Пафнутий Боровский: житие чудотворца, почитание и дни памяти, в чем помогает

ПАФНУТИЙ БОРОВСКИЙ

Преп. Пафнутий Боровский

Пафнутий Боровский (1394 – 1477), схиигумен, преподобный, чудотворец

Родился в 1394 году в селе Кудинове, недалеко от Боровска, и при крещении был назван Парфением. Его отец Иоанн был сыном крестившегося татарина-баскака Мартина, мать Парфения носила имя Фотиния.

20-ти лет Парфений оставил родительский дом и в 1414 году принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком от настоятеля Маркелла. Находился в послушании (обучении монашеской жизни) у преп. Никиты – ученика преп. Сергия Радонежского. Много лет подвизался инок Пафнутий в обители. Когда скончался настоятель монастыря, братия избрала его игуменом. Святитель Фотий, митрополит Киевский, рукоположил преподобного в священный сан (около 1426 г.). Тридцать лет провел преподобный в Покровской обители, где был и настоятелем, и старцем-духовником.

На 51-м году жизни он тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму (и с того времени уже не священнодействовал до конца своей жизни, за исключением одного случая). После выздоровления в день святого великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля 1444 года, ушел из монастыря и поселился с одним иноком на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы.

Прп. Пафнутий, собираясь в тишине и покаянии провести остаток дней земной жизни не желал снова быть игуменом, но, однако, Божья воля о нем была иной. Перед смертью Преподобный открыл следующее:

Очевидно, преп. Пафнутию в его отшельничестве было явление Матери Божией, которая повелела ему основать на этом месте монастырь и быть в нем игуменом. Об этом явлении он по смирению открыл только на смертном одре.

Вскоре на новое место к нему стала собираться братия. Число иноков быстро возрастало. Был построен новый каменный храм, вместо прежнего деревянного, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В росписи храма принимал участие лучший иконописец того времени Дионисий и его помощники.

Уже при жизни преп. Пафнутия его монастырь был одним из известнейших в России. Его посещали Московские и другие удельные князья и слава о нем шла по всей Руси. Начиналось же все не с “грандиозных” замыслов и проектов, а молитвами и трудами самого Преподобного, который своими собственными руками вместе с братией строил храм. И был он первым на всех послушаниях монастырских, и в храме Божием он появлялся раньше всех и покидал его последним.

Известно свидетельство самого подвижника о том, как строился его монастырь:

Прп. Пафнутий Боровский. Икона XVII в.

Преподобный Пафнутий подавал пример братии, ведя строгую жизнь: келья его была беднее всех, из пищи брал худшее. В понедельник и пятницу не вкушал совсем, а в среду держался сухоядения. Из общих работ преподобный избирал самые тяжелые: рубил и носил дрова, копал и поливал огород, в то же время первым приходил на церковную службу.

Женщин не только не дозволял впускать в обитель, но не хотел видеть и издалека и запрещал даже говорить об них. Во всем любил скудость и нищету и о внешности своей вовсе не заботился. Сильных людей не боялся, бедных не презирал; гордым не очень был доступен, а к нищим всегда ласков и милостив. Однажды во время голода он пропитал всех окрестных жителей, которые собирались к нему ежедневно по тысяче человек и более, так что в обители из запасов ничего не осталось. Относительно догматов веры имел такую ревность, что если кто начинал говорить что-либо несогласное с Божественным Писанием, то не только не хотел слушать такого человека, но изгонял из обители. «Мы пожили с ним довольно лет,— говорит один из бывших учеников Пафнутия,— видели его труды и злострадания, подвиги и посты, худость одежды, твердую веру и любовь к Богу, несомненную надежду на Пречистую Богородицу. За то и сподобился он благодати Божией, так что прозирал будущее, видел и объявлял сокровенные помыслы братии, исцелял болезни и получал все, чего ни просил у Господа Бога и Пречистой Богородицы. Был воистину далек от людей нынешнего века всеми своими обычаями»

Списатель жития Святого епископ Вассиан и автор “Сказания” старец Иннокентий как на отличительную черту характера Преподобного указывают на его непреклонный нрав и на абсолютное нелицеприятие. Святой Пафнутий был ровен и с высшими и с низшими. Он не боялся лица княжеского, не заискивал перед сильными и не превозносился перед простыми.

Известно о преподобном Пафнутии Боровском, что он соблазнялся поставлением митрополита Ионы, не позволял в своей обители называть его митрополитом и исполнять его указы. Позванный по этому делу в Москву, он объяснялся с митрополитом “негладостно и неподобательно, яко же подобает гладостно и подобательно великовластным глаголати”, за что митр. Иона бил его своим жезлом и посадил его в оковах в темницу для покаяния [1].

Преподобный Пафнутий пользовался глубокой любовью и почитанием не только братии своего монастыря, но и других обителей. Промыслом Божиим в обитель к преподобному был направлен двадцатилетний юноша Иоанн Санин. Испытав пришедшего, преподобный постриг его в иночество с именем Иосиф. Впоследствии преподобный Иосиф Волоцкий, твердо хранивший чистоту Православной веры, возглавил борьбу против ереси жидовствующих, осужденной на Соборе 1504 года. На этот подвиг молодого инока благословил преподобный Пафнутий.

Всю жизнь трудился Преподобный и не знал праздности ни на минуту. Ум его всегда был занят молитвой. Всегда и во всем полагался он на Бога и Богородицу. Когда Господь открыл Своему верному служителю приближение кончины, Преподобный отложил все попечения земные и целиком погрузился в покаяние, которое было спутником его, как и всех святых, на протяжении всей жизни, и которое он считал особенно необходимым для себя в предсмертный час: “…Господь по своему милосердию, не желая смерть навести на непокаявшегося грешника, дал мне, грешному, шесть дней для покаяния, так нет – ты мне не даешь покоя ни на один час, наводишь на меня мирян”, – так сетовал Преподобный на своего ученика Иннокентия. Смирение – самое главное отличительное качество истинных святых, особенно явилось в Преподобном перед кончиной. Он, проведши всю жизнь в трудах ради Христа, не уповал на эти труды, не считал их собственно своими заслугами, не полагал, что его праведная жизнь достойна Небесного Царства.

За неделю до смерти преподобный предсказал свою кончину. Исполнив последнюю молитву и благословив братию, он отошел к Богу 1 мая 1477 года за час до захода солнца. Так велика была любовь к нему братии, и так огромна была их печаль о его кончине, что никто из них не мог при погребении ни петь ни читать молитв – все рыдали.

Последняя молитва святого, которую с трудом расслышали ученики из его почти уже безмолвных уст, была такой:

О жизни этого святого сохранилось два древних литературных памятника, написанных его учениками: “Житие преп. Пафнутия Боровского”, написанное Вассианом (Саниным), архиепископом Ростовским, и “Сказание о кончине прп. Пафнутия Боровского”, написанное старцем Иннокентием. Эти два произведения дают нам возможность не просто узнать факты и события из жизни Преподобного, но увидеть его самого, увидеть его личность.

Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году.

Тропарь, глас 4

Жития светлостию просветив твое отечество, / в молитвах и постех дарований Божественнаго Духа исполнился еси, / и, во временней сей жизни добре подвизався, / милость благоутробия всем скорбящим отверзл еси, / и нищим был еси заступник. / Тем молим тя, отче Пафнутие, / моли Христа Бога, да спасет души наша.

пафнутий боровский житие

Автор: В.Котарбинский. “Святой Пафнутий”.

Игумен одной обители, находившейся неподалеку от города Бо́ровск, тяжело заболел. 30 лет до того был он заботливым отцом для братии, но теперь решился оставить настоятельство и принять великую схиму – высшую степень монашества. В тишине и покаянии он собирался провести остаток дней. Однако, неожиданно выздоровев, по велению самой Богородицы он поселился на другом берегу реки и основал новую обитель в честь Рождества Пречистой. Звали этого монаха Пафнутий.
Монастырь очень быстро стал новым центром духовной жизни. Сюда стекался простой народ, приезжали бояре и князья, и все просили игумена о совете и о молитве. И ко всем – независимо от звания, богатства и положения – он относился с любовью. И всем говорил правду.
Однажды некий гордый человек пришел за благословением святого и надменно спрашивал у братии, где найти старца. Он не знал преподобного в лицо и, случайно встретив, толкнул и стал грубо говорить.

Гордый человек:
– Эй, ты! Покажи мне, где здесь Пафнутий!
Преподобный Пафнутий:
– Постой, успокойся, что ты? Мне кажется, тобой овладел лукавый и гордый дух.
Гордый человек:
– Да тебе ли указывать мне?! Кто ты такой?! (вдруг меняет интонацию, догадывается, немного пугается) Так ты и есть Пафнутий?
Преподобный Пафнутий:
– Да, это я.

Горделивый человек был в смятении. Он вскочил на коня и поскакал прочь, то злясь на старца, то стыдясь своей грубости:

Гордый человек:
– О, не таким оказался тот, кого считал я великим… Да разве даст он мне теперь благословение? А нужно ли оно мне? Это просто нищий монах. Нет же, это чудотворец и святой. Что делать мне? Я так грешен, что даже у старца не будет для меня теперь теплого слова…

Вскоре к старцу прибежали люди и стали рассказывать о неком человеке, который прямо на лошади заехал в монастырский пруд и не хочет выходить, говоря, что здесь собирается утопиться. Старец вздохнул и начал молиться Богородице, прося у нее милости к несчастному. Через некоторое время тот человек, растрепанный и мокрый, но уже спокойный, вновь пришел к Пафнутию.

Гордый человек:
– Отче, дай припаду к твоим ногам. Прости меня, прости! Никогда еще не было мне так легко, так спокойно на душе! Благодарю тебя, отче Пафнутий!

Преподобный Пафнутий:
– Не меня благодари, дитя, благодари Пречистую, она избавила тебя от гордыни и уныния, съедавших тебя изнутри. Богородица здесь хозяйка. Все лишь ее молитвами.

Немало еще чудес было явлено святым. По его молитвам появлялась у голодных пища, разрешались безвыходные ситуации, исцелялись больные.
Знаменитый иконописец Дионисий пришел делать росписи в монастырском соборе, но не мог начать – у него сильно болели ноги. Пафнутий благословил его, и когда тот взялся за работу, болезнь отступила.
Жизнь старца была проста и строга. У него были самая бедная келья и облачение, он мало ел и много постился, из общих работ выполнял самые тяжелые – носил камни, рубил дрова, копал огород, и в то же время он всегда первым приходил на молитву.
Последнюю неделю жизни святой провел в посте и молитве, выходя из кельи только ради церковной службы, и благодарил Бога за данные ему перед смертью шесть дней покаяния без суеты.
Также он велел, чтобы на похоронах не было никого из мирских. Братия тихо и почти тайно похоронила его. А когда стала распространяться весть о кончине старца, потянулся народ к обители святого, поклониться могиле его и попросить о небесном заступничестве.
Сейчас мощи преподобного покоятся в соборе Рождества Богородицы основанного им Свято-Пафнутьевского Бо́ровского монастыря. И по сей день, обращаясь к святому Пафнутию, многие верующие получают от Бога помощь и поддержку в добрых своих делах.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Оптина Пустынь

  • Главная
  • Предстоятель
  • Наместник
  • Паломничество
  • Расписание
  • Экскурсии
  • Поминовения
  • История монастыря
    • Благословенная Оптина
    • Предтеченский скит
    • Некрополь
  • Оптинские старцы
    • Общая страница
    • Наследие
    • Обретение мощей
  • Новомученики и исповедники
    • Жития
    • Статьи, документы
  • Братия, убиенные на Пасху 1993 г.
  • Храмы
  • Паломникам
    • Паломнические поездки
    • Проживание
  • Молитвослов
  • Библиотека
    • Книги, статьи
    • Ноты
  • Публикации
  • Аудио
    • Аудио-трансляция
    • Аудиокниги
    • Песнопения
    • Проповеди
    • Молитвы
  • Видео
  • Фотогалерея
  • Контакты

Толкования
Священного
Писания

Ес­ли на во­лю Бо­жию по­ло­жить­ся – все хо­ро­шо, да­же и неп­ри­ят­нос­ти, все ве­дет ко спа­се­нию ду­ши на­шей, и при этом ве­ли­кая пре­муд­рость и глу­би­на отк­ры­ва­ет­ся. Лю­бя­щим Бо­га все пос­пе­ше­ст­ву­ет во бла­го.

Пи­са­ние го­во­рит, что мно­ги­ми скорбь­ми по­до­ба­ет нам вни­ти в Царствие Бо­жие (Де­ян. 14, 22). Вот лю­бовь-то на­ша ка­кая к Не­бес­но­му Же­ни­ху! На сло­вах лю­бим и же­ла­ем Его, а кос­нись де­лом, мы и пла­кать.

Свя­той апос­тол го­во­рил: Чад­ца, лю­би­те друг дру­га (ср.: 1 Ин. 3, 18-19), сми­ряй­тесь, сми­ряй­тесь. По­то­му что ес­ли ко­го лю­бишь (а лю­бить на­до каж­до­го, по­то­му что каж­дый че­ло­век есть об­раз Бо­жий, да­же ес­ли он, т.е. об­раз Бо­жий, в че­ло­ве­ке за­г­ряз­нен, он мо­жет от­мыть­ся и быть опять чис­тым), то и сми­ря­ешь­ся пе­ред ним. Где лю­бовь, там и сми­ре­ние, а где зло­ба – там гор­ды­ня. Про­шу и же­лаю, что­бы меж­ду ва­ми бы­ла лю­бовь.

Оптинские
праздники

ноябрь ← →

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

30 октября ст. ст.

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

Из жития преподобного Пафнутия Боровского

Фотографии и видео ежегодного Крестного хода на источник прп. Пафнутия Боровского (2011 год)

Поучение, читаемое во время богослужения

Ж изнь и подвиги преподобного Пафнутия Боровского приходятся на XV-й век. 20-ти лет он принял постриг в Высоком Покровском монастыре близ Боровска, многие годы подвизался в этой обители, был избран ее игуменом и старцем-духовником. На 51-м году жизни преподобный Пафнутий тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. После выздоровления он ушел из монастыря и поселился с одним иноком в безлюдном месте на берегу реки Протвы. Вскоре к нему стала собираться братия. Был построен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в росписи которого принимал участие лучший иконописец того времени Дионисий. Преподобный Пафнутий подавал пример братии, ведя строгую жизнь: келия его была беднее всех, из пищи брал худшее. В понедельник и пятницу не вкушал совсем, а в среду держался сухоядения. Из общих работ преподобный избирал самые тяжелые: рубил и носил дрова, копал и поливал огород, в то же время первым приходил на церковную службу. Преподобный пользовался глубокой любовью и почитанием не только братии своего монастыря, но и других обителей. Промыслом Божиим в обитель к нему был направлен 20-ти летний юноша Иоанн Санин. Испытав пришедшего, преподобный постриг его в иночество с именем Иосиф. Впоследствии преподобный Иосиф Волоцкий, твердо хранивший чистоту Православной веры, возглавил борьбу против ереси жидовствующих. На этот подвиг молодого инока благословил преподобный Пафнутий.

За неделю до смерти преподобный предсказал свою кончину. Исполнив последнюю молитву и благословив братию, он отошел ко Господу 1 мая 1477 года.

Преподобне отче Пафнутие, моли Бога о нас!

Настольная книга священнослужителя. Т. 3

“Великий чудотворец Калужской земли”. Преподобный Пафнутий Боровский. Церковный календарь на 14 мая

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.

14 мая (1 мая по “старому стилю” – церковному юлианскому календарю). Пятница 2-й седмицы по Пасхе (второй недели после Светлого Христова Воскресения). День постный, на трапезе благословляется рыба. Сегодня совершается память 10 христианских святых, а также празднование в честь трёх почитаемых святынь. Далее коротко расскажем о них.

Преподобный Пафнутий Боровский. Благословенная Калужская земля славится многими древними храмами и монастырями. В их числе легендарные Оптина пустынь и Пафнутьево-Боровская обитель. Последнюю основал ещё в первой половине XV века один из самых почитаемых святых средневековой Руси – преподобный Пафнутий Боровский.

Преподобный Пафнутий родился в 1394 году в селе Кудинове близ Боровска в семье сына крестившегося в православную веру татарского баскака. Двадцатилетним юношей будущий святой принял монашеский постриг в Покровском монастыре на Высоком. После чего находился в послушании у другого известного святого того времени – Никиты Серпуховского, ученика преподобного Сергия Радонежского. Это преемство отец Пафнутий передал другому великому подвижнику, духовному и государственному деятелю конца XV – начала XVI столетий, преподобному Иосифу Волоцкому, который был учеником, духовным чадом и наследником преподобного Пафнутия.

Преподобный Пафнутий Боровский. Фото: pravoslavie.ru

Монашеский подвиг старца Пафнутия длился более 60 лет. К концу своих дней он оставил не только большое духовное наследие, но и Боровскую обитель Рождества Пресвятой Богородицы, после кончины преподобного также получившую посвящение в его честь. За без малого шесть столетий своей истории Пафнутьево-Боровский монастырь претерпел очень многое: и сожжение в годы Смуты и в годы наполеоновского нашествия, и период богоборческих гонений, и, конечно, трагедию Русского Раскола. Так, именно в стенах этой обители был заточен знаменитый протопоп Аввакум.

В советские годы в монастыре находились исправительная колония и сельскохозяйственный техникум. И только четверть века назад здесь возобновилась монашеская жизнь. Пафнутьево-Боровская обитель возродилась практически из небытия. Молитвами своего святого основателя, который, как образно говорят в монастыре, зажёг здесь лампаду молитвы. И каждому верующему стоит хотя бы раз в жизни посетить эту дивную обитель, чтобы поклониться мощам преподобного Пафнутия, помощь которого зримо присутствует далеко за её пределами.

Пророк Иеремия. Ветхозаветный святой VI столетия до Рождества Христова. Прославился обличениями иудеев за отступление от Истинной веры и идолопоклонничество, предрекая им бедствия и опустошительную войну, будучи за это поругаем своим же народом. Вот что говорится об этом в жизнеописании пророка Иеремии:

Изображая предстоящее иудеям рабство царю вавилонскому, Иеремия по повелению Божию надел на свою шею сначала деревянное, а потом железное ярмо и так ходил среди народа. Гневаясь на грозные предсказания пророка, старейшины иудейские бросили пророка Иеремию в темничный ров, наполненный зловонной тиной, где он едва не умер. По предстательству богобоязненного царедворца Авдемелеха пророк был извлечён изо рва и не переставал пророчествовать, за что был посажен в темницу. При царе иудейском Седекии пророчество его сбылось: пришёл Навуходоносор, избил народ, остаток увёл в плен, а Иерусалим разграбил и разрушил. Навуходоносор освободил пророка из темницы и позволил ему жить, где пожелает. Пророк же остался на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества. Когда же он стал предсказывать, что царь вавилонский опустошит землю египетскую и уничтожит поселившихся в ней иудеев, то иудеи убили пророка Иеремию. В том же году предсказание святого исполнилось.

Пророк Иеремия. Фото: pravoslavie.ru

Преподобномученик Вата Персиянин. Святой IV столетия, монах-персиянин, убитый во время антихристианских гонений в городе Низивии.

Благоверная царица Тамара Великая. Завоевательница и просветительница, укрепившая военно-политические позиции Грузии и сделавшая очень многое для распространения христианства в Закавказье. И вместе с тем – символ женственности и красоты. Всё это – святая царица Тамара, легендарная правительница, вот уже восемь столетий являющаяся главным символом Грузии. Символом, ещё при жизни воспетым влюблённым в неё Шота Руставели в “Витязе в тигровой шкуре”.

Царица Тамара могла бы использовать свою сказочную красоту в политических целях. После первого (неудачного) брака её руки просили византийские царевичи, алеппский султан и персидский шах. Но благочестивая Тамара не воспользовалась этим и вышла замуж по любви за друга детства – осетинского царевича Давида Сослана, чьи полководческие таланты позволили Грузии достичь наивысшего расцвета военного могущества.

Тамаре и Давиду удалось не только сдержать экспансию всевозможных завоевателей, но и присоединить к Грузинскому царству множество территорий. Более того, в 1204 году от Рождества Христова, когда Константинополь был захвачен крестоносцами, именно царица Тамара помогла спасти от полного краха Византийскую империю, Второй Рим, роль которого в дальнейшем перешла к Москве – Риму Третьему. При этом сама царица, которую окружающие правители нередко называли царём, по слову летописца XIII века, составившего “Жизнь царицы цариц Тамар”, пользовалась непререкаемым международным авторитетом:

Она восседала, как судья, меж соседствующими царями, следила, чтобы никто не начинал войны или пытался набросить ярмо насилия друг на друга.

Благоверная царица Тамара Великая. Фото: pravoslavie.ru

Но помимо укрепления военно-политического могущества, царица Тамара сделала очень многое, чтобы Грузия возвеличилась как христианское государство. При ней православные храмы и монастыри были освобождены от повинностей. Более того, однажды царица собрала на Церковный собор всех священноучителей, монахов и пустынников своего царства, обратившись к ним с мольбой:

О, святые отцы, исследуйте хорошо всё и утвердите прямое и изгоните кривое. Не будьте лицеприятны в отношении князей из-за их богатства и не пренебрегайте нищими из-за скудности.

Главным девизом правления царицы Тамары стало провозглашение милости ко всем слабым и униженным. “Я – отец сирых и судья вдов”, – так говорила царица. Она отменила смертную казнь и телесные наказания, но в то же время без промедления смещала злоупотреблявших своей властью чиновников, сохраняя им жизнь, но лишая неправедно нажитого имущества. Во всех окружающих странах восхищались могуществом этой женщины. Но никто из внешних не знал, что по ночам святая Тамара надевала власяницу и долгими часами молилась Пресвятой Богородице, называя именно Её Царицей Грузии, себя же – последней рабой.

Последние дни земной жизни царицы прошли в древней горной монастырской обители Вардзия, высеченной в камнях. Келья её выходила окошком в храм, так что она могла слушать богослужения постоянно, вознося свои молитвы к Богу. Скончалась святая Тамара в 1213 году от Рождества Христова. И уже совсем скоро после кончины была причислена к лику святых.

Священномученик Макарий, митрополит Киевский. Святой XV столетия, первосвятитель Киевского митрополичьего престола, убитый в 1497 году от Рождества Христова вторгшимися в русские земли крымскими татарами. От честных мощей святителя, ныне покоящихся в Киеве, произошло немало чудес и исцелений.

Преподобный Герасим Болдинский. Русский подвижник XVI века, основатель нескольких монастырей на Смоленской земле и отошедший ко Господу в 1554 году от Рождества Христова.

Преподобномученики Афонские Евфимий (1814), Игнатий (1814) и Акакий (1816). Монахи-святогорцы, принявшие мученические венцы от турок-агарян в начале XIX столетия.

Мученица Нина Кузнецова. Православная мирянка, пострадавшая за веру в период советских богоборческих гонений, в кровавом 1938 году. Прославлена в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Также сегодня совершается празднование в честь нескольких чудотворных образов Пресвятой Богородицы, явленных в разные годы: Царевококшайской или Мироносицкой (1647), Андрониковской (XIV) и именуемой “Нечаянная Радость” икон Божией Матери. О последней из этих святынь вы можете подробнее узнать из нашего сюжета, вышедшего на телеканале Царьград.

Поздравляем православных христиан с днём этих святынь и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: “Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!”

Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Житие святого равноапостольного великого князя Владимира

Равноапостольный святой Владимир, житие которого вызывает интерес каждого православного человека, является основателем русской христианской веры. Трудно переоценить роль князя Владимира в крещении Руси, зная его биографию, дохристианскую жизнь и развитие славянского края после судьбоносного события.

Каждый год 28 июля православный мир отдает дань памяти равноапостольному Крестителю Руси Владимиру.

Краткие исторические сведения о жизни основоположника христианства в Руси

В мировой христианской истории киевский повелитель известен как Владимир Креститель и Красное Солнышко. Во время крещения святой равноапостольный князь Владимир получил имя Василий.

Благодаря Владимиру христианство восторжествовало над язычеством. После смерти Владимира причислили к лику святых, прославив его, как равноапостольного за подвиг внедрения христианской веры.

Читайте о святом:

Путь от сына рабыни к киевскому княжеству

В истории Руси не сохранилось точной даты рождения великого князя. Приблизительно в начале шестидесятых годов десятого столетия у сына Великой княгини Ольги Святослава родился мальчик, матерью которого была ключница княгини — Малуша.

В свое время грозная Ольга убила княжича Мала, за которого ее заставляли выйти замуж после смерти Игоря, а детей убитого, Добрыню и Малушу забрала в свой дом. Княгиня Ольга в великом гневе отправила Малушу рожать подальше от княжеского дворца, забрав у той ребенка сразу после рождения.

Святослав доверил воспитание сына строгой бабке Ольге, у которой будущий святой жил все время, испытывая к себе презрение, как к сыну рабыни. Сыновья Святослава после отъезда отца в дунайские края правили в своих княжествах, Ярополк в Киеве, Олег в Древлянской земле.

Малушинский сын в возрасте 10 лет был провозглашен новгородским правителем.

Святослав, уехав на Дунай, в 972 году погиб. Между его взрослыми сыновьями начались раздоры, переросшие в 977 году в войну, в результате которой Олег был убит.

Владимир, которому на то время было 15 −17 лет, боясь брата, из Новгорода бежал к варягам. Буквально через год он сумел создать целую армии из наемных варягов и начать войну против Ярополка.

Очистив родной Новгород от наместников брата, будущий креститель Руси завоевал Киев в 978 году, перед этим захватил Полоцк, в котором жила прекрасная Рогнеда, невеста Ярополка.

Гордая правительница Полоцка отказала молодому завоевателю стать его женой, за что была покарана. Весь ее род был убит, сама Рогнеда была изнасилована Владимиром и насильно выдана на него замуж. Прекрасная Половчанка до конца жизни не простила своего насильника, хоть и родила ему сыновей и дочерей.

Молодой правитель Киева через предателя из окружения Ярополка хитростью заманил брата к себе и убил его руками варяг, которые буквально подняли того на мечах.

Второй женой властелина Киева стала беременная вдова Ярополка, сына которой князь после рождения усыновил.

Так началось тридцатисемилетнее княжество Владимира.

Великий князь Киевский

Новый властелин поразил всех сменой своего характера. Некогда злой и мстительный князь начал свое правление с заботы о мире в своем крае.

Киевский властелин применял оружие только для усмирения непокорных народов, таких как радимичи, вятичи, литовские ятвяги. Западная Волынь с городом Владимир-Волынский, который существует и поныне, также отошли к Киевской Руси. Укрепив внешние границы, молодой Святославович принялся за сооружение новых городов, которые строили для защиты от набегов врагов.

Мудрый князь заселял новые города переселенцами из разных мест, чтобы те не смогли объединяться для бунта. Славяне и норманны стали основными воинами в его дружинах, которые князь любил и часто проводил с ними роскошные пиршества. Буйные и своенравные варяги были отправлены к греческому императору на службу.

Ярый поклонник язычества киевский правитель поставил на горе видимого со всех сторон идола, бога Перуна, у которого была серебряная голова, золотые усы.

Важно! Языческие истуканы заполонили всю русскую землю, им приносились даже человеческие жертвы, среди которых были и ранние христиане, одними из первых был некий Федор и его сын Иоанн.

Мудрые бояре и старцы составляли руководящее ядро, с которыми Владимир принимал законы для поддержания порядка, но личная жизнь князя не изменилась. Пять жен, сотни невольниц, убийства недовольных и поклонников христианства продолжались.

Своих шесть сыновей, в том числе усыновленного племянника, киевский властелин поставил княжить по Руси, отдав сыновьям:

  • Ярославу — Новгород;
  • Изяславу, матерью которого была Рогнеда, Полоцк;
  • Борису — Ростов;
  • Глебу — Муром;
  • Святославу — Древлянские земли;
  • Всеволоду — Волынь;
  • Мстиславу — Тмутаракань;
  • Святополку — Туров.

Важно! Все сыновья были под строгим контролем отца и не имели своевольничать, пока у того была сила власти.

О других равноапостольных православных святых:

От язычества к христианству

Будущий основоположник христианства на Руси подсознательно понимал, что все языческие боги и поклонение мертвым является нелепостью. Его бабка Ольга приняла христианство еще до рождения внука, примерно в 957 году во время посещения Византии, однако открытое поклонение Иисусу было под запретом в то время.

Крещение первых посланников Киевской Руси произошло около 860 года в лице князей Аскольда и Дира, это событие в истории известно, как Фотиево или Аскольдово крещение.

Видя быстрое развитие шведов, поляков, болгар на основе новой религии, Киевский князь начал искать истину в исследовании иудаизма, мусульманства и католицизма, приглашая к себе их священство и участвуя на многих служениях.

Киевские послы докладывали князю о христианстве, которое в первую очередь рассматривалось как ступень к выгодному сотрудничеству. Посланцев покорила атмосфера Божьего присутствия в храмах Византии.

«Не знали, на небе или на земле мы, — рассказывали послы по возвращении в Киев, — ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Выслушав их, бояре сказали князю Владимиру: «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из всех людей».

Христианские страны были под покровительством великих императоров. Старцы и вельможи поддержали своего правителя, отправившись в греческий Царьград, чтобы объявить там о готовности Руси принять новую религию через Святое крещение.

Для укрепления связей с греками князь Владимир потребовал себе в жены Анну, сестру императоров, Константина и Василия. Греки ответили отказом. Разгневанный властелин Киева, собрав огромное войско, осадил христианский Херсонес (ныне часть Севастополя), покорил его и снова повторил предложение царевне. В случае отказа полчища полуварваров грозились ринуться на Грецию.

Анна дала согласие и при сопровождении великой свиты прибыла в Херсонес.

Перед венчанием произошло крещение Владимира Святого и начало христианства в Руси. По легенде, описанной в «Повестях временных лет», жених перед свадьбой заболел глазами и практически ослеп. По совету прекрасной невесты он покаялся в своих грехах и принял святое Крещение, после которого зрение полностью восстановилось.

Херсонес был возвращен императорам, а князь с царевной торжественно возвратились в Киев.

Важно! Понимая, что сломать многовековое поклонение русского народа языческим богам, статуи которых приказано было разбивать сразу по возвращении в Киев, будет нелегко, Владимир приказал крещение проводить насильно.

Крещение русского народа

По сведениям, донесенным в «Повестях временных лет», с 988 года началось повсеместное крещение жителей киевских земель.

Императоры Багрянородные держали под контролем процесс обращения в новую веру русского народа. Константинопольский Патриарх Николай Второй Хрисоверг прислал целый отряд духовенства для крещения в Днепре русичей.

«Повести временных лет» сообщают, что именно в это время было дарован православным завет Святого равноапостольного Владимира.

«Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия , и даждь им уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны хрестьянския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его».

Мудрый будущий Святой равноапостольный стал истинным христианином, получив во время водного крещения силу и благословение Небес на познание учений Христа.

Языческий Перун был разбит и брошен в Днепр, а на его месте была воздвигнута церковь св. Василия. По всей Руси открывались церковные суды и училища. Духовенство получило огромную власть над народом.

В Киеве была построен великолепный собор, на содержание которого князь повелел на все века давать десятую часть от всех доходов, так возникла Десятинная церковь. В новый храм были перенесены останки великой княгини Ольги, а позже здесь похоронили прекрасную царицу Анны, которая стала верной помощницей своему мужу в крещении киевского края и правлении народом.

За заботу о бедных, которых принимали даже в княжеских палатах, кормили и помогали, русский народ стал называть своего правителя Красным Солнышком. По великим праздникам вокруг княжеского дворца накрывались столы с яствами, которые мог попробовать каждый нуждающийся.

Истинным чудом Божьим было превращение князя из разгульного язычника в смиренного христианина, основными чертами характера которого стали благочестивое поведение и кротость в решении всех дел.

В мире жила Русь и с соседями, только печенеги время от времени нарушали покой киевских земель.

В июле, 15 числа 1015 года правитель Киевской Руси скончался во время похода в местечке около Киева, когда шел усмирять своего взбунтовавшегося сына. Из-за того, что мощи князя, похороненного в Десятинной церкви, не чудотворили, к лику святых Владимир был причислен только через 2 века.

В 1240 году татары разрушили старинную святыню, погребли под развалинами и останки великого основателя земли русской и его бабки Ольги, которые были найдены митрополитом Петром Могилой в 1635 году.

Найденная голова святого Крестителя хранится в главном храме Печерской Лавры в Киеве, правая рука — в Софийском соборе. Некоторые святые мощи были перевезены в московский Успенский собор.

Православные верующие почитают Святого Крестителя Руси и возносят к нему свои величания.

Молитвы святому князю Владимиру

Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола сидя матере градов, богоспасаемого Киева, испытуя же и посылая к царскому граду уведети православную веру, и обрел еси бесценный бисер, Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Тем же празднуем твое успение, людие твои суще: моли спастися державы твоея Российския начальником, Христолюбивому православному народу.

Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире, вся, яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания оставль, яко муж совершенный, украсился еси божественнаго крещения багряницею: и ныне Спасу Христу в веселии предстоя, моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.

Величаем тя, святый равноапостольный княже Владимире, и чтем святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю святым крещением просветившаго.

Молитвы святому равноапостольному князю Владимиру

О великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв Святое Крещение, просветил еси светом Божественныя веры и благочестия всю страну Русскую. Славяще убо и благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим, благодарим и тя, просветителю наш и отче, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во Имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы: тою верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства: тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования Небеснаго блаженства. Ты еси первый вождь наш к Начальнику и Совершителю нашего вечнаго спасения Господу Иисусу Христу; ты еси теплый молитвенник и ходатай о стране Русской, о воинстве и о всех людех. Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний, тобою излиянных на землю нашу, отцев и праотцев наших и на нас, недостойных. О всеблагий отче и просветителю наш! Призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, по милости Своей, да всадит в сердце наше спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, благосерде, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо же Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да упразднятся вся ереси и расколы, да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

О великий угодниче Божий, равноапостольный княже Владимире! Призри на немощи наши и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и на путь спасения обратитися, неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, да сохранит и спасет рабов Божиих (имена) от всех козней и наветов вражиих и да все мы сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков.

Современные священники о Великом Святом

Святитель Николай Сербский в своих размышлениях затронул очень интересную тему «Почему Господь крещение Руси доверил ярому язычнику». Святитель провел параллель между апостолом Павлом и святым Крестителем, как Бог грешника приводит к познанию истины. Это преображение на все века стало для православных примером «выздоровления» от грешника к святому.

Патриарх Российский Кирилл также говорит о том, что Бог из сластолюбивого грешника сотворил смиренного служителя веры Христовой. Патриарх подчеркнул в своих размышлениях, что только Бог может изменить шкалу ценностей человека, обратив зло на добро.

Важно! Жизнь св. Владимира должна стать примером подражания для христиан, когда отдав свое сердце, душу и тело на служении Иисусу, человек получает статус святого, как это сделал правитель Киевской Руси, Красное Солнышко.

В воспоминаниях Антония Сурожского продолжается мысль о преображении человеческой души, всей жизни после прихода в нее Иисуса Христа. Грешный и слабый человек приобретает силу и святость при обращении в православную веру.

Шесть столетий русская земля была под владением потомков Великого Крестителя, все они от детей до правнуков продолжили святое дело Святого Владимира.

Для справки! Празднование памяти великого святого установил Александр Невский, когда по молитве равноапостольному святому Бог даровал победу русских над шведами в 1240 году.

Житие святого князя Владимира, икона равноапостольного крестителя Руси и в чем помогает

Святой князь киевский Владимир родился предположительно в 962 году, его деяния почитаются служителями церкви. Но личность князя имеет и историческое значение. У Владимира интересная судьба, которая на примере показывает, как человек может прийти к вере, осознать ее силу и начать просвещение других людей, увлекая их своей идеей. Несмотря на то, что в православии и истории князь Владимир – личность неоднозначная, его деяния значимы, как для митрополитов, так и для летописцев.

Краткое жизнеописание

Владимир имел несколько прозвищ, в том числе и библейское «Красно солнышко», князь был многодетным отцом и несколько раз сочетался браком. До принятия христианства его биография была полна моментов, которые вряд ли указывают на святость личности. Но, несмотря на все искушения мирские, князь Владимир смог принять веру и следовать канонам христианства.

Несколько раз князь сочетался бараком по языческим канонам и 2 раза был женат по христианским правилам. Считается, что он взял в наложницы беременную жену своего брата, и ребенок ее был рожден «от двух отцов».

По мнению историков, у Владимира было около 13 сыновей и 10 дочерей.

Происхождение

Отчество Святославович говорит о том, что отцом Владимира был сын княгини Ольги, а вот его мать благородного происхождения не имела и служила ключницей у княгини. По этой причине будущий киевский князь долгое время носил обидное прозвище «рабочий», которое указывало на происхождение его матери. Хотя в древней Руси происхождение ребенка и его статус определялись по отцу, прозвище надолго «пристало» к юному князю и сопровождало его долгие годы, пока не появилось другое.

Житие и деяния

Свое знаменитое прозвище «Красное солнышко» князь получил позже. Рассмотрим 3 теории, которые помогут понять, с чем это связано:

  1. Некоторые историки говорят о том, что прозвище князь дал себе сам, ему колдун рассказал о том, что: «Владимир взойдет над Русью, как красное солнце».
  2. Прозвище появилось после крещения Руси и связано оно с этим событием – с распространением веры.
  3. Но, по мнению историков, вероятнее всего, прозвище Владимир получил, когда стал устраивать пиры, приглашая в княжий двор нищих. На пир он приглашал всех жителей города, не акцентируя внимание на происхождении человека и его социальном положении. Он говорил о том, что любой может попасть на пир и взять, что ему требуется. Такая щедрость князя привела к тому, что на пир приходили практически все жители города.

Благодаря своим человеческим качествам Владимир стал героем мифов и легенд, он неоднократно отражал атаки печенегов, каждую победу празднуя вместе с соратниками и простыми людьми. Он – прототип всех русских богатырей, которым присваивали невероятную силу, храбрость и мудрость.

Но основная заслуга князя не в том, что он был весомой фигурой в истории, а в том, что смог заложить «прочный фундамент» православной веры, приняв крещение и предав огню всех языческих идолов.

Крещение Руси

Событие дало право Владимиру носить прозвище «Креститель», оно имело важное значение для укрепления престижа Руси. Все началось с приезда князя в Византию, которая на тот момент была в зените могущества. Князем двигало желание с помощью веры повысить значимость державы, которую он представлял. Но не только он понимал, что идолы, которым поклоняются язычники, устарели.

Владимир решил с помощью новой веры объединить жителей Руси, а также приблизить державу к византийской империи путем женитьбы на Анне. Князь, вместе с дружиной, принимает крещение первым, затем он сочетается браком с Анной. Этот союз будет крепким, а разрушила его лишь смерть княгини. После крещения Владимир решает, что жителям крупных городов следует принять христианство. Он отдает приказ о проведении обрядов в Киеве и Новгороде. А также говорит, что идолы язычников стоит придать огню.

Решение станет ключевым в истории православия, изменит самого князя, его жизненный уклад и поведение. До принятия православия Владимир не отличался постоянством, он женился как минимум 3 раза, чем обуславливается обилие детей. После принятия веры у него будет всего 2 жены.

Изменится и политика управления государством, князь перестанет воевать и отражать набеги и начнет выстраивать отношения, договариваться с врагами и искать союзников.

Смерть и канонизация

Св. князь Владимир скончался в резиденции, он хотел нарушить право наследования престола и решил отдать власть достойному – сыну Борису. В последние дни, перед смертью, его огорчило известие о том, что Ярослав, правивший Новгородом, перестал перечислять дань и церковную десятину, князь собирал поход на сына. Но смерть нарушила его планы, Владимира хоронили тайно, тело завернули в ковер и вывезли в церковь, где он упокоился в саркофаге из мрамора.

Такая таинственность была обусловлена тем, что Святополк не должен быть узнать о смерти отца раньше Бориса. Точно сказать, когда люди начали почитать Владимира, и когда произошла его канонизация, историки не могут до сих пор.

Церковное почитание

Многие верующие считают, что князь – чуть ли не первый святой, который появился на Руси. Но все не так однозначно. Проблема заключается в том, что точных данных о том, когда Владимира канонизировали, нет. К 14 веку это случилось, но в 12 – еще нет. После смерти князя часто называли «блаженным», в летописях писали о том, что он мог сам исцелить себя. Но все эти записи расцениваются современными служителями церкви, как «восхваления».

Равноапостольный князь Владимир почитается со времен Петра, о чем нередко упоминалось в летописных свитках. Мощи обнаружены были в 1635 году митрополитом Петром. С тех пор почитают останки князя. По сей день считается, что останки князя могут исцелять, поклоняясь им и прося о здравии, человек сможет избавить себя от болезни. Но при условии, что будет силен духом.

Иконография

Существует множество образов святого князя, которые созданы различными художниками. Чаще князя изображают в дорогих одеждах, указывающих на его статус и положение, с короной на голове и с крестом в руках. У ног Владимира столпились люди, которые хотят принять крещение, благо Божье.

Есть икона, посвященная крещению Руси, с названием «Рождество Богородицы». Образ поведал о событии, которое считается ключевым в истории русской церкви. В целом, таких икон, посвященных памятному событию, много. На них люди встают в очередь и проходят обряд, руководит которым святой князь.

Тексты

Существуют различные церковные тексты, связанные с личностью князя. В том числе и молитвы, восславляющие образ.

Тропарь

«Благослови Боже нашу землю, Российскую крещенную православием, людей, которые приняли веру христианскую и каноны ее, слава Тебе».

Кондак

«Служит Владимир Богу и плод Крещения Ему приносит, Ангелы, радуются, славословят, и славу с Богородице, ликуют и поют: Христос вошел на Царствие Небесное, Христоса прославляем. Велик Господь, и чудны дела Твои, Боже наш, слава Тебе».

Канон

Состоит из нескольких песен (9), его поют в церквях. Изначально следует запев, потом – слава, в которой верующие отдают дань и почтение святому, восславляя его поступки и прося о покровительстве.

Как правило, канон поют в дни праздников, богослужений, посвящённых торжественным событиям, которые связывают с образом Владимира.

Величие

«Величаем тебя, Святой равноапостольный князь Владимир, и чтим святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю святым Крещением просветлившего».

Молитва

Есть несколько молитв, с которыми можно обратиться, вот текст одной из них:

«О Великий служитель Божий, равноапостольный князь Владимир! Прости нам слабости наши и попроси Царя Небесного, да не прогневайся на нас. Да помилуй и спаси нас по милости Своей, да всади в сердца наши покаяние и спасительный страх, просвети Своей благодатью ум (имена просителей), во еже оставь нам стезю несчастья и на путь спасения обрати, не умоляя заповедей Божиих и Царствия Небесного. Молим, Человеколюбца Бога, яви нам милость Свою: избавь от смертоносных болезней и от зла, сохрани и спаси рабов Божьих (имена просителей) от всех козней и наветов недругов. Все мы сподобимся с Тобою вечного блаженства, хвалящие и превозносящие Бога во веки веков».

О чем просят великого князя

Он считается покровителем МВД России, просить этого святого стоит:

  • о покровительстве и защите страны от врагов;
  • о принятии верного решения, даровании мудрости;
  • о справедливом и честном правителе для государства;
  • о становлении справедливости в стране.

Князь считается покровителем властей, но он также помогает защитить веру, придает сил. Но все чаще встречается упоминание о том, что просить стоит не конкретного святого, веруя в силу иконы, как чудотворного лика. Обращение должно быть чистым, искренним и исходить от человека, который всем сердцем радует за Господа, верит в его силу. В таком случае обращение будет услышанным.

Храмы и памятники

Когда князь с дружиной въехал в Константинополь, он был поражён красотой Софийского собора и решил, что на Руси необходимо отстроить такой же красоты храм.

Спустя долгие годы его решение нашло воплощение, почтить память святого можно в нескольких храмах:

  1. Одним из самых красивых считают собор с одноименным названием, который располагается в центре Украины, в городе Киеве.
  2. Прекрасен собор, расположенный в Астрахани, он посвящен святому князю Владимиру, собор считается памятником архитектуры и неотъемлемой частью города.

Памятники князю расположены в различных городах: Белгород, Астрахань, Киев.

Ключевая фигура в русской церкви, которая помогала изменить ход истории православия. Когда-то князь Владимир принял решение креститься, за ним последовали соратники, а потом и простые граждане, которые уверовали в христианство.

28 июля – память святого равноапостольного великого князя Владимира. Краткое и полное житие. Молитвы. Статьи. Проповеди. Видео

По при­гла­ше­нию кня­зя в Ки­ев при­хо­ди­ли про­по­вед­ни­ки из раз­ных стран: по­слы от бол­гар-му­суль­ман, жив­ших за Вол­гой, нем­цы-ла­ти­няне, иудеи и гре­ки. Князь рас­спра­ши­вал об их ве­ре, и каж­дый пред­ла­гал ему свою ве­ру. Но са­мое силь­ное впе­чат­ле­ние про­из­вел на него пра­во­слав­ный гре­че­ский про­по­вед­ник, ко­то­рый в за­клю­че­ние сво­ей бе­се­ды по­ка­зал ему кар­ти­ну Страш­но­го су­да. По со­ве­ту бо­яр Вла­ди­мир от­пра­вил де­сять муд­рых му­жей, чтобы ис­пы­тать на ме­сте, чья ве­ра луч­ше. Ко­гда эти рус­ские по­слы при­бы­ли в Кон­стан­ти­но­поль, то ве­ли­ко­ле­пие Со­фий­ско­го хра­ма, строй­ное пе­ние при­двор­ных пев­чих и тор­же­ствен­ность пат­ри­ар­шей служ­бы тро­ну­ли их до глу­би­ны ду­ши: «Мы не зна­ли, – го­во­ри­ли они по­том Вла­ди­ми­ру, – на зем­ле мы сто­я­ли или на небе». А бо­яре тут же ему за­ме­ти­ли: «Ес­ли бы ве­ра гре­че­ская не бы­ла луч­ше дру­гих вер, не при­ня­ла бы ее баб­ка твоя Оль­га – муд­рей­шая из лю­дей».Вла­ди­мир ре­шил кре­стить­ся, но не хо­тел под­чи­нять Русь гре­кам. По­это­му вско­ре по­сле воз­вра­ще­ния по­слов Вла­ди­мир по­шел вой­ной на гре­ков и взял Хер­со­нес. От­сю­да он от­пра­вил по­слов в Кон­стан­ти­но­поль к им­пе­ра­то­рам Ва­си­лию и Кон­стан­ти­ну с тре­бо­ва­ни­ем ру­ки сест­ры их, ца­рев­ны Ан­ны. Те от­ве­ча­ли ему, что ца­рев­на мо­жет быть же­ной толь­ко хри­сти­а­ни­на. То­гда Вла­ди­мир объ­явил, что же­ла­ет при­нять хри­сти­ан­скую ве­ру. Но преж­де, чем неве­ста при­бы­ла в Хер­со­нес, Вла­ди­мир был по­ра­жен сле­по­той.

В та­ком со­сто­я­нии, по­доб­но апо­сто­лу Пав­лу, он по­знал свою ду­хов­ную немощь и при­го­то­вил­ся к ве­ли­ко­му та­ин­ству воз­рож­де­ния. Ца­рев­на, при­быв­шая в Хер­со­нес, по­со­ве­то­ва­ла ему по­спе­шить с Кре­ще­ни­ем. Вла­ди­мир кре­стил­ся (988 г.) и был на­име­но­ван Ва­си­ли­ем. При вы­хо­де из ку­пе­ли он про­зрел ду­шев­ны­ми и те­лес­ны­ми оча­ми и в из­быт­ке ра­до­сти вос­клик­нул: «Те­перь я по­знал ис­тин­но­го Бо­га!»

Воз­вра­тив­шись в Ки­ев в со­про­вож­де­нии кор­сун­ских и гре­че­ских свя­щен­ни­ков, Вла­ди­мир преж­де все­го пред­ло­жил кре­стить­ся сво­им две­на­дца­ти сы­но­вьям, и они кре­сти­лись в од­ном ис­точ­ни­ке, из­вест­ном в Ки­е­ве под име­нем Кре­ща­ти­ка. Вслед за ни­ми кре­сти­лись мно­гие бо­яре. Меж­ду тем Вла­ди­мир при­сту­пил к ис­треб­ле­нию идо­лов, и глав­ный из них, идол Пе­рун, был при­вя­зан к кон­ско­му хво­сту, с по­ру­га­ни­ем со­вле­чен с го­ры и бро­шен в Днепр. За низ­вер­же­ни­ем идо­лов по­сле­до­ва­ло огла­ше­ние на­ро­да еван­гель­ской про­по­ве­дью. Хри­сти­ан­ские свя­щен­ни­ки со­би­ра­ли на­род и на­став­ля­ли его в свя­той ве­ре. На­ко­нец, свя­той Вла­ди­мир объ­явил в Ки­е­ве, чтобы все жи­те­ли, бо­га­тые и убо­гие, яви­лись в опре­де­лен­ный день на ре­ку для при­ня­тия Кре­ще­ния. Ки­ев­ляне спе­ши­ли ис­пол­нить во­лю кня­зя, рас­суж­дая так: «Ес­ли бы но­вая ве­ра не бы­ла луч­ше, то князь и бо­яре ее бы не при­ня­ли».

В на­зна­чен­ный день жи­те­ли Ки­е­ва со­бра­лись на бе­рег Дне­пра. Сю­да явил­ся сам Вла­ди­мир с хри­сти­ан­ски­ми свя­щен­ни­ка­ми. Все ки­ев­ляне во­шли в ре­ку, кто по шею, кто по грудь; взрос­лые дер­жа­ли на ру­ках мла­ден­цев; свя­щен­ни­ки на бе­ре­гу чи­та­ли мо­лит­вы, а свя­той Вла­ди­мир, объ­ятый вос­тор­гом, мо­лил­ся Бо­гу и по­ру­чал Ему се­бя и свой на­род.

По­сле Ки­е­ва и его окрест­но­стей свя­тая ве­ра бы­ла на­саж­де­на в Нов­го­ро­де. Пер­вый ки­ев­ский мит­ро­по­лит Ми­ха­ил в 990 г. при­был сю­да с ше­стью епи­ско­па­ми в со­про­вож­де­нии Доб­ры­ни, дя­ди свя­то­го Вла­ди­ми­ра. Сна­ча­ла нис­про­верг­ли идо­ла Пе­ру­на, как и в Ки­е­ве, вла­чи­ли по зем­ле и вверг­ли в ре­ку Вол­хов; по­сле это­го огла­ша­ли и кре­сти­ли на­род. Из Нов­го­ро­да мит­ро­по­лит Ми­ха­ил в со­про­вож­де­нии че­ты­рех епи­ско­пов и Доб­ры­ни при­был в Ро­стов и здесь кре­стил мно­гих, ру­ко­по­ло­жил пре­сви­те­ров и воз­двиг храм. Впро­чем, язы­че­ство дол­го дер­жа­лось в Ро­сто­ве, так что пер­вые два епи­ско­па Ро­стов­ские, свя­тые Фе­о­дор и Ила­ри­он, по­сле мно­гих уси­лий в борь­бе с язы­че­ством вы­нуж­де­ны бы­ли оста­вить свою ка­фед­ру. Для ис­ко­ре­не­ния язы­че­ства и утвер­жде­ния свя­той ве­ры мно­го здесь по­тру­ди­лись свя­тые епи­ско­пы Леон­тий и Ис­а­ия и пре­по­доб­ный Аврамий, ар­хи­манд­рит ос­но­ван­ной им Ро­стов­ской оби­те­ли.

В 992 го­ду свя­тая ве­ра бы­ла на­саж­де­на в Суз­даль­ском крае. Сю­да при­был свя­той князь Вла­ди­мир с дву­мя епи­ско­па­ми. Суз­даль­цы охот­но кре­сти­лись.

Два­дцать во­семь лет кня­жил свя­той Вла­ди­мир в зем­ле Рус­ской по­сле сво­е­го кре­ще­ния и трид­цать три го­да вос­се­дал на пре­сто­ле Ки­ев­ском; пре­ста­вил­ся же 15 июля 1015 го­да, но­чью, в се­ле Бе­ре­сто­ве. Те­ло свя­то­го кня­зя бы­ло по­ло­же­но в мра­мор­ную ра­ку, и, горь­ко опла­ки­ва­е­мый всем на­ро­дом, он был по­гре­бен в Де­ся­тин­ном хра­ме.

Де­ти свя­то­го Вла­ди­ми­ра, ко­то­рым он раз­дал уде­лы, за­бо­ти­лись о рас­про­стра­не­нии и утвер­жде­нии хри­сти­ан­ства в под­власт­ных ему об­ла­стях. Так в Х ве­ке, кро­ме Ки­е­ва, Нов­го­ро­да, Ро­сто­ва и Суз­да­ля свя­тая ве­ра бы­ла на­саж­де­на в го­ро­дах Му­ро­ме, По­лоц­ке, Вла­ди­ми­ре Во­лын­ском, Смо­лен­ске, Пско­ве, Луц­ке, Тму­та­ра­ка­ни и в зем­ле древ­лян­ской. Впо­след­ствии в пре­де­лах стра­ны вя­ти­чей (в даль­ней­шем Кур­ская, Ор­лов­ская, Туль­ская и Ка­луж­ская гу­бер­нии) мно­го по­тру­дил­ся для еван­гель­ской про­по­ве­ди пре­по­доб­ный Кук­ша, инок Пе­чер­ской оби­те­ли, ко­то­рый при­нял от языч­ни­ков му­че­ни­че­скую смерть.

Во­об­ще хри­сти­ан­ская ве­ра в пер­вое вре­мя рас­про­стра­ня­лась пре­иму­ще­ствен­но око­ло Ки­е­ва и по ве­ли­ко­му вод­но­му пу­ти от Ки­е­ва до Нов­го­ро­да. От Нов­го­ро­да она рас­про­стра­ни­лась по волж­ско­му пу­ти. Под вли­я­ни­ем пра­во­слав­ной ве­ры сла­вян­ские пле­ме­на ста­ли объ­еди­нять­ся в еди­ное го­су­дар­ство.

Успеш­но­му рас­про­стра­не­нию ве­ры Хри­сто­вой сре­ди рус­ско­го на­ро­да со­дей­ство­ва­ло в осо­бен­но­сти то, что она рас­про­стра­ня­лась боль­шей ча­стью мир­ны­ми сред­ства­ми – про­по­ве­дью, убеж­де­ни­ем (а не ог­нем и ме­чом, как это неред­ко де­ла­лось ри­мо-ка­то­ли­ка­ми) и, при­том, бла­го­да­ря тру­дам свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия, на род­ном сла­вян­ском язы­ке.

От рус­ских пра­во­слав­ная ве­ра Хри­сто­ва про­ник­ла в сре­ду ино­род­цев, жив­ших по со­сед­ству и на окра­и­нах Ру­си. Так, в X–XIII ве­ках на­ча­ли при­ни­мать кре­ще­ние неко­то­рые из фин­ских пле­мен (ижо­ра и ко­ре­ла), чудь, че­ре­ми­сы и во­тя­ки, ино­род­цы Во­ло­год­ско­го края и др. В на­ча­ле XIII ве­ка воз­двиг­нут был на бе­ре­гах Вол­ги и Оки Ниж­ний Нов­го­род как креп­кий оплот пра­во­сла­вия сре­ди ино­род­цев По­вол­жья и сред­ней по­ло­сы Рос­сии.

На за­па­де Рос­сии рас­про­стра­не­ние пра­во­слав­ной ве­ры встре­ти­лось с дру­гим силь­ным вли­я­ни­ем, ко­то­рое шло от ри­мо-ка­то­ли­че­ской церк­ви. В Фин­лян­дии про­по­ве­до­ва­ли ла­тин­ские мис­си­о­не­ры из Шве­ции. На юг от Фин­ско­го за­ли­ва сна­ча­ла утвер­ди­лось пра­во­сла­вие, но впо­след­ствии сю­да про­ник­ли ла­тин­ские мис­си­о­не­ры из Да­нии. В кон­це ХII ве­ка в Ли­во­нии ос­но­вал­ся ла­тин­ский ор­ден ме­че­нос­цев, ко­то­рый про­ти­во­дей­ство­вал и рус­ско­му вли­я­нию, и успе­хам пра­во­сла­вия. В Лит­ве пра­во­слав­ная ве­ра ста­ла рас­про­стра­нять­ся еще в XII ве­ке из со­сед­них рус­ских по­се­ле­ний. В XIII ве­ке, ко­гда ли­тов­ские кня­зья овла­де­ли рус­ски­ми го­ро­да­ми Но­во­груд­ком, Сло­ни­мом, Бре­стом, неко­то­рые из них при­ня­ли Кре­ще­ние.

Успе­хам свя­той ве­ры в осо­бен­но­сти спо­соб­ство­ва­ла в XIV ве­ке му­че­ни­че­ская кон­чи­на за нее трех при­двор­ных вель­мож ли­тов­ско­го кня­зя Оль­гер­да (сы­на Ге­ди­ми­на, ос­но­ва­те­ля Ли­тов­ско­го кня­же­ства), а имен­но – свя­тых Ан­то­ния, Иоан­на и Ев­ста­фия. Но в кон­це то­го же ве­ка Лит­ва и под­чи­нен­ная ей пра­во­слав­ная За­пад­ная Русь со­еди­ни­лись с ка­то­ли­че­ской Поль­шей. По­сле это­го боль­шие уси­лия Рим­ских пап на­прав­ля­ют­ся к то­му, чтобы, во-пер­вых, от­де­лить юго-за­пад­ные епар­хии от еди­ной Рос­сий­ской церк­ви, а во-вто­рых, вве­сти здесь так на­зы­ва­е­мую Ли­тов­скую унию.

МОЛИТВЫ

Тропарь равноапостольному князю Владимиру, во Святом Крещении Василию
глас 1
Я́ко нача́льнику Креще́ния/ и ко́реню ве́ры Боже́ственныя,/ и́долов разруши́телю,/ блаже́нне кня́же Васи́лие равноапо́стольне, вопие́м ти:/ сла́ва вразу́мльшему тя Христу́ Бо́гу,/ сла́ва освяти́вшему тя Креще́нием Свои́м,// сла́ва просвети́вшему тобо́ю всю страну́ Ру́сскую.

Перевод: Как зачинателю Крещения и началу веры Божественной, идолов разрушителю, блаженный равноапостольный князь Василий, взываем к тебе: «Слава вразумившему тебя Христу Богу, слава Освятившему тебя Крещением Своим, слава Просветившему тобой всю страну Русскую».

Ин тропарь равноапостольному князю Владимиру, во Святом Крещении Василию

глас 4
Уподо́бился еси́ купцу́, и́щущему до́бpаго би́сеpа,/ славнодеpжа́вный Влади́миpе,/ на высоте́ стола́ седя́ ма́теpе гpадо́в, богоспаса́емаго Ки́ева:/ испыту́я же и посыла́я к Ца́pскому гpа́ду/ уве́дети пpавосла́вную ве́pу,/ обpе́л еси́ бесце́нный би́сеp – Хpиста́,/ избpа́вшаго тя я́ко втоpа́го Па́вла,/ и оттpя́сшаго слепоту́ во святе́й купе́ли,/ душе́вную вку́пе и теле́сную./ Те́мже пpа́зднуем твое́ успе́ние,/ лю́дие твои́ су́ще:// моли́ спасти́ся держа́вы твоея́ Росси́йския нача́льником и мно́жеству владо́мых.

Перевод: Уподобился ты купцу, ищущему хороших жемчужин, славный властитель Владимир, восседая на высоком престоле матери городов, Богоспасаемого Киева: ибо испытывая и посылая в Царьград, узнать о православной вере, обрел ты бесценный жемчуг – Христа, избравшего тебя, как второго Павла; и, как он, стряхнул ты слепоту во святой купели, душевную, и вместе телесную. Потому мы, люди твои, празднуем твое успение; моли о спасении в державе твоей Российской начальствующих и множества ее граждан.

Кондак равноапостольному князю Владимиру, во Святом Крещении Василию

глас 8
Подо́бствовав вели́кому апо́столу Па́влу в седи́нах, всесла́вне Влади́мире,/ вся я́ко младе́нческая мудрова́ния, я́же о и́долех тща́ния оста́вль,/ я́ко муж соверше́нный украси́лся еси́ Боже́ственнаго Креще́ния багряни́цею./ И ны́не Спа́су Христу́ в весе́лии предстоя́,// моли́ спасти́ся держа́вы Росси́йския нача́льником и мно́жеству владо́мых.

Перевод: Подобно великому Апостолу Павлу, в зрелых летах, всеславный Владимир, как детскую забаву, все мудрования и усердие к идолам оставив, ты, как муж совершенный, украсился порфирою Божественного крещения. И ныне Спасителю Христу в радости предстоя, моли о спасении в державе Российской начальствующих и множества ее граждан.

Величание равноапостольному князю Владимиру, во Святом Крещении Василию

Велича́ем тя,/ святы́й равноапо́стольный кня́же Влади́мире,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ и́долы попра́вшаго// и всю Росси́йскую зе́млю святы́м Креще́нием просвети́вшаго.

Святой князь Владимир и Крещение Руси

https://pravoslavie.ru/38457.html

  • Путь к идеалам Святой Руси. Вспоминая святого князя
  • Святой равноапостольный великий князь Владимир
  • Александр Парменов. Равноапостольный князь Владимир. Часть 1: Начало княжения, усиление язычества
  • Александр Парменов. Равноапостольный князь Владимир. Часть 2: Крещение Руси
  • Дмитрий Рыбаков. Крещение Руси князем Владимиром как феномен древнерусской истории
  • Диакон Владимир Василик. Отражение дипломатии святого князя Владимира в древнерусской гимнографии
  • Дьякон Андрей Кураев. «Князь Владимир своим выбором спас Европу»
  • Алексей Константинович Светозарский. Рождение цивилизации, или Крещение Руси как поворотный момент нашей истории
  • Дмитрий Емец. Святой Владимир – Креститель Руси

Проповеди

  • Святитель Николай (Велимирович). Святой князь Владимир – Креститель русских
  • Святитель Иоанн (Максимович). В чем нравственная сила святого великого князя Владимира?
  • Митрополит Владимир (Сабодан). Подражайте вере их. Проповедь в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира
  • Архиепископ Аверкий (Таушев). Крещение Руси и заветы святого князя Владимира русскому народу
  • Протоиерей Андрей Ткачев. Выбор веры

Владимирские храмы

  • Елена Лебедева. Московская церковь св. князя Владимира в Старых Садах
  • Михаил Дмитрук. Благословение святого князя Владимира
Читайте также:
Федор Кузьмич: биография и могила старца, труды и посмертные записки
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: