Пимен Великий: житие и биография преподобного, служение, дни памяти

Пимен Великий

Пимен Великий родился (340 г.) и жил во времена Иоанна Златоуста. У него не было своих биографов, — всю жизнь святой провел в пустыне, в пещере. Поэтому сведений о нем дошло до наших дней очень мало. Только старцы, подвизавшиеся рядом с ним или жившие в ту эпоху, передали какие-то крупицы его жития. Они ходили рядом с ним, общались, — и эти скудные сведения вошли в разные сборники, посвященные монашеской жизни.

Житие

Преподобный Пимен был египтянином. Вместе со своими двумя братьями удалился в пустыню в Египте, где они жили подвижниками. И вот пришла навестить их мать. Она плакала, и просила дать ей возможность взглянуть на сыновей. Но те отказались выйти, пообещав, что их встреча произойдет в Царстве Небесном.

Местный царь той страны, узнав о подвижнике, который отказался встретиться с собственной матерью, захотел его увидеть. Правитель решил выманить Пимена из келии — он посадил в тюрьму племянника Пимона и приговорил юношу к смертной казни. Затем передал святому, что отменит приказ, если тот сам придет ходатайствовать об этом.

Старец отказался это сделать, но написал царственной особе письмо с просьбой помиловать и отпустить на свободу юношу, если тот ничего плохого не сделал, и казнить его в случае доказанной вины. Правитель был поражен такой верностью своим принципам, приказал отпустить узника и наградил его за доставленные неудобства. С тех пор люди уверовали в святость подвижника и стали приходить к нему за советом, за помощью.

Старцу приходилось не раз бросать свою келью и переходить на новое место. Люди шли к нему нескончаемым потоком, но святой желал лишь тишины и уединения, непрестанной молитвы. Однажды даже царь Феодосий Византийский находился в тех местах и пришел навестить странника под видом простого солдата.

Интересно! Старец в течение жизни неоднократно скрывался от своих почитателей, чтобы никто не мешал ему пребывать в Богообщении и молитве. Он избегал суетных похвал и почестей, которые приносят инокам не пользу, а вред.

Пимен Великий был человек замечательный во всех отношениях. Он стал великим продолжателем египетской монашеской традиции, которая на то время переживала период упадка и возвратил интерес к истинному подвижничеству:

  • строились большие обители;
  • была налажена монашеская жизнь;
  • в обители шел приток людей, некоторые из которых бежали из мира от проблем жизни, а не по призыву свыше.

Старец, всю жизнь проводя в трудах постнических и непрестанных молитв, преуспевал в добродетелях иноческих. Великими трудами он вошел на вершину бесстрастия и стал славнейшим из всех пустынных отцов.

Преподобный Пимен, обладающий многими добродетелями и приносивший пользу всем как житием, так и словом своим, имел столь великое смирение, что часто со вздохом говорил: «Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана».

Однако Бог вознес смиренного раба своего в места, где пребывают святые ангелы. Господь вселил его после земной, исполненной многих лет, жизни в обители небесные, где все святые, предстоя престолу славы Божьей, всегда славят Отца, и Сына, И Святого Духа.

Поучения

Православная церковь установила день празднования памяти Пимена Великого — 9 сентября. В этот день христиане вспоминают подвиги святого, его поучения, наполненные удивительной кротостью и смирением перед Богом и ближними.

О злословии и осуждении

Святой учил покрывать грехи брата своего любовью и не разглашать их перед всеми. Тогда и Бог закроет глаза на грехи человека, не судящего брата своего. Святой советовал вообще не замечать грехи ближних, так как они не более, чем сучок в глазах их, а вот собственные грехи — это бревно. Прошло много веков, а поучения святого актуальны и поныне.

И правда, люди, живущие в миру, часто собираются группами и злословят, осуждают президентов, депутатов, министров и т. д. Делая это, уверены в своей правоте и справедливости суждений. Смотрят на грехи политиков, общественных деятелей и строго судят их, не зная ничего о них, их жизни, только на основании своей собственной фантазии и домыслов.

Важно! Преподобный Пимен Великий советовал по этому поводу, что, если не будешь смотреть на чужие грехи, то не впадешь в соблазн.

О посте

Святой очень много постился и вообще относился к себе очень строго. Он мог по многу дней совершенно не вкушать пищи. Но ближних, по любви и милосердию, благословлял кушать каждый день, чтобы не было истощения, ропота из-за чрезмерных подвигов.

Про одного брата он говорил, что тот шесть дней научился воздерживаться, не вкушать пищи вообще, но не может одного дня удержаться от гнева. Поэтому упражняясь в подвигах воздержания, подвижники прежде всего должны научиться отказываться от страстей своих, а не только от еды.

О молчании

Преподобный Пимен говорил, что есть один человек, который молчит весь день, но в сердце своем осуждает ближних своих, — на самом деле он непрерывно говорит, хотя не сказал ни слова. Есть и другой человек, который все время говорит, шутит и смеется, но на сердце у него спокойно, смиренно, — со всеми в мире.

Читайте также:
Житие Феодосия Печерского - описание и история жизни, биография, чудеса и дни памяти святого

Ни на кого нет обиды, вражды или ненависти. Ни к кому нет зависти, ни над кем нет превозношения. И даже если человек языком говорит, то сердце его молчит. Говорил он весь день, но не сказал ни слова, в сердце своем соблюдает тишину. Именно этот человек молчальник, исихаст, угоден Богу.

О праведности

Святой старец учил людей, что значит жить праведной жизнью. Он говорил, что наука эта заключена в трех основных правилах:

  • молиться;
  • иметь страх Божий;
  • делать добро, даже в ответ на зло.

Пимен Великий учил, что зло никогда нельзя победить злом. Сделать это можно только добром. Чтобы остановить шествие зла по земле, нужно не собирать обиды, не мстить за нанесенное оскорбление, а творить милостыню, делать добро всем без исключения.

О чем молиться Пимену Великому

Христиане возносят молитвы святому о разных нуждах, как душевных, так и телесных. Верующие люди просят преподобного:

  • усмирить страсти, гордыню и нечестивые помыслы;
  • послать душевный мир, мудрость и смирение;
  • устроить отношения в семье, прекратить конфликты и несогласия;
  • научить прощать обидчиков, снисходить к немощным и грешным, строгому отношению к себе.

«Молитвами преподобного Пимена Великого, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!»

Преподобный Пимен прожил сто десять лет богоугодно, благочестиво и подвижнически. Стяжал благодать Святого Духа и обрел спасение своей душе. За свои подвиги, премудрость и великую любовь, которую он принял от Бога, церковь назвала его Великим.

Пимен Великий

В четвёртом столетии Египет переживал новый подъём культуры. На этот раз жители долины Нила уже не строили гигантских пирамид и не упражнялись в искусстве бальзамирования. Однако наследие, оставленное потомками фараонов за несколько веков христианской эры, оказало даже большее влияние на человечество, чем затерянные в пустыне чудеса архитектуры. Египет – родина христианского монашества. А коренные жители Египта – копты – основоположники этого удивительного явления.

По обе стороны великого Нила в пустынях и оазисах жили тысячи подвижников. Их духовный авторитет признавался по всей Римской Империи. А опыт духовной жизни; тонкое знание человеческой психологии и ответы, на главные вопросы человеческого существования стали достоянием всего христианского мира.

Преподобный Пимен Великий один из самых значимых египетских подвижников того времени. Он родился около 340 года в коптской семье. Вместе с шестью родными братьями принял монашество и жил в пустыне именуемой Скит к западу от Александрии. Однажды, когда кочевые ливийские племена совершили большой набег на скитских монахов, Пимену и его братьям едва удалось спастись. После этого они поселились на руинах языческого храма в древнем городе Теренутис на берегу Нила.

Много лет преподобный Пимен провёл в безмолвии, отсекая от себя всё, что отвлекает и расслабляет человека. Родственные связи и житейские хлопоты; похвалу и почёт; назойливый шум и суету окружающих – весь поток эмоций, которые составляют нашу повседневность, преподобный воспринимал так, словно уже умер. Всё его внимание занимали плач о своих духовных немощах и мысли о Боге, спасающем человека.

Этот трудный путь, доступный лишь немногим, не сломал его. Он не сделался чёрствым или чрезмерно суровым человеком, но благодать Духа Святого открыла в нём бездны любви к ближним. Зная о чьей-либо слабости, Пимен Великий всегда становился на сторону грешника, защищая его от осуждения окружающих, и исподволь показывая выход из греховного состояния.

Братья: Отец Пимен, дай нам совет. Если мы увидим брата дремлющим в церкви, то велишь ли разбудить его, чтоб не спал на молитве?

Пимен: Если я увижу брата моего дремлющим на молитве, — положу голову его на колени мои и успокою его.

Братья: А если увидим, что ближний наш согрешил, то полезно ли будет скрыть его согрешение?

Пимен: Когда мы прикрываем согрешения других людей, Бог покрывает наши согрешения. Если же мы обнаружим согрешение другого человека перед всеми, тогда Бог откроет и согрешения наши.

Пимен: Если человек согрешит, и будет отрекаться, говоря: я не грешен, – не обличай его; иначе ты отнимешь у него расположение к добру. Если же скажешь ему: не унывай, брат, не отчаивайся, но будь осторожнее, – чрез это возбудишь душу его к покаянию.

В те времена монахи совершали подвиги самоотречения и воздержания, которые поражают нас своей трудностью. Терпеть жару и жажду. Ограничивать себя в пище и сне. Ночи стоять на молитве. Всё это могли египетские отцы, и всё это прошел Пимен Великий. Но чем больше он преуспевал в монашеском искусстве, тем явственнее ему открывалось, секрет христианской жизни не в количестве поклонов и дней, проведённых без еды, а в сердце, которое отдаёт себя Богу. Этому он учил своих духовных детей.

Брат: Отец Пимен, я сделал великий грех, и хочу приносить покаяние в течение трех лет.

Пимен: Это очень много, брат.

Брат: Тогда в течение одного года.

Пимен: Что ты? И этого много!

Читайте также:
Варсонофий Великий - житие и труды, почитание и дни памяти, мощи, творчество

Брат: Тогда сорок дней, как установлено святыми отцами.

Пимен: Я убеждён, что если согрешивший покается от всего сердца, и уже не будет более впадать в грех, то Бог примет покаяние его и в три дня.

Прожив 110 лет преподобный отошел ко Господу, около 450 года. Он оставил после себя краткие поучения-афоризмы, где найдутся слова и для монаха, и для мирянина. Учение преподобного отличает исключительный духовный реализм.

Вот только некоторые из его высказываний:

«Всё что выше меры – от бесов».

«Если мы гонимся за спокойствием, то оно бежит от нас; если же мы бежим от него, то оно само гонится за нами».

«Даже если человек сделает новое небо и новую землю, то и тогда не может остаться беспечальным».

Выдающийся российский наставник монашества святитель Игнатий Брянчанинов так писал о древнем подвижнике:

«Святой Пимен имел какую-то особенную природную основательность ума, чуждую легкомыслия, имел какое-то природное благоразумие, чуждое высокомудрия. Правильность и верность подвига, которого неуклонно держался преподобный Пимен, засвидетельствованы Богом, излившим на Пимена величайшие благода̀тные дары».

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском – Тихвинский храм в Алексеевском

  • Новости
  • О храме
    • История
    • Старые фотографии
    • Схема храма
    • Убранство храма
    • Приделы
    • Святыни
    • Священнослужители
    • Храм святителя Василия Великого
    • Синодик
  • Жизнь храма
    • Жизнь Воскресной школы
    • Социальное служение
      • Служение в доме малютки
      • Друзья для детей-инвалидов
      • Тюремное служение
      • Помощь для всех
    • Катехизические курсы
    • Помощь прихожан
    • Приходская библиотека им.святителя Феофана Затворника
    • Вопросы и ответы
    • Церковная реабилитация лиц, отпавших от Православия,
  • Библиотека
    • Все разделы
    • Брак и семья
    • Вера
    • История
    • Молитва
    • Святые отцы
    • Худож. литература
  • Расписание
  • Фото
  • Пожертвования
  • Контакты

7 (25 октября) ноября 2021 г.

Седмица 21-я по Пятидесятнице. Вмч. Димитрия Солунского Православная школа в Свиблово

Преподобный Пимен Великий

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пимене отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашым.

Светлых подвиг твоих, преподобне отче, наста днесь святая память твоя, душы благочестивых веселящи, Пимене богомудре, отче наш преподобне.

Дорогие братья и сестры!

27 августа по ст.ст./9 сентября по н.ст. Святая Русская Православная Церковь чтит память великого старца-подвижника, одного из столпов египетского монашества — преподобного Пимена.

Святой авва родился около 340 г. в коптской семье и преставился ко Господу в преклонном возрасте, завершив свой земной путь с молитвою на устах. Несмотря на чрезвычайную скромность и глубокое смирение старца, считавшим себя недостойным Царствия Небесного, Церковь причислила его к лику святых, память о нем живет в каждом поколении христиан, а большинство из дошедших до нас его поучений сохраняет актуальность и по настоящее время. К старцу приходили как духовные, так и мирские лица поучиться у него смиренномудрию, искусству духовного возрастания.

Из жития прп. Пимена Великого известно, что он вместе со своими родными братьями удалился в пустыню, где нес крест монашества в крайне тяжелых условиях в опасностях от природы, диких зверей, злых людей и желающих погибели рода человеческого падших ангелов. Преподобный до конца был верен монашеским обетам, отсекая от себя все то, что мешало молитве и умному деланию. Он безпрестанно плакал о своих грехах. Результатом его подвижнической жизни стало то, что из стремящегося к христианской жизни он стал настоящим по духу, а не по форме, христианином. Господь поселился в его сердце и только стремление к Нему занимало ум старца. Из этого проистекла настоящая христианская любовь к ближнему, не осуждение грешника, любовь к конкретному человеку.

Святитель Игнатий Брянчанинов в «Отечнике» так писал о древнем подвижнике:

«Правильность и верность подвига, которого неуклонно держался преподобный Пимен, засвидетельствованы Богом, излившим на Пимена величайшие благодатные дары. Изречения его, его образ мыслей всегда всеми святыми иноками признавались драгоценным, бесценным сокровищем, духовным заветом и наследием православному монашеству. Святой Пимен имел какую-то особенную природную основательность ума, чуждую легкомыслия, имел какое-то природное благоразумие, чуждое высокомудрия: эта редкая черта заметна и в преподобном Феодосии Печерском».

Святой авва всегда действовал с чрезвычайной рассудительностью, исходя из психологических особенностей личности и условий его жизни, не применяя «шаблонный» подход при разрешении вопросов духовного характера.

Высота христианской жизни преподобного стала очевидной не только его современникам, но и последующим поколениям христиан. Не случайно, что в дошедших до нас высказываниях Пимена Великого сквозит его любовь к человеку, в котором он всегда видел Образ Божий:

«Отец Пимен, дай нам совет. Если мы увидим брата дремлющим в церкви, то велишь ли разбудить его, чтоб не спал на молитве?

Если я увижу брата моего дремлющим на молитве, — положу голову его на колени мои и успокою его».

Читайте также:
Матушка Сепфора - житие и биография схимонахини, пророчества и чудеса, могила, дни памяти, книги

«А если увидим, что ближний наш согрешил, то полезно ли будет скрыть его согрешение?

Когда мы прикрываем согрешения других людей, Бог покрывает наши согрешения. Если же мы обнаружим согрешение другого человека перед всеми, тогда Бог откроет и согрешения наши».

Авва также говорил:

«Если человек согрешит, и будет отрекаться, говоря: я не грешен, — не обличай его; иначе ты отнимешь у него расположение к добру. Если же скажешь ему: не унывай, брат, не отчаивайся, но будь осторожнее, — чрез это возбудишь душу его к покаянию».

Убиенный священник Даниил Сысоев говорил:

«Однажды этого святого спросили, что бы он сделал, если бы увидел, что монах согрешает? Он ответил, что прикрыл бы его мантией. Это очень важный момент. Какой должна быть христианская норма отношения к людям? Многие считают, что главное для человека — быть правильным до черточки, что если существуют определенные нормы, то мы должны их требовать и от других, что мы должны быть беспощадными и жесткими к нарушению этих норм другими людьми. Но Господь наш не так судит. Те люди, которые стараются быть абсолютно правыми, которые считают, что их слова — абсолютная истина, которые считают, что они являются мерилом для всего, которые абсолютно справедливы и беспощадны к окружающим, к таким Господь Бог беспощаден и Сам!».

Лейтмотивом отношения прп. Пимена к ближнему можно выразить одним единственным словом: неосуждение. Снисхождение к чужим грехам и строгость к себе — отличительная черта настоящего, а не мнимого, христианина.

Суровая аскетическая жизнь, опасности, которые окружали старца повсюду, не ожесточили его сердце. Наоборот, чем больше он познавал Христа, тем большую любовь он испытывал к Его творению:

— Отец Пимен, я сделал великий грех, и хочу приносить покаяние в течение трех лет.

— Это очень много, брат.

— Тогда в течение одного года.

— Что ты? И этого много!

— Тогда сорок дней, как установлено святыми отцами.

— Я убеждён, — ответствовал преподобный, — что если согрешивший покается от всего сердца, и уже не будет более впадать в грех, то Бог примет покаяние его и в три дня».

Накануне празднования памяти своего небесного покровителя Пимена Великого святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен в своей проповеди говорил:

«Замечательным примером для нас, верующих, является жизнь преподобных — этих великих святых. Много труда, много сил положили преподобные для приобретения духовных богатств. Они уходили в дебри, в пустыни, чтобы возгревать пламень, который касался их душ, постоянно стремиться к духовному совершенству…

Духовное совершенство — это постоянная, в продолжение всей жизни, хвала Богу, это постоянное горение духовного пламени. К такому совершенству и стремился преподобный Пимен Великий. По преданию, преподобный Пимен Великий, назидая своих учеников, говорил: „Кипящему сосуду не прикоснется муха, егда же остудит сосуд, всякие гады внидут в онь“. Так, преподобный призывал к постоянному памятованию о Боге, постоянному возгреванию огня молитвы. Это повествование является великим назиданием и для всех нас. И сегодня, в день памяти преподобного Пимена Великого, вознесем ему молитвы, чтобы он укрепил нас в исполнении его завета, возжег пламень горения Богу в душах наших, который мы будем постоянно возгревать молитвами великого преподобного».

Великий Пимен достиг таких высот в духовном делании, что даже воскресал мертвых. Однако, чем большие чудеса он творил, тем более возрастало в нем видение своих грехов. Он постоянно плакал о них и сокрушался о своей духовной немощи.

Дошедшие до нас высказывания преподобного — образец мудрости и смирения святого:

« В какое бы затруднительное положение ты ни пришел, победа в нем — молчание»;

«Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержным в пище»

«Если будем искать покоя, то он будет убегать от нас, если же будем убегать от покоя, то он погонится за нами»

«Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн»;

« Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу»

«Приучай сердце твое соблюдать то, чему учит язык твой»

«Употребляй все усилия, чтоб никому не делать зла и иметь чистое сердце ко всем человекам»

«Усильно домогающийся любви человеческой, лишает себя любви Божией. Нехорошо всем нравиться, ибо сказано: горе, егда добре рекут вам вси человеци (Лк.6:26)»

«Если человек не возненавидит двух страстей: то не возможет быть свободным от мира». Его спросили: «Каких?». Он отвечал: «Телесного упокоения и суетной славы»

«Наша воля есть медная стена между нами и Богом и не дает с ним сблизиться или созерцать Его милость».

Преподобный отче Пимене, моли Бога о нас!

Храм Тихвинской иконы Божией Матери
в Алексеевском.
При использовании материалов
сайта активная ссылка обязательна.

Читайте также:
Святая Вероника: история, в чем помогает и как молиться, дни памяти

Житие Пимена Великого и день памяти святого, в чем помогает преподобный и икона

Отшельники и аскеты раннехристианского периода были основателями подвижнического служения Господу. Центром зарождения монашества был египетские пустыни. О Пимене Великом известно, что он был духовным наставником молодых монахов, приходивших к нему за советом из других общин. Его высказывания вошли в сборники православных апофтегм (афоризмов), являющихся концентрированной формой религиозно-философских воззрений.

Краткое жизнеописание

На западе от дельты Нила находится Ливийская пустыня. На территории Египта эта местность получила название Скитская пустыня. С распространением христианства египетская пустыня служила прибежищем для монахов-отшельников.

Безжизненные пространства находятся в близком соседстве с оазисом вдоль течения Нила. Пустыня для египтян была областью смерти: безводная территория и пески, местность для могил и грабителей. Феллахи испытывали ужас перед пустыней. Чтобы уйти туда навсегда, нужен был важный стимул и мужество. Христиане, воспринявшие Библию, не столь страшились пустыни. Ревностные верующие, желающие остаться девственниками, стали уходить сначала на границу поселений и пустыни, а затем удаляться все дальше и дальше, чтобы служить Богу и быть наедине с Богом.

Они уходили от людских поселений, чтобы остаться в смиренном одиночестве, вознося молитвы Богу и борясь с искушениями. Суровые климатические условия давали ранним христианам возможность испытать себя в крепости духа при служении Господу. Некоторые из них проявили чудеса святости и стали магнитом, притягивающим в безводный край последователей и подражателей, селившихся поблизости. Для новичков такие монахи стали наставниками, духовными отцами (аввой).

В IV веке в пустынной местности образовалось три общины монахов (отшельников и аскетов): Нитрия, Келлия, Скитис. По наименованию последней произошло название – Скитская пустыня.

Происхождение

Авва Пимен был египтянином. Семья была привержена христианской вере, кроме него у матери было еще 6 сыновей. Старшие братья Пимена ушли из дома в Скитскую пустыню и стали монахами-аскетами. Когда Пимену исполнилось 15 лет, он вслед за ними удалился в монастырь и принял постриг.

Житие

Братья-монахи вели строгий образ жизни. Слух о семерых монахах-подвижниках дошел до их матери, которая решила навестить сыновей. Узнав, что к ним пришла мать, сыновья заперлись в келье и не вышли к ней. Расстроенная женщина стала плакать и упрекать их в неблагодарности: почему они не хотят видеть ее, ведь она имеет на это право, так как вскормила своей грудью.

Ей из-за закрытой двери за всех братьев ответил Пимен, спросив, как она хочет их видеть: сейчас, кратковременно, или в будущей жизни вечно. Тем самым он дал ей понять, что, сегодняшняя встреча может соблазнить их и лишить милости Божьей. Мать поняла, почему сыновья избегают ее, и удалилась, решив не искушать своими слезами и просьбами сыновей.

Причина, по которой Пимен с братьями не захотел увидеться с матерью, кроется в запрете для монахов-пустынников видеть и общаться с женщинами. Женщины воспринимались, как орудие в руках сатаны, или сам сатана, принимающий женский облик. Было запрещено видеть, есть из одной посуды, ложиться на ложе после женщины. Некоторые отшельники, ушедшие вглубь пустыни, не видели женского обличья 20-40 лет.

В 407 году в Скитскую пустыню пришли арабы-кочевники. Язычники стали разрушать монастыри и убивать монахов. Семь братьев спаслись от бедуинов и ушли в Тенеруфе, на берегу Нила. Главой (аввой) семейной общины стал старший брат, Анувий. У Пимена проявились выдающиеся способности духовного наставничества, он тоже стал именоваться аввой (духовным наставником). Авва Анувий стал отправлять посетителей, пришедших за советом, к Пимену. Авва Пимен никогда не вступал в разговор в присутствии Анувия, во всем подчинялся организации жизненного уклада общины.

Отшельники жили по строгому распорядку:

  • с раннего утра до полудня плели веревки, корзины, циновки из тростника;
  • в самые жаркие три часа читали;
  • собирали хворост;
  • вечером 4 часа продолжали работать;
  • 4 часа молились;
  • 4 часа спали.

В пищу отшельники употребляли хлеб, который покупали за деньги, вырученные от продажи своих изделий. Пимен был очень воздержан в еде, употребляя не более 2-х хлебов в день, часто не ел по 2-3 дня. Истязая себя таким образом, авва Пимен приобрел большой опыт в голодании.

Впоследствии к нему обращались другие монахи за советом, как укротить свою плоть и преодолеть чувство голода. Пимен никогда не советовал делать длительные перерывы в приеме пищи. Он рекомендовал отшельникам есть каждый день небольшими порциями. Такой способ питания, по его мнению, был необременителен и не давал впасть в грех гордыни или чревоугодия. Все чрезмерное, как считал авва, – бесовское наущение.

В отношениях с людьми Пимен был очень сдержан. Он считал, что келья – это могила монаха, который, как и покойник, не может иметь земных привязанностей. Однажды был арестован его близкий родственник, за которого авва мог заступиться. Но Пимен отказался, передав, чтобы суд совершился согласно закону.

Слава о его подвижничестве, мудрости стала известна во всем Египте. Увидеть авву хотели правители и простые феллахи. Но Пимен избегал таких контактов. Если при нем начинали разговор на общие темы, то он отмалчивался, не высказывая своего суждения. Его живой интерес и участие вызывали конкретные проблемы.

Читайте также:
Житие святого Иоанна Нового, Сочавского - полное жизнеописание, чудеса, мощи великомученика

Глубина мыслей и точность формулировок поражали монахов, обращавшихся к авве Пимену за советом. В сборниках апофтегмат (афоризмов) собраны изречения «Отцов пустыни» касаемо вопросов, которые им задавали ученики и посетители. Из 1000 афоризмов пятая часть принадлежит Пимену.

Примеры ответов преподобного Пимена, записанных иноками для назидания себе и другим:

  1. Не допускать, чтобы страстные помыслы овладевали душой. Человек не в состоянии помешать им появляться, но в его силах им сопротивляться, тогда они исчезнут.
  2. Главное для спасения души – это смирение, добиться которого можно постоянным самоосуждением и принижением перед любым человеком.
  3. Как капли воды, падающие на камень, подтачивают его, так и постоянная молитва смягчает сердце и делает его податливым к восприятию страха перед Господом.
  4. Кто говорит во имя Бога – поступает хорошо, и кто молчит во имя Бога – тоже поступает хорошо.
  5. Длительность покаяния в грехе должна зависеть от глубины и искренности раскаяния.
  6. Главные правила для человека – бояться Бога, часто молиться и совершать добрые поступки.

Сам Пимен был к себе беспощадно строг. Прежде всего, он боролся с рассеянностью. Перед тем, как выйти из кельи, он час проводил в размышлении, анализируя свои помыслы, чтобы отсечь греховные. В самоуничижении авва достиг такого предела, что искренне считал себя достойным наказания наравне с сатаной. Святой считал, что без умерщвления плоти и постоянного состояния скорби о своих грехах перед Господом невозможно стать монахом.

Кончина

Преподобный скончался в возрасте 110 лет в обители, куда он ушел вместе с братьями. После смерти он был причислен к лику святых за смирение, мудрость, подвижнический подвиг, которые стали примером для подражания другим монахам.

Значение святого в православии

Прп. Пимен считается одним из основателей монашества. Его назидательные высказывания вошли в сборник новелл и изречений раннехристианских подвижников – «Азбучный патерик». В его нравоучениях есть обоснование сущности служения Богу человеком, ушедшего от мирской жизни в монастырь. Важны изречения святого, касающиеся нравственности и духовности христианина. В них емко и доходчиво дано объяснение, что следует делать верующему человеку, чтобы очистить помыслы от греховных побуждений.

Благодаря Пимену Великому были записаны апофтегмы «Отцов монашества», по которым можно судить о жизни первых отшельников, о проблемах, с которыми они столкнулись. Эти изречения были сказаны при определенных обстоятельствах, чтобы передать свой опыт подвижничества молодым монахам.

Иконография

На иконах святой изображен до пояса или в полный рост. Седовласый старец с седой бородой держит в руках свиток или обращает открытые ладони к молящимся. На преподобном часто длинный, до земли хитон и такой же длины накидка. Иногда он изображен в монашеском одеянии. В храме Пимена Великого в Новых Воротниках в Москве образы преподобного можно увидеть в киоте на западном и восточном фасаде.

Почитание

Имя Пимен, в переводе с греческого, означает пастырь или пастух. Таковым был в жизни преподобный Пимен Великий. Причисление к лику святых в чине преподобный означает, что он был выдающимся из монахов. Наименование Великий дано в знак великого смиренномудрия, скромности, самоотверженности в служении Богу. День памяти святого преподобного Пимена отмечается 9 сентября по григорианскому стилю. В церкви прп. Пимена в Новых Воротниках день поминовения совпадает с празднованием освящения престола в его честь.

Преподобный Иоанн Дамаскин

Икона из скита св. Анны 14 в.

/p>

Святой Иоанн родился в Сирийском городе Дамаске – столице мусульманского мира -около 680 года. Его отец Сергий Мансур был христианином и служил при дамасском калифе главным казначеем. Когда Иоанну было десять лет, его отец нашел среди пленных, приведенных на дамасский рынок, образованного монаха, который, как оказалось, был силен не только в светских науках, но в музыке и богословии. Этот монах обучал Иоанна и его приемного брата Косму (будущего епископа Маюмского) наукам, но особенного успеха добился от братьев в богословии. Вскоре монах покинул семью, объяснив отцу мальчиков, что они стали мудрыми мужами. Сам Сергий вскоре умер, и Иоанн был вынужден занять место отца на службе у калифа. Через некоторое время калиф, заметивший высокую образованность и мудрость Иоанна, сделал его своим первым министром и градоначальником Дамаска.

Иоанн очень тяготился своим положением, но богатство и роскошь не смогли повредить чистоте его души. Несмотря на все трудности, связанные с его положением, он горел пламенной любовью к Православной Церкви и всегда, как и его отец, защищал христиан от гнета мусульман. Как он сам позже выразился: «Я сделался защитником Церкви и принес на ее защиту вверенный мне талант слова».

В 726 г. в Византийской империи наступает пора иконоборчества. Император Лев Исаврянин (716 – 741) задался целью: обратить арабов к христианству для того, чтобы обезопасить себя в будущем от их опустошающих набегов. Но одним из важных препятствий на пути претворения в жизнь его замысла стало иконопочитание, которое мусульмане не могли принять в принципе.

Читайте также:
Иоанн Кронштадтский - житие и биография праведного, почитание и дни памяти, книги и труды, чудеса

Решение было простым: император издает указ, запрещающий почитание святых икон и даже их употребление. Этот указ вызвал серьезные волнения в Византийской империи, расколол ее на два лагеря – иконоборцев и иконопочитателей. Отход от истины ради политических интересов вызвал сильное сопротивление со стороны Константинопольского Патриарха Германа, Папы Григория III и уже ставшего к тому времени великим богословом Иоанна Дамаскина. Превосходный дар слова, которым действительно обладал Иоанн, помог ему в составлении «Слов» и «Посланий», которые с жадностью читались в Константинополе и других городах, переходили из рук в руки и попросту пересказывались. В своих творениях Иоанн Дамаскин очень эффективно использовал все возможные исторические аргументы, ссылался на притчи, рассказанные святыми. Он говорил, что если тени и носовые платки апостолов исцеляли болезни, то почему мы не можем почитать их иконы?

Все эти призывы и увещевания действовали, в основном, на простых людей – одних укрепляя на пути исповедания истинной веры, другим – оступившимся – помогая найти эту самую истину. Но императора же они только раздражали, и он попросту постарался избавиться от основных своих оппонентов. Он низложил Патриарха Германа, а папу Григория III приказал либо отравить, либо умертвить мечем. Но задуманное ему, к счастью, не удалось – римляне заступились за своего папу с оружием в руках. Иоанна Дамаскина иконоборец решил оклеветать перед калифом. Он приказал своему писцу, чтобы тот подделал почерк Иоанна и написал письмо, адресованное ему же – Императору Византии, в котором якобы Иоанн Дамаскин предлагает императору помощь в свержении калифа.

Икона Божией Матери

Когда письмо было готово, Лев Исаврянин послал его калифу в знак дружбы между ними. Прочитав это письмо, калиф вознегодовал, и не взирая на предыдущие заслуги своего верного слуги, даже не выслушав его, приказал посадить Иоанна в тюрьму и отрубить ему правую руку, которой, по его мнению, было написано это злополучное письмо. Приказание было исполнено. С собой в тюрьме у Иоанна Дамаскина была икона Пресвятой Богородицы именуемая «Троеручница». Взяв свою отрубленную руку и положив ее перед собой, он упал на колени перед иконой и стал горячо молиться об исцелении. Измученный пережитым Иоанн уснул, и во сне он увидел Пресвятую Богородицу, которая, глядя на него сказала: «Теперь ты здоров, и горя больше нет». Очнувшись, Иоанн с великим удивлением обнаружил, что исцелился, его рука была на месте, о совершенном наказании говорил только шрам, опоясывающий ее вокруг.

Радость и благодарность переполнили душу Иоанна, и он написал свою первую величественную песнь: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».
Слух об этом чуде достиг калифа, и он вызвал к себе Иоанна. Выслушав на этот раз объяснения Иоанна Дамаскина, калиф понял, что несправедливо обидел своего верного слугу и приказал исправить свою ошибку, щедро наградив его и предложив продолжить службу дальше. Но Иоанн Дамаскин понял, насколько хрупким является земное золото и мирская слава и, отказался от всего этого.
Раздав все свое имущество бедным, Иоанн вместе со своим сводным братом Космой отправляются в обитель преподобного Саввы Освященного, расположенную вблизи Иерусалима.

Иерусалимский Патриарх Иоанн, в чьем ведении находился этот монастырь, в Иерусалиме посвящает Иоанна Дамаскина в пресвитеры и оставляет его проводником при храме Воскресения Христова. Но после того, как патриарх покидает это мир, Иоанн возвращается в обитель, где продолжает свои богословские труды в защиту и прославление Православия. Иоанн Дамаскин дожил до глубокой старости и скончался около 780 г.
Святой Иоанн Дамаскин является первым систематиком среди отцов Церкви, непревзойденным до сих пор писателем церковных песнопений и рьяным защитником основ Православия.

Из систематических трудов Иоанна Дамаскина главнейшими являются:
«Диалектика» (содержит в себе переосмысленное изложение всего лучшего из Аристотеля, Порфирия, Немезия и др.);
«Книга об ересях» (в частности, сюда включено изложение и критика учения Магомета);
«Точное изложение Православной веры».
Среди полемико-догматических сочинений св. Иоанна Дамаскина первое место занимают книги:
«Послания против порицающих святые иконы»;
Сочинение против несториан «Рассуждение».
Именно Иоанну Дамаскину мы обязаны появлением Октоиха (Осмогласника) – воскресных служб, разделенных на 8 гласов.

Эту книгу и некоторые каноны Иоанна еще при его жизни стали вводить не только в греческие Церкви, но даже в сирские, у яковитов и несториан. Своим Окотоихом св. Иоанн Дамаскин произвел большую перемену в чине богослужения, поэтому он вновь пересматривал и Устав Иерусалимский (Саввы Освященного), и Месяцеслов.

ИОАНН ДАМАСКИН

Преподобный Иоанн Дамаскин

Иоанн Дамаскин, Мансур (кон. VII – ок. 777-780 [1]), преподобный. Византийский богослов, философ, поэт, систематизатор греческой патристики, один из отцов Восточной Церкви. Ведущий идейный противник иконоборчества. Автор песнопений, способствовавших оформлению византийской системы осмогласия.

Родом Иоанн был из Дамаска, носил наследственное прозвище Мансура (что значит: «победительный»). Год его рождения точно неопределим, это был конец VII века. Отец Иоанна, по имени Сергий (Ибн-Серджун) был христианином, служил при дворе халифа, в звании «великого логофета», т.е. сборщика податей (вернее, откупщика или мытаря). Пользуясь своим высоким положением, он выкупал пленных христиан, избавлял от грозившей им смерти и оказывал необходимую помощь. Впоследствии его сменил сам Иоанн.

Служба у халифа

Иоанн получил хорошее образование. По преданию, он учился вместе с приемным братом Косьмой (впоследствии Маюмским) у некоего пленного инока из Калабрии (тоже по имени Косьма). Очень рано пробудились у него богословские интересы.

Прп. Иоанн Дамаскин. Икона. Нач. XIV в. (скит св. Анны на Афоне)

Когда в Византии возникла и быстро распространилась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717–741), преподобный Иоанн встал на защиту православного иконопочитания и написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Доказывая догмат иконопочитания, он приводил слова святого Василия Великого, который учил, что почитание иконы восходит к ее Первообразу. Мудрые, богодухновенные писания святого Иоанна и влияние их на сознание людей привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором последний будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо император Лев Исавр отослал халифу. Халиф, не подозревая подлога, приказал отстранить Иоанна от должности, отсечь ему кисть правой руки и повесить ее в центре города на всеобщее обозрение. Вечером по просьбе святого Иоанна халиф повелел вернуть ему отсеченную руку. Приложив ее к суставу, преподобный стал молиться пред иконой Пресвятой Богородицы испрашивая Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в за­щиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы. Обессиленный, он задремал на молитве и увидел Божию Матерь. Пречистая сказала, что рука его здорова, и повелела усердно трудиться ею во славу Божию. Проснувшись, святой Иоанн ощупал свою руку и увидел ее исцеленной. В память об этом дивном чуде преподобный Иоанн носил на голове плат, которым была обвита его отсеченная рука, и всю дальнейшую жизнь с благодарностью и любовью воспевал в своих произведениях Пречистую Богородицу. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, от­литое из серебра. С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица» (см.).

Монашество

Прп. Иоанн Дамаскин

Узнав о чуде, халиф понял, что святой Иоанн не виновен, просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность. Но преподобный раздал свое богатство и вместе с приемным братом Космой отправился в Иерусалим. Они были приняты простыми послушниками в Лавру преподобного Саввы Освященного. Прот. Г. Флоровский пишет: “Не знаем точно, когда Иоанн удалился от двора и затворился в обители святого Саввы. Можно предполагать, что уже до начала иконоборческой смуты”. Никто из монастырской братии, зная, что послушник Иоанн человек мудрый и знатный, не соглашался быть его духовным наставником. На это согласился лишь один простой старец, который стал строжайшим образом воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Он запретил святому Иоанну писать и наставлял забыть все мирские науки. Однажды старец собрал много корзин, изготовленных иноками обители, и послал преподобного в Дамаск продать их по чрезмерно высокой цене. Проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа, одетый в бедные одежды, ходил по рынку Дамаска. Желающие купить корзины, услышав их цену, бранили и оскорбляли Иоанна. Преподобного узнал его бывший слуга, удивился его нищенскому виду и смирению и купил все корзины по назначенной цене.

По прошествии некоторого времени в монастыре скончался один из иноков. Брат его просил преподобного Иоанна написать для утешения надгробную песнь. Преподобный Иоанн долго отказывался, боясь нарушить запрет старца, но из милосердия уступил просьбам и написал свои знаменитые надгробные тропари: «Кая житейская сладость бывает печали непричастна. »; «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть. » и другие. За ослушание старец изгнал преподобного Иоанна из своей келии, но монахи стали просить за него. Тогда старец наложил на преподобного Иоанна тяжелую епитимию: вычистить в монастыре все отхожие места. Преподобный со старанием выполнял это послушание; даже суровый наставник удивился такому смирению. Через несколько дней в ночном видении старцу явилась Пресвятая Богородица и сказала:

С того времени преподобный Иоанн начал беспрепятственно писать церковные песнопения и духовные книги, из которых особенно известны: «Источник знания» («О ересях», «О правой вере и о воплощении Предвечного Слова», «Точное изложение Православной веры»), Пасхальная служба, каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознесение Господне и другие. В этих трудах преподобного поощрял и помогал ему приемный брат Косма, впоследствии поставленный во епископа Маюмского Иерусалимским патриархом Иоанном. Тот же патриарх рукоположил преподобного Иоанна во священника и назначил его проповедником при своей кафедре не позднее 734 года. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру святого Саввы, где трудился до конца своих дней.

Кончина

Согласно Минее святой Иоанн на Константинопольском Соборе 753-754 года обличал иконоборчество. Его подвергли заключению и пыткам, которые преподобный Иоанн стойко перенес и, по милости Божией, остался жив, преставившись около 780 года в возрасте 104 лет и будучи погребенным в Лавре святого Саввы [2]. Святитель Димитрий Ростовский в своих Житиях указывает тот же возраст и время кончины около 777 года. Однако протоиерей Георгий Флоровский говорит что:

Место погребения

Вход в пещеру-келью (слева) и усыпальница прп. Иоанна Дамаскина (в центре). Лавра преподобного Саввы Освященного. Иудейская пустыня.

В Лавре Саввы Освященного сохранилась пещера-келья преподобного Иоанна Дамаскина и часовня Иоанна Крестителя. Находится к северу от Архангельской церкви, выше последней. Профессор Йосеф Патрих из института археологии Иерусалимского университета указывает, что часовня была устроена в келье Иоанна Дамаскина после его смерти и освящена в его честь [3]. Епископ Мефодий (Кульман) утверждает [4], что часовня была построена самим Иоанном Дамаскином над своей кельей и освящена во имя небесного покровителя Иоанна Дамаскина – Иоанна Предтечи [5].

В часовне – гробница прп. Иоанна Дамаскина с надписью, гласящей «Ὁ τάφος τοῦ ἁγίου Ἰωάννου τοῦ Δαμασκηνοῦ» – «Гроб святого Иоанна Дамаскина». Над входом в часовню икона, изображающая преподобного с красным шрамом поперек запястья (в память о чудесном приживлении кисти, отсеченной у Иоанна Дамаскина по приказу дамасского халифа).

Почитание

Шуйца (левая рука) преподобного Иоанна Дамаскина. Воскресенский Новодевичий женский монастырь. Санкт-Петербург

Несмотря на великое значение его трудов, о жизни преподобного Иоанна мы знаем немного, так как известные нам его жития были составлены в XI веке, и в них нелегко выделить бесспорное и достоверное.

При византийском императоре Андронике II (1282–1328) святые мощи преподобного Иоанна были перенесены в Константинополь.

В настоящее время известно о нахождении мощей святого Иоанна в Лавре Саввы Освященного, монастыре Георгия Аламана (Кипр), монастыре Иоанна Богослова на Патмосе (Греция) и в церкви Сан-Джорджо деи Гречи (Венеция). Часть мощей также находится в Казанском храме Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.

18 сентября 2013 года в Санкт-Петербургский Воскресенский Новодевичий монастырь был передан ковчег со шуйцей (левой рукой) преподобного Иоанна Дамаскина [6].

Молитвы

Тропарь, глас 8

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ мона́шествующих Богодохнове́нное удобре́ние, Иоа́нне прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 3 (из греческой Минеи) [7].

Це́ркве орга́н боже́ственный,/ цевни́ца благознамени́тая стра́ха Бо́жия/ показа́лся еси́, Иоа́нне всехва́льне:/ те́мже светово́диши ми́ра концы́/ му́дрых уче́ний твои́х осия́ньми:/ О́тче преподо́бне,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 4

Песнопи́сца и честна́го Богоглаго́льника,/ Це́ркве наказа́теля и учи́теля,/ и враго́в сопротивоборца́ Иоа́нна воспои́м:/ ору́жие бо взем – Кре́ст Госпо́день,/ всю отрази́ ересе́й пре́лесть/ и я́ко те́плый предста́тель к Бо́гу// всем подае́т прегреше́ний проще́ние.

Литература

  • Минея – Декабрь, т. 1, изд. Московской Патриархии, 1982, 144–145.
  • Флоровский, Г., прот., Византийские Отцы V-VIII веков.
  • Туранский Денис., “Преподобный Иоанн Дамаскин” / Поместные Церкви // проект портала Православие.Ru, 3 октября 2001 года:
    • http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39842.htm
  • “Иоанн Дамаскин” // Краткая биографическая справка на портале Богослов.Ru:
    • http://www.bogoslov.ru/persons/2861150/index.html
  • Лаут Эндрю, свящ. О. Н. А., С. А. Моисеева, Макаров Е. Е, Герасименко Н. В., Орецкая И. А. “Иоанн Дамаскин” // Православная Энциклопедия, Т. 24, С. 27-66:
    • http://www.pravenc.ru/text/471131.html
  • Бородай Т.Ю., “Иоанн Дамаскин” // Электронная библиотека ИФ РАН “Новая философская энциклопедия”:
    • http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/d. 301
  • Преподобный Иоанн Дамаскин и полемика с исламом // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2016. Выпуск 14, С.489-505:
    • http://cyberleninka.ru/article/n/prepodobnyy-ioann-damaskin-. mom
  • Свящ. Эндрю Лаут. “Иоанн Дамаскин” // Православная энциклопедия, т. 24, с. 27-66
    • https://www.pravenc.ru/text/471131.html

Использованные материалы

  • “Житие преподобного Иоанна Дамаскина” // Страница сайта “Милости прошу”, 12 января 2004 года:
    • http://dearfriend.narod.ru/books/other/id/01.html
  • “Преподобный Иоанн Дамаскин” // Страница календаря портала Православие.Ru:
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life3062.htm
  • Дмитриева, Надежда, «Икона Божией Матери “Троеручица”», из книги “О Тебе радуется!”:
    • http://www.pravoslavie.ru/put/050725075420

[1] См. обсуждение вопроса даты кончины в тексте.

[2] Минея – Декабрь, т. 1, Изд. Московской Патриархии.

[3] Й. Патрих. Монашество Иудейской пустыни в византийский период. Изд-во «Яд Ицхак Бен-Цви», Иерусалим, 1995 (на иврите). Й. Патрих. «Карта Дир Мар-Саббы (109/7)». (J. Patrich. “Map of Deir Mar Saba (109/7)”). Israel Antiquities Authority. Иерусалим, 1994 (на англ. и иврите).

[4] Епископ Мефодий (Кульман). «Святая Земля». 1961. Электронное издание журнала «Русский инок», Джорданвилль, США

Житие Иоанна Дамаскина

Христианский святитель высоко чтим Православием в лике преподобных (совершивших великий жертвенный подвиг ради Единого Господа), считается одним из прародителей Церкви, писал философские и богословские трактаты. Житие Иоанна было создано монахом Симеоновского монастыря в XI в.

История жизни святителя

Родился в 676 г. в Дамаске, столице Сирии, его родителями являлись праведные и знатные люди по фамилии Мансур. В это время страной завладели разбойники-сарацины, они преследовали многих христиан, убивая их или отдавая в рабство. Семья Иоанна была защищена Господом, сарацины чудесным образом не возжелали причинять вред этим людям. Отца будущего святителя звали Сергием, разбойничья организация поставила его городским судьей и строительным начальником.

Родители Иоанна в этих тяжелых для страны условиях являлись для народа спасительным светочем, от которого вскоре загорелось пламя истинной веры.

Мать и отец крестили сына и нарекли его Иоанном, что означает «благодать Божья». Они заботились о благородном воспитании своего чада, о прививании милосердия, кротости и смирения. Родители желали, чтобы Иоанна обучал человек мудрый и почтенный, образованный и справедливый.

Вскоре отец нашел такого в толпе тех, кого сарацины продавали в рабство, — это был почтенный старец по имени Косма. Святитель горевал о том, что не оставляет после себя духовного наследия и вскоре покинет мир, не передав великого знания в вопросах религии, философии и других наук. Отцу Иоанна удалось уговорить сарацинского калифа, что тот разрешил почтенному старцу жить у них в доме. Проявив усердие, юный Иоанн под надзором мудрого учителя изучил многие науки, а также поэзию и языки.

Когда Косма одарил своего ученика всем, что знал, он отпросился у своих хозяев в монастырь. Родители Иоанна не стали перечить воле мудреца, который вскоре покинул семью и поселился в лавре преподобного Саввы, где и нашел свою кончину.

Когда умер отец, Иоанну предложили занять место первого советника сарацинского калифа. Будущий святитель отказывался от предложения, потому что желал безмолвно и бескорыстно служить во славу Единого Творца. Однако ответ не устроил правителя, который насильно заставил Иоанна взять на себя эту важную должность.

Духовная борьба

В 716 г. Грецией стал править жестокий Лев Исаврянин, испытывающий глубокую ненависть ко всему христианскому. Услышав о мучениях, которым подвергаются духовные братья, И. Дамаскин загорелся справедливым гневом и принялся рассылать верующим записки о правильности иконопочитания, где ссылался на Писания. Святитель просил показать эти рукописи всем христианам, чтобы в них укрепился стержень ортодоксального верования. Угнетенные последователи Христа воодушевлялись, а еретики вскоре отступили от несправедливых поношений.

  • Греческому царю было неприятно признавать свое поражение, ибо Иоанн создавал послания аккуратно, справедливо и не допускал оскорбления своих врагов. Тогда хитрые язычники решили подделать рукопись И. Дамаскина, в которой преподобный якобы представал предателем своего народа и поносил сарацинскую власть.
  • Калиф расспросил Иоанна об этом, последний, естественно, отрицал вину и говорил о кознях хитрых еретиков. Однако повелитель не поверил словам праведного христианина и повелел отсечь руку, которой он создавал свои литературные труды. Калиф отрубил невинному богослову правую десницу и повесил в центре городской площади. И. Дамаскин спустя время, когда гнев царя прошел, просил того отдать руку для того, чтобы её можно было похоронить в земле.
  • Получив отрубленную десницу обратно, святитель провел ночь в глубокой молитве перед иконой Пречистой Богородицы. Он смиренно просил исцеления и клялся, что излеченная рука будет писать только для прославления Господа и Его верных слуг. Молитвы были услышаны, утром преподобный Иоанн обнаружил, что конечность вновь работоспособна и является частью его тела. На месте соединения кисти и предплечья образовалась красная полоса, напоминающая о великом чуде.
  • Когда сарацинский калиф собственными глазами узрел великое чудо исцеления и узнал, что это произошло при помощи молитвы, он впал в отчаяние и винил себя за неразумность и жестокость. Извиняясь перед святителем, он обещал последнему безграничный и великий почет в своем государстве. Однако И. Дамаскин не желал находится у власти и молил правителя отпустить его на свободу.
  • Иоанн получил независимость, вернулся домой, раздал имущество нуждающимся и вместе со своим соучеником по имени Косма отправился в священный Иерусалим.

Интересно! С историей о том, как Пречистая Богородица исцелила отрубленную руку преподобного И. Дамаскина, связано создание иконы «Троеручица». Священный образ относят к распространенному типу иконы «Одигитрия», Младенец сидит на правой деснице Богоматери. Внизу иконы демонстрируется человеческая кисть.

Оригинальное полотно хранилось в лавре преподобного Саввы Освященного до XIII столетия. После войны турок и сербов икона очутилась на Афоне. На территории России образ пользуется чрезвычайным почитанием.

Преподобный И. Дамаскин не расставался с платком, которым опоясал руку после чуда исцеления, совершенного Пречистой Богородицей. Песнь, составленная святителем в честь этого события, вошла в состав литургии Василия Великого. И. Дамаскин получил прозвище «Златоструйного», потому что его песнопения являлись образцовыми и создавались в неподражаемом стиле. Он также сочинил Пасхальную и Воскресную службы, а также антифоны и надгробные акафисты.

Житие в монастырских условиях

Иоанн достиг лавры преподобного Саввы, здесь он уговорил игумена принять его на служение. Настоятель и братия сразу узнали нового насельника, так как слава И. Дамаскина распространилась далеко за пределами родной Сирии. Монахи возрадовались тому, что такой ученый муж пришел, чтобы также отдаться во служение милосердному и справедливому Господу. Однако ни один из иноков не был готов стать духовным учителем нового насельника, так как они считали себя недостойными этого права.

  • В итоге эту ношу принял на себя здешний старец-отшельник, который выдвинул свои условия в служении: не совершать действий своевольно, усердно молиться и трудиться, замаливать бывшие грехи слезной молитвой. Мудрец также велел придерживаться удовлетворенности, воздержанности, нравственной и физической чистоты, смирения и концентрации во время молитв. И. Дамаскин глубоко впитал в себя наставления духовного отца, всегда хорошо исполнял свои трудовые обязанности без ропота и осуждения.
  • Вскоре старец решил испытать преподобного и отправил его продавать плетеные корзинки на базаре Дамаска, да еще и по завышенной цене. Иоанн не стал прекословить и пошел в родной город в старых изношенных одеждах. Люди высмеивали его, когда слышали назначенную цену, никто не желал давать подобные деньги. Иоанна, исхудалого от поста и в нищенской одежде, узнал его бывший слуга. Он купил все корзины, ибо проявил христианское милосердие к человеку, отказавшемуся от мирской власти и богатства.
  • Через время в лавре умер один монах, его родной брат долгое время горевал по этому поводу. И. Дамаскин пытался утешить несчастного, который попросил святителя написать надгробную песнь во имя покинувшего этот мир человека. Преподобный проявил христианское милосердие и создал несколько искусных тропарей, несмотря на запреты своего духовного учителя. Старец, вскоре узнавший о том, что его ученик воспротивился обету, выгнал последнего из кельи и не стал внимать раскаяниям и мольбам.

Чтобы получить прощение, Иоанну пришлось выполнить самую грязную работу в лавре — очистить отхожие места. Старец возликовал и умилился, когда понял, что его ученик совершенно победил гордыню и стал истинным слугой Божьим. С той поры они продолжали сожительствовать в одной келье.

Последние годы

Вскоре наставник И. Дамаскина увидел во сне Пречистую Богородицу, которая повелела снять узы затворника и молчальника с праведного ученика. Мудрец внял посланию и велел Иоанну проповедовать христианство и защищать веру от набегов еретического мировоззрения. С этого момента преподобный стал создавать божественные литературные труды и сочинять благозвучные тропари, восхваляющие Бога и Его вернейших служителей.

О других святых:

Святой И. Дамаскин покинул бренный мир в 780 г., когда ему было 104 года от рождения. Его тело торжественно погребли в стенах лавры преподобного Саввы рядом с раком основателя этой обители. Останки святителя перенесли в Константинополь в начале XIV столетия.

Важно! И. Дамаскин прославлен Церковью в лике преподобных, его память отмечается 4 декабря.

Письменное наследие

В период с 705 по 716 гг. святитель достиг высшей власти, он являлся ближайшим советником правителя. Однако И. Дамаскин никогда не забывал о своей истинной миссии на земле — служении во имя Всевышнего Господа.

Важно! Главная цель в жизни преподобного — проповедь христианского учения и изобличение всяческих ересей и лжеучений.

Как только Иоанн получил такую возможность, он сразу же принялся искоренять вредные идеи из умов простых людей при помощи рукописей.

И. Дамаскин считается знаковым богословом и систематизатором христианского учения. Главный его труд имеет название «Источник знания», состоящий из трех разделов. Он также писал сочинения, в которых разоблачал различные ереси (монофизитов, манихеев, несториан). Иоанн составил несколько проповедей о Пречистой Деве, сочинял каноны (жанр гимнографии).

Самое значимое сочинение И. Дамаскина называется «Источник знания».

Рукопись состоит из трех частей:

  • первая содержит основы христианской эпистемологии (знания как такового), основные термины учения;
  • во второй святитель пишет об истории более сотни еретических направлений;
  • в третьей он рассматривает главные догматы Православия.

Исследователи предполагают, что этот монументальный труд начал создаваться ближе к концу жизни святителя Иоанна

Созданная им богослужебная книга под названием Осмогласник (Октоих) и до настоящего времени вселяет радость в истинных последователей Церкви. В основании первой торжественной песни он вложил благодарственную молитву Моисея, за ней пошли и другие религиозные гимны. Октоих еще при жизни святого Иоанна распространился в землях Востока, а вскоре покорил сердца верующих Запада.

Важно! Эта книга придала богослужениям особенную определенность и единство, она позволила привнести необходимый систематизированный порядок при исполнении гимнов.

Иоанн писал жития святых, праздничные и умилительные молитвословия, излагал догматы христианства и описывал многие божественные таинства. Все его сочинения считаются полезными для становления праведного мировоззрения.

К созданию рукописей его поощрял и близкий друг Косма, который любил помогать преподобному в составлении церковных гимнов. В почтенном возрасте И. Дамаскин получил от патриарха Иерусалима чин пресвитера, однако, он недолго носил это звание и, спустя время, возвратился в обитель Саввы Освященного. Здесь старец уединился в собственной келье, продолжал заниматься изучением Писаний и созданием книг.

Перед самой кончиной преподобный собрал все свои рукописи и решил проверить их на наличие ошибок и неточностей, он хотел, чтобы каждое слово могло легко входить в умы читателей и не вызывать разногласий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: