Нил Столобенский: житие и биография преподобного, в чем помогает и о чем молятся

40 лет в пустыни

К 350-летию обретения мощей преподобного Нила Столобенского

Каждый год в день обретения мощей преподобного Нила, 27 мая/9 июня, совершается особенное торжество в Нило-Столобенской пустыни на озере Селигер. В нынешний год 350-летия обретения мощей преподобного Нила Столобенского праздничную Божественную литургию в обители 9 июня возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Устрашить святого

Будущий подвижник родился во второй половине XV века в одном из селений Новгородской земли. Кем были его родители – неизвестно. В житие святого упоминается об их благочестии – только такие родители смогли бы воспитать сына в страхе Божием и в любви к молитве. Поэтому, когда в 1505 году мать с отцом умерли и настало время выбирать жизненный путь, сомнений не было. Юноша отправился в псковский Савво-Крыпецкий мужской монастырь и принял там монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила Синайского. В этой обители монах Нил подвизался около десяти лет. О первых годах монашеской жизни житие святого повествует так: «После принятия иночества святой Нил мужественно вооружился против внутренних страстей диавола. С усердием исполняя все возложенные на него послушания, он беспрекословно повиновался игумену. Во всех поступках преподобный Нил проявлял смирение, кротость и незлобие. Укротив страсти, смирив плоть постом и бдением и омыв душу слезами, он сделался избранным сосудом Святого Духа».

В 1515 году, «чтобы избежать мирской славы», преподобный по благословению настоятеля покидает монастырь и отправляется на поиски места для пустынножительства. Нелегкий путь пришлось пройти святому, пока он не остановился в пустынном лесистом месте в Ржевской земле близ реки Серемхи. Здесь преподобный выстроил себе келью и «предался подвигам непрестанной молитвы и воздержания». Питался святой лишь теми дарами, которыми был богат лес.

«Бесы, чтобы устрашить святого и прогнать его из пустыни, являлись ему в виде свирепых зверей и гадов. Они с пронзительным свистом и шипением устремлялись на него, но святой подвижник отгонял их молитвой и крестным знамением. Не имея возможности изгнать преподобного из пустыни, бесы научали злых людей причинять ему вред».

Несмотря на сокрытость кельи монаха от посторонних глаз, через некоторое время весть о его безмолвном подвиге достигла людей. Первыми пришли разбойники – в надежде найти какие-либо сокровища. «Узнав об их приходе, преподобный Нил сотворил молитву и вышел навстречу с иконой Божией Матери в руках. Разбойникам показалось, что с преподобным идет множество вооруженных людей. Они испугались и стали просить у святого прощения. Святой Нил с любовью принял их покаяние и отпустил с миром».

Вскоре уже в поисках других – духовных – сокровищ к подвижнику стали стекаться жители окрестных селений. «Многие стали приходить к нему за благословением, наставлениями и советами. Подвижническая жизнь святого отшельника вызвала мирскую хвалу, и это крайне огорчало смиренного инока. В ночных молитвах он со слезами прсил Пресвятую Богородицу наставить его на путь уединенных подвигов».

Тринадцать лет подвизался святой на берегу реки Серемхи.

«Здесь покой мой»

Однажды, после долгой молитвы, Нил в полусне услышал голос, повелевавший ему:

– Нил! Выйди отсюда и иди на остров Столобенский; там ты можешь спастись.

Ощутив несомненную близость Господа, монах исполнился великой радости и стал готовиться к новому подвигу. В 1528 году он впервые ступил на землю Столобенского острова на озере Селигер, где ему предстояло прожить до конца дней. Преподобный был поражен красотой и гармонией местности. Обойдя весь остров, он выбрал место для своей кельи в небольшой горе. Со словами «Здесь покой мой, здесь вселюсь во век века» он возблагодарил Бога и выкопал пещеру, в которой и прожил всю зиму. На второй год жизни на острове святой построил небольшую деревянную келью и часовню.

Еще об одном удивительном случае рассказывает святитель Димитрий Ростовский: «Однажды, когда преподобный находился на работе вне келии, разбойники напали на святого и с угрозою требовали от него, чтобы он отдал им свое сокровище; святой же сказал им:

– Всё мое сокровище – в углу келии; войдите туда и возьмите его.

Разбойники вошли в келию и внезапно ослепли

В углу же том была икона Богородицы с Предвечным Младенцем. Разбойники вошли в келию и внезапно ослепли; тогда они со слезами стали умолять святого о прощении; преподобный помолился Богу, и разбойники прозрели. После сего святой обратился к ним с наставлением о душевном спасении и повелел им никому не передавать о случившемся с ними; они тогда умолчали, но после кончины святого Нила рассказали обо всем».

Сколько всего козней и напастей пришлось претерпеть преподобному, ведомо одному лишь Господу. Нам же дано зреть плоды святости подвижника – дар проникать в тайные дела людей и согрешающих направлять на путь истины. По молитвам святого укрощались волны на Селигере, и застигнутые бурей рыбаки спасались от смерти.

«Богобоязненные жители, занимавшиеся близ острова рыболовством, почитая святого, посылали ему на пропитание рыбу от своего улова. Однажды они послали к нему с рыбою одного из своих товарищей. Святой, провидя духом своим, что рыбарь осквернил себя прелюбодеянием, закрыл пред ним оконце келии и не принял от него рыбу. Рыбарь, возвратясь к товарищам, поведал им о случившемся. Они послали другого к преподобному с рыбою, и преподобный с радостью принял от него рыбу и, благословив, отпустил.

В другое время один человек хотел было на острове нарубить лесу для постройки дома, но вдруг загремел страшный гром и послышался голос, воспрещавший рубить лес. Однако тот не убоялся сего и стал нагружать деревьями воз, но лошадь не могла сдвинуть его с места. Увидя сие чудо, человек тот со страхом ушел, обещаясь никогда более не делать того».

27 лет подвизался прп. Нил на Столобенском острове. Ему было открыто время своей кончины

Двадцать семь лет подвизался преподобный на Столобенском острове. Святому было открыто время его кончины. За несколько лет до своего преставления ко Господу он выкопал в часовне могилу и поставил в ней гроб. Приходя туда на всякий день, он плакал над тем гробом, говоря себе:

Читайте также:
Арсений Великий - житие и биография, труды, дни памяти и почитание, мощи

– Се покой мой, се жилище мое!

Когда время кончины приблизилось, преподобный стал молить Бога быть удостоенным принятия Святых Таин. Тогда на остров прибыл игумен Никольского монастыря Сергий и причастил монаха Нила. Беседуя с игуменом, Нил исполнился пророческого вдохновения и сказал: «Отче святый! По моем отшествии к Богу на сем острове Бог воздвигнет храм в прославление Своего имени, и место сие будет жилищем иноков».

«После сего преподобный, войдя в келию, сотворил обычные молитвы и, взяв кадильницу, окадил святые иконы и всю келию; потом (…) преставился ко Господу в 1554 году, декабря в седьмой день». Над могилой преподобного была устроена гробница, у которой совершались исцеления болящих.

«А это разве не чудеса?»

На гробе преподобного Нила не переставали совершаться чудеса

В 1595 году монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали образ преподобного Нила – по рассказам тех, кто знал святого при жизни и хорошо его помнил. Образ был возложен на гробницу преподобного. Вслед за написанием иконы возникло местное почитание святого. В 1598–1600 годах Филофей Пирогов, инок Гефсиманского скита Троице-Сергиевого монастыря, составил стихиры и канон святому и написал его житие.

На гробе преподобного Нила не переставали совершаться чудеса. В праздник Василия Блаженного (2/15 августа), когда в пустынь собирались богомольцы, два мальчика зашли в часовню, где находился гроб преподобного, и по неразумию начали играть, бросать один в другого рябиной. Внезапно загремел страшный гром, дети обмерли и упали на землю. Когда народ увидел мальчиков, лежавших без движения, стали служить угоднику молебен и призывать его на помощь. Дети пришли в себя и рассказали, что когда они бросали рябину, то увидели старца, который велел им перестать; они не послушали его и от страшного грома упали на землю. По усердной молитве родителей дети возвратились домой здоровыми.

Исаия Травков, слуга боярина Бельского, проезжая раз озером Селигер мимо Столобного острова, кощунственно говорил перед своими спутниками: «Хотя ты, Нил, и свят, а все-таки я проеду мимо». Когда Исаия вернулся домой, он внезапно захворал каменной болезнью. Едучи в другой раз по озеру, Исаия почувствовал себя особенно плохо, еле дышал и говорил едущим с ним, что он умирает. Тут он вспомнил о своем кощунстве, понял, что наказан преподобным, и просил привезти его на остров Столобный. Как только вынесли Исаию на остров, ему стало лучше; он сам дошел до часовни, перед гробом угодника Божия покаялся в своем безумии и получил исцеление. После того преподобный Нил явился Исаии во сне и сказал: «Почему ты не заезжаешь к Нилу и говоришь, что он не творит чудес? А это разве не чудеса?» И потом по книге начал читать сказание о чудесах своих. После этого вразумленный Исаия почитал святого Нила великим чудотворцем.

В 1665 году в монастыре произошел пожар, все деревянные строения сгорели. Была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года при закладке нового каменного храма земля над гробницей преподобного обрушилась и обнажились нетленные и благоуханные мощи святого Нила. Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме. 9 апреля 1671 года перенесли их в главный Богоявленский храм обители, где святые мощи покоятся и сегодня.

Более двух столетий спустя после смерти преподобного Нила Столобенского другой святой Русской Православной Церкви – Серафим Саровский – скажет: «Спаси себя – и вокруг тебя спасутся тысячи». Казалось бы, святой Нил ничем другим не занимался: более 40 лет проведя в пустынях, он молился, подвизался, боролся со страстями – был полностью сосредоточен на внутреннем делании, на своем спасении. Но и по сей день вокруг него – приступая к его святым мощам, проходя по местам, где он подвизался, взывая к нему в молитвах, – спасаются тысячи людей, находящих отраду и утешение в обращении к великому подвижнику.

Преподобный Нил Столобенский. 40 лет в пустыни

Устрашить святого

В 1515 году, «чтобы избежать мирской славы», преподобный по благословению настоятеля покидает монастырь и отправляется на поиски места для пустынножительства.

Нелегкий путь пришлось пройти святому, пока он не остановился в пустынном лесистом месте в Ржевской земле близ реки Серемхи. Здесь преподобный выстроил себе келью и «предался подвигам непрестанной молитвы и воздержания». Питался святой лишь теми дарами, которыми был богат лес.

«Бесы, чтобы устрашить святого и прогнать его из пустыни, являлись ему в виде свирепых зверей и гадов. Они с пронзительным свистом и шипением устремлялись на него, но святой подвижник отгонял их молитвой и крестным знамением. Не имея возможности изгнать преподобного из пустыни, бесы научали злых людей причинять ему вред».

Несмотря на сокрытость кельи монаха от посторонних глаз, через некоторое время весть о его безмолвном подвиге достигла людей. Первыми пришли разбойники – в надежде найти какие-либо сокровища. «Узнав об их приходе, преподобный Нил сотворил молитву и вышел навстречу с иконой Божией Матери в руках. Разбойникам показалось, что с преподобным идет множество вооруженных людей. Они испугались и стали просить у святого прощения. Святой Нил с любовью принял их покаяние и отпустил с миром».

Вскоре уже в поисках других – духовных – сокровищ к подвижнику стали стекаться жители окрестных селений. «Многие стали приходить к нему за благословением, наставлениями и советами. Подвижническая жизнь святого отшельника вызвала мирскую хвалу, и это крайне огорчало смиренного инока. В ночных молитвах он со слезами просил Пресвятую Богородицу наставить его на путь уединенных подвигов».

Читайте также:
Пророк Иезекииль: книга, житие и биография святого, испытания и пророчества, дни памяти

Тринадцать лет подвизался святой на берегу реки Серемхи.

«Здесь покой мой»

Однажды, после долгой молитвы, Нил в полусне услышал голос, повелевавший ему:

– Нил! Выйди отсюда и иди на остров Столобенский; там ты можешь спастись.

Ощутив несомненную близость Господа, монах исполнился великой радости и стал готовиться к новому подвигу. В 1528 году он впервые ступил на землю Столобенского острова на озере Селигер, где ему предстояло прожить до конца дней. Преподобный был поражен красотой и гармонией местности. Обойдя весь остров, он выбрал место для своей кельи в небольшой горе. Со словами «Здесь покой мой, здесь вселюсь во век века» он возблагодарил Бога и выкопал пещеру, в которой и прожил всю зиму. На второй год жизни на острове святой построил небольшую деревянную келью и часовню.

Святитель Димитрий Ростовский повествует: «Нил проводил на острове жизнь в великих подвигах и молитвах, в посте и трудах; пищею ему служили злаки и ягоды, росшие на острове, а также овощи и плоды от земли, которую он возделывал своими руками. Но диавол и здесь не переставал вооружаться на святого и устрашал его всевозможными видениями. Так, однажды диавол явился с целым полчищем бесов и окружил келию преподобного, когда тот совершал в ней молитву свою; оцепив келию веревками, диавол с неистовым криком грозил стащить ее в озеро, но святой молитвою своею отогнал бесовское полчище».

Враг рода человеческого обрушивался на святого и через людей. Так, он научил и окрестных поселян вредить подвижнику. Никому ранее не нужный остров вдруг стал необходим жителям соседних с ним селений, и они решили вырубить на нем лес и распахать пашню. Срубленный же лес подожгли, надеясь, что вместе с ним сгорит и келия святого. «Видя сие, святой стал на молитву и со многими слезами молился об избавлении от напасти. Милосердый Господь не оставил моление раба Своего, уповающего на Него, и сохранил его по благодати Своей: пламень внезапно погас, как только дошел до горы. Преподобный же, увидев скорую милость Божию, возрадовался духом, а враги его со стыдом возвратились домой».

Еще об одном удивительном случае рассказывает святитель Димитрий Ростовский:

«Однажды, когда преподобный находился на работе вне келии, разбойники напали на святого и с угрозою требовали от него, чтобы он отдал им свое сокровище; святой же сказал им:

– Всё мое сокровище – в углу келии; войдите туда и возьмите его.

В углу же том была икона Богородицы с Предвечным Младенцем. Разбойники вошли в келию и внезапно ослепли; тогда они со слезами стали умолять святого о прощении; преподобный помолился Богу, и разбойники прозрели. После сего святой обратился к ним с наставлением о душевном спасении и повелел им никому не передавать о случившемся с ними; они тогда умолчали, но после кончины святого Нила рассказали обо всем».

Сколько всего козней и напастей пришлось претерпеть преподобному, ведомо одному лишь Господу. Нам же дано зреть плоды святости подвижника – дар проникать в тайные дела людей и согрешающих направлять на путь истины. По молитвам святого укрощались волны на Селигере и застигнутые бурей рыбаки спасались от смерти.

«Богобоязненные жители, занимавшиеся близ острова рыболовством, почитая святого, посылали ему на пропитание рыбу от своего улова. Однажды они послали к нему с рыбою одного из своих товарищей. Святой, провидя духом своим, что рыбарь осквернил себя прелюбодеянием, закрыл пред ним оконце келии и не принял от него рыбу. Рыбарь, возвратясь к товарищам, поведал им о случившемся. Они послали другого к преподобному с рыбою, и преподобный с радостью принял от него рыбу и, благословив, отпустил.

В другое время один человек хотел было на острове нарубить лесу для постройки дома, но вдруг загремел страшный гром и послышался голос, воспрещавший рубить лес. Однако тот не убоялся сего и стал нагружать деревьями воз, но лошадь не могла сдвинуть его с места. Увидя сие чудо, человек тот со страхом ушел, обещаясь никогда более не делать того».

Двадцать семь лет подвизался преподобный на Столобенском острове. Святому было открыто время его кончины. За несколько лет до своего преставления ко Господу он выкопал в часовне могилу и поставил в ней гроб. Приходя туда на всякий день, он плакал над тем гробом, говоря себе:

– Се покой мой, се жилище мое!

Когда время кончины приблизилось, преподобный стал молить Бога быть удостоенным принятия Святых Таин. Тогда на остров прибыл игумен Никольского монастыря Сергий и причастил монаха Нила. Беседуя с игуменом, Нил исполнился пророческого вдохновения и сказал: «Отче святый! По моем отшествии к Богу на сем острове Бог воздвигнет храм в прославление Своего имени, и место сие будет жилищем иноков».

«После сего преподобный, войдя в келию, сотворил обычные молитвы и, взяв кадильницу, окадил святые иконы и всю келию; потом (…) преставился ко Господу в 1554 году, декабря в седьмой день». Над могилой преподобного была устроена гробница, у которой совершались исцеления болящих.

«А это разве не чудеса?»

После кончины преподобного Нила остров Столобный привлекал многих иноков, искавших уединения. Они приходили, жили в келье святого – и отправлялись дальше в поисках своего места, пока, наконец, не пришел сюда около 1590 года инок Герман, который поселился на острове. Вместе с проживавшим здесь же странником Борисом Холмогорцем по благословению митрополита Новгородского Александра и при помощи многих боголюбивых окрестных жителей они построили деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Вокруг храма стали собираться иноки. Постепенно были построены кельи и обнесены оградой. Так и возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. Иеромонах Герман стал ее первым настоятелем. В 1595 году монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали образ преподобного Нила – по рассказам тех, кто знал святого при жизни и хорошо его помнил. Образ был возложен на гробницу преподобного. Вслед за написанием иконы возникло местное почитание святого. В 1598–1600 годах Филофей Пирогов, инок Гефсиманского скита Троице-Сергиевого монастыря, составил стихиры и канон святому и написал его житие.

Читайте также:
Андрей Кесарийский - труды и творчество, история жизни, Толкование на Апокалипсис

На гробе преподобного Нила не переставали совершаться чудеса.

В праздник Василия Блаженного (2/15 августа), когда в пустынь собирались богомольцы, два мальчика зашли в часовню, где находился гроб преподобного, и по неразумию начали играть, бросать один в другого рябиной. Внезапно загремел страшный гром, дети обмерли и упали на землю. Когда народ увидел мальчиков, лежавших без движения, стали служить угоднику молебен и призывать его на помощь. Дети пришли в себя и рассказали, что когда они бросали рябину, то увидели старца, который велел им перестать; они не послушали его и от страшного грома упали на землю. По усердной молитве родителей дети возвратились домой здоровыми.

Исаия Травков, слуга боярина Бельского, проезжая раз озером Селигер мимо Столобного острова, кощунственно говорил перед своими спутниками: «Хотя ты, Нил, и свят, а все-таки я проеду мимо». Когда Исаия вернулся домой, он внезапно захворал каменной болезнью. Едучи в другой раз по озеру, Исаия почувствовал себя особенно плохо, еле дышал и говорил едущим с ним, что он умирает. Тут он вспомнил о своем кощунстве, понял, что наказан преподобным, и просил привезти его на остров Столобный. Как только вынесли Исаию на остров, ему стало лучше; он сам дошел до часовни, перед гробом угодника Божия покаялся в своем безумии и получил исцеление. После того преподобный Нил явился Исаии во сне и сказал: «Почему ты не заезжаешь к Нилу и говоришь, что он не творит чудес? А это разве не чудеса?» И потом по книге начал читать сказание о чудесах своих. После этого вразумленный Исаия почитал святого Нила великим чудотворцем.

В 1665 году в монастыре произошел пожар, все деревянные строения сгорели. Была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года при закладке нового каменного храма земля над гробницей преподобного обрушилась и обнажились нетленные и благоуханные мощи святого Нила. Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме. 9 апреля 1671 года перенесли их в главный Богоявленский храм обители, где святые мощи покоятся и сегодня.

Особым подвигом святого Нила было то, что он не ложился для сна, но спал сидя, опершись на два больших деревянных крюка, вбитых в стену кельи. Именно в этой позе святой мирно отошел ко Господу. И хотя православной традиции, в отличие от католической, не свойственно изображение святых в виде скульптуры или барельефа, иконографический образ преподобного чудотворца Нила Столобенского более известен именно в виде деревянной резной скульптуры, изображающей согбенного полусидящего старца с опущенной головой и мерно покоящимися на коленях руками. Вся его фигура свидетельствует о молитвенной сосредоточенности и отрешенности от всего внешнего и временного. Доподлинно не известно, когда впервые появилась на свет подобная деревянная фигура, но в XIX веке в Нило-Столобенской пустыни сложилась благочестивая традиция: паломникам, посещавшим обитель, дарили статуэтки, изображавшие святого.

Более двух столетий спустя после смерти преподобного Нила Столобенского другой святой Русской Православной Церкви – Серафим Саровский – скажет: «Спаси себя – и вокруг тебя спасутся тысячи». Казалось бы, святой Нил ничем другим не занимался: более 40 лет проведя в пустынях, он молился, подвизался, боролся со страстями – был полностью сосредоточен на внутреннем делании, на своем спасении. Но и по сей день вокруг него – приступая к его святым мощам, проходя по местам, где он подвизался, взывая к нему в молитвах, спасаются тысячи людей, находящих отраду и утешение в обращении к великому подвижнику.

Житие преподобного Нила Столобенского и в чем помогает икона, текст молитвы

Краткое жизнеописание святого

Биография преподобного Нила Столобенского известна из записей первого игумена Нило-Столобенской пустыни.

Происхождение

Святой Нил был крестьянского рода. Дата появления на свет – конец XV века. Имена родителей и его имя при крещении неизвестны. Место рождения – одно из поселений в южной части Новгородской земли (по территориальному делению XIV-XVIII веков).

Житие и служение Богу

Мальчик осиротел в раннем возрасте и нашел приют в монашеской обители преподобного Саввы Крыпецкого, где в 1505 году постригся в монахи и нарекся Нилом. Молитвами и постом Нил старался побороть плотские желания и искушения дьявола. Через 10 лет, почувствовав способность самостоятельно противостоять лукавому, Нил испросил благословения у настоятеля монастыря на отшельнический подвиг.

Получив его, монах отправился на поиски своей будущей пустыни, остановившись на берегу речки Серемухи, где построил келью. Отшельник жил своими трудами, постился, беспрестанно молился Господу в течение 13 лет.

Слава о святом отшельнике распространилась по окрестным деревням и селам. К Нилу стали приходить за молитвой, советом. Нил никому не отказывал в помощи, но известность и восхваления тяготили Нила. Монах стал молиться Божьей Матери, чтобы она подсказала ему, как избежать славословия и продолжить служение Иисусу Христу.

Однажды в полусне отшельник услышал голос, повелевавший идти на озеро Селигер. Разузнав, что речка Серемуха впадает в озеро Селигер, Нил собрал нехитрый скарб и отправился по направлению ее течения. Оказавшись на берегу водоема, Нил выбрал необитаемый остров Столобный. Для зимовки отшельник выкопал в горе пещеру. На следующий год на вершине Столобного Нил построил деревянную келью и часовню. В келье вместо лежанки отшельник вбил в стену два крюка, на которые опирался во время ночного отдыха, стоя на коленях. Для пропитания Нил выращивал на острове овощи, рожь, собирал грибы и ягоды, ловил рыбу.

Читайте также:
Василий Кинешемский - житие и биография, творчество и беседы, дни памяти и мощи

Окрестные крестьяне невзлюбили Нила. Однажды они приплыли на остров, вырубили весь лес и подожгли его. Отплыв на безопасное расстояние, поджигатели наблюдали, как пожарище охватило весь остров, поднимаясь к часовне и келье Нила. Отшельник вышел навстречу огню с иконой Божьей Матери, и языки пламени потухли сами собой, не причинив постройкам вреда.

Рыбаки иногда приставали к острову и отдавали Нилу часть улова. Отшельник проводил дни в молитвах и трудах. Прошло несколько лет, на Столобном снова выросли деревья. Местный крестьянин решил снова срубить молодые деревца и переправить на лодке на берег, чтобы использовать как дрова.

Срубив часть молодой поросли, он не смог сдвинуть ее с места, сколько не пытался. Осознав свой грех, крестьянин покаялся перед Нилом и был им прощен. После этого случая дьявольская пелена спала с глаз жителей прибрежных сел. Они стали приплывать к отшельнику за советом, молитвой, почитая его как святого. Нил не принимал даров от людей с греховной совестью и телесной нечистотой.

Разбойники решили, что в келье хранятся несметные сокровища в виде даров от мирян. Приплыв к Столобному, они потребовали у Нила указать, где хранятся богатства. На что святой сказал им, что главная ценность находится в углу кельи.

Войдя в нее, разбойники ослепли от нестерпимого света, исходившего от иконы Божьей Матери. Испуганные грабители упали перед Нилом на колени, прося прощения. Милосердный отшельник простил их и благословил на добрые дела.

Через 20 лет Нил поместил в часовне сделанный собственноручно гроб для своего погребения. Каждый день он молился в часовне, сокрушаясь перед Господом в своих грехах.

Праведная жизнь сделала Нила ясновидцем, способным совершать чудеса. По его молитве стихали волнения на озере, спасая тем самым жизнь рыбакам.

Смерть

Зная о приближении смерти (ему были открыты день и год, когда это произойдет), Нил молился Богу, чтобы он послал ему духовника для причастия. Господь надоумил настоятеля одного из местных монастырей навестить отшельника. 6 декабря 1555 года он приплыл на остров, причастил пустынника и пообещал вернуться на следующий день. Нил сообщил ему, что на острове со временем будет монашеская обитель. Вернувшись на остров 7 декабря, игумен Сергий обнаружил Нила в келье мертвым, стоящим на коленях с опорой на крюки. Монахи похоронили тело в часовне. В Столобенской пустыне отшельник прожил 27 лет.

Через 5 лет над могилой святого была сооружена гробница. Спустя 35 лет в келье Нила поселились другие иноки. Рядом с часовней был построен храм. Затем образовалась монашеская обитель, существующая и поныне под названием Нило-Столобенская пустынь. В 1665 году в обители случился пожар, от которого сгорели деревянные строения, в том числе часовня, где был погребен святой. Когда через 2 года на этом месте стали возводить каменную церковь, могила обнажилась, открыв нетленные, благоухающие кости преподобного. Они были перезахоронены во вновь построенном храме.

Нилова пустынь

В течение 40 лет вокруг кельи селились монахи и отшельники, строили маленькие кельи и рыли пещеры, потом обнесли все оградой и основали Нилову пустынь, монастырь, драгоценную святыню Русской Православной церкви.


Мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь в Тверской области

В конце лета 1665 года пожар невероятной силы буквально слизал все постройки, но монахи не сдались. Архиепископ Нектарий обратился к царю Алексию Михайловичу за разрешением и помощью в строительстве каменного храма. Строительство велось под опекунством игумена Германа Второго.

В 1667 году во время копания нового фундамента земля стала осыпаться сама по себе, открыв гроб с сохранившимися костями.

Важно! 27 мая были обретены святые мощи Нила. Этот день отмечается в православной церкви, как день поминовения преподобного.

Поклониться мощам, которые и поныне хранятся в серебряной раке, можно в Богоявленском соборе Столобенского монастыря.

Текст молитвы

О великий угодниче, преславный чудотворче, собранного зде о тебе стада Христова бодрый пастырю и обители сея Богом данный начальниче, Ниле всеблаженне! Душею на небеси Престолу Божию предстояй и Троичныя славы наслаждаяйся, телом же на земли в Божественном храме сем почиваяй и от него данною ти свыше благодатию различная источаяй чудеса, призри милостивым оком на предстоящия честней твоей раце люди и просящия сильныя твоея помощи. Се бо мы в безмерных согрешениях осквернившиися и в тине страстей присно валяющиися, праведный гнев Божий на себе наведохом и всякия милости недостойны сотворихомся; темже и не смеюще возвести очес наших к высоте небесней, ниже вознести молебный глас, сердцем сокрушенным и духом смиренным тебе в ходатайство и пособие призываем. Ты убо, яко стяжавый дерзновение, воздвигни горе преподобныя твоя руце, якоже иногда чудный оный Моисей Боговидец Амалика побеждаяй, и простер к Господу Творцу всех и Богу теплую свою молитву, испроси Церкви благостояние, воздуха благорастворение, земли плодоносие. Избави же всех, верою несумненною к Богу приходящих и многоцелебныя мощи твоя благоговейно почитающих, от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и прилогов диавольских. Буди печальным утешитель, недугующим врач, напаствуемым помощник, нагим покровитель, вдовицам заступник, сирым защитник, младенцем питатель, старым укрепитель, странствующим путевождь, плавающим кормчий и исходатайствуй всем, крепкия помощи твоея усердне требующим, вся яже ко спасению полезная. Яко да твоими молитвами наставляеми, путь на земли маловременнаго жития нашего безбедне совершим, улучим же на небеси нескончаемый покой и прославим купно с тобою всех благих Дателя, единаго в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки исков. Аминь.

Икона Нила Столобенского

Нил Столобенский — один из наиболее почитаемых православных святых. Его прижизненные деяния являются образцом истинной веры, а сила молитвенного слова и по сей день помогает христианам исцелиться от многих болезней, встать на путь истинный.

Читайте также:
Дмитрий Донской: житие и биография князя, деятельность и княжество, дни памяти

Православный Нил Столобенский был причислен к лику святых как преподобный, и каждый год церковь почитает его имя среди остальных добровольных отшельников, предпочитавших уединение и усердные молитвы мирским делам.

История иконы

Преподобный Нил появился на свет во второй половине пятнадцатого века в благочестивой семье, проживающей в новгородской области. Его духовным воспитанием занимались с раннего детства, и мальчик вырос в любви к Господу. После кончины родителей Нил принял монашеский постриг и удалился для уединенной жизни. Он боролся с искушениями и покорно переносил все муки своего уединения. С молитвой на устах он сражался с дикими зверями и грабителями, которые решили посягнуть на его жизнь и нехитрый скарб. Со временем слава об отшельнике распространилась, и к Нилу стали приходить православные люди для благословения и исцеления. Святой просил Господа даровать ему одиночество, и в одном из снов услышал приказ отправляться на Селигер, чтобы жить на острове. Там отшельник продолжил жизнь в молитвах и воздержании. Своими деяниями он неоднократно спасал тонущих во время бури на острове, и к нему продолжали стекаться паломники. Дату своей смерти Нил знал заранее. После кончины тело праведника нашли умиротворенным, а лик его был освещен божественным светом.

Описание иконы Нила Столобенского

Большое распространение в иконографии получила деревянная скульптура Нила, на которой он изображен сидящим. Его голова низко опущена, а спиной он упирается в деревянные костыли. Именно в такой позе его нашли в келье после кончины.

На иконах чаще всего Нил Столобенский изображен старцем с мудрыми и добрыми глазами, в монашеской одежде и на фоне монастыря. Он был основан после его кончины. В руках старца находится свиток с молитвами, а на некоторых иконах — макет монастыря. Икона буквально дышит православной верой и силой, которой был наделен Нил при жизни. К его образу ежегодно обращаются тысячи страждущих, преклоняющих колени в молитвах.

Где находится икона Нила Столобенского

Скульптуру преподобного старца можно найти в Преображенской церкви, расположенной в поселке Лосево Тверской области. Также скульптурное изображение находится в Вознесенском соборе Осташково. В Москве и Московской области также расположены деревянные скульптуры преподобного. Поклониться иконе можно в Москве и Санкт-Петербурге. Множество списков с икон находится в разных населенных пунктах России. Поклониться мощам можно в Богоявленском соборе монастыря.

В чем помогает образ Нила Столобенского

Молитвы перед ликом святого способны исцелить людей, страдающих глазными болезнями и иными недугами. Православные верующие обращаются к старцу для укрепления веры, наставлений на путь истинный, сохранения праведного образа жизни, борьбы с искушениями и пороками. Молятся Нилу и при дальних путешествиях, особенно при пересечении открытых водных гладей на большие расстояния. Православные молитвы усмиряют гнев и гордыню, помогают найти путь к исправлению грехов.

Дата празднования

Дважды в год православная церковь почитает преподобного Нила Столобенского. Первая торжественная литургия совершается 9 июня, в день обретения мощей святого. Вторая дата — 20 декабря по новому стилю.

Молитва преподобному Нилу

«Преподобный Нил Столобенский, к Тебе обращаемся в смирении и почитании. Надели нас мудростию своей да дай силы сражаться со злом, которое нас одолевает. Не позволь сойти с пути праведного в угоду дьяволовым отродьям, надели своей силой идти против любого негатива, в смирении принимая испытания, Богом данные. Усмири плоть нашу, дабы мы не были заложниками желаний низменных. Исцели, преподобный, недуги наши, что плоть снедают, да ниспошли на нас благословение, закрывающее от врагов и нечестивцев. Аминь».

Праведные молитвы помогают каждому, кто впускает в свое сердце Господа. С его именем на устах проще преодолевать жизненные трудности и находить в себе силы бороться с негативом.

Гостиный двор Нило-Столобенская пустынь

Во второй двор ведет арочный проход через высокую ярусную башню церкви Петра и Павла.

В нем, среди прочего, располагается монастырская гостиница на триста человек. За пожертвование в ней находят приют паломники, которые могут при желании бесплатно пообедать в обители. Но с меню тут такое дело: иноки мясо не едят и другим не предлагают, да еще три дня в неделю все монастырские жители соблюдают пост.

Однако у одного блогера, который воспользовался гостеприимством Ниловой пустыни, прочитала, что ни в одном из монастырей обедать вкуснее ему не приходилось. Хозяева предлагают богомольцам наваристый рыбный борщ, каши, пюре из картошки, жареную рыбу, соленья, салаты, аджики, душистый хлеб, медовое печенье…

В гостинице тоже хорошо: чистота, порядок, горячая вода. Правда, кельи в основном рассчитаны группы из десятка человек и удобства, естественно, общие, зато их хватает на всех.

Чудотворная Богородичная икона из Корсуни

Икона Божей Матери Корсунской, одна из общерусских святынь, подобно и другим нашим святыням, соединяющая Русский мир, от Херсонеса и Киева с Черниговом до Новгорода, Пскова, Санкт-Петербурга, Ярославля и Москвы, почитается праздником в день 22 октября (9 по ст. ст.).

В малоазийском городе Ефесе пребывала икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой. Считается, что в 988 году список с этой иконы был принесен в Киев из Корсуни святым равноапостольным князем Владимиром. Этот список получил название Корсунской иконы Божией Матери. Корсунский образ Богоматери относится к иконописному типу «Умиление» («Елеуса»).

Известный православный писатель Егор Поселянин (Евгений Николаевич Погожев, 1870–1931) в книге «Сказания о чудотворных иконах Богоматери» рассказывает о том, что чудотворный образ из Киева затем был перенесен в Новгород, а позже – в Москву, где и находился в алтаре Успенского собора (пропал в 1812 году во время Наполеоновского нашествия).

Другой список Корсунской иконы был принесен на Русь дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая

Есть предание, что другой список этой иконы был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Приняв постриг, княжна основала в Полоцке женскую обитель и построила в ней каменную церковь во имя Спаса Всемилостивого. Позднее преподобная Евфросиния возвела новую церковь в честь Пресвятой Богородицы и пожелала украсить ее древнейшим образом Богоматери. Преподобная направила к византийскому императору Мануилу Комнину и патриарху Луке Хрисовергу своего слугу Михаила с богатыми дарами и с просьбой прислать список с образа Пречистой. Просьба Евфросинии была исполнена, и Михаилу был вручен список с чудотворной Ефесской иконы.

Читайте также:
Апостол Петр: житие и биография, мощи и чудеса, послания и проповеди, почитание и дни памяти

Еще один список иконы Корсунской Богоматери находился в Николаевском соборе пригорода Изборска под Псковом и помещался в иконостасе главного придела, по левую сторону от царских врат.

Евгений Поселянин отмечает, что в рукописном сказании о бывшем от этой иконы чуде она названа «пядничной», поскольку изображение ее по ширине было равно старинной русской мере – «пяди», или 4 вершкам, и что на иконе Божия Матерь изображена по перси. «Глава Ее слегка склонилась в левую сторону к Богомладенцу, Который Своим немного приподнятым ликом приник к лику Пречистой Матери, охватил Ее шею правой рукой и левую простер к Ее правому плечу. Свежесть красок, ясность и отчетливость изображения изумительны! Икона кажется написанной в самое недавнее время, а между тем никто не помнит, чтобы живопись обновлялась; не видно этого и из церковных документов. Местные жители рассказывают, что никому не удается воспроизвести вполне точную копию: список всегда резко отличается от подлинника сухостью изображения».

Далее очеркист приводит историю 1657 года о «великом и преславном чуде Богоматери» во псковском Изборске, когда «во святый и великий пост, на шестой немели, во вторник, месяца марта 17 день пришедше нощию погании немцы к Печерской обители на посад и пожгоша весь посад той, и в той день много кровопролития сотвориша».

Вдовица и ее дочь «видеша знамение страшно и ужаса исполнено, – показашася от тоя иконы от образа Пречистыя Богоматере из обою оку слезы текуща»

Тогда некая посадская вдовица Евдокия, в доме которой и находилась пядничная икона Пресвятой Богородицы, принесла чудотворный образ в Изборск. «Того же марта 22 день, в неделю цветную (Ваий)», молясь пред этой иконой, вдовица вместе с дочерью Фотинией «абие видеша знамение страшно и ужаса исполнено, – показашася от тоя иконы от образа Пречистыя Богоматере из обою оку слезы текуща». Эти «слезные потоки от обою очию» видели потом прихожане в соборной церкви Святителя Николая Мирликийского, где была поставлена икона.

Тогда же молитвами Богородицы «град Избореск избавлен бысть от нашествия поганых», а образ был перенесен на две недели во Псков.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский был настолько поражен красотой иконы, что простоял перед ней полчаса на коленях, вознося Богородице хвалебные песни

Известно также о списке с Корсунской иконы, находившемся в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. Этот образ был написан в начале царствования императора Николая I и принесен в дар собору Александрой Алексеевной Алексеевой. Предыстория этого дара такова. Сановный вельможа Дмитрий Львович Нарышкин увидел образ во сне и в течение долгого времени пытался отыскать такую икону. 30 августа 1828 года ему довелось побывать в Александро-Невской лавре в келье митрополита Серафима, где он и увидел приснившийся ему образ Богородицы. Это была Корсунская икона Богоматери, написанная в 1784 году. С нее и был сделан петербургский список иконы. Список этот хранился у графини Эртцен, потом у ее воспитанницы графини Алексеевой. Именно тогда икона стала причиной изобильного притечения в дом графини множества молитвенников. Примечательно, что к судьбе и этой святыни оказался причастным святой праведный Иоанн Кронштадтский (широко известно его участие в судьбе Богородичной иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы», которая теперь хранится на Черниговщине). Посетив однажды дом Алексеевой, святой был настолько поражен красотой иконы, что простоял перед ней полчаса на коленях, вознося Богородице хвалебные песни.

18 февраля 1894 года святыня была торжественно перенесена в Исаакиевский собор. В этот день от нее произошло чудесное исцеление жены певчего Исаакиевского собора Анны Ераксиной, в детстве травмированной ударом лошадиного копыта в правое плечо и уже в замужестве перенесшей в этой связи операцию. «Когда привезли Корсунскую икону в собор, Анна встретила ее вместе с прочими верующими и склонилась перед ней с горячей мольбой о своем исцелении. Каково же было ее удивление, когда, придя из собора домой, она в состоянии была поднять руку на лоб, на плечо и перекреститься на святые иконы. На другой день болящая отправилась к врачам для обычной перевязки раны. Когда бинт был снят, врачи удивились столь быстрому заживлению раны и отослали Анну домой, сказав при этом, что ей незачем больше обращаться к их помощи. Свое исцеление Анна отнесла исключительно предстательству Небесной Владычицы».

Называют и иные списки Корсунской Чудотворной – в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и в Нижегородском Благовещенском монастыре (принесен в монастырь святителем Алексием, митрополитом Московским). Список, пребывавший в Благовещенской обители, сохранил ее при трех опустошительных пожарах в Нижнем Новгороде (в 1715, 1722 и 1767 годах).

Отметим и списки Корсунской иконы, находившиеся в Малороссии. Два из них связаны с Черниговской губернией. Один список пребывал в Благовещенском монастыре городка Нежин. Написан он был Киевским митрополитом Михаилом (Зборовским) в первой половине XVIII века, когда святитель был еще псковским епископом. И кто знает, не благословение ли именно этого святого образа сопровождало в жизни юного нежинского гимназиста, будущего великого писателя Николая Гоголя…

Читайте также:
Аврелий Августин - житие и творения, почитание и дни памяти, мощи

Там же, в Черниговской губернии, недалеко от города Стародуб, в селе Печеники находился еще один, весьма древний список чудотворной иконы Корсунской Богоматери.

Упоминали исследователи (тот же Е. Поселянин) и о Корсунском образе в селе Горбаневка под Полтавой.

Широко известен и Корсунский образ из Покровской церкви села Шпилевка (по-украински Шпыливка) Сумского уезда, именуемый также «Прозренная». От этой иконы произошло исцеление слепорожденной девочки, дочери человека, в чьем доме находилась икона. После этого образ был передан для общенародного поклонения в Шпилевский Покровский храм. Ежегодно 9 октября икону торжественно переносили в Преображенский собор города Сумы, где она находилась всю зиму. В восьмом кондаке акафиста чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Корсунская Прозренная» (Шпилевская), поется: «Егда услыша свободитель царь Александр, како прославися в земле Слободской образ Богоматери Корсунския, тогда повеле из града Петрова: Да творят вси людие перенесение ежелетно Честнаго Образа из церкви Шпилевской в Соборный храм града Сумы до третиего дне восстания Сына Божия, от Девы плотию Возсиявшаго, и да поют Ему, яко Победителю Смерти, песнь сугубую о Тебе, Богородице: Аллилуиа».

Именно этот список Корсунской иконы, датированный концом XVIII века и входивший в число 50-ти икон Украины, канонизованных и признанных чудотворными, в марте 2009 года был похищен из кафедрального собора города Сумы. До похищения осенью ежегодно проходил крестный ход с этой иконой по центру города.

Вспоминают и икону, находившуюся в селе Пилатики Романовского уезда Ярославской губернии. Этот образ прославился чудотворениями с 1642 года.

В 1771 году в городе Романове (сейчас Тутаев) разразилась эпидемия чумы, которую удалось остановить лишь крестным ходом с принесенной из Пилатиков Корсунской иконой.

А в Угличе существует даже церковь в честь Корсунской иконы Богородицы (построена в 1730 году), в которой и находился благодатный образ.

В Усмани Тамбовской губернии, в городском Богоявленском Усманском соборе, Корсунская икона Богоматери прославилась своими чудесами с 1854 года, когда у одной женщины, прежде рождавшей мертвых детей, стали рождаться младенцы живые.

О Корсунском образе было известно и на далеких Соловках в Белом море. Там до безбожных времен почитали икону Корсунскую Сосновскую, обретенную на сосне, у морской Сосновой губы, в 15 верстах от обители. Потом эта икона находилась в Преображенском соборе Соловецкого монастыря.

Один из списков Чудотворной хранился в Мураново, подмосковной усадьбе, связанной с именами двух выдающихся русских поэтов – Е. А. Баратынского и Ф. И. Тютчева

Известны были образы Корсунской иконы Божией Матери также в Симбирской, Витебской губерниях, в бывшем Леохновском монастыре Новгородской епархии, а также в селе Глинкове Владимирской епархии и в Павло-Обнорском монастыре Вологодской епархии. Один из списков Чудотворной хранился в Мураново, подмосковной усадьбе, связанной с именами двух выдающихся русских поэтов – Е. А. Баратынского и Ф. И. Тютчева.

Кондак одиннадцатый акафиста чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Корсунской Прозренной» (Шпилевской), гласит: «Огнь Божества прияла еси Дева, пребыв нетленна. Ныне же тернии души моея попали, Пречистая, огнем Благодати Твоея. Да стану и аз, якоже Моисей, в Земле Святей ногама моима, вопия чистым сердцем песнь Богу: Аллилуиа».

Молитва пред Корсунской иконой Божией Матери

О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и слова рождшая, вместилище Божественное, всякия святыни и благодати приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари, славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незаблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое!

Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам, смиренным и недостойным рабом Твоим: призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших. Покажи на нас древния милости и чудеса Твоя.

Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли.

Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующим цельбу, в мори плавающим тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скобящия утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временныя сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим.

Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасныя смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Корсунская икона Божией Матери

Огромным значением обладают для православных святые образы связанные непосредственно с самим Христом. И тут Корсунская икона Божией Матери, безусловно, является одной из ценнейших святынь, которая позволяют каждому практически прикоснуться ко временам самого Спасителя. Ведь, согласно преданию, данный образ был написан самим апостолом Лукой (который считается зародителем иконописной традиции в целом) и был одобрен самой Богоматерью, которая назвала образ пребывающим под благословением ее самой и Христа.

Читайте также:
Житие пророка Исайи - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

  1. Немного истории
  2. Содержание иконы
  3. В чем помогает Корсунская икона
  4. Молитва перед иконой

Немного истории

Как считается, именно евангелист Лука начала писать святые образы и ему принадлежит как минимум три различные изображения, в том числе и икона Богородицы Корсунская, которая относится к подтипу: Елеуса или Умиление. Напомним, всего есть три основных типа икон Пречистой Девы:

  • Оранта;
  • Одигитрия;
  • Елеуса.

Они символически изображают христианские добродетели: Веру, Надежду, Любовь. Каждый вариант имеет собственный канон написания, характерные позы и расположение фигур. В Корсунской иконе Елеуса Спаситель и Богоматерь прижимаются друг к другу щеками, такое расположение фигур говорит о нежных отношениях, но также на символическом уровне указывает на стремление души к божественному, ведь Богоматерь как бы символически представляет душу каждого верующего, которая стремится к Господу и хочет наладить с ним самые близкие и доверительные отношения.

До поры до времени Эфесская икона Божией Матери (название по городу Эфес является вторым для данного образа) пребывала на территории Византийской империи, но в дальнейшем была привезена на Русь. Тут существуют различные версии касательно того, кто привез данный образ, не станем на этом акцентировать внимание, так как этот факт не является особенно существенным для молитвенного обращения к образу и религиозной практики.

Согласно одной из версий, Корсунская икона Божией Матери была привезена самим крестителем Руси, то есть князем Владимиром, а по другой версии, заслуга принадлежит великой подвижнице Евфросинией Полоцкой, которая активно распространяла христианство в 12 веке.

Сейчас образ хранится в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге, хотя, вполне вероятно, в итоге снова перейдет во владение церкви. В музей икону передали в период советской власти для того, чтобы сохранить. Реликвию сохранили, но реставраторы убрали изначальный темный цвет кожи лиц, который приняли за копоть.

Содержание иконы

Традиционно православные иконы не изображают лица, с яркими эмоциями и переживаниями. Как правило, лики спокойны и наполнены глубокой задумчивостью, умиротворением. Именно поэтому молитва Корсунской иконе, да и любому другому православному образу является такой действенной, взгляд на святой образ сразу приводит верующего в соответствующее молитвенное настроение.

На этом образе перед нами предстает Богоматерь в синих и красных одеждах. Синий цвет символизирует собой Царствие Небесное, а красный цвет подчеркивает величественность. Зеленый цвет одежд младенца символизирует в свою очередь благую весть о его собственном появлении.

В одной руке младенец держит свиток, который символизирует собой Евангелие, а другой рукой держится за одежды Девы Марии. Также есть варианты композиции без свитка.

Акцент сделан на лицах, которые прижимаются друг к другу. Хотя они спокойны и не выражают эмоций, заметна глубокая приязнь героев этой иконы и духовная близость между ними.

В чем помогает Корсунская икона

Так как значение этого образа указывает на связь человека с Господом, перед ним просят о самом разном. Разнообразным является спектр того, в чем помогает икона Корсунской Божьей Матери: кто-то просит о достатке, другие о том, чтобы избавиться от страстей или какой-то немощи. Суть заключается в милостивом характере Богоматери, которая может помочь практически каждому.

Поэтому верующему следует самому выбрать, о чем молиться Корсунской иконе Божией Матери, она примет искренние просьбы, которые идут с глубокой верой.

Многие свидетельствуют о помощи от этого образа, на котором пребывает благословение самого Спасителя и Богородицы.

Молитва перед иконой

О, Всемилостивая Госпоже, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, Небесе и земли Царице, града нашего всемощная Заступнице. С верою и любовию припадаем и поклоняемся Тебе пред Святою и пречистою Твоею чудотворною иконою, Ею же дивные и преславные чудеса содеваеши. О, Всемилостивая наша Заступнице и непостыдное наше упование, благодарим Тя о всех благодеяниих от Тебе, бывших на нас от древних времен и до ныне.

И ныне мы грешнии, воспоминающе, дивное знамение Твоего заступления града нашего Изборска, явленное, во дни ратнаго на сей град нашествия, смиренно молим Тя: яко же древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси и люди изборския от бед спасла еси и многие знамения и чудеса являла еси, так и ныне, Преблагословенная Владычице призри на нас немощных и грешных раб Своих. Сподоби Твоего Матернего заступления и благопопечения, о еже избавитися нам от всякого зла.

Но, о, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадаем пред Честною иконою Твоею и умиленною душею и сокрушенным сердцем со слезами молим Тя: отврати от нас, Всемилостивая наша Помощнице и Заступнице, праведный гнев Божий на ны движимый и избави, нас, от глада, града, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобные брани. Храм и град сей добре сохрани и верою живущих зде в мире соблюди. Буди нам Заступнице и Ходатаице пред Престолом Всевышнего, идеже предстоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Пресвятая Мати Дево! Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Царице и Владычице! Под Твой Покров притекаем. Молитвами Твоими ниспосли Отечеству нашему мир, людем здравие и земли плодоносие, воздуху благорастворение. Избави нас от падений греховных, от навета злых человек, скорбей, бед и внезапныя смерти. Вразуми нас, о, Всемилостивая Заступнице, како безгрешно прейти путь земного сего жития. Ты бо веси немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру зриши и упование видиши.

Даруй же нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховной жизни и оставление прегрешений. Укрепи в нас Православную веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух кротости и смирения, дух любви и терпения, в добрых делах преуспеяние.

В Страшный же день суда Божия, Твоим молитвенным ходатайством и заступлением, о, Пречистая Владычице, сподоби нас стать одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и в бесконечные веки. Аминь.

Читайте также:
Апостол Петр: житие и биография, мощи и чудеса, послания и проповеди, почитание и дни памяти

Икона Пресвятой Богородицы «Корсунская»

Есть у каждого человека, кто принял в свою жизнь Бога, любимая икона. Для женщин, как правило, такой намоленной помощницей во всех делах является икона Божьей матери. Корсунская икона Божьей матери, наравне с Цареградской, является одним из ранних ликов Богородицы, восходящих к самим истокам православия.

История появления

Корсунская икона Божьей матери, называемая также Ефесская, по той причине, что долгое время святой лик Богоматери находился на Ефесе. Удивительно, но и Корсунская икона Пресвятой Богородицы, и Царьградская икона Божьей Матери написаны одной рукой. Их автором считают проповедника евангелия Луку.

Конечно, по прошествии многих лет, уже не отыщешь достоверной информации о том, как икона появилась в России. Но благодаря церковным преданиям известно, что некогда побывав в Корсуни, князь Владимир перевез ее в Киев. Другое повествование гласит, что в XII веке жила некая княжна Евфросиния, которой в качестве подарка преподнес икону Богоматери греческий император. Казалось бы, две совершенно разные истории, не вполне претендующие на достоверность, но существует и третья версия истории Корсунской иконы Богородицы.

Согласно этой версии, иконописный образ очень долго находился в городе Ефесе (территория современной Турции). Этот город известен верующим по библейским преданиям, которые хранят память о том, как после распятия Иисуса Христа, Мария и один из апостолов покинули Иудею, ведь в то время начались гонения на тех, кто принял учение Христа, и искали защиту в Эфесе.

Интересно! О местонахождении Девы Марии не было известно никому, кроме апостола Иоанна, следовавшего за ней, предположительно, Богоматерь нашла приют неподалеку от храма Артемиды, где прожила до самой старости и здесь же была похоронена. Если принимать за основу эту версию, то вполне логично, что иконописный лик Божьей матери появился там, где она нашла свой последний приют.

Описание

Икону Корсунской Божьей матери искусствоведы выделяют, как один из важных образов в иконописи. Эта икона относится к такому типу иконографии, как элеус или «умиление» — один из главных типов иконописного изображения Богоматери. Нужно заметить, что это один из самых нежных типов икон, наполненных особенной лирикой.

Дело в том, что изображение на иконе иллюстрирует очень личную тему — взаимоотношения матери и сына, их нежные чувства друг к другу. Также искусствоведы полагают, что Божья матерь на иконе олицетворяет собой душу, а Иисус — Бога, т.е. символический смысл иконы — общение души с Господом.

Совет! Молясь у Корсунской иконы, можно просить о самом личном, тайном и, казалось бы, несбыточном.

Такой тип характеризуется тем, что Богородица изображается с младенцем, который сидит на ее руке. Божья матерь обнимает ребенка и прижимает его к щеке. Символическое понимание такого типа иконы сводится к тому, что Пресвятая Мария олицетворяет собой весь род человеческий, а младенец Иисус — всепоглощающую безусловную любовь, таким образом, высшее понимание иконы Корсунской Божьей матери — наивысшая любовь Бога к людям.

Считается, что этот лик Божьей матери покровительствует женщинам, имеющих детей, даруя им защиту при самых тяжелых испытаниях. Примечательно, что с Корсунской иконы существует несколько списков, наиболее известный из них — Касперовская икона Богоматери.

Где находится святой лик

Известно, что подлинник иконы находится в Русском музее (Санкт-Петербург). Хотя Корсунская икона Божьей матери так и не была передана в храм, для верующих оказалось неважным, где поклониться и помолиться у иконы — в церкви или музее. К тому же, экскурсоводы музея привыкли к потоку паломников, идущих именно к этой иконе. Из разговоров с ними, сотрудники музея узнали, что эта икона — великая благодать для города и России в целом. Тот, кто хоть раз увидел ее, обязательно почувствовал любовь, которую несет в своем сердце Богоматерь к сыну и всем людям.

Интересно! С пребыванием иконы в Русском музее связан и один не очень приятный факт, имеющий отношение к иконе. Дело в том, что когда святой образ Богородицы попал к реставраторам, темный цвет иконы по ошибке приняли за копоть и поспешили его счистить. Позже оказалось, что с темноватым цветом кожи младенца Иисуса и Девы Марии связана византийская традиция иконописи.

Для тех, у кого душа не лежит к посещению музея, существует довольно много списков с данной иконы, которые можно увидеть во многих известных храмах:

  • В Благовещенском соборе в Нижнем Новгороде сохранился список 995 года, являющийся одним из самых ранних.
  • Несколько списков находятся в небольших храмах в городе Корсунь и селе Глинково, что находится неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры и в Смоленской области, в селе Смориги, в храме Николо-Георгиевском.

О чем молятся Корсунской иконе

Среди людей об иконе Божьей матери Корсунской давно закрепилось определение «чудотворная». Действительно, рассказы о чудесном исцелении, помощи в жизненных передрягах передаются из уст в уста и привлекают к иконе все новых и новых людей, которые стремятся со всех концов России к чудесной иконе Корсунской Божьей матери.

Говорят, что простого присутствия около иконы достаточно, что сердце очистилось от боли, и душа наполнилась добром и любовью. Как мать, любит свое дитя, так и Богоматерь, как мать всего человечества может позаботиться о каждом, кто пришел к ней с искренними молитвами. Чистая молитва от сердца, искреннее покаяние в грехах содеянных, перед ликом Божьей матери, помогает освободиться от душевных ран и терзаний. Каждому, кто к ней обратится, Божья матерь дает главное — надежду во все самое лучшее.

Читайте также:
Василий Кинешемский - житие и биография, творчество и беседы, дни памяти и мощи

О Богородичных иконах:

  • Четырехчастная
  • Ахтырская
  • Старорусская

На заметку! Существует предание о том, как икона могла примирить враждовавших людей, стоило только поднять ее между нападающими друг на друга, как всякая агрессия прекращалась, а враждующие примирившись, горько каялись перед иконой.

Но не только женщины просят у образа Пречистой Девы за своих детей, за легкую беременность и счастливое замужество. Просить помощи у иконы приходят также те, кого захлестнул поток материальных проблем, и выхода из этого удручающего состояния они не видят. Как это ни странно, но также молитвы, обращенные к Божьей матери, часто содержат просьбы о хорошем урожае, по этой причине Корсунскую икону Божьей матери так почитают фермеры.

Таким образом, значение святого образа Корсунской Богоматери велико, ведь она помогает:

  • освободить сердце от греха;
  • утешиться в горе;
  • получить свободу от страхов и тревог и обрести спокойствие;
  • получить облегчение при страданиях души;
  • исцелиться от многих болезней;
  • оберегать на жизненном пути детей.

Воцерковленные люди знают, что самые сильные молитвы читаются в дни, связанные с почитанием иконы и Пресвятой Девы. Обычно в такие дни в церкви у иконы поется акафист Богородице, прославляющие Божью матерь. Таким днем для иконы Корсунской является 22 октября, в этот день в церкви совершаются дополнительные богослужения и крестный ход с иконой. Также в этот день осени принято ставить свечи у лика Божьей матери, молясь за близких.

Корсунская икона Богородицы

Существуют два разных предания, касающихся истории принесения в пределы России Корсунской иконы Божией Матери.

Корсунская икона Божией Матери

Корсунская икона Божией Матери

Согласно самому древнему из них, святой образ был написан святым евангелистом Лукой и хранился в Ефесе. В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (память 15 июля) после его крещения и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а при царе Иоанне Грозном – в Москву, в Кремлевский Успенский собор, где была помещена за престолом и где пребывает и поныне. Запрестольная икона, согласно исследованиям, принадлежит к числу малоизученных памятников древней иконописи, а первые исторические сведения о ней относятся к началу XVII века. Этот образ по написанию схож с иконами типа «Умиление». Святая икона Пресвятой Богородицы стала одной из первых святынь Успенского собора и более шести столетий пребывала в его алтаре.

По другому преданию подобный образ Божией Матери был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой (память 23 мая).

Святая Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель, а несколько позже построила еще одну церковь в честь Пресвятой Богородицы. Когда она узнала, что в Греции есть иконы, написанные евангелистом Лукой, то отправила богатые дары греческому императору и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать икону. Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса. Икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив также название Корсунской. Святая Евфросиния украсила образ золотом, серебром и драгоценными камнями и в 1173 г. поставила его в храме Божией Матери. Здесь икона находилась более 60 лет, источая чудесные знамения и исцеления.

В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава, Параскева, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября), увезла эту икону в город Торопец, где находилась в Богородицком соборе, почиталась чудотворной и прославилась многими чудесами и особенно заступлением города от польского нашествия 1611 года.

В 1917 году большевики изъяли чудотворный образ и вывезли его в Ленинград. Позднее он был помещен в Русский музей г. Санкт-Петербурга, а во Всехсвятском храме г. Торопца находится список с чудотворной иконы.

Святой Корсунский образ Пресвятой Богородицы прославился и другими своими списками – в Исаакиевском соборе Петербурга, Нежинском мужском монастыре, г. Усмани Тамбовской епархии, Павло-Обнорском монастыре Вологодской епархии, Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, Нижегородском Благовещенском монастыре и др.

Празднование Окт. 9

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Корсунская» молятся об исцелении душевных и телесных страданий верующих.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Корсунская»

Чтомая в Петроградском Исаакиевском кафедральном соборе

Корсунская икона Богородицы

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому и чудотворному образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже источаеши исцеления всем, с верою к Тебе притекающим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: