Павел Таганрогский – житие и биография святого, мощи и могила, чудеса и почитание, дни памяти, труды

Святой Павел Таганрогский

Дни памяти Святого Павла Таганрогского

  • 20 июня – Прославление
  • 23 марта

Житие Святого Павла Таганрогского

Святой праведный Павел Таганрогский родился в 1792 году в Черниговской губернии в дворянской семье. Его мирское имя Павел Павлович Стожков. Родители назвали сына в честь Павла Исповедника, архиепископа Константинопольского. Семья была зажиточная, и мальчика ждала безбрежная жизнь. Павлу было доступно хорошее образование, в дальнейшем он мог бы занять высокое положение в обществе. Однако Святой с детства мечтал лишь о служении Господу. Его привлекали молитвы и паломничества по святым местам. Когда Павлу исполнилось шестнадцать лет, он покинул родительский дом и год странствовал по святым местам. Отец очень разгневался и сурово наказал вернувшегося сына.

Когда Павлу исполнилось двадцать пять лет, отец разделил наследство между ним и его старшим братом Иваном. Получив благословение отца, Павел отпустил на волю всех своих крестьян, часть денег раздал нищим и отправился в паломничество.

В течение десяти лет молодой подвижник путешествовал по святым местам, не раскрывая своего происхождения. Он побывал в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, в Соловецком, Веркольском, Кожеозерском и многих других монастырях. Каждому монастырю или церкви юноша жертвовал из средств, доставшихся ему по наследству.

Во время своего паломничества Павел встретил много духовных наставников, которые стали для него примером праведной жизни, учили непрерывному молитвенному общению с Богом.

После этого Павел поселился в городе Таганроге. Сменив несколько квартир, он стал жить в доме в Депальдовском (ныне Тургеневском переулке). Праведный жил очень скромно, носил простую крестьянскую одежду, говорил на малороссийской языке, и никто даже не догадывался о его дворянском происхождении. Павел Таганрогский был здоровым и крепким человеком, обладал большой физической силой. Работал он грузчиком у купцов Солодовых. Трудился Павел усердно, но услышав благовест, оставлял работу и спешил в храм на службу. Особенно ему нравилось посещать Успенский собор, в который он сделал много пожертвований из средств, полученных от отца.

Сохранились свидетельства о том, что уже в преклонном возрасте Святой Павел Таганрогский носил кирпичи, помогая пристраивать приделы к собору. Постепенно вокруг старца начала складываться община. Некоторые члены общины жили в келье со старцем. Людей семейных Павел Таганрогский благословлял жить в семьях. Члены общины жили по строгому монастырскому уставу. Многие люди приходили к старцу за наставлением и утешением и всегда получали помощь. Обладая даром прозорливости, Святой Павел Таганрогский знал, кого надо принять ласково, а кого строго смирить.

Святой проявлял особую заботу о заключённых таганрогской тюрьмы: молился за них, присылал продукты, помогал больным, умершим покупал гроб, одежду, готовил их к христианскому погребению.

Чудеса Святого Павла Таганрогского

С ранних лет полюбив паломничество, Павел Таганрогский и в преклонном возрасте много путешествовал по святым местам. Святой прославился чудесами. Так, например, иеромонаху Дамиану (Касатосу) он предсказал большое будущее. Спустя годы иеромонах стал Иерусалимским Патриархом. Многие больные исцелились после посещения старца. Часто это происходило, когда старец ударял человека палкой по больному месту.

Незадолго до кончины Павла Таганрогского посетил праведный Иоанн Кронштадтский, который приветствовал Святого словами: «Здравствуй столпе от земли до неба». На что тот отвечал: «здравствуй и ты, солнце от запада на восток».

Преставился Святой Павел Таганрогский 10 марта (23 марта) 1879 года. В момент кончины произошло чудо: по телу старца прошла жёлтая тень, а затем его кожа стала белоснежной. На похороны старца пришло огромное количество людей.

Канонизация

20 июня 1999 года Русская Православная Церковь причислила Праведного Павла к лику местночтимых святых. Во время Литургии вокруг солнца над Никольским храмом на фоне ясного неба появился большой радужный круг. Множество людей стали свидетелями этого чудесного явления. 2-3 февраля 2016 года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял определение о всецерковном почитании Святого.

Старцу Павлу Таганрогскому принадлежат слова:

  • «мой куст никогда не будет пуст»;
  • «Хоть я и умру, а мое место не останется пустым».

Жизнь доказала правильность этих слов. До сих пор к Святому праведному Павлу Таганрогскому приезжают за утешением и помощью паломники со всего мира. Народ также почитает его ученицу старицу Марию Величко, которая возглавила общину после смерти старца.

Читайте также:
Николай Сербский - житие и биография святого, письма и труды, заповеди и творения, почитание и дни памяти

Молитва Павлу Таганрогскому

Тропарь, глас 4

Взыску́я Оте́чества Небе́снаго,/ до́м роди́телей твои́х оста́вил еси/ и, тле́нная бога́тства ми́ра презре́в,/ воздержа́нием и труды́ моли́тву умную стяжал еси́./ Те́мже, мно́гими чудесы́ и зна́меньми от Го́спода просла́вився,/ с ве́рою приходя́щим к тебе́ во вся́цех напа́стех помога́еши:/ пра́ведне о́тче Па́вле,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Си́лу Бо́жию в не́мощи стяжа́л еси́/ и боже́ственныя благода́ти сосу́д избра́нный яви́лся еси́,/ те́мже от Небе́сного Врача́ дар исцеле́ния прии́м,/ неду́ги на́ша теле́сныя и душе́вныя врачу́еши,/ пра́ведне о́тче Па́вле, моли́ Христа́ Бо́га/ спасти́ гра́д и лю́ди, тя почита́ющия.

Молитва

О, вели́кий уго́дниче Бо́жий и чудотво́рче, о́тче Па́вле! Ты́, на высоту́ доброде́телей возше́д, я́ко пресве́тлая звезда́, житие́м твои́м возсия́л еси́ и, стра́нническое жи́тельство избра́в, ми́ра сего́ кра́сная ни во что́же вмени́л еси́. Те́мже Всепра́ведный Судия́ мно́гими чудесы́ тя просла́ви, ду́шу же твою́ святу́ю в небе́сныя оби́тели всели́, иде́же, любве́ Бо́жия наслажда́яся, на́ша ну́жды зри́ши и проше́ния слы́шиши. Сего́ ра́ди бу́ди на́м в неду́зех цели́тель, по мо́рю пла́вающим ко́рмчий, и утопа́ющим благонаде́жное избавле́ние. О, Па́вле блаже́нне, испроси́ все́м, во вся́цей ну́жде су́щим, и ко твоему́ засту́плению прибега́ющим, вся́кий да́р коему́ждо благопотре́бен: ве́ры и любве́ преспе́яние, благоче́стия умноже́ние, ми́ра утвержде́ние, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, бе́дствующим по́мощь, оби́димым заступление. И сподо́би ны, уго́дниче Бо́жий, моли́твами твои́ми благоче́стно житие́ земно́е сконча́ти, Небе́сное Ца́рствие и живо́т ве́чный унасле́дити со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также:

Праведный Па ́ вел Таганрогский

Дни памяти

Житие

Пра­вед­ный Па­вел Та­ган­рог­ский ро­дил­ся 8 но­яб­ря 1792 го­да в се­мье дво­ря­ни­на Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии Кроле­вец­ко­го уез­да Пав­ла Стож­ко­ва. При кре­ще­нии на­зван в честь св. Пав­ла Ис­по­вед­ни­ка. Ро­ди­те­ли хо­те­ли обес­пе­чить сво­е­му сы­ну об­ра­зо­ва­ние и хо­ро­шее об­ще­ствен­ное по­ло­же­ние, юно­ша же стре­мил­ся ко спа­се­нию и бо­го­угод­ной жиз­ни в мо­лит­ве и стран­ни­че­стве по свя­тым ме­стам. В 25 лет, сле­дуя сло­вам Гос­по­да: “. вся, ели­ка има­ши, про­даждь и раз­дай ни­щим: и име­ти има­ши со­кро­ви­ще на Небе­си” (Лк.18:22), бла­жен­ный Па­вел раз­дал до­став­шу­ю­ся ему часть име­ния, от­пу­стил на во­лю кре­стьян и, взяв бла­го­сло­ве­ние от­ца, от­пра­вил­ся в за­вет­ное стран­ство­ва­ние по свя­тым оби­те­лям, дабы под их кро­вом най­ти упо­ко­е­ние сво­ей ду­ше.

Око­ло де­ся­ти лет про­дли­лась его стран­ни­че­ская жизнь, а за­тем он по­се­лил­ся в при­мор­ском го­ро­де Та­ган­ро­ге, где, за­быв свое дво­рян­ское про­ис­хож­де­ние, го­во­рил на про­сто­на­род­ном ма­ло­рос­сий­ском на­ре­чии, жил в зем­лян­ке. Тя­же­лы­ми ра­бо­та­ми в пор­ту и неустан­ной мо­лит­вой он очи­стил ду­шу и те­ло от все­го страст­но­го и гре­хов­но­го, на нем яв­но по­чи­ла бла­го­дать Бо­жия, и он мно­гим све­тил сво­ей пра­вед­ной жиз­нью, и неволь­но лю­ди, под впе­чат­ле­ни­ем его ре­чей и дел, глуб­же вду­мы­ва­лись в смысл жиз­ни и вспо­ми­на­ли о Небес­ном Оте­че­стве. Они ста­ли ид­ти к нему за со­ве­та­ми и уте­ше­ни­ем.

При­дя в пре­клон­ные ле­та, он оста­вил тя­же­лые тру­ды в пор­ту и по­се­лил­ся в ма­лень­ком до­ме, мо­лясь непре­стан­но Бо­гу и слу­жа лю­дям. Каж­дый день с пер­вым уда­ром цер­ков­но­го ко­ло­ко­ла он от­прав­лял­ся в со­бор, мо­лил­ся за Ли­тур­ги­ей, по­прав­лял лам­па­ды, для че­го но­сил с со­бою ма­лень­кую ска­ме­еч­ку, а на пле­чах бе­лое по­ло­тен­це, ко­то­рым вы­ти­рал свя­тые ико­ны. Из хра­ма бла­жен­ный Па­вел, по обык­но­ве­нию, шел по ба­за­ру. Уве­шан­ный дву­мя бе­лы­ми хол­що­вы­ми сум­ка­ми, с пал­кой в ру­ках, он об­хо­дил всех тор­гу­ю­щих с обыч­ны­ми сво­и­ми на­став­ле­ни­я­ми и уте­ше­ни­я­ми. Тор­гов­цы по­да­ва­ли ему ми­ло­сты­ню, но от неко­то­рых он не при­ни­мал ни­ка­ких по­да­я­ний и да­же от­го­нял та­ких от се­бя пал­кою. Но­чи же, как и преж­де, про­во­дил в усерд­ной, с ко­ле­но­пре­кло­не­ни­ем, мо­лит­ве. Иису­со­ва мо­лит­ва ни­ко­гда не схо­ди­ла с его уст; учил он и всех при­хо­дя­щих к нему тво­рить эту мо­лит­ву и без нее ни­ко­гда ни­ко­го не впус­кал к се­бе в ке­лью. Па­вел Пав­ло­вич лю­бил хра­мы и ча­сто жерт­во­вал на них ико­ны, лам­па­ды, све­чи, елей и про­чее. Он учил быть вер­ны­ми в ма­лом, при­ви­вал лю­бовь к свя­тыне цер­ков­ной и пе­ре­но­сил это бла­го­го­вей­ное от­но­ше­ние на пред­ме­ты, освя­ща­ю­щие жизнь че­ло­ве­ка в ми­ру: просфо­ры, ла­дан, све­чи.

Читайте также:
Гавриил Ургебадзе - житие и биография святого, могила, почитание и память, пророчества

Про­стой на­род на­шел в бла­жен­ном ве­ли­ко­го в доб­ро­де­те­лях свя­то­го стар­ца. Утвер­див­шись в непо­роч­ной жиз­ни, по за­ко­ну Гос­под­ню, бла­жен­ный Па­вел был как бы све­тиль­ни­ком на зем­ле, си­я­ю­щим доб­ры­ми де­ла­ми. Он по­лу­чил от Гос­по­да дар ис­це­ле­ния и про­зор­ли­во­сти. И лю­ди шли к нему со сво­и­ми скор­бя­ми, бе­да­ми и во­про­са­ми. Мно­гие при­хо­ди­ли к бла­жен­но­му и мо­ли­ли его доз­во­лить остать­ся у него, дабы ис­пол­ни­лись на них сло­ва псал­мо­пев­ца: «С пре­по­доб­ным пре­по­до­бен бу­де­ши, и с му­жем непо­вин­ным непо­ви­нен бу­де­ши: и со из­бран­ным из­бран бу­де­ши» (Пс.17:26-27). И неко­то­рых он остав­лял по­жить у се­бя как бы на по­слу­ша­нии.

При­не­ся в жерт­ву Бо­гу свои име­ния, бла­жен­ный Па­вел ча­сто жерт­во­вал ра­ди Хри­ста пло­да­ми дво­рян­ско­го вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ван­но­сти, и под ли­чи­ной на­пуск­ной гру­бо­сти ис­кус­но скры­вал воз­вы­шен­ную и бла­го­род­ную свою ду­шу. Слу­чит­ся прий­ти к бла­жен­но­му Пав­лу ка­ко­му-ни­будь по­се­ти­те­лю, име­ю­ще­му нерас­ка­ян­ные гре­хи, — бла­жен­ный, не сму­щая при­шед­ше­го гру­бым от­кро­ве­ни­ем его тайн, при­твор­но об­ру­ши­ва­ет­ся на ко­го-ни­будь из сво­их по­слуш­ни­ков: ру­га­ет, бра­нит, гро­зит пал­кой, при этом на­зы­вая гре­хи по­се­ти­те­ля, дабы по­двиг­нуть то­го к по­ка­я­нию. По­слуш­ник же крот­ко тер­пит и толь­ко по­вто­ря­ет: «Про­сти­те, ба­тюш­ка, ви­но­ват».

Си­лою бла­го­да­ти Бо­жи­ей бла­жен­ный яс­но ви­дел и ду­шу че­ло­ве­ка, и его бу­ду­щее. Сво­е­му ду­хов­ни­ку, иеро­мо­на­ху Да­ми­а­ну, он пред­ска­зал: «Ты бу­дешь ве­лы­кый че­ло­век, та­кий, шо бо­лы­ний буть не мо­же», – и про­ро­че­ские сло­ва эти дей­стви­тель­но ис­пол­ни­лись в жиз­ни от­ца Да­ми­а­на: в 1897 го­ду он по­став­лен был пат­ри­ар­хом Свя­то­го Гра­да Иеру­са­ли­ма.

При­бли­жа­ясь к кон­цу сво­ей зем­ной жиз­ни, бла­жен­ный все бо­лее осла­бе­вал те­лес­ны­ми си­ла­ми, но свя­тая ду­ша его по­преж­не­му пла­ме­не­ла лю­бо­вью к Бо­гу и ближ­ним. Как и дру­гим ве­ли­ким угод­ни­кам Бо­жи­им, Гос­подь от­крыл ему день и час его кон­чи­ны. На­ка­нуне он ве­лел на­пи­сать пись­мо сво­им близ­ким с прось­бой быть на его по­хо­ро­нах.

Скон­чал­ся 10 мар­та 1879 го­да. Ве­че­ром он сде­лал­ся крайне слаб и, при­об­щив­шись Свя­тых Хри­сто­вых Тайн от сво­е­го ду­хов­ни­ка от­ца Да­ми­а­на, пре­дал свою пра­вед­ную ду­шу Бо­гу. В мо­мент кон­чи­ны все пред­сто­я­щие ви­де­ли, что ли­цо угод­ни­ка Бо­жия про­си­я­ло ве­ли­кой ра­до­стью, с бла­го­дат­ной го­ло­вы его по все­му те­лу до са­мых ног про­шла как бы жел­то­ва­тая тень, и по­сле это­го те­ло сде­ла­лось бе­лое, по­доб­но сне­гу. Все, ви­дев­шие это зна­ме­ние бла­го­да­ти Бо­жи­ей над бла­жен­ным Пав­лом, уми­ли­лись серд­цем и про­сла­ви­ли Бо­га за та­кую Его ми­лость.

Мест­ное про­слав­ле­ние свя­то­го со­вер­ши­лось в вос­кре­се­нье 20 июня 1999 го­да в го­ро­де Та­ган­ро­ге. Бо­лее де­ся­ти ты­сяч ве­ру­ю­щих Ро­стов­ской об­ла­сти и юга Рос­сии при­е­ха­ли по­кло­нить­ся бла­жен­но­му Пав­лу в день его ка­но­ни­за­ции. По­оче­ред­но несо­мый все­ми свя­щен­ни­ка­ми Ро­стов­ской епар­хии, ков­чег со свя­ты­ми мо­ща­ми был тор­же­ствен­но пе­ре­не­сён из Все­х­свят­ской церк­ви на ста­ром клад­би­ще в Свя­то-Ни­коль­ский храм г. Та­ган­ро­га, где ар­хи­епи­ско­пом Ро­стов­ским и Но­во­чер­кас­ским Пан­те­ле­и­мо­ном бы­ло за­чи­та­но ар­хи­ерей­ское опре­де­ле­ние о ка­но­ни­за­ции свя­то­го бла­жен­но­го Пав­ла Та­ган­рог­ско­го и со­вер­ше­на Бо­же­ствен­ная ли­тур­гия, по­сле ко­то­рой мно­же­ство ве­ру­ю­щих при­ло­жи­лись к мо­щам свя­то­го. Про­слав­ле­ние озна­ме­но­ва­лось многочис­лен­ны­ми чу­де­са­ми. Тор­же­ствен­ное пе­ре­не­се­ние мо­щей бы­ло пред­ска­за­но пре­по­доб­ным неза­дол­го до от­ше­ствия ко Гос­по­ду, ко­гда ста­рец на­пе­вал: «По­нес­ли Пав­ла на мо­ги­лу, а с мо­ги­лы – да в со­бор» (в те го­ды Свя­то-Ни­коль­ский храм имел ста­тус со­бо­ра).

Опре­де­ле­ни­ем Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 2-3 фев­ра­ля 2016 го­да имя пра­вед­но­го Пав­ла Та­ган­рог­ско­го бы­ло вклю­че­но в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния [1] . 14 фев­ра­ля то­го же го­да мит­ро­по­лит Ро­стов­ский Мер­ку­рий со­вер­шил чин ве­ли­ко­го освя­ще­ния пер­во­го в Рос­сии при­ход­ско­го хра­ма во имя пра­вед­но­го Пав­ла Та­ган­рог­ско­го в по­сёл­ке Ма­те­е­вом Кур­гане [2] .

При­ме­ча­ния

[1] Опре­де­ле­ние Освя­щен­но­го Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви об об­ще­цер­ков­ном про­слав­ле­нии ря­да мест­но­чти­мых свя­тых, 3 фев­ра­ля 2016.

[2] “Гла­ва Дон­ской мит­ро­по­лии со­вер­шил чин Ве­ли­ко­го освя­ще­ния пер­во­го в Рос­сии хра­ма в честь свя­то­го пра­вед­но­го Пав­ла Та­ган­рог­ско­го”, офи­ци­аль­ный сайт Та­ган­рог­ско­го бла­го­чи­ния, 15 фев­ра­ля 2016.

КАНОНИЗАЦИЯ СТАРЦА ПАВЛА ТАГАНРОГСКОГО: ПРИМЕР СОРАБОТНИЧЕСТВА ЦЕРКВИ И НАУКИ

Дар чудотворной прозорливости

В последние годы жизни широкую известность получили чудеса прозорливости, которые являл старец Павел Таганрогский. Святой, по заявлениям современников, способен был внутренним взором видеть как прошедшую жизнь человека, так и будущую. Причём, не дожидаясь покаянного рассказа очередного паломника о своих грехах, он умел с истинно дворянским тактом – он же получил в своё время должное воспитание – укорить того, не оскорбив при этом его самолюбия.

Читайте также:
Аврелий Августин - житие и творения, почитание и дни памяти, мощи

Рассказывают, например, как однажды, когда его келья была полна народа, старец, не обращаясь ни к кому конкретно, стал вдруг с гневом говорить о чьих-то тяжких согрешениях, рисуя при этом конкретные обстоятельства происшедшего. Все восприняли это лишь как образную иллюстрацию его наставлений, но когда все вышли, один из присутствовавших задержался и, оставшись наедине со старцем, в покаянных слезах упал к его ногам. Всё рассказанное до мельчайших деталей соответствовало тому, что тяжким бременем лежало на сердце этого человека.

О способности Павла Таганрогского заглядывать в будущее свидетельствует следующий факт из его жизни. Сам он получал духовное окормление у иеромонаха близлежащего монастыря отца Дамиана (Касоти). Это был весьма набожный и смиренный человек, несклонный гнаться за мирской славой и почестями, за что его несказанно любил Павел Таганрогский.

Святой ему часто исповедовался и просил благословения во всех своих делах. И вот однажды, к великому изумлению своего духовного отца, он вдруг предсказал ему, что Господь вознесёт его на высоту, выше которой на свете ничего не бывает. Усомнился тогда служитель Божий, но… Это может показаться невероятным, однако скромный таганрогский монах Дамиан в 1879 году, уже после смерти своего духовного чада, стал патриархом святого града Иерусалима и обрёл право первым из жителей Земли принимать в свои руки сходящий на Пасху Благодатный Небесный Огонь… Что же может быть выше этого?

Божьи странники

Надо заметить, что в православной Руси эта форма крайней религиозности была распространена во все времена. Испокон веков тысячи богомольцев, имея в котомке за спиной лишь краюху хлеба да сменные лапти, мерили шагами бескрайние российские дороги, направляясь из одной святой обители в другую.

В холод и зной, в дожди и метели гнала их вперёд неуёмная жажда поиска Бога и Его Правды. И не только по святой Руси пролегал их путь – доходили они в своих странствиях до пустынь египетских и стен священного града Иерусалима, где коленопреклоненно замирали перед Гробом Господним. А затем отправлялись назад в родную сторонушку, да не самолётами , а ноженьками своими, в обход двух морей, кормясь по дороге Христовым именем.

Знамение Божие в таганрогском небе

Во время этой церемонии многие вспоминали пророчество, которое незадолго до смерти оставил праведный старец, и которое было записано присутствовавшим при этом хозяином дома Ефимом Смирновым. Сквозь толщу лет, предвидя перенесение собственных мощей, святой изрёк: «Понесли Павла на могилу, а с могилы да в собор».

Повествуя об этом торжественном дне, нельзя не упомянуть события, свидетелем которого был весь Таганрог. Павел Таганрогский, мощи которого обрели, наконец, достойное их место упокоения, явил миру незабываемое чудо, подробно описанное в те дни большинством таганрогских газет и повергшее в недоумение атеистов.

Дело в том, что в то время, когда настоятель собора читал написанное ко дню канонизации житие новопрославленного Павла, в ясном и безоблачном небе вокруг солнца, стоявшего в этот час над куполами собора, вдруг появился яркий радужный круг. Это уникальное явления наблюдалось в течение часа и было воспринято присутствовавшими как некое знамение свыше.

Каково же было всеобщее изумление, когда, растаяв в небе, радужный круг уступил место облакам, сложившимся в виде креста. Скептики могут убедиться в достоверности всего изложенного выше, раскрыв номера «Таганрогской правды», «Молота», «Ветерана Дона» и ряда других газет, вышедших в Таганроге в последних числах июня 1999 года. Описание этого события свидетельствует о том, что старец Павел Таганрогский, чудеса которого при жизни снискали ему всенародную славу, не оставляет свой город и поныне.

Посмертные чудесные явления

Почитающие праведника люди и после его смерти продолжали приезжать в Таганрог, ища его заступничество и указания правильного пути. Известно о следующих случаях посмертных чудес, произошедших по молитве Павлу Таганрогскому:

    Многие годы женщина по имени Наталья была одержима злым духом, побуждающим её на убийство родных детей. В последней надежде она пришла на могилу праведника и молила его о помощи. После усердной молитвы ей стало значительно легче, а после нескольких посещений погребения и последнего жилища святого из Таганрога бес прекратил терзать её душу.

Читайте также:
Варсонофий Великий - житие и труды, почитание и дни памяти, мощи, творчество


Прославление старца Павла в лике Таганрогских святых

  • Более современная история произошла в советское время. Тяжелобольная женщина Нина долгое время тщетно искала лекарство от своего недуга. Врачи отказались от неё, и тогда родные посоветовали ей отправиться на могилу святого мужа. Приложившись к кресту на могиле старца, она увидела его в гробе среди ангелов. После места погребения она посетила и жилище праведника, посидев на его скамье и вознеся молитву. Через некоторое время страшный недуг отступил.
  • Интересно: блаженный Павел любил город, ставший его второй родиной, и защищает его даже после окончания земного пути. Через 10 лет после кончины уважаемого старца в Таганроге началась эпидемия холеры, которая унесла жизни около 1000 горожан. Беда отступила после молебна, проведённого на могиле праведника.

    На портовых причалах

    В те годы основные средства к существованию жителям этого приморского города давал порт, принимавший множество торговых судов со всех концов мира. Вот на его-то причалах и проводил все дни святой праведник, тяжёлым трудом и непрестанной молитвой очищая душу от всего страстного и греховного. Был он грузчиком, а вполне ли понятно современному человеку, что значило сие в те времена?

    Основным товаром, перевозимым через Таганрогский порт, был хлеб. Прежде чем оказаться на столах румяными караваями, зерну предстояло проделать длинный путь в стандартных мешках, вес которых был строго установлен – шесть пудов, то есть девяносто шесть килограммов. Так было принято. Даже при заключении сделок купцы указывали в бумагах не общий вес покупаемого или продаваемого хлеба, а количество мешков.

    Так вот, никакой погрузочной техники в те годы не было. Просто взваливал мужик на плечи 96-килограммовый мешок и нёс его по хлипким сходням на берег или с берега в судовой трюм. А потом бегом за следующим, да не мешкая, не то артельщик увидит и взыщет за нерадивость. И так весь день. Ну-ка, нынешние качки-бодибилдеры, призадумайтесь: надолго ль хватило бы ваших мускулов?

    Вот так и трудился в течение многих лет будущий святой Павел Таганрогский. Вместе со всеми появлялся он на причалах в ранние часы, когда в утреннем тумане едва угадывались очертания судов, и покидал их уже под покровом ночи. Если становилось совсем невмоготу и темнело в глазах от смертельной усталости, творил мысленно молитву Иисусову, и Господь посылал силы своему смиренному рабу.

    Благочестивый отрок

    Из дошедших до нас документов известно, что благочестивый старец Павел Таганрогский, снискавший неувядаемую славу своей постнической и молитвенной жизнью, родился в 1792 году в дворянской семье, проживавшей недалеко от Чернигова. Своё имя во святом крещении он получил в честь великого подвижника христианской церкви святителя Павла Исповедника – константинопольского архиепископа, принявшего в 350 году мученическую смерть в борьбе с ересью, господствовавшей тогда в Византии.

    Родители Павла были людьми весьма обеспеченными. Они владели обширными земельными угодьями, на которых жили и трудились сотни принадлежавших им крепостных. Своего сына они желали видеть в будущем таким, каким подобало быть истинному дворянину екатерининской эпохи – обеспеченным, образованным и имеющим достойное положение в обществе.

    Однако Господь совсем иное положил на сердце молодому человеку. С ранних лет будущий блаженный Павел Таганрогский шумному и разноголосому обществу своих сверстников предпочитал уединение и молитву, а светской литературе – чтение Священного Писания и житий святых. Но настоящей его страстью было слушать рассказы странников, оставивших родные дома и с посохом в руках путешествовавших по святым местам, коими столь богата была Русская земля.

    Монашествующий мирянин

    Как охарактеризовать ту жизнь, которую вёл в те годы Павел Таганрогский? Не приняв монашеского пострига ни в одной из обителей, коих за годы странствий посетил немало, он, тем не менее, являл собой истинный образец благочестивого инока, в расцвете своих физических сил, а ему не было в те годы и сорока лет, оградившего себя от мирских соблазнов и страстей.

    Читайте также:
    Житие Иоанна Лествичника - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

    Есть такая форма служения Богу – добровольное монашество в миру. Это очень тяжкое испытания для человека, особенно если он не достиг ещё преклонных лет, и в нём не угасли позывы плоти. Иноки, проводящие свою жизнь за стенами святых обителей, хотя и подвержены тем же искушениям, но, по крайней мере, ограждены от ежедневного общения с миром и тех соблазнов, которые он в себе таит. Павел же не устрашился тягот избранного им пути и стойко понёс крест, ниспосланный ему Богом.

    Пророк Захария и праведная Елисавета (+Аудио)

    Скачать
    (MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Клеопа (Данелян)

    Святой Захария был священником из чреды Авиевой [1] и жил в Иерусалиме с женой Елисаветой из рода Ааронова. Оба они были праведны и соблюдали заповеди Господни беспорочно, но были бездетны и достигли уже преклонного возраста.

    Однажды, когда Захария служил пред Богом и вошел в святилище для каждения, ему явился архангел Гавриил, стоя по правую руку от кадильного алтаря. Сияя Божественным светом, архангел возвестил старцу, что Бог услышал их с Елисаветой молитвы и в старости им будет даровано рождение сына, которому нарекут имя Иоанн. Божий посланник добавил: «Он… Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним… дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1: 15–17). Захария был изумлен и не решался верить словам архангела. В наказание тот поразил его немотой до времени рождения Предтечи, чтобы научить не сомневаться в Божественных обетованиях, неподвластных законам природы.

    В день рождения сына Захария на дощечке написал имя, которое следовало ему дать: Иоанн. После этого дар речи вернулся к нему и, исполненный Духа Святого, он стал пророчествовать: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего…» (Лк. 1: 76–78).

    По преданию, после Рождества Христова Захария не страшился открыто свидетельствовать о девстве Марии, велев Ей стоять в Храме там, где обычно стояли девы. Этим он показывал, что Она поистине есть Матерь Божия. По этой причине Захария навлек на себя ненависть евреев.

    Когда же царь Ирод узнал о рождении Царя Иудейского, он усмотрел в этом угрозу своей земной власти и приказал солдатам избить всех младенцев в Вифлееме. Тогда Захария спрятал Иоанна, которому было шесть месяцев [2] , и мать его Елисавету в пещере по ту сторону Иордана. Евреи воспользовались этим случаем, чтобы выдать Захарию Ироду, который приказал преследовать его вплоть до святилища.

    Захария был убит на том месте, где он велел стоять Богородице, свидетельствуя о Ее девстве. Кровь его залила внутреннее помещение святилища, взывая о злодеянии пред Господом. Священники взяли тело Захарии и похоронили рядом с его предками.

    С этого времени в Иерусалимском Храме стали происходить чудеса и знамения, предвещавшие близкое упразднение обрядов и Закона. Священникам больше не являлись посланные Богом ангелы, у них был отнят дар пророчества. Они не могли больше ни давать предсказания, ни разъяснять народу трудные места Священного Писания, как они это делали раньше [3] .

    Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви»;, вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

    Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
    адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

    18 сентября 2012 г.

    [1] Чреда Авиева была восьмой из двадцати четырех, на которые были разделены священники из рода Аарона (см.: 1 Пар. 24: 10). Каждая чреда служила в Храме в течение одной недели. В книге Исход (30: 7–8) сказано, что первосвященник должен совершать каждение ежедневно во время жертвоприношения утром и вечером; но со временем укоренился обычай поручать каждение простым священникам. Видимо, по этой причине церковное Предание считает, что Захария был первосвященником, потомком Авиафара, и что событие, описанное евангелистом Лукой (см.: 1: 8–22), произошло в день очищения, когда первосвященник входил во Святая Святых (ср.: Лев. 16). Алтарь для каждения находился внутри святилища, куда могли входить только священники.

    Читайте также:
    Иулиания Лазаревская: житие святой, о чем молиться и в чем помогает

    [2] По другим источникам, когда родился Спаситель, святому Иоанну Предтече было два с половиной года.

    [3] Этот рассказ о смерти Захарии в том виде, в каком его передают синаксари, основан на апокрифической традиции и свидетельствах некоторых отцов Церкви. Он позволяет сближать отца Иоанна Предтечи с Захарией, сыном Варахии, убитым «между храмом и жертвенником», которого Христос вспоминает вместе с Авелем как пример невинных жертв неблагодарности народа (см.: Мф. 23: 35). Однако более вероятно, что здесь Христос имеет в виду Захарию, сына священника Иодая, которого по приказанию Иоаса, царя Иудеи (804–788 до Р. Х.), побили камнями во дворе Храма за то, что он обличал грехи народа (см.: 2 Пар. 24: 20–22).

    Пророк Захария и праведная Елисавета

    В нагорной проповеди говорится о том, что только человеку с добрым, чистым сердцем дано узреть совершенного Бога, распознав Его среди множества народа, таким человеком стал Иоанн Креститель. Пророк Захария и праведная Елисавета — родители Иоанна Крестителя, которым сын был послан в преклонные годы, они отдали за него свои жизни.

    Пророчество от ангела

    До рождения Иисуса Христа человечество жило в ожидании Миссии, обещанного Богом первым людям в Эдемском саду. Сын Божий должен был прийти на землю в человеческом обличии, чтобы восстановить утраченный союз человека и Бога, открыть путь к вечной жизни. До этого великого события должен был явиться людям тот, кто приготовит дорогу Христу. Его миссией была подготовка людей к принятию Спасителя. Этим человеком стал пророк, Предтеча, Креститель Господний, Иоанн.

    Пророк Иоанн родился в семье иудейского священника Захарии, потомка Ифамара, сына пророка Аарона, брата Моисея, выведшего еврейский народ из египетского плена. Захария и Елисавета дожили до преклонного возраста, но детей у них не было, что в еврейском обществе приравнивалось к Божьему наказанию, считалось позором.

    Однажды, во время совершения служения в святилище храма, пророк Захария увидел ангела.

    Архангел Гавриил сообщил священнику, что Бог услышал молитвы его и Елисаветы и посылает им сына. Нареченный Иоанном сын станет радостью и веселием для родителей, многие возрадуются, ибо он будет велик перед Творцом.

    Исторические сведения про святую пару

    Праведные Захария и Елисавета известны нам из Евангелия Луки, где апостол сообщает миру о рождении того, кто приготовит путь Христу. Свое начало святое берет из рода священников. Мать Иоанна Елисавета и праведная Анна, мать Пречистой Девы Марии были сестрами, так что Праведная Елисавета приходилась теткой Матери Христа.

    Священник Захария служил в храме Иерусалима. Потомки Аарона стали настолько многочисленны, что не могла все вместе нести служения в храме. По приказу царя Давида их разделили на 24 чреды, чтобы каждый лик имел свое служение в определенную седмицу.

    Каждая отдельная чреда возглавлялась честнейшим мужем, поставленным царем, по жребию священники определили, кому и в какую седмицу служить. Священник Авия, из рода которого был отец Иоанна, вытащил жребий, благословляющий на служение в восьмую седмицу. В это и служил пророк Захария, когда ему явился Архангел.

    Святая пара славилась праведностью, исполняла все заповеди и уставы Господние.

    Священник, который был уже в преклонных годах, услышав весть Архангела Гавриила, усомнился в ней, за что Господь лишил его дара речи. Праведная Елисавета забеременела, не могла поверить в чудо зачатия, долго таилась от людей и радовалась тому, что Бог избавил ее от позора. При сроке беременности 6 месяцев к ней пришла Мария, которая еще не была замужем.

    По интенсивному шевелению малыша Елисавете Духом Святым было открыто, что перед ней стоит Благодатная Мать Господа Иисуса Христа, и в ее утробе живет Младенец.

    Весть о рождении сына у немолодой пары быстро разнеслась среди их родственников и соседей, все радовались о дарованном чуде. В день обрезания старейшины спросили праведную Елисавету, какое имя она хочет дать сыну, ибо Захария оставался нем.

    Последовал ответ, что имя ему будет Иоанн. Все окружающие очень удивились, ведь по еврейскому обычаю детям дали имена кого-то из предков, а в роду из племени Аарона, откуда происходили родители мальчика, такого имени не было.

    Читайте также:
    Житие Феодосия Печерского - описание и история жизни, биография, чудеса и дни памяти святого

    Спросили пророка Захарию, и он написал: «Иоанн», и в тот же миг была снята со священника пелена молчания. Далее Духом Святым, через пророчество Захарии, Всевышний сказал людям, что этот младенец станет Божьим посланцем. Иоанн послан на землю для приготовления пути Господу.

    Трагическая кончина праведной пары

    Через полгода над Вифлеемом воссияла Звезда, сообщив миру новость, что родился Спаситель, Царь Иудейский, который выведет народ на путь истины.

    Через некоторое время об этом чуде узнал царь Ирод и испугался за свой престол, не поняв сути свершившегося, он приказал убить всех младенцев в возрасте до 2-х лет.

    У некоторых людей возникает вопрос, почему до двух лет. В то время передвижение было на мулах, верблюдах или пешком, когда Ирод понял, что обманут мудрецами, прошло время. За этот период Иисус был обрезан, принесен в храм, куда был внесен благословенным Симеоном, которому Бог сказал, что он не увидит смерти до встречи с Миссией. Ирод знал о рождении Миссии, но ему не было открыто, в какой семье произошло это чудо.

    Иосиф и Мария были предупреждены Ангелом о готовящемся убийстве мальчиков, они бежали в Египет. Праведная Елизавета, схватив долгожданного сына, скрылась из Хеврона, где проживало святое семейство, в пустыни, живя в пещерах.

    Ирод знал о рождении у священника Захарии сына, об этом чуде говорил весь город, и он мог быть тем царем иудейским, о котором говорили мудрецы. Пришедшие в храм воины стали пытать пророка о месте нахождения его сына и жены, в ответ на отказ открыть тайну их пребывания, они убили священника недалеко от жертвенника.

    Еще долго евреи помнили о совершенном убийстве в храме. Как гласит предание, святая кровь праведного Захарии окаменела. Она ярким пятном на мраморном полу еще долгое время напоминала людям о событиях тех лет.

    Праведная Елисавета, узнав о смерти мужа, пережила его всего на сорок дней.

    Младенец Иоанн, которому было от силы 2 года, стал сиротой, но был храним Господом, питался медом диких пчел, одевался в шкуры до явления людям пророком покаяния.

    Важно! 18 сентября в храмах Православной Церкви отмечается день почитания святых Захария и Елисаветы, пророка и праведной, подаривших миру Иоанна Предтечу.

    Пророк Захария и праведная Елисавета: житие, иконы, молитвы (+Видео)

    18 сентября Церковь чтит память пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.

    Житие

    Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.

    Праведные супруги, «поступая по всем заповедям Господним беспорочно», страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который «будет велик пред Господом» и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии». Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой.

    Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.

    Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия. Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский.

    Пещера, где скрывалась св. Елисавета с младенцем Иоанном Предтечей

    Но праведная Елисавета укрылась вместе с младенцем в горах. Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони. В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем. Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

    Читайте также:
    Артемий Антиохийский - житие и биография святого, мощи, почитание и дни памяти, труды

    Иконы и картины

    «Зачатие Иоанна Крестителя» (встреча Захарии и Елиcаветы; справа изображена фигура их будущего сына)

    Захария и Елисавета (Рождество Иоанна Предтечи). XV век, Россия

    «Благовещение о рождестве Иоанна Предтечи», фреска Доменико Гирландайо в капелле Торнабуони

    Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского»

    Убийство Захарии (миниатюра из Минология Василия II, 976—1025 гг.)

    Статьи

    Молитвы

    Молитва первая

    Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого пророка Захарию и праведную Елисавету воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

    Молитва вторая

    О, преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение, и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа; вемы бо, воистину вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам, и святому пророку Захарии и праведной Елисавете, молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко, да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

    Молитва третья

    К вам, о святии вси и святый пророче Захария и праведная Елисавета, яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мой ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею нспреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

    Молитва четвертая

    О, святые угодники Божии пророче Захария и праведная Елисавета, подвигом добрым подвизались на земли, восприяли еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святую икону вашу, радуемся о преславнем скончании жительства вашего и чтем святую память вашу. Вы же, предстоя Престолу Божию, приимите моления наша и ко Всемилостивому Богу принесити, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством вашим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

    Читайте также:
    Арсений Великий - житие и биография, труды, дни памяти и почитание, мощи

    Тропарь, глас 2

    Праведных твоих Захарии и Елисаветы, Господи, память празднующе, теми молим Тя: спаси души наша.

    Тропарь святому пророку Захарии, глас 4

    Священства одеждею обложен, премудре, по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси, Захарие, и был еси светильник и зритель тайных, знамения в тебе благодати нося явственно, всемудре, и мечем убиен быв в храме Божии, Христов пророче, с Предтечею моли спастися душам нашим.

    Кондак святому пророку Захарии, глас 3

    Пророк днесь и священник Вышняго, Захариа предложи, Предтечев родитель, трапезу своея памяти, верныя питая, питие бо правды всем растворив, сего ради скончавается, яко Божественный таинник Божия благодати.

    Кондак праведной Елисавете, глас 4

    Яко луна полна, Свет Правды от Мысленнаго Солнца Мессии прияла еси, и во всех заповедех Господних с Захарием ходила еси, Боговозлюбленная Елисавето. Достойными убо тя песньми ублажающе, Всещедраго Света, просвещающаго всех, Господа величаем.

    Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

    Дни памяти: 11 февраля, 5 сентября

    I.

    С вятые праведные Захария и Елизавета, память коих совершается ныне, были родителями Иоанна Предтечи. Захария был священник иудейский, Елизавета была сестра Анны, матери Пресвятой Девы Марии. Они были праведны пред Богом, но до старости не имели детей и очень горевали об этом, потому что у иудеев думали, что кто не имеет детей, на том нет благословения Божия. Наконец Господь услышал их молитву. Ему угодно было разрешить неплодство Елизаветы. По предсказанию ангела, явившагося Захарии во храме по правую сторону жертвенника кадильнаго, Елизавета родила сына Иоанна, который был предтечею и крестителем Господним. Об этом подробно повествуется в начале евангелия от Луки. Во время избиения Иродом детей в Вифлееме и окрестностях его, св. Елизавета с младенцем Иоанном укрылись от убийц в разселине горы, но Ирод требовал от Захарии, чтобы тот выдал ему своего сына. Так как Захария не исполнил этого безумнаго и жестокаго требования, то за это, по повелению Ирода, сам был умерщвлен между церковию и алтарем. Скоро после этого скончалась и мать Иоанна св. Елизавета.

    II.

    Р одители для блага детей своих готовы жертвовать не только своим имуществом, но здоровьем и самою жизнию, они питают к детям столь сильную любовь, что она готова на всякия жертвы ради временнаго и вечнаго счастия своих детей. Об этой-то родительской любви мы и побеседуем в настоящий раз.

    Любы долготерпит, любы милосердствует, говорит св. апостол Павел. И если какая любы долготерпит, если какая милосердствует, то это – любовь родительская.

    а) Чего не простит отец своему сыну? Как тяжко оскорбил Авессалом Давида – отца своего, возстав против него с мятежниками подданными? Но послушайте, что говорит Давид своим военачальникам: «сберегите мне отрока моего Авессалома» (2 Цар. 18:5). Поистине, родительския объятия не закрыты и для блудных детей. Каких трудов не предпримет, каких лишений не понесет родитель для своих детей?

    б) Нет той жертвы, которую бы не принесли родители для детей своих; во всем, иногда самом необходимом, они себе отказывают, и не пьют, и не едят, и все это для того, чтобы дети их были сыты, ходят разувшись и чуть не раздевшись, чтобы дети их были одеты и обуты.

    Невольно нам припоминается здесь следующий, заимствованный из истории, трогательный пример отеческой любви к детям. В злополучный день 390 г. по Р. Хр. в г. «Фессалонике по приказанию императора Феодосия за мятеж было избито в цирке около 7000 человек без различия, кто из них был виновен, кто нет, кто гражданин, кто иностранец. Разсказы об этом избиении изобиловали в высшей степени трогательными случаями. Один из них помнился особенно долго: один несчастный отец взял с собою в цирк двух своих юных сыновей. Когда убийцы дошли до него, то ему удалось тронуть их и убедить сохранить для него, по крайней мере, одного из двух мальчиков. Но когда ему приказано было сделать свой выбор между ними, то сердце изменило ему: он не мог избрать одного из собственных сыновей, для того чтобы отдать другого на умерщвление: они оба были одинаково дороги ему. Тогда он отдал их обоих вместе с собою мечу зверских убийц. (См. соч. Фаррара: «Жизнь и труды святых отцев и учителей церкви», изд. 1891г. стр. 556).

    Читайте также:
    Житие пророка Илии – полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

    О! забвенна буди десница сына или дочери, если они забудут болезни и труды, заботы и любовь, безсонныя ночи, неустанные труды своих родителей.

    в) Но нигде с такою поразительною силою не выражается родительская любовь, как при болезни детей. Сколько горести слышится в словах отца: «Господи, помилуй сына моего, он в новолунии беснуется, тяжко страждет; часто бросается в огонь и часто в воду. Я приводил его к Твоим ученикам, но они не могли исцелить его» (Мф. 17:14. 15. 16). Или какой раздирающий душу вопль вырывается из души хананеянки: «помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется!» Дочь страдает; но еще более страдает мать, почему и говорит: «помилуй меня, Господи». Для родителей нет большаго несчастия, как болезнь детей. Дети болят, и все им не мило, ничто не радует. Не просветить свету солнечному мрачнаго лица родителя, у котораго сын болит. Слезами он встречает день, слезами и провожает. И когда милосердый Бог услышит молитву и воздвигнет болящаго, кто опишет радость родителей? (См Душ. чт.).

    г) Тяжелы для родителей телесныя болезни детей и верно родительское слово: лучше бы я болел, чем дети мои. Но нравственныя болезни детей несравненно тяжелее. Первыя не делают безчестия родителю; последния безчестят родителей. Для родителей нет более позора, как иметь порочных детей. «Студ отцу не наказан сын» (Сир. 22:3). «Отрок заблуждший срамляет родители своя» (Пр. 29,15). Телесныя болезни возбуждают сочувствие к родителям, и они со всех сторон слышат слово участия. Пороками детей худые люди прямо упрекают родителей. Хороши, говорят, дети твои. А добрые, хотя и сочувствуют родителям, но этого сочувствия своего не высказывают; ибо в самом деле, как сказать родителям: как жаль, что у вас дети плохи? Не будет ли это им тяжело слушать? И вот несчастный родитель ни откуда не встречает слова сочувствия; и сам не смеет высказать свою скорбь другим. Он таит ее в глубине сердца своего, дает обеты, зовет на помощь угодников Божиих, и к Богу вопиет: услыши мя, Господи! вонми гласу моления моего. Но то беда: телесныя болезни исцеляются иногда чудесно, по молитве и вере молящихся. Опасно дитя болит; вот и врачи отказались и приговорили к смерти; но молитва веры спасет болящаго и воздвигнет его Господь от ложа озлобления. И как часто бывает это! Не то бывает с душевными болезнями, со страстями. Тут исцеление зависит сколько от Божией благодати, столько и от собственной воли страждущаго, – от свободной воли человеческаго существа, которую Господь, дав однажды, не желает отнять. Если не захочет порочный исправиться, не помогут молитвы родителей. Увы, иному родителю в горести душевной часто приходится говорить с премудрым сыном Сираховым: «плачь, плачь над умершим; ибо свет исчез из него. Плачь над глупым, ибо разум исчез у него. Меньше плачь над умершим, ибо он успокоился, а жизнь глупаго хуже смерти. Плачь об умершем семь дней, а о глупом и нечестивом все дни жизни его» (Сир. 22:9-11).

    III.

    Да вразумит Господь детей ценить любовь родителей и да спасет Он родителей от несчастия иметь непослушных и испорченных детей! (Сост. по указ. источн. свящ. Г. Дьяченко).

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: