Нил Мироточивый: житие и биография преподобного, посмертные вещания, труды и пророчества

Святой Нил Мироточивый и его пророчества о последних временах

Нил Мироточивый – православный святой, который совершал свой подвиг во имя Господа на Святой горе Афон. Дни памяти преподобного: 25 ноября, 20 мая — обретение мощей, 4 июля (переходящая) – собор Афонских преподобных.

  1. Житие преподобного Нила Мироточивого
  2. Чудесное явление
  3. Эсхатологические пророчества о конце времен
  4. Что же делать?

Житие преподобного Нила Мироточивого

Святой Нил по происхождению – грек, который родился в 17 веке в православной и очень благочестивой семье. Мальчик рано лишился обоих родителей и его взял на воспитание дядя – священнослужитель, отец Макарий.

Он сразу увидел в мальчике нечто особенное, что отличало его от других детей, поэтому стал его воспитывать в вере и любви к монашеской аскетической жизни. И мальчик из всех сил старался воспитать в себе лучшие качества православного аскета. Как только он стал совершеннолетним, он сразу постригся в монахи и получил имя Нил.

Вместе с дядей они отправились на Святой Афон, где вдвоем жили в самом отдаленном и недоступном для людей месте, где не было воды и где их молитвенный подвиг ничто не могло нарушить. Это место называлось Святые Камни и там Макарий и Нил сделали себе кельи и небольшой храм. Это стоило им огромных трудов, ведь все работы они производили вручную. После того, как все было устроено, Макарий спокойно умер, оставив Нила в мире и спокойствии.

После того, как дядя покинул этот мир, Нил оставил место, где они устроили храм и перешел в еще более дикую местность. Там он также занялся устройством церкви, которая была освящена в Сретение Господне. Там и подвизался святой Нил, проводя дни и ночи в молитве за человечество, в общении с Господом и перед смертью завещал свое тело предать земле и не открывать гроб.

Монахи поступили по завещанию отшельника и упокоили его в этой же пещере.

Вскоре после его смерти из гроба начало вытекать миро, которое по отвесной скале стекало к морю. Об этом стало известно людям после того, как это миро исцелило множество людей, совершались великие чудеса после того, как верующие призывали Святого Нила себе на помощь.

Православной Церковью он был причислен к лику святых, получив имя Мироточивый за драгоценный дар, который он оставил после своей кончины.

Чудесное явление

Но целительное миро – не единственное наследие Нила Мироточивого. Он больше известен, как пророк будущего. Свои пророчества он поведал афонскому монаху Феофану, к которому явился в начале 19 века. Он вещал Феофану свои пророчества на протяжении длительного времени, примерно 6 лет, они были подробно записаны и изданы. Их считает признанными и официальная Православная Церковь.

Предсказания, которые донес до современности Феофан, настолько точны в своих подробностях, что каждый должен задуматься о том, что они сбываются, с каждым годом все больше доказывая святость и близость к Господу их автора Нила Мироточивого.

Эсхатологические пророчества о конце времен

Совершенно актуальные сегодня ситуации описываются в предсказаниях о том, как будет выглядеть мир перед пришествием антихриста. Святой Нил говорил:

Он вещал о том, что многозаботливость о плотских делах будет отвлекать человека от вопросов спасения своей души. Люди не будут желать вечной жизни, и не будут бояться вечного осуждения.

Именно это сегодня и происходит – закредитованность, рабство ипотек, отсутствие связи с природой, ненатуральная пища, стремление сделать свой быт все более зависимым от технических новинок, это отвлекает людей от веры в Бога, которая заменяется верой в силу денег. А это и есть несомненный признак скорого явления антихриста.

Как появится этот «сын погибели», который по своему предназначению должен погубить человечество, свести его к вечной смерти и мукам? Об этом говорит Нил совершенно недвусмысленно:

Родится антихрист от злой блудницы без всякого мужнего семени тогда, когда обнищает мир добродетелями.

Еще недавно никто не мог правильно истолковать это пророчество, а сегодня даже школьнику понятно, что речь идет об искусственном оплодотворении, которое Церковь резко осуждает, как и другие аномалии гендерного толка.

Фото: Flickr.com

Именно прелюбодеяние, мужеложство, блуд, убийства, воровство, неправда, хищение людей – эти признаки пришествия антихриста и характеризуют сегодняшнюю действительность, особенно в Европе, где даже педофилию уже пытаются легализовать!

А ведь об этом также предупреждал Святой:

Покупка мальчиков и девочек для блуждения с ними, подобно псам на улицах

— слова пророка говорят о том, что антихрист вот-вот явится, и «повелит духам зла довести людей до того, чтобы делали зла в десять раз больше, чем раньше».

Читайте также:
Авва Дорофей: душеполезные поучения, книги и послания святого, житие

Как нужно сегодня задуматься об этих предсказаниях и последствиях, которые повлечет за собой стремление людей к злу и насилию. Люди пойдут за силами зла, покорятся им, разврат и грязь станут нормой жизни. Но и это не все. Подлинный конец света начнется тогда, когда все антихристовы ценности станут ценностями большинства.

Наступит страшный голод, золото обесценится, как навоз и люди, как хищные птицы, будут пожирать тела мертвых.

Это страшное, жуткое пророчество когда-то сбудется. Его в той или иной форме предсказывают многие пророки всех религий.

Что же делать?

Наша сегодняшняя задача – отдалить эти дни. И такая возможность есть – антихрист не может стать владыкой мира до того времени, пока в мире есть Удерживающий от беззаконий. Это наша Великая Православная держава. По-гречески Удерживающий – «Катехон», то есть третий Рим, православная цивилизация с центром в России, в Москве.

Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, православная Церковь – в каждом из нас. И каждый из нас может отложить пришествие в мир антихриста, делая добро, преумножая его, воспитывая в себе, в детях, в окружающих людях веру в спасение и надежду на то, что только наши, православные ценности, смогут спасти мир. Только жизнь по Заповедям Господа нашего Иисуса Христа дает надежду на то, что дети и внуки наши не увидят апокалипсис, а будут жить в мире и согласии.

Нил Мироточивый

Господь являет великие чудеса, прославляя Своих угодников. Один из таких святых – Нил Мироточивый. О житии его мало что известно, кроме факта обильного мироточения его мощей. Святой Нил жил скромно, служил Богу аскетическими подвигами, его мало кто знал. Но Господь прославил его после смерти, и о нем узнали все. Кроме того, святой прославился благодаря своему посмертному явлению афонскому монаху. Его поучения были изложены в книге.

  1. Земная жизнь Нила
  2. Монашество
  3. Преставление святого
  4. Дни памяти святого Нила Мироточивого
  5. Посмертные вещания Нила Мироточивого

Земная жизнь Нила

Родился святой в шестнадцатом веке на территории современной Греции. Его родители были благочестивыми христианами и воспитали сына в христианской вере. Нил впитал благочестие еще с молоком матери. Но, к сожалению, Господь рано забрал их из этого мира. Воспитанием мальчика занялся его дядя — иеромонах Макарий.

Нил имел многие способности, острый ум, поэтому он легко усваивал учение. Помогало ему в этом и благочестие дяди. Вскоре юноша принял решение – оставить этот мир и удалиться в монастырь. Дядя благословил его на принятие монашества.

Монашество

Нил принял постриг, затем был рукоположен в иеродиакона, а позже – в иеромонаха. Так получилось, что дядя и племянник оказались в одном монастыре и вместе могли подвизаться во славу Божию. Потом они вместе решили удалиться на Святую гору Афон, где жили вместе на Святых Камнях.

Когда дядя преставился ко Господу, Нил решил уединиться, как это делают многие афонские монахи. Он нашел для себя подходящую пещеру на высоком отвесе скалы. Туда мало кто мог проникнуть из-за неудобства. Это место стало его последним пристанищем. Там он устроил маленький храм для молитвы и подвизался до своей смерти.

Преставление святого

Так часто бывает, что о смерти афонских отшельников узнают намного позднее, обретя их святые кости в пещере. Но Господь благоизволил явить преставление Своего угодника большим чудом. Из отвеса скалы начало выделяться обильное миро, которое стекало в море. Это чудо сразу же заметили и поднялись к пещере святого. Там обрели мощи преподобного Нила, которые и давали то обильное мироточение.

За этим миром паломники со всего мира приезжают к Святой горе Афон.

Дни памяти святого Нила Мироточивого

  • 25 ноября;
  • 20 мая;
  • 21 июня.

Нил был прославлен в лике преподобных. Его еще называют Нилом Афонским или Нилом Синайским.

Посмертные вещания Нила Мироточивого

Спустя два века после своей кончины преподобный явился одному афонскому монаху. Надо сказать, что это был – один из самых нерадивых иноков, и именно для его спасения и призвал Господь Своего угодника.

Это чудо, а также его посмертные вещания записаны в книге «Посмертные поучения Нила Мироточивого». Эта книга является настоящим кладом для хотящих спасения. В ней изложены важные сведения и советы монахам и мирянам, которые желают спасения. Так же в книге находятся пророчества о будущем Горы Афон и всего мира.

Читайте также:
Житие Преподобного Серафима Саровского - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Произошло чудо явления святого в 1813 году на Афоне. Нерадивый инок Феофан по совету лукавого захотел оставить монашескую жизнь и вернуться в мир, чтобы предаться вольной и грешной жизни. Он собирал зелень в лесу, чтобы продать ее и на эти деньги уплыть в Турцию. Тут ему повстречался незнакомый старец, с которым он разговаривал около восемнадцати часов. При этом он совсем не замечал груза на своих плечах, все это время собранная вязанка была на его спине.

Святой вразумлял и обличал Феофана, после этого он стал часто являться ему. Феофан постепенно раскаялся и исправился, он передумал идти в мир. Но Господь послал ему во отпущение грехов тяжкую болезнь.

Святой велел записать Феофану все свои слова, при этом он подчеркнул, что выбрал для своих откровений не лучшего монаха, для того, чтобы не подумали, что из святого естественным образом проистекло святое.

Феофан плохо умел писать, поэтому ему помог инок Герасим. Книгу отдали в монастырскую библиотеку, но начальство запретило ее к обнародованию по причине того, что в ней откровенно раскрывались недостатки современного монашества. Книга пролежала на полке много лет, и только в 1912 году ее разрешили издать.

В книге много пророчеств о последних временах, о пришествии антихриста. Преподобный говорил, что на землю вернутся святые Енох и Илия, взятые на небо живыми. Они будут обличать антихриста, и он убьет их. После этого на третий день они воскреснут и вернутся на Небо.

Преподобный Нил Мироточивый, Афонский

О печати антихриста. Святой преподобный Нил Мироточивый Афонский

«От нечистой блудной девы родится антихрист. Мир будет воображать, что сей антихрист кроток и смирен сердцем, а на самом деле он будет по сердцу лисицей, по душе – волком. Смущение людей будет его пищей. Когда превращаться будут люди, тогда живопитаться будет антихрист. Смятение же людей будет сие: осуждение, зависть, злопамятство, ненависть, вражда, любостяжание, мужестрастие, забвение веры, прелюбодейство, похвальба блудом. Это зло будет пищей антихриста. Как Христово брашно было исполнение Воли Отца Его, так брашно антихриста будет исполнение воли отца его диавола. Этим будет живопитаться антихрист.

И сделается антихрист главой над городами, над селами и над округами сел, после того как не окажется никакой главы в селах, городах и округах сельских. Тогда он захватит власть над миром, станет распорядителем мира, начнет властвовать также и над чувством человека. Люди будут верить тому, что он будет говорить, потому что он будет действовать как единодержец и самодержец на погубление спасения. То есть люди, и без того сделавшиеся сосудами диавольскими, возымеют крайнее доверие к антихристу, сделают его всемирным единодержцем и самодержцем, так как он будет орудием диавола в последней попытке его истребить Христианство с лица земли.

Находясь в погибели, люди будут думать, что он есть Христос Спаситель и что он содеет их спасение.

Итак, когда антихрист будет налагать печать свою на людей, сердца их будут делаться как бы мертвыми.

И тогда антихрист начнет печатать людей своей печатью, якобы для того, чтобы знамением сим спасать их от бедствия, ибо только имеющим печать, согласно Апокалипсису (Апок. 13, 17), будет продаваться хлеб.

Многие будут умирать на дорогах. Люди сделаются, как хищные птицы, набрасывающиеся на падаль, будут пожирать тела мертвых. Но какие люди будут пожирать тела мертвых? Те, которые запечатлены печатью антихриста. Христиане, хотя им не будет ни выдаваться, ни продаваться хлеб за неимением ими на себе печати, не станут есть трупы. Запечатленные же, несмотря на доступность им хлеба, станут пожирать мертвецов. Ибо, когда запечатлеется человек печатью, сделается сердце его еще более бесчувственным. Будучи не в силах выносить голод, люди будут хватать трупы и где попало, сев в стороне от дороги, пожирать их. Наконец умертвится и сам, запечатленный антитипом. О, несчастен тот, который запечатлеется этой проклятой печатью! Эта проклятая печать наведет великое бедствие на мир.

Когда же проклятая слава увидит Еноха и Илию, проповедующих и говорящих людям, чтобы не принимали печати антихриста, то повелит схватить их. Они же будут убеждать людей не принимать печати антихриста, будут говорить, что, кто явит терпение и не запечатлеется печатью антихриста, тот спасется и Бог непременно примет его в рай, ради одного того, что он не принял печати. И да знаменуется каждый Честным Крестом, творя знамение Креста на всякий час, ибо Печать Крестная освобождает человека от муки адской, печать же антихриста приводит человека в муку адскую. Если алчете и требуете еды, малое время потерпите и Бог, увидав терпение ваше, пошлет вам помощь свыше. Вы живонасытитесь помощью Бога Вышнего. Если же не окажете терпения, будете печататься печатью сего нечистого царя, то потом раскаетесь в этом.

Читайте также:
Житие святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским – жизнеописание, чудеса, мощи святых

Люди будут говорить Еноху и Илии: «Почему же благодарны антихристу те, которые приняли печать?» Тогда скажут Енох и Илия: «Они благодарят, но кто благодарен? Не люди это благодарят, а печать сама только благодарит. И что такое есть их благодарность? Их благодарность есть то, что воссел в них сатана, вообразился в чувстве человека, и человек не сознает того, что с ним делается. Тот, кто печатлеется печатью антихриста, становится демоном. Хотя утверждает, что якобы не чувствует ни алчбы, ни жажды, однако алкает и жаждет еще больше, и не только больше, но в семь раз больше против вас. Потерпите только малое время. Не видите разве, что тот, кто принимает печать антихриста, не будет жить? Ужели вы также желаете погибнуть с печатью в муке вечной, чтобы там быть с теми, которые запечатлелись ею, «идеже плач и скрежет зубов»? И иными многими увещаниями будут проповедовать людям Енох и Илия.

Услышит антихрист, что проповедуют два человека, называющие его льстецом, чародеем, обманщиком и коварным диаволом. Услыхав это, разгневается, повелит их схватить, привести к себе и с льстивыми словами обратится к ним: «Какие вы погибшие овцы, ибо не запечатлены царской печатью!» Тогда скажут Енох и Илия: «Льстец и обманщик! Демон! По твоей вине столькив души погибли в аду! Препроклята печать твоя вместе со славою твоею! Эта твоя проклятая печать и преоскверненная слава низвели мир в погибель. Твоя погибель довела мир до сего состояния, скончался мир, и настал ему конец. » Такия слова услышит антитип от Еноха и Илии и скажет им: «Как смеете вы так говорить предо мною, самодержцем и царем?» И ответит Илия: «Царство твое презираем, а славу твою проклинаем, вместе с печатью твоей».Тогда разгневается антихрист, услыхав такой презрительный ответ, сделается как бешенный пес, и собственными руками убьет их.

По убиении же Еноха и Илии выпустит антихрист всезлейших чад своих. Эти чада, или духи зла, суть: прелюбодеяние, блуд, мужеложство, убийство, хищение, воровство, неправда, ложь, мучительство, продажа и покупка людей, покупка мальчиков и девочек для блужения с ними подобно псам на улицах. И повелит антихрист духам злым, послушным ему, довести людей до того, чтобы люди в десять раз делали бы больше зла, чем раньше. Исполнят всезлейшие чада его сие повеление погибельное и устремятся на уничтожение человеческой природы многообразием беззаконий. От усиленного напряжения и крайней энергией его всезлейших чад погибнет чувственно и мысленно природа человеческая в людях. Деяниями же лукавства своего эти люди превзойдут демонов и будут — один дух с демонами.

Увидит антихрист, что человеческое естество стало лукавее и суетнее, нежели злейшие чада его, весьма возрадуется о том, что зло в человечестве приумножилось, природные свойства человеческие утратились и стали люди лукавее бесов. И вот на антихриста, радующегося при виде человеческого зла, найдет внезапно свыше «меч обоюдоострый», которым он будет поражен. И исторгнется нечистый дух его из преоскверненного его тела.

Со смертью антихриста настанет конец убийству в людях. Каин положил начало убийству, антитип же (антихрист) соделает конец, то есть на нем оно окончится.

Когда же свершится и закончится дело убийства, тотчас же разовьются скрепления небесные и земные. Что будет затем – ведает Бог Един. Мы же ведаем только одно, что истязаны будут дела, содеянные в жизни. – все будут разобраны, чтобы отделились от злых дел дела добрые, как отлучают овец от козлов».

(«Посмертные вещания Преподобного Нила Мироточивого Афонского», изд. Благовещенской келлии на Горе Афон, 1912г., гл. 32-38).

Нил Столобенский

В современном суетном мире оставаться истинными христианами помогает пример православного подвига преподобных святых. Они личным примером, подвигом христианской веры и молитвенных воззваний помогают людям удержаться на пути истинном.

Нил Столобенский — святой 15 столетия, добровольно ушедший в уединение для молитвы за грешный мир, наделенным даром прозорливости и исцеления помогал людям в решении различных проблем, положил начало основания монастыря,Ниловой пустыни.

Читайте также:
Арсений Мацеевич - житие и биография, труды, дни памяти и почитание

Начало монашеского подвига

Вторая половина пятнадцатого столетия знаменательна в истории православия появлением в селении Деревская Пятина Новгородской губерни будущего преподобного Нила Столобенского. Ныне это земли Валдайского уезда, куда съезжаются паломники для поклонения в храме святого Нила.

История не сохранила сведений о родителях и детских годах, известно только, что в юношеском возрасте молодой человек был пострижен в монахи в Крыпецком монастыре, основанном преподобным Саввою, который и поныне действует в Псковской области.

После пострига молодой монах получил имя духовного попечителя Нила Постника, основателя Синайской обители.

Жизнь в уединении

Жажда по Богу, борьба со страстями стали причиной уединенной жизни в лесной чаще неподалеку речки Серемха. Местные жители и в 21 столетии бережно хранят часовню и келью святого чудотворца. Постоянно пребывая в молитвах, праведник ел травы и желуди дуба.

Бесовские силы ополчились на святого. Они в образе страшных зверей, различных привидений старались выжить преподобного из лесных дебрей. Усердная постоянная молитва служила отшельнику надежным оружием против злых чар, Господь поддерживал его на протяжении тринадцати лет жизни в непроходимых лесах.

В течение этих лет праведник принимал богобоязненных людей, помогал им молитвой в решении проблем, исцелял от болезней. Неоскудевающий источник премудрости наполнял нуждающихся в утешении людей благочестием, они пытались отблагодарить духовного наставника, воздавая ему хвалу.

Важно! Сам отшельник страдал от человеческого поклонения, он ушел от людей в надежде совершить пустынный подвиг, а людская похвала стала новым испытанием.

Святой жил согласно Святому писанию, он знал, что только за добрые дела, которые делаются в тайне, Господь наградит праведника в будущем. Денно и нощно молился преподобный Нил Святой Божьей Матери, он просил наставления для спасения, и ответ пришел.

Уединение на острове Столобнои

В одну из ночей, когда дьявол особенно атаковал святого, тот услышал голос. Божья Матерь повелела отшельнику для спасения жизни переселиться на остров Столобное. Местные жители подробно рассказали святому дорогу к озеру Селигер, на котором и находится указанный остров.

Красота острова, его леса и гора восхитили отшельника. Он взошел на горную вершину и возблагодарил Господа за этот подарок. В ту же ночь бесы устроили праведнику настоящее испытание. Полчище бесов веревкой окружили келью и старались сбросить ее в озеро, Преподобный Нил в молитве оделся в оружие праведности (Еф. 6:16) и победил дьявола.

Питаясь ягодами и выращенными собственными руками овощами, чудотворец вначале жил в выкопанной пещере, затем построил келью и небольшую часовенку.

Не всем людям была по нраву благочестивая жизнь праведника, который открыто обличал пороки. Противники христианства задумали выжить Святого Нила Столобенского с острова. Собравшись большой толпой, они вырубили лес вокруг кельи, оставив одну сосну, обложили дровами лесную поляну и подожгли.

Отшельник ощущал приближающееся пламя, но твердо стоял в молитве, в слезном воззвании прося Бога избавить от беды. Этот случай стал первым свидетельством для людей чудесного покровительства Творца, ведь огонь, дойдя к подножью горы, мгновенно угас. Стыд и страх охватили некогда бушующую толпу, тихо покинувшую остров.

Интересно! Милость Господня отозвалась в сердце отшельника новой радостью и усиленной молитвой благодарения. Приходящие к старцу за помощью люди часто приносили ему подарки в виде продуктов и других пожертвований.

Разбойники, орудовавшие в округе, решили ограбить странника и напали на него во время работы того на поле, требуя отдать сокровища. Чудотворец Нил ответил, что все его ценности хранятся в углу кельи, имея в виду икону Божьей Матери с Младенцем.

Происходящее далее было рассказано участниками тех событий уже после смерти святого, ибо он запретил сообщать людям о чуде.

Вошедшие в келью разбойники мгновенно ослепли, пали перед отшельником на колени и стали умолять простить их. Чудотворец с горячей молитвой благодарения обратился к Создателю и Божьей Матери и попросил о милости к грешникам, после чего те прозрели. Выслушав наставления праведного, раскаявшиеся разбойники разошлись по домам, прекратив разбои.

Творец видел, каким терпением и любовью к людям обладает праведный отшельник, и даровал ему дар прозорливости. С тех пор чудотворец видел тайные дела грешников, смело обличал их и помогал укрепиться в православной вере, чтобы очистить души и иметь надежду на вечное царство.

Читайте также:
Артемий Антиохийский - житие и биография святого, мощи, почитание и дни памяти, труды

Местные жители передают из поколение в поколение случай с рыбаками, ловившими рыбу в озере. Богобоязненные мужики решили передать отшельнику самую большую рыбу, отправив к келье одного из товарищей, но праведник захлопнув перед ним окошко кельи, обвинив в прелюбодеянии.

Со стыдом вернулся рыбак к товарищам, передал другу рыбу, и тот пошел к святому. Праведник вышел навстречу гостю, с благодарностью принял рыбу, благословив рыбаков. прелюбодей раскаялся в грехе, прожил богоугодную жизнь и мирно почил.

Однажды крестьянин решил тайно нарубать деревьев на постройку дома. Его не остановил ни внезапно прогремевший гром, ни голос, запрещающий рубку леса. Нагрузив поводу, мужик так и не сумел заставить лошадь сдвинуться с места. Окутанный страхом он бросил воз с деревьями и вернулся домой, раскаявшись в содеянном.

27 лет прожил преподобный Столобенский на острове. Чувствуя приближение смерти, он руками стал копать себе могилу в середине часовни, поставил там гроб и проводил в молитве целые сутки, прося Господа о прощении грехов.

По просьбе отшельника для совершения таинства Причастия приехал игумен Сергий с Никольской обители. После совершения Таинств настоятель пообещал отшельнику приехать на следующий день. После принятия причастия праведник во время чтения молитв прошел с кадильницей по кругу кельи, завершил свой путь около крюков.

Важно! Дело в том, что праведник дал обет не спать. Чтобы не лечь и не уснуть, герой веры вбил в стену большие колья, на которые он опирался, как на костыли, во время краткого отдыха.

7 декабря 1594 года, опираясь на крюки, святой отшельник мирно отошел к Создателю, завершив свой земной путь. На следующий день игумен с братией вернулись в келью, но застали праведника мертвым, его лицо излучало свет, а помещение наполнилось благоуханием.

27 лет отдал чудотворец Нил Столобенский служению на острове.

Строительство первого храма

Вскоре вокруг кельи святого начали селиться отшельники, в 1594 году здесь появился иеромонах Герман.

Вместе с Германом на острове поселился монах Антоний, они обустроили место захоронения святого, прожив в обители три года. За это время монахи неоднократно наблюдали чудеса, совершаемые над могилой преподобного Нила.

Помимо бедных и немощных порой к гробу приезжали алчные люди, но каждый раз некая сила хранила святыню от поругания.

Иоанн Куров проезжал мимо, но бес соблазнил его украсть покров гробницы. Поднимая покрывало, грешник увидел, что вместе с покровом поднимается и гроб. Несостоявшийся вор так испугался, что потерял рассудок, который вернулся к нему после полного раскаяния.

Многие жители Осташкова хотели срубить огромную сосну, стоящую около кельи, но каждый раз некая сила то ломала топоры, то отбрасывала нечестивцев далеко от святыни. Иеромонах Герман вернулся на чудотворную гору, где проживал отшельник Борис Холмогорец, чтобы построить Богоявленскую церковь с приделом Московского юродивого Василия.

Нилова пустынь

В течение 40 лет вокруг кельи селились монахи и отшельники, строили маленькие кельи и рыли пещеры, потом обнесли все оградой и основали Нилову пустынь, монастырь, драгоценную святыню Русской Православной церкви.

В конце лета 1665 года пожар невероятной силы буквально слизал все постройки, но монахи не сдались. Архиепископ Нектарий обратился к царю Алексию Михайловичу за разрешением и помощью в строительстве каменного храма. Строительство велось под опекунством игумена Германа Второго.

В 1667 году во время копания нового фундамента земля стала осыпаться сама по себе, открыв гроб с сохранившимися костями.

Важно! 27 мая были обретены святые мощи Нила. Этот день отмечается в православной церкви, как день поминовения преподобного.

Поклониться мощам, которые и поныне хранятся в серебряной раке, можно в Богоявленском соборе Столобенского монастыря.

О чем просят Столобенского чудотворца

Паломники молятся у сохранившегося святого образа Владимирской Богородицы и стараются прикоснуться к чудотворной схиме праведника, которая не потеряла своего облика, пролежав в земле более 112 лет.

На иконах преподобный Нил часто изображается висячим на костылях, в том положении, в котором он отдыхал, пребывая в обете отказа от сна. Именно в таком положении праведник покинул эту грешную землю.

Паломники молятся около святыни о таких нуждах:

  • исцеление от недуг;
  • прозрение;
  • укрепление веры;
  • удачи в путешествиях;
  • усмирении гнева;
  • даровании смирения и терпения и других.

Преподобный Нил Столобенский, к Тебе обращаемся в смирении и почитании. Надели нас мудростию своей да дай силы сражаться со злом, которое нас одолевает. Не позволь сойти с пути праведного в угоду дьяволовым отродьям, надели своей силой идти против любого негатива, в смирении принимая испытания, Богом данные. Усмири плоть нашу, дабы мы не были заложниками желаний низменных. Исцели, преподобный, недуги наши, что плоть снедают, да ниспошли на нас благословение, закрывающее от врагов и нечестивцев. Аминь.

Читайте также:
Герман Аляскинский: житие и биография святого, где служил

Житие преподобного Нила Столобенского и в чем помогает икона, текст молитвы

Православные подвижники веры своим служением Господу создали духовную основу для Русской Православной Церкви. Отшельника Нила Столобенского, жившего в XVI веке, почитают за его подвиг, способствовавший созданию Нило-Столобенской монастырской обители, укреплению веры мирян. В память о его заслугах он был причислен к лику святых в чине преподобного.

Краткое жизнеописание святого

Биография преподобного Нила Столобенского известна из записей первого игумена Нило-Столобенской пустыни.

Происхождение

Святой Нил был крестьянского рода. Дата появления на свет – конец XV века. Имена родителей и его имя при крещении неизвестны. Место рождения – одно из поселений в южной части Новгородской земли (по территориальному делению XIV-XVIII веков).

Житие и служение Богу

Мальчик осиротел в раннем возрасте и нашел приют в монашеской обители преподобного Саввы Крыпецкого, где в 1505 году постригся в монахи и нарекся Нилом. Молитвами и постом Нил старался побороть плотские желания и искушения дьявола. Через 10 лет, почувствовав способность самостоятельно противостоять лукавому, Нил испросил благословения у настоятеля монастыря на отшельнический подвиг.

Получив его, монах отправился на поиски своей будущей пустыни, остановившись на берегу речки Серемухи, где построил келью. Отшельник жил своими трудами, постился, беспрестанно молился Господу в течение 13 лет.

Слава о святом отшельнике распространилась по окрестным деревням и селам. К Нилу стали приходить за молитвой, советом. Нил никому не отказывал в помощи, но известность и восхваления тяготили Нила. Монах стал молиться Божьей Матери, чтобы она подсказала ему, как избежать славословия и продолжить служение Иисусу Христу.

Однажды в полусне отшельник услышал голос, повелевавший идти на озеро Селигер. Разузнав, что речка Серемуха впадает в озеро Селигер, Нил собрал нехитрый скарб и отправился по направлению ее течения. Оказавшись на берегу водоема, Нил выбрал необитаемый остров Столобный. Для зимовки отшельник выкопал в горе пещеру. На следующий год на вершине Столобного Нил построил деревянную келью и часовню. В келье вместо лежанки отшельник вбил в стену два крюка, на которые опирался во время ночного отдыха, стоя на коленях. Для пропитания Нил выращивал на острове овощи, рожь, собирал грибы и ягоды, ловил рыбу.

Окрестные крестьяне невзлюбили Нила. Однажды они приплыли на остров, вырубили весь лес и подожгли его. Отплыв на безопасное расстояние, поджигатели наблюдали, как пожарище охватило весь остров, поднимаясь к часовне и келье Нила. Отшельник вышел навстречу огню с иконой Божьей Матери, и языки пламени потухли сами собой, не причинив постройкам вреда.

Рыбаки иногда приставали к острову и отдавали Нилу часть улова. Отшельник проводил дни в молитвах и трудах. Прошло несколько лет, на Столобном снова выросли деревья. Местный крестьянин решил снова срубить молодые деревца и переправить на лодке на берег, чтобы использовать как дрова.

Срубив часть молодой поросли, он не смог сдвинуть ее с места, сколько не пытался. Осознав свой грех, крестьянин покаялся перед Нилом и был им прощен. После этого случая дьявольская пелена спала с глаз жителей прибрежных сел. Они стали приплывать к отшельнику за советом, молитвой, почитая его как святого. Нил не принимал даров от людей с греховной совестью и телесной нечистотой.

Разбойники решили, что в келье хранятся несметные сокровища в виде даров от мирян. Приплыв к Столобному, они потребовали у Нила указать, где хранятся богатства. На что святой сказал им, что главная ценность находится в углу кельи.

Войдя в нее, разбойники ослепли от нестерпимого света, исходившего от иконы Божьей Матери. Испуганные грабители упали перед Нилом на колени, прося прощения. Милосердный отшельник простил их и благословил на добрые дела.

Через 20 лет Нил поместил в часовне сделанный собственноручно гроб для своего погребения. Каждый день он молился в часовне, сокрушаясь перед Господом в своих грехах.

Праведная жизнь сделала Нила ясновидцем, способным совершать чудеса. По его молитве стихали волнения на озере, спасая тем самым жизнь рыбакам.

Смерть

Зная о приближении смерти (ему были открыты день и год, когда это произойдет), Нил молился Богу, чтобы он послал ему духовника для причастия. Господь надоумил настоятеля одного из местных монастырей навестить отшельника. 6 декабря 1555 года он приплыл на остров, причастил пустынника и пообещал вернуться на следующий день. Нил сообщил ему, что на острове со временем будет монашеская обитель. Вернувшись на остров 7 декабря, игумен Сергий обнаружил Нила в келье мертвым, стоящим на коленях с опорой на крюки. Монахи похоронили тело в часовне. В Столобенской пустыне отшельник прожил 27 лет.

Читайте также:
Житие Феодосия Печерского - описание и история жизни, биография, чудеса и дни памяти святого

Через 5 лет над могилой святого была сооружена гробница. Спустя 35 лет в келье Нила поселились другие иноки. Рядом с часовней был построен храм. Затем образовалась монашеская обитель, существующая и поныне под названием Нило-Столобенская пустынь. В 1665 году в обители случился пожар, от которого сгорели деревянные строения, в том числе часовня, где был погребен святой. Когда через 2 года на этом месте стали возводить каменную церковь, могила обнажилась, открыв нетленные, благоухающие кости преподобного. Они были перезахоронены во вновь построенном храме.

Почитание преподобного

Православная Русская Церковь причислила Нила к лику святых в чине преподобного после обретения мощей. Почитание святого началось с появлением иконы в 1595 году. Православная церковь отмечает день памяти его кончины (7/20 декабря) и обретения чудотворных мощей (27 мая/9 июня). Поклониться чудотворным мощам можно в Знаменском храме города Осташково, что находится в 20 километрах от Ниловой пустыни.

Иконография

На иконе преподобный изображен старцем с седой бородой, в монашеском игуменском одеянии. Фигура святого отображается до пояса или в полный рост на фоне монастырского комплекса и острова.

Часто образ Нила Столобенского передается в виде резной деревянной статуэтки или барельефа, на которых он сидит, склонив голову и опираясь на костыли.

О чем просят чудотворца

Молитва к преподобному помогает при стрессах, физических недомоганиях, удачи в начинаниях, особенно в работе на земле.

Текст молитвы

О великий угодниче, преславный чудотворче, собранного зде о тебе стада Христова бодрый пастырю и обители сея Богом данный начальниче, Ниле всеблаженне! Душею на небеси Престолу Божию предстояй и Троичныя славы наслаждаяйся, телом же на земли в Божественном храме сем почиваяй и от него данною ти свыше благодатию различная источаяй чудеса, призри милостивым оком на предстоящия честней твоей раце люди и просящия сильныя твоея помощи. Се бо мы в безмерных согрешениях осквернившиися и в тине страстей присно валяющиися, праведный гнев Божий на себе наведохом и всякия милости недостойны сотворихомся; темже и не смеюще возвести очес наших к высоте небесней, ниже вознести молебный глас, сердцем сокрушенным и духом смиренным тебе в ходатайство и пособие призываем. Ты убо, яко стяжавый дерзновение, воздвигни горе преподобныя твоя руце, якоже иногда чудный оный Моисей Боговидец Амалика побеждаяй, и простер к Господу Творцу всех и Богу теплую свою молитву, испроси Церкви благостояние, воздуха благорастворение, земли плодоносие. Избави же всех, верою несумненною к Богу приходящих и многоцелебныя мощи твоя благоговейно почитающих, от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и прилогов диавольских. Буди печальным утешитель, недугующим врач, напаствуемым помощник, нагим покровитель, вдовицам заступник, сирым защитник, младенцем питатель, старым укрепитель, странствующим путевождь, плавающим кормчий и исходатайствуй всем, крепкия помощи твоея усердне требующим, вся яже ко спасению полезная. Яко да твоими молитвами наставляеми, путь на земли маловременнаго жития нашего безбедне совершим, улучим же на небеси нескончаемый покой и прославим купно с тобою всех благих Дателя, единаго в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки исков. Аминь.

Преподобный Нил Столобе ́ нский

Дни памяти

3 июля (переходящая) – Собор Новгородских святых

17 июля (переходящая) – Собор Тверских святых

Житие

Краткое житие преподобного Нила Столобенского

Пре­по­доб­ный Нил Сто­ло­бен­ский ро­дил­ся в се­мье кре­стья­ни­на в не­боль­шом се­ле­нии Нов­го­род­ской епар­хии. В 1505 го­ду он при­нял по­стриг в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сав­вы Кры­пец­ко­го близ Пско­ва. По­сле 10 лет по­движ­ни­че­ской жиз­ни в ки­но­вии уда­лил­ся на ре­ку Се­рем­лю, в сто­ро­ну го­ро­да Осташ­ко­ва, где 13 лет вел стро­гую ас­ке­ти­че­скую жизнь в не­пре­рыв­ной бра­ни с коз­ня­ми диа­во­ла, ко­то­рые вы­ра­жа­лись в яв­ле­ни­ях при­зра­ков – га­дов и ди­ких зве­рей. Мно­гие жи­те­ли из окрест­ных мест ста­ли при­хо­дить к пре­по­доб­но­му за на­став­ле­ни­я­ми, но он стал этим тя­го­тить­ся и мо­лить Бо­га ука­зать ему ме­сто для по­дви­га без­мол­вия. Од­на­жды по­сле дол­гой мо­лит­вы он услы­шал го­лос: “Нил! Иди на озе­ро Се­ли­гер. Там на ост­ро­ве Сто­ло­бен­ском ты мо­жешь спа­стись!” От при­хо­див­ших к не­му лю­дей пре­по­доб­ный Нил узнал, где на­хо­дит­ся озе­ро и, при­дя ту­да, был по­ра­жен его кра­со­той.

Читайте также:
Николай Сербский - житие и биография святого, письма и труды, заповеди и творения, почитание и дни памяти

В се­ре­ди­не озе­ра – по­кры­тый гу­стым ле­сом ост­ров; на нем пре­по­доб­ный на­шел не­боль­шую го­ру и вы­ко­пал пе­ще­ру, а спу­стя не­ко­то­рое вре­мя по­стро­ил хи­жи­ну, в ко­то­рой и про­жил 26 лет. По­дви­ги стро­го­го пост­ни­че­ства и без­мол­вия со­про­вож­дал еще и дру­гим, осо­бен­ным по­дви­гом – ни­ко­гда не ло­жил­ся спать, а поз­во­лял се­бе лишь лег­кую дре­мо­ту, опи­ра­ясь на крю­ки, вде­лан­ные в сте­ну кел­лии.

Бо­го­угод­ная жизнь пре­по­доб­но­го мно­го раз воз­буж­да­ла за­висть вра­га, ко­то­рая про­яв­ля­лась че­рез зло­бу мест­ных жи­те­лей. Од­на­жды кто-то под­жег лес на ост­ро­ве, где сто­я­ла хи­жи­на пре­по­доб­но­го, но пла­мя, дой­дя до го­ры, чу­дес­ным об­ра­зом угас­ло. В дру­гой раз в хи­жи­ну во­рва­лись гра­би­те­ли. Пре­по­доб­ный ска­зал им: “Все мое со­кро­ви­ще в уг­лу ке­ллии”. Там сто­я­ла ико­на Бо­го­ма­те­ри. Раз­бой­ни­ки ста­ли ис­кать день­ги и ослеп­ли. То­гда в сле­зах рас­ка­я­ния ста­ли они мо­лить свя­то­го о про­ще­нии.

Из­вест­ны и мно­гие дру­гие чу­де­са, со­вер­шен­ные пре­по­доб­ным. Он без­молв­но от­ка­зы­вал­ся от при­но­ше­ний, ес­ли со­весть у при­хо­див­ших к не­му бы­ла не­чи­ста или они на­хо­ди­лись в не­чи­сто­те те­лес­ной.

В пред­чув­ствии кон­чи­ны пре­по­доб­ный Нил при­го­то­вил се­бе гроб. А к са­мо­му вре­ме­ни пре­став­ле­ния при­был на ост­ров игу­мен од­но­го из близ­ле­жав­ших мо­на­сты­рей и при­об­щил его Свя­тых Тайн. По ухо­де игу­ме­на пре­по­доб­ный Нил в по­след­ний раз со­вер­шил мо­лит­ву, ока­дил свя­тые ико­ны и кел­лию и пре­дал Гос­по­ду бес­смерт­ную свою ду­шу 7 де­каб­ря 1554 го­да. Про­слав­ле­ние его свя­тых мо­щей (ны­не по­чи­ва­ю­щих в Зна­мен­ском хра­ме г. Осташ­ко­ва) со­вер­ши­лось в 1667 го­ду с уста­нов­ле­ни­ем празд­но­ва­ния 27 мая и в день пре­став­ле­ния.

Пре­по­доб­ный Нил Сто­ло­бен­ский пре­ста­вил­ся 7 де­каб­ря 1554 го­да.

Мно­го лет спу­стя на ост­ров озе­ра Се­ли­гер, где под­ви­зал­ся свя­той по­движ­ник, при­шел иеро­мо­нах Гер­ман и вслед за ним хол­мо­го­рец, стран­ник Бо­рис. Вме­сте они по­се­ли­лись на ост­ро­ве и по­стро­и­ли храм в честь Бо­го­яв­ле­ния с при­де­лом во имя свя­то­го бла­жен­но­го Ва­си­лия, Мос­ков­ско­го чу­до­твор­ца. Со вре­ме­нем на ме­сте по­дви­гов пре­по­доб­но­го Ни­ла воз­ник­ла оби­тель, на­зван­ная его име­нем. Ино­ка­ми Ор­ши­на мо­на­сты­ря бы­ла на­пи­са­на ико­на пре­по­доб­но­го Ни­ла, на ме­сте по­гре­бе­ния свя­то­го ста­ли со­вер­шать­ся чу­дес­ные ис­це­ле­ния боль­ных. Впо­след­ствии жив­ший в оби­те­ли свя­ти­тель Нек­та­рий, ар­хи­епи­скоп Си­бир­ский и То­боль­ский, ре­шил по­стро­ить ка­мен­ный храм вме­сто преж­не­го, де­ре­вян­но­го. Во вре­мя за­клад­ки фун­да­мен­та зем­ля осы­па­лась и от­кры­лись не­тлен­ные мо­щи пре­по­доб­но­го Ни­ла. Об­ре­те­ние мо­щей про­изо­шло 27 мая 1667 го­да, од­но­вре­мен­но бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние пре­по­доб­но­му в честь это­го со­бы­тия.

Полное житие преподобного Нила Столобенского

Пре­по­доб­ный Нил Сто­ло­бен­ский ро­дил­ся во вто­рой по­ло­ви­не XV ве­ка в од­ном из се­ле­ний Де­рев­ской Пя­ти­ны Жа­бен­ско­го по­го­ста в Нов­го­род­ской зем­ле (в не­ко­то­рых текстах жи­тия пре­по­доб­но­го его ро­ди­ной на­зы­ва­ет­ся са­мое се­ле­ние Жаб­на – центр по­го­ста или во­ло­сти). Бла­го­че­сти­вые ро­ди­те­ли вос­пи­та­ли его в стра­хе Бо­жи­ем, в люб­ви к мо­лит­ве и чте­нию ду­ше­по­лез­ных книг. По­сле их кон­чи­ны око­ло 1505 го­да пре­по­доб­ный при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем в честь пре­по­доб­но­го Ни­ла Си­най­ско­го (V; па­мять 12 но­яб­ря) в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сав­вы Кры­пец­ко­го († 1495; па­мять 28 ав­гу­ста). По­сле при­ня­тия ино­че­ства свя­той Нил му­же­ствен­но во­ору­жил­ся про­тив внут­рен­них стра­стей диа­во­ла. С усер­ди­ем ис­пол­няя все воз­ло­жен­ные на не­го по­слу­ша­ния, он бес­пре­ко­слов­но по­ви­но­вал­ся игу­ме­ну. Во всех по­ступ­ках пре­по­доб­ный Нил про­яв­лял сми­ре­ние, кро­тость и не­зло­бие. Укро­тив стра­сти, сми­рив плоть по­стом и бде­ни­ем и омыв ду­шу сле­за­ми, он сде­лал­ся из­бран­ным со­су­дом Свя­то­го Ду­ха.

Что­бы из­бе­жать мир­ской сла­вы, пре­по­доб­ный Нил в 1515 го­ду ис­про­сил бла­го­сло­ве­ние на­сто­я­те­ля и по­ки­нул Кры­пец­кий мо­на­стырь для пу­стын­но­жи­тель­ства. По­ла­га­ясь на ука­за­ние Бо­жие, пре­по­доб­ный про­шел мно­го не­оби­та­е­мых мест и на­ко­нец, при­дя в Ржев­скую зем­лю, из­брал пу­стын­ное ле­си­стое ме­сто близ ре­ки Се­рем­хи (или Че­рем­хи). По­ста­вив не­боль­шую ке­лью, свя­той пре­дал­ся по­дви­гам не­пре­стан­ной мо­лит­вы и воз­дер­жа­ния. Пи­щей слу­жи­ли же­лу­ди и дру­гие пло­ды ле­са. Бе­сы, что­бы устра­шить свя­то­го и про­гнать его из пу­сты­ни, яв­ля­лись ему в ви­де сви­ре­пых зве­рей и га­дов. Они с прон­зи­тель­ным сви­стом и ши­пе­ни­ем устрем­ля­лись на не­го, но свя­той по­движ­ник от­го­нял их мо­лит­вой и крест­ным зна­ме­ни­ем. Не имея воз­мож­но­сти из­гнать пре­по­доб­но­го из пу­сты­ни, бе­сы на­уча­ли злых лю­дей при­чи­нять ему вред. Од­на­жды к свя­то­му от­шель­ни­ку при­шли раз­бой­ни­ки, ду­мая най­ти у не­го ка­кие-ли­бо со­кро­ви­ща. Узнав об их при­хо­де, пре­по­доб­ный Нил со­тво­рил мо­лит­ву и вы­шел им на­встре­чу с ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри в ру­ках. Раз­бой­ни­кам по­ка­за­лось, что с пре­по­доб­ным идет мно­же­ство во­ору­жен­ных лю­дей. Они ис­пу­га­лись и ста­ли про­сить у свя­то­го про­ще­ния. Свя­той Нил с лю­бо­вью при­нял их по­ка­я­ние и от­пу­стил с ми­ром.

Читайте также:
Захария и Елисавета – житие и биография святых, чудеса, дни памяти

Че­рез 13 лет, по устро­е­нию Про­мыс­ла Бо­жия, имя пре­по­доб­но­го Ни­ла ста­ло из­вест­но во мно­гих окрест­ных се­ле­ни­ях. Мно­гие ста­ли при­хо­дить к не­му за бла­го­сло­ве­ни­ем, на­став­ле­ни­я­ми и со­ве­та­ми. По­движ­ни­че­ская жизнь свя­то­го от­шель­ни­ка вы­зва­ла мир­скую хва­лу, и это край­не огор­ча­ло сми­рен­но­го ино­ка. В ноч­ных мо­лит­вах он со сле­за­ми про­сил Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу на­ста­вить его на путь уеди­нен­ных по­дви­гов.

Од­на­жды в тон­ком сне пре­по­доб­ный услы­шал по­ве­ле­ние ид­ти на ост­ров Сто­лоб­ный, рас­по­ло­жен­ный на озе­ре Се­ли­гер. Пе­ре­се­ле­ние пре­по­доб­но­го Ни­ла на этот пу­стын­ный ост­ров про­изо­шло в 1528 го­ду. Первую зи­му свя­той про­жил в вы­ко­пан­ной им в го­ре пе­ще­ре, а за­тем по­стро­ил не­боль­шую де­ре­вян­ную ке­лью и ча­сов­ню. Враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го по­пы­тал­ся из­гнать свя­то­го и из это­го ме­ста, яв­ля­ясь ему и угро­жая бе­да­ми. Он на­учил и окрест­ных по­се­лян вре­дить по­движ­ни­ку. Ни­ко­му ра­нее не нуж­ный ост­ров вдруг стал не­об­хо­дим жи­те­лям со­сед­них с ним се­ле­ний, и они ре­ши­ли вы­ру­бить на нем лес и рас­па­хать паш­ню. Сруб­лен­ный же лес по­до­жгли, на­де­ясь, что вме­сте с ним сго­рит и ке­ллия свя­то­го. Но ко­гда огонь бу­ше­вал по ост­ро­ву и при­бли­зил­ся к жи­ли­щу пре­по­доб­но­го Ни­ла, по мо­лит­ве свя­то­го пла­мя по­гас­ло. Как и в Се­рем­ской пу­сты­ни, на пре­по­доб­но­го Ни­ла на­па­ли раз­бой­ни­ки, тре­буя со­кро­вищ. Свя­той ска­зал им, что его со­кро­ви­ще на­хо­дит­ся в уг­лу ке­ллии – там сто­я­ла ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Бро­сив­шись ту­да, раз­бой­ни­ки ослеп­ли. Рас­ка­яв­шись в злых за­мыс­лах, они по мо­лит­ве свя­то­го про­зре­ли.

По­сле про­дол­жи­тель­ной и уси­лен­ной борь­бы со стра­стя­ми и диа­во­лом пре­по­доб­ный Нил удо­сто­ил­ся от Гос­по­да да­ра ду­хов­но­го про­зре­ния и рас­суж­де­ния. Бла­го­да­ря на­став­ле­ни­ям пре­по­доб­но­го мно­гие лю­ди ис­прав­ля­ли свою жизнь, по его мо­лит­вам они по­лу­ча­ли по­мощь от Бо­га и уте­ше­ние. По мо­лит­вам свя­то­го укро­ща­лись вол­ны на Се­ли­ге­ре и за­стиг­ну­тые бу­рей ры­ба­ки спа­са­лись от смер­ти. 27 лет про­жил пре­по­доб­ный Нил на Сто­лоб­ном, с ве­ли­ким тер­пе­ни­ем пе­ре­но­ся вся­кие на­па­сти, скор­би и ли­ше­ния. Осо­бым по­дви­гом свя­то­го Ни­ла бы­ло то, что он не ло­жил­ся для сна, но спал си­дя, опе­рев­шись на два боль­ших де­ре­вян­ных крю­ка, вби­тых в сте­ну ке­ллии. За не­сколь­ко лет до кон­чи­ны пре­по­доб­ный Нил вы­ко­пал в ча­сов­не мо­ги­лу и по­ста­вил в ней гроб, к ко­то­ро­му при­хо­дил каж­дый день и опла­ки­вал свои гре­хи.

Пре­по­доб­но­му Ни­лу бы­ло от­кры­то вре­мя его кон­чи­ны – 7 де­каб­ря 1554 го­да. Не­за­дол­го пред тем свя­то­го по­се­тил его ду­хов­ник – игу­мен Ра­ков­ско­го Ни­ко­ла­ев­ско­го мо­на­сты­ря Сер­гий и при­ча­стил пре­по­доб­но­го Ни­ла Свя­тых Хри­сто­вых Тайн. Пре­по­доб­ный пред­ска­зал воз­ник­но­ве­ние ино­че­ской оби­те­ли на ме­сте сво­их по­дви­гов. Пе­ред бла­жен­ной кон­чи­ной он ока­дил ке­ллию, а за­тем мир­но по­чил си­дя, опе­рев­шись на де­ре­вян­ные крю­ки. Ко­гда при­шли бра­тия Рож­ков­ской оби­те­ли, то в ке­ллии свя­то­го по­чув­ство­ва­ли бла­го­уха­ние, а лик по­чив­ше­го си­ял не­обык­но­вен­ным све­том. Его по­греб­ли в при­го­тов­лен­ном им гро­бе.

По­сле кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Ни­ла на ост­ров Сто­лоб­ный при­хо­ди­ли ино­ки из раз­ных мо­на­сты­рей, стран­ство­вав­шие по свя­тым ме­стам, и жи­ли в его ке­ллии не­ко­то­рое вре­мя. Игу­ме­ном Ан­то­ни­ем и ино­ком Гер­ма­ном над мо­ги­лой пре­по­доб­но­го бы­ла устро­е­на гроб­ни­ца, у ко­то­рой еще до ос­но­ва­ния оби­те­ли со­вер­ша­лись ис­це­ле­ния бо­ля­щих. Око­ло 1590 го­да инок Гер­ман по­се­лил­ся на ост­ро­ве, где в то вре­мя жил стран­ник Бо­рис Хол­мо­го­рец. По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Нов­го­род­ско­го Алек­сандра (1576–1591) они по­стро­и­ли де­ре­вян­ный храм в честь Бо­го­яв­ле­ния с при­де­лом во имя бла­жен­но­го Ва­си­лия, Хри­ста ра­ди юро­ди­во­го, Мос­ков­ско­го чу­до­твор­ца († 1557; па­мять 2 ав­гу­ста).

Вско­ре воз­ник­ла оби­тель с об­ще­жи­тель­ным уста­вом, по­лу­чив­шая на­зва­ние Ни­ло­вой пу­сты­ни. Пер­вым на­сто­я­те­лем ее был иеро­мо­нах Гер­ман.

В 1595 го­ду мо­на­хи-ико­но­пис­цы Твер­ско­го Ор­ши­на Воз­не­сен­ско­го мо­на­сты­ря Иов и Ни­фонт на­пи­са­ли об­раз пре­по­доб­но­го Ни­ла, ко­то­рый был воз­ло­жен на гроб­ни­цу пре­по­доб­но­го. В 1598–1600 го­дах Фи­ло­фей Пи­ро­гов, инок Геф­си­ман­ско­го ски­та Тро­и­це-Сер­ги­е­во­го мо­на­сты­ря, со­ста­вил сти­хи­ры и ка­нон свя­то­му и на­пи­сал его жи­тие.

В 1665 го­ду в мо­на­сты­ре про­изо­шел по­жар, сго­ре­ли все де­ре­вян­ные стро­е­ния, в том чис­ле и храм. Для со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ний бы­ла по­стро­е­на вре­мен­ная де­ре­вян­ная цер­ковь, а 27 мая 1667 го­да над гроб­ни­цей пре­по­доб­но­го Ни­ла был за­ло­жен но­вый ка­мен­ный храм. Во вре­мя ко­па­ния рвов для хра­ма зем­ля осы­па­лась, об­на­жив гроб; та­ким об­ра­зом бы­ли об­ре­те­ны не­тлен­ные и бла­го­ухан­ные мо­щи пре­по­доб­но­го Ни­ла. По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Нов­го­род­ско­го Пи­ти­ри­ма (на Нов­го­род­ской ка­фед­ре с 1664 по 1672, за­тем – пат­ри­арх Все­рос­сий­ский; † 1673) в этот день бы­ло уста­нов­ле­но еже­год­ное празд­но­ва­ние об­ре­те­ния свя­тых мо­щей пре­по­доб­но­го Ни­ла. Чу­до­твор­ные мо­щи его бы­ли пе­ре­ло­же­ны в но­вую гроб­ни­цу и по­став­ле­ны в де­ре­вян­ном По­кров­ском хра­ме. 30 ок­тяб­ря 1669 го­да в но­вом ка­мен­ном хра­ме бы­ли освя­ще­ны при­де­лы во имя свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва и бла­жен­но­го Ва­си­лия, Хри­ста ра­ди юро­ди­во­го. Свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Ни­ла по­ста­ви­ли в пер­вом при­де­ле, а 9 ап­ре­ля 1671 го­да пе­ре­нес­ли их в глав­ный Бо­го­яв­лен­ский храм (по­сле его освя­ще­ния). С 17 мая 1756 го­да еже­год­но ста­ло со­вер­шать­ся тор­же­ствен­ное об­не­се­ние свя­тых мо­щей во­круг мо­на­сты­ря, позд­нее – крест­ный ход из го­ро­да Осташ­ко­ва. Со­хра­ни­лось опи­са­ние мно­го­чис­лен­ных ис­це­ле­ний, со­вер­шив­ших­ся у гроб­ни­цы пре­по­доб­но­го Ни­ла по его свя­тым мо­лит­вам. Ны­не свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Ни­ла по­чи­ва­ют в Богоявленском соборе Нило-Столобенской пустыни.

Читайте также:
Житие Давида Гареджийского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Преподобный Нил Столобенский – 20 декабря

Житие Преподобного Нила Столобенского

Преподобный Нил Столобенский родился в XV веке в Новгородской земле. Родина Преподобного — селение Деревской Пятины Жабенского погоста, по ряду источников — селение Жабна. Нил Столобенской жил в благочестивой семье, с детсва был приучен к чтению душеспасительных книг и молитвы. Во второй половине XV века принял монашеский постриг и был назван в честь преподобного Нила Синайского. Описывающие житие преподобного упоминают его послушание, кротость и незлобление.

Нил Столобенский избегал мирской славы и в 1515 году покинул Крыпецкий монастырь, чтобы жить в пустыне. Преподобный жил в Ржевской земле близ реки Серемхи (или Черемхи). В небольшой келье пией ему служили желуди и лесные плоды, принимал дары от рыбаков. Преподобный неустанно молился. Житие его отличалось аскетизмом. Просил святой не того, о чем молятся простые люди — просил иноческого подвига. Его искушали бесы, являясь в виде зверей и гадов, но святой подвижник продолжал молиться и спасался, оспеняя их крестным знамением. Бесы пытались изгнать святого и через людей, направив в келью разбойников. Преподобный Нил, помолившись вышел к ним с иконой Божией Матери в руках. Разбойники увидели, будто со святым идет войско и покаялись. Нил Столобенский с миром отпустил их.

К святому стали приходить за благословением и советами, узнав, чем помогают его наставления. Преподобный Нил не искал мирской славы и просил Пресвятую Богородицу позволить ему совершить иноческий подвиг. Однажды во сне он услышал повеление идти на остров Столбный на озере Селигер. Там Нил Столобенский жил в горной пещере. Бесы не оставляли его и научили местных жителей, чтобы те вырубили на острове лес, распахали пашню. Срубленный лес подожгли, но огонь не тронул келью по молитве преподобного. Тогда на пещеру вновь напали разбойники, но, бросившись к иконе в углу, они ослепли. Разбойники раскаялись, по молитве святого им вернулось зрение. Спал Нил Столобенский, опираясь на два деревянных крюка, вбитых в стену.

Преподобному открылся день его кончины — 7 декабря 1554 года. За несколько лет до того, как отойти ко Господу, Нил Столобенский выкопал могилу, сделал гроб и приходил к нему оплакивать свои грехи. Преподобный предсказал, что на месте его подвигов появится монастырь. Перед кончиной святого навестил его духовник — настоятель Никольского Рожковского монастыря игумен Сергий, который исповедал и причастил его. Братия Рожковской обители обнаружила, что Нил Столобенский почил, опираясь на деревянные крюки, лик его сиял необыкновенным светом. Монахи совершили погребение преподобного.

Монастырь

Вскоре монастырь действительно возник. Первым настоятелем Ниловой пустыни был иеромонах Герман. Над могилой преподобного установили гробницу, у которой совершались исцеления болящих.

Икона Преподобного Нила Столобенского

Монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали икону преподобного Нила, который позже возложили на его гробницу. После пожара в монастыре, во время постройки нового временного храма, было обнаружено, что мощи святого нетленны. Вслед за написанием иконы возникло местное почитание святого. Начало общецерковного почитания остается неизвестным.

О чем молятся, и чем помогают молитвы у мощей преподобного Нила Столобенского?

Множество исцелений было засвидетельствовано по молитвам у святых мощей преподобного. В благодарность за исцеление по молитвам создавалось множество скульптур, где преподобный старец был изображен сидящим, как во время сна. В иконографии святого отмечается преобладание деревянной резной скульптуры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: