцелений произошло у могилы старца Нектария.

Следует отметить, что жители греческого острова Эгина, по молитвам праведника, были защищены и во время оккупации. После войны бывший немецкий комендант Афин признался, что военные летчики вылетавшие бомбить о. Крит, пролетая мимо острова Эгина, не видели его (и это, не смотря на хорошую видимость, и отсутствие облачности).

5 ноября 1961 года Владыка Нектарий был причислен к лику святых Православной Церкви.

День памяти Святителя Нектария, митрополита Пентапольского, Эгинского чудотворца

Седмица 23-я по Пятидесятнице. Глас 5. Сегодня святая Церковь празднует день памяти святителя Нектария Эгинского.

Первые шаги на пути к монашеству и священству

Святитель Нектарий Эгинский (мирское имя: Анастасий Кефалас) родился в многодетной бедной семье, недалеко от Константинополя, в Селибрии Фракийской, 1 октября 1846 года.

Несмотря на многочисленные трудности материального характера его родители чтили и славили Бога, благодарили Его за ниспосылаемые милости, уповали на Его волю и соблюдали заповеди.

Анастасий был пятым ребёнком у Димоса и Василики Кефалас. Между тем, родительской ласки, любви и внимания хватало на всех. Дети с малолетства приучались к духовной литературе и к молитве, в том числе – к молитвенным песнопениям.

Сам Анастасий, будучи ребёнком, любил слушать проповеди в храме, которые, затем, придя домой, старательно записывал. Кроме того он любил читать Жития святых. Он хотел получить хорошее религиозное образование, но по недостатку средств семья не могла отправить его для учебы в город, и поэтому, окончив начальную школу, он какое-то время продолжал оставаться в селе.

Когда Анастасию было 14 лет, ему удалось упросить капитана корабля, направлявшегося в Константинополь, взять его на борт. Прибыв в Константинополь, он сумел устроиться на работу в табачную лавку. Зарплата была невысокой: денег едва хватало на скудную еду. Анастасий много молился, и это удерживало его от отчаяния.

Однажды, когда и одежда, и обувь пришли в совершенную негодность, он решился написать и отправить послание Самому Христу. Сообщив Искупителю о своих нуждах, на конверте, где надлежало назвать адресата и адрес, он указал: Господу Иисусу Христу на Небеса. Один из торговцев, встретив его по дороге на почту и взглянув на его босые ноги, взялся лично отправить письмо. Но когда, немного спустя, он взглянул на конверт и увидел, Кому именно предназначалось послание, весьма удивился, не удержался и ознакомился с его содержанием. Сжалившись над Анастасием, он от имени Бога сам отправил ему денежные средства.

Читайте также:
Валентин Амфитеатров - жизнь и биография, чудеса и труды, могила на ваганьковском кладбище

Через какое-то время Анастасий трудоустроился при подворье Храма гроба Господня, на должность смотрителя в школе. Здесь он смог продолжить своё обучение.

В 1866 году он решил посетить своих родных. Во время путешествия на корабле порыв сильного штормового ветра надломил мачту и едва её не сломал. В продолжении шторма Анастасий усердно молился Богу о спасении. Путешествие закончилось благополучно.

Некоторое время спустя Анастасий получил место школьного учителя в селе Лифи, располагавшемся на острове Хиос. Он проработал там несколько лет, сочетая учительство с Евангельской проповедью. За время пребывания на острове он сформировал из учеников неплохой хор, с которым, затем, пел в местном храме.

В этот период он всё больше склонялся к мысли о монашестве.

Монашеская жизнь

В 1875 году Промыслом Божьим Анастасий поступил в обитель Нео Мони. Пройдя испытание и искус, был пострижен во иноческий образ, получил новое имя: Лазарь. Какое-то время исполнял, в рамках монастырского послушания, обязанности секретаря.

В 1877 году Лазарь был пострижен в мантию с именем Нектарий и возведен в сан иеродиакона.

Вскоре, содействием одного состоятельного благодетеля, отец Нектарий познакомился с Патриархом Александрийским, а затем, с его благословения, поступил в Афинский университет на богословский факультет. Он успешно окончил его в 1885 году.

Жизнь в Александрии

После окончания факультета отец Нектарий отправился в Александрию. Труд и молитва способствовали его духовному восхождению; близость же к Александрийскому Патриарху – восхождению по иерархической лестнице.

В марте 1886 года Нектарий был рукоположен во священника и определен на служение в собор святого Саввы. Через несколько месяцев удостоился возведения в звание архимандрита.

Какое-то время он трудился в Патриаршем Секретариате, а затем был назначен на место представителя Патриарха в Каире.

Епископское служение

В январе 1889 года отец Нектарий, будучи избранным из числа нескольких кандидатов, удостоился посвящения во епископа Пентапольского.

Как это часто случается в жизни, возвышение Нектария встретило со стороны ряда его оппонентов активное сопротивление.

Кому-то казалось, что благодаря использованию связей он слишком резво строит свою карьеру, кто-то считал, что на его месте должен был быть именно он, кто-то просто завидовал. Так или иначе, но против епископа Нектария стали интриговать. Не брезговали даже и клеветой. Патриарх Софроний был к тому времени стар, и ему было трудно справляться с наплывом бесконечных обвинений, организованных в отношении его подопечного.

В конце концов, в 1890 году епископ Нектарий был освобожден от занимаемой должности и удален со своей кафедры.

В качестве уступки ему дозволялось жить на прежней квартире, разделять общую священническую трапезу, совершать требы, однако запрещалось без специального разрешения посещать города, находившиеся под окормлением Патриарха.

Опала

В скором времени, согласно очередному распоряжению сверху, святитель всё же покинул Египет, приняв изгнание со смирением.

Перед самым отъездом он получил отрадное письменное обращение, под которым стояли подписи более чем девятисот верующих. Они с благодарностью отзывались о его деятельности на митрополичьей кафедре, горячо сожалели о случившемся и просили поминать их, грешных, в молитвах.

Деятельность в Афинах

Первое время по приезде святителя в Афины, к нему, как к опальному священнослужителю, да к тому же и не имевшему греческого гражданства, относились с большой настороженностью, если не сказать большего. По этой причине он не только не мог найти для себя надлежащего применения, но часто – и хлеба насущного.

После многократных попыток достучаться, если не до сердца, то хотя бы до двери служебного кабинета министра по делам религии, тот всё-таки обратил на это дело внимание и сделал соответствующий запрос в греческое консульство в Каире. Ответ заключал положительный отзыв о святителе, в тоже время свидетельствовал о нём как о жертве интриг.

В свою очередь сам святитель Нектарий, до того предпочитавший отмалчиваться и не искать публичных оправданий, написал Патриарху и разъяснил ему своё видение ситуации.

В конце концов, при личном вмешательстве мэра, узнавшего об этой истории, он сумел обрести для себя место проповедника.

Правда, первое время и на этом месте он встречал недоброжелательно настроенных к нему людей: сказывалось влияние слухов, формировавшихся на основе всё той же клеветы. Святитель даже подумывал отказаться от должности: так высоко было выказываемое ему недоверие. Но в дальнейшем, помощью Божьей, положение изменилось. Народ увидел в нём ревностного и добродетельного служителя. И это живое, сердечное впечатление граждан уже не могло быть испорчено ложными сплетнями.

Вскоре молва о благочестивом проповеднике получила широкое распространение и дошла до ушей власть имущих людей. Как результат, ему доверили возглавить богословскую школу, находившуюся в центре Афин.

К тому времени как владыка Нектарий возглавил это учебное заведение, оно пребывало в состоянии упадка. Хорошие организаторские качества, наличие творческой инициативы, высокое чувство ответственности святителя позволили переломить ситуацию к лучшему, повысить общий уровень дисциплины, наладить учебный процесс.

Попытка возобновления отношений с Александрийской Церковью

В 1899 году, по смерти Александрийского Патриарха Софрония, владыка Нектарий предпринял попытку урегулирования давнего вопроса. В Греции его принимали за временного епископа, тогда как Православные Египта готовы были видеть его на месте почившего Софрония. Сам Нектарий не стремился занять осиротевшую кафедру, но хотел ясности в определении своего канонического статуса.

Когда в 1902 году на Александрийский Патриарший Престол взошёл Фотий, святитель Нектарий обратился к нему с посланием, выражая надежду на содействие в разрешении давнего вопроса. Но Патриарх Фотий ему так и не ответил. Тогда святитель обратился к Константинопольскому Патриарху Иоакиму, прося его рассудить дело. Но и это не помогло.

Эгинская обитель

В 1904 году святитель прибыл на Эгину. К этому времени под его пастырским руководством было несколько девушек, желавших принять монашество, однако не хотевших выходить из-под его духовного окормления. И святитель желал подобрать место для организации монашеской общины.

В Ксантосе, недалеко от Эгинского порта, он обнаружил древние монастырские руины, где, по преданию, подвизалась святая Анастасия Эгинская. Помимо руин он обнаружил там одинокую набожную старушку, которая присматривала за храмом и которая сообщила ему, что перед тем видела его во сне как восстановителя обители.

На средства благотворителей, к которым он, конечно, добавил и свои скудные сбережения, владыка Нектарий выкупил развалины, восстановил церковь, отстроил обитель, посвятил её Пресвятой Троице. Строительство длилось несколько лет и завершилось в 1914 году.

Оставаясь в Афинах, и продолжая руководить богословской школой, святитель Нектарий постоянно переписывался со своими духовными чадами, послушницами монастыря. Кроме того он заботился и об их повседневных нуждах, помогая, чем мог.

Читайте также:
Житие великомученицы Екатерины - описание и история жизни, чудеса, праздники и дни памяти святой

В 1908 он окончательно переселился в Эгинский монастырь. После подачи в отставку владыка был освобожден от обязанностей руководителя школой в Афинах и ему была назначена месячная пенсия в размере трехсот драхм.

С этого времени он проводил для послушниц и инокинь регулярные занятия по Догматике, Аскетике, Этике. По мере необходимости отвечал на их частные вопросы, утешал, вдохновлял, духовно укреплял.

Под конец жизни святитель Нектарий страдал от болезни. Когда его доставили в больницу, он был положен в более чем скромную палату среди бедняков. Последние дни земной жизни он много страдал, но при этом благодарил Бога. Его смерть наступила 8 ноября 1920 года.

Тропарь святителю Нектарию Эгинскому, глас 4

Преподобнически пожив, яко мудрый иерарх,/ прославил еси Господа/ добродетельным житием, Нектарие преподобне./ Темже, Утешителя прославлен силою,/ Божественными мощми твоими,/ демоны отгониши и болящия исцеляеши,// верою приходящия ти.

Силиврии отрасль и Эгины хранителя, в последняя лета явльшагося, добродетели друга искренняго, Нектария почтим, вернии, яко божественнаго служителя Христова: точит бо цельбы многоразличныя благочестно вопиющим: слава Прославльшему тя Христу, слава Давшему ти чудес благодать, слава Действующему тобою всем исцеления.

Божественный гром, труба духовная, веры насадителю и отсекателю ересей, Троицы угодниче, великий святителю Нектарие, со Ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас.

Молитва святителю Нектарию, Эгинскому чудотворцу

О, Святителю Нектарие, отче Богомудрый! Приими, блюстителю веры православныя, исповедание устен людей христоименитых, собранных днесь в храме благодатию Божиею, в тебе живущею. Весть бо достиже до предел Российских, яко ты, великий во святых угодниче Христов, во всех концех вселенныя призывающим имя твое являешися и от раковыя болезни исцеление даруеши.

Слышахом об иерее, тебе тезоименитом и храм во имя твое созидавшем, со скорбьми велиими. Раковою убо язвою грудною поражен бе, крови на всяк день точащейся, и страждаше люте; дела же своего святаго не оставляше.

Внезапу ты, Святителю многомилостиве, с небесе сшед, ему во храме предстал еси в видимом образе. Он же, непщуя тя собрата, едина от смертных быти, прошаше молитв твоих и рече: «Боляй есмь вельми, обаче хощу святый олтарь наздати, да поне единожды святую литургию вкупе с прихожаны совершу; послежде н умрети готов есмь, смерть бо мя не страшит».

Ты же, отче, безплотен сый, слезами лице свое орошаше! и объем страдальца, лобызаше и, глаголя: «Не тужи, чадо мое, яко, болезнию испытан, здрав будеши. Вси убо о чудеси сем ведати имут». Он же, исцелен быв, асбие разуме, с кем беседоваше, тебе невидиму бывшу. О, великий угодниче Христов Нектарие! Храм оный свершен есть ныне и чудеса твои, аки море преизливающееся, умножишася! Мы же познахом, яко молитве праведника должно поспешествуемой быти усердием нашим к службе Божией и решимостию за Христа умирати, да здрави обрящемся. Молят тя, отче праведный, болящая чада твоя: да свершается с нами воля Божия, благая, угодная и совершенная, не хотящи смерти грешнику, но еже обратитися и живу быти ему.

Ты же, провозвестниче воли Божией, исцели ны благодатным явлением своим, да велик будет Бог на небеси и на земли во веки веков! Аминь.

Дни памяти: 9(22) ноября , 9(22) июня , 21 августа (3 сентября) (Перенесение мощей)

Житие святого отца Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской

Василий Великий — вселенский святитель и учитель. Именовать святого «Великим» стали за его неутомимую и огромную работу во благо Православной Церкви. В борьбе за чистоту веры, житие святого Василия Великого воссоединило в себе воедино философию, богословие и монашеское подвижничество.

Житие святителя Василия

Василий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской. Его родители слыли знатными людьми, ревнителями христианства, Его предки (дед и бабушка) пострадали за веру во времена язычника Диоклетиана, а родной дядя служил в чине епископа. Отец мальчика был законоведом, он мечтал, чтобы наследник пошел по его стопам.

Под руководством родителей и высокообразованной бабки Макрины, парень получил первые знания. А после он отправился в Константинополь и Афины, где получил блестящее образование. Юноша в совершенстве изучил множество наук.

В это же время в Афинах также проходил обучение Григорий Богослов. Молодые люди подружились и их духовная близость протекла через всю жизнь.

Начало служения

В 357 году Василий возвратился в Кесарию и стал преподавать риторику. Но он мечтал о духовной жизни, и бросив учительство, он отправился в путешествие по странам, в коих процветало подвижничество.

В Египте святой изучал богословские науки у архимандрита Порфирия, здесь же он обучался подвигу постничества, посещал подвижников православия. Затем он отправился в Иерусалим на поклонение святым местам земной жизни Иисуса Христа, посетил Антиохию, там и был посвящен в сан диакона.

В Кесарии, ведя строгую монашескую жизнь, Василий был возведен в пресвитерский ранг. Находясь в высоком чине, он так же заботился о нуждах вверенной ему паствы, ревностно проповедовал, чем заслужил любовь и уважение христиан.

Но один из епископов по имени Евсевий стал из-за зависти высказывать свое недовольство Василию. На что тот, дабы избежать возникновения смуты, отправился в Понтийскую пустыню. Он проживал рядом с монастырем, который основала его мать и старшая сестра.

Важно! Здесь же вместе с любимым другом Григорием они составили иноческие правила и уставы, которые вскоре были приняты православными обителями.

Дар Всевышнего

Вскоре Собор епископов избрал Василия на Кесарийскую кафедру, где тот явил себя яростным и ревностным защитником христианского вероисповедания. Он составил книги о Божестве Святого Духа и его единении с Сыном и Отцом в Святой Троице.

Труды и подвиги Василия стяжали дня него у Всевышнего дар чудотворений и прозорливости. Однажды святой получил откровение с Небес о смерти Юлиана Отступника, императора, который всеми силами пытался утвердить язычество и поклонение несуществующим божкам.

Он умер от удара копьем на Персидской войне.

Император Валент отдал здание православной церкви в Никее людям — приверженцам арианской ереси. Василий предложил ему прибегнуть к Божиему судилищу: храм перешел бы той стороне, по чьей мольбе отворятся ее запечатанные двери.

Ариане молились круглосуточно 3 дня. Но их попытки оказались тщетны. Но когда к храму приблизился Василий со священниками и прихожанами, двери открылись после первой же молитвы подвижника.

Святость Василия была засвидетельствована Творцом еще при его земной жизни. Однажды, во время богослужения, к собранию прихожан присоединился один еврей. Он мечтал изучить состав Святых Таин. Обманув верующих, он прикинулся православным и увидел, что пресвитер Василий удерживает в руках и раздробляет на мелкие частички младенца.

Читайте также:
Дмитрий Донской: житие и биография князя, деятельность и княжество, дни памяти

Когда пришло время Причастия, к Чаше подошел и еврей, приняв частицу Святых Даров. Он увидел в своих руках настоящую Плоть, а приступив к Чаше, созерцал Кровь. Остаток причастия он отнес жене домой, поведав о том, что узрел воочию своими глазами в церкви. Еврей уверовал, что Причастие — самое главное Таинство в жизни христиан.

На следующее утро он пошел к клирику, признался в обмане и увиденном чуде, умолил удостоить его и домочадцев Таинства Святого Крещения. Василий с радостью возблагодарил Отца Небесного и тут же окрестил еврея с его семейством.

О святости Василия дошли слухи до Ефрема Сирина, проживавшего в то время в пустыне. Преподобный стал умолять Творца о том, чтобы Он показал ему святителя. И вот однажды свершилось чудо: Ефрем лицезрел огромный столп огня, вершина которого доходила до самых небес. Великий и громогласный глас возвестил: «Ефрем, видишь этот огненный столп? Таков и есть Василий!».

Читайте о святом:

Чудеса исцеления

Богоносец по молитвам к Всевышнему исцелил множество народа. Его сила моления творила великие чудеса. Он мог испросить прощения и благости даже для самого отчаянного грешника, пришедшего к покаянию.

Например, одна знатная дама, будучи отъявленной блудницей, постыдилась вслух исповедать Василию свои грехи. Она их написала на листе бумаги и, запечатав лист в конверт, отдала клирику. Святитель целую ночь умолял Бога о спасении ее души, а на утро отдал женщине ее письмо в нераспечатанном виде.

Все грехи ее оказались изглаженными, кроме одного. Святитель посоветовал ей отправиться в пустыню к Ефрему Сирину. Но тот, при всем уважении к Василию, отправил блудницу обратно, указав, что только Василий Великий силой своей молитвы способен испросить на Небесах полное прощения для нее.

По возвращении в Кесарию дама встретила похоронную процессию с гробом Василия Великого. Бывшая грешница в слезах бросилась на землю и бросила на гроб Василия свой «список грехов». Один из клириков, сопровождающих шествие, не понял сути происходящего и взял «послание», дабы выяснить ситуацию и помочь женщине. Развернув его, он узрел лишь чистый лист.

Тем самым святой Василий искупил последний ее грех посмертно.

Обычно во время Божественной Литургии Василий возносил Святые Дары, и златой голубь, висевший над престолом, сотрясался трижды. Но однажды привычного знамения, указующего на сошествие Святого Духа, не случилось.

Пресвитер не мог объяснить причину и долго размышлял над случившимся. И тут он заметил, что диакон, удерживающий рипиду, вожделенно смотрит на женщину-прихожанку. Ему было велено немедленно отойти от жертвенника, и назначена епитимия: находиться в посте и молитве 7 дней без отдыха и сна, из своего имения раздавать нуждающимся милостыню.

С того момента клирик благословил устроить перед алтарем плотную занавесь, дабы никакая из дам не могла и краем глаза заглянуть в алтарь во время совершения богослужения. Непослушных же Василий повелел выдворять из церкви и отлучать от Святого Причастия.

Окончание земного пути

Даже на смертном одре святитель творил чудеса. Он успел обернуть к вере православной своего лекаря иудея по имени Иосиф. Врач поспорил со святым о том, что если больной доживет до утра, то он уверует во Христа и примет Святое Крещение. Василий молитвенно испросил у Бога отсрочки своей кончины. К удивлению лекаря, Василий не умер ночью, а даже встал с постели и пошел в церковь, где и совершил Таинство Крещения над лекарем Иосифом.

Ему хватило сил отслужить Божественную Литургию, причастить новообращенного, проститься с прихожанами. Затем в стенах родного храма он спокойно отошел ко Господу.

На прощание с Василием Великим собралось множество людей разного вероисповедания, от православных до язычников, иудеев.

Святые мощи

Среди верующего православного люда Василий Великий почитается наравне с Николаем Чудотворцем.

По кончине святителя, его тело было погребено в гробнице, рядом с останками предшественников по Кесарийской кафедре. Его гробница стала местом поклонения как христиан, так и мусульман, почитавших его как шейха.

Важно! В честь его имени было освящено множество храмов и часовен в Каппадокии.

Честная глава святителя Василия покоится на горе Афон в Великой Лавре. Его епитрахиль хранится в обители святого Василия в Константинополе. Рука подвижника хранится в церкви святого Георгия Греческого в Венеции, а часть его руки положена в Греции в Большом Метеорском монастыре.

Десница (правая рука) покоится в Иерусалиме в алтаре церкви Воскресения Христова.

Помощь святителя

Молитва святому Василию защищает людей от гонений вражиих и искушений. Он спасает от сомнений и страхов, пособствует обретению внутреннего душевного равновесия.

  • помогает исцелиться от недугов, порой даже от неизлечимых;
  • помогает изучению различных наук;
  • способствует преодолению трудностей в усвоении знаний;
  • служит опорой в молитве для тех, кто строит новый дом;
  • благоволит открытию нового дела, предприятия;
  • покровительствует земледельцам;
  • дарует щедрые урожаи;
  • придает силы в тяжелой работе.

Еще молитвы в разных жизненных обстоятельствах:

Святитель помогает всем и в любой жизненной ситуации, где требуется его святая помощь.

Важно! Память Василия Великого совершается ежегодно 14 января и 12 февраля.

Краткое житие и нравственно-аскетические труды святителя Василия Великого

Житие святителя Василия

Свт. Василий родился примерно в 330 году в праведной семье. Его предки были истинными христианами, а бабушка Макрина являлась еще и ученицей Григория Чудотворца. И бабушка, и дед святителя во времена гонений претерпевали скорби ради Христа.

Отец Василия занимался адвокатурой, преподавал риторику, а мать была дочерью мученика. Она была благочестивой, почитала девство, но вынуждена была выйти замуж, чтобы избежать домогательств. В этом браке родилось девять детей: четыре сына и пять дочерей.

Детство, юношеские и молодые годы

Один из братьев святителя, Навкратий, умер еще молодым. Брат Григорий стал святителем Нисским, а Петр – епископом. Когда умер отец, мать Василия приняла монашество. По ее примеру поступила и одна из сестер.

Детские годы Василия прошли в Понте, в отцовском поместье. В младенчестве он перенес опасную болезнь и его исцеление являлось чудом. В раннем возрасте большое влияние на формирование взглядов мальчика оказала мать, но особенно – бабушка. Затем образованием сына занялся отец.

Василий получил образование в Кесарии Каппадокийской. Считается, что там произошло его знакомство со свт. Григорием Богословом. Учеба продолжалась в Константинополе. Там Василий встретился с Ливанием, который был известным софистом.

Позже Василий прибыл в Афины. Там он изучал ряд наук, в том числе ораторское искусство, медицину, астрономию. Промыслом Божиим там он снова встретился с Григорием Богословом. Эта встреча укрепила их дружеские отношения. В том же городе Василий встретился с Юлианом, который впоследствии стал правителем – жестоким преследователем церкви.

Читайте также:
Житие святителя Григория Паламы - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Первые шаги на христианском поприще

Пробыв в Афинах около пяти лет, Василий вернулся на родину и начал преподавать риторические науки. В тот период он принял Крещение. Желая познакомиться с жизнью аскета, он поехал странствовать. Побывав в Сирии, Палестине и Египте, он приобщился к подвижническим идеалам.

По возвращении домой Василий раздал нуждающимся все, что имел, себе же сохранил только самые необходимые предметы одежды. Далее с несколькими единомысленными с ним людьми отправился в Понт для уединенной жизни. Там он трудился физически, молился, читал Писание и труды святых отцов, вел аскетический образ жизни. Его пищей был хлеб, а постель заменяла земля. В скором времени к нему присоединился Григорий Богослов.

Его суровый отшельнический образ жизни привлек многих подражателей. Люди приходили, чтобы поселиться рядом, и Василий помогал в устроении религиозно-нравственной жизни общины. Святитель считал, что для монашества лучшим средством станет общежитие, так как в этом случае есть возможность реализовать братскую любовь. Он сформировал для отшельников нравственные правила. Его волновали вопросы догматики, и он, чтобы помочь церкви, покинул свое убежище и в 360 году поехал на собор в Константинополь.

Святой помогал вымолить прощение за особо тяжкие грехи

Служение в сане пресвитера

Приблизительно в 363 году Василия призвал к себе Евсевий Кесарийский и рукоположил его в священнический сан. Изначально Василий был против этого, так как считал себя недостойным, и огорчался, что ему придется оставить жизнь отшельника. В церкви в тот период было много сложностей: ересь, вражда, неправильное поведение священников. На пути пастырского служения святителя ожидало множество трудностей.

Василий был помощником архиепископа и помогал владыке в административных вопросах, боролся за чистоту веры и нравственность людей. Из-за ревности других священников случился раздор. Чтобы не ухудшать сложившуюся ситуацию, Василий вернулся к жизни отшельника, но из-за силы арианства был вынужден вернуться ради церкви. Раздор уладился.

В 368 году случился голод из-за засухи. Благодаря пастырским призывам св. Василия, богатые горожане стали делиться с бедными людьми. Милостыней разошлось и имение матери святителя, которая к тому времени отошла ко Господу.

Видео «Житие Василия Великого»

В этом видеоролике представлено жизнеописание святителя.

Святительская деятельность

В 370 году св. Василий был поставлен на кафедру почившего Евсевия. В то время бушевало арианство, и святитель приложил много усилий для сохранения чистоты православия и борьбы с ересью. Он ставил по местам достойных епископов, помогал бедным и сам по своей воле был одним из самых бедных. С его помощью возводились богадельни. В Кесарии он создал лечебницу и место для приема странников.

Ко Господу свт. Василий отошел в 379 году. Он не дожил несколько лет до Второго Вселенского собора. Вся Кесария оплакивала его. За святую жизнь и невероятные труды ради церкви его назвали Великим. Память святителя совершается дважды в год: 14 января и 12 февраля по новому стилю. В честь Василия Великого освящено множество православных храмов.

Наставления святителя последователям

Труд святителя Василия как церковного писателя

Сохранилось множество трудов святителя, но, к сожалению, не все. Они охватывали следующие области:

  • аскетика;
  • нравственность, духовность;
  • полемика и догматика.

До нас дошли письма, записи бесед святого отца, своды правил. В трудах святителя рассматривались вопросы скорби, правды и лжи, соблазны, отношения между людьми разного статуса и пр.

Большое значение имеют его труды, в которых он точно изъясняет учение о Святой Троице, Святом Духе. Хорошо рассмотрены мудрым святителем церковные Таинства.

Василий Великий создал чин Божественной литургии, который используется по сей день.

Помощь преподобного

К святителю прибегают за помощью в таких нуждах:

  • укрепление веры;
  • защита от гонений;
  • исцелений болезней;
  • различные житейские нужды.

Нельзя разделять святых по областям действия. Верующий человек просит святого о помощи, веруя в милость Божию.

Чудеса исцеления

По молитвам к свт. Василию милостью Божией исцеление получило множество людей. Святой помогал вымолить прощение за особо тяжкие грехи. Так, одна женщина, будучи блудницей, из стыда написала свои грехи на бумаге и передала их в конверте. Святой не распечатывал его и всю ночь молился о прощении женщины. Утром нераскрытое письмо вернулось к женщине, и все ее поступки, кроме одного, были уже изглажены.

Св. Василий порекомендовал ей обратиться к Ефрему Сирину, но святой отец вернул ее к свт. Василию, так как, по его словам, только он мог вымолить для нее прощение. Вернувшись в город, она узнала, что святитель отошел ко Господу. Она зарыдала, припала к земле, а свой конверт положила на гроб святого. Когда с помощью клирика конверт был вскрыт, лист бумаги был абсолютно чист – грех был изглажен уже при посмертном содействии святого отца.

Святые мощи Василия Великого нетленны. Их части хранятся в разных храмах и монастырях по всему миру. Так, честная глава его находится на горе Афон.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий — один из трех Вселенских святителей, епископ Кесарии Каппадокийской. Память ему совершается 14 января (1 января по старому стилю).

Содержание

Святитель Василий Великий. Жизнеописание

Святитель Василий Великий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской. Его родители были знатного происхождения, а также отличались ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время гонения императора Диоклетиана, а родной дядя был епископом, как и двое братьев — Григорий Нисский (ок. 335–394 гг.) и Петр Севастийский. Отец Василия был оратором и законоведом и желал, чтобы Василий пошел по его стопам. Василий получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а затем обучался в Афинской академии. В ней он познакомился с Григорием Богословом (329–389 гг.).

По возвращении в Кесарию Василий занялся светскими делами, но благодаря влиянию его благочестивой сестры Макрины (324 (327 или 330)–380 гг.) Василий стал вести более аскетичную жизнь и в конце концов вместе с несколькими друзьями покинул город и поселился на семейных землях в Понте. В 357 году Василий отправился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь. Незадолго до смерти кесарийского епископа Диания Василий был рукоположен во пресвитеры и стал советником епископа Евсевия, сменившего Диания после его смерти. Строгая аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и Василий решил уйти в пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь.

Читайте также:
Житие преподобного Сергия Радонежского – полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Приход к власти арианского императора Валента (328–378 гг.) и растущие притеснения христиан привели к тому, что Евсевий стал искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году Василий возвратился в Кесарию и стал управлять епархией. Он написал три книги против арианской ереси, проповедуя «три ипостаси в единой сущности». Несмотря на противодействие ряда епископов, после смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и принялся за искоренение арианства в Малой Азии. Труды Василия по искоренению арианства привели его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ категорически отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории епископа Василия и подорвало его позиции в Церкви. Все же Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. В это время началась борьба за патриарший престол в Антиохии, на котором Василий не хотел видеть никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма.

Император Валент погиб в битве при Адрианополе (378 г.). Здоровье епископа Василия было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года. Святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

Читать онлайн в оригинале

Почитание святителя Василия Великого

Святитель Амфилохий, епископ Иконийский (ок. 340–394 гг.), в своем надгробном слове о святителе Василии сказал:

Он для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим.

За свои заслуги перед Церковью Христовой святитель Василий назван Великим и прославляется как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов». Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия. Князь Владимир почитал святителя Василия и в честь него возвел на Руси несколько храмов. Многие русские правители при крещении были наречены в честь Василия Великого, в частности, Владимир Мономах (в крещении Василий), Василий I, Василий II. Святитель Василий Великий наряду со святителем Николой Чудотворцем особенно почитается русским народом. Частица мощей святителя Василия находится в Почаевской Лавре. Честная глава святителя хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а его десница — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Память святителя Василия Великого совершается 14 (1 января ст. ст.) января и 12 февраля (30 января — ст. ст.) — в Соборе трех святителей.

Тропарь, кондак и канон святителю Василию Великому

Тропарь, глас 1:

В о всю2 зeмлю и3зhде вэщaніе твоE, ћко пріє1мши сл0во твоE, и4мъ же бGолёпнw научи1лъ є3си2, и3 є3стество2 сyщихъ ўzсни1лъ є3си2. чlческіz nбhчаи ўкраси1лъ є3си2. цrкое сщ7eніе, џ§е препод0бне васи1ліе, моли2 хrтA бGа спасти1сz дш7sмъ нaшимъ.

Кондак, глас 4:

K ви1сz ст0лпъ неподви1жимыи цRкви, подаS всём некрaдомое богaтьство земнhмъ, запечатлёz твои1ми ўчeньми, небоzвлeнне васи1ліе препод0бне.

Библиотека Русской веры
Канон святителю Василию Великому →

Народные традиции в день святителя Василия Великого

Канун Васильева дня в народе назывался Васильевым вечером. У северо-западных славян он получил название «щедрого», «щедрухи», «богатого», потому что в этот вечер доставали из кладовых самое лучшее; в центральной и южной России — «Авсень», «Овсень», «Усень», «Таусень». Любимым святочным развлечением для молодежи были гадания, самыми верными и действительными они считались как раз под Новый год, в Васильев вечер. К этому дню были приурочены все виды гаданий, несмотря на то, что благочестивыми людьми это почитается за великий грех. Почти все способы гадания имеют одну цель — узнать, скоро ли, куда и за кого выдадут замуж (или на ком женят) и как сложится жизнь в чужой семье.

Святителя Василия Великого почитали за покровителя свиней, поэтому в народе этот праздник называли еще свиным. На праздник резали скот, кололи так называемых «кесаретских» поросят (по имени Василия Великого, архиепископа Кесарийского), чтобы стол был сытным, мясным и поговаривали: «Свинку да боровка для Васильева вечерка». Одним из главных блюд являлась фаршированная свиная голова: «В Васильев день — свиную голову на стол!». «Не чиста животина свинья, — можно услышать в народе, — да нет у бога ничего нечистого: свинку-щетинку огонь палит, а Василий зимний освятит!». Зажаренный кесаретский поросенок считается как бы общим достоянием: все желающие односельцы могут приходить и есть его, причем каждый из приходящих должен принести хоть немного денег, которые вручаются хозяину, а на другой день передаются в приходскую церковь и поступают в пользу причта. Обычай требует, чтобы кесаретский поросенок непременно был жареный и подавался на стол в целом виде (неразрезанным), хотя бы по величине он походил на большую свинью. Перед едой старший в семье поднимает чашку с поросенком вверх до трех раз, приговаривая: «Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились».

По народному обычаю богатый стол в Васильев день обеспечит хозяину достаток на весь год

Также на стол обязательно подавали кутью. В отличие от кутьи на Рождественский сочельник («постной») и Крещенский («голодной») она была «богатой», в нее добавляли сливки, масло, миндаль, грецкие орехи. Стол не уступал по своему ассортименту яств рождественскому застолью. Множество обычаев было связано в народном воображении с Васильевыми вечерами. И теперь местами соблюдаются такие обычаи, как варка «Васильевой каши», засевание зерна или хождение по домам.

Картина Александра Мицника

После праздничного обеда бытовала традиция ходить к соседям и знакомым и просить друг у друга прощения. Особенно популярен Васильев день был у молодых людей. Они могли вновь посвататься, если ранее получили отказ. Детям в этот день нравилось рассыпать по избам зерна ярового хлеба: «засев» был своего рода обрядом. Хозяйки потом собирали зерна и хранили их для посева. Садоводы также особо молились святителю Василию Великому, прося сохранить плодовые деревья от вредителей. В некоторых местах бытовал обычай отряхивать в этот вечер деревья с присказкой: «Как отряхиваю я белпушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий!»

Святитель Василий Великий. Иконы

Согласно иконописному подлиннику XVI века, святитель Василий Великий на фресках и иконах изображался в светлой крещатой фелони, правой рукой он благословляет народ, а в левой держит Евангелие. Изначально Василий Великий изображался фронтально, погрудно, как на иконе VII в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Позднее появились изображения святителя в рост. На иконах XI века Василий Великий изображается склонившимся в молении, с развернутым свитком в руках.

Читайте также:
Валентин Амфитеатров - жизнь и биография, чудеса и труды, могила на ваганьковском кладбище

Святитель Василий Великий. Фреска. Cербия (Студеница). 1209 год Василий Великий. Из деисусного чина. Ок. 1486 г. Музей им. Андрея Рублева Святитель Василий Великий. Фрагмент. Изображение кисти Феофана Грека. 1405 г.

В конце XI веке в Византии было утверждено празднование памяти Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). В связи с этим получили распространение совместные изображения Трех святителей. В Древней Руси праздничные иконы Трех святителей получили распространение с XV века, часто в составе минейных икон-таблеток, например, «троицкие» (2-я четверть XV в.), «софийские» из Великого Новгорода (конец XV в.).

Три святителя: Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Икона. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии

В византийском искусстве палеологовского времени появились композиции, раскрывающие тему учительства святых отцов, например, «Беседа трех святителей» или «Благодатные плоды учения» во фресках церкви Архангелов в Леснове, Македония (1347–1349 гг.). Василий Великий сидит за пюпитром с крестообразным основанием, от которого исходят потоки вод, т.е. «река учения». Такие иконописные изображения святителя появились на Руси в XVI–XVII вв. под названием «Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста», «Учение», или «Добрые плоды учения», например, в стенописи собора во имя Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г.).

Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста («Добрые плоды Учения»). Савин Никифор Истомин. Начало XVII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В Московской иконописи иллюстрирование жития Василия Великого встречается чаще. Исключительным богатством иконографических сюжетов (225 листовых миниатюр) отличается русский лицевой список Жития Василия Великого 3-й четверти XVI в. из собрания М. А. Оболенского. Русские памятники XVII в. отличались увеличением числа житийных эпизодов и большой декоративностью.

Храмы на Руси во имя святителя Василия Великого

Первый храм, построенный князем Владимиром в Киеве на месте языческого капища, был освящен во имя Василия Великого. Также князь Владимир воздвиг церковь святого Василия в Вышгороде, где первоначально были похоронены князья-страстотерпцы Борис и Глеб. В XII веке во имя Василия Великого были построены храмы в Киеве, Новгороде, Овруче и на Смядыни близ Смоленска. В XIII–XV вв. храмы в честь Василия Великого строились в Твери (до 1390 г.), Пскове (до 1377 г.) и в других городах.

Церковь во имя святителя Василия Великого в г. Овруч (Украина) входит в комплекс Свято-Васильевского женского монастыря (УПЦ МП). Храм был построен в 1190 году князем Рюриком Ростиславовичем (ум.1212 г.). Строительством церкви руководил зодчий Древней Руси Петр Милонег. В 1321 году Васильевская церковь в Овруче была почти полностью разрушена литовцами, восстановлена в 19070–1909 годах известным архитектором А. В. Щусевым. В храме сохранились фрагменты древнерусских фресок.

Во имя святителя Василия Великого был освящен храм в г. Владимир-Волынский (Украина). Точная дата сооружения церкви неизвестна. Согласно данным исследователей, церковное здание датируется 70–80 годами XIII-середины XIV вв. Первые документальные сведения об этом памятнике относятся к 1523 г. В 1695 г. церковь была в запустении, такой же она оставалась и в XVIII в. Памятник не раз перестраивался и достраивался. Интерьер был украшен фресками, забеленными в конце XVII в. Значительные работы, которые изменили ее первоначальный вид, были произведены в 1900–1901 гг. по проекту архитектора Н. И. Козлова.

Во имя святителя Василия была освящена церковь Василия на Горке в Пскове. Деревянный храм на месте каменного был построен в XIV веке на холме, возвышающемся в болотистой местности, перед ручьем Зрачкой. В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города и напротив церкви возведена Васильевская башня, над которой была устроена звонница. В 1377 году храм был расписан. В 1413 году на месте деревянной церкви был возведен каменный храм. Конец XV века и XVI век являются периодом расцвета, в это время к храму были пристроены приделы и галерея. В начале XVI века была написана чтимая храмовая икона Тихвинской Богоматери.

В Тверской ямской слободе Москвы некогда существовала церковь во имя святителя Василия. Точное время постройки храма неизвестно. Первое упоминание о церкви Василия, епископа Кесарийского, в источниках встречается в переписи 1620–1621 годов. Эта церковь была деревянной, срубленной «клетски». В 1671 году все постройки Тверской ямской слободы были уничтожены пожаром. В 1688 году началось строительство каменной церкви Василия Кесарийского. В мае 1934 года храм был закрыт и уничтожен.

В Киеве на ул. Жертв Революции (бывш. Трехсвятительская) вплоть до 30-х гг. XX в. стояла церковь во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Ранее эта церковь называлась Васильевской. Она была построена в начале 80-х гг. XII в. князем Святославом Всеволодовичем на княжеском дворе и освящена в 1183 г.: «Священа бысть церкы святого Василья, яже стоить в Киеве на Велицем дворе». После монгольского нашествия церковь лишь в XVI в. была восстановлена, а в середине XVII в. сгорела. В конце XVII в. церковь, стоявшая без сводов, вновь была восстановлена. В 1935-1936 гг. ее разобрали.

Утраченный храм Василия Великого в Киеве. Рисунок из журнала «Зодчий»

Старообрядческие храмы во имя святителя Василия Великого

Во имя святителя Василия Великого освящен храм РПсЦ в г. Соликамске Пермского края. Старообрядческая церковь была сооружена в начале 1990-х попечением семьи Кречетовых, освящена в 1995 г., колокольня построена в 1999 году. В 2000 году храм, исключая колокольню, сгорел, построен заново.

В с. Золотилово Ивановской области в 1895-1915 гг. был построен храм РПсЦ в честь святителя Василия Великого. В настоящее время церковь заброшена.

В 1854 году на юго-востоке Румынии в с. Сарикёй была сооружена церковь РДЦ во имя святителя Василия Великого.

Скульптурные изображения святителя Василия Великого

Скульптурная композиция святителя Василия с житием установлена в начале 2011 года в Киеве.

Скульптура святителя Василия установлена в одной из церквей в Праге.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: