Поучения Владимира Мономаха: краткое содержание, герои и суть повести

Краткое содержание книги “Поучение Владимира Мономаха”

Кто такой Мономах и что мы о нем знаем

В жилах великого русского правителя текла кровь византийского и русского народа. Отец – Всеволод – был одним из сыновей Ярослава Мудрого – известного древнерусского князя. Мать – дочь императора Византии Константина ІХ, от которого внуку Владимиру досталось прозвище Мономах.

Трон царя достался Мономаху, когда ему исполнилось шестьдесят. За время своего правления ему удалось примирить враждующие между собой княжества, положить конец междоусобным войнам.

В памяти потомков великий правитель навсегда останется глубоко религиозным философом-мыслителем.


Древнерусский князь Владимир Мономах

Семья

  • Отец: вел. князь Всеволод (Андрей) Ярославич (+ 1093)
  • Мать: родственница императора Константина IX Мономаха [31]
  • Жена 1: Гида, дочь англо-саксонского короля Гарольда II
  • Дети от Гиды:
  • блгв. вел. князь Мстислав (Феодор) Великий (1076 — 1132)
  • Изяслав
  • Ярополк
  • Вячеслав
  • Жена 2: N
  • Дети от N:
    • Юрий (Георгий) Долгорукий
    • Андрей
    • Роман
    • Евфимия
  • Жена 3: N

    Кратко о «Поучении»: о чем и для кого написано

    Свое «Поучение» глава древнерусского государства написал в то время, когда на Руси царил мир. Как известно, этому предшествовали многолетние междоусобные войны и набеги кочевников. Именно «Поучение» Мономаха современные литературоведы идентифицируют как первый проповеднический текст, созданный не служителем церкви, а светским человеком.

    В своей книге великий князь дает рекомендации детям о том, как жить праведно, в ладу с Господом и с самим собой.

    При работе с произведением условно выделяют три его основные части: завет потомкам, повествование Мономаха об историях из собственной жизни, письмо Олегу.

    Завет потомкам

    Литературное произведение Мономаха можно считать образцовой памяткой педагогической литературы. Основными двумя тематическими образами “Поучения“ являются образ сердца и образ страха Божия. Это христианские символы. Сердце имеет значение хранилища веры и благодати Божией. Страх Господний предстает как путь к спасению и избавлению от греха.

    В произведении Владимир Мономах приводит много цитат из библейных трудов, что указывает на его высокий уровень религиозного знания и на то, что именно христианскими заповедями руководствовался великий древнерусский князь. Основное его напутствие заключается в том, чтобы дети приняли веру в Господа и следовали правилам христианского благочестия – это поможет очиститься от грехов и обрести вечное спасение:

    Избыти грехов и Царствия не лишитися.

    Князь считал, что воспитывать детей нужно лишь собственным примером.

    Древнерусский государь советует потомкам оставаться патриотами и всегда выступать в защиту Родины от внешнего врага, любить труд, проявлять уважение к людям старшего возраста, жалость к слабым и обделенным судьбой:

    … гордости не имейте в уме и в сердце, стариков уважайте; … подавайте сироте …

    Автор «Поучения» большое значение придавал честности, в особенности, если это касалось клятвенных обетов:

    Если придется целовать крест, подумайте вначале, можете ли клятву сдержать; а, поклявшись, держите ее, чтобы, нарушив, не погубить души.

    Несмотря на то, что свое сочинение великий правитель адресовал собственным детям, читали и прислушивались к нему дети остальных бояр. В кратком содержании «Поучение Владимира Мономаха» изучается и в современных школах.

    Краткое содержание

    В своем поучении князь Владимир обращается к потомкам, к тем, кто серьезно воспримет его слова, и «не станет лениться, а будет трудиться». Он полагает, что «начало всякаго добра» – это любовь к Богу и милосердное, отзывчивое сердце. И уж если кому-то придется не по душе его «грамотка», то не стоит его осуждать.

    Князь Владимир описывает, как решение написать послание потомкам натолкнула его встреча с послами от братьев на пути к Волге. Братья предлагали ему вместе с ними пойти на Ростиславовичей, но он отказал. В поисках душевного спокойствия князь принялся читать Псалтырь, и именно чтение священного писания побудило его оставить послание будущим поколениям.

    Первое, чему просит следовать князь – «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне». Каждый молодой человек должен чтить мудрость, приходящую с возрастом: при стариках следует молчать, страшим нужно покоряться, внимательно слушать мудрых, образованных людей. С ровесниками и младшими следует общаться благожелательно, «без лукавства» и высокомерия. Отрокам необходимо избегать дурных компаний, где могут находиться непутевые женщины или любители прожигать жизнь. Нужно стремиться приносить пользу ближним, протягивать руку помощи нуждающимся – только так можно надеяться на божественное воздаяние.

    По мнению князя Владимира, очень важно «иметь помыслы чистые» и побуждать себя совершать только добрые, честные поступки. Молодые люди не должны забывать заповедей божьих: не мстить своим гонителям, любить даже тех, кто тебя не любит, безропотно терпеть все ниспосланные свыше лишения, не отвечать злом хулителям. Князь напоминает, что все люди грешны, и невозможно прожить жизнь, не совершив ни единого дурного поступка, но нужно всем своим естеством стремиться вести себя достойно.

    В своем поучении князь Владимир еще раз напоминает о вреде лени: «ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием» невозможно добиться милости Божьей, но только трудами, пусть и малыми. Далее он восхищается великими чудесами и благами, которые сотворил Господь: тьмой, светом, небесными светилами, зверями, птицами и рыбами, удивительными разнообразием, которым наполнен мир. Князь призывает не забывать восхвалять Господа и совершать ему поклоны, и в церкви, и дома – «ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется».

    Читайте также:
    Мартин Исповедник: житие и биография святого, почитание и мощи, книги

    Князь Владимир наставляет потомков, которым достанется испытание властью, не убивать и не отдавать приказов о казне виновных. Даже если и окажется виновным человек, не стоит губить «никакой христианской души». Говоря что-то, «дурное или хорошее», не стоит креститься и клясться Богом – в этом нет никакой нужды. Никогда не стоит забывать, что «смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу», и беспокоиться следует только о своей бессмертной душе, совершая добрые поступки.

    Повествование Мономаха о своей жизни

    Вторая часть произведения Мономаха полностью автобиографическая. В ней он повествует о своих походах военных и делах охотничьих, о защите земли русской от кочевников, а также об особенностях ведения домашних дел.

    …что надлежало делать моему отроку, то делал сам – на войне и на охоте, ночью и днем, в жару и холод, не давая себе покоя.

    …бедного смерда и бедную вдову в обиду сильным не давал, за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

    Небольшие эпизоды из жизни правителя создают в воображении читателя образ древнерусского князя: смелого и заботливого – такого, каким и должен быть русский царь.

    Описывая свои каждодневные дела, Владимир делает это с небывалой скромностью и без хвастовства. К примеру, свои военные походы он называет обычными разъездами, а о победе в них вообще не пишет или говорит кратко: “Бог нам помог“.

    В описании охотничьих дел князь нигде не упоминает, сколько трофеев ему удалось добыть. Наоборот, он повествует о том, сколько ран он нанес животным и как самоотверженно защищались они от охотников:

    …два тура меня рогами метали вместе с конем, бил меня олень и два лося.

    Пересказ собственной жизни, выдержки из Священного Писания, повествования о внутренних мироощущениях автора легли в основу нового жанра древнерусской литературы – автобиографии, которого ранее не было.

    Письмо к Олегу

    Третья часть книги Владимира Мономаха, дошедшая до наших дней, посвящена его желанию примириться с Олегом – двоюродным братом, который в битве лишил жизни его кровного сына и захватил в плен невестку. Владимир сожалеет, что тот не искал покаяния сразу же после содеянного. И боится сам не успеть помириться с родственником до того, как умрет.

    …помышляю, как перед страшным судьей не предстать, не покаявшись и не помирившись между собой.


    Цитата из письма Олегу
    Собственно, его цель – призвать князей к уступчивости друг другу даже ценой прощения смерти сыновей. Что бы ни произошло, мертвого не воротить в мир живых и судить за поступки может один лишь Всевышний.

    Заканчивая свое письмо, Владимир призывает брата творить только добрые дела для русского народа и во имя мира в государстве прощать даже кровные обиды.

    Владимир Мономах

    году в роду Рюриковичей появился мальчик, которого в народе прозвали «
    Ясным Солнышком
    », это был
    Владимир Всеволодович Мономах
    ,
    сын Киевского князя Всеволода Ярославовича и византийской принцессы Марии
    , дочери императора Константина IX Мономаха. Так
    маленький Владимир
    получил в наследство
    прозвище «Мономах»
    , которое в переводе с греческого обозначает –
    единоборец
    . Очень энергичный Владимир с детства выделялся смелостью и решительностью. В своей книге
    «Поучения детям»,
    он рассказывал о бурной молодости, когда Владимир с отцом в непроходимых лесах ловил зверей, вязал и объезжал диких коней. Не раз он падал так, что жизнь его была на волоске, но не жалея своего здоровья и жизни, мальчик выполнял не по-детски сложные задания и поручения. Родители дали сыну прекрасное образование, которое позволило ему прекрасно разбираться в литературе и искусстве. Рос Владимир в
    Переяславле
    , и уже с детства наблюдал за страшными варварскими набегами степняков, а затем помогал отцу держать оборону от кочевников. В 30 лет князь Всеволод отправил сына в Ростов на княжение. В
    1078
    году Владимир начал активно участвовать в различных походах, защищаясь от половцев-степняков, и сражаться в междуусобных битвах отца с его двоюродными братьями Борисом и Олегом. Добившись Киева, князь Всеволод назначает сына на княжество в Чернигов. Так с 1078 года по 1094 год наступает счастливая семейная жизнь Владимира с супругой
    Гитой
    , принцессой
    английского короля Гаральда,
    после чего рождается их первенец, нарекли которого
    Мстиславом
    . Но не столь безмятежными были эти годы, так как набеги половцев на Переяславское княжество заставляли Владимира помогать отцу в борьбе.

    После смерти отца Владимир Мономах

    принимает Переяславское княжество и понимает, что только объединившись можно противостоять врагу. Приложив огромные усилия, Владимир собирает всех князей в Любече. На собрании принимается решение о прекращении всех междуусобных распрей, по принципу – да владеет каждый только своей землей. Так произошел распад древнерусского государства на самостоятельные княжества во главе с киевским князем Святополком. Блестящие боевые походы против кочевников-половцев показали
    Владимира Мономах
    а как умного стратега и полководца, способного защитить Русь.

    Читайте также:
    Вениамин Пушкарь - жизнь и биография, творчество и беседы, труды

    Далекий 1113 год ознаменовался смертью Святополка. И киевляне, очень полюбившие Владимира, на вече выбрали его своим князем Киевской Руси. Так в шестьдесят лет, умный, образованный и энергичный Владимир, с помощью сыновей, стал править твердо и уверенно, не допуская междуусобиц. Во время правления Владимир вместе с сыном Мстиславом создают законы «Пространная Русская Правда

    », в которых рассматриваются все вопросы по собственности, наследству, правах женщин и боярства. Великий князь поддерживает летописание и для морального авторитета, обладая писательским даром, пишет собственные произведения. Образами древнерусской культуры, литературы и религии стали произведения «
    Поучение детям
    » и знаменитое «
    Письмо Владимира Мономаха Олегу Святославовичу
    ».

    » ярко раскрывает образ великого Киевского князя и его христианское благочестие. В нем автор указывает, что только справедливость, покаяние, молитва, милосердие, помощь слабым, упование и надежда на Бога, являются для Владимира основными положениями в управлении Российским государством, и правитель первым должен совершать эти «малые дела» христианского мировоззрения и благочестия. Он утверждает, что человек легко может спасаться, исполняя Заповеди Божии со слезами покаяния и милостыни. Здесь же Владимир Всеволодович четко вырисовывает идею сохранения единства родной земли, указывая, что каждый должен довольствоваться богатством и на чужое не претендовать. Так жил великий князь Владимир и заповедал жить всему роду Рюриковичей по совести и по нуждам родной Руси.

    О праведной жизни русского князя свидетельствует письмо, направленное Олегу Святославовичу, который был внуком Ярослава Мудрого и уже много лет был соперником в междуусобных боях с Мономахом. В этом воззвании Владимир призывает Олега отказаться от кровопролитий и мести, несмотря на то, что Олег убил сына Владимира в борьбе за город Муром. Владимир в этом письме рассказывает о своем низменном желании мести за убитого сына Изяслава, но в раскаянии и смирении борется с этим чувством, имея страх Божий в сердце, и боясь Страшного Божьего Суда. Вкладывая в основу своих побуждений Христову Любовь и стремление к единству земли Русской, великий князь Владимир Мономах, смирившись со смертью своего сына, призывает Олега Святославовича к покаянию и смирению.

    Описывая свою жизнь в «Поучении» Владимир рассказывал, что он совершил более 80 походов и заключил 19 договоров о перемирии с кочевниками-половцами, многих князей захватывал в плен и выпускал на волю, некоторых казнил и топил в реках. Владимир был женат трижды и имел пять сыновей, один из которых стал основателем Москвы – это был Юрий Долгорукий.

    Произведения великого князя Мономаха содержатся в Лаврентьевской летописи, и дошли до наших дней. В них раскрыт образ человека с широкой и чистой душой, образ князя-воина и мыслителя, идеи которого легли в основу всех царских претензий московских правителей.

    Умер Владимир-Красное Солнышко 19 мая 1125 году

    , и
    захоронен в Киево-Софиевском соборе
    . С того времени все московские правители венчались на царство венцом, который носил название «
    шапка Мономаха
    », в честь великого князя, немало потрудившегося для Русской земли.

    Краткое содержание книги «Поучение Владимира Мономаха»

    1. Кто такой Мономах и что мы о нем знаем
    2. Кратко о «Поучении»: о чем и для кого написано
    3. 1. Завет потомкам
    4. 2. Повествование Мономаха о своей жизни
    5. 3. Письмо к Олегу
    6. В чем идея «Поучения»

    Свое литературное произведение великий князь написал во времена военного затишья на Руси. После очередных переговоров с послами своих братьев, Мономах в который раз отказался от военного похода на сородичей. Углубившись после этого в прочтение Псалтыри, он принял решение оставить княжеское послание своим детям, которое дошло и до наших дней, по праву считаясь образцом литературы древнерусского периода. “Поучение Владимира Мономаха“ в его кратком содержании изучается в 6 классе.

    Кто такой Мономах и что мы о нем знаем

    В жилах великого русского правителя текла кровь византийского и русского народа. Отец – Всеволод — был одним из сыновей Ярослава Мудрого – известного древнерусского князя. Мать – дочь императора Византии Константина ІХ, от которого внуку Владимиру досталось прозвище Мономах.

    Трон царя достался Мономаху, когда ему исполнилось шестьдесят. За время своего правления ему удалось примирить враждующие между собой княжества, положить конец междоусобным войнам.

    В памяти потомков великий правитель навсегда останется глубоко религиозным философом-мыслителем.

    Древнерусский князь Владимир Мономах

    Кратко о «Поучении»: о чем и для кого написано

    Свое «Поучение» глава древнерусского государства написал в то время, когда на Руси царил мир. Как известно, этому предшествовали многолетние междоусобные войны и набеги кочевников. Именно «Поучение» Мономаха современные литературоведы идентифицируют как первый проповеднический текст, созданный не служителем церкви, а светским человеком.

    В своей книге великий князь дает рекомендации детям о том, как жить праведно, в ладу с Господом и с самим собой.

    Читайте также:
    Житие праведника Федора Ушакова - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

    При работе с произведением условно выделяют три его основные части: завет потомкам, повествование Мономаха об историях из собственной жизни, письмо Олегу.

    1. Завет потомкам

    Литературное произведение Мономаха можно считать образцовой памяткой педагогической литературы. Основными двумя тематическими образами “Поучения“ являются образ сердца и образ страха Божия. Это христианские символы. Сердце имеет значение хранилища веры и благодати Божией. Страх Господний предстает как путь к спасению и избавлению от греха.

    В произведении Владимир Мономах приводит много цитат из библейных трудов, что указывает на его высокий уровень религиозного знания и на то, что именно христианскими заповедями руководствовался великий древнерусский князь. Основное его напутствие заключается в том, чтобы дети приняли веру в Господа и следовали правилам христианского благочестия – это поможет очиститься от грехов и обрести вечное спасение:

    Избыти грехов и Царствия не лишитися.

    Князь считал, что воспитывать детей нужно лишь собственным примером.

    Древнерусский государь советует потомкам оставаться патриотами и всегда выступать в защиту Родины от внешнего врага, любить труд, проявлять уважение к людям старшего возраста, жалость к слабым и обделенным судьбой:

    … гордости не имейте в уме и в сердце, стариков уважайте; … подавайте сироте …

    Автор «Поучения» большое значение придавал честности, в особенности, если это касалось клятвенных обетов:

    Если придется целовать крест, подумайте вначале, можете ли клятву сдержать; а, поклявшись, держите ее, чтобы, нарушив, не погубить души.

    Несмотря на то, что свое сочинение великий правитель адресовал собственным детям, читали и прислушивались к нему дети остальных бояр. В кратком содержании «Поучение Владимира Мономаха» изучается и в современных школах.

    2. Повествование Мономаха о своей жизни

    Вторая часть произведения Мономаха полностью автобиографическая. В ней он повествует о своих походах военных и делах охотничьих, о защите земли русской от кочевников, а также об особенностях ведения домашних дел.

    …что надлежало делать моему отроку, то делал сам — на войне и на охоте, ночью и днем, в жару и холод, не давая себе покоя.

    …бедного смерда и бедную вдову в обиду сильным не давал, за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

    Небольшие эпизоды из жизни правителя создают в воображении читателя образ древнерусского князя: смелого и заботливого – такого, каким и должен быть русский царь.

    Описывая свои каждодневные дела, Владимир делает это с небывалой скромностью и без хвастовства. К примеру, свои военные походы он называет обычными разъездами, а о победе в них вообще не пишет или говорит кратко: “Бог нам помог“.

    В описании охотничьих дел князь нигде не упоминает, сколько трофеев ему удалось добыть. Наоборот, он повествует о том, сколько ран он нанес животным и как самоотверженно защищались они от охотников:

    …два тура меня рогами метали вместе с конем, бил меня олень и два лося.

    Пересказ собственной жизни, выдержки из Священного Писания, повествования о внутренних мироощущениях автора легли в основу нового жанра древнерусской литературы – автобиографии, которого ранее не было.

    3. Письмо к Олегу

    Третья часть книги Владимира Мономаха, дошедшая до наших дней, посвящена его желанию примириться с Олегом — двоюродным братом, который в битве лишил жизни его кровного сына и захватил в плен невестку. Владимир сожалеет, что тот не искал покаяния сразу же после содеянного. И боится сам не успеть помириться с родственником до того, как умрет.

    …помышляю, как перед страшным судьей не предстать, не покаявшись и не помирившись между собой.

    Собственно, его цель — призвать князей к уступчивости друг другу даже ценой прощения смерти сыновей. Что бы ни произошло, мертвого не воротить в мир живых и судить за поступки может один лишь Всевышний.

    Заканчивая свое письмо, Владимир призывает брата творить только добрые дела для русского народа и во имя мира в государстве прощать даже кровные обиды.

    В чем идея «Поучения»

    Главная мысль, которая проходит через все произведение Мономаха, — служение интересам государства и сохранение его целостности. Для ее достижения образцовый правитель должен уметь жертвовать собственными интересами и обидами. Но под силу это только глубоко верующему человеку, следующему заповедям Господним, умеющему прощать и делать добрые дела.

    Поучения детям Владимира Мономаха

    Княжение Владимира Мономаха было довольно непродолжительным, всего двенадцать лет. Однако именно в этот период Русь достигла своего наибольшего расцвета, поскольку примирились и достигли политического единства многие древнерусские князья.

    Стержнем и вдохновителем этого важного исторического процесса стал Владимир Мономах, — человек глубокой веры, очень образованный, главной целью которого являлась воплощение идеи единства Руси.

    Структура произведения

    Владимир Мономах — один из самых начитанных людей своего времени. Его дедушка, Ярослав Мудрый, — кладезь земной и небесной мудрости. Отец Владимир Ярославич знал пять языков, был человеком широкой культуры. При этом все трое канонизированы русской православной церковью.

    Князь обладал не только разнообразными знаниями, был начитан, имел и литературный талант, — все это воплотилось в его произведении. Оно вмещает в себя несколько жанров (богословие, автобиография, письмо), состоит из трех частей:

    1. Нравственно-религиозная. Само поучение, представляющее собой богословское обращение к детям, как к родным, так и духовным. Князь Владимир выступает здесь как отец всем русским людям по власти, данной ему Богом. Княжеское служение — это мирское служение Богу, поэтому он и должен дать наставление.
    2. Частная. Автобиографическая часть произведения, перечень дел или рассказ о том, как проходили военные походы, как защищал русскую землю от половецких набегов.
    3. Общественно-государственная. Письмо, адресованное Олегу Святославовичу Черниговскому.
    Читайте также:
    Иннокентий Московский: житие святителя, день памяти и мощи, почитание

    Произведение составлено скорее всего на первой неделе Великого поста. Здесь присутствуют скорбные нотки, призыв к покаянию, осознание пройденного пути. Наравне с личным, через все произведение проходит идея единения Руси, что придает ему общенациональное, историческое значение.

    Первая часть: духовные поучения

    В начале автор выступает как высокодуховный человек. Князь хоть и был светской личностью, но начинает свое произведение как монах-книжник: «Я, худой (то есть недостойный), …нареченный в крещении Василием…». Обращается князь Владимир к детям с духовными наставлениями.

    В данном случае нужно воспринимать не как кровных детей, хотя их тоже Владимир Мономах подразумевал, но и всех тех, кому люба грамота сия, кто не отвергает эти наставления и нуждается в них, всех тех, кто хочет духовно взрослеть. Собственно, для них и было написано это поучение.

    Он дает ряд наставлений, подкрепляя их искусно переплетенными цитатами из Библии, в частности, обнаруживает отличное знание текстов Псалтири, других мест Святого Писания. Приведем кратко некоторые из них:

    • спасение души не в монашестве, голодании или затворничестве, но в покаянии, слезах и милостыне;
    • ночные поклоны и молитвы помогают избавиться от грехов, совершенных за день;
    • не забывать убогих, слабых людей, по силе своей заботиться о них, кормить, защищать от сильных мира сего, хотящих их погубить;
    • ни на что доброе не лениться, особенно к церкви;
    • не давать солнцу застать себя в постели, вставать затемно и идти на молитву;
    • не предаваться без меры ни питью, ни еде, ни спанью;
    • души иметь чистые, непорочные, тела — худые;
    • не предавать никого смерти, даже если человек и достоин этого. Не губить никакую христианскую душу, ибо один Господь может решать, жить или умереть;
    • чтить священнослужителей, любить и заботиться, чтобы Бог по молитвах их посылал свою милость;
    • остерегаться лжи, пьянства, блуда, ибо от всего этого гибнет душа и тело;
    • почтить гостя пищей и питьем кем-бы он ни был, больного проведать, покойника в последний путь проводить;
    • жен любить, но не давать им властвовать над собой;
    • встречного человека обязательно приветствовать, доброе слово ему молвить;
    • в полдень самим Богом велено спать;
    • прочее.

    Поучение довольно распространенный жанр в древнерусской литературе. Его целью является дать современникам духовно-нравственные ориентиры, направить на путь служения Богу и людям.

    Вторая часть: рассказ о военных походах

    Далее следует автобиографическая часть произведения. Но Владимир Мономах рассказывает не о всей своей жизни. Он лишь приводит отдельные эпизоды своей биографии, которые должны были сформировать образ правителя бесстрашного, заботящегося в первую очередь о благополучии своих подданных, всей русской земли. Тем самым князь как бы завещает грядущим потомкам, каким должен быть истинный правитель Руси.

    Самой важной своей задачей Владимир Мономах считал защиту Руси от княжеских междоусобных войн, половцев, других разорителей родной земли. К моменту написания «Поучения…» князь достиг преклонного возраста, как сам он выражается «…сидя на санях…», то есть готовясь отойти в мир иной. Раньше, когда хоронили, почившие тела несли на санях, не взирая на то, на дворе лето или зима.

    Читайте о других русский князьях:

    За всю свою жизнь Владимир Мономах участвовал во многих военных походах, часто ходил на охоту. В своем произведении он делится воспоминаниями об этом. Прославляет и благодарит Бога за то, что хранил его в самых трудных ситуациях, не давая погибнуть от вражеской руки или лютого зверя. Призывает своих подданных не бояться смерти, честно исполнять свой долг и надеяться на помощь Божью.

    Это был первый случай написания автобиографии в древнерусской литературе. Автор рассказывает о свой жизни, раскрывает свой внутренний мир, передает людям собственный опыт. Он убеждает читателей не только цитатами из Священного Писания, но персональным примером.

    Третья часть: письмо к Олегу Святославовичу

    В произведении наиболее поразительно письмо князя к Олегу Святославовичу, заклятому врагу и убийце его любимого сына Изяслава. Оно от начала и до конца выдержано в тоне примирения, что свидетельствует о высочайшей этической культуре не только самого князя Мономаха, но и его времени.

    По словам самого автора, побудил его к написанию этого письма и примирению, его старший сын Мстислав, который был крещен Олегом Святославовичем. Это говорит о том, что своих детей Владимир Мономах воспитывал в христианском, православном духе и весьма преуспевал в этом.

    Читайте также:
    Петр Могила: житие и биография, книги и труды, правило

    В свое время князь Владимир разбил наголову войска Олега Святославича и выгнал за пределы Руси. Во время битвы погиб сын князя, Изяслав. Теперь же в своем письме Владимир Мономах смиренно склоняет голову перед побежденным врагом вместо того, чтобы торжествовать над ним, и предлагает примирение.

    Важно! Этот поступок свидетельствует о высокой духовности князя, который отказался от ветхозаветного принципа «око за око», и живет по евангельским заповедям, прощая врагов и отдавая суд в руки Божьи. Говорит также и о преданности Владимира Мономаха идеалам единой Руси, свободной от распрей и междоусобиц.

    Олег Святославич имел своими союзниками половцев и часто выступал против русских князей. С ним многие воевали, но только Владимир Мономах смирением смог достичь братского единства с князем. Когда нужно было защитить Киев от нашествия половцев, Олег Святославович выступил против своих бывших союзников по просьбе Владимира Мономаха. И в дальнейшем оба князя не раз вместе воевали, оберегая Русь от разорения.

    Владимир Мономах видит причину всех бедствий, постигших Русь в ее разъединенности. Только соблюдение евангельских заповедей и следование христианскому пути, по его мнению, может преодолеть княжеские междоусобицы и государство сильным и могущественным. Автор хочет предостеречь своих потомков от политических неурядиц, внутренних распрей и раздоров, ведущих к ослаблению Руси.

    Поучение Владимира Мономаха. Краткое содержание, герои, анализ, главная мысль.

    Знаменитое «Поучение Владимира Мономаха» даже в кратком содержании неплохо раскрывает личность автора – великого князя киевского. Это древнерусское произведение написано в жанре светской проповеди. Если подвергнуть его анализу, главная мысль сразу всплывёт на поверхность – князь учит всех, кто будет читать его «Поучение», жить по совести и соблюдать законы Божьи, так как сам он был глубоко религиозным человеком.

    Читайте также:
    20 фактов о Владимире Мономахе
    Политика первых древнерусских князей
    15 фактов о князе Владимире
    20 фактов о княгине Ольге
    Образование Древнерусского государства

    Главные герои «Поучения Владимира Мономаха»

    • Сам автор. В произведении он рассказывает о своей жизни, упоминая множество событий, так что его «Поучение» имеет немалую историческую ценность. Интересно, что князь именует себя эпитетами вроде «грешный», «дурным» и «худым», то есть плохим, подчёркивая тем самым своё дистанцирование от Бога, главной и высшей ценности.
    • Олег Святославич. Черниговский князь, сыгравший значительную роль в событиях междоусобицы на Руси в последние годы X века. Послание к этому герою «Поучения Владимира Мономаха» содержится в самом тексте произведения, хотя оно обычно не включается в его краткое содержание. В этом послании князь ссылается на события в Муроме 6 сентября 1096 года, когда в бою с дружиной Олега Святославича погиб князь Изяслав, сын Мономаха. Несмотря на это, сам Мономах в послании прощает Олега Святославича, призывает его к миру и удивляется, что тот не раскаивается о содеянном. Таким образом, глазами автора личность Олега Святославича имеет довольно негативную характеристику.
    • Другие русские князья. Их довольно много, это все те люди, с которыми Мономаху доводилось сталкиваться в течение своей жизни. Они играют умеренно важную роль в сюжете этого древнерусского произведения.

    Краткий пересказ «Поучения Владимира Мономаха»

    Владимир Мономах обращается к собственным детям и всем другим, кто будет читать послание. Призыв его основан на добре, почитании Бога, ведь человеческая жизнь очень скоротечна, а умирать, не совершив раскаяние за свои прегрешения, страшно. Человека красят добрые дела – слезы, покаяние и милостыня. В послании князя звучат призывы к детям не быть ленивыми и постоянно помнить о милости Божьей, которую можно приобрести не только будучи затворником или монахом. Ее можно обрести благодаря свершению небольших дел, которые сделаны искренне с желанием помочь своему ближнему – это зачтется человеку Богом, и, если даже кто-то примет хоть половину из сказанного в послании, человек будет помилован Богом.

    Православный человек не должен забывать о слабых и немощных, при любой возможности следует помогать им и кормить их. Вдовы и сироты не подлежат осуждению, они не должны быть обижены сильными. Еще князь в своем послании говорит о том, нельзя убить человека, даже если он виновен и заслужил смерти. Не стоит клясться от имени Бога, но, поклявшись и поцеловав крест, надо хорошо подумать, дабы не нарушить клятвенное слово и вместе с этим не погубить свою душу.

    Характеристика и образы главных героев «Шинели» Гоголя

    Краткое содержание «Грозы» по главам для читательского дневника

    Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укоренённой в христианской вере, а также даёт им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.

    Читайте также:
    Авва Дорофей: душеполезные поучения, книги и послания святого, житие

    Рассказ Мономаха о своей жизни

    Князь говорит, что он начал самосто­я­тельную жизнь в тринадцать лет, когда отец послал его к Ростову через землю вятичей. Это был первый поход, а всего он насчитывает восемьдесят три больших похода. Не менее ста раз ездил Мономах из Чернигова в Киев к отцу, девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями — и при отце и без отца, а во время войн он убил в бою около двухсот половецких воинов. Кроме того, князь был страстным охотником, он рассказывает о том, как в Чернигове «ловил своими руками диких коней», в одиночку охотился на вепря, на медведя, на лося, на тура (дикого быка). При этом Мономах не взваливал все обязанности по содержанию охотничьего хозяйства на одних только слуг: «что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днём, в жару и стужу, не давая себе покоя».

    Заканчивая повествование, князь выражает надежду на то, что его дети не судят его, ибо он меньше всего помышлял о том, чтобы похваляться перед ними своей смелостью и удалью, но хотел лишь хвалить Бога и прославлять милость Его за то, что Он оберегал его, грешного, от всех напастей. Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек умрёт, когда будет на то Божье соизволение. Собственно, главной мыслью краткого содержания «Поучения Владимира Мономаха» и является необходимость для каждого человека жить по законам Божьим.

    Главная мысль «Поучения Владимира Мономаха»

    Основной мыслью «Поучения» является желание автора показать на своём примере образец поведения: избегать неоправданных войн, уважение к старшим, жить в согласии с соседними княжествами, избегать такого греха, как лень. Князь наставляет всех, кто будет читать «Поучение Владимира Мономаха», и увещевает их жить достойно, о чём стоит упомянуть в кратком содержании произведения для читательского дневника.

    Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

    Средний рейтинг: 4.9 / 5. Количество оценок: 23

    Святая мученица Марина

    Святая мученица Марина [1] жила в правление императора Клавдия (ок. 270) [2] . Она родилась в Антиохии Писидийской (в Малой Азии) и была дочерью языческого жреца Эдесия (Эдесима). Ее мать умерла, когда девочке было 12 лет, и отец вверил заботы о дочери деревенской кормилице. Общение с местными христианами и природные склонности Марины благоприятствовали росту семени истинной веры в ее сердце. Когда ей исполнилось 15 лет, любовь ко Христу была в ней столь сильна, что Марина желала только одного и помышляла только об одном – причаститься мученичеству и пролить свою кровь во имя любви ко Христу. Не скрывая своего желания, Марина не страшилась заявлять во всеуслышание, что она христианка, и высмеивала культ идолов. Этим она вызвала ненависть отца, который лишил ее наследства.

    Однажды префект Асии Олибрий, направляясь в Антиохию, увидел святую, когда она пасла стада вместе с другими женщинами деревни. Очарованный красотой Марины, он пожелал взять ее в жены и приказал своим людям привести девушку. Придя во дворец, она предстала перед магистратом, который попросил ее назвать свое имя. Дева уверенным голосом отвечала: «Зовут меня Марина, я дочь свободных родителей из Писидии, но я раба Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, сотворившего небо и землю». Тогда ее заточили в темницу в ожидании большого языческого праздника, который должен был состояться на следующий день.

    Когда ее вновь привели на суд и повелели принести жертвы богам вместе со всеми, Марина ответила: «Я вознесу жертву хваления моему Богу, но никогда – вашим бессловесным идолам, лишенным жизни!» Олибрий упрашивал ее поберечь свою молодость и красоту. Но она возразила, что всякая телесная красота увядает, тогда как муки, претерпеваемые за имя Христово, украшают душу и готовят ее к вечному блаженству. Магистрат, рассерженный такой дерзостью, приказал растянуть деву на земле, бить прутьями с шипами и разрывать ее плоть железными крючьями. Кровь святой лилась обильным потоком и обагряла землю, но Марина не издала ни одного крика боли и оставалась невозмутимой, словно кто-то другой страдал вместо нее.

    После нескольких часов мучений ее бросили в темницу, где она молила Господа не оставлять ее в испытании и исповедании веры. Вдруг в темнице произошло землетрясение, выпустившее из земных недр громадного змия. Глаза его источали огонь и дым, ноздри – пламя и обильный дым, язык его был кроваво-красен, и чудовище устрашающе свистело, приближаясь к святой. Охваченная великим страхом, Марина обратилась с молитвой к Господу, нашему Спасителю, лишившему сатану силы и крестом Своим освободившему мертвых из ада. Тогда змий превратился в отвратительного черного пса, но святая, укрепленная отныне милостью Божией, схватила его за шерсть, придавила шею ногой и, взяв медный молот, умертвила ударами по голове и хребту [3] .

    Читайте также:
    Свенцицкий Валентин - жизнь и биография, диалоги и книги, тайное поучение

    Яркий свет воссиял в темнице, исходя из огромного креста, на котором сидела белая голубка. Голубка опустилась возле Марины и сказала: «Возрадуйся, Марина, духовная голубка Господня, ибо ты одержала победу над лукавым и покрыла его стыдом. Возрадуйся, верная раба Господня, Которого ты любишь всем сердцем своим и ради Которого ты оставила все скоротечные земные удовольствия. Радуйся и ликуй, ибо пришел день, когда ты примешь победный венец и, облеченная им, вместе с мудрыми девами достойно войдешь в брачный покой Жениха и Царя своего!»

    Утром Марину снова привели на суд правителя. Поскольку она как никогда была тверда в своем решении, Олибрий приказал раздеть ее и жечь факелами. После этой пытки ее головой вниз бросили в чан с водой. И снова появилась голубка, неся в клюве ветвь, – и крест воссиял над чаном, откуда святая поднялась, избавившись от пут. Было слышно, как голубка произнесла: «Марина, иди к Жениху всех праведных!» Видя такое чудо, множество присутствовавших там язычников обратились в истинную веру и просили святую наставить их в учении, дарующем спасение. В величайшей ярости правитель приказал обезглавить их всех вместе со святой Мариной [4] .

    Придя на место казни, мученица просила палачей дать ей время для молитвы и, повернувшись на восток, обратилась ко Господу с мольбой признать святость души и тела тех, кто встал на ее защиту. Завершив молитву, она позвала палача, дабы тот исполнил свое дело, но, охваченный благочестивым страхом, он обратился в веру Христову и отказался поднять руку на святую. Тогда Марина сказала: «Ты не поможешь мне, если промедлишь с исполнением того, что тебе приказали». Дрожащей рукой он отрубил ей голову.

    Некий христианин по имени Феотим, который тайно приносил святой пищу в темницу, пришел за ее телом и достойно похоронил. В эпоху крестовых походов (1204) мощи святой Марины почитались в Константинополе в церкви Христа Всевидящего (Пантепопта).

    Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

    Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
    адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

    Великомученица Марина Маргарита Антиохийская

    Зависит ли сила веры и духа от возраста? Много веков назад на заре распространения христианства юная дева по имени Мария доказала, что духовные подвиги могут совершать люди любого возраста.

    Житие великомученицы Марины (Маргариты) Антиохийской

    О жизни святой Марины Антиохийской рассказывают различные источники, дающие подчас противоречивые сведения. Но все они рассказывают об истории истинно верующей и храброй девушки.

    Рождение и православное воспитание

    В 292 г. в городе Антиохия, расположенном в римской провинции Писидия в семье жреца Эдесия родилась девочка, которую назвали Марина. Вскоре её мать умерла, и отец нашёл для дочери кормилицу. Женщина втайне исповедовала христианство и рассказывала о его основах своей воспитаннице.

    Слова истинной Веры нашли отклик в сердце девочки отклик. В 12 лет она призналась отцу в своей преданности богу христиан — Иисусу Христу. Эдесий отказался от дочери-христианки, но разрешил ей остаться в его владениях в качестве пастушки.

    Встреча с префектом провинции

    Однажды, когда Марине было 15 лет, она пасла стадо овец своего отца. По дороге, проходящей мимо, в это время ехал эпарх провинции Олимврий. Он возвращался из города Асии, где по поручению императора Диоклетиана разыскивал христиан.

    Чиновник был поражён красотой девушки и предложил ей стать его женой. Но красавица отвергла его предложение, сказав, что у неё уже есть жених, прекрасней и богаче которого нет на земле. Она открыто заявила, что является невестой и рабой Иисуса Христа. Правитель приказал арестовать девушку и доставить её в город.

    Интересно: в начале IV в. император Диоклетиан ужесточил политику в отношении христиан, проживающих в империи. Им не разрешалось занимать государственные должности, проводить богослужения и проповеди. Людей, уличенных в причастности к новой религии, ждала смертная казнь.

    Искушения и мучения

    Марину доставили во дворец правителя, который снова предложил ей быть его супругой. Но ни его предложение, ни богатства не привлекали девушку, которая мечтала принять крещение через кровь, подобно первым христианским мученикам.

    Экзарх повелел подвергнуть строптивицу пыткам. По его велению девушку раздели и били палками, а затем привязали к дереву и хлестали железными плетьми с крючьями. Все истязания молодая христианка переносила со смирением и внутренней молитвой. Через некоторое время мученицу бросили в темницу.

    Здесь ей явился сатана в образе гигантского дракона. Он заглотил деву, но она сумела осенить себя крестным знамением, от которого враг человечества лишился силы. Он выпустил узницу из чрева и превратился в огромного чёрного пса.

    Храбрая христианка схватила его за шерсть и ударила по голове молотом. После победы девы над бесом, потолок узилища раскрылся и в него в ярком свете опустился большой крест, на котором сидел голубь. В этом свете все раны на теле Марины затянулись.

    Читайте также:
    Житие праведного царя Давида - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

    На следующий день правитель снова предложил девушке отречься от своей веры и принести дары языческим богам. Услышав очередной отказ Олимврий приказал жечь юную христианку огнём. Её тело почернело от ожогов, но мученица только молилась.

    Крещение и мученическая смерть

    Стойко претерпев мучения, Марина молила Господа о даровании ей водного крещения. Правитель услышал её слова и велел наполнить водой самый большой чан, чтобы утопить в нём христианку. Девушку связали и бросили в воду, но в этот момент с неба полился яркий свет, в котором к чану спустился голубь с венком в клюве.

    Путы спали с девы, и она вышла из воды полностью исцеления. Произошедшее на глазах сотен людей чудо заставило их уверовать в истинного Бога. Правителя охватил сильный гнев, под действием которого он приказал казнить мечом храбрую девушку и всех людей, уверовавших в Иисуса Христа.

    Когда палач занес меч над головой Марины, земля содрогнулась и на землю вступил Спаситель в окружении сонма предстоятелей. Царь Небесный пришёл встретить свою невесту и проводить её в свою обитель. Увидев новое чудо, палач уверовал в истинного Бога и не смог поднять меч на невесту Христова.

    Но Марина заставила его совершить дело, порученное правителем, и сама подставила шею под меч. Тело молодой мученицы забрал христианин по имени Феотим. Он же создал первое житие святой Марины.

    Интересно: Марину казнили 30 июля 307 г. В следующие дни римские власти казнили более 15000 человек. В их число входят не только верующие христиане, но и все люди, произносящие имя Иисуса Христа.

    Почитание и мощи святой

    Основоположником почитания Марины Антиохийской является Феотим. Он присутствовал при мучениях и казни девушки, после которых забрал её тело и спрятал в доме праведной горожанки — жены местного чиновника.

    Затем для мощей построили специальную каменную усыпальницу, где регулярно проходили литургии. По молитве у мощей мученицы происходили многочисленные чудеса, что послужило основанием для её прославления в лике великомученицы.

    Восточнохристианская традиция

    Почитание святой Марины в восточной христианской традиции установилось с IV в. В VIII в. византийская императрица Мария перенесла святые мощи в Константинополь. Здесь они хранились до разорения города крестоносцами. Дальнейшее развитие почитания Марины в восточном христианстве связано с поместными церквями, территория которых располагается близко к её родине.

    Частицы мощей великомученицы располагаются в православных обителях Греции, Болгарии и Египта. Особым почитанием пользуется Марина Антиохийская у афонских монахов. Частицы её мощей находятся в следующих обителях, расположенных на святой горе:

    • Ксенофонт;
    • Хиландар;
    • Эсфигмен;
    • Иверская обитель;
    • Пантелеимонов монастырь.

    Русская Православная Церковь также почитает мученицу. Частицы её мощей находятся в Троице-Сергиевой лавре и церкви Воскресения Христова в московском районе Сокольники.

    Интересно: до начала XXI в. всех девочек, нареченных при рождении именем Маргарита, в Православной Церкви крестили именем Марина. В 2000 г. к лику святых была причислена инокиня Маргарита Закачурина, память которой празднуется 15 декабря.

    Католическая церковь

    В католической церкви почитание святой Марины утвердилось в X в. До этого времени её житие считалось апокрифическими сочинениями и не признавалось римским епископом. Это мнение было официально закреплено указом папы Геласия I в конце V в.

    Со времени возрождения почитания святая Марина в латинских источниках упоминается под именем Маргарита. Это имя взято из первого жития, составленного Феотимом. Он говорит, что дева была прекрасна подобно жемчужине, что по-гречески произносится как «Маргарита».

    В 908 г. часть мощей святой Маргариты, хранящаяся в Антиохия, была перенесена в монастырь Монте-Фиасконе, расположенный в итальянской провинции Тоскана. После падения Константинополя крестоносцы вывезли мощи великомученицы в Европу. В XVII в. эта часть честных останков хранилась в венецианской церкви, посвящённой антиохийской святой.

    По католической традиции считается, что святая Маргарита Антиохийская являлась Орлеанской Деве — Жанне Д’Арк, призывая её встать на защиту родины.

    О чем молятся святой Марине Антиохийской

    В православной традиции святая Марина является покровительницей женщин по имени Марина и Маргарита. При этом молиться ей могут не только женщины, названные в её честь. Молитва святой великомученице помогает:

    • защищаться от физической и духовной агрессии;
    • лечить недуги, поражающие тело и душу человека;
    • найти душевный покой и укрепить силу духа;
    • выбрать правильный духовный и жизненный путь.

    Для молитвенного обращения можно выучить специальную молитву. Святой Марине написаны тропарь, кондак и две молитвы.

    Следует помнить, что предстоятели слышат любые обращенные к ним слова, которые идут от сердца молящегося человека.

    Иконография и изображения в искусстве

    Изображения Марины Антиохийской существуют как в восточном, так и в западном христианстве.

    Русская иконография

    В русской православной традиции существует два традиционных извода иконографии святой Марины. Самой распространённой является поясная икона, на которой великомученица изображена по пояс. Фигура, одетая в синюю тунику и красный платок.

    Красный цвет одеяний символизирует кровь, которую пролила дева во имя Веры. В левой руке она держит распятие, а правую поднимает в благословляющим жесте. Изображение размещено на небесно-голубом или золотом фоне.

    Читайте также:
    Иоанн Тобольский: житие святителя, книги и труды, мощи и дни памяти

    Икона, изображающая святую Марину в полный рост, повторяет композиционное и цветовое решение поясного образа. Иногда на заднем фоне располагаются архитектурные формы.

    Балканские и коптские иконы

    Помимо традиционных иконографических изводов в восточнохристианских церквях существуют следующие изображения:

      «Победа над силами зла» — многофигурный извод, изображающий сцену борьбы святой Марины с бесом. Святая дева в традиционном сине-красном одеянии в одной руке сжимает молот, а другой удерживает нечистую силу. Бес может изображаться в виде невысокого темнокожего мужчины, огромного чёрного пса или существа с копытами и рогами. Действие борьбы происходит на фоне городской архитектуры.

    Западноевропейское искусство

    На католических иконах святая Маргарита изображается вместе с драконом или змеем. На индивидуальных изображениях мученицу можно узнать по пастушьим атрибутам, символизирующим её жизнь во время жизни в поместье отца.

    К концу эпохи Средневековья иконы уступают место религиозным картинам, которые делают образ Маргариты более современным. Художники одевают её в современные модные наряды и помещают на фоне средневековых декораций.

    Святая великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская — пример истинно верующего человека, который со смирением и радостью принимает путь мученицы. Молитва ей помогает обрести уверенность в своих силах и выбрать правильный путь в жизни.

    Имя Марина: мученица, победившая дьявола и явившаяся Жанне Д’Арк

    Приблизительное время чтения: 6 мин.

    30 июля Православная Церковь вспоминает великомученицу Марину. О происхождении имени, о том, почему на иконах святую часто изображают вместе с маленьким бесом, и почему на Западе Марина превратилась в Маргариту, рассказывает новая статья в рубрике “Значение имен”

    Происхождение имени Марина

    Как и многие другие парные греческие и римские имена, имя Марина является женским вариантом мужского имени. Вероятнее всего Марин некогда являлось когноменом, то есть родовым прозвищем в древнем Риме и переходило из поколения в поколение. Марин – «marīnus» – в переводе с латинского значит «морской», соответственно Марина – морская. В римской мифологии, например, к богине Венере часто применялся эпитет Марина (Venus Marina). Это было следствием того, что римская Венера отождествлялась с греческой богиней Афродитой, рожденной из пены морской. И как Афродиту называли Афродита Анадиомена (вышедшая из пены) или Афродита Пелагиос (морская), так же и Венеру именовали Венера Марина. В этом смысле Пелагея и Марина, несмотря на разницу звучания, являются синонимичными именами.

    В Россию имя Марина пришло из Греции. С VIII века в Греции начинается широкое почитание великомученицы Марины Антиохийской, день памяти которой Православная Церковь совершает раз в год, 30 июля (17 июля по ст.стилю).

    Однако в России имя никогда не было широко распространенным. Специалисты отмечают, что это имя было скорее городским, в сельской местности употреблялось редко. Пик популярности имени Марина в России пришелся на 1962 год, когда каждая двадцатая новорожденная девочка в стране получила имя Марина. Однако, уже к концу XX века интерес к этому имени резко снизился: с двенадцатого места в рейтинге популярности Марина переместилось на двадцать четвертое.

    Великомученица Марина Антиохийская

    Св. вмц. Марина. Цветная литография. Греция, конец XIX века

    В Антиохии, которая находилась в малой Азии, в семье языческого жреца Эдессия, родилась дочь. Ее назвали Марина. Мать девочки вскоре умерла, и отец отдал младенца на воспитание кормилице, которая жила в 15–20 километрах от города. Здесь, в сельской местности Марина воспитывалась и взрослела. Девочка была скромна и благочестива. Ей исполнилось двенадцать лет, когда начались жестокие гонения на христиан императора Диоклитиана. Тогда (303–305 года) император приказал разрушать церкви, сжигать христианские книги, лишил христиан всяческих гражданских прав: должностей, права голоса в публичных собраниях и даже права обращаться за справедливым судом. Вскоре христиан стали арестовывать, заключать в тюрьмы и требовать поклоняться идолам. За отказом подчиниться воле правителя следовали пытки и казнь христиан. Это были жестокие времена. Многие христиане скрывались от преследований: кто в лесах, кто в дальних селениях, но даже там люди продолжали свою проповедь. От одного из таких христиан Марина впервые услышала об Иисусе Христе. Она не только уверовала, но и желала креститься. И так как не было священника, который мог бы совершить над ней таинство, то она надеялась в будущем уподобиться христианам, которые крестились собственной кровью и пролили ее за Христа. Желание Марины стать мученицей возмутило ее отца. Узнав, что дочь исповедует Христа, он разгневался и отрекся от нее, сказав, что больше своей дочерью не считает. И Марина как простая пастушка стала стеречь его овец. Как-то раз в поле девушку увидел Олимврий, наместник восточных областей Римской империи. Он направлялся в Антиохию, столицу Галатии из города Асия. Олимврий объезжал подчиненные ему территориям для розыска христиан. Пятнадцатилетняя Марина была так юна и прекрасна, что епарх задержался, чтобы познакомиться с ней.

    Миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье» работы Жана Фуке, Музей Конде

    Она разумно и кротко отвечала на его вопросы и очень понравилась ему, что епарх даже решил на ней жениться. Не смутило его и то, что девушка объявила себя христианкой. Олимврий был гонителем христиан и считал, что уж с этим препятствием он знает, как справиться. Он арестовал девушку и под конвоем привел в Антиохию, где передал суду. На судилище епарх уговаривал Марину принести жертву языческим богам и не только обещал щедрое вознаграждение, но и публично предложил ей стать его женой. Но девушка в ответ лишь молилась и просила у Бога дать ей крепости и мужества посрамить врагов. А Олимврию и заявила, что верит во Христа и иного жениха не желает. Тогда начались ее длительные мучения. Марину по приказу епарха долго секли плетями, прибили гвоздями к доске и раздирали тело трезубцами. На ночь девушку бросили в темницу. Марина не только терпеливо сносила мучения, но и не переставала молиться. Под покровом ночи в темнице ей явился дьявол в облике змея. Он поглотил ее, как некогда кит Иону. В чреве змея девушка совершила крестное знамение, чем разорвала его на части. Выйдя из тела змея, как говорит житие, она получила исцеление от ран. Когда утром ее привели к Олимврию, она была совершенно здорова без следов пыток. Кто-то, видя что на теле девушки не осталось ран, уверовал во Христа, кто-то счел это колдовством. Епарх же вновь убеждал девушку принести жертвы идолам. Именно они, по его мнению, исцелили ее. Но Марина в ответ смеялась над мучителем и продолжала славить Бога. Ее жгли огнем, а она возносила Богу молитвы: «Господи! Ты сподобил меня за имя Твое пройти через огонь, сподобь пройти и через воду святого крещения, и, омытую от грехов, введи меня в покой Твой». Слыша слова девушки, епарх приказал утопить ее в бочке. Когда палачи приступили к этому, земля затряслась, веревки, сковывавшие ее руки, спали, и девушка не только не утонула, но вышла исцеленной теперь без следов ожогов. Еще большее число тех, кто видел это, уверовали во Христа и тут же стали славить Его. Растерянный от произошедшего, разъяренный собственным бессилием Олимврий приказал сечь мечами всех, кто только упоминает Христа. Тогда погибло пятнадцати тысяч человек. Палач отрубил голову и святой Марине, которая сама подставила ее под острый меч. Это произошло 30 июля. Свидетелем всему был некто Феотим. Он присутствовал при мучениях святой девы и записал ее житие.

    Читайте также:
    Петр Могила: житие и биография, книги и труды, правило

    Марина или Маргарита?

    Франсиско де Сурбаран. Святая Маргарита». Национальная галерея, Лондон.

    Мощи великомученицы Марины были помещены Феотимом в каменную гробницу. Вскоре у них начали происходить исцеления и другие чудеса. Особенно часто здесь исцелялись бесноватые и душевнобольные. Тогда же святая Марина стала широко почитаться христианами, хотя формальной канонизации еще не произошло. Но если у восточных христиан и коптов традиция почитания Марины никогда не прерывалась, то в Европе, в 494 году, папа римский Геласий I объявил житие великомученицы Марины апокрифическим.

    В VIII веке византийская императрица Мария перенесла мощи святой в Константинополь. Вплоть до 1204 года, когда крестоносцы вошли в монастырь Пантепонта, мощи хранились там. Примерно тогда же, в эпоху раннего Средневековья, восстановилось почитание святой Марины в Западной Европе, с той лишь разницей, что теперь ее стали называть Маргаритой Антиохийской.

    Смена имени с Марины на Маргариту не должна смущать, ведь Маргарита было всего лишь прозвищем Святой Марины. Ее агиограф Феотим, описывая в житии красоту и стать Марины, называет девушку «Маргарита», то есть «жемчужина». Именование святой по-разному на Востоке и Западе укоренилось в эпоху разделения церквей. Причем в Западной Европе святая Марина (Маргарита) стала почитаться наравне со святыми Варварой и Екатериной и изображаться попирающей дракона. Считается, что именно святая Марина (Маргарита) явилась в видениях Жанне и призывала ее идти спасать Францию.

    Святую Марину почитают и в восточной Православной Церкви. Так в Греции воздвигнуты сотни православных храмов в честь великомученицы Марины, а на Афоне сразу в четырех монастырях хранятся частицы ее мощей.

    Тропарь великомученице Марине

    Агница Твоя, Иисусе, Марина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша.

    Кондак великомученице Марине

    Девства добротами преиспещренна, дево,/ нетленными венцы венчалася еси, Марино,/ кровьми же мученичества обагрена,/ чудесы просветившися исцелений,/ благочестно, мученице, прияла еси почесть победы твоего страдания.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: