Помощь святого Николая Угодника: как и в чем помогает святитель, как и о чем просить святого

Молитва Николаю Угоднику

Что такое молитва?

Признаком правильного отношения человека к Богу является молитва, ибо это свойство истинного христианина, крещенного и помазанного Святым Духом, являющегося нашим учителем и утешителем. Молитва – не только беседа с Богом, но, еще более, возвышение горе верующего сердца и ума и всех сил души («Да будут слова уст моих и помышления сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой» (Пс. 18,15).
Без молитвы не находят Бога, молитва есть именно то средство, при помощи которого ищут и находят Бога. Молитва есть залог и узы, которыми Предвечная Любовь привлекает нас к Себе и желает возможно дольше удержать у Себя.
Устная молитва возвышает душу и дух к Богу и является смиренным, добрым внешним упражнением – дерзновенной беседой с Богом; она ведет человека к внутренней молитве, а затем и к благодатной (сверхъестественной), как об этом говорит апостол Павел: «Стану молиться духом, стану молиться и умом» (1 Кор. 14,15).

Как обращаются к Николаю Чудотворцу?

Если человек носит имя Николай, то обращаться к святому ему нужно с такими словами: «Святителе отче Николае, моли Бога обо мне». Ведь помогает молящему не сам святой Николай Угодник, а Бог его молитвами за нас.

Если вы хотите обратиться к святому, можно называть его: наставник, святой чудотворец, угодник Божий, заступник. Допускается обращение: Отец милостивый, добрый батюшка, пастырь, заступник обиженных, утешитель в скорбях.

К святому можно обращаться с краткими молитвами:

«Наставник наш и заступник великий, батюшка Николай! Прими молитву мою, от всего сердца моего грешного, убереги меня и близких моих от зла извне и от неразумности моей. Научи меня, как поступить правильно в этой ситуации (…). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

«Святитель Николай, чудотворец Мирликийский, помоги мне со слабостью моей душевной справиться – избавиться от грусти и тоски, не дай впасть в тяжкий грех уныния, научи радоваться жизни в любую минуту, веры в милосердие Господне и твое заступничество не терять. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

В чем помогает святой Николай Угодник

Как ни странно может показаться некоторым неверующим, но икона Николая Угодника по-настоящему «работает». В наше время есть тому множество доказательств, причем, своими историями делятся простые люди, которые молились чудотворцу. Так, например, поместив икону в машину, многие спасались от серьезных аварий или гибели в результате опасного автодорожного происшествия. Другие рассказывают истории о силе исцеляющего дара Николая Угодника. Существует огромное количество подтверждений того, что молитвенные обращения перед образом святого позволили избавиться от различных болезней, причем как физических, так и душевных.
Многим женщинам святитель Николай помог обрести любовь и счастье. Путешественники и люди, чья деятельность связана с дорогой, молятся этому святому о благополучии в пути. Именно поэтому у многих водителей в автомобиле можно увидеть небольшой лик почитаемого святого. Моряки просят св. Николая уберечь их от бурь и потоплений. Стоит сказать и о том, что еще с древних времен святого Николая считали покровителем русских воинов. Об этом свидетельствуют кресты с изображением Угодника, которые носили воины в древности.
Святому Николаю Угоднику молятся в минуты всех сложных жизненных обстояний и сей великий святой, словно молния, летит туда, где его призывают на помощь!

С какими просьбами чаще всего обращаются к Николаю Угоднику?

Исцеление, избавление от болезней.

Сохранение семейного мира и благополучия.

Заступничество за детей.

Избавление от бедности, нужды.

Помощь в бедственной, тяжелой жизненной ситуации.

Благополучное возвращение из путешествия.

Изгнание нечистой силы, злых духов. Защита человека от всяческого колдовства, магических, экстрасенсорных воздействий.

Сохранение целомудрия дочерей, их удачное замужество.

Помощь вдовам, сиротам.

Помощь беспомощным, беззащитным.

Спасение от уныния, печали, грусти.

Спасение из плена.

При бедах и лишениях, молясь о защите себя и вашей семьи, обращайтесь к святому Николаю за помощью. Верьте и знайте, что помощь обязательно придет.

Молитва святителю Николаю Чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских – первая

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Тропарь святителю Николаю, глас 4

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Николаю, глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Молитва святителю Николаю Чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских – вторая

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае!
Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поклоняемого Бога во веки веков. Аминь.

Молитва святителю Николаю Чудотворцу – третья

О всехвальный и всечестивый архиерею, великий Чудотворче, Святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, муже желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финик процветший, насажденный во дворех Господа своего, живый в Мирех, миром облагоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источаяй.
Твоим шествием пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалите имя Господне.
О преизрядный и предивный Чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, больных врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство.
Услыши нас, молящихся тебе, и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему, и исходатайствуй твоими богоприятными молитвами, вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущия от всякаго озлобления помощию твоею:
Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнаго поспешествующая во благое: тебе же праведнаго, по преблагословенной Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбех наших, подавай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия, понеже недостойни есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связани узами греховными, и николиже воли Создателя нашего сотворихом ни сохранихом повелений Его.
Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческаго заступления к Нему просим:
Помози нам, Угодниче Божий, да не погибнем со беззаконии нашими, избави нас от всякаго зла, и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом мне даст ми пожити в веке сем, и избавит мя шуяго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.

Читайте также:
Житие Феодосия Печерского - описание и история жизни, биография, чудеса и дни памяти святого
Молитва святителю Николаю Чудотворцу – четвёртая

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших.
Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам.
На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

Молитва Святителю Николаю – пятая

О великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию!
Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю.
О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, Емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Молитва Святителю Николаю – шестая

О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению, и теплою молитвою тебя призывающих, скоро потщися, и избави Христово стадо от волков губящих е, сиречь от нашествия латинян лукавых, востающих на ны.
Огради и сохрани страну нашу, и всяку страну в Православии сущую, святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, меча, нашествия иноплеменников, от междуусобныя и кровопролитныя брани.
И якоже помиловал еси триех мужей в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и избави Великия, Малыя и Белыя Руси народ православный от пагубныя ереси латинския.
Яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог, да воззрит милостивным оком Своим на люди в невежествии сущия, иже десницы ни шуйцы своея не познаша, паче же юныя, киим обольщения латинския глаголются во еже отвратити от веры православныя, да просветит разум людей Своих, да не соблазнятся же и не отпадут от веры отеческия, совесть, суетными мудрованьми и невежествиими усыпленную, да пробудит, волю обратит ко хранению святыя веры Православныя, да помянет убо веру и смирение отцев наших, живот свой за веру Православную положивших, приемлющи моления теплыя святых угодников Своих, в земли нашей просиявших, соблюдающих нас от прелести и ереси латинския, да сохранивши нас во святем Православии сподобит нас на страшнем Судищи Своем деснаго стояния со всеми святыми.
Аминь.

Читайте также:
Житие святого Николая Чудотворца Мирликийского – полное жизнеописание и история святителя

Православная Жизнь

О наших прошениях и условиях их исполнения.

19 декабря мы почитаем память святителя Николая – праздник, который не по своему значению или смысловой наполняемости, но по торжественности и отношению к нему людей может сравниться с двунадесятыми. Мирликийский Чудотворец был и остается одним из великих угодников Божьих и заступником за всех, кто обращается к нему.

О таких светочах, как свят. Николай, всегда трудно писать или говорить. Его жизненный подвиг, огромное количество примеров помощи и после смерти – уже сами по себе великая проповедь Христа. На его фоне мои потуги выглядят жалкой попыткой подражания. Святитель реально всегда сохранял верность и невероятную любовь к Богу, он реально помогал и помогает людям, а я только и могу что упражняться с клавиатурой. Но очень хочется надеяться, что эта статья станет моим маленьким вкладом в дальнейшее прославление великого святого, а там уже как получится.

Что ж, написано и сказано о свят. Николае предостаточно, потому поделюсь лишь тем наброском мыслей, который сформировался буквально за десять минут до того, как пальцы опустились на клавиатуру. Я не зря упомянул тот факт, что Николай Чудотворец не оставляет нас в своем заступничестве и после смерти. Эта мысль вроде бы и так понятна, ведь очевидно, что нет святого, прославленного Церковью или забытого, который бы не молился о человеческом и роде и о спасении каждой отдельной души. Однако со свят. Николаем, видимо, как-то все немного иначе. Возможно, для кого-то это не секрет, но в свое время, уже в бытность священником, я увидел икону свят. Николая, по периметру которой были изображены сюжеты чудес, совершенные им уже в ХХ веке. Я сначала не понял, откуда на иконе автомобили, самолеты, стройка многоэтажки и прочие непривычные изображения. Но потом всё стало ясно, оказывается, есть здоровенный список свидетельств помощи свят. Николая фактически нашим современникам, превышающий даже объем его собственного жития. Перечитав ряд из них, я понял, что святитель часто помогает тогда, когда уже никакой другой надежды не остается. В такие моменты человек всегда отбрасывает всякое наемническое, потребительское отношение к молитве, осознает ограниченность своих сил и полностью отдает себя Божьей воле и заступничеству святого.

Вот, например, некая Мария Петровна, приехавшая к сестре в деревню Лужки. На железнодорожной станции ее никто не встретил, и ей пришлось идти пешком через лес, где водятся волки. Кто хоть немного знает повадки этих животных, понимает, какими умными и жестокими они являются. Солнце уже катилось к закату, в лесу потемнело, а Мария Петровна никак не могла отыскать дорогу в деревню. Понимая, какая опасность есть грозит, она взмолилась: «Святитель Николай, погляди, что со мной стряслось, помоги, родненький, ведь меня волки на дороге загрызут», – услышав стук повозки, управляемой старичком, и выбежав на звук, наша героиня нашла выход. В этом небольшом сюжете сочетались и действительно страшная ситуация, и такое теплое и нежное отношение к святителю.

Мы бывает о многом и помногу чего-то просим, у Бога или у святых, но реально просьбы исполняются далеко не все. И хорошо, что так. Бог же – это не бюро услуг и не фокусник. Мы хорошо понимаем, то ли на личном опыте, то ли пока на рассудочном уровне, что всё, о чем мы просим, далеко не всегда нам полезно и спасительно. Но с другой стороны – любое исполнение просьбы уничтожило бы веру, как уничтожает веру погоня за чудесами. Чудо, в высшем своем выражении, – это личное действие Бога, действие в котором нет места для человеческих усилий. Человек только может стоять в стороне и наблюдать. Именно так и произошло с Марией Петровной. В ее ситуации она уже не могла надеяться на какую-либо земную помощь. С ней не было других людей, у нее не было оружия, а только горячая молитва к святителю. Вот Господь и послал ей дедушку на повозке, которого больше никто не заметил. Еще пусть эта история станет примером условий исполнения наших прошений. «Если ты просишь семени для своего поля, то удобри прежде поле к принятию семени», – наставляет нас прп. Дорофей Палестинский.

Подобная, но более тяжелая ситуация произошла в 1999 году в Санкт-Петербурге. Мама Юлия решила в первый раз дать своему больному сыну кусочек творога на кончике ложки. Неожиданно это незначительное действие спровоцировало анафилактический шок, ребенок стал быстро отекать и задыхаться. Отец уже полуживого малыша доставил в больницу, изначально врачи посчитали, что он подавился, а потому их действия были неверными. В это время мама взмолилась Богу, а свят. Николаю дала слово поставить свечку возле каждой его иконы во всех храмах города. Вопреки ситуации ребенок выжил. Для Юлии финансово было не очень легко, но она выполнила свое обещание. Нам может показаться, что поставить свечку в каждом храме города не очень-то и сложно, но это для нас, людей церковных. А вот для человека, никогда особо не заморачивавшего в отношении вопросов веры, это целый подвиг.

Мы видим, что и в описанном случае ситуация вообще была патовой, а у родителей несчастного малыша осталась лишь надежда. И здесь снова случилось чудо, в котором человек был только наблюдателем. Более того, мама Юлия дает обещание исполнить некий, пусть и небольшой, подвиг. Это указание на еще одно условие исполнения наших прошений, о котором говорил еще свят. Иоанн Златоуст – исполнять должное со своей стороны.

Немного в ином виде изложенную мысль передает нам и свят. Григорий Нисский: «Не всякий просящий может получить то, чего желает, но тот, кто делами приобрел право просить с дерзновением». Вот как получается! Если мы хотим получать просимое, то должны исполниться христианских добродетелей, но когда мы их приобретем, то не будем просить ничего суетного, мы научимся распознавать волю Божью и просить совершения только ее. «Приступая к Благодетелю, будь сам благодетелен, – продолжает свят. Григорий, – приступая к Доброму, будь сам добрым; приступая к Праведному, будь сам праведным; приступая к Терпеливому, будь сам терпеливым; приступая к Человеколюбивому, будь человеколюбивым; а также будь и всем иным, приступая к Добросердому, к Благосклонному, к Общительному в благах, к Милующему всякого, и, если еще что усматривается божественного, уподобляясь во всем этом произволением, приобретай тем себе дерзновение на молитву». В этом плане все современные чудеса, связанные с именем свят. Николая, весьма показательны – никто не решится сказать, что он не был добрым, терпеливым, благодетельным, праведным и человеколюбивым. Это мы не соответствуем описанному свят. Григорием образу, потому нам и нужны Небесные ходатаи. Мирликийский Чудотворец, как верный раб Господень, всегда был и остается исполнителем Его воли. Как Ангел он являлся страждущим людям, и его явление было признаком совершающегося спасительного чуда.

Читайте также:
Император Константин - житие и биография святого, значение и роль в христианстве, дни памяти

Из всего множества современных свидетельств заступничества свят. Николая я привел лишь пару случаев, но, думаю, и этого достаточно, дабы уразуметь, какого великого заступника мы чтим 19 декабря. Все описанные случаи дают нам надежду на то, что, окажись мы в сложной ситуации, Николай Чудотворец не забудет и нас в своей решительной молитве. Не стоит забывать, что нужно постоянно учиться молиться, приобретать дерзновение перед Богом, а об условиях исполнения наших прошений было уже сказано.

Надеемся и уповаем на милосердие Господне и заступничество великого угодника Божия – святителя Николая, Мирликийского Чудотворца.

Протоиерей Владимир Долгих

Николай Чудотворец: как, когда и зачем молятся святому

“Учился я в Московском университете на юридическом факультете, – рассказывал светило российской адвокатуры. – У моей матери не было средств содержать меня, и поэтому я доставал эти средства уроками. Одну зиму привелось даже провести в семье ученика в Берлине, где я и слушал знаменитого юриста по римскому праву. Возвратясь в Москву, я явился на экзамен, конечно приготовившись отвечать по лекциям берлинской знаменитости. А в нашем университете римское право читал тогда настоящий русак – Никита Иванович Крылов.

Вызвал он меня, предложил взять билет. Я взял. Подошла моя очередь – отвечаю хорошо, как мне казалось. Но – о, ужас! – профессор ставит мне единицу… Я не посмел что-либо сказать ему, да и не понимал, что это значит, а протесты, вроде нынешних, тогда были не в моде. Возвратился я домой и никому ничего не сказал. Наутро мать говорит мне:

– Федя! Что же ты не идешь на экзамен?

– У нас нет сегодня экзамена, – отвечаю я.

Жаль мне было старушку расстроить печальным сообщением, что я уже провалился по самому главному предмету факультета. Настал вечер. Она опять напомнила мне об экзамене.

– Завтра, мама, – ответил я ей машинально, чтоб только отделаться как-нибудь от ее вопроса.

Наступило и завтра. Я хожу да посвистываю. Думаю: “Авось старушка моя забыла об экзамене”. А она опять:

– Не пора ли тебе в университет?

– Вечером будет экзамен, – отвечаю я.

– Да пора же тебе, Федя, идти, – напоминает она.

– Сейчас иду, мама, – говорю и стал собираться.

– А я тебя провожу до университета, – говорит мать.

Делать нечего: иду. Жили мы на Остоженке. Идем мимо храма Христа Спасителя. Мать и говорит:

– Зайдем, Федя, в часовню святителя Николая: он тебе поможет.

Иду я и в часовню, что на другом берегу Москвы-реки, у Каменного моста. Мать вошла туда, взяла свечку, коленопреклоненно стала молиться. И так мне стало жаль старушку, что я ее обманываю! И обратился я мысленно к угоднику Божию Николаю: “Батюшка, угодник Божий! Право же, я не хотел бы ее обманывать, да уж очень жаль мне ее: ведь как она опечалится, когда правду-то узнает! Утешь ее, угодник Божий, как ты знаешь!”

И вот дошли мы до университета. Мать говорит мне:

– Иди, Федя, а я вот тут, у бюста Ломоносова посижу – тебя подожду.

Делать нечего: надо входить в здание университета. Думаю: “Войду в зал. Хоть послушаю, как товарищи отвечают”. Заходящее солнце облило меня своими лучами, когда я входил в аудиторию. Вдруг слышу громкий голос Никиты Ивановича, вызывающий меня по фамилии. Я удивился, но подошел к столу.

– Ну, хочешь отвечать?

Я говорю, что лучше, чем в прошлый раз отвечал, отвечать не умею, потому что готовился по лекциям профессора…

– Что ж ты, такой-сякой, хотел похвастать, что по-немецки знаешь, в подлиннике немецких профессоров! А своего русского профессора лекции не хотел и просмотреть?!

Тогда я объяснил профессору, почему не мог знать его лекций, и что я полагал, что можно и по немецким лекциям ответить.

– Ну, так бы и говорил, – уже снисходительно-добродушно сказал профессор. – А я-то почем знаю, где ты был зимою? Бери билет!

Я взял, ответил прекрасно, и профессор переправил мою единицу на пятерку! Так святитель Николай поставил мне пятерку”, – заканчивал свой рассказ юрист.

Дело в этой истории не столько в экзамене, столько в том, что святителя Николая считали заступником за бедных, а детство и юность знаменитого адвоката прошли в нужде. Кстати, самого Федора Плевако народ любил за то, что он с равным рвением защищал и богатых клиентов, и бедных. Причем с бедных не только не брал денег, но еще и оплачивал за них судебные расходы.

Но вернемся к Николаю чудотворцу. Как написано в одной из книг начала XVIII века, с документальной точностью зафиксировавшей чудеса, явленные по молитве к угоднику Божьему Николаю: “…он является скорым, без промедления, защитником всех, находящихся в бедах, спасает от потопления и из глубины морской переносит на сушу, избавляет от смертной казни мечом и иных родов смерти на войне, подает исцеление слепым, хромым – хождение, глухим – слышание, немым – глаголание. Премногих он обогатил, когда те находились в крайней нищете, спасая от лютой смерти, голодным давал пищу, а невинно оклеветанным спасение. Во все концы земные известны его чудотворения”.

Читайте также:
Паисий Величковский - житие и биография старца, труды, письма и послания, почитание и дни памяти

Само житие святого по объему гораздо скромнее, чем тома, посвященные свидетельствам бесчисленных чудес, произошедших по молитве к святителю уже после его смерти и вплоть до наших дней. И это не случайно. Безусловно, при жизни святитель следовал заповеди Божьей о том, что творить добро надо, не просто скрывая это от людского глаза и уха, но так, чтобы даже твоя правая рука не ведала, что делает левая. Поэтому только малая часть прижизненных чудотворений святителя дошла до нас, немногое известно и о его земной жизни. Тем не менее, мы знаем, что он был единственным, поздним и желанным ребенком в благочестивой семье. Его родители, прося Бога о сыне, обещали посвятить его Богу, и их молитва была услышана. Предположительно в 260 году в городе Патары области Ликии в Малой Азии (сейчас Турция) у Феофана и Нонны родился мальчик, получивший при крещении имя Николай, что по-гречески означает “победивший народ”.

С раннего детства Николай отличался не просто необычайной мудростью, но и тягой к добру, к служению другим людям. Например, все деньги, перешедшие к нему по наследству от родителей, он раздал бедным, причем старался делать это так, чтобы те не узнали, кто же был их благодетелем. Известен случай, когда Николай, уже будучи в священном сане, с риском для жизни заступился за невинно оклеветанных и осужденных на смерть. Конечно, некоторые из чудотворений, произошедших по молитве святого, не могли оставаться в тайне. Например, жизнеописание святого рассказывает о том, как во время морского путешествия в Иерусалим, на глазах многих свидетелей святитель силой своей молитвы усмирил бурю и воскресил молодого матроса, упавшего с мачты на палубу и разбившегося насмерть. Множество больных и бесноватых исцелялись после того, как обращались к святому Николаю за помощью. Став епископом ликийского города Миры – отсюда еще одно имя святителя, Николай Мир Ликийский, – он все силы направил на служение людям. Сохранились свидетельства того, как в трудные годы голода он чудесным образом спас свой город от неминуемого вымирания. Причем почитали святого не только христиане, но и мусульмане – в Турции до сих пор с необычайным благоговением относятся к святителю, сохранилась башня и темница, в которую был заточен епископ Николай Мир Ликийский во времена гонения на христиан.

Святому выпала долгая и непростая жизнь, скончался он в 334 или 335 году, а уже после смерти его прославление вышло за пределы Малой Азии. Уже в V веке Николая Мир Ликийского стали почитать как святого греки, а первый храм, посвященный Николаю Чудотворцу, появился в России задолго до Крещения Руси и образования Древнерусского государства. Летописец Нестор свидетельствует, что в 882 году на могиле воеводы Аскольда, в Святом Крещении Николая, в Киеве была построена первая церковь во имя Святителя Николая. Так началась история почитания и прославления этого святого в России.

Еще одна быль о помощи святого Николая Чудотворца в наши дни

Святитель Николай. Фреска в наосе храма Вознесения Господня, XIV век. Монастырь Високи Дечани. Сербия. Косово и Метохия

С особым почитанием мы относимся к святителю Николаю Чудотворцу. В разных городах Украины проходят разные благотворительные ярмарки и выставки, посвященные святителю Николаю, который, как известно, является покровителем сирых и убогих, невидящих и неслышащих, невинно оклеветанных и путешествующих.

Безусловно, одна из причин столь великого почитания — чудеса, которые творил святой по нашим молитвам. Наверное, нет такой христианской семьи, у которой бы не было в доме иконы святого. Молясь ему, мы верим, что великий чудотворец молится вместе с нами Господу и помогает нам на пути ко спасению.

И хотя годы жизни святого отделены от нас почти восемнадцатью столетиями, но и сегодня мы часто являемся свидетелями скорой помощи и заступничества святого Николая.

Ольга Максимовна была из тех людей, которые сразу, как только в 90-е годы начали открываться православные храмы, просто и легко вошли в них, стали активными прихожанами. Как будто после долгой и тяжелой, изнурительной казенной командировки нашелся, наконец, потерянный родной дом, где можно было обрести поддержку и отдохнуть душой. И люди спешили туда при каждой возможности. Многие – со своими проблемами, которых столько за годы безверия накопилось. Ведь вряд ли есть на земле человек, который на собственном опыте не узнал бы, что такое боль, обида, страдание. Мы тащим за собой груз пережитых потерь, несправедливостей, ударов судьбы. Не дай Бог уйти с этим грузом в вечность, чтобы он не раздавил нас там. А тут появилась возможность принести свои боль и усталость Всемогущему Богу, переплавить их в любовь, молитву, прощение. Не в этом ли разгадка того, что в первое время в большинстве храмов яблоку негде было упасть, столько в них набивалось народу? Наконец-то нашлось на земле место, где лечат зло…

Только, глядя на Ольгу Максимовну, вряд ли можно было подумать, что она спешит в церковь за утешением

На нее трудно было не заглядеться – всегда жизнерадостная, с аккуратной прической, внимательным взглядом серо-голубых глаз, выпрямленной, как у танцовщицы, спиной. Она была красива каким-то особым строгим изяществом. К тому же, ей как бы по самой должности положено было служить образцом – Ольга Максимовна работала в школе, преподавала русский язык и литературу. Наверное, многие женщины пытались ей подражать. Думаю, что и многие ученики в нее даже влюблялись. А еще она была директором школы и отличником народного образования. И только немногие, близкие к ней люди, знали, какой тяжелый крест несет она по жизни, сколько ей довелось всего пережить: смерть мужа, ранний уход из жизни бесконечно любимого сына, проблемы со здоровьем. Но где-то же научилась она так справляться с унынием, не допускать его в свою жизнь?

Читайте также:
Максим Исповедник: житие и биография преподобного, творения и труды, память

Иногда по вечерам, когда заканчивался шумный школьный день и пустели классы, в одном из них за парты садились взрослые — ее друзья, знакомые, преподаватели. Они приходили на встречу с православным священником, которого приглашала Ольга Максимовна. Ведь многим было еще непонятно, что такое церковь, православие, вера. Случалось и мне присутствовать на этих вечерних чаепитиях, где царила теплая, доверительная атмосфера, а священник подробно, мягко и терпеливо отвечал на многочисленные вопросы. Знаю, что есть люди, до сих пор благодарные тогдашнему директору школы за те встречи, после которых они приходили к Богу, воцерковлялись.

Мы часто виделись и в храме на службах. Однажды я обратила внимание на то, что Ольга Максимовна подолгу молится у иконы святого Николая Чудотворца. В общем-то, ничего удивительного, ведь это один из самых почитаемых святых в православии. Скольким людям он помог в безвыходных, казалось бы, ситуациях! Вряд ли кто не читал о случаях мгновенного избавления от беды по молитвам к Николаю Мирликийскому. Но вот услышать такой рассказ от человека, собственноручно прикоснувшегося к чуду, мне раньше не приходилось.

– Святитель Николай научил меня, что нельзя отчаиваться. Как бы больно и тяжело ни было. Главное – молиться и не терять веру. Это я усвоила с детства. У меня было хорошее православное детство.

– Православное детство – в Советском Союзе?! Но как же обязательный для каждого ребенка путь – в октябрята, пионеры, потом в комсомол? Разве в этом воспитании оставалось место Богу?

– А я в детстве жила в Китае.

Жизненный путь их семьи был нелегок и полон испытаний. Дед Ольги Максимовны, которого она так никогда и не увидела, служил в храме православным священником и разделил участь многих таких, как он. Его арестовали и казнили в печально известные тридцатые годы. Но и оставшимся в живых членам семьи «врага народа» приходилось несладко. Спасаясь от гонений, дочь священника уехала на Дальний Восток. Там она вскоре вышла замуж за молодого, подающего надежды инженера, которого через некоторое время пригласили работать в Китай.

Они благополучно жили в далеком Китае вместе с родившейся у них дочкой Оленькой

По Божьей милости, неподалеку от дома была православная церковь, куда часто ходила вся семья. Но началась вторая мировая война, и в Китае тоже усилили бдительность. Особенно подозрительно стали относиться к иностранцам, а ведь инженер как раз и был гражданином другого государства. Пусть и дружественного – но, тем не менее… Кто написал донос, осталось неизвестным. Олиного отца арестовали и стали требовать признания, на какую разведку он работает. Никаким объяснениям верить не хотели. А он не хотел себя оговаривать. Изнурительные допросы не оставляли надежды на благополучный исход.

Что оставалось делать его жене и дочери? Носить передачи в тюрьму и ходить молиться в церковь. Они и ходили. Как-то в очередной раз пришли на службу.

Когда мама выпустила Олину руку из своей, девочка тихонько отошла в другой конец храма – туда, где находилась большая икона Николая Чудотворца. Она стала перед иконой на коленки и начала горячо просить:

– Святой Николай, помоги нам! Сделай так, чтобы моего папу отпустили. Он же ни в чем не виноват! Мама сказала, что ты помогаешь тем, кто тебе молится. Помоги нам, святой Николай!

Оля не знала, сколько времени она так молилась. Наверное, в какой-то момент она заговорила громко, потому что в церкви вдруг воцарилась тишина, и только звенел в этой тишине детский голосок. Все присутствующие в храме с волнением слушали искреннюю молитву маленькой девочки.
На следующий день мама с Олей пошли к папе на свидание в тюрьму. И первое, о чем почему-то спросил отец, – что они делали накануне.

– В церкви были, – ответила мама. – За тебя молились. – И рассказала, как Олину молитву слушала вся церковь.

– Удивительно, – волнуясь, стал говорить Олин отец. – Я вчера совсем упал духом, унывал. Мне казалось, что я больше не выдержу, что лучше бы мне умереть, чем выносить такие мучения. Даже стал обдумывать способы, как уйти из жизни. Например, если после обеда спрятать палочки, которыми пользуются китайцы во время еды… Я не успел как следует додумать эту мысль.

Потому что вдруг от стены отделился… старец! Седобородый, в архиерейском облачении

Откуда ему было взяться здесь, в одиночной камере?! Но это не было галлюцинацией! Старец сочувственно посмотрел на меня, покачал укоризненно головой и сказал: «А ведь она молится!» И все исчезло. Вы говорите, Оля как раз в это время Николаю Чудотворцу молилась?
– Да, папочка, да. – Подтвердила дочь. – Ты больше не расстраивайся. Николай Чудотворец тебе обязательно поможет!

А вскоре Олиного отца оправдали и освободили. Это было так же неожиданно, как и арест. С него полностью сняли все обвинения. Будто кто-то очень могущественный и влиятельный, кому нельзя было противостоять, вступился за невиновного, но фактически уже обреченного человека…

Прошли годы. Семья вернулась в Украину. Девочка Оля выросла, окончила институт, стала Ольгой Максимовной. Сейчас она – незаменимый человек в днепропетровском храме в честь святого равноапостольного Владимира. Печет просфоры. По благословению настоятеля делает интересную и очень нужную людям приходскую газету. Но самое главное, для многих она стала примером глубокой веры, молитвенности и преданности Богу. Вот такая история.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Житие святителя Иннокентия, митрополита Московского

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Читайте также:
Мытарства Феодоры: история, идея и суть, значения, авторство книги

Святитель Иннокентий Вениаминов, митрополит Московский и Коломенский– особа известная и уважаемая в Русской Церкви. А его общественная и духовная деятельность на благо Господа и народа стала достойным примером для многих истинно верующих людей, что и доныне используется в истории и культуре мирового православия для утверждения веры и Слова Божьего для каждого, нуждающегося в них.

Житие Иннокентия Московского

Родился будущий митрополит в семье служителя церкви, к которой и был приобщён достаточно рано. Позже закончил духовную семинарию. Именно там ему, как самому прилежному ученику, была дана фамилия Вениаминов, в память об ушедшем из жизни архиепископа. После он был возведён в сан священника.

Своё миссионерское служение он начал очень рано. Будущего Апостол просвещал народ по всей России, прилежащих к ней краёв и далёкой Северной Америки. Свои подвиги святитель совершал в суровых условиях, что несло большую опасность для его жизни. Деятельность преподобного была многогранна:

  • крещение людей;
  • участие в возведении храмов;
  • основание школ;
  • обучение основам веры.

В таких делах Иннокентию настоящим подспорьем стало искусное владение различными ремёслами, которые он активно использовал в своей ежедневной деятельности. Ведь именно своим примером он не раз доказывал свою преданность Всевышнему.

Трудовая деятельность

Святитель слыл прекрасным проповедником. Во время совершения литургий, молебнов и ночных бдений он всегда не упускал возможности в наставлении паствы. Будучи в поездках, изучал языки, философию, быт тех народов и этнических групп, среди которых проводил проповеди. А его труды стали известными по всему миру, в частности:

  • составление полной грамматики языка алеутов;
  • перевод Евангелие в Катехизис;
  • перевод самых известных своих трудов на языки всех народностей страны.

Именно благодаря поисково-творческой плодотворной работе Иннокентия, люди самых далёких уголков России впервые услышали Слово Божие на своём родном языке.

За заслуги перед Богом и людьми Иннокентий в сане архимандрита возведён во епископа, а позднее – в архиепископа.

Также святитель продолжил дело, начатое митрополитом Филаретом. И через Синод закрепил огромный и долгий миссионерский опыт Церкви, создав ранее проект по его организации, улучшению и дальнейшему внедрению.

Попечением Иннокентия были проведены следующие трансформации:

  • создание Миссионерского общества;
  • преобразование Покровского монастыря;
  • учреждение Японской Православной Духовной Миссии;
  • управление Московской епархией;
  • возведение церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

Почил преподобный в Великую субботу и был погребён в Свято-Духовском храме. А спустя почти столетие был приставлен к лику святых.

День памяти установлен два раза в году:

  • 31 марта и 13 апреля;
  • 23 сентября и 6 октября.

Мощи Иннокентия Московского

В 2013 году по благословению Патриарха Кирилла нетленные мощи митрополита торжественно были перенесены в Трапезный храм. Это событие положило начало ещё одной традиции Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: в дни почитания преподобного всегда отменяются заупокойные богослужения, установленные в день ухода из жизни святого.

Икона Иннокентия Московского – одна из наиболее почитаемых в православии. На ней святитель изображён во всём величии, что свидетельствует о его искреннем стремлении помочь людям, обратить их на путь праведный и показать всю силу Бога через Слово и дела.

К его лику ежедневно приходят сотни прихожан и приезжают тысячи паломников со всего мира, дабы отдать дань уважения великому человеку, который посвятил всего себя служению Господу и людям, показав истинное великолепие и огромную силу веры.

О чём ему молятся

Образ святого настолько многогранен, а его сила настолько велика, что пришедшие к нему возводят молитвы с просьбами о помощи во многих житейских делах, особенно:

  • о сохранении и непорочности православной веры;
  • о защите отечества от врагов;
  • о премудрости правителей и простых людей;
  • о поддержке в искренних и честных подвигах на благо справедливости;
  • об утверждении в послушании;
  • о покровительстве в делах праведных и благородных;
  • об утешении в скорбях;
  • об избавлении от всяческих хворей, как физических, так и душевных;
  • о дарении смирения, терпения и любви к ближнему.

Все молитвы к преподобному насыщены непоколебимой верой и покаянием, что несёт вечную благодатную жизнь во имя Господа.

Молитва Иннокентию Московскому:

О пастырю добрый и учителю премудрый, образе благонравия всем, благочестножити хотящим, святителю отче наш Иннокентие! К тебе, яко чада ко отцу, прибегаем и молимся, поминая твою любовь к людем: буди щит несокрушим Святей Церкви Православней и отечеству нашему, архиереи благолепием святительства и премудростиюукраси, пастырем в служении ревность даруй, монашест­вующияк подвигомдобраго течения в послушании утверди, православ­ным христианом веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири. Теплый наш молитвенниче, всероссийский светильниче, просветителю Сибири и Америки, осени горним благословением нас, в скорбех сущих, и подаждь утешение и избавление от болезней душевных и телесных; испроси нам свыше дух кротости, целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, да прочее время жития нашего в вере и покаянии поживем и в жизни вечнейблагодарне восхвалим прославльшаготя Господа — Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Церковь Иннокентия, митрополита Московского находится по адресу: Россия, город Москва, Дмитровское шоссе, 66.

Святитель Иннокентий — это символ русского православия, ибо все его дела были во имя Господа и для людей. И до сегодняшнего дня его известные труды являются первым и единственным источником познания веры для народов самых дальних уголков Земли.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом митрополите:

Иннокентий Московский

Святитель Иннокентий Московский — пример истинного служителя, несущего Слово Божие вопреки физическим и духовным трудностям. Его деятельность по христианскому просвещению народов Сибири и Аляски сравнима с подвигами первых Апостолов, деятельность которых способствовала повсеместному распространению христианской Веры.

Житие святого Иннокентия

В 1797 г. в глухом сибирском поселении Ангинское в семье церковного пономаря Евсевия Попова родился мальчик, которого нарекли Иваном. Он являлся старшим из четырёх детей супругов Поповых. В пятилетнем возрасте Ваня начал под руководством отца осваивать грамоту.

Но через год глава семьи скончался, а его вдова не могла в одиночку содержать всех детей. Старшего сына она отдала в дом Димитрия Попова — старшего брата покойного мужа, который также являлся священнослужителем. В доме родственника смышленый мальчик продолжил обучение.

Читайте также:
Роман Сладкопевец - житие и биография преподобного, мощи, дни памяти и почитание, труды и творения

В 1806 Иван и его дядя, принявший иночество под именем Давид, переехали в Иркутск. Здесь отрок поступает в духовную семинарию. Он не только с успехом осваивал все учебные предметы, но и при помощи иеромонаха Давида овладел навыками механики, плотничества и кузнечного дела.

Интересно: к 1814 г. в иркутской духовном семинарии обучалось множество однофамильцев. Кроме Ивана фамилию Попов носили ещё 13 семинаристов. Ректор учебного заведения принял решение об их переименовании. Будущий святитель стал называться Иван Вениаминов, в честь почившего незадолго до этого епископа Вениамина Багрянского.

Служение в Иркутске

В 1817 г. семинарист Вениаминов вступил в брак. В это же время он получает сан диакона в иркутском Благовещенском храме. Через 3 года после завершения обучения в семинарии он становится священником этого же прихода. Церковное служение отец Иоанн почитал с социальной деятельностью. Он по собственной инициативе перед каждым воскресным богослужением собирал в церкви детей и преподавал им основы грамоты и христианства.

В 1819 г. в епархию пришло предписание послать для обучения в Московскую духовную академию двух достойных кандидатов. Знакомые с деятельностью диакона Вениаминова члены епархиального управления предлагали послать в древнюю русскую столицу молодого служители. Но в этом прошении было отказано, так как Иван имел семью и низкий сан.

Священник на Уналашке

Два года прослужил отец Иоанн на Благовещенском приходе города Иркутска. Он ответственно относился к своему служению и не помышлял о великих апостольских деяниях. Но по воле Господа его жизнь резко изменилась в начале 1823 г.

На далёких Алеутских островах, входивших в начале XIX столетия в состав Российской империи, не хватало священнослужителей для христианского просвещения коренных жителей. Святейший Синод, понимая необходимость регулярной просветительской и миссионерской деятельности в этой отдалённой епархии, поручил иркутскому епископу направить для служения на острова прилежного священника.

Но выполнение этого предписания оказалось сложной задачей, так как священники добровольно не соглашались ехать в суровый морской край. Отец Иоанн Вениаминов также не представлял свою дальнейшую жизнь на Алеутских островах.

Но однажды он встретился с алеутским уроженцем Иваном Крюковым. Островитянин многое рассказывал о местной жизни и коренных жителях, проявивших усердие в знакомстве с христианскими обычаями. При этом он отмечал, что алеуты усердно молятся и с радостью воспринимают слово божие.

Эти слова произвели на молодого священника сильное впечатление. Он в этот же день попросил архиерея отпустить его на служение в далёкий край. Отец Иоанн собрал свою семью, состоящую из жены, ребёнка, престарелой матери и брата, и отправился в трудное путешествие, которое продлилось около года.

Остров Уналашка в начале XIX столетия был населен алеутами, впервые познакомившимися с идеями христианства в конце предыдущего века. Принявшие христианство островитяне, несмотря на отсутствие храма и постоянной проповеди, не возвращались к языческим обычаям. К прибытию Иоанна Вениаминова на Алеутских островах несли служение три священника.

Важно! Первым деянием отца Иоанна в качестве главы прихода являлось возведение храма. Священник научил местное население столярному, кузнечному и плотницкому делу. С их помощью был построен небольшой храм, в котором проводились проповеди на местном языке, прилежно изучаемом миссионером.

Ознакомление с языком алеутским языком помогло ему построить доверительные отношения со своей паствой не только на Уналашке, но и на других островах архипелага. Миссионер прожил на острове 10 лет. Его служение имело следующие результаты:

  • христианизация всего местного населения и аборигенов ближайших островов;
  • изобретение алеутской азбуки;
  • перевод основных священных книг на местный язык;
  • обучение алеутов различным ремёслам.

Помимо физических и бытовых испытаний Господь посылал своему служителю и духовные испытания. Однажды во время посещения соседнего острова, отец Иоанн увидел, что все жители острова встречают его на берегу. Ждать священника им сказал старик, которого аборигены называли шаманом. При встрече мужчина рассказал, что о приезде отца Иоанна ему поведали его знакомые белые, живущие недалеко в горах.

Услышав, как они выглядят, проповедник понял, что старый алеут говорил с ангелами. Он попросил сказать этим людям, что хочет пообщаться с ними, и старик пообещал спросить их о возможности встречи. Но когда священник получил разрешение прийти на гору, он испытал сильный страх и отказался от встречи, опасаясь, что может поддаться греху гордыни после встречи с небесными созданиями.

Настоятель Новоархангельского собора

В 1833 г. отец Иоанн был переведен в административный центр Российской Америки город Новоархангельск, расположенный на острове Ситху. Местное аборигенное население — народ колошей — отличались от добрых и покладистых алеутов. Красивое, гордое и недоверчивое местное население с опаской относилось к русским проповедникам.

Интересно! Как и 10 лет назад священник начал свою деятельность с изучения местного языка, но проповеди в главном храме по-прежнему собирались только христиане из числа переселенцев и немногочисленные представители алеутов.

Ситуация изменилась после остановки эпидемии оспы, которая разразилась на острове вскоре после прибытия проповедника. Многие колоши погибли, в то время как русские люди и алеуты, привитые от этой болезни, остались невредимы.

Аборигены сами пришли к миссионерам и попросили о помощи. Обретя их доверие, проповедник начал нести Слово Божие гордому народу. Колоши не принимали христианство массово, но в то же время не препятствовали крещению соплеменников, пожелавших прийти таинство Крещения.

Через 15 лет служения на Алеутском архипелаге отец Иоанн Вениаминов утвердился в мысли, что для утверждения христианства в этом крае необходимо увеличение числа священнослужителей, храмов, а также издание священных книг на местных языках. Для этого необходимо было заручиться поддержкой высших архиереев Русской Православной Церкви. Отправив свою семью в Иркутск, священник в ноябре 1838 г. отправляется в российскую столицу.

Владыка Камчатский

Прибыв в Петербург 25 июня 1839 г., алеутский проповедник в этот же день отправился в Святейший Синод, членом которого изложил свои идеи. Они заинтересовали членов высшего церковного административного органа, но принятие окончательного решения затянулось на несколько месяцев.

Читайте также:
Феодосий Кавказский - житие и биография святого, мощи и могила, чудеса и почитание, дни памяти, труды

В ожидании высочайшего решения, отец Иоанн отправляется в Москву, где занимается сбором средств для продолжения миссионерской работы в русской Америке. В это время духовную поддержку ему оказывал митрополит Московский Филарет, который первым заметил, что в трудолюбивом пастыре есть что-то от апостолов.

По возвращении в столицу ему сообщили о разрешении печатать подготовленные переводы Библии и других религиозных книг, а также об увеличении числа священнослужителей в американских русских приходах. Но радость миссионера омрачила весть о кончине супруги. Митрополит Филарет, убеждал друга принять монашеский постриг, чтобы в ионическом служении обрести утешение.

Иоанн долго сомневался и отказывался от этого предложения, так как на нём лежала ответственность за шестерых детей, оставшихся в Иркутске. Но когда по протекции московского архиерея их взяли на казённое обеспечения, Иоанн решился на постриг. 19 ноября 1840 он принял иночество под именем Иннокентий. На следующий день инок Иннокентий был рукоположен в сан архимандрита.

Через месяц состоялось его посвящение во епископа новой епархии, в которую вошли территории Камчатки, Курильских и Алеутских островов. Это назначение было утверждено после личной встречи архимандрита с императором Николаем Павловичем. Архиерейская кафедра располагалась в Новоархангельске.

Выехав в январе 1841 г. к месту служения, епископ Иннокентий по пути посетил Иркутск и родное селение Агинское, где его встречали радостные люди, знакомые со священником до его высоко назначения. Добрые напутствия вселили в душу отца Иннокентия уверенность и силу, требующиеся для ведения непростой работы в трудных условиях.

Он прибыл к месту служения в сентябре, и сразу же начал активную деятельность по увеличению числа приходов. Священников, возглавляющих их, архиерей убеждал действовать убеждениями и любовью, а не принуждать и прельщать обещаниями аборигенов. Он также советовал способствовать желанию детей и взрослых детей изучать родную грамоту и русский язык.

Интересно! В результате активной деятельности христианизация населения шла быстрыми темпами. Люди, принявшие христианство, часто являлись свидетелями чудесных событий, которые укрепляли их веру и способствовали обращению к истинному Богу других инородцев.

Служение Иннокентия не ограничивалось общим руководством. Он предпринимал трудные и опасные поездки по территории своей епархии, а ходе которых вёл проповедь, наставлял и призывал к изучению грамоты паству.

В 1850 г. трудолюбивый пастырь получает сан архиепископа. Территория его епархии была значительно увеличена за счёт присоединения к ней Якутской области. Вскоре епископская кафедра была перенесена на материковую часть в город Якутск. Миссионерская деятельность на новой территории проводилась по уже отработанной схеме.

Архиерей лично ездил по епархии, возводя храмы и неся населению Слово Божие. Он изучал якутский язык и переводил на него священные тексты. Через 9 лет в кафедральном Троицком соборе было проведено после богослужение на местном языке. Якуты и тунгусы долгое время считали этот день праздничным.

Постепенно миссионерская деятельность архиепископа Иннокентия охватывала все более широкие территории. Он стал верным соратником сибирского генерал-губернатора графа Муравьёва в деле освоения и территории Сибири и Дальнего Востока.

В честь архиерейского богослужения станицу Усть-Зейскую переименовали в город Благовещенск. В начале 60-х гг. сюда была перенесена архиерейская кафедра огромной Камчатской епархии. Несмотря на преклонные годы архиепископ Иннокентий продолжал совершать объезды вверенных ему приходов. Но ухудшение физического здоровья заставляло его задуматься об уходе на покой.

Московский митрополит

Планы удалиться от праведных трудов были нарушены в 1867 г. В начале этого года скончался митрополит Московский Филарет. По решению Святейшего Синода его преемником был назначен архиепископ Иннокентий. Узнав о назначении он целый день провёл в уединенной молитве, размышляя о своей удивительной судьбе.

После этого почтенный старец со смирением отправился к месту своего нового служения. Митрополит Иннокентий по пути к древней русской столице посетил множество русских городов, в том числе родной Иркутск. Он прибыл в Москву в конце мая 1868 г. В ознаменование радостного события над городом разносился колокольный звон.

На следующий день митрополит провёл богослужение в Успенском кафедральном соборе, по окончании которого обратился к собравшимся прихожанам с проповедью. В ней он указывал на то, что он смиренный слуга Господа, дерзнувший занять древний русский престол.

Несмотря на постоянно ухудшающееся здоровье, митрополит трудолюбиво нёс служение, которое сочетал с миссионерской деятельности. Он является инициатором создания миссионерского общества, действующего на восточных окраинах империи.

С 1878 г. святитель непрерывно болел. Болезнь не позволила ему присутствовать на заседании Святейшего Синода. В конце марта он принял соборование. Просветитель алеутов отошёл к Господу в 2 часа утра 31 марта 1878 г. Через 5 дней его тело предали земле в Троице-Сергиевой лавре рядом с могилой Филарета Московского.

Почитание

В начале 70-х гг. прошлого века члены Православной Церкви в Америке начали работу по канонизации митрополита Иннокентия. Соответствующее предложение было направлено руководству Русской Православной Церкви. Работа по сбору сведений о праведной жизни святителя и его равноапостольных трудах заняла около 4 лет.

Информация собиралась на родине священнослужителя, территории Алеутских островов и Аляски, а также в Сибири и Дальнем Востоке. 23 сентября состоялось прославление митрополита Иннокентия Московского в лике святителя. Также его называют апостолом Америки и Сибири. Церковное поминовение Божьего угодника совершается дважды в год 31 марта и 23 сентября.

Житие святителя Иннокентия Московского — пример истинного Божьего служителя, путь которого лежал от сына простого пономаря из сибирской глубинки до одного из самых уважаемых архиереев Православной Церкви. Он со смирением и верой принимал все испытания, посылаемые ему Господом, заботясь о своей пастве, как отец печётся о своих детях.

Житие святого Иннокентия Московского и в чем помогает икона, день памяти и молитвы

Просветительская и миссионерская деятельность Иннокентия Московского оставила глубокий след в жизни коренных народов Якутии, Камчатки, Алеутских островов. Святитель стремился донести аборигенам слово Божие на их родном языке. Он изучил и составил азбуку якутского, алеутского языков. Священнослужитель поощрял приобщение к грамоте на русском языке.

Читайте также:
Патриарх Гермоген: житие и биография святого, позиция и подвиг, смерть и память, грамоты и труды

Житие святого Иннокентия

Иннокентий Московский был первым высокопоставленным духовным лицом на Дальнем Востоке, в Якутии, Америке. Благодаря неутомимой деятельности Иннокентия, к христианской вере были приобщены коренные этносы этих регионов: якуты, тунгусы, алеуты, колоши.

Святитель Иннокентий при рождении был крещен Иваном. Его отец, Попов Евсей, служил церковным пономарем в селе Ангинское (Иркутская область). В 1803 году глава семьи скончался, оставив вдову и четверых детей. Ване, старшему из детей, в ту пору исполнилось 6 лет. Мать не могла содержать всех детей. Ваня стал приемным сыном в семье брата отца, тоже священнослужителя. Через 3 года дядя принял постриг и с племянником переехал в Иркутск. Иван поступил в местную семинарию, которую успешно закончил в 1817 году.

В духовном заведении обучалось одновременно 14 семинаристов, носивших фамилию Иванов. Ректор принял решение переименовать их во избежание путаницы. Иван Попов стал называться Иван Вениаминов, по имени недавно скончавшегося иркутского епископа.

Служение в Иркутске

По окончании заведения Иван Вениаминов женился, получил сан диакона в местном Благовещенском храме. Через 3 года он становится главой этого прихода. С самого начала служения будущий святитель считал своим долгом заниматься просвещением. По собственной инициативе свт. организовал воскресную школу при церкви, где обучал детей письму, чтению, азам христианского вероучения.

Священник на Уналашке

В 1823 году Святейший Синод направил иркутскому епископу предписание найти кандидата для выполнения миссионерской и просветительской деятельности на Алеутских островах. Задача была непростой: никто из священнослужителей добровольно не соглашался на рискованный шаг. Незнакомый край, населенный дикими туземцами, пугал неизвестностью.

Отец Иоанн Вениаминов тоже не испытывал желания отправиться служить на Алеуты. Нечаянная встреча с уроженцем Алеутских островов Иваном Крюковым пробудила в нем дух миссионера. Островитянин рассказал ему, как горячо коренные жители принимают христианскую веру. В этот же день Вениаминов обратился к епископу с просьбой отправить его в суровый морской край.

С женой, ребенком, матерью и братом он отправился в дальнюю дорогу, длившуюся почти год. Местом его служения стал остров Уналашка, где проживали алеуты. Туземцы были обращены в православие в конце XVIII века. Несмотря на отсутствие храмов, малочисленность священнослужителей (3 духовных лица на весь остров), они не возвратились к языческим верованиям.

Отец Иоанн, как глава прихода, начал свою деятельность со строительства небольшой церкви. Обученный в юности столярному, кузнечному и плотницкому делу священник посчитал своим долгом передать эти навыки островитянам. При их содействии был возведен храм. Святитель понимал, что слово Божье понятнее на родном языке, и стал изучать алеутский язык. Вскоре прихожане стали внимать проповеди на алеутском.

За 10 лет служения на Уналашке отец Иоанн создал алеутскую азбуку и перевел основные священные книги на алеутский язык. Он пользовался большим авторитетом и доверием коренного населения. Результатом его деятельности стало поголовное крещение в православие жителей Уналашки и близлежащих островов.

Настоятель Новоархангельского собора

С 1833 года отец Иоанн стал главой прихода на острове Ситху, в городе Новоархангельске (Аляска). Местное население, народность колоши, к русским проповедникам относилось недоверчиво. Священнослужитель решил применить проверенный способ, чтобы найти общение с аборигенами: стал изучать язык колошей.

Приложенные усилия не имели результата: на проповедях присутствовали православные переселенцы и крещеные алеуты. Эпидемия оспы, унесшая половину коренных жителей Новоархангельска, не коснулась имевших прививки русских миссионеров и алеутов.

Для колошей это был знак, что Бог, о котором говорят чужеземцы, способен защитить от болезни. Аборигены обратились к святому отцу за помощью. В течение 15 лет отец Иоанн старался донести до язычников слово Божье. Он понял, что его усилий недостаточно, и обратился к высшему руководству православной церкви об увеличении числа священников, храмов, издании священных книг на местных языках. С этой целью в 1838 году он отправляется в Петербург, отправив свою семью в Иркутск.

Владыка Камчатский

Дорога до столицы заняла около 10 месяцев. В начале лета 1839 года святитель прибыл в Петербург и, не дав себе отдыха, отправился в Святейший Синод. Его предложения заинтересовали и нашли поддержку у высших чинов православной церкви. Но для принятия решения требовалось время.

Отец Иоанн уезжает в Москву, где занимается сбором средств на проповедническую и просветительную кампанию на островах русской Америки. Большую помощь оказал ему Митрополит Московский – прп. Филарет. Вернувшись на берега Невы, миссионер узнал, что его предложения были одобрены. Одновременно он получает известие о смерти жены. Митрополит Филарет предлагает Иоанну принять постриг, чтобы в монашеском служении обрести душевный покой.

Святитель не решался дать положительный ответ из-за детей, оставшихся в Иркутске. По хлопотам Филарета их взяли на казенное обеспечение.

Во второй половине ноября 1840 года Иоанн постригся в монахи и был наречен Иннокентием. Вскоре он был возведен в сан епископа новой административно-территориальной единицы, в состав которой входили Курилы, Камчатка, Алеутские острова. Назначение состоялось после личной встречи царя Николая I c архимандритом. Центром епархии был определен Новоархангельск.

В январские морозы 1841 года святитель Иннокентий отправился к месту назначения. Прибыв в Новоархангельск, глава новой епархии посетил все приходы. Он убеждал священников не принуждением и обманом заставлять аборигенов принимать православие, а действовать убеждениями и любовью. Важным в распространении православия святитель считал поощрение взрослых и детей к учебе грамоте на родном и русском языке. Он лично совершал опасные переезды от прихода к приходу, где проповедовал и призывал местное население изучать грамоту.

Через 9 лет отец Иннокентий получил сан архиепископа. Территория епархии увеличилась за счет присоединения Якутской области. Епископская кафедра была перенесена из Новоархангельска в Якутск. Архиерей вел миссионерскую деятельность по ранее выработанным правилам. Якуты и тунгусы слышали из его уст слово Божье, рядом с их жильем строились храмы.

Святитель составил азбуку и грамматику якутского языка и сделал на него перевод библейских текстов. В 1850 году в кафедральном Троицком соборе впервые прозвучала проповедь на якутском наречии, став знаменательным событием на долгие годы для аборигенов северных земель. В честь этого события Усть-Зейскую станицу переименовали в станицу Благовещенскую, а затем, по царскому указу, в город Благовещенск.

Читайте также:
Савва Сторожевский - житие и биография святого, мощи и источник, почитание, чудо, труды

На протяжении 45 лет святитель вел апостольскую работу на огромной неосвоенной российской территории. Миссионерская деятельность включала в себя обучение коренных народов Сибири и Америки грамоте на русском и родном языке, знакомство с ремеслами. Иннокентий был участником переговоров с китайцами о границе, в результате которых России отошли земли Приамурья. К 70 годам святителю Иннокентию становится труднее выполнять свой долг пастыря. Архиерей собирается обратиться в Святейший Синод с просьбой отпустить его на покой.

Московский митрополит

В 1867 году отошел к Господу митрополит Московский, прп. Филарет. Архиепископ Иннокентий был определен его преемником. Весной 1868 года святитель приехал в Москву. Длительная дорога, усталость не помешали митрополиту провести на следующий день богослужение в Успенском кафедральном соборе. За время служения Иннокентия в Москве, по его настоянию, на территории Московской духовной академии была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

На новом месте святитель не забывал о годах, проведенных на восточных окраинах Российской империи. Иннокентий Московский инициировал создание миссионерского общества, деятельность которого была направлена на Дальний Восток и Японию. В 1870 году была создана отдельная Японская Православная миссия, возглавил которую архимандрит Н. Касаткин. В начале 1878 года состояние здоровья митрополита Иннокентия резко ухудшилось. 31 марта 1879 года святитель скончался, 5 апреля был похоронен в Троице-Сергиевой лавре рядом со святым Филаретом Московским.

Почитание

Выдающийся вклад Иннокентия Московского в распространение и укрепление православия отмечен постановлением Поместного Собора о канонизации. Через 100 лет после смерти он был причислен к сонму Божьих угодников в чине апостола РПЦ и Православной Церкви Америки. С 1994 года святителя Иннокентия чтят в православных храмах за пределами России.

Дни памяти: 13 и 6 апреля и октября. Поминают также святителя летом (июнь, 23; июль, 19) и осенью (октябрь, 18 число). В эти дни РПЦ молится о Сибирских, Радонежских, Московских святых. В 12 церквях центральная часть алтаря посвящена митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию. Храмовые праздники отмечают в приходах Москвы, Хабаровска, Южно-Сахалинске. В честь святителя в Якутске построена часовня.

Первый епископ Восточной Сибири и русских островов в Америке прославил свое имя делами. Память о святителе хранится в наименованиях улиц, горных вершин: вулкан Вениаминов (Аляска), бульвар «Святитель Иннокентий» (Южно-Сахалинск).

На иконах митрополита Иннокентия изображают до пояса, в ¾ или полный рост. Седобородый старец в одежде архиепископа держит в левой руке свиток или Священное Писание, а правой благословляет верующих. Другой вариант святого образа Иннокентия: в левой руке зажат апостольский посох или крест.

Молитвы

Молитвенные обращения к Иннокентию Московскому помогают при душевных и физических расстройствах. У святителя просят быть защитой и опорой в трудную минуту, благословления и утешения.

Молитва 1

О, па́стырю до́брый и учи́телю прему́дрый, о́бразе благонра́вия всем, благоче́стно жи́ти хотя́щим, святи́телю о́тче наш Инноке́нтие! К тебе́, я́ко ча́да ко отцу́, прибега́ем и мо́лимся, помина́я твою́ любо́вь к лю́дем: бу́ди щит несокруши́м Святе́й Це́ркви Правосла́вной и оте́честву на́шему, архиере́и благоле́пием святи́тельства и прему́дростию украси́, па́стырем в служе́нии ре́вность да́руй, мона́шествующия к по́двигом до́браго тече́ния в послуша́нии утверди́, правосла́вным христиа́ном ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ умоли́, мир ве́сь предста́тельством твои́м умири́. Те́плый наш моли́твенниче, всеросси́йский свети́льниче, просвети́телю Сиби́ри и Аме́рики, осени́ Го́рним благослове́нием нас, в ско́рбех су́щих, и пода́ждь утеше́ние и избавле́ние от боле́зней душе́вных и теле́сных; испроси́ нам свы́ше дух кро́тости, целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́, да про́чее вре́мя жития́ на́шего в ве́ре и покая́нии поживе́м и в жи́зни ве́чней благода́рне восхва́лим просла́вльшаго тя Го́спода — Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2

О, святи́телю Христо́в Инноке́нтие, новоявле́нный уго́дниче! К тебе́ припа́даем, раби́ Бо́жии (имена), и мо́лимся: всели́ в сердца́ на́ша любо́вь твою́, е́юже к Бо́гу и бли́жним твои́м в житии́ твое́м преиспо́лнен был еси́.
Моли́ Христа́ Бо́га, да отпу́стятся нам согреше́ния на́ша во́льная и нево́льная, да изба́вимся от всех враг ви́димых и неви́димых, от вся́ких бед и скорбе́й и вся́ких неду́гов. Моли́, да ми́лостив бу́дет нам Госпо́дь и зде, и в бу́дущем ве́це и преста́вльшияся от нас отцы́ и бра́тию, ма́тери и се́стры, и ча́да на́ша, в ли́ки святы́х вчини́в, в ме́сте све́тле упоко́ит: да предстоя́ще и поклоня́ющеся ико́не твое́й, и́мамы тя неусыпа́ющаго моли́твенника и предстоя́теля о нас ко Го́споду, и благода́рно с любо́вию велича́ем просла́вльшаго и послу́шающаго тя, в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Награды

В Благовещенске второй по значимости является медаль «За заслуги перед Благовещенском», на которой изображены профили Муравьева-Амурского и святого Иннокентия.

Труды о святом в библиотеке

Просветительская деятельность Иннокентия Московского оставила свой след в многочисленных трудах. В 2015 году в Российской государственной библиотеке состоялась презентация 7-томного собрания трудов святителя Сибири и Северной Америки. Собрание сочинений и писем святого Иннокентия представляет интерес не только для лиц духовного звания, но и для широкого круга читателей. По заказу Якутской епархии многотомный труд был напечатан в издательстве Московской патриархии. В него были включены более 350 текстов, обнаруженные в архивах РФ и США. Они оформлены в соответствии с современной орфографией и дополнены комментариями. Здесь можно ознакомиться с авторскими работами святителя Иннокентия Московского:

  • «Автобиографической запиской», собственноручно записанным комментарием к статье в газете «Амур»;
  • «Запиской о детском воспитании»;
  • «Поучениями постникам или говельщикам»;
  • «Молитвой иерея».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: